Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей приня. Социализация личности. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (теория, словарь, тест)

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль-турных норм и социального опыта, необходимых для успеш-ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь-ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления о том, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.


Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее принимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

В сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

В сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

В сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни.

Социальный институт — это исторически сло-жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ-ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Социализация достаточно сложное по составу и содержанию понятие. Дело в том, что изучением социализации занимаются самые разные дисциплины - от философии до социальной педагогики. И каждая из них строит свое собственное представление о социализации. Но даже в рамках одной дисциплины, например, психологии, существует несколько школ и направлений, связанных с изучением социализации. Все это, на первый взгляд, сильно усложняет работу по анализу представлений о социализации. Однако, если принять во внимание, что нас интересует прежде всего социализация с точки зрения становления (формирования) отдельного индивида, то круг рассматриваемых представлений о социализации может быть существенно сокращен. Исходя из этого, в поле нашего внимания попадают, в основном, психологические и социально-педагогические представления.

Одна из главных задач анализа представлений о социализации состоит в том, чтобы выявить базовые признаки, характеризующие социализацию как объект оценки. Самое общее представление о социализации можно почерпнуть из словарных определений этого термина. Приведем здесь некоторые из них.

«Социализация (от лат. socialis - общественный), развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества» .

«Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит» .

« Социализация (от лат. socialis – общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля» .

« Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» .

Примерно в том же ключе дает определение социализации И.С. Кон. Он пишет: «С одной стороны, социализация – это обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой - формирование его личной идентичности и образа Я» .

Общее в этих определениях состоит в том, что социализация включает, с одной стороны, усвоение социальных норм и ролей, а, с другой – развитие личности. Лишь в одном из приведенных выше определений социализация рассматривается односторонне - как процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Это представление о социализации с позиции общества. С этой позиции человек выступает как объект социализации. Это позиция социологии и социологов в вопросе о социализации, но и здесь говорится о том, что социализация индивидов не сводится исключительно к усвоению социальных ролей, а включает еще и развитие личности . Отметим, что второй компонент характеризуется в этих определениях по разному: в одном случае как формирование личности и самосознания, в другом - как формирование личной идентичности и образа «Я». В целом же можно сказать, что определения дают лишь самое общее представление о социализации, но не раскрывают в полном объеме содержания, соответствующего им. А это означает, что они не дают достаточно полного представления о социализации, без чего, очевидно, невозможно получить ответы на многие вопросы, связанные с оценкой социализации. Чтобы получить эти ответы, необходимо обратиться к исследованиям, в которых дается более развернутое представление о социализации.

Выше говорилось о том, что в социализации можно выделить два ключевых направления: одно, связанное с усвоением социальных норм и ролей и другое, связанное с развитием личности. Оба направления являются составляющими процесса социализации, при этом каждое из них имеет свои специфические функции и содержание. В этом разделе мы остановимся подробнее на первом из них и прежде всего попытаемся выяснить, что означает «роль», «социальная норма», «усвоение социальных ролей» в контексте социализации.

В социальной психологии и педагогике термин «роль» означает «нормативно заданный и одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего то или иное положение (статус) в группе или обществе». Отмечается, что усваиваемые человеком роли могут носить как формальный, так и неформальный характер (например, моральные нормы) . Социальные нормы позволяют обществу контролировать поведение людей. Механизм этого контроля примерно таков: если поведение кого-то из членов общества отклоняется от норм, принятых в обществе, то общество вправе применить к нему санкции. За неправильное с точки зрения принятых в обществе норм поведения человек получает наказание. Оно может иметь разные формы: от общественного порицания (например, на улице или в общественном транспорте окружающие делают человеку замечание или призывают его следовать принятым общественным нормам), вплоть до уголовного преследования.

Роль как норма-образец и реальное поведение, как правило, не совпадают (А.Б. Добрович). Это связано с тем, что социальная норма характеризует поведение с точки зрения должного, а реальное поведение определяется не только должным, но и типом личности, характером воспитания и др. Поэтому «дистанция между "должным" и "возможным" в реальной жизни может быть достаточно велика .

В социальной психологии это различие закреплено в понятиях «роль» и «ролевое поведение». Ролевое поведение, в отличие от нормативно заданного образца, это реальное (актуальное) поведение человека. А.Б. Добрович поясняет это различие, используя аналогичные по смыслу понятия «роль» и «функция». «Функция, - пишет он, - может быть одной и той же, а исполнение роли меняется». «Например, функция покупателя во всех магазинах одинакова, но в магазине с высоким качеством обслуживания – там, где формальная роль Продавца исполняется персоналом мастерски, - по-иному исполняется нами и роль Покупателя. Мы улыбаемся, мы вежливы и терпеливы, мы благодарим продавца за помощь, как и он нас за покупку. И, однако, данная социальная функция, - продолжает Добрович, - диктует нам известные рамки в исполнении формальной роли. Можно быть требовательным или предупредительным покупателем, упрямым или уступчивым, хмурым или приветливым, но, тем не менее, нельзя высказывать продавцу, что вы думаете о его внешности, личной жизни или умственных способностях, даже если это комплименты. В вашу социальную функцию не входит оценка продавца как личности (хотя бы и положительная оценка). Самое большее, что вы можете себе позволить в формальной роли покупателя, - это сделать запись в книге отзывов, но и там вы вправе оценивать профессиональные, а не личные особенности продавца. .. Те, кто выходит за рамки уместной формальной роли при выполнении четко определенной социальной функции, считаются людьми невоспитанными, несдержанными либо недалекими» (, с. 77-78).

Из этого, в частности, следует, что в процессе социализации индивидами усваиваются социальные нормы, правила и образцы поведения, принятые в обществе. В соответствии с ними в дальнейшем строится и осуществляется реальное (актуальное) ролевое поведение. Но реальное поведение и нормы или образцы часто не совпадают.

В статье «Концепция социализации молодежи» социолог А.И.Ковалева рассматривает вопрос о теоретических и методологических основаниях усвоения индивидами социальных ролей . При этом она различает понятия социальная и социализационная норма. Она пишет: «Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. «Суть различия состоит в назначении той и другой: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализированности - регуляция вместе с освоением нормы (адаптация к ней и интериоризация индивидом, как основного свойства, как differentia spesifica). Цель регуляции – передача социальной нормы. Субъектно-объектная сторона регулирования определяется отношениями «передающий-усваивающий» (учитель- ученик)» .

В статье говорит о том, что следует различать три типа социализационной нормы: идеальный, нормативный и реальный. «Идеальный тип социализационной нормы определяется общественными идеалами и строя­щимися на их основе ориентирами личностного развития. В основе нормативного типа лежат формализованные положения о том, ка­ким должен стать человек, что могут и должны сделать соответствующие институты социализа­ции для обеспечения интеграции индивидов в общество». Что касается реального типа, то, как отмечается, он «имеет широкую вариативность, базирующуюся на автономии формиру­ющейся личности» .

Социализационная норма рассматривается на двух уровнях: индивидуальном и общественном. «На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению». На уровне индивида она представляет собой «многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик» (см. , с. 1).

Полагаем, что эти концептуальные положения следует учитывать при формировании представления об объекте оценки социализации учащихся. Но особенно они важны при определении социального заказа школе в отношении социализации учащихся. В настоящее время в рамках разработки нового стандарта образования социальный заказ школе формируется в отношении воспитания учащихся, но, как показывает анализ, в нем представлены в том числе и требования, связанные с усвоением социальных ролей (социальных компетентностей).

С учетом сказанного выше, рассмотрим вопрос о том, какие объекты могут и должны оцениваться, когда мы говорим об усвоении социальных ролей учащимися.

Наиболее важным показателем при оценке социального поведения является, конечно, реальное (актуальное) поведение, которое демонстрирует человек в конкретных социальных ситуациях. Однако, в условиях школы организовать оценку реального поведения достаточно сложно. Для этого пришлось бы организовывать специальные исследования и создавать ситуации, в которых проявлялось бы поведение, не обусловленное исключительно социальным пониманием роли или желанием все сделать «правильно». Таких возможностей и условий у школы нет. Поэтому наиболее приемлемым для школы был бы вариант, связанный с оценкой социальных норм и образцов (моделей) поведения. Существенным фактором в этом вопросе является то, что школа традиционно ориентирована на усвоение и оценку знаний, а социальные нормы и модели поведения – это и есть, по сути, знания.

Это, однако, не означает, что этим и следует ограничиться. Кроме знания норм существует еще ряд факторов, определяющих социальное поведение человека. К ним относятся: ценности, на которые ориентируется человек, мотивы поведения, отношение к ситуации и к тому, что в ней происходит, способность предвидеть последствия своих действий (или бездействия) в ситуации, а также способность к анализу, оценке и рефлексии. Эти знания и свойства личности являются предпосылками реального поведения и в значительной степени определяют его. Они играют существенную роль в том, как человек ведет себя в реальной ситуации и какие в конце концов принимает решения. Существенным в данном случае является и то, что эти объекты можно оценивать, опираясь на стандартные приемы и методы.

Подведем итоги. Одним из объектов в рамках оценки социальных ролей, как мы выяснили, являются знания - знание социальных норм, правил, образцов ролевого поведения. Но кроме знаний объектами оценки являются также умения, связанные с выполнением роли. В нашем случае их можно разделить на две группы: практические и интеллектуальные умения. Практические умения, связанные с социальным поведением человека, формируются преимущественно в опыте. Оценивать эти умения в условиях школы достаточно сложно. К интеллектуальным умениям относятся умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией. Важным показателем при оценке социального поведения является, кроме того, умения и навыки критического мышления.

Суммируя сказанное, перечислим основные категории объектов оценки социальных ролей. К ним мы относим:

    знание социальных норм (положений законов, правовых норм, правил и т.д.);

    знание образцов (моделей) ролевого поведения;

    умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией;

    ценности и установки, определяющие социальное поведение;

    мотивы социального поведения.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить перечень социальных ролей, которые можно рекомендовать для оценки в школе. Полный перечень ролей, которым, в принципе, должен научиться каждый человек, достаточно велик, поэтому рассчитывать на то, что все они или хотя бы большинство ролей будут осваиваться и оцениваться в школе, вряд ли разумно. Поэтому возникает дополнительная задача, связанная с определением списка или перечня социальных ролей, которые следует рекомендовать для усвоения и оценки в школе. Теоретически обоснованно решить этот вопрос по разным причинам не представляется возможным. Однако, на наш взгляд, достаточным основанием при определении набора социальных ролей, которые должны осваиваться и оцениваться в школе, может быть перечень ключевых компетенций, которые специалисты в области образования рассматривают в качестве перспективных задач и целей общего среднего образования. При этом необходимо учитывать и то, что содержание ряда учебных предметов, частично совпадает с содержанием социализации в части усвоения социальных ролей (социальных компетенций).

Список направлений социализации и социальных ролей, представленный ниже, является результатом обсуждения и групповой работы членов секции ГЭП «Оценка социализации учащихся». При создании этого списка мы ориентировались, во-первых, на наиболее значимые для усвоения школьниками направления социализации и, во-вторых, на традиционные учебные предметы, содержание которых частично совпадает с выделенными социальными ролями (см. таблицу 1).

Таблица 1. Социальные роли как предмет усвоения и оценки

Социальные ролaи

Уч. предмет, включающий содержание, относящееся к соц. ролям

Что проверяется?

Социальные роли учащегося :

роль учащегося как члена школьного коллектива;

роль учащегося как члена группы (класса);

роль ученика в отношениях с персоналом школы: учителями, воспитателями, администрацией

Знание устава и правил поведения в школе;

Гендерные роли :

традиционные роли мужчины и женщины в обществе

Биология, раздел «Человек»;

Обществознание

Знание норм поведения, обусловленных особенностями пола и статусом мужчины и женщины в обществе

Семейные роли:

роли сына (дочери), брата (сестры), отца, матери.

Обществознание,

Знание норм поведения в семье;

ролевые взаимоотношения в семье

Роли гражданина в обществе:

роль гражданина в отношениях с государством, окружающими,

роли, связанные с защитой гражданских прав и свобод,

роль гражданина как избирателя,

роль участника судебных разбирательств (в роли присяжных)

Обществознание, разделы «Человек и общество», «Политика», «Право»

Знание норм и моделей поведения гражданина

Внутригрупповые и межличностные роли :

роли партнера по общению;

формальные и неформальные роли учащихся в малой группе (классе)

роль друга (подруги), товарища

неформальные роли юноши (девушки) в отношениях с противоположным полом

роль пользователя «Интернет» в режиме общения и передачи сообщений

Обществознание, Литература, русский и иностранный языки;

Информатика и ИКТ

Знания и умения, связанные с общением и взаимодействиями

Социально-бытовые роли :

роли пассажира городского транспорта, пешехода, покупателя, водителя личного а/м, посетителя спортивных, музыкальных, театральных и др. культурно-просветительных мероприятий и др.

Знание норм и правил поведения в быту, общественных местах и при оказании первой помощи

Общественно-экологические роли :

роль защитника природы

роль защитника животных и растений

ОБЖ, Биология

Знание норм и правил поведения, связанных с экологией человека, охраной и защитой природы и животных

В связи с представленным выше списком объектов оценки может возникнуть вопрос: зачем кроме знаний включены в этот список умения, ценности, установки, мотивы? В том, что касается интеллектуальный умений (умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией), ценностей, мотивов, установок то целесообразность включения их в список объектов оценки обусловлена, во-первых, тем, что они во многом определяют нахождение рациональных решений (стратегий поведения) в социальных ситуациях, особенно в ситуациях не очевидных, имеющий проблемный характер. Другая причина состоит в том, что для оценки социализированности учащихся важным является не только показатель уровня усвоения социальных норм (знает – не знает - в какой степени знает), но и другие показатели, в частности, «принимает» или «не принимает» он эти нормы, осознанно принимает, неосознанно или под давлением. При этом, если уровень усвоения знаний можно рассматривать как педагогический критерий, характеризующий результаты оценки, то два других – принятие-непринятие и осознанность-неосознанность принятия, - с полным основанием можно отнести к психологическим критериям. Психологические критерии необходимы для более дифференцированной оценки учащихся с точки зрения отношения учащихся к усваиваемым нормам.

Дальнейшее рассмотрение этого вопроса связано с определением показателей и критериев оценки социальных ролей, определением требований к оценке, разработкой средств оценки, типов оценочных заданий и моделей интерпретации результатов тестирования. В настоящее время ведется работа по всем этим направления и уже получены определенные результаты. В частности, разработаны три методики оценки социальных ролей: методика оценки социально-бытовых ролей (роли пассажира городского транспорта), методика оценки семейной социализации и методика оценки экономической социализации (роли Потребителя) (см. , , ).

Литература

    Демидова И.И. Опыт разработки методики социализации школьников в социально-бытовой сфере. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения - М.: Просвещение, 1987, с. 77-78.

    Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. – М.: 2003.

    Кон И.С. Социология личности. – М.:, 1967.

    Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

    Макаров В.В., Митрофанова М.М., Харджиева С.В. Методика оценки экономической грамотности школьников. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    Педагогический энциклопедический словарь. Под. Ред. Б.М. Бим-Бада. - dictionary.fio.ru.

    Психологический толковый словарь.– www. medlinks.ru. distionary/.

    Психологический словарь. Под ред. Мещерякова, В.П. Зинченко – www.koob.ru.

    Социализация. Психологический словарь «Планея». - http://planey.ru

    Трубачева И.Б. Методика оценки семейной социализации. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

«Идеальный тип составляет ядро социализационной нормы. Нормативный тип можно предста­вить окружающим ядро расширенным пространством, которое прозрачно, понятно, рационально, ограничено, но границы мягки, легко раздвигаемы: дистанция между "должным" и "возможным" в реальной жизни может быть велика. Реальный тип социализационной нормы, распространяю­щейся аморфным слоем за нормативным пространством, имеет слабую прозрачность, он неодно­роден, подвижен, без четко обозначенных границ. Его периферийные участки как бы "продав­ливают" новые границы нормативности и отклонения ().

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов), обучение (приобретение новых знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в определенном возрастном диапазоне).

Социализация - процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии - начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область приписываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.

Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации - начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация - превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Таким образом, содержание социализации - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

Виды социализации

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

1. с первой и второй половиной жизни;

2. с формальными и неформальными институтами.

Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация - это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.

Другие ученые считают, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная - под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д.

Вторая точка зрения может быть более убедительна тем, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы - это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Первичная группа - семья, группа ровесников. Вторичная группа - армия, школа, институт, суд и др.

Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная - во вторичных группах. Первичные социальные группы - это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы - это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример - армия. Неформальными - взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример - семья.

Обе группы - первичная и вторичная, - как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Вопрос 12. Социализация: понятие, содержание, механизмы. Стадии и институты социализации.

Нет единого определения термина С. В процессе социального развития ребенка можно выделить два аспекта:

    Процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей . Эта ориентировка возможна благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

    Происходит формирование структур индивидуального самосознания , связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Таким образом, процесс социального развития мыслится как активное взаимодействие с социальной средой. Для характеристики этого вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации .

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т.е.:

    способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

    избирательное отношение к социальным воздействиям;

    низкую социальную ригидность;

    сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

2. Понятие социализации.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу и т. п.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Понятие воспитания имеет два смысла в нашей П:

В узком – процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм.

В широком – воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

Если рассматривать понятие воспитания в узком смысле слова, то С отличается по своему значению, а если в широком, то они тождественны.

Соотношение социализации с социальным развитием-????

Социализация – непрерывный процесс. Существуют три сферы Социализации:

    Деятельность. Три процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят и между различными ее видами; централизация вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. это расширение каталога действий. Важен процесс целеполагания. Индивид становится субъектом деятельности.

    Общение. Это увеличение числа контактов и переход к диалогическому общению. Важно: как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

    Самосознание. Самосознание включает в себя самоопределение, самореализацию и самоутверждение, самооценку. Понимание личности себя как некой ценности и вопрос идентификации. Развитие самосознания в ходе С – процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением соц опыта в условиях расширения диалога деятельности и общения.

Социализированность – владение социальными нормами.

3. Механизмы и стадии социализации .

С имеет две функции: передача соц опыта и индивидуализация. Механизмы С:

Соц-психологический (внушение, подражание, заражение)

Институциональный.

Обращаясь к Фрейдизму, мы видим, что процесс С протекает в раннем детстве индивида. Пиаже включает в этот процесс и юношество. А Эриксон говорит о бесконечности процесса С. Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует не возраст, а трудовую деятельность человека. Выделяются три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Дотрудовая стадия разделяется на два периода: а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления в школу), б) стадия обучения (все время обучения в школе). Что касается обучения в вузах и техникумах, то здесь вопрос получает двойственное решение: с одной стороны, это также период обучения и не может быть в строгом смысле отнесен к трудовому периоду, с другой стороны, учебная деятельность данных заведений столь отлична от школьного учебного процесса, а порой и совмещается с трудом, потому не может быть отнесена и к дотрудовой стадии.

P.S. Предложите комиссии выделить эту стадию в отдельную, сойдете за умного

Трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека. Социализации во взрослом возрасте в последнее время уделяется обширное внимание. Можно обозначить два направления исследований: понимание социализации как непрерывного процесса – характерно для социологов; понимание социализации взрослых как переосмысления детского опыта – характерно для психологов.

Послетрудовая стадия является достаточно новой проблемой для исследований социализации. Один подход рассматривает эту стадию как свертывание всех социальных функций и десоциализацию. Другой, напротив, считает это время достаточно активным, в частности, в плане воспроизводства собственного социального опыта при взаимодействии с младшими поколениями. Более того, в это время приходится осваивать новые социальные роли, такие как бабушка, дедушка, пенсионер и т.п. В пользу этого подхода свидетельствует концепция Э. Эриксона, который стадию после 65 лет обозначил как период «мудрости» и окончательного становления идентичности.

Можно дать еще один вариант классификации механизмов социализации исходя из онтогенетического принципа их развития у ребенка. В процессе социализации можно выделить следующие части: инкультурацию (трансляция культурных ценностей), интернализацию опыта (усвоение социального опыта и механизмы этого усвоения), адаптацию (рассматриваются результаты социализации). Эти части отражают процесс вхождения в общество. Сторона воспроизводства социального опыта может быть рассмотрена как процесс конструирования социальной реальности. Разделение на части достаточно условно, они неразрывно слиты.

Инкультурация по Херсковицу есть процесс, в котором индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Выделяется два этапа инкультурации: детство (освоение языка, норм и ценностей культуры) и зрелость (касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, новшеств).

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют межпоколенную трансмиссию . Три вида:

    вертикальная трансмиссия – передача от родителей к детям;

    горизонтальная трансмиссия – в общении со сверстниками;

    «непрямая» (oblique ) трансмиссия – в специализированных институтах социализации (вуз, школа) и на практике – у окружающих взрослых, помимо родителей (соседи, тети, дяди).

Интернализация – совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. Два частных случая этого процесса: усвоение моделей поведения ; усвоение социальных значений : символов, ценностей, установок.

    Модели поведения. Основные положения:

    1. интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости модели.

      успешность интернализации моделей зависит от степени согласованности требований ближайшего социального окружения.

      межиндивидуальные различия редки или не рассматриваются вообще.

      популярный объект исследований: полоролевое и просоциальное поведение.

    Усвоение значений. Общие положения:

    1. интернализация социальных влияний является многоуровневым процессом.

      данный модус является необратимым.

      индикатором усвоения является добровольное социально утилитарное поведение.

      основным фактором успешности выступает степень осознанности интернализируемых влияний.

Рассматривают различные механизмы интернализации. Теории научения – классическое и оперантное обусловливание, теории социального научения – наблюдаемое поведение и условия, в которых оно разворачивается, психоанализ – механизм рационализации, когнитивисты – механизм интернализации есть редукция когнитивного диссонанса.

Адаптация – рассмотрение социализации с точки зрения ее возможных результатов. Для исследований в данном русле характерны следующие представления:

    Социализация понимается как конечный процесс.

    Социализация понимается как сугубо количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств.

    Социализация выступает как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации.

Конструирование реальности предполагает наличие активности индивида в процессе социализации. Существенны два положения:

      реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле – сотворенные;

      способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности связана с двумя особенностями его представлений о мире: имплицитной представленностью в них «поля культуры» и интенциональностью (мы всегда способны представить себе объекты социального мира по-другому, чем они есть на самом деле.

Можно рассказать о стадиях развития по Колбергу

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности анало-гично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных на-выков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достига-ют по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остают-ся нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (пер-вая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей ста-дии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслу-жить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают инте-ресы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии фор-мируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слиш-ком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоко-нравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются соб-ственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принци-пы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку.

4. Институты социализации.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Что касается дошкольных детских учреждений , то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа . Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Здесь обязательно соблюдение тех норм и правил, которые господствуют и в других социальных институтах, здесь формируется представление о принятых в обществе санкциях - наказаниях и поощрениях, т.е. ребенку передается вся система социальных требований. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь. Группа сверстников в школе - это первая свободно избранная ребенком группа, в отличие от семьи и группы учителей. Ее особая ценность для ребенка в том, что он обретает независимость от контроля взрослых, порой даже возможность противодействия ему. И. С. Кон называет три психологические функции группы сверстников: они представляют собой специфический канал информации, что особенно важно в области проблем пола; они воплощают в себе особый вид деятельности и межличностных отношений (в групповой игре, например, развиваются такие навыки социального взаимодействия, когда статус в нем надо еще заслужить, что способствует развитию соревновательной активности); наконец, они предлагают особый вид эмоциональных контактов - любовь и уважение равных, что обеспечивает ощущение благополучия . Активный процесс общения в группе сверстников способствует включению коммуникации в процесс социального познания.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз . Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив . В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

средства массовой информации можно рассмотреть как канал формирования массового сознания. Наряду с такими социальными функциями, как обеспечение социального контроля и управления, интеграции общества, реализации социальной активности граждан, формирования общественного мнения и распространения культуры, в СМИ выделяются и специфическиесоциально-психологические функции. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них - это функции социальной ориентировки человека и группы, формирования социальной идентичности, контакта с другим человеком, его самоутверждения. Ориентировка человека или группы в социальном мире осуществляется путем создания общественного мнения и конструировании стратегий поведения в различных ситуациях. То есть СМИ позволяет как сформировать представления о социальном мире, так и выбрать стратегии поведения в нем. Роль средств массовой информации в процессе социального познания заключается также и в том, что в них зачастую предлагается уже готовый образ какого-либо социального явления. Стоит также отметить, что средства массовой информации играют большую роль в распространении социальных стереотипов.

Другие институты – церковь. В традициях психологии неоднократно ставился вопрос о роли религии, в частности религиозного сознания, в формировании представлений человека об окружающем его мире. Хотя в любой религии содержится система взглядов и на человека, и на природу, и на общество, особый интерес анализ религиозного сознания представляет с точки зрения того, как в нем осмысливаются общественные проблемы.

Этнокультурная вариативность процесса социализации

и в процессе культурной трансмиссии. Американские культурантропологи во главе с Г. Барри выделяют несколько агентов социализации, различающихся по характеру влияния на дитя:

Опекунов, осуществляющих уход за ребенком, удовлетворяющих его физические и эмоциональные потребности;

Дисциплинаторов, распределяющих наказания;

Воспитателей, целенаправленно обучающих дитя, передающих ему соответствующие знания и навыки;

Компаньонов, участвующих в совместной с ребенком деятельности на более менее равных правах;

Сожителей, проживающих в одном доме с ребенком

совсем разумеется, что никогда не было и не может быть не зависящей от культуры «общей иерархии степени влияния и социальной значимости социализаторов».

В зависимости от культуры в обществе существует разная иерархия, распределение ролей, разные ценности, а также различные способы воспитания и передачи опыта. И бла-бла-бла. Вспомнить даже разные виды пеленания детей).

Критерии сравнения

    Жесткость, мягкость, род власти, сепарация. Отлучение от груди

    Допустимость интимных отношений

    Способ пеленания

    Насколько взрослый вмешивается в игру, изолированность детской игровой культуры

    Допустимая форма эксперссивности

Политическая социализация

Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в любом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политическо­го поведения, выделяются следующие типы политической социализации .

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти.

плюралистический тип , которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материко­вой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных суб­культур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы.

конфликтный тип , характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затруд­няют достижение согласия между носителями различных культур и властью.

гегемонистский тип , предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

1) определяет политические цели и ценности, к которым стре­мится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления о приемлемых способах политическо­го поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

5) формирует способности к познанию окружающего мира;

6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и устано­вок. Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.

Немного об информационной среде. Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр и т.д. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.

Информационная среда – это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия «информационное поле», «информационное пространство».

С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (офис, выставочный комплекс, библиотека) и об информационной среде за их пределами (макросреде). Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду. (Например: изобретение сети Интернет привело к изменениям внутренних информационных ресурсов библиотеки. Сегодня при библиотеках открываются Интернет-залы, предоставляющие пользователям новые современные информационные документы и базы данных.)

Внутренняя информационная среда – это информационные ресурсы и все, связанное с информационной деятельностью работника и пользователя в информационной службе (в нашем случае в библиотеке). О ее роли в социализации можно додумать самостоятельно)))

Социализация в изменяющемся мире (я не знаю, где про это можно что-то нормальное найти)

Социальная нестабильность - это не просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений, но возможная рассогласованность их, т.е. смена направления и темпа изменений, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах человеческих отношений). Именно сцепление этих обстоятельств приводит к социальной нестабильности. Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабильность хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда возникает в определенные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму: она сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом. В частности, нестабильность накладывается и на тот образ общества, который существовал в массовом сознании до периода радикальных преобразований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереотипов и ценностей или, напротив, период достаточно динамичного развития. Все это имеет непосредственное отношение к тому, как будет складываться процесс социального познания в возникающей ситуации.

Специальный акцент на том, какое это имеет значение в ситуации нестабильности, делает А. Тэшфел: фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе - это социальные изменения. Поэтому для человека всегда является проблемой взаимодействие социального изменения и выбора поведения. Но выбор поведения обусловлен пониманием своего окружения. Следовательно, нет другого адекватного выбора поведения, кроме как умение столь же адекватно оценить сущность происходящих в обществе изменений.

Под социализацией личности понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Формирование субъектом необходимых качеств жизни в обществе называется социализацией. Социализация - достаточно сложный процесс. Она включает в себя рвдадение знаниями и навыками, благодаря которым человек приобретает социальную природу, становится дееспособным участником общественной жизни, осуществляет восприятие ценностей, Идеалов, норм и принципов социальной активности. Социализация имеет важное значение как для личности, так и для общества. Личностное значение социализации состоит в том, что благодаря ей индивид становится личностью. Благодаря социализации человек приобретает как типичные черты людей того общества, в котором он живет и той общности, к которой принадлежит, так и индивидуальные, свои собственные, неповторимые, в которых реализуются его способности и задатки, доставшиеся ему в наследство генетически. Если в процессе социализации эти черты будут формироваться у личности гармонично, она будет уверенно и комфортно чувствовать себя в обществе, легче интегрироваться в социальные общности, институты и организации. Значение социализации для общества состоит в том, что благодаря ей новое поколение людей перенимает от предыдущего материальные и духовные ценности, жизненный опыт, то есть все богатство культуры, тем самым обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Именно благодаря социализации общество продолжает функционировать. Нарушение процесса социализации личности в обществе может привести к конфликту поколений, общества и личности, упадку культуры, дезорганизации общественной жизни. В обществознании существуют различные подходы к процессу социализации. Можно выделить два основных: социобиологический и культурологический. Представители социобиологического подхода считают, что хотя культура влияет на социальную активность человека, многие ее виды, от агрессии до альтруизма, могут быть обусловлены генетически, так как существует человеческая «натура». Согласно этой точке зрения социализация представляет совокупность генетических предрасположений или тенденций, определяющих характер активности данного человека. Считается, что биологические особенности человеческой натуры помимо других факторов стимулируют употребление того или иного вида пищи, создание структур власти, охрану территории проживания. Таким образом, социобиологи признают, что усвоенное поведение может преодолевать влияние большинства генетических факторов и опыт людей формируется главным образом на основе обучения, но отдают предпочтение биологическим основам некоторых видов поступков людей. Представители культурологического подхода утверждают, что хотя людям свойственны генетически обусловленные рефлексы, тем не менее в их генах не запрограммированы сложные виды социального поведения. Они вынуждены учиться им в процессе жизнедеятельности. В качестве доказательства представители данного подхода приводят в пример первые месяцы жизни детей. Генетически обусловленные виды поведения требуют обязательного закрепления и развития уже сразу после рождения с помощью родителей. Эта помощь, а затем и самостоятельные действия детей составляют содержание социализации. Дети включаются в культурные отношения общества. Поэтому социализацию личности обусловливают, прежде всего, культурологические факторы. Более верной, видимо, является позиция, когда признается, что биологические факторы (гены, пол, возраст, тип нервной системы) составляют необходимую предпосылку и материально-физическую основу социализации личности, а общественная среда и ее процессы выступают факторами социализации. Действительно, чтобы человек мог осуществить социализацию, он должен реально существовать как индивид со всеми необходимыми для индивида природными признаками. Ho социализация индивида в природе не возникает и не происходит. Она возможна только в обществе среди других людей. Ближайшее окружение ребенка и образует первую необходимую среду и фактор социализации. Затем человек включается в более сложную систему социализации. Процесс социализации беспрерывен. Он происходит на протяжении всей жизни индивида. Как правило, его разделяют на три стадии (каждая имеет свои отличительные черты): дотрудовая (игровая); трудовая (активно-деятельная); послетрудовая. Рассмотрим для сравнения социализацию детей и взрослых. 1. Социализация детей и взрослых различается степенью овладения социальными ролями. Дети, как правило, имеют игровые социальные роли. Взрослые исполняют несколько ролей (специалиста в какой-либо области, родителя, члена трудового коллектива и т.д.). 2. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении содержания, методов и форм их внешней активности, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации на основе приспособления и подражания, любознательности. Если взрослые активно функционируют в социальной среде, то дети впитывают в себя из социальной среды нормы и правила поведения, информацию. Взрослые могут оценивать и переоценивать принципы, правила и нормы жизнедеятельности, устанавливать новые, дети способны усваивать их лишь с некоторой долей творчества. 3. Социализация взрослых ориентирована на понимание жизни людей и отношений с природой. Детям характерно эмоциональночувственное освоение социальных отношений и природы. Социализация в детстве строится на повиновении взрослым или на утверждении «своей» позиции. Дети включаются в первые формы социального взаимодействия, привыкают к выполнению определенных правил. Взрослые творчески осваивают различные социальные роли на работе, дома, в общественных процессах. Они устанавливают систему приоритетов и ценностей, которые определяют их смысл жизни в обществе и природе. 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы воспроизводить материальную и духовную культуру общества, решать свои смысложизненные задачи, формировать новые поколения. Социализация детей развивает элементы сознания, мировоззрения, формирует первые необходимые социальные качества поведения, общения и взаимодействий. Социализация старших поколений состоит в переосмыслении социального опыта, фиксации его в письменных и других символах и знаках культуры, в передаче знаний и опыта новым поколениям. Социализация личности и других субъектов общества осуществляется как самопроизвольно, стихийно по мере включения индивида во все более сложные и многообразные общественные отношения, так и целенаправленно с использованием целесообразности и творчества, организованного воздействия на человека с применением совокупности методов и средств. Процесс социализации осуществляется следующим образом. Во-первых, индивид осмысливая принятые в обществе правила и приемы поведения, одновременно корректирует свое поведение в зависимости от личного эмоционально-чувственного и интеллектуального развития, от способностей и таким образом утверждает себя в обществе (группе). Во-вторых, в межличностном и внутригрупповом общении индивид обменивается социальной информацией, усваивает соответствующие знаки передачи информации и культуры, правила общения, нормы поведения, устанавливает связи симпатии или антипатии, доверительности или подозрительности, коммуникабельности или отчужденности, корректирует на этой основе свое поведение, формирует новые знания, мировоззренческие позиции, навыки и умения, социальные качества. В-третьих, деятельность человека связана с такой его социальной активностью, которая характеризует творчество и созидание в труде, воспроизводство материальных и духовных ценностей, их распределение и потребление. Деятельность имеет также негативнодеструктивный аспект. Он связан с уничтожением отслуживших свой срок материальных и духовных ценностей, а также с применением насилия. Особенно опасна для человека и общества деструктивная деятельность людей в военных конфликтах и войнах. Социализация личности в ходе позитивной, общественнополезной созидательной деятельности является наиболее предпочтительной, эффективной и результативной, так как человек получает возможность проявить и реализовать свои творческие возможности и способности. Создавая новое или воспроизводя известные предметы или явления культуры общества, человек, как правило, испытывает удовлетворение деятельностью и проявлением своих социальных качеств. Они совершенствуются в процессе деятельности, в результате чего человек достигает мастерства, прочных навыков и умений, накапливает важный социальный опыт. В-четвертых, существует собственно духовная социализация личности как своеобразное обобщение и осмысление поведения, общения и деятельности, а также специального совершенствования знаний, эмоционально-чувственных и волевых состояний, ценностных ориентаций в сознании, элементов мировоззрения и конкретных социальных качеств, что образует духовный мир личности. Процесс социализации личности осуществляется в двух фазах: социальной адаптации и интериоризации. Социальная адаптация означает вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней с помощью различных социальных средств. Для этой фазы характерны: 1) восприятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальной общности, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководителя, семейных и соседских отношений и т.д.), а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей); 2) активность в новой социальной среде, приспособление к требованиям и правилам общества (группы). Социальная адаптация может быть активной и пассивной. Активная адаптация характеризуется тем, что индивид не только приспосабливается к новой социальной среде, но и пробует изменить ее: вносит и утверждает некоторые новые нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он считает необходимыми и важными для социальной среды. Осуществление активной адаптации во многом зависит от социального статуса индивида, а также от неординарности его личностных качеств. Пассивная адаптация - восприятие индивидом новых условий как они есть, корректировка своей деятельности и поведения с их учетом, без стремления что-то в них изменить. Показателями успешной адаптации являются: достижение индивидом высокого социального статуса в данной среде, а также, его удовлетворенность новой средой в целом и ее отдельными элементами: характером своей деятельности, морально-психологической атмосферой в коллективе и т.д. Успешность активной и пассивной социальной адаптации зависит как от самого индивида, его коммуникабельности, так и от характера социальной среды. Легче адаптироваться в небольшом коллективе, устойчиво функционирующем, с хорошей моральной атмосферой, чем в аморфных и неорганизованных социальных группах. Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - это процесс усвоения индивидом выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и перевод их во внутренний мир, закрепление в своих признаках и качествах. Компоненты сознания и мировоззрения общества или общности становятся элементами сознания мировоззрения индивида, духовной основой его активности. Важно еще раз подчеркнуть, что адаптация и интериоризация не означают, что общность или общество в целом «лепят» личность по своему подобию. Личность индивидуальна, неповторима и самостоятельна. Она приобретает и формирует в себе как общие черты, присущие сообществу, так и «собственные», индивидуальные, присущие ей и никому больше. Чем больше будет в личности общего, особенного и единичного, тем она богаче, значимее для общества и самой себя, тем успешнее осуществляется ее социализация. Основные понятия Социализация личности, подходы к объяснению социализации, стадии социализации личности, основные виды социализации личности, формы социализации, социальная адаптация, социальная ин- териоризация, 6.2.