Подготовка к 25 заданию егэ русскому

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пишем сочинение ЕГЭ 2016. Задание 25

В сравнении с 2015 годом уточнена формулировка задания 25 и критерии оценивания. Сравним формулировки: 2015: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не со гласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 2016: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Исходя из условия задания и критериев оценивания чётко вырисовывается СХЕМА твоего будущего сочинения. Она такова: Вступление. Формулировка проблемы: « Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов). Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (обратим ещё раз внимание, что он изменился: Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет: 3. Формулировка позиции автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Композиция сочинения

При оценивании сочинения-рассуждения (задание 25) от вас не требуют оригинальности (не будем обсуждать, хорошо это или плохо). Прекрасно, конечно, если оригинальность «обнаружится», но, как видно из критериев К1–К12, она не оценивается! К тому же ваше стремление к креативности может оказать вам плохую услугу. Дело в том, что иногда учащийся излишне оригинален: он может выдать свою необоснованную точку зрения за позицию автора. Поэтому, прежде чем «оригинальничать», бравировать креативностью, подумайте: нужно ли это? Формулировка задания 25 части 2 как бы уже намечает количество микротем (и соответственно – абзацев) в вашем сочинении и подсказывает его композицию (хотя, безусловно, такая композиция не является строго обязательной).

Над каким вопросом размышляет автор? (Проблема текста) Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (Комментарий с обязательным использованием не менее двух примеров из текста) Как автор отвечает на этот вопрос? (Позиция автора) Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика) Какие аргументы (случаи из жизни, примеры из литературы и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика) Как читать исходный текст?

1. Вступление. 2. Постановка проблемы. 3. Комментарий к проблеме. 4. Позиция автора. 5. Позиция ученика. 6. Литературный аргумент. 7. Второй аргумент (литературный или из жизненного опыта) 8. Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ Приемы, используемые во вступлениях к сочинению: Ключевое слово и ассоциации. Название. Ссылка на авторитетное мнение. Вопросы-стимулы. Картина Обращение к читателю

Формулируем проблему Всегда начинайте свою работу не с поисков и формулировки проблемы исходного текста, а с определения авторской позиции. При таком подходе вы никогда не проиграете! Дело в том, что встречаются тексты, в которых автор затрагивает несколько вопросов (проблем), но не на все эти вопросы вы найдете ответы в небольшом фрагменте текста, предлагаемом вам для анализа разработчиками КИМов на экзамене

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ Проблему лучше формулировать в виде проблемного вопроса. Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, которую поставил автор текста перед читателями. КЛИШЕ: Автором текста поставлена проблема (чего? Р.П.) гуманизма …… Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора). Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста (назвать автора)

ИЛИ: Автор поднимает актуальную проблему … . Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … . Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … . Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … . Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора). Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и поднимает (рассматривает) автор. Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).

Основная мысль данного текста – это отношения детей и родителей. Как должны относиться дети к своим престарелым родителям? Бездушное (равнодушное) отношение детей к родителям. Дети должны уважать своих родителей и заботиться о них.

КОММЕНТАРИЙ Давать комментарий к выбранной проблеме нужно только с опорой на данный текст Помните: -нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте и названа вами; - не являются комментариями неоправданный пересказ и сплошное цитирование Что означает слово «примеры»? В зависимости от текста, а тексты весьма различны, это могут быть: 1) элементы цитирования, 2) ссылки на номера предложений, абзацев 3) сформулированные своими словами куски информации, содержащейся в исходном тексте, 4) примеры героев или их изречений, если это художественный текст, включающий рассказ о каких-либо событиях.

При текстуальном комментарии экзаменуемый объясняет текст, как бы сле дуя за автором в раскрытии проблемы. Составляя текстуальный комментарий, вы можете задать себе ряд вопросов и ответить на них. На каком примере автор раскрывает проблему? Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Мы искренне сочувствуем старику отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом и, если нужно, помочь.. Какое значение имеет поступок героя? Автор подчёркивает, что сын даже не задумался о последствиях своего телефонного звонка и заставил старика волноваться. Какие чувства героев описаны автором? Отец не подаёт виду, что расстроен, но внутренний монолог в предложениях 29-41 рассказывает о целой буре чувств: боль, обида, разочарование. Какие слова, мысли героев имеют особое значение? «Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться» , - в этих словах старика можно увидеть глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. Каково отношение автора к происходящему? Автор сочувствует своему герою, потерявшему смысл жизни: «…он хоронил пепел истлевших надежд ». Всё, что так долго согревало, отца, разрушило равнодушие сына.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Позиция автора – это главная мысль, идея, основное переживание, чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно, через авторское слово или через художественные образы. Определить авторскую позицию – значит, ответить на поставленный проблемный вопрос. Поэтому ещё раз вернитесь к началу сочинения, прочтите, как вы сформулировали проблему, и позицию автора формулируйте в строгом соответствии с поставленным вопросом. Вам помогут вот эти вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?

Проблема – это вопрос. Позиция автора – это ответ на вопрос, вывод, к которому приходит автор. Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Позиция автора не высказана прямо, однако, я думаю, её можно сформулировать следующим образом… «Как выявить позицию автора?»

Однако если попадается текст художественного стиля, то голос автора бывает настолько скрыт, что о таком понимании его «позиции» говорить нельзя. Ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. др. И тут на помощь придет хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, понимание роли деталей элементов композиции, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. КЛИШЕ: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами …, но вскоре становится ясно, что это не так. Вдумчивый читатель понимает, что писатель не разделяет точку зрения героя… …Так автор подводит нас к выводу о том, что…

Как же должны относиться дети к своим престарелым родителям? В чём убеждает автор читателей? Автор пытается напомнить каждому из нас о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь. Авторская позиция ясна: дети не должны так бездушно относиться к родителям, а обязаны заботиться о них, уважать их старость, не забывать родной дом. Мне кажется, что авторская позиция заключена в словах старика – отца: «Учись, сынок». Учись человечности, милосердию, вниманию.

Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, не вызывает затруднений. Если это публицистический стиль, нужно показать, как автор приводит читателя к пониманию его позиции. Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том, что… Автор обращает внимание на … Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)… Автора волнует (тревожит)… N / B . В связи с изменениями формулировки этой части задания и критериев к ним, возможно, уместным будет использование вводных слов и выражений типа « во-первых», «во-вторых», «таким образом, автор приводит нас к пониманию своей позиции по поднятой им проблеме» . Тем самым ты покажешь проверяющим, что два важных примера из текста тобой приведены, т.е. требования к сочинению в данном критерии выполнены. На мой взгляд, примеров из текста может быть и больше, но ДВА обязательны!!!

Если это публицистический стиль текста, нужно не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что… По мнению автора, ... ЕЩЁ КЛИШЕ: «Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор. «Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему. Автор поражен (встревожен, призывает к…) Автор считает (утверждает), что… Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что Цель автора – заставить читателя обратить внимание на… Автор подводит читателя к мысли о том, что… … – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Желаю удачи на экзамене!

Предварительный просмотр:

(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики.

(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.

(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)Зато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких-то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное – это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (15)Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста… (16)И что? (17)Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, ненадёжный агрегат перед книгой – этим компактным, дешёвым, всегда доступным устройством, которое никогда не даёт сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике?

(18)Я не ретроград, не зову в первобытное прошлое, не считаю, что людям в проветриваемой пещере живётся лучше, чем в панельном доме! (19)Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даём себя легко обмануть. (20)Ладно, когда этот «обман» касается только нашего кошелька. (21)Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем сами себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля. . (По И. Косолапову*)

Проблемы:

1. Проблема снижения интереса к чтению в 21 веке.

2. Роль книги в жизни современного человека.

3. Проблема духовного существования человека в современном мире.

Проблему духовного существования в современном мире И. Косолапов раскрывает, рассуждая о судьбе книги в XXI веке. Автор сразу сталкивает две точки зрения: Л. Леонова, который назвал книгу «бескорыстным и верным другом», и молодого программиста, определившего книгу как «кипу пыльной бумаги». Два противоположных взгляда позволяют раскрыть заявленную проблему сразу в нескольких аспектах. Публицист относит себя к старшему поколению, для которого книга навсегда останется честным и бескорыстным другом, и решительно не принимает точку зрения младшего поколения. Автор показывает разное отношение к достижениям прогресса. С одной стороны, ироническое: он называет микроволновые печи, холодильники и т.д. машинами, утыканными кнопочками; с другой стороны - реальный взгляд на мир: писатель не зовёт нас в первобытное прошлое. И. Косолапов лишь хочет донести до читателя важную, на его взгляд, мысль: основа существования человека это духовное начало, а мы, по мнению автора, отказываясь от книги, «обманываем свою душу».

Предварительный просмотр:

1)Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. 2)Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

3) – Мы уже и не ждали вас, - после первых приветствий стал оправдываться Мурод. 4) –Решили, что не приедете, и отправились в гости. 5)Когда же вы выехали?

6) –В полдень, сынок, в полдень. 7)Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. 8)Думал, что и не доберусь…

9) - Да что же мы стоим, пойдёмте домой. 10)Вы же совсем замёрзли.

11)Но старик не тронулся с места. 12)Он испытующе смотрел на сына.

13) – Скажи, что случилось? 14)Почему так поспешно вызвал меня?

15) – Ничего не случилось. 16) – От Мурода пахнуло водкой и табаком. 17) – Просто соскучился…

18) – Он в Москву едет на три месяца. 19)От завода направляют учиться. 20)Вот и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. 21)Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: 22) – Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду…

23) – Едешь, значит, учиться… 24)Слава богу, - сказал старик. 25) – А я, грешным делом, о чём только не передумал.

26) – Ну идёмте же… 27) – Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд.

28)Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. 29)Все невзгоды долгого дня отозвались в нём сплошной неумолчной болью. 30)Колоколом гудела голова, разламывалась поясница. 31)На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: 32) «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. 33)Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денёк и приехать. 34)Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. 35)Теперь же мне ничто не в радость. 36)Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? 37)Как мог забыть ты? 38)Ведь я отец твой…» 39)Но ничего этого не сказал старик. 40)Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. 41)В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

42) – Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ копался в замочной скважине. 43) – Учись, сынок. 44)Хорошее это дело – учиться.

(По С.Турсуну)

Саттор Турсун (род. в 1946г.) – народный писатель Таджикистана, заслуженный деятель культуры.

Писатель раскрывает проблему на примере ____________________________________ Мы искренне сочувствуем старику отцу, который _

Какое значение имеет поступок героя?

_______________________________________________

Отец не подаёт виду, что расстроен, но внутренний монолог в предложениях __________________________

рассказывает о…(указывает на..)____________________

Какие слова, мысли героев имеют особое значение?

_____________________________________________ , - в этих словах старика можно увидеть глубокий смысл: _________________________________________________

_______________________________________________


Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте

Лексические средства связи

  1. Лексический повтор. Например: Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.
  2. Однокоренные слова. Например: Благодарность - это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить - быть человеком умным и понимающим.
  3. Синонимы.Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветыразрослись до самого горизонта.
  4. Антонимы. Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.
  5. Описательные обороты. Например: Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.

Грамматические средства связи

  1. Личные местоимения. Например: Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот). Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.). Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные). Например: Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.
  5. Частицы. Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
  6. Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.). Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.
  7. Единство видовременных форм глаголов. Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста. Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра - посещение десткой выставки.
  9. Синтаксический параллелизм. Например: Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.

Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.

Разряды местоимений по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
  2. Возвратное: себя.
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
  6. Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

ЕГЭ по русскому языку Задание 25

Как писать сочинение по данному тексту

Иванченкова О. Б., учитель русского языка

и литературы ГБОУ ИТШ имени П. Р. Поповича

г. Москвы


План сочинения

  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е

ШАГ 1.

  • Внимательно читаем текст.
  • Определяем стиль текста:

публицистический;

художественный


ШАГ 2. Формулируем проблему

  • Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.
  • Типы проблем:

философские;

социальные;

политические;

нравственные;

экологические;

эстетические


Типовые конструкции

  • Проблема (какая?) сложная, важная, серьезная, актуальная, острая, нерешенная и т.д.
  • Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, смысла жизни, отцов и детей, влияния человека на природу, формирования личности и т.д.

Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…
  • Автор затрагивает проблему…
  • В центре внимания автора проблема…
  • Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
  • Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора

  • Назвать в начале своей работы имя, отчество
  • В дальнейшем использовать синонимы: писатель – журналист – публицист – автор текста

ШАГ 3. Комментируем проблему

  • Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
  • Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
  • На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

Типовые конструкции

  • Автор (что делает?) подробно рассматривает на примере…, отмечает, описывает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, опирается на мнение, рассматривает, сопоставляет, доказывает, одобряет поступки героев, искренне восхищается, огорчается и т.д.

Не забудьте!

  • Подтвердить свои мысли цитатами

(не больше 2-3) из текста.

  • Правильно оформить цитаты

  • Авторская позиция – это вывод, к которому приходит автор текста, отвечая на вопрос (проблема).
  • Обычно позиция содержится в заключительной части текста.
  • Формулировку выделяйте в отдельный абзац.
  • Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами

Типовые конструкции

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Позиция автора такова…
  • Автор призывает нас (к чему)…
  • Отношения автора к поставленной проблеме неоднозначно…
  • Позицию автора можно сформулировать следующим образом…

ШАГ 5. Формулируем собственную позицию

1) В сочинении необходимо выразить свое мнение по сформулированной проблеме:

2) Затем привести 2 аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Аргументы – это основания, доводы (примеры), подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль


Виды аргументов

Аргументы

  • Реальные факты
  • Статистика
  • Законы природы
  • Официальные документы
  • Примеры из жизни
  • Примеры из художественной или научной литературы
  • Мнения выдающихся людей
  • Цитаты из авторитетных источников
  • Мнение очевидцев
  • Общественное мнение

ШАГ 6. Формулируем заключение

Заключение (вывод) – важный композиционный элемент работы.

НЕ ЗАБУДЬ!

Заключение должно:

  • логично завершать размышления;
  • быть органично связано с основным текстом и проблемой, сформулированной в начале работы

Типовые конструкции

  • Таким образом, …
  • Следовательно, …
  • Итак, …
  • В заключение хочу подчеркнуть…
  • В заключение важно отметить…
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Информационные источники

Сенина Н. А. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2011

Дельные советы:

Выполняя задание 25, не нужно:

  • оригинальничать, самовыражаться любой ценой;
  • стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта;
  • вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями;
  • оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности;
  • пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения;
  • демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность;
  • писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем.

Всё это можно делать в декабрьском сочинении, введённом в 2014—2015 учебном году.

Задание 25 не предусматривает экспромтности, порыва эмоций и полёта фантазии. Поверь, их никто не оценит, точнее, и оценивать не станет. Рассматриваться будет лишь соответствие написанного тобой текста установленному набору требований. К1-К12 - «Критерии оценивания сочинения» . Отсюда следствие: хочешь высокий балл за сочинение, пиши так, как это требуется.

1. Начни с внимательного прочтения текста и обдумывания компонентов будущей работы. Необходимые формулировки фиксируй в черновике. Сделать этот шаг — значит определиться, что писать, продумать содержание работы:

  • внимательно, вдумчиво, если это необходимо, несколько раз прочитай предложенный текст;
  • определи главную (основную, основополагающую) идею, кратко сформулируй её, запиши свою формулировку;
  • продумай комментарий к проблеме;
  • определи позицию автора, сформулируй его отношение к проблеме;
  • продумай свою позицию, сформулируй своё мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (полное согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение);
  • подбери и сформулируй не менее двух ссылок на примеры из художественной литературы, публицистики, общественно-культурной жизни общества, истории и т.п., которые имеют прямое, непосредственное отношение к рассматриваемой автором проблеме и иллюстрируют, объясняют, помогают понять твоё отношение к ней.

2. Определив основные компоненты содержания, предусмотренные К1—К12, продумай, как будет построена твоя работа. Этот шаг нужен для того, чтобы понять, как писать, как целесообразнее изложить содержание.

В твою задачу не входит поразить экспертов оригинальностью композиции. Ведь сейчас ты пишешь вовсе не детективный роман, в котором чем всё запутаннее, тем лучше. Работа должна быть чёткой, ясной, последовательной, логичной. Желательно, чтобы членение на абзацы соответствовало частям работы, а части легко соотносились с "критериями оценивания" К1—К4.
Поскольку критерии предусматривают использование как минимум двух аргументов при изложении своей точки зрения на проблему, то каждый из них целесообразно выделить в отдельный абзац.
Не забудь про вступление и заключение. По одному абзацу отведи и для одного, и для другого.

Помни: эксперты читают большое количество работ каждый день. Позаботься о том, чтобы твоя работа хорошо читалась. Пиши разборчиво, чётко. Графическое оформление работы должно помогать восприятию её содержания. Работая на экзаменатора, ты работаешь на себя.

3. Заруби на носу: самые неудачные работы те, в которых не чувствуется смысловой целостности, недостаёт логики и нет соразмерности и логической связанности частей. Многие пишут как бог на душу положит: то долго топчутся на одном месте, то вдруг уводят читателя в сторону от основной темы, то скачут с пятого на десятое. Изложение должно быть последовательным и связным. За это тебе могут добавить два балла. И, напротив, в соответствии с К5, баллы не начисляются, если в работе не просматривается коммуникативный замысел, допущена хотя бы одна логическая ошибка или имеется хотя бы одно нарушение абзацного членения текста. Запомни: экзаменатор не должен додумывать за тебя то, что осталось не выражено, недоформулировано, недообъяснено.

4. Особое внимание обрати на объём своей работы. Сочинения, содержащие менее 150 слов, не могут быть оценены высшим баллом. Но не стоит писать и очень длинный текст. У тебя не так много времени, чтобы написать объёмную работу надлежащего качества. Оптимальным является объём в 230—250 слов. Если твоя школьная отметка за сочинения — пятёрка, если ты пишешь с лёгкостью и абсолютно уверен(-а) в себе, можешь позволить себе и бо´ льший объём. Учти, считаются все слова, включая "маленькие": предлоги, союзы, частицы.

Дома при подготовке к сочинению обязательно подсчитывай количество слов. Необходимо выработать чувство времени и объёма. Постоянно контролировать, каким временем ты располагаешь для завершения работы и какой объём текста тебе ещё предстоит написать.

5. Научись работать с черновиком. Черновик не для того, чтобы, проверив ошибки, ты всё в точности перенёс в чистовой вариант работы. Это было бы непозволительной роскошью. Черновик нужен как исходный вариант для последующего улучшения текста. Научись безжалостно редактировать черновик. Читая готовую работу, обращай пристальное внимание на то, насколько точно выражены мысли, чётко ли они сформулированы. Избегай повторов: в пределах одного абзаца они сразу бросаются в глаза читателю.

Проверь, грамотно ли написан черновик. В случае, если написание слов или пунктуация вызывают сомнение, лучше поискать альтернативные варианты оформления мысли.

6. Тщательно проверяй ошибки в готовой работе. Для этого используй старинный приём: читай текст несколько раз в разной последовательности. В первый раз — от начала до конца, следя за пунктуацией. Объясни постановку каждого знака. Встретив запятую, проверь, не нужна ли вторая запятая, например, при обособлениях, вводных словах и др. необходимых случаях. Цель следующего прочтения — проверка орфографии. Каждый знает, что главное при этом не позволять взгляду бегло скользить вдоль строки, а вниманию — переключаться на анализ содержания. Чтобы этого не случилось, читай текст по-другому: с конца, предложение за предложением, медленно, побуквенно, фиксируя взглядом каждую орфограмму.

Как понимает каждый, существенную часть работы по подготовке к сочинению можно провести заранее. Центр тяжести нужно перенести с момента экзамена на предэкзаменационную пору. В чём полезно потренироваться?

1. Писать вступления и заключения. Обязательно напиши их штук по 10—15, а если ощущение лёгкости задачи не появится, то ещё больше: по 20—25. Существует масса приёмов, позволяющих эффектно начать и закончить работу. Главное, чтобы вступление и заключение были связаны с основной частью работы, а не уводили в сторону от её доминирующей идеи. Второе, на что нужно обратить внимание, это объём. И вступление, и заключение должны быть достаточно краткими, лаконичными. Только тогда они будут работать на тебя, а не против тебя.

Знаю, кто-то скажет: «За вступление и заключение баллы не ставят». Да, отдельно эти части работы не оцениваются, но... 2 балла можно получить за К5, то есть за целостность работы, связность и логичность изложения, за то, как в сочинении прослеживается коммуникативный замысел. Без вступления и заключения работа будет неполной. Это не страшно для тех, кто мечтает о тройке или надеется на четвёрку. Но для претендентов на высокий тестовый балл важна каждая мелочь.

Мое мнение: если без вступления еще как-то можно обойтись, то без заключения — никак. Сочинения без концовки выглядят незаконченными, прерванными на полуслове.

2. Стоит потренироваться в формулировании проблемы исходного текста. Образцы таких формулировок есть в достаточном количестве в пособиях ФИПИ (начиная с 2011 года). Эти формулировки не нужно заучивать. Их не стоит повторять. Они не идеал. См. об этом чуть ниже. Но нечто подобное нужно научиться создавать самим. В учебных целях очень полезно составить список, содержащий перечень формулировок различных проблем. Это отличная тренировка. Занявшись этой работой, вы скоро увидите, что список не бесконечен, поскольку проблемы начнут повторяться. Иногда с незначительными вариациями. Текстов гораздо больше, чем проблем. Прочитав, к примеру, сто разных текстов, вы обнаружите, что 20—25 из них посвящены военной теме и объединены не только ею, но и схожими проблемами. Посмотри, кстати, как формулируют подобные проблемы специалисты ФИПИ:

Проблема трагизма и величия судьбы защитника Отечества,
-проблема мужества и стойкости человека на войне,
-проблема исторической памяти народа и др. подобные.

ФИПИ: ЕГЭ —2011 "Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов
(под. ред. И.П.Цыбулько, М. "Национальное образование, 2010);
"Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011.
(Русский язык. И.П.Цыбулько и др. М., "АСТ, 2010")

Обрати внимание:

Вторая и третья формулировки достаточно корректны, т.к. содержат проблемный компонент содержания:

  • мужество и стойкость могут быть, а могут не быть,
  • историческая память тоже.
    А первая формулировка никуда не годится: в ней не заложено проблемного содержания: Да, судьба защитника Отечества в ВОВ полна трагизма и величия. И что? В чём проблема? Проблемы нет. Потому что это не проблема, а тема. Тема есть у любого текста, а проблема только у проблемного. Пойми это. Тему и проблему не путай. Формулируй проблемы.

Потратив незначительное время на составление подобного списка, вы окажетесь во всеоружии: определить тему исходного текста для вас уже не составит никакого труда. Кстати, подобный список, включающий примеры из пособий ФИПИ, может служить отличным доказательством правоты выпускника в случае, если эксперты не будут удовлетворены формулировкой проблемы. Для этого нужно только пометить страницы и выходные данные пособий, из которых вы отбирали образцы формулировок, и принести его с собой на апелляцию. См. статьи в рубрике, посвящённой подаче апелляций. Самооборона. Если нужна апелляция .

3. Более всего в домашних заготовках нуждается та часть вашего будущего сочинения, в которой вы будете обращаться к произведениям литературы и публицистики, истории и современной жизни общества, своему жизненному опыту за примерами, подтверждающими вашу точку зрения на проблему. К4 называет это "аргументацией экзаменуемым собственного мнения по проблеме". В статье Сочинение. Что это такое и какие проблемы таят исходные тексты и "критерии оценивания" я объяснила, что не стоит обманываться: лучше чётко осознавать, что никаким аргументом примеры, приводимые ребятами в сочинениях, не являются и являться не могут, что лучше понять: вы просто-напросто должны дать ссылку, демонстрирующую, что вы способны соотносить проблему текста с более широким общественно-историческим и культурным контектстом. Однако и эта, уже более корректно поставленная задача, может оказаться непростой для выпускников. Понятно, что материал для подобных ссылок нужно подготовить заранее. Как это сделать?

Очень просто. У вас есть список проблем. К каждому его пункту вы можете добавить информационную справку, содержащую необходимый вам материал.

Пример:

Проблема: Охрана памятников архитектуры.

Справочная информация:

1) Петр Барановский (не путать с Гавриилом Барановским, построившим Елесеевский магазин в Петербурге в XIX в.). Архитектор, реставратор, подвижник, посвятивший жизнь охране памятников древнерусской архитектуры. Благодаря ему были спасены храм Василия Блаженного, храмы в Коломенском, в Андронниковом монастыре, Крутицкое подворье, многие памятники архитектуры Русского Севера. Основатель музея в Коломенском, его бессменный руководитель, основатель музея имени Андрея Рублёва в Андронниковом монастыре. Провёл колоссальную по трудоёмкости и важности работу по обмерам памятников архитектуры. Уже после его смерти по его обмерам и чертежам в Москве на Красной площади была восстановлена церковь Казанской Божией Матери. В годы сталинских репрессий был осуждён, провёл три года в лагерях. Вся жизнь этого человека была подвигом.

2) Владимир Солоухин. "Письма из Русского музея" — небольшая книжка, пронизанная болью за судьбы русского искусства.

3) Дмитрий Лихачёв. Выступления в прессе, интервью, книги, например, "Письма о добром и прекрасном".

4) В наше время в центре Москвы были сломаны многие памятники архитектуры и простые здания XIX в., создававшие историко-архитектурную среду города. Кажется, не осталось ни одной улицы, ни одного уголка в центре города, не понёсшего утраты. Деятельность московского правительства противоречила федеральному закону об охране памятников архитектуры. Ни выступления специалистов, ни протесты общественности не принесли положительных результатов.

Поверь, имея под рукой справочные материалы подобного рода, составляя их самостоятельно, ты окажешь себе неоценимую услугу. Слишком специальная и детализированная информация не нужна. Но факты должны быть точными, а примеры — годными для того, чтобы подтвердить выражаемую в сочинении точку зрения. Почему такие материалы стоит поискать и подготовить самим? Потому что:

— при поиске ты наткнёшься на массу полезной и интересной информации, которую сможешь использовать в сочинениях с другой проблематикой,
— ты избежишь несуразностей, ошибок, недоразумений, возможных при использовании чужих материалов, которые могут оказаться некачественными,
— ты будешь активно владеть материалом, и тебе не понадобится время на специальное его заучивание.

Последний и самый бесспорный совет : к заданию 25 готовиться нужно, причём всем. Это можно делать по-разному, но в любом случае — отдавая себе отчёт в том, что и с какой целью ты делаешь.

Желаю тебе удачи! Да-да, хорошего тебе исходного текста!

И не забудь: для тебя создан наш курс интенсивной подготовки к ЕГЭ:

  • К1-К12 - «Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом»
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Что это такое и какие проблемы таят исходные тексты и «Критерии оценивания»?

Вконтакте

Среднее общее образование

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11)

Русский язык

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задания 15–25

Преподаватель русского языка и литературы Татьяна Захарова продолжает разбирать ЕГЭ-2018. Вашему вниманию: знакомство с новым заданием №20, рекомендации по работе с текстом и полезные советы о том, как избежать ошибок в вопросах на тему синтаксиса.

Задание 15

Пунктуация в простых и сложноподчиненных предложениях

Вспоминаем, что такое предложение с однородными членами. Ученикам можно подсказать: однородность связана с одинаковостью, поэтому однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. В этом задании дети часто делают ошибки в предложениях с союзами «как» и «что». Например: «Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю и слушателю». Выпускники здесь не могут определить однородные члены предложения и ставят две или одну запятую, хотя очевидно, что запятых здесь быть не должно.

Задание 16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Если речь идет о причастиях, применяем прием «помеха справа». Как и по правилам дорожного движения, ученик должен бездействовать (то есть не ставить запятую), если помеха (определяющее слово) видна справа. Многие старшеклассники учатся вождению, и легко запоминают эту ассоциацию. Для работы с деепричастиями нужно, опять-таки, разбираться в однородных членах предложения.

Задание 17

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Вводные слова выделяются запятой. По смыслу делим их на 4 группы:

  • Степень уверенности говорящего.
  • Чувства и эмоции говорящего.
  • Источник сообщения.
  • Оформление рассуждения говорящего.

Если слово нельзя отнести ни к одной из этих групп - значит, оно не вводное. Учитываем, что есть также ложные вводные слова: «как будто», «между тем», «именно» и другие. Их нужно просто выучить к ЕГЭ, полный список можно найти в любом орфографическом справочнике.

Определите, являются ли разбираемые слова членами предложения. Часто говорят, что вводные слова можно исключить из предложения, однако детям это не всегда понятно, так как убрать в принципе можно любое слово. Чтобы точно определить вводное слово, надо попробовать задать к нему вопрос от другого члена предложения. Если такой вопрос задать можно, значит, слово не является вводным и его не надо выделять запятыми.

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.

Задание 18

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Задание на определение границ сложного предложения также вызывает затруднения. Чтобы правильно определить границы сложного предложения, достаточно прочитать его с правильной интонацией. Цифры в задании часто путают учеников. Нужно абстрагироваться, записав предложение на черновик и расставив знаки препинания в обычном режиме.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Здесь поможет специальный прием. Определяем границы части, присоединяемой вторым, подчинительным, союзом и убираем её из предложения. Если структура предложения сохраняется, то ставим запятую между союзами. Если структура «ломается» - не ставим. Бывает, что к части, которую нужно изъять, присоединяется еще одна и несколько придаточных. Тогда при проверке исключаем все придаточные по принципу «друзья друзей».

Задание 20

Лексические нормы

Это новое задание в ЕГЭ 2018 года. В этом задании необходимо исправить речевую ошибку в предложении, исключив лишнее слово. Ошибка связана с тавтологией, например: «К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей». Очевидно, что лишнее слово здесь - «яблочную», так как шарлотка - это и есть пирог с яблоками. Довольно легкое, но его нужно часто тренировать. Дети иногда не видят лишнее слово, не понимают, почему нельзя сказать «самый первый» или «холодный снег».

Рабочая тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником И.В. Гусаровой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». Позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ, в том числе при работе с другими учебниками.Нумерация, формулировка и содержание заданий полностью соответствуют проверяемым элементам содержания курса русского языка и контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

Задание 21

Смысл текста

Задание рассчитано на проверку внимательности и понимание смысла прочитанного. Многие ученики ко времени выполнения 21 задания уже утомлены, боятся не успеть, и потому в первый раз читают текст невнимательно, тем самым теряя время. Нужно дать установку, чтобы школьник сразу читал вдумчиво и выписывал микротемы, что станет основой составления комментария в сочинении-рассуждении. Потом будет достаточно добавить в пересказ еще одного героя - автора - с помощью слов «автор обращает наше внимание», «автор рассказывает», «автор высказывает предположение» и т. п.

Читайте также:

Задание 24

Средства связи предложений в тексте

Ошибки при выполнении этого задания часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Учащиеся обычно легче выполняют задания с личными местоимениями, однако и тут бывают проблемы. Сам факт наличия в предложении личного местоимения еще не говорит о том, что оно является средством связи. К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска, например, 18-23. Предложение 18 связано с 17, а номер 17 в указанный интервал не входит.

Способ самопроверки: найти в предыдущем предложении слово, которое заменило местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа. В ответе никогда не будет фигурировать местоимение «я», так как местоимение должно заменять какое-то существительное, названное в предыдущем положении, а «я» ничего заменить не может.

При выполнении задания важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. формы отличаются только окончаниями, однокоренные слова - словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.

Задание 25

Языковые средства выразительности

В задании дается рецензия на текст с пропусками выразительных средств и перечень из девяти этих средств, из которых надо выбрать четыре. Начинать выполнение надо с анализа средств выразительности, которые даны в вариантах ответа. Для начала определим, к чему относятся представленные выразительные средства: к лексике, синтаксису или звукописи. Начальными буками «Л», «С», «З» можно непосредственно в КИМах отметить найденные средства.

Далее ищем подсказку в тексте рецензии, например: «...с помощью такого синтаксического средства выразительности». Если в качестве варианта ответа выбирается троп, необходимо помнить, что в основе его должно лежать переносное значение: метафора реализуется чаще всего в словосочетании, эпитет - это прилагательное, олицетворение - глагол. Хотя и эпитет, и олицетворение являются видами метафоры, в ЕГЭ эти термины разведены. Существует также такое понятие как «развернутая метафора», когда значение иносказания объясняется в пределах целого предложения.

Если поиски средства выразительности зашли в тупик, то, возможно, мы имеем дело с инверсией (необычным порядком слов) или парцелляцией (мыслью, разрубленной на несколько предложений). Приведем показательный пример инверсии: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом». Если мы поменяем порядок слов на прямой, получится банальное «В голубом тумане моря белеет одинокий парус», вся поэтичность пропала.

Парцилляция тоже выделяет определенные затруднения, ученики с трудом запоминают этот термин. Обратите их внимание на сходство этого понятия со словом «порция». Прием заключается в том, что мысль, которую можно вместить в одно предложение, автор делит на несколько фрагментов, границы при этом намеренно нарушаются. Например: «У него был необычный нос. Большой. С горбинкой».

Задания 15–25 требуют базовых умений. Их поможет развить, например, УМК автора Ирины Гусаровой, в котором предусмотрен даже список ложных вводных слов. Хорошая подготовка включает диагностику знаний учеников. Как ни странно, для начала нужно определить, понимают ли одиннадцатиклассники, о чем идет речь в заданиях.


Пособие предназначается для выпускников образовательных организаций и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 1000 заданий всех типов и уровней сложности снабжены ответами для самопроверки. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.