Презентация на тему: Просторечные, диалектные и жаргонные слова. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов

Отдельное место в языке занимают профессиональные термины.

Термины - это слова или словосочетания, являющиеся наименованиями научных или технических понятий, которые употребляются в сфере профессионального общения, например: часть речи, категория рода, категория числа, словоформа (термины морфологии).

Способы образования терминов:
1) метафорический перенос значений обычных слов для наименования специальных понятий, например:кошка, башмак, вилка - технические термины; звездочки, ежи, пластинки, иглы, снежинки - метеорологические термины;

  • 2) словообразовательный, например: слово фоновость образовалось суффиксальным способом, термин закрепитель - префиксо-суффиксальным, слово кровообращение - способом сложения;
  • 3) заимствование из других языков, например: хоккей (из англ.);
  • 4) образование на основе международного словообразовательного фонда, например: фотосфера (от греч. phos - “свет”, sphaira - “шар”);
  • 5) синтаксический (образование терминов-словосочетаний), например: двигатель внутреннего сгорания, охлаждающая тяга с принудительной воздушной тягой.

В русском языке различают узкоспециализированные термины, например: бета-лучи, фотоэффект, резистор (физ.); и общепонятные, широкоупотребляемые термины, вошедшие в литературный язык, например: горизонт, сумма, старт, треугольник.

Какими бы сложными и непонятными ни были термины, нельзя усомниться в их необходимости. Термины необходимы для улучшения взаимопонимания в точных науках, для общения в условиях мирового сотрудничества.

Также, свое законное место в языке существуе у диалектных слов.

Диалектные слова - это слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности, например: слово курень в значении “дом” употребляется в диалекте донских казаков, слово басена в значении “красавица” можно услышать в северных диалектах.

Выделяют три основные группы диалектов в русском языке:

  • 1) южнорусские, например: кочет (в значении “петух”), козюля (в значении “змея”);
  • 2) севернорусские, например: журавлиха (в значении “клюква”), баить (в значении “говорить”);
  • 3) среднерусские, например: всклинь (в значении -- наполнено до верха).

Многие диалектные слова становятся общеупотребительными и входят в синонимические группы, например: дом (общеупотребительное), изба (севернорусское), хата (южнорусское). В художественных произведениях диалектизмы используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Иногда диалектные слова могут казаться чужими и непонятными, но все же они -- часть русского языка. Эти слова отражают самобытность анклавного общества.

Жаргон (франц. jargon) -- разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в 19 в.), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодёжный жаргон). От общенародного языка жаргон отличается специфической лексикой и фразеологией и особым использованием словообразовательных средств. Часть жаргонной лексики -- принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение. Соотношение лексики разговорного происхождения, а также характер её переосмысления в жаргоне -- от шутливо-ироничного до грубо-вульгарного -- зависят от ценностной ориентации и характера социальной группы: носит она открытый или замкнутый характер, органически входит в общество или противопоставляет себя ему. В открытых группах (молодёжь) жаргон -- это «коллективная игра». В замкнутых группах жаргон -- также сигнал, различающий «своего» и «чужого», а иногда -- средство конспирации. Жаргонизмы чаще отражают юмористическое или фамильярное отношение к предметам действительности (в период Великой Отечественной войны:: «керосинка», «ишачок», «этажерка» -- самолеты разных типов; «наступательные» - мясные щи, которыми кормили перед наступлением (боем), где многие могла погибнуть). Борьба с жаргонизмами за чистоту языка и культуру речи отражает неприятие языкового обособления обществом в целом.

Различают школьное арго, студенческое арго, спортивное арго, арго картежное, воровское арго (феня), появился свой жаргон и у наркоманов . Арготизмы могут использоваться в литературном языке со стилистической целью.

Арго (или жаргон) - явление не только, а возможно, и не столько лингвистическое, сколько политическое, и даже психологическое.

К примеру, что такое воровское арго?

Арго - социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, преступников. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально идентифицировать участников преступного сообщества как обособленную часть социума, противопоставляющую себя законопослушному обществу. Использование терминов и выражений также имеет цель затруднить понимание смысла беседы или общения между деклассированными элементами со стороны непосвящённых.

В языке идиш существует известный феномен, когда выражения и целые цитаты из Священного писания, и особенно из Талмуда использовались не только в ученой богословской беседе, но иронически издевательски, и даже в качестве грубой матерной брани. Наряду с идиш, называемым «мамин» язык -- мамэлошен , возник хохемлошен - язык уголовного мира, включивший в себя талмудические выражения и понятия. Одним и тем же библейским выражением можно благословить, высмеять и выбранить. Оказывается, священный язык подошел и для создания тайного воровского арго.

Воровской жаргон, как правило, отражает внутреннюю иерархию преступного мира, закрепляя наиболее обидные и оскорбительные слова, клички и т. д. за теми, кто находятся на самой низкой ступени иерархии, а самые уважительные слова и выражения -- за теми, кто имеет наибольшую власть и влияние.

Уголовная среда ещё в XVIII веке переняла арго, первоначально использовавшееся бродячими торговцами - офенями (отсюда и происходит название воровского языка «феня»).

Примеры воровского арго:

Агальцы -- пальцы.

Алтушки -- мелкие деньги.

Алты -- опасность, скрывайся.

Батушный -- честный человек.

Бебехи -- ценности.

Гуманок -- кошелёк

Русский воровской жаргон включает также слова из идиш, украинского и других языков. Эти слова утратили свое первоначальное значение и используются только, как последовательность фонем.

К сожалению, воровское арго зачастую проникает в язык и начинает существовать, как легитимная единица. Серьезная вина лежит на журналистах и писателях. Стилевая вульгарность, нетребовательность, небрежность, безразличие к ценностям великого русского языка - повседневное явление на нашем телевидении, радио, на полосах газет и журналов, в книгах. Основным экстралингвистическим фактором выделения уголовного жаргона (арго) в отдельный тип социального диалекта является антисоциальная деятельность носителей данного жаргона. Возможность какого-либо проникновения арго в язык указывает на деградацию общества, попирание норм общественной этики и морали.

Начнем с самого начала -- ребенок учится говорить...

Умиляющее взрослых детское словотворчество отличается наивной, яркой образностью. Юношеское творчество чаще воспринимается как коверкание языка. Вводимые подростком термины грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их нормальному значению. Но этот условный молодежный жаргон, существовавший во все времена, выполняет коммуникативные функции.

Юность всегда торопится, поэтому в ее языке много сокращений, экономящих время и позволяющих (иногда в ущерб ясности) одним словом передать несколько значений. Многие слова изобретаются для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым не придают значения; такие слова, как правило, непереводимы (например, «колбасит, клево, оторвался»). Эта хитрая словесная игра служит также средством отделения «своих» от «посторонних» и укрепления столь ценимой юношами возрастно-групповой солидарности. Некоторые из арготизмов с течением времени усваиваются взрослыми, проникают на страницы литературных произведений, после чего обычно выходят из моды у молодежи, постоянно изобретающей что-то новое.

Юношеский жаргон - явление многослойное. Его костяк образует совокупность слов и выражений, которые употребляются практически всеми ребятами этого возраста. Отдельный слой образуют слова и выражения, специфические для отдельных групп юношества. Жаргон старшеклассников, живущих в больших городах в значительной степени состоит из «англицизмов», юноши из малых городов и сельской местности употребляют немало вульгаризмов.

Вульгаризм - это грубое слово или выражение, находящееся за пределами литературной лексики. Например, вместо лицо - морда, рыло, харя ; вместо есть - жрать, лопать ; вместо умереть - окочуриться, околеть, сдохнуть, откинуться .

Свыше 100 арготизмов перешло в молодежный жаргон без изменения своего лексического значения, например: смыться - скрыться, убежать, слямзить - украсть, мент - милиционер, стучать - сообщать, доносить, ксива - документ, упираться рогом - проявлять упрямство, атас -- опасность, канать (проканать) -- сгодиться.

Чуть более 40 арготизмов, перейдя в молодежный жаргон, значительно изменили свою семантику. В данном случае речь идет о существенном переосмыслении семантики слова, например: обштопать - обмануть (уголовное обштопать - ограбить), гопник - примитивный, интеллектуально неразвитый и крайне агрессивный человек (уголовное гопник - уличный грабитель), беспредел - веселое времяпрепровождение, не стесненное условностями, формальной атмосферой (уголовное беспредел - нарушение воровских законов, воровского ""кодекса чести"", лох - человек. не достойный уважения, доверия (уголовное лох - жертва преступления, тот, кого намечено обмануть, ограбить или убить).

Отдельные единицы арго прочно вошли в жизнь обыкновенных людей и не воспринимаются ими как арго: базарить - говорить, мотор - автомобиль, пузырь - бутылка спиртного, рубильник - нос.

Простейший подсчет показывает, что в язык перекочевало огромное количество арготизмов. Эти слова связаны с антисоциальным поведением, нарушением порядка. Степень присутствия арготизмов в языке показывает степень «нечистоты» самого общества. По словам академика Д.С.Лихачёва, «если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка воссоздаёт ту среду, в которой бесстыдство - обычное дело… Общая деградация нации сказалась на языке прежде всего».

Проникновение в язык элементов криминального арго -- серьезная проблема, с которой можно и нужно бороться. Криминализация общества порождает внедрение арготизмов в язык общества. Если очистить общество от криминальных элементов, возродить уважение к закону и порядку, возродить духовность, язык очистится от примеси криминального жаргона.

Когда мы говорим «русский язык», «французский язык» или «китайский язык» мы представляем себе каждый из этих языков как некоторую более или менее однородную субстанцию. Между тем, любой язык реально существует лишь как совокупность вариантов, зачастую достаточно сильно отличающихся друг от друга. Такими вариантами являются различные диалекты, разнообразные арго и жаргоны, просторечье, литературный язык.

Основным вариантом, основной формой существования языка является литературный язык. Когда мы говорим «русский язык» или «китайский язык» без каких-либо дальнейших уточнений, мы имеем ввиду именно литературный вариант языка.

Литературный язык и язык литературы - далеко не одно и то же. Известны случаи, когда художественные произведения создавались не на литературном языке, а на арго или диалектах. Так, например, на донском диалекте писал многие свои рассказы Владимир Даль, публиковавшийся под псевдонимом Казак Луганский. На северно-русских диалектах написаны некоторые произведения известного поэта серебряного века Николая Клюева. Активно использовал просторечье и арго в своей поэме «Москва-Петушки» Венедикт Ерофеев.

Основной признак литературного языка - его нормированность. Не случайно же англоязычные народы вместо термина «литературный язык» употребляют термин « standard language » - т.е. «стандартный язык».

Другим признаком литературного языка является богатство его выразительных средств, в первую очередь - лексики. На арго, диалектах, просторечье мы можем общаться почти исключительно на бытовые темы. Культурная, политическая, научная терминология в этих вариантах языка полностью или почти полностью отсутствует. На литературном же языке мы можем говорить и писать практически на любую тему. В отличие от других вариантов языка, литературный язык способен обслуживать не только бытовую сферу, но и сферу высшей интеллектуальной деятельности. Говоря иными словами, литературный язык полифункционален.

Диалектом называется территориальный вариант языка. Диалект может отличаться от литературного языка на всех уровнях языковой системы: фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом. Так, например, для некоторых северных диалектов русского языка характерно окающее произношение, замена звука «Ч» на «Ц» («цай» вместо «чай», «цёрный» вместо «чёрный и т.д.). Другой особенностью некоторых северных диалектов является совпадение окончаний творительного и дательного падежей множественного числа существительных. Например: «работать рукам» вместо общерусского «работать руками».

Но, конечно, больше всего отличий в области лексики. Так, в северно-русских диалектах, вместо общерусского «хороший» говорят «баской», вместо «сосед» - «шабёр»; в сибирских деревнях крыжовник называется словом «аргус», изба - словом «буда», а вместо общерусского «ветка» говорят «гилка». Диалекты очень часто сохраняют слова, утраченные литературным языком в процессе его исторического развития. Так, например, в некоторых говорах Сибири и сейчас можно встретить древнерусские слова «молонья» (молния) и «устна» (губы).

Диалектные различия в русском языке в целом очень невелики. Сибиряк без труда понимает рязанца, а житель Ставрополья - севернорусса. А вот в таких странах как Германия или Китай отличия между отдельными диалектами могут быть даже большими, чем разница между русским и польским языками! Поскольку в таких странах общение между людьми, говорящими на разных диалектах, сильно затруднено или даже вовсе невозможно, в них резко возрастает роль общенационального литературного языка. Литературный язык служит здесь фактором, объединяющим все население страны в один народ.

С другой стороны, есть языки, в которых диалектное членение вообще отсутствует. Примером такого языка могут служить африкаанс или исландский.

Иногда бывает, что отдельные диалекты какого-либо языка развиваются вне основной территории распространения его распространения. Такие диалекты называются островными. Примером островных диалектов могут служить диалекты немцев, проживающих в Сибири.

Известны случаи, когда диалект, в результате формирования своей собственной литературной нормы становился отдельным самостоятельным языком. Так, например, уже в двадцатом веке один из южнонемецких диалектов, на котором говорили в небольшом государстве - Герцогстве Люксембург в условиях роста люксембургского национального самосознания оформился как самостоятельный люксембургский язык. В настоящее время на Корсике на базе местного диалекта итальянского формируется особый корсиканский язык.

Жаргон (сленг, арго) - это социальный вариант языка. Жаргоном называется язык какой-либо более или менее замкнутой социальной группы. Бывает молодежный жаргон, студенческий жаргон, жаргон моряков, жаргон уголовного мира и т.д. В одних случаях, как, например, в уголовной среде, жаргон используется в качестве тайного языка, непонятного для непосвященных, в других - это лишь языковая игра, способ сделать свою речь более выразительной, необычной. Кроме того, жаргон может выполнять функцию своего рода «пароля»: употребление кем-либо жаргонных слов и выражений в той среде, где это принято, как бы сигнализирует: «я здесь свой».

Жаргон отличается от общенационального языка исключительно лексикой. Какой-либо особой жаргонной фонетики или грамматики не существует. Жаргоны присутствуют во многих, но далеко не во всех языках мира. Их нет, например, в белорусском или алтайском языке.

Просторечье, в отличие от жаргона и диалекта является общенациональным вариантом языка. В этом оно сближается с литературным языком. Однако, в отличие от литературного языка, просторечье не обладает ни нормированностью, ни полифункциональностью. Основная сфера его применения - бытовая устная речь малообразованной части населения. Для русского просторечия характерны, например, такие слова и словоформы, как «ложить», «польта» (форма множественного числа от «пальто»), «был устамши», неразличение глаголов «одеть» и «надеть», употребление существительного «кофе» в среднем роде, активное использование нецензурной лексики.

А.Ю. Мусорин. Основы науки о языке — Новосибирск, 2004 г.

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы - лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребитель­ные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены про­фессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определенной сфере - ­профессиональной, территориальной, социальной.

Лексика неограниченной сферы употребления со­стоит из общеупотребительных слов, которые в опре­деленных социальных условиях должны быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный словарный фонд русского языка огромен. Он-то и делает нашуречь общедоступной для каждого, кто владеет русским языком.

Гораздо труднее обстоит дело с восприятием слов ограниченной сферы употребления. Она так и названа потому, что ее не могут и не должны понимать абсо­лютно все. Рассмотрим основные группы этих слов.

Профессионализмы

Слова, которыми традиционно принято обозна­чать тот или иной предмет или явление в определенной профессиональной среде. Например, любому работнику печати хорошо известны слова подвал, шапка, полоса в профессиональном значении, а столяру не толь­ко слово рубанок, но и горбач, медведка.

Диалектная лексика

Слова, ограниченные в территориальном отноше­нии, входящие в словарный состав отдельных диалектов, понятные лишь жителю данной местности. На­пример: биспой - «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать - «есть» (в рязанских говорах); жварить - «сильно быть, колотить» (в ка­лужском говоре).

«Если в Дмитровском уезде употребляется слово «хрындуги», - писал А. Горький, - так ведь необяза­тельно, чтоб население остальных восьмисот уездов по­нимало, что значит это слово. <..>

У нас в каждой губернии и даже во многих уездах есть свои «говора»...

Для того чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они должны говорить одним языком».



Более известны диалектные слова, встречающиеся не в отдельных говорах, а в том или другом наречии. Например, для северорусского наречия характерны такие слова, как баско (красиво), рига (помещение для суш­ки снопов), потолок (чердак). Южнорусскому наречию свойственны слова, не встречающиеся на севере: кочет (петух), курень (дом особой постройки), кошара (поме­щение для овец), баз (загон для скота) и др.

Составляя основу того или иного говора, диалектные слова в отдельных случаях могут употребляться и носителями литературного языка. Такие слова называ­ются диалектизмами. Термин диалектизм исполь­зуется для обозначения диалектных слов, употребляе­мых в языке художественной литературы. Этим термином обозначаются и диалектные слова, встречаю­щиеся в речи людей, недостаточно владеющих норма­ми литературного языка.

Некоторые диалектные слова входят в нашу речь, становятся общеупотребительными. Так, из территори­альных диалектов в прошлом веке вошли в литератур­ный язык слова: детвора, задира, зазнайка, измываться клянчить, мальчуган, нудный, самодур, тайга и др. По­степенно лишались признаков диалектности слова: затемно, изморозь, косовица, новосел, отгул, путина.

Жаргонизмы

Слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп.

Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В отличие от общенародно­го языка, призванного содействовать широкому обще­нию людей, жаргон – «тайный» язык, цель которо­го - скрыть смысл произносимого от «чужака»; Таков, к примеру, появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследовавшихся государством и церковью.

Ими был создан так называемый «офеньский язык» ­тайный язык офеней - торговцев раскольничьими книгами и иконами. Вот как описывает это явление из­вестный знаток раскольничьего быта, видный русский писатель П. И. Мельников- Печерский.

Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренек и, ни с кем не здороваясь, никому не поклонясь, крикнет хозяину:

Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишилять!..

И хозяин вдруг встревожится, бросится в палатку и почнет там наскоро подальше прибирать то, что не всякому можно показывать. Кто понял речи прибе­жавшего паренька, ТОТ, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон... Сколько бы кто ни учился, сколь­ко бы ни знал языков, ежели он не офеня и не раскольник, ни за что не поймет, чем паренек так напугал хозяина. А это он ему по-офеньски вскри­чал: «Начальство в лавку идет бумагу читать».

Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд ли это явление можно назвать жаргоном, ибо оно не ­имеет социальных корней. Молодежь, особенно под­ростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В. ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профес­сионализмы (моряков, музыкантов), вульгаризмы, диалектизмы и в какой-то мере жаргонизмы. Употребля­ются они как некий признак принадлежности к определенному «клану» - возрастной группе. Приме­няются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего не­известно для говорящего. Вряд ли, кто-нибудь, употребляя модное в свое время словечко «клево», подо­зревал, что оно давно известно в рязанских, владимир­ских, тамбовских говорах, обозначая в них «хорошо».

Все жаргонные слова представляют собой стилис­тически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литера­турного языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие. Так, среди названий денег сейчас уже не встре­чаются жаргонизмы хруст (рубль), квинта (5 рублей), красненькая, декан (10 рублей), угол (25 рублей), кусок (1000 рублей), рыжие (деньги), но появились штука (1000 рублей), лимон (миллион), башли, бабки (деньги).

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не нужно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общать­ся в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, то следует раскрыть, объяснить каждое необщеупотреби­тельное слово.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арго­тизмы, как правило, недопустимы в речи. Эти элемен­ты ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь только с определенной целью, например, в качестве выразительных средств, подчеркивающих отношение говорящего, но делать это следует осторож­но, с пониманием целесообразности и уместности та­кого применения в каждом конкретном случае.

При первом же взгляде на слово "чеплашка" можно увидеть в нем диалектную природу. Диалект - это местный говор какой-либо территории, а диалектизмы - слова этого говора, вошедшие в литературный язык (впрочем, последнее условие вовсе не является обязательным).

Чеплашка - значение слова

Владимир Иванович Даль отмечает, что данное слово употребляется в вологодском говоре. По словарю В.И. Даля (включающему в себя наибольшее число диалектных слов и выражений), чеплашка - это нечто вроде платка на голову.

Еще одно значение - широкая глубокая емкость небольших размеров, напоминающая миску или плошку. В качестве окказионализма (индивидуально-авторского слова) может также обозначать пластиковую бутыль или канистру. Конечно, в последнем значении употребляется крайне редко.

В этом смысле существительное "чеплашка" даже встречается в литературных текстах.

Приняв чеплашку водки, хотя ему хотелось, очень хотелось немедленно выпить всю флягу и забыться, провалиться до самой ночи в сон, он смотрел на реку, на остров.

Брыкин запьянел, но хлопнул еще чеплашку, засунул в рот целиком красный помидорище, в досыл кинул брусочек сала и, жуя, помотал головой: - Скажу я те, капитаха, одному тебе токо и скажу: нет ничего на свете подлее советского комиссара!

(В.Астафьев "Прокляты и убиты")

Третье и, пожалуй, самое оригинальное значение слова "чеплашка", выдуманное, естественно, тинейджерами (лингвисты относят его к региональному молодежному жаргону), - глупый человек. Понятно, что в данном случае наблюдается явно неодобрительный смысловой оттенок.

Распространение в диалектах

Как уже говорилось выше, по Далю, слово "чеплашка" пришло в литературный язык из вологодского диалекта, однако ученые отмечают еще несколько территориальных образований, для которых характерно употребление этого существительного. Прежде всего, дальневосточный регион, где родился молодежный жаргонизм "чеплашка". Также следует отметить Пермский край, Урал, Сибирь, Самарскую и Ульяновскую области, в этот список неожиданно попала даже республика Татарстан.

Происхождение слова

Чеплашка - это существительное, возможно, произошедшее от диалектного глагола "чапать". В переводе на современный русский язык его значение - царапать, хватать, брать, трогать. Данную языковую теорию предложил Владимир Иванович Даль. Также известный лингвист отметил, что "чеплашка" могла взять корни от глагола "черпать", что отсылает нас прямиком к условно второму значению существительного.

Интересно, что слово "чеплашка" может также писаться как "чаплажка" и даже "цаплажка".

Какой разговорный язык может быть назван «общим»? «Общий» разговорный язык понятен людям разных профессий и разного социального положения. Он ясен жителям Севера и Кубани, рабочему и крестьянину – всем, кто владеет русским языком. На этом языке мы общаемся, слышим его в передачах ТВ, употребляем дома и в школе, в разговоре и письмах. Поскольку этот язык принадлежит всем, он и называется «общим» разговорным языком.










Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку? - Чаво? -Ты это свое "чаво" брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку? - Коли б не нужна была, не отвинчивал бы… -Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило? -А то что же? Не в бабки ж играть! -Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь... -Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.




Найдите предложения с нарушениями грамматических норм. Школа – это где учатся дети. «Известия»опубликовала интересную статью. Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей. Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современник».






Чем отличаются северные диалекты? «Оканье» (окно, вода, поля). «Оканье» (окно, вода, поля). В окончаниях глаголов 3-го лица произносит твёрдый Т (идёт, поёт). В окончаниях глаголов 3-го лица произносит твёрдый Т (идёт, поёт). Звук Г произносит звонко (грибы). Звук Г произносит звонко (грибы). Меняет местами звуки Ч и Ц. (Курича на уличе яицко снесла.) Меняет местами звуки Ч и Ц. (Курича на уличе яицко снесла.)


Южнорусские наречия «Аканье»(акно, вада, паля, сяло). «Аканье»(акно, вада, паля, сяло). Мягкий Т в окончаниях глаголов 3-его лица (идёть, поёть). Мягкий Т в окончаниях глаголов 3-его лица (идёть, поёть). Произнесение Г фрикативного h. (В Рязани hрибы с hлазами, их ядять, ани hлядять.) Произнесение Г фрикативного h. (В Рязани hрибы с hлазами, их ядять, ани hлядять.)


Это фонетические и грамматические диалекты. А есть и лексические. В Липецкой области вы услышите слова: hрубка – печь, бадик – палка, жамки – пряники; на севере – окушкаться – повязать платок, оболокаться – одеваться; на Дону – кубыть - может быть, курень - дом. В Липецкой области вы услышите слова: hрубка – печь, бадик – палка, жамки – пряники; на севере – окушкаться – повязать платок, оболокаться – одеваться; на Дону – кубыть - может быть, курень - дом. В словарях такие слова снабжаются пометой «обл.». В словарях такие слова снабжаются пометой «обл.».


А.Н. Афанасьев Начало изучению русских говоров было положено ещё в 18 веке. В середине 19 века замечательный учёный А.Н. Афанасьев составил сборник «Народные русские сказки», куда вошли сказки, записанные в разных губерниях России со всеми особенностями местных говоров. Тогда же возникла специальная наука, изучающая диалекты, - диалектология.




С какой целью используются диалектизмы в произведениях художественной литературы? Использование диалектизмов придаёт высказыванию местный колорит. Диалектизмы необходимы, когда нужно показать предмет, известный только в данной местности и имеющий своё, местное название.


Из истории слов. Слово тайга пришло в общенародный язык из диалекта. Областное слово бирюк, означающее человека угрюмого и одинокого, вошло в литературный язык через «Записки охотника» И.С.Тургенева. Тургенев использовал много диалектизмов, нередко необычайно метких и выразительных: живалый, дощаник, колдобины.







У школьников есть свой жаргон, или сленг. Это разновидность разговорного языка, отличающаяся от литературного лексикой и фразеологией. Это слова общенародного языка, имеющие другое значение. В словарях такие слова или значения имеют помету «проф.» (профессионализм) или «спец.» (специальное).




С той поры Степан на волю вышел, а в Гумешках после того всё богатство ровно пропало. Много-много лазоревка идёт, а больше обманка. О корольке с витком и слыхом не слыхать стало, и малахит ушёл, вода долить стала. Кому могут принадлежать слова? Отметьте профессионализмы, диалекты и просторечия. Королёк и виток- самородная медь. Малахит – красивый зелёный полудрагоценный камень. Обманка – то, что кажется металлической рудой, но не является ею. Долить (обл.) – одолевать. Много-много (обл.) – в лучшем случае. Ровно (прост.) – будто, словно.