Признаки глагола и прилагательного у деепричастия. Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Орфоэпическая минутка.

Произносите правильно.

идЯ, клевещА, крОя, мОя, ненавИдя, отрЁкшись, отчАявшись, по­нЯв, принЯв.

Морфологический разбор деепричастия (с. 192-193).

V. Упражнения на закрепление изученного.

Выполнение упражнений 300, 302 письменно, 301 - устно. Упражнение на различение деепричастий и наречий (знаки препинания не стоят):

(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизг­нув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забро­сить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (б)Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)3а городом пылал дымясь огонь большого костра.

(Ответы: 1, 2, 4, 7, 9, 10 - обособляем одиночные дееприча­стия; 3, 5, 6, 8 - наречия не обособляются.)

Учащиеся записывают устойчивые сочетания (деепричастия, перешедшие в наречия):

Судя по всему, не переводя духа, немного погодя, откровенно говоря, собственно говоря, полагая важным, не считая нужным, по­путно отмечая, засучив рукава, сломя голову.

Работа с таблицей 19.

Таблица 19

Задание: заменить глагол деепричастием, поставить знаки пре­пинания, деепричастный оборот выделить графически.

1. Возчик (отворотиться) от меня угрюмо сидел на облучке.

2. Море играет маленькими волнами (украшать) их багро­вой пены.

3. Офицер (соблазниться) хорошей погодой велел оседлать своего коня.

4. В небе неподвижно стоят ястребы (распластать) крылья.

5. Партизан (сидеть) на завалинке разбирает наган.

6. Джигит (оседлать) коня выехал из аула.

7. Пастухи (сгонять) животных в одно место громко щелкают кнутами.

9. Подросток трусливо (вбирать) голову в плечи побежал к лошади.

VI. Итог урока.

Домашнее задание:

2. Упражнение 303.

УРОК _________ Дата_____________________



ТЕМА: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ.

Цель: повторить разряды наречий, степени сравнения и пра­вописание наречий.

Ход урока.

I. Опрос - повторение знаний о наречиях

Вспомните морфологические признаки наречий.

На какие разряды по значению делятся наречия?

Какие формы степеней сравнения образуют наречия?

II. Работа по теме:

Выполнение упражнения.

Сколько наречий в предложении? Запишите предложение, найдите наречия, определите их разряд. Подчеркните на­речия как члены предложения:

В кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, неустанно, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики.

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение § 54.

Выполнение морфологического разбора наречия из предло­жения.

Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.

Закрепление сведений о морфологических свойствах наречий.

Тест.

1. Выберите и отметьте характеристики, относящиеся к на­речию.

а) наречие - это служебная часть речи;

б) в предложении наречия бывают обстоятельствами, ска­зуемыми, определениями;

в) наречие - это самостоятельная часть речи;

г) наречия не изменяются;

д) наречие объясняет предмет;

е) наречие обозначает признак действия и признак при­знака.

2. Найдите и укажите наречия.

а) сплошной; ж) брошь;

б) сплошь; з) навзничь;

в) мелочь; и) далекий;

г) отрежь; к) далеко;

д) полночь; л) удали;

е) спрячь; м) далек.

3. Определите группу наречий меры и степени.

а) вдвоем, немного, издали; г) громко, сверху, вчера;

б) очень, втрое, совсем; д) сослепу, накануне, назло

в) чересчур, наверху, всегда; е) крайне, почти, наверху.

4. Найдите словосочетание, в котором употреблено наречие цели.

а) оскорбили нарочно; в) работали дружно;

б) шли наугад; г) вернулись невзначай.

5. Определите значение наречий в каждом из предложений:

Внезапно он понял.

а) причины; в) цели;



Трижды он приходил к нему.

б) времени; г) образа действия.

Он относился к нему по-товарищески.

а) причины; в) меры и степени;

б) времени; г) образа действия.

6. Найдите ошибку в определении значения наречия.

а) пошел утром (времени); б) жил поблизости (места);

в) задел умышленно (причины); г) совершенно не узнал (меры и степени);

д) громко запел (меры и степени).

7. Укажите группу указательных наречий.

а) туда, где-то, нигде; в) там, оттуда, тогда;

б) всюду, издалека, везде; г) кое-где, где-нибудь, негде.

8. В каждой строке отметьте отрицательные наречия.

а) тут, где, негде, где-то;

б) там, ничуть, зачем-то, тогда;

в) зачем, когда, куда, никуда.

4. Правописание наречий.

Учащиеся обращаются к материалу учебника (с. 198-202, § 55) и составляют конспект по теме «Слитное, дефисное и раздельное правописание наречий».

Деепричастия образованы от глаголов

  1. вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы. Например, сравним:
  • совершенный: (что сделать ?)~ прыгнуть~ (что сделав? ) прыгнув~
  • несовершенный: (что делать ?)~ прыгать~ (что делая?) прыгая ~
  1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными . Например:
  • Возвратные причастия: ~умываясь, ~разрушаясь, ~улыбнувшись .
  • Невозвратные причастия: ~умыв, ~разрушая, ~развеселив .
  1. переходными и непереходными :
  • Переходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое переходит на другой предмет. Показатель переходности – вопрос что ? винительного падежа. Например:

узнав (что ?), разобрав (что ?), слушая (что ?)

  • Непереходные деепричастия обозначают добавочное действие, которое не переходит на другой предмет. Например:

Прилетев , рассыпаясь, прибежав .

  1. зависимые слова, как и глаголы. Например:

Желать (чего?) счастья – желая (чего?) счастья ;

Говорить (как?) тихо – говоря (как?) тихо

Не раздельно . Например:

Не выучив наизусть, не открывая крышку, не раздумывая ответить.

В данных примерах не- с деепричастиями пишется раздельно.

Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно. Например:

Ненавидя.

Деепричастия имеют признаки наречия .

  1. Так же как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
  1. обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. При этом и основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо или предмет. Например:

Приближаясь , увидел он рощу зеленую.

В данном предложении основное действие выражает глагол-сказуемое увидел . Добавочное действие выражено деепричастием приближаясь . Увидел когда ? Приближаясь . Это обстоятельство. Основное и добавочное действия совершает одно лицо. В предложении это подлежащее он .

Повторим

Деепричастия образованы от глаголов и сохраняют некоторые их морфологические признаки.

  1. Деепричастия, как и глаголы, имеют вид . Деепричастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
  2. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными .
  3. Как и глаголы, деепричастия могут быть переходными и непереходными .
  4. Дееричастия могут иметь при себе зависимые слова, как и глаголы.

Не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно . Но если деепричастие без не — не употребляется, то пишется слитно .

Деепричастия также имеют признаки наречия .

  1. Как и наречие, деепричастие – это неизменяемая часть речи.
  2. Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельства , характеризуя добавочное действие, относящееся к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым.

Признаки глагола и наречия у деепричастия


  1. Признаки наречия:

    Признаки глагола:





  2. Деепричастие -- это глагольная форма, которая по отношению к сказуемому обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав?
    Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.
    Признаки наречия:
    1. Неизменяемость (сочетается со словами способом примыкания: делая уроки, спев песню);
    2. В предложении является обстоятельством, отвечая на вопросы как? каким образом?
    Признаки глагола:
    1. Деепричастия имеют совершенный и несовершенный вид: что сделав? - прочитав книгу (сов. вид), что делая? - читая книгу (несов. вид);
    2. Бывают переходными и непереходными.
    Переходные: читая (что? винит. падеж) книгу, отрезав (чего? родит. п., действие направлено на часть чего-либо) сыра, не сделав (чего? род. п. с отрицанием) задания.
    Имеющие при себе существительные в других падежах с предлогами -- непереходные: успевая к поезду, встретившись с друзьями, думая о Родине.
    3. Бывают возвратными и невозвратными.
    Возвратные: задумавшись, смеясь, умывшись, проснувшись, радуясь.
    Невозвратные: думая, увидев, принимая, не спев.
    4. Распространяются, как глаголы: думать о задании - думая о задании; встретиться с другом - встретившись с другом.
    Частица не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно: пробежал не замечая, сделал не забыв.

Морфологические признаки деепричастия

Деепричастие – это часть речи, которая обладает следующими признаками:

· обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?

· имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Глагольные признаки деепричастия.

Какие же признаки деепричастие заимствовало у глагола? Внимательно прочитай два предложения.

1) Проходя по старому городу, обращайте внимание на старинные вывески.

2) Пройдя мимо меня, он вдруг оглянулся.

В первом предложении деепричастие образовано от глагола несовершенного вида проходить , обозначает добавочное действие, которое не завершилось к моменту речи , и отвечает на вопрос что делая ?

Во втором предложении деепричастие образовано от глагола совершенного вида пройти , обозначает добавочное действие, завершившееся к моменту речи, и отвечает на вопрос что сделав?

Следовательно, один из глагольных признаков деепричастия – это вид . Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, которое происходит одновременно с основным, иотвечают на вопрос что делая? Причастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое произошло перед основным, и отвечают на вопрос что сделав? Действительно, обращать внимание на старинные вывески нужно именно тогда, когда проходишь по старому городу, т.е. основное и добавочное действия происходят одновременно, а вот оглянулся некто уже после того, как прошел мимо, т.е. добавочное действие предшествовало основному.

Еще один глагольный признак у деепричастия – переходность. Если деепричастие образовано от переходного глагола, оно является переходным. Если деепричастие образовано от непереходного глагола, оно является непереходным.

Сравни:

1) дарить (что?) цветы => даря (что?) цветы – переходное деепричастие ;

2) поверить (чему?) обещаниям => поверив (чему?) обещаниям – непереходное причастие.

Сохраняет причастие и такой признак глагола, как возвратность. От возвратных глаголов образуются возвратные деепричастия, от невозвратных глаголов – невозвратные.

Сравни:

1) поднимать=> поднимая – невозвратное деепричастие;

2) подниматься => поднимаясь – возвратное деепричастие с суффиксом -сь на конце.

Деепричастию свойственно такое же управление, как и глаголам: читая / читать / читал / читающий книгу , но чтение книги . Обрати внимание: и разные формы глагола (личная и неопределенная), и деепричастие, и причастие требуют от управляемого существительного одного и того же падежа (винительного), а отглагольное существительное – родительного.

Признаки наречия у деепричастия.

К наречным признакам деепричастия относится неизменяемость.

От наречия и синтаксическая роль деепричастия: в предложении оно является обстоятельством, зависит от глагола. К деепричастию можно задать и вопросы что делая? что сделав? и вопросыкак? почему? когда?

Прочитай предложение.

Он шел медленно, никуда не спеша.

К деепричастию несовершенного вида (не) спеша можно задать вопрос что делая? Оно в предложении является обстоятельством, как и наречие медленно . К таким обстоятельствам мы обычно задаем вопросыкак? каким образом? Они характеризуют действие, поясняя, как, каким образом оно происходит. Такие обстоятельства называются обстоятельствами образа действия . Обрати внимание, что в этом предложении наречие и деепричастие отвечают на один и тот же вопрос, являются однородными обстоятельствами. Кстати, деепричастия не всегда бывают обстоятельствами образа действия. Реже они выступают в роли обстоятельств времени или причины.

Внимательно прочитай примеры.

Дожидаясь выхода на сцену, я очень волновался.

В этом предложении деепричастие является обстоятельством, обозначающим время, в которое происходило основное действие: волновался когда? – дожидаясь выхода на сцену . Значит, в этом предложении деепричастие является обстоятельством времени.

Волнуясь, он бурно краснел.

Здесь деепричастие является обстоятельством, которое обозначает причину основного действия: почему он краснел? – потому что волновался. В этом предложении деепричастие является обстоятельством причины.

Учитель русского языка и литературы БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна

Урок русского языка

Класс 7

Тема урока: Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Цел и:

Учебные -

- дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия;

Познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия;

Учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.

Развивающие-

Формировать орфографические умения и навыки;

Продолжать развивать устную и письменную речь.

Воспитательные-

Воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Запись даты и классной работы

3. Определение и формулирование темы урока.

Ребята, о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках? (Причастие) В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи.

Какая? (Деепричастие )

Какие цели мы поставим сегодня перед собой? (познакомиться с темой «Деепричастие», с его грамматическим значением, с глагольными и наречными признаками )

Что вы можете сказать о деепричастии? (Артем)

(Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.)

4. Объяснение нового материала

Сравним два предложения (запишем их в тетрадях) (Запись на доске учащиеся переписывают в тетради)

Маки осыпа лись и роняли на землю лепестки.

Маки осыпа лись, роняя на землю лепестки.

Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Как выражены действия в этих предложениях?

(В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним.)

Какой делает картину предложение с добавочным действием(более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.)

Какое слово указывает на добавочное действие,выраженное новой для нас частью речи? –Как она называется?

Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо узнавать их! Проверим себя!

5. Закрепление

1.Чтение текста (проецируется на экран; распечатанный, кладется на парты перед учащимися). (Читает ученик)

СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ (СЛАЙД 1)

Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.

«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».

Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.

Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.

Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.

(Ф. Нестеров.)

2. Беседа по вопросам.(вопросы даются на группу)

– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?

– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.

– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Можно ли понять смысл сказанного?

– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?

– А от какой части речи к ним задаются вопросы?

– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.

– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?

(Хорошо! Молодцы!)

Мы работали с текстом, отвечали на вопросы. А теперь откроем учебник на стр.77 и прочитаем правило в рамочке.

3.Соберем кластер и сделаем графическую запись правила в тетрадь.

Какая часть речи совершает основное действие? – глагол .

4. Запишите выражения. Найдите деепричастия, укажите основное действие-глагол.

Комментированная проверка по презентации

(СЛАЙД 2)

К какой части речи относятся и деепричастия, и глагол?(И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка .)

Ребята! Как вы думаете, для чего нужны деепричастия в художественных произведениях

1.Устное выполнение упражнения 159 ,назвать главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.

2. Ребята, перед вами необычное стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». (СЛАЙД 3)

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Что в этом стихотворении показалось необычным?

На что похоже само стихотворение образно?

Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

Какую же роль они играют? (Дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой, выразительной, живописной)

Какой можно сделать вывод? Используя деепричастия как дополнительные действия, автор показывает зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения водопада.

Исследовательская работа .

Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие как самостоятельная часть речи Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе? (СЛАЙД 4)

А теперь послушайте сказку « Отцы и дети». (Инсценирование сказки.

Действующие лица- Глагол, Наречие, Деепричастие)

Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие- не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?) .
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?) , а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

Давайте вспомним морфологические признаки глагола и наречия

(СЛАЙД 5)

- На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия.

Самостоятельная работа по учебнику.

Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.

Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и составьте рассказ об этой части речи. (стр.76)

Проверьте себя (СЛАЙД 6)

Подведение итогов урока

О какой части речи мы сегодня говорили?

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Какие признаки глагола имеет?

Какие признаки наречия имеет?

Чем выражается в предложении?

Чтение стихотворения о деепричастии

Деепричастием себя называю,
Добавочное действие обозначаю,
На вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? Я всегда отвечаю,
Совершенного и несовершенного вида бываю,
Сказуемое – глагол поясняю.
В предложении обстоятельством себя являю .

А теперь выполним тестовую работу

Итоговый тест

1. Какое из слов не является деепричастием ?

2. Какое из слов является деепричастием ?

а) быстро;

а) говорил;

б) весело;

в) смеясь;

в) улыбался;

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Подберите синоним к фразеологизмам

а) сломя голову;

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

(СЛАЙД 7) (Проверь себя!)

Рефлексия

Оценивание учащихся. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и прощу подумать о том, как прошел для вас урок.

(СЛАЙД 7)

Домашнее задание: (творческое задание) 1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий;

2) составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков;

3) выполнить всем упр.160