Проблемы в деятельности учреждения и пути их решения. К вопросу привлечения и удержания контингента дмш, музыкальных отделений дши

Муниципальное образовательное учреждение

Результаты учебной деятельности.

Отслеживание уровня освоения обучающимися учебного материала образовательных программ (по результатам учебно-воспитательной деятельности) проводилось путем проведения педагогами контролирующих и диагностирующих мероприятий. Система данного мониторинга предполагает следующие этапы: вводный, текущий (по четвертям), промежуточный (по итогам года) и итоговый (выпускные экзамены).

Основной формой организации учебной работы в учреждении является индивидуальный урок, групповой урок, сводные занятия, просмотры концертных номеров и выставочных работ, концертная деятельность, самостоятельная домашняя работа. Мониторинг успеваемости обучающихся, ДШИ осуществляется по балльной системе. Промежуточные отметки в баллах выставляются за четверти, в первых классах – за полугодие.

Промежуточная аттестация проводится в форме академических проверок, технических зачетов, контрольных уроков, творческих отчетов по отдельным предметам с учетом возраста и уровня обученности детей с использованием дифференцированного индивидуального подхода. В учебном году продолжалась работа по комплектованию банка уровня учебных достижений обучающихся как на уровне педагога, так и на уровне администрации. В течение последнего ряда лет используются методы статистического анализа. Освоение дополнительных образовательных программ завершается итоговой аттестацией (экзаменами) проводимой в соответствии с нормативными актами . Итоговую аттестацию прошли 550 обучающихся (6 чел. предоставили справки по болезни и аттестованы по текущим оценкам). Итоги учебного года показали, что абсолютная и качественная успеваемость обучающихся остается стабильной. Уровень учебных достижений представлен в таблице.

Сравнительный анализ успеваемости за последние 3 года

Итоговая аттестация выпускников в учебном году проведена в установленные сроки. Если говорить о качестве обученности выпускников, то следует отметить, что свидетельство об окончании школы искусств получили 10 человек инструментального, хореографического, изобразительного, бального отделений, допущены к итоговой аттестации 10 выпускников.

Результаты итоговой аттестации выпускников представлены в таблице.

Анализ данных таблицы позволяет говорить о том, что результаты учебных достижений выпускников остаются стабильными по такому показателю, как уровень обученности -100%.

Анализ поступления выпускников в профессиональные учебные заведения за последние 3 года

Результативность участие обучающихся в конкурсных мероприятиях международного, российского, регионального, областного, городского, окружного и школьного уровней. Показателем реализации образовательных программ является участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня, на которых солисты, ансамбли и творческие коллективы стали лауреатами и дипломантами. Участие обучающихся в городских, областных конкурсах и фестивалях дает возможность определить уровень освоения воспитанниками образовательных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе.

Условия осуществления образовательного процесса.

Материально-технические условия осуществления образовательного процесса.

Наименование дисциплин в соответствии с учебным планом

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Форма владения, пользования (собственность, оперативное управление , аренда и т. п.)

Хоровой класс, сольное пение, хор.

Кабинет хорового пения, фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, методическая и учебная литература , магнитола, компакт диски и кассеты с записями классической и современной музыки, костюмерная со сценическими костюмами и обувью.

Оперативное управление

Сольфеджио, муз. литература,

муз. грамота

Кабинет теоретических дисциплин, фортепиано, методическая и учебная литература, тетради и раздаточный материал по сольфеджио, музыкальный центр, видеомагнитофон , DVD проигрыватель, телевизор, набор ударных инструментов, набор шумовых инструментов, учебные пособия , компакт диски и кассеты с записями мировой классики и современных композиторов.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Народный хор, сольное пение

Кабинет народного пения, фортепиано, баян 2 шт., наборы шумовых инструментов, методическая и учебная литература, сборники обрядовых праздников и песен, костюмерная со сценическими костюмами и обувью.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Классический танец, народно-сценический танец

Кабинет хореографии № 1, фортепиано, магнитола 1 шт., кассеты и компакт диски с записями фонограмм, учебная и методическая литература, станки, зеркала, репетиционная обувь и форма, костюмерная со сценическими костюмами и обувью.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Ритмика и танец, партерная гимнастика

Бальный танец (стандарт, латина, джаз)

Кабинет хореографии № 2, фортепиано, магнитола 1 шт., кассеты и компакт диски с записями фонограмм, учебная и методическая литература, станки, зеркала, репетиционная обувь и форма, костюмерная со сценическими костюмами и обувью.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Фортепиано, ансамбль

Кабинет фортепиано, фортепиано 2 шт., метроном, методическая и учебная литература, нотная литература.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Фортепиано, музыкальный инструмент

Кабинет фортепиано-аккордеона, фортепиано, аккордеон, баян, домры 2 шт., балалайки 2 шт., пюпитры, методическая и учебная литература, нотная литература.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Музыкальный инструмент, предмет по выбору.

Кабинет баяна-гитары, гитары 3 шт., баяны 2 шт., набор баянов 1наб., аккордеоны 2 шт, нотная литература, методическая и учебная литература, пюпитры.

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Дефиле, история костюма, дизайн

Кабинет театра моды, фортепиано, станки, зеркала, магнитола, DVD проигрыватель, телевизор, методическая и учебная литература, костюмы, реквизит

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Изобразительное искусство, живопись, композиция.

Лепка, декоративно-прикладное творчество, конструирование, технология

Кабинет ИЗО, 16 столов трансформеров для изобразительного искусства и декоративно прикладного творчества, мольберты 12 шт., краски (гуашевые, акварельные , витражные , масляные), кисти, бумага, палитра 16 шт., рамки для картин, наглядные пособия, глина, инструмент для лепки, материалы для декоративно прикладного творчества (бисер, природный материал, винил, пряжа, и т. п.), муляжи, чучела птиц и животных, учебная и методическая литература, картины в рамках 15 шт..

Оперативное управление

Приказ департамента недвижимости администрации г. Томска № 000 от 01.01.2001г.

Кадровое обеспечение образовательного процесса.

В школе работает творческий коллектив педагогов: 25 преподавателей и 4 концертмейстера.

Отличник просвещения: 1

86.2% педагогических работников коллектива аттестованы на квалификационные категории. Не имеют квалификационной категории молодые педагоги и вновь приступившие к работе. Но не уменьшается количество педагогов желающих пройти аттестацию на более высокую категорию.

Сравнительный анализ уровня квалификации педагогических кадров :

Всего педагогов


Анализ педагогического состава по педагогическому стажу


Сравнительный анализ

административно-педагогического состава:

Управленческая деятельность

Управление школой осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Федеральным законом «О некоммерческих организациях », Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дополнительном образовательном учреждении, Уставом учреждения, и строится на принципах единоличия и самоуправления. Формами самоуправления в Учреждении являются общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, вспомогательные органы управления . Вспомогательные органы управления: методический совет, методические объединения школы.

Основные документы, регламентирующие деятельность школы.

4. Коллективный договор.

5. Правила внутреннего трудового распорядка.

6. Штатное расписание.

7. Должностные инструкции.

8. План работы школы на учебный год.

9. Приказы, распоряжения.

11. Информационно-справочные документы, учебно-педагогическая документация.

13. Локальные акты, регламентирующие учебно-воспитательную работу.

В целях управления деятельностью учреждения в учебном году проведено 5 заседаний педагогических советов, 5 заседаний методических советов, 4 художественных совета, 8 совещаний при директоре, 12 планерных совещаний, 2 заседания управляющего совета. В целях определения стратегии развития Учреждения, повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, стимулирования труда его работников, содействие созданию в Учреждении оптимальных условий для организации образовательного процесса этом учебном году создан Управляющий совет школы. В состав Управляющего совета вошли 16 чел: из числа родителей -8 чел.; из числа обучающихся-2 чел.; из числа работников школы-4 чел.; представителем учредителя назначена, представители общественности, В период с 01.12.2008-01.06.2009г. проведено 2 заседания Управляющего совета.

Одним из важнейших направлений деятельности школы является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников. Управление качеством образования предполагает систематическое отслеживание качества преподавания, учебных достижений обучающихся, уровня реализации образовательных программ. Ежегодно разрабатывается, утверждается и доводится до сведения всех педагогов ДШИ план внутришкольного контроля на год и размещается на информационном стенде в учительской. Кроме этого план внутришкольного контроля составляется еще и на каждую четверть и доводится до сведения педагогов.

Цели внутришкольного контроля:

Совершенствование деятельности образовательного учреждения;

Повышение мастерства педагогических работников;

Улучшение качества образования в школе.

Основные направления контроля:

Методическое исследование, изучение передового педагогического опыта, обобщение и описание собственного педагогического опыта, создание методической продукции, экспертиза образовательных программ, методическое консультирование, методическая помощь.

Структура методической службы ДШИ

Педагогический совет ДШИ

Методический совет ДШИ

хореографии

народных инструментов

МО фортепиано

Работа педагогического совета ДШИ. В 2учебном году было проведено четыре педагогических совета, что соответствовало составленному плану методической работы, но были внесены корректировки в их тематику и время проведения.

Темы педагогических советов:

Анализ работы школы за учебный год;

Утверждение образовательных программ;

Применение современных(инновационных) педагогических технологий в развитии творческих способностей обучающихся;

Допуск обучающихся к итоговой аттестации;

Подведение итогов учебного года и выпускных экзаменов.

Работа методического совета ДШИ.

Методический совет ДШИ возглавляет заместитель директора по УВР В прошедшем учебном году состав МС был обновлен. В методический совет школы вошли, методист, руководители МО, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Было проведено 5 заседаний МС, на которых рассматривались следующие вопросы:

Планирование методической работы на учебный год и утверждение основных направлений методической работы в школе на учебный год.

О создании временных творческих групп по проблемам;

О выдвижении кандидатов на финал конкурса «Человек года -2009».

Подготовка анализа за учебный год.

Составление и обсуждение плана работы на 2учебный год.

Работа методических объединений ДШИ.

В 2008 – 2009 учебном году заседания МО преподавателей проводились регулярно, каждую четверть. Всего за учебный год в каждом МО было проведено по 5 заседаний. Заседания школьных МО посещали все педагоги.

Темы заседаний МО школы :

q Анализ работы МО за прошедший учебный год.

В этом учебном году преподаватель декоративно-прикладного творчества принимала участи е в VII Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Городской этап - Диплом II степени.

Областной этап - Дипломант конкурса.

Издательская деятельность.

В этом учебном году методической службой ДШИ освоено это направление деятельности. На базе МУ ИМЦ готовится к изданию статьи педагогов музыкально-теоретических дисциплин в сборнике:

Номинация «Вдохновение» ,

Динамика участия педагогов в методических мероприятиях за три года:

Учебные года

Кол-во

пед-ов

Представление опыта на уровне (открытые уроки, доклады, мастер-классы и т. д.)

Участие в методических мероприятиях выставках, конкурсах) на уровне

Посещение методических мероприятий вне ДШИ

Города, области

Города, области

Анализ участия педагогов в методической работе показал, что 58.6 % педагогического коллектива продуктивно работали в течение учебного года, по сравнению с учебным годом выше на 18.6%. Но, остается проблема участия педагогов в методической работе, так как в основном принимают участие аттестуемые педагоги, хотя администрацией школы поощряется(материально) любое участие, на любом уровне.

Организационно-массовая работа

В школе широко используются как традиционные, так и современные формы организационно-массовой работы: конкурсы, фестивали, вечера, тематические родительские собрания, выставки, концерты, совместные мероприятия с СОШ по направлениям:

Художественно - эстетическое;

Нравственно - патриотическое;

Спортивно-оздоровительное.

В учебном году преподаватели и обучающиеся школы приняли участие в 63 мероприятии. Основные из них:

Общешкольные концерты:

· «Посвящение в музыканты»

· Отчетные концерты творческих коллективов

· Академические концерты и концерты для родителей отделения фортепиано, народных инструментов

· Концерт выпускников.

Совместная деятельность с общеобразовательной школой:

· Концерт, посвящённый «Дню знаний»

· День учителя

· «Осенины»

· Бал первоклассников

· Музыкально-литературная гостиная «Праздник осени»

· «Колядки»

· день здоровья

· посвящение в читатели

· концерты для избирателей 4 округа

· Концерт посвященный Дню защитника отечества

· Конкурс «Наши мамы»

· Награждение лауреатов-учеников

· Новогодние мероприятия

· Спортивный праздник

· Ученик года

· Родительское собрание будущих первоклассников

· Концерты по параллелям в конце каждой четверти

· Последний звонок.

Совместно с Администрацией Советского района уже третий год проводится фестиваль «Поверь в себя» для детей с ограниченными возможностями. В этом учебном году на базе школы проведены городские конкурсы и фестивали:

VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (городской этап);

Городской конкурс юных теоретиков «Живые нотки»;

Городской детско-юношеский фестиваль хорового и сольного пения.

Динамика проведения мероприятий за три года:

В результате проведенного анализа мероприятий за последние три года и социологического опроса родителей, коллег, был составлен аналитический материал, который дает представление не только о количестве, но и о качестве концертных номеров и проводимых мероприятий.

Из таблицы видно, что оценка проведенных мероприятий родителями и коллег в этом учебном году выше на 37. 3% по сравнению с учебным годом.

Анализируя организационно-массовую работу в целом нужно отметить, что качество концертных номеров значительно улучшилось, это связано с тем, что почти все концертные номера просматривались художественным советом, но качество проведения мероприятий не всегда было продумано педагогом-организатором. Подготовка к концерту всегда проходит спонтанно, плохо продумывается сценарий, подборка стихов. Организация концерта почти всегда отсутствует. Нет ответственных за выход детей на сцену, не организовано дежурство на вход и выход в актовый зал, поэтому по залу всегда ходят дети, родители во время концертных номеров.

Таким образом, проведенный анализ позволяет считать работу МОУ ДОД ДШИ №40 в учебном году удовлетворительной. Реализуя план работы в учебном году, школа в основном выполнила намеченное в начале года и достигла ожидаемого результата. Но есть проблемы, требующие решения:

Проблемы, требующие решения

Пути решения проблем

Увеличение и сохранность контингента

Активизация работы с родителями. Открытие новых направлений деятельности

Повышение качества образования

Повышение качества проведения учебных занятий, использование современных методик и технологий, ориентация на профессиональное самоопределение обучающихся, работа с родителями.

Повышение качества концертных номеров

Более четко спланированная работа художественного совета, генеральные репетиции перед концертными мероприятиями. Анализ проведенных мероприятий

Недостаточная активность и инициативность педагогических работников в методической работе

Совершенствовать модель методической работы, способствующей повышению профессиональной компетенции педагога

Пилипенко Надежда Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: г. Холмск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Дата публикации: 24.11.2016
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ

ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

преподаватель высшей квалификационной категории
Холмск, 2016

Концепция развития дополнительного образования связана с понятием достижения современного качества образования, к которому предъявляются новые требования по уровню и качеству предоставляемых услуг и используемым технологиям. А это значит, что в современных условиях особые повышенные требования предъявляются к каждому преподавателю и не только в части образовательного ценза. Новые программы требуют наличия высокого уровня профессионализма, компетентности и мастерства. Сегодня серьезной проблемой при реализации ФГТ является педагогический кадровый ресурс, его профессиональный уровень (включая слабое владение ИКТ), рациональность распределения этого ресурса между предпрофессиональными и общеразвивающими программами. Сегодня есть необходимость создавать на уровне области инновационные площадки с целью повышения методической, информационной грамотности, повышения уровня обучения по предметам теоретического блока, вооружения педагогов знаниями о методах работы с особыми категориями учащихся (одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.), обмена и распространения передового опыта. Своими задачами предпрофессиональные программы ставят развитие у подрастающего поколения понятия культуры и культурных ценностей, формирование эстетических установок и вкуса, приобретение творческого опыта в общем и выявление и последующее развитие способностей у одаренных детей, в частности. Несмотря на то, что требования разработаны с целью создания равных условий для получения предпрофессионального образования учащимися, те же требования предусматривают возможность использования различных учебных и методических материалов разными учебными заведениями. С одной стороны это очевидный плюс: школы сами выбирают, на каком материале строить обучение, что подразумевает дифференцированный подход и расширяет возможности реализации новых идей, применяемых в процессе обучения. С другой стороны, это делает очевидным тот факт, что образование, получаемое в разных школах, будет не одинаковым по качеству. Не все учебные заведения обладают в полной мере доступом к методическим материалам, а некоторые имеют ограниченную возможность закупать учебную литературу и нотные пособия в достаточном количестве. Также существенное отличие будет заключаться в содержании вариативной части. Преподаватели при разработке учебных планов, как правило, включают в вариативную часть те предметы, которые соответствуют направленности их школы. Следует заметить, что предпрофессиональные программы, не всегда могут быть реализованы в полной мере. Это связано с рядом проблем:  Высокую актуальность имеют проблемы конкурсного отбора, который задекларирован ФГТ, но в реальной действительности практически отсутствует, и сохранности контингента. Есть здесь и объективные причины, связанные с приоритетом основного образования для большинства родителей, большой загруженностью детей в общеобразовательной школе, у
репетиторов, на подготовительных курсах и т.д. Есть и субъективные причины, связанные с конкурентоспособностью наших образовательных программ. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что родители, желая дать своему ребенку максимально возможное, записывают его одновременно на разные секции, кружки и в школу искусств. Так как совмещать все виды обучения становится невозможным, зачастую выбор делается не в пользу школы искусств. Так же причиной отсева контингента является отсутствие материальных возможностей родителей для обучения детей (высокие цены на музыкальные инструменты, художественные принадлежности и т.д.).  Чрезмерная избыточность требований к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ. Установлен минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации данных программ, однако эти условия для многих муниципальных школ, особенно работающих в отдаленных районах, мало выполнимы, а указания на роль федеральных органов в этом отношении отсутствуют. Материально-техническая база во многих школах устарела, инструменты требуют замены и ремонта, но высокая цена на них, и отсутствие квалифицированных мастеров не всегда позволяют сделать это.  Педагогическое сообщество, уже имеющее негативный опыт многочисленных реформ, отнеслось к введению новых стандартов с недоверием. Поэтому с реализацией новых программ имеются определенные трудности в перестройке сознания, готовности педагогов к таким новшествам, преодолении сопротивления и поиске механизмов мотивации педагогических кадров. Еще одной проблемой является дефицит молодых квалифицированных преподавателей. А также большая загруженность вследствие совмещения работы с детьми и наличия большого объема «бумажной» работы делает профессию преподавателя малопривлекательной. Молодые специалисты, получившие среднее профессиональное образование, уезжают за пределы области продолжать обучение в ВУЗах и, как правило, не возвращаются.  Работа по созданию учебно-методических комплексов отсутствует на уровне Федерации и отдана на откуп преподавателям. Методическое сопровождение также является недостаточным, особенно в части учебников, учебно-методических пособий: отсутствует рекомендованный перечень учебников, отсутствуют сами учебники, тогда как согласно ФГТ обеспеченность каждого учащегося учебником по всем предметам теоретического блока является одним из условий реализации предпрофессиональной программы. При отсутствии единых опорных точек в области учебно-методического обеспечения трудно говорить о сохранении единства образовательного пространства в сфере культуры и искусства.
Отсутствие опыта работы с новыми программами, написанными в соответствии с федеральными государственными требованиями, привело к необходимости вносить коррективы в учебную и методическую работу преподавателя. Составляя вариативную часть, преподаватели опираются на имеющейся опыт работы по программам художественно-эстетической направленности. Но уже сейчас можно сказать о том, что предметы необходимо выбирать «глядя вперед, а не оборачиваясь назад». Иными словами, необходимо обеспечивать преемственность дополнительных предпрофессиональных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области искусств.  Отсутствие в педагогическом коллективе специалистов, обученных методике составления новых программ. В штатное расписание необходимо вводить ставку методиста. С появлением квалифицированного специалиста методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) будет проводиться на более высоком уровне.  Требования предъявляются не только к педагогическим работникам, но и к ученику, и к родителям. В идеале каждый должен осознавать новый уровень ответственности за результат своей работы, за качество. Малый процент родителей имеют понятие о предпрофессиональном образовании, еще меньше нацелены на получение этого образования и профессиональную ориентацию своего ребенка. В сознании большинства родителей школа искусств - это, в первую очередь, место, где ребенок может получить художественное развитие и интересный досуг, где можно решить проблему занятости и свободного времени ребенка. Подводя итоги можно сказать, что, не смотря на все проблемы, предпрофессиональные общеобразовательные программы направлены на формирование творческой атмосферы, умения мыслить креативно, нравственных качеств, способности воспринимать и оценивать прекрасное. Сам процесс творчества, как правило, это процесс безграничный, поэтому многое зависит от конкретного преподавателя и его способности найти подход к конкретному ученику, его умением пользоваться всеми новшествами, которые предоставляет нам жизнь.

Анисимов В.П.,
профессор Тверского государственного университета,
директор научно-образовательного Центра арт-педагогики ТвГУ


Ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос сегодня найти просто. Достаточно проанализировать причины утраты имеющейся фактически у каждого ребенка врожденной потребности в занятиях искусством как творческой деятельностью. Так почему же многие дети прекращают заниматься в детской школе искусств, утрачивая интерес к занятиям музыкой или изобразительным творчеством, танцевальным или театральным искусством? Даже без глубокого анализа ответ лежит на поверхности: не каждый ребенок, приходя в ДШИ стремиться стать профессионалом в музыкальном изобразительном, танцевальном или театральном искусстве. Но перед каждым из них стоит задача познания собственного индивидуального пути к своему смыслу жизни как Предназначению. Такую задачу вне творческих способностей не решить, ибо путь каждого уникален и неповторим! А заниматься тренировкой своих творческих начал как феноменальной реализацией своей врожденной потребности к познанию смысла своего рождения и жизни на Земле необходимо каждому. И искусство здесь являет собой превосходную психотренировочную площадку. В этом собственно и заключается содержание общеразвивающего эстетического образования.

И здесь сокрыта первая грозная ошибка традиционной педагогической практики ДШИ, ибо большая часть преподавателей ДШИ элементарно не образована в таком осознании творчества, но зато крепко натренирована в ошибочном его понимании как синонима искусства. А это далеко не так. Вот и получается у нас в ДШИ воспитание искусством ради искусства же. А искусство было изобретено человечеством для развития творческих способностей человека. Искусство служит средством развития творческих способностей человека! А у нас распространена позиция педагогов наоборот: творческий потенциал ребенка используем (бывает, что до болезненного состояния) для обучения технологии музыкального, изобразительного или другого профессионального мастерства. Итак, следует помнить, что с позиции человеческих душевно-духовных начал рассматривать искусство как синоним творчества есть грубая методологическая ошибка.
Творчество давно рассматривается психологией как деятельность, отличающаяся как минимум тремя признаками: 1) оригинальностью (то есть непохожестью на предыдущий субъективный или объективный опыт); 2) новизной порождения идей в использовании одного и того же объекта, явления, предмета и 3) вариативностью (или детализацией) предъявления основной идеи в различных условиях ее проявления.
Полагать, что творчеством необходимо заниматься для того, чтобы сочинять (или исполнять) музыкальные произведения или писать художественные полотна – значит утилизировать процессы элитного проявления человечества. Суть творчества произрастает из понятия Творец, Создатель… И тогда «капля Божья» в каждом ребенке есть то зерно, условия взращивания которого как процесса самоТворения своего Предназначения призваны создавать педагоги ДШИ, деятели культуры и образования. Это наша миссия. В противном случае мы делаем нечто непонятное, убогое или даже преступное по отношению к ребенку.
Вторая распространенная ошибка коллег из ДШИ состоит в игнорировании или дистанцировании от работы с родителями учащегося. Хотя из осознания первой ошибочной позиции по поводу творчества следует, что вне родительского авторитета, который педагогам необходимо не только поддерживать, но и помогать аккумулировать и инициировать как проявление родословных ценностей и важнейших ориентиров жизни ребенка определить индивидуально правильное направление работы с ребенком в системе ДШИ невозможно. Работа педагогов ДШИ с родителями ребенка – особая область психопедагогической помощи и профессионального сопровождения, порой еще более трепетно ответственная, чем работа с ребенком в классе.
И третья задача педагогов ДШИ, пока еще трудно и мало осознанно решаемая нами – это проблема непрерывного духовно-интеллектуального роста самого себя. Работа арт-педагога начинается с себя. Это правило знают многие мои коллеги в системе тверских детских школ искусств. Воспитание собственным примером сегодня становится архивостребованным принципом развития творческих способностей каждого ребенка. Позволю себе здесь не останавливаться на этом подробно уже потому, что приниципы и методы такого непрерывно элитного самообразования отражены в монографии «Теоретические основы арт-педагогики».
Существующая же традиционная программа ДШИ на сегодня сложилась под давлением административной системы как исключительно предпрофессиональная деятельность ребенка, «заточенная» на выполнение плана приема выпускников ДШИ для поступления в колледжи искусств и высшие профессиональные учебные заведения и на внешние показатели работы ДШИ (количество лауреатов различных вредоносных для детей конкурсов и других якобы творческих мероприятий). Ориентация на «поголовную» профессионализацию учащихся ДШИ ставит систему эстетического образования в хроническую болезненно деформированную позицию, в которой она будет как и прежде не помогать, но создавать условия для закаливания отдельных одаренных личностей в ее преодолении (как это было в случае с Иегуди Минухиным и многими другими выдающимися деятелями искусства). Преодолевая препятствия и достигая вопреки…, мы умиляемся такой жизнеспособности отдельных одаренных в искусстве индивидов, предавая забвению многих и многих не менее одаренных в сотворении себя других детей.
Таким образом, система ДШИ легко сохранит каждого учащегося при двух условиях:
1) сохранении и непрерывном удовлетворении естественной потребности каждого ребенка в чувстве безопасности, которая обеспечивается эмоционально теплыми, доброжелательными, безоценочными отношениями взрослых, а значит социально, то есть душевно-духовно зрелых, полноценных людей: родителей и педагогов;
2) обеспечении условий для познания себя и своего лидерского и признанно востребованного ближними места в окружающем его мире (а не только окружающего мира вне понимания себя, как это чаще проявляется сейчас). Такое лидерское душевно-духовное проявление себя в окружающем мире и есть Предназначение, сотворить которое – природосообразная потребность каждого и нас.
Такие основы арт-педагогического видения задач полихудожественного образования современной системы ДШИ России интуитивно уже реализуют почти треть преподавателей детских школ искусств. Обогащение их и остальных коллег арт-педагогическими знаниями и практикой реализации такого подхода позволит выйти на полноценное духовно-интеллектуальное содержание воспитания искусством. И как вторичным результатом мы будем иметь решение и задачи 100-процентного сохранения контингента учащихся, родителей и педагогов уникальной системы детского художественного образования России.

Сохранение контингента обучающихся в ДМШ и ДШИ.

Проблемы и пути решения.

Тихонович О.В.

Преподаватель МБОУ ДОД

Сосновская ДМШ



Проблема сохранения контингента в музыкальной школе всегда была актуальной. И в наши дни мы часто слышим от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – бывают случаи прекращения обучения в выпускных классах. Этому способствует ряд причин, в которых мы попробуем разобраться.


Причина первая. Слабые музыкальные данные.

Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не берусь утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути. Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход. Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует мотивация на обучение и на труд.

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности музыкальной школы. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.


Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.

Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «в музыкалку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и обучающиеся со способностями выше средних.

Причина третья. Приоритеты.

Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, часто оказывается не в пользу музыкальной школы.

Причина четвертая. Слабое здоровье.

Стремление родителей во что бы то не стало дать детям разностороннее образование не всегда приводит к желаемым результатам. К сожалению в в современном мире все больше детей с хроническими заболеваниями и с отклонениями в развитии. Такие дети тоже попадают в ряды обучающихся ДМШ и не всегда доходят до выпускного класса.

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)? В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы - администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

Пути решения проблемы.


Создание имиджа школы. Цель руководства школы и педагогического коллектива - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае - на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ. Из чего складывается имидж? Фундамент - это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж - восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж - отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж - эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.

Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление коридоров, классных комнат, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Применять здоровьесберегающие технологии. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями. Самые близкие для ребёнка люди - это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое - кто знает? - со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и - в первую очередь - ребёнка.
Способы организации работы с родителями. Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. На общих родительских собраниях администрация знакомит родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения. Если все сотрудники школы, объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Список литературы:
1. Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции. Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.

2. Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ. / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры». Часть 2. – Мурманск: МГГУ, 2011 – 151 с.
3. Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
4. Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
5. As – sol. net.

В ходе исследования были определены наиболее значимые проблемы в деятельности МАУ ДО «Детская школа искусств №5», в их числе:

Нехватка финансирования;

Слабая материально-техническая база учреждения;

Отсутствие кадров, низкая заработная плата преподавателей;

Проблема мотивации учащихся;

Недостаточно эффективная работа по привлечению детей в школу;

Приоритет культурно-массовой работы и досуга.

Первые две проблемы тесно взаимосвязаны, нехватка финансирования определяет слабую материально-техническую базу школы. В настоящее время МАУ ДО «Детская школа искусств» №5 нуждается в расширении учебных площадей, ремонте помещений, в т.ч. потолков, стен коридоров, замене систем электро- и водоснабжения, отопления и канализации и т.д.

Многие музыкальные инструменты школы имеют высокую степень износа. Школе постоянно не хватает денежных средств на приобретение качественных профессиональных музыкальных инструментов. В настоящее время их стоимость может достигать 1 млн. руб. и более, например, хороший рояль стоит до 1,5 млн. руб., а аккордеон - до 500 тыс. руб. Школа может приобрести, недорогие по профессиональным меркам инструменты - рояль за 1 млн. руб., аккордеон за 300 тыс. руб., китайского производства, которые по техническим характеристикам значительно уступают качественным музыкальным инструментам, и в ходе использования быстрее выходят из строя.

Другой важной проблемой является нехватка квалицированных кадров, что связано с низкой заработной платой. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров по ряду предметов (фортепиано, теории, сольфеджио, вокалу). В определенной мере она связана с тем, что в профильных вузах, в т.ч. во ВСГАКИ по ряду направлений имеется недобор студентов. Многие преподаватели совмещают работу в нескольких ДШИ и других учреждениях культуры из-за нехватки денежных средств. Кроме того, проблема нехватки площадей и отсутствия преподавателей также связаны - школе нужны педагоги по ряду направлений, однако разместить новые классы негде.

Две следующие проблемы связаны между собой, в настоящее время у некоторых учащихся наблюдаются проблемы с мотивацией. Это определено тем, что детьми и их родителями дополнительное образование воспринимается как общее развитие и полезный досуг, без дальнейшего развития.

В настоящее время в школе проводится недостаточно эффективная работа по привлечению детей в школу. Мало публикаций в СМИ, отсутствует реклама услуг учреждения, сайт школы малоизвестен и малоинформативен для посетителей, школа совсем не представлена в социальных сетях.

В настоящее время на деятельность учреждения влияет экономическая нестабильность, доходы населения снижаются, родители урезают расходы не первой необходимости, в их число попадают затраты на дополнительное образование детей, которые могут быть отложены «до лучших времен».

Одной из современных тенденций в деятельности детских школ искусств является смещение акцента с художественно-эстетического, творческого, интеллектуального развития учащихся на организацию культурно-массовой работы и досуга. Учащиеся и творческие коллективы школы постоянно привлекаются к организации культурно-массовых выступлений по разным поводам (на День города, в воинские части, дом инвалидов и т.д.), что негативно влияет на реализацию учебного процесса, отвлекает детей.

Для решения этих проблем предлагаются следующие мероприятия:

Необходимо обновить материально-техническую базу учреждения, для этого надо разработать проект финансирования модернизации и развития МАУ ДО ДШИ №5, приуроченный к празднованию ее 50-летия в 2019 г.; а также активнее проводить работу с меценатами и спонсорами;

Создать группы МАУ ДО «Детская школа №5» в крупных социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники») и активизировать их работу;

Проводить постоянный мониторинг поступления выпускников школы в профильные вузы и ссузы (по профильным специальностям), рассмотреть возможность организовать «Клуб выпускников МАУ ДО ДШИ №5».

Реализация этих мероприятий, способствует совершенствованию работы учреждения и его дальнейшему развитию, и в целом, способствует реализации целей учреждения в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии учащихся, их социализации в обществе, формировании и развитии творческих способностей учащихся школы.