Психологическая помощь детям с сдвг. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. И правильное питание

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ - это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью протекает по-разному у различных больных, но всегда состоит из невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Невнимательность. Невнимательным людям очень тяжело сосредоточиться на одном предмете. Им становится скучно, если они выполняют какое-нибудь задание в течение даже нескольких минут. Трудно сознательно, намеренно сконцентрироваться. Им бывает сложно собраться и выполнить рутинную работу. В глаза бросается неугомонность этих детей. Они откладывают дела напоследок, не выполняют свои обязанности, не в состоянии сидеть, когда пришли гости, начинают много дел сразу и ни одного не заканчивают.
Гиперактивность. Гиперактивные люди всегда в движении. Они не могут сидеть спокойно, снуют, суетятся или беспрестанно о чем-то говорят. Дети, страдающие СДВГ, не могут сидеть спокойно в классе. Иногда они слоняются по классу или ерзают за партой, нервно качают ногой, за все хватаются, стучат карандашом по столу. При этом они могут сильно волноваться.
Импульсивность. Кажется, что эти люди неспособны подумать прежде, чем что-то сделать. В результате они отвечают на вопрос первое, что придет в голову, позволяют себе неуместные замечании или выбегают на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сочетает несколько симптомов, его диагностика иногда вызывает трудности. Многие проявления, подобные СДВГ, на самом деле являются просто этапами развития ребенка; в одном возрасте это нормально, в другом - нет; более того, то, что нормально для одного ребенка, неприемлемо для другого его сверстника.

Симптоматика СДВГ почти всегда появляется до 7 лет, обычно в 4-5 лет. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз СДВГ при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок, так как особенности поведения ребенка могут оказаться реакцией на кризисную ситуацию в семье, на ссору или развод родителей, плохое отношение к ребенку, педагогическую запущенность, иногда гиперопеку. Причиной также может быть конфликт между ребенком и учителем, ребенком и родителями.

Таким образом, диагноз лучше всего ставить в возрасте дошкольном - младшем школьном: от 4 до 10.
Хотя по материалам сайта: http://adalin.mospsy.ru
существуют проявления и в подростковом, и взрослом возрасте.

Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП - минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД - минимальные мозговые дисфункции. С 1980 года название синдрома основывается на DSM - международной психиатрической классификации.

По DSM IV выделяют три типа СДВГ:

1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
2. Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
3. Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

Теперь практические рекоммендации родителям (по материалам сайта: http://adhd-kids.narod.ru/)

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества - вознаграждать.

Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" - лучше попробуйте переключить его внимание.

Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций - он вас просто не выслушает до конца.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня.

Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.

Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность - направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).

Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.

Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.

Работайте в постоянном контакте с педагогом.

Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.

Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребёнка.

Дорогие родители, сегодня в очередной раз хотелось бы поговорить о таком явлении как гиперактивность и дефицит внимания.

Зачастую приходится слышать от родителей, которые записываются на прием, тревожные вопросы: "Он такой у меня активный, никогда не сидит на месте. Может, у нас гиперактивность?!"

Давайте попробуем вместе разобраться с этим вопросом.
Гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) представляют собой распространенную форму нарушения поведения в детском возрасте. Гиперактивность рассматривается как чрезмерная активность ребенка со слабым контролем побуждений, а дефицит внимания - как неспособность удерживать сосредоточенное внимание на усваиваемом материале в течение нужного для этого времени.

Причины, вызывающие СДВГ, могут быть разнообразными: органические повреждения мозга, наследственность, наркотическое отравление плода, родовая травма и др.

Симптомы невнимательности, отвлекаемости проявляются в том, что внимание сохраняется в течение нескольких минут, дети не доводят дело до конца, не слушают объяснений, отвлекаются. При этом при повышенной мотивации дети с СДВГ могут удерживать внимание достаточно долго.

Симптомы гиперактивности обнаруживаются в виде высокой двигательной активности уже в 1-2-й годы жизни. Характерна бесцельность моторной активности: все, что он хватает, тут же отбрасывается. Ребенок во все вмешивается, постоянно ерзает. В то же время в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми, гиперактивность может временно затормозиться на фоне волнения.

Импульсивность. Дети не соблюдают правил поведения, легко вмешиваются в разговор, в классе ходят во время урока, в игре не соблюдают правила. В социальном плане возможны ложь, кражи, отсутствие самоконтроля.

В клинической картине СДВГ отмечаются также сверхчувствительность к раздражителям, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении.

Очень часто у детей с СДВГ возникают проблемы с закреплением материала, то есть переведением усвоенного из кратковременной рабочей памяти в долговременную память, с возможностью извлечения материала в любой нужный момент. Если занятие по новой теме было единичное, гиперактивный ребенок может продемонстрировать понимание материала и ответить на вопросы, но на следующий день ничего не помнить.

Что утомляет? При переутомлении деятельность мозга дезорганизована. Гиперактивного ребенка утомляет монотонная однообразная работа.
Если ребенок сталкивается со сложным заданием в самом начале работы, он "опускает руки" и ничего не делает, потеряв полностью свою сосредоточенность.

В самом начале обучения о самостоятельности надо забыть. С ребенком надо будет "сидеть" и заниматься. Самое большее, чего можно ожидать от ребенка, это самостоятельное выполнение тех заданий, которые он очень любит и которые у него хорошо получаются.

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер. И все же при построении занятий с гиперактивными детьми стоит придерживаться определенных рекомендаций.

Организация внешней среды и рабочего места. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей.

Режим дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Его можно написать в виде расписания, повесить на видном месте и выучить с ребенком, указывая на него всякий раз как только понадобится.

Озвучить правила поведения. Родителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Эти длинные нотации все равно не будут выслушаны до конца. Лучше объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.

Краткость инструкций. Инструкции, даваемые ребенку, должны быть краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

Альтернативная форма поведения. Постоянные окрики и наказания, на которые так щедры взрослые люди, не дадут желаемых результатов. Более того, они могут способствовать формированию и закреплению отрицательных качеств ребенка, а так же негативного отношения к учебному процессу в принципе. Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: "Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги".

Моментальный характер поощрений. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.

Короткие занятия.
Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно это время увеличится до 5-10 минут.

Регулярность занятий.
Ребенка надо приучать к регулярности занятий. Если занятия проходят каждый день после полдника, например, то мозг ребенка будет соответственно настраиваться к этому времени. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чем по полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо больше результатов.

Подвижные занятия и тренировки.
Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка должны быть не травматичными. Для маленьких детей подходит ритмика, для детей постарше танцы, теннис, бег, плавание. Подвижные игры или тренировки вообще организуют все движения ребенка, включая мелкую моторику. Регулярные занятия физкультурой не только тренируют, но и дисциплинируют ребенка.

Спортивные и подвижные игры по правилам.
Такие игры требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для гиперактивного ребенка являются трудным, но исключительно развивающим занятием. В такой игре происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. Основной задачей таких игр является выработка привычки к целенаправленной деятельности.

Снаряды, на которых можно повисеть.
Хорошо, когда дома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму.

Важно начатое дело доводить до конца. Хорошо, если оно будет ответственным и по силам ребенку. В этом случае повышается самоконтроль и положительная мотивация.

Важно ребенка хвалить и всячески поддерживать.
Если у ребенка не получается или в этот момент он сильно тревожится, нужно уметь найти то (пусть и минимальное), что он уже сделал хорошо, - «Какой ты молодец, уже почти половину сделал! Еще чуть - чуть осталось!».

Родители стараются посещать поликлиники и принимать медикаментозное лечение. Разумеется, без этого не обойтись. Занятия с гиперактивныи детьми и их воспитание - тяжелый ежедневный труд. Но не стоит забывать, что СДВГ - поведенческое нарушение и подходить к лечению необходимо комплексно.
Основные мифы о СДВГ:
- «ОНИ НЕ БОЛЬНЫЕ - ОНИ РАЗБАЛОВАННЫЕ И НЕВОСПИТАННЫЕ»

На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.

Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы. Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации - они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение. Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей - просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…

Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» - и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.

- «РЕМНЯ ИМ ХОРОШЕГО НАДО»

Ремень - это только акция устрашения. Дети с СДВГ нарушают правила и нормы почти ежеминутно. Когда родители начинают применять ремень - у них очень быстро исчерпывается арсенал педагогических мер. Отношения между родителями и детьми разрушаются, главным средством воспитания становится устрашение. Но и его хватает ненадолго - до подросткового возраста. А потом?

А самое главное - насилие не помогает детям с СДВГ решать их проблемы: вовремя вспоминать об обязательствах, своевременно делать уроки и проверять себя, продумывать сложные для них алгоритмы поведения в трудных ситуациях, даже наводить порядок в комнате. Для ребенка, который не в состоянии выстроить простую программу поведения - что сначала, что потом, что в последнюю очередь, - и не может удержать в голове три пункта списка, уборка в комнате превращается в бессмысленное мучение, его надо специально учить наводить порядок. А ремень ничему не учит.

- «ОНИ СЕБЯ НЕ КОНТРОЛИРУЮТ - ОНИ БОЛЬНЫЕ, ЗНАЧИТ, ИМ НАДО ВСЕ ПРОЩАТЬ»
Это так же глупо и вредно для детей, как и ремень. Все прощать - это оставить ребенка в хаотическом мире вообще безо всяких границ, рамок, направления и указания. Это все равно что высадить его посреди Пекина или Куала-Лумпура без денег, документов, словаря, карты и телефона. Как он должен понять, куда идти, что делать, как жить?

Попустительство так же вредно, как и физическое наказание. Ключ к решению проблем СДВГ - это понятные (написанные и нарисованные в том числе) правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация (нормальная детская мотивация - интересно, любопытно, хочется узнать больше - у этих детей быстро угасает).

- «ИХ НЕ НАДО ЛЕЧИТЬ, ИХ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ»
Лечение и воспитание не исключают друг друга. Когда родители начинают понимать, в чем причина проблем ребенка и как правильно организовать его жизнь и учебу, - и ребенку, и родителям становится гораздо легче жить. Если удается найти общий язык со школой и организовать помощь ребенку в школе - жизнь почти совсем нормализуется. Компенсировать удается очень многое, и при правильном педагогическом подходе многие дети обходятся без лечения. Это, впрочем, не значит, что лечение вообще никому не нужно.

- «ИМ НЕ МЕСТО В НОРМАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИМ ЛЕЧИТЬСЯ НАДО»
Лечиться бывает необходимо. Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы. В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит. Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей - не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса. Они имеют право требовать, чтобы школа обеспечила безопасность их детей, и не более. И школам в самом деле надо многому научиться, чтобы справляться с «гиперами». Выпихнуть их из школы - самый простой вариант, но совершенно незаконный. В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.

- «ТАКИЕ ДЕТИ БЫЛИ ВСЕГДА, ЭТО НОВОМОДНОЕ НАЗВАНИЕ ДЛЯ ДВОЕЧНИКОВ И ХУЛИГАНОВ»
Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он - плохой, что он заслуживает осуждения, - антисоциальный исход становится для него все более вероятным. Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви - и высокого профессионализма. Простые и понятные меры - «просто любить», «просто побольше спрашивать», «просто пороть», «просто побольше уделять внимания» - с такими детьми не работают. Чтобы с ними справляться, надо специально учиться особым методам помощи.

- «СЕЙЧАС У ВСЕХ ДЕТЕЙ ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ, ЭТО ИЗ-ЗА КОМПЬЮТЕРА И ТЕЛЕВИЗОРА»
В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты - а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге - и о новом поколении детей.

В самом деле - даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными - мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров. Разумеется, все это верно и для нового поколения детей. Кроме того, нынешние дети не относятся к старшим с пиететом по умолчанию - авторитет у них приходится трудно зарабатывать; у многих из них в самом деле отсутствуют представления о правилах и нормах поведения - но все это не имеет никакого отношения к клиническим проявлениям СДВГ.

Любой, кто выступал перед детской аудиторией, видел, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала. Но в каждой аудитории есть три-четыре человека, которые начинают вертеться и раскачиваться уже через пять-десять минут - и обычно это наши сдвг-шки. Хотя и поколение одно, и телевизор с компьютером всем доступны. Дети с СДВГ в самом деле больше склонны прилипать к компьютеру и телевизору - но здесь совсем другая причинно-следственная связь: телевизор и компьютер позволяют им поддерживать высокий уровень внимания, не прилагая к этому никаких усилий. Отсюда - миф 8:

- «ДА НЕТ У НЕГО НИКАКОГО ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, ВОН ОН ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС ЗА ТЕЛЕВИЗОРОМ СИДИТ И ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИТ»
Внимание бывает произвольным (это когда человек сам его направляет на какой-то предмет и удерживает усилием воли) и непроизвольным. Когда мы идем по улице и видим мельтешащую огнями рекламу или уличную драку - мы непроизвольно таращимся туда, нам не надо совершать усилий. А вот когда ведем машину - надо специально сосредоточиться - и, наоборот, игнорировать все и светящиеся рекламы, и уличные драки (вот это как раз людям с СДВГ дается очень плохо, поэтому взрослые с СДВГ чаще попадают в аварии).

Телевизор и компьютер сами тебе светят, мерцают, поют, пляшут, развлекают - от тебя не требуется никакого усилия, чтобы удерживать внимание на экране или мониторе. Наоборот, детям с СДВГ очень сложно от них отлипнуть. То же самое у них бывает с очень любимыми делами - собиранием «Лего», например. А вот когда читаешь теорему по геометрии - усилий, чтобы удерживать внимание на тексте учебника, требуется очень много. Единственное исключение - дети, которые влюблены в математику, такие тоже бывают.

- «Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками
Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл. Гиперактивность - активность хаотичная, случайная, бесцельная. Ее единственная цель - сиюминутная стимуляция, получение сильных ощущений, а не познание.

Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).

Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча. Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ. Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания - то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять; не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.

Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его - все рано самое главное.

ДИАГНОСТИКА СДВГ - комплексное мероприятие, чрезвычайно важным является многомерное изучение особенностей личности ребенка. Методы диагностики СДВГ:

— Медицинская диагностика, включающая субъективную оценку поведения ребенка исходя из общепринятых диагностическихкритериев. Врач подробно беседует с матерью ребенка о том, как протекали беременность, роды, о поведении ребенка, об условиях воспитания в семье и т. п. Для дифференциальной диагностики врач может назначить ЭЭГ.

— Опросник Вандербильта. Оценочный опросник, состоящий из 55 вопросов, в котором симптомы СДВГ рассматриваются как отклонения в поведении, вызывающее оппозиционное расстройство, беспокойность или депрессию, и др.

— Шкала Коннорса, рекомендована для родителей, учителей и воспитателей после четырехнедельного наблюдения за ребенком. Опросник 5-15 (FTF), позволяющий оценить развитие ребенка в восьми сферах: двигательные навыки, управляющие функции, восприятие, память, язык, социальные навыки, успехи в обучении, эмоциональные проблемы и проблемы поведения. Проводится данная методика для оценки родителями развития и поведения ребенка в виде интервью, которое включает 181 вопрос.

— Опросник Ахенбаха, применяется для оценки проблем поведения и особенностей личности.

— DisruptiveBehaviorRatingScale- шкала оценки отклоняющегося поведения. Этот опросник был разработан специально для оценки симптомов СДВГ. В форме для родителей содержится 41 вопрос.

— BRIEF - поведенческие шкалы для оценки управляющих функций. Этот опросник был разработан для фиксации проявлений в повседневном поведении дисфункции управляющих функций.

— Психолог применяет - анализ продуктов деятельности ребенка: рисунки, поделки, рабочие тетради. Как правило, гиперактивным детям трудно соблюдать чистоту в тетрадях, умещать длинные записи в небольшой отрезок.

— Психолог применяет - метод наблюдения, результаты которого можно соотнести с основными симптомами, описанными в МКБ-10 Благодаря направленному наблюдению психолог сможет отметить особенности поведения и развития ребенка с СДВГ, избежать ошибочного приписывания данного синдрома импульсивным, одаренным, тревожным детям, у которых могут наблюдаться отдельные схожие признаки (несдержанность, суетливость, невнимательность и др.).

— Для диагностики личностных качеств, эмоциональной сферы, а также идеомоторной координации используются рисуночные техники: «дом, дерево, человек (ДДЧ)», «несуществующее животное», «рисунок человека», «автопортрет»…

Интервью.Психолог беседует с ребенком, родителями и другими членами семьи для сбора информации о жизни и развитии ребенка: ситуации в школе, семье, социальном, речевом, интеллектуальном развитии, самооценке, сильных сторонах ребенка, увлечениях и т. п.

— Применяется Нейропсихологическое обследование, проводится с целью установления уровня интеллектуального развития ребенка, выявления сопутствующих нарушений школьных навыков - чтения, письма, счета.

— В качестве основной методики для исследования внимания и оперативной памяти используется тест Тулуз - Пьерона (разработан Л.А. Ясюковой), который также является косвенным инструментом для выявления минимальной мозговой дисфункции, лежащей в основе СДВГ, и первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа.

Гиперактивность и дефицит внимания - НЕ приговор, не болезнь, а особенность личности, требующая особого отношения со стороны окружающих. Терпения и принятия нам таких непростых и непохожих на нас людей, детей и взрослых.

В нашем Центре проводится индивидуальная коррекционная работа СДВГ по программе Сиротюк А.Л., доктора психологических наук, заведующей кафедрой психологии, профессора Тверского государственного университета.

Для написания статьи использованы материалы из интернета.

Мы подбираем индивидуальную коррекционно-развивающую программу для детей с СДВГ, под обязательным контролем клинического психолога.

Занятия проводит опытный детский психолог.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Составила: педагог-психолог МКОУ «Детский дом № 5»

Гилева Татьяна Александровна

Портрет гиперактивного ребенка

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте 6-7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Гиперактивных детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.

Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежат такие факторы:

Органические поражения мозга;

Перинатальная патология (осложнения во время беременности);

Генетический фактор (наследственность);

Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательного воздействия).

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей. Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Помните, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Диагностические критерии

синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Выделяют следующие критерии выявления гиперактивности:

Дефицит внимания

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания.
  7. Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Двигательная расторможенность

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  4. Плохо сосредотачивает внимание.
  5. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  6. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  7. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

Для предположения у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо наличие:

  • шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
  • шести или более из перечисленных симптомов двигательной расторможенности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Что делать, если в классе учится ребенок

с гиперактивностью?

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей достигает тот окружающим. Появление такого ребенка в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Однако нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним – вполне посильная задача. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения.

Существуют общие правила организации педагогической деятельности с гиперактивными детьми.

Правила работы с гиперактивными детьми

Характер общения с гиперактивным ребенком.

  1. Доброжелательная и спокойная обстановка.
  2. В любой ситуации общаться с ребенком спокойно.
  3. Не допускать криков и приказаний, восторгов и эмоционально приподнятого тона.

Требования к режиму дня

  1. Режим (расписание уроков) должен быть четким.
  2. Использовать записи, наглядность (картинки), чтобы ребенок мог ориентироваться на самостоятельное выполнение режима (расписания уроков).
  3. Использовать будильник, часы для контроля времени.
  4. Перед сном, занятиями и деятельностью, требующей усидчивости, не допускать шумных игр.
  5. При переключении с одного вида деятельности на другой предупредить за несколько минут до начала новой деятельности.

Объяснение правил и норм поведения

  1. Не допускать вседозволенности.
  2. Четкое разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
  3. Количество запретов и ограничений должно быть ограничено.
  4. Запреты необходимо оговорить заранее.
  5. Запреты должны быть четкими и непреклонными.
  6. Ребенок должен знать, какое наказание повлечет нарушение запретов.
  7. Последовательность при исполнении наказаний.
  8. Говорить с ребенком спокойно и сдержанно.
  9. Дать возможность выбора.

Требования к организации учебных занятий

  1. Большое внимание уделять индивидуальной работе.
  2. Игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
  3. Ограничить отвлекающие факторы.
  4. Строить занятия по четкому стереотипному распорядку.
  5. Давать на определенный отрезок времени лишь одно задание.
  6. Периодический контроль и коррективы выполнения задания.
  7. Создать условия для быстрого обращения за помощью.
  8. Помощь в организации работы.
  9. Делить урок на короткие периоды со сменой деятельности и двигательной разрядкой.
  10. Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце.

Требования к инструкциям, указаниям, заданиям

  1. Указания и инструкции должны быть немногословными (не более 10 слов).
  2. Не давать несколько заданий сразу.
  3. Добавлять следующее задание только после того, как выполнено предыдущее.
  4. Задания должны быть выполнимы и по времени, и физически.
  5. Обязательный контроль выполнения заданий.

Требования к поощрению

  1. Поощрять за целенаправленную и сосредоточенную деятельность (усидчивость, аккуратность).
  2. Поощрения должны носить моментальный характер: ребенок не умеет ждать.
  3. Хвалить за то, что довел начатое дело до конца.
  4. Поощрять за хорошее поведение.
  5. Поощрять за успешное выполнение новых и более трудных заданий.
  6. Похвала должна быть не слишком эмоциональная.

Переутомление и его профилактика

  1. Утомление проявляется в виде двигательного беспокойства и снижения самоконтроля.
  2. Ограничение пребывания в местах большого количества людей.
  3. Оберегать от большого количества впечатлений
  4. Исключить чрезмерное количество раздражителей.
  5. Во время игр лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером.
  6. Избегать беспокойных, шумных игр и приятелей.

При разработке педагогических воздействий на гиперактивного ребенка можно использовать следующие рекомендации:

обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Организация деятельности:

- ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в школе ;

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

От гиперактивного ребенка невозможно требовать выполнения сложной комплексной задачи, сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции, например, если вы хотите, чтобы он был внимательным при выполнении задания, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места;

- для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства - планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком;

Работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально; гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

Оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

В работе с гиперактивным ребенком можно использовать тактильный контакт: в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, положите ему руку на плечо; это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание ребенка;

- обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным, например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса; некоторые дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью лучше концентрируют внимание, одевая наушники; используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно) ;

- обеспечьте для ученика с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью; выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают; не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу;

Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

Старайтесь поддерживать постоянное расписание уроков;

Избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

Вводите проблемное обучение;

Используйте на уроке элементы игры и соревнования;

Большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

Стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

Создание положительной мотивации на успех:

Введите знаковую систему оценивания; один из вариантов поощрения – выдача жетонов, который в течение дня можно обменять на оценку;

- придерживайтесь позитивной модели поведения, чаще хвалите ребенка – дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале ;

- поощряйте ребенка, например, если ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут;

Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

Коррекция негативных форм поведения:

- при каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность, например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды, если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют;

Способствуйте предупреждению, снижению и отреагированию агрессии;

Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

Регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками;

Помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Регулирование ожиданий:

Объясняйте окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

Объясняйте окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

При взаимодействии с гиперактивным ребенком нередко возникают конфликтные ситуации и стрессовые состояния как у самого ребенка, так и у учителя. Что можно сделать в таких ситуациях?

1. Отвлечь ребенка от его капризов, например, поручить ему выполнение задания, связанное с физическим трудом или спортивным упражнением;

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

Для того, чтобы подготовиться к беседе с участниками конфликта, учителю необходимо самому сбросить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений.

  1. Дыхание. Перед беседой с ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающее ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи, груди. После этого начинайте беседу.
  1. Массирование. Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску.

Кузнецова Екатерина Николаевна,

воспитатель ГБЮДОУ д/с №2

Кировского района Санкт-Петербурга

Проблему гиперактивных детей лучше всего решать «всем миром». Для лучшего эффекта специалисты предлагают использовать комплексный подход, сочетающий в себе и медицинские, и психологические и педагогические методики. Из всех психолого-педагогических методик самая важная - это поведенческая терапия. Её цель - изменить ближайшее окружение ребенка, отношение родителей и педагогов, создать благоприятную среду для развития. Большое внимание нужно уделять консультированию родителей гиперактивных детей. От того, как они сумеют научиться общаться со своим ребенком, как смогут организовать его свободное время, учитывая его особенности поведения, во многом зависит и успешность лечения такого ребенка.

Существует множествопсихотерапевтических методик, кото-рые могут принести пользу, как матери, так и ребёнку. Например такие как:

Визуализация - это так называемая релаксация, мысленное слия-ние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Пока-зано, что визуализация определённого символа, картины или процесса, оказывает благоприятный эффект, создаёт условия для восстанов-ления умственного и физического равновесия.

Визуализацией пользуются для расслабления и вхождения в гипнотическое состояние. Также её применяют для стимуляции защитной системы организма, увеличения кровообращения в оп-ределённом участке тела, для замедления пульса.

Медитация снижает активность симпатической нервной сис-темы, способствует снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание, снижается потреб-ность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, ре-акция на стрессовую ситуацию уравновешивается

Аутогенная тренировка [Шульце] включает в себя серию упражнений, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма.Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне зам-кнуты, поэтому в программу коррекции обязательно включаются релаксационные упражнения. Это помогает им расслабиться, сни-жает психологический дискомфорт в незнакомых ситуациях, по-могает успешнее справляться с различными заданиями

Вторая методика аутогенной тренировки — психомышечная тренировка, разрабо-танная А.В. Алексеевым, — применяется у детей постарше: в воз-расте 8—12 лет.

Из всех психотерапевтических методик аутогенная трениров-ка наиболее доступна в овладении и может применяться самосто-ятельно. Она не имеет противопоказаний у детей с синдромом де-фицита внимания с гиперактивностью.

Гипноз и самогипноз . Большинство психотерапевтов считает, что все виды гипноза — это не что иное, как самогипноз. Доказано, что самогипноз благо-творно воздействует на любого человека

Семейная психотерапия необходима, так как воздействовать надо не только на ребёнка, но и на его близких с целью изменения обстановки в се-мье. Благоприятный эффект показан при использовании семей-ной психотерапии. Она необходима не только родителям, кото-рые чувствуют вину за «плохое» воспитание ребёнка, но и самому ребёнку.

Угиперактивных детей встречаются разнообразные нару-шения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства. Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении ребён-ка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций ваши усилия будут вознаграждены.

Главное место в коррекционной работе отводится консультированию родителей. Работа с ними должна строиться в двух направлениях: должны проводиться просветительские беседы, и практические занятия, такие как - игровая терапия и тренинги. В своих отношениях с ребёнком надо придерживаться позитивного отношения. Хвалить ребенка в каждом случае, когда он этого заслу-жил, подчёркивать даже незначительные успехи. Помнить, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

На практических занятиях родителей надо обучить, как правильно общаться со своим ребенком, как организовать его жизнь, питание, домашнюю среду, как контролировать его деятельность и направлять его активность в полезное русло.

Родителям, прежде всего надо изменить саму систему воспитания своего ребенка: от наказания - к поддержке. Он всегда должен чувствовать помощь и поддержку своих родителей.

Изменить поведение самих родителей, и их отношение к ребенку - демонстрировать спокойствие, избегать слова «нет», «нельзя», строить свои взаимоотношения на доверии и взаимопонимании.

Поручать ребенку часть домашних дел, которые необходимо вы-полнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполнять их за него.

Изменить психологический микроклимат в семье, то есть взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребенку, проводить досуг всей семьей. Вызывающее поведение ребёнка — это его способ привлечь внимание родителей. Проводить с ним больше времени: вместе играть, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим соци-альным навыкам.

Взрослые должны включить специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения. Например, можно завести дневник самоконтроля и отмечать в нём вместе с
ребёнком его успехи дома и в детском саду или в школе, и каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

Обязательно дома соблюдать определенный режим дня и места для занятий.Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку.
Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок. Награждайте ребёнка за соблюдение режима дня.Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим любимым делом. Однако не следует и перегружать ребёнка занятиями в разных кружках.

Надо избегать завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Стараться ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

Обязательно родителям надо определить для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков,
гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех
подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том,
чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к
другим.

Надо объяснить родителям, что с гиперактивными детьми лучше избегать по возможности больших скоплений людей. Пре-бывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрез-мерное возбуждающее действие.

В организации программы коррекции обязательно дожжен участвовать социальный педагог - как основной координатор и посредник между родителями и педагогом. Педагоги, на основе рекомендаций специалистов, должны осуществлять процесс обучения и воспитания, учитывая индивидуальные особенности их поведения и развития.

Надо ввести систему оценивания знаний ребенка. Хорошее поведение и успехи в учёбе обязательно вознаграждать. Устно хвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим за-данием.

Одна из самых важных проблем неусидчивость гиперактивных детей, поэтому надо, по возможности, изменить для них продолжительность занятий. Такой ребенок может поддерживать работоспособность не более 10 - 15 минут.

Другая немаловажная проблема - это повышенная отвлекаемость. Такие дети не могут работать в группе, и поэтому педагогу следует с таким ребенком проводить самостоятельные работы наедине.

Третья проблема - неумение гиперактивных детей строить взаимоотношения с другими детьми. Тут обязательно должно быть включение в работу педагога и работа педагога психолога или социального работника, чтобы отрабатывать с ребенком навыки выражения гнева в приемлемой форме, обучать ребенка конструктивным способам разрешения конфликтов на уроках, учить ребенка самоконтролю и технике самоуправления.

Заключение

В настоящее время нет какой-либо единой концепции профилактики, диагностики и лечения СДВГ. Это действительно сложная проблема, лежащая на стыке генетики и неврологии, педиатрии и неонаталогии, возрастной физиологии, социологии и педагогики.

К сожалению еще не все врачи, педагоги и психологи достаточно знакомы с этим заболеванием. Тут требуется своевременная диагностика и комплексная коррекция: психологическая, медицинская и педагогическая.

Но это состояние и более оптимистично по возможности реабилитации в отличие от многих других неврологических заболеваний, при условии, что реабилитация будет проводиться своевременно, то есть в возрасте 5 - 10 лет.

Проблема СДВГ имеет социальное значение, так как у подростков с таким диагнозом рано развивается тяга к алкоголю, наркотикам, правонарушениям. Поэтому за рубежом уже проводится профилактика и лечение этого заболевания. Думаю, что и у нас скоро на эту проблему будут больше обращать внимания. В настоящее время и в Москве и в Санкт-Петербурге уже созданы группы поддержки для родителей гиперактивных детей, даже работает Интернет-сайт (http://adhd-kids.narod.ru/).

Залогом успеха в лечении служит постоянное наблюдение специалистов за состоянием ребенка вплоть до окончания школы, консультативное сопровождение, и при необходимости изменение плана лечения.

Литература:

1.Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Гиперактивный ребенок: лечить или наказывать. СПб.: 2004

2.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М., 2008

3.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседы - это серьёзно //Посоветуйте доктор. 2002.№9

4.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Психологический статус детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью //Семейная психология и семейная психотерапия. 2001.№4

5.Монина Г.Б., Лютова Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая коррекция. М.: 2002

7.Сандуленко Э. Гиперактивный ребенок в школе и дома. //Воспитание школьника.. - 1999.-№4