Разница между эгоизмом и эгоцентризмом. Интроверт — это не эгоист. Как живет эгоцентрист

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Кто я?» Точный ответ на него должен привести вас к согласию с самим собой. Ведь, не познав себя, тяжело найти в этом мире достойное место, стать активным участником этой жизни, а не безвольным зрителем…

Хотя все это справедливо далеко не для всех. Как и сам вопрос. Задаются им только те, кого вообще интересуют всяческие смыслы: смысл жизни, место своего «Я» в мире и обществе (да-да, сначала именно в мире), смысл ежедневной суеты - и прочие смыслы. Это люди со звуковым вектором (для простоты буду называть их звуковики) - люди нередко тяжелые в общении, для многих странные и «усложняющие» себе жизнь.

Так вот, если вы понимаете, о ком я говорю, вам знакома и такая характерная черта многих звуковиков - эгоцентризм. Это только «Я» - без других, это только «Я» - умнее других, это только «Я» и мои страдания.

Эгоцентризм и эгоизм - в чем разница?

Что вообще такое эгоцентризм? Википедия дает очень узкое толкование, выделяя в качестве главного признака эгоцентризма неспособность человека воспринять чужую точку зрения. «Большая советская энциклопедия» толкует шире и говорит об отношении к миру, которое можно охарактеризовать как сосредоточение на своем «Я».

И все-таки из этих определений сложно понять, что есть эгоцентризм, а что - эгоизм, в чем их сходства и отличия. Разобраться в нюансах смыслов мне помогла Юрия Бурлана, в очередной раз расставив все на свои места.

На некоторых людей смотришь и диву даешься, почему они так уверены, что мир крутится вокруг них. Попытки переубедить их или каким-то способом повлиять на их восприятие действительности обычно не приводят к позитивным результатам, да они только больше показывают свое безразличное отношение ко всему, кроме своей далеко не скромной персоны. Нужно понять, что такие люди не специально ведут себя так, просто они обладают одной чертой, вообще-то присущей детям. Черта эта носит название эгоцентризм. Означает она нежелание и неспособность человека воспринимать другую точку зрения, отличную от своей, сосредоточенность исключительно на собственных переживаниях, мыслях и интересах. Да, такие люди – центры Вселенной – живут среди нас.

Эгоцентризм и эгоизм.

Понятие «эгоцентризм» это очень созвучно с еще одной – эгоизмом, но значения этих терминов все-таки отличаются. Если эгоизм рассматривает исключительно моральный аспект личности, то эгоцентризм в основном связан с познавательной сферой.

Так, эгоист может пренебрегать чувствами других людей не потому, что он о них даже не догадывается. Он прекрасно понимает, что есть несколько точек зрения по одному вопросу, что есть разные люди с разными интересами, однако, свои интересы и свое удовольствие он ставит выше остальных. А потому и ведет себя так, словно окружающие для него – мусор.

Эгоцентрик же ведет себя подобным образом, потому что он искренне не осознает, что вообще существует точка зрения, отличная от его собственной. Он действительно не понимает, что у окружающих людей могут быть другие интересы, эмоции и мысли. У эгоцентрика переживания, мысли и чувства сконцентрированы вокруг одной персоны – его собственной.

Понятие эгоцентризма в психологии.

Изначально это понятие ввели для описания черты личности ребенка. Считалось, что эгоцентризм у детей – это вполне нормальное явление, отражающее определенный уровень развития познавательной сферы малыша. Проводились эксперименты с детьми 8-10 лет, результаты которых подтверждали наличие у них эгоцентризма.

Например, ребенку показывали определенную местность, представляющую некий ландшафт в миниатюре: гору, деревья, домики и т.д. Он оглядывал этот ландшафт со всех сторон, а затем садился на стул и описывал то, что он видит. Затем с противоположной стороны сажали куклу, а малыша спрашивали, что она видит. Ребенок снова описывал то, что видит он сам. Был сделан вывод, что дети не могут себя поставить на место другого.

Другой научный опыт состоял в том, что малыша спрашивали о количестве братьев или сестер. А затем задавали вопрос, сколько братьев и сестер у его, например, брата. Малыш всегда называл на одного родственника меньше, чем в предыдущем ответе, т.е. себя он не считал. Не мог он воспринимать себя как «приложение» к чему-то, только как центральную фигуру.

Затем эти эксперименты подвергались критике, но факт есть факт. Даже если сейчас провести на детях подобные эксперименты, большинство ответило и поступило бы также. Ведь эгоцентризм детей – это определенная ступень развития. Действительно же, новоиспеченные родители подчиняют свою жизнь новорожденному малышу, меняют свои интересы и вообще ритм жизни ради него. Только благодаря эгоцентризму дети познают себя, свои возможности, желания и потребности, приучаются следить за собой и выполнять действия, которым традиционно учатся в детстве. По мере взросления приходит осознание, что есть разные мнения по одному вопросу, что даже мама с папой иногда не согласны между собой, что у каждого человека своя позиция и т.д. Но есть исключения: не все ребята вовремя осознают эту мысль.

Взрослые эгоцентрики.

Из-за разных факторов воспитания и особенностей личности эгоцентризм может проявляться и у взрослых. У кого-то проявления эгоцентризма могут возникать очень редко, у других – чаще, а третьи вообще так и не меняются с детства, а потому видят окружающий мир только со своей позиции.

У всех иногда возникает похожая ситуация: мысль о чем-то или желание чего-то настолько захватывают человека, что, кажется, ни о чем другом сейчас думать он вообще не способен. Этому подчиняется все: эмоции, мышление, поведение. Все – ради удовлетворения определенной своей потребности! Так выглядит проявление эгоцентризма у обычных людей. А эгоцентрики так захвачены чем-то, связанным с собственными желаниями, постоянно.

Часто описывают эгоцентриков как неких философов, которых не понимают окружающие. Действительно, обычно подобные черты проявляются у тех, кто раздумывает над смыслом жизни, своем месте на планете, своем предназначении и другими философскими вопросами. Но сводятся ответы на все эти вопросы к этакому «Я-восприятию» действительности. Человек все понимает только через призму собственной личности: «Все, что происходит в мире, происходит специально для меня». Да-да, и самолеты летают, и лоси соль едят, и африканские племена вокруг костра прыгают – все это для него. С такими людьми взаимодействовать трудно. К тому же они-то к этому взаимодействию с окружающими особо не стремятся.

Нужно понимать, что эгоцентризм у взрослых – это уже не совсем хорошо, хотя, конечно, это не заболевание и не патология. Но бороться с такими проявлениями личности достаточно тяжело.

Можно ли изменить эгоцентрика?

У детей эгоцентризм обычно исчезает в подростковом возрасте. Если значимые взрослые (родители, педагоги) ведут себя правильно, то ребенок довольно быстро понимает, что он не центральная фигура в мире, что есть много различных точек зрения, что у всех разные интересы, цели и жизненные позиции.

Есть взрослые, которые могут прививать и навязывать своим детям «правильные» мысли, о чем потом окружающим приходится жалеть. Такие дети могут либо позже осознать все эти вещи, либо не осознать их вообще.

А с эгоцентризмом у взрослых нужно долго и, что главное, глубоко работать:

  • Во-первых, поменять кого-то без его желания и воли не получится. Если взрослый человек сам не понимает, что поведение его несколько затрудняет ему общение и взаимодействие с окружающим миром, помочь ему не удастся. Даже опытные психологи не способны доказать человеку, что он эгоцентрик. Если же человек понимает, зачем ему нужно менять свое поведение и образ мышления, он может либо самостоятельно работать над собой, либо отправиться к специалисту.
  • Во-вторых, важно осознать, что эгоцентризм присущ детям. А детям, которым 20, 40 или 50 лет, он несколько не свойственен. Окружающим важно не потакать эгоцентрику и не принимать его стиль жизни, тогда он, возможно, поймет, что уже вышел из детского возраста.
  • Если близкий человек – эгоцентрик, можно попытаться поставить его на место другого человека. Проще это делать с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что я чувствовал?». Это может повергнуть его в ступор («Неужели другие думают как-то по-другому?»), но вполне вероятно, что первые мысли о том, что вокруг не все такие, как он сам, поселятся в его голове.

Если с проявлениями эгоцентризма не работать, никак не корректировать свое поведение, то жизнь может преподать урок сама, причем урок довольно жестокий. Ведь жизнь обычно средств «лечения» не выбирает.

Здесь уместно привести одно удивительное в своем роде наблюдение. – Эгоцентризм и нарциссизм могут быть и, так сказать, «вторичными» – сознательно культивируемыми людьми в себе. Так, «победное шествие нарциссизма» (название эссе А. Созоновой об этом явлении, см. http://hpsy.ru/public/x2262.htm) наблюдается ныне в широких постсоветских массах, в известной нелепой реакции этих масс на принудительный социалистический коллективизм: все теперь говорят о «себе любимых», реклама учит – «мир создан для тебя» и т.д. и т.п.
Более тонкое проявление культивируемого людьми в себе эгоцентризма – культурный феномен, известный под именем «эстетизма». Здесь все, что предстает человеку, «эстету» – он учится воспринимать лишь как эстетические явления, то есть, значит, только как собственные впечатления, без дальнейшей реконструкции собственного бытия воспринимаемого, – и таким образом даже самое ужасное (для других) или дурное (морально) может представать для него и просто занимательным и даже прекрасным. То есть, чтобы зрелище, скажем, чужой гибели могло быть употреблено эстетически, по-эстетски – надо отыскать в себе и культивировать первобытный солипсизм. Нарциссизм же входит, как выше замечено, к солипсизму «в комплект». Хочешь быть поэтом? – тогда «никому не сочувствуй, сам же себя возлюби…» и т.д. Ибо сочувствовать – ведь это и значит реконструировать объективность, пробивать эстетическую поверхность вещей, – тогда как поэт, с эстетской точки зрения, должен принципиально оставаться на этой поверхности; но «никому никогда не сочувствовать» – не получится без самовлюбленности. Замечу: здесь речь идет именно не о грубом и понятном эгоизме, а об (особого рода, но все-таки достаточно отталкивающем) эгоцентризме-нарциссизме.
Культивируется эгоцентризм, по моему мнению, и обычной религиозной установкой: тут верующий ощущает себя в таком отношении к миру, в котором его (мира) создатель занимается им персонально, имеет на него свои планы, доступен по его желанию, и даже, в результате известных сакральных действий, может скорректировать им самим заданный ход вещей в его, верующего, пользу…

(2) Эта формула - «делая добро другим, я делаю его для себя» - похожа и на формулу истинной нравственности, разумной человечности: но ведь и сам эгоцентрик в своём добре всё-таки похож на духовно развитого человека. - Параллели налицо: мы остаёмся справедливыми и с малосимпатичными нам людьми ради «внутреннего» нашего «Бога», то есть ради собственной совести, а значит, в конечном счёте, «для себя»; здесь, правда, в отличном от эгоцентрического смысле, именно - «ничего от этого для себя не жду, никаких выгод или наград, совесть сама составляет мой “интерес”»… - Ну что ж, дух человеческий возрастает от дикаря к разумному существу тысячелетиями , восходит от эгоцентрика к существу человечному, признающему и понимающему других, с трудом, и вместе с этим длительным восхождением духа «Бог» дикаря постепенно превращается в привычную метафору истины и добра. «Царство Божие внутри нас есть» (со мною, во мне, для меня): это - совесть. Совесть, которая была понятнее дикарю в виде всевидящего карающего Бога, а Бог разумного человека - только метафора всё понимающей в нём неподкупной совести.
Немного иначе обстоит дело с эгоистом. Если совесть в достойном развитом человеке есть то, что в нем самом для него главное, что позволяет ему себя уважать, его дорогое лучшее Я (почти как у эгоцентрика) - то для эгоиста его совесть - его враг: ведь она - то, что может ему помешать завладеть чем-то желаемым, когда ничто объективно ему не мешает…

Ирина Андреева

Эгоизм и эгоцентризм – эти два слова похожи, а поэтому в повседневном обиходе их часто употребляют как синонимичные, не задумываясь о различиях их значений. А различия существенны, если рассмотреть эти психологические термины подробно.

Эгоизм и эгоцентризм: в чем сходство?

Объединяет оба термина общий корень «эго». Что такое эго? С греческого это слово переводится как «я». В психоаналитической теории Эго – это психологическая сущность, присущая каждому человеку. Посредством восприятия она контактирует с внешним миром и иллюстрирует его явления для внутреннего понимания. Эго является «мостиком» между Ид и Супер-Эго, связывая инстинкты и возвышенные устремления души. Благодаря Эго, человек на явления внешнего мира.

Каково же обыденное понимание терминов «эгоизм» и «эгоцентризм»?

Слово «эгоизм» мы слышим часто. Эгоистами называют людей самовлюбленных, не желающих считаться с мнением окружающих. Часто утверждают, что современные дети эгоисты. Так именуют и людей, не торопящихся вступать в брак или . Логика при этом такова: эгоисты живут ради себя, а не для других, поэтому их противопоставляют альтруистам, а вместе с тем зачастую и людям семейным.

Эгоцентристами именуют отъявленных эгоистов – людей, не замечающих никого кроме себя, пренебрегающих чувствами и потребностями других и даже близких и друзей. Эгоцентрист ищет собственную выгоду во всем, для него не важно, что действовать он при этом может в ущерб окружающим.

Психологические трактовки этих терминов схожи во многом с обыденными, но они более точны. В них прослеживаются и различия между эгоизмом и эгоцентризмом.

Определения в психологии

Большая психологическая энциклопедия дает следующее толкование эгоизму: «Эгоизм – это ценностная ориентация личности, при которой на первый план выходят своекорыстные мотивы себялюбия. Характеризуется нежеланием воспринимать потребности и устремления других людей.»

А что же с эгоцентризмом? Большой психологический словарь дает ему следующее определение: «Эгоцентризм – это позиция индивида, характеризующаяся сосредоточением на собственных переживаниях, ощущениях и потребностях, а также неспособностью воспринимать информацию, противоречащую личным установкам, т.е. зачастую исходящую от другого человека.»

Вывод сделать несложно: эгоизм и эгоцентризм схожи, если оценивать их проявления. Различие же заключается в осознанности таких установок. И если эгоист сознательно выбирает «жизнь для себя», то эгоцентрист просто не понимает, что можно поступать по-другому.

Какую жизненную тактику выбирает эгоист

Впервые об эгоизме заговорили в эпоху Просвещения, но тогда этот термин имел положительную эмоциональную окраску. Провозглашалось «разумное себялюбие», и считалось, что в основе морали находятся благородные собственные интересы и устремления личности. Но в те времена мораль и духовность ценились куда выше, они были, что называется, «в тренде». Сегодня эти ценности признаются обществом, но реже культивируются сознательно в подрастающем поколении.

Эгоизм приобрел отрицательную эмоциональную окраску, хотя его наличие желательно для современного человека. Эгоизм не отрицается, но и не превозносится, а потому старательно скрывается и маскируется. Его проявления выдаются за альтруистические (альтруизм – противоположность эгоизму). Это мы наблюдаем в построении . Да-да, за любовью нередко скрывается эгоизм, желание сделать счастливым в первую очередь себя, в не своего партнера. Но это узкий пример, а эгоисты бывают разными.

Один эгоист желает достичь карьерных высот, чтобы иметь больше материальных благ. Он хочет вкусно кушать, стильно одеваться и ездить отдыхать на море. Такой эгоист желает для себя комфорта, но он и работает, чтобы его достичь. Это современный .

Эгоцентристы же по-другому видят мир. У них собственное понимание действительности и долженствования.

Как живет эгоцентрист

Эгоцентрист искренне не понимает, что, кроме его точки зрения, может существовать еще и другая. Или даже несколько разных мнений. Он живет по принципу: «Есть два мнения, мое и неправильное».

Пример из области семейного психологического консультирования. К специалисту приходит семейная пара, и психолог просит остаться мужа в коридоре, чтобы выслушать сначала позицию жены. Женщина излагает свои мысли и изливает чувства, а консультант после этого просит ее описать, как видит ситуацию ее супруг. Жена искренне удивляется, не понимая, как ее муж может по-другому воспринимать их быт. А он может. Мужчина входит и рассказывает историю со своей точки зрения, и в то же время он никак не понимает, почему у жены другие мысли относительно происходящего.

Как видим, это эгоцентризм в чистейшем проявлении. Жить вместе годами, и даже не догадываться поставить себя на место супруга или супруги.

Эгоцентризм присущ детям. Они не знают, что люди разные, мыслят и чувствуют непохоже. Малыши об этом не задумываются. Но если эгоцентризм перерастает в черту личности взрослого человека, становится его мироощущением, искоренить его очень сложно.

Эгоизм и эгоцентризм: различия

Эгоизм характеризуется любовью к собственной персоне и стремлением делать что-либо для себя, а эгоцентризм — тем, что человек ощущает себя центром Вселенной.
Эгоистичный человек осознает мысли, желания и ценностные установки других людей, но не принимает их в расчет. Для эгоцентриста же собственная точка зрения представляется единственно возможной и правильной.
Эгоизм сопровождает человека на протяжении всей жизни, в то время как эгоцентризм характерен для детского возраста, но в иных случаях встречается и у взрослых.
Эгоизм порицается обществом, хотя может иметь и положительный подтекст. У эгоцентризма нет положительно окрашенных трактовок.

Вывод из всего вышесказанного таков: эти два термина, похожие на первый взгляд, на деле различаются, и разительно.

2 марта 2014

Ответ от Пользователь удален [гуру]
Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его "младший брат" эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье "Что такое мистика" профессор Ливрага пишет: "Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития... "
Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.
Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.
Странно, но часто получается, что контакт с человеком "заражает" домашних животных "вирусом эгоцентризма", и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.
С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя "тактика", позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих "Диалогах". После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и "не-журавли". То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, "не-я", лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.