Разработка по истории Беларуси на тему "Беларусь в XVI - первой половине XVII вв." обобщение. История беларуси

Тема урока: «История Беларуси второй половины XVI –конца XVIII веков» (итоговое обобщение).

Тип урока: Урок-конкурс.

Цель урока : Обобщение, систематизация изученного материала по истории Беларуси в XVI –конца XVIII веков.

Задачи урока:

1. Провести обобщение и закрепление знаний по наиболее важным вопросам исторического развития Беларуси второй половины XVI –конца XVIII в.: образование Речи Посполитой; государственное устройство РП; развитие сельского хозяйства и городов РП; внутренняя и внешняя политика РП; образование, наука, культура и религия РП; кризис и разделы РП.

2. Продолжить работу по дальнейшему развитию и закреплению умений анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, составлять устный рассказ, доказывать собственное и аргументировано опровергать мнение одноклассников.

3. Развивать коммуникативные умения и навыки, умения и навыки оценивать свою деятельность.

4. Способствовать повышению у обучающихся интереса, любви и уважения к истории своей Родины;

Оборудование: плакаты с названием темы урока, высказываниями знаменитых людей об истории, выставка литературы по истории Беларуси в XVI –конца XVIII в.; таблица «Правила конкурса-игры»; фигурки-оценки разного цвета; цветные фломастеры (маркеры), записанные на доске слова для «Минуты говорения»; технологические карты («Алфавит», «Загадки Хроноса», «Острова»).

План урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Индивидуальные конкурсы.

1-й тур: составление синквейнов.

2-й тур: «Минута говорения».

3-й тур: «Алфавит».

4-й тур: «Загадки Хроноса».

5-й тур: О ком идёт речь?

ІV . Рефлексия.

V . Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

Организационный момент

1. Вступительное слово учителя .

Сегодня у нас последний урок по истории Беларуси второй половины XVI – конца XVIII в. Этот период сыграл огромную роль в истории не только нашей Родины и её ближайших соседей, но и истории всей Европы.

Границы Речи Посполитой простирались от Балтийского моря на севере до Османской империи и Крымского ханства на юге. На огромной территории проживали представители многих национальностей, разного вероисповедания .

По-разному складывались судьбы народов в это время. Гражданские и религиозные войны, революции и казни представителей королевских фамилий, созывы парламентов и реставрация монархий, борьба за независимость и стремление расширить территорию своего гсударства, идеи Эпохи Просвещения и создание первых конституций – все эти события нашли отражение в истории Беларуси второй половины XVI –конца XVIII веков.

Урок итогового обобщения – это завершающий этап изучения истории Беларуси второй половины XVI – конца XVIII веков. Однако на данном этапе будут также оценены знания и умения учащихся восьмого класса. Хотелось бы, чтобы эта оценка соответствовала не только личному уровню обученности каждого ученика, но и высокому статусу гражданина нашего Отечества.

2. Формулировка цели и задач урока (учащиеся вместе с учителем формулируют цель и задачи урока).

3. Этап обобщения и систематизация изученного материала.

Давайте повторим сегодня на уроке наиболее важные вопросы из истории Беларуси второй половины XVI – конца XVIII веков. Проведём урок как конкурс.

Правила конкурса

1. В конкурсе принимают участие все учащиеся класса.

2. На подготовку к ответам и на ответы каждого тура отводится определённое время.

3. Отвечать на вопросы конкурса будет тот учащийся, кто первым поднимет руку.

4. Если ответ будет неверным, то право отвечать переходит к другому обучающемуся.

5. Каждый правильный ответ будет оцениваться по 10–балльной шкале.

6. Нарушения дисциплины не допускаются.

7. Каждый учащийся за свой ответ будет получать фигурку (кубик, квадратик, треугольник и т. д.) определённого цвета:

1-2 балла – зелёный;

3-4 балла – жёлтый;

5-6 баллов – синий;

7-8 баллов – белый;

9 –10 баллов – красный.

8. В конце конкурса будут подведены итоги и выставлены оценки в журнал.

Индивидуальные конкурсы.

1-й тур: составьте синквейны по темам «Беларусь в середине XVI – первой половине XVII веков», «Беларусь во второй половине XVII –конца XVIII веков», «Беларусь во второй половине XVIII веков» (тема по выбору).

Если есть необходимость, то учитель напоминает учащимся, что такое синквейн и правила его составления.

Учащимся разрешается пользоваться учебным пособием и записями в рабочей тетради.

Синквейны будут составлять учащиеся на 6-10 баллов.

Учащимся на 1-5 баллов целесообразно дать для выполнения задание №1 «Составьте тезисный план…» на стр. 167 учебного пособия.

После составления синквейнов – коллективное обсуждение и выбор наиболее удачных; оценка учащихся за выполненные задания. Проверка и анализ работы №1 «Составьте тезисный план…» учебного пособия.

2-й тур: «Минута говорения».

Учащимся называется слово (обычно какой-нибудь термин или понятие, определяющее слово темы урока) и предлагается в течение 1 мин. построить 2-3 предложения с ним, не раскрывая значения слова. По истечении 1 минуты учитель прерывает учащегося, ответ оценивается.

На данном уроке обучающимся предлагаются следующие слова (записаны заранее на доске или выводятся мультимедийно): Ливония, Речь Посполитая, шляхетские вольности, полонизация, статут, интервенция, волочная помера, барщина , чинш, крепостные крестьяне, цех, реформация, униатство, мануфактура, конституция.

3-й тур: «Алфавит».

А

акт, арианство

Б

Баторий Стефан

В

ВКЛ

Г

Гетман

Д

Дякло

Ж

Жигимонт II Старый

З

застенок

И

инвентари

К

Л

«либерум вето»

М

мануфактура

Н

Наивысшая литовская рада

О

околица

П

прасол

Р

Речь Посполитая

С

Сандомирская конфедерация

Т

Трибунал Великого Княжества Литовского

У

уния

Ф

федерация

Х

харугва

Ц

цехи

Ш

шляхта

Э

Эдукационная комисия

Ю

юридики

Я

ярмарка

На листе ватмана представлена технологическая карта «История Беларуси второй половины XVI –конца XVIII в.», на которой сверху вниз с левой стороны записан маркером алфавит (за исключением букв, с которых не могут начинаться слова).

Учащимся предлагается к каждой букве алфавита подобрать термины, понятия, имена, названия государств, стран, события, которые они изучали (в данной таблице приведены примеры заполнения). Каждый учащийся может записать от одного до нескольких слов. На одну и ту же букву может быть названо несколько слов.

Заполнение «Алфавита» заканчивается при условии, что у доски побывали все участники конкурса и на каждую предложенную букву названо хотя бы одно слово.

При заполнении технологической карты целесообразно использовать маркеры разных цветов (в том числе и при использовании интерактивной доски).

4-й тур: «Загадки Хроноса».

А) Расставьте в хронологическом порядке события, прочитайте зашифрованное слово, дайте ему объяснение (по выбору). Если класс не справляется с заданием, можно разрешить пользоваться учебником.

Зашифрованное слово – просвещение.

Вторая и третья колонки даны учителю.

Буквенное обозначение

Хроноло-гический порядок

дата

событие

Гг.

Казацко-крестьянская война в Беларуси

Люблинская уния и создание РП

1557 г.

Начало аграрной реформы – волочной померы

1596 г.

1697 – 1702 гг.

Феодальная война в ВКЛ

Гг.

Северная война между Северным союзом и Швецией

Принятие конституции сеймом Речи Посполитой

1717 г.

Первый «немой» сейм РП

Гг.

Восстание крестьян Каменецкой волости на Мозырщине.

1588 г.

Принятие ІІІ Статута ВКЛ

1765 г.

Аграрная реформа А. Тызенгауза

Б) Игра в «крестики-нолики» - соглашаются или нет по схеме:

Обучающиеся играют в «крестики-нолики» - соглашаются или не соглашаются с утверждениями. «Да» - это «х » или «нет» - это «0 ».

1. РП – федеративное государств. (да)

2. Всего было два раздела РП. (нет)

3. Генриховы артикулы – акт, определявший государственный строй Франции. (нет)

4. Шиши – это люди, воевавшие против царской власти. (да)

5. Школьный театр – театр при духовных учебных семинариях, академиях, братских школах, коллегиумах и т. д.). (да)

6. Эдукационная комиссия – светское учреждение, которое занимается поиском и наказанием неуспевающих учеников. (нет)

7. Полонецкий универсал 1794 года отменял крепостное право. (да)

8. Косинеры - крестьяне, которые косят траву. (нет)

9. РП в ходе трёх разделов прекратила своё существование. (да)


11

22

33

44

77

х х

00

00

х х

х х

х

В) Определите исторические события по датам (записаны заранее на доске или выведены мультимедийно):

дата

событие

1772 г.

Первый раздел РП между Пруссией, Австрией и Россией.

Принятие конституции сеймом Речи Посполитой.

1793 г.

Второй раздел РП между Пруссией и Россией.

1794 г.

Восстание в Польше, Литве, и Беларуси под руководством Т. Костюшко

1795 г.

Третий раздел РП между Пруссией, Австрией и Россией

Сведения во второй графе таблицы приведены для учителя.

Если позволяет время урока и уровень подготовки класса возможно дополнительное задание: при помощи заполненной таблицы составить тезисный ответ по теме «Беларусь в конце XVIII века».

5-й тур: О ком идёт речь?

1.Он был первым выборным королём РП (при нём были приняты Пакта конвента и Генриховы артикулы). (Генрих Валуа).

2. Умер неожиданно и врачи не могли определить причину смерти. Поэтому пришлось провести впервые в Беларуси исследование тела покойного. (Стефан Баторий).

3. Он был братом Барбары Радзивил. Имел двоюродного брата с такими же именем и фамилией, различали их чаще всего по цвету волос.(Николай Радзивилл Рыжий).

4. Завещал после своей смерти освободить всех своих подданных от крепостного права. Канцлер ВКЛ, один из авторов текста ІІІ Статута ВКЛ. (Остафий Волович).

5. Королева польская и великая княгиня литовская, вторая жена Сигизмунда І Старого. (Бонна Сфорца).

6. Виленский воевода и канцлер ВКЛ. Противник унии с Польшей. Первоничально проиобщился к лютеранству, а затем перешёл в кальвинизм. Имел двоюродного брата с такими же именем и фамилией, различали их чаще всего по цвету волос. (Николай Радзивилл Чёрный).

7. Философ, просветитель, издал в Несвиже первую в пределах современной Беларуси печатную книгу на старобелорусском языке – «Катехизис». (Сымон Будный).

9. Под его руководством в 1619 году в местечке Евье издал книгу «Грамматики словенския…», которая на протяжении двух веков служила учебником по славянскому языкознанию . По ней, в частности, учился М. Ломоносов. (Мелетий Смотрицкий).

10. Происходил из мелкой православной шляхты. В 1647 году был арестован за подготовку восстания против Польши. В 1648 бежал в Запорожскую Сечь, где был избран казацким гетманом. (Богдан Хмельницкий).

11. Его называли «королём-сарматом». (Ян ІІІ Собесский).

12. происходил из крестьян деревни Ложба на Кричевщине. Руководил восстанием против арендаторов. Бежал в Россию, где вскоре умер. (Василий Ващила).

13. Ему принадлежит первый систематизированный курс истории ВКЛ. В гг он опубликовал на латинском языке двухтомную «Историю Литвы». (Войцех Каялович).

14. Воспитатель детей русского царя Алексея Михайловича, в том числе и Петра І. (Симеон Полоцкий).

15. Последний язычник сожжённый на костре в Варшаве по приговору Сеймового суда. Автор трактата «О несуществовании Бога». (Казимир Лыщинский).

Ряд загадок может быть дополнен по усмотрению учителя.

ІІІ. Рефлексия «Острова».

О. успехов: создавались ли на уроках ситуации успеха? Какие отметки получал обучающийся в начале изучения курса и в конце?

О. Удивления: Что в курсе истории Беларуси второй половины XVI – конца XVIII в. вызвало у обучающегося удивление?

О. Восхищения: Что или кто вызвал у обучающегося восхищение? Кому из исторических личностей ему захотелось подражать?

О. Хорошего настроения: Вызывало ли интерес изучение истории Беларуси в 8-м классе?

4. Подведение итогов, выражение благодарности за совместную работу в течение года, выставление отметок.

Вопрос «Взгляды Д. Прищепова на пути преобразований в деревне» нецелесообразно рассматривать на базовом уровне изучения истории Беларуси. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить материал учебного пособия на с. 51 (абзацы 3 - 4), с. 52 (абзац 1).

Рассмотрение вопросов «Демократизация общественно-политической жизни», «Коммунистический союз молодежи Беларуси» в качестве самостоятельных пунктов на базовом уровне изучения истории Беларуси нецелесообразно. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить пункт «Демократизация общественно-политической жизни» § 10 (с. 56 - 57).

Вопрос «Направления национальной политики КП(б)Б» целесообразно рассматривать в рамках пункта «Белорусизация как составная часть советской национальной политики» (с. 61 - 62), вопрос «Коренизация» - в рамках пункта «Основные мероприятия, противоречия и итоги белорусизации» (с. 63 - 65).

Вопрос «Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения» достаточно подробно рассматривается в курсе всемирной истории, поэтому его дублирование при изучении истории Беларуси на базовом уровне нецелесообразно. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить материал учебного пособия на с. 66 (абзацы 1 - 3).

Творчество деятелей белорусской культуры целесообразно рассматривать по направлениям культуры. Учебный материал по этим вопросам представлен в учебном пособии по направлениям культуры (с. 68 - 71)

Вопрос «Переход к плановой государственной экономике» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта на базовом уровне изучения истории Беларуси.

Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить материал рубрики «Исторический портрет» (А. Червяков (с. 58), Н. Голодед, Н. Гикало (с. 82)).

Вопросы «Изменения в системе образования», «Введение всеобщего начального образования» подробно рассматривается в курсе всемирной истории, поэтому их дублирование при изучении истории Беларуси на базовом уровне нецелесообразно.

Вопросы «Белорусская академия наук», «Ученые — уроженцы Беларуси: исследования О. Шмидта, открытия А. Чижевского» нет необходимости рассматривать в качестве самостоятельных на базовом уровне изучения истории Беларуси. Необходимая учебная информация представлена в пункте «Развитие науки. Белорусская академия наук. Учёные - уроженцы Беларуси» (с. 89 - 90).

Объединение тем «Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-е гг.», «Образование и наука в конце 1920-х — 1930-е гг.», «Развитие литературы и искусства в конце 1920-х — 1930-е гг.» в одну связано с их логической взаимообусловленностью. Вопросы «Ф. Пестрак», «Православная церковь и католический костел» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта на базовом уровне изучения истории Беларуси. Из обязательного изучения учащимися необходимо исключить материал учебного пособия на с. 104 (абзацы 1 - 2) и пункт «Православная церковь и католический костёл. Неоуния в Западной Беларуси» (с. 105 - 106).

Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базовом уровне.

История Беларуси. 1917-1945 гг. 10 класс. Новик Е.К.

Мн. : 2012. - 182 с.

Период отечественной истории, который вы начинаете изучать, насыщен многочисленными историческими событиями, явлениями, процессами. В 1917- 1945 гг. существенные изменения происходили во всех сферах белорусского общества - экономической, социальной, политической, духовной. Белорусский народ в этот период вместе с другими народами СССР строил социалистическое общество, с оружием в руках мужественно защищал свое Отечество от внешних врагов. Благодаря плодотворному труду и энтузиазму людей в 1920-1930-е гг. в БССР было создано крупное машинное производство, республикой был сделан большой шаг вперед в развитии образования, науки и культуры.

Формат: pdf

Размер: 14 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Как работать с учебным пособием 3
Раздел I. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ-СОЗДАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
§ 1. Положение в Беларуси накануне октября 1917 г 5
§ 2. События Октябрьской революции в Беларуси и на Западном фронте 10
§ 3. Беларусь в условиях германской оккупации 17
§ 4-5. Провозглашение и образование белорусской государственности 22
§ 6. Беларусь в польско-советской войне 1919-1920 гг 32
§ 7. Белорусская государственность в условиях Гражданской войны. Второе провозглашение ССГБ 38
Урок обобщения по разделу I «Октябрьская революция. Создание белорусской государственности» 43
Раздел II. БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ
§ 8. Положение Беларуси в межвоенный период 46
§ 9. БССР в годы новой экономической политики 50
§ 10. Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-е гг 56
§ 11. Политика белорусизации 61
§ 12. Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-е гг 66
§ 13. Проведение индустриализации в Белорусской ССР 72
§ 14. Коллективизация сельского хозяйства в Белорусской ССР 76
§ 15. Общественно-политическая жизнь в конце 1920-х - 1930-е гг. 81
§ 16. Образование и наука в конце 1920-х - 1930-е гг 88
§ 17. Развитие литературы и искусства в конце 1920-х - 1930-е гг 91
§ 18. Западная Беларусь под властью Польши 96
§ 19. Состояние культуры в Западной Беларуси 102
Наш край в 1917-1939 гг 107
Урок обобщения по разделу II «Беларусь в условиях становления советского социалистического общества. Западная Беларусь под властью Польши» 108
Раздел III. БССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН
§ 20. Беларусь в годы военных испытаний 111
§ 21. Воссоединение Западной Беларуси с БССР 116
§ 22. Начало Великой Отечественной войны 122
§ 23. Германский оккупационный режим на территории Беларуси 127
§ 24. Начало массовой борьбы против германских оккупантов 134
§ 25. Развертывание народной борьбы на территории Беларуси 142
§ 26. Освобождение БССР от германских захватчиков 149
§ 27. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией 157
§ 28. Участие Белорусской ССР в создании Организации Объединенных Наций 164
Наш край в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн 167
Урок обобщения по разделу III «БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» 168
Памятки «Как изучать историю» 170
Словарь исторических понятий 174
Хронологическая таблица «Основные события истории Беларуси: 1917-1945 гг.» 177
Литература для дополнительного чтения 179

Вы уже знаете, что белорусские земли с XIII в. находились в составе Великого Княжества Литовского. В середине XVI в. они оказались в новом государстве - Речи Посполитой, которая просуществовала до конца XVIII в.
Это сложный и далеко не однозначный период отечественной истории. Надеемся, что учебное пособие даст вам возможность сформировать целостное представление об эпохе второй половины XVI - конца XVIII в., осмыслить историю белорусских земель как историю своего народа.

Причины и начало войны.
В середине XVI в. обостряются взаимоотношения между Швецией, Данией, Польшей, Великим Княжеством Литовским и Московским государством. Борьба между ними велась за земли Восточной Прибалтики, так называемую Ливонию, находившуюся под контролем Ливонского ордена. Русский царь Иван IV Грозный желал получить выход к Балтийскому морю. Ослабленный Ливонский орден в середине XVI в. не являлся серьезным противником.

Поскольку Орден отказался платить московскому царю дань за эстонские земли и Юрьев (Тарту), то царь в январе 1558 г. начал военные действия. Московские войска быстро овладели Нарвой, Тарту, приблизились к Таллину, стали угрожать Риге. Магистр Ордена Г. Кеттлер попросил помощи у европейских государств Но ни Швеция, ни Дания не пожелали вступать в конфликт с Московским царством. Только Великое Княжество Литовское согласилось оказать поддержку - в августе 1559 г. было подписано соглашение о союзе между ВКЛ и Орденом. Ливонский орден переходил под протекторат (опеку) великого князя ВКЛ Сигизмунда II Августа.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ 1. Беларусь в середине XVI - первой половине XVII в 5
§1. Ливонская война 5
§2. Образование Речи Посполитой II
§3. Государственный строй Речи Посполитой 17
§4. Политическое положение Великого Княжества Литовского во второй половине XVI - начале XVII в 21
§5. Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине XVII в. 26
§6. Сельское хозяйство во второй половине XVI - первой половине XVII в 33
§7. Городская жизнь во второй половине XVT - первой половине XVII в 40
§8. Реформация в Беларуси 47
§9. Контрреформация в Беларуси 52
§10. Брестская церковная уния 56
§11. Распространение Возрождения в Беларуси 61
Урок обобщения к разделу I 67
РАЗДЕЛ II. Беларусь во второй половине XVII - первой половине XVIII в. 69
§12. Казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. на белорусских землях 69
§13. Война России с Речью Посполитой 1654-1667 гг. 74
§14. Беларусь в годы Северной войны 1700-1721 гг. 81
§15. Борьба магнатских группировок 87
§16. Белорусская деревня во второй половине XVII - первой половине XVIII в 92
§17. Крестьянское движение 97
§18. Города Беларуси во второй половине XVII - первой половине XVIII в 102
§19. Образование и наука 108
§20. Литература и общественно-политическая мысль 113
§21. Архитектура и искусство 119
Урок обобщения к разделу II 125
РАЗДЕЛ III. Беларусь во второй половине XVIII в 127
§22. Экономическая стабилизация во второй половине XVIII в 127
§23. Политический кризис Речи Посполитой 134
§24. Попытки реформирования "Речи Посполитой 139
§25. Восстание 1794 г. в Беларуси 145
§26. Образование и наука 151
§27. Литература и искусство 157
§28. Народная культура 162
Урок обобщения к разделу III 167
Наш край во второй половине XVI - конце XVIII в 169
Итоговое обобщение 171
Основное события в истории Беларуси во второй половине XVI - конце XVIII в 174
Внутренняя и внешняя политика великих князей литовских и королей польских во второй половине XVI - конце XVIII в 177
Терминологический словарь 180
Список рекомендованной литературы 187.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История Беларуси, Вторая половина XVI-конец XVIII века, 8 класс, Белозорович В.А., Крень И.П., Ганущенко Н.Н., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Тема урока: «История Беларуси в середине XVI – первой половине XVII в.» (итоговое обобщение).

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний.

Форма урока: урок-конкурс.

Цель урока : Обобщение, систематизация изученного материала по истории Беларуси в XVI –первой половине XVII веков.

Задачи урока:

    Провести обобщение и закрепление знаний по наиболее важным вопросам исторического развития Беларуси второй половины XVI –середины XVII в.: образование Речи Посполитой; государственное устройство РП; развитие сельского хозяйства и городов РП; внутренняя и внешняя политика РП; образование, наука, культура и религия РП; кризис и разделы РП.

    Продолжить работу по дальнейшему развитию и закреплению умений анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, составлять устный рассказ, доказывать собственное и аргументировано опровергать мнение одноклассников.

    Развивать коммуникативные умения и навыки, умения и навыки оценивать свою деятельность.

    Способствовать повышению у обучающихся интереса, любви и уважения к истории своей Родины;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по заданной теме, раздаточный материал, карточки контроля, фигурки-оценки разного цвета.

План урока

    1. Организационный момент.

      Вступительное слово учителя.

      Индивидуальные конкурсы.

1-й тур: Исторические задачи «Задачкино».

2- тур: Исторические даты «Путаница»

3-й тур: Дополни предложение «Всякая всячина».

Физкультминутка

4-й тур: Исторические личности «Узнавайкино»

5-й тур: Исторические даты «Загадки Хроноса».

6-й тур: Исторические термины «Терминово»

ІV. Рефлексия.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

Организационный момент

    Вступительное слово учителя .

Сегодня у нас последний урок по истории Беларуси второй половины XVI – середины XVII в. Этот период сыграл огромную роль в истории не только нашей Родины и её ближайших соседей, но и истории всей Европы.

Границы Речи Посполитой простирались от Балтийского моря на севере до Османской империи и Крымского ханства на юге. На огромной территории проживали представители многих национальностей, разного вероисповедания.

По-разному складывались судьбы народов в это время. Гражданские и религиозные войны, революции и казни представителей королевских фамилий, созывы парламентов и реставрация монархий, борьба за независимость и стремление расширить территорию своего гсударства, идеи Эпохи Просвещения и создание первых конституций – все эти события нашли отражение в истории Беларуси второй половины XVI –середины XVII веков.

Урок итогового обобщения – это завершающий этап изучения истории Беларуси второй половины XVI – середины XVII веков. Однако на данном этапе будут также оценены знания и умения учащихся восьмого класса. Хотелось бы, чтобы эта оценка соответствовала не только личному уровню обученности каждого ученика, но и высокому статусу гражданина нашего Отечества.

    Формулировка цели и задач урока (учащиеся вместе с учителем формулируют цель и задачи урока).

    Этап обобщения и систематизация изученного материала.

Давайте повторим сегодня на уроке наиболее важные вопросы из истории Беларуси второй половины середины XVI – первой половины XVIII веков. Проведём урок как конкурс.

Правила конкурса

    В конкурсе принимают участие все учащиеся класса.

    Задания устного и письменного характера.

    На подготовку письменных ответов отводится определённое время, письменный ответы оформляются в контрольных листах.

    Время для обдумывания устных вопросов не даётся.

    Отвечать на вопросы конкурса будет тот учащийся, кто первым поднимет руку.

    Если ответ будет неверным, то право отвечать переходит к другому обучающемуся.

    Каждый правильный ответ будет оцениваться по 10–балльной шкале.

    Каждый учащийся за свой ответ будет получать фигурку (кубик, квадратик, треугольник и т.д.) определённого цвета:

1-2 балла – зелёный;

3-4 балла – жёлтый;

5-6 баллов – синий;

7-8 баллов – белый;

9 –10 баллов – красный.

    Нарушения дисциплины и подсказки не допускаются.

    В конце конкурса будут подведены итоги и выставлены оценки в журнал.

Индивидуальные конкурсы.

1-й тур: «Задачкино» Мозговой штурм (самостоятельная работа учащихся по контрольным листам)

Сколько лет прошло от начало Кревской унии до Брестской?

Сколько лет прошло от I Статута ВКЛ до III Статута ВКЛ?

Как долго длилась война Речи Посполитой со Швецией?

Систематизация знаний дат: 1600-1629, 1609-1618, 1632-1632, 1558-1583, 1634, 1618, 1605, 1772, 1795, 1793.

2-й тур: «Путаница».

Перед вами даты необходимо распределить их по категориям. 1 Вариант – выбирает унии, как государственные, так и церковные, 2 Вариант – этапы закрепощения крестьян. При чём не просто распределить даты, но и назвать непосредственно унии и название документов, способствующие закрепощению крестьян

3-й тур: «Всякая всячина».

Одним из основных событий Истории Беларуси конца 16 – середины 17 века было образование РП. Давайте вспомним

    В результате какого события была принята РП? Люблинская уния 1569 года)

    Какие государства подписали акт Люблинской унии (РП и ВКЛ)

    Из предложенного списка, что является причинами подписания Люблинской унии?

    В результате Люблинской унии сказал слова: «Нам и нашим внукам будет очень обидно, если на это дело со временем придётся смотреть не с любовью, а с печалью» Как вы думаете, почему он так считал?

Контроль «Дополни предложение»

    Включение земель ВКЛ в состав Польского королевства – это … (инкорпорация)

    Уния об образовании Речи Посполитой была подписана в городе …. (Люблине)

    Большинство белорусских историков считают Речь Посполитая, по форме государственного устройства, представляет собой …….. (федерацию)

    Высшим органом государственной власти в Речи Посполитой являлся общегосударственный ….(вольный сейм)

    Каждый посол (депутат) РП владел правом свободного запрета ….. (либерум вето)

Исправь ошибки

Люблинский сейм

Общий сейм Московского княжества и послов ВКЛ начался 1 января 1569 года. При совместном заседании делегаций стран определились два противоположных подхода. Первый предусматривал инкорпорацию, т.е. военный захват земель ВКЛ. Второй подход был предложен делегацией, княжества во главе с маршалоком Сигизмундом Радзивилом Чёрным и предполагал военный союз ВКЛ с Ливонским орденом. В результате разногласий польская сторона обратилась к Ивану IV с требованием, чтобы заседание сейма проходило совместно. Тот приказал послам явиться на совместные работы и принять предложения Московской Короны. Это было нарушением обещаний, которые великий князь давал им ранее. В знак протеста послы ВКЛ вернулись в Вильно. Но сложное внешнеполитическое положение ВКЛ (Смоленская война) и потеря значительных земель (Пинска, Гродно, Бреста) заставило послов Княжества вернуться и продолжить переговоры. В результате 10 июля 1596 года между Московским княжеством и Польским королевством была подписана церковная Брестская уния.

Текст с исправленными ошибками

Общий сейм Польского королевства и послов ВКЛ начался 10 января 1569 года . При совместном заседании делегаций стран определились два противоположных подхода. Первый предусматривал инкорпорацию, т.е. Включение земель ВКЛ в состав Польского королевства . Второй подход был предложен делегацией, княжества во главе с канцлером Николаем Радзивилом Рыжим и предполагал военный союз ВКЛ с Польским королевством . В результате разногласий польская сторона обратилась к Сигизмунду II Августу с требованием, чтобы заседание сейма проходило совместно. Тот приказал послам явиться на совместные работы и принять предложения Польской Короны. В знак протеста послы ВКЛ вернулись в Вильно. Но сложное внешнеполитическое положение ВКЛ (Ливонская война ) и потеря значительных земель (Подляшья, Волыни, Киевщины, Подолья ) заставило послов Княжества вернуться и продолжить переговоры. В результате 1 июля 1596 года между ВКЛ и Польским королевством была подписана государственная Люблинская уния.

4-й тур: «Исторические личности».

    Виленский воевода и канцлер ВКЛ. Возглавлял комиссию по проведению аграрной реформы. Был противником государственной унии с Польшей. Отстаивал самостоятельность ВКЛ. Первоначально приобщился к лютеранству, а в 1553 г перешёл в кальвинизм. Николай Радзивил Чёрный .

    Канцлер, возглавил делегацию Княжества на Любленский сейм 1569 г, выступал за заключение военного союза с Польшей, чтобы проводить совместную внешнюю политику. Исповедовал кальвинизм и возглавил протестантов в княжестве. Николай Радзивил Рыжий

    Укрепление самостоятельности ВКЛ связано с его именем. Его детство прошло в Несвиже при дворе Радзивилов. Известный магнат канцлер ВКЛ Николай Радзивил Чёрный направил юнашу на учёбу в Лейпцигский университет. Вернувшись на родину, получил должность королевского писаря при Стефане Батории. В 1589 г. Стал канцлером страны. В период Ливонской войны он на свои средства сформировал гусарский полк и успешно воевал под Великими Луками и Псковом. Выступал с идеей объединения РП и России в федеративное государство. Под руководством Остафия Воловича и его был подготовлен свод законов 1588 г. III статут ВКЛ. Лев Сапега .

    Государственный деятель ВКЛ. Занимал ряд должностей местного и высшего управления. Неоднократно ездил послом в Москву. Участвовал в Ливонской войне. Входил в состав делегации от ВКЛ на Люблинский сейм. Завещал после своей смерти освободить всех своих подданных от крепостной зависимости.. Под руководством Льва Сапеги и его был создан свод законов в 1588 г – III Статут ВКЛ. Остафий Волович .

    Он происходил из Трансильвании. Воспитывался при дворе Габсбургов в Вене. Образование получил в Падуанском университете. В 1576-1586 гг. король РП. При ззбрании на трон должен был жениться на Анне Ягеллонке- дочери Сигизмунда 1 Старого. Известен как талантливый полководец, активный и энергичный государственный деятель. Умер неожиданно и врачи не могли прийти к соглашению относительно его смерти. Поэтому пришлось провести исследование тела покойного. Это в Беларуси впервые осуществил гродненский цирюльник Ян Зигулиц. Стефан Баторий

    После напряжённых споров он вынужден был согласиться на унию. При этом он с горя заявил: «Нам и нашим внукам будет очень обидно, если на это дело со временем придётся смотреть не с любовью, а с печалью…» Ян Хадкевич

5- й Тур «Загадки Хроноса»

Высокая мотивация

Установи хронологическую последовательность

    III Статут ВКЛ

    Трибунал ВКЛ

    «Устава на волоки»

    Ям-Запольское перемирие

    Постановление «Уравнение прав»

Низкая мотивация

Установи соответствие

1. 1385

А. Люблинская уния

2. 1596

Б. Брестская уния

3. 1605

В. Кревская уния

4. 1618

Г. Битва под Кирхгольмом

5. 1569

Д. Деулинское перемирие

1В, 2Б, 3Г, 4Д, 5А,

6-й Тур дополни предложение

    Хозяйство отдельной семьи, в которые входили пахотные земли, сенокосы, жилые и хозяйственные постройки, называлось …. (дым)

    Дымы образовывали общину и назывались … (громада)

    Лично-поземельная зависимость крестьян от феодалов получила название… (крепостное право)

    Двор феодала с жилыми и хозяйственными постройками и землёй, на которой зависимые крестьяне отрабатывали барщину…. (фольварк)

    Объединения владельцев мастерских, которые организовывались с целью недопущения на городской рынок ремесленных изделий из других городов - это… (цех)

    Производителей, не входивших в цех называли…. (портачи)

    Верхи купечества, которые вели зарубежную торговлю, назывались…..(гости)

    Местные купцы, ездившие торговать не больше чем за 10 вёрст от города, назывались ….(прасолы)

    Объединения купцов, назывались …….(гильдии)

Контроль

    Дополнительные повинности, срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы, назывались…

    Продуктовая рента за земельный надел, которая собиралась с крестьян для феодала - это……

    Феодально-зависимые крестьяне, главной формой земельной ренты которых была барщина, назывались....

Хозяйство отдельной семьи, в которые входили пахотные земли, сенокосы, жилые и хозяйственные постройки, называлось ….

ІІІ. Рефлексия «Острова».

На магнитной доске прикрепляются изображения островов со следующими названиями:

о. Успехов


о. Восхищения


о. Хроноса

о. Знайки


о. Удивления


о. Хорошего настроения


о. Творчество

Вопросы рефлексии «Острова»:

О. Знайки: что наиболее запомнилось учащемуся из истории Беларуси второй половины XVI –конца XVIII в.?

О. Хроноса: какие даты запомнил учащийся в процессе изучения данного курса истории?

О. успехов: создавались ли на уроках ситуации успеха? Какие отметки получал обучающийся в начале изучения курса и в конце?

О. Удивления: Что в курсе истории Беларуси второй половины XVI – конца XVIII в. вызвало у обучающегося удивление?

О. Восхищения: Что или кто вызвал у обучающегося восхищение? Кому из исторических личностей ему захотелось подражать?

О. Хорошего настроения: Вызывало ли интерес изучение истории Беларуси в 8-м классе?

4. Подведение итогов, выражение благодарности за совместную работу в течение года, выставление отметок.