Развалины трои находятся в. Древний Город Троя (легендарный Илион). Археологические находки Трои
Сюда перенаправляется запрос « ». На эту тему нужна .
Древний город
Отрывок, характеризующий Троя– Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?..– Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи.... – Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е! Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга... – Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!.. Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть... Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов... – Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!.. – Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика. – О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик! – У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!.. Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения... – А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости! Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила: – Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!.. Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало... Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба... Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх... Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять. И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой... – Ты в порядке, милая? – прозвучал рядом ласковый мамин голос. Я тут же ей как можно увереннее улыбнулась и сказала, что, конечно же, я в полном порядке. А у самой, от всего происходящего кружилась голова, и душа уже начинала «уходить в пятки», так как я видела, что ребята понемногу начинают на меня оборачиваться и, хочешь-не-хочешь, мне приходилось быстренько брать себя в руки и «установить» над своими разбушевавшимися эмоциями «железный контроль»... Я была основательно «вышиблена» из своего привычного состояния и, к большому стыду, совершенно забыла про Стеллу... Но малышка тут же постаралась о себе напомнить. – А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла. – Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая. Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать. – Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы. – Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу! Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения. – Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое! Троя - город, описанный Гомером в поэме «Илиада», представляет собой древнее укреплённое поселение Малой Азии, расположившееся у берегов Эгейского моря, возле входа в пролив Дарданеллы. Отдыхая в Турции, не стоит упускать шанс увидеть этот грандиозный город и еще раз вспомнить о событиях, описанных Гомером. В руинах Трои можно посетить несколько археологических зон, относящихся к определенным культурным слоям, и узнать особенности быта народа, населявшего эту землю. Раскопки древнего города начал в 1870 году немецкий археолог-любитель и предприниматель Генрих Шлиман. Он с детства был очарован рассказом о Трое и был убежден в существовании этого поселения. Раскопки начались на склоне холма, недалеко от деревни Гиссарлык. Были обнаружены руины девяти городов, находящихся один под другим. Археолог нашел большое количество предметов, изготовленных из кости, камня, меди и драгоценных металлов. В глубине холма Генрих Шлиман наткнулся на очень древнюю крепость, которую с полной уверенностью назвал градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 работы продолжил его коллега Вильгельм Дёрпфельд. В 1893 и 1894 годах он раскопал более обширный периметр Трои VI. Именно этот город относится к микенской эпохе и потому его признали гомеровской Троей. На территории этого культурного слоя, несущего явные следы пожара, сейчас проводятся наиболее интенсивные раскопки. В древности Троя играла ведущую роль в регионе как с военной, так и с экономической точки зрения. Она имела большую крепость и оборонительный форт на берегу моря, что давало ей возможность контролировать передвижение кораблей через Геллеспонт и дороги, соединявшие Азию и Европу на суше. Правитель города облагал провозимые товары налогом или вовсе их не пропускал. Это приводило к многочисленным конфликтам в этом регионе, которые начались еще в бронзовый век. Экономические и культурные связи соединяли Трою того периода не с Востоком, а с Западом и эгейской цивилизацией. Город был заселен практически постоянно на протяжении трех с половиной тысячелетий. Благодаря археологическим раскопкам известно, что большинство зданий Трои возводились на низких каменных фундаментах, а их стены были построены из сырцового кирпича. Когда сооружения разрушались, их обломки не расчищали, а только выравнивали место для возведения новых зданий. В развалинах Трои различают 9 основных слоев, имеющих свои подразделения. Особенности поселений разных эпох можно охарактеризовать следующим образом. Первый город представлял собой небольшую крепость, диаметр которой не превышал 90 метров. Сооружение имело крепкую оборонительную стену с квадратными башнями и воротами. Керамика этого периода имеет полированную поверхность серого и черного цвета и вылеплена без использования гончарного круга. Встречаются орудия из меди. На руинах первой крепости была возведена большая цитадель диаметром около 125 метров. Она также имела высокие толстые стены, ворота и выступающие башни. К юго-восточной стороне крепости вел пандус. Оборонительная стена дважды подвергалась реставрации и расширялась с ростом могущества и богатства города. В центре крепости сохранились развалины дворца с красивым портиком и огромным главным залом. Дворец был окружен двором с небольшими жилыми помещениями и складами. Семь этапов существования Трои II образовали накладывающиеся друг на друга архитектурные слои. На последнем этапе поселение погибло в настолько сильном пламени, что от его жара камень и кирпич раскрошились и обратились в прах. Судя по большому количеству найденных ценностей и предметов домашнего обихода, пожар был внезапным и обитатели города не успели что-либо с собой взять. Поселения Трои III, IV и V состоят из скоплений маленьких домов, отделенных друг от друга узкими улицами. Каждое из них размером превосходит предыдущее. Эти периоды представлены сосудами с лепными изображениями человеческого лица. Наравне с местными изделиями обнаружены и привозные товары, характерные для материковой Греции. Первые этапы поселения VI отмечены свидетельствами наличия лошадей. В это время город был исключительно богат и могущественен. Диаметр его крепости превышал 180 м, а ширина стены, сложенной из тесаного камня, составляла около 5 метров. По периметру цитадели располагались по крайней мере четверо ворот и три башни. Внутри поселения концентрическими кругами располагались большие здания и дворцы с колоннами, поднимавшиеся по террасам к центру холма. Завершением этой эпохи стало очень сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последующих стадиях Трои VI основным видом местного горшечного производства оставалась серая минойская керамика, которую дополняют несколько амфор, привезенных из Греции и сосуды, импортированные в микенскую эпоху. Позже эта местность вновь была заселена. Снова были использованы оставшиеся части стен и строительные блоки. Теперь дома уже строились меньшими по размерам, они прижимались друг к другу, так чтобы в крепости уместилось намного больше людей. В полах домов теперь хранились большие кувшины для припасов на случай каких-нибудь бедствий. Первый период Трои VII сгорел, но часть населения вернулась и снова поселилась на холме. Позднее к жителям присоединилось иное племя, которое принесло с собой изготовленную без гончарного круга керамику, которая указывает на связи Трои с Европой. Теперь она стала греческим городом. Троя была довольно благоустроенной в первые периоды, но к 6 веку до н.э. часть населения оставила город и он пришел в упадок. На юго-западном склоне акрополя сохранились останки храма Афины того времени. В эпоху эллинизма это место не играло никакой роли, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. В 334 до н.э. Александр Великий совершил паломничество в этот город. Его преемники и римские императоры династии Юлиев – Клавдиев провели широкомасштабную реконструкцию города. Вершину холма срезали и выровняли, так что VI, VII и VIII слои Трои оказались перемешанными. Здесь построили храм Афины со священным участком. Немного южнее, на ровной площадке, были возведены и обнесены стеной общественные здания, а на северо-восточном склоне был построен большой театр. В эпоху Константина Великого город процветал и правитель даже собирался сделать его столицей, но поселение вновь утратило свое значение с возвышением Константинополя. В наши дни местность вокруг Трои изменилась до неузнаваемости. Илистые наносы местных рек, впадающих в залив, передвинули береговую линию на несколько километров к северу. Теперь руины древнего города находятся на сухой возвышенности. Группа ученых провела датировку окаменелостей, обнаруженных в грунте, взятом из долины двух рек, используя методы радиоуглеродного анализа. По этим данным исследователям удалось определить топографию этой местности в эпоху Гомера. Сейчас на территории раскопок завершилась реставрация известного троянского коня и у туристов, посещающих Турцию, появилась уникальная возможность осмотреть этот деревянный шедевр, в точности соответствующий описанию Гомера. Троянский конь, который когда-то помог хитроумным ахейцам захватить город, сейчас является оригинальной панорамной площадкой. К сожалению, кроме макета коня, здесь мало что может привлечь взор путешественника. Считается, что это место является одной из величайших сказок мира, поэтому достаточным будет хотя бы просто пропитаться этой атмосферой. Троя
, иначе называемая Илион, Дардания и Скамандр
— древнее укрепленное поселение в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Это город, воспетый в поэме «Илиада», автором которой считается Гомер. События, описанные Гомером, в нынешнем представлении историков относятся к крито-микенской эпохе. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами. «Открытие Трои В массовом сознании открытие легендарного города связано с именем археолога-энтузиаста Генриха Шлимана. Он смог, вопреки мнению скептиков, доказать историчность «Илиады» Гомера.» Хотя в Новое время сюжеты о Троянской войне считались легендами, ученые и любители пытались найти легендарный город. В XVI и XVII веках в Троаде побывали два исследователя и путешественника – Пьер Белон и Пьетро делла Валле . Каждый из них заключил, что легендарная Троя – это руины города Александрии Троянской, которые располагались в 20 километрах от Гиссарлыка . В конце XVIII века другой путешественник и археолог Жан-Батист Лешевалье посетил эти места и написал труд «Записки о путешествии в Троаду». Лешевалье доказывал, что древний город располагался около местечка Пинарбази, в пяти километрах от Гиссарлыка. Долгое время эта теория была господствующей. В 1822 году шотландский журналист Чарльз Макларен
выпустил в Эдинбурге труд «Диссертация о топографии Троянской равнины». Спустя сто лет Карл Блеген писал, что этот труд заслуживал бы большего внимания, чем получил. Макларен собрал все сведения из «Илиады», имевшие топографическое значение, и сопоставил с картами его времени. Затем шотландец попробовал восстановить облик пейзажа, каким он был в древности. С выводами Макларена согласились некоторые ученые Англии и несколько немецких исследователей Гомера. Последним из предшественников Шлимана был Фрэнк Калверт
, англичанин, британский консул в Турции. Он был археологом любителем и всю жизнь увлекался историей Трои. Фрэнк, как и Шлиман, верил, что Троя была реальным городом, вопреки скепсису многих современников. В 1860-е годы Генрих Шлиман уже исследовал Итаку, где он обнаружил, как ему казалось, памятники, связанные с именами Лаэрта и Одиссея. В 1868 году археолог решил вести раскопки в Турции. Шлиману и его друзьям в Константинополе потребовалось три года, чтобы добиться у турецкого правительства разрешения на ведение раскопок. Фирман (разрешение) был вручен Шлиману с условием передачи половины находок турецкому музею. 11 октября 1871 года Генрих Шлиман с женой Софией и несколькими рабочими прибыл на холм Гиссарлык и немедленно приступил к раскопкам. Рабочими были малоазийскими греки из окрестных деревень, к которым иногда присоединялись турки. Шлиман вел раскопки на холме до июня 1873 года. За это время археолог смог раскопать семь археологических слоев города. Сам он верил, что Троя Приама – это слой Троя-II. Ближе к концу раскопок Шлиман обнаружил большой клад золотых вещей, который он назвал «кладом Приама» . После отъезда из Турции Шлиман продолжал исследования памятников в Орхомене и Микенах, опубликовал труд «Троя и ее руины». В 1878 году Генрих вернулся в Троаду и продолжил раскопки. После них он еще дважды возвращался для раскопок на Гиссарлыкский холм, и теперь его сопровождали археологи-профессионалы. В 1882 году к Шлиману в Трое присоединился Вильгельм Дёрпфельд , второй секретарь Германского археологического института в Афинах. Шлиман скончался в 1890 году, и раскопки продолжил Дёрпфельд. Археолог в 1893-1894 годах открыл укрепления Трои-VI. Немецкий археолог посчитал именно их городом Приама. На сорок лет после работы Дёрпфельда раскопки прекратились. С 1932 по 1938 год холм Гиссарлык исследовал археолог Карл Блеген , директор Университета Цинциннати. Американец доказал, что на этом месте существовало девять поселений, сменявшихся одно за другим. Эти девять уровней Трои он разделил еще на 46 подуровней. Следующий этап исследований археологического памятника был связан с экспедицией Манфреда Корфмана . Его раскопки уточнили данные предшественников и позволили создать современную хронологию Трои. Ранний бронзовый век (Троя-I – Троя-V) Первые пять археологических слоев поселения показывают непрерывную историю города, которая продолжалась до XVII в. до н.э. Троя II возникла на развалинах предшествующего города. Предположительно Троя-I погибла от сильного пожара. Это поселение было преемником предшествующего в плане культуры. Город имел могучую крепостную стену диаметром около 110 метров. Укрепление было цитаделью, откуда ее владыки осуществляли власть над территорией Троады. Уровень жизни троянцев стал выше: дома стали просторнее и удобнее. В крепости располагался величественный мегарон. Троянцы этого времени занимались земледелием и скотоводством. Археологи нашли много терракотовых пряслиц. Развивалось и ткачество. Продолжали развиваться торговые контакты с Кикладским архипелагом. Троянцы поставляли соседям зерно и керамику. Трою-II снова уничтожил пожар, но вскоре поселение занял тот же народ около 2250 года до н.э. Керамика третьего города практически не имела отличий от керамики предшествующей эпохи. Причины, погубившие Трою-III неясны. Похоже, пожара, уничтожившего все поселение не было, но дома разрушились. Троя-IV просуществовала в период 2100 – 1950 годы до н.э. Территория этого города занимала около 17 тысяч километров. Новое поселение имело сильные укрепления. Дома этой Трои строились близко один к другому, образуя комплексы, которые разделялись неширокими улочками. Керамика этого времени продолжает традиции прошлых эпох поселения. Но выросло число изделий, созданных с помощью гончарного круга. Период Троя-V начался с переделки всего поселения. Жители построили новую стену для защиты. Город просуществовал до XVIII века до н.э. Причина его разрушения неясна. Вновь не сохранилось следов губительного пожара. Но строители города Троя-VI создали абсолютно другой город, который не учитывал расположения зданий предшественника. Город Троя-VI предположительно погиб около 1300 года до н.э. в результате землетрясения. Его сменило поселение, Троя-VII . Оно насчитывало четыре периода существования до середины X века до н.э. Царь Алаксандус и хетты В период Троя-VII жители этого города тесно контактировали с соседними государствами – Хеттской державой, царствами Малой Азии и греками Аххиявы. Предполагают, что Трою хетты знали под именем государства Вилуса . В XVII веке до н.э. хеттский царь Лабарна подчинил Арцаву и Вилусу. Последняя через некоторый период времени стала независимой, но сохраняла нейтральные отношения с Хеттским царством . В XIV веке до н.э. государство Вилуса попало в поле зрения правителей Хеттской державы. Союзником царей Хатти XIV в. до н.э. Суппилулиумаса I и Мурсилиса был царь Вилусы Кукуннис. Известно, что он помогал Мурсилису во время его похода против Арцавы. Кукуннис под измененным именем «Кикн» вошел в цикл преданий о Троянской войне. Легенды сделали его представителем боковой ветви царского дома, который правил одним из городов Троады. Он первый встретил высадившихся греков и погиб от руки Ахилла
. В договоре говорится, что Кукуннис усыновил и сделал наследником Алаксандуса. Население Вилусы роптало против нового царя. Говорили, что жители страны не примут сына Алаксандуса новым государем. Там же идет речь о «детях царя», которые претендовали на трон, доставшийся Алаксандусу. Муватталис обещал правителю Вилусы и его наследникам покровительство. В обмен Алаксандус становился зависимым царем. Он должен был сообщать сюзерену о возможных мятежах на западе Малой Азии. В случае войны Хатти с малоазийским государствами Алаксандус должен был со своим войском лично являться на помощь. Для войн с Митанни, Египтом или Ассирией царь Вилусы должен был посылать свои отряды. Согласно одному пункту, Алаксандус был обязан сражаться с врагом, который мог вторгнуться в страну Хатти через Вилусу. Под этим врагом предполагают греков-ахейцев, которые в то время пытались закрепиться в Малой Азии. Вскоре за подчинением хеттской власти царств Малой Азии произошла знаменитая битва при Кадеше в Сирии. Египетский текст, посвященный этому сражению, перечисляет отряды хеттского войска. Среди прочих, там упомянут народ Drdnj (предполагаемая расшифровка – Dar-d-an-ja). Этот народ отождествляют с дарданами, которые жили в пределах Вилусы. Господство хеттских монархов над Вилусой продлилось недолго. Уже письмо царя хеттов царю Аххиявы, датируемое рубежом XIV – XIII веков до н.э. показывает изменившуюся ситуацию. Из документа следует, что между Хатти и Аххиявой произошел конфликт, в результате которого хетты утратили контроль над Вилусой, а ахейцы упрочили влияние в этой стране. В XIII веке до н.э. страной Хатти правил воинственный Тудхалияс IV. Он воевал с коалицией небольших малоазийских государств, объединенных в хеттских документах общим именем Ассува. Среди них был и Вилуса. Тудхалияс IV победил, и Вилуса снова стала зависимым государством. Из письма царя хеттов правителю Милаванды следует, что Тудхалияс сделал правителем Вилусы своего ставленника Валму. По какой-то причине он бежал, и царь Хатти собирался восстановить его у власти. Вероятно, изгнание Валму случилось до выступления Ассувы против хеттов, а восстановление после победы Тудхалияса, когда «боги отдали ему» эти земли. Троя VII и легенда о Троянской войне Уже в Античности высказывались разные даты Троянской войны. Дурис Самосский относит ее к 1334 году до н.э., Эратосфен – 1183, Эфор – 1136. Геродот писал, что она была за 800 лет до того, как он приступил к работе над «Историей», то есть в последней трети XIII столетия до н.э. Город Троя-VII-a погиб на рубеже XIII и XII веков до н.э. Высказываются разные точки зрения на время его падения. Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский относят время падения города к 1230-1220-м годам до н.э. Это было началом периода походов т.н. «народов моря». Поход греческих государств на Трою часто связывали с эпохой расцвета Микенской цивилизации . По реконструкции исследователей поход произошел уже после начала упадка Микенской цивилизации. Греция подверглась одному вторжению с севера, которое привело к разрушению части дворцовых центров. Опасность новых нападений с севера толкала ахейцев к заморским предприятиям. К этому времени относят и расцвет Родоса за счет переселенцев. Говоря о населении Трои в период VII отмечают глубокие связи ее населения с фракийцами. Верхушка города в эту эпоху, вероятно, восприняла культуру Микенской Греции, что подтверждает имя Алаксандус, созвучное «Александр». Формы керамики Трои VII-a напоминали керамику Северных Балкан, населенную фракийскими племенами. В составе тевкров (жителей Приамовой Трои), предположительно, преобладали раннефракийские элементы. После разрушения Трои ахейцами город возродился. Теперь это было малонаселенное поселение, которое отождествляется со слоем Троя VII-б I . Сами уцелевшие тевкры в массе своей не остались на прежних местах, а присоединились к походам народов моря. Эти походы уничтожили Хеттское царство ряд небольших государств Малой Азии, а также были угрозой для Египта. Обезлюдение Троады дало возможность переселиться сюда фракийцам, которые вновь заселили Трою. С переселенцами связывают период Троя VII-б II . Но, учитывая прежние контакты, жителей города и фракийцев заселение ими этим мест было мирным. Троя после троянцев: еще один греческий город Около 950 года до н.э. поселение на Гиссарлыке перестало существовать. В Архаическую эпоху (VIII-VI века до н.э.) на холме возобновилась жизнь. В 480 году до н.э. Ксеркс в начале похода на Грецию посетил это место. Царь осмотрел древний акрополь и принес Афине Илионской в жертву сто быков. Его маги совершили возлияния в честь погибших здесь героев. В 411 году до н.э. в этом месте побывал спартанский наварх Миндар, принесший жертвы Афине Илионской. Илион не имел почти никакого политического значения и находился под контролем более влиятельных соседей. В 360 году до н.э. город был захвачен наемником-авантюристом Харидемом из Ореоса, и снова роковую роль в падении города сыграл конь. Харидем подговорил раба одного из влиятельных граждан помочь им пройти в город. Этот раб выходил за стены за добычей и возвращался ночью. Наемник подговорил его вернуться ночью верхом на коне. Стражники открыли ему ворота, и группа наемников ворвалась в Илион. Рассказ об этом событии сохранился у современника Харидема Энея Тактика. Его интересовали военные хитрости, поэтому он ничего не написал о судьбе поселения после его захвата Харидемом. Вероятно, командир наемников стал править здесь как тиран – типичный случай для IV века до н.э. В 334 году до н.э. руины Трои посетил Александр Великий . Как пишут в трудах о его походе, он совершил здесь жертвоприношения в честь древних героев. В конце своей жизни правитель решил построить здесь новый храм. Эти работы были завершены в царствования его диадохов: Антигона, Лисимаха и Селевка. Эпиграфические источники сообщают, что в годы существования государства Антигона Одноглазого одним из греческих межполисных объединений в его землях был Илионский союз . Дата основания этого межполисного объединения неизвестна. Основателем Илионского союза называют и Александра, и Антигона. Известны послания союза Антигону. У Илионского союза был синедрион (совет союзных городов), представители которого заседали на территории священного участка Афины Илионской. Среди других членов этого объединения известны два города – Гаргара и Лампсак. Троя снова стала значительным городом: там появились храмы, булевтерий (место собраний городского совета), театры. Одновременно восстановили древние погребальные курганы. Возрожденный город насчитывал около 8 тысяч жителей. Около 250 года до н.э. были восстановлены стены Трои. Город посещали известные люди того времени: царь Сирии Антиох III, римский сенатор Марк Ливий Салинатор, полководец Луций Корнелий Сципион. В 85 году до н.э. город был снова разрушен. В этом году шла к завершению первая война Рима с Митридатом VI. В Греции и Малой Азии ее вели независимо два полководца: Сулла и ставленник его врагов Фимбрия. Последний переправился в Малую Азию и стал карать греческие города, перешедшие ранее на сторону понтийского царя. Среди прочих, Фимбрия осадил Илион. Жители города послали за помощью к Сулле. Он пообещал им помощь и сказал передать Фимбрии, что илионцы уже сдались Сулле. Фимбрия убедил жителей Илиона пустить его внутрь в подтверждение сдачи. Войдя в город, римский полководец устроил резню и особо жестокой казни подверг послов к его врагу Сулле. Фимбрия приказал поджечь храм Афины Илионской, куда бежали многие жители. На следующий день римлянин осмотрел город, проверяя, чтобы там не осталось ни одного целого алтаря. Уничтожение Илиона Фимбрией произвело впечатление на современников, потому что римляне считали себя выходцами из древней Трои. Разгром города сравнивали с тем, который устроил Агамемнон, и высчитывали время, которое разделяло уничтожение городов. Аппиан Александрийский со ссылкой на других авторов писал, что уничтожение города Фимбрией случилось через 1050 лет после конца Троянской войны. После победы над соперником Сулла помог восстановить город в награду за верность ему. Илионцы ответили тем, что ввели новый календарь, где счет велся с 85 года до н.э. Последующие годы были тяжелыми для Илиона . Через пять лет после Фимбрии город пострадал от нападения пиратов. Когда началась третья война против Понтийского царства , Илион остался верен союзу с Римом. Плутарх передает предание, что, когда буря уничтожила осадные машины понтийцев под Кизиком, многие илионцы увидели во сне Афину. Богиня была в разодранном одеянии и говорила, что пришла из Кизика, где сражалась за его жителей. После этого илионцы помогали римскому полководцу Лукуллу, который в Троаде сражался против понтийцев. В конце войны римский полководец Помпей, завершивший войну, прибыл в Илион. Он был провозглашен благодетелем города и покровителем храма Афины Илионской. Через пятнадцать лет благодеяния Илиону оказал и Юлий Цезарь . Он подчеркивал верность города Риму во время войны с Митридатом. В 42 году до н.э. после победы над убийцами Цезаря, Октавиан и Антоний поселили в Илионе ветеранов шестнадцатого легиона. Спустя 22 года император Август вновь посетил этот город. Происхождение от троянского героя Энея играло важную роль в его пропаганде. По его приказу в Илионе велись ремонтные работы. На месте прежнего булевтерия по приказу принцепса возвели одеон (здание для музыкальных выступлений). Во время посещения Илиона Август жил в доме состоятельного гражданина Меланиппа, сына Евтидиппа. Спустя восемь лет, когда был достроен театр, Меланипп поставил там статую императора. В эпоху Римской империи Илион жил за счет путешественников, которые интересовались древней историей. Другой составляющей его экономики была добыча и экспорт камня. В 124 году н.э. Илион посетил известный филэллин император Адриан. Он заказал новую реконструкцию города. После визита Адриана начался расцвет Илиона как римского города: в нем строились бани, фонтан, акведук. Новый ремонт одеона был сделан по приказу императора Каракаллы, который побывал в Илионе в 214 году н.э. В 267 году н.э. Малую Азию опустошили готы, и Илион вновь был разрушен. Но город продолжил существовать и в IV столетии. Константин Великий даже рассматривал его как возможную столицу империи, пока не выбрал Византий. К 500 году нашей эры Илион перестал существовать. Троя — легендарный город, знаменитый десятилетней Троянской войной, неразрывно связан с некоторыми наиболее выдающимися персонажами греческой мифологии — от богинь Геры, Афины и Афродиты (а также прекрасной Елены) до героев Ахиллеса, Париса и Одиссея. Многие знакомы с легендой о падении Трои. Но есть ли хоть доля правды в этом предании, гласящем, что причиной величайшего конфликта стала любовь Париса к Елене? Действительно ли закончился он лишь после того, как греки ввезли в город Троянского коня? И вообще, была ли эта война? Назывался ли город Троей? Миф о Трое начинается с празднования свадьбы морской богини Фетиды и царя Пелея — одного из аргонавтов, который вместе с Ясоном принимал участие в поисках золотого руна. Пара не пригласила на торжество богиню раздора Эриду, но та все-таки приехала и швырнула на стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита одновременно потянулись к яблоку. Чтобы разрешить конфликт, Зевс поручил принятие ответственного решения самому красивому из всех живущих мужчин — Парису, сыну царя Трои Приама. Более двух лет ушло на подготовку, и вот греческий флот из более 1000 кораблей готов к отплытию. Флот возглавил царь Микен Агамемнон. Он собрал корабли в порту Авлида (восточная часть Центральной Греции), однако для выхода в море необходим был попутный ветер. Тогда прорицатель Калхас сказал Агамемнону, что для того чтобы флот отправился в плавание, тот должен принести в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигснию. Исполнив этого варварское, но, видимо, необходимое жертвоприношение, греки смогли отправиться в Трою. Девять лет бушевали сражения. За это время многие великие герои враждующих сторон погибли,в том числе и Ахиллес, убитый Парисом. Тем не менее греки никак не могли разрушить мощные стены Трои и войти в город. На десятый год войны хитрый Одиссей задумал построить гигантского деревянного коня, внутри которого намеренно оставлена полость, где могли спрятаться греческие воины и сам Одиссей. Греческий флот отплыл, оставив коня за воротами Трои, словно признавая свое поражение. Когда троянцы увидели удаляющиеся корабли и огромного деревянного коня за стенами города, они возликовали, поверив в свою победу, и затащили коня в город. Ночью греки выбрались из коня, открыли ворота Трои и впустили всю греческую армию. Троянцы не смогли дать отпор и были разбиты. Поликсену, дочь Приама, принесли в жертву на могиле Ахиллеса. Та же участь постигла сына Гектора Астианакса. Менелай намеревался убить и неверную Елену, но не смог устоять перед ее красотой и сохранил ей жизнь. Легенда о Трое впервые упоминается в «Илиаде» Гомера (около 750 г. до н. э.). Позднее рассказ был расширен и дополнен. О Трое писали римские поэты Вергилий («Энеида») и Овидий («Метаморфозы»), Древнегреческие историки, такие как Геродот и Фукидид, были убеждены в том, что Троянская война — часть исторической действительности. Ссылаясь на слова Гомера, они писали, что Троя находилась на холме над Геллеспонтом (современные Дарданеллы) — узким проливом между Эгейским и Черным морями. Это был стратегически важный торговый центр. Сотни лет исследователи и собиратели древностей, плененные легендой о Трое, изучали местность, которая в древности называлась Троадой (ныне часть северо-западной Турции). Но более других искателей Трои прославился немецкий бизнесмен Генрих Шлиман. Ему удалось найти Трою. Руководствуясь только сведениями, добытыми из «Илиады» Гомера, он решил, что город располагался на холме Гиссарлык в нескольких милях от Дарданелл, и в 1870 г. он начал раскопки, которые продлились до 1890 г. Шлиман нашел остатки нескольких древних городов, существовавших в период между ранним бронзовым веком (3 тыс. до н. э.) и поздним римским периодом. Считая, что Троя находится в более низких археологических слоях, Шлиман быстро и небрежно преодолевал верхние пласты земли, безвозвратно уничтожая многие важные исторические памятники. В 1873 г. Шлиман нашел множество золотых предметов, которые назвал «сокровищами Приама», и заявил всему миру, что нашел Гомерову Трою. Разгорелись жаркие споры относительно того, действительно ли Шлиман там нашел золотые предметы или же он намеренно их туда поместил, чтобы подтвердить- это место действительно является легендарной Троей. Установлено, что Шлиман неоднократно искажал факты: он заявлял, что сам разыскал место расположения Трои на холме Гиссарлык во время первого посещения Троады. Однако известно, что на тот момент британский археолог и дипломат Фрэнк Калверт уже проводил раскопки в этом месте, поскольку эта земля принадлежала его семье. Калверт был убежден в том, что древняя Троя находится на холме Гиссарлык, поэтому оказывал помощь Шлиману во время его первых раскопок. Позднее, когда Шлиман получил всемирное признание как «тот, кто нашел город Гомера», он утверждал, что Калверт не помогал ему. В настоящее время наследники Калверта, проживающие в Англии и Америке, заявляют о своих правах на часть сокровищ, извлеченных из холма Гиссарлык. Современные исследования показали, что удивительные золотые находки, обнаруженные Шлиманом, значительно старше, чем он предполагал, а город, расположенный на холме Гиссарлык, который Шлиман считал гомеровской Троей, в действительности датируется 2400-2200 гг. до н. э., то есть он существовал по крайней мере за тысячу лет до предполагаемой даты начала Троянской войны. Оставив в стороне эгоистичность Шлимана, следует признать положительный аспект его деятельности хотя бы потому, что он привлек внимание мирового сообщества к древностям холма Гиссарлык. После Шлимана исследовательскую работу на холме проводили: Вильгельм Дерпфельд (1893-1894 гг.), американский археолог Карл Блеген (1932-1938 гг.) и группа ученых из университетов Тюбингена и Цинциннати под руководством профессора Манфреда Корфмана. В результате раскопок Трон удалось установить, что на этом месте в разные периоды (их можно разделить на ряд подпериодов) располагалось девять городов, которые существовали начиная с раннего бронзового века (3 тыс. до н. э.) — Троя-I и заканчивая эллинистическим периодом (323-30 гг. до н. э.) — Троя-IX. Наиболее вероятной кандидатурой на звание гомеровской Трои, судя по датировке, считают Трою-VIIIa (1300-1180 гг. до н. э.). Многие ученые согласны с мнением, что Троя-VIIIa наилучшим образом соответствует описанию Гомера. Кроме того, именно в городе этого времени были обнаружены следы пожаров, а значит, город был разрушен во время войны. Связь Трои-VIIIa с материковой Грецией подтверждают греческие предметы микенского периода (поздний бронзовый век), особенно большое количество гончарных изделий, которые, видимо, импортировались сюда. Более того, Троя-VIIIa была довольно крупным городом, о чем свидетельствуют находки — ряд человеческих останков и несколько бронзовых наконечников стрел, выкованных в крепости и городе. Впрочем, значительная часть артефактов до сих пор находится в земле, а найденных предметов недостаточно для подтверждения гипотезы, что разрушение города — дело рук человеческих, а не результат природного катаклизма, например сильнейшего землетрясения. Как бы то ни было, если гомеровскую Трою считать реально существовавшим городом, то, опираясь на современные знания, можно утверждать, что Троя-VIIIа подходит на эту роль наилучшим образом. Не так давно геологи Джон К. Крафт из Делавэрского университета и Джон В. Льюс из колледжа Тринити в Дублине обнаружили материалы, подтверждающие существование Трои на холме Гиссарлык. Они провели геологические исследования местности: изучили особенности ландшафта у холма и свойства грунта в прибрежной зоне. Таким образом, исследования в области седиментологии (Седиментология — наука об осадочных породах и современных осадках, их вещественном составе, строении, закономерностях и условиях образования и изменении) и геоморфологии (Геоморфология — наука о рельефе суши, дна океанов и морей, которая изучает внешний облик, происхождение, возраст рельефа, историю его развития, современную динамику и закономерности распространения) подтвердили сведения, полученные из «Илиады» Гомера. Даже существование загадочного огромного Троянского коня, который был, наверное, самым невероятным предметом в повествовании Гомера, тоже объясняется с точки зрения современной науки. Британский историк Майкл Вуд убежден, что Троянский конь был не просто искусной уловкой для проникновения в город, а скорее тараном или похожим на коня примитивным осадным орудием. Такие устройства были известны в Греции в классический период. Например, спартанцы использовали тараны при осаде Платей в 479 г. до н. э. Согласно еще одной версии, конь символизировал Посейдона — безжалостного бога землетрясений, поэтому Троянский конь вполне мог быть метафорой землетрясения, которое необратимо ослабило защиту города, позволив греческим войскам без труда проникнуть внутрь. Позднее появились другие, хотя и спорные данные, подтверждающие реальность существования Трои. Они содержатся в переписке и анналах царей Хеттского царства, найденных в Анатолии (современная Турция) и датируемых 1320 г. до н. э., в которых говорится о напряженной военной и политической ситуации в могущественном государстве Ахиява, подконтрольном царству, известному как Валуса. Последнее ученые отождествляют с греческим Илионом, Троей, а Ахияву греки называли «Ахейа» — страна ахейцев, которых Гомер в «Илиаде» представляет как прагреческие племена. Эта гипотеза спорна, хотя и была положительно воспринята большинством ученых, поскольку дала толчок изучению отношений между Грецией и Ближним Востоком в период позднего бронзового века. К сожалению, до сих пор не найдены хеттские письменные источники, упоминающие о конфликте, который можно было бы расценивать как Троянскую войну в Троаде. Итак, был ли крупнейший конфликт, развернувшийся на холме Гиссарлык в 1200 г. до н. э.. Троянской войной? Скорее всего, нет. Гомер писал о полумифической эпохе героев, об истории, которая передавалась из уст в уста на протяжении как минимум четырех столетий. Даже если война действительно имела место, сведения о ней скорее всего были утеряны или искажены. Следует признать, что некоторые предметы, упоминаемые в гомеровском повествовании, датируются периодом позднего бронзового века — различные виды доспехов и вооружения, которые были хорошо известны в 1200-750 гг. до н. э., то есть и в те годы, когда поэт писал свое произведение. Кроме того, Гомер называет греческие города своего времени, которые, по его мнению, играли особенно важную роль в годы Троянской войны. Археологические раскопки, проводимые на месте этих городов, обычно доказывали, что они были центрами первостепенной важности в период позднего бронзового века. Не вызывает сомнения и факт, что расположенная в таком важном месте, над Геллеспонтом, на границе между Хеттским царством и греческим миром, Троя непременно должна была стать театром военных действий в период позднего бронзового века. Скорее всего, история Гомера является воспоминанием об отдельных конфликтах между греками и жителями Троады, которые он объединил в одну решающую эпическую борьбу — войну всех войн. Если это действительно так, то легенда о Троянской войне базируется на реальных исторических событиях, пусть даже преданиях старины глубокой. Передавая из уст в уста, рассказчики дополняли ее необыкновенными деталями. Возможно, даже прекрасная Елена Троянская появилась в повествовании значительно позже. No related links found |