Самообразование мелкой моторики рук раннего возраста. План по самообразованию. Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Результат самообразования педагога дошкольного учреждения
Тема : самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи достижения поставленной цели:
Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Улучшить общую двигательную активность;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.(Приложение № 1)
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
Форма отчётности:
Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
Провести анкетирование родителей.
Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Индивидуальная работа с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
Работа с родителями- консультации и беседы. Работа с родителями- консультации и беседы
СЕНТЯБРЬ |
|||
Наблюдения за детьми, диагностика | Будут пальчики дружить |
||
1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге) "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме 3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа 4. Пальчиковая гимнастика " Шарик" | 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков. 2. Упражнение с массажными мячиками "Орех" 3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа 4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек" 5. Игры с мозаикой |
||
ОКТЯБРЬ |
|||
Овощи и фрукты | Птицы осенью |
||
1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина 2."Сложи картинку" из 4 частей 3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу 4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь 5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке | 1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток 2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов 3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки 4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке" 6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин" | 1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц 2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов 3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку" 4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки) | 1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке) 2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок) 3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох |
НОЯБРЬ |
|||
Труд людей в природе | Одежда и обувь |
||
1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток) 2. "Нарисуй на песке лопату, молоток" 3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги 4. Пальчиковая игра "Строим стенку" | 1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями. 2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток 3. Работа с тактильной дощечкой из спичек | 1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви 2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию 3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками 4. Рисование горошков на платье | 1.Разложи пуговицы по цвету 2. Работа со шнуровками 3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы 4.пальчиковая игра "Ладошки" |
ДЕКАБРЬ |
|||
Транспорт | Дикие животные зимой | Зима, зимний лес |
|
1. Строим дом из кубиков 2.Выкладывание дома из геометрических фигур 3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне 4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки" | 1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков 2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру 3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины 4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя | 1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных 2. Работа с тактильными дощечками 3."Новогодний подарок для белочки" Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь | 1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты 2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера 3."Снежная баба" -лепка из пластилина |
ЯНВАРЬ |
|||
Дикие животные и их детеныши | Птицы зимой |
||
1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш 2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек 3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха 4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками | 1."Собери семью" наложи трафарет на контур 2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем 3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку 4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы" | 1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги 2. работа с тактильными дощечками 3."Угощение для птиц" - сортировка семян 4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью |
|
ФЕВРАЛЬ |
|||
Профессии |
|||
1. Пальчиковая игра "Моя семья" 2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу 3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок 4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне | 1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке 2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы" 3. "Научим дочку шнуровать ботинки" 4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек 5. Самомассаж ладоней | 1. "Построим бом из кубиков" 2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий 3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги 4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету" | 1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем" 2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина 3."Собери машину" из геометрических фигур 4."Разрезные картинки из 4 частей" |
МАРТ |
|||
Праздник мам | Начало весны | ||
1. Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток) 2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя | 1."Следы от капели" рисуем точки на манке 2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге 3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу. 4.Пальчиковая гимнастика "Дождик" | 1.Собери пирамидку 2."Мячи для котят" лепка из пластилина 3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных 4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну | 1. Штриховка и обводка по контуру игрушек 2. Пальчиковый театр "Репка" 3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь 4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы |
АПРЕЛЬ |
|||
Дикие и домашние животные | Птицы весной | Растительный мир |
|
1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали" 2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток 3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний 4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку | 1."Собери картинку из 4 частей" 2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги" 3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек 4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж" | 1."Червячки для грачей" лепка из пластилина 2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты 3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой 4. Пальчиковая гимнастика "Червячки" | 1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки 2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек 3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину 4. Пальчиковые игры, разученные раннее |
Труд весной на даче | Мы подросли и повзрослели |
||
1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена 2."Закрути бутылочки" 3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе 4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур | 1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех" 2."Строим дачный дом" из конструктора 3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре 4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц | 1.Пальчиковый театр "Колобок" 2. Игры и упражнения, изученные ранее 3.Шнуровки, липучки 4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками 5. Заключительное наблюдение за детьми |
Приложение № 1
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. |
||
Я в руке - флажок держу Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. | ||
Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | ||
Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. | ||
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Зайка в зеркальце глядит Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | ||
У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | ||
Листья падают в саду, Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. | ||
СКВОРЕЧНИК Скворец в скворечнике живет Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
Тема самообразования:
«Развитие мелкой моторики
дошкольников
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей
дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук
детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость
рук, ритмичность;
2.
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3.
Улучшить общую двигательную активность;
4.
Содействовать нормализации речевой функции;
5.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное
внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6.
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со
сверстниками и взрослыми.
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для
развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного
возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчётности:
Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики
дошкольников.
Провести анкетирование родителей.
Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук
пальчиковая гимнастика, физкультминутки
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
пальчиковый театр
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного
материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой,
свечкой и т. д.
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором
ЛЕГО
рисование по трафаретам
штриховка
дорисовка (по принципу симметрии)
лабиринты
Дидактические игры
шнуровка
игры с мелкими предметами
пазлы, мозаика.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно
собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными
палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки
и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень
развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью
развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и
подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять
своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием
мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов
занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность
детей.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста».
5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так
важно её развивать?».
6. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить
речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые
пальчиковые игры».
7. Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».
8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой
моторики рук детей.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек является актуальным напрвлением в моей работе. Перед собой я ставлю ряд приоритетных задач:
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек;
Развивать тактильную чувствительность рук детей;
Создать условия для накопления и обогащения опыта развития мелкой моторики детей в ходе предметной игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Просмотр содержимого документа
«План самообразования по теме: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста".»
МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»
ПЛАН
профессионального самообразования
ТЕМА: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила:
воспитатель 2 младшей группы
Кондратова Н.Е.
Цель: повышение своего теоритического уровня, профессионального мастерства по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
Изучить литературу по данной теме
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек
Развивать тактильную чувствительность рук детей
Создать условия для накопления и обогащения опыта развития мелкой моторики детей в ходе предметной игровой деятельности через игры с дидактическим материалом
Проведение консультации для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Изготовить наглядно-методическое пособия по развитию мелкой моторики,
Отчетность по данной теме.
Теоритический этап Изучение литературы по данной теме: - Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009; -Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. Санкт – Петербург, 2014; -Крупенчук О.И. Тренируем пальнчики – развиваем речь, Санкт – Петербург, 2013 Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, СПБ, Детство – ПРЕСС, 2013 | ||
Практический этап Использование различных форм работы с детьми Формы работы с детьми: -совместная работа, -индивидуальная работа Методы и приемы работы: - пальчиковые гимнастики, -изготовление дидактических игр, шнуровок, -лепки из пластилина, - работа с тестом, - игры с кубиками, пазлами, конструктором, мозайкой, -рисование с использованием шаблонов, трафаретов | в течение года |
|
Предоставление отчета о работе Форма отчетности: - Консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» - составление картотеки пальчиковых игр и гимнастик, - огранизация выставки: игры, способствующие развитию мелкой моторики», - изготовление папки - передвижки |
Педагог детского дошкольного учреждения – это профессия, требующая постоянного самообразования и самосовершенствования. Технический прогресс, ритм жизни в семье, скорость получения информации детей с самого рождения постоянно меняются. Компетентность и профессионализм – основные качества, позволяющие родителям с малых лет доверить воспитание своего любимого ребенка. Учить современных детей по методичкам и книгам прошлых поколений нерационально – дети сейчас совершенно другие, и ключи к их воспитанию нужно подбирать совершенно по-другому.
Поэтому педагоги строят свою работу по программам, включающим интенсивный обмен опытом, получение новых знаний и самообразования в наиболее важных областях в течение многих лет. Они учатся сами, используя опыт коллег, чтобы правильно учить других.
Вместе с этим ищут и читают:
Основные направления самообразования воспитателей в развитии моторики у ребенка
Чтобы педагог мог совершенствовать свои знания в области формирования работы мелких мышц рук у детей, он должен уметь анализировать полученную информацию и уметь находить новую. Для этого нужно использовать основные правила:
- Своевременно знакомиться с новой документацией по вопросам педагогической деятельности в дошкольном учреждении в сфере задания активизации моторной деятельности.
- Постоянно исследовать новую научно-методическую литературу в данном проекте, изучать актуальные достижения в течение последних лет, новейшие разработки и результаты их применения в вопросах общего формирования дошкольников.
- Знакомиться с передовым опытом дошкольных учреждений, учитывать знания последних лет, полученные ими во время занятий по внедрению новых методов и подходов в развитии мелкомотрных мышц рук.
- Совершенствовать общий уровень собственного образования.
Основные задания в деятельности детского дошкольного учреждения – это качественная подготовка детей к следующему этапу обучения в школе. Поэтому важным качеством для педагога будет умение достигнуть взаимопонимания и установить контакт с ребенком, дать ему максимум полезной информации, научить нужным навыкам, выработать стойкость к преодолению трудностей, мотивировать решать задачи и получать результат. Для этого педагогу нужно любить и уважать детей, понимать и бережно относиться к их внутреннему миру, знать их особенности и стать им другом.
Проектирование самообразования педагога в работе по формированию моторной активности мышц
План работы воспитателя ДОУ по самообразованию в теме развития мелкой моторики является обязательной составляющей организации его деятельности в сфере профессионального роста. Он помогает правильно организовать педагогическую деятельность, систематизировать ее, выделить важные аспекты, задания, наметить перспективы. Это, по сути, программа методической и целенаправленной деятельности педагога в вопросах активизации мышечной активности пальцев на определенный период. При его составлении нужно учесть следующие моменты:
- Учитывать актуальность данного вопроса для детского учреждения и групп детей, с которыми работает педагог на протяжении последних лет.
- Проанализировать работу свою и других воспитателей в прошлый период по данному вопросу.
- Выбрать оптимальные задания и методики, которые будут применяться в работе, учесть опыт ведущих специалистов и коллег, которые ими пользуются.
- Необходимо обосновать форму взаимодействия с детьми и целесообразность применяемых методик.
- Нужно описать свой собственный опыт в вопросах развития моторной работы мышц ребенка возрастом от рождения до 7 лет, в отчет о полученных результатах должна быть оформлена таблица.
- Нужно обязательно планировать периодический анализ полученных результатов и в соответствие с полученными результатами корректировать дальнейшие занятия и строить перспективы.
Одним из показателей успешного формирования детей в дошкольный период, получение необходимых навыков и знаний, правильного физического и интеллектуального роста является знания педагога в области психологии, умение избежать конфликтов или своевременно выяснить их причину, позаботиться о быстрой адаптации в детском саду и избежать стрессовых ситуаций. Упражнения с рисованием, лепкой, пальчиковые театры и другие занятия по формированию активности мышц пальцев прекрасно справляются с этими проблемами. Ребенок быстро находит себе друзей и любимое занятие.
Формы и методы повышения самообразования по моторике рук ребенка
В качестве самообразования обязательны посещения обучающих семинаров, на которых можно повысить уровень теоретических знаний. Еще одна эффективная методика получения знаний – консультация с методистом или старшим педагогом. На ней можно получить дополнительные сведения о литературе, изучать современные методы и задания для ребенка, способствующих развитию мелкой моторики. На такие консультации старший педагог может пригласить детских психологов, логопедов, педиатров и других профильных специалистов. Важной формой повышения уровня знаний есть открытые занятия, где педагог демонстрирует свои достижения, а его коллеги могут воспользоваться его опытом и впоследствии применять его в работе. Также существует много видов тренингов по профильным вопросам, обучающим новым техникам и передовым методикам в педагогике.
Какие бы методы самообразования воспитатель не использовал, они обязательно должны давать результаты, быть эффективными и применяться на занятиях по развитию мелкой моторики рук у детей.
Результат самообразования педагога дошкольного учреждения
В результате самообразования педагога в вопросе формирования мышечной работы у ребенка должен быть достигнут определенный результат за установленный срок. Педагог должен повысить качество проведения занятий, разнообразить их новыми играми и упражнениями, самостоятельно придумывать программы и сценарии с дальнейшей их публикацией на собственном сайте в интернете. Воспитатель может разработать самостоятельный план, выделяя формы и методы и применяя их на практике для занятий с детьми по активизации мышц пальцев и ладоней.
О результатах их применения можно сообщать в докладах и выступлениях, повышая свой авторитет в коллективе. Повышая свой уровень образования, можно создавать наглядные пособия, проводить тесты, вырабатывать методические рекомендации по данному вопросу. В перспективе воспитатель сам может участвовать в тренингах и семинарах, информируя коллег о своих достижениях и внедренных технологиях. Самообразование в вопросе задачи активизации мелких мышц рук будет способствовать общему формированию детей, улучшению уровня их подготовки к обучению в школе, а также карьерному росту педагога и повышению престижа дошкольного учреждения.
Предлагаю Вашему вниманию план работы по самообразованию. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики - важная часть развития речи детей, формирование навыков самообслуживания и подготовки к письму руки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи :
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Улучшить общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы работы:
- Массаж кистей рук
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- работа с конструктором ЛЕГО
- рисование по трафаретам
- Дидактические игры
- шнуровка
- игры с мелкими предметами
- пазлы, мозаика.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
Название мероприятия | Время проведения |
|
Работа с воспитателями | Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» | ноябрь |
Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» | февраль |
|
Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте» | Апрель |
|
Мастер-класс «Волшебные пальчики» | Март |
|
«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук . | Май |
|
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» | Октябрь |
листки-памятки «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук» , «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев» , «Чтобы пальчики писали.» ; | В теч. года |
|
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» | Март |
|
Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей» | Декабрь |
|
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» | Апрель |
|
Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» | Январь |
|
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей | Март |
|
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». | Май |
|
Работа с детьми | Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей. | В теч. года |
Использование игр
| В теч. года |
Литература:
- Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
- Светлова И. "Развиваем мелкую моторику " ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.