Самый грешный папа. Молодой папа

. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

В десятый день месяца выбирают агнца для заклания в праздник Пасхи () и с этого же времени начинают приготовлять все необходимое для праздника. Обыкновенно и за шесть дней до Пасхи, то есть в девятый день месяца, едят роскошное и этим днем начинают праздник. Посему и Иисус пришел в Вифанию, разделяет вечерю.

. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

Евангелист, желая показать истинность воскресения Лазаря, говорит: «а Лазарь был одним из возлежавших с Ним». Ибо он, явившись живым, не тотчас умер, но долгое время оставался на земле, ел, пил и прочее обычное совершал.

Словами же, что «Марфа служила», означил, что угощение было в ее доме. Приметь, прошу тебя, веру этой женщины. Она не поручила служение служанкам, но исполняет оное сама непосредственно. И Павел говорит о вдовице, которая «умывала ноги святым» ().

. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Итак, Марфа сама служит вообще всем, а Мария воздает честь только одному Христу, потому что она внимает Ему не как человеку, а как Богу. Ибо она пролила миро и отерла волосами головы, потому что имела понятие о Нем не такое, какое имели другие, не как о простом человеке, но как о Владыке и Господе.

Марию можно понимать и в высшем смысле – о божестве Отца и Господа всех; ибо Мария – значит «госпожа». Итак, господствующее над всем Божество Отца помазало ноги Иисуса, – воспринятую в последнее время плоть Господа-Слова, – помазало миром Духа, как и Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Твой елеем радости» (); и великий Петр говорит: «Знай, весь дом Израилев, что соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (). Ибо воспринятая Словом Плоть, помазанная нашедшим на утробу Девы божественным Духом и соделавшаяся тем же, что Слово, то есть Богом, наполняла мир благословением, как миро Марии наполнило весь дом благоуханием.

Что же такое "волосы", которыми отерты ноги? Это, конечно, святые, украшающие главу Божию и верховную власть Его. Ибо они, будучи во славу Божию, могут быть названы украшением Его. Они и сделались причастниками помазания плоти Господней, как и Давид называет их «соучастниками» (), и апостол Павел говорит коринфянам: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог» (). И везде мы узнаем, что живущие по Христе называются христами (помазанниками). Итак, под волосами, которыми отерты ноги Иисуса и которые причастны божественного помазания, можно разуметь христиан. Волосы – нечто мертвое. И христиане мертвы, ибо они «распяли плоть» () и «умертвили члены, сущие на земле» (), и умертвили для мира. Волосы украшают голову и составляют славу ее. Славу Божию составляют и святые, «так как свет их светит пред людьми, и Отец прославляется чрез них» (), и они яствие и питие творят «во славу Божию» (), и в членах своих они прославляют Его.

И ты, Поелику Иисус воскресил твой ум, как бы некоего Лазаря, прими Его в дом души своей; пусть возлежит с Ним и воскресший; помажь ноги Господа, за шесть дней до Пасхи, прежде чем наступит Пасха будущего века, доколе живешь в этом мире, сотворенном в шесть дней. Под «ногами» Христовыми можно разуметь: Апостол и Евангелие, и вообще заповеди, ибо ими Он ходит в нас. Итак, к этим заповедям присоедини миро – расположение, составленное из различных добродетелей, из которых высшая – вера, горячая, как нард. Ибо, если не покажешь горячего, усердного и добродетельного расположения к сим заповедям и не отрешь их умерщвленными членами, как бы волосами, и не восприемлешь в себя, не сможешь облагоухать дом свой. Под «ногами» Господа можно разуметь и меньших братий, в лице которых Христос приходит к дверям каждого и просит нужного: помажь их миром милостыни. Многие подают милостыню напоказ, посему и не получают себе пользы, ибо здесь получают награду (). А ты отри волосами головы и восприми пользу для души, собери плод милостыни в господственной части. И если имеешь что-нибудь мертвое и бездушное, наподобие волос, – надуши этим благим помазанием. Ибо сказано: «грехи твоя милостынями искупи» ().

. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

Как же другой евангелист () говорит, что все ученики сказали это? На это нужно сказать, что хотя все так сказали, но прочие говорили не с такой мыслью, с какой Иуда.

. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

Иуда, будучи любостяжателен, не одобряет такой образ попечения. «Почему, – как бы говорит он, – принесла ты не деньги, из коих мне бы можно было украсть, а миро?»

. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел: при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

Если же Иуда был любостяжателен и тать, то почему Господь возложил на него распоряжение деньгами? По тому самому, что он был тать, чтобы отнять у него всякое извинение. Ибо он не мог сказать, что предал Его (Иисуса) по любви к деньгам. Денежный ящик утешал его, но, и нося ящик, он не был верен. Ибо он уносил, то есть крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое.

Пусть слышат святотатцы, какова их участь. Верх зла в том, что Иуда впоследствии предал Иисуса и Господа. Видишь ли, до чего доводит любостяжание? До предательства. Итак, апостол Павел прилично назвал «сребролюбие корнем всех зол» (), потому что оно предало Господа и всегда так делает. Некоторые же говорят, что Иуде было вверено хранение денег, как меньшему прочих. Ибо служить около денег меньше, чем учить, как и в Деяниях () апостолы говорят: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах».

. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

Господь не обличает Иуду, хотя знает, что он сказал это с намерением татя. Ибо не хотел посрамить его, научая и нас долго терпеть таковых людей. Впрочем, прикровенно Господь упрекает Иуду в предательстве и в том, что он предаст Его на по любостяжанию.

Посему упоминает и о погребении, поражая неразумное его сердце, чтобы он исправился, и прибавление имеет такой смысл: « Нищих, – говорит, – всегда имеете с собою, а Меня не всегда ; еще немного, и Я отойду, так как ты приготовил Мне смерть. Посему, если Я неприятен тебе и честь, Мне делаемая, тягостна для тебя, ты потерпи немного, и избавишься от Меня; и тогда обнаружится, из-за нищих ли ты заботишься о продаже мира».

. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

Те, кои пришли к Господу, были благонамереннее прочих, бессознательных и неистовых; ибо пришли не для одного только Иисуса, но и для того, чтобы увидеть Лазаря. Так как совершилось поистине величайшее чудо, то многие желали быть зрителями воскресшего, может быть, в надежде узнать от Лазаря что-либо о находящихся в аде.

. Первосвященники же положили убить и Лазаря,

. Потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

Фарисеи же так бесчеловечны, что хотят убить не только Иисуса, но и Лазаря, потому что он для многих послужил поводом ко спасению чрез чудо, над ним совершенное, людей бесхитростных приводя к вере. Так и благодеяние Иисуса для них стало преступлением. Особенно они досадовали на то, что, по случаю наступления праздника, все идут в Вифанию, узнают о чуде и своими глазами видят воскресшего.

. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

Господь, на малое время удалившись в пустыню для того, чтобы утишить ярость кровожадных, опять явно входит в Иудею и пред всеми показывается. Наступило, наконец, время пострадать, и Ему следовало не укрываться, но предать Самого Себя за спасение мира.

Смотри же, какова была последовательность страдания. Господь воскресил Лазаря, сохранив к концу это чудо, важнейшее всех прочих; вследствие сего многие стекались к Нему и уверовали. Оттого, что многие уверовали, увеличилась зависть врагов. За сим последовали козни против Него и Крест.

. Взяли пальмовые ветви,

Пальмы, может быть, означали то, что Он, воскресив Лазаря, стал победителем смерти; ибо пальма давалась на боях победителям. Может быть, ими выражалось и то, что прославляемый есть Существо небесное и свыше пришедшее. Ибо пальма из прочих дерев одна только достигает, так сказать, самого неба, на высоте пускает листья, в листе имеет белые ядра, в стволе же и середине, до верха, шероховата и неудобна для того, чтобы взлезть на нее, так как на ветвях имеет колючки. Так и тот, кто стремится к познанию Сына и Слова Божия, найдет оное не легким, а трудным, восходя трудами добродетели, но, достигнув высоты познания, озарится ярким светом богопознания и откровением неизреченных тайн, как бы белейшими ядрами пальмы.

вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне,

Народ, услышав, что идет Иисус, встретил Его со славой, без сомнения, ради чуда над Лазарем, воздавая Ему честь большую, нежели какая приличествовала простому человеку. Ибо принимали Его уже не за пророка, потому что кому из пророков отцы их воздавали такую честь?

Посему-то и восклицали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне!» Из этого восклицания мы уразумеваем, во-первых, что Он Бог; ибо "осанна" значит «спаси». Так это слово по-гречески перевели и LXX толковников в 117 псалме (). Ибо на еврейском языке читается "осанна", на греческом же – «о, Господи, спаси!» Спасать – свойственно одному только Богу, и к Нему сказано: «Спаси нас, Господи Боже наш!»

Из всех мест Писания всякий узнает, что спасение приписывается Писанием только одному Богу. Итак, восклицавшие Христу словами Давида этим показывают, во-первых, то, что Он Бог; потом, что Он – в собственном смысле. Ибо говорят "грядущий", а не ведомый. Последнее нечто рабское, а идти – самовластное.

Словами «во имя Господне» выражают то же самое, что Он есть истинный Бог. Ибо не говорят, что Он идет во имя раба, но во имя "Господа". Еще и то представляют, что Он не противник Богу, но пришел во имя Отца, как и Сам Господь говорит: «Я пришел во имя Отца Моего, а иной придет во имя свое» ().

Царь Израилев!

Называют Его и Царем Израилевым, может быть, в мечтах о чувственном царстве; ибо ожидали, что восстанет какой-то царь природы высшей, чем человеческая, и избавит их от владычества римлян.

. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

Прочие евангелисты говорят, что Господь сказал ученикам: «Отвязав, приведите ко Мне» (; ; ). А здесь Иоанн ни о чем этом не упоминает, а просто говорит: «Иисус, нашел молодого осла». Впрочем, разногласия между евангелистами нет. Прочие сказали пространнее, а Иоанн короче сказал: Иисус же, найдя молодого осла». Когда ученики отвязали и привели, Иисус нашел его и сел на него.

. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

В этом обстоятельстве Он исполнял и пророчество Захарии, который сказал: «Не бойся, дочь Сионова! вот царь твой идет к тебе, сидя на молодом осле» (). Так как цари иерусалимские, по большей части, были несправедливые и корыстолюбивые, то пророк говорит: «Не бойся, дочь Сиона! Царь, о котором я предсказываю тебе, не таков, но кроток и смиренномудр, и нисколько не горд». Это видно и из того, что Он пришел, сидя на осле. Ибо Он вошел не в сопровождении войска, но приехал на одном осле.

Восседание Господа на осле было и образом будущего. Животное это, по закону нечистое, было образом нечистого народа из язычников, на котором Иисус, Слово Божие, восседает, подчиняя Себе этот непокорный и грубый, наподобие осла, новый народ, который Он и возводит в истинный Иерусалим после того, как он стал ручным и покорным Ему. Ибо ужели Господь не совозвел на небо тех язычников, которые стали Его народом и покорились проповеди евангельской?

. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

Прошу тебя, подивись евангелисту, как он не стыдится, а открыто говорит о прежнем незнании апостолов. "Ученики, – говорит, – сперва не поняли сего, но поняли тогда, как Иисус прославился». Под славой разумеет вознесение, последовавшее за страданиями и . Тогда-то, без сомнения, по сошествии Святаго Духа, они познали, что это о Нем было написано. Что было это написано, они, может быть, и знали, но что написанное относилось к Иисусу, это от них было сокрыто, и не без пользы. Иначе они соблазнились бы распятием Его, когда так страдает Тот, Кого Писание называет Царем.

. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Народ, видевший чудо над Лазарем, свидетельствовал и проповедовал о силе Иисуса.

. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Посему и встретили Его со славой те, которые слышали о совершении этого чуда, то есть уверовали; если бы не уверовали, не переменились бы так скоро.

. Фарисеи же говорили между собой: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

Фарисеи, говорящие «видите ли, что не успеваете ничего», говорят это не по лукавству, ибо были не из числа наветовавших на Спасителя, но представляются благорасположенными, только неявно, потому что не смеют явно противостать неистовствующим против Господа, пытаются утишить их последствиями дела, говоря как бы так: «Какая вам польза от того, что много строите ков над Человеком сим? Сколько вы ни злоумышляете, Он все более растет, и слава Его умножается; ибо мир, то есть весь народ, идет за Ним. Посему, не имея никакого успеха, оставьте ваши ковы и не грешите понапрасну».

. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство.

. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

Когда дошла до них молва об Иисусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Иисуса.

. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, не решает этого сам собой, но, взяв с собой и Филиппа, осмеливается доложить Иисусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними).

. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам «не ходить на путь к язычникам» (), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: «Время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий ".

Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, Поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их как распинателей и убийц и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю.

. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останет­ся одно; а если умрет, то при­несет много плода.

Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: «Это самое, то есть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников». Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога.

. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: «Вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы». Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, – погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную.

Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал «кто ненавидит». Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами, так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью.

Словами «кто ненавидит душу свою в мире сем » показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением «в мире сем». «Я, – говорит, – не всегда повелеваю ненавидеть душу, но «в этом мире» неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе «творити неподобная» ().

Прибавляет и пользу: «Сохранит ее в жизнь вечную» ; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной.

. Кто Мне служит, Мне да последует;

Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует», то есть пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь о последовании Себе на самом деле.

и где Я, там и слуга Мой будет.

Потом предлагает и утешение: «Где Я, там и слуга Мой будет». Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собой. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мира сего, тот будет высоко и на небесах.

И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

Не сказал «Я почту его», но – "Отец". Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему.

Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по Природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он – по Естеству, а мы боги – по усыновлению и по благодати.

. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Что это Он говорит? Кажется, Он противоречит Сам Себе. Выше Он, кажется, приготовлял других к смерти и убеждал ненавидеть душу, а теперь Он же, вблизи смерти, возмущается. Это прилично не увещевающему к смерти, а отвращающему от нее. Но если внимательно рассмотришь, то найдешь, что самое возмущение Его есть увещание к презрению смерти. Дабы кто-нибудь не вздумал сказать, что Ему легко так любомудрствовать о смерти и других убеждать к терпению бедствий, когда Он Сам вне человеческих страданий и вне опасности, Он показывает, что и Сам Он испытал свойственное людям и причастен нашего естества, хотя и без греха.

Посему, хотя Он как Человек, по природе любящий жизнь, не желает смерти и возмущается, однако же, не отказывается от нее, поколику она нужна для спасения мира. «Для сего-то, – говорит, – на сей час Я и пришел, чтобы воспринять за всех». Сим ясно научает нас, чтобы и мы, хотя бы возмущались, хотя бы печалились, однако же, смерти за истину не избегали бы. «И Я, – говорит, – возмущаюсь, ибо Я поистине человек и попущаю природе Человеческой обнаруживать свойственное ей, однако же, не говорю Отцу, чтобы Он избавил Меня от часа сего». Но что говорю?

. Отче! прославь имя Твое.

«Отче! прославь имя Твое», то есть благоволи Мне воспринять крест и за спасение всех. Смотри: смерть за истину Он назвал славою Божией.

Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

Посему и Отец говорит: «И прославил и еще прославлю». «Прославил» теми чудесами, которые Ты до Креста совершал во имя Мое; «и еще прославлю», совершив чрез Тебя чудеса на самом Кресте; а после погребения сделаю еще более славным и Мое имя, и Тебя, воскресив Тебя и ниспослав Дух.

. Народ, стоявший и слышавший то , говорил: это гром;

Так как очень многие были грубы и невежественны, то они сочли голос за гром, хотя голос этот был членораздельный и весьма ясный. Ибо они скоро забыли слова голоса, удержавши только его отголосок.

а другие говорили: Ангел говорил Ему.

. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

Но Иисус говорит: «Голос сей был не для Меня, но для вас. Я не имел нужды в научении, что Отец прославил и еще прославит имя Свое. А вас нужно было научить, что Я не противник Богу, а действую во славу имени Божия. Ибо, если чрез Меня прославится имя Божие, как же Я противник Богу?» Итак, голос сей был для вас, чтобы вы узнали, что Я действую во славу Божию, и если не можете сами узнать, то чрез расспросы узнали бы, чего не знаете.

. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

Слова «ныне суд миру сему», по-видимому, не имеют связи с предыдущим. Ибо какое отношение их к словам «и прославил и еще прославлю»? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал «прославлю», то Господь показывает нам способ прославления.

Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение. Слова сии имеют такой смысл: «Ныне совершается суд и отмщение за мир сей. Так как диавол подверг этот мир смерти, сделав всех людей повинными греху, но напав на Меня и не нашед во Мне греха, подвел под смерть и Меня наравне с прочими, то он будет осужден Мною, и таким образом Я отмщу за мир. Пусть прочим нанес он смерть за грех; но что такое он нашел во Мне подобного прочим, чтобы умертвить и Меня? Итак, ныне Мною совершается суд мира сего, то есть отмщение за него. Ибо, умертвив умертвившего всех, потом напавшего и на Меня, невинного, Я буду отмстителем за всех умерщвленных им, и жестокий властитель (тиран), осужденный Моей , будет изгнан вон».

Выражение «изгнан вон» употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. «Будет изгнан вон» можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю. Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их.

. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

Но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут прийти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли.

Это в ином месте Он назвал похищением. "Никто, – говорит, – не может расхитить вещей сильного, если прежде не свяжет сильного» ().

. Сие говорил Он, давая разуметь, какою Он умрет.

«Когда вознесен буду» – сказал это, давая разуметь, какой Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота Креста.

. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто этот Сын Человеческий?

Думая обличить Господа и затруднить Его, как неистинного Христа, говорят: «Если Христос бессмертен, а Ты о Самом Себе говоришь, что умрешь, как же мы будем веровать, что подлинно Ты Христос?» Говорили они так злонамеренно. Ибо и Писание, которое они называют Законом, упоминает не только о воскресении, но и о страдании. Так, Исаия указывает на то и другое – на страдание и смерть, когда говорит: «Он был веден... как овца... на заклание» (); на воскресение, когда говорит: «Господь хочет очистить Его от язвы и показать Его светом» (). Давид также упоминает вместе о смерти и о воскресении. Ибо говорит: «Не оставишь души моей в аде» (). Также патриарх, благословляя Иуду, пророчествует о Христе: «Возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит Его?» ().

Посему, отвергая страдания Христа и приписывая Ему воскресение, они делали это злонамеренно. Мы знаем из Закона, то есть из Писания (ибо Законом, как мы часто замечали, называется все Писание), что Христос пребывает вовек. Справедливо вы знаете это, ибо Он пребывает вовек и, как Бог, пребывает и по воскресении. Но как вы не узнали о страданиях, когда те же самые Писания, как мы показали, учат тому и другому вместе?

"Как же, – говорят, – Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену?» Видишь ли, они понимали многое и из приточных речей Господа, например, поняли, что словами «быть вознесену» Он говорит о Кресте. Да, они подлинно многое понимали, но по злой воле своей прикрывались незнанием. Примечай же, что они говорят. «Как Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену? Кто этот Сын Человеческий?» Речь их полна злобы. Они говорят как бы так: «Хотя мы и не знаем, о ком Ты говоришь и кто есть Сын Человеческий, однако же, ясно понимаем ту истину, что кто будет вознесен, кто бы он ни был, тот не Христос; это несовместимо; ибо Писания говорят, что Христос бессмертен».

. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

Что же Господь? Заграждая им уста и показывая, что страдания Его нисколько не препятствуют Ему пребывать вовек, Он говорит: «Еще малое время Свет в вас есть». Светом Он назвал Самого Себя. Как свет солнечный совершенно не исчезает, но сокрывается и снова воссиявает, так и Моя не есть истление, но запад и преставление, и чрез воскресение Я опять воссияю. А как страдания нисколько не препятствуют Мне быть вечным, Писания же свидетельствуют о Христе, что Он вечен, то Я подлинно Христос, хотя и претерплю страдания. Ибо Я – Свет; зайду и снова взойду.

. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.

Итак, пока Свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом месте. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами «доколе Свет с вами», то есть доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь Свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и, однако же, не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и сделались сынами Света, то есть Христа. "Да будете, – говорит, – сынами Света», то есть Моими сынами. Хотя евангелист в начале Евангелия говорит, что некоторые рождены от Бога (), но здесь называет их сынами Света, то есть Христа. Да постыдятся Арий и Евномий. Ибо и здесь показывается, что у Отца и Сына одно действие.

Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Для чего Господь скрылся от них? Теперь не подняли на Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде. Зачем же Он скрылся? Хотя они и ничего не говорили, но, проникая в сердца их, Он видел, что ярость их усиливается. Чтоб укротить их ненависть, Он и скрывается.

. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

Что они не веровали, а досадовали, на это и евангелист указал, когда сказал «столько чудес сотворил Он, и они не веровали в Него». А, конечно, дело немалой злобы – не веровать стольким чудесам. «Столько, – говорит, – чудес, о которых он умолчал».

Итак. Иисус скрылся для того, чтобы утишить их злобу, а вместе и для того, чтобы дать им время и спокойствие так, чтобы они, успокоившись, обсудили Его слова и дела. Ибо в таком случае, если бы захотели, они могли бы дойти до уразумения Его достоинства – Божества. Хотя Он и вперед знал их неверие, однако же, что зависело от Него Самого, Он делал и допускал, давая им, как сказано, время для обсуждения.

. Да сбудется слово Исаии пророка:

В словах «неверовали в Него, да сбудется слово Исаии» заключается не причина, а событие. Ибо они не веровали во Христа не потому, что Исаия предсказал об них, но пророк предсказал об них потому, что они не будут веровать.

Господи! кто поверил слышанному от нас?

Вникнем и в слова Исаии «Господи! кто верова слуху нашему?» (). Это – то же, что никто не поверил. Ибо слово «кто» во многих местах Писания употребляется вместо «никто». Пророк сказал это как бы от лица Христа. Христос как бы так говорит Отцу: «Господи! кто поверил слуху Нашему?», то есть никто не поверил Нашему слову и Моей проповеди , которую Он назвал «слухом». Ибо говорит: «Что Я слышал от Отца Моего, то и говорю» ().

и кому открылась мышца Господня?

«И мышца Господня кому открылась?» – то есть сильное действие чудес, которое назвал "мышцею", не открылось никому из неразумных иудеев, но они клевещут на Меня и тогда, как Я творю столько чудес.

. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

Та же мысль выражается и в словах «потому не могли они веровать, что Исаия еще сказал о них». Всем этим Он хочет подтвердить то, что Писание не ложно и что пророчество Исаии сбылось не иначе, как он предсказывал.

Чтобы кто-нибудь не стал говорить и недоумевать, зачем же и пришел Христос, если знал, что иудеи не будут веровать в Него, для этого евангелист и приводит пророков, предвозвещавших об этом. Христос же, хотя знал об их неверии, однако, пришел, чтобы они не имели извинения во грехе своем и не могли сказать, что мы поверили бы, если бы Он пришел.

Слова «не могли веровать» означают то же, что «не хотели». Ибо злой и лукавый человек, доколе остается таким, то есть избирает злое, не может веровать.

. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их ().

Видишь ли, какая возникает несообразность, если мы не будем благоразумно понимать, что говорится. Итак, знай, что Господь так смиренно выражается потому, что слушатели немощны. И что Он хочет выразить этим? То, что Он не говорит, не мудрствует ничего, отличного от Отца. «Ибо как посланные, – говорит, – не говорят ничего, кроме заповеданного, так и Я Сам не мудрствую и не учил ничему иному, кроме того, что служит к славе Отца». Итак, желая доказать это, то есть единомыслие с Отцом, напомнил об этом примере, то есть о заповеди. Посему и прибавляет: «Итак, что Я говорю, говорю так, как сказал Мне Отец. А как Я ничего не говорил от Себя, то неуверовавшие какое представят оправдание? Без всякого противоречия они будут осуждены за то, что не поверили Отцу».

Итак, православный, ничего низкого не подразумевай в смиренных словах (например, «Я заповедь получил» и подобных), но понимай их благоразумно, как и это: «Я принял заповедь, что сказать и что говорить ». Ибо Сын, будучи Словом и выражая то, что есть в Уме, то есть Отце, говорит, что от Него получил заповедь, что сказать и что говорить. Подобно как и наше слово, если захотим быть истинными, говорит то, что предлагает ему ум, и слово никогда не разнится в сущности с умом, но совершенно единосущно.

Октавиан Тусколо — будущий папа Иоанн XII — был сыном герцога Сполето, римского сенатора и консула Альбериха II. В 932 году он устранил всех своих соперников (среди которых были его мать, брат и отчим) и получил власть над Римом. Альберих полностью контролировал Святой престол и надевал папскую тиару на подчиненных ему людей. Под конец жизни он решил передать и светскую, и духовную власть над Римом своему сыну. При восхождении на престол Октавиан принял имя Иоанн, став, таким образом, первым в истории Римским Папой, сменившим имя во время избрания (некоторые исследователи полагают, что впервые другое имя взял папа Иоанн II, правивший в VI веке).

Историкам почти не известно, чем занимался Октавиан до того, как сделался Папой Римским. В одной из редакций сборника деяний Римских Пап Liber Pontificalis говорится, что Октавиан был кардиналом-диаконом римской диаконии Девы Марии и служил в базилике Санта-Мария-ин-Домника. По восхождению на престол папа предпринял попытку расширить подчинявшиеся Риму территории на юге. Его военные походы не имели успеха, а контроль над важным портовым городом Салерно и вовсе потерян. Неудачи на поприще воителя не обратили молодого папу к духовным поискам. Наоборот, вернувшись в Рим он предался разгулу и разварту.


Портрет папы Иоанна XII

Как пишет Стендаль в своих «Прогулках по Риму», «…папа Иоанн XII осквернил себя кощунством, убийствами и кровосмешением… все красивые женщины Рима принуждены были бежать со своей родины, чтобы не подвергнуться насилию… Латеранский дворец, некогда бывший убежищем святых, стал местом разврата, где Иоанн содержал, вместе с другими женщинами веселых нравов, в качестве собственной своей супруги сестру наложницы своего отца». Не ограничиваясь этим, папа «пил за здоровье дьявола, призывал демонов Юпитера и Венеру, чтобы они помогли ему в азартных играх».

130-й Папа Римский был уже далеко не первым папой, который плевать хотел на свои священные обязанности. Целый ряд «наместников бога на Земле», предшествовавших Иоанну, предавался блуду. С 904 года в Риме длился период так называемой порнократии, когда папский престол занимали либо любовники легконравных представительниц аристократической семьи Теофилактов, либо сластолюбивые ставленники Альбериха II.

Помимо купания во всякого рода удовольствиях, папа Иоанн XII продолжал заниматься внешней и внутренней политикой, однако получалось у него из рук вон плохо. Под его началом Рим, давно позабывший о былом величии, пришел в еще больший упадок. Городские налоги шли на удовлетворение папских потребностей в сфере азартных игр и сексуальных утех. Слабость позиций Вечного города немедленно почуял жестокий и коварный король Беренгар II Иврейский, который в 959 году захватил герцогство Сполето и стал грабить папские земли к северу от Рима.

Так как у Иоанна XII недоставало военной мощи, чтобы защитить себя самостоятельно, ему пришлось искать поддержки у одного из самых влиятельных государей того времени — короля Германии, герцога Саксонии и Франконии Оттона I. Последний быстро разбил силы Беренгара и практически беспрепятственно вошел в Рим в январе 962 года. Оттон, давно мечтавший восстановить империю Карла Великого, получил в благодарность от папы корону Священной Римской империи. «Так самый презренный из всех понтификов, — едко замечает историк Джон Норвич, — восстановил империю Карла Великого, которой было суждено просуществовать по меньшей мере девять с половиной столетий». Действительно, в угоду моменту, желая извлечь прибыль из благосклонности Оттона, Иоанн XII помог основанию Священной Римской империи, великой державы, распавшейся только в результате наполеоновских войн.


Оттон I и папа Иоанн XII

Через две недели после коронации в соборе святого Петра Оттон I покинул Рим. Перед этим он дал молодому папе ряд отеческих наставлений, убеждая его отказаться от распутного образа жизни. Нравоучительство Оттона привело папу в бешенство. За спиной императора он начал вести переговоры с сыном Беренгария Адальбертом, суля ему императорскую корону Оттона.

Добродушный Оттон изначально не поверил этим слухам, однако когда ему рассказали о том, что Адальберт прибыл в Рим, а в Латеранском дворце происходят немыслимые оргии, решил с войском двинуться на Вечный город. Иоанн XII, узнав о приближении Оттона, вместе с Адальбертом похитил все остававшиеся в казне деньги и сбежал. Император свободно вступил в город и вскоре собрал синод. На него явились около ста виднейших епископов. Были оглашены многочисленные свидетельства не христианского поведения папы на престоле Святого Петра. По свидетельству хрониста, Иоанна XII обвинили в том, что «он открыто выезжал на охоту… ослепил своего духовного отца Бенедикта… стал виновником смерти кардинала-иподиакона Иоанна, приказав кастрировать его… предавал огню дома и появлялся на людях опоясанный мечом, в шлеме и панцире».


Оттон I. Изображение работы Лукаса Кранаха Старшего

Оттон отправил папе письмо с просьбой вернуться в Рим, чтобы оправдать себя, однако Иоанн в ответ пригрозил отлучить участников синода от церкви и лишить их должностей. Понтифик написал свое обращение к ним на латыни с ошибками, чем вызвал смех представителей высшего духовенства. Еще ряд забавных случаев привел к тому, что сбежавшего папу просто перестали воспринимать всерьез. 6 декабря 963 году, по желанию Оттона, собор избрал нового главу Церкви — Льва VIII. Иоанн XII, в свою очередь, был осужден за порочную жизнь и низложен.

Однако так просто отдавать папский престол он не собирался. В январе 964 года, как только Оттон вместе с армией ушел из Рима, Иоанн вернулся в город. Все решения синода были аннулированы, а многих его участников ждали пытки и мучительная гибель. Новый синод, собранный Иоанном, отлучил от церкви Льва VIII, который успел найти убежище у Оттона. Император был отвлечен борьбой с другими противниками и смог снарядить новый поход на Рим только в начале мая 964 года. В пути он узнал, что молодой и распутный папа скончался. Точная причина его внезапной смерти неизвестна. По одним сведениям, его настиг апоплексический удар во время любовных утех, по другим, папу зарезал муж одной из его любовниц. Хронист Оттона I писал, что, возможно, сам сатана убил Иоанна ударом в голову и забрал своего верного слугу в ад.

(533 - 535), изменивший своё имя при вступлении на престол.

Биография

Став римским епископом в 18 лет, Иоанн прославил папский престол всевозможными пороками и преступлениями, так что благочестивые современники считали его воплощением дьявола. Иоанн XII считается самым аморальным папой не только того времени, но и во всей истории церкви. Согласно современным ему источникам, он превратил Ватикан в настоящий бордель, не стесняясь насиловать женщин-паломниц прямо в соборе Св. Петра. Иоанн оказал огромное влияние на церковь: он первый доказал, что в глазах церкви настоящая власть зависит от занимаемой должности, а не от человека. Стеснённый Беренгаром II Иврейским, Иоанн обратился за помощью к Оттону I Великому , и когда немецкий король победоносно вступил в Рим , папа, 2 февраля 962 года, возложил на него императорскую корону. Оттона возмущала та жизнь, которую вел папа Иоанн. Сразу же после коронации император пригласил молодого папу на встречу наедине, во время которой долго укорял его в безнравственности. Иоанн обещал раскаяться, но вместо этого начал проводить в Италии антиимператорскую политику. Оттон утвердил за церковью все её прежние владения и несколько их расширил, а папа и римляне дали ему присягу в верности и обещали при выборах папы строго соблюдать канонические постановления и посвящать вновь выбранного только после утверждения императором. По желанию Оттона, Иоанн учредил для вновь обращённых славян архиепископство в Магдебурге и епископство в Мерзебурге .

Как только император удалился из Рима, папа объединился с его врагом. Оттон вернулся и 4 декабря 963 года на соборе осудил и низверг Иоанна, на место которого был избран Лев VIII.

Смерть

После удаления императора Иоанн снова овладел Римом и изгнал своего соперника, но 14 мая 964 года умер от раны, полученной во время любовного похождения (по слухам, был убит ревнивым мужем дамы, которой он оказывал недвусмысленные знаки внимания). Согласно одному из исторических свидетельств, он «насиловал вдов и девственниц и был убит во время блудодействия разъярённым мужем одной женщины» (хотя некоторые ученые предполагают, что он скончался во время полового акта от апоплексии). Другая популярная легенда гласила, что он умер от того, что Сатана «стукнул его по голове», что также является средневековой метафорой для апоплексии.

Октавиан, был совсем юным, когда умер его отец Альберих, «властитель и сенатор всех римлян», завещавший ему светскую власть в Риме. Октавиану было шестнадцать лет. Однако через полгода наследник «властителя и сенатора всех римлян» уговорил влиятельных людей избрать его папой и занял престол под именем Иоанна XII. Это был юноша, испорченный до мозга костей. Убеждают в этом слова послов, направленных римлянами к императору Оттону I с жалобой на молодого папу.

Это дьявол!-рассказывали они.- И, как дьявол, ненавидит создателя. Он оскверняет святыню, он невоздержан, для него не существует справедливости. Он окружен женщинами, ради обладания которыми идет на святотатство и убийство. Он насильник и кровосмеситель. Все честные римлянки - девушки, замужние женщины и вдовы - бегут из Рима, чтобы не стать его жертвами. Латеранский дворец, в прошлом неприкосновенная святыня, превращен им в публичный дом. Среди других женщин там содержится и бывшая наложница его отца, ставшая теперь его любовницей.

Выслушав эти обвинения, император распорядился созвать специальный собор, на котором самые видные церковники должны были обсудить поведение молодого папы.

Сначала против папы выдвинули «незначительные» обвинения. Его обвинили в том, что он никогда не осеняет себя крестом, что он появляется перед верующими в военных доспехах, что часто с подозрительными компаниями отправляется на охоту, что он всегда сквернословит, играет в карты и просит языческих богов Зевса и Афродиту помочь ему выиграть.

Затем появились обвинения более серьезные. Так, его обвиняли в том, что он пил за здоровье сатаны(и ссылались на свидетелей, присутствовавших при этом).

Кардинал Джованни и епископ нантский обвиняли Иоанна в том, что он рукоположил одного из своих любимцев в епископский сан в конюшне. Обвиняли его также в продаже церковных должностей и установлении определенной платы за возведение в сан.

Рассказывали, что папа за деньги посвятил в сан епископа десятилетнего мальчика.

Потом были приведены примеры всевозможных кощунств папы, в частности многочисленные связи его с замужними женщинами. Был зачитан список женщин, с которыми он состоял в связи, среди них были и родственницы папы.

Упоминалось также убийство одного из кардиналов. По приказу Иоанна XII ему отрубили нос, уши, руки, ноги, и он умер в страшных мучениях. Все эти факты приводит Лиутпрандт в своих трудах и добавляет, что летописцы - епископы, и священники, и люди из народа - клялись, что готовы вечно гореть в геенне огненной, если они хоть что-то преувеличили.

Собор подтвердил все эти обвинения и постановил низложить папу. На его место(по указанию императора) был «избран» светский человек, имперский рыцарь, севший на престол под именем Льва VIII.

Правда, западная церковь до сих пор не признает законным его избрание и считает антипапой, а Иоанна XII - папой законным. Оттон покинул Италию, и притихший было Иоанн XII снова ворвался в Рим и занял папский престол. Он жестоко отомстил всем своим противникам. Льву VIII отрезали язык, нос, отрубили пальцы. Кардиналу Джованни отрубили руку, а епископа нантского отстегали хлыстами.

Иоанн XII созвал новый собор, на котором предыдущий собор был объявлен «сборищем продажных тварей», а папа Лев VIII - «раскольником», «изменником», «узурпатором святого престола». К имени же Иоанна собор прибавил эпитеты «пресвятейший», «блаженный», «почтеннейший», «добрейший». Это не продлило жизнь Иоанну. Вскоре он умер при не совсем обычных обстоятельствах. В последнее время он состоял в связи с одной красивой римлянкой. Муж ее, узнав об этом, подкараулил папу и так избил, что тот умер через неделю, «не успев принять причастия», как пишет Лиутпрандт.

(† 14.05.964, Рим; до избрания папой - Октавиан), папа Римский (с 16 дек. 955). Происходил из рим. аристократического рода. Сын Альбериха II, герц. Сполето, рим. сенатора и консула, с 932 г. и до своей смерти в 954 г. единолично правившего городом. Сведения о матери Октавиана противоречивы: скорее всего это была Альда, дочь кор. Италии Гуго Арльского и законная супруга гр. Альбериха II, однако в «Хронике» Бенедикта Сорактского утверждается, что Октавиан был сыном сожительницы Альбериха II (впрочем, эта характеристика может относиться и к Альде - Mann. 1910. P. 243-244). Октавиан род. в Риме, скорее всего в резиденции гр. Альбериха II близ ц. св. Апостолов. Согласно одной из редакций Liber Pontificalis , до избрания папой Октавиан был кардиналом-диаконом рим. диаконии Девы Марии (S. Mariae in Domnica), что, однако, не подтверждается др. источниками. Избран на Римскую кафедру во исполнение последней воли гр. Альбериха II. Если гипотеза о законном рождении Октавиана верна, то на момент избрания папой ему было 18 лет. Октавиан принял христ. имя Иоанн, став, т. о., 1-м папой Римским, сменившим имя при избрании (нек-рые исследователи полагают, что впервые сменил имя папа Иоанн II).

О первых годах понтификата И. известно мало. Согласно «Салернской хронике», папа предпринял попытку расширить подчинявшиеся Риму территории на юге, организовав поход против Пандульфа Беневентского и Ландульфа II Капуанского, однако был вынужден вернуться в Рим из-за опасений, что объявивший ему войну гр. Гизульф Салернский захватит город. В Террачине И. заключил с Гизульфом мирный договор, главным условием к-рого, как полагают исследователи, был отказ папы Римского от претензий на светскую власть в Салерно (Fedele. 1905).

К нач. 60-х гг. X в. ситуация в Италии обострилась из-за попыток обосновавшихся в Равенне кор. Италии Беренгара II и его сына и соправителя Адальберта усилить свои позиции в Ломбардии и Центр. Италии. В 960 г. И., будучи не в силах противостоять им, обратился за помощью к герм. кор. Оттону I (936-973, император с 962). Также с просьбой прийти в Италию и покарать Беренгара обратились к Оттону изгнанный Миланский архиеп. Вальперт и маркгр. Эсте Отберт. Осенью 961 г. Оттон возглавил поход в Италию. Не встретив серьезного сопротивления (Беренгар II, избегая сражения, укрепился в крепости Сан-Лео (Монтефельтро), а Адальберт бежал в Ла-Гард-Френе (совр. деп. Вар, Франция) или на Корсику), в кон. янв. 962 г. Оттон прибыл в Рим, где был торжественно встречен папой. В воскресенье 2 февр. 962 г., в праздник Сретения Господня, после принесения Оттоном клятвы соблюдать и защищать интересы римлян и Римской Церкви (текст клятвы сохр. у Бонизона Сутрийского - Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum. 4 // MGH. Lib. T. 1. P. 581) папа возложил на герм. короля и его супругу Адельгейду имп. короны. После коронации состоялся Собор под председательством папы и императора, где обсуждались, вероятно, вопрос о создании архиеп-ства в Магдебурге и принципы взаимоотношений папы и императора (Papstregesten. 1998. N 298, 304). На Соборе было утверждено создание архиеп-ства Магдебургского (окончательное решение по этому вопросу принято на Соборе в Равенне в 967) и еп-ства Мерзебургского (Jaffé. RPR. N 2832); также по его итогам 13 февр. 962 г. имп. Оттон I подписал грамоту с привилегией Римской Церкви («Privilegium Ottonianum»; сохр. копия Х в.). Текст привилегии делится на 2 логические части: перечисление светских владений, закрепленных за Римским папой (§ 1-14), и положения, регулировавшие права папы и императора в Риме (§ 15-19); вслед за В. Улльманном (Ullmann. 1953) большинство совр. исследователей полагают, что 2-я ч. привилегии отсутствовала в первоначальном тексте документа и была включена в него после избрания папы Римского Льва VIII в дек. 963 г. «Privilegium Ottonianum» содержит мало новшеств по сравнению с предшествующими грамотами подобного рода: грамотой Людовика Благочестивого «Ludovicianum» (817) и Римским уложением папы Римского Евгения II и имп. Лотаря («Constitutio romana», также «Lotharianum», 824). Оттоновской привилегией были подтверждены границы Папской области, установленные Людовиком Благочестивым (без герц-ства Салерно), а также сохранены все права папы и императора в Риме, оговоренные в Римском уложении 824 г. Римской Церкви гарантировалось свободное избрание епископа, однако перед посвящением он в присутствии имперских легатов должен был принести клятву о соблюдении условий соглашения с императором. И. и римляне клятвенно пообещали не вступать в союз с противниками императора, прежде всего с Беренгаром II и Адальбертом.

После того как Оттон I отправился с войском на север Италии, чтобы возглавить осаду крепости Сан-Лео, И. вступил в переговоры с Адальбертом, приглашая его вернуться в Италию и обещая оказать поддержку в конфликте с императором. Был ли И. инициатором переговоров, или он лишь ответил на просьбы Адальберта о помощи, неизвестно. Тогда же папа попытался заключить союз с Византийской империей и венграми, отправив послания с призывом напасть на герм. владения императора в его отсутствие. Послы были перехвачены императором. Папские легаты обвинили Оттона I в нарушении обещания передать папе Римскому территории, закрепленные за Папским престолом. Ответное посольство, отправленное Оттоном I для того, чтобы снять подозрения в невыполнении обещаний, было принято И. с неприязнью, тогда как Адальберта в Риме папа встретил торжественно. Оттон I, узнав о возвращении сына Беренгара II, оставил крепость Сан-Лео и с небольшим отрядом отправился в Рим, где в кон. окт. 963 г. его встретили сторонники И. и Адальберта, к-рые после кратковременного вооруженного противостояния были вынуждены бежать в Тиволи или, по свидетельству Liber Pontificalis и Бенедикта Сорактского, в Кампанию.

6 нояб. 963 г. имп. Оттон I созвал Собор, на к-ром состоялся суд над И. Папа обвинялся в святотатстве, распутстве, симонии, убийствах и клятвопреступлении. Ему отправили письмо с приглашением присутствовать на Соборе, однако И. ответил отказом, пригрозив участникам Собора отлучением от Церкви. Когда, несмотря на угрозу, Собор принял обвинительное заключение и объявил И. низложенным, папа бежал. Вместо него при поддержке императора 4 дек. 963 г. на Римскую кафедру был избран Лев VIII. Однако в Риме были сильны и антиимперские настроения, что привело к восстанию (3 янв. 964). Восставшие попытались изгнать укрепившегося близ Ватиканской базилики и замка Св. ангела императора, однако их выступление было подавлено войском Оттона I. В сер. янв. император выехал из Рима в Сполето, а в февр. в Рим в сопровождении армии вернулся И. 26 февр. 964 г. в Ватиканской базилике состоялся новый Собор, на к-ром Собор 963 г. был объявлен незаконным, И. восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал в Павию, где был почтительно принят имп. Оттоном I, к-рый начал готовиться к новому походу на Рим. Однако 14 мая 964 г. И. при загадочных обстоятельствах скончался. Согласно Лиутпранду Кремонскому, папу на свидании с некой римлянкой за стенами города поразил в висок диавол, и спустя 8 дней И. умер.

Судя по обрывочным сведениям, И. поддерживал клюнийское движение и церковную реформу в Западнофранкском королевстве и в Англии. Сохранилось папское послание Бернеру, аббату мон-ря Девы Марии и св. Кунигунды в Омблиере: по просьбе западнофранк. кор. Лотаря папа освободил мон-рь от вассальной зависимости Гильберту Рибмонскому, подчеркнув, что мон-рь никогда не должен быть леном светского правителя, а также даровал обители бенедиктинский устав и право свободно избирать аббата (Jaffé. RPR. N 2822). В Англии И. утвердил на Кентерберийской кафедре свт. Дунстана , деятеля церковной реформы. Сохранились грамоты и др. документы, подтверждающие привилегии мон-рям и еп-ствам, однако их число невелико. Известно о работах, к-рые проводились при И. в Латеранской базилике. В 960 г. по приказу И. базилику отремонтировали, в ней была построена капелла, посвященная ап. Фоме (oratorium S. Thomae apostoli), впосл. долгое время служившая папской ризницей. Сохранились описания капеллы, а также копии 2 фрагментов настенной росписи. Оба фрагмента представляют собой изображения И.: на одном диаконы помогают папе облачиться в казулу, на другом И. под балдахином благословляет верующих.

В средние века и в Новое время в историографии И. был известен как один из самых распутных пап. Такая репутация была основана гл. обр. на современном понтификату И. соч. «История Оттона» Лиутпранда Кремонского. Папу обвиняли в симонии, в неканонических действиях (И. якобы рукоположил диакона в конюшне), в небрежении к плохому состоянию церквей, в превращении Латеранского дворца в прибежище распутных женщин, в блуде, в т. ч. в церквах, в совращении замужних женщин, в кровосмесительных связях и т. п. Дурная слава И. нашла отражение и в др. современных ему источниках: в Liber Pontificalis, в «Продолжении Хроники Регинона Прюмского» (Continuatio Reginonis), в «Хронике» Бенедикта Сорактского, а также в более поздних хрониках. В позднесредневек. описании перенесения мощей св. Кириака в Бамберг сообщается, что И., став папой, отправил к Прециозе, аббатисе мон-ря св. Кириака в Риме, посла с неким предложением, к-рое вызвало гневный отказ аббатисы. И. затаил злобу на аббатство, и, когда Оттон I прибыл в 962 г. в Рим, папа изъял из мон-ря мощи св. Кириака и подарил их императору в числе проч. мощей (ActaSS. Aug. T. 2. P. 338-339). Большинство исследователей склонны относиться к подобным сведениям критически, они отмечают проимп. направленность ранних источников и зависимость от них более поздних.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 246-249; Jaff é . RPR. N 2821-2844; Liudprandus Cremonensis. Historia Ottonis // MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 159-175; Benedictus S. Andreae monachus. Chronicon, an. 955-964 // MGH. SS. T. 3. P. 717-719; Continuator Reginonis, an. 961-964 // MGH. SS. T. 1. P. 624-627; Chronicon Salernitanum. 166 / Ed. U. Westerbergh. Stockholm, 1956. P. 170; Sickel T., von. Das Privilegium Otto I. für die römische Kirche. Innsbruck, 1883; MGH. Dipl. T. 1: Conradi I. Henrici I. et Ottonis I diplomata. P. 322-327; MGH. Const. T. 1. P. 532-536; Papstregesten, 911-1024 / Bearb. H. Zimmermann. W., 19982. N 254-355. (Regesta Imperii; Tl. 2. Abt. 5).

Лит.: Duchesne L. Les Premiers temps de l"État Pontifical. P., 19042. P. 328-352; Fedele P. Di alcune relazioni fra i conti del Tuscolo ed i principi di Salerno // Archivio della Società Romana di Storia Patria. R., 1905. Vol. 28. P. 5-21; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 241-272; Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 19172. Bd. 1. S. 212-213; Amann E. Jean XII // DTC. T. 8. Col. 619-626; Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell"antichità e nel medioevo. Vat., 1941. Vol. 1. P. 163-167; Ullmann W. The Origins of the Ottonianum // CHJ. 1953. Vol. 11. N 1. P. 114-128; Zimmermann H. Die Deposition der Päpste Johannes XII., Leo VIII. u. Benedikt V. // MIÖG. 1960. Bd. 68. S. 209-225; Hehl E. D. Die angeblichen Kanones der römischen Synode vom Februar 962 // DA. 1986. Bd. 42. S. 620-628; Hampe K. Die Berufung Ottos des Grossen nach Rom durch Papst Johann XII. // Historische Aufsätze: K. Zeumer z. 60. Geburtstag: FS. Fr./M., 1987r. S. 153-167; Kreuzer G. Johannes XII. // BBKL. Bd. 3. Sp. 208-210; Грегоровиус Ф. История города Рима в Ср. века: От V до XVI ст. М., 2008. С. 459-468.