Сборник задач и вопросов по физике. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва

Сборник задач и вопросов по физике. Самойленко П.И., Сергеев А.В.

10-е изд. - М.: 2013.- 176 с.

В учебное пособие включены задачи и вопросы, способствующие развитию физического мышления, более глубокому пониманию и усвоению теоретического материала и выявлению связей физики с другими предметами. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf

Размер: 5,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Как решать задачи по физике 4
Часть I. ТЕОРИЯ, ЗАДАЧИ, ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Глава 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ 6
1.1. Основы кинематики 6
1.2. Основы динамики 11
1.3. Законы сохранения в механике 16
1.4. Основы специальной теории относительности 18
Глава 2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ 22
2.1. Молекулярно-кинетическая теория строения вещества 22
2.2. Основы термодинамики 26
2.3. Свойства газов, паров, жидкостей я твердых тел 32
Глава 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ 45
3.1. Электрическое поле 45
3.2. Постоянный ток 54
3.3. Электрический ток в различных средах 60
3.4. Электромагнетизм 65
Глава 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 72
4.1. Механические и электромагнитные колебания и волны 72
4.2. Электромагнитные волны оптического диапазона (световые волны) 82
4.3. Волновые свойства света 86
Глава 5. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА 93
5.1. Квантовые свойства света 93
5.2. Физика атома 98
5.3. Физика атомного ядра и элементарных частиц 103
Глава 6. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ 111
Часть II. ОТВЕТЫ
Глава 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ 116
1.1. Основы кинематики 116
1.2. Основы динамики 117
1.3. Законы сохранения в механике 119
1.4. Основы специальной теории относительности 119
Глава 2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ 120
2.1. Молекулярно-кинетическая теория строения вещества 120
2.2. Основы термодинамики 121
2.3. Свойства газов, паров, жидкостей и твердых тел 123
Глава 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ 128
3.1. Электрическое поле 128
3.2. Постоянный ток 130
3.3. Электрический ток в различных средах 132
3.4. Электромагнетизм 135
Глава 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 137
4.1. Механические и электромагнитные колебания и волны 137
4.2. Электромагнитные волны оптического диапазона (световые волны) 141
4.3. Волновые свойства света 142
Глава 5. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА 147
5.1. Квантовые свойства света 147
5.2. Физика атома 149
5.3. Физика атомного ядра и элементарных частиц 151
Глава 6. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ 155
Приложение 163

Кафедра физики и высшей математики

Дистанционное

обучение

Физ. мат. – 1.22. 2701 зчн. плн. Физ. мат. – 1.22. 2713 зчн. плн.

Физ. мат. – 1.22. 2701 зчн. скр. Физ. мат. – 1.22. 2713 зчн. скр.

Физ. мат. – 1.22. 2703 зчн. плн. Физ. мат. – 1.22. 3511 зчн. плн.

Физ. мат. – 1.22. 2703 зчн. скр. Физ. мат. – 1.22. 3511 зчн. скр.

Физ. мат. – 1.22. 2705 зчн. плн. Физ. мат. – 1.22. 3117 зчн. плн.

Физ. мат. – 1.22. 2705 зчн. скр. Физ. мат. – 1.22. 3117 зчн. скр.

Физ. мат. – 1.22. 2707 зчн. плн. Физ. мат. – 1.22. 1706 зчн. плн.

Физ. мат. – 1.22. 2707 зчн. скр. Физ. мат. – 1.22. 1706 зчн. скр.

Физ. мат. – 1.22. 2708 зчн. плн. Физ. мат. – 1.22. 0702 зчн. плн.

Физ. мат. – 1.22. 2708 зчн. скр. Физ. мат. – 1.22. 0702 зчн. скр.

Физ. мат. – 1.22. 2710 зчн. плн. Физ. мат. – 1.22. 2102 зчн. плн.

Физ. мат. – 1.22. 2710 зчн. скр. Физ. мат. – 1.22. 2102 зчн. скр.

Физ. мат. – 1.22. 2712 зчн. плн. Физ. мат. – 1.22. 2202 зчн. плн.

Физ. мат. – 1.22. 2712 зчн. скр. Физ. мат. – 1.22. 2202 зчн. скр.

В.М. Гладской, п.И. Самойленко

ФИЗИКА (Часть 1).

Учебно – практическое пособие для студентов указанных специальностей и всех форм обучения.

Москва – 2004 4106

© Гладской В.М., Самойленко П.И. Физика. Учебно – практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по дистанционной системе

образования. – МГуту, 2004 г.

В работе изложены основные вопросы по физике. В пособии даны общие методические указания по работе над курсом физики, список литературы, рекомендуемой для изучения курса, рабочая программа дисциплины, учебные материалы по разделам курса, вопросы для самоконтроля, тесты к каждому разделу, примеры решения типовых задач.

Пособие предназначено для студентов I, II и III курса заочной (полной и сокращенной) формы обучения, специальностей: 0608, 2701, 2703 - 3713, 3511, 2102, 1706, 0702, 3117, 0135.

Рецензенты: Троян В.И. док. физ.-мат. наук, проф., - МИФИ

Рябов В.А. конд. физ.-мат. наук, доц.. - МГПУ

Редактор: Свешникова Н.И.

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

Организация самостоятельной работы студентов 4

Рабочая программа. 5

Глава 1. 12

Глава 2. 19

Глава 3. 29

Глава 4. 36

Вопросы для самопроверки 46

Тесты по дисциплине 46

Ответы к тестам 48

Литература 48

Организация самостоятельной работы студентов – заочников

При заочной форме обучения самостоятельная работа студентов с методическими и учебными материалами занимает значительное место в образовательном процессе.

Самостоятельная работа студентов – заочников в обязательном порядке включает в себя:

    изучение физики по учебникам, учебным пособиям и другой рекомендуемой литературе;

    выполнение контрольных работ, позволяющих студенту обобщить изученный учебный материал, систематизировать полученные знания;

    выполнение курсовых проектов (работ).

Руководящими документами, используемыми при изучении каждой дисциплины, служат учебная программа и методические указания .

При изучении курса необходимо добиться полного и сознательного усвоения теоретических основ физики, научится применять теория к решению задач.

Приступая к изучению каждого нового раздела курса, прежде всего, следует ознакомится, с содержанием темы по программе и методическим указаниям, уясните объем темы и последовательность рассматриваем в ней вопросов.

Приступая впервые к работе над учебником, необходимо предварительно ознакомится с ним. Оглавление книги укажет на её содержание, предисловие и введение дадут представлении книги, а беглый просмотр поможет узнать, какие в книге имеются таблицы, схемы, графики и другой иллюстративный материал.

При работе над книгой студенту необходимо выделять в тексте главное, разбираться в закономерностях, выводах формул. При чтении книги нужно внимательно рассматривать имеющихся в учебнике иллюстративный материал.

Закончив изучения темы, прежде чем переходить к следующей, следует ответить на вопросы и тесты, помещение по данной схеме в методических указаниях и предназначенные для самопроверки приобретенных знаний.

Изученные материалы учебника должно сопровождаться выполнением содержащих в нем (или методических указаниях) упражнений и решением задач, относящихся к рассматриваемой теме.

В начале каждого учебного года студента – заочник должен выяснять сколько контрольных работ по физики полагается выполнить. В случае каких – либо затруднений в самостоятельной работе студент всегда может обратится за консультацией к преподавателю в письменной форме или устно.

В сборник включены задачи по всем разделам курса физики, изучаемого в средних профессиональных учебных заведениях.
В первой части пособия предлагаются решения типовых задач и примеры записи решений. Это поможет учащимся развить самостоятельный навык в решении задач по физике.
Вторая часть содержит задачи для самостоятельного решения и ответы к ним. Эти задачи могут применяться для подготовки и проведения контрольных работ, а также при повторении пройденного материала.
Сборник может быть полезен учащимся средних школ, лицеев и гимназий.

Примеры.
Первую половину пути турист шел пешком со скоростью 5 км/ч, а вторую половину пути проехал на велосипеде со скоростью 20 км/ч. С какой средней скоростью двигался турист на протяжении всего пути?

Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 мин. За какое время поднимается идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору?

Работа выхода электронов у платины 5,29 эВ, у никеля 4,84 эВ. Как будут переходить электроны при контакте этих металлов? Построить график зависимости потенциальной энергии свободных электронов этих металлов от расстояния х при их контакте. Определить контактную разность потенциалов между металлами.

Какой источник тока называется химическим? Перечислить типы химических источников тока.
Ответ: Химические источники тока - это устройства, в которых энергия протекающих в них химических реакций непосредственно превращается в электрическую. Типы химических источников тока - гальванические элементы, аккумуляторы и др.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
ЧАСТЬ I. ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ
Основы механики
1. Равномерное движение 5
2. Равнопеременное движение 9
3. Свободное падение 13
4. Кинематика вращательного движения 14
5. Динамика поступательного движения. Второй закон Ньютона 16
6. Третий закон Ньютона. Закон сохранения импульса 18
7. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли 21
8. Динамика равномерного движения тел по окружности 23
9. Механическая работа. Мощность 26
10. Закон сохранения механической энергии 29
11. Элементы специальной теории относительности 32
Основы молекулярной физики и термодинамики
1. Основные понятия и положения молекулярно-кинетической теории 35
2. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа 37
3. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики 39
4. Первое начало термодинамики и применение его к изопроцессам 43
5. Обратимые и необратимые изопроцессы. Второе начало термодинамики 48
6. Круговые процессы. КПД теплового двигателя 49
7. Насыщенный пар и его свойства. Влажность воздуха 50
8. Критическое состояние вещества 53
9. Жидкости и их свойства 55
10. Кристаллические тела и их свойства 59
Основы электродинамики
1. Электрическое поле. Закон Кулона 62
2. Напряженность и потенциал электрического поля 63
3. Электрическая емкость. Конденсаторы 68
4. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи 70
5. Закон Ома для полной цепи 73
6. Сопротивление проводника 75
7. Соединение источников тока 78
8. Закон Кирхгофа для разветвленной цепи 81
9. Работа и мощность постоянного электрического тока 83
10. Тепловое действие тока 86
11. Электронная проводимость металлов 88
12. Электрический ток в электролитах 91
13. Химические источники тока 93
14. Электрический ток в газах и вакууме 95
15. Электрический ток в полупроводниках 98
16. Магнитное поле. Закон Ампера 99
17. Магнитный поток. Работа при перемещении проводника с током в магнитном поле 102
18. Действие магнитного и электрического полей на движущийся заряд 104
19. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца 107
20. Самоиндукция. Энергия магнитного поля 111
Колебания и волны
1. Механические колебания 114
2. Волновое движение 116
3. Электромагнитные колебания. Колебательный контур 118
4. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток 122
5. Трансформатор 125
6. Электромагнитные волны и их свойства 127
7. Электромагнитная природа света 128
8. Волновые свойства света 130
Квантовая физика
1. Энергия кванта 135
2. Тепловое излучение 138
3. Фотоэлектрический эффект 139
4. Эффект Комптона. Давление света 141
5. Постулаты Бора 143
6. Естественная радиоактивность 146
7. Атомное ядро 148
8. Термоядерный синтез. Элементарные частицы 153
ЧАСТЬ II. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Основы механики 156
Основы молекулярной физики и термодинамики 170
Основы электродинамики 186
Колебания и волны 217
Квантовая физика 228
Ответы 238.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Сборник задач по физике с решениями для техникумов, Самойленко П.И., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

-- [ Страница 1 ] --

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

П. И. САМОЙЛЕНКО

ФИЗИКА

ДЛЯ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ

Федеральным государственным учреждением

«Федеральный институт развития образования»

в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования Регистрационный номер рецензии 300 от 11 июня 2009 г. ФГУ «ФИРО»

5 е издание, стереотипное Москва Издательский центр «Академия»

УДК 53(075.32) ББК 22.3я С Р е ц е н з е н т ы:

зам. директора по инновационной и экспериментальной деятельности ГБОУ Железнодорожный колледж № канд. техн. наук, доц. Т. В. Гериш;

преподаватель физики ГБОУ Железнодорожный колледж № М. В. Богданова Самойленко П. И.

С 17 Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для образоват. учреждений начального и среднего проф. образования / П. И. Самойленко. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 496 с.

ISBN 978-5-4468-0433- Наглядно и убедительно показано, что все многообразие физических явлений можно привести в стройную систему и понять, опираясь на небольшое количество фундаментальных законов. Для учебника характерны строгая логика, современные подходы к изложению материала, широкое использование исторических фактов. Первостепенное внимание уделяется физическому смыслу и границам применимости основных понятий, формул, законов, теорий.

Для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

УДК 53(075.32) ББК 22.3я Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Самойленко П.И., © Образовательно-издательский центр «Академия», ISBN 978-5-4468-0433-7 © Оформление. Издательский центр «Академия»,

ПРЕДИСЛОВИЕ

Физика - фундамент современного естествознания. Она имеет важное значение для теории познания, формирования научного мировоззрения, а также для развития других наук и различных областей техники. Изучение основ физики создает необходимую базу для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена. Задачи экономического и социального развития нашего общества должны решать люди, вооруженные современными знаниями, поэтому в соответствующих разделах и темах курса обучающиеся знакомятся с задачами и перспективами развития науки и техники, вопросами экологии, а в плане общекультурного развития - с современной физической картиной мира во всем ее многообразии.

Данный учебник вместе со «Сборником задач по физике»

(П. И. Самойленко, 2010) входит в учебный комплект для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, где на курс физики отводится относительно немного часов (социально-экономический и гуманитарный профили). В связи с этим материал изложен на качественной основе, без использования сложного математического аппарата.

Курс физики с учетом современных требований должен соответствовать профессиональной направленности. В предлагаемом учебнике показана роль физической науки в решении глобальных проблем человечества, а также в становлении культуры.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся в процессе изучения физики, развитию их познавательной деятельности и умению выделять главное - обобщать полученные знания. Для этого в конце каждой главы дается сводка основных понятий и выводов, приводятся вопросы и упражнения для самопроверки.

ВВЕДЕНИЕ

Физика - наука о природе Человек живет в мире природы. Физика изучает наиболее общие закономерности природы, строение и свойства материи. Материей в науке называется все то, что реально существует в природе, независимо от нас и нашего сознания, все то, что мы можем воспринимать с помощью органов чувств непосредственно или используя специальные приборы.

Науки о природе зародились давно - в Древнем Китае, Индии и Древней Греции. Слово «физика» древнегреческого происхождения. Оно появилось в сочинениях ученого-энциклопедиста Аристотеля, жившего в IV в. до н. э., и в переводе на русский язык означает «природа» (от греч. physys - природа). В русский язык это слово ввел в 1746 г. М. В. Ломоносов, когда издал в переводе с немецкого языка первый в России учебник физики «Вольфианская экспериментальная физика».

Таким образом, физика - самая общая наука о природе: о строении, свойствах и взаимодействии составляющих ее материальных тел и полей.

Физика - наука об изменениях и процессах, происходящих в природе, свойствах живой и неживой материи, из которой состоит окружающий мир.

Физика - наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения.

Главная цель этой науки - выявить и объяснить законы природы, которыми определяются все физические явления.

Физику и другие науки о природе (астрономию, биологию, химию, геологию, метеорологию, физическую географию и т. д.) называют естественными. В отличие от физики другие естественные науки изучают объекты и явления, которые выделяются определенным признаком, свойством, принадлежностью.



Например, астрономия изучает явления, происходящие с небесными телами и их системами; биология - живые организмы и среду, в которой они обитают; геология - строение поверхности и недр Земли, а также состав и происхождение горных пород;

метеорология - атмосферу, ее строение, свойства, процессы, которые в ней происходят, а также разрабатывает методы, позволяющие предсказывать атмосферные явления; физическая география - изменения на Земле и в околоземном пространстве - литосфере, гидросфере и атмосфере; химия - такой вид взаимодействия, при котором одни вещества превращаются в другие.

Как видим, физические методы исследования широко применяются в естественных науках.

Толчком к развитию физики как науки послужило использование закономерностей явлений природы, имеющих практическое значение. Так, установив законы механического движения тел, в частности планет, ученые создали календарь, с помощью которого могли предсказывать сезонные изменения времен года, рассчитывать последствия воздействия различных природных стихий и т. п.

На протяжении многих веков знания о физических законах природы обогащались и совершенствовались. Используя их, ученые и конструкторы создавали машины, разрабатывали новые технологии, преображали окружающий нас мир. Без преувеличения можно сказать, что не существует технических устройств или приборов, современных технологий, при создании которых не использовались бы знания физики.

Что же изучает физика?

Физика изучает физические явления и физические свойства тел.

Движение самолетов и автомобилей, обращение Земли вокруг Солнца и космической орбитальной станции вокруг Земли, свечение экрана телевизора, молния, гром, радуга, влияние магитного поля Земли на стрелку компаса, отражение света от зеркальных поверхностей, таяние льда, образование облаков, взрывы атомных бомб и процессы, происходящие в недрах звезд, - все это примеры физических явлений. Многие физические явления обладают общими свойствами, и в зависимости от этого можно говорить о механических, тепловых, электрических, магнитных, оптических и других процессах и явлениях.

Все эти явления свойственны неживой природе. Но многие из них могут происходить внутри живых организмов. Например, влага поднимается от земли к колосу по стеблю растения; кровь течет по сосудам в теле человека и животного; по нервным волокнам передаются сигналы от мозга и т. д.

Помимо явлений природы физика изучает свойства отдельных тел, материального мира в целом. Например, очень важно знать, какие тела лучше проводят теплоту или электрический ток, какие материалы следует использовать для звукоизоляции, каким веществом нужно покрыть экран телевизора, чтобы на нем можно было получить изображение, из какого вещества следует изготовить пленку для магнитофона, чтобы записать на ней звуковой сигнал, и т. д. Ответить на эти вопросы можно, если исследовать соответствующие свойства тел. Таким образом, физика - фундаментальная наука о свойствах и строении материи, законах ее движения.

Структурные уровни организации материи Согласно современным естественно-научным представлениям все объекты неживой и живой природы представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные и взаимосвязанные системы. На основе системного подхода, учитывающего фундаментальный характер взаимодействия объектов природы и отношения между ними, все известные в настоящее время объекты материального мира в зависимости от их размеров условно относят к микро-, макро- или мегамиру.

Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Физика - сокровищница научной информации об окружающем нас мире. Но она ценна не только объемом накопленных знаний о природе, но и своим методом научного познания, одним из основоположников которого является итальянский физик Галилео Галилей (1564 - 1642). Этот метод определяют как последовательность нескольких этапов, важнейшими из которых являются следующие:

1) наблюдение явлений, которое возможно благодаря органам чувств человека и используемым приборам при исследовании явления;

2) выдвижение гипотезы - предположительного суждения о закономерной связи явлений;

3) создание теории на основе выдвинутой гипотезы, позволяющей обсудить совокупность наблюдаемых явлений, предвидеть явления еще неизвестные, предсказывать ход их развития;

4) экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и теоретических следствий, вытекающих из нее.

Первый этап происходит в виде непосредственного наблюдения явлений. Чувственный опыт, считал Галилей, привлекает наше внимание к наблюдаемому явлению, но не открывает законов природы, так как они «написаны на языке математики».

За чувственным опытом должно следовать выдвижение гипотезы - научно обоснованного предложения о внутренних связях, управляющих данными явлениями или совокупностью явлений. Выдвижение гипотезы - творческий процесс, в котором силой ума создается абстрактная модель наблюдаемого явления, способная сделать его понятным для нас. Поэтому изучение любого явления начинается с выделения главного, от чего оно зависит, и отбрасывания второстепенных факторов, не влияющих на него существенно. Подобное упрощение называют моделированием.

Моделирование - один из методов научного исследования, в котором изучаемое физическое явление (объект) заменяется другим, сходным с ним, - моделью. Модели могут быть материальными и идеальными.

К материальным относятся такие модели, которые состоят из вещественных элементов и реально функционируют. Они предназначены для воспроизведения структуры объекта, характера протекания и сущности рассматриваемого процесса. Например, моделью жидкости может служить речной песок, моделью земного шара - глобус. Планетарий представляет собой устройство, с помощью которого демонстрируют модели звездного неба, Солнечной системы и различных небесных явлений.

К идеальным относятся такие модели, которые конструируются мысленно (материальная точка, математический маятник, идеальный газ, кристаллическая решетка). Их можно фиксировать с помощью рисунков, мультипликации, определенных символов.




Похожие работы:

«Издание второе, переработанное и дополненное Издательство ЭКЗАМЕН МОСКВА 2007 УДК 517 ББК 22.161.1 Ш19 Рецензенты: Бобылев Н.А. - доктор физико-математических наук, профессор Алхутов Ю.А. - доктор физико-математических наук, профессор Шамолин, М.В. Ш19 Некоторые задачи дифференциальной и топологической диагностики / М.В. Шамолин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Экзамен, 2007. - 318, с. ISBN 978-5-377-00761-6 Работа возникла в результате изучения движения летательного...»

«Сборник Физики шутят Юрий Рубченко Физики шутят. Под общей редакцией доктора Физ. мат. наук в. ТУРЧИНА: Мир; Москва; 1966 Сборник: Физики шутят Аннотация Физику можно сравнить с храмом. Это здание, состоящее из множества построек, возводили десятки поколений ученых. Мы восхищаемся этим величественным зданием, которое настолько огромно, что нет человека, который может окинуть его одним взглядом. В книге Физики шутят предпринята попытка объяснить, как это происходило, по возможности не применяя...»

«Утверждаю Декан биологического университета Дементьева С.М. 2012г. Учебно – методический комплекс по дисциплине Биогеография для студентов 3 курса очной формы обучения специальность 020801.65 ЭКОЛОГИЯ Обсуждено на заседании кафедры Составитель: _ 2012г. Протокол № _к.б.н., доцент Е.С. Пушай Зав. кафедрой физико-химических методов биоорганических соединений _Г.П. Лапина Тверь - 2012 1 2. Пояснительная записка Биогеография – наука о закономерностях распространения и размещения по земному шару...»

«МАТЕРИАЛЫ 50-Й ЮБИЛЕЙНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Студент и научно-технический прогресс 13–19 апреля 2012 г. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Новосибирск 2012 УДК 53 ББК 22.3 Материалы 50-й Международной научной студенческой конференции Студент и научно-технический прогресс: Квантовая физика / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2012. 37 с. ISBN 978-5-4437-0042-7 Конференция проводится при поддержке Президиума Сибирского отделения Российской Академии наук, Российского фонда фундаментальных...»

«Сегодняшний мир и, тем более, завтрашний трудно представить без компьютеров, телевизоров, другой электронной техники, продуцирующих слабые электрические и магнитные переменные поля в широком диапазоне частот. Так как эти поля значительно слабее статического магнитного поля Земли и ее электрических полей, трудно было предположить, что они опасны для здоровья. По этой причине исследования в данном направлении не получали поддержки и должного внимания. Исследования последних лет показали, что ЭМИ...»

«Kazan State 1804-2004 University Орг. замечания и литература Потоковые лекции - первые 9 недель (18 часов) Практические занятия по кафедрам (еще 9 недель – 18 ч.) ЭКЗАМЕН или ЗАЧЕТ? Ю.Н. Прошин ЧМММ. Лекция 1 #2 Орг. замечания и литература Рекомендуемая литература Гулд Х., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике. Т. 1-2, 1. 1990, М.: Мир. (аб., ч.з. 9) Прошин Ю.Н., Еремин И.М. Вычислительная физика (практический 2. курс), 2009, Казанский университет, 180 с. (аб., ч.з. 9) Форсайт Дж.,...»

«И.Ю. ГРИВАНОВ О.В. ГРИВАНОВА С.М. ГРИВАНОВА БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-практическое пособие Владивосток Издательство ВГУЭС 2010 ББК 68.9 Г 82 Рецензенты: Н.Г. Шкабарня, д-р техн. наук, профессор кафедры геофизики и геоэкологии ДВГТУ; Б.Е. Ламаш, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой метеорологии, климатологии и охраны атмосферы ДВГУ Гриванов, И.Ю., Гриванова, О.В., Гриванова, С.М. Г 82 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст]: учебно-практическое пособие. – Владивосток: Изд-во...»

«1.1 Цель преподавания хирургических болезней Целью преподавания хирургии на V курсе является обучение студентов умению диагностировать и лечить наиболее часто встречающиеся хирургические заболевания и их осложнения, как в типичном проявлении, так и различные их варианты в том объеме знаний и умений, которые позволили дальнейшее обучение в интернатуре или клинической ординатуре по избранной специальности. В результате изучения хирургических болезней Студент должен знать: Патогенез, этиологию и...»

«Ю.Д.СЕМЧИКОВ ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Химия и направлению Химия 5 е издание, стереотипное УДК 541.64 ББК 24.7я73 С30 Р е ц е н з е н т ы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р хим. наук, профессор В. П. Шибаев; заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р хим. наук, профессор В. П. Зубов; академик РАН Г. А. Абакумов Семчиков...»

«Прикладные вопросы математики Фазовые переходы воды: зависимость температуры кипения воды и температуры плавления льда от концентрации соли в растворе Антропова Екатерина, Никонов Михаил, МОУ Гимназия №2 г. Соликамска, 9 кл. Львова Татьяна Вячеславовна, учитель физики МОУ Гимназия №2 1 Оглавление I. Введение II. Теоретическая часть работы 1. Кинетическая и потенциальная энергии молекул 2. Объяснение фазовых переходов 1-го рода на основании молекулярнокинетической теории: В учебнике названы...»