Шуя история названия. Шуя, город - ивановская область - россия. Устройство и состояние города


Третий по численности населения город Ивановской области, Шуя славится одной из самых высоких колоколен в Европе и живописными речными пейзажами.


Город Шуя расположен в междуречье рек Волги и Клязьмы в 32 км к юго-востоку от областного центра Иваново. Через город с севера на юг протекает река Теза (приток Клязьмы), протяженность которой в городской черте составляет 6,6 километров.

Места тут рыбные, хотя в самом городе экология оставляет желать лучшего: много промышленных предприятий. С другой стороны, все 60000 жителей Шуи потенциально обеспечены работой: помимо обязательного текстиля (это же Ивановская область!), тут выпускают гармони и аккордеоны, мебель, компьютеры и «Шуйскую водку» - главный местный сувенир.


Шуя. Торговые ряды.

Здесь родился поэт Константин Бальмонт и всё, что связано с его памятью, в городе тщательно сохраняется.


Турист любит диковинки, и как минимум две из них в Шуе есть: та самая высоченная колокольня Воскресенского собора начала XIX века (высота 106 метров, в России выше только колокольня Петропавловского собора в Питере, но в категории «отдельно стоящая колокольня» выигрывает таки Шуйская) и самая большая в России коллекция сосудов с секретами, представленная в местном краеведческом музее.

Среди причин, по которым стоит посетить Шую, ценители назовут и ту самую «Шуйскую водку» - на самом деле, продукцию одноименного ликеро-водочного завода: настойки, наливки и собственно водку без вкусовых примесей. За пределами области они не продаются, так что за этими «сувенирами» придется прокатиться в Шую, что многие и делают.

История, легенды и факты

Первое упоминание о Шуе датируется 1393-1394 годами. Но статус города Шуя получила лишь полтора века спустя, в 1539 году.

Согласно одной из версий, древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова «суо» - болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»).

В XX веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к Волжскому торговому пути X-XI веков.

Шуйское княжество

С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт своё начало от Василия Кирдяпы - одного из князей Суздальских.

Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский - последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых.

Василий Иванович Шуйский - русский царь.

Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория Союзной площади) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.

князь Дмитрий Михайлович Пожарский

Первое документальное свидетельство о городе Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем, и именно от неё город ведёт своё летосчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба.

Шуя и венценосные особы


Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565-1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя перешла в наследство его сыну Фёдору. В 1609 году город был разорён поляками, а в 1619 - литовцами.

В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I

Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне - чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царём на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.

В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета,


которая любила охотиться в окрестных лесах.

Побывал в Шуе и ещё один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II.

Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан - богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.

Шуйское купечество и текстильный промысел

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы - в 1654 году в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.

В 1755 году купец Яков Игумнов открыл первую полотняную мануфактуру, в доказательство чего ему был выдан на устройство фабрики из шуйской воеводской канцелярии билет.

В 1781 году российская императрица Екатерина Великая

издала указ об образовании Владимирского наместничества и утвердила герб города Шуи.

Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард - символ губернского города Владимира; в нижней части - «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова и подъячего Селиверста Иванова 1629 года. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».

С давних времён развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах.

С середины XVIII века в Шуе появились ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 году. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы династии Киселёвых были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и её окрестности.


Параллельно Кисёлевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. А. И. Посылин первый завёл бумагопрядильную фабрику на 11 000 веретён, действовавшую посредством паровых машин.

Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 году. «Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчётливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве», - так писатель Дмитрий Шелехов в середине XIX века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.





Шуя сегодня.



.Здесь с 1876 по 1884 гг. учился К.Д. Бальмонт.

Город Шуя в 1850 году

Устройство и состояние города

Шуя уездный город, Владимирской губернии, находится под 56°, 37" и северной широты и под 59°, 20" восточной долготы. Город расположен на левом возвышенном и ровном берегу реки Тезы, которая, в виде полукружия, обтекает Шую с северной и западной сторон. Другая часть нового города, или Заречья, расположена за рекою Тезою, двумя предместьями, разделенными текущею между ними речкою Сехою.
По статистическим сведениям, в 1850 году, Шуя имела 853 квадратных десятины земли, 4 каменных моста, 4 моста деревянных, чрез реку Тезу и Сеху, 69 улиц и переулков, из коих мощеных камнем 14, площадей 3, съездов к реке каменных 4, садов обывательских 42, прудов 7, огородов общественных 1, колодцев 62, кладбищ 2, гатей каменных 2, домов каменных 79, деревянных 556, лавок 140, из них каменных 23, общественные городские доходы простираются до 10 тысяч руб. серебром.
От запада со Взорновской горы, а с востока с Холодной горы (Подобных названий горы встречаются и в других городах: напр. близ Москвы есть Поклонная гора, с которой в 1812 году Наполеон в первый раз увидел Москву. Холодная гора есть в городе Харькове; Студеная - в городе Владимире губернском. Все такие горы имели в старину особые значения, предания и легенды.), представляется в живописном виде.
Число жителей города Шуи быстро увеличивается, так-что, где лет за двадцать, или за тридцать были поля, там теперь проведены широкие улицы, обстроенные хорошими домами. Не более двадцати лет тому назад, за рекой Тезой была не застроенная пахотная и луговая земля, а ныне там находится до 90 домов.
В настоящее время число жителей есть следующее:
А) Духовенства:
Священнослужителей – 46 муж., 53 жен., всего 99.
Церковнослужителей – 36 муж., 41 жен., всего 77.
Военных:
Обер-офицеров – 2 муж., 1 жен., всего 3.
Гражданского ведомства:
Штаб-офицеров – 4 муж., 11 жен., всего 15.
Обер-офицеров – 46 муж., 68 жен., всего 114.
Не имеющих 14 класса - 36 муж., 28 жен., всего 64.
Отставных военных чинов:
Обер-офицеров – 1 муж., 2 жен., всего 3.
Отставных гражданских:
Штаб-офицеров – 1 муж., 2 жен., всего 3.
Обер-офицеров – 15 муж., 14 жен., всего 29.
Приказнослужителей – 3 муж., 2 жен., всего 5.
Почетных граждан – 41 муж., 32 жен., всего 73.
Разночинцев - 21 муж., 29 жен., всего 50.
Купцов и их семейств: 1-й гильдии – 4 муж., 4 жен., всего 8.
2-й гильдии – 22 муж., 37 жен., всего 59.
3-й гильдии - 140 муж., 172 жен., всего 318.
Мещан:
Шуйских - 1343 муж., 1218 жен., всего 2561.
Иногородних – 17 муж., 10 жен., всего 27.
Иностранцев – 7 муж., 4 жен., всего 11.
Нижних воинских чинов служащих - 156 муж., 58 жен., всего 214.
Кантонистов – 52 муж.
Отставных солдат – 52 муж., 27 жен., всего 79.
Бессрочно-отпускных – 3 муж.
В домовом отпуску - 8 муж.
Солдаток – 70 жен.
Вольноотпущенных - 6 муж., 7 жен., всего 13.
Дворовых людей при домах господ - 43 муж., 38 жен., всего 81.
Крестьян казенных - 29 муж., 18 жен., всего 47.
Крестьян удельных – 16 муж., 7 жен., всего 23.
Крестьян помещичьих - 166 муж., 53 жен., всего 219.
А всего – 4328 чел.
Число браков всех сословии в 1849 году было 41. Число родившихся муж. пола 111, жен. 114, всего 225. Число умерших муж. пола 67, жен. 90, всего 157.

Б) Число фабрик и заводов.
Ткацких, миткалевых и прочих бумажных изделий – 17 фабр., 5122 раб.
Бумагопрядильных – 1 фабр., 374 раб.
Белильных бумажного изделия – 2 фабр., 127 раб.
Ситцевых набивных – 8 фабр., 2382 раб.
Заводов кожевенных – 3, 15 раб.
Заводов химических и искусств. камеди. – 5, 23 раб.
Заводов кирпичных – 2, 11 раб.
Заводов свечных – 1, 3 раб.
Разных рабочих людей, как-то:
Плотников – 630.
Каменщиков и печников – 165.
Разных ремесленников – 142.
Разных чернорабочих – 790.
Кроме того в Шуйских духовных училищах обучающихся учеников до - 230.
А всего - 10014.

И так коренное население города Шуи всего только 4328 душ; фабричных, мастеровых и разного рода рабочих 10 014 душ. Следовательно народонаселение Шуи простирается более 14 тысяч душ обоего пола.

B) Городское хлебопашество.
Шуйскими гражданами высеевается хлеба: ржи 280 четверт., собирается до 1500; ярового - ячменя и овса - высевается 980 четвертей, собирается до 5700 четвертей.
Городское хлебопашество доставляет ту выгоду жителям города, что делает предметы, как-то: солому, мякину и проч. дешевыми, ибо хлебопашеством занимаются купцы и мещане, а потому цены на корм для скота в городе всегда дешевы.

Г) Привоз хлеба в г. Шую в зимние месяцы, декабрь, январь, февраль и март, простирается до пяти тысяч возов, весом около 125 тысяч пудов. В летнее время на судах рекою Тезою привозится около 100 000 пудов.
Главные улицы в городе, как выше упомянуто, вымощены камнем. Чрез реку Тезу устроены, для сообщения, три постоянных моста: один из оных почетных граждан - братьев Киселевых, а два последних общественные: один большой богато-устроенный (В устроении большого общественного моста особенное употреблял усердие и содействие 1-й гильдии купец Василии Максимыч Киселев, дед купцов и кавалеров Киселевых.), а другой наплавной, и еще четвертый чрез реку Сеху, постоянный. Мосты прочны и красивы.
В настоящее время три предмета г. Шуи особенно примечательны, и, по справедливости, заслуживают внимание: 1) судоходство, 2) фабрики и 3) торговля.
Шуйское судоходство производится посредством пяти шлюз, устроенных на реке Тезе, в разных местах. Все водяное пространство от р. Клязьмы до Шуи заключает в себе протяжения около 84 верст. По официальным сведениям, в 1843 году по реке Тезе пришло взводных судов с хлебом, дровами, лесом и разными товарами и материалами 123, с кладью на сумму 133 560 руб. серебром; сплавных судов из Шуи было: 93 пустых, 20 с кладью на сумму 247 462 руб. 50 коп. сер. Пошлин с судов и товаров в казну взято всего 1290 руб. 26 ½ коп. сер. В 1844 году пришло в Шую взводных судов порожних 4, плотов с лесом 4, и 104 судна с кладью. Сплавных из Шуи порожних 159 и 39 с кладью, на сумму 81 167 р. сере. Во время полой воды особо отошло в разные города по р. Волге до Саратова 8 судов, с бумажными набивными и прочими товарами на сумму 222 843 руб. серебром; в означенном году пошлин взято в казну 1138 руб. 1 коп. сер. В 1845 году по р. Тезе пришло в Шую судов 255, взводных с разными товарами, материалами для фабрик и с хлебом, на сумму 109 809 р. серебр. и 21 судно порожнее. Кроме того по полой воде сплавлено в низовые города 7 судов с разными товарами на сумму 235 275 р. сер., пошлин в казну взято 1293 р. 51 к. сер. В 1846 году в приходе судов было около 400. В 1849 более 500 судов. Шуйским судоходством по р. Тезе заведывает инженерный обер-офицер, в команде коего состоят: один унтер-офицер и 24 рядовых солдат; кроме того от общества избираются два депутата для сбора пошлин с судов и товаров. Шуйское судоходство не мало способствует дешевизне дров и леса. В последние года, когда поблизости Шуи леса стали выводиться, цены строительных материалов и дров были бы неимоверны, если бы не было судоходства по р. Тезе (С верховьев Тезы в полую воду пригоняется Строевой и дровяной лес Шуйскими промышленниками на сумму до 5 тысяч руб. серебром.).
Капиталы в Шуе начали возникать и образоваться большею частью с 1800 года, переселившимися сюда вольноотпущенными торговыми крестьянами Шуйскаго уезда. С сего-то времени г. Шуя, в течение полувека своего бытия, начала постепенно обогащаться капиталистами и фабрикантами. Число их, как выше сказано, не велико, но ценность вырабатываемых ими изделий простирается на сумму до трех миллионов руб. сер. (Значительную часть Шуйской промышленности составляет торговля Английской и Русской красной и белой бумажной пряжи. В течение года означенной пряжи как Шуйскими, так и иногородними купцами продается в Шуе не менее, как на 1 000 000 руб. сер.).
Из ситцевых набивных фабрик более значительными считаются фабрики: почетных граждан Посылиных, Корнилова, братьев Щеколдиных. Миткалевые фабрики - братьев Калужских и Попова. Фабрика почетного гражданина и 1-й гильдии купца Федора Герасимовича Попова с сыном называется бумаго-прядильно-ткацкой. Устройство оной фабрики может служить образцом современного улучшения подобных мануфактур. В первом этаже этого заведения помещены 108 механических ткацких станов для тканья миткалей, и четыре приуготовительные машины для шлихтования. Во втором этаже находятся машины для прядения хлопчатой пряжи (Первая прядильная в Шуе была устроена на 11 тысяч веретен коммерции-советником Посылиным, но 14 августа 1839 года сгорела, и, не возобновлялась.), как то: трепальная, машины вытяжные, равенсовые и прочие приборы, необходимые для подготовки к прядению хлопчатой бумаги. В третьем этаже находятся собственно прядильные машины. К сему прядильно-ткацкому корпусу примыкает другое каменное здание, вмещающее в себе паровую машину. При нем помещены три паровые котла, и снаряды, необходимые для освещения корпуса газом. При заведении устроен громовый отвод. Все этажи зданий снабжены водопроводами. Машины и станы со всеми снарядами выписаны г. Поповым из Англии. Паровая машина в 30 сил, высокого давления, инженер-механика г. Гика.
В 1836 году учреждены в Шуе две годовые ярмарки: первая летняя, называемая Смоленской; - она начинается с 9-й недели по Пасхе. На сию ярмарку в 1849 году привезено было товаров на 53 432 р. сер., продано на 35 700 р. сер. Вторая зимняя, называемая Введенской; - она продолжается от 21 ноября по 5-е декабря. На сию ярмарку привезено было в 1849 году товаров на 50 410 р. сер., продано на 33 600 руб. серебром. Каждая из ярмарок продолжается по две недели.
Большего частью привозят сюда товары, удовлетворяющие домашним потребностям и роскоши богатых жителей, как собственно Шуйских, так и уездных.

Из зданий, по огромности и изяществу архитектуры, обращают на себя внимание дома купцов: Посылиных, Калужских, Попова, Щеколдиных и Корниловых.
Но особенного достойна внимания . Она построена на самом красивом месте, и из себя представляет богатое, хотя и не огромное квадратное здание, с церковным на верху куполом, в виде ротонды. Внутреннее расположение оной удобно и весьма изящно. Комнаты расписаны различными красками, и все почти отделаны под мрамор. Лестница на второй этаж здания чугунная с красивыми решетками. Полы во всех коридорах так же чугунные. Особенно замечательна больничная церковь, во имя св. Василия Парийского. Иконостас в ней белый, отделанный под мрамор. Все иконы его написаны отличными художниками. Картина Распятия в алтаре за престолом, говорят, заплачена 300 руб. серебром. Церковная утварь весьма богата и изящна. Строители сей больницы - почетные граждане и кавалеры, братья Иван и Димитрий Диомидовичи Киселевы. Больница построена в 1841 году; освящена 5 ноября 1844 года (Церковь освящена архимандритом Боголюбова монастыря Феофилом, в присутствии гражданск. губернатора, его превосходительства кавалера .).
Корпус присутственных мест, каменные инвалидные казармы, и два каменных корпуса лавок так же заслуживают внимание, по величине своей. В городе 3 трактира, 5 питейных домов, 2 пожарных депо и 1 тюремный замок. В городе находится два духовных училища, уездное и приходское; учеников в них до 230 человек; три светских училища, - одно уездное и два приходских. Число учащихся в них до 125 человек. К сожалению, в таком богатом и торговом городе нет училища для девиц. При уездном училище существует воскресный рисовальный класс. Судя по промышленности города, очень было бы полезно учредить при уездном училище класс технического преподавания, которого теперь нет.
В 1848 году предположено было учредить в Шуе городской общественный банк, но это полезное и даже необходимое дело оставлено без исполнения. Для сего предприятия была уже собрана и значительная сумма денег. Исполнение сего предположения тем более было бы важно и благодетельно для г. Шуи, что как в самом городе, так и в Шуйском уезде, преимущественно обладает народом дух торговый и промышленный.

/Борисов, Владимир Александрович (1809-1862). Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. Сост. соревнователем Имп. Моск. о-ва истории и древностей рос. Владимиром Борисовым. - Москва: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1851./

Copyright © 2017 Любовь безусловная

Территория Шуйского муниципального района изначально составляла часть так называемой Ростово-Суздальской земли, которая в 1097 году выделилась в особое княжество. Впоследствии из Ростово-Суздальской земли, в результате удельного дробления, образовались 3 удела, один из которых – наш – Суздальско-Нижегородский – включал, в том числе, Шую с прилегающими территориями и просуществовал до 1392 года, войдя затем в состав Московского государства.

О древности шуйских земель во многом говорит современный герб Шуйского муниципального района, внесённый в Государственный геральдический регистр под № 1400: «В червлении серебряный обращённый и обернувшийся сокол, раскрывший крылья вправо, коронованный княжеской шапкой естественных цветов (пурпурной, с золотыми дугами, серебряным жемчугом, лазоревой державой с золотыми украшениями и крестом и горностаевой опушкой), и сопровождённый по углам четырьмя косвенными трилистными золотыми крестами». Княжеская шапка намекает на князей и бояр Шуйских, вотчиной которых в 14 веке была данная территория. Сокол – герб Суздаля – говорит о родовых корнях Шуйских – нижегородско-суздальских князях. Кресты символизируют 4 древних монастыря, расположённых на территории района (Николо-Шартомский в Введенье, известный с 1425 года, Свято-Успенский и Благовещенский в Дунилове, Воскресенско-Феодоровский в Сергееве).

Шуйская сторона не одно столетие была связана с представителями царствующих фамилий. Родственники одной из жён Ивана Грозного – Марфы Собакиной – владели селом Ильинское или Телешовским погостом Шуйского района (хоть этот факт и оспаривают некоторые историки), первая жена Петра Великого жила, по преданию, в дуниловском Благовещенском монастыре, селом же в этот период начала 18 века владел её отец Фёдор Лопухин.

Шуя - один из древних городов России, в русских летописях упоминается с конца XIV в., хотя как поселение, вне сомнений, возник гораздо раньше. Есть основания предполагать, что Шуя существовала уже в XIII в. и входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Возможно, Шуя была в числе городов-крепостей, строившихся на землях княжества по указанию великого князя Юрия Всеволодовича перед нашествием Батыя. После образования в 1350г. Суздальско-Нижегородского княжества, Шуя вошла в его состав.

Наиболее раннее упоминание о Шуе связано с князем Василием Кирдяпой, которому она была дана московским князем Василием Дмитриевичем. Сын Кирдяпы, Юрий, стал основателем знаменитого рода князей Шуйских, игравших значительную политическую роль в середине XVI-начале XVII вв. К этому роду принадлежал царь Василий Иванович Шуйский (годы правления 1606-1610). В самом начале XV в. Шуя - центр маленького удельного княжества, которым правили князья Шуйские. Позднее Шуя в течение нескольких столетий входила в Суздальский уезд.

Об истории города до начала XVII в. известно мало. Среди главных причин этого - утрата всех древних актов Шуи в Смутное время, а также отсутствие археологических исследований города. Можно отметить лишь несколько вех в его развитии, относящихся к XVI в. Значительным фактом в истории города этого периода является разорение Шуи казанским ханом Сафа-Гиреем в 1539 г., о чем упоминается в Никоновской летописи. Во время правления Ивана Грозного Шуя в 1548 г. была отдана «в кормление» боярину И.Б. Голохвастову, а в 1565 г. Шуя и Телешовская волость в числе других 19 городов были причислены к опричнине; городу были пожалованы новые земли. По духовной грамоте Ивана Грозного Шуя в 1572 г. была отдана во владение его сыну Федору.

Со 2 четверти XVII в. начинается становление Шуи как промыслового и торгового города. Этому немало способствовало и удобное географическое положение на судоходной реке Тезе, сообщающейся через Клязьму и Оку с Волгой, и обилие подсобных ремесел, развивающихся ввиду низкого плодородия почв. Судоходство на Тезе впервые упоминается в 1614 г. Местные купцы отправляли товары во все понизовые волжские города до Астрахани, а с Макарьевской ярмарки, крупнейшей в России в те годы, проходившей ежегодно на левом берегу Волги у стен Макарьева Желтоводского монастыря (ныне территория п. Макарьево Нижегородской области), они возвращались с рыбой, солью, хлебом и другими товарами. В шуйском гостином дворе, который упоминается уже в 1629 г., в середине XVII в. находилась лавка английской торговой компании.

Наиболее древним и одним из отличительных для Шуи промыслов было мыловарение и, когда в 1781 г. учреждались гербы русских городов, Шуе неслучайно был дан герб с брусом мыла. Высочайше утвержденный 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: <Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней - въ красномъ полh, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городh мыльные заводы>. Красный цвет поля герба аллегорически говорит о богатой событиями истории Шуйской земли. В дореволюционный период в России был утверждено всего три герба городов нынешней Ивановской области: Кинешма, Лух и Шуя.

В царствование Михаила Федоровича главным ремесленным делом стало кузнечное. Среди шуйских ремесленников в документах 2 половины XVII в. упоминаются кожевники, скорняки, сыромятники. Кроме того, в XVII в. Шуя была одним из центров суздальской школы иконописи. Происхождение местного иконописания, по-видимому, восходит к более древнему времени, а традиции его были продолжены впоследствии в знаменитых школах Палеха и Холуя. Одним из шуйских мастеров был изограф Герасим Тихонов сын Иконников. Именно он в 1654 г. написал икону Шуйско-Смоленской Божией Матери, признанную впоследствии чудотворной (с конца 1930-х гг. считается исчезнувшей).

При Петре I начали возникать мелкие текстильные предприятия (в частности, изготовлявшие паруса). Позднее, около 1755 г., первую полотняную мануфактуру основал шуйский купец Яков Игумнов, а в начале царствования Екатерины II появились полотняные предприятия купцов Шилова, Корнилова, Носова и др. К концу XVIII в. текстильная промышленность заняла ведущее место в экономике Шуи. В XIX в. Шуя стала в ряд экономически наиболее развитых уездных городов. В этот период она прочно заняла одно из ведущих мест в текстильной промышленности России.

Во второй половине XIX и в начале XX в. Шуя была не только крупным торгово-промышленным центром, но и отличалась хорошим благоустройством и довольно высоким уровнем просвещения и культуры. К началу XX в. Шуя - один из крупнейших городов Владимирской губернии. По численности населения она в два-три раза превосходила такие города, как Ковров и Муром, и лишь немного уступала губернскому Владимиру. За счет роста промышленности со 2 половины XIX в. к началу XX в. Шуя имела развитую текстильную промышленность и многочисленный рабочий класс, в основном не порвавший с деревней. В 1918 г. образована Иваново-Вознесенская губерния, куда и перешел город Шуя, с 1929 г. Шуя стала районным центром Ивановской области.

В настоящее время Шуя - исключительно интересный по архитектуре и градостроительному ансамблю город Центральной России. Редкая по сохранности застройка XVIII-начала XX в. донесла до наших дней атмосферу среднерусского купеческого города.

Общие сведения и история

Шуя расположена в центре Ивановской области, в 32 километрах от ее столицы, на реке Теза. Является столицей Шуйского района и третьим городом в области по количеству жителей. Площадь города - 33,29 км².

Наименование города связано с князьями Шуйскими, которыми владели им около 200 лет. На территории городского кремля имелись осадные дворы, которыми владел в том числе, Д. М. Пожарский. Первое упоминание о Шуе датировано 1539 годом (Никоновская летопись). До этого город назывался Борисоглебской слободой. Спустя десятилетие он был включен в состав опричнины. В 1609 году Шую разрушили поляки, а через десять лет - литовцы. В 1722 году, направляясь в Персидский поход, Петр I поклонился Шуйско-Смоленской Божией Матери. Также в 18 веке здесь начали развиваться промышленность и купечество. Купечество развилось благодаря тому, что по Тезе ходили суда, в том числе и из зарубежных стран. Действовало несколько ярмарок. В 1755 году была создана полотняная мануфактура. Также имели место мыловаренный и овчинно-шубный промыслы. В 1781-м появился герб.

Осенью 1918 года в городе произошло формирование штаба 7-й стрелковой Черниговской, ранее Владимирской, дивизии.

Численность населения Шуи на 2018 и 2019 год. Количество жителей Шуи

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Шуи. В таблице указано распределение количества жителей Шуи по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Шуи:

По состоянию на 2015 год численность населения Шуи составляет около 58,7 тысяч человек. Плотность - 1766,15 чел./км².

Большинство шуян являются русскими.

Этнохороним: шуянин, шуянка, шуяне.

Шуя фото города. Фотография Шуи


Информация о городе Шуя в Википедии.

Все мы с детства крепко-накрепко выучили, что именно труд сделал из обезьяны человека. Однако если разобраться точнее, то наши древние обезьяноподобные предки, наверное, почувствовали себя людьми когда у них появилась возможность этим трудом заниматься – первые, примитивные орудия труда. И как символично, что, по сведениям историков, возможно самыми первыми ножами были естественно острые без заточки случайные осколки яшмы – возможно, первого самоцвета, который познало человечество на заре мира, в мрачном и прекрасном каменном веке…

Из досье:
Яшма - кремнистая, осадочная или осадочно-метаморфическая горная порода с различными включениями. Твердость 6,5-7,0 по шкале Мооса, плотность 2,6 г/см3, блеск шелковистый, стеклянный. Другие названия: яшмовый агат, мясной агат, кровавая яшма, швейцарский ляпис, немецкий ляпис, гелиотроп, тигровый камень, базанит, яспис, плазма.

Яшма – верный друг человека, со стажем, не много не мало, в сто тысяч лет. Залежи яшмы не всегда скрываются в толще гор – часто она выходит на поверхность в виде валунов и скал, что позволило использовать ее для создания орудий – то был первый способ применения этого самоцвета, однако уже достаточно скоро, с появлением в жизни людей металлических руд, яшма постепенно перешла в разряд материалов декоративных. Из нее, благо встречалась она во множестве, резали фигурки богов и магические печати в Египте, изготавливали геммы и амулеты для тяжело больных в Риме, клали в кровати рожениц в Греции… Ювелирные украшения, предметы религиозного культа, интерьерные детали, мозаичные полы в античных храмах – всюду была яшма желанной гостьей. Ее любили на Западе и на Востоке, где яшма наравне с нефритом и жемчугом удостоилась чести стать самоцветом, который выделяли из общей массы китайские императоры. Яшму первые христиане посвятили Апостолу Петру, который по легенде держит ключи от Рая, яшму упоминают в Библии в числе 12 камней, нашиваемых на нагрудник Первосвященника и 12 самоцветов, лежащих в основании Небесного Града Иерусалима. А император Византии Мануил согласно преданию подарил монахам горы Афон волшебную чашу из яшмы, способную исцелить от любого недуга и обезвредить яд. Популярность яшмы не иссякла и в темные Средние века, когда ее полюбили алхимики, которые делали из нее посуду для опытов и хранения магических ингредиентов. Авиценна объявлял яшму универсальным средством от болезней органов живота, а другое суеверие, что яшма помогает в делах сердечных, побудило знаменитого поэта Пушкина приобрести браслет из зеленой яшмы…

Кстати о цвете – здесь яшма также выбивается из общей массы непрозрачных поделочных камней, потому что разнообразие окраски у нее удивительное. Яшмы бывают всех цветов радуги, от фиолетового до красного, от черного до белого, причем могут быть не только однородны по текстуре – ленточные яшмы сплошь идут пестрыми полосками, порфировые – пятнистые и крапчатые, пестроцветные – прихотливая сеточка прожилок и трещинок, словно цветной мрамор… Бывают яшмы с пятнами и включениями – например, темно-зеленая яшма с пятнами кровавого цвета зовется «гелиотроп». А самые удивительные яшмы – пейзажные, когда на едином фоне «нарисована» другим цветом картина: дерево, лесной пейзаж, лицо человека, да так, что порой и не угадаешь, кто постарался, мастер или сама Природа; пейзажные яшмы часто вставляют в рамы и вешают, словно произведения искусства. Настоящая «ярмарка желаний» для талантливого камнереза – из яшмы, которая легко поддается резцу, но в то же время тверда и прочна, можно создать все что угодно. Красота яшмы вдохновляла не одного писателя – ее поэтически называют то кирпичной, то сургучной, то фарфоровой, то ситцевой, то парчовой… Интересно, что прелесть яшмы – в буквальном смысле этого слова скрывается внутри, потому что красива она именно на срезе глыбы, снаружи же необработанная яшма представляет собой грубый кусок породы.

В России к яшме отношение особое – наряду с малахитом и родонитом она входит в «большую тройку» главных самоцветов Урала, ставших истинными символами русского камнерезного искусства. Было так не всегда – вплоть до 18-го века яшмы в России не добывалось, хотя и тогда из нее, еще привозной, любили вытачивать парадные кубки, ковши и блюда. А с открытием уральских самоцветных кладовых слава русской яшмы загремела по всему миру, ибо разновидностей этого камня этого там обнаружилось в избытке, включая очень крупные куски, поэтому из яшмы была возможность вытачивать массивные произведения искусства, не прибегая к утомительной технике инкрустации, привычной для редкого малахита или лазурита. Совпавшее с появлением камнерезных станков открытие яшмовых богатств сделало этот самоцвет традиционной частью великосветского интерьера: из яшм делали камины, облицовочные панели для стен и колонн, скульптуру, парадную посуду, столешницы, торшеры, часы, подсвечники, шкатулки, рамы для зеркал, мозаичные полы… Памятником самоцветной пышности стали знаменитые агатовый и Яшмовый кабинеты в Царском Селе, стены, наличники дверей, оконные карнизы и колонны которых практически полностью покрыты пестрыми зелеными и красными красочными яшмами, которые великолепно сочетаются с золоченой бронзой. Но самая славная страница российской «яшмовой истории» – это вазы, те самые «каменные цветки», которые во множестве изготавливали для царских резиденций гранильные фабрики. Множество их представлено сегодня в Эрмитаже Санкт-Петербурга: серо-зеленые, коричнево-золотистые, сургучные яшмы превратились в гигантские сосуды, предназначавшиеся изначально не для букетов цветов – какие же цветы могут быть достойны такого обрамления – но для того чтобы, подобно античным мраморным вазам, становиться базой для десятков светильников в пору празднеств. Размеры ваз поражают – нередко диаметр был более метра. А самая великая – это «Царица ваз» из зеленой с волнистым узором яшмы, покрытая резным растительным орнаментом; ее вес 19 тонн, высота более 2 м, диаметр 5 м. Из-за такой массивности под нее подвели специальный фундамент, а чтоб она попала в Эрмитаж, мастера были вынуждены разобрать часть наружной стены, так как в двери она не проходила.

Слава яшмы не померкла и в наши дни: например, в советское время яшма оставалась популярнейшим самоцветом. Из нее сделаны пилоны Мавзолея В. И. Ленина, серо-голубая яшма стала основой каминов в Большом Кремлевском Дворце. Да и сегодня яшма – основной материал римской и флорентийской мозаики, из нее делают и мелкие предметы декора, такие как подсвечники, шкатулки, статуэтки, настольные наборы, вазы и пепельницы, и столешницы для каминов, детали мебели и подоконные доски. Ювелирные изделия из яшмы, особенно бусы и кулоны, также очень красивы, тем более что несколько сортов разноцветных яшм образуют прекрасные сочетания.

Яшма – такой же великолепный лекарь, как горный хрусталь и сердолик. По даосским верованиям яшма считалась «камнем жизни», так как она продлевает жизнь и улучшает состояние всего организма. Красной яшме приписывали в Китае свойство лечить любые женские болезни, останавливать кровотечение и очищать внутренние органы. С древности известно, что яшма – хороший помощник при эпилепсии, лихорадке и припадках. Ее влияние на беременность и роды также очень положительно – она уменьшает боль и обеспечивает благополучный исход. Литотерапевты считают яшму, особенно зеленую, средством от бессонницы, ночных кошмаров и психических заболеваний. Простудные заболевания также подвластны яшме. Интересно, что лекарство, приготовленное и настоянное в яшмовой посуде, многократно усиливает свои свойства.

Энергетически яшма – прежде всего «домашний» талисман. Она очищает пространство жилища от посторонних влияний, приносит благополучие, спокойствие и достаток, позволяет обитателям дома «крепко стоять на ногах». Яшмовые емкости и шкатулки – самое лучшее вместилище для дорогих вашему сердцу вещей и денег. А предметы из яшмы вытянутой формы (вазы, статуэтки) снимают утомление и стресс простым к ним прикосновением. Интересно, что камень этот может действовать на расстоянии на того человека, чей портрет вставлен в яшмовую оправу или выложен яшмовой мозаикой. Вообще любое изделие из яшмы в доме – источник неиссякаемой жизненной энергии. А подарив близкому человеку талисман из яшмы, вы обеспечите ему полную защиту от любого негатива.

Украшения из красной яшмы особенно полезны девушкам, которые хотят усилить свою привлекательность, а также амбициозным карьеристам – они улучшают отношения с начальством. А коричневая яшма – талисман ученых и исследователей, она помогает концентрации умственных и душевных сил, пробуждает ответственность; украшение с коричневой яшмой хорошо подарить нерадивому студенту или школьнику. Лучше всего действует яшмовое украшение, оправленное в серебро. Астрологически яшма более всего показана людям, рожденным под знаком Девы, но вообще носить ее могут все знаки Зодиака – знакам Огня рекомендуется яшма оранжевой и красной гаммы, знакам Воды – яшма синей и серой гаммы, знакам Земли – яшма зеленой и коричневой гаммы, знакам Воздуха – белая и желтоватая.

Яшму, наверное, с полным правом можно назвать одним из самых красивых самоцветов – и одним из самых значимых в многоступенчатой истории человеческой цивилизации. Труд ли сделал человека из человекообразного, и как оно было на самом деле – мы достоверно не знаем. Но одно известно наверняка: прекрасные прихотливые узоры яшмовых срезов вполне могли быть магическими орудиями, когда-то подарившими нам то щемящее чувство прекрасного, которое отличает нас от животных и делает человека – человеком.