Сочинение на тему: в чем сила герды (x. к. андерсен. «снежная королева»)
Изучению сказки отводится 3 урока:
- 1 урок - знакомство с биографией писателя; анализ 1; 2 истории.
- 2 урок - “В какой длинный путь она отправилась ради него”; анализ 3; 4; 5 истории.
- 3 урок - “В чём сила Герды?” анализ 6; 7 истории.
Сказка Х.К.Андерсена “Снежная королева” вызывает большой интерес у детей. Представлен нетрадиционный урок (театрализованное представление), направленный на развитие креативных способностей учащихся. Это третий урок по данному произведению.
Цели урока:
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
- развитие речи и навыков выразительного чтения;
- работа с понятием “подтекст”
План урока:
1. Сцена “Кай и Герда”
2. Беседа по содержанию историй 6; 7.
3. Игра “Конкурс знатоков”
4. Отгадывание кроссворда.
5. Сцена возвращения ребят.
6. Информация о киносказке.
7. Сведения о международной золотой медали Андерсена.
8. Справка о доме-музее.
Оборудование урока: портрет Г.Х.Андерсена, обстановка комнаты, иллюстрации к сказке, рисунки учащихся.
Введение
Сегодня мы продолжим знакомство с героями сказки “С. К”. На 1 уроке мы познакомились с биографией и творчеством писателя; разобрали историю о зеркале и его осколках; познакомились с мальчиком и девочкой.
На 2 - рассмотрели 3; 4; 5 истории; увидели в какой длинный путь Герда отправилась ради Кая.
Сегодня разберем 6; 7 истории и попытаемся ответить на вопрос:
“В чем сила Герды?”
Вспомним наших героев, а для этого обратимся к фактам из биографии Андерсена.
Звучат сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя.
1. Сцена сказки.
Крыша дома.Дети сидят на стульчиках. Герда поет псалом. Каю попадает в глаз осколок зеркала.
Зима. Кай через стекло рассматривает снежинки. Хвалит.
2. Беседа с учащимися:
- что произошло с Каем?
- как исчез Кай?
- что сделала Герда?
- почему все, кому встречается на пути Герда, помогают ей?
История 6.
- с кем еще встретилась Герда на пути поиска Кая?
- что ей говорит лапландка?
- к кому теперь олень теперь везет девочку?
Работа с текстом.
- как финка встретила девочку?
- о чем просит финку северный олень?
- что ответила ему финка?
- как вы понимаете объяснения финки того, почему Герде служат и люди и животные? (Герда располагает к себе, удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого выдерживает столько испытаний. Она не жалуется, не думает о себе, терпеливо продолжает поиски мальчика. Герда думает: “Как добры все люди и животные” - и её доброта получает отклик).
- в чем финка видит силу Герды? (она невинный милый ребенок)
- почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды? (девочка должна победить не только злые чары Снежной королевы, но и равнодушие Кая, злые силы в нем)
- как удалось Герде справиться с последним препятствием – с войском Снежной королевы? (чтение молитвы “отче наш”, появление ангелов)
- почему ангелы не защитили Кая, когда его увозила Снежная королева, ведь он тоже ребенок? (он старался прочесть “отче наш”, но в уме у него вертелась только таблица умножения)
- почему божья помощь дается именно Герде? (Герда, в отличие от Кая, действует не по велению разума, а по велению сердца. Любовь и доброта Герды с божьей помощью спасли Кая)
Какой вопрос задаёт Каю маленькая разбойница? Почему она об этом спрашивает? (чтение цитаты из текста сказки)
Отвечают ли Кай и Герда на этот вопрос?
В чём сила Герды?
Какие качества Герды помогли ей победить Снежную королеву и спасти Кая?
3. Игра “Конкурс знатоков”.
Класс делится на 3 группы.
Задание: 1. Узнай героя. 2. Продолжи речь героя. 3. Найди ошибку.
Один ученик получает приз “Самый внимательный читатель”. (шоколадный ангел)
4. Пролжение работы в группах. Отгадывание кроссворда.
Ключевое слово – одуванчик
Слова для кроссворда: вечность, бульдоги, муфта, ворон, зеркало, нож, печка, зверинец, осколок.
За каждый правильный ответ получают балл.
5. Показ сцены финала сказки (бабушка, бой часов, розы, пение псалма).
Обращение учителя к учащимся:
В чём, на ваш взгляд, сила маленькой девочки?
Власть Снежной королевы закончилась, её победила любовь, как всегда кончается власть зимы, побеждённой весенним солнцем.
Ребята, поздравим гостей, присутствующих на уроке, с приходом весны. (желательно подарить приглашенным розы).
6. Информация о киносказке.
Герда - Елена Проклова, известная ныне актриса,
Кай - Вячеслав Цюпа, главный режиссёр Красноярского театра оперы и балета.
Фильм снимали полтора года под Ленинградом.
Киносказка награждена гранд-при на детских кинофестивалях: в
Боготе (Колумбия,1970) и “Алая гвоздика” (Сочи,1970)
Фильм полюбился зрителям, до сих пор и врослые и дети с удовольствием смотрят его.
В киносказке много интересных высказываний, ведь из фильма слов не выкинешь: послушаем их.
Давай сюда свою шубу, шапку, муфту, рукавички. Я их заберу себе. Ведь подруги должны делиться.
Не возражать! А то уволю из шайки по собственному желанию!
Даже если мы поссоримся, я никому не позволю тебя тронуть. Я сама тебя застрелю!
Когда я гневаюсь, даже мех на моей мантии встает дыбом.
Детей надо баловать. Вот тогда из них вырастают настоящие разбойники!
Если я сложу слово “вечность”, королева подарит мне весь мир и пару коньков в придачу.
Я тебя очень прошу, пойдем в темницу! Я сам тебе выберу местечко посуше.
Зачем же в золотую? Она тяжелая., едет медленно.
Ну и пусть медленно, зато шикарно!
7. В начале сказки “Снежная королева” Андерсен писал: “Дойдя до конца истории мы будем знать гораздо больше, чем теперь”.Да, это действительно так.
Бессмертные персонажи сказок Андерсена живут сегодня в Дании и на всём земном шаре.
Не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы,носит имя великого датского сказочника. Это -Международная золотая медаль Ганса Кристиана Андерсена, которую получили такие детские писатели, как Эрих Кестнер, Джейм Крюсс, Астрид Линдгрен, Джанни Родари.
8. Информация о музее (журнал “Мурзилка” 2005 г.)
Звучит заранее подготовленное сообщение ученика.
Итог урока:
Чему мы научились у героев сказки? (терпению, доброте, любви к близким нам людям).
На этой странице собраны общие вопросы c ответами.
Кто написал сказку «Снежная королева»?
Ответ: Автор сказки — Ганс Христиан Андерсен . Знаменитый датский сказочник. Родился в Дании в 1805 году и за более, чем 70 лет своей жизни, написал много замечательных сказочных историй как для детей, так и для взрослых.
Что обещала Каю Снежная королева?
Ответ: Пару новых коньков и то, что он станет сам себе господином.
Цитата: Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков.
Чему учит сказка «Снежная королева»?
Ответ: Храбрости и самоотверженности на примере Герды. Тому, что добрый человек, идущий по правильному пути, всегда встречает тех, кто готов ему помочь. Любви и преданности, настоящей дружбе.
О чем сказка «Снежная королева»?
Ответ: О том, как маленькая и очень смелая Герда прошла долгий путь, чтобы спасти своего друга Кая, которого похитила и заморозила коварная и злая волшебница. На ее нелегком пути ей помогают различные персонажи: ворон и ворона, принц и принцесса, Маленькая разбойница, Северный олень и другие.
В чем сила Снежной королевы?
Ответ: Она — волшебница, управляющая холодными стихиями: снегом, вьюгой, метелью, бураном. По мнению бабушки Кая, именно она, заглядывая в окна, создает на них узоры. Она способна околдовать человека или животное, подавив его волю, подчинив его себе. Еще одним ее волшебным качеством является умение передвигаться в пространстве, преодолевая огромные расстояния на снежных санях. Она умеет превращаться в маленькую снежинку. И возвращаться по своему желанию к облику очень красивой молодой женщины, в глазах которой нет ни капли тепла. Её предпочтение — это исключительно правильные формы, доведенные до неестественного идеала.
Кто такая Cнежная королева?
Ответ: Это волшебница и правительница всех зимних стихий. Она управляет снежинками, метелью и вьюгой. Ей подвластно северное сияние и лёд. Кроме того, она умеет управлять живыми существами, замораживая их, лишая чувств и эмоций, превращая в некое свое подобие. Она очень красива, но совершенно холодна. Ее нельзя назвать эмоциональной и даже трудно назвать живой. Ей близки понятия «совершенство» и вечность. В ее чертогах царит неестественная идеальность и правильность форм и явлений.
Как выглядит Снежная королева?
Ответ: Она совершенна и очень красива. Одета в тончайший белый тюль и выглядит ледяной, если только в твоем глазу нет осколка дьявольского зеркала.
Цитата 1: За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и всё же живая!
Цитата 2: Кай взглянул на неё; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством.
Почему Герда победила Снежную королеву?
Ответ: Она была настойчива и, несмотря на трудности, шла к своей цели. Многие люди и животные, проникаясь сочувствием к этой храброй девочке, помогали ей на ее пути. Ее сердце было настолько теплым, добрым и полным любви, что чары не могли устоять перед ним. Ее слезы растопили сердце Кая, удалив из него осколок. Ее доброта и преданность заставили его плакать, и осколок из его глаза ушел с его слезами. После этого королева уже не могла иметь на ним власть и он стал прежним добрым и отзывчивым мальчиком.
В чем сила Герды?
Ответ: Ей помогают и люди и животные. Она добрая и храбрая.
Цитата: — Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем! В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Урок рефлексии. Писатели-сказочники и их герои.
Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева».
Наша цель на уроке. Разгадать тайны сказки «Снежная королева».
Выполните задания. 1.Какие сказки Х.К.Андерсена вы читали? Запишите их названия.
Заполни пропуски в тексте. Однажды злой…смастерил такое зеркало,в котором всё… уменьшалось,а всё …казалось ещё хуже.Тролль и его ученики бегали с зеркалом повсюду,и однажды захотелось им добраться до… .Вдруг зеркало вырвалось у них из рук и … . Осколки разлетелись по белу свету.Человек с таким осколком в глазу замечал в каждой вещи лишь…,а если осколок попадал в …,то оно превращалось в кусок льда.
Отгадай слова и запиши их. Оружие маленькой разбойницы. 1
Любимый цветок Герды и Кая.
Кто отвёз Герду к дворцу Снежной королевы? 3
Вещь Герды,которую оставила себе маленькая разбойница.
Страна,в которой жил и творил величайший сказочник,Ханс Кристиан Андерсен. 2
Что заставило Кая забыть Герду,бабушку и всех домашних?
Слово,которое Кай должен был сложить из кусочков льда,чтобы получить свободу. 5
Страна,где вечный снег и лёд. 4
Впиши буквы в указанном порядке и узнай,в каком городе родился Х.К.Андерсен. 1 2 3 4 5
Положи в копилку мудрости свои мысли о прочитанном… Как ты думаешь,почему Герде удалось освободить Кая и победить Снежную королеву?В чём сила девочки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По географии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на раздел «План и карта» отводится 9 часов. Тема «План и масштаб»- вторая в данном разделе. Цель. Дать представл...
письменная викторина.Ответы.
I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:
- Снежная королева обещала подарить Каю весь мир и кое-что в придачу. Что именно?
- пару коньков;
- лыжи;
- санки.
- Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»:
- из жемчуга;
- из янтаря;
- из кораллов.
- Что свинопас менял на поцелуи принцессы:
- дудочку и кувшинчик;
- розу и соловья;
- горшочек и трещотку.
- На чём было написано письмо старой лапландки финке в сказке «Снежная королева»:
- на шкуре;
- на рыбе;
- на льдине.
- Вещь Герды, которую оставила себе маленькая разбойница»:
- шапочка;
- шубка;
- муфта.
II. Сколько...
- Сколько дней каждый год проводили братья-лебеди на родине?
- 11 - Сколько сестер было у Русалочки?
- 5 - Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
- 25 - Сколько учёных книг было написано об искусственном соловье в сказке «Соловей»?
- 25 - Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»?
- 20 тюфяков, 20 перин и 1 горошина - Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы?
- 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)
III. Угадай героя по описанию:
- Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.
- Принцесса из сказки «Принцесса на горошине» - Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости.
- Снежная королева - На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди - блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки…
- Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик» - Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами.
- Искусственный соловей из сказки «Соловей» - Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику…
- Оле-Лукойе - Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох.
- Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»
IV. Кто кому говорит эти слова:
- «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!»
Принцесса – королю в сказке «Свинопас» - «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?»
- Трубочист - пастушке - «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!»
Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас» - «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!»
Крыса – оловянному солдатику - «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!».
Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди» - «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!»
Курица - гадкому утёнку - «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!
Маленькая разбойница - Каю в сказке «Снежная королева» - «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели».
Студент – Иде в сказке «Цветы маленькой Иды» - «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!»
Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка» - «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!»
Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»
В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.
VI. Внимательный читатель. Вопросики, трудные и не очень:
- Кому было присвоено особое звание: первый певец императорского ночного столика с левой стороны?
– Искусственному соловью - В какой сказке наградой за обман послужили рыцарский крест в петлицу и придворное звание?
– В сказке «Новое платье короля» - Главы какой сказки носят название дней недели?
– «Оле-Лукойе» - Героиня какой сказки говорит: «А почему у нас нет бессмертной души? Я отдала бы все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо!»
- «Русалочка» - В сказке «Снежная королева» ворона говорит Герде: «Не угодно ли вам взять лампу, а я пойду вперёд. Мы пойдём прямой дорогой, тут мы никого не встретим» - «А мне кажется, что за нами кто-то идёт»,- сказала Герда. Кто шёл за ними?
- Сны - Какое место, по мнению андерсеновской ели, самое лучшее на земле?
- Лес, где светит солнышко и поют птички - В какой сказке Андерсена поленья пустили корни и ростки и появился благоухающий куст, весь усыпанный красными розами?
– В сказке «Дикие лебеди» - В какой сказке Андерсена за свадебным столом вместе в другими гостями сидели три собаки?
– В сказке «Огниво»
VII. Рассуждалки и самые интересные рассуждения наших читателей
- Как ты думаешь, почему Герде удалось победить могущественную Снежную королеву?
- В сказках добро всегда побеждает зло. И маленькой Герде очень нужно было спасти Кая. Она не побоялась ни опасного путешествия, ни голода, ни самой Снежной королевы. Такие смелые сердца всегда побеждают! (Павлов Коля, 2кл); Герда теплом своего сердца смогла растопить холод Снежной королевы (Лутиков Олег, 2 кл.); Потому что Герда – добрая, верная, смелая, терпеливая и мужественная. О себе она не думает, потому она и победила. С Божьей помощью (Герда постоянно молилась). Добро побеждает зло. (Горышнева Тамара, 3 кл.) - Какая сказка Андерсена кажется тебе самой красивой? Почему?
- «Русалочка». Героиня поняла, что хочет жить среди людей. Она полюбила человеческий мир и принца, ради которого превратилась в морскую пену. В конце я не сдержала слёз и, думаю, что каждый плачет в конце этой красивой сказки! (Султанова Яна, 5 кл.)
- «Стойкий оловянный солдатик». Здесь такие замечательные солдатики, такая красивая танцовщица, такой чудесный замок из картона! Много волшебства и красоты! (Павлов Коля, 2 кл.); Потому что в этой сказке очень красивая история о любви и очень трогательный конец! (Коробкова Даша, 5 кл.);
- «Дикие лебеди». Потому что она романтичная и очень хорошая (Леонова Юля, 2 кл.);
- «Гадкий утёнок». Самая справедливая сказка. Утенок много страдал, но не жаловался на своё горе и поэтому получил награду - стал прекрасным лебедем! Очень красивый конец! (Горышнева Тамара, 3 кл.);
- «Снежная королева». Это сказка о том, как Герда от своей любви к Каю решилась на тяжёлые поиски, когда Кая унесла Снежная королева. (Нихатуева Ангелина, 4 кл.); - Охарактеризуй 3-х героев из 3-х сказок Андерсена тремя словами. Например, солдат из сказки «Огниво» - смелый, предприимчивый, находчивый.
- Дюймовочка: заботливая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); нежная, заботливая, терпеливая (Горышнева Тамара, 3 кл.); решительная, отважная, храбрая (Тихомирова Вика, 4 кл.); маленькая, красивая, милая (Коробкова Даша, 5 кл.); маленькая, добрая, красивая (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
- Русалочка: любящая, мечтательная, ранимая (Султанова Яна, 5 кл.); любящая, самоотверженная, романтичная (Лутиков Олег, 2 кл.);
- Герда: смелая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); смелая, любящая, решительная (Нихатуева Ангелина, 4 кл.); добрая, любящая, смелая (Лутиков Олег, 2 кл.); хорошая, отчаянная, весёлая (Леонова Юля, 2 кл.);
- Оловянный солдатик: храбрый, влюблённый, мечтательный (Павлов Коля, 2 кл); верный, стойкий, влюблённый (Коробкова Даша, 5 кл.);
- Король из сказки «Новое платье короля»: модник, глупый, тщеславный (Павлов Ваня, 2 кл.);
- Свинопас: гордый, остроумный, мастеровитый (Горышнева Тамара, 3 кл.);
- Оле-Лукойе: сказочный, добрый, смешной (Коробкова Даша, 5 кл.);
- Снежная королева: злая, плохая, ледяная (Леонова Юля, 2 кл.); жестокая, бездушная, умная (Горышнева Тамара, 3 кл.);
- Девочка из сказки «Девочка со спичками»: бедненькая, голодная, мечтательная (Павлов Ваня, 2 кл.)
- Маленький Клаус: добрый, находчивый, хороший (Леонова Юля, 2 кл.).
Наверняка нет на свете людей, которые в детском возрасте (а многие - и став взрослыми) не любили бы читать сказки, не восхищались бы силой, ловкостью, находчивостью неустрашимых и непобедимых героев. Однако мы привыкли, что борется со злом, рискует собственной жизнью и в конце концов побеждает могучий богатырь, влюбленный принц или, на худой конец, сообразительный Иванушка-дурачок. Но вот перед нами сказка X. К. Андерсена «Снежная королева». И что же мы видим? Главная героиня - маленькая, нежная, хрупкая девочка, которая оказалась способной не только противостоять чарам холодной и прекрасной Снежной королевы, но и разрушить ее дворец, вызволив из беды своего названого братца Кая. Какие только испытания не выпали на долю Герды, какие только преграды она не преодолевала во время своих длительных и опасных странствий. Любые трудности оказались по плечу этой неутомимой путешественнице, потому что в ее сердце жили вера, надежда и любовь. Ей удалось пройти там, где отступил бы, пожалуй, даже прославленный рыцарь. Я думаю, эта сказка учит нас, что даже маленькие и слабые всегда сумеют добиться своего, если будут верить в свои силы и верность выбранных целей.