Социальная стратификация по сорокину. Теория социальной стратификации и мобильности П. Сорокина. Объективность в социологии обеспечивается

Читайте также:
  1. I этап Выявление семьи, нуждающейся в социальной реабилитации. Установление контакта с семьёй.
  2. IY этап. Оценка эффективности социальной реабилитации семьи
  3. VII. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИНЯ СТУДЕНТАМИ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ
  4. А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
  5. Алкоголизм, наркомания, курение и токсикомания как социально-гигиеническая проблема, медицинские аспекты. Основные критерии для отнесения к социально-гигиеническим проблемам.
  6. Анализ и оценка эффективности управления. Критерии и показатели эффективности. Экономические критерии эффективности и затраты на управление.

4. профессия

5. уровень дохода, политический статус, профессиональные роли

174. Важнейший критерий социальной стратификации:

1. родственные связи

2. пол, образование

3. возраст, профессия

4. национальность

5. образование, доход, власть, профессия

175. М.Вебер о социальном неравенстве:

1. неравенство определяется неадекватными возможностями получения доходов, властью, статусной позицией

2. оно вызвано экономическими отношениями

3. это – естественное состояние общества

4. рождается властными отношениями

5. место жительства определяет неравенство

Тема 8. Социальная мобильность и ее основные тенденции

176. Наиболее корректное определение классов:

1. "совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве" (П. Бурдье)

2. "совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами" (М. Вебер)

3. "класс определяется его местом в общественном разделении труда" (Н. Пуланцас)

4. "конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета" (Р. Дарендорф)

5. "способ коллективного действия" (Ф. Паркин)

177. Совокупность социальных перемещений людей в обществе:

1. стратификация

2. мобильность

3. социализация

4. структура

5. дифференциация

178. Разжалование офицера относится к мобильности:

1. вертикальной

2. горизонтальной

3. географической

4. организованной

5. стихийной

179. Институт, выступающий основным каналом социальной мобильности:

2. церковь

5. средства массовой информации

180. Определение классов, находящихся в антагонистическом отношении принадлежит:

1. М. Веберу

2. Конфуцию

3. К. Марксу

4. Платону

5. Аристотелю

181. Средний класс составляет в современном западном обществе:

182. Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:

1. ведет к застою, препятствует социальной мобильности

2. способствует квалификации работников

3. повышает устойчивость и стабильность общества

4. повышает социальную напряженность



5. повышает позиции высших слоев общества

183. К среднему классу относятся:

1. безработные

2. неквалифицированные рабочие

3. владельцы крупных промышленных корпораций

4. материально-обеспеченные слои интеллигенции

5. главные управляющие общенациональными корпорациями

184. Главный признак классовой принадлежности в марксистской теории:

1. характер деятельности

2. размер получаемого дохода

3. форма получаемого дохода

4. отношение к собственности на средства производства

185. Социальная мобильность:

1. равенство возможностей для всех членов общества

2. возможность путешествовать по стране и за ее пределами

3. быстрые социальные перемены

4. переход людей из одной социальной группы в другую

5. перемещение из одного возраста в другой

186. Повышение статуса индивида внутри социальной группы- пример:

1. вертикальной социальной мобильности

2. горизонтальной социальной мобильности

3. смена индивидом территории проживания или работы

4. не имеющий отношения к социальной мобильности

5. перемещение из одного места в другое

187. Наиболее полное описание каналов вертикальной мобильности дал:



1. Т. Парсонс

2. М. Вебер

3. Э. Дюркгейм

4. П. Сорокин

5. К. Маркс

188. Вертикальная мобильность:

1.переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

2. переход из одной страты в другую

3. перемещение из одного места в другое

4. перемещение, управляемое государством

5. стихийное перемещение

189. Горизонтальная мобильность означает перемещение:

1. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

2. из одной страны в другую

3. из одного места в другое

4. управляемое государством

5. стихийное перемещение

190. Перемещение из православной в католическую группу- мобильность:

1. вертикальная

2. горизонтальная

3. статусная

4. географическая

5. организованная

191. Нисходящая социальная мобильность:

1. переход с военной службы на гражданскую

2. переезд из города в сельскую местность

3. переход с руководящей должности на рядовую

4. переход с государственного предприятия в частное

5. переход из одной религии в другую

192.Термин «социальная мобильность» введен в социологию в 1927 году:

Б.Барбером

А.Турэном

П.Сорокиным

Л. Уорнером

Р.Дарендорфом

193. Общество, в котором перемещение из одной страты в другую официально не ограничено:

1. патриархальное

2. рабовладельческое

3. закрытое

4. открытое

5. тоталитарное

194. Продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью:

1. номенклатурная карьера

2. социальная мобильность

3. карьера и антикарьера

4. общественный договор

5. групповая динамика

195. Межпоколенная мобильность предполагает:

1. дети достигают более высокой социальной позиции либо, спускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

2. один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции

3. индивиды, социальные группы перемещаются из одной страты в другую

4. индивид или социальная группа перемещаются из одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне

5. переход из одной веры в другую

196. Основные виды социальной мобильности:

1. карьера, образование, должность

2. межпоколенная и внутрипоколенная

3. вертикальная и горизонтальная

4. интеграционная

5. профессиональная

197. Горизонтальная мобильность:

1. повышение социального статуса

2. понижение социального статуса

3. переход в другую социальную группу на том же уровне

4. состояние маргинальности

5. пространственные перемещения

198. Каналы вертикальной мобильности:

2. профессия

4. система образования, семья, бизнес, политика, армия

5. религия

199. Поражение на выборах относится к типу социальной мобильности:

1. горизонтальная, групповая

2. вертикальная, восходящая, групповая

3. горизонтальная, индивидуальная

4. вертикальная, нисходящая, групповая

5. вертикальная, нисходящая, индивидуальная

200. Принятие другого гражданства – пример мобильности:

1. горизонтальной

2. вертикальной

3. межпоколенной

4. внутрипоколенной

5. географической

Тема 9. Личность как социальная система

201. Необходимость выполнять требования несовместимых ролей называется:

ролевой конфликт

ролевое поведение

маргинальный статус

переходное состояние

ролевое ожидание

202. Ситуация, при которой социальный и личный статус приходят в противоречие друг с другом и индивид вынужден предпочесть один другому:

фрустрация

статусный конфликт

маргинальный статус

социальная роль

адаптация

203. Положение индивида в соответствии с его личными качествами:

1. социальная роль

2. социальный статус

3. статусный набор

4. личный статус

5. предписанный статус

204. Статус, с которым идентифицируют человека в обществе:

1. личный статус

2. главный статус

3. социальный статус

4. статусный набор

5. достигаемый статус

205. Учение о социальном характере разработал:

1. Р. Дарендорф

2. Г. Маркузе

3. Э. Фромм

4. Дж. Морено

5. З. Фрейд

206.Типология "традиционно-ориентированная личность", "изнутри-ориентированная личность" и "извне-ориентированная личность" принадлежит:

1. Д. Рисмену

2. Т. Шибутани

3. В. Ядову

Теория стратификации является стержнем философско-социологических взглядов Питирима Сорокина. Его динамическая модель социальной стратификации определила мейнстримное направление современной социологии. В этом видится острая актуальность изучения творчества П. Сорокина и прежде всего, работ “Системы социологии” и “Социальная мобильность”. Оценке вклада П. Сорокина в общечеловеческую сокровищницу науки и культуры посвящены содержательные книги русских исследователей И. Громова, А. Мацкевича, С. Семенова, Н. Канашевича, С. Новиковой, П. Тихонова, Н. Зюзева, Ю. Вешнинского и др.

Изучая теорию стратификации П. Сорокина необходимо сконцентрировать внимание на двух понятиях, которые впервые он ввел в мировую науку; это – “социальное пространство” и “социальная мобильность”. Характеризуя “социальное пространство”, Сорокин резко отделял его от геометрического. Люди, находящиеся рядом в геометрическом измерении, например, раб и рабовладелец, феодал и его крепостной в социальном плане отделен огромной дистанцией. А вот личности, находящиеся очень далеко друг от друга в пространстве, могут быть близки по своему социальному положению.

Выделяет П. Сорокин и две особенности социального пространства человеческой жизни: первая – стратифицированность (иерархия) отношений между людьми и, значит, существует возможность социального перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. И чем больше общество цивилизовано, развито, открыто, тем меньше в нем социальных перегородок, непоколебимых страт. Вторая особенность социального пространства заключается в его многомерности, в отличие от трехмерного геометрического пространства.

Для ориентирования в социальном пространстве П. Сорокин предложил систему координат, а именно отношение индивидуума к определенным социальным группам; отношение этих групп друг к другу; положение и функции человека в пределах каждой из основных групп. Таким образом, социальное пространство, по Сорокину, есть общая совокупность всех социальных образований. В том числе: расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные и государственные. В работе “Система социологии” П. Сорокин выделил и “кумулятивные” группы, объединенные вокруг нескольких признаков, такие как классы, нации, элиты и т.п.. Сорокинское описание элит стало вообще первым в российской литературе.

Особое внимание П. Сорокин уделил и таким разновидностям “кумулятивных” групп как классы, которые сочетают в себе три “элементарных” группировки: профессиональную, имущественную и правовую.

Полное представление о характере социальной стратификации конкретного общества можно составить лишь посредством рассмотрения ее динамической стороны, выражаемый понятием “Социальная мобильность”. На основании большого исторического материала П. Сорокин подробно проанализировал тенденции изменения экономической, политической и профессиональной стратификации в работе “Социальная мобильность”, изданной им в США в 1927 году.

П. Сорокин, вслед за М. Вебером, обратил пристальное внимание на то, что процессы стратификации являются безусловно многомерным явлением, а все измерения стратификации тесно переплетены и исключительно мобильны.

Мобильность может быть, как индивидуальной, так и групповой, семейной. П. Сорокин различал интергенерационную (между поколениями) т.е. “отец-сын” и интрагенерационную (внутри поколения) мобильность, то есть индивидуальную карьеру.

Понятием “Социальная мобильность” характеризуют социальные перемещения по всем осям координат “социального пространства” общественной жизни. По направлению перемещения социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, а последняя – восходящей или нисходящей, писал П. Сорокин. Он также утверждал, что никогда не существовало абсолютно закрытого и неподвижного общества, и социальная мобильность никогда не была абсолютно свободной. П. Сорокин подчеркивал, что в истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности. Уровень социальной мобильности определяет степень “закрытости” или “открытости” общества. “Закрытое” общество характеризуется существенным ограничение и социального передвижения. Престижные позиции монополизируются отдельными относительно замкнутыми группами или лицами. “Открытым” обществом считается такое, где возможности социальной мобильности достаточно широки и группы или индивиды могут свободно передвигаться по ступеням общественной иерархии. “Закрытый” тип общество присущ, прежде всего, доиндустриализованым системам. Обычно в качестве классического примера “закрытого” общества называют кастовый строй в Индии, а “открытого” – буржуазные демократии, для которых характерно отсутствие формальных ограничений для продвижения по социальной лестнице.

Среди наиболее важных каналов социальной мобильности - своего рода социальных “лифтов” П. Сорокин, называя армию, церковь, политику, морганистические браки, богатство. Однако больший объём мобильности осуществляется через профессиональные роли, связанные с получением образования. Возрастающее значение образования стало, по мнению П. Сорокина, определяющим фактором динамики социальных структур в современных обществах.

Рассматривая структуру “социального взаимодействия”, П. Сорокин выделял его важнейшие элементы. Индивиды(минимум-два), находящиеся во взаимодействии и этим обусловливающие поведение друг друга. “Акты” (действия) – каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жизни (потребности, способность реагировать на стимулы), с другой – стимулом(раздражителем), вызывающим реакции других людей. “Проводники” социальных действий – это способы передачи реакции между субъектами взаимодействия, которые могут быть материальными и символическими (язык, письменность, музыка, искусство, деньги, орудия труда, церемонии, памятки, предметы быта).

В общественной жизни П. Сорокин выделял различные уровни взаимодействия, которые в совокупности дают представление о социальном пространстве человеческой жизни и социальной дифференциации в нем. К основным видам социального взаимодействия он относил: межиндивидуальный, уровень элементарных и кумулятивных групп (классы, нации, элита), и межгрупповой. Взаимодействие может быть как антагонистическим, так и солидаристическим. Интегральным фактором всей социальной жизни П. Сорокин считал коллективный рефлекс. Эта установка отчетливо проявилась в его работе “Социология революции”, вышедшая в США в 1925 году, в которой причину революционных движений в обществе он усматривал в подавлении базовых человеческих инстинктов. Уже в ранней работе “Система социологии” (1920) П. Сорокин изложил основные положения социальной стратификации. Позднее эти идеи он развил в фундаментальный и новаторской по тем временам работе “Социальная мобильность”, которая произвела неожиданный эффект в США. По единодушному мнению, эта работа считается классическим для западной социологии трудом по проблемам стратификации. Она использовалась в свое время как учебник. По воспоминаниям Р. Мертона, ученика П. Сорокина, “Социальная мобильность” представляет собой изумительный синтез эмпирического и практического материала, а также первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации.

Особое значение для понимания социальной жизни П. Сорокина придавал состоянию “проводников” (материальных и символических), передающих реакцию от одного индивида к другому. Насыщенность “проводниками” социального пространства и времени, по его мнению, существенно изменяет социальные взаимодействия в обществе. Например, степень интенсивности взаимодействия находится в прямой зависимости от насыщенности социального пространства социальными “проводниками” (состояние железных дорог, количество писем и телеграмм, митингов и лекций, газет, библиотек, разговоров). В процессах аккумуляции “проводников” П. Сорокин усматривал специфическую особенность, отличающую человеческую общество от биологических существ. “Проводники” не исчезают как “акты”, а могут сохраняться и накапливаться. Они создают вокруг взаимодействующих людей неприродную среду-культуру, которая представляет собой как бы застывший результат прошлых взаимодействий людей, органически включенных в их настоящее взаимодействие. Так же как Э. Дюркгейм и Г. Зиммель, П. Сорокин приходит к выводу, что все элементы культуры являются реальными элементами общества наравне с индивидами и отношениями. Они включены в орбиту нашего сегодняшнего поведения, независимого от того, когда созданы. Поэтому любое общество, считал П. Сорокин, можно описать и понять только через призму присущей ему системы культуры, ядро которое составляют “значения, нормы, ценности”. Социоэмпирические исследования этих культурных качеств можно описать лишь, используя метод интегрального синтеза.

Интегралистские тенденции в творчестве П. Сорокина окончательно оформились в четкую теоретическую модель в его четырехтомной работе “Социальная и культурная динамика”, которая стала главным трудом ученого. Эта работа аккумулировала идеи почти всех отраслей гуманитарного знания. П. Сорокин различал социокультурные феномены различных уровней. В любой период истории, считал он, существует пять основных, стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Интегрирующим понятием его главной работы стало понятие “социокультурная система”, сфера действия которой распространяется на общество. По П. Сорокину, социокультурные системы возникают в результате сочетания различных комбинаций между двумя важнейшими типами интеграционных связей каузально-функциональными и логико-значимыми. Суперсистемы различаются методами познания, а их ядром в итоге он считал мировоззрение.

Таким образом, социология П. Сорокина справедливо получила название интегральной: его исследование включало в актив социологического анализа все лучшие достижения гуманитарных дисциплин. Питирим Сорокин первым в социологии XX века предложил системный подход к исследованию социальной стратификации и социальной мобильности. Он проанализировал огромный эмпирический материал в этой области и разработал методологию и методику измерения социальной стратификации, которая не потеряла свою актуальность до настоящего времени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. – М., 1994

Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология. – СПб., 1997

Канашевич Н. М. Социология. Вопросы теории и методологии. Монография. – Могилев, 1999

Новикова С. История развития социологии в России. – М., 1996

Тихонова П. А. Социология П. Сорокина – М., 1999

Зюзев Н. Ф. Философия Питирима Сорокина. – Сыктывкар, 2004

Вишнинский Ю. Г. Значение теории “проводников” социального взаимодействия. – М., 2014.

Федеральное агентство по образованию РФ

Рязанский Государственный Радиотехнический Университет

по социологии на тему:

"Социальная стратификация П. Сорокина"

Рязань, 2010


Введение

3. Системы социальной стратификации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.

Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: "Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены.

"Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества".

"Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы (что типично для современного Запада), где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер".

Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от В.Парето (который предложил теорию "циркуляции элит") до П.Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968), один из крупнейших представителей социальной мысли XX столетия, был одним из основоположников теории социальной стратификации общества. Социальная стратификация, согласно взглядам П.А. Сорокина - это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала, как считал этот виднейший социолог, во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия, согласно его воззрениям, продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, среди преступников и в демократиях – повсюду.

Для Сорокина, как и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота экономической, политической или профессиональной стратификации - вневременные характеристики и нормативные черты стратификации. Их временные флуктуации не носят однонаправленного движения ни в сторону увеличения социальной дистанции, ни в сторону ее сокращения.

Таким образом, П.А. Сорокин является одним из основоположников современной социологической теории социальной стратификации, поэтому так важен тщательный анализ основных положений его теории в свете его научных воззрений и исторической действительности, участником которой он был.


1. Краткая биография П.Сорокина

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) - американский социолог и культуролог. Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 - приват-доцент). В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переезжает в США. В 1924-1930 профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни - профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. - социологический факультет.

Основные труды П.А. Сорокина: "Пережитки анимизма у зырян" (1910), "Брак в старину: (многомужество и многожёнство)" (1913), "Преступность и её причины" (1913), "Самоубийство как общественное явление" (1913), "Символы в общественной жизни", "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Социальная аналитика и социальная механика" (1919), "Система социологии" (1920), "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии" (1947), "Восстановление гуманности" (1948), "Альтруистическая любовь" (1950), "Социальные философии в век кризиса" (1950), "Смысл нашего кризиса" (1951), "Пути и власть любви" (1954), "Интегрализм - моя философия" (1957), "Власть и мораль" (1959), "Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960), "Дальняя дорога. Автобиография" (1963), "Главные тенденции нашего времени" (1964), "Социология вчера, сегодня и завтра" (1968).

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры.

По мнению П.А. Сорокина, попытки радикального сокрушения социальной дифференциации приводили лишь к принижению общественных форм, к количественному и качественному разложению социальности.

Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания).

Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об "интегральной" социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы).

Сорокин выделяет три основные типа культуры: чувственный - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - здесь господствует интуитивный метод познания.

2. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними

стратификация неравенство сорокин флуктуация

Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно. Для большего педантизма необходимо подвергнуть анализу каждую из форм в отдельности.

Основные принципы теории стратификации, разработанные выдающимся русским, а впоследствии американским ученым Питиримом Сорокиным в первой четверти XX века, фактически были теоретической основой системного анализа социальноэкономических систем, когда-либо функционирующих на земле. Он был назван социологом № 1 XX века, и его избрание президентом Американской социологической ассоциации в 1964 году лишь закрепило формально его признанное мировое лидерство в социологии.
Питирим Александрович Сорокин родился в российской глубинке - в селе Турья Аренского уезда Вологодской губернии 21 января 1889 года в семье ремесленника Александра Прокопьевича Сорокина, мастера церковно-реставрационных работ. Уже в старших классах Хреновской церковно-учительской школы стал интересоваться нелегальной эсеровской литературой, а в 1906 году был первый раз арестован за нелегальную деятельность. В 1909 году он поступает в Санкт-Петербургский психоневрологический институт на кафедру социологии, а в 1910 году переводится в Университет на юридический факультет, публикует серию статей в разных журналах. А в 1914 году выходит его первая монографическая работа «Преступление и кара, подвиг и награда». После окончания университета Сорокин был приглашен на кафедру уголовного права и судопроизводства Университета для подготовки к профессорскому званию. В январе 1917 года получает звание приват-доцента Петербургского университета. После февральской революции был личным секретарем А.Ф. Керенского. В 1916 году по его предложению было создано русское «Социологическое общество им. М.М. Ковалевского».
В течение 917 года им написана серия статей: «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира», «Проблемы войны и путь к миру», «Что такое монархия и что такое республика», «Сущность социализма» и др. В ноябре 1917 года он был избран депутатом учредительного собрания, а 2 января 1918 года был арестован большевистским правительством за свое депутатство.
В 1920 году П.А. Сорокин избирается заведующим кафедрой социологии Петроградского Университета и в этом же году публикует двухтомную монографию «Система социологии», и в 1922 году сдает в печать книгу «Голод как фактор», набор которой был уничтожен по указанию Н.И. Бухарина. А в сентябре 1922 года в числе многотысячной армии русской интеллигенции он был выдворен из страны коммунистическим правительством. Сначала в Европе, а затем в США (Гарвардский Университет) он пишет свои фундаментальные социально-экономические труды, получившие мировое признание. В 1960 году он публикует свою теорию конвергенции «Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу», которая предсказала будущие события достаточно точно. Он скончался 11 февраля 1968 года.
Рассмотрим кратко основные идеи теории стратификации П.А. Сорокина.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Понятия и определения
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения1. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, или существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, однако, некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими или в одной профессиональной группе работники делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени.
Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество - короче говоря, любая организационная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности. Даже группы ревностных уравнителей терпят постоянный провал в попытках создать нестра- тифицированнуго группу. Все это свидетельствуют об опасности и неизбежности стратификации в любой организованной группе. Это замечание может показаться несколько странным для многих людей, кто под влиянием высокопарной фразеологии может поверить, что по крайней мере общества самих уравнителей не стратифицированы. Это мнение, как и многие схожие, ошибочно. Попытки уничтожить социальный феодализм были удачными в смысле смягчения некоторых различий и в изменении конкретных форм стратификации. Им никогда не удавалось уничтожить саму стратификацию. Регулярность, с которой терпели неудачу все эти попытки, еще раз доказывает естественный характер стратификации. Христианство начинало свою историю с попытки создать общество равных, но очень скоро оно уже имело сложную иерархию, а в конце своего пути возвело огромную пирамиду с многочисленными рангами и титулами, начиная со всемогущего папы и кончая находящимся вне закона еретиком. Институт монашества был организован св. Франциском Ассизским на принципах абсолютного равенства; прошло семь лет, и равенство испарилось. Без исключения все попытки самых ревностных уравнителей в истории человечества имели ту же судьбу. Провал русского коммунизма - это только еще один дополнительный пример в длинном ряду схожих экспериментов, осуществляемых в большем или меньшем масштабе иногда мирно, как во многих религиозных сектах, а иногда насильственно, как в социальных революциях прошлого и настоящего. И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифицированном виде и часто создаются руками самих уравнителей.
Настоящие демократии, социалистические, коммунистические, синдикалистские и другие организации со своим лозунгом «равенства» не представляют исключения из правила. В отношении демократий это было показано выше. Внутренняя организация различных социалистических и близких им групп, претендующих на «равенство», показывает, что, возможно, ни одна другая организация не создает такой громоздкой иерархии и «боссизма», которые существуют в этих группах. Социалистические лидеры относятся к массам как к пассивному инструменту в их руках, как к ряду нулей, предназначенных только для того, чтобы увеличивать значение фигуры слева, пишет Э. Фурньер (один из социалистов). Если в этом утверждении и есть некоторое преувеличение, то оно незначительно. По крайней мере, лучшие и самые компетентные исследователи единодушны в своих заключениях о громадном развитии олигархии и стратификации внутри всех подобных групп.
Громадное потенциальное стремление к неравенству у многочисленных уравнителей становится сразу заметным, как только они дорываются до власти. В таких случаях они часто демонстрируют большую жестокость и презрение к массам, чем бывшие короли и правители. Это регулярно повторялось в ходе победоносных революций, когда уравнители становились диктаторами. Классическое описание подобных ситуаций Платоном и Аристотелем, выполненное на основе социальных потрясений в Древней Греции, может быть буквально применено ко всем историческим казусам, включая опыт большевиков.
Резюмируем: социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. «Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей». Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей - словом, повсюду.
Это, однако, не значит, что социальная стратификация качественно и количественно одинакова во всех обществах и во все времена. По своим конкретным формам, недостаткам и достоинствам она различна. Социальную стратификацию характеризуют качественные и количественные различия. Количественный аспект социальной стратификации проявляется в ее трех формах: экономической, политической и профессиональной.
П.А. Сорокин ввел понятия высоты и профиля социальной стратификации и высоты и профиля всего «социального здания». Какова высота его? Каково расстояние от основания до вершины «социального конуса»? Крутые или пологие его склоны? Все эти вопросы относятся к количественному анализу социальной стратификации, так сказать, фасу архитектуры социального здания. Его внутренняя структура, его цельность, предмет качественного анализа. Прежде следует исследовать высоту и профиль социальной пирамиды, а затем уже проводить анализ внутренней организации, с точки зрения социальной стратификации. Теория социальной стратификации П.А. Сорокина дает мощный методологический инструмент стратегического менеджмента как для анализа внешней среды в стратегической перспективе, так и для анализа внутренних закономерностей развития корпораций.

Еще по теме Теория социальной стратификации П.А. Сорокина (1920) как стратегическое видение социально-экономических систем:

  1. Общая характеристика системы социальной защиты граждан и социальные стандарты Основные социально-экономические факторы, определяющие системы социальной защиты

Социальные взаимодействия

3. общие законы общества

4. человека

5. управление обществом

2.Суждение, принадлежащее О. Конту:

1. социология возникла в Древней Греции

Социология опирается на опыт и реальные факты

3. задача науки - дать сущностное объяснение явлений

4. социология - объективная наука

5. социология изучает "значимые вещи"

3. Э. Дюркгейм считал, что социология:

1. наука об обществе

Наука о социальных фактах

3. наука о социальном поведении

4. наука об естествознании

5. наука о природных факторах

4.Объект социологии:

1. человек

2. общество

Социальная жизнь человека, группы, общества

4. образцы поведения

5. совокупность действующих индивидов

5. Прикладная социология:

1. микросоциологическая теория общества

2. социальная инженерия

3.макросоциологическая теория общества, закономерности и принципы данной области знания

Совокупность методов и процедур исследования

5. одно из направлений в современной социологии

6. Объективность в социологии обеспечивается:

1. познавательностью

Отказом от идеологии и предвзятости

3. типологизацией

4. фильтрацией

5. интеграцией

7. Примером подражания социологии естествознанию считал:

1. Ш. Монтескье

2. К. Маркс

3. Ж.Ж. Руссо

О. Конт

5. Г. Спенсер

8. Предмет социологии:

1. социальные отношения и социальные взаимодействия

2. межличностные взаимодействия людей

3. личность

4. размещение производительных сил управление обществом

5. управление обществом

Отрасль науки о процессе социальных отношений и взаимодействий между индивидами:

социология

культурология

философия

политология

психология

Наука, зародившаяся на основе идей Просвещения и как реакция на Французскую революцию:

психология

антропология

философия

социология

культурология

Общество как целостная система и процессы, происходящие в нем, изучается:

1. культурологией

2. философией

3. историей

4. социологией

5. религиоведением

Социология как наука возникла в:

2. ХХ веке

3. 40-х годах XIX века

4. XVIII веке

5. Древней Греции

13. Термин "социология" ввёл:

1. М. Вебер

2. К. Маркс

5. Аристотель

14. Родоначальник социологии:

1. Аристотель

2. Н. Макиавелли

3. Ш. Монтескье

5. К. Маркс

Термин "социология" появился в:

начале XVII в.

середине XIX в.

первой половине XX в.

40-х годах ХІХ века

Древней Греции

16. Причины запоздалого возникновения социологии:

1. сложность объекта ее исследования


2. объективная закономерность развития общества

3. ученые открывали социальные закономерности с меньшим успехом, чем законы мироздания

4. недостаточный уровень развития знаний к моменту ее возникновения

5. естественные и точные науки считались более важными, нежели социальные

17. Сфера общественной жизни, которую стали исследовать раньше других:

1. духовная

2. политическая

3. экономическая

4. социальная в широком смысле слова

5. социальная в узком смысле слова

18. Философом в социологии и социологом в философии Р. Арон считал:

1. О. Конта

2. Г. Спенсера

3. М. Вебера

4. П. Сорокина;

5. Э. Дюркгейма.

19. Направление в социологии, представители которого пытались свести законы развития общества к закономерностям естественного отбора:

социал-дарвинизм

бихевиоризм

морганизм-менделизм

индивидуальный выбор

жизненный мир

20. Направление в социологии, считающее, что в основе организации общественной жизни лежат особые законы – законы подражания:

инстиктивизм

«теория толпы»

интеракционизм

социальный конфликт

психоанализ

21. Вопрос "Вор делает дырку в заборе или дырка в заборе делает вора" принадлежит:

1. психологу

2. философу

4. социологу

5. учителю

22. Наука, изучающая целостное социокультурное пространство:

1. философия

2. история

3. психология

4. культурология

5. социология

23. Уровни социологического знания:

1. фундаментальный

2. отраслевой

3. эмпирический

4. теоретический

5. эмпирический, теоретический

24. Область социологического знания, изучающая крупномасштабные социальные объекты:

1. микросоциология

2. отраслевая социология

3. макросоциология

4. методология

25. Область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействие с социальной средой:

1. микросоциология

2. макросоциология

3. общесоциологическая теория

4. отраслевая социология

5. специальная социологическая теория

Тема 2. Основные этапы становления социологии как науки

26. «Закон трех стадий» разработал:

1. К. Маркс

2. П. Сорокин

3. М. Ковалевский

5. М. Вебер

27. Разделы социологии "социальная статика" и "социальная динамика" разработаны:

1. Г. Спенсером

2. Э. Дюркгеймом

3. А. Гобино

4. О. Контом

5. Платоном

28. Социал-дарвинистскую традицию в социологии представлял:

1. Л. Гумплович

2. З. Фрейд

3. Ч. Дарвин

5. Ж. Гобино

29. Центральное понятие социологии К. Маркса:

2. социальное действие

3. социальное пространство

4. социальный факт

5. социальная система

30. Понятие "материалистическое понимание истории" ввел:

1. Ш. Монтескье

2. К. Маркс

3. Ж.Ж. Руссо

5. Р. Дарендорф

31. Идея социальной солидарности принадлежит:

1. Т. Гоббсу

2. В. Парето

3. Э. Дюркгейму

4. Платону

32. Ч. Валиханов о современном ему казахском обществе:

1. рабовладельческое общество

2. патриархально-феодальное общество

3. капиталистическое общество

4. коммунистическое общество

5. постиндустриальное общество

33. Ч. Валиханов о социальном положении народа:

1.интересы знатных и богатых людей большей частью враждебны интересам массы, большинства

2. классовая борьба раздирает общество

3. рост численности скота повышает благосостояние народа

4.сохранение сословий способствует улучшению социального положения народа

5. угнетение простого народа - историческая необходимость

2. Р.Мертон

3. Т.Парсонс

4. Г.Спенсер

5. Э.Дюргейм

35. Причины социальной несправедливости в обществе, по мнению Абая:

1. гололедица (джут) барымта

2. родоплеменные распри

3. разделением общества на богатых и бедных и противоречия их интересов

4. бездействие принятых законов, обычаи и традиции

5. отставание науки, образования, культуры

36. Абай Кунанбаев о социальной роли науки:

1. практика без науки может дать все

2. наука - вещь наживная, ее можно добиться трудом, желанием

3.наука дает человеку свет, показывает путь, выходы из невежества

4. наука дает возможность раскрыть тайны вселенной

5. наука – основа неравенства

37. Абай о социальной роли труда:

1. барымта - один из путей обогащения, благосостояния

2. все виды труда полезны, в т.ч. и наемный труд

3. труд способствует всестороннему развитию человека

4.источником богатства могут быть спекуляция, рынок, воровство

5. труд – источник независимости

38. Названные Абаем факторы, влияющие на социализацию личности:

1. лень, сутяжничество

2. политика, религия, школа

3. стремление, труд, довольство, вдумчивость, благородство

4. труд, промышленность

5. рынок, богатство, благородство

Главное произведение О.Конта:

«О разделении общественного труда»

«Курс позитивной философии»

«Самоубийство»

«История и классовое сознание»

«Протестантская этика и дух капитализма»

40. Понятие, введенное Э. Дюркгеймом в качестве связующего звена между обществом и ценностными представлениями как взаимодействие индивидуальных сознаний:

аналитическое понятие

операционное понятие

модельные понятия

идеального типа

солидарность

41. Ученый, который в своей работе «Курс позитивной философии» рассматривал «закон трех стадий интеллектуального развития сознания»:

П.Сорокин

М.Ковалевский

Аристотель

42. Основоположник биологического (органического) направления в социологии:

Г.Спенсер

Э.Дюркгейм

Т.Парсонс

43. Первый специальный труд по социологии:

«Государь» Н.Макиавелли

«Капитал» К.Маркса

«Политика» Аристотеля

«Курс позитивной философии» О.Конта

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса

44. Основоположник социального дарвинизма:

Г.Спенсер

Э.Дюркгейм

П.Сорокин

45. Закон О. Конта ставший теорией социального развития:

1. закон трех степеней

2. закон структуры общества

3. закон инстинктов

4. закон классификации наук

П.Сорокин

Ф.Энгельс

Г. Зиммель

Р. Дарендорф

Э.Гидденс

47. Утверждение «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» принадлежит:

1. К.Марксу

2. М.Ганди

3. Э.Дюркгейму

4. Д.Бэллу

5. Т.Мертону

48. Самоубийство как социальное явление рассмотрел:

1. Э.Дюркгейм

2. Т.Парсонс

3. Г.Спенсер

5. Р.Мертон

49. По мнению Э.Дюргейма органическая солидарность порождается:

1. разделением общественного труда

2. различием индивидов

3. структурным насилием

4. массовыми репрессиями

5. несправедливостью распределения ресурсов

50. Системный подход к анализу общества обосновал:

1. З.Фрейд

2. Ф.Ницше

3. К.Маркс

5. Г.Спенсер

Тема 3. Парадигмы социологии XX века

51. М. Вебер сформулировал:

1. закон социальной гармонии

2. важность понимания субъективного смысла

3.закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений

4. систему теоретических понятий

5. понимание общества как ценностно-нормативной системы

52.Основоположник "понимающей" социологии:

1. Э. Дюркгейм

2. Т. Парсонс

3. М. Вебер

4. К. Маркс

5. В. Парето

53.У истоков социологии конфликта стоял:

1. Р. Дарендорф

2. К. Маркс

3. А. Кетле

4. Л. Козер

5. Т. Парсонс

54.Основное понятие в теории структурного функционализма:

1. социальная система

2. общество

3. социальная общность

4. социальный конфликт

5. компромисс

55.Центральное понятие феноменологической социологии:

1. жизненный мир

2. индивидуальный выбор

3. социальный продукт

4. традиции

5. социальный процесс

56.Школа, возникшая на основе концепции Э. Дюркгейма:

1. структурно-функциональный анализ

2. позитивистская социология

3. конфликтная социология

4. эволюционно-органическое направление

5. биолого-этнологическая школа

1. М. Ковалевский

4.П. Сорокин

5. Т. Парсонс

58.Американский социолог, рассматривавший равновесие как важнейший признак общества:

1. П. Сорокин

2. Т. Парсонс

3. М. Вебер

4. В. Парето

5. К. Маркс

59.Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология стала в:

4. Германии

60. Имена Дж.Г. Мида, Ч.Х. Кули, М.Вебера связывает:

1. позитивизм

2. структурный функционализм

3. социальный бихевиоризм

4. натуралистическое направление

5. конфликтология

61. Концепция, рассматривающая общественную жизнь как результат взаимодействия людей:

«формальная школа» Р.Парка

структурный функционализм Т.Парсонса

«теория конфликта» Г.Зиммеля

психологический эволюционизм Э.Гидденса

неофрейдизм Э.Фромма

62. Школа, рассматривающая социологию как поведенческую науку:

европейская

американская

французская

немецкая

63. Развитие бюрократии как положительную перспективу исторического процесса доказывал социолог:

Т. Парсонс

А.Толднер

А.Пригожин

64. "Идеальный тип" в социологии М. Вебера:

1. эмпирическая реальность

3. теоретическая конструкция

4. индивидуальный выбор

1. П. Сорокин

2. Т. Парсонс

3. М. Вебер

4. К. Маркс

5. Р. Мертон

66.Великий буржуазный антипод К. Маркса:

1. М. Вебер

2. Г. Зиммель

3. Р. Дарендорф

4. П.Сорокин

5. Т.Спенсер

67.К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф – что объединяет эти имена:

1. это известные деятели международного рабочего движения

2. сторонники теории социального конфликта

3. известные западные экономисты

4. представители позитивизма

5. основоположники «понимающей социологии»

68. Наибольшее развитие общие вопросы теории общества нашли в трудах:

Э.Дюркгейма

П.Сорокина

П.Флоренского

Н.Бердяева

69. Проблему группового поведения разработал:

1. Г. Спенсер

2. Г. Лебон

3. Т. Парсонс

4. Ж. Гобино

71.Теория функциональной способности элиты разработана:

1. П. Сорокиным

2. Т. Парсонсом

3. М. Вебером

4. В. Парето

5. Л. Козером

72. Последователь З.Фрейда А.Адлер стремление к лидерству объясняет:

чувством превосходства

состоянием фрустрации

чувством неполноценности

интериоризацей

социальным конфликтом

73.К критериям социальной стратификации, по М.Веберу, помимо дохода, престижа, относится:

образование

национальность

принадлежность к значимому клану

74.Тип поведения по Р.Мертону, предполагающий соответствие культурных целей и средств их достижения:

конформность

инновация

ритуализм

ретретизм

75. Три типа культур: постфигуративную, конфигуративную и префигуративную предложил:

Т.Парсонс

Ш.Айзенштадт

С.Иконникова

Тема 4. Общество как социальная система

76. Общество:

1.совокупность действующих личностей

2.совокупность различных групп

3.совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь

4. объединяющее начало в развитии разных народов

5. определенный этап исторического развития

77. К элементам общества как системы относятся связи между:

1. энергоресурсами страны и развитием производства

2. людьми в процессе создания культурных ценностей

3. самоактуализация

4. рефлексия

5. социальная технология

78. Элемент общества:

1. экосистема

2. эмпатия

4. эвристика

5. плодородная земля

79. Признаком общества является:

1. дезорганизация

2. отсутствие интегрирующей силы

3. способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи

4. наличие внеинституциональных связей

5. неспособность удовлетворять потребность индивидов

80. Закрытое общество:

1. в котором нет гласности, свободы слова и печати

2. которое взаимодействует с другими обществами

3.которое легко изменяется и приспосабливается к обстоятельствам внешней среды

4. индивидуальная общность коллективных представлений, чувств, верований

5. общность фундаментальных норм и ценностей

81. Характерный признак традиционного общества:

1. правовое государство

2. преобладание промышленности

3. динамичное развитие

4. традиция как основной способ социальной регуляции

5. признание ценности человеческой личности

82. Цивилизованное общество гарантирует человеку:

1. равную с другими долю общественного богатства

2. процветание и успех в профессиональной деятельности

3. жизненное долголетие

4. возможность получить среднее образование

5. регламентацию социального поведения

83. Синоним доиндустриального общества:

1. первобытное

2. традиционное

3. простое

4. информационное

5. садоводческое

84. Характерные черты современного общества:

1. готовность и стремление к развитию, изменению

2. социальная мобильность

3.жесткое планирование

4. критицизм, рационализм, индивидуализм

5. развитие, изменение, мобильность, рыночные отношения, рационализм

85. Системообразующие качества общества:

1. целостность

2. децентрализация

3. историчность

4. саморегуляция

5. целостность, динамичность, саморегуляция

86. Критерий марксистской типологии обществ:

1. производство и уровни управления

2. уровень управления и имущественная дифференциация

3. способ производства и форма собственности

4. производство и социальная дифференциация

5. в основе жизни общества лежат религиозные учения

87. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу путем комплексных реформ:

1. промышленный переворотом

2. научная революция

3. модернизация

4. техническая революция

5. информационная революция

88. Индустриальному обществу присуще деление:

1. классовое

2. сословное

3. профессиональное

4. конфессиональное

5. кастовое

89. Концепция, в основу которой положены коммунистические принципы организации общества:

1. концепция конвергенции

2. утопического социализма

3. постиндустриального общества

4. общества равных возможностей

5. теория "индустриального общества" У. Ростоу

90. Социальная сфера жизни общества:

1. отношение между экономической культурой и сознанием

2. товарно-денежные отношения

3. рыночные отношения

4. отношения между способностями и возможностями

5. соотношение между социальными группами

91. Функция социальной системы, введенная Т. Парсонсом:

1.адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание образцов взаимодействия в системе

2. адаптация, интеграция, автономность

3. экономика, политика, родство и культура

4. социализация, адаптация, целеполагание

5. дисфункция

92. В основе различий между закрытыми и открытыми обществами лежит фактор:

1. социального контроля и свободы индивида

2. обмена волевыми импульсами

3. упорядоченности действий индивида

4. ситуативности

5. связи социальных взаимодействий

1. А. Сен-Симон

3. Д. Инкельс

4. Д. Бернхейм

5. Э. Дюркгейм

94.В структуре социологии выделяют два уровня познания общества:

1. микросоциология и макросоциология

2. гносеология и онтология

3. фундаментальная социология и прикладная

4. комбинированный и структурный

5. выборочный и прямой

95. Общество в социальном понимании:

мировое сообщество народов

мировая система капитализма

развивающиеся страны

цивилизованные страны

Организация Объединенных Наций (ООН)

96. Традиционное общество:

1. доиндустриальное европейское общество с замедленными темпами развития

2. социалистическое общество

3. общество, в котором сильны христианские традиции

4. средневековое общество

5. общество потребления

97. Общество, для которого характерно рациональное познавание мира, критицизм и индивидуализм:

1. общественно-экономическая формация

2. закрытое

3. открытое

4. информационное

5. технотронное

98. Закрытому обществу соответствует как типичный статус:

1. главный

2. приписываемый

4. достигаемый

5. ролевой

99.Общество, для которого характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм:

1. потребления

2. традиционное

3. закрытое

4. сложное

5. примитивное

100. «Постиндустриальное общество» это общество:

2. европейское конца XIX – начала XX вв.

3. современное западное

4. восточного образца

5. социалистическое

Тема 5. Социальные процессы, социальные изменения и социальные институты как базисные элементы общества

101. Институт, придающий способность восполнять население:

2. церковь

5. собственность

102. Главные функции социальных институтов:

удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность

обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость

выдавать дипломы выпускникам

управлять мировоззрением

осуществлять функцию социального обмена

103. Процесс и результат появления в обществе социального института – это:

институционализация

дисфункция

стабилизация

упорядочение

стагнация

104. Главные преимущества социального института:

предсказуемость, надежность, регулируемость

непредсказуемость, спорадичность

возможность эксперимента

случайность, спонтанность

хаотичность, нестабильность

105. Высокой эффективности социальных институтов способствует:

высокий уровень личной ответственности

разделение труда и профессионализм

материальная заинтересованность

моральная заинтересованность

106. Т.Парсонс называл процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры:

1. идентификацией

2. социальным научением

3. имитацией

4. социализацией

5. девиацией

107. Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок:

социализация

обучение

социальный контроль

принуждение

108.Многообразные связи, возникающие в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности это отношения:

национальные

производственные

общественные

геополитические

межличностные

109. Деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, а также нациями и государствами:

управление

политика

дипломатия

110. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, установок, образующих социальную систему общества:

социальная общность

социальная организация

социальный институт

социальная структура

социальная политика

111. Произвольное соглашение людей для наиболее эффективной деятельности:

социальный институт

социальная организация

социальная группа

социальный интерес

социальная политика

112.Понятие, объединяющее следующие категории: разделение труда, семья, собственность, армия, брак, образование:

социальная структура

социальные отношения

социальные институты

социальная организация

социальная мобильность

113. Устойчивость связей в общности, так или иначе, зависит от:

1. эффекта, который дает индивиду общность

2. материальной заинтересованности

3. принуждения

4. привычек

5. стремления человека стать членом общества

114. Процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается, выпадает из системы общественного производства:

отчуждение от средств производства

процесс деклассирования

процесс люмпенизации

пауперезация

маргинализация

115. Существует преимущественно два типа социальных связей:

контакты

взаимодействия и социальные роли

социальные роли и социальные конфликты

контакты и социальные взаимодействия

конфликты и социальные группы

116. Маргинализация, возникшая в результате экономического кризиса:

1. естественная

2. предписанная

3. экстремальная

4. запланированная

5. стихийная

117. Область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения благ:

культура

молодежная политика

социальная сфера

геронтология

118. Социальные движения, приводящие к радикальным изменениям:

1. реформаторские

2. утопические

3. реакционные

4. либеральные

5. революционные

119. К социальному закону эволюции общества относится:

1. преемственность

2. культурное разнообразие

3. катастрофа

4. неодинаковая скорость развития народов

5. революция

120. Социальный прогресс в толковании Г. Спенсера:

результат возникновения и разрешения социальных противоречий

степень развития производительных сил

уменьшение степени зависимости личности от общества

компромисс

совокупность действующих индивидов

121. С точки зрения М.Вебера, основа «духа капитализма», определившая развитие цивилизованного капитализма:

аскетическая этика протестантской конфессии

особенности католического вероисповедания

крайний индивидуализм, ориентированность на успех

«достиженческий комплекс», присущий «западному человеку»

прагматизм

122. Социальный процесс роста городов, городского населения, повышения их роли в развитии общества:

централизация

урбанизация

миграция

дифференциация

популяция

123. Экологическая катастрофа:

1. политический переворот

2. промышленная революция

3. необратимое изменение природных комплексов

4. культурная революция

5. научно-техническая революция

124. Понятие прогресса отражает:

1. не закон, но надежду истории

2. выдумку просветителей

3. возрастающую солидарность всех членов общества

4. постепенное, но неуклонное движение к лучшему, высшему (во всех сферах жизни человека и общества)

5. идеал, к которому постоянно приближаются, но никогда не достигают

125. Обобщенные критерии социального прогресса:

1. степень овладения обществом стихийными силами природы

2. уровень и структура потребления материальных благ и услуг

3. ускорение общественного развития

4. возможности и перспективы развития производительных сил общества

5. расширение условий и возможностей для свободы и творчества людей

Тема 6. Социальная структура общества

126. Социальная группа, обладающая закрепленными обычаями и передаваемыми по наследству правами и обязанностями:

2. сословие

4. номенклатура

127. Социальная группа:

1. любая совокупность взаимодействующих индивидов

2. социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других

3. любой коллектив, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее

4. индивиды, подобранные на основе принципа наибольшего сходства с той группой, которая является объектом социологического эксперимента

5.перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии

128. Группы, связанные с другими позициями системой прав и обязанностей личности:

1. социальная роль

2. социальный статус

3. статусный набор

4. личный статус

5. приписанный статус

129. Взаимодействие индивидов на основе статусов и ролей:

1. ожидание

2. предписание

3. предвидение

4. закономерность

5. случайность

130. Большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов при наличии определенной ситуации:

1. публика

3. социальная общность

5. молодежь

131.Теория, разрабатывающая проблемы функционирования в обществе различных социальных групп:

1. теория среднего уровня

2. теория социокультурной динамики

3. теория групповой динамики

4. теория социальной солидарности

5. теория «зеркального - Я»

132. Спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий, норм межличностного и межгруппового общения представляет собой:

социальный институт

цивилизацию

неформальную организацию

формальную организацию

5. социальную структуру

133. Малая социальная группа:

1. верующие

2. демократы

4. спортивная команда

5. пенсионеры

134. Исходное число для малой группы:

1. два человека

2. пять человек

3. десять человек

4. пятнадцать человек

5. двадцать человек

135. Тенденция развития социальных структур современных западных обществ:

1. снижение роста «среднего класса»

2. уменьшение доли фермеров

3. отсутсвие высококвалифицированных работников умственного труда

4. рост социальной мобильности

5. наличие андеркласса

136. Основной класс современного казахстанского общества:

2. фермеры

3. средний класс

4. высший класс

5. андеркласс

137. Признаки класса, выделяемые в марксизме:

1. характер развлечения и досуга

2. отношение к средствам производства

3. культурные запросы и интересы

4. вероисповедание

5. характер и степень образованности

1. религиозная

2. половозрастная

3. политическая

4. профессиональная

5. этническая

139. Социальная дифференциация:

1. разделение общества на группы, занимающие разное положение

2. превращение среднего класса в наиболее многочисленную социальную группу

3. утрата обществом стабильности

4. отсутствие льгот и привилегий для отдельных социальных групп

5. укрепление позиций финансовой олигархии

140. Люди, имеющие схожие функции, статусы, социальные роли, культурные запросы, объединяются в общности:

1. этнические

2. культурные

3. экономические

4. социальные

5. политические

141. Социальная группа:

1. любой коллектив, реальный или воображаемый, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее

2. определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других

3. люди имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения

4. стремящиеся к наивысшим трудовым достижениям

5. карьеристы

142. Нормативно регулируемое на основе общепринятых норм поведение, компонент социальной структуры общества:

социальный статус

маргинальный статус

социальная роль

социальное поведение

социальный контроль

143. Пенитенциарную субкультуру образуют:

1. маргинальные группы

2. подростки

3. студенты технических вузов

4. русскоязычные в прибалтийских странах

5. заключенные в тюрьме

144. Маргиналы:

1. социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

2. опустившиеся на "дно" общества выходцы из разных классов

3. разорившиеся буржуа

4. малооплачиваемый пролетариат

5. авантюристы

145. Верный признак маргинальности:

1. уровень образования

2. квалификация

3. политический статус

4. культурный уровень

5. незавершенность перемещения социальных групп

146. Маргинальные слои населения:

1. военнослужащие

2. эмигранты

3. студенты

4. домохозяйки

5. пенсионеры

147. Состояние групп людей, поставленных общественным развитием на грань двух культур:

1. маргинальность

2. модальность

3. конфликтность

4. враждебность

5. конформность

148. Признаки формальной социальной организации:

1. отсутствие цели

2. распределение отношений власти и подчинения

3. нормативная регуляция поведения

4. формирование правил регулирования отношений

5. наличие цели, формализация функций и нормативное регулирование отношений, поведения

149. Компоненты социально-территориальной структуры общества:

2. транспортные коммуникации

4. урбанизация

5. территориально-предметная совокупность и поселенческая общность

150. Группа, в которую индивид не включен реально, но соотносит себя как с эталоном:

3. условная

4. референтная

5. лабораторная

Тема 7. Проблемы социального неравенства и теории социальной стратификации

151. Группа людей, членство в которой передается по наследству:

1. сословие

3. профессия

4. вероисповедание

5. национальность

152. Социальное равенство:

1. равенство природных задатков и склонностей людей

2. отсутствие привилегий для отдельных групп

3. распределение материальных благ между всеми поровну

4. равенство всех перед законом

5. возможность прогнозировать будущее

1. П. Сорокин

3. Аристотель

4. М. Вебер

5. К. Маркс

154. Исторические типы стратификации:

1. рабство

3. сословия

4. рабство, касты, сословия

155. Универсальное измерение неравенства:

156. Социальное неравенство проявляется в:

1. различиях между людьми по природным способностям и склонностям

2. различиях между людьми по профессиональным видам деятельности

3. отсутствии распределения материальных благ поровну

4. наличии привилегий для отдельных групп

5. конфессиональные различия

157. Причины социального неравенства с марксистской точки зрения:

1. коренятся в отношениях собственности

2. обусловлены природными различиями людей

3. вызваны различиями в образовании и культуре

4. являются следствием несовершенства законов

5. это историческая закономерность

158. Открытая стратификационная система:

1. кастовая

2. сословная

3. классовая

4. профессиональная

5. имущественная

159. Стратификация, являющаяся основной в советском обществе:

1. сословная

2. классовая

3. кастовая

4. этакратическая

5. социально-профессиональная

160. Геометрическая фигура, характеризующая профиль социальной стратификации современного общества:

1. квадрат

2. равнобедренный треугольник

161. Новый элемент стратификационной системы казахстанского общества:

1. научные работники

2. инженерно-технические работники

3. колхозники

4. интеллигенция

5. предприниматели

162. Критерий выделения высшего класса:

1. привилегированный образ жизни

2. наиболее крупные размеры собственности и доходов

3. самый широкий объем политических прав

4. самый высокий уровень квалификации

5. способность оказывать влияние на социальные изменения

163. Социальная стратификация измеряется:

1. культурой

2. ораторскими способностями

4. образованием

5. образом жизни

164. Основной критерий социальной стратификации:

2. неравенство

3. престиж

4. образование

5. национальность

165. "Андеркласс" в социологии:

1. высший класс

2. средний класс

3. низший класс

4. средний средний класс

5. высший средний класс

166. Тип стратификации, характеризующий открытое общество:

3. сословия

4. родовой строй

5. рабство

167. Историческая первая форма социальной стратификации:

2. сословия

3. рабство

168. Страта:

1. диспозиция

5. ориентация

169. Сословия основываются на:

1. профессиональной принадлежности

2. религии

3. капитале

4. родстве

5. земельной собственности

170. Классическая кастовая система существовала в:

171. Собственность как критерий неравенства теряет свое значение в:

1. индустриальном обществе

2. доиндустриальном обществе

3. постиндустриальном обществе

4. аграрном обществе

5. садоводческом обществе

172. Признаки стратификации по Т.Парсонсу:

1.интеллект

2.собственность

3.профессиональная деятельность

4.трудовая деятельность

5.характеристики, которыми люди обладают от рождения и связанные с исполнением роли

Критерии социальной стратификации по П.Сорокину

4. профессия

5. уровень дохода, политический статус, профессиональные роли

174. Важнейший критерий социальной стратификации:

1. родственные связи

2. пол, образование

3. возраст, профессия

4. национальность

5. образование, доход, власть, профессия

175. М.Вебер о социальном неравенстве:

1. неравенство определяется неадекватными возможностями получения доходов, властью, статусной позицией

2. оно вызвано экономическими отношениями

3. это – естественное состояние общества

4. рождается властными отношениями

5. место жительства определяет неравенство

Тема 8. Социальная мобильность и ее основные тенденции

176. Наиболее корректное определение классов:

1. "совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве" (П. Бурдье)

2. "совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами" (М. Вебер)

3. "класс определяется его местом в общественном разделении труда" (Н. Пуланцас)

4. "конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета" (Р. Дарендорф)

5. "способ коллективного действия" (Ф. Паркин)

177. Совокупность социальных перемещений людей в обществе:

1. стратификация

2. мобильность

3. социализация

4. структура

5. дифференциация

178. Разжалование офицера относится к мобильности:

1. вертикальной

2. горизонтальной

3. географической

4. организованной

5. стихийной

179. Институт, выступающий основным каналом социальной мобильности:

2. церковь

5. средства массовой информации

180. Определение классов, находящихся в антагонистическом отношении принадлежит:

1. М. Веберу

2. Конфуцию

3. К. Марксу

4. Платону

5. Аристотелю

181. Средний класс составляет в современном западном обществе:

182. Происходящий сегодня во многих странах рост среднего класса:

1. ведет к застою, препятствует социальной мобильности

2. способствует квалификации работников

3. повышает устойчивость и стабильность общества

4. повышает социальную напряженность

5. повышает позиции высших слоев общества

183. К среднему классу относятся:

1. безработные

2. неквалифицированные рабочие

3. владельцы крупных промышленных корпораций

4. материально-обеспеченные слои интеллигенции

5. главные управляющие общенациональными корпорациями

184. Главный признак классовой принадлежности в марксистской теории:

1. характер деятельности

2. размер получаемого дохода

3. форма получаемого дохода

4. отношение к собственности на средства производства

185. Социальная мобильность:

1. равенство возможностей для всех членов общества

2. возможность путешествовать по стране и за ее пределами

3. быстрые социальные перемены

4. переход людей из одной социальной группы в другую

5. перемещение из одного возраста в другой

186. Повышение статуса индивида внутри социальной группы- пример:

1. вертикальной социальной мобильности

2. горизонтальной социальной мобильности

3. смена индивидом территории проживания или работы

4. не имеющий отношения к социальной мобильности

5. перемещение из одного места в другое

187. Наиболее полное описание каналов вертикальной мобильности дал:

1. Т. Парсонс

2. М. Вебер

3. Э. Дюркгейм

4. П. Сорокин

5. К. Маркс

188. Вертикальная мобильность:

1.переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

2. переход из одной страты в другую

3. перемещение из одного места в другое

4. перемещение, управляемое государством

5. стихийное перемещение

189. Горизонтальная мобильность означает перемещение:

1. из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне

2. из одной страны в другую

3. из одного места в другое

4. управляемое государством

5. стихийное перемещение

190. Перемещение из православной в католическую группу- мобильность:

1. вертикальная

2. горизонтальная

3. статусная

4. географическая

5. организованная

191. Нисходящая социальная мобильность:

1. переход с военной службы на гражданскую

2. переезд из города в сельскую местность

3. переход с руководящей должности на рядовую

4. переход с государственного предприятия в частное

5. переход из одной религии в другую

192.Термин «социальная мобильность» введен в социологию в 1927 году:

Б.Барбером

А.Турэном

П.Сорокиным

Л. Уорнером

Р.Дарендорфом

193. Общество, в котором перемещение из одной страты в другую официально не ограничено:

1. патриархальное

2. рабовладельческое

3. закрытое

4. открытое

5. тоталитарное

194. Продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью:

1. номенклатурная карьера

2. социальная мобильность

3. карьера и антикарьера

4. общественный договор

5. групповая динамика

195. Межпоколенная мобильность предполагает:

1. дети достигают более высокой социальной позиции либо, спускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

2. один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции

3. индивиды, социальные группы перемещаются из одной страты в другую

4. индивид или социальная группа перемещаются из одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне

5. переход из одной веры в другую

196. Основные виды социальной мобильности:

1. карьера, образование, должность

2. межпоколенная и внутрипоколенная

3. вертикальная и горизонтальная

4. интеграционная

5. профессиональная

197. Горизонтальная мобильность:

1. повышение социального статуса

2. понижение социального статуса

3. переход в другую социальную группу на том же уровне

4. состояние маргинальности

5. пространственные перемещения

198. Каналы вертикальной мобильности:

2. профессия

4. система образования, семья, бизнес, политика, армия

5. религия

199. Поражение на выборах относится к типу социальной мобильности:

1. горизонтальная, групповая

2. вертикальная, восходящая, групповая

3. горизонтальная, индивидуальная

4. вертикальная, нисходящая, групповая

5. вертикальная, нисходящая, индивидуальная

200. Принятие другого гражданства – пример мобильности:

1. горизонтальной

2. вертикальной

3. межпоколенной

4. внутрипоколенной

5. географической

Тема 9. Личность как социальная система

201. Необходимость выполнять требования несовместимых ролей называется:

ролевой конфликт

ролевое поведение

маргинальный статус

переходное состояние

ролевое ожидание

202. Ситуация, при которой социальный и личный статус приходят в противоречие друг с другом и индивид вынужден предпочесть один другому:

фрустрация

статусный конфликт

маргинальный статус

социальная роль

адаптация

203. Положение индивида в соответствии с его личными качествами:

1. социальная роль

2. социальный статус

3. статусный набор

4. личный статус

5. предписанный статус

204. Статус, с которым идентифицируют человека в обществе:

1. личный статус

2. главный статус

3. социальный статус

4. статусный набор

5. достигаемый статус

205. Учение о социальном характере разработал:

1. Р. Дарендорф

2. Г. Маркузе

3. Э. Фромм

4. Дж. Морено

5. З. Фрейд

206.Типология "традиционно-ориентированная личность", "изнутри-ориентированная личность" и "извне-ориентированная личность" принадлежит:

1. Д. Рисмену

2. Т. Шибутани

3. В. Ядову