Сообщение об исследовании арктики кратко. Кто первый открыл арктику. Как покоряли Арктику: краткий обзор ключевых этапов

Северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" - по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.".

В 1826 г. Литке на шлюпе "Сенявин" отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача - продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно "Святой Фока" вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне "Н. Книпович", впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным "белым пятном". И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 31" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс" .

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс - 37" . На СП-37 работают 16 человек - специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно - исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации - Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) - старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия "Арктика-2007", целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent .

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция . На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Арктика является самым северным регионом земного шара. Эта полярная территория до сих пор остается неизведанной до конца, привлекая внимание исследователей из разных стран мира.

Самые известные исследователи Арктики в мире

История Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился в 1872 году. Свое первое путешествие в Арктику он совершил в период с 1897 по 1899 годы, тогда он являлся штурманом корабля, участвовавшего в бельгийской экспедиции. По возвращению, норвежец организовал собственное путешествие, купив себе яхту «Йоа» и набрав небольшую команду, чтобы отправиться в плавание. Путешествие началось в 1903 году в Гренландии.

Главная заслуга Руаля Амундсена заключается в покорении Северо-Западного прохода - морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. В 1911 году Руаль Амундсен стал первым полярником, которому удалось достичь границы Северного полюса.

История Фритьофа Нансена

Фритьоф Нансен родился в Норвегии в 1861 году, его интерес к Арктике возник в ходе спортивной карьеры. Профессиональный конькобежец и лыжник пересек Гренландию на лыжах, тем самым став первым человеком, совершившим подобное путешествие. Позже, собрав команду, Фритьоф на трехмачтовой шхуне «Фрам» отправился к Северному полюсу.


Когда судно было заблокировано ледяными глыбами, Нансен вместе с командой продолжил путь на санях, достигнув 86-го градуса северной широты. После этого путешествия жизнь Нансена не была связана с экспедициями: он посвятил себя науке и политике и в 1922 году был удостоен Нобелевской премии.

История Умберто Нобиле

Умберто Нобиле родился в 1885 году в Италии, он прославился как создатель дирижаблей. В 1926 году Умберто Нобиле начал путешествие вместе с американским миллионером Линкольном Эллсвортом на дирижабле.


Воздушное судно успешно долетело до Аляски, а Умберто Нобиле получил статус национального героя. После этого строитель дирижаблей повторил путешествие, однако судно потерпело крушение. При этом Умберто Нобиле удалось спастись.

Российские исследователи Арктики

История Челюскинцев

В 1933 году мореплаватели Владимир Воронин и Отто Шмидт отправились в уникальную экспедицию на пароходе «Челюскин» по северным берегам Евразии.


Их цель заключалась в том, чтобы доказать возможность прохождения Северного морского пути на простом пароходе и при отсутствии специального снаряжения. Попытка была неудачной и «Челюскин» был заблокирован льдами в Беринговом проливе. К счастью, команду удалось спасти.

История Георгия Седова

Георгий Седов родился в 1877 году и с юношеских лет связал свою жизнь с морем. Перед тем как заняться исследованием Арктики, он принимал участие в русско-японской войне, командуя миноносцем.


Первое путешествие он совершил в Якутию в 1909 году, в котором подробно изучил устье реки Колымы. После он отправился исследовать Новую Землю. В 1912 году за счет частного финансирования он организовал плавание на корабле «Святой Фока», который был заблокирован ледяными глыбами на границе с Новой Землей. Завершить эту экспедицию Георгий Седов не смог, так как погиб от переохлаждения на пути к Северному полюсу.

История Валерия Чкалова

Призвание к Валерию Чкалову пришло в возрасте 52-х лет, когда смог совершить первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Весь полет занял 63 часа: на самолете АНТ-25 Чкалов вместе с командой пролетел 9130 км.


История Ивана Папанина

Советский исследователь Арктики Иван Папанин родился в 1894 году в семье севастопольского портового рабочего. Первый его поход на север состоялся в 1931 году во время исследования Земли Франца-Иосифа на пароходе «Малыгин».


В период с 1937 по 1938 годы Папанин являлся руководителем дрейфующей станции «Северный полюс». На льдине команда провела 274 дня. Иван Папанин дважды получил степень Героя Советского союза.

Во все времена человек стремился к познанию мира. Редакция сайт предлагает вам узнать о самых известных путешественниках в мире, которых влекли неведомые дали.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен



Георгий Ушаков и Николай Урванцев в палатке во время североземельской экспедиции. Фото: РИА Новости

Николай Николаевич Урванцев — выдающийся геолог и географ-землепроходец. Урванцев стал одним из основателей города Норильска и первооткрывателем Норильского рудного района и Архипелага Северная земля, автором многих научных трудов, главные из которых посвящены исследованию геологии Таймыра, Северной Земли и севера Сибирской платформы.

НИКОЛАЙ УРВАНЦЕВ

Урванцев происходил из небогатой купеческой семьи из города Лукоянов Нижегородской губернии. В 1915 году, под влиянием лекций и книг профессора Обручева «Плутония» и «Земля Санникова», Урванцев поступил на горное отделение Томского технологического института и уже на третьем курсе занялся исследованием горных образцов, привезенных из экспедиции. К 1918 году в Томске, по инициативе профессоров института, был создан Сибирский геологический комитет, в котором стал работать Урванцев. На лето 1919 года комитет наметил план проведения поисков и исследований на уголь, медь, железо, полиметаллы в ряде мест Сибири. Финансировал экспедицию адмирал Колчак: экспедиция отправлялась в район Норильска на разведку каменного угля для кораблей Антанты, доставляющих адмиралу оружие и боеприпасы. Считается, что именно Урванцев добился от Колчака финансирования экспедиции, за что позднее был репрессирован. В 1920 году экспедиция Урванцева на западе полуострова Таймыр в районе реки Норильской обнаружила очень богатое месторождение каменного угля. В 1921 году было открыто богатейшее месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины. Зимой того же года Урванцев исследовал все окрестности Норильска и составил подробную карту. Экспедицией на том месте, где в будущем появится город Норильск, был построен бревенчатый дом, который сохранился и поныне. Его и сейчас называют «домом Урванцева». С этого дома началось строительство современного города Норильска.
Летом 1922 года исследователь проплыл на лодке по реке Пясине и побережью Ледовитого океана до Гольчихи в устье Енисея. Между островом Диксоном и устьем Пясины Николай Николаевич обнаружил почту Амундсена, посланную им в Норвегию со шхуной «Люд», которая в 1919 году зимовала у мыса Челюскина. Почту Амундсен отправил со своими спутниками Кнутсеном и Тессемом, которые прошли полярной ночью 900 километров по снежной пустыне. Сначала умер Кнутсен. Тессем в одиночку продолжал путь, но тоже погиб, не дойдя двух километров до Диксона. За это путешествие Русское географическое общество присудило Урванцеву Большую золотую медаль имени Пржевальского. А за находку почты Р. Амундсена он был награжден норвежским правительством именными золотыми часами.
До 1938 года Урванцев руководил научной экспедицией Всесоюзного арктического института на Северной Земле, экспедицией по поиску нефти в Северной Сибири, стал доктором геолого-минералогических наук, был назначен заместителем директора Арктического института и награжден орденом Ленина. Однако первая экспедиция, профинансированная Колчаком, не была забыта: в 1938 году Урванцев был репрессирован и осужден на 15 лет исправительных лагерей за вредительство и соучастие в контрреволюционной организации. Ученый был этапирован в Соликамские лагеря. После отмены приговора и прекращения дела в феврале 1940 года он вернулся в Ленинград и принял приглашение на работу в ЛГИ, но в августе 1940 года вновь был арестован и осужден на 8 лет. Отбывать срок Урванцеву пришлось в Карлаге и Норильлаге, где он стал главным геологом «Норильскстроя». Им были найдены месторождения медно-никелевых руд горы Зуб-Маркшейдерской, Черногорское, Имангдинское, рудопроявление реки Серебряной. Вскоре Урванцев был расконвоирован и совершил научную поездку на север Таймыра. «За отличную работу» освобожден досрочно 3 марта 1945 года, но оставлен в ссылке при комбинате. В 1945-1956 годах Николай Николаевич возглавлял геологическую службу Норильского ГМК. После реабилитации, в августе 1954 года, вернулся в Ленинград, где весь остаток жизни работал в НИИ геологии Арктики.
Знаменитый полярник, получивший прозвище «Колумб Севера», был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью им. Пржевальского, большой золотой медалью Географического общества СССР, получил звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и первого почетного гражданина Норильска и Лукоянова. Его именем названы набережная Урванцева в Норильске, улица в Красноярске и Лукоянове, мыс и бухта на острове Олений в Карском море и минерал урванцевит из руд Талнаха. О нем написана книга П. Сигунова «Сквозь пургу». История жизни Николая Николаевича легла в основу сюжета фильма «Сибирью очарованные». Умер Николай Николаевич Урванцев в 1985 году в возрасте 92 лет. Урна с прахом ученого, в соответствии с его завещанием, захоронена в Норильске.



Фото: В. Барановский/РИА Новости

ГЕОРГИЙ УШАКОВ

Знаменитый советский исследователь Арктики, доктор географических наук и автор 50 научных открытий родился в деревне Лазаревское, ныне Еврейская Автономная область, в 1901 году в семье хабаровских казаков и в первую свою экспедицию отправился в возрасте 15 лет, в 1916 году, с выдающимся исследователем Дальнего Востока, писателем и географом, Владимиром Арсеньевым. С Арсеньевым Ушаков познакомился в Хабаровске, где учился в Коммерческом училище. В 1921 году Ушаков поступил во Владивостокский университет, но окончить его помешала начавшаяся Гражданская война и служба в армии.
В 1926 году Ушакова назначили руководителем экспедиции на остров Врангеля. С той поры Георгий Ушаков навсегда связал свою жизнь с Арктикой. Он стал первым ученым, составившим детальную карту острова Врангеля, первым губернатором островов Врангеля и Геральда, он изучил быт и обычаи эскимосов. К 1929 году на острове был налажен промысел, исправлена и дополнена карта берегов острова Врангеля, собран большой научный материал о природе и экономических возможностях островов, об этнографических особенностях эскимосов и чукчей, об условии навигации в этом районе. На острове также была организована метеорологическая служба, впервые проведена топографическая съемка и описание острова, собраны ценные коллекции минералов и горных пород, птиц и млекопитающих, а также гербарии. Одним из первых в отечественной этнографии было проведено исследование быта и фольклора азиатских эскимосов. В июле 1930 года Ушаков отправился совместно с Николаем Урванцевым покорять Северную Землю. За два года они описали и составили первую карту громадного арктического архипелага Северная Земля. В 1935 году Ушаков возглавил Первую Высокоширотную экспедицию Главсевморпути, на ледокольном пароходе «Садко», когда был установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом, определены границы континентального шельфа, установлено проникновение теплых вод Гольфстрима к берегам Северной Земли, открыт остров, названный именем Ушакова. Ушаков стал одним из основателей Института океанологии АН СССР, инициатором переоборудования теплохода «Экватор» («Марс») во всемирно известное научное судно «Витязь».
За выдающиеся достижения Ушаков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Его именем названы несколько морских судов, горы в Антарктиде, остров в Карском море, поселок и мыс на острове Врангеля. Ушаков скончался в 1963 году в Москве и завещал похоронить себя на Северной Земле. Его последняя воля была выполнена: урну с прахом выдающегося землепроходца и первооткрывателя доставили на остров Домашний и замуровали в бетонную пирамиду.


Участники экспедиции 1930—1932 гг.: Н. Н. Урванцев, Г. А. Ушаков, С. П. Журавлев, В. В. Ходов. Фото: Wikimedia Commons

ОТТО ШМИДТ

Один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии, профессор, академик АН СССР, член-корреспондент АН УССР, Герой Советского Союза, исследователь Памира и Севера родился в 1891 году в Могилеве. Окончил физико-математическое отделение Киевского университета, где учился в 1909—1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в теории групп.
В 1930—1934 годах Шмидт руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Челюскин» и «Сибиряков», который совершил первое в истории плавание по Северному морскому пути, от Архангельска до Владивостока, за одну навигацию. В 1929-1930 годах Отто Юльевич возглавлял две экспедиции на ледоколе «Георгий Седов». Целью этих плаваний было освоение Северного морского пути. В результате походов «Георгия Седова» была организована научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа. «Георгий Седов» также обследовал северо-восточную часть Карского моря и западные берега Северной Земли. В 1937 году Шмидт руководил операцией по созданию дрейфующей станции «Северный полюс-1», за что Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда». В честь Шмидта названы «мыс Шмидта» на побережье Чукотского моря и «остров Шмидта» в Карском море, улицы в России и Белоруссии. Институту физики Земли Академии наук СССР присвоено имя О. Ю. Шмидта, а в 1995 году Российской академией наук учреждена премия имени О. Ю. Шмидта за выдающиеся научные работы в области исследования и освоения Арктики.


Фото: РИА Новости

ИВАН ПАПАНИН

Дважды Герой Советского Союза, исследователь Арктики Иван Папанин прославился в 1937 году, когда возглавил экспедицию на Северный полюс. В течение 247 дней четверо бесстрашных сотрудников станции «Северный Полюс-1» дрейфовали на льдине и вели наблюдения за магнитным полем Земли и процессами в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана. Станция была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики все члены экспедиции получили звезды Героев Советского Союза и научные звания. Папанин стал доктором географических наук.
В годы Великой Отечественной войны полярник занимал должности начальника Главсевморпути и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Папанин организовал прием и переправку на фронт грузов из Англии и Америки, за что получил звание контр-адмирала.
Прославленный полярник получил девять орденов Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Октябрьской Революции и орден Красной Звезды. Его именем назван мыс на Таймырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. В честь 90-летия Папанина российский полярник, друг Ивана Дмитриевича, С. А. Соловьев выпустил конверты с его изображением, в настоящее время их осталось немного, они хранятся в частных коллекциях филателистов.


Фото: Яков Халип/РИА Новости

СЕРГЕЙ ОБРУЧЕВ

Выдающийся российский, советский геолог и путешественник, член-корреспондент АН СССР, второй сын В.А.Обручева, автора известных романов «Земля Санникова» и «Плутония», с 14 лет принимал участие в его экспедициях, а в 21 год провел и самостоятельную экспедицию — она была посвящена геологической съемке окрестностей Боржоми. Окончив в 1915 году физико-математический факультет Московского университета, был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию, но уже спустя два года отправился в экспедицию в район среднего течения реки Ангары.
Работая в Геологическом комитете ВСНХ СССР, Обручев проводил геологические исследования на Среднесибирском плоскогорье в бассейне реки Енисей, выделил Тунгусский каменноугольный бассейн и дал его описание. В 1926 году им был открыт полюс холода Северного полушария — Оймякон. Также ученый установил золотоносность рек бассейнов Колымы, Индигирки, в районе Чаунской губы и обнаружил месторождение олова. Экспедиция Обручева и Салищева 1932 года вошла в историю освоения Севера и полярной авиации: впервые в СССР был использован метод воздушной визуально-маршрутной съемки для исследования обширной территории. В ходе его Салищев составил карту Чукотского округа, которая также изменила ранее существующие карты.
Экспедиции и работы Обручева были уникальны для того времени. В 1946 году выдающемуся ученому была присвоена Сталинская премия, его наградили орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знаком почета». Обручев — автор ряда научно-популярных книг: «В неизведанные края», «По горам и тундрам Чукотки», «В сердце Азии», а также «Справочника путешественника и краеведа». Имя ученого носят горы в Чаунском районе Магаданской области, полуостров на Южном острове и мыс Северного острова Новой Земли, речка (Сергей-Юрюс) в бассейне верховий Индигирки и улица в Ленинграде.


Фото: читать-онлайн


За полярными кругами северного и южного полушарий расположены самые холодные места нашей планеты. Тут царствуют жестокие морозы и студеные ветры, снежные метели и мрак полярной ночи. Люди стремились в северные ледовитые моря, чтобы найти новые места для промысла рыбы и морского зверя, освоить эти моря для судоходства.

Путешественники прилагали величайшие усилия, чтобы познать крайний север и юг земного шара. Их героическая борьба с суровой природой, мужество и отвага заслужили общее признание и уважение, а географические открытия навсегда вошли в историю науки.

Исследования Арктики

Первым, кто сообщил европейцам о морях, покрытых льдами, был греческий астроном Пифей. В средние века дальние плавания в северных морях в поисках рыбы и морского зверя совершали норманны (варяги). Норманнский промышленник Отер прошел из Северного моря в Белое вокруг мыса Нордкап. Эйрик Рыжий открыл в 982 г. остров Гренландия. Его сын Лейф возглавил поход из Гренландии на поиски новых земель. Около 1000 г. норманны открыли берега Северной Америки под 40° с. ш.

Русские мореходы на лодьях и кочах - крепких трехмачтовых судах собственной постройки - смело ходили в далекие моря Арктики за пушниной, на промысел рыбы и морского зверя. Уже в XII-XV вв. новгородцы разведали берега Кольского полуострова и Белого моря и поселились там. Русские поморы, как свидетельствуют летописи, положили начало плаванию во льдах и были постоянными исследователями Северного Ледовитого океана. Они открыли острова Новая Земля, Колгуев, Медвежий, Землю Грумант (Шпицберген). Русским принадлежит честь открытия всего Европейского и Азиатского приполярного Севера, за исключением северной окраины Скандинавского полуострова.

Замечательные географические открытия были сделаны экспедициями англичан и голландцев, которые отыскивали кратчайший путь к богатствам Востока вдоль северных берегов Америки и Евразии. Эти морские трассы, проходящие севернее Полярного круга, известны в географии под названием Северо-Западного и Северо-Восточного проходов.

В конце XV в. Джон Кабот, итальянец на английской службе, и его сын Себастьян Кабот достигли северостровосточного побережья Америки. Английские суда прошли вдоль восточных берегов континента. Однако сплошные льды вынудили путешественников вернуться.

Спустя несколько десятилетий неудачей окончилась и другая английская экспедиция - под руководством Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора (1553-1554). Она пыталась найти путь в восточные страны вдоль европейского и азиатского побережий Северного Ледовитого океана. Но экспедиции удалось достичь лишь острова Колгуев. Многие ее участники вскоре погибли.

Еще две английские экспедиции - в 1556 и 1580 гг.,- устрашившись громадных ледяных полей в Карском море, отказались от попытки продолжать плавание на северо-восток. В судовых журналах этих экспедиций остались записи о том, что на всем пути англичане встречали следы пребывания русских рыбаков и охотников.

Голландцы из экспедиции известного мореплавателя Виллема Баренца (1594) назвали сплошную ледяную преграду под 77° с. ш. у западных берегов Новой Земли «стадом гигантских лебедей». Не сумев пройти Северо-Восточным проходом, два судна вернулись назад, а двум другим удалось пробиться только в Карское море.

Однако неудача не остановила голландцев. В следующем году они снарядили еще одну экспедицию из шести кораблей, груженных товарами для торговли с Китаем и Индией. Но и она отказалась у Новой Земли продолжать плавание. К этому ее вынудили тяжелые торосистые льды, цинга и сильные морозы. Это была самая крупная голландская экспедиция в Арктику.

Печально окончилась и третья, последняя экспедиция голландцев, направившаяся в 1596 г. на поиски Северо-Восточного прохода. Она достигла острова Шпицберген, сделала несколько географических открытий, но из-за непроходимых льдов не могла продвинуться дальше. Судно Баренца остановилось на севере Новой Земли. Началась очень тяжелая арктическая зимовка. В 1597 г. Баренц скончался. Тело его опустили в море, которое впоследствии назвали Баренцевым. Спутников Баренца спасли от голода русские, промышлявшие зверя и рыбу.

Попытки мореплавателей XVI в. найти Северо-Восточный проход из Европы в Восточную Азию не увенчались успехом.

Стремясь получить большие выгоды от торговли с далекими восточными странами, Англия в конце XVI и в начале XVII в. вновь попыталась достичь их кратчайшим путем - северными морями Америки. С этой целью английские моряки совершили несколько выдающихся плаваний. Среди них особое место занимают плавания М. Фробишера, Г. Гудзона и В. Баффина. Экспедиции этого периода положили начало исследованию Канадского архипелага, впервые изучили природу айсбергов, закончили открытие всего северного побережья Лабрадора и доставили много научных сведений.

Русские мореходы во главе с Семеном Дежневым в 1648 г. обогнули северостровосточную оконечность Азии и открыли пролив, отделяющий Азию от Америки, названный впоследствии Беринговым. Дежнев первым совершил плавание из Ледовитого океана в Тихий. Его именем назван самый крайний восточный мыс Азии.

Во время Великой Северной экспедиции в 1733-1743 гг., в которой приняли участие тысячи людей, на карту было нанесено почти все северное побережье России. Многочисленные отряды экспедиции исследовали моря и северное побережье Сибири на протяжении 10 тыс. км. В результате путешествия В. Беринга и А. Чирикова было открыто на значительном протяжении и северо-западное побережье Америки.

Участник экспедиции Семен Челюскин в 1742 г. достиг самой северной точки Азии. Этот мыс носит его имя. Из Тихого океана в Атлантический вдоль побережья Северной Америки прошла на нартах с запада на восток в 1853 г. английская экспедиция Р. Мак-Клура. Лишь спустя полвека (1903-1906) Р. Амундсен на судне «Йоа» совершил плавание с востока на запад от Гренландии до Аляски и исследовал этот проход.

В 1878-1879 гг. Северо-Восточным проходом с запада на восток впервые прошла за две навигации экспедиция А. Норденшельда на паровом судне «Вега». Она была организована шведами совместно с русскими.

Примечательными событиями в истории покорения Арктики ознаменовались конец XIX и начало XX в. Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен совершил в 1893-1896 гг. на корабле «Фрам» плавание, стремясь достичь Северного полюса. Дрейфующими льдами судно отнесло к 83°59" с. ш., откуда Нансен со спутником Иогансеном пошли к полюсу, но с 86°14" с. ш. возвратились обратно, удачно выйдя к Земле Франца-Иосифа. Во время дрейфа «Фрама» в Ледовитом океане Нансен провел важные исследования океанских глубин и течений, наблюдал за движением льдов.

Спустя 40 лет советский ледокольный пароход «Георгий Седов» дрейфовал 812 дней из моря Лаптевых в Гренландское море параллельно линии дрейфа нансеновского «Фрама» и несколько раз пересекал ее. Полярники достигли 86°39 с. ш., где не бывало еще ни одно судно.

Как показало сравнение научных материалов обоих дрейфов, в Арктике происходят серьезные климатические изменения.

Арктика из космоса. Фото: NASA

Выдающийся русский флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров впервые в мире в 1899г. на ледоколе «Ермак» плавал в районе острова Шпицберген. Спустя два года Макаров возглавил на «Ермаке» экспедицию к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, Ледоколы, способные преодолевать крепкие льды и проводить караваны транспортных судов, открыли новую страницу в истории освоения Арктики.

Большой вклад в изучение Арктики внесла и другая русская экспедиция - на шхуне «Заря» под командованием Э. Толля (1900-1902). Ее путь лежал к Новосибирским островам. Во время зимовок экспедиция обследовала архипелаг Норденшельда и побережье полуострова Таймыр. Толль с тремя спутниками пропал без вести, после того как они покинули шхуну, чтобы найти Землю Санникова. Поиски ее вели многие экспедиции, но только советские исследователи в 1938 г. окончательно установили, что такая «земля» не существует.

Выдающимися географическими достижениями прославили свои имена В. А. Русанов, Г. Я. Седов, Г. Л. Брусилов, Б. А. Вилькицкий и другие русские полярные исследователи. Преодолевая трудности, они открыли новые пути, накопили богатейший материал о природных явлениях в почти неизученных областях.

Экспедиция В. Русанова, одна из трех русских экспедиций, предпринятых в 1912 г., чтобы пройти по Северному морскому пути с запада на восток, окончилась трагически. Русанов направился на судне «Геркулес» к острову Шпицберген и открыл там залежи каменного угля. Отсюда он намеревался достичь Берингова моря, но в Карском море пропал без вести. Лишь в 1934-1936 гг. советские мореплаватели обнаружили на островах у западного побережья полуострова Таймыр вещи, документы и остатки лагеря Русанова и столб с надписью «Геркулес», 1913 г.».

Другой русский полярный исследователь, лейтенант Г. Брусилов, решил проплыть в Тихий океан вдоль побережья Сибири через Югорский Шар. Паровую шхуну экспедиции «Св. Анна» сковали льды в Карском море у полуострова Ямал. Судно долго дрейфовало, и его вынесло в полярный бассейн. В 1914 г. под 83°17" с. ш. в районе, расположенном к северу от Земли Франца-Иосифа, штурман экспедиции Альбанов с 13 матросами оставили шхуну. Путешественники пошли пешком по дрейфующему на запад льду. Альбанов и матрос Конрад добрались до Земли Франца-Иосифа, где их подобрало судно Г. Седова «Св. Фока». Все остальные участники экспедиции на шхуне «Св. Анна» погибли.

Русский флаг развевался над ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач», которые под командованием Б. А. Вилькицкого прошли Северным морским путем в 1913-1915 гг. с востока на запад с одной зимовкой. Эти суда водоизмещением по 1200 т были построены на Невском судостроительном заводе в Петербурге специально для изучения Северного морского пути.

Хорошо оснащенная экспедиция Б. А. Вилькицкого описала берега и прилегающие к ним острова от Берингова пролива до устья Енисея, составила мореходные карты и лоции. Она открыла архипелаг Северная Земля, острова Малый Таймыр, Старокадомского, Вилькицкого и Ляхова. В 1915 г. оба судна прибыли в Архангельск. Обширные материалы экспедиции облегчили освоение морской трассы вдоль побережья Европы и Азии.

Нашей стране принадлежит первенство в полетах авиации над арктическими льдами. В 1914 г. на Новую Землю был доставлен самолет - гидроплан типа «Фарман» - для поисков пропавших экспедиций Русанова, Брусилова и Седова.

Русский военный летчик И. Нагурский на самолете совершил первые полеты в Арктике. Машина развивала скорость около 100 км в час. Несмотря на туманы и штормы, Нагурский несколько раз обследовал берега Новой Земли.

Применение авиации стало поворотным пунктом в истории Арктики. Сотни советских самолетов установили воздушное сообщение вдоль побережья Северного Ледовитого океана, они снабжают всем необходимым быстро растущие поселки, новые полярные станции. Авиацию стали широко использовать для научных исследований. Пионером в этом стал морской летчик Б. Чухновский.

Знаменитый полярный летчик М. Бабушкин впервые в истории Арктики совершил посадку на лед. Это произошло в 1927 г. в Белом море. Авиацию начали использовать для проводки транспортных судов во льдах.

Развитие советской полярной авиации сделало возможным в 1935 г. совершить несколько выдающихся перелетов. В. Галышев зимой пролетел от Москвы до бухты Тикси более 10 тыс. км. Длина пути перелета В. Молокова из Красноярска до мыса Дежнева и острова Врангеля превысила 13 тыс. км. М. Водопьянов совершил перелет Москва - мыс Отто Шмидта, а оттуда на остров Врангеля.

Весной 1941 г. полярный летчик И. Черевичный достиг на четырехмоторном самолете «СССР Н-169» района Полюса относительной недоступности (81° с. ш.). Экспедиция совершила три посадки на лед. Базой экспедиции был выбран остров Врангеля. Летающая лаборатория позволила ученым собрать ценные материалы о совершенно неизученной области. Были измерены глубины океана в этом месте, получены важные метеорологические данные. Экспедиция открыла новый этап в истории систематических исследований Полярного бассейна.

Исследования Северного полюса

Особое место в истории полярных исследований занимает покорение географических полюсов нашей планеты, к которым стремились экспедиции ученых разных стран. Их походы были сопряжены с неимоверными трудностями и стоили немалых жертв. 23 года жизни посвятил достижению Северного полюса американец Роберт Пир и. В 1909 г. он дошел до полюса.

В 1912 г. выдающийся полярный исследователь старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов снарядил первую русскую экспедицию к Северному полюсу. До этого он плавал в арктических морях, исследовал часть Новой Земли и нанес на карту Крестовую Губу,

Проект экспедиции к полюсу, представленный Седовым царским властям, был отклонен, но это не остановило исследователя. Преодолевая огромные трудности, пользуясь поддержкой передовых ученых, Седов благодаря частным пожертвованиям собрал средства на экспедицию.

Он нанял для своего смелого похода парусно-паровое судно «Св. Фока».

Плавание было очень трудным, но корабль, несмотря на сильные штормы и плотно сплоченные льды, пробивался на север вдоль берегов Новой Земли. Необычайно тяжелая ледовая обстановка в Баренцевом море помешала Седову достичь Земли Франца-Иосифа, и он был вынужден зазимовать на Новой Земле. Зимовку Седов использовал для научных наблюдений а составления карты северной части острова.

Только в сентябре 1913 г., после того как льды освободили судно, можно было продолжать плавание. Дойдя в том же месяце до Земли Франца-Иосифа, экспедиция расположилась на вторую зимовку - в бухте, которую Седов назвал Тихой. Топлива не было, котлы потухли, судно поставили на мель, чтобы оно не затонуло. Свирепствовали морозы. У многих началась цинга, заболел ею и Седов. Но этот мужественный человек не оставлял мысли о достижении Северного полюса.

15 февраля 1914 г. Седов с двумя спутниками - матросами А. М. Пустошным и Г. В. Линником - вышел в поход к полюсу. Им предстояло пройти 2 тыс. км.

«Я выступаю в путь не таким крепким, как нужно и каким хотелось бы быть в этот важнейший момент, - сказал он, прощаясь с товарищами. - Пришло время, и мы начнем первую попытку русских достичь Северного полюса. Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы, Россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками наших исследователей Севера. Но я прошу: не беспокойтесь о нашей участи. Если я слаб - спутники мои крепки. Даром полярной природе мы не дадимся».

Через несколько дней Седов почувствовал себя плохо, он сильно простудился и стал тяжело дышать, по вечерам его знобило. Здоровье его все ухудшалось, он часто терял сознание. Переходы из-за плохой погоды становились труднее. 5 марта Седов скончался. Похоронив на острове Рудольфа своего любимого начальника, Пустошный и Линник возвратились на судно.

Ценные научные материалы экспедиции Седова широко использовали советские исследователи. Вблизи мыса, названного именем Седова, откуда этот отважный полярник начал свой героический поход к Северному полюсу, в 1929 г. была сооружена полярная обсерватория.

Попытки проникнуть к Северному полюсу воздушным путем предпринимались до этого не раз. Гибелью шведского инженера Соломона Андре и двух его спутников закончился полет к полюсу на воздушном шаре «Орел» в 1897 г.

В 1925 г. норвежец Руал Амундсен и американец Элсуэрт вылетели к полюсу на двух гидропланах. На 87°43" с. ш. они совершили вынужденную посадку. Один самолет погиб при сжатии льдов, а на уцелевшем экспедиция возвратилась на остров Шпицберген, а оттуда пароходом в Норвегию. В следующем году достигли полюса и сделали круг над ним американец Ричард Бэрд на самолете и Руал Амундсен на дирижабле «Норвегия». Однако никто из этих путешественников даже не пытался высадиться в районе Северного полюса.

ОТВАЖНАЯ ЧЕТВЕРКА

Возможность плавания на всем протяжении от Баренцева моря до Берингова пролива в одну навигацию впервые в истории доказала в 1932 г. экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков». После исторического похода «Сибирякова» в том же году было образовано Главное управление Северного морского пути. Его задачей стало освоение Северного морского пути, гигантской полярной магистрали из Атлантического в Тихий океан. Эта трасса соеди-

Судно Седова «Св. Фока» на зимовке.

няет советские порты в Европейской части страны с портами Дальнего Востока. Она вдвое короче морского пути через Суэцкий канал и Индийский океан. В связи с этим значение научно-исследовательских работ в Арктике еще более возросло. Началось планомерное, систематическое и широкое изучение арктических морей, исследование их ледового режима.

Стало очевидным, что изучить по-настоящему прибрежные моря невозможно, пока океан, частями которого они являются, будет оставаться неисследованным. Так возникла идея организовать в центральной части Ледовитого океана дрейфующую станцию.

Советская воздушная экспедиция была направлена к Северному полюсу, чтобы высадить там научный персонал для изучения центральных областей Северного Ледовитого океана.

21 мая 1937 г. флагманский самолет под командованием М. В. Водопьянова, на борту которого находились начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, четыре сотрудника будущей дрейфующей станции - И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель и кинооператор М. А. Трояновский, приземлился на лед в районе Северного полюса.

Через несколько дней на льдину, где была создана научная дрейфующая станция «Северный полюс», три других самолета экспедиции, пилотируемые В. С. Молоковым, А. Д. Алексеевым и И. П. Мазуруком, доставили снаряжение.

Папанинцы сразу же приступили к научным наблюдениям и передавали их результаты по радио на материк. В программу входили исследования течений и глубин океана, температуры и химического состава воды в различных слоях, элементов магнитного поля Земли, метеорологические и другие наблюдения. Это был очень напряженный физический труд. Чтобы получить, например, данные о глубине океана, приходилось руками крутить лебедку непрерывно несколько часов. Движок, который мог бы облегчить эту работу, экспедиция не могла взять с собой из-за его большого веса.

Зимовщики жили в тесной палатке. Источником тепла и света служила керосиновая лампа, а пищу готовили на примусе. Много неудобств доставляла смена промокшей насквозь одежды при температуре -10° внутри палатки. Брились участники дрейфа один раз в месяц - 21 числа.

Уже первые наблюдения на станции дали науке ценные сведения о центральной части Полярного бассейна.

Оказалось, что направление магнитной стрелки у полюса отличалось от ранее рассчитанного на 10-20°. В Северном Ледовитом океане на глубине от 250 до 750 м был обнаружен слой относительно теплой воды атлантического происхождения. Впервые была точно определена глубина океана у Северного полюса - 4290 м. Предположение о бедности животного мира океана оказалось ошибочным. С глубин в 100 м планктонная сеть доставляла моллюсков, личинок, медуз, рачков. Далеко на Севере, под 88° с. ш.,. зимовщики встретили белых медведей, морских зайцев, нерп, чаек, пуночек.

Опираясь на данные станции «Северный полюс», летом 1937 г. совершили свои замечательные трансарктические перелеты из СССР в Америку летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на АНТ-25 и М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин на АНТ-25-1. Эти полеты показали замечательную технику советской авиации и высокое мастерство наших пилотов.

В январе скорость дрейфа станции резко увеличилась. Все чаще происходило сжатие льдов, все ощутимее стали колебания льдины. 20 января ее рассекла большая трещина, которая отделила палатку с научными приборами от лагеря. Во время многодневного шторма в ночь на 1 февраля 1937 г. льдина раскололась на несколько частей. Одна трещина прошла под хозяйственным складом, другая - отрезала две базы с горючим и продовольствием. Отважная четверка оказалась перед лицом смертельной опасности, и только мужество помогло им выдержать борьбу с разбушевавшейся стихией.

19 февраля 1938 г. к остаткам льдины, размеры которой сократились до 1500 м 2 , одновременно подошли ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», и уже через несколько часов все имущество дрейфующей станции и ее героические зимовщики были в безопасности.

274 дня продолжался этот беспримерный 2500-километровый дрейф на льдине четырех отважных советских полярников, обогативших науку ценнейшими материалами.

Арктика покорилась человечеству на рубеже XIX и XX веков. Этот труднодоступный край исследовался смельчаками из множества стран: России, Норвегии, Швеции, Италии и т. д. История открытия Арктики - это не только научная, но и спортивная гонка, которая продолжается и по сей день.

Нильс Норденшельд

Полярник Нильс Норденшельд (1832-1901) родился в Финляндии, принадлежавшей тогда России, однако, будучи шведом по происхождению, свои экспедиции проводил под шведским флагом. В молодости он много бывал на Шпицбергене. Норденшельд стал первым путешественником, «занявшимся» ледяным щитом Гренландии. Все известные исследователи Арктики начала XX столетия заслуженно считали его крестным отцом своего ремесла.

Главным достижением Адольфа Норденшельда оказалась его экспедиция по Северо-восточному проходу в 1878-1879 гг. Пароход «Вега» первым за одно путешествие прошел вдоль северных берегов Евразии и полностью обогнул огромный материк. Заслуги Норденшельда оценены потомками - его именем названы многочисленные географические объекты Арктики. Это в том числе и архипелаг неподалеку от Таймыра, а также залив около Новой Земли.

Роберт Пири

Имя (1856-1920) - особое в истории полярных экспедиций. Именно он - первый исследователь Арктики, который покорил Северный полюс. В 1886 году путешественник вознамерился пересечь Гренландию на санях. Однако в той гонке он уступил Фритьофу Нансену.

Тогдашние исследователи Арктики были экстремалами в еще большем смысле, чем сейчас. Еще не существовало современного оборудования, и смельчакам приходилось действовать почти вслепую. Вознамерившись покорить Северный полюс, Пири решил обратиться к быту и традициям эскимосов. Благодаря «культурному обмену» американец отказался от использования спальных мешков и палаток. Вместо этого он стал прибегать к практике строительства иглу.

Главное путешествие Пири - его шестая экспедиция по Арктике в 1908-1909 гг. В состав команды вошло 22 американца и 49 эскимосов. Хотя, как правило, исследователи Арктики отправлялись на край земли с научными задачами, предприятие Пири состоялось исключительно благодаря желанию поставить рекорд. Северный полюс был покорен полярниками 6 апреля 1909 года.

Рауль Амундсен

В первый раз Рауль Амундсен (1872-1928) побывал в Арктике в 1897-1899 гг., когда он принимал участие в бельгийской экспедиции, в которой был штурманом одного из кораблей. После возвращения на родину норвежец стал готовиться к самостоятельному путешествию. До этого исследователи Арктики в основном отправлялись в путь вместе с большими командами на нескольких судах. Амундсен решил отказаться от подобной практики.

Полярник купил небольшую яхту «Йоа» и собрал небольшой отряд, который смог бы самостоятельно прокормить себя собирательством и охотой. стартовала в 1903 году. Стартовой точкой норвежца была Гренландия, а финальной - Аляска. Таким образом, Рауль Амундсен первым покорил Северо-Западный проход - морской путь через Канадский Арктический архипелаг. Это был невиданный успех. В 1911 году полярник первым в истории человечества достиг Южного полюса. В дальнейшем Амундсен увлекся использованием авиации, в том числе дирижаблей и гидросамолетов. Исследователь погиб в 1928-м, разыскивая пропавшую экспедицию Умберто Нобиле.

Нансен

Норвежец Фритьоф Нансен (1861-1930) занялся исследованием Арктики буквально из спортивного интереса. Будучи профессиональным конькобежцем и лыжником, он в 27 лет решил пересечь на лыжах огромный ледниковый покров Гренландии и с первой же попытки вошел в историю.

Северный полюс еще не был покорен Пири, и Нансен решил достичь заветной точки, продрейфовав вместе со льдами на шхуне «Фрам». Корабль оказался в ледяному плену к северу от Команда полярника отправилась дальше на санях, однако в апреле 1895 года, достигнув 86 градуса северной широты, повернула назад.

В дальнейшем Фритьоф Нансен не участвовал в первопроходческих экспедициях. Вместо этого он погрузился в науку, став выдающимся зоологом и автором десятка исследований. В статусе известного общественного деятеля Нансен боролся с последствиями Первой мировой войны в Европе. Он помогал беженцам из разных стран и голодающим Поволжья. В 1922 году норвежский исследователь Арктики удостоился Нобелевской премии мира.

Умберто Нобиле

Итальянец Умберто Нобиле (1885-1978) известен не только как полярник. Его имя связано с золотой эпохой дирижаблестроения. Амундсен, который загорелся идеей воздушного перелета через Северный полюс, познакомился со специалистом в области аэронавтики Нобиле в 1924 году. Уже в 1926-м итальянец в компании скандинавского аргонавта и американского эксцентричного миллионера Линкольна Эллсворта отправился в эпохальный полет. Дирижабль «Норвегия» проследовал невиданным прежде маршрутом Рим - Северный полюс - полуостров Аляска.

Умберто Нобиле стал национальным героем, а дуче Муссолини сделал его генералом и почетным членом фашистской партии. Успех побудил строителя дирижаблей организовать повторную экспедицию. На этот раз первую скрипку в мероприятии играла Италия (воздушное судно полярников также было названо «Италией»). На обратном пути с Северного полюса дирижабль потерпел катастрофу, часть экипажа погибла, а Нобиле был спасен изо льдов советским ледоколом «Красин».

Челюскинцы

Подвиг челюскинцев - это уникальная страница в истории освоения полярных рубежей. Он связан с неудачной попыткой наладить навигацию по Северному морскому пути. Ее вдохновителями были ученый Отто Шмидт и капитан-полярник Владимир Воронин. В 1933 году они снарядили пароход «Челюскин» и отправились в экспедицию вдоль северных берегов Евразии.

Советские исследователи Арктики стремились доказать, что Северный морской путь можно пройти не только на специально подготовленном корабле, но и на простом сухогрузе. Безусловно, это была авантюра, а ее обреченность стала ясна в Беринговом проливе, где задавленное льдами судно потерпело крушение.

Экипаж «Челюскина» спешно эвакуировался, а в столице была создана правительственная комиссия, занявшаяся организацией спасения полярников. Людей вернули домой по с помощью самолетов. История «Челюскина» и его экипажа покорила весь мир. Летчики-спасатели первыми получили звания Героев Советского Союза.

Георгий Седов

(1877-1914) связал свою жизнь с морем еще в юности, поступив в ростовские мореходные классы. Прежде чем стать исследователем Арктики, он участвовал в русско-японской войне, во время которой командовал миноносцем.

Первая полярная экспедиция Седова произошла в 1909 году, когда тот описал устье Затем он обследовал Новую Землю (в том числе ее Крестовую Губу). В 1912 году старший лейтенант предложил царскому правительству проект санной экспедиции, целью которой был Северный полюс.

Власть отказалась спонсировать рискованное мероприятие. Тогда тот собрал деньги за счет частных средств и все-таки организовал путешествие. Его корабль «Святой Фока» был заблокирован льдами у Новой Земли. Затем Седов заболел цингой, но все равно в сопровождении нескольких товарищей отправился на санях к Северному полюсу. Полярник умер в пути неподалеку от острова Рудольфа, где его и похоронили.

Валерий Чкалов

Чаще всего русские исследователи Арктики ассоциируются с кораблями, санями и собачьими упряжками. Однако свой вклад в изучение полярных просторов внесли и летчики. Главный советский ас (1904-1938) в 1937 году совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.

Напарниками комбрига по миссии стали второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков. За 63 часа самолет АНТ-25 проделал путь длиною в 9 тысяч километров. В Ванкувере героев ждали репортеры со всего мира, а президент США Рузвельт лично принял летчиков в Белом доме.

Иван Папанин

Почти наверняка Иван Папанин (1894-1896) - самый известный советский исследователь Арктики. Его отец был севастопольским портовым рабочим, поэтому неудивительно, что мальчик с раннего детства загорелся морем. На севере Папанин впервые оказался в 1931 году, посетив на пароходе «Малыгин» Землю Франца-Иосифа.

Громоподобная слава к исследователю Арктики пришла в 44-летнем возрасте. В 1937-1938 гг. Папанин руководил работой первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». 274 дня четверо ученых провели на льдине, наблюдая за атмосферой Земли и гидросферой Северного Ледовитого океана. Папанин дважды становился Героем Советского Союза.