Специфика мотивной организации художественного текста федора сологуба

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. И это отразилось в его поэзии. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Лирический герой ощущает себя «плодом до времени созрелым», осиротелым пришельцем. В этом стихотворении поэт показал малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, что вызывает у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Это усиливает трагичность мироощущения поэта. С позиции будущих поколений автор выносит суровый приговор современникам.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”. Это стихотворение, как и многие другие произведения поэта, построены на антитезе. Свет противопоставлен воспоминаниям детства и юности, где сосредоточено все самое дорогое для л.г.: родные места с «высоким барским домом», «спящим прудом», туманами над полями и пленительным образом возлюбленной, идеальный образ которой живет также в воспоминаниях поэта.

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Этот идеал противопоставлен «пестрой толпе», небрежной смелости бездушных светских красавиц.

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке” . И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.

В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

Но остался влажный след в морщинах

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Мотив одиночества и образ одинокого странника, изгнанника мы видим и в стихотворении «Тучи», и в стихотворении «Парус». Лирический герой предстаёт, как и парус, одиноким, не удовлетворённым покоем, а ищущим бури:

А он, мятежный ищет бури.

Как будто в бурях есть покой.

За несколько дней до трагической гибели, поэт написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» , в котором соединились все ведущие мотивы лирики Лермонтова (мотив одиночества, странничества, сна, поиска смысла жизни, свободы и др.). Это произведение можно назвать поэтическим завещанием Лермонтова. Словно с небес, где «торжественно и чудно», смотрит лирический герой на землю, которая «спит в сиянье голубом», и ощущает смятение, и вечную неприкаянность странника:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Стремясь вырваться из мира одиночества, герой мечтает о вечной свободе и покое. Но в понимании лирического героя это не «холодный сон могилы», а полнота жизни, гармония с природой.

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Это строчки о том, чего поэту так не хватало: жизненных сил «потерянного» поколения, любви мамы, которую поэт потерял в трехлетнем возрасте, женской любви … Сегодня дуб растет у могилы Лермонтова в Тарханах, а его стихи воспитывают души многих людей и дают им жизненные силы.

Таким образом, мотив одиночества - ведущий в лирике М.Ю. Лермонтова. Он звучит и в стихотворениях с гражданской тематикой, когда поэт говорит об одиночестве в обществе; одиночество лирического героя мы чувствуем и в стихотворениях о любви, и в иносказательных пейзажах, где поэт, изображая природу, говорит об одиночестве людей. Стихотворения Лермонтова - в основном грустные, в них отразилось мировосприятие поэта, его одиночество в жизни.

Одиночество - вечный спутник художника. Ощущение опустошенности, покинутости, невозможности быть понятым окружающими не были чужды, вероятно, ни одному из литературных классиков. Но в лирике Лермонтова мотивы одиночества заняли ведущую позицию. Немалую роль сыграли переживания ранних лет. Будущий гусар, наследник огромного состояния, разлученный с отцом любящей, но властной бабушкой, проводил время вдали от сверстников, с которыми впоследствии ему так сложно было находить общий язык.

Детство поэта

Елизавета Алексеевна Арсеньева внука страстно любила. Однако относительно методов воспитания имела собственные суждения, далекие от педагогических. Она приложила все усилия, чтобы дать ему блестящее образование, однако о сыновьих чувствах его нисколько не заботилась.

У Лермонтова-старшего не было средств, которые бы позволяли ему воспитывать Михаила так, как хотелось его аристократической родне. Елизавета Алексеевна обязалась воспитывать будущего поэта до шестнадцати лет и сделать единственным наследником. Одним из условий договора между Арсеньевой и Юрием Лермонтовым были регулярные свидания последнего с сыном. Однако об этом она благополучно забыла.

Возможно, поэт чувствовал противоестественность своего положения, ведь мотив одиночества в лирике Лермонтова появился довольно рано. Угрюмое уединение было для него вполне привычным состоянием, но тоска давила на его душу, заставляла изливать тяжёлые чувства на бумаге.

В 1839 году была написана поэма «Мцыри». Это одно из произведений, в которых явно просматривается мотив одиночества. Лирика Лермонтова формировалось в уединении, в котором прибывал поэт с ранних лет, и с которым, казалось бы, должен был свыкнуться. Однако в вышеупомянутом произведении он рассказывает о страдании, которое ему доставили смерть матери и разлука с отцом. А это говорит о том, что боль, причиненная ему в детстве, не забывалась и в более поздние годы.

Увлечения юнкера

В начале тридцатых годов начали проявляться в лирике Лермонтова мотивы одиночества, неверности и измены. Что послужило этому причиной? Сперва происходит всем известная история с Екатериной Сушковой. Затем он знакомится с Натальей Ивановой, которой посвящает цикл стихотворений. Отношения складываются весьма радужно, затем наступает непонятная поэту перемена. Наталья предпочитает юному поэту опытного соперника.

Одиночество - основной мотив лирики Лермонтова. Присутствует он едва ли не в каждом стихотворении поэта. Он говорит о губительности любви, об изменчивости этого чувства. Но в качестве оправдания несостоявшихся возлюбленных юного поэта стоит привести слова Владимира Соловьёва, который утверждал, что, влюбляясь, Лермонтов испытывал чувство не столько к объекту воздыханий, сколько к собственному любовному состоянию, погружению в себя, сосредоточенности на своей личности.

Лермонтов стеснялся демонстрировать окружающим положительные черты своего характера. Ему казалось унизительным появляться перед ними добрым и любящим. А потому всё чаще он стремился быть беспощадным в словах и поступках. Биографы поэта рассказывают о его любовных похождениях, которые завершались не всегда прилично по понятиям того времени. Лермонтов словно мстил за измены, с которыми ему пришлось столкнуться в юности.

Юность, как известно, пора сладостных грёз. Но подобные чувства были незнакомы Лермонтову, о чём свидетельствует его поэтические произведения начала тридцатых годов, например, «Желание». В нем автор говорит о бесполезной мольбе и тщетных мечтах.

В университете

Гордость и вольнолюбие были характерными качествами Михаила Лермонтова. В лирике мотиву одиночества он отдавал предпочтение не только потому, что был отвергнут возлюбленной и не понят товарищами. Дело в том, что поэт был человеком непростым. В университете он не пробыл и двух лет, оставив обучение после неприятной истории, приключившейся с одним из профессоров.

Лермонтов обнаруживал удивительную начитанность, при этом не знал лекционного материала. Однажды вступил в пререкания с преподавателем, после чего ему было рекомендовано покинуть стены университета.

Белеет парус…

Характер Лермонтова не отличался гибкостью. А это не способствовало ни успешному обучению, ни карьерному росту. В 1832 году было написано стихотворение «Парус». Когда речь идет о мотиве одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова, как правило, вспоминается именно это произведение. Написано оно было в довольно сложный период жизни поэта. Он прервал учебу и, покинув Москву, прибыл в Санкт-Петербург. В городе на Неве Лермонтов оказался наедине со своими мыслями и переживаниями.

Поэт гулял по берегам Финского залива и в одну из таких минут, наполненный гнетущими чувствами, создал свое нетленное стихотворение. Белеющий парус символизирует одиночество - мотив, в поэзии М. Ю. Лермонтова проходящий красной нитью.

Как будто в бурях есть покой…

Лермонтов хотя и не совсем самостоятельно, но отказался от обучения в университете. Тем самым совершил довольно серьезный шаг. Он избавил себя от излишнего контроля, общения с неприятными для него людьми, жестких рамок, ненужных, на его взгляд, обязательств. Он стал свободен. Однако обратная сторона свободы - неопределенность, покинутость, одиночество. «Парус» - стих о человеке, покинувшем родной край и пребывающем, как сегодня сказали бы, в подвешенном состоянии.

Несмотря на то что в третьем четверостишии автор описывает наступившую природную гармонию и морскую тишину, нельзя сказать, что стихотворение завершается на оптимистической ноте. Разлад в душе и неслаженность в жизни - вот что мучает молодого поэта. Он сам словно парус, который просит бури, стремится к переменам. Но и в них нет покоя…

Школа гвардейских подпрапорщиков

Перемены, и весьма существенные, все же свершились. В Санкт-Петербурге Лермонтов пытался поступить в университет, однако там ему отказали засчитать два года, которые он провел в московском учебном заведении. И юный поэт, наперекор собственным же планам, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.

Многие исследователи полагают, что за два года обучения здесь Лермонтов не создал ни одного существенного произведения. Но стоит сказать, что именно в этот период юнкер начал работу над произведением в другом литературном жанре - он начал писать исторический роман о пугачевщине. Но вернемся к мотиву одиночества в лирике Лермонтова. Кратко изложить эту тему не удастся. А потому снова придется обратиться к биографии поэта.

«Смерть поэта»

Литературоведы посвятили множество трудов мотивам одиночества, преобладающим в творчестве М. Ю. Лермонтова. Но если продолжать проводить параллель между особенностями лирики этого поэта и фактами из его биографии, стоит изложить важный эпизод из его жизни.

Особую несдержанность и неспособность прощать и понимать простые человеческие слабости он проявил после смерти Пушкина, написав небольшое стихотворение, посвященное «надменным потомкам».

После написания стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов был заключён и отправлен в ссылку. На Кавказе свет увидело другое произведение - «Узник». Сложно не заметить, что мотив одиночества в лирике Лермонтова отнюдь не случаен, даже вполне естественен.

Поэт-романтик

В творчестве этого русского поэта присутствуют элементы, присущие западноевропейской литературе. А именно такому течению, как романтизм. Некоторые произведения представителей этого литературного направления поэт переложил на родной язык.

Романтик всегда одинок, он революционен, идёт в разрез с устоявшимися традициями, обществом и, порою законам. В 1837 году было написано произведение «Молитва», в котором лирический герой называет себя бедным странником. То есть романтиком, пребывающим в поисках пресловутого голубого цветка.

Гениальность, философская отрешенность, пророческий дар - все это Лермонтову помешало найти нечто свое. Он был с ранних лет обречён на одиночество.

Разочарования

Возможно, причиной ранней смерти Лермонтова стало именно разочарование в жизни. Едва ли не в каждом втором позднем произведении встречаются такие слова, как «могила», «гроб», «смерть». В конце тридцатых годов Лермонтов уже представлял собою человека опустошенного, глубоко разочарованного в жизни. Ему и грустно, и скучно, и жизнь для него уж «пустая и глупая шутка».

Лермонтов жил задолго до появления знаменитых идей австрийского психоаналитика. Однако был полностью согласен с мыслью о том, что человек в мир приходит один, и покидает его в одиночестве. Более того, поэт и жизнь свою провел в одиночестве. Возможно, даже ждал смерти, в которой видел начало чего-то нового.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока,

Это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” - последняя капля в чаше его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк - вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.

Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть...

Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной...

Один из основных мотивов творчества Лермонтова - противопоставление многогранной и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.

Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоевского”, когда речь идет о близком, любимом друге!

Но он погиб далеко от друзей...

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей!

Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда воспринимал очень болезненно:

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моем...

В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.

Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоречия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека в России второй четверти XIX века:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край... моя отчизна!

Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, - все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.

Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:

Страшись любви: она пройдет,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьет,

Ничто воскреснуть не поможет.

Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой воплотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследующего его отчаянья:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка... -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.

Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я...” и “Поэт”:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразличие к мнению толпы сменяется порывом:

Толпе мои расскажет думы?

Я - или Бог - или никто!

Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда возникает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.

Цели урока:

  1. Дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; расширить представление о творчестве поэта; формировать навыки анализа поэтического текста.
  2. Развивать у учащихся навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность.
  3. Воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Оборудование: учебник-хрестоматия в 2-х ч. “Литература.6 класс.” (автор-составитель В.П. Полухина, М.: Просвещение,2005 г.), презентация в формате Power Point (содержащая музыкальный файл - Бетховен, “Лунная соната”), иллюстративный материал к психологической разгрузке, оформленная доска.

Методы: объяснительно – иллюстративный, эвристический, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…
(М.Ю.Лермонтов.)

I. Оргмомент (взаимное приветствие, выявление готовности к уроку).

II. Мотивационная установка на сотрудничество (“собеседники – соучастники – сотрудники”, так как “со” - вместе).

Так как сегодня необычный урок, я призываю вас к сотрудничеству.

III. Поэтическая разминка. Слайд 2.

(Цель: настроиться на “лирический” лад, выявить знание поэтического текста, нацелить на обозначение темы урока.)

Продолжи строчки:

  • “Скажи – ка, дядя, ведь недаром…”
  • “Белеет парус одинокий…”
  • “Тучки небесные, вечные странники…”
  • “Мы долго молча отступали…”
  • “Играют волны – ветер свищет…”
  • “Забил снаряд я в пушку туго
    И думал: …”
  • “А он, мятежный, просит бури…”
  • “Кто же вас гонит: судьбы ли решение?…”
  • “На севере диком стоит одиноко…”

P.S.Данный вид работы предполагался как индивидуальный, по цепочке или по желанию, но получились коллективные, хоровые ответы, что только оживило начало урока.

IV. Ориентировочно – мотивационный этап.

Ребята, мы не случайно провели эту разминку: она поможет вам догадаться о тематике нашего урока.

Итак (слайд 3), как вы думаете, о чём же сегодня будет идти речь на уроке? Отрывки из чьих произведений прозвучали? (Правильно, сегодня мы с вами продолжим знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова (слайды 4,5,6); проанализируем представленные авторами учебника стихотворения гениального поэта; повторим некоторые литературоведческие термины; познакомимся с новым понятием; продолжим отработку навыка выразительного чтения.)

V. Проверка ДЗ. Слайд7.

(Цель: выявление подготовленности учащихся к уроку, отработка навыков выразительного чтения поэтического текста.)

Что же сегодня было задано на урок? (“На севере диком…”)

Кто желает продекламировать? (3 – 5 учащихся читают наизусть, соблюдая все интонационные нормы и правила.)

VI. Конкретизация темы урока.

1. Частичный анализ поэтического текста:

Ребята, подумайте, какие однокоренные слова звучат в этом произведении? (“Одиноко”, “одна”.)

2. Словарная работа. Слайд 8.

(Цель: расширение литературоведческого аппарата учащихся.)

Такой устойчивый, значимый образ носит название мотива . Откройте, пожалуйста, ваши литературоведческие словари и запишите этот новый для вас термин и его понятие.

3. Слово учителя. Слайд9.

Основными мотивами лирики Лермонтова являются мотивы действия и подвига, странничества, изгнанничества, сна, памяти и забвения, одиночества и др.

Каков же лейтмотив (ведущий мотив) стихотворения “На севере диком…”? (Мотив одиночества.)

Вот этот ответ и отображает тему нашего урока. Откройте ваши тетради и запишите дату и наименование темы сегодняшнего урока. Слайд 10.

VII. Работа над эпиграфом.

  1. Вопрос: “Что такое эпиграф?” (Учащиеся дают его понятие.)
  2. Чтение эпиграфа. Слайд 11.
  3. Вопрос: “Как бы вы охарактеризовали человека, написавшего эти строки? Какой он?” (Одинокий, тоскующий,…)

VIII. А вот как отображается это состояние в поэзии мы сегодня и попытаемся понять.

Формирование умений и навыков учащихся.

1. Знакомство со стихотворением “Утёс”. (Чтение учителем.) Слайд 12.

2. Вопрос: “Каково ваше первое впечатление от этого стихотворения: вам радостно или грустно? Почему?”

Чтобы разобраться в этом, понять смысл, увидеть красоту и своеобразие лермонтовской лирики, мы вместе (в сотрудничестве) проанализируем данный текст. Но прежде давайте вспомним некоторые литературоведческие понятия.

3. Терминологический диктант. Слайд 13.

(Цель: выявить литературоведческую компетенцию учащихся.)

(Учащиеся сообщают о методике проведения данного вида работы.)

Учитель зачитывает понятия, учащиеся отображают в тетрадях только термины.

  • Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (Композиция.)
  • Необычный порядок слов в предложении. (Инверсия.)
  • Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. (Антитеза.)
  • Повторение однородных согласных звуков. (Аллитерация.)
  • Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (Эпитет.)
  • Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение.)
  • Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов. (Метафора.)

А теперь проверьте. (Учащиеся сверяются с “ключом”.) Слайд14.

Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! (Учитель отмечает отлично справившихся.)

4. Краткий анализ поэтического текста. Слайд 15.

  • Какова композиция стихотворения? (Стихотворение состоит из 2 катренов; в первом – образ тучки, во втором – образ утёса – великана; катрены противопоставлены друг другу: разные образы, разные настроения (“тучка” - воплощение лёгкости, беспечности; “утёс” - воплощение мощи, суровости, одиночества).)
  • Как называется такое противопоставление? (Антитеза.)
  • Для чего автор так выстроил композицию? (Чтобы показать их непохожесть, противоположность, невозможность их соединения, одиночество старого утёса. С помощью антитезы подчёркивается, выделяется основной мотив стихотворения – мотив одиночества.)
  • Какие тропы (средства художественной выразительности) использует автор для раскрытия мотива? (Учащиеся отыскивают эпитеты, олицетворения, метафоры, инверсии.)

Слайд 16. (Анализирование приостанавливается для проведения психологической разгрузки: “Ребята, я заметила, что вы немного подустали. Предлагаю провести психологическую разгрузку . Отыщите несколько различий. (На доске вывешены два плаката с иллюстрациями, одна из которых имеет незначительные изменения.)

Продолжим нашу работу.

Ребята, а вы обратили внимание на цветовую гамму этого стихотворения?

Что это за цвет такой “лазурь”? (Подготовленный учащийся даёт справку: “Лазурь – светло–синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло–синяя краска, оттенок синего цвета.) Слайд 17.

Вы уж, наверное, заметили, что Лермонтов довольно часто употребляет в своих произведениях разные оттенки синего цвета. Современные психологи доказали связь между выбором цвета и психологическим портретом человека. Вот послушайте, что по этому поводу нам расскажет мой помощник. (Далее следует рассказ подготовленного учащегося о значении синего цвета: “Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.

В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу”.) Слайд18.

Итак, если вы внимательно слушали этот материал, то не могли не отметить, что в этой характеристике действительно очень многое соответствует Лермонтову: чертам его характера, темам его творчества.

5. Чтение стихотворения “Листок” (с.168 – 169 учебника). Слайд 19.

6. Краткий анализ поэтического текста. Слайд 20.

Какова композиция произведения? (Первые три – катрены; следующие три – двустишия; завершается – катреном. В построении использована антитеза, имеется аллегория, противопоставление образов (одинокий дубовый листок и спокойная, самодовольная красавица – чинара).)

Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?

Каков мотив?

Как показано одиночество? (Инверсией; учащиеся зачитывают строки, отображающие, на их взгляд, одиночество листка.)

7. Слово учителя.

Это далеко не все стихотворения Лермонтова, которые

говорят об одиночестве. О нём он пишет и в других произведениях, ведь одиночество выстрадано поэтом, слишком хорошо он был знаком с ним в жизни. Грустные стихи. Они о многом заставляют нас задуматься, потому как под аллегорическими изображениями в них скрыты человеческие отношения, чувства, переживания. Недаром многие из стихотворений (168!) были переложены на музыку и стали романсами. А исполнялись они в литературных гостиных, салонах. Давайте и мы с вами мысленно перенесёмся в одну из таких гостиных, где любил бывать и сам Лермонтов.

IX. “Литературная гостиная”. Слайд21.

Предлагаю вам послушать одно из стихотворений Лермонтова

“Выхожу один я на дорогу…”. Прозвучит оно в исполнении Захарченко Елены. В качестве музыкального сопровождения – “Лунная соната” Бетховена. (Далее следует декламация стихотворения.)

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Вопрос классу:

Ребята, как вы думаете, почему в качестве музыкального сопровождения звучала “Лунная соната” Людвига ван Бетховена?

(Прозвучали ответы, в том числе и неожиданные:

“В обоих произведениях просматривается образ ночи…

В стихотворении Лермонтова есть строки о голубом сиянье, которое ночью может исходить только от луны, а произведение Бетховена – “Лунная соната”…

В обоих произведениях звучит какая-то печаль, раздумье…

Музыка Бетховена звучит в исполнении одного инструмента, а тема урока сегодня: “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова” и стихотворение называется “Выхожу один я на дорогу”…

Композиции произведений совпадают: спокойное начало, волнение в середине и умиротворение в конце…

Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии (вспомнили, чему я была очень рада, даже высказывание Д.С.Мережковского (прозаика, поэта, драматурга, критика, религиозного философа), с которым они ознакомились на первом уроке по творчеству М.Ю.Лермонтова), а ночное светило – это Луна…”)

X. Обобщение информации. Слайд 22.

На этой минорной нотке и завершается наш урок. Спасибо вам, ребята, за сотрудничество, вы меня сегодня порадовали! Многих хочется отметить, похвалить. (Выставление оценок, словесные отметки.)

Итак, подведём итог нашей работе:

  • Что нового вы узнали о творчестве Лермонтова? Чем пополнили свой “багаж знаний”?
  • С каким новым термином познакомились?
  • Каков же основной мотив (лейтмотив) лермонтовской поэзии?
  • Что удалось повторить? Закрепить?
  • Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
  • На сколько каждый из вас сегодня поработал? (Учащиеся выставляют баллы в дневниках самооценки.)

XI. Выставление оценок (данный этап осуществляется на основе самооценок и оценок учителя: при совпадении оценивания результаты работы отображаются в журнале и школьных дневниках).

XII. ДЗ: подготовить стихотворение “Утёс” к выразительному чтению наизусть, иллюстрации к нему; повторить литературоведческие термины; инд.: сообщение о пребывании Лермонтова на Кавказе (р/к). Слайд 23.

МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,

Это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Про­рок” - последняя капля в чаше его страданий. И если пушкин­ское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг неруко­творный...” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк - вот лермонтовское продолжение и опро­вержение строк Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеу­тверждающей, светлой поэзии Пушкина.

Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэ­зии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лер­монтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...

Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной ...

Один из основных мотивов творчества Лермонтова - противо­поставление многогранной и духовно богатой личности поэта пусто­те светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе го­нимого пророка.

Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каж­дом его произведении. Это во многом объясняется личными качест­вами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, зам­кнутым человеком. Однако главная причина трагического одиноче­ства Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравствен­ным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лири­ческий герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоев­ского”, когда речь идет о близком, любимом друге!

Но он погиб далеко от друзей...
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!

Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда вопринимал очень болезненно:

И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...

В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.

Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоре­чия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и уни­женным положением человека в России второй четверти XIX века:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край... моя отчизна!

Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозмож­ность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, - все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов пережи­вал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина ” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.

Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:

Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.

Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой во­плотилась в произведениях о природе . Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутрен­ний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с пе­чальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследую­щего его отчаянья:

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка... -
...Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.

Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продаю­щего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я...” и “Поэт”:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразли­чие к мнению толпы сменяется порывом:

Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или Бог - или никто!

Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда воз­никает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, по­родившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.