Среднее значение общего интеллекта по тесту iq. Коэффициент умственного развития (IQ). Причины, влияющие на показатель IQ

Понятие «коэффициент интеллекта» и аббревиатура IQ сегодня знакомы практически всем. И все в курсе, что этот самый коэффициент можно оценить с помощью специальных тестов. Но на этом знания многих людей, далеких от психологии и смежных с ней наук, заканчиваются.

Так что же такое IQ, как его измеряют и нужно ли это делать вообще?

Начнем с небольшого исторического экскурса. В начале XX-го во Франции государство поручило психологу Альфреду Бине тесты для определения умственных способностей детей. С этой целью Бине разработал тест, который и известен сегодня под названием « Ай-Кью Тест »

Тест очень быстро стал популярным, но не во Франции, а в США. Уже в 1917 вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для классификаций солдат. Подобный экзамен прошли более 2 млн. человек. Затем IQ-тесты стали использовать университеты и частные компании, которые применяли их для проверки абитуриентов и потенциальных сотрудников.

Результаты многочисленных исследований позволили зарубежным специалистам сделать следующие обобщения:

На выполнение теста отводится ровно 30 минут. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о способностях человека, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

В заключение следует сказать, что, по мнению ряда психологов, разработанные на Западе тесты для определения коэффициента интеллекта, не совсем подходят для России. Главная причина: различие в структуре интеллекта разных стран. У русских преобладает так называемый «образный» стиль мышления, то есть русский чаще «думает» сердцем, а не головой. Остается только дождаться, когда наши предложат собственные методики оценки интеллекта. Пока их нет…

Неудачные попытки определить сущность интеллекта привели к стрем-лению понять его через интеллектуальное выполнение. Это означает, что вопрос «Что такое интеллект?» был переформулирован так: «Какой тип пове-дения называется интеллектуальным?» Чтобы ответить на этот вопрос, нуж-но создать ситуации, предоставляющие выбор - поступить интеллектуально или неинтеллектуально, а затем наблюдать индивидуальные различия между людьми, выбирающими интеллектуальный и неинтеллектуальный способы выполнения. По мнению многих психологов начала XX в., интеллектуальные тесты создают именно такие ситуации, в которых правильным может быть только один выбор из нескольких альтернативных. Интеллектуальный тест представляет собой модель того типа проблем, где возможно интеллектуаль-ное выполнение. Поэтому некоторые психологи (А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Термен и др.) стали называть интеллектом то, что измеряется интеллектуаль-ными тестами. Коэффициент интеллектуальности (IQ) стал синонимом ин-теллекта.

Впервые понятие уровень интеллекта использовал знаменитый римс-кий философ и оратор Марк Туллий Цицерон: под интеллектом он подразу-мевал совокупность умственных способностей, присущих конкретному чело-веку. Классическое понятие уровня интеллекта известно уже почти целый век. Его создатель – французский психолог Альфред Бине, который вместе со своим сотрудником Теодором Симоном опубликовал первую серию тестов для измерения уровня интеллекта. А. Бине исходил из предположения, что уровень интеллекта (как врожденная способность) остается постоянным в те-чение жизни и направляется на решение разных задач. Через несколько лет после этого психологи Уильям Штерн и Льюис Терман усовершенствовали тесты Бине, введя в 1912 г. понятие «коэффициент интеллекта».

В. Штерн обратил внимание на некоторые недостатки умственного возрас-та как показателя в шкалах, предложенных Бине. Основной недостаток заключался в том, что одна и та же разница в «умственном возрасте» двух индивидов для разных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чем меньше хронологический возраст ребенка, тем существеннее сдвиги, происходящие в его умственном развитии в течение каждого года жизни. Поэтому Штерн предложил определять не абсолютную меру интеллекта (раз-ность между умственным возрастом (УВ) и хронологическим возрастом (ХВ)), а относительную (частное, получаемое при делении УВ на ХВ). Коэффициент интеллекта впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 г.

Таким образом, коэффициент интеллекта или IQ не является постоян-ной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. Коэф-фициент интеллекта или IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении.


Понятие коэффициент интеллекта или IQ характеризует результат тес-тов интеллекта. Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. Сейчас IQ изме-ряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16.

Этот показатель определяется в результате арифметического деления на основании балла, полученного человеком, выполнившим тест на интел-лект. Этот балл называется умственным возрастом и делится на хронологи-ческий возраст экзаменуемого, после чего умножается на сто. У большинства людей он колеблется в границах 85 – 115 пунктов.

Существует стандартизированные значения или уровни IQ:

· IQ в диапазоне 65 – 85 означает низкий уровень интеллекта;

· IQ в диапазоне 85 – 100 означает нормальный уровень, нижняя граница нормы;

· IQ в диапазоне 100 – 115 означает нормальный уровень, верхняя грани-ца нормы;

· IQ в диапазоне 115 – 130 означает высокий уровень развития интел-лектуальных способностей;

· IQ в диапазоне 130 – 160 означает, что у человека умственная одарен-ность.

Добавим, что по мнению многих психологов в значительной мере на форми-рование уровня интеллекта влияют как наследственность, так и условия ок-ружающей среды. Считается, что при достижении 16 лет интеллект у челове-ка расти уже не может. На каком-то этапе начали обращать внимание на ог-раниченность классического определения интеллекта – оказалось, что даже если знать интеллектуальный потенциал конкретного человека, всё равно нельзя предсказать, сможет ли он добиться успеха на работе или в личной жизни.

Неоднократно случалось, что люди с очень высоким уров-нем интеллекта никак не могли приспособиться к своему окружению, тогда как их коллеги с средними умственными способностями оказывались преуспевающими.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Почему люди умнеют? Эффект Флинна, коэффициент интеллекта и IQ тесты

    ✪ Тест IQ НЕ ИЗМЕРЯЕТ ничего? #ИФ

    ✪ Страх публичного выступления. Фильм «Коэффициент интеллекта»

    ✪ Как интеллект влияет на финансовый успех? // 16+

    ✪ Вся правда про IQ тесты айкью интеллект / как проверить айкью

    Субтитры

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году . Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста , как показателя в шкалах Бине . Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине - в 1903 году ).

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов - в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях - умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление - допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез , разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка . Более точными являются тесты Д. Векслера , Дж. Равена , Р. Амтхауэра , Р. Б. Кеттелла . На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8. Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25 - 0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ .

Другое исследование более 13 тысяч детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий , был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ , были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу, подчёркнуты другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей полагает, что в целом средние показатели интеллекта мужчин выше на 5-10 баллов, а исследования, проведенные для феминистических организаций, подтверждают разрыв в 13 и более раз по наличию среди мужчин большего чем среди женщин значения IQ.

Раса и национальность

Исследования среди жителей США показали [ ] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев - 85, латиноамериканцев - 89, белых (европейского происхождения) - 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) - 106, евреев - 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям разрыв постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ негроидов в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 . Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В одном из исследований в трёх из четырёх тестов не было найдено статистически значимых расовых различий в IQ у малолетних (2-5 лет) воспитанников детских домов Великобритании, в одном тесте белые дети показали более низкие результаты

Разница в 10-15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетенных социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах. При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов. Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности .

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, ), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ.

Социальные последствия

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке . Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов . Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 - максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса , в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Прочее

Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 [ ] между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог - ЕГЭ).

Критика

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно .

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному . Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ [ ] . Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность .

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский , тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития ».

См. также

  • Международное общество для философских исследований, ISPE
  • Мэрилин вос Савант - обладательница самого высокого IQ в мире по данным Книги рекордов Гиннесса

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран [ ] (недоступная ссылка с 26-04-2015 )
  2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). - 3-е изд. - М: Сов. энциклопедия, 1973. - Т. XIII. - С. 306. - 608 с.
  3. Plomin et al. (2001, 2003)
  4. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). “Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life” . Behavior Genetics . 24 (3): 207. DOI :10.1007/BF01067188 . Проверено 2006-08-06 . справка); Проверьте дату в |month= (справка на английском)
  5. Neisser et al.. Intelligence: Knowns and Unknowns (неопр.) . Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, ). Архивировано 1 июня 2012 года.
  6. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). . Science (journal) . 250 (4978): 223-8. PMID . Используется устаревший параметр |month= (справка)
  7. World Intelligence Network. IQ и генетика
  8. Gosso, MF (2006). “The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts”. Molecular Psychiatry . 11 (9): 878–886. DOI :10.1038/sj.mp.4001868 .
  9. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  10. Pietropaolo, S.; Crusio, W. E. (2010). “Genes and cognition”. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science . 2 (3): 345-352. DOI :10.1002/wcs.135 .
  11. Deary, I. J.; Johnson, W.; Houlihan, L. M. (2009). “Genetic foundations of human intelligence”. Human Genetics . 126 (1): 215-232. DOI :10.1007/s00439-009-0655-4 . PMID .
  12. C. F. Chabris, B. M. Hebert, D. J. Benjamin, J. P. Beauchamp, D. Cesarini, M. J. H. M. van der Loos, M. Johannesson, P. K. E. Magnusson, P. Lichtenstein, C. S. Atwood, J. Freese, T. S. Hauser, R. M. Hauser, N. A. Christakis and D. I. Laibson. (2011). Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives. Psychological Science
  13. Davies, G.; Tenesa, A.; Payton, A.; Yang, J.; Harris, S. E.; Liewald, D.; Ke, X.; Hellard, S. Le; Christoforou, A.; et al. (2011). “Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic” . Mol Psychiatry . 16 : 996-1005. DOI :10.1038/mp.2011.85 . PMC . PMID .
  14. B. Benyamin, B. Pourcain, O. S. Davis, G. Davies, N. K. Hansell, M. J. Brion, R. M. Kirkpatrick, R. A. Cents, S. Franic, M. B. Miller, C. M. Haworth, E. Meaburn, T. S. Price, D. M. Evans, N. Timpson, J. Kemp, S. Ring, W. McArdle, S. E. Medland, J. Yang, S. E. Harris, D. C. Liewald, P. Scheet, X. Xiao, J. J. Hudziak, E. J. de Geus, C. Wellcome Trust Case Control, V. W. Jaddoe, J. M. Starr, F. C. Verhulst, C. Pennell, H. Tiemeier, W. G. Iacono, L. J. Palmer, G. W. Montgomery, N. G. Martin, D. I. Boomsma, D. Posthuma, M. McGue, M. J. Wright, G. Davey Smith, I. J. Deary, R. Plomin and P. M. Visscher. (2013). Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L. Mol Psychiatry

Как понять, насколько велики ваши умственные способности? Каков потенциал вашего мозга и сложно ли это выяснить? Как оказываться, найти ответы на эти вопросы стало возможным благодаря тому, что человечество, сравнительно давно изобрело универсальный коэффициент. Что такое IQ? Это сокращение знакомо на сегодняшний день каждому, однако, если копнуть глубже, можно обнаружить, что у большинства людей довольно смутно представление об этом. Общеизвестно, как много есть тестов для того, чтобы выяснить и рассчитать свои умственные способности.

Появление понятия IQ

Казалось бы, нет нечего проще, однако стоило только ученым серьезно взяться за эту тему, как тут же возникло множество вопросов и, так сказать, белых пятен. Почему так произошло? Мифов и легенд на эту тему существует столько же, сколько и тестов IQ. Принято считать, что самый надежный и точный тест изобрел немецкий ученый Ганс Айзенк приблизительно в сороковых годах. Работая в лабораториях над своими трудами, он пытался выяснить, влияет ли размер и вес мозга на его деятельность и умственные способности человека.

Что такое IQ? Просто логическое мышление или нечто большее

Он разработал систему, где испытуемый за определенный период должен пройти тест в виде нескольких десятков небольших логических задач. Он создан таким образом, чтобы человек смог наиболее эффективно задействовать свое логическое мышление. Принято считать, что средний или нормальный показатель равен сотне. Именно такой результат наиболее распространен среди большей части населения Земли. Согласно тесту, у талантливых или высокоодаренных личностей он равен сто двадцати и выше.
И напротив, у умственно отсталых и не таких способных людей коэффициент колеблется от пятидесяти до девяноста. Приятно осознавать, что такое IQ присуще всего трем процентам населения земного шара. Разобравшись с показателями и их значением, можно переходить к возникающим вопросам. Не так давно стало известно о маленькой девочке, чей коэффициент после прохождения теста составил сто тридцать пять. Это вызвало всеобщее удивление, ведь, если верить результатам теста, девочка умнее специалистов по ядерной физике.

Известный на весь мир тест

В чем же подвох? Ученые пришли к выводу, что уровень IQ человека в основном зависит от мозговых ритмов, поэтому совершенно нормально то, что коэффициент ребенка превышает показатель великих ученых. А деятельность человеческого мозга напрямую зависит от окружающей среды и работы организма. Недосыпание, переутомление и стресс могут существенно снизить показатель IQ. Изначально подобные тесты не были достоянием общественности, а предназначались только для учебных заведений, однако со временем эта информация появилась во Всемирной паутине, и теперь каждый желающий может узнать свои возможности и умственный потенциал.
На сегодняшний день, чтобы пройти тест на IQ, достаточно найти его в интернете и потратить около пяти минут своего времени, что не представляет особой сложности. Тысячи людей по всему миру уже прошли его и поделились своими впечатлениями, оставив отзывы. IQ-тесты порадовали большую часть испытуемых. Как оказалось, многие на несколько показателей выше своих работодателей и шефов. Испытуемые проходили разные тесты на «коэффициент ума» и были приятно удивлены, что ответы не расходятся, а подтверждают друг друга.

Расшифровка показателей

В целом у людей осталось довольно приятное впечатление, конечно, за исключением тех, у кого показатель оказался ниже среднего или посредственный. Некоторые влиятельные ученые придерживаются мнения, что в мире существует множество иных факторов, влияющих на интеллект и определяющих его. Безусловно, их тоже следует учитывать. Было бы неправильно судить о способностях индивидуума только по результатам теста IQ. Изо дня в день люди оценивают и, так сказать, тестируют окружающий мир на основании невербальных моментов в поведении. Даже после короткой, но содержательной беседы человек на подсознательном уровне приходит к определенным выводам в отношении умственных способностей собеседника.
Примечательно, что у людей, чей показатель IQ выше среднего, первое впечатление о незнакомце редко бывает ошибочным. Сложившееся мнение впоследствии трудно изменить, зачастую для этого требуются достаточно убедительные доводы и аргументы. Многолетние исследования специалистов подтвердили еще один интересный факт: у родных, друзей и других близких людей уровень IQ находится приблизительно на одном уровне и максимально схож.

IQ и бинарные опционы

Уровень интеллектуального развития играет немаловажную роль для тех, кто участвует в бинарных опционах. Для тех, кто не сталкивался с таким понятием, можно сказать, что это определенный финансовый инструмент с заранее известным размером потенциальной прибыли. Опционы привлекательны тем, что дают возможность без особых усилий получить сумму, в два или три раза превышающую собственное вложение, а в некоторых случаях прибыль может быть стопроцентная.
IQ Option - это брокер современных бинарных опционов. Торговля на них, как уже известно, может принести прибыль или же, наоборот, убыток в максимально короткий срок. Как правило, людям с высоким показателем уровня IQ торговать на трейдинговых биржах легче, ведь, если верить тесту, у них больше развито логическое мышление и другие интеллектуальные способности, которые так важны в финансовых вопросах.

Противоречивые данные

Как уже было упомянуто в начале статьи, эта область науки исследована далеко не до конца. Известно, что в этой системе существует ряд грубых недочетов и ошибок. Ведь как по-другому можно объяснить тот факт, что у Билла Гейтса результат составил сто шестьдесят, а у Мухаммеда Али - всего семьдесят восемь, что является ниже среднего. Согласно этой схеме умнейший человек может быть одновременно глупым и наоборот.

Получается довольно парадоксальная картина. На основании уже существующих фактов и доказательств каждый сам для себя решает, доверять подобным тестам или нет. Безусловно, то, насколько точно можно определить уровень интеллекта, напрямую зависит от теста, который мы используем. Что же касается самого IQ, то в современной профессиональной среде этот показатель редко учитывается при приеме на работу. Во внимание скорее берутся квалификация и профессиональные навыки человека, который пытается получить должность. Поэтому не стоит ориентироваться только на этот коэффициент. Действительно, такое субъективное и туманное понятие, как человеческий разум, довольно сложно оценить объективно.

Есть место для исследований

Что такое IQ? Как известно, мозг человека работает всего на один процент, если все его тайны и особенности со временем хоть немного откроются, это может означать, что раскрыта величайшая загадка в мире - работа человеческого разума.

(англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов.

Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудиции). Коэффициент интеллекта является попыткой оценить фактор общего интеллекта.

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким образом, чтобы 50% людей имели IQ между 90 и 110 и по 25% — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских вузов составляет 115, отличников — 135-140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

История

Понятие коэффициента интеллекта ввел Уильям Штерн в 1912 году. Он направил внимание на серьезные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частного от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В наше время интерес к тестам IQ вырос во много раз, из-за чего появилось большое количество различных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень трудно и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты IQ

Каждый тест состоит из множества разных задач, где уровень сложности постепенно растет. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задачи других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучше результаты он демонстрирует. Самым известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Векслера, тест Равена Тест Амтхауэра. При использовании теста Равена, критическим считается уровень в 70 баллов. Ниже этого уровня клинические психологи классифицируют умственную отсталость. На данный момент не существует единого стандарта на тесты IQ.

Тесты делятся по возрастным группам и показывают развитие человека, согласно его возрасту. То есть ребенок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, поскольку развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы от 18 лет и предусматривает максимальный уровень IQ в 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и претендующих на измерение IQ, разработанные некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, которые доказывают связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и других социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как тест Векслера, и тому подобное.

Влияние на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в прогнозе IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003). До последнего времени наследственность преимущественно изучалась на детях. Различные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США, что означает, в зависимости от исследования, от чуть меньшей половины до заметно более половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребенка и ошибки измерения. Наследственность в пределах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное.

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, которые призваны выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute) начинает проект по полногеномное поиска ассоциаций у людей с высокими умственными способностями. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребенка. Были обнаружены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и прочее. Такое воздействие приносит коэффициента интеллекта долю в 0.2- 0.35. Но чем старше становится ребенок, тем слабее эта зависимость проявляется, и практически полностью исчезает к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же оточувальни факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследование 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ.

Другое исследование более 13000 детей показало, что кормление грудью может повысить интеллект ребенка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий, был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ, были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность ("bias" испытуемых по языковому составляющей, подчеркнутые другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена ​​под сомнение.

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей считает, что в целом средний развитие интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. В то же время у мужчин более выраженный разброс: среди них более очень умных, так и очень глупых; то есть среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности разных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербальных способностей.

Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится всего одна женщина.

Раса

Исследование среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования так называемого «научного расизма», однако по некоторым исследованиям он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. Вследствие эффекта Флинна, средний IQ негров в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~ 10% выше IQ, нож не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов имеют более высокий IQ, чем белые.

Страна

Были выявлены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП, демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к снижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего идет медленный спад.

IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети сначала опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается по сверстников.

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большим баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценкам составляет около 0,5. Тесты IQ является одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования показали, что целеустремленность и оригинальность играют высшую роль в достижении успехов в науке. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франко Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предвестником будущей производительности является общее интеллектуальные способности. При прогнозе производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с умственными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследование, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. Преимущественно, возможность предсказания эффективности по IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что поскольку IQ объясняет лишь 29% различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности, и тому подобное., Вероятно, имеют такую ​​же или большую важность, но в данный момент не существует столь же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Прибыль

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больше IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррей обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, независимо от семьи и социального класса, в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет-0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объяснены различия в преступности составляют менее 4%. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсен цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70 — 90 независимо от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80 — 90.

Формула IQ

В различных тестах на определение уровня интеллекта используют различные формулы для подсчета одна из них выглядит так: IQ = РО / МИН × 100,

где РВ умственный возраст, а ХВ хронологический возраст. Например, человеку 20 лет, умственный возраст которой составляет 22 года, имеет IQ 22/20 × 100 = 110.

Критика IQ

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны ученых. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена ​​некорректно или авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

«Я … решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается только угадать ответ — на логику опираться бессмысленно ».

Исходя из этого можно отметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивного мышления, но и к индуктивного. Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых задачах ответы не вытекают однозначно с задания, и нужно выбрать наиболее разумную или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

«Если человек ответил так же, как и Айзенк, то она тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоская человек сто раз задумается, прежде чем ответить … Существует бесчисленное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает "правильную" ответ на тесты, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые рассуждают так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную посредственность ».

Советский психолог Лев Семенович Выготский в своих работах показал, что текущий IQ ребенка мало что говорит о перспективах дальнейшего обучения и умственного развития. В связи с этим он ввел понятие «зона ближайшего развития». Похожий шутку говорит, что тесты на IQ на самом деле проверяют способность человека решать эти тесты. Это недалеко от истины. По сути от испытуемого требуется решение определенных задач определенным образом. Чем на самом деле умнее человек, тем больше вариантов решений, альтернативных предложенным создателями теста, она сможет предложить.