Строчная буква ж. III. Сообщение темы урока. Обозначение «мягкого» звука

Ж, ж (называется: жэ) — одна из букв кириллических славянских алфавитов (8-я в русском, белорусском, македонском и сербском, 7-я в болгарском и 9-я в украинском); также употребляется в письменностях некоторых народов не славянских, где она даже послужила основой для создания новых букв, таких как Ӂ или Җ.

В церковно- и старославянских азбуках именуется «живѣ́те» (т. е. «живите», как повелительное наклонение от слова «жити») и является 7-й по счёту; в кириллице обозначается и не имеет числового значения, в глаголице пишется как и имеет значение числа 7.

Аналогов в греческом алфавите нет; кириллическая форма считается переделкой из глаголической, а последняя — взятой из знака Ϫ, ϫ («джанджа») коптской письменности. Впрочем, есть версии, возводящие написание в глаголице к некоторым лигатурам, сложенным из греческих букв, а в кириллице — к монограмме от букв имени Иисуса Христа.

Произношение

Буква Ж в русском языке обозначает фрикативный постальвеолярный звонкий согласный. Если сравнивать с имеющимся в европейских языках звуком [ʒ] (англ. [ʒ] в measure, французск. j в jamais и т. п.), то русский согласный звучит несколько твёрже, поэтому он порой считается ретрофлексным и обозначается как [ʐ]. Параллельный ему глухой согласный обозначают буквой Ш.

История возникновения звуков, обозначаемых буквой «ж»

Исторически славянский звук [ж] всегда вторичен, так как произошел от других согласных путём их смягчения (палатализации) перед согласным j и последующими палатальными гласными. Такое смягчение обязано своим началом ещё общеславянскому периоду. И хотя происхождение объясняется палатализацией, но [ж] в настоящее время, в большинстве великорусских говоров, твёрдо (непалатально).

Помимо [ж], появившегося путём палатализации, [ж] в русском современном языке получается ассимиляцией из спирантов [з] и [с]: сжечь [жжечь], изжарить [ижжарить], с женой [жженой] и др.

Обозначение «мягкого» звука

Встречается в русской фонетике также долгий звонкий мягкий звук [ж], не представляемый отдельной буквой (для аналогичного глухого звука имеется буква Щ): вожжи, дрожжи, дожди (произносится обычно «до[жж`]и», и отвечает глухому произношению такого слова, как «дождь» — до[шш`]) и т. д. Но, следует отметить, что этот звук не всегда считают нормативным.

Применение

Как частица ж (форма сокращения от частицы же), состоящая из одной этой буквы.

Ж - как сокращение, указывающее на женский род.

Ж — указание серии паровозов.

Варианты транскрипции

В письменностях на латинской основе кириллическая буква Ж, в зависимости от языка, передаётся по-разному: в словацком, чешском, хорватском, словенском (и латинском варианте сербского) — буквой Ž (её же обычно применяют «вообще» для транслитерации), в польском используется её более древний аналог — Ż; в германских языках — диграфы sh (нем.) или zh (англ.); в романских — G либо J с последующим e, либо i, и пр.

В настоящее время английский язык является одним из самых востребованных в мире. Знание английского языка является большим преимуществом в нашем обществе, ведь это язык социальной и политической жизни, международной экономики и туризма. Мы используем множество английских слов в разговорной речи, даже не задумываясь о правильном написании этих слов.

Однако трудности возникают в тот момент, когда появляется потребность правильно написать свои личные данные (фамилию, имя, название города или улицы) на английском языке. Часто мы сталкиваемся с необходимостью не столько сделать перевод, сколько корректно написать русское слово на английском, например, при общении с адресатом, у которого не определяется кириллица на компьютере, или в СМС-сообщениях , чтобы вместить больше знаков в одно сообщение.

Кроме того, названия национальных праздников, элементов и событий — религиозных и культурных, аналогов которых нет в англоязычной культуре также требуют доступной передачи англоязычному носителю. И это, конечно же, приводит человека в замешательство. В такие моменты стоит задуматься о правильной транслитерации (обыкновенная замена русских букв на латинские) русских слов.

Основные положения транслитерации

Фонетика английского языка в общих чертах похожа на фонетику русского языка. И в большинстве случаев при транслитерации проблем не возникает, т.к. примерно половина русских букв передаются в английский язык достаточно легко и без вариантов. Например, Bb — Бб, Pp — Пп, Ff — Фф . Но также существуют и различия, ведь многие русские звуки, такие как: «Ч-Щ», «Ж-Ш» и пр., не имеют аналогов в английском алфавите. И это не удивительно, ведь английский алфавит состоит из 26 букв, а русский — из 33. К сожалению, следует заметить, что единой системы транслитерации не существует, имеются различные мнения и разногласия по этому вопросу.

В настоящий момент существует несколько ГОСТов (например, ГОСТ 7.79-2000, ГОСТ Р 52535.1-2006) и даже два стандарта ISO (ISO 9:1995, ISO/R 9-1968), которые применяются при заполнении различных международных анкет, вопросников, документации (загранпаспорт, водительское удостоверение и пр.) и используются для транслитерации русского алфавита. Что примечательно, использование определённой системы назначает организация, которая осуществляет транслитерацию.

Итак, как же написать букву «Ж» по-английски .

Согласно ГОСТу 7.79-2000 (функционирует в РФ с 2002 г.) буква «Ж» латиницей может быть написана двумя способами:

  1. с диакритическим символом — ž.
  2. путём соединения латинских букв — ZH, zh.

Согласно ГОСТу Р 52535.1-2006 буква «Ж» латиницей пишется также — ZH, zh.

Особенности написания «Ж» на английском языке

В некоторых случаях возможно иное написание:

  1. Отметим, что звук «Ж» в некоторых случаях обозначают буквой «G». Но такая версия написания допустима при условии наличия гласных «i», «e», «y» после «G», и не распространяется на заимствованные слова. Читаться в этих случаях «G» будет мягче, как «ДЖ», но никак не «Ж».
  2. Многие применяют букву «J» для написания русской буквы «Ж», но это в корне неверно, т.к. читается она скорее как «ДЖ», например, Jamal (Джамал), а иногда и как «й», например, Julia — Джулия, Юлия. И употребляется в словах, заимствованных из латинского языка. Также этот вариант «J» для «Ж» был основан на французский алфавит (как в документах советского образца). Например, Anjela (Анжела). Но следует отметить, что «J» используется вместо «Ж» при написании международной телеграммы, которую следует составлять латинскими буквами (согласно «Инструкции о порядке обработки международных телеграмм в отделениях связи», которая была принята Министерством РФ по связи и информатизации в 2001 году).

Транслит без проблем

В настоящее время транслитерация русскоязычных слов на английский язык доступна в режиме онлайн на многих интернет-сервисах, к примеру, свободный сервис «Транслитерация». В этом случае написать русское слово по-английски не составляет никаких трудностей. Для этого достаточно просто ввести или скопировать необходимый текст в текстовую область и нажать кнопку «Транслитерация». Введенный текст автоматически отображается латинскими буквами. Таким вот образом довольно удобно проверить свои личные данные на латинице перед заполнением документов.


Буква Ж - восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый [Ж].

Слова, начинающиеся на букву Ж : жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,

Буква Ж в середине слова : обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,

Буква Ж в конце слова : морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,


Как писать букву Ж? ()
Это - Ж,
А это - К,
Целый жук
И полжука.

Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.


Знакомство с буквой Ж - артикуляция звука ()
- губки округлены и слегка вытянуты вперёд
- широкий язычок наверху и образует "чашечку"
- тёплая воздушная струя по центру язычка
- горлышко "работает"

Загадки с буквой Ж ()
Целый час жужжит уже
На цветочке буква...

Жираф - высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву...

Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит "ы".

Стихотворения про букву Ж ()
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
А однажды жук-жучок
Отвечал весной урок.
Вместо слов "ручей журит"
Написал "ручей жужжит".

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

Посмотри-ка на снежинки:
В каждой - Ж посерединке!

Букву Ж считают жадной,
Ж не делится совсем!
Жадным быть нельзя, не надо!
Ведь у жадных нет друзей!

Жизнь, жвачка, слово ждать,

Ж вам тоже надо знать,

Женя, Жанна, лужа,

С - ж, зимою стужа.

Скороговорки ()
Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужжелица,
Жужжит, кружится.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Уже ужи в луже.

Встретил в чаще ёж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
У чижа - чижата,
У жука - жучата.

Жук жужжит - он встать не может,
Ждёт он, кто ж ему поможет.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.

Жук с жужжихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.

Чистоговорки ()
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.


Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)

Слова со звёздочкой назвать во множественном числе.






Сказки про букву Ж ()

— Я поймал букву Ж, — мальчик показал маме жука.

— Он похож на букву Ж и жужжит, как Ж, – согласилась мама.

— Ж-ж-ж-ж, отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

— Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

— В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

— Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.

— Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

********************************************************************************************


Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю.

А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».

Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:

– Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим!

– Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите!

– Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа…

И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.

Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.

– Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова.

Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.

Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.

– Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.

– Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква.

Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».

– Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик.

– Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.

И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.

– Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».

– Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.

Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.

Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж».

Тема. «Письмо строчной буквы ж».

Цели . Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм написания буквы ж , учить умению точно воспроизводить образец, научить проговаривать написание буквы; формировать навыки безошибочного написания сочетания жи в словах.

Учебные материалы. «Чудо-пропись» (под ред. В.А. Илюхиной); карточки со словами: прямая наклонная линия , качалочка , крючковая линия , секретик ; изображение жука; игрушка – жук; рисунки с изображениями животных; таблица слогов; материал для рефлексии урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель читает отрывок из сказки:

Учитель. А листок все плыл да плыл по прямой наклонной линии , и вот Дюймовочка попала за границу. Мимо качалочкой летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за талию и унес на дерево. Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, похожий на крючковую линию , покормил ее сладким цветочным соком с секретиком и сказал: «Здесь я жжж иву, это мое жжж илище. Будьте моей жжж еной, это мое жжж елание!»

Потом к ним пришли другие жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног и говорили: «У нее только две ножжж ки! Жжж алко смотреть! Как ужжж асно!»

Дюймовочка не понравилась жукам, хотя была премиленькая. И майский жук сказал: «Увы, нам нужжж но расстаться, очень жжж аль, жжж елаю удачи!»

Отрывок из какой сказки я прочитала?

Дети. Дюймовочка.

Д. Ханс Кристиан Андерсен.

У. Какие элементы письма вы услышали в отрывке?

Учитель вывешивает понятия на доску. Несколько учеников по одному выходят к доске, проговаривают и записывают данные элементы письма. Остальные работают в тетради на местах.

1. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по наклонной линии вниз до нижней линеечки рабочей строки.

2. Пишем прямую наклонную линию, чуть-чуть (на 1/10 от высоты строки) не дописываем до нижней линеечки рабочей строки и начинаем плавно разворачивать ручку на строке, не заостряя и не протягивая по строке.

3. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», не отрывая ручки, и поднимаемся по крючковой линии до середины рабочей строки.

4. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», поднимаемся по крючковой линии до середины строки, не отрывая руки, и по направлению к верхней линеечке рабочей строки строго параллельно уже написанной прямой наклонной линии (или первой, левой, наклонной линии) пишем «секретик».

Дети прописывают эти элементы до конца строчки.

III. Сообщение темы урока

У. Вернемся к отрывку. Кого встретила Дюймовочка?

Д. Жука.

У. К нам в гости тоже пришел жук и принес свою фотографию.

Учитель достает игрушку и открывает изображение этого жука.

– Вспомните, какой звук любил произносить жук?

Д. Звук [ж].

У. Какие слова с этим звуком вы запомнили из рассказа?

Д. Жилище, жена, желание, ножки, жалко, ужасно, жаль, желаю (удачи ), нужно.

У. Догадались, какую букву мы будем сегодня учиться писать?

Д. Букву ж .

У. Обоснуйте свой ответ.

Д. В каждом слове встречается звук [ж], на уроке обучения грамоте мы познакомились со звуком [ж].

У. Сформулируйте тему урока.

Д. Письмо строчной буквы ж .

Учитель открывает тему урока.

Письмо cтрочной буквы Ж

– Для чего нам нужно уметь писать букву ж ?

Д. Чем больше букв мы научимся писать, тем больше слов сможем написать.

– Для развития письменной речи.

– Чтобы быть грамотными.

– Буква ж – одна из букв алфавита.

Важно, чтобы дети приняли эту цель как свою.

IV. Работа по развитию артикуляционного аппарата

Перед детьми – звукоподражательные глаголы.

У. Прочитайте слова, стараясь передать голосом реальные звуки живой природы.

На доске:

мяу кает
кар кает

ква кает
жу жж ит

куку ет
кря кает

– Выберите: что делает жук?

Д. Жужжит.

У. Покажите, как жужжит жук? Почему это происходит?

Д. Некоторые насекомые при полете очень часто машут крыльями, рассекая воздух. Так получается жужжание.

V. Работа над развитием техники чтения. Нахождение изучаемой буквы в словах

У. Жук принес вам в подарок свою любимую букву. Эта буква напечатана у вас в тетради. ­Назовите ее.

Д. Печатная буква ж .

У. Выполните штриховку буквы: мальчики – вертикальную, девочки – горизонтальную.

Во время работы учитель следит за правильностью выполнения работы, дает советы, хвалит.

– У каждого на столе лежит любимое стихотворение жука. Прочитайте его, найдите и обведите простым карандашом все буквы ж .

Дети читают по строчке и называют количество букв ж , встретившихся в словах:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу,
Безобидно я жужжу,
Над ромашками кружу!

– Повтор какого звука использует поэт, чтобы мы услышали жужжание жука?

Д. Жужжание создается повтором звука [ж].

У. В каком слове звук [ж] слышится несколько раз?

Д. В слове жужжу.

VI. Физкультминутка

У. Встаньте. Я показываю рисунки животных, а вы определяете наличие и место звука [ж] в названиях этих животных. Если звук [ж] в начале слова – вы поднимаете руки вверх, если в середине слова – ставите руки на пояс, если в конце слова, то опускаете руки вниз. Если в слове данного звука нет, то вы садитесь на корточки.

Учитель показывает рисунки: уж, жираф, собака, жаба, слон, ежик, морж, лиса.

VII. Работа в прописи (№ 3, с. 24–25)

У. Рассмотрите поэтапное написание строчной буквы ж .

– Из каких элементов она состоит?

Дети перечисляют элементы.

    Поэлементная запись буквы ж ведется учителем на доске, а дети эту работу выполняют на учительской строке в прописи на с. 24:

1. Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
4. По «секрету» – наклонная линия вниз.
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.

    Письмо детьми буквы ж «в воздухе» с проговариванием алгоритма по силуэту жука.

У. Проведите по силуэту жука ручкой линии так, чтобы получилась строчная буква ж .

    Письмо буквы по точкам, а затем самостоятельное написание буквы до конца строчки.

VIII. Самоанализ написанного

У. Найдите самую красивую букву, написанную вами, и обведите ее зеленой ручкой. Какая буква вам не очень понравилась и почему?

Жук тоже трудился вместе с вами. Давайте посмотрим, что у него получилось.

В таблице учащиеся разбирают графические ошибки в написании буквы ж , выбирают правильно написанную букву, подбадривают старания жука.

IХ. Письмо слогов-слияний с буквой ж : жа, жу, жи

Работа в прописи. Письмо слогов с проговариванием. Учитель акцентирует внимание на особенности написания и произношения слога жи.

Х. Письмо слов с буквой ж

Дети читают слова. После прочтения и орфографического разбора слова прописывают рядом с образцом.

В слове журавли ученики отмечают все части букв и их соединений. Соединения в середине отмечают черточкой, а соединения на 1/3 – крестиком. Один ученик отмечает серединки, другой – третьи части на доске, а остальные работают в прописи.

В слове жаворонок дети обозначают все «гнездышки» и «шалашики». Один ученик отмечает «гнездышки», другой – «шалашики», а остальные работают в прописи на местах.

У. Поиграем в игру «Кто больше?». Придумайте слова, в которых звук [ж] был бы в начале слова.

Д. Журнал, жизнь, жасмин, желудь, жилет.

У. В середине слова?

Д. Крыжовник, баклажан, лыжник, этажерка.

У. В конце слова?

Д. Багаж, чиж, нож, персонаж.

Чтение учениками группы слов, близких по смыслу: дружба – дружили – друг.

У. Чем похожи эти слова? Как мы называем такие слова?

Д. Родственные.

У. Запишите слова, выделите в них общую часть.

ХI. Физкультминутка

ХII. Работа с предложениями

У. Что вы видите на доске?

На доске:

| _______ ________ _______ ________ ?

Д. Схему вопросительного предложения.

У. Сколько в нем слов? Какие правила написания предложения вы знаете? Что мы называем предложением?

Ответы детей.

– Прочитайте в прописях вопросительное предложение.

Д. Кому стало жалко жука?

У. Вспомните текст букваря и ответьте на вопрос: кому стало жалко жука?

Д. Жанне стало жалко жука.

У. Запишите вопросительное предложение.

Восстановите деформированное предложение и запишите на свободной линеечке.

Д. Женю укусил в руку жук .

ХIII. Закрепление пройденного материала

Ученики соединяют стрелочкой по порядку все элементы, чтобы получилась буква ж.

Дети собирают из рассыпанных букв слово. (Получаются слова: жало, жара, жаба, лужа .) Слова записывают с комментированием.

ХIV. Дополнительный материал

На доске:

У. Назовите слово с изученной сегодня на уроке буквой.

Д. Желание.

У. Как вы понимаете смысл этого слова?

Ответы детей.

– Составьте из слогов родственные слова.

Д. Желание, желанный, желать, желательно.

У. Вставьте подходящие по смыслу слова:

И … (желанная ) страна
Вот уж издали видна.

(А.С. Пушкин )

Ответы детей.

Все учиться мы … (желаем )
И пятерки получаем.

– Как вы понимаете смысл этого предложения?

Придумайте пожелание нашему гостю.

ХV. Итог урока

У. Назовите тему урока.

Д. Письмо строчной буквы ж .

У. Какова цель урока?

Д. Научиться писать букву ж .

У. Что мы для этого сделали?

Д. Создали алгоритм написания буквы ж .

У. Мы достигли цели?

Д. Да.

У каждого на столе конверт для рефлексии. В нем лежат листики зеленого, желтого и коричневого цветов.

У. Вспомните ключевые слова урока и оцените свою работу. Если вы работали на уроке с желанием, были уверены в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и порядок, то выберите листик зеленого цвета.
Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, волновались, да и в прописи были недочеты, то выберите листик желтого цвета.
Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите листик коричневого цвета.

На доске – три ствола дерева. Учитель поясняет, что на первое дерево дети приклеивают листики зеленого цвета, на второе – листики желтого цвета, а на третье – листики коричневого цвета. Дети наклеивают выбранный листик. В результате получаются три дерева. Делается соответствующий вывод.

– Я рада, что вы работали сегодня с желанием, уверенно, что в ваших прописях чистота. Наш гость тоже доволен, что вы подарили ему такой замечательный дом. Спасибо за работу! Урок окончен.