Урок обучения грамоте буква к. План -конспект урока по обучению грамоте ' Согласная буква К'. Чтение слогов с буквой К

Факторы риска, развивающие наркозависимость подростков Внутрисемейные: Внутрисемейные: - родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома; - родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома; - родители осуществляют слишком жесткий контроль, прибегая к насилию над волей ребенка, принимая за него решения; - родители осуществляют слишком жесткий контроль, прибегая к насилию над волей ребенка, принимая за него решения; - взрослые члены семьи употребляют спиртное, наркотики; - взрослые члены семьи употребляют спиртное, наркотики; - мать и отец конфликтуют между собой; - мать и отец конфликтуют между собой; - нет эмоциональной близости между членами семьи; - нет эмоциональной близости между членами семьи; - родители не интересуются успехами детей в школе; - родители не интересуются успехами детей в школе; - ребенок растет в обстановке вседозволенности. - ребенок растет в обстановке вседозволенности.


Социальные: - наличие недоброжелательного климата среди друзей; - наличие недоброжелательного климата среди друзей; - в круг общения ребенка входят подростки, потребляющие спиртное и наркотики; - в круг общения ребенка входят подростки, потребляющие спиртное и наркотики; - неблагополучный район проживания, широкое распространение потребления психоактивных веществ в данном районе; - неблагополучный район проживания, широкое распространение потребления психоактивных веществ в данном районе; - неорганизованность досуга, занятости подростков в районе проживания; - неорганизованность досуга, занятости подростков в районе проживания; - активная пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов. - активная пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов.


Личностные: - наследственная предрасположенность к болезням зависимости; - наследственная предрасположенность к болезням зависимости; - индивидуальные психические особенности: возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, авантюризм, неустойчивость характера, слабая сила воли, неспособность бороться за достижение цели; - индивидуальные психические особенности: возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, авантюризм, неустойчивость характера, слабая сила воли, неспособность бороться за достижение цели; - неразвитость высших нравственных чувств; - неразвитость высших нравственных чувств; - самодеструктивное поведение. - самодеструктивное поведение.


Что необходимо делать родителям, чтобы уберечь детей от наркотиков Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность: Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность: - расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что на его взгляд делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные качества, которые он может упустить; - расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что на его взгляд делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные качества, которые он может упустить; - одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще; - одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще; - объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. - объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение.


Помогайте выявлять и развивать способности и таланты: - смотрите на ребенка как на личность; - смотрите на ребенка как на личность; - давайте ребенку именно то, что необходимо именно ему, а не то, чего вы недополучили в детстве; - давайте ребенку именно то, что необходимо именно ему, а не то, чего вы недополучили в детстве; - показывайте ему, что можно делать, а не то, чего делать нельзя. - показывайте ему, что можно делать, а не то, чего делать нельзя. - помогайте Вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели. - помогайте Вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели. Создавайте условия для развития ребенка: Создавайте условия для развития ребенка: - показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему; - показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему; - устанавливайте четкие, обоснованные границы дозволенного; - устанавливайте четкие, обоснованные границы дозволенного; - давайте ребенку свободу в той степени, в которой он проявляет ответственность; - давайте ребенку свободу в той степени, в которой он проявляет ответственность; - избегайте прямых столкновений (ссор и скандалов); - избегайте прямых столкновений (ссор и скандалов); - исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка; - исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка; - не оставляйте без внимания попытки исправиться. - не оставляйте без внимания попытки исправиться.


Прививайте ребенку семейные идеалы и жизненные ценности на личном примере: - рассказывайте о своих личных убеждениях, касающихся потребления наркотиков; - рассказывайте о своих личных убеждениях, касающихся потребления наркотиков; - имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что «так делают все»; - имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что «так делают все»; - относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни; - относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни; - стремитесь к самосовершенствованию; - стремитесь к самосовершенствованию; - поступайте так, как учите поступать ребенка. - поступайте так, как учите поступать ребенка.


Изучайте особенности потребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде: - постарайтесь следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем они проводят свое время; - обсуждайте с ребенком проблемы наркомании, рассказывайте о видах наркотиков и их воздействии на организм, о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости, об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики, о том, где, кто и как может предложить наркотики, о том, как отказаться от предложений «присоединиться».


Помните! Низко оценивая себя, подростки в первую очередь становятся жертвами наркомании. Без доверия к близким ребенок не обратится к ним в кризисной ситуации. Противоречивые и несправедливые требования способны привести к болезненным ситуациям и подтолкнуть к поискам «обезболивающего».


Современные наркотики и их действие на организм Наркотики – группа веществ различной природы (растительного или синтетического происхождения), потребление которых приводит к нарушению сознания, вызывает психическую и физическую зависимость, наносит существенный вред здоровью человека. Наркотики – группа веществ различной природы (растительного или синтетического происхождения), потребление которых приводит к нарушению сознания, вызывает психическую и физическую зависимость, наносит существенный вред здоровью человека. Наркомания – это тяжелое заболевание, имеющее тенденцию к быстрому, эпидемиологическому распространению и выражающееся в психической и физической зависимости человека от наркотических средств, что приводит к глубокому истощению функций организма Наркомания – это тяжелое заболевание, имеющее тенденцию к быстрому, эпидемиологическому распространению и выражающееся в психической и физической зависимости человека от наркотических средств, что приводит к глубокому истощению функций организма


Существуют следующие типы классификации наркотических средств: по фармакологическому действию: по фармакологическому действию: - стимулирующего действия; - стимулирующего действия; - седативного действия; - седативного действия; - галлюциногенного действия. - галлюциногенного действия. по способу получения: по способу получения: растительного происхождения; растительного происхождения; полусинтетические полусинтетические синтетические. синтетические.


При потреблении опийных препаратов (опий- сырец, маковая соломка, морфин, кодеин, героин и др.) наблюдается: необычная сонливость в самое разное время; замедленная, «растянутая» речь, подросток «отстает» от темы и направления разговора; наблюдается добродушное, покладистое, предупредительное поведение; впечатление постоянной задумчивости; стремление к уединению в тишине и темноте независимо от времени суток; очень узкий зрачок, не реагирующий на изменение освещенности; снижение остроты зрения при плохом освещении; снижение болевой чувствительности. Действие наркотика продолжается 6-12 часов.


Кокаин. Производное растения кока. Порошок кокаина чаще вдыхается через нос или потребляется в процессе курения («крек»). Используется также подкожное и внутривенное введение. Препарат дает интенсивное чувство эйфории, длящееся минут после внутривенного введения. Производное растения кока. Порошок кокаина чаще вдыхается через нос или потребляется в процессе курения («крек»). Используется также подкожное и внутривенное введение. Препарат дает интенсивное чувство эйфории, длящееся минут после внутривенного введения.


Амфетамины. Группа наркотиков, обладающих психостимулирующим возбуждающим действием. Группа наркотиков, обладающих психостимулирующим возбуждающим действием. Эти наркотики получают из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин. В природе эфедрин содержится в растении эфедра. Эти наркотики получают из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин. В природе эфедрин содержится в растении эфедра.


Эфедрон – готовый к потреблению раствор. Имеет розоватый либо прозрачный цвет и характерный запах фиалки. - первитин – готовый к потреблению раствор. Маслянистая жидкость, имеющая желтый либо прозрачный цвет и характерный запах яблок. - эфедрин – кристаллы белого цвета, полученные из растения эфедра. - speed – готовые к потреблению кристаллы желтого цвета. Их вдыхают или курят.


Галлюциногены. ЛСД («кислота», «бювар»). Синтетический наркотик. Бесцветный порошок без запаха либо прозрачная жидкость без запаха. Этой жидкостью пропитывают разрисованную яркими рисунками бумагу, ткань. Затем пропитанную основу разрезают на кусочки – дозы. ЛСД («кислота», «бювар»). Синтетический наркотик. Бесцветный порошок без запаха либо прозрачная жидкость без запаха. Этой жидкостью пропитывают разрисованную яркими рисунками бумагу, ткань. Затем пропитанную основу разрезают на кусочки – дозы.




Признаки потребления психоактивных и наркотических веществ 1. Ребенок начал часто исчезать из дому. Причем исчезновения либо никак не мотивируются, либо он оправдывается с помощью бессмысленных отговорок. 2. Ребенок начал часто врать по любому поводу. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо, наоборот, слишком витиеваты и непонятны. 3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего ребенка практически полностью поменялся круг друзей. Появившиеся у него новых друзей вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у дверей. Появилось большое количество таинственных звонков и переговоров по телефону, в тексте которых попадаются характерные для наркоманов жаргонные словечки. 4. Вашего ребенка совершенно перестали интересовать семейные проблемы. Он стал по отношению к вам более холодным, недоверчивым, чужим.


5. Вы стали замечать у ребенка ничем не мотивированные вспышки раздражительности, гнева, резкую смену настроения. 6. Он потерял свои прежние интересы, успеваемость в школе снизилась. 7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда всю ночь ходит по комнате, спотыкаясь о предметы. 8. У вас в доме стали пропадать вещи и деньги. 9. Вам все чаще кажется, что ребенок приходит домой как бы в состоянии опьянения, но запаха алкоголя нет. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек пытается спрятать глаза и быстро уединиться в своей комнате.


Физиологические признаки: бледность кожи; бледность кожи; расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза (в зависимости от того, какой был принят наркотик, поэтому некоторые наркоманы носят темные очки); расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза (в зависимости от того, какой был принят наркотик, поэтому некоторые наркоманы носят темные очки); замедленная, несвязная речь; замедленная, несвязная речь; потеря аппетита, похудение или чрезмерное потребление пищи; потеря аппетита, похудение или чрезмерное потребление пищи; понос, тошнота, приступы рвоты, частые головные боли; понос, тошнота, приступы рвоты, частые головные боли; озноб (подросток одевается «не по погоде»); озноб (подросток одевается «не по погоде»); хронический кашель; хронический кашель; плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); боли в конечностях, позвоночнике; боли в конечностях, позвоночнике; сухость кожных покровов, потливость; сухость кожных покровов, потливость; специфический запах изо рта; специфический запах изо рта; повышенная утомляемость; повышенная утомляемость;


Очевидные признаки: следы от уколов, порезы, синяки (при попадании инфекции в этих местах появляются нарывы и язвы, поэтому многие наркоманы предпочитают носить одежду с длинными рукавами); следы от уколов, порезы, синяки (при попадании инфекции в этих местах появляются нарывы и язвы, поэтому многие наркоманы предпочитают носить одежду с длинными рукавами); шприцы, медицинские иглы; шприцы, медицинские иглы; бумажные и денежные купюры, свернутые в трубочки; бумажные и денежные купюры, свернутые в трубочки; маленькие закопченные ложечки; маленькие закопченные ложечки; капсулы, пузырьки, жестяные банки; капсулы, пузырьки, жестяные банки; пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; папиросы «Беломор» в пачках из-под сигарет. папиросы «Беломор» в пачках из-под сигарет.


Последовательность действий родителей при подозрении на потребление наркотиков ребенком 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство. 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство. 2. Разберитесь в ситуации. 2. Разберитесь в ситуации. 3. Сохраните доверие ребенка к себе. 3. Сохраните доверие ребенка к себе. 4. Узнайте как можно больше сведений о действиях, последствиях различных психоактивных веществ. 4. Узнайте как можно больше сведений о действиях, последствиях различных психоактивных веществ. 5. Измените свое отношение к ребенку. 5. Измените свое отношение к ребенку. 6. Не позволяйте собой манипулировать. 6. Не позволяйте собой манипулировать. 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки. 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки. 8. Меньше говорите, больше делайте. 8. Меньше говорите, больше делайте. 9. Приложите усилия, чтобы привлечь ребенка к лечению. 9. Приложите усилия, чтобы привлечь ребенка к лечению.


Последовательность действий родителей при подозрении на потребление наркотиков ребенком 10. Предоставьте ребенку возможность прекратить прием наркотиков самостоятельно. 10. Предоставьте ребенку возможность прекратить прием наркотиков самостоятельно. 11. Не допускайте самолечения. 11. Не допускайте самолечения. 12. Помогите ребенку найти врача. 12. Помогите ребенку найти врача. 13. Восстановите доверие к ребенку, после того, как он прекратит потреблять наркотики. 13. Восстановите доверие к ребенку, после того, как он прекратит потреблять наркотики. 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему. 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.


Передозировка психоактивных веществ. Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков вызвать «скорую помощь»; вызвать «скорую помощь»; повернуть подростка на бок; повернуть подростка на бок; очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс; очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс; следить за характером дыхания до прибытия врачей; следить за характером дыхания до прибытия врачей; при частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту произвести искусственное дыхание изо рта в рот. при частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту произвести искусственное дыхание изо рта в рот.



ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (фрагменты, связанные с наркотическими и психотропными веществами) Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность 1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. 1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. 2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности … за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229) … 2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности … за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229) …


Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере –наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.


Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста,- Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста,- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,- То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,- наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения,- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения,- наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет. наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу, либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления,- Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу, либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления,- наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет. наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.


Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, – Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. 162-ФЗ). наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет. (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. 162-ФЗ).



СПРАВОЧНИК В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ Наркологические службы: г.Уфы Наркологические службы: г.Уфы г.Уфа, ул. Пушкина, 119 г.Уфа, ул. Пушкина, 119 т т Подростковые кабинеты: Подростковые кабинеты: Демский район: Демский район: г. Уфа, ул. Ухтомского, 30/1 г. Уфа, ул. Ухтомского, 30/1 т т Советский,Кировский Советский,Кировский и Ленинский районы: и Ленинский районы: г. Уфа, ул. Достоевского, 160 г. Уфа, ул. Достоевского, 160 т т Калининский и Калининский и Орджоникидзевский районы: Орджоникидзевский районы: г. Уфа, ул. Пекинская, 22 г. Уфа, ул. Пекинская, 22 т т Октябрьский район: Октябрьский район: г. Уфа, ул. Рыльского, 20/2 г. Уфа, ул. Рыльского, 20/2 т т


Учреждения социально- психологической помощи Республики Башкортостан г. Уфа, ул. Пархоменко, 133/1 г. Уфа, ул. Пархоменко, 133/1 т Центр «Индиго» г. Уфа, ул. Шафиева, 12/2 т Центр «Индиго» г. Уфа, ул. Шафиева, 12/2 т Демский район:г. Уфа, ул. Дагестанская, 31/1т Демский район:г. Уфа, ул. Дагестанская, 31/1т

К несчастью, родители слишком поздно узнают о том, что их ребенок стал наркоманом - в среднем, через два года. Если бы сократить этот срок хотя бы до полугода, то, мы уверены, больше половины подростков, даже попробовавших курить анашу, можно было бы удержать от дальнейшего падения в пропасть.

При опросе родителей выясняется, что они, как правило, знают о вреде наркотиков, но поверхностно, причем все надеются - их семье они не грозят. Когда тайком проверяют своих детей после вечерних прогулок, обычно пытаются определить лишь то, исходит ли от них запах спиртного или табака. Безусловно, характер ребенка, его поведение в семье с возрастом меняются и по первому же изменению его поведения сильно волноваться не стоит. Однако надо продолжить наблюдение за ним. Есть такие признаки, по которым можно заподозрить, не происходит ли с ребенком к беспокойству родителей, повышению их внимания к ребенку.

Резкие перепады в настроении ребенка, которые нельзя объяснить реальными переменами в окружающем его мире, оно становится как бы волнообразным.

Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым, энергичным, готов делать что угодно, но только не ложиться в кровать.

Изменение аппетита и поведения ребенка во время еды: может целыми днями не есть и не жало ваться на то, что голоден, а после прогулки готов проглотить целого "слона".

Основные признаки наркотического опьянения человека:

Резко сужены (иногда также сильно расширены) зрачки;

Движения замедленные, нарушена координация, что можно проверить, например, попросив пройти по разделительной полосе несколько метров;

Замедленная реакция в восприятии и ответе на задаваемые вопросы, с трудом, паузами называет даже свои имя и фамилию, так как тяжело вспоминает это, к тому же говорит невнятно, речь сложно разобрать;

Поведение обычно развязное, дурашливое, продиктовано излишней веселостью или, наоборот, подавленностью;

Неадекватная оценка происходящего.

Есть и косвенные признаки того, что ребенок развивается с "отклонением" от нормы. Так, наркоманы начинают отдавать предпочтение определенной одежде: кожаным курткам с заклепками, массивным ремням с большими бляхами, разрисованным джинсам и т.п. Делают специфические прически. Вместе с тем допускают неряшливость в одежде и безразличие к соблюдению элементарных правил гигиены. Придя домой "необычайно" быстро прячутся в своей комнате, при разговоре односложны, не смотрят в глаза. Беспричинно угрюмы до агресивности или, напротив, чрезмерно смешливы. Носят рубашки с длинным рукавом, чтобы спрятать следы уколов в вену.

Надо проявлять внимание и к появлению новых запахов. Они тоже могут многое подсказать. Скажем, если вдруг запахло распаренным веником, можно предполагать наличие в доме анаши. Если в квартире и даже в подъезде ощущается запах ацетона, уксусного ангидрида, следует тоже поинтересоваться, откуда он исходит.

Что делать?

Первое. Нельзя опускать руки. Надо идти на откровенный разговор с ребенком, но он должен быть очень тактичным, иначе может превратиться в спор, противоборство. А бороться со своим ребенком, клеймить его позором ни в коем случае нельзя, требуется искать способы помощи ему. И если приходите к убеждению, что ваш ребенок не оказался от мысли о наркотиках, обратитесь к помощи психиатра и нарколога. Любыми способами надо показать ребенка специалисту. Это чрезвычайно важно. Но не тащите ребенка к врачу сразу, сначала зайдите к нему и проконсультируйтесь сами. Или проведите свое дитя по врачам под видом обычной диспансеризации. Главное на этой стадии - избежать обратного эффекта, своим неправильным поведением привести к тому, что ребенок может начать еще чаще употреблять наркотики в знак протеста.

Если точно установлено, что ваш сын или дочь заболели наркоманией, следует в корне изменить отношение к ним. Не забывайте, что перед вами больной. Поэтому не стоит переходить на крики и причитания, показывать ребенку, как вы страдаете из-за него, даже не пытайтесь пробудить в нем жалость к вам - она у наркоманов отсутствует. Более того, многие из них мечтают, чтобы родители умерли, ведь тогда можно будет продать квартиру, машину, вещи и купить как можно больше наркотиков. Известны случаи, когда богатые люди спускали на наркотики или на вытаскивание детей из петли наркомании огромные состояния.

Второе. С наркоманом надо быть твердым и даже безжалостным. Не верьте, когда они во время ломки плачут и говорят, что вот-вот умрут. Умирают наркоманы от передозировки, от того, что в состоянии опьянения не контролируют своих действий. От ломки никто не умирает, особенно из молодых. Если уж человек очень сильно страдает, вызовите "скорую помощь", но ни в коем случае не давайте ему чтобы снять ломку наркотики, даже самые безобидные, так как следующая ломка будет еще страшнее.

Третье. Ищите специалистов. В России их пока не так много, но они есть. Искать их лучше через тех, кто прошел тяжкий путь лечения и реабилитации. Верить рекламе частных фирм следует крайне осторожно. Обращаться в государственные медицинские учреждения можно, но туда, где действительно эффективно лечат и дают хоть какую-то гарантию на выздоровление. Что касается затрат на лечение, оцените и сравните во что обойдется лечение и во что - содержание наркомана в семье.

И самое главное. Не теряйте надежды. Если вы убедили ребенка бросить наркотики, то не отходите от него ни на шаг. Иногда папы и мамы становятся настоящими поводырями, даже врачами для своих детей и спасали их. Желательно, чтобы они дружили со здоровыми ребятами, а не с наркоманами, которые обязательно опять затянут на иглу.

Помните! После начала систематического употребления наркотиков человеку отпущено в среднем всего 4-4,5 года жизни. Хронические наркоманы не доживают до 30 лет. Помните и действуйте!

Часто задается вопрос: "А почему тему наркомании активно не поднимают в школе, не объясняют детям вреда наркотиков?" Ряд специалистов считает, что непрофессионально это опасно делать. Как правило, после некомпетентных бесед с детьми они разбиваются на три неравные группы: примерно 30 процентов учеников относится к своим учителям без внимания, еще 10 процентов будут напуганы, но остальные, которых большинство, заинтересуются, причем не тем, чем хотелось бы учителю - какие бы ужасы о наркомании он ни рассказывали. Эта информация окажет "привораживающее" воздействие, возбудит любопытство. И вероятность того, что эти 60 процентов детей могут пробовать наркотики, возрастет. Поэтому говорить о них с детьми должны квалифицированные специалисты.

С какого возраста вести беседы о наркотиках? С одной стороны, чем раньше, тем лучше. С другой, у юных наркоманов есть так называемые "враги программы выздоровления": как ни парадоксально - молодость, здоровье, финансы и интеллект. Молодость человека мешает уговорить его начать лечиться, поскольку в юном возрасте не бывает осознания возможности потерь, в частности, здоровья. Молодой человек, употребляющий наркотики, попадает в клинику обычно в состоянии ломки или на грани смерти из-за передозировки. Но как только кризис преодолен, человек выкарабкался - он все забыл и опять туда же. Можно сказать шестнадцатилетнему: "Все! Тебе никогда в жизни нельзя употреблять вещества, изменяющие сознание - даже шампанское". Но он этого не поймет. Увы, пока не пройдет серию срывов, не осознает проблему. А надо, чтобы стремился выбраться из болота.

У юных наркоманов срабатывает еще и психологическая защита:"Другим нельзя, а я - сильный. В любой момент захочу и брошу". Но это потому, что они принимают наркоманию за порок. Когда поможем им усвоить, что наркомания - это не порок, а болезнь, многое решится само собой. К пороку ребенок стремиться может - порочное, запретное часто привлекательно, стремиться же к болезни не только не умно, но и страшно. Спросите его в порядке эксперимента: готов он за три часа неземного "кайфа" заболеть СПИДом? Ведь это реально.

Теперь о том, почему часто финансы - враги лечения. А вот приводит богатенький папа сына к врачу и говорит: "Я плачу - ваше дело вылечить". И ребенок видит в докторе мага, кудесника, обязанного вылечить. Сам же встречных усилий к этому не прилагает. Но доказано: наркомания пассивными методами не лечится. От больного требуются такие же усилия, что и от врача.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О НАРКОТИКАХ

Широкая доступность наркотиков стала реальностью нашей жизни. Без особого труда наркотики можно найти на молодежных вечеринках, школьных дискотеках, в местах молодежных «тусовок». Даже в престижных школах наркотики часто продают на переменах сами же ученики. Сегодня от риска употребления наркотиков не застрахован никто, даже семьи, считающиеся по традиционным меркам благополучными.

Первый наркотик, который пробуют дети - это, чаще всего, табак или алкоголь. Дети всегда подражают своим родителям. Если родители употребляют табак, алкоголь то и дети будут их употреблять. Подражая взрослым дети открывают для себя дорогу в мир наркотиков. Можно запугивать родителей страшными картинами последствий, однако таким путем мы не сможем помочь тем, чьи дети стали подростками и, обретя самостоятельность и свободу своих поступков, стали употреблять наркотики. Наша цель - помочь родителям в ситуации, если они подозревают, что их ребенок принимает наркотик.

Это методическое руководство следует прочесть и тем родителям, чьи дети еще не столкнулись с проблемой наркотиков. Им нужно проявлять бдительность, чтобы вовремя предупредить и уберечь от этого шага. «Как поговорить с ребенком о наркотиках?» - родители найдут ответ на этот и многие другие вопросы.

Кто предрасположен к употреблению наркотиков

Возрастные особенности подростков

Подростковый возраст охватывает период от 10 до 15 лет. Давно сложилось мнение, что этот возраст самый трудный. Так считают учителя, так думают родители, так считают все взрослые, окружающие подростков. Почему же возраст трудный?

Самые первые трудности в этот период связаны с бурным половым созреванием. Интенсивная физиологическая перестройка организма сопровождается бурным непропорциональным ростом, что вызывает появление чувства тревоги, повышенной возбудимости, депрессии. Подросток начинает чувствовать себя неуклюжим, неловким. Подростковый возраст часто называют возрастом «гормональных бурь», «эндокринных штормов», «скачком роста».

Незнание возрастных особенностей очень затрудняет взрослым контакт с подростками. Родителям предоставляется возможность сделать выбор: воспитывать своего ребенка с учетом возрастных особенностей и должным образом реагировать на поведение подростка или, в незнании, закрывать глаза на многие вещи, а значит, никак не помогать ребенку преодолевать возникающие трудности.

Первые признаки полового созревания - это появление всевозможных мучительных переживаний по разным поводам, что ведет к снижению самооценки. В данный период подростку нелегко бывает удержать субъективное ощущение собственного «Я», появляется много личностных проблем, одной из которых является половое влечение, изменяющее всю систему мотивов и переживаний.

Впервые возникают или заметно обостряются патологические реакции, увеличивающие рост психических и соматических заболеваний, затрудняется процесс формирования личности.

Даже совершенно здоровые подростки испытывают неустойчивость настроения, поведения, колебание самооценки, резкую смену физического состояния, самочувствия. Они очень ранимы, обидчивы. Часто наблюдается снижение успеваемости. Одной из главных причин снижения успеваемости, изменения поведения, возникновения аффективных переживаний является нарушение отношений подростка со сверстниками. Однако этот факт не осознается родителями. Отсюда и возникает очень серьезная проблема - неспособность окружающих подростка взрослых видеть его действительные переживания.

Подросток нуждается в помощи родителей, но они мало, чем могут помочь, не воспринимая его проблем. Взрослые тоже должны развивать в себе способности увидеть проблемы общения своего ребенка со сверстниками не только с позиции взрослого, но и глазами своего ребенка, и при необходимости должны уметь помочь ему.

Подростковый возраст богат конфликтами и осложнениями, и его можно рассматривать как один сплошной затянувшийся конфликт. От взрослых, окружающих подростков, требуется пристальное внимание к каждому ребенку, предельная тонкость, деликатность, вдумчивость и осторожность при общении с ним.

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с наркотиками. Как свидетельствуют данные наркологических служб, 12 % несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ пробовали их в 8-12 лет. Отмечены случаи употребления наркотических веществ даже в 6-7 лет.

Среди подростков есть определенная группа, особенностью которой является ориентированность на непрерывное получение удовольствия. Это очень демонстративное качество, которое без затруднения замечают взрослые. Поведение их отличается тем, что они не могут усидеть и минуты, не заняв себя чем-нибудь интересным. Это постоянные посетители аттракционов, игровых залов. Они бесконечно могут гонять в компьютерные игры; если ничем другим не заняты, то плотно сидят у телеэкранов, нетерпеливо перебирая каналы; совершенно не переносят одиночества. Чем-либо полезным они согласны заниматься только в том случае, если это сопряжено с приятным. Рутинная работа по обязанности их быстро утомляет, вызывая скуку, раздражение, тоску; и в то же время они могут без устали, часами заниматься развлекатель- ной безделицей. Для таких подростков самым мощным и устойчивым мотивом в жизни является удовольствие, в связи с чем они достаточно изобретательны, энергичны и настойчивы в деятельности, связанной с реализацией этого мотива. Как правило, такие молодые люди рано начинают пробовать алкоголь и от первых же приемов испытывают большое удовольствие; с жадностью прислушиваются к разговорам сверстников и взрослых о возможных приятных ощущениях и удовольствии при приеме наркотиков. Эти сведения могут глубоко запасть в их сознание и формировать устойчивые мотивы на пробы их. Понятно, что это одна из самых тяжелых категорий молодых людей в плане защиты от наркотического поведения. Тем не менее, их можно защитить взвешенной целенаправленной работой в семьях. Полезно работать по нескольким направлениям: первое - направить усилия на снижение гедонистической мотивации. В самом общем виде эту работу можно представить как воспитание, направленное на формирование реалистичных ожиданий молодого человека: "жизнь - это не сплошной праздник". Наверное, простыми нравоучениями этого сложно достичь. Самый разумный путь- попробовать перестроить все взаимоотношения в семье. И еще: разумнее проводить эту работу при содействии и помощи опытного психолога или семейного терапевта. Второе: попытаться структурировать и направить гедонистические ожидания молодого человека в русло с наименее повреждающим эффектом.

Вероятно, мы не откроем большого секрета, если скажем, что гедонистические ожидания, то есть ожидания удовольствия и счастья, присущи большинству людей, в том числе и подросткам. Но, в отличие от предыдущей группы, эти ожидания реалистичны и недеструктивны. Опрос подростков показал, что 85-90% из них неоднократно слышали о чрезвычайно приятных ощущениях от приема наркотиков. Конечно, можно допустить, что в некоторых подростковых сообществах осведомленность по этому направлению может быть гораздо меньше. Но нулевой в подростковой среде она не может быть. В данном случае тотального потребления наркотиков молодежью не наблюдается в связи с тем, что у большей части подростков гедонистической мотивации противостоят сдерживающие мотивации в виде более четкого представления о вреде наркотиков. Значит, в общепопуляционном плане противопоставить гедонистической мотивации с успехом можно реалистичные представления о деструктивном действии наркотиков. Из этого вытекает один очень важный момент: родители и педагоги с самыми благими намерениями очень красочно, эмоционально и ярко освещают негативные последствия приема наркотиков, абсолютно отрицая хорошо известный подросткам факт эйфоризирущего его действия. Такая стратегия умалчивания или отрицания реально существующего эффекта наркотика, как правило, вызывает негативное или в лучшем случае ироничное отношение к сведениям о наркотиках, предоставляемым старшими. Гораздо эффективнее не умалчивать этот факт, а пред- ставить его реалистично, в соотношении с разрушительными последствиями приема наркотиков. Ведь

Это должен сделать каждый

Психологи, педагоги, медики советуют: «Неважно, сколько лет вашим детям, неважно, заметили вы что-то странное в их поведении и физическом состоянии или нет - вам следует поговорить с ними о наркотиках». Этот разговор не может быть преждевременным, так же, как его никогда не поздно начать. Любым способом вы должны довести до сознания ребенка (и чем раньше, тем лучше) мысль о вреде наркотиков. Начать можно с доступных их возрасту понятий, а затем расширить их представление об этом страшном зле.

Чтобы определить, не увлекся ли их ребенок наркотиками, родителям вовсе не нужно ждать от него каких-то эксцентричных поступков. Наркотики обычно изменяют самые главные проявления жизнедеятельности ребенка его сон, аппетит, манеру одеваться, разговаривать, делая их более беспорядочными, изменчивыми и все далее отодвигая их от прежней нормы.

Никогда не будет преждевременным ваш обстоятельный разговор с ребенком о наркотиках, и более того, чем раньше он состоится, тем будет лучше. Даже если детям по 8-9 лет, они уже в состоянии заметить присутствие наркотиков (табака, алкоголя и др.) в своем доме, и первое знакомство с ними - это всего лишь удовлетворение детского любопытства. Если вы умеете разговаривать со своими детьми, вы сумеете во время подробной беседы познакомить их с наркотическими веществами, с их воздействием на организм. И так же, как дети приучаются к осторожности на улице, они смогут понять необходимость сторониться наркотических средств.

Дети не всегда будут внимательны к вашим предупреждениям, но и вы себя в детстве вели так же. И все же, если вам удастся удержать ребенка от искушения попробовать наркотик, он может никогда, даже во взрослом состоянии, не встать на путь подобного эксперимента. Первое знакомство с наркотиком не всегда бывает приятным. Украденная где-то сигарета обжигает рот, вызывает тяжелый кашель. Вкус спиртного кажется ужасным, оно расстраивает кишечник. Никакого блаженства не приносит и затяжка сигаретой с марихуаной. Отнюдь не стремление к состоянию кайфа побуждает ребят снова и снова обращаться к наркотику, а лишь любопытство и желание приобщится к опыту взрослых в этой области. Примерно одну треть подростков наркотики привлекают своей способностью изменить настроение, возбудить до состояния эйфории. И вот наступает такой момент, когда вечеринка без них уже кажется неудавшейся, и наркотики становятся уже просто необходимы, чтобы получить ощущение расслабления. Это значит, что подросток сделал первый шаг к наркозависимости.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАРКОМАНИИ

Слово «наркомания» происходит от греческих слов «нарко»-сон, оцепенение и «мания»-страсть безумие.

Наркомания-это общее название болезней, проявляющихся во влечении к постоянному приёму наркотических средств вследствие стойкой психологической и физической зависимости от них. При прекращении их употребления развивается крайне неприятное болезненное состояние-абстиненция, так называемая «ломка» (сильнейшая боль в суставах, потливость, тошнота, рвота, дрожание конечностей, бесконтрольное мочеиспускание и пр.).это тяжелое состояние требует приёма очередной дозы наркотиков. Наступает временное облегчение, которое вновь сменяется абстиненцией т т.д. образуется прочный круг.

По мере привыкания, наркотики становятся необходимым уже для борьбы с тягостными мучительными симптомами. В таком состоянии больные представляют большую общественную опасность, так как потребность в приеме наркотиков настолько неодолима, что они могут совершить любой проступок, в том числе и тяжкие преступления, чтобы добыть денежные средства для приобретения наркотиков.

Наркомания-это страшная болезнь, которая наносит человеку тяжелый, непоправимый ущерб. Употребление наркотиков разрушительно сказывается на деятельности абсолютно всех органов и систем человека, а в первую очередь таких жизненно важных как сердечно-сосудистая система, печень, почки, легкие, желудок. Развивается импотенция. В итоге человек, как правило, становится инвалидом, значительно сокращается срок его жизни (до 10-15 лет). Появляются устойчивые психические расстройства. Человек становится нелюдимым, мрачным, злобным, раздражительным, подозрительным, черствым. Его преследует беспричинный страх. В дальнейшем употребление наркотиков приводит к серьезным психическим заболеваниям. Наркомания вредно отражается на потомстве. Дети рождаются уродами, слабоумными, страдающими серьезными психическими недугами. Все это потом передается из поколения в поколение.

Наркоман деградирует как личность. Стремительно падает его интеллект, интересы становятся примитивными, слабеет память. Он утрачивает интерес к жизни, его покидают друзья и близкие. Внешность становится отталкивающей («бомжеватой»). Моральные и этические нормы для этого человека не существует. В состоянии опьянения наркоман может совершать действия опасные для себя и окружающих.

ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Химикаты-ингалянты:

Употребление - сонливость, искаженное восприятие действительности, головокружение, недержание речи замедление реакции, невнятная речь, дрожь, повышенная чувствительность в свету, усиленное сердцебиение, боли в грудной клетке, помрачнение рассудка, сильная головная боль.

Систематическое употребление - мышечная слабость, затруднения при ходьбе, болезненная потеря веса, нарушение работы печени и почек, серьезное повреждение головного мозга и нервной системы, проблемы с памятью, снижение способности мыслить.

Передозировка - асфиксия (состояние нарастающего удушья), потеря сознания, кома и внезапная смерть.

Употребление - искаженное восприятие действительности, беспокойство, повышенное артериальное давление, усиленное сердце биение, потеря аппетита, повышенная активность и утомляемость, нервная дрожь, головные боли, бледность, слабый пульс, тошнота, рвота, повышение температуры тела, холодный пот.

Систематическое употребление - чрезмерная нервозность, частая необоснованная смена настроений, галлюцинации, изматывающая бессонница, подавленный аппетит наряду с постоянным чувством голода, импотенция, сердечная аритмию, мышечные спазмы, боль в груди.

Передозировка - бред, учащенное нарушенное поверхностное дыхание, конвульсии, потеря сознания, смерть.

Употребление - искаженное восприятие действительности, галлюцинации, сильное обезвоживание организма, тошнота, судороги, апатия и депрессия.

Систематическое употребление - разрушение печени, почек, импотенция, расстройства психики, сердечно-сосудистая недостаточность.

Метамфетамины:

Употребление - частое головокружение, потеря аппетита, сухость во рту, частое мочеиспускание, понос, искаженное восприятие действительности, галлюцинации, боль в груди, обмороки, повышенное потоотделение, лихорадка.

Систематическое употребление - хронические проблемы со сном, беспокойство и напряженность, потерю аппетита вплоть до отвращения к пище, высокое артериальное давление, учащенное и аритмичное сердцебиение, сыпь, паранойя, бредовые симптомы.

Передозировка - жар, конвульсии, кома, кровоизлияния в мозг, смерть.

Марихуана:

Употребление - нарушение кратковременной памяти, снижение внимания, восприятия и способности мышления. Замедление рефлексов и уменьшение двигательной активности.

Систематическое употребление - развитие заболеваний дыхательной системы, рак легких и развитие злокачественных опухолей мозга, поражение иммунной системы и развитие импотенции.

Употребление - искаженное восприятие действительности, головокружение, слабость, невозможность сконцентрировать внимание, апатия, усиленное мочевыделение, тошнота, рвота, потоотделение, изнуряющая бессонница, замедленное, поверхностное дыхание, пониженное артериальное давление, замедление сердечного ритма, неадекватное восприятие речи, на лице «маска клоуна».

Систематическое употребление - рубцевание и сжатие вен в результате инъекций, заболевание печени и почек, физический и психический износ организма.

Передозировка - низкое артериальное давление, медленный и нарушенный ритм сердцебиения, низкая температура тела, глубокий сон, ступор (обездвиженность), кома, смерть.

Высокая степень риска инфицирования гепатитом В и С, ВИЧ при инъекционном введении в организм наркотиков.

Миф: конопля - не наркотик, от него не бывает зависимости.

На самом деле: химическое вещество тетрагидроканнабиол, содержащееся в конопле, вызывает обязательное привыкание.

Миф: если не колоть в вену. Зависимости не будет.

На самом деле: любой способ употребления наркотиков однозначно приводит к зависимости.

Миф: все современные музыканты сидят на наркотиках, и ничего…

На самом деле: современные музыканты предпочитают воздерживаться от употребления наркотиков. Элвис Пресли, Фредди Меркурии и др. ушли из жизни раньше времени употребляя наркотики.

Миф: чтобы «завязать», нужно постепенно снижать дозу.

На самом деле: чем раньше человек перестает употреблять наркотики, тем больше шансов избавиться от зависимости и остаться в живых.

Есть единственный действительно эффективный способ не стать зависимым от наркотиков это никогда, ни при каких обстоятельствах их не пробовать!

Как это сделать?

Найти в себе силы сказать: «НЕТ»!

Серьезно можно отказаться можно только один раз первый.

Существует три способа сказать «Нет»!:

Способ первый-неуверенный.

Стоит тебе потерять настойчивость, сказать: «Ну, не знаю», или начать юлить: «Меня мама ругать будет» и т.д.

Так и знай, все закончится, как планирует подстрекатель, и вскоре тебе потребуется помощь врача-нарколога.

Способ второй-агрессивный.

Можно, конечно ответить грубо.

В таком случае может потребоваться квалифицированная медицинская помощь.

Но самым эффективным является третий способ-уверенный.

Если твоя цель отказаться, на любые вопросы и предложения отвечай коротко и равнодушно: «нет».

Нет, спасибо. Спасибо, я не употребляю наркотики.

Нередки случаи, когда под воздействием наркотика совершаются самоубийства или от приема чрезмерной дозы наступает смерть.

Наркотики ставят человека в такую зависимость, что без этих веществ организм наркомана уже не может нормально работать, т тогда при их несвоевременном приеме он может умереть.

Наркомания — болезнь молодых. Многие подростки пробуют наркотики уже в школе. Произойдет это или нет, зависит и от семьи.

О том, что может сделать семья для того, чтобы ребенок не стал наркоманом, рассказывает Евгений Брюн, главный специалист-нарколог Минздравсоцразвития России и Антон Лебедев, медицинский психолог Московского научно-практического центра наркологии Минздравсоцразвития России.

Снижаем риски

Факторы риска развития зависимости появляются уже в детском и подростковом возрасте. Что надо знать родителям? Понимать, как видят мир подростки, и на что обращать внимание, воспитывая маленьких детей.

Учите получать удовольствие

Наркотики, как и алкоголь — самый быстрый и простой способ получить удовольствие. Если ваш ребенок с детства имеет хобби и интересы, поглощающие его время без остатка, то ему, во-первых, не хватит времени на наркотики, а во-вторых, они окажутся не нужны.

Подросток привыкнет получать удовольствие от совсем других вещей. Только хобби, конечно, должны быть добровольными. Обязательно дайте ребенку возможность искать себя, поскольку угадать, что способно его действительно увлечь, очень трудно.

У детей есть особенность - раз в несколько лет у них наступает так называемый критический возраст, после которого личность меняется. Ребенок ищет себя, и в этих поисках его может бросать из стороны в сторону.

«Начал собирать марки - бросил, играть в шахматы - бросил, пошел в секцию - бросил, — говорит Брюн, — это совершенно нормальное явление».

Чем больше у ребенка возможностей для развития, тем выше шансы, что появится постоянное увлечение, которое займет его свободное время. И тем ниже риск развития зависимого поведения, в том числе и от наркотиков.

Как получить гормоны удовольствия

Многие думают, что самые яркие ощущения приносят алкоголь и наркотики, но на самом деле есть немало способов получить свои собственные, натуральные гормоны удовольствия.

Готовьтесь к разговору

Распространено заблуждение, в результате которого в российских семьях часто встречается полное молчание о наркотиках. Практикуется не говорить об их существовании и опасности, откладывая разговор на потом — в надежде, что чем позже ребенок узнает, тем лучше.

Но ребенок все равно узнает — в школе, из телевизора, на улице. Поэтому начните разговор самостоятельно. К этому моменту вы для ваших детей должны быть настоящим авторитетом. Тогда именно вашу позицию ребенок воспримет как истину в последней инстанции.

Необходимо объяснить, что опасны и противозаконны все наркотики - и «тяжелые», и «легкие». При этом общие фразы о вреде наркотиков для организма подростка не убедят - подробно расскажите, чем заканчивается даже безобидное предложение попробовать психоактивное вещество.

Поэтому к моменту, когда ребенок подрос, вам надо обладать всей информацией о вреде наркотиков. Если задается вопрос, поговорите спокойно. Не впадайте в панику и не суетитесь - ведь избыточные эмоции родителей могут стать для ребенка знаком, что тема их сильно волнует и пугает. То есть лишний раз задержать его внимание и вызвать более пристальный интерес.

«Лучше всего воспользуйтесь ситуацией, чтобы поговорить о наркотиках, — советует Лебедев, — например, каким-то случаем, который произошел у тех же соседей».

Учитесь слушать вашего ребенка и будьте аккуратны в разговоре. А вот чего не стоит делать, так это обманывать. Благодаря Интернету можно легко проверить ваши слова и перестать доверять родителям.

Успех — это другое

В молодежной субкультуре наркотики часто связываются с успешностью — многие кумиры молодежи употребляют психоактивные вещества почти открыто. У не обладающих достаточным жизненным опытом подростков возникает ложная мысль о причинно-следственных связях: «Употребляешь наркотики — тебя ждет успех». И здесь очень важно прояснить ребенку картину.

Во-первых, необходимо вести разговор об успехе тактично. Если вы начнете просто очернять кумиров своих детей, скорее всего, быстро потеряете контакт с подростками. Лучше показывать «правильные» примеры, чем нападать на «неправильные».

Во- вторых, очень здорово, если сами родители — увлеченные своим делом люди, при этом еще и ведущие здоровый образ жизни и никак не связанные с наркотиками. В этом случае вы — лучший пример.

«Если папа лежит на диване и при этом настаивает, чтобы сын занимался спортом, вряд ли это увлечет ребенка», — замечает главный нарколог.

Знайте друзей

Основное правило - будьте внимательны и наблюдательны, чтобы сразу заметить все изменения, происходящие с детьми, и вовремя на них отреагировать.

Знайте, в каком окружении вращается ваш ребенок. Поэтому с самого раннего возраста приглашайте в гости его друзей. «Ведь ребенок выбирает не наркотики, он выбирает стиль жизни, связанный с наркотиками», — объясняет Брюн.

Благополучная семья - залог безопасности?

Не секрет, что и дети из благополучных с виду семей начинают принимать наркотики. «Даже если папа - уважаемый профессор, - говорит Антон Лебедь, — это не гарантия того, что ребенок не станет принимать наркотики. Отец так занят поездками и преподаванием, что у него может просто не хватать времени на общение с семьей».

Очень важен психологический климат в семье - насколько хорошо налажены взаимоотношения, принято ли делиться своими чувствами и переживаниями.

Необходимо, чтобы дети доверяли родителям и не боялись, что за рассказ о контакте с наркотиками или специфической средой их сразу начали ругать или наказывать. В таком случае, они все оставят при себе, опасаясь родительского гнева.

Для развития наркомании требуется благодатная почва. Подросток из семьи с теплой, доверительной атмосферой, даже попробовав наркотик, не сможет оценить его действие. Поскольку удовольствия в его жизни и так достаточно - общение в семье и интересный досуг. Если же человеку не хватает общения, сильных впечатлений и эмоций - наркотик станет им заменителем.

Если есть подозрения

В случае, если вам кажется, что ваш ребенок принимает наркотики (а признаки этого обычно хорошо заметны - ломается вся система поведения подростка, он начинает «шифроваться», не спать ночами, закрываться в ванной) - не тяните с разговорами и не намекайте.

Спросите напрямую, и если он будет отнекиваться - предложите сдать анализ на наркотики и развеять ваши сомнения.

Самое важное

Лучше всего от пристрастия к наркотикам подростка убережет крепкая дружная семья, в которой принято делиться своими переживаниями и приглашать в дом друзей. Родителям не стоит закрывать глаза на проблему наркотиков, даже если семья кажется благополучной - на общение с детьми часто не хватает времени.

Обладайте всей информацией о последствиях употребления наркотиков, чтобы вовремя ответить на возникающие у детей вопросы.

Помните:только вы сможете вовремя помочь своему ребенку!

страница 1
Что НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О НАРКОТИКАХ.

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущения, настроение, мысли и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость. В конечном итоге поведение человека под действием наркотиков становится без -умным и без -рассудным.

Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и запрещенные.

Легальные наркотики . К легальным наркотикам относятся ряд лекарств, например транквилизаторы (реланиум, элениум); барбитураты (люминал) и ряд других препаратов, которые выписываются строго по назначению врача и применяются лишь в период болезни, не оказывая ущерба здоровью при строгом соблюдении правил их применения.

Табак – также относится к легальным наркотикам, вызывая психическую и физиологическую зависимость. Табак более значительно влияет на здоровье человека способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, заболеваний желудка.

Алкоголь – наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков. Алкоголь не только формирует психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет сознание человека, вплоть до безумного и безрассудного поведения. Злоупотребление алкоголем неизбежно приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.

Запрещенные наркотики . Особенностью запрещенных наркотиков является очень быстрое развитие психической и физиологической зависимости от химического вещества. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик нужен, как глоток воздуха, без которого человек не может жить.

К запрещенным наркотикам относятся: марихуана (конопля); производные опия – переработанное молочко мака, маковая соломка (растительные опиаты), героин, морфий (синтетические опиаты); кокаин; ЛСД (производное лизергиновой кислоты); амфетамины; эфедрин.

Наркомания – хроническое, прогрессирующее и смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения невозможно прекратить его употребление. Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения (эндорфинов).

Привыкание – организм настолько сильно привыкает к наркотику, что с каждым разом для поддержания желанных ощущений ему требуется все большее количество наркотического вещества.

Психологическая зависимость – тот самый случай, когда для поддержания нормального психического самочувствия человеку постоянно требуется прибегать к употреблению наркотиков. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков сегодня ему не обойтись. Существует расхожее мнение, что психологическую зависимость вызывают лишь сильные наркотики (например, героин). Однако, на самом деле, в зависимость можно попасть и от «травки» (конопли).

Физиологическая зависимость – при систематическом употреблении наркотиков организм нуждается в постоянной дозе для привычной жизнедеятельности, иначе наступает абстиненция («ломка»).

Наркоман – больной человек зависимый от наркотиков.

Барыга (диллер англ.) – мелкий торговец наркотиками.

«Пушер » – торговец наркотиками, активно приучающий к наркотикам новичков с целью расширения сети клиентов-покупателей.

Абстиненция («ломка») – физические и психические реакции организма наркомана, возникающие в ответ на отнятие наркотиков (лихорадочный озноб, усиленное потоотделение, судороги, рвота, понос, страхи, тревожность, психическое возбуждение.

Эйфория (кайф) – повышенное, радостное настроение, возникающее от действия наркотиков.

«Стартовые» наркотики (гашиш, конопля) – наркотики, способствующие к переходу на употребление более сильных и опасных наркотиков (например, героина).

Как выглядят и используются наиболее распространенные наркотики



Системы организма

Опиаты (героин, мак)

Трава (конопля, марихуана)

Психика

Приподнятое настроение, дурашливость, часто не соответствующая ситуации. Быстрая смена настроения от приподнятого к сонливости или раздражительности в период абстиненции. Растерянность, снижение концентрации внимания

Приподнятое настроение (порой безудержный, беспричинный смех), которое может сменяться тревогой, паникой. Снижение концентрации внимания.

Общие проявления

Повышение температуры тела, потение



Кожа, слизистые, глаза

Гиперпигментация (пятна) на веках, абсцессы (нагноения) в местах инъекции. Сужение зрачков в периоде опьянения и расширение в периоде абстиненции. Снижение реакции на свет.

Конъюктивит (покраснение слизистых глаз), расширение зрачков.

Дыхательная система

Угнетение дыхания (остановка дыхания) при передозировке

Сухой кашель, заложенность носа.

Сердечно-сосудистая система



Повышение артериального давления, тахикардия (угащенное сердцебиение).

Половая система

Снижение сексуального влечения, импотенция у мужчин, нерегулярные менструации у женщин

То же, но менее выражено.

Желудочно-кишечная система

Тошнота, поносы в периоде абстиненции, нарушение функции печени.

Костно-мышечная система

Общее похудание, костно-мышечные боли в периоде абстиненции (ломка).

Тип наркотика

Как он выглядит

Как используется

Марихуана (конопля)

Как сушеная петрушка со стеблем и/или семенами; закручивается в сигареты

Выкуривается или съедается

Гашиш

Коричневые или черные мешочки или шарики

Выкуривается или съедается

Гашишевое масло

Концентрированная сиропообразная жидкость, варьируется по цвету от прозрачного до черного

Смешивается с табаком и выкуривается

Кокаин

Белый кристаллический порошок

Вдыхается или инъецируется

Героин

Порошок от белого до темно-коричневого цвета

Инъецируется, выкуривается или вдыхается

Производные мака

Темно-коричневые куски или жидкость

Инъецируется, выкуривается

Типичные признаки зависимости от наркотиков

Как узнать, что ваш ребенок болен?

Самые первые возможные признаки болезни проявляются в изменении поведения Вашего ребенка. Вдруг снизился интерес к учебе и школьной жизни. Большая часть времени проводится вне дома, с новыми, неизвестными Вам друзьями. Ваш ребенок начинает лгать и скрывать, где он проводит время. Меняются отношения с родителями: на место добрым, ровным взаимоотношениям приходит злоба, раздражение, агрессия. Ваш ребенок перестает выполнять домашние обязанности, стремится любыми путями уйти в свою компанию. Попытки удержать дома приводят к побегам и даже отсутствию дома в течение нескольких дней. Появляются странности психики: приступы неадекватной веселости, дурашливости, двигательная подвижность вдруг сменяется безразличием, сонливостью, заторможенностью и может переходить в состояние озлобленности, раздражительности, замкнутости. Такие колебания состояния могут отмечаться по несколько раз на протяжении суток.

Начинают исчезать личные, а затем и семейные вещи. Меняется внешний вид – неряшливый, небрежный, запущенный. Если наркотик вводится инъекционно – то ребенок начинает носить только вещи с длинными рукавами (рубашки, свитера).

Вас должно насторожить:

Всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки.

Часто неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук.

Неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения (или таблетки бикарбона, используемые для расширения зрачков).

Невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта (иногда запах присутствует, но его интенсивность не соответствует степени опьянения).

Стремление избегать встреч со старшими членами семьи.

Раздражительность, порой циничность в разговорах с Вами.

Пропажа вещей или денег из дома.

В карманах одежды, в мусорном ведре вы можете обнаружить:

Шприцы с жидкостями и пустые, а также инъекционные иглы;

Десертная или чайная ложка для приготовления раствора (как правило, с обломанной ручкой);

- «марганцовка»;

Прозрачная без цвета или желтого цвета жидкость с резким «уксусным» запахом;

Различные лекарственные препараты (димедрол, теофедрин, бронхолитин, солутан), порошки и ампулы;

Измельченное вещество зеленого цвета с пряным запахом (марихуана), смолообразное либо в виде комочков, брусочков вещество зеленовато-коричневого цвета с пряным запахом (гашиш); эти наркотики могут находиться в сигаретах и папиросах;

Обожженные купюры (используемые как мундштук при курении марихуаны);

Смолообразное вещество коричневого цвета с запахом сырого мака (опий);

Отрезки прозрачной пленки (чаще всего прямоугольных размеров 55 см) с наслоениями коричневого вещества и без наслоений;

Химическая посуда, проведение опытов (если раньше ваш ребенок ненавидел химию);

Коробочки мака целиком и измельченные – вещество светло-коричневого цвета;

Органические растворители.

В среде наркоманов принят определенный сленг. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок с друзьями дома и по телефону. Слова: закинулся, ширнулся, травка, план, дурь, анаша, опилки, химка, ханка, соломка, чек, чека, султыга, терьяк, морфи, кока, марафет, экстази, крэк, кокс, кислота, лошадка, винт, айс, коктейль Джэф, эфенди, мулька, космос – это слова наркоманов.

Один из самых надежных методов – определение опиатов в моче с помощью тест-полосок.

Как становятся наркоманами

Причин для первых попыток употребления можно найти великое множество. Однако наиболее часто встречаются следующие.

1. Употребление из любопытства . Человек любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасности наркотиков не только не пугают, но и порой даже привлекают «чем опаснее, тем заманчивее». «Парень, с которым я дружила, принимал наркотики. Пришло время, когда он стал уделять мне все меньшее внимание. Наркотик стал для него важнее чем я, чем наша любовь. И тогда я подумала – ну что же это такое, что может быть сильней любви, сильнее чувств? Надо непременно это попробовать».

2. Употребление ради удовольствия . Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получать удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное – это получить удовольствие, наслаждение. Порой не важно, какой ценой. Желания получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренних границ (запретов) «Я могу позволить себе все». Поиск все новых удовольствий, отсутствие внутренних запретов часто приводит к пробе наркотиков («такому сладкому запретному плоду»). «У меня было много того, чего не было у других. Любящая меня семья, материальные блага, очень приятный мне круг друзей... Все это было. Нас было трое. Трое друзей, которые занимались бизнесом. Мы до этого любили выпить, вкусно поесть в ресторане, погулять на дискотеке. Сначала мы просто не понимали, что стали употреблять наркотик, который менял наши чувства, наше сознание, искажал реальный мир. Но потом сами не заметили, как втянулись. Нас стало это прикалывать. Мне стало это нравиться. Я погружался в какой-то мир, в котором, как я считал, было что-то лучше. Один из моих друзей сказал, что мы еще не попробовали героин. Мы сразу зацепились за эту идею. Никто нам не говорил про опасность быстро подсесть на этот вид наркотиков. Мои чувства перемешались к тому моменту. Я потерял чувство самоконтроля и чувство страха перед употреблением наркотиков. Я считал, что в жизни надо все попробовать. Хотя бы по разу. И что у меня сильная воля, и я смогу вовремя остановиться».

3. Употребление как протест против родителей . Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью». «Вы больше не сможете управлять мной».

4. Употребление для снятия напряжения . Заниженная самооценка и, как следствие неуверенность в собственных силах – является одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик служит средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует возможности попасть под дурное влияние сверстников. «Делай, как мы, иначе ты не из нашей компании. У нас курят (пьют) все».

«В то время, когда я начинал принимать наркотики, я чувствовал себя слабым, маленьким, забитым. Все люди казались мне большими и сильными. Я очень не хотел быть маленьким и слабым. Одна доза и я почувствовал себя «крутым» в своем дворе, да и соседних домах, а сверстники казались мне слабаками. Кайф уходил и становилось страшно. Нужен был новый прием наркотиков. И так каждый день».

Ряд специалистов считают наркоманию «симптомом семьи». Именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер- или гипоопекой.

1. Гиперопека . Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.

2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). Воспитание включает в себя восхваление ребенка, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за поступки.

3. Гипоопека. Воспитание, характеризующееся недостаточным вниманием со стороны родителей, игнорированием целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу:

4. «Золушки » – лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.

5. «Ежовые рукавицы ». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Без всякого сомнения, наркомания – болезнь души. Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним – окружающий мир при рождении не ощущается враждебным. Он полон радости и покоя. «Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. Значит искать их надо у кого-то или чего-то другого. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.

Гипоопека это недостаток любви. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи – слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа – наконец-то найденная иллюзия любви.

Второй тип из группы риска – чрезмерно опекаемый ребенок. Это – кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни – получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных – телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Гиперопека вызывает инфантилизм – ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности – каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода – боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной – шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается...».

Наличие материального достатка не означает сформированности нравственных ценностей. Противостоять наркотикам может только зрелая личность. Тот, кто имеет множество удовольствий – деньги, роскошь, секс, качественные наркотики, постепенно чувствует себя все более опустошенным и обманутым. Радости в жизни все равно больше не становится.

страница 1