Установка на данность и установка на рост. Роль установок в культуре. Установка на данность: история Ли Якокки и «болезнь CEO»

Сталкиваясь с кажущимися непреодолимыми трудностями, сделай установку на рост!

В Священном Коране сказано:

«Неужели вы думаете, [что столь легко] войдете в Рай?! Посмотрите на [жизненные примеры] тех, кто был ранее [в прошлые века, эпохи, и удостоился Рая по милости Творца]: их постигали беды и страдания [обнищание, потери в имуществе, посягательства на личный достаток, изгнание с родных земель, отсутствие стабильности, спокойствия; различного рода заболевания, несчастные случаи и т. п.], и были они сотрясаемы [разными катаклизмами и бедствиями]. [Порой это становилось настолько невыносимым, что даже] посланник Божий [того или иного периода] и те, кто уверовал с ним, [даже терпеливые и выносливые] начинали говорить [никак не сомневаясь в помощи и защите со стороны Творца, но уже не выдерживая психологической и физической тяжести испытаний]: «Когда же [мы увидим] помощь Аллаха (Бога, Господа)?!» [И они неизменно получали ответ:] «Внемлите же! Нет сомнения, помощь Его близка» (Св. Коран, 2:214).

Как, сталкиваясь с серьезными трудностями, сделать установку на рост и что это такое?

Представление о себе формирует значительную часть наших поступков. С этим представлением связан практически каждый наш шаг.

Задание . Кто вы в вашем представлении себя? Опишите ваш внешний вид, пять главных жизненных ценностей. С каким ароматом (парфюмом) вы себя ассоциируете, с каким цветом, с каким стилем одежды, с каким автомобилем, с каким местом проживания; с каким языком, с какой культурой и какой страной? Нарисуйте себя сегодняшнего и охарактеризуйте на чистом листе бумаги.

Пока человеку удается добиваться успеха и избегать серьезных неудач, он в собственных глазах, как и во внутреннем диалоге, остается в числе умных и успешных, но когда возникают проблемы, требующие выхода из зоны комфорта, серьезной переоценки происходящего и кропотливого сосредоточенного труда… здесь уже начинается серьезное сотрясение личностных характеристик и на поверхность всплывают глубинные установки, проявляясь в виде реакций и поступков. Анализируя людей, их поведение в критические моменты жизни (что они чувствуют, о чем начинают говорить во внутреннем диалоге, как ведут себя и что говорят другим), ученые вывели две основные группы: первая имеет установку на рост , а вторая - установку на данность .

У первой категории присутствует установка, что трудности - это подарок, прекрасная возможность стать опытнее, умнее, мудрее. Люди, относящиеся к ней, постепенно развивают в себе уникальный навык превращать жизненные неудачи в будущие успехи. Сталкиваясь со сложной задачкой, десятилетний мальчик с такой установкой потирает руки, облизывается и заявляет: «Люблю я трудные задачки!» Другой, изрядно попотев над головоломкой, поднимает лицо и говорит: «Вы знаете, а я ведь очень надеялся , что это будет познавательно!» Данная категория людей ясно для себя понимает, что имеющийся интеллектуальный, физический или материальный базис - отправная точка для развития. Они четко знают, что благодаря стараниям и знаниям каждый способен меняться и развиваться. Когда они сталкиваются с затруднением, им даже в голову не приходит, что они терпят поражение! И что еще очень важно, достигая высот, данная категория людей не стремится доказать другим свою значимость и они не рассматривают это как способ стать лучше других.

Вторая категория людей убеждена в том, что их качества и характеристики высечены из гранита («я такой - и точка!»). Они все воспринимают или как хорошую новость относительно своих бесценных качеств или как плохую. Их установка на данность вызывает у них потребность самоутверждаться снова и снова. Если им даны определенные нравственные качества, определенная индивидуальность, определенное «количество» интеллекта, тогда остается лишь одно - доказывать, что количество всего этого добра довольно велико . Они ведут себя будто на их долю выпала очень удачная комбинация задатков и возможностей, но втайне переживают, что на самом-то деле у них в этом, том, другом - серьезная невосполнимая нехватка. У них нет установки на рост и поиск решения, они довольствуются собственной зоной комфорта, убеждая себя и других в том, что она прекрасна и достаточна. Таковые живут в постоянном конфликте с собою, без чувства удовлетворения жизнью, а тем более не переживая состояния потока . Они просто существуют, успокаивая свое неудовлетворенное земное существование вредными привычками и пагубными пристрастиями, которые хоть на время ослабляют внутреннее давление и напряжение. Кстати, в период, когда им не приходится справляться с неудачами, они обычно чувствуют себя оптимистами, умными, привлекательными, достойными уважения людьми, подобно тем, кто живет с установкой на рост.

Установка на данность заставляет людей в первую очередь заботиться о том, как их оценят; установка на рост - думать о самосовершенствовании. Если возникают серьезные, неразрешимые на первый взгляд трудности или неприятности, обе категории людей, конечно, не в восторге от происходящего. Все расстраиваются из-за плохой оценки или сорвавшейся выгодной сделки. Но! Те, у кого есть установка на рост, не клеймят себя, не оскорбляют во внутреннем диалоге, не разводят руками в бессилии. Они, хотя и могут чувствовать себя подавленными, готовы брать на себя риск принять «бой» с трудностями и работать над их преодолением. А вот упорство, с которым люди с установкой на данность отрицают смысл усилий, просто пугает. Когда спрашиваешь их, как же они намерены выйти из затруднительного положения, они заявляют: «А ничего не буду делать!», «Отлежусь», «Напьюсь», «Наемся до пуза», «Съем шоколадку», «Буду слушать музыку и дуться», «Запрусь в ванной и буду там сидеть», «А что тут можно поделать?» Если что-то идет не так, не получается, они воспринимают это как непосредственную оценку их компетентности и значимости. Они поражены и не хотят вставать. Им приятнее накричать на кого-нибудь или пожалеть себя любимого, нежели встать во весь рост, взять ответственность и, получая огромное удовольствие, пойти навстречу новому, неизведанному.

Роберт Стернберг, современный авторитетный ученый в области изучения интеллекта, говорит, что основным фактором, от которого зависит, достигнет ли человек уровня компетентности в той или иной области, «является не какая-то заранее данная ему способность, а его целенаправленные усилия». Четкая цель… Сосредоточенное внимание… Целенаправленные усилия, приводящие в итоге к конкретному результату…

Зачем тратить время на то, чтобы снова и снова доказывать, какие мы великие (при этом внутри переживая о своей неумелости, неуклюжести, неповоротливости, никчемности), если можно использовать это время для самосовершенствования? Зачем скрывать недостатки, если их можно преодолевать? Зачем искать друзей или партнеров, которые будут тешить ваше самолюбие, если можно найти тех, кто будет провоцировать вас на рост?

Стремление к развитию своих возможностей и упорство в этом стремлении даже (или особенно) тогда, когда у вас не очень получается, и есть главный признак установки на рост. Той самой установки, которая позволяет нам расти и преуспевать, порой даже в самые тяжелые периоды своей жизни.

Задание. К какой категории из упомянутых двух вы можете отнести себя? Обоснуйте это теми установками и убеждениями, которые преобладают в вашей голове и движут вами. Опишите кратко два случая из жизни, которые ярко проиллюстрировали бы верность вашего заключения о самом себе.

Вопрос. Когда вы ощущаете себя умным: когда не ошибаетесь или когда учитесь?

Две вышеописанные установки в итоге открывают перед человеком два совершенно разных мира. В том, где качества неизменны (установка на данность), успех - доказательство вашего ума или таланта. В нем вы самоутверждаетесь. В другом мире - мире меняющихся достоинств (установка на рост) - вы тянетесь к тому, чтобы освоить новое. Вы саморазвиваетесь.

В первом мире неудача свидетельствует о поражении. Вы получили плохую оценку. Вы проиграли соревнование. Вас уволили. Вас отвергли. Это означает, что вы не умны и не талантливы. В другом мире неудача говорит о недостаточном росте. Она означает, что вы еще не реализовали до конца свой потенциал. Неудача бывает болезненной для людей с установкой на рост, но они не позволяют ей поставить на собственной личности несмываемое клеймо неудачника. Неудача для них - это проблема, над которой следует поработать и из которой важно извлечь уроки. Неудачи могут ранить их, но не «убить». Сосредоточенно анализируя то, в чем следует измениться и в чем вырасти, они в итоге решают любую, казавшуюся на первых порах «неразрешимой» задачу. Они могут столкнуться с депрессией в результате переутомления, например, или недосыпания в периоды сдачи экзаменов или большого проекта, требующего срочного завершения, но при этом не унывают, а полны решимости довести дело до победного конца.

В первом мире усилия - это нечто плохое. Они, как и неудачи, означают, что вы не умны и не талантливы. Если бы вы были умны и талантливы, вам не пришлось бы прилагать усилия. Во втором же мире усилия - это и есть то, что делает вас умным и талантливым. Установка на данность препятствует развитию. Установка же на рост - это отправная точка для перемен, но при этом вам самим решать, нужны вам те или иные перемены, следует ли вкладывать в них время, силы, энергию.

У вас есть выбор. Установка на данность или на рост - это всего лишь то, как вы о себе думаете, а ведь вы можете и передумать.

Приведу интересное письмо, полученное профессором Кэрол Дуэк от профессионального пловца мирового класса. В нем четко сформулирован очень важный нюанс умения жить и развиваться, расти.

«Дорогая профессор Дуэк,

У меня всегда были проблемы с уверенность в своих силах. Мои тренеры постоянно повторяли мне, что нужно верить в себя на все 100%. Они требовали, чтобы я не допускала в своих мыслях ни малейшего сомнения и думала только о том, что я лучше всех. Но я не могла этого делать, потому что всегда осознавала свои недостатки и ошибки, которые допускала на сборах. Когда я заставляла себя думать, будто я идеальна, все становилось только хуже. А затем я прочла вашу работу о том, как важно фокусироваться на обучении и самосовершенствовании. И все встало на свои места. Мои недостатки - это то, над чем я могу работать! Теперь ошибки не кажутся мне такими страшными. И я захотела написать вам письмо, чтобы поблагодарить за то, что вы научили меня, как верить в себя.

Спасибо!

Искренне ваша, Мэри Уильямс».

Знаменитый социолог Бенджамин Барбер сказал: «Я не делю общество на слабых и сильных или на успешных и неудачников… Я делю общество на тех, кто учится, и тех, кто не учится».

«Переживание потока - это состояние полного слияния со своим делом, поглощение им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии».

«Поток - состояние полной поглощенности деятельностью, когда все остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим». См.: Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.

«Способности, данные природой, никогда не разовьются в зрелый интеллект, если не научиться контролировать внимание. Лишь вложив огромное количество психической энергии, музыкально одаренный малыш станет музыкантом, а ребенок, способный к математике, - инженером или физиком. Для того чтобы производить мыслительные операции на уровне взрослого профессионала, нужно приложить массу усилий, овладевая необходимыми знаниями и навыками. Моцарт был, без сомнения, гением, однако если бы отец с пеленок не заставлял его заниматься музыкой, его талант вряд ли расцвел бы столь пышно. Приучаясь концентрировать внимание, человек берет под контроль психическую энергию - основное «топливо», обеспечивающее все мыслительные процессы».

«Чаще всего люди попадают в поток, пытаясь справиться с задачей, требующей максимального приложения сил. При этом оптимальная ситуация создается, если достигнут правильный баланс между простором для деятельности и способностями человека выполнить поставленную задачу. Если вызов стоит перед человеком слишком сложный, он чувствует себя удрученным, расстроенным, обеспокоенным. Если задачи чрезмерно просты - напротив, расслабляется и начинает скучать».

«Если вызову противопоставляется высокое мастерство, тогда возникают глубокая сопричастность и поток, выносящий за пределы обыденной жизни». См.: Чиксентмихайи М. В поисках потока: Психология включенности в повседневную жизнь. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

Данный материал написан мною в результате внимательной проработки первых 80 страниц книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», автором которой является Кэрол Дуэк, известная как один из ведущих исследователей в области психологии личности, социальной психологии и психологии развития.

Подробнее см.: Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: Манн, Иванов, Фербер», 2013.

Установка (внутренние убеждения) определяет тип мыслей и поступков, направление жизненного пути: к чему надо стремиться, в чём смысл усилий, что такое успех и неудача.

Существуют два типа установок:

На данность - успех обеспечивается неизменностью ума и других качеств. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал. Главное - самоутверждение.

На рост, на развитие - желаемые качества можно развить. Успех - результат целенаправленных усилий и упорной практики. Ориентация на обучение и самосовершенствование - человек стремится решать трудные задачи, внимателен к критике и расценивает неудачи как залог будущих успехов.

Установка: взгляд изнутри

Выбирая установку, вы выбираете либо самоутверждение, либо саморазвитие.

При установке на данность можно ничему не учиться, так как есть способности, талант, а успех легко достижим (усилия - это для неспособных). Если возникают проблемы - виноваты другие или обстоятельства.

Такие люди мечтают о «вершине», но часто не любят своё дело. Главное - результат, демонстрация таланта. Поэтому они берегут своё самолюбие, дорожат оценкой окружающих и боятся неудач, которые расценивают как пожизненное клеймо.

При установке на рост, для достижения успеха в любимом деле нужно учиться всю жизнь. Успех достигается с помощью силы духа и стойкости, неудача - не приговор, а шанс получить новые знания и опыт. Усилия - ключ к успеху. Люди такого типа ценят и любят своё дело, поиск, процесс, независимо от результата.

Каждая установка имеет свои плюсы. При установке на данность, знаешь правду о себе и преуспеешь в том, к чему есть талант. При установке на рост только от вас зависит, развивать ли определённые способности и с какими несовершенствами надо смириться.

Установка - важная часть личности. Если её изменить, можно начать действовать по-новому.

Стремитесь к обретению новых знаний, преодолевайте препятствия, извлекая уроки из поражений, вновь продолжайте усилия, учитывая конструктивную критику и наслаждаясь любимым делом.

Истина о способностях и достижениях

Нельзя недооценивать способность человека к развитию. Многие успешные люди в детстве ничем не выделялись, но смогли достичь больших высот в определённой области благодаря ненасытной любознательности и поддержке окружающих.

Установка на рост способствует развитию талантов и приносит реальные плоды. Для её укрепления нужно хвалить не за способности, а за приложенные усилия. Тогда человек будет работать усерднее и думать о новых знаниях, а не о том, как его оценят. Он научится добиваться цели даже во враждебной среде, отбросив влияние негативных ярлыков и стереотипов.

Похвала за способности вгоняет в установку на данность, вызывая неприязнь к усилиям и критике. Ограничивающие влияния стереотипов лишают уверенности, спокойствия и позитивного настроя, тем самым уменьшая масштаб достижений.

Развивайте свою установку. Создайте среду, которая приучает и детей, и взрослых к установке на развитие. Тогда, столкнувшись с трудностями, они отстоят своё право на развитие и успех.

Спорт: установка чемпионов

В спорте велика вера в талант. Считается, что прирождённым талантам усилия не нужны, это - для других, менее одарённых.

Но установка важнее таланта. К победе ведёт подготовка, психологическая устойчивость и решимость, которые обеспечиваются правильной установкой. Она помогает выработать характер: трудиться в поте лица, сохранять концентрацию в трудные моменты и побеждать. Провал расценивается как источник мотивации.

Величие в спорте - это качество человека, который отважился на попытку и вложил в неё все силы. Майкл Джордан тренировался с упорством, о котором ходили легенды. Супергерои спорта - обычные люди, которые сами сделали себя необычными. Это результат ежедневного труда, психологической устойчивости, анализа побед и поражений, но другие видят в их достижениях только дарование. Характер, дух и мозги чемпиона - всё, что нужно, чтобы стать великим спортсменом.

Развивайте установку на рост, чтобы выработать характер и добиться успеха.

Бизнес: установка и лидерство

Очень важна установка для лидера, стоящего во главе компании. Лидер с установкой на данность озабочен только своим имиджем и выгодой, не думает о поощрении и образовании подчинённых, боится критиков и конкурентов. Для него важны самоутверждение и видимость благополучия, а не реальность с её изъянами и провалами.

Великие руководители корпораций не ставили своей целью самоутвердиться, просто с энтузиазмом занимались любимым делом, получая от работы огромное наслаждение - и всё это привело их на бизнес-Олимп.

Для процветания компании лидер должен обладать установкой на рост. Работа даёт ему новый опыт, знания и радость. Он умеет признавать ошибки и перестраиваться, поощряет профессиональный рост сотрудников и конструктивную критику, верит в свою команду и долгосрочный успех.

Взаимоотношения: установка и чувства

Люди по-разному справляются со своими чувствами. При установке на данность в браке или дружбе всё должно получаться само собой, без усилий, ведь есть идеальный человек - надо только его найти. Главное в отношениях - самоутверждение, можно легко втянуться в конкуренцию с партнёром - кто умнее, кто талантливее.

Следуя установке на рост, для создания крепкого союза нужно прилагать усилия, уметь признавать недостатки друг друга, понимать проблемы и решать их вместе. Обе стороны учатся сосуществовать, развиваются как личности, их связь становится глубже. Смысл брака и дружбы - способствовать развитию партнёра и с его помощью развиваться самому.

С помощью установки на развитие можно преодолеть застенчивость и агрессивность, так как эти черты характера присущи людям с установкой на данность. Они зациклены на том, как их оценивают, тогда как нужно стремиться к развитию отношений, сотрудничеству и самосовершенствованию.

Родители, учителя и тренеры: как формируются установки

Не судите, а учите. Научить можно всему. Лучшее, что можно сделать для ребёнка, - научить его любить испытания, с интересом анализировать ошибки, радоваться успехам и никогда не переставать учиться.

Установка на рост формируется, если родители поощряют развитие и обучение детей, установка на данность - если они заботятся об имидже, а не о развитии ребёнка. Нахваливая способности ребёнка, можно подорвать мотивацию, снизить результаты и уверенность в себе. Нужно выражать восхищение и уважение к усилиям и сделанному выбору.

У педагогов должна быть установка на рост и в отношении себя, и в отношении детей. Требовательность и забота - таким должен быть их подход. Их цель - научить детей самостоятельно мыслить, любить учиться и упорно трудиться, чтобы соответствовать высоким стандартам.

Тренеры через установку ведут к победе. Они прививают воспитанникам ценности и качества, которые помогут им стать не только хорошими спортсменами, но и хорошими людьми.

Родители, преподаватели, тренеры в ответе за жизнь людей. Установка на рост играет ключевую роль: помогает им использовать свою миссию, а воспитанникам - реализовывать свой потенциал.

Как изменить установку

Люди меняются, перемены возможны - на этом основана установка на рост. Простое знание о существовании установки на рост может привести к большим переменам в представлении людей о себе и жизни, открыть иные перспективы, помочь отважиться идти за своей мечтой.

К каким коренным переменам может привести изменение установки? Раскрепостить интеллектуальный потенциал и вдохновить на труд и свершения; использовать время более разумно; учиться каждый день.

Придерживаясь установки на данность, вы повышаете самооценку и учитесь завоёвывать любовь и уважение. Но, открывшись для роста, вы становитесь самим собой в большей степени.

Сначала, ещё в рамках установки на данность, измените оценочные суждения, затем составьте план перехода к установке на рост - когда, где и как - и строго его придерживайтесь.

Чтобы изменить установку ребёнка, демонстрируйте установку на рост на собственном примере. Учёба должна обрести новый смысл - не высокие оценки, а новые знания, получаемые с удовольствием и интересом.

Изменение установки влечёт за собой коренные перемены. Переходя к установке на рост, вы переходите от позиции «Оценивай и будь оцениваемым» к платформе «Учись и помогай учиться другим». Рост требует много времени, усилий и взаимопомощи.

Люди, которым удалось измениться, знают, как преобразилась и улучшилась их жизнь - стала богаче и насыщеннее, а сам человек стал более живым, открытым и смелым.

Вам решать, нужны ли такие перемены? В любом случае никогда не забывайте о существовании установки на рост. И тогда, столкнувшись с очередными преградами, вы, возможно, обратитесь к ней. Она будет вас ждать, указывая путь в будущее.

Вызвала смешанную реакцию. Кто-то написал: «Спасибо, актуально». А кто-то заявил, что статья была бесполезная. Мол, ну, да, у моего ребенка установка на данность. А дальше то что с этим делать? Непонятно.

На самом деле, выявить и обозначить проблему – это первый и необходимый шаг . Если вы видите, что ребенок отказывается от сложных заданий, скрывает свои ошибки и промахи, совершенно не воспринимает даже конструктивную критику, ему важнее казаться крутым и умным, чем научиться чему-то– это повод пересмотреть свое поведение и начать серьезную работу. С тем, чтобы установка на данность превратилась в установку на рост. Чтобы заложить основы будущего успеха ребенка.

Итак, что делать, если у вашего ребенка сформировалась установка на данность . Сразу скажу, что волшебного рецепта у меня нет. Нельзя один раз сказать ребенку правильные слова, погладить его по спинке и успокоиться. Для того, чтобы изменить установку, требуется изменить поведение, привычки – свои и ребенка, нужно по-другому выстраивать общение с ним и выработать новые способы реакции на те или иные ситуации.

Я долго и мучительно пыталась заставить себя составить перечень советов. Было сложно. Потому что все проблемы, описанные в предыдущей статье, мы переживаем в нашей семье. У нашего Макса установка на данность. Мы работаем с ней (вернее, против нее:)) уже около года. Прогресс есть и очень серьезный.

К примеру, наш ребенок теперь может достойно переживать неудачу и неуспех. Если раньше, проиграв в какой-то игре или соревновании, он дулся, обижался, кричал, что «теперь никогда и ни за что больше», то сейчас он говорит «давай попробуем еще раз. Что я делал не так? Что мне сделать, чтобы я стал играть лучше?». Да, срывы бывают. Если неудача болезненна (проигрыш младшему по возрасту ребенку, к примеру), то Макс может заплакать. Взахлеб, как маленький. Но через какое-то время подойдет и попросит его потренировать и поучить. Для нас это большой успех.

Остались какие-то вещи, которые требуют внимания и усилий. Постоянное желание Макса быть лучше других. Он жаждет доказательств того, что у него получается выше, красивее, больше, круче… Иногда эти доказательства для него важнее собственного прогресса и роста в том или ином деле. Так что мы не складываем лапки, а продолжаем целенаправленно трудиться над формированием установки на рост. Думаю, что получится.

Ниже советы, которые сработали у нас и, думаю, помогут многим.

1. Хвалите не за способности и интеллект, а за приложенные усилия. Я не первый раз пишу о важности правильной похвалы. Нельзя говорить ребенку «Ах, какой ты у меня умный! Как быстро ты все делаешь! Как здорово у тебя получается!». Нельзя, даже если очень хочется. Почему? – очень просто. Ребенку, конечно, страшно приятно наблюдать ваши восторги, но помимо них он слышит во что: «Если в следующий раз ты сделаешь задание медленнее или ошибешься, значит, не такой уж ты умный и замечательный».

Критерием успеха для него становится быстрота и правильность выполнения того или иного упражнения. А какие упражнения можно быстро и без ошибок выполнить? – Правильно, самые легкие. Похвала за ум и способности формирует у ребенка привычку выбирать самые простые дела и задания. Ведь у них он сможет блеснуть. Неуспех или неудача становятся для него доказательством собственной никчемности, бесталанности и неумности.

Совсем другая картина возникнет, если вы будете хвалить ребенка за усилия, за труд, который он вложил, за упорство в преодолении трудностей, за найденные и исправленные ошибки. Звучит странно. Как, хвалить за исправленные ошибки, а не за их отсутствие? – да, именно так. Быстро и без ошибки? – Скорее всего, задание было слишком легким. Так и скажите ребенку. «Знаешь, дружок, мне кажется, это задание для тебя очень легкое и ты не сможешь ничему научиться, выполняя его. Давай попробуем найти для тебя более интересную задачу».

2. В случае неуспеха дайте ребенку адекватную обратную связь. Многие родители бояться расстроить ребенка, честно рассказав ему о его ошибках. Особенно, если ребенок находится в грусти и печали после какой-то неудачи. Ребенок проиграл в игре или соревновании. Что ему сказать? – Я думаю, ты был самым лучшим. Для меня ты всегда лучший. – Не так уж это и важно, подумаешь, проигрыш. – В следующий раз у тебя обязательно получится!

Обратите внимание, все эти реплики родители, хорошие родители, произносят из лучших побуждений. И все они оказывают ребенку медвежью услугу. В первом случае ребенок понимает, что мама или папа врут. Он же знает, что не был лучшим. Во втором родители обесценивают то, что важно для ребенка. И он учится: то, что у меня не получается, не имеет особого значения. Не получится – я на это плюну, и все. Третий случай самый коварный, казалось бы, все правильно. Подбадриваем и мотивируем ребенка. Но давайте вдумаемся. С чего вдруг у него что-то получится в следующий раз? Потому что он такой способный? Потому что вы в него верите?

На самом деле, как бы жестоко это не выглядело, ребенку стоит рассказать правду. О том, что пока еще он не настолько хорош, чтобы побеждать в соревновании. О том, что ему стоит научиться этому и тому, исправить то и это. Что стоит приложить много усилий. Что если он хочет побеждать, то на тренировки стоит тратить больше времени и учиться на ошибках.

В общем, не утешайте, не успокаивайте. Лучше расскажите, что пошло не так и как это исправить. Вот более подробно об обратной связи в случае неуспеха.

3. Критикуйте, но не оценивайте. Опять же, многие мамы и папы бояться критиковать ребенка. Мол, критика только усугубит ситуацию. Они правы. Критиковать ребенка не стоит. А вот его поведение можно и нужно.

Рассмотрим частую ситуацию: у ребенка что-то не получается, скажем, понять какое-то математическое правило и применить его к решению задачи. Можно сказать: «Да, способностей у тебя к математике ноль. Эх ты, деревянная голова». Это плохо. Это плохо даже в мягком варианте: «Ты у меня гуманитарий».

А вот объяснить ему, в чем, собственно, проблема, почему не получается – надо обязательно. «Милый, ты пытаешься найти ответ, так и не поняв принцип решения задачи. Ты ведь не осознал по-настоящему, каким образом можно построить схему, которая поможет тебе найти решение. Ты торопишься, чтобы поскорее отделаться от домашнего задания. Так дело не пойдет».

Ребенок пытается отбить теннисный мяч. Не выходит. Можно сказать: «Неумеха». А можно показать, почему не получается – не так держит ракетку, слишком поздно ее поднимает,… Чувствуете разницу? Оценочная критика вредит ребенку, внушает ему неуверенность в своих силах. А конструктивная – напротив, помогает ему понять, как добиться успеха.

4. Повышайте стандарты и требования, но не забывайте показать ребенку, как им соответствовать. Это логичное продолжение предыдущего правила. Недостаточно указать на ошибки и недочеты. Важно показать, как их можно исправить.

Самые мудрые учителя и тренеры задают для своих учеников очень высокую планку. Но при этом, не оставляют их в неведении. Они демонстрируют по шагам, поэтапно, как достичь успеха. Они инструктируют и направляют ребенка. Они снабжают его набором инструментов, с помощью которых он может прийти к цели. Делайте то же самое.

5. Покажите пример своим поведение. Один из самых важных пунктов. Бывает, что родители отлично запоминают все правила и очень правильно хвалят, критикуют и направляют ребенка. Но в один прекрасный момент он слышит мамино восклицание по отношению к соседскому мальчику: «Какой же он умница, настоящий талант» или «У, это полная бездарность». И ребенок начинает думать, если мама так оценивает мальчика, то что же она думает о нем. Понимаете, нельзя в отношении собственного ребенка применять одни принципы и правила, а в отношении остальных людей (в том числе и к себе) – другие. Ребенок воспринимает картину мира целиком. И непременно выявит противоречия и несоответствия.

Расскажу историю из жизни. У нашего Макса есть противная особенность. Если что-то пошло не так, то он первым делом ищет, на кого бы свалить вину. Признать свои ошибки для него очень сложно. Серегу эта особенность страшно нервирует и он всеми силами с нею борется.

И вот как-то я слушала очередные мужнины нравоучения и вдруг меня осенило. Так ведь сам Серега никогда в жизни свои ошибки публично не признает. Да, он может чувствовать свою вину, он может жутко переживать – я то знаю. Но если зайдет речь о случившемся, то никогда и ни за что он не скажет прямым текстом, что был не прав – по крайней мере, перед Максом и бабушкой. То ли он считает это ниже своего достоинства, то ли еще что. Но факт остается фактом, Серега всегда оказывается на высоте, а виноваты другие люди или обстоятельства.

Я к этой особенности супруга привыкла и на нее внимания не обращаю. Я знаю, что это показуха. Но Макс то об этом не знает. Он наблюдает, как «папа всегда прав». А папа для него авторитет необыкновенный, выше только звезды.

И получается, что Серега ему говорит одно, а поступает совсем по-другому. Неудивительно, что Макс, который очень хочет быть как папа, продолжает искать виноватых. Поговорила на эту тему с супругом. – Слушай, — говорит. – Ты, наверное, права. Вот блин.

Действительно блин:) Теперь мы взяли за правило время от времени обсуждать свои промахи. При Максе.

А еще мы частенько рассказываем сыну истории выдающихся людей и их успехов. Не в смысле, вот какие они гении, а про их жизненные перипетии, их труды и усилия. Про то, что даже самую большую неудачу можно превратить в выдающийся успех. Про то, что талант без труда ничего не стоит.

А какие секреты по формированию установки на рост есть у вас? Поделитесь!

Это был самый сокрушительный момент его жизни. Но во время второго тайма подумал: «Если ты сделал ошибку, тебе придется ее исправить. И я понял, что у меня есть выбор. Я мог упиваться горем, а мог сделать что-то, чтобы преодолеть его». Маршалл собрался и во второй половине матча провел одну из лучших своих игр, внеся существенный вклад в победу своей команды.

Вместо того чтобы позволить этому случаю навсегда покрыть его позором, Маршалл взял над ним верх. Он использовал неудачу, чтобы стать лучше и как игрок, и, по его мнению, как человек. Однако для людей с установкой на данность подобная «потеря лица» может превратиться в неизгладимую, не дающую им покоя травму.

Сухарь

Жил-был конь, настолько маленький и корявенький, что его подумывали усыпить. Жила-была еще целая команда людей - жокей, хозяин и тренер, - также искалеченных жизнью, каждый по-своему. Но благодаря чрезвычайной решимости всем судьбам назло они стали победителями.

История времен Великой депрессии о лошади по кличке Сухарь и ее слепнущем жокее, которые вопреки всем своим бедам стали чемпионами США, легла в основу книги и фильма, знакомого российскому зрителю под названием «Фаворит». Для истерзанной нации эта лошадь и ее жокей превратились в символ того, что с помощью силы духа и стойкости можно преодолеть все.

Не менее трогательна история и самого автора романа «Сухарь: легенда Америки» Лоры Хилленбранд. В свои студенческие годы она пережила жестокий приступ хронически рецидивирующей астении, от которой так никогда полностью и не излечилась, из-за чего нередко оказывалась не в состоянии работать. Но история о «лошади, которая смогла», тронула ее и вдохновила на написание прекрасной прочувствованной истории о триумфе . Книга стала памятником и триумфу Сухаря, и ее собственному.

Если посмотреть сквозь призму установки на рост, и та и другая история - свидетельство того, сколь велика преобразующая мощь усилий. Мощь, способная изменить ваши способности и вас самих как личность.

Большое усилие - большой риск

Если некто знает, что ему чего-то недостает, то может пыхтеть, сколько ему заблагорассудится, без ущерба для своей репутации. Однако если предмет вашей гордости - полное отсутствие недостатков, если вы слывете гением, талантом или самородком, вам есть что терять. Усилия могут принизить вас.

Дебют Нади Салерно-Зонненберг состоялся, когда юной скрипачке было всего десять лет. Тогда она выступила с Филадельфийским оркестром. Тем не менее Надя приехала учиться в Джульярдской школе музыки у великого скрипичного педагога Дороти Делэй, имея целый «комплект» . Ее техника владения смычком и постановка пальцев были крайне неуклюжими, скрипку она держала неправильно, но отказывалась что-либо менять.

Через несколько лет Надя заметила, что другие ученики догоняют и даже обгоняют ее.

А в восемнадцать она пережила настоящий кризис веры в себя. «Я привыкла к успеху, к тому, что в газетах меня называют чудо-ребенком, и вдруг почувствовала себя неудачницей». Этот вундеркинд боялся попыток. «Все, что я испытывала, сводилось к страху провала… Если ты пойдешь на прослушивание и не будешь стараться, если ты реально не готовился, не потрудился как следует и не выиграл, тогда у тебя есть оправдание… Нет ничего сложнее, чем признать: я вложил в это дело всего себя, а результат оказался недостаточно хорош».

Для людей с установкой на данность нет мысли более пугающей, чем та, что можно попытаться и провалиться, не имея никакого оправдания. Эта мысль преследовала Надю и буквально парализовывала ее. В какой-то момент девушка даже начала ходить на занятия без скрипки! А затем однажды, после того как столько лет проявляла терпение и понимание, Делэй заявила своей ученице: «Послушай, если ты на следующей неделе не принесешь свою скрипку, я выгоню тебя из моего класса».

Надя пришла в ужас от мысли, что может потерять учителя. И решила, что честный провал - все же лучше, чем то, к чему она придет, продолжая в том же духе. Она снова начала заниматься с Делэй и готовиться к предстоящему конкурсу, впервые выложилась целиком и, кстати, победила.

Вот что она сейчас говорит: «Теперь я точно знаю, что любимому делу нужно отдавать все силы, работать с полной отдачей. И если это музыка, готовься преодолевать себя всю оставшуюся жизнь».

Каждый ли может добиться успеха?

Все ли люди с правильной установкой способны на великие свершения? Можно ли отправиться в худшую среднюю школу своего региона и научить тамошних школьников высшей математике? Если да, тогда будет совершенно ясно, что с правильной установкой и правильным преподаванием люди способны на большее, чем принято ожидать.

Гарфилдская средняя школа была одним из худших учебных заведений Лос-Анджелеса. Сказать, что ее ученики в ней не интересовались учебой, а учителя не питали иллюзий, что могут что-либо изменить, - это значит ничего не сказать. Но Хайме Эскаланте, прославившийся после выхода в свет фильма «Выстоять и сделать», недолго думая взял да и научил ее подопечных - детей из беднейшего латиноамериканского квартала города - математике на уровне вуза.

Со свойственной ему установкой на рост он задался вопросом: «Как я смогу это сделать?», а не «Смогу ли я это сделать?», а также «Как они лучше всего будут усваивать материал?», а не «Смогут ли они вообще усвоить такой материал?»

Эскаланте не просто преподавал школьникам высшую математику, а смог, вместе со своим коллегой Бенджамином Хименесом, вывести своих учеников на первые места в общенациональном тесте по математике.

В 1987 году Гарфилдская средняя оказалась на четвертом месте в стране по количеству учеников, сдавших тест по программе углубленного изучения математики. Впереди нее оказались только три другие муниципальные школы, причем среди них были средняя школа им. Стайвесанта и средняя школа естественных наук Бронкса - элитные нью-йоркские школы с математическим уклоном.

Более того: большинство учеников школы в Гарфилде получили настолько высокие оценки за этот тест, что завоевали право на поступление в колледж. Всего несколько сотен американских школьников мексиканского происхождения в том году сдали тест на таком высоком уровне. Это означает, что мы, недооценивая способность учеников к развитию, теряем огромный интеллектуальный потенциал.

Enron и установка на таланты

В 2001 году мир бизнеса потрясла новость: Enron - пример для подражания всех корпораций, компания будущего - банкрот. Что случилось? Как такая многообещающая компания могла потерпеть крах? Почему все пошло прахом? Из-за некомпетентности? Или из-за коррупции? Нет. Все произошло из-за установки.

По мнению Малкольма Гладуэлла, обозревателя еженедельного журнала New Yorker, американские корпорации помешались на талантах. И действительно, все гуру из McKinsey в один голос твердили: сегодня корпорациям для успеха требуется установка на таланты. Точно так же как в спорте, настаивали они, самородки бывают и в бизнесе. Точно так же как спортивные клубы выписывают огромные чеки, чтобы заполучить особо талантливого игрока, так и корпорации не должны скупиться при найме гениев.

Как пишет Гладуэлл, «эта “установка на таланты” стала новой религией американского менеджмента». Она легла в основу корпоративной культуры компании Enron и… посеяла семена ее погибели.

Компания Enron усиленно привлекала большие таланты, главным образом людей с «мудреными» степенями и званиями, что само по себе не так уж и плохо. Она платила им большие деньги, в чем тоже нет ничего страшного. Но, полностью доверившись их таланту, Enron допустила роковую ошибку: она создала культуру, боготворящую талант, тем самым побуждая своих сотрудников стремиться выглядеть и действовать необычайно талантливо. По сути, она навязала им установку на данность.

В своей статье Гладуэлл приходит к выводу, что люди, попавшие в условия, при которых их ценят за врожденный талант, начинают переживать угрозу своему имиджу как смертельную опасность. «Они никогда не пойдут на то, чтобы принять меры к исправлению. Они ни за что не согласятся выйти и признать свои ошибки перед инвесторами и обществом. Они скорее солгут». Очевидно, что компания, не способная исправлять свои просчеты, не может процветать.

Если Enron погубила установка на данность, означает ли это, что у компаний, которые живут и здравствуют, имеется установка на рост?

В своей книге «От хорошего к великому» Джим Коллинз говорит, что ключевым для успеха фактором является тип лидера, стоящего во главе организации. Как показало исследование, у всех руководителей, приведших свои компании к величию, имелись определенные общие черты.

Во всех случаях у руля оказывался не харизматичный босс, объявивший себя великим талантом, а человек скромный, постоянно задающий себе и другим различные вопросы и способный принять любой ответ. Это были люди, способные смотреть правде в глаза, признавать провал, даже собственный, и при этом сохранять веру в то, что в конце концов они смогут добиться успеха.

Взаимоотношения: установка и любовь (или ненависть)

Семья Контос подготовилась к свадьбе на славу. Николь Контос в сногсшибательном свадебном платье приехала в церковь на «роллс-ройсе». Архиепископ уже ждал внутри, чтобы провести церемонию бракосочетания в присутствии пары сотен друзей и родственников, слетевшихся со всего мира. Все шло просто идеально. До того самого момента, пока шафер не подошел к невесте и не сообщил ей новость: жених не приедет. Вы можете себе представить, какой это был шок, какая боль?!

Семья, подумав о двух сотнях гостей, решила, что торжественный обед все же должен состояться. А затем спросили Николь: что она будет делать? Проявив невероятное мужество, она надела маленькое черное платье и тоже отправилась на прием, где станцевала соло под музыку I Will Survive. Это был не тот танец, о котором она мечтала, но именно он сделал ее героиней страны - на следующей день о ее полном драйва поступке говорила вся пресса.

Николь погоревала, но не погрузилась в депрессию на долгие годы.

Поступок Николь схож с поступком футболиста, побежавшего в неправильном направлении. Произошло событие, которое могло унизить и заклеймить их навсегда, но эти люди сделали так, что оно их возвысило. И что еще примечательно. Николь много раз повторяла, какой болезненной для нее была полученная травма (еще бы, оказаться брошенной на собственной свадьбе!), но она ни разу не употребила слово «унижение».

Если бы она восприняла случившееся как приговор, подтверждение ее негодности и неполноценности - и почувствовала бы себя униженной, - то сбежала бы и спряталась ото всех. Вместо этого ее чистая, искренняя печаль дала ей силы подпитать себя любовью друзей и родственников и начать процесс излечения. Кстати, а что произошло далее с Николь? Пару лет назад в том же самом свадебном платье и в той же самой церкви она вышла замуж за потрясающего парня. Было ли ей страшно? Она говорит: «Нет. Я знала, что он придет».

Люди с установкой на данность воспринимают тот факт, что их отвергли, как оценку их качеств, как клеймо, которое они теперь будут носить вечно. Будто им вынесли официальный вердикт и написали у них на лбу: «К любви не годен!» Дня не проходит, чтобы они не испытывали обиды и не думали о мести.

У людей с установкой на рост иное восприятие. Им важно понять произошедшее, простить и двигаться далее. Хотя они тоже переживают случившееся глубоко и тяжело, они хотят извлечь из этого урок.

Застенчивость

Что могут рассказать нам о застенчивости установки? Чтобы ответить на этот вопрос, Дженнифер Биэр провела исследование с участием нескольких сотен людей. Она измеряла их установку, оценивала степень застенчивости, а затем попарно знакомила. Весь процесс снимался на камеру, и позже опытные эксперты изучали отснятый материал и оценивали взаимодействие участников эксперимента.

Установка на рост помогает справиться с застенчивостью.

Биэр выяснила, что люди с установкой на данность более склонны к проявлению застенчивости. Это вполне логично. Установка на данность заставляет переживать по поводу того, как вас оценят. Но застенчивых людей было довольно много и среди тех, кто разделял установку на рост. И когда Биэр начала изучать результаты внимательнее, она обнаружила еще более интересные факты.

Застенчивость негативно сказывалась на социальном взаимодействии людей с установкой на данность, но не имела такого эффекта в социальных связях людей с установкой на рост. Оценки экспертов подтвердили: хотя обладатели обеих установок первые пять минут знакомства сильно нервничали, впоследствии люди с установкой на рост демонстрировали более развитые социальные умения, производили лучшее впечатление на собеседников и налаживали с ними более приятное общение.

На это имелись свои причины. Застенчивые люди с установкой на рост смотрели на социальные ситуации как на вызов. Даже смущаясь, они приветствовали возможность познакомиться с новым человеком. А застенчивые люди с установкой на данность, наоборот, стремились избежать встречи с кем-то, кто может обладать более развитыми навыками общения.

Вот как психотерапевт, профессор психиатрии Скотт Вецлер рисует портрет своего клиента Джорджа - человека с установкой на данность. Джордж был невероятно застенчивым, особенно с женщинами. Он так страстно желал производить впечатление человека невозмутимого, остроумного и уверенного в себе и так беспокоился, что может показаться неумелым и нелепым, что просто терял дар речи и вел себя с людьми крайне холодно и сдержанно.

Когда его симпатичная коллега Джин начала с ним флиртовать, он был так взволнован, что начал ее избегать. Однажды в кафе неподалеку от офиса Джин подошла к Джорджу и игриво предложила, чтобы он попросил ее присоединиться к нему. Он не смог придумать достаточно остроумного ответа, чтобы произвести на нее впечатление, и просто сказал: «Мне все равно, можешь сесть, где хочешь».

Джордж, что же ты творишь?! А ведь он просто пытался защитить себя от риска быть отвергнутым и старался не проявить лишней заинтересованности. В определенном смысле ему действительно удалось произвести впечатление - показаться человеком, не заинтересованным в общении.

Со временем Вецлер помог Джорджу преодолеть страх быть оцениваемым. Джордж понял, что Джин не собиралась его осуждать или унижать - она просто хотела узнать его поближе. Теперь он был сфокусирован не на том, какое впечатление он произведет, а на развитии отношений. Он уже был в состоянии поддержать с Джин контакт. Несмотря на смущение, он подошел к ней, извинился за проявленную грубость и предложил пообедать вместе.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Рецензия на книгу «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк."> 5.12.2013

«Мне не дано понять химию», «У меня нет способностей к изучению языков», «Я не умею рисовать», «Я не имею писательских талантов» — как часто в нашей голове проплывают такие вот мысли. Вспомните-ка, и выпишите на листик тот список, чего вам, по вашему убеждению, не дано. А теперь напротив запишите то, что дается легко. Интересно, что вы подумаете, если я вам скажу, что оба эти столбика ничем друг от друга не отличаются? Ибо и левая и правая часть — это установка на данность .

Что такое установка на данность? Это такая штука, которая сидит в нашей голове и мешает нам развиваться и достигать успеха. Живя с ней, мы воспринимаем окружающий мир и самих себя как то, что неподвластно изменению. То, что получается у нас от природы хорошо — мы воспринимаем как должное, и нисколечко не пытаемся этот талант развить. А если что-то не получается с первого-второго раза — значит, не дано, не судьба, и пытаться незачем. А что, если я вас скажу, что есть другой путь?

Стремление к постоянному развитию, восприятие трудностей как интересных возможностей, а своих неудач как ценных уроков — все это отличает людей, обладающих установкой на рос т . Вообще-то, каждый из нас приходит в этот мир именно с такой установкой, именно поэтому мы можем говорить, ходить, читать — дети впитывают новые знания как губка, и им интересно преодолевать сложные задачки. Ведь времени полно, только и делай, что расти и развивайся, учись новому. Но потом наступает такой момент, когда наша установка на рост вытесняется установкой на данность. Что же происходит?

А происходит вот что — мы начинаем бояться. Бояться того, что будем выглядеть к глазах общественности неудачниками. Бояться того, что же о нас подумают. А еще мы ленимся. У нас ни на что нет времени, мы очень занятые. Зачем пытать счастья в математике, если нам не дано ее понять? Зачем тратить время на самосовершенствование, когда мы и так довольно хороши? Лучше делать то, что получается легко. Это называется «синдром наименьших усилий» . Вот и выходит, что с установкой на данность мы не только не развиваем в себе новые способности, но и губим старые.

«С установкой на данность вы не отвечаете за свои способности и свою мотивацию. Вы рассчитываете «выехать» на своем таланте, и когда это не получается... ну что же. Все равно ничего нельзя было сделать» (Кэрол Дуэк)

Установка на данность: история Ли Якокки и «болезнь CEO»

Чем еще опасна установка на данность? Во-первых, мы воспринимаем себя и свои умения субъективно. Распространены случаи, когда талантливые личности, будь то спортсмены, бизнесмены, музыканты, обладая установкой на данность, столкнувшись с рядом неудач попросту опускали руки, виня в своих проигрышах кого угодно, но не самих себя.

Яркий тому пример — Ли Якокка. Великий менеджер, скажете вы? Абсолютный глупец — скажу вам я. Почему я так категорична? Да потому, что он слил свой талант в унитаз. Обладая завидными управленческими способностями и мозгом, генерирующим сотни работающих идей, о н так увлекся собой, что довел компанию Chrysler чуть ли не до банкротства . Это с учетом того, что изначально он вывел ее в ряды лидеров. Как же так вышло, что капитан сначала спас судно, а потом чуть ли его не утопил? А все из-за нее, из-за установки на данност ь. Якокка так увлекся собой, что ему было абсолютно плевать на дела компании. Когда работникам не выплачивались зарплаты, он закатывал роскошные балы и летал на персональном самолете. Он увольнял каждого, кто был с ним не согласен. Он брал на работу самых заурядных, и отвергал стремящихся к росту — он тут один звезда, и другим не место на пьедестале. Он винил в неудачах компании японцев и их высокие технологии — мол, лезут тут в США, такие умные, нужно закрыть рынок от них. Это вместо того, чтобы направить все силы на совершенствование продукции компании! Мало того, о н так боялся уступить лавры героя, что рубил на корню все идеи сотрудников по выводу компании из кризиса. В итоге его «убрали», а на его место пришел менеджер, с установкой на рост, который вывел Chrysler снова в лидеры.

Ли Якокка — не единственный пример в бизнесе, когда установка на данность губила талантливых управленцев. «Болезнь CEO» — вот как назвали это явление. Все начинается с ряда успешных решений, которые приводят компанию к взлету, а заканчивается крахом. Эта болезнь так опасна еще и потому, что крупные компании — это не один человек, а тысячи и миллионы (работники, рынок, потребители). И когда голова рыбы начинает гнить, то страдает и все остальное, а вонь распространяется в округе.

«В тот момент, когда лидер позволяет себе стать главным объектом забот для сотрудников своей компании в ущерб проблемам, реально стоящим перед ней, он обрекает ее на прозябание, а может, и на более ужасную участь» (Джим Коллинз)


Установка на рост: Лу Герстнер и миссия спасти IBM

Как писал Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» , то выдающиеся руководители — они никакие не звезды. Они окружают себя правильными людьми и просто хорошо делают свою работу. Джим назвал их «руководители пятого уровня» . Именно таким руководителем был CEO IBM Лу Герстнер (приглашенный компанией специально для вывода из глубокого кризиса).

Этот человек обладал установкой на рост . С первых дней работы в компании он сделал коммуникацию в компании двухсторонней (то есть, не только сверху, от ТОПов вниз к исполнителям, но и наоборот, от исполнителей к ТОПам). Он часто обращался за советом к рядовым рабочим. Он избавился от всех интриганов, поощрял помощь коллегам. Если раньше все в отделе продаж стремились подставить друг друга ради собственной выгоды, то теперь же главным приоритетом стала работа на общее благо и уход от низких проявлений человеческой сути.

Несмотря на то, что высокие результаты дались не сразу, и Уолл-стрит обвиняли по началу Герстнера в том, что он вообще ничего не делает, тот продолжал придерживаться выбранного курса, бороться с трудностями, и в итоге увеличил акции компании на 800%, вернув IBM позиции лидера.

«Создайте организацию, которая поощряет развитие способностей — и увидите, как начнут появляться лидеры» (Кэрол Дуэк)

Как изменить установку?

  1. Осознать, в чем конкретно проявляется ваша установка на данность.
  2. Захотеть изменить установку.
  3. Составьте конкретный план действия по изменению установки и придерживайтесь его. Ответьте на вопросы: «когда, где и как я займусь выполнением плана».
  4. Воспринимайте испытания как новые возможности. Проявляйте настойчивость вопреки неудачам.
  5. Учитесь на критике.
  6. Прилагайте максимум усилий — это способ достижения мастерства.
  7. Учитесь на успехе других.

Статья написана по мотивам вдохновляющей книги < «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк. Автор рассматривает разные степени проявления установок в нашей жизни, а также помогает открыть глаза на собственные заблуждения, мотивируя стать лучше и регулярно развиваться. Настоятельно рекомендую к прочтению!