В какой стране проживают армяне. Происхождение и формирование армянского народа. Какие они – современные армяне

Армяне - один из древнейших народов...

Армяне живут в более чем в 85 странах мира, преимущественного в городах. Всего армян в мире насчитывается порядка 7- 11 млн человек. Армяне - христиане, в основном верующие армянской апостольской церкви, относящейся к группе дохалкидонских (миафизитских) древневосточных православных церквей. Есть верующие униатской армянской католической церкви, а также протестанты.

Об образовании армянского народа ходят не только легенды, но и многочисленные научные теории. Но случай с армянами это как раз тот случай, когда легенда всё объясняет, а научная теория всё только запутывает.

История армян началась тогда, кода ассирийский царь Салманасар V завоевал Северное Израильское царство, населённое десятью из двенадцати колен Израиля. Всё население царства было уведено в неизвестном для евреев направлении. Однако будучи неизвестным для евреев, это направление было хорошо известно самим ассирийцам.
Уведены они были на Армянское Нагорье, на то место, где ещё недавно располагалось государство Урарту, также разгромленное Ассирией. Жителей Урарту увели на западное побережье Персидского залива, жителей тех мест переселили на место бывшего Израильского царства, а самих израильтян поселили вокруг озера Ван и у подножья Арарата. Там, слившись с остатками местного населения, ранее находившегося под властью Урарту, бывшие израильтяне переняли их язык, но в основном сохранили свой антропологический тип. Вот почему армяне так похожи на евреев.

Подтверждение этой легенды даёт и генетика - большинство армян обладают гаплогруппой J2. Она хотя и нееврейская, но имеет с евреями общего предка. Предок это жил задолго до Авраама. Носитель исходного базового гаплотипа армянской и еврейской популяций жил 6200 лет назад, то есть за две с половиной тысячи лет до исхода Авраама из Ура в Ханаан.

В самой Армении больше распространена другая версия происхождения армян: армянским государством, от наименования которого происходи самоназвание армян, была Хайаса, о которой достаточно подробно рассказываются в древних хеттских клинописях между 1500—1290 гг. до н. э., ещё ранее, между 1650—1500 гг. до н. э. эта страна встречалась в хеттских клинописях под названием Арматана. Сами же армяне называют себя хай, а свою страну - Хайястан. Однако вторая версия ничуть не противоречит перврой: сначала урарты захватили Хайясу, а потом на эту территорию привели протоевреев, и те смешавшись, с хайястанцами, образовали армянский этнос.

Армянский язык относятся к индоевропейской семье языков. Новейшие исследователи предполагают, что в древности он вместе с фракийским и фригийским языками входил в южную группу индоевропейских языков. Вместе с тем армянский язык имеет черты сходства с кавказскими языками. Они прослеживаются в словарном составе, фонетике и грамматическом строе.

Древнеармянский язык сохранился вплоть до XIX в. в качестве литературного языка. Однако вследствие эволюции живой речи и взаимодействия с другими языками (персидским, греческим, арабским, грузинским, тюркскими) древнеармянский язык постепенно становился только языком письменности, получив название «грабар» («письменный язык»). Простой народ перестал понимать ого, и он сделался достоянием лишь узкого круга образованных людей и церкви.

В языке армянского народа был обнаружен и вкратце описан 31 диалект. Некоторые из них имеют столь глубокие звуковые расхождения с национальным языком, что непонятны армянам, не говорящим на этом диалекте. Таковы мсгрипский, карадагский, карчеванскии, агулисский, зейтунскнй, малатийский, сасупский и многие другие диалекты. Городское население современной Армении говорит на литературном армянском языке, а армяне диаспоры пользуются Западно-Армянским диалектом.

Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом.

Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Из всех компонентов традиционной культуры армян наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы.

Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам - жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса - каша с разваренным до волокон мясом, кюфта - мясо-крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.

Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю.

Первое упоминание названия Армении, выступавшей тогда её синонимом Урарту, встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. После разгрома Персидской империи войсками Александра Македонского Армения попала в зависимость от Селевкидов и управлялась особыми наместниками, из которых. двое, Артаксиас и Зариадр, в 190 до н.э., объявили себя независимыми и образовали два государства: Великую и Малую Армении.

Правитель первой из них Тигран Великий объединил обе в 70 году до н.э. При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря, но вскоре Армянскокое Царство попало в полувассальную зависимость сначала от Рима, а потом и от Византии, которая в итоге поделила её территорию с персами.

Постоянные сношения все с новыми народами развили в армянах любовь к торговле, и вскоре они поняли, какой огромной силой является капитал в повседневной жизни не только человека, но и целых государств. В 301 году нашей эры Армения стала первой в мире христианской страной, но не приняв участия в IV Вселенском соборе, армяне сохранили, то есть отвержение в Иисусе Христе Богочеловека.

В 405 году армянским ученым и просветителем Месропом Маштоцем создается армянский алфавит, используемый армянами и до сих пор. До Машатоца армяне, как в прочих эллинистических государствах Передней Азии в государственной и культурной жизни пользовались сирийским и греческим письменами.

«Так претерпел он много лишений в [деле] оказания доброй помощи своему народу. И ему было даровано такое счастье всемилостивейшим богом святой десницей своей, он, как отец, породил новое и чудесное дитя - письмена армянского языка. И там он поспешно начертал, дал названия и расставил [письмена по порядку], расположил [их] по силлабам-слогам».

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами, но в 860-е годы княжеский род Багратидов объединил большую часть армянских земель и сверг власть Арабского халифата.

В 885 году арабы и византийцы признали независимость Армянского царства Багратидов которое являлось самым большим и мощным феодальным государством древней Армении.

В 908 году образовалось Васпураканское царство, в 963 году — Карсское царство, в978 году — Ташир-Дзорагетское царство, и в 987 — Сюникское царство.

Все эти армянские государства находились в вассальных отношениях с родом Багратидов. В 1064 году бо́льшая часть Армянских земель, за исключением Сюника и Ташир-Дзорагетского царства, была завоёвана турками-сельджуками.

В конце XII века, во времена правления грузинской царицы Тамары, армянские земли вошли в состав усилившегося Грузинского царства. В первой половине XIII века армяне подверглись нашествию монголов, а позднее и войск Тамерлана. В результате многовековых иноземных нашествий армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами. В середине XVI века Оттоманская империя и Персия после 40-летней войны договорились о разделе сфер влияния. Восточные армянские земли отошли к персам, а западные - к туркам.

Под владычеством турок, довольно индифферентных во всех отношениях к покоренным ими народам, армяне спокойно отправляли свой религиозный культ и, объединившись вокруг католикоса - главы армянской церкви - смогли сохранить язык, письменность и культуру. Но иногда турецкий индифферентизм исчезал сам собой, и покорители обращались к карманам покорённых.

Больнее всего это, конечно, приходилось армянам, ставившим главной целью в жизни капитал. Сопротивление будило боевые инстинкты турок, и поэтому нередко начинались армянские погромы.

В 17-м столетии у турок появился смертельный враг — Россия. Армяне это заприметили и, когда увидели, что этот враг мало-помалу наносит тяжелые удары Турции и постепенно движется на юг, то несмотря на то, что Россия была еще далека от Армении, воспользовались этим и стали просить защиты у русских. Уже Потемкин стал их ярым защитником.

Для того, чтобы еще более вызвать сочувствие, армяне прибегли к обману со своей религией и выставили себя такими же православными. Когда Император Павел принял на себя звание Гроссмейстера Мальтийского ордена и вместе с тем звание защитника христиан всего мира, армяне отправили к нему депутацию с просьбой о принятии под свою защиту. В 1799 году Павлу I даже был представлен чин литургии, составленный специально для этого епископом Иосифом Аргутинским. В этой литургии говорилось, что положено молиться и за Православного Императора Всероссийского и Августейший Дом. С тех пор в России армян стали считать «православными-братушками». Обман раскрылся лишь в 1891 году, когда Восточная Армения уже находилась в составе России.

Ещё в 1779 году армяне появились на Дону. Переселением армян на Дон из Крыма командовал прославленный полководец Суворов. Ими был основан Нахичевань-на-Дону, который в 1928 году слился с Ростовом. Вот почему Армян так много в Ростове-на-Дону.

В результате русско-персидской войны (1826—1828) Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом. К XIX веку на этих территориях, в результате многовековой эмиграции и изгнания Армянского населения], Армяне составляли лишь 20 % населения. Русские власти организовали массовое переселение в Закавказье Армян из Персии и Турции, что привело к значительным изменениям демографии региона, учитывая также наличие массовой эмиграции в Турцию мусульманского населения из областей, присоединённых к России.

Согласно камеральному описанию армянской области генерала Мерлини за 1830 год, в Нахичеванской провинции (сюда не входили Шарур и Ордубад) проживало 30.507 человек, из которых 17.138 человек являлись мусульманами, 2.690 человек — коренными армянами, 10.625 человек — армянами, переселёнными из Персии и 27 человек — армянами, переселёнными из Турции. В 1830 ещё примерно 45 тысяч армян Эрзурумского и Баязетского пашалыков иммигрировали на земли бывшего Эриванского ханства и поселились к юго-востоку от озера Севан. К 1832 численность армянского населения Эриванской губернии достигла 50 %. Этнический состав региона подвергся большим изменениям также и во второй половине XIX века. В результате войны 1877—1878 годов Российская империя одержала победу над Турцией и захватила часть южной Грузии, которая впоследствии составила Батумскую область. За два года (1890—1891) из области были выселены более 31 тыс. мусульман, место которых заняли армянские и частично грузинские переселенцы из восточных районов Османской империи. Переселение армян из этих районов в Батумскую область продолжалось вплоть до начала XX века.

В Турции отношения между армянами и мусульманами обострились во 2-й половине 19 в. Неоднократно турки вырезали армянское население целых областей (Сасунская резня 1896, Аданская резня 1909), а во время первой мировой войны турки решили истребить армян поголовно. По личному приказанию Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1 миллиона 651 тысячи душ армянского населения Турции было спасено 375 тысяч, то есть 23%.

В 1918 году армяне обрели независимость, но остались один на один с турками и азербайджанцами, которые и не думали отказываться от планов поголовного уничтожения всех армян. 24 сентября 1920 года началась армяно-турецкая война. Турецкие войска под командованием Кязыма Карабекира взяли сначала Сарыкамыш, потом Ардаган, а 30 октября пал Карс. На запрос о намерениях Антанты, сделанный в Тифлисе армянским представителем Александром Хатисовым, представитель Англии Стокс заявил, что Армении не остается ничего кроме как выбрать из двух зол меньшее: мир с Советской Россией.

29 ноября 1920 года группа армянских большевиков при помощи советской 11-й армии и войск советского Азербайджана вошла в город Иджеван и провозгласила создание Революционного комитета, восстание против армянского правительства и установление советской власти в Армении. Воевать с русскими турки не стали, тем более, что их главу Мустафу Кемаля большевики поддерживали деньгами и оружием.

Армения вошла в Закавказскую Федерацию, а в её составе в 1922 году вступила в СССР. В 1991 году с развалом СССР Армения стала независимой. Уже несколько лет к тому времени она вела войну с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, которая завершилась в итоге армянской победой.

Происхождения и формирование армянского народа

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянского народа, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках. Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый - древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальника Айка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя - Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка -Айкашен, Араманяка - гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса - Армавир, от Ераста - Ерасх (Аракс), от Шары - Ширак, от Амасии - Масис, от Гегама - озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака - Сюник, от Ара Прекрасного - Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). Эти сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне - родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX - XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса - армяне, Картлоса - грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» - царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны - греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа - это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

Армяне - один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. Тем интересней узнать - как происходило формирование этноса, а также вспомнить несколько теорий.

Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.

Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.

Античные источники

"Греческая версия" этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.

По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов "царя мира" это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.

Более поздние историки - Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодняшние ученые признают, что армяне с фригийцами - родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев до сих пор не найдено, поэтому обе греческие версии этногенеза армян можно считать околонаучными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное "отцом армянской историографии" и автором труда "История Армении" Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской - потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сны Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые "хайасские гипотезы", в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой "колыбели армян".

Основная до этого времени миграционная теория была признана "буржуазной".

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу "Происхождение армянского народа". В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а "хайасские теории" называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе) центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья - I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян - в записях Дария (520 год до н.э.), первые тексты - V век нашей эры.

армяне

Ян, ед. -янин, -а, м. Народ, составляющий основное коренное население Армении.

ж. армянка, -и.

прил. армянский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

армяне

    Народ индоевропейской этноязыковой группы, составляющий основное население Армении.

    Представители этого народа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

армяне

АРМЯНЕ (самоназвание - хай) народ, основное население Армении (3,08 млн. человек, 1992). Живут также в Российской Федерации (532 тыс. человек), Грузии (437 тыс. человек); США (700 тыс. человек), Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии (170 тыс. человек), Нагорном Карабахе (146 тыс. человек), Ливии и Турции (по 150 тыс. человек) и др. Общая численность 6,55 млн. человек. Язык армянский. Верующие армяне в основном христиане-монофиситы.

Армяне

(самоназвание ≈ хай), нация. В СССР А. составляют основное население Армянской ССР (по переписи 1959, св. 88%). Компактно живут также в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и на Сев. Кавказе. По переписи 1959, общая численность А. в СССР 2787 тыс. чел.; по оценке на начало 1965 3400 тыс. чел. За пределами СССР А. проживают более чем в 60 странах (преимущественно в городах). Значительное число А. живёт (по данным на 1967, тыс. чел.) в США (450), Иране (200), Франции (200), Ливане (180), Турции (150), Сирии (150), Аргентине (60), Ираке (25), ОАР (25), а также в Бразилии, Канаде, Греции, Уругвае, Австралии, Болгарии, Румынии, Индии и других странах. Общая численность А. за рубежом св. 1,8 млн. чел.

Ещё до 1-й мировой войны 1914 ≈ общая численность А., которых тогда насчитывалось до 4 млн. чел., компактно жила на территории исторической Армении; из них в пределах Закавказья, на территории Российской империи ≈ до 1,5 млн. чел., остальные в Турции. В 1915≈16 из 2,5 млн. А., проживающих в Турции, св. 1,5 млн. чел. по приказу турецких властей было уничтожено, а более 600 тыс. чел. насильственно выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии). Вследствие геноцида, выселения и вынужденной эмиграции вся Зап. Армения в основном лишилась коренного населения, и А. расселились по многим странам мира. Св. 300 тыс. чел. нашли убежище в Закавказье, в пределах России. С 1920 происходит репатриация А. из зарубежных стран в Армянскую ССР.

А. говорят на армянском языке. Верующие ≈ главным образом христиане монофиситского толка (христианство сделалось официальной религией А. в 301). Небольшая часть А. в зарубежных странах ≈ католики и протестанты.

Древнейшим ядром А. было население северо-восточной части М. Азии. Эта страна в хеттских (16≈15 вв. до н. э.) надписях называлась Арматана, а позднее (14≈13 вв. до н. э.) Хайаса. Оттуда предки А., известные под названием урумейцев, в 12 в. до н. э. вторглись в пределы ассирийской провинции Шуприа (к Ю.-З. от оз. Ван). С этого времени Шуприа у ассирийцев называлось также Урме. В середине 8 в. до н. э. она была присоединена к государству Урарту под названием Урме, или Арме. Население этих областей (Хайаса и Арме) говорило на индоевропейском праармянском языке, который постепенно стал языком крупных племенных объединений западной части Армянского нагорья, в состав которых влились и местные хуррито-урартские аборигенные племена. Становление армянской народности происходило на базе укрепления и повсеместного распространения на территории Армянского нагорья земледелия, сочетавшегося со скотоводством. (Это было время классообразования в среде племён, насильственно подчинённых государству Урарту.) Процесс складывания армянской народности был очень длительным и в основном завершился ко времени греко-македонских завоеваний в 4 в. до н. э. Но ещё до этого, в древнеперсидских текстах 6 в. до н. э., упоминается обширная страна Армина (Армения ≈ в древнегреческих текстах). Само население называло свою страну Хайк (или Хайастан, Айастан), а себя ≈ хай. В последующие века, в условиях сложившихся на территории Армении рабовладельческих (до 4 в. н. э.), а затем феодальных отношений, при непрерывной борьбе А. с различными завоевателями (киммерийцы, скифы, персы, римляне, парфяне, арабы, турки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность. Присоединение Восточной Армении к России в 1801≈28 способствовало процессам развития капиталистических отношений и дальнейшей консолидации А. в нацию (в основном завершилась к концу 19 в.). Эти процессы получили особенно большой размах в 1850≈60-х гг.

После установления Советской власти в Армении (ноябрь 1920) в ходе социалистического строительства А. консолидировались в социалистическую нацию. Армянский народ создал высокую и своеобразную культуру, получившую в нашей стране дальнейшее развитие после Октябрьской революции. Исчезают различия в культуре и быте города и деревни. Старые национальные формы жилищ (глхатун с отверстием в потолке для дыма и света) и одежда (у мужчин ≈ архалук, чуха, меховая шапка, у женщин ≈ расшитая рубашка, шалвары, специфический головной убор и т. п.) вытеснены почти повсеместно современными. Исчезли пережитки патриархальных отношений, уничтожено былое неравенство женщин в семье и обществе. Исследования советских армянских учёных, произведения писателей, деятелей искусства, народных умельцев, развивающих традиционные художественные промыслы (ковроделие, ювелирное дело, кожаные изделия и др.), получили широкое признание. (О хозяйстве, занятиях и культуре А. см. в ст. Армянская ССР.)

За рубежом основная часть А. занимается ремёслами и торговлей; значительный процент составляет интеллигенция.

Лит.: Народы Кавказа, т. 2, М., 1962 (библ.).

С. Т. Еремян.

Википедия

Армяне

Армя́не (, hayer) - древний народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье.

Является государствообразующим народом в Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. Второй по численности народ в Ливане и частично признанной Абхазии и третий в Грузии и Иордании.

Большинство верующих армян исповедуют христианство и являются последователями Армянской апостольской церкви.

Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э. (подробнее см. Этногенез армян). Антропологически армяне относятся к переднеазиатскому типу южной ветви большой европеоидной расы.

Примеры употребления слова армяне в литературе.

По-разному называет эту речку разноплеменное население Черноморья - абхазы, эстонцы, греки, имеретины, армяне - Азмыч, Бзыч, Мзымта-Мзыч, Адзмыч, а в труде А.

По азербайджанской же версии - армяне нарушили свое обещание предоставить свободный коридор и расстреляли поверивших им людей, число жертв среди которых заметно превысило цифру 20, называемую армянами.

Я не думаю, чтобы армяне , очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить разоблачающие их в фашистских действиях документы.

К тому же более половины военнослужащих на российских базах в Армении - армяне , весьма добросовестно, по общим отзывам, несущие свою службу.

Какие-то южные смуглые и узколицые люди - армяне ли, греки ли - трудились на усадьбах.

Чуть вглядевшись, он определил - армяне , но в большей части - исконные, московские, но чтобы это определить, нужно самому иметь, как говорится, особый глаз и особый нюх, именно то, из-за чего их с Кольцовым в спецназе и считали асами.

Молдаване, таджики, армяне , осетины - все стояли своим национальным табором.

И когда на будущий год мы прибыли в Бейрут на товарищескую игру, там собрались армяне со всей страны.

Теперь я поняла, почему на моей фотографии, которую армяне показывали Инне, я в зеленом костюме.

Она силилась понять, как получилось, что похитили ее какие-то очередные армяне , а сейчас она лежит на травке и возле нее суетятся двое русских парней, которых она видит впервые в жизни.

Происхождение армянского народа

Армяне - самоназвание гай (или хай) - является одним из немногих на земле "первородных" народов. В основе их происхождения лежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи на вершине горы Арарат. Впрочем, подобные или похожие легенды лежат в основе истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческими историками.

По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера, Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских царей - Гайкидов, и родоначальником армян. Легенда гласит, что, являясь одновременно одним из главных родоначальников вавилонских, Гайк участвовал в постройке Вавилонской башни по предложению главного халдейского родоначальника Бела (он же Немврод). Но, почувствовав, что Бел стремится к единоличному господству,Гайк вместе с сыновьями вернулся в свои земли. Бел не простил этого Гайку.

Пытаясь избежать открытых столкновений и хитростью подчинить себе Гайка, Бел предложил ему избрать любые, даже самые плодородные земли Вавилона для переселения в пределы своих владений. Гайк категорически отказался. Тогда Бел объявил войну Гайку. Это была первая война в истории человечества документально зафиксированная. Решающая битва произошла у Ванского озера, где войска Бела были разбиты, а он сам погиб от стрелы Гайка. На месте сражения был построен город Гайк в честь победителя. Так гласит библейское сказание.

Исторический же процесс формирования армянского народа был, конечно же, значительно сложнее

Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ формировался по всем этим законам. Древние армянские историки Мар - Ибас - Катина (II в. До н. э.), Моисей Хоренский, Агафангел (IV в.) и другие свидетельствуют о многих мелких племенах (Агуваны, албаны, утийцы, картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.), которые были расселены в разных частях Армении, но были полностью ассимилированы армянами.

Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род Багратуни, давший князей, великих полководцев и царскую династию, правившую в Армении, а затем в Грузии. Полностью были ассимилированы и китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией, и титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и правдой служили Армении.

Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний период армянской государственности, и, практически, не претерпело каких-либо серьезных изменений и до наших дней

Об этом свидетельствует и армянский язык

Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привел ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в. Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов. Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, были проведены обширнейшие научные изыскания. В Персию, Египет, Грецию, Рим были направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучение языка, его звукового ряда и соответствия звука с его буквенным обозначением.

Это была своего рода многолетняя лингвистическая экспедиция, по окончании которой были собраны и переработаны сведения, на основе которых и был создан самобытный армянский алфавит. Его точность и уникальность доказана веками: известно, что языковый состав речи по истечении времени меняется, древний язык становится "мертвым" (древнегреческий, латынь), уникальность же алфавита Маштоца позволяет и сегодня свободно говорить на древнеармянском и читать древние армянские манускрипты. Хотя словарный состав языка изменился, его звуковой ряд остался прежним, и все богатство речевого звучания нашло свое воплощение в армянском алфавите. Месроп Маштоц является и создателем грузинской азбуки.

До недавнего времени считалось, что до появления алфавита Маштоца армяне пользовались персидскими письменами, и прежде не имели своей письменности. Действительно, в период правления Аршакидов - династии, имеющей тесные кровные узы с персидскими царями - официальные документы, переписка велись на персидском языке, и говорить о наличии более древней письменности у армян не приходилось за отсутствием "вещественных доказательств". Совсем недавно, в конце прошлого года, группа молодых ученых из Еревана сделала попытку расшифровать, прежде практически не поддающиеся прочтению письмена Урарту.

Ключом послужил древнеармянский язык. К сожалению, в нашей печати пока нет официальных публикаций по этому вопросу, но существует большая вероятность того, что клинопись Урарту ибыла древнейшей азбукой армян. Существуют и некоторые сведения о том, что до Месропа Маштоца существовал некий армянский алфавит, состоящий из 28 букв, что абсолютно не соответствовало звуковому ряду армянского языка. Азбука Маштоца состоит из 36 букв.

Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и о первых армянских историках и писателях, благодаря которым многое из древности дошло до наших дней. Древнейшим армянским историком считается Мар - Ибас- Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив разрешение персидского царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где хранились захваченные персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по халдейским источникам написал историю Армении от первых царей до Тиграна I. Это произведение дошло до нас только в списках.

Агафангел - секретарь царя Трдата, написавший историю распространения христианства в Армении (IV в.) Григорий Просветитель - автор сборника проповедей и молитв на армянском языке. Постус Бюзанд - составил историю Армении от 344 - 392гг. Месроп Маштоц - в сотрудничестве с католикосом Сааком перевел Святое Писание на армянский язык, автор Требника (известного под названием Машдоц) и Праздничной Минеи. Моисей Хоренский - автор истории Армении в 4-х книгах. Егише - оставил потомкам описание войн армян с персами между 439 - 463 гг. Лазарь Парбеци - история Армении 388 - 484 гг. Давид Непобедимый - философские труды о началах. Среди авторов VII века: Иоаннес Мамиконян - история князей Мамиконянов. Ширакаци - прозванный Арифметиком, астроном, составитель армянского календаря. Моисей II - автор грамматики и риторики. VIII век: Иоанн Оцнеци- атор поучений против ересей. XI век: Фома Арцруни - история дома Арцруниев; историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; Григорий Магистрос - автор Грамматики армянского языка и стихотворного переложения "история Ветхого и Нового Завета".; Аристакес Ласдивердци - "история Армении и соседних городов" (988 - 1071 гг.) . XII век: Самуил - составитель хронологий от сотворения мира до 1179 г. Врач Мхитар - "Утешение в лихорадке". Нерсес Клаеци - патриарх, богослов, автор стихотворного переложения Библии, включающего 8000 стихов. Мхитар Гош - автор 190 басен, Свода законов церковных и гражданских. XIII век: Стефан Орбелиан - епископ сюникский, автор элегии "Плач об Эчмиадзине". Вартан Великий - автор "Всеобщей истории от сотворения мира до 1267г.". Киракос Кандзакеци - описал разорение монголами в 1230 г. города Ани и бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. Магакия Апега - описал вторжения татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - дал богатые сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевел астрономию с персидского языка. Аристакес - автор "науки или указания как должно правильно писать" и "Словаря армянского языка". XIV век принес грозные испытания армянскому народу.

Подвергаясь непрерывным гонениям, истреблению, армяне искали спасения в других странах

Когда у человека горит дом, он безотчетно хватает самое ценное, стараясь спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасали армяне, иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители памяти народа, его языка, истории, культуры. Эти книги, спасенные от огня, воды, вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении - Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а вернее перерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни читать, ни писать. Но именно благодаря их высокому патриотическому подвигу, сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные руками и трудами этих людей из небытия.

С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянская литература продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне, они старались открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типография появилась в Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане, Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне, Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, в Петербурге (1783г.), Нахичевани. С переселением армян в Америку, типографии появились и во многих странах Нового Света.Назад....

Государственная история Армении

Государственная история Армении, по свидетельству древних источников, насчитывает 3,671 год - с 2,107 г. до н.э. по 1,395г. - древней и средней истории, и всего лишь 169 лет новейшей, непосредственно связанной с освобождением части армянских земель русскими войсками и образования княжества Ереванского в 1828 году

Армения в период с 2,017 до нашей эры по 331 год до нашей эры - династия Гайка

После смерти легендарного Гайка в 2026 г. до н.э. правление перешло к его сыну Арменаку. Он прослыл в народе собирателем земель армянских. Благодаря его политике границы Армении значительно расширились, многие племена добровольно вошли в пределы Армении. Видимо, Армения, как государство, заявило о себе именно в его правление, т.к. соседние государства (Персия, Греция и др) присвоили новой стране имя ее государя - Армения (земля Арменака).

Армаис - 1980 г. до н.э. -, сын Арменака, продолжал политику укрепления государства, воздвиг на берегах р. Аракс древнюю столицу Армавир.

Амасия - 1940 г. до н.э. - сын Армаиса, вел усиленное строительство у подножья Арарата, который благодаря этому приобрел свое второе имя - Масис.

Кегам - 1908 г до н.э. - сын Амасии; Гарма - 1858 - сын Кегама.

Арам - 1827 г. до н.э. - сын Гармы, своими победами значительно расширил границы Армении во всех направлениях. Успехи армянского царя встревожили Ассирийского владетеля Нина, который не мог простить армянам и гибели своего предка Бела. Опасаясь открытых столкновений, Нин решил прибегнуть к хитрости и привлечь Арама на свою сторону: в знак милости могущественный Ассирийский царь позволил носить Араму жемчужную повязку и приказал называть его вторым по себе. Некоторые древние историки связывают название страны Армения с именем Арама. Араму же приписывается первое географическое разделение Армении (Большая, Малая).

Ара Прекрасный (Кегецик) - 1769 г. до н.э. - сын Арама, наследовал отцу незадолго до смерти Нина, женой которого была прекрасная Семирамида (Шамирам). Рассказы о красоте Ара давно волновали воображение Семирамиды. Овдовев, она отправила к Аре послов с богатыми дарами и предложением посетить ее двор, самый пышный по тем временам в Азии. Ара игнорировал предложение могущественной царицы. Встретив отказ, Семирамида решила, что предложение стать лишь подданным оскорбило Ару. Она послала новое посольство с предложением руки и престола. Ара отказался опять, ссылаясь на то, что вполне счастлив со своей любимой супругой Новары и своим народом, который горячо любит своего повелителя. Семирамида приняла это за оскорбление и немедленно приказала собрать войска.

В 1767 г. до н.э. войска Семирамиды вторглись в пределы Армении. Застигнутый врасплох, Ара не успел собрать войска и принял бой малыми силами. Семирамида отдала приказ войскам доставить ей Ару только живым. Но Ара не щадил своей жизни, сражаясь плечом к плечу с простыми войнами против захватчиков. Он погиб в бою. Безутешная Семирамида приказала отыскать тело Ары и принести его к ней. Затем она потребовала чтобы верховный жрец Армении Мерас оживил тело Ары. По легенде, для успокоения войска, ожидающего чуда, среди воинов был найден двойник Ары и представлен толпе.

В память "чудесного оживления" Ары Семирамида воздвигла гробницу с памятной надписью. Оглядевшись в покоренной Армении, Семирамида нашла ее климат более здоровым и решила основать здесь свою летнюю резиденцию. На берегу озера Ван она повелела начать строительство города в свою честь - Шамирамакерт. Для защиты города от разливов озера по приказу царицы была построена циклопическая плотина. Город был построен в лучших традициях Вавилонской культуры, снабжен водопроводами, банями, украшен садами, цветниками, застроен двух трехэтажными дворцами.

Ара II -1743 г. до н.э., (Кардос), сын Ары Прекрасного. По настоянию Семирамиды принял имя погибшего отца и в двенадцатилетнем возрасте был поставлен царицей наместником Армении. Армения стала данницей Вавилона. Повзрослев, Ара II направил все свои силы на борьбу с Ассирийским владычеством, помня о смерти своего отца и ненавидя Семирамиду. Ара II погиб в бою. Армения осталась под властью Ниния (Замасиса), сына Семирамиды, которая сама погибла от его руки.

Анушаван Сос - 1725 г. до н.э. - сын Ары II, назначенный Нинием правителем Армении.

С этого периода Армения оставалась данницей Ассирии на протяжении почти тысячи лет, хотя постоянно делала попытки избавиться от зависимости. В этой связи эта зависимость то ослабевала, то усиливалась. Но порядок назначения армянских правителей оставался прежним. Длинный ряд правителей этого периода известны историкам лишь по именам, они не оставили какой-либо заметный след в истории Армении. Исключение составляют следующие:

Зармайр - 1194 г. до н.э. - в его правление армянские войска приняли участие в Троянской войне на стороне Приама. Зармайр погиб под стенами Трои. Его смерть послужила причиной долгих волнений в Армении, которая не оставляла надежды освободиться от Ассирийской зависимости.

Паруйр - 742 г. до н.э. - в союзе с мидянами восстал против Ассирийского царя Сарданапала. Под натиском восставших ассирийское царство пало после шестнадцати веков существования, и освобожденная Армения встретила Паруйра уже украшенного царской диадемой. Паруйр стал первым царем Армении.

Грачья - 700 г. до н.э. - сын Паруйра, был союзником царя Навуходоносора, покорившего Иудею. Именно из этого похода Грачья привез, выкупленного им у Навуходоносора, знатного Иудея по имени Шамбата, ставшего впоследствии родоначальником рода Багратуни.

Тигран I - 565 г. до н.э. - остался в армянской истории одним из наиболее прославленных Гайкидов. Именно при нем владения древней Армении достигли своих максимальных пределов. Армения процветала. Этому способствовал ее союз с персидским царем Киром. Этот союз сильно тревожил мидийского царя Астиага, на владения которого посматривали и Тигран и Кир. Астиаг решил использовать любые средства, чтобы разрушить этот союз. Таким средством должна была стать женитьба Астиага на любимой сестре армянского царя Тиргануи. С ее помощью мидийский царь хотел поссорить Тиграна и Кира, и воспользовавшись ситуацией, расширить собственные владения.

Но Тигрануи осталась верной любимому брату и вовремя предупредила армянского царя о коварном замысле Астиага. Тигран отправил гневное письмо к коварному родственнику, а сам стал готовиться к войне. В жестокой битве армянский царь собственноручно убил Астиага. В результате этой битвы царство Мидийское пало. Победитель возвратился домой с богатыми трофеями и множеством пленных, среди которых были высокопоставленные вельможи и родственники мидийского царя. Их всех армянский царь поселил в Нахичеванской провинции, передав ее управление своей сестре Тигрануи, в честь которой здесь был построен город Тигранакерт.

Ваханг - 520 г. до нашей эры - сын Тиграна, был незаурядной личностью, обладал необычайными мужеством и силой. В армянском эпосе, народных песнях воспеваются его подвиги. армяне сравнивают его с греческим Геркулесом.

К сожалению, период процветания длился не долго.

Вскоре Армения подпала под зависимость своего могущественного соседа - Персии.

Вахе - 331 г. до н.э. - убит в сражении при Арбелле, защищая персидского царя Дария III Кодомона против нового завоевателя Малой Азии, Александра Македонского. Со смертью Вахе прекратилась династия Гайка.

Армения в период с 331 по 149годы до нашей эры

Блистательные победы Александра Македонского быстро поставили на колени могущественные прежде государства Малой Азии. В их числе была и Армения. Этот период начался для Армении управлением наместников Александра Великого. Это была обычная практика тех времен. Обычно Александр назначал наместника из числа своих близких соратников. Однако первым наместником в Армении был армянин Мигран - 325 - 319 гг. До н.э. Смерть Александра Македонского (323 г. до н.э.) нарушила четкий план построения его Великой Империи.

Символы власти, умирая, Александр передал опекуну своих малолетних детей Пердикке. Но на лакомый кусок от большого пирога стали претендовать практически все сподвижники Александра. Начался новый передел. Вместо Миграна наместником Армении был назначен Неоптолем. Прибыв на место, он стал жестко наводить свои порядки, не считаясь с древними обычаями и традициями армян. Это вызвало общее негодование. Под страхом смерти Неоптолем был вынужден удалиться.

Ардуард - 317 г. по 284 до н.э. - возглавил недовольство армян против Неоптолема и после его ухода провозгласил себя царем Армении. Тогда восьмидесятилетний Антигон, считавший себя владыкой всей Малой Азии, поручил начальнику мидийских войск Гипострату и сотрапу Персии Асклениадору привести армян к повиновению. Но в сражении при Урмийском озере армяне одержали блистательную победу. Битва при Ипсе (301 г до н.э.), в которой погиб Антигон, помогла Ардуарду остаться на армянском престоле.

Грант - 284 - 239 гг. до н.э. - преемник Ардуарда, после ряда поражений был вынужден признать себя данником сирийского сотрапа Селевка - Никатора, владеющего обширнейшими территориями от Средиземного моря до р. Инд.