В сердце антарктики. Эрнест генри шеклтон в сердце антарктики Другие действующие лица

© Перевод дневников Ф. Хёрли А. Гумерова

© 2014 by Paulsen. All Rights Reserved.

Дорогие друзья!

Перед вами лучшая книга знаменитого полярного исследователя Эрнеста Шеклтона – человека, обладавшего удивительным талантом руководить людьми в самых отчаянных условиях. Его команда верила в него, как в бога, и он всегда оправдывал эти надежды.

В описанном на страницах книги путешествии на «Нимроде» Шеклтон мог впервые в истории человечества достичь географического Южного полюса, однако повернул назад, не став рисковать жизнями товарищей. «Живой осел лучше мертвого льва» – писал он жене, но жизнь Шеклтона свидетельствует о том, что меньше всего он заботился о личной безопасности. Для него было важно другое: забота о вверившихся ему людях, восторг от встречи с неизведанными местами, слава первооткрывателя. Не был Шеклтон безразличен и к финансовому успеху – однако при этом он в прямом смысле посвятил себя полярным экспедициям, не подразумевавшим никакой прибыли…

Кстати, если не считать лекций о путешествиях, то единственным успешным в финансовом отношении проектом в жизни Шеклтнона была именно эта книга, «В сердце Антартики». Она была впервые опубликована в Лондоне, в 1909, и выдержала множество переизданий на различных языках. На русском полная версия книги выходила лишь однажды – в 1957 году.

Безусловно, труд этот далек от беллетристики. Он весьма обстоятелен: автор подробно описывает снаряжение, организацию и ход экспедиции. Однако мало того, что все это интересно само по себе: с этих серьезных страниц явственно проглядывает личность автора – его неизменная бодрость, любовь к жизни, симпатия к товарищам. И хотя после завершения экспедиции на «Нимроде» прошло больше ста лет, нам по-прежнему есть чему поучиться у Шеклтона. Нам всем – не только любителям путешествий.

P.S. Мы позволили себе дополнить книгу «В сердце Антарктики» еще одним интересным текстом: дневниками австралийца Фрэнка Хёрли, фотографа, участвовавшего в экспедиции Шеклтона на «Эндуранс». Судьба этих дневников причудлива и описана во вступлении к ним. Пока же отметим лишь, что дневники эти, насколько нам удалось выяснить, никогда еще не были обнародованы.

Фредерик Паулсен, издатель

Уважаемые читатели!

Перед вами – вторая книга серии, посвященной легендарным британским первопроходцам-полярникам, которую совместно представляют концерн «Шелл» и издательство «Паулсен».

«В сердце Антарктики» – книга известного британского полярного исследователя Эрнеста Генри Шеклтона, участника четырех антарктических экспедиций.

Личность Шеклтона хорошо известна в Великобритании. Так, в опросе «100 величайших британцев», проводимом в 2002 году, Шеклтон занял 11-е место. Еще при жизни исследователь был известен в России. В 1909 г. по приглашению Русского географического общества Шеклтон посетил Санкт-Петербург, где его удостоил аудиенции Николай II.

«В сердце Антарктики» впервые была переведена на русский язык еще в 1935 году, и лишь единожды переиздана в 1957 году. Спустя больше 50 лет книга выходит вновь и приурочена к проведению Перекрестного Года культуры Великобритании и России.

Отрадно, что книга издается при поддержке Русского географического общества, имеющего давние традиции международного сотрудничества, в том числе с британскими исследователями. Уверен, что книга Эрнеста Генри Шеклтона займет достойное место на книжной полке всех, кто интересуется героическими страницами в истории освоения человечеством полярных областей нашей планеты.

Желаю вам увлекательного чтения!

Оливье Лазар, председатель концерна «Шелл» в России

Сэр Эрнест Генри Шеклтон

Предисловие

Научные результаты экспедиции не могут быть подробно освещены в этой книге. Статьи специалистов, участвовавших в экспедиции, с обобщающими сведениями о работе, проделанной в области геологии, биологии, магнитных наблюдений, метеорологии, физики и т. д., помещены в приложении . В этом же предисловии я хочу указать на важнейшие стороны работы экспедиции в области географии.

Мы провели зиму 1908 года в проливе Мак-Мёрдо, на двадцать миль (32,2 км) севернее места зимовки «Дискавери». Осенью одна партия совершила восхождение на Эребус и обследовала его кратеры. В течение весны и лета 1908–1909 гг. с зимовки вышли три санные партии. Одна направилась к югу и дошла до самой южной точки, достигнутой кем-либо из людей до сего времени; другая впервые в мире достигла Южного магнитного полюса, третья исследовала горные хребты к западу от пролива Мак-Мёрдо.

Южная санная партия водрузила британский государственный флаг на 88°23’ ю. ш., на расстоянии 100 географических миль (185 км) от Южного полюса. Эта партия из четырех человек установила, что к югу от пролива Мак-Мёрдо между 82-й и 86-й параллелями находится большая горная цепь, которая тянется в юго-восточном направлении. Установлено также, что большие горные хребты продолжаются на юг и на юго-запад и что между ними лежит один из величайших в мире ледников, ведущий в глубь материка к плоскогорью. Высота этого плоскогорья на 88° ю. ш. более 11 000 футов (3353 м) над уровнем моря. По всей вероятности, плоскогорье продолжается и за Южным полюсом, простираясь от мыса Адэр до полюса. Засечки и углы новых гор на юге и большого ледника нанесены на карту приблизительно правильно, учитывая несколько грубые методы определения, неизбежные в тех условиях.

Загадка Великого ледяного барьера нами не разрешена. По моему мнению, вопрос о его образовании и протяженности не может получить окончательного ответа, пока специальная экспедиция не обследует линию гор вокруг южной оконечности Барьера. Нам удалось пролить лишь некоторый свет на строение Барьера. На основании наблюдений и измерений можно сделать предварительное заключение, что он преимущественно состоит из снега. Исчезновение бухты Воздушного шара в результате откалывания части Великого ледяного барьера говорит о том, что отступание Барьера, которое наблюдалось со времени плавания сэра Джеймса Росса в 1842 году, продолжается и до сих пор.

Росс, Джеймс Кларк (1800–1862) – английский полярный исследователь. В 1818–1821 годах участвовал в нескольких арктических экспедициях своего соотечественника Уильям-Эдварда Парри по отысканию Северо-западного прохода – морского пути вдоль северных берегов американского континента. В 1829–1833 годах участвовал в экспедиции своего дяди Джона Росса. Вместе с этой экспедицией перенес три тяжелые зимовки в полярных льдах пролива Ланкастера (архипелаг Парри); в 1831 году открыл Северный магнитный полюс. В 1839–1843 годах совершал плавание в Антарктику на судах «Эребус» и «Террор». Во время первого плавания Росс открыл в южной части Тихого океана далеко вдающееся на юг водное пространство (море Росса), участок побережья Антарктиды – Землю Виктории, два вулкана – Эребус (действующий) и Террор. Дальше к югу путь судам преградила высокая – до 100 м высотой – ледяная стена (Барьер Росса, Великий ледяной барьер). В последующее плавание Росс проследил направление Барьера к востоку на протяжении 200 км и достиг 78°10’ ю. ш. – точки, до него никем не посещавшейся, отметил разрушение ледяного барьера. В третье плавание Росс исследовал берег Земли Луи Филиппа и открыл остров Росса.

На 163-м меридиане определенно находится возвышенная, покрытая снегом земля, так как мы видели там склоны и пики, сплошь покрытые снегом. Однако мы не заметили обнаженных скал и не имели возможности промерить глубину снежного покрова в том месте, поэтому не могли сделать окончательного вывода.

Сэр Эрнест Генри Шеклтон (англ. Ernest Henry Shackleton, 15 февраля 1874, Килки-хаус, Килдэр, Ирландия - 5 января 1922, Грютвикен, Южная Георгия) - англо-ирландский исследователь Антарктики, деятель героического века антарктических исследований. Участник четырёх антарктических экспедиций, тремя из которых командовал.

Первый опыт полярных исследований получил в экспедиции «Дискавери», участник первого похода к Южному полюсу (достигнута широта 82° 11’), после которого был эвакуирован по состоянию здоровья. В 1907 году Шеклтон возглавил собственную экспедицию «Нимрода», в ходе которой достиг 88° 23" ю. ш., не дойдя до Южного полюса 97 географических миль (180 км). За свои достижения был возведён королём Эдуардом VII в рыцарское достоинство.

После достижения Южного полюса Амундсеном (14 декабря 1911 года) и Скоттом (17 января 1912 года), Шеклтон заявил, что пересечение всего Антарктического материка осталось «единственной крупной целью антарктических путешествий». В 1914 году он организовал Имперскую трансантарктическую экспедицию. Поход завершился катастрофой: не достигнув берегов Антарктики, экспедиционное судно «Эндьюранс» было зажато льдами в Море Уэдделла и затонуло. Шеклтон сумел спасти всю команду, при этом не погиб ни один человек, однако его героизм и профессиональные качества не были оценены в Британии на фоне Первой мировой войны. В 1921 году он возглавил экспедицию Шеклтона - Роуэтта, однако ещё до начала её работы в Антарктиде скончался от сердечного приступа в возрасте 47 лет и был похоронен на острове Южная Георгия.

Шеклтон был разносторонней личностью, пытался баллотироваться в британский Парламент, организовывал коммерческие предприятия, но ни в одном из них не добился успеха. После кончины он оказался на некоторое время забыт, но в середине ХХ века произошёл всплеск интереса к наследию Шеклтона, сначала в США, а затем и в Великобритании. В 2002 году во время проведения национального опроса «100 величайших британцев» Шеклтон занял 11-е место, тогда как Роберт Скотт - лишь 54-е.

Семья. Детство и юность

Эрнест Генри Шеклтон родился в баронии Килки-Хаус, примерно в 48 км от Дублина, где его отец был землевладельцем. Эрнест был вторым из десяти детей и первым сыном в семье. Отец - Генри Шеклтон (1847-1920), англо-ирландского происхождения (потомок квакеров из Йоркшира), мать - Генриетта Летисия София Гэвэн (1845-1929), происходила из графства Керри, её семья - нормандского происхождения, они поселились в Ирландии с XIII века. У Шеклтонов с 1600 года были собственный герб и девиз «Стойкостью победим» (лат. Fortitudine vincimus, англ. By endurance we conquer). Одним из отдалённых предков Шеклтона был знаменитый мореплаватель Мартин Фробишер. Младший брат Э. Шеклтона - Фрэнк (1876-1941) - в 1907 году был арестован по обвинению в похищении Коронных знаков отличия ордена св. Патрика, но оправдан.

В 1880 году Генри Шеклтон решился изменить свою жизнь; покинув разорившееся поместье (в Ирландии тогда наблюдался общий упадок сельского хозяйства), он перевёз семью в Дублин, где стал изучать медицину в Тринити-колледже. В 1884 году Шеклтоны покинули Ирландию и переехали в пригород Лондона, где глава семейства надеялся найти богатую практику (всего Г. Шеклтон проработал врачом более 30 лет). Журналист и историк Роланд Хантфорд предположил, что свою роль в переезде могло сыграть и англо-ирландское происхождение Шеклтонов, поскольку в 1882 году ирландские националисты убили лорда Кавендиша, министра по делам Ирландии, что привело к обострению национальных противоречий.

Эрнест Шеклтон рано пристрастился к чтению, которое стимулировало интерес к приключениям. До 11-летнего возраста он получал домашнее воспитание и образование, а далее был отдан в приготовительную школу в Вест-Хилле, Далвич, к юго-востоку от Лондона. В 13 лет он поступил в Далвичский колледж, причём никогда не блистал успехами в учении. Он отличался спокойным нравом, но охотно вступал в драки, если однокашники пытались говорить что-то о его происхождении или высмеивали ирландский акцент. Позднее он вспоминал, что учиться ему было скучно, и утверждал, что из школьного курса географии он не вынес почти ничего, а изучение литературы сводилось к чтению и анализу отрывков из национальных поэтов и прозаиков. Тем не менее, Шеклтон выпустился пятым по успеваемости в классе из 31 человека.

«Великолепный день для нашего старта; яркий солнечный свет и безоблачное небо, небольшой ветер с севера - в общем, все, что могло бы составить благоприятное начало. Мы позавтракали в 7 утра, и в 8:30 сани, которые автомобиль тянул к ледниковому языку, были перевезены к колонии пингвинов по неровному льду. В 9:30 стартовал вспомогательный отряд и скоро скрылся из виду…» (Э. Г. Шеклтон. В сердце Антарктики. Глава 19).

Со времени открытия Антарктиды до того момента, когда на южный материк впервые ступила нога человека, прошло - страшно подумать - три четверти века! Первым, кто высадился на ледяной континент, стал норвежец Карстен Борхгревинк, в прошлом преподаватель биологии. Случилось это в 1895 г. близ мыса Адэр. Через четыре года он начал первую зимовку в Антарктиде, которая закончилась в 1900 г. Он же предпринял первый поход в глубь континента, достигнув на собачьей упряжке широты 78° 50’.

Следующим был англичанин Роберт Фалькон Скотт, военный моряк в чине коммандера. В 1900 г. его назначили руководителем первой Национальной антарктической экспедиции на корабле «Дискавери» («Открытие»), а в начале 1902 г. британцы достигли мыса Адэр. Экспедиции удалось совершить немало открытий. Так, они обнаружили, что вулканы Эребус и Террор находятся не на самом материке, а на близлежащем острове, названном в честь Джеймса Росса, открыли полуостров Эдуарда VII, обследовали Землю Виктории.

2 ноября 1902 г. Роберт Скотт, доктор Эдвард Уилсон и младший лейтенант Эрнест Шеклтон на трех собачьих упряжках отправились к полюсу. Они двинулись по западному краю шельфового ледника Росса вдоль горной цепи и 31 декабря добрались до 82° 17’ ю. ш. Здесь путь им преградил ледяной обрыв; пришлось возвращаться. Все трое путешественников уже страдали от снежной слепоты и были больны цингой, а Шеклтон кашлял кровью. В начале февраля их встретила вспомогательная партия, вышедшая навстречу. Продолжавшего болеть Шеклтона Скотт отправил в Англию на судне «Морнинг» («Утро»), прибывшем с почтой, а также запасом продовольствия и топлива для второй зимовки. Она была вынужденной: «Дискавери» намертво вмерз в лед.

По приезде в Англию Шеклтон поведал об открытиях экспедиции. Его сообщения в научных обществах, выступления в клубах, статьи в газетах сделали и его самого, и всю экспедицию чрезвычайно популярными. Вскоре Шеклтон получил звание лейтенанта и приказ руководить подготовкой спасательной операции. На освобождение «Дискавери» посылали два судна: уже бывавшее у берегов Антарктиды - «Морнинг» и новое - «Терра Нова». Шеклтон справился с заданием: «Дискавери» удалось вызволить из ледового плена, и Скотт с товарищами вернулся на родину.

Одновременно с англичанами в 1902 г. Антарктиду начали покорять немцы (Эрих Дригальский) и шведы (Отто Норденшёльд). Первые открыли шельфовый ледник Западный, а руководитель экспедиции на основании результатов исследований развил теорию движущихся льдов. Шведской экспедиции под руководством племянника знаменитого Адольфа Норденшёльда повезло меньше: их судно погибло, но людей обнаружили и спасли аргентинцы. После этого различные участки материка исследовали шотландцы (Уильям Брюс, 1903-1904 гг.) и французы (Жан Шарко, 1903-1905 гг.).

В 1907 г. Шеклтон, решивший покорить Южный полюс, организовал собственную экспедицию в Антарктиду. Эрнест Генри Шеклтон рано связал свою жизнь с морем, успел побывать в нескольких дальних плаваниях и одном кругосветном, пройдя непростой путь от юнги до лейтенанта. После экспедиции на «Дискавери» отношения между Скоттом и Шеклтоном были испорчены, хотя внешне все выглядело вполне благопристойно. Злые языки утверждали, будто Скотт не мог простить Шеклтону его популярности - не среди широкой публики, а в своем офицерском кругу. Отныне они стали не соратниками, а соперниками.

У Шеклтона был приятель по фамилии Бирдмор, человек далеко не бедный. Благодаря его помощи путешественник сумел раздобыть средства на экспедицию. Для плавания к ледяному континенту он приобрел маленькое китобойное судно с грозным именем «Нимрод», а для похода на полюс выбрал собак, маньчжурских пони и… автомобиль. На собак Шеклтон не особенно рассчитывал, памятуя о том, как все 22 собаки, взятые в поход Скоттом, быстро погибли, и решил попробовать в деле выносливых лошадок. Особые надежды Шеклтон возлагал на автомобиль. Он полагал, что машина сможет проходить за сутки более 200 км, что существенно сократит время на достижение полюса. К берегам Антарктиды «Нимрод» отправился 1 января 1908 г. из Новой Зеландии. На его борту было 16 человек. Уже через три недели корабль приблизился к барьеру Росса.

Первым делом Шеклтон решил покорить Эребус - возможно, для того, чтобы его люди почувствовали уверенность в своих силах. До вершины, точнее, кратера действующего вулкана добрались физик Дуглас Моусон, геолог Эджуорт Дэвид, метеоролог Джеймсон Адамс и врач Алистер Маккей. Они измерили высоту Эребуса, приблизительно определили глубину и окружность кратера, сделали его геологический разрез, собрали образцы огромных кристаллов серы и других минералов.

Готовясь к достижению своей главной цели, Шеклтон повел вверх по склону ледникового щита санную партию, желая устроить промежуточный - на пути к полюсу - склад продовольствия. Поход при страшном морозе и штормовом ветре занял три недели. Несколько человек во главе с Шеклтоном сами впряглись в сани и прошли по направлению к полюсу около 200 км. Место склада отметили черным флагом. А 25 сентября другой отряд - Моусон, Дэвид и Маккей - вышел в поход с целью достичь Южного магнитного полюса. Сани сначала тащил автомобиль, но через несколько километров остановился. Опыт экспедиции Шеклтона показал, что обычный автомобиль не годится для покорения Антарктиды. Протекторы, испытанные на европейских дорогах, совершенно не «сцеплялись» ни со льдом, ни со снегом, мотор оказался не готов к работе в экстремально холодных условиях. Членам отряда пришлось идти пешком - ни собак, ни пони они с собой не брали. Это был тяжелый поход. Путешественники пересекали ледники (Норденшёльда, Дригальского), обходили трещины, спрятанные под снежными мостами. Один раз Моусон все-таки провалился в бездну, но зацепился за упряжную веревку.

Наконец, 16 января 1909 г. отряд достиг магнитного полюса (точки с нулевым магнитным склонением). Его координаты тогда были такими: 72° 25’ ю. ш., 155° 16’ в.д. (в отличие от географического магнитный полюс не стоит на одном месте, а дрейфует - например, в 2009 г. он располагался в точке с координатами 64° 28’ ю.ш., 137° 30’ в.д.). Моусон, Дэвид и Маккей спустились с ледникового плато к берегу, как и было условлено, но «Нимрод» прошел мимо их лагеря: с корабля не разглядели флаги.

И все же судно вернулось и забрало тройку героев. Пока они бежали к «Нимроду», Моусон снова умудрился провалиться в трещину, но опять был спасен. За 109 дней Дэвид и его спутники прошли более 2 тыс. км, закончили непрерывную съемку территории между Эребусом и горой Мельбурн, а главное - нашли Южный магнитный полюс.

Пока все это происходило, Шеклтон в компании Джеймсона Адамса, Эрика Маршалла и Фрэнка Уайлда с 29 октября 1908 г. упрямо двигался к Южному географическому полюсу. Уайлд назвал этот поход «великим южным путешествием». Отряд выехал на санях, запряженных пони. Ни одно животное не выдержало тягот пути: все погибли вскоре после старта, при переходе через шельфовый ледник Росса. Когда выяснилось, что на пути к полюсу надо взойти на высокое, около 3000 м, плато, людям пришлось самим впрячься в сани. Силы их таяли, как и запасы съестного, скорость продвижения с каждым днем падала, во многом из-за встречного штормового ветра. 9 января 1909 г. на широте 88° 23’ Шеклтон принял решение повернуть обратно. До полюса оставалось всего 180 км. Измученные до предела, но живые путешественники вернулись на береговую базу. Там они нашли записку, из которой узнали, что судно ушло - всего два дня назад. И опять «Нимрод» вернулся и забрал четверых исследователей. По расчетам, они прошли в оба конца более 2700 км. Поход ознаменовался крупными открытиями: на карту были нанесены огромный долинный ледник Бирдмора и несколько горных хребтов (в том числе Куин-Александра), обрамляющих ледник Росса.

В середине июня 1909 г. экспедиция Шеклтона вернулась в Англию. Многотысячные толпы жителей Лондона встречали полярников как национальных героев. В течение нескольких месяцев друг друга сменяли бесконечные приемы, заседания в научных обществах, выступления в клубах и университетах. Шеклтона избрали почетным членом несколько десятков географических и других научных обществ, он был награжден многочисленными золотыми медалями. Правительства многих стран удостоили его орденов. По приглашению Русского географического общества Шеклтон прибыл в Санкт-Петербург, где его встретили самые известные ученые России: Семёнов-Тян-Шанский, Шокальский и др. Он был принят Николаем II, беседовал с ним около двух часов и получил орден Св. Анны.

Однако не будем забывать, что главной своей цели - Южного географического полюса - Шеклтон так и не достиг. Когда «Нимрод» вернулся в Англию, Роберт Фалькон Скотт как раз заканчивал подготовку новой экспедиции в Антарктиду. Как и Шеклтон, он мечтал первым дойти до Южного полюса. Он был уверен в успехе и уверен в себе. Вообще, вряд ли кто-то сомневался в британском первенстве. Более чем вероятно, что так бы все и вышло, если бы не одно обстоятельство. Точнее, даже два. В том же 1909 г. американец Роберт Пири - уже не впервые - штурмовал Северный полюс и на этот раз сообщил об успешном завершении своего предприятия. Узнав об этом, норвежец Руаль Амундсен отказался от проекта достижения Северного полюса и направил знаменитый «Фрам» на юг, к Антарктиде.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Эрнест Генри Шеклтон, английский полярный исследователь

Другие действующие лица

Р. Скотт, полярник; Э. Уилсон, полярник, врач; участники экспедиции Шеклтона Д. Моусон, Э. Дэвид, Д. Адамс, А. Маккей, Э. Маршалл, Ф. Уайлд

Время действия

Истории великих открытий и путешествий зачастую заканчиваются достаточно печально: достаточно вспомнить гибель экспедиции Роберта Скотта на обратном пути от Южного полюса, Руаля Амундсена при поиске экспедиции Умберто Нобиле , историю с пропавшей экспедицией Франклина .

Были и некрасивые истории — такие, как покорение северного полюса не то Пири, не то Куком.

Но были и потрясающие победы — та же экспедиция Руаля Амундсена к Южному полюсу, пересечение на лыжах Гренландии Фритьофом Нансеном.

А я сегодня хочу рассказать историю, которая в детстве потрясла меня. Это история об экспедиции, которая только чудом окончилась хоть и без ожидавшегося результата, но практически без человеческих жертв. И рассказать о ней меня натолкнула статья, на которую я недавно случайно наткнулся. Здесь я приведу ее краткое изложение, ну а со всеми деталями, и более чем 50 фотографиями можно ознакомиться . Итак, Имперская трансантарктическая экспедиция сэра Эрнеста Шеклтона.

В 1914 году Эрнест Шеклтон разместил во всех лондонских газетах объявление следующего содержания:

«Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха - честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон»

Южный полюс был достигнут за несколько лет до этого Роальдом Амундсеном, поэтому Шеклтон поставил перед собой более амбициозную цель: высадка на Антарктиде и пересечение всего Антарктического материка — 1800 миль по всему континенту через Южный полюс.

Экспедиция включала два отряда на кораблях «Эндьюранс» и «Аврора». Группа Шеклтона на «Эндьюранс» должна была подойти к побережью моря Уэдделла, перезимовать в заливе Фазеля и следующим антарктическим летом выступить к Южному полюсу. Второй отряд, базируясь на о. Росса в проливе Мак-Мёрдо, должен был заложить склады для успешного возвращения отряда Шеклтона.

Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 5000, в том числе и от женщин. В конечном итоге в команде было 56 человек, по 28 на каждый отряд, причём некоторые вошли в состав экспедиции в последний момент - в Буэнос-Айресе и Сиднее.

21 февраля 1915 года «Эндьюранс» оказался в самой южной точке своего пути - 76° 58′ ю. ш. Судно Шеколтона столкнулось с неожиданно высокой плотностью льдин. После более чем двух месяцев борьбы «Эндьюранс» был безнадежно скован льдами, затем начал дрейфовать на север.

27 октября 1915 года судно был сжато до предела и Шеклтон дал приказ покинуть «Эндьюранс». На лёд были выгружены припасы и три шлюпки. Трое суток команда боролась за жизнь корабля, откачивая из трюмов воду при −27 °C. Фотографу Херли удалось спасти с корабля свои фотопластины, однако ему пришлось оставить только 120 лучших из них.

После непродолжительной попытки похода, экипаж построил лагерь на льду, продолжая извлекать запасы и спасательные шлюпки из «Эндьюранса», пока, наконец, 21 ноября корабль полностью не затонул.

После неудавшегося второго похода был основан «Лагерь Терпения», в котором команда прожила более 3 месяцев. Вскоре начала ощущаться нехватка продовольствия: всё, без чего можно было обойтись, было оставлено в Океанском лагере. Харли и Маклин были отправлены за продовольствием. 2 февраля 1916 года Шеклтон направил большой отряд, чтобы забрать побольше запасов и третью шлюпку, которую было бросили. Основой рациона стала тюленина и пингвинятина.

Но из-за наличия множества собак мяса отчаянно не хватало. Поэтому 2 апреля начальник распорядился пристрелить всех оставшихся ездовых животных.

8 апреля 1916 года льдина, на которой расположился лагерь, раскололась надвое, и Шеклтон приказал садиться в спасательные шлюпки.

Пятидневный морской переход по забитым льдами водам привёл команду к о. Элефант, населенного только пингвинами и тюленями, от места крушения «Эндьюранса» команду отделяли 346 миль. Дрейф и переход по льдам длились 497 дней. 14 апреля они достигли юго-восточного побережья острова, но не смогли высадиться из-за крутых скал и обрывистых ледников. 15 апреля Шеклтон добрался до северного побережья и обнаружил узкий галечный пляж, на который смогли высадиться люди со всех шлюпок. Вскоре выяснилось, что в этих местах очень высокие приливы и гавань не гарантирует безопасности. 16 апреля Уайлд с командой «Стэнкомба Уиллса» исследовал побережье в поисках подходящей гавани, которая и была обнаружена всего в 7 милях (11 км). Новый лагерь получил название Point Wild («Мыс Дикий» и одновременно «Мыс Уайлда»).

Остров Элефант был бесплодным и необитаемым местом, расположенным вдалеке от судоходных трасс. Даже если британское правительство – а в военное время у него забот по горло – пошлет спасательную экспедицию, вряд ли кто-нибудь будет искать потерпевших кораблекрушение на затерянной среди льдов скале необитаемого острова. Поиски вначале начнутся в бухтах моря Уэдделла, а тем временем… Шеклтон не сомневался, что поисковым отрядам даже не придёт в голову туда заглянуть; это означало, что дело спасения с этого момента становится задачей самой команды. Перезимовать же на острове было можно: хотя и лишённый растительности, он имел вдоволь пресной воды, а также тюленей и пингвинов как главного источника пищи и топлива.

– Оставаться здесь нельзя, – сказал Шеклтон. – Ближайшая обитаемая земля лежит в восьмистах милях к северо-западу, то есть полторы тысячи километров. Это Южная Георгия. Там почти всегда зимуют китобои. Но всем вместе нам не уйти: слишком малы шлюпки. Несколько человек отправятся вместе со мной на вельботе, а за остальными мы вернемся на китобойце.

Это расстояние предстояло достичь на одиночной шлюпке в условиях приближающейся полярной зимы. В случае везения, если море будет свободным ото льда и выживет шлюпочная команда, Шеклтон рассчитывал добраться до помощи примерно за месяц.

Если быть точным, то еще более близким обитаемым местом был Порт-Стэнли , до которого было 540 морских миль (1000 км), но преобладающие западные ветра делали его фактически недостижимым.

Из четырех шлюпок „Эндьюренса“ три слишком малы для столь долгого плавания. В единственную более-менее подходящую шлюпку загрузили припасы, предназначенные для трансантарктического похода: галеты, пищевые концентраты, сухое молоко и сахар. Пресную воду залили в две 18-галлонные бочки (одна из которых была повреждена во время погрузки). Пищу готовили на двух примусах. Шлюпка «Джеймс Кэйрд» представляла из себя китобойный вельбот, лишенный палубы. Длина его достигала 6,9 м. Плотник Макнишу сделал шлюпку более мореходной, располагая только тем имуществом, которое было у экспедиционеров. Он надстроил борта и сделал из парусины чехол, заменивший палубу.

Для достижения водонепроницаемости швы были обработаны тюленьей кровью в смеси с масляной краской. С «Дадли Докера» (еще одной шлюпки) сняли мачту и сделали из неё фальшкиль, как для увеличения остойчивости, так и чтобы сделать корпус более крепким. Для улучшения остойчивости в шлюпку положили «длинную тонну» (1016 кг) балласта.

С собой Шеклтон брал пятерых человек - Уорсли (капитана Эндьюранс), Крина (ветерана Антарктики, проверенного в экспедициях Скотта), Генри (Чиппи) Макниша, Тима Маккарти и Джона Винсента. Начальником отряда на о. Элефант остался Ф. Уайлд:

которому Шеклтон дал детальные инструкции. В случае, если Шеклтон не вернётся до весны, команде предстояло попытаться добраться до о. Десепшен, также необитаемого, но находящегося ближе к мореходным путям и ждать помощи там.

– По местам! До скорого. Команда отплыла 24 апреля 1916 года при благоприятном юго-западном ветре.

Вельбот на веслах огибает мыс, затем на мачтах поднимаются паруса. Оставшиеся на берегу машут вслед уходящему суденышку.

Выйдя в море, судну пришлось уклониться от прямого курса, в связи с наличием ледяных полей. За первые сутки при 9-балльном шторме удалось пройти 45 морских миль (83 км). Из-за шторма команде приходилось бодрствовать, были трудности со сменой вахт, а полярная одежда не была приспособлена для морского плавания и её невозможно было высушить. 29 апреля погода резко ухудшилась, упала температура, а волны грозили опрокинуть шлюпку. На 48 часов пришлось лечь в дрейф, при этом снасти и «палубу» пришлось непрерывно очищать ото льда. К 4 мая они были уже в 250 морских милях от Южной Георгии.

Вельбот – устойчивое морское судно с превосходными мореходными качествами. Двухпарусное суденышко Шеклтона взбирается по откосам водных громадин, от вида которых человека, далекого от моря, берет жуть; когда оно оказывается на гребне волны, его днище наполовину обнажается, и кажется, что вельбот вот-вот опрокинется. Но нет, корма оседает, вельбот садится на волну и скользит вниз, словно по ледяной горке. И вновь взбирается вверх. Вельбот с легкостью минует рифы – либо увлекаемый водоворотами, либо проходя над ними на гребне волны. Через некоторое время люди, сидящие в вельботе, не то чтобы успокаиваются, а просто начинают понимать, что у них есть возможность выдержать любые невзгоды.

Но на вельботе нет палубы. Водяные брызги – а то и весь гребень волны – обрушиваются внутрь, и через час все промокают насквозь. Кроме того, в течение всего путешествия, и днем и ночью, надо вычерпывать воду. Провизия подмокла – вымокшие люди едят пропитанную водой пищу. Есть и пить на этих качелях не так уж приятно, а отправление естественных нужд ставит моряков просто в опасное положение – друзьям приходится держать вас крепче крепкого, чтобы вы не выпали за борт. На звания никто внимания не обращает. „Давайте, капитан. Я держу вас“. Тогда авторитеты и уважение не страдали во время путешествий.

День сменяется ночью, которая больше похожа на ревущий черный хаос. Люди по очереди вычерпывают воду и спят. Человек обладает удивительной приспособляемостью. После трех-четырех бессонных ночей, проведенных в тревоге, разбитые от усталости люди иногда бросают вычерпывать воду, ложатся на дно и в насквозь мокрых одеждах, прижимаясь друг к другу, чтобы сохранить малейшую частицу тепла, забываются в крепчайшем сне. От ярости стихий они словно тупеют – мысль становится тяжелой и неповоротливой; лишь брезжит сознание, что ты еще жив, а шлюпка идет в нужном направлении. Думаю, что каждый моряк возносит тайные молитвы, которые уносит яростный ветер.

Шеклтон спит меньше других, вернее, почти совсем не спит. В его повествовании об этом плавании („Юг, история последней экспедиции Шеклтона“) мало подробностей о том, как ему удалось сохранить правильное направление. В редкие минуты просветления он сумел провести астрономические наблюдения и рассчитать свое местонахождение. Вельбот прошел по прямой от острова Мордвинова (остров Элефант) до западной оконечности Южной Георгии. И наконец продрогшие моряки увидели на горизонте заснеженную вершину.

Команда находилась в 280 км от китобойной базы (если плыть вдоль побережья), однако, судя по состоянию шлюпки, преодолеть это расстояние было невозможно. Винсент и Макниш были на грани жизни и смерти, поэтому Шеклтон, Уорсли и Крин решили идти за спасением через горы - к китобойной базе Стромнесс.

18 мая три человека двинулись в горы - это было первое в истории пересечение внутренних районов Южной Георгии. Поход был очень тяжёлым ещё и потому, что у путешественников не было карт, и постоянно приходилось обходить ледники и горные обрывы. Без всякого снаряжения, без сна они за 36 часов достигли Стромнесса, причём выглядели, по словам Уорсли, «как трио страшных чучел». Когда они увидели Грютвикен с его темными хижинами, дымами, грубоватыми парусниками на серой воде, им показалось, что они попали в рай. Норвежцы встретили их радостно, и в честь удачного завершения похода было выпито немало водки. В тот же день, 19 мая, норвежцы отправили моторный катер, чтобы эвакуировать Маккарти, Макниша и Винсента и забрать «Джеймса Кэйрда».

Но на острове Мордвинова ждали двадцать два человека с запасом провизии всего на несколько недель.

Любой капитан был готов отправиться на выручку. Уже через три дня после прибытия в Стромнесс Шеклтон на борту китобойца The Southern Sky предпринял попытку выручить оставшуюся на о. Элефант команду. В мае поле паковых льдов не позволило приблизиться к острову ближе чем на 110 км, а китобоец не был приспособлен для плавания во льдах. Шеклтон отступил и отбыл в Порт-Стэнли.

Шеклтону удалось заручиться поддержкой английского посла в Уругвае, и получить от правительства страны траулер, на котором 10 июня предпринял вторую попытку пробиться к о. Элефант, вновь безуспешную. Тогда Шеклтон, Крин и Уорсли отплыли в Пунта-Аренас, в Чили, где встретились с британским судовладельцем Макдональдом. 12 июля на шхуне Макдональда «Эмма» была предпринята третья попытка спасти команду: паковые льды и на сей раз не пустили судно к побережью.

К тому времени - середине августа - Шеклтон уже более трёх месяцев не имел сведений о своей команде. Правительство Чили предоставило в распоряжение полярника паровой буксир Yelcho , уже участвовавший в третьей попытке спасательной операции в качестве вспомогательного судна.

Потерпевшие кораблекрушение, намерзшиеся и наголодавшиеся на острове Мордвинова надежды не потеряли. Они знали: капитан не бросил их на произвол судьбы. И были уверены, что он не погиб: его знания, энергия, силы говорили за него. Он всегда знал, что делал, и уже не раз избавил их от смерти в этой экспедиции; для них он был сверхчеловеком. Шеклтон должен прийти за ними даже во тьме антарктической ночи – они верили в него, как в Бога. 25 августа началась четвёртая попытка. И когда на горизонте над серым, усеянным айсбергами морем (это было 30 августа 1916 года) показался дым, они поняли, что не обманулись в своих ожиданиях: все участники зимовки на о. Элефант перешли на борт Yelcho . Вся команда прибыла в Пунта-Аренас 3 сентября 1916 года.

Намного сложнее оказалось положение людей команды моря Росса.

Зимние штормы унесли шхуну «Аврора», которая 312 дней дрейфовала во льдах и с большим трудом вернулась в Новую Зеландию (разошлись швы обшивки, был сломан руль). Оставшиеся на острове Росса люди чуть было не повторили судьбу Скотта - заложив склады до Горы Надежды, на обратном пути они были остановлены снежной бурей на небольшом удалении от склада припасов. Тем не менее, участникам партии хватило мужества добраться до него и спастись, проведя в поле 198 дней (команда Скотта в 1912 году погибла на 144-й день в полном составе). Эта операция стоила жизни одному участнику команды - Э. Спенсеру-Смиту, который умер в пути от цинги и истощения. Начальник партии Э. Макинтош и её участник Виктор Хейворд, предположительно, провалились под лёд в мае 1916 года, уже на зимовочной базе. Подробнее же о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, и оказавшимися еще более трагичными, чем у первой команды — можно прочитать в Вики .

Командиром спасателей назначили Джона Кинга Дэвиса, служившего в экспедиции Моусона и отказавшегося от предложений Шеклтона участвовать в Имперской экспедиции. Дэвис, тем не менее, взял Шеклтона сверхштатным офицером и вышел в море 20 декабря 1916 года, достигнув острова Росса 10 января 1917 года.

Команда на мысе Эванса ожидала увидеть Шеклтона с другой стороны света, люди были разочарованы тщетностью усилий и смертей. 20 января «Аврора» ушла в Новую Зеландию, увозя на борту семерых выживших. 9 февраля все вернулись в Веллингтон.

К сожалению, в отличие от Фритьофа Нансена, тоже великого путешественника и исследователя, посвятившего себя служению миру и справедливости, ничем особым в дальнейшем Шеклтон не отличился, скорее наоборот. Впоследствии, ему дали временный чин майора и отправили — сначала на Шпицберген для исследования возможности британской аннексии архипелага: миссия проводилась под видом геологической экспедиции; а затем — в составе военной миссии в Мурманск. Служба на вторых ролях не удовлетворяла его, в одном из писем он жаловался, что «не может найти себя, если не находится среди бурь в диких землях». В феврале 1919 года Шеклтон вернулся в Лондон с проектом освоения природных ресурсов Северной России в кооперации с местным белым правительством. Провал иностранной интервенции привёл к крушению и этих планов. Однако за участие в интервенции он был возведён в достоинство офицера Ордена Британской империи.

И тем не менее, ещё в 1921 году Эпсли Черри-Гаррард, сопровождавший Роберта Скотта, в предисловии к своим мемуарам «Самое ужасное путешествие» написал об организации идеальной антарктической экспедиции:

В области науки и географических исследований мне нужен Скотт, для путешествия полярной зимой - Уилсон, для молниеносного рывка к Полюсу - Амундсен; но если я окажусь в пасти у дьявола и захочу из неё выбраться, я без колебаний призову Шеклтона.

Люди, способные на такие свершения — всегда не от мира сего. Не всем быть Нансенами и Хейердалами, да и у них — своих тараканов хватало, если уж разобраться. Но уважения и вечной людской памяти за свои свершения — они заслуживают навсегда.