Вагоны таких трамваев лм 33. Трамвайное

К началу XX века в Лос-Анджелесе существовала одна из самых больших трамвайных сетей в мире. Ее совладельцами являлись компании Pacific Electric Railway и Los Angeles Railway. В скором времени, однако, основным видом транспорта в городе стал автомобильный, и с 30-х гг. трамвайные линии постепенно стали исчезать; последние из них были закрыты в 1963 году.

Вы думаете это произошло само собой? А тут не все так просто...


К началу 20 века практически в каждом населенном пункте США с населением больше 2500 человек была своя собственная система электрических дорог, помимо этого трамвайные линии связывали огромное количество городов между собой. Самый длинный непрерывный маршрут составлял более 1500 километров, а средняя скорость междугородных составов составляла 130 км/ч. В течение некоторого времени трамвайным компаниям и автогигантам удавалось нормально сосуществовать и развиваться, однако к 1920-м годам продажи автомобилей General Motors начали стремительно падать. Те, кто хотел и мог позволить себе личный автомобиль, уже приобрели его, остальные 90% передвигались в основном на электротранспорте.

В докладе советника Сената США Брэдфорда Снелла 1974 года были приведены доказательства того, что с 1936 по 1950 годы General Motors совместно с Firestone Tire, Standard Oil of California и Phillips Petroleum создавали подставные холдинговые компании, через которые скупали трамвайные линии и ликвидировали их. Применялись прямые угрозы, шантаж, обман и подкуп чиновников, использовались обширные связи руководства в правящих и банковских кругах. В итоге на смену трамваям постепенно пришли вонючие, медленные автобусы. Производителем этих автобусов были все те же General Motors. Ну а неудобные графики, теснота и духота салонов вынуждали платежеспособных горожан приобретать личные авто.

Суд посчитал доказанным только заговор с целью закупки автобусов производства General Motors. За нарушение антимонопольного законодательства компания была оштрафована на $ 5000, а каждый из руководителей компании на $ 1. Трамваи к тому моменту уже исчезли практически из всех городов.

Петербург — город по своему характеру консервативный: сам ставший величайшим обновлением страны, он не любит меняться. Но, двигаясь в будущее, невольно преображается, теряет свои черты. И мы уже не знаем, в том ли городе живем.

Трамвай, один из самых любимых петербуржцами видов городского транспорта, все реже встречается нам на улицах. А скоро, возможно, и воспоминание о нем уйдет насовсем. Останется разве что в книгах: «Заблудившийся трамвай» Гумилева...

В депо трамвайного парка (Средний пр. В. О., 77) на днях собрались журналисты и знаменитые петербуржцы — Александр Городницкий, Борис Аверин, Валерий Попов. Их пригласили посетить музей электрического транспорта, существующий при депо. Акция проходила в рамках фестиваля «Петербургский текст: петербургские мемуары». Тема мемуаров и вообще воспоминаний здесь вполне актуальна: есть большая вероятность, что музей вскоре прекратит существование. А его уникальные экспонаты отправят на слом.

Всех пригласили внутрь экспонатов. Там, на деревянных скамейках, удалось побеседовать — «в трамвайных кулуарах» — о том, как такие детали создают живую культуру и что будет, если их один за другим удалять из жизни.

— Бродский сказал, что если бы он вернулся в Ленинград — не прилетел бы на самолете в Пулково, а приплыл бы в Гавань на корабле. Сел бы на трамвай-«американку» и поехал к дому Мурузи. «А как же, — он говорил, — я вернусь в Ленинград, где больше нету трамваев-«американок»?» Сейчас и наша «американка», и остальные трамвайчики находятся в опасности. Неизвестно, доживут ли они до лета. И доживет ли сам трамвайный парк — из депо которого, между прочим, 29 сентября 1907 года вышел самый первый трамвай, — рассказывает Марина Смирнова, директор ассоциации «Живая классика», организовавшей встречу в депо.

Экземпляры этой самой «американки» — один вагон 32-го, другой 38-го года выпуска — последние в своем роде, физически. Если их пустят под нож, усыпят, как ненужное больное животное, исчезнет целый вид.

— Трамвай — это единственный экологически чистый вид транспорта, — сказал знаменитый бард Александр Городницкий. — Но дело не только в этом: трамвай для блокадного Ленинграда был символом сопротивления. Когда вновь запустили трамвай в осажденном городе — это был национальный праздник! Это значило, что жизнь еще вернется. А теперь то, что не уничтожили немцы, могут уничтожить наши замечательные чиновники. Я полагаю, что земля эта уже кому-то продана, не за маленькие деньги. Это не единственный пример такой распродажи, ставящей под угрозу нашу историю, наши реликвии. Я думаю, что с таким не стоит мириться.

Осматривали «американку», другие трамваи («А я в таком еще ездил! Я его помню!» — то и дело вскрикивали участники встречи). Общались с черно-белыми кошками, живущими в депо. И не верили, что все это может исчезнуть в течение нескольких месяцев.

В прошлое воскресенье мы очень удачно съездили на Ваську в музей электротранспорта. Три часа пролетели как пять минут =) Если вы там ещё не были, я всячески агитирую вас найти время и всё же когда-нибудь до этого музея добраться, он этого действительно стоит! Все трамваи и троллейбусы в музее, кстати, на ходу:)



Де-факто музей начинается прямо у м."Василеостровская" с памятника конке (2004-07 гг.). Модель двухэтажного вагона конки образца 1872-78 гг. установлена на пешеходке справа от выхода из метро.

Другой памятник - вагону "Бреш" (2007 г.) - открыт у проходной трампарка к 100-летию петербургского трамвая. Первый трамвай выходил на маршрут как раз отсюда, с Василеостровского трамвайного парка.

Располагается музей в бывшем депо Василеостровского трампарка на Среднем пр. В.О. (1906-08 гг., памятник архитектуры регионального значения). К сожалению, уже много лет трампарк вместе с депо хотят снести, и на его месте построить что-нибудь более прибыльное...

С 1863 года в Питере работала конка. В музее есть репликар 1993 г. постройки, на базе грузовой платформы: запрягай - и погнали!

В вагоне конки - уютненько. Похожий дизайн был и у всех питерских довоенных трамваев.

Первый питерский трамвай - "Бреш" (Brush Electrical Engineering Company). Репликар 1982 г. на базе вагона МС 1927 г. изготовления. Именно такие вагоны открывали трамвайное движение в Питере (здесь, на Ваське) в 1907 г.

Внутри.

Трамвай МС-1 - справа, послевоенный "слон" - слева.

МС-1 (экземпляр 1929 г. постройки). Все модификации МСок производились в Ленинграде на "Красном Путиловце".

Валька на подножке.

Интерьеры МС-1. Салон.

Место водителя.

Объявление для малокультурных понаехавших. Актуально до сих пор:)

Про метр и происхождение фразы "метр-с-кепкой" все в курсе? По риске на дверном косяке кондуктор замерял рост ребёнка, и либо разрешал ехать бесплатно, либо требовал за проезд денег. "Метр-с-кепкой" - это отсюда, из трамвая! За Славика маме Кате уже пришлось бы платить;)

А вот Вальку, скорее всего, удалось бы провезти бесплатно;)

"Американка" (1936 г.). Деревянные трамваи модели ЛМ-33 ходили по Ленинграду с 1933 аж по 1979 г. Последние из них, переоборудованные в служебные, были списаны только в конце 1990-х гг.

Разработаны они были на основе американских вагонов, для изучения опыта современного трамваестроения в Штаты в начале 1930-х специально отправляли наших инженеров.

Алёнка.

Интерьер "американки".

БОМЖи трамвайные.

В ящичке на задней накопительной площадке обнаружен какой-то хитрый электродевайс;)

"Слон" ЛМ-47 (1948 г.). После блокады осталось много тележек от сгоревших "американок", и на их базе сделали 43 пары трамваев ЛМ-47. Корпуса, в отличие от "американок", сделали из металла. Трамваи оказались тяжёлыми, медленными и неудобными, и к середине 1970-х гг. их списали и почти все порезали. В живых осталось всего 2 вагона - моторный и прицепной, оба стоят в музее.

Интерьеры "слона". Обратите внимание, в салоне больше нет продольной скамейки.

Прицепной вагон "слона", место кондуктора с тормозным штурвалом. Высота "конторки" - всё тот же 1 метр, назначение - прежнее;)

ЛМ-49 (1950 г.). Такие трамваи, как и "слоны", выпускались в Ленинграде на "Вагоноремонтном заводе". Вообще, практически все питерские трамваи за все 105 лет существования движения - наши родные, петроградско-ленинградско-петербургского производства.

"Стиляга" ЛМ-57 (1968 г.). Имеет модные зализанные аэродинамические формы, оттого и "стиляга". Работал в Ленинграде до середины 1980-х гг., на фото - один из последних выпущенных вагонов этой модификации.

Салон "стиляги".

Билетная касса. Помните ещё такие кассы? Я вот помню;)

Компостер.

"Аквариум" (1974 г.). Один из последних выпущенных трамваев модификации ЛМ-68.

"Аквариумом" его прозвали за остекление крыши. Из этих окон, кстати, частенько текла вода;)

ЛМ-68м (1978 г.) - модификация "аквариума", на которой эти окна убрали;) Несколько таких вагончиков до сих пор бегают по Питеру.

ЛВС-89 (1989 г.) - экспериментальный трёхсекционный трамвай. Почти 20 лет этот экземпляр (единственный выпущенный) был самым длинным трамвайным вагоном в мире, был даже занесён в Книгу рекордов Гиннеса - 30 метров, 450 пассажиров! Самого длинного вагона (ЛВС-2009, 31,5 м.)в музее нет, несколько ЛВС-2009 бегают сейчас по Волгограду и по Киеву.

Интерьеры ЛВС-89.

КТМ-5 (1983 г.) - единственный не-местный трамвай в Питере, производившийся на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Сейчас они бегают по многим городам России, но в Питере их со временем всё же вытеснили местные, что не может не радовать: в детстве я очень боялся их дверей... ;)

Тот же "стиляга" ЛМ-57 (1964 г.), но в служебном исполнении.

Вагон-кран К-1 (1927 г.) производства завода "Красный Путиловец".

Троллейбус ЯТБ-1 (1936 г.). Имено такие троллейбусы открывавали движение в Ленинграде. Считалось, что все они были порезаны в металлолом, но к счастью этот экземпляр был найден у кого-то на даче, отреставрирован, и является сейчас самым старым троллейбусом в мире, способным передвигаться своим ходом.

Троллейбус МТБ-82Д (1947 г.) Производился в Москве (на Тушинском заводе), работал в Ленинграде до конца 1960-х гг. В Кутаиси (Грузия) такие троллейбусы ходили аж до 1983 г.

Интерьер МТБ-82Д.

Указатель у задней двери МТБ-82Д.

Фрагмент бампера МТБ-82Д.

ЗиУ-5 (1967 г.) - троллейбус "Завода им.Урицкого", г.Энгельс (ныне - "Тролза"). Работали в Ленинграде до середины 1980-х, последний выведен из эксплуатации в 1994 г.

ЗиУ-9 (1972 г.). Модернизированные версии этого троллейбуса бегают по всей стране до сих пор, это самый массовый в мире троллейбус (выпущено 42000 штук).

А это уже не совсем троллейбус... Это служебный троллейкар КТГ-1 ЛКС (1976 г.) киевского производства, работающий на бензине.

Внутри - лаборатория контактной сети, оттого и троллейбусные рога на крыше.

КТГ-1 ВКС - тоже троллейкар, вышка контактной сети. Логично ведь, чтобы ремонтные троллейбусные службы ездили на бензине: а иначе как, например, доберёшься до места обрыва провода? ;)

Троллейкар КТГ-2.

Старые трамвайные кассы. Проезд 3 копейки - 1 билет, багаж 10 копеек - 3 билета...

Я очень даже понимаю этого грустного трамвайку!..

А ещё мы прокатились на трамвае МСО-4 1933 г. постройки! 120 рублей за 2 круга вокруг депо. Взрослый входной билет в музей, кстати, стоит 230 рублей.

Детей и взрослых в музее - примерно пополам, Катя со Славиком - это очень характерный пример;) Интересно в музее абсолютно всем - можно ведь не только покататься, но и зайти в любой вагон, посидеть на сидениях, подёргать любые ручки, покрутить тормозные штурвалы, пробить билетик компостером и даже позвонить в звонок! ;)

В выходные в центре Питера (у Цирка) прошла выставка ретро-трамваев, которая продлилась всего 2 часа. Были представлены трамваи начиная с эпохи Николая II до наших дней.
Первый петербургский трамвай начал свой путь в сентябре 1907 года.

1. Точная реконструкция трамвая английской фирмы «Браш» («Brush»), которые ходили по дореволюционному Петербургу.
Эта копия используется на съемках фильмов, на оригинал можно полюбоваться в «Музее городского электрического транспорта».
(«Brush» расшифровывается как «Brush Electrical Engineering Company»).



2. Вагон "Браш".


3. Трамваи "Браш" в Петербурге начала 20-го века на фоне Михайловского замка.


4. После выставки ретро-трамваи отправились в путь по городу.


5. Трамвай ЛМ-33 (ЛМ означает - Ленинградский моторный, 33 – год выпуска 1933 год).
Создан на базе американских конструкций.


6. Трамвай ЛМ-33 получил прозвище «Американка», упоминается в городском фолклоре:
«Эх, шарабан мой, американка, куда везёшь меня ты, иностранка».


7. Трамвай ЛМ-33, двери еще деревянные.


8. Трамвай ЛМ-33 в Ленинграде. Фото 1934 года.


9.Трамвай МС. Создан в конце 20-х годов 20 века.
(МС означает – Моторный стальной).


10. Трамвай МС в блокадном Ленинграде. Единственный вид транспорта в осажденном городе.

11. Фото ленинградского МС в моем родном городе Новороссийске. Фото 1950х годов.
Сейчас в Новороссийске трамваев нет. Трамвайные маршруты убрали в 1969 году, заменив троллейбусами.


12. Трамваи МС и ЛМ-33, пережившие войну.


13. После войны в 1947 году был выпущен Трамвай ЛМ-47.


14. Трамвай ЛМ-47 в Ленинграде. Фото 1948 года


15. Трамвай ЛМ-57 (1957 года) получил прозвище «стиляга».


16. «Стиляга» в Ленинграде. Фото 1957 года.