Вариант морфемы. Морфемный разбор слова

В отличие от морфемы (единицы языка, абстрактной единицы), морф - это линейная единица речи, которая выделяется в каждом конкретном случае употребления.

Нов некоторых случаях морфы видоизменяются: отец-, отц- овский, отеч- еский. Совокупность видоизмененных морфов называется алломорфами.

Появление алломорфов обусловлено позицией в слове. Чаще всего алломорфы появляются в результате исторических чередований (йотовая и первая палатализация, падение редуцированных, юсовые чередования и т.д.):

отец // отеческий ц//ч

отец // отцовский е//нуль звука

рука // ручка к//ч

Алломорфы не могут быть заменены.

Существуют и варианты морфем. Их особенность - одна и та же позиция в слове и способность взаимозаменяться. Чаще всего варианты бывают у окончаний.

6. Взаимоприспособление морфем

При соединении морфем в слове они приспосабливаются друг к другу.

    Чередование морфем (образование алломорфов): булк -а // булоч -к-а

    Наложение (аппликация) - часть одной морфемы налагается на другую: лил ов ат ый

    Усечение мотивирующей основы: при образовании нового слова конечная гласная мотивирующей основы усекается: скольз к ий скольз и ть; дуд к а дуд е ть

    Интерфиксация - появляется незначимый элемент, который используется для благозвучия слова: лун о ход, кров е творный, сочи н ский

7. Принципы классификации морфем.

1. По характеру значения:

все морфемы по характеру своего значения делятся на два больших класса - лексические (вещественные) и грамматические . Грамматические, в свою очередь, - на деривационные и реляционные.

А. Лексические (вещественные) морфемы имеют основное вещественное значение, которое связано с отдельным понятием. За этим понятием стоит представление о каком-либо предмете, свойстве или качестве. Носителем вещественного значения является корневая морфема (или корень).

Б. Грамматические имеют грамматич. Z.

2. Классификация грамматических морфем по функции:

А. Деривационные морфемы (лат. derivatio - отведение) имеют словообразующее Z. Поэтому их основная функция - образовать новые слова с новым лексическим Z. Поэтому их еще называют словообразвательными морфемами. В русском языке к словообразовательным морфемам относят приставки, суффиксы и постфиксы.

Б. Реляционные морфемы (relatio - отношение) образуют синтаксические морфемы (в русском языке преимущественно это окончания), которые связывают слова в предложении. Реляционные морфемы выполняют роль словоизменения (или формообразования), поэтому их иногда называют словоизменительными или формоообразующими.

Реляционые морфемы служат для образования ff одного и того же слова. К ним относятся f/Оые суффиксы и приставки, и, главным образом, окончания. Поскольку русский язык - язык флективного типа, реляционное значение выражается преимущественно в окончаниях.

Вариант морфемы

(алломорф). Разновидность морфемы. Варианты морфемы, тождественные по значению и генетически родственные, различаются своим фонем ным составом. Выделяются:

1) варианты морфем, фонетически обусловленные, например: (дуп) - (дуб)а, (вос) - (воз)а;

2) варианты морфем, исторически обусловленные, например: бp-/бep-/бepь-/бop-/ бopь-|бup-|; ср. : брать - беру - берет - сбор - при сборе - собирать);

3) варианты морфем, морфологически обусловленные, например: -ой - -ою в окончании творительного падежа единственного числа существительных, прилагательных, числительных и местоимений женского рода.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "вариант морфемы" в других словарях:

    вариант фонемы - Модификация фонемы, подвергающейся в составе морфемы фонетическому варьированию. Варианты фонемы подразделяются на: 1) фонетические; 2) нефонетические: а) индивидуальные; б) диалектные; в) орфоэпические. Фонетические варианты фонемы обязательны… …

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Морф - Морф, морфа (от греч. μορφή форма) минимальная значимая единица текста, текстовый представитель морфемы. Термин «морф» предложен Ч. Ф. Хоккеттом в 1947 в качестве параллели к термину «(алло)фон»: предполагалось, что отношение (алло)фона к… …

    Морфонема - (морфофонема) элементарная единица морфонологии, предельный элемент означающего морфемы. Х. Улашин, предложивший понятие «морфонема» (1927), определял её как фонему в семасиолого морфологической функции; термин в этом значении (Дж. Л. Трейджер,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Единицы языка по уровням Синтаксический Лексический … Википедия

    В Инкубаторе Викимедиа есть пробный раздел Википедии … Википедия

    - (алломорфа) (от греч. allos другой + mогphe форма). То же, что вариант морфемы … Словарь лингвистических терминов

    морфа - Конкретный фонетический вариант морфемы … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    - (МФШ) одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой). Возникновение школы… … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия


В одну морфему объединяются также морфы, характеризующиеся следующими признаками: 1) тождественные по значению; 2) тождественные по позициям; 3) способные в любых позициях заменять друг друга. Эти морфы называются вариантами морфемы. Таковы, например, флексии творительного падежа существительных и прилагательных женского рода -ой и -ою (ср.: весной и весною, зимой и зимою, горой и горою; бедной и бедною, доброй и доброю).
Варианты морфемы находятся между собой в отношениях свободного варьирования, тогда как алломорфы - в отношениях дополнительного распределения. Вариантных морфем в русском словообразовании немного. К ним относится, например, суффикс -охонек/ -ошенек (краснёхонек - краснёшенек, синёхонек - синёшенек).
И алломорфы, и варианты морфем являются вариациями формальной стороны (т. е. плана выражения) морфемы. По значению (т. е. в плане содержания) различие как между алломорфами, так и между вариантами морфемы отсутствует.
Не являются ни алломорфами, нн вариантами морфы, формальное различие между которыми объясняется их фонетической позицией, т. е., например, морфы [дуб] и [дуп J в словоформах дубы (им. п. ми. ч.) и дуб (им. п. ед. ч.), морфы бези бесв словах бе\з)-ногий и бе [с] -кровный, морфы поди потв словах по [д] -бросить и по [т] кинуть. В этих и аналогичных случаях чередование объясняется живыми фонетическими законами языка и поэтому не имеет отношения к словообразованию.
§ 8. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Все множество морфем русского языка может быть разбито по разным основаниям на несколько классов. В классификации морфем учитываются следующие признаки: роль морфем в слове, их значение, место в составе слова, происхождение.

Еще по теме Варианты морфемы:

  1. 22. Морфема как инвариант, ее варианты – морфы (алломорфы). Морфема как единицы словаря, текста. Нулевая морфема в русском языке. Морфемный состав непроизводных инфинитивов.
  2. Способы адаптации морфем в слове: морфонологические чередования и их типы, усечение морфем, наложение морфем, интерфиксация
  3. 21. Морфемика. Форм-ная и семантич-я стор. стр-ры морфемы как миним-но значимой ед-цы яз. Морфема как ср-во выраж-я словообр-го, грам-их знач-й, ассоц-ный хар-р морфемной семантики. Форм-е совпад-е морфемы со словом, нейтрализ. роль контекста.
  4. 9. Единицы морфемного строя. Морф и морфема. Принципы классификации морфем русского языка.
  5. 21. Морфемика. Формальная и семантическая стороны структуры морфемы как минимальной значимой единицы языка. Морфема.

Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор.

Цели: сформировать понятие о вариантах морфем; познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слов; сформировать умение производить морфемный разбор слов разных частей речи.

Задачи урока:

    познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора слова;

    научить проводить морфемный разбор слова;

    формировать навык выделения значимых частей слова.

Структура урока

1. Орг. момент (тетради с домашними работами на середину парты)

Чтобы проверить ваши знания по теме «Морфемика» вы напишите небольшую проверочную работу, состоящую из двух частей (на 7-10 минут). Работу выполняйте на листах, не забудьте подписать.

2. Проверочная работа

Теоретическая часть.

Наименьшая значимая часть слова (морфема).

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (корень).

Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание).

Часть изменяемого слова без окончания (основа).

Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка).

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов (суффикс).

Для сильных учеников – кроссворд.

По горизонтали:

1. Морфема – наименьшая … часть слова.

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

3. Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

4. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

По вертикали:

1. Часть изменяемого слова без окончания.

2. Окончание, которое не выражено звуками.

3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Практическая часть.

1. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

2) снег – снежок

3) грабли – грабить

4) сон – Соня

2. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

3) спор – споры

4) слон – прислониться

3. В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменения ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи

3. Проверка знаний

1. Вспомнить, что изучили про беглые гласные.

Выполняя домашнюю работу, какое чередование вы заметили еще, кроме беглых гласных?

(записать пример на доске) орех – орешек – орешка

Назовите все чередования в данном ряду слов. Такие изменения называются вариантами морфем .

Давайте потренируемся находить варианты морфем, выполняя упражнение 431 по парам (5 минут). Пара, которая первая выполнит задание, получит оценки.

Проверка выполнения упражнения всем классом.

Давайте посмотрим на состав данных слов. Можно наблюдать, что они состоят из разных морфем, несущих свое лексическое значение. Чтобы правильно выделять морфемы, определять их значения нужно уметь делать морфемный разбор слова.

Итак, запишите тему урока и подумайте, какие задачи вы можете себе поставить.

4. Знакомство с порядком морфемного разбора слова

Разбираем вместе с учениками подробно порядок разбора на с. 27-28, тренируемся на примерах.

5. Физминутка

Поднять руки через стороны вверх. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

6. Закрепление материала

Устно: заработаешь, (у) побережья, маленькому (брату)

Письменно: черноглазую (девушку), (любоваться) утёнком, придумала

(один выполняет у доски, класс слушает и проверяет)

7. Рефлексия «Радуга»

С каким цветом ассоциируется данный урок?

    оранжевый– радостное, восторженное настроение;

    красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;

    синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть.

8. Домашнее задание – параграф 81,упражнение 432 (объяснить)