Возникновение афинского государства. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин

Афинское государство – одна из крупнейших в Древней Греции – возникла в IX – VIII вв. до н. е. в результате объединения вокруг Афин общин области Аттика.

Природные условия и занятия населения Аттики:

– В западной части Аттики является равнина, где можно было заниматься земледелием.

– Остальные часть области была гористой, где ее жители разводили овец, коз, свиней. Для выращивания зерновых культур земля Аттики была малопригодной. Поэтому афиняне предпочитали выращиванию винограда и оливковых деревьев, а зерновые покупали или обменивали у соседей.

– Многочисленные бухты способствовали развитию мореплавания и торговли

– Значительные залежи мрамора, серебра, железа, гончарной глины обусловили развитие ремесел.

Общественный строй:

Аристократия – привилегированная группа, состоявшая из знати; имела исключительное право управлять государством
Демос (народ) – свободное население греческих городов, обладавшее гражданскими правами, но не участвовало в управлении.
Метеки – свободное население, не имевшее гражданских прав (чужеземцы, бывшие рабы)
Рабы не считались гражданами государства, не имели никаких прав.
Система управления полисом:

Высшая власть принадлежала ареопага – совете старейшин.
Государством управляли девять архонтов (голова, верховный жрец, командующий войсками, шесть судей).
Народное собрание, периодически созывались, не имели существенного влияния на жизнь полисов.
Граждане делились на десять фил (родов), которые были представлены в органах власти.
Реформы Солона:

Причины реформ:

Аристократы, пользуясь своим положением всевозможными способами забирали землю у крестьян, а их за долги превращали в рабов. Положение было угрожающим и могло взорваться народным восстанием.

В 594 г. до н. первым архонтом был избран Солона (594-560 гг. до н. э.) – человека знатного происхождения, но, пользовавшийся уважением и доверием у демоса за его честность и порядочность.

– Облегчено положение крестьян, отменены долговое рабство, отменен долги, уничтожено долговые камни (которые устанавливались на участке земли должника и на которых было написано количество долга и его назначения), освобождены от рабства попавших туда за долги.

– Часть крестьян вместе со свободой получила обратно свои земли. Запрещалось афинян брать в рабство за долги. В хозяйствах богачей разрешалось использовать труд только рабов чужаков.

– Все мужское население – уроженцы Аттики считались гражданами Афинского государства.

– Избирательные права граждан Афин, разделенных на четыре разряда, связанные с их доходами, а не происхождением. разряды:

Пентакосиомедимнами – (богатые афиняне) за свой счет должны приносить корабли во время войны.

Всадники свой счет служили в коннице.

Пентакосиомедимнами и всадники имели право избираться и быть избранными на любые должности.

Зевгиты свой счет служили в тяжелой пехоте. Избирались только на низшие должности.

– Высшим органом власти стали народное собрание – экклесия, в которым имели право принимать участие мужчины, достигшие 20 лет.

– Совет старейшин – ареопаг, избиравшийся из аристократов, стал разбирательствами тяжелые преступления и контролировать работу чиновников.

– Была создан совет 400-сот (буле), которая избиралась народным собранием, выполняла роль чиновников и готовила дела для обсуждения на народных собраниях.

– Введены суд присяжных (гелия). Присяжным мог стать гражданин, достигший 30 лет. В год избиралось 6000 присяжных.

Солон считается основателем афинской демократии.

ПОДІЛИТИСЯ:

Разложение первобытнообщинного строя и образование городов-государств (полисов) в Греции привели к разным политическим результатам. Афины, Коринф, Мегары, Малоазийские города-полисы представляли собой образцы демократии.

Наряду с этими полисами были и такие, в которых сохранились значительные пережитки первобытнообщинного строя и установились своеобразные формы аристократического государства (Спарта, Крит, Фессалия и др.).

Согласно преданию, в Аттике к VIII в. до н.э. существовали четыре племенных группы филы. Затем происходит объединение этих некогда раздробленных греческих общин вокруг одного центрального пункта Афин. Процесс слияния племен в единый афинский народ греки называли "синойкизмом" и приписывали его легендарному царю Тезею. Будто бы к нему восходит разделение всего народа независимо от рода, фратрии или племени на три класса: эвпатридов или благородных, геоморов или земледельцев и демиургов или ремесленников. Только эвпатриды могли занимать должности. Продолжается ослабление власти вождя-базилевса. В VIII в. до н.э. наследственная царская власть прекращается. Эвпатриды выдвигают из своей среды некоторое количество должностных лиц, т. н. "архонтов", к которым теперь и переходят функции управления. Сначала архонты выбирались пожизненно. Позднее их стали выбирать сроком на 10 лет, а с 683 г. до н.э. ежегодно. Коллегия архонтов состояла из 9 человек. Первый архонт председатель коллегии, второй военноначальник, третий жрец.

Остальные шесть архонтов занимались отправлением правосудия.

Еще в VII в. до н.э. появился орган контроля за деятельностью архонтов ареопаг. Ареопаг состоял из бывших архонтов. Ареопаг вытеснил прежний племенной совет старейшин.

Уже в VII в. до н.э. Аттика была разделена на мелкие территориальные округа навкрарии, которые несли военные повинности. Во главе навкрарий стояли пританы.

Данные органы власти укрепили аристократическую форму правления.

В VI в. до н.э. в Афинах демос (народ) стал требовать от властей улучшения своего материального положения (наделения землей, отмены долгового рабства, введения свободы завещания и др.). Чтобы ликвидировать очаг социальной борьбы между демосом и эвпатридами коллегия архонтов в 594г. до н.э. поручает Солону (члену коллегии) провести реформы, которые ввели максимальный размер земельного надела, его куплю, продажу и дробление, свободу завещания. Долговое рабство было отменено. Солон вводит различие между гражданами по имущественному признаку. Он делит все население на четыре разряда. К первому разряду относятся наиболее богатые собственники; ко второму относятся те, которые обладали достаточным состоянием для приобретения колесницы и тяжелого оружия (это были т.н. "всадники"), к третьему разряду, или зевгитам, относилась средняя группа собственников; к четвертому разряду причислялись феты батраки, не обладавшие каким бы то ни было имуществом.


На этом делении и базируется вся система государственных должностей. Архонтами могли быть только лица, принадлежавшие к первому разряду.

Солон создал Совет 400 (булэ), которому вверялась вся полнота правительственной власти в стране. В него выбирались по 100 представителей от каждого разряда граждан. Солон сохраняет в неприкосновенности и ареопаг, который имел право затормозить любое решение Совета 400.

Солон учредил также суд присяжных-гелиэю.

Реформы Солона ограничили власть наследственной аристократии, однако же не сломили её влияние до конца. Начатые реформы завершил Клисфен, который разделил Аттику на 10 фил. Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Вся Аттика была разделена Клисфеном на 30 частей или тритий. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Следовательно, клисфеновская фила не являлась сплошной территорией. Она была чересполосной. Филы делились на демы (волости) по 10 в каждой филе. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает свое политическое влияние.

На основе нового территориального устройства страны Клисфен организовал новые государственные учреждения и должности. Он отказывается от солоновского Совета 400 и взамен последнего вводит Совет 500 высший правительственный орган.

Важность преобразований Солона и Клисфена состояла в том, что они способствовали ликвидации первобытнообщинного строя и возникновению развитой формы государства демократической республики

Афинская демократия управлялась тремя органами власти: народным собранием, Советом 500, должностными лицами.

Афинское государство2005 г. Похожие работы на тему "Афинское государство":
Другие работы:

В социальных отношениях классического афинского полиса главную роль играли не столько противоречия между рабами и рабовладельцами, которые носили скорее случайный характер, сколько антагонизм внутри гражданского коллектива. В Афинах граждане, метеки и рабы могли осуществлять одну и ту же работу, поэтому внешне их трудно было различить. Тем не менее главное отличие граждан от рабов и метеков в экономическом отношении заключалось в том, что только граждане в соответствии с их родом занятий жили отдельными кварталами. Не существовало кварталов, резервированных за рабами или метеками. Непременным условием экономической самостоятельности, а вместе с этим и социальной активности афинского гражданина в отличие от раба или метека было требование, чтобы он трудился на самого себя.

2. Экономика афинского государства

Экономическая жизнь полиса развивалась весьма бурно, особенно процветала торговля. Крупнейшим торговым полисом к V в. до н. э. стали Афины, они торговали с государствами Северной Африки, Западной Азии, с причерноморскими землями. Успешно развивались товарно-денежные отношения - весьма необычное явление для древности. Некоторые - историки даже считают возможным говорить о своеобразном "античном капитализме". Но, конечно, экономика Афин не была капиталистической, а лишь носила отдельные черты таковой, причем в самом зачаточном виде. При всей развитости торговли хозяйство было в своей основе натуральным, т. е. основная масса продуктов производилась для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке.

Говоря об эффективности афинского государства важно указать на некоторые неэкономические причины, способствовавшие этому. Среди этих причин необходимо назвать закон против лености, принятый во времена Солона. Этот закон требовал, чтобы граждане учили своих сыновей тому ремеслу и мастерству, которым сами владели. Вместе с тем этот закон был направлен против тех, которые не желали трудиться и привыкли жить за счет государственного вспомоществования и литургий, выполняемых богатыми афинянами, как гражданами, так и метеками. Другой закон запрещал упрекать и презирать кого-либо из граждан за бедность или за то, что он занимается ремеслом или торговлей. Афинские граждане, потерявшие землю и ставшие ремесленниками, торговцами или держателями кораблей, не лишались гражданских прав.

Другими причинами, способствовавшими росту эффективности афинского полиса в V в. до н.э., были осуществление морской программы Фемистокла, предусматривавшей строительство афинского флота и морской гавани в Пирее, а также строительная деятельность и панэллинская политика Перикла, сделавшие Афины открытыми для всего греческого мира и превратившие их в развитый с экономической точки зрения город и крупнейший торговлей центр всего Восточного Средиземноморья.

3. Политическая система афинского государства

Характеризуя особенности политических отношений в Афинах в классический период, важно отметить такой главный фактор как признание авторитета афинского народа, нашедшее свое выражение в укреплении роли народного собрания афинских граждан особенно после реформ Эфиальта и Перикла. В этом проявлялась сущность афинской демократии. Основными ее ценностями были isonomia, т.е. равенство граждан перед законом; isegoria - свобода слова для граждан и koininia, т.е. политическое сообщество. Понятие isonomia включало два важных положения: первое заключалось в том, что все граждане имели равные права, включая и политические, в соответствии с законом; второе - в том, что все граждане в равной степени подчинялись закону. Политическое равенство прежде всего предусматривало членство в народном собрании. В свою очередь ekklesia контролировала должностных лиц, осуществлявших внутреннюю и внешнюю политику афинского полиса. Возможно даже большую важность, чем политическое равенство, имело равенство всех граждан перед законом, особенно перед судами (didaskalia), в которых со времени Эфиальта и Перикла ежедневно представители низших классов участвовали в качестве судей. Благодаря контролирующим функциям судов афинский демос получал механизм контроля за внутренней и внешней политикой .

Фукидид в речи Перикла подчеркивал, что афиняне не считали, что открытое обсуждение вопросов может повредить ходу государственных дел. Напротив они считали неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

Афинская идея koinonia акцентировала внимание на гордости афинских граждан за свои демократические институты. Дело в том, что до IV в. до н.э. только Афины имели широкую и последовательную практику реализации политических прав в соответствии с принципами исономии и исегории. Лишь в IV в. такая форма реализации гражданских политических прав появилась на Родосе. По этой причине афиняне считали себя качественно выше, чем другие народы в том, что касается реализации вопросов практической политики. Второй аспект гордости афинян вытекал из их претензий на превосходство. Успехи, достигнутые при Кимоне и Перикле, вселили в афинян не только гордость, но и самоуверенность. И с этих позиций они стали оправдывать свои претензии на господство над другими полисами и народами. Эпиграфические источники свидетельствуют о том, что с середины V в. Афины интенсивно стали эксплуатировать своих союзников, применяя к ним репрессивные меры. Для этого афиняне прежде всего использовали судебную систему, заставив союзников по наиболее важным вопросам решать свои судебные дела в Афинах. Афиняне осуществляли конфискацию земель у союзников и распределяли ее по жребию между афинскими клерухами. Нарушая суверенитет союзных городов, афиняне навязывали им демократическое устройство. Для укрепления своего господства над союзниками, афиняне использовали также финансовую политику. В 447 г. они ужесточили сбор налогов и обязали союзников пользоваться только афинской монетой. Вследствие такой политики Афинский морской союз, выросший из Делосской симмахии, к 446 г. трансформировался в афинскую империю. Сами афиняне устами Перикла признавали, что их власть по отношению к союзникам приобрела характер тирании. Однако признав это, Перикл и афиняне считали, что отказ от такой власти был бы чреват большими опасностями. Ведь сущность империи в том и заключается, что если она не расширяется и не укрепляется, то она разрушается и гибнет.

Основы развития по демократическому пути были заложены реформами Солона и Клисфепа.

Все вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании, в котором могли участвовать все афинские граждане, независимо от имущественного положения, достигшие 20 лет (С 18 до 20 лот юноша нес военную службу, только после ее окончания он получал полные гражданские права и мог участповать в политической жизни). Собрание созывалось не менее 40 раз в течение года. Повестка дня была заранее известна. Регулярно слушались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота и общественных сооружений, продовольственное снабжение, вопросы, касавшиеся Союзников и отношений с другими государствами .

Основной функцией экклесии было издание законов и декретов (псефисмы) — решений по частным вопросам на основе уже существующих законов. Законопроекты тщательно обсуждались. Текст нового закона, а также законов, которые отменялись им, выставлялся для всеобщего ознакомления. Затем после выступления автора законопроекта в его защиту народное собрание назначало комиссию из числа народных судей для изучения вопроса о целесообразности принятия нового закона. Обсуждение законопроекта происходило как бы в форме судебного процесса. Окончательное решение выносило народное собрание. Но и после принятия нового закона автор его в течение года мог быть привлечен к ответственности по обвинению в том, что предложил закон, противоречащий демократической конституции и существующим законам.

В народном собрании происходили выборы должностных лиц, связанных с государственными финансами, и военных. Их выбирали открытым голосованием.

Остальные должности замещались по жребию.

Существовала свобода слова, и ораторам разрешалось подвергать критике любые мероприятия в области внутренней и внешней политики. Право выступить имел каждый гражданин, присутствовавший на собрании.

В промежутках между народными собраниями вопросами управления ведал совет пятисот, пополнявшийся ежегодно по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста. В функции совета кроме руководства текущими делами (включая финансы, пополнение и содержание флота, государственное строительство, контроль над деятельностью должностных лиц, распоряжение государственным имуществом, отношения с союзниками, дипломатия) входила подготовка вопросов, подлежавших рассмотрению в народном собрании.

Большую роль в политической жизни Афин играл суд присяжных — гелиея. В суде могли участвовать (и притом неограниченное число раз) все афинские граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, независимо от имущественного ценза. Ежегодно жребием из желающих отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В дни судебных заседаний (их было не менее 300 в год) опять жребием судьи распределялись по судебным помещениям. Они заранее не знали, какие дела будут рассматривать, что исключало возможность подкупа и злоупотреблений. Но вследствие такой практики судьи должны были принимать решения только на основании приводимых сторонами в суде доводов. Адвокаты не допускались, каждый должен был обвинять или защищаться сам.

Компетенция суда была чрезвычайно обширной. Разбирались частные тяжбы афинских граждан и метеков (постоянно живших в Афинах переселенцев из других областей), многие дела жителей союзных государств, процессы политического характера, дела, связанные с незаконным проникновением в списки граждан, и др. При огромном множестве подлежавших рассмотрению дел существовала определенная очередность.

По мере роста могущества Афин, превращения Дслосского союза в Афинскую морскую державу и бурного развития афинской экономики, естественно, увеличивался и аппарат управления. Множество ежегодно сменяемых должностных лиц ведало различными областями экономической, финансовой и хозяйственной жизни государства. Выборные должностные лица были и в подразделениях Афинского государства — филах, демах, фратриях. Любой афинский гражданин, хотел он того или нет, втягивался в общественно-политическую жизнь страны.

Афинские граждане имели не только права, но и обязанности перед государством. Кроме военной службы сюда относились так называемые литургии — повинности более обеспеченных афинян за свой счет готовить театральные представления (хорегия), оснащать и набирать экипажи военных судов (триерархия), обеспечивать организацию гимнастических состязаний, всенародных угощений (по филам и демам) и др. Уклонение от политической и общественной деятельности осуждалось, частная жизнь, хотя и не подвергалась столь жестокой регламентации, как в Спарте, все же должна была подчиняться укоренившимся консервативным устоям. Полагалось приносить установленные жертвы божествам, участвовать в культах фил, демов, фратрий и государства. Образ жизни, отклонявшийся от обычных рамок, вызывал подозрительное отношение, а в некоторых случаях, как было, например, с Сократом, использовался как повод для обвинений в антидемократизме. Чрезвычайно активная деятельность судов при многочисленном и не всегда достаточно компетентном составе их участников создавала благоприятную почву для появления и распространения профессиональных доносчиков — сикофантов, шантажировавших и вымогавших деньги под угрозой возбуждения судебного дела

Афинская политическая система, самая передовая для Греции того периода, была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие ни политических, ни элементарных человеческих прав, но и метеки. Последние по получали политических и гражданских прав, даже если жили в Афинах в течение нескольких поколений. Афинское государство было заинтересовано в увеличении числа метеков, и в некоторые периоды принимались специальные меры для их привлечения. Метеков приписывали к афинским демам, законы защищали их интересы в большей мере, чем обычных чужеземцев — ксенов(Делами метеков ведал архонт-полемарх.).

Однако метеки были отгорожены от гражданского коллектива. Они не только исключались из всякого участия в политической жизни Афин, но и не имели права владеть недвижимым имуществом—землей(Земледелием метеки могли заниматься только в качестве арендаторов частновладельческой земли.) и домами. Занимаясь преимущественно ремеслом, торговлей, работой по найму, метеки вынуждены были жить в наемных помещениях.

В то время как граждане Афин в период мира не платили прямых налогов, для метеков существовал специальный подушный налог — метойкион.

Метеки наряду с гражданами несли военную службу, более состоятельные из них привлекались к некоторым литургиям.

В политической жизни Афин не участвовали и женщины. Афинянки вели даже более замкнутый образ жизни, чем спартанки, получали весьма скудное образование, готовившее их только к роли матери и домашней хозяйки. Жизнь женщины ограничивалась ее домом и двориком, за пределы которых она выходила лишь в особых случаях (похороны или роды у кого-либо из близких, праздничная религиозная процессия), и то при обязательном сопровождении. Необходимые для хозяйства закупки делали муж и рабы. Когда к мужу приходили гости, жена удалялась на свою половину, участие в приемах и собеседованиях мужчин считалось признаком дурного поведения, несовместимым с положением порядочной женщины. Жизнь, разумеется, вносила свои коррективы в эти застоявшиеся консервативные устои, но процесс ломки был болезненным .

Что касается полноправных граждан, то политический строй Афин обеспечивал им полноту политических прав и свобод. Применение жребия при замещении, должностей предполагало, что любой гражданин может быть привлечен к управлению государством. Ежегодно сменяемые должностные лица регулярно отчитывались перед народным собранием и в случае признания отчета неудовлетворительным могли быть отозваны досрочно. Даже высшие должностные лица должны были руководствоваться волей народного собрания. При всем том принцип прямого народоправства не мог быть реально осуществлен. Народное собрание происходило достаточно часто, чтобы на нем ставились вес важнейшие вопросы текущей политики. Но участвовали в собрании далеко не все граждане Афин. Жителям отдаленных от города районов приходилось затрачивать много времени на дорогу туда и обратно и отрываться от своих хозяйств. Да и горожане нередко по тем или иным причинам пропускали собрания. Характерно, что кворум, требовавшийся для решения некоторых особо важных вопросов, составлял 6000 человек, что примерно равняется 1/4 или даже 1/5 общего числа граждан.

Заключение

Можно выделить четыре главные черты афинского государства: полный отказ от порабощения местного населения, участие всех граждан в политической и правовой жизни полиса; отсутствие промежуточных категорий между гражданами и негражданами и относительно высокий уровень развития в Афинах судебно-правовой системы.

Афины представляли собой рабовладельческое город-государство. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (эвпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру.

Свободное население Афин распадалось на класс крупных рабовладельцев-землевладельцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо эвпатридов, представителей новой торгово-денежной знати, ко второму — широкие слои демоса, т. е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных — на граждан и метэков (чужестранцы, жившие на территория Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы.

В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI в. Солоном и Клисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Вместо прежних родовых фил появились территориальные, подразделявшиеся на демы. Всё более росла роль афинского народного собрания. Основные государственные должности были выборными. Выборный «совет пятисот» (булэ) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати - ареопаг, хотя последний в начале V в. ещё представлял собой определённую политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных, состав которого пополнялся путём жеребьёвки из числа всех полноправных граждан.

Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации. Афины, как торговое и морское государство, развивали преимущественно кораблестроение. К началу V в. афинский флот, в особенности военный, был ещё невелик. Однако всё экономическое развитие Афинского государства, а затем нависшая над ним военная угроза толкали афинян на путь усиленного строительства флота. Так как служба во флоте была в основном уделом беднейших граждан, то рост афинского флота был тесно связан с дальнейшей демократизацией политического устройства, а низший командный состав и гребцы флота были опорой рабовладельческой демократии. В скором времени вопрос о значении флота для Афинского государства встал во весь рост. Это произошло в связи с нападением персов на Грецию.

Список литературы

    Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике в V-IV вв. до н.э. // Античная Греция т. II - Становление и развитие полиса / Под ред. Е.С. Голубцовой и др. М., 1983, с. 298 сл.;

    Глускина Л.М. Аренда земли в Аттике в IV в. // ВДИ. 1968. № 2. С. 42-58;

    Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI-V вв. до н.э. Л., 1980;

    Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 119 сл.;

    Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991.

    Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica").

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica")

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica")

14) Возникновение афинского государства, формирование его демократических принципов (реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла).

В конце Гомеровской эпохи (IX в. до н.э.) в Аттике, расположенной в средней части Балканского полуострова, проживало 4 племени (филы), которые делились на 12 фратрий (фратрия - это первоначальный род, из которого выделились дочерние роды, фратрия характеризовалась единым культом, общим владением и была боевой единицей в ополчении), которые состояли примерно из 30 родов каждая. Систему управления этого времени обычно характеризуют как военную демократию. Во главе племени стоял вождь - басилевс, высшим органом было собрание мужчин-воинов, определенное значение имел совет старейшин.

Как и в остальных областях Греции, в IX-VIII вв. до н.э. в Аттике происходит разложение родового строя, начинается социальная и имущественная дифференциация населения и появляются первые элементы государственности. Отправной точкой формирования Афинского полиса стал синойкизм - частью добровольное, частью насильственное объединение родовых общин вокруг одного центра - Афин. По преданию, это объединение осуществил афинский герой Тезей. На горе Акрополь была построена общая для всех крепость, был введен общеаттический культ богини Афины, в Афины были переселены многие знатные роды из других поселков. Тезей упразднил родовые органы управления в поселках Аттики и учредил центральное управление. Басилей - племенной вождь - утратил свое значение и был заменен коллегией девяти архонтов: архонт-эпоним считался старшим и руководил коллегией, архонт-полемарх ведал военным делом, архонт-басилей ведал религиозным культом и 6 архонтов-фесмофетов считались толкователями права. Совет старейшин был преобразован в высший орган власти - ареопаг (члены этого совета собирались на горе, посвященной богу войны - Аресу), который пополнялся из отслуживших свой срок (первоначально - 10 лет) архонтов. Ареопаг же производил выборы новых архонтов из среды родовой знати. Народное собрание, как орган власти, существовало лишь формально и практически не собиралось.

Тезею приписывают и разделение всего населения Аттики на три группы в соответствии с имущественной и профессиональной дифференциацией общества: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников и торговцев. Появляется в обществе и пока незначительная прослойка рабов.

Развитие товарно-денежных отношений отрицательно отразилось на положении греческого крестьянства. Аграрный кризис, являвшийся главной причиной Великой колонизации, стал еще больше углубляться. Происходило разорение крестьян, которые лишаются своих "отеческих наделов" и пополняют ряды батраков - фетов. Характеризуя обстановку, сложившуюся в Афинах на рубеже VII-VI вв. до н.э., Аристотель писал: "Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами или шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона".


В VIII-VII вв. до н.э. в связи с развитием товарно-денежных отношений происходит рост и укрепление прослойки торговцев и ремесленников, которые выражали все большее недовольство тем, что их не допускали к органам управления. Серьезной проблемой являлось отсутствие писаных законов, что приводило к произволу со стороны эвпатридов по отношению и к геоморам, и к демиургам. Под давлением демоса (народа) эвпатриды согласились записать действующее в Афинах право.

Запись действующих правовых норм в 621 г. до н.э. произвел архонт Драконт, при этом он включил в законодательство не только право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство новые нормы, отражающие социально-экономическую ситуацию Афин второй половины VII в. Так, по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, устанавливались различия между предумышленными и непредумышленными убийствами. Законы оформляли право частной собственности и вставали на ее защиту.

Судя по сохранившимся отрывкам, законы Драконта были еще очень несовершенны и содержали в себе немало архаичных правовых норм и обычаев: в основе своей эти законы были записью уже существовавшего обычного права. Многие из этих законов уходят своими корнями в глубины первобытной эпохи, как, например, экзотический обычай привлечения к судебной ответственности "совершивших убийство" животных и неодушевленных предметов. Особенностью законов Драконта была и их крайняя суровость. За все преступления, будь то умышленное убийство или кража яблок из сада соседа, Драконт установил одно наказание - смертную казнь. Сам он объяснил это, когда его спросили о суровости законов, следующим образом: "мелкие преступления, по его мнению, заслуживают такого наказания, а для крупных он не нашел ничего большего" (Аристотель).

Вместе с тем сам факт записи права нельзя не оценить как положительный сдвиг, поскольку он свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитету полиса. Запись, законов и введение правильного судопроизводства способствовали изживанию старинных обычаев и преодолению родовых отношений.

Социальные противоречия в Аттике продолжали обостряться и грозили вылиться в кровавые столкновения. Однако в этот критический момент победила социальная мудрость греков. Эвпатриды согласились на компромисс и пошли на уступки демосу. В 594 г. до н.э. архонтом с особыми полномочиями для проведения реформ был избран Солон, величайший мудрец и политик Древней Греции, который в тот момент устраивал все противоборствующие группировки. Он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было формирование основ демократии, борьба с пережитками родового строя и восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами. Реформы Солона затронули почти все стороны жизни афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело, государственное управление.

Главной реформой Солона с точки зрения формирования Афинской демократии было восстановление полномочий и возобновление работы народного собрания. Все свои мероприятия Солон утверждал на народном собрании, получая тем самым не только всенародное одобрение, но и высшую санкцию на проведение этих мер.

В экономической области Солон стремился ограничить экономическое могущество эвпатридов и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Его реформы были направлены на развитие интенсивных отраслей сельского хозяйства (виноградарства и оливководства), на поощрение занятий ремеслом, на создание благоприятных условий для торговли.

В социальной сфере Солоном было проведено в жизнь несколько законов, отражавших глубокие изменения в общественной структуре Афин. Наиболее важной из них была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием "стряхивание бремени" (сейсахтейя). Солон и в самом деле сбросил с плеч афинского народа ненавистное бремя долговой кабалы, объявив все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретив на будущее сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла крестьянство Аттики от порабощения и тем самым сделала возможным дальнейшее развитые демократии в Афинах.

Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всех афинских граждан на четыре разряда в зависимости от величины получаемого дохода с земли (тимократическая реформа). Суть этой реформы состояла в том, что теперь не принадлежность к тому или иному роду, а размер частной собственности и способность ее увеличить определяла социальную значимость человека. К высшему разряду - пятисотмерникам (пентакосиомедимны) - были отнесены лица, получавшие свыше 500 медимнов (1 медимн составлял около 52 л) жидкого или сыпучего продукта в год. Второй разряд составляли всадники, получавшие свыше 300 медимнов дохода. Граждане третьего разряда именовались зевгитами, и их ценз составлял 200 медимнов. Самый низший разряд составляли феты, получавшие доход менее 200 мер. Принадлежность к тому или иному разряду была связана с определенными правами и обязанностями, и в соответствии с делением на эти разряды Солоном была осуществлена военная реформа и реформа государственного управления.

В военном деле принадлежность гражданина к тому или иному разряду определяла его положение в воинском строю: два высших разряда формировали конницу, зевгиты, в разряд которых попала большая часть афинского населения, формировали фалангу тяжеловооруженной пехоты - основу афинского войска, а феты составляли легковооруженную пехоту и вспомогательные части.

В области государственного управления Солон не просто способствовал повышению роли народного собрания (экклессии), но и стремился сделать его главным органом власти. На народном собрании стали обсуждать важнейшие государственные дела и принимать законы. Причем в работе народного собрания имели право участвовать все четыре разряда афинских граждан, включая малоимущих. Для упорядочения и лучшей организации работы народного собрания Солон учредил специальный орган - буле (или Совет 400, так как его члены избирались ежегодно по 100 человек от каждой филы из двух высших имущественных разрядов). Буле готовил дела для обсуждения на народном собрании и решал текущие вопросы управления в перерывах между собраниями. Повышение роли народного собрания и учреждение Совета 400 привели к ограничению функций аристократического ареопага и понижению его роли, хотя она еще оставалась довольно значительной.

Солон учредил еще один важный демократический орган в Афинах. Им стала многочисленная по своему составу и избиравшаяся из состава всех граждан судебная коллегия - гелиэя. Гелиэя должна была вести судебные разбирательства различных конфликтов между гражданами, проверять отчеты должностных лиц, в том числе и финансовые.

Для руководства усложнившейся деятельностью афинского полиса Солон учредил новые должности: полетов (ведали арендой государственного имущества), коллакретов (следили за обеспечением религиозных общественных обрядов), коллегию одиннадцати (осуществляли полицейские функции).

Реформаторская деятельность Солона заложила основы полисной демократии, которая привела Афины к блестящему расцвету в классический период греческой истории.

Линию Солона на формирование Афинской демократии продолжил Клисфен, который проводил реформы после свержения тирании с 509 по 500 г. до н.э. Если реформы Солона подорвали экономическое могущество знати, то Клисфен пошел еще дальше. Главной опорой аристократического режима в Афинах, так же как и во всех других греческих государствах, были родовые объединения - филы и фратрии. С древнейших времен весь афинский демос делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиниться религиозному и политическому авторитету своих "вождей", оказывая им поддержку во всех их предприятиях.

Занимая господствующее положение в родовых союзах, аристократия держала под своим контролем всю массу демоса. Против этой политической организации Клисфен и направил свой главный удар. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам - демам. Филы, учрежденные Клисфеном, не имели никакого отношения к старым родовым филам. Более того, они были составлены с таким расчетом, чтобы лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были впредь политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, "смешал все население Аттики", не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Таким образом, ему удалось решить одновременно три важные задачи: 1} афинский демос, и, прежде всего крестьянство, составлявшее весьма значительную и вместе с тем наиболее консервативную его часть, был освобожден из-под древних родовых традиций, на которых основывалось политическое влияние знати; 2) были прекращены нередко возникавшие распри между отдельными родовыми союзами, угрожавшие внутреннему единству афинского государства; 3) были привлечены к участию в политической жизни те, кто до этого стоял вне фратрий и фил и в силу этого не пользовался гражданскими правами.

Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании, приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, не исключая и самых высших - архонтов и стратегов (коллегия из десяти стратегов, командовавших армией, была учреждена Клисфеном.), выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в том случае, если допущена какая-нибудь провинность с их стороны, могут быть подвергнуты тяжелому наказанию.

Рука об руку с народным собранием работал созданный Клисфеном Совет пятисот (буле) и учрежденный Солоном суд присяжных (гелиэя). Совет пятисот выполнял при народном собрании функции своеобразного президиума, занимаясь предварительным обсуждением и обработкой всех предложений и законопроектов, поступавших затем на окончательное утверждение в экклесию. Поэтому декреты народного собрания в Афинах начинались обычно с формулы: "Постановили совет и народ". Что касается гелиэи, то она стала в Афинах высшей судебной инстанцией, в которую все граждане могли обращаться с жалобами на несправедливые решения должностных лиц. Как совет, так и суд присяжных избирались жеребьевкой по десяти филам, учрежденным Клисфеном. Благодаря этому в их состав могли попасть наравне с представителями знати также и рядовые граждане. Этим они в корне отличались от старого аристократического совета и суда - ареопага.

Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности насильственного захвата власти и установления тирании Клисфен ввел особую процедуру - остракизм (голосование на черепках). В народном собрании периодически ставился вопрос: есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку? Если на этот вопрос звучали утвердительные ответы, то проводилось голосование путем записи имен на осколках глиняной посуды. Если при подсчете голосов выяснялось, что одно и то же имя встречается 6 тыс. раз, то этого человека изгоняли из Афин на 10 лет без конфискации имущества.

Впрочем, до полного торжества демократических идеалов в Афинах было ещё далеко. Сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена система государственного управления оценивалась древними как умеренная форма демократии. Наибольшим значением в политической жизни Афин пользовалась прослойка зажиточного крестьянства, оттеснившая на задний план как старую земельную знать. Малоземельные крестьяне, равно как и городская беднота, активного участия в управлении государством в то время еще не принимали, хотя формально и те и другие считались афинскими гражданами. Следует иметь в виду, что, начиная со времени Солона, доступ во многие из правительственных учреждений был по-прежнему ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.

В начале V в. до н.э. вся Эллада оказалась вовлеченной в затяжной и кровопролитный военный конфликт с Персидской державой. Для греческих полисов персидская угроза рассматривалась как смертельная опасность, особенно для наметившегося пути их развития как полисных организмов с интенсивной рабовладельческой экономикой, активной политической жизнью граждан, с их самобытным стилем жизни и культуры. Греко-персидские войны продолжались полвека (500-449 гг. до н.э.), и в это время, несмотря на самое активное участие в военных действиях Афины продолжали совершенствовать свою демократическую государственность.

К концу 80-х гг. демократическому лидеру Фемистоклу удалось добиться принятия народным собранием морской программы, которая предполагала проведение наступательных действий против персов и активной внешней политики афинского государства. Морская программа имела не только военный, но и политический аспект. Ее реализация поднимала политическую роль низших слоев афинского гражданства, так как феты, не имея средств на приобретение дорогого снаряжения пехотинцев, могли служить главным образом во флоте. Морская программа существенно поднимала роль торгово-ремесленных слоев.

В 462 г. до н.э. военно-политическая ситуация позволила новому демократическому лидеру Эфиальту осуществить реформы, направленные на углубление демократии. Эфиальт решил нанести удар по аристократическому ареопагу, все еще сохранявшему существенное значение в государственной системе Афин. Проведя кампанию по дискредитации этого органа, обвинив ряд его членов в коррупции, Эфиальт провел через народное собрание закон, по которому ареопаг был лишен политических прав и полномочий и превращался в судебную инстанцию. Благодаря Эфиальту был принят еще один закон, направленный на защиту афинской демократии. Каждый гражданин получал право подать жалобу на противозаконие (графэ параномон), если усматривал в принятом народным собранием законе угрозу для демократических устоев Афинского государства.

Подлинного расцвета Афинская демократия достигла во времена выдающегося политического деятеля Перикла, который с 444 до 429 г. до н.э. переизбирался на пост первого стратега и выступал фактическим руководителем государства. Перикл удовлетворил требования средних и бедных афинских граждан привлечь их к реальному управлению государством и добился введения оплаты государственных должностей, а также платы за участие в работе народного собрания. Еще один закон Перикла был направлен на защиту демократии, которая могла (и может) давать все блага только ограниченному числу людей. По этому закону афинским гражданином мог быть только тот человек, у которого и мать, и отец были афинскими гражданами.

Время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин, когда этот полис пережил экономический, политический и культурный расцвет и был гегемоном Афинского морского союза, в который входило более двухсот греческих полисов.

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.

Предпосылки для объединения племен Аттики под единой властью:

    1. географические условия , требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды;
    2. истощение локальных природных ресурсов , усилившееся с переходом к производящей экономике;
    3. развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен;
    4. необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов , вышедших за племенные рамки.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы , связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея . Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества .

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Конфликты имущественной диференциации, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, и их разделением (также приписываемым Тесею) на

    • эвпатридов - благородных,
    • геоморов - земледельцев и
    • демиургов - ремесленников.

Государственные органы Афинского государства:

    1. народное собрание;
    2. ареопаг;
    3. архонты.

Ареопаг , заменив совет старейшин, избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Афинское государство в V-IV вв. до н.э.

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.
Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными . Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:

    1. народное собрание (верховный орган власти) ;
    2. Совет пятисот (дипломатия, финансы, надзор, торговля - аналог );
    3. гелиэя (высший судебный орган государства).

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты .

Подробнее о государственных органах Древних Афин

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:

  1. осуществление дипломатических сношений с другими государствами;
  2. управление финансами;
  3. надзор за арсеналами, доками, флотом;
  4. регулирование торговли;
  5. контроль за должностными лицами.