Желудок умнее мозга. Рост и падение IQ. Игры с мелочью

Этот умный мозг

Как он опять удивил нас, этот особенный человеческий мозг! Мы-то нацелились изучать систему, естественно с убеждающей скептиков статистикой, а он опять… Корректурная проба. Казалось бы, чего проще: смотри себе на ряды незамкнутых колечек и отыскивай одинаковые или ищи среди них замкнутое. Всего-то… Так нет же, мозговая система обеспечения этой простенькой, максимально стереотипной, но все-таки мыслительной деятельности через короткие интервалы времени реорганизовалась . Стабильной она была от половины до двух с половиной секунд. Мозг как будто бы «скучал» при этой стереотипии и играл с ней, как кошка с мышкой. Наверное – и почти наверняка, если все время повторять стереотипные задачи, все перейдет на автоматизм: мы будем машинально тянуться к выключателю, даже зная, что свет отключен; мы не будем думать, с какой ноги пойти, как держать мыло при мытье рук и т.д., и т.п., и, почти не думая совсем, мы будем решать и корректурный тест.

Уже говорилось о значении стереотипов в нашей жизни, о решении мозгом одинаковых задач по принципу, близкому к принципу меченых линий, т.е. путем минимального использования территорий, когда все остальное поле предназначено для мышления. Но здесь подчеркивается другое, а именно борьба мозга, пусть неравная, против стереотипа, борьба самосохранения. Наверное, если бы к этой ситуации можно было подобрать девиз, он был бы: «Хочу мыслить!!!» Самосохранение мозга идет, по-видимому, и путем использования этого механизма. Однако наиболее мощным механизмом самосохранения мозга является его реакция на каждое изменение во внешней и, вероятно, внутренней среде. Роднит оба эти механизма самосохранения вовлечение обширных территорий мозга в активность, их активация. Но во втором случае это не просто обширная территория, это, наверное, практически весь мозг. И хочет человек этого или не хочет, оба эти механизма, и особенно второй, сберегают мозг человека для более сложных форм деятельности практически до того момента, когда жизнь мозга будет (или не будет – это не фатально) страдать от организменных нарушений или от болезней самого мозга.

Не хочется идти по линии тривиальных контрастов, но так и напрашиваются примеры наших рук, ног, которые в ходе эволюции не «придумали» себе механизма самосохранения. Вероятно, тогда, когда происходило становление человека или, мне просто приятнее так думать, когда появился (откуда – не знаю) человек в нецивилизованном мире, ни руки, ни ноги, ни другие его скелетно-мышечные образования от чего-чего, но от безделья не страдали. Вот и приходится нам, как это ни парадоксально, в нашем обездвиженном мире придумывать элегантный теннис, плавание, лыжи, коньки, рок-н-ролл и наслаждаться, далеко не всегда сознавая это, возможностью мыслить, решать сложнейшие научные задачи или, как четки, перебирать воспоминания. Этот умный мозг… Как он себя бережет – и нас, конечно!

Механизмы самосохранения мозга теснейшим образом смыкаются с внутренними механизмами его надежности. Они разные, эти механизмы надежности. Сюда могут быть отнесены механизмы защиты – они уже описаны нами выше. Это – вспышки медленных волн в электроэнцефалограмме, ночью стирающие или старающиеся стереть нежелательные очаги возбуждения и играющие ту же роль в больном мозге, прежде всего при эпилепсии (правда, с переменным успехом). Это – соизмеримость разнонаправленных сдвигов сверхмедленных процессов по количеству включенных зон мозга и интенсивности защиты, прежде всего в непосредственной близости к очагу патологического возбуждения (вероятно, именно это в не нейрофизиологическом варианте исследования определяется как «вал торможения» вокруг очага возбуждения).

Действительно, рассмотрение механизмов надежности мозга немыслимо без упоминания защитных механизмов. Что бы мы делали без них – просто думать не хочется! Каждая маленькая неприятность вызывала бы взрыв, аффект, каждое постоянное думание о чем-то – навязчивое состояние, не смытое ночной защитной волной. Наверное, вновь повторяюсь, здесь нельзя обойтись без упоминания о межсистемной защите – движение versus избыточные эмоции. И сколько их еще, защитных механизмов и механизмов самосохранения! Ведь каждый шаг в глубь мозга как бы открывает новые горизонты этих механизмов. Все они особенно важны для мозга с его почти астрономическим количеством клеточных элементов и связей между ними. Они, эти элементы и связи, если возникли на нашей планете и сохранились в веках, нуждались, по-видимому, в сохранении, защите. А если наш интеллект – явление инопланетное, во что я верю несколько больше, чем в земную эволюцию, то и тогда он нуждался в том же – в сохранении.

Моя тяга к вере в иное, чем принято сейчас в научном мире, происхождение мозга и, следовательно, человека базируется на исключительной сложности и, как принято считать, сверхизбыточности мозга. (Конечно, могла быть такая мутация, но что сохранило именно ее? Хотя, в то же время, где та планета, на которой исходные требования к мозгу на много порядков выше?) Эти мысли не увядают у меня с годами нейрофизиологического общения с живым человеческим мозгом. Боюсь, что наш «железобетонный» материализм иногда все же лишает нас непредвзятого взгляда на события, без их обязательного строго определенного философского обрамления (одного-единственного, которое «обязательно верно», а то, что в него не вписывается, – то «от лукавого»).

Итак, множество клеток, множество связей. И однако, когда образуется базис стереотипов, огромное множество этого богатства становится открытым для мышления или избыточным. Но если избыточным, то зачем у всех без исключения людей нашей планеты работают механизмы самосохранения мозга? Затем, наверное, что никто не знает, когда ностальгия по мыслительной деятельности вернется к человеку. А мыслительная деятельность, как известно, обеспечивается описанным выше аппаратом переменных, гибких звеньев, осуществляется при условии использования очень многих, если не всех, физиологических и морфологических возможностей мозга! Калейдоскопическая, хотя на самом деле детерминированная, игра гибких звеньев теснейшим образом связана с тем, о чем говорилось вначале, – с реорганизацией системы. Они невозможны друг без друга. А потому гибкие звенья, этот механизм богатства и надежности мозга, извне смотрящиеся как основа возможности мыслить в самых разных условиях, изнутри мозга полноправно могут рассматриваться и как механизм его самосохранения.

Всё ли это на сегодня о надежности? Не всё. Кроме того что клеток и связей много, одни и те же клетки и клеточные скопления могут принимать участие в самых разных видах деятельности, они реально или потенциально полифункциональны. И, как мы уже знаем из предыдущих глав книги, клеточные скопления, популяции более или менее богаты в зависимости от того, в каких внешних и внутренних условиях работает мозг. Нейрофизиологически это выражается, как уже многократно подчеркивалось, уровнем сверхмедленных процессов. Жаль, что нельзя применить простую арифметику для оценки всех этих свойств мозга! Надежность есть функция количества клеток, связей, их полифункциональности, состояния защитных механизмов и т.д. Так. Но если бы это все – в цифрах, а? Впечатляющие были бы цифры! Но для этого надо было бы найти соизмеримые величины по разным механизмам. Да и знать сами цифры. А впрочем, кто-нибудь, чтобы украсить диссертацию, что-нибудь эдакое и выдаст. Все может быть в нашу эпоху диссертационной науки!

Надежность мозга, так же как и многое другое в мозге, может быть рассмотрена еще с одной стороны. В поддержании деятельности нестереотипной, но по существу близкой к ней, осуществляемой по заранее намеченному плану, большую роль должен играть аппарат сличения деятельности с планом и сигнализации об отступлении от него. Эту роль в некоторых видах почти стереотипной, во всяком случае плановой, деятельности играют зоны мозга, реагирующие на такое рассогласование. А так как это не одна зона, а ряд зон, предположение о системе (только предположение!) не может быть отвергнуто. Система (ну хорошо, пусть пока зоны) детекции ошибок либо корригирует деятельность на бессознательном уровне, либо создает у человека состояние, выражающееся смутным чувством чего-то невыполненного или выполненного неверно. Человек «задумывается» – и часто правильно решает задачу.

Но детекция ошибок может реализовать еще по крайней мере две функции, обе из которых не очень-то и выгодны, не очень-то полезны человеку. 1. Детекция ошибок, как и многое другое, – механизм тренируемый. Его вполне можно дотренировать до навязчивого состояния, да еще при известной генетической склонности к этому. Человек без конца будет проверять, выключен ли газ, включен ли будильник и т.д. 2. Творчество можно описывать по-разному. В том числе и как мыслительную деятельность, развивающуюся на базисе известного, но как бы «воспаряющую» над ним. Попробуй-ка «воспари», если тебя за полы хватает чересчур активный детектор ошибок, детектор отклонения! Так и будешь творить и отрекаться, мысленно, устно или письменно… Итак, всему свое место, своя роль.


Как он опять удивил нас, этот особенный человеческий мозг! Мы-то нацелились изучать систему, естественно с убеждающей скептиков статистикой, а он опять… Корректурная проба. Казалось бы, чего проще: смотри себе на ряды незамкнутых колечек и отыскивай одинаковые или ищи среди них замкнутое. Всего-то… Так нет же, мозговая система обеспечения этой простенькой, максимально стереотипной, но все-таки мыслительной деятельности через короткие интервалы времени реорганизовалась. Стабильной она была от половины до двух с половиной секунд. Мозг как будто бы «скучал» при этой стереотипии и играл с ней, как кошка с мышкой. Наверное – и почти наверняка, если все время повторять стереотипные задачи, все перейдет на автоматизм: мы будем машинально тянуться к выключателю, даже зная, что свет отключен; мы не будем думать, с какой ноги пойти, как держать мыло при мытье рук и т.д., и т.п., и, почти не думая совсем, мы будем решать и корректурный тест.
Уже говорилось о значении стереотипов в нашей жизни, о решении мозгом одинаковых задач по принципу, близкому к принципу меченых линий, т.е. путем минимального использования территорий, когда все остальное поле предназначено для мышления. Но здесь подчеркивается другое, а именно борьба мозга, пусть неравная, против стереотипа, борьба самосохранения. Наверное, если бы к этой ситуации можно было подобрать девиз, он был бы: «Хочу мыслить!!!» Самосохранение мозга идет, по-видимому, и путем использования этого механизма. Однако наиболее мощным механизмом самосохранения мозга является его реакция на каждое изменение во внешней и, вероятно, внутренней среде. Роднит оба эти механизма самосохранения вовлечение обширных территорий мозга в активность, их активация. Но во втором случае это не просто обширная территория, это, наверное, практически весь мозг. И хочет человек этого или не хочет, оба эти механизма, и особенно второй, сберегают мозг человека для более сложных форм деятельности практически до того момента, когда жизнь мозга будет (или не будет – это не фатально) страдать от организменных нарушений или от болезней самого мозга.
Не хочется идти по линии тривиальных контрастов, но так и напрашиваются примеры наших рук, ног, которые в ходе эволюции не «придумали» себе механизма самосохранения. Вероятно, тогда, когда происходило становление человека или, мне просто приятнее так думать, когда появился (откуда – не знаю) человек в нецивилизованном мире, ни руки, ни ноги, ни другие его скелетно-мышечные образования от чего-чего, но от безделья не страдали. Вот и приходится нам, как это ни парадоксально, в нашем обездвиженном мире придумывать элегантный теннис, плавание, лыжи, коньки, рок-н-ролл и наслаждаться, далеко не всегда сознавая это, возможностью мыслить, решать сложнейшие научные задачи или, как четки, перебирать воспоминания. Этот умный мозг… Как он себя бережет – и нас, конечно!
Механизмы самосохранения мозга теснейшим образом смыкаются с внутренними механизмами его надежности. Они разные, эти механизмы надежности. Сюда могут быть отнесены механизмы защиты – они уже описаны нами выше. Это – вспышки медленных волн в электроэнцефалограмме, ночью стирающие или старающиеся стереть нежелательные очаги возбуждения и играющие ту же роль в больном мозге, прежде всего при эпилепсии (правда, с переменным успехом). Это – соизмеримость разнонаправленных сдвигов сверхмедленных процессов по количеству включенных зон мозга и интенсивности защиты, прежде всего в непосредственной близости к очагу патологического возбуждения (вероятно, именно это в не нейрофизиологическом варианте исследования определяется как «вал торможения» вокруг очага возбуждения).
Действительно, рассмотрение механизмов надежности мозга немыслимо без упоминания защитных механизмов. Что бы мы делали без них – просто думать не хочется! Каждая маленькая неприятность вызывала бы взрыв, аффект, каждое постоянное думание о чем-то – навязчивое состояние, не смытое ночной защитной волной. Наверное, вновь повторяюсь, здесь нельзя обойтись без упоминания о межсистемной защите – движение versus избыточные эмоции. И сколько их еще, защитных механизмов и механизмов самосохранения! Ведь каждый шаг в глубь мозга как бы открывает новые горизонты этих механизмов. Все они особенно важны для мозга с его почти астрономическим количеством клеточных элементов и связей между ними. Они, эти элементы и связи, если возникли на нашей планете и сохранились в веках, нуждались, по-видимому, в сохранении, защите. А если наш интеллект – явление инопланетное, во что я верю несколько больше, чем в земную эволюцию, то и тогда он нуждался в том же – в сохранении.
Моя тяга к вере в иное, чем принято сейчас в научном мире, происхождение мозга и, следовательно, человека базируется на исключительной сложности и, как принято считать, сверхизбыточности мозга. (Конечно, могла быть такая мутация, но что сохранило именно ее? Хотя, в то же время, где та планета, на которой исходные требования к мозгу на много порядков выше?) Эти мысли не увядают у меня с годами нейрофизиологического общения с живым человеческим мозгом. Боюсь, что наш «железобетонный» материализм иногда все же лишает нас непредвзятого взгляда на события, без их обязательного строго определенного философского обрамления (одного-единственного, которое «обязательно верно», а то, что в него не вписывается, – то «от лукавого»).
Итак, множество клеток, множество связей. И однако, когда образуется базис стереотипов, огромное множество этого богатства становится открытым для мышления или избыточным. Но если избыточным, то зачем у всех без исключения людей нашей планеты работают механизмы самосохранения мозга? Затем, наверное, что никто не знает, когда ностальгия по мыслительной деятельности вернется к человеку. А мыслительная деятельность, как известно, обеспечивается описанным выше аппаратом переменных, гибких звеньев, осуществляется при условии использования очень многих, если не всех, физиологических и морфологических возможностей мозга! Калейдоскопическая, хотя на самом деле детерминированная, игра гибких звеньев теснейшим образом связана с тем, о чем говорилось вначале, – с реорганизацией системы. Они невозможны друг без друга. А потому гибкие звенья, этот механизм богатства и надежности мозга, извне смотрящиеся как основа возможности мыслить в самых разных условиях, изнутри мозга полноправно могут рассматриваться и как механизм его самосохранения.
Всё ли это на сегодня о надежности? Не всё. Кроме того что клеток и связей много, одни и те же клетки и клеточные скопления могут принимать участие в самых разных видах деятельности, они реально или потенциально полифункциональны. И, как мы уже знаем из предыдущих глав книги, клеточные скопления, популяции более или менее богаты в зависимости от того, в каких внешних и внутренних условиях работает мозг. Нейрофизиологически это выражается, как уже многократно подчеркивалось, уровнем сверхмедленных процессов. Жаль, что нельзя применить простую арифметику для оценки всех этих свойств мозга! Надежность есть функция количества клеток, связей, их полифункциональности, состояния защитных механизмов и т.д. Так. Но если бы это все – в цифрах, а? Впечатляющие были бы цифры! Но для этого надо было бы найти соизмеримые величины по разным механизмам. Да и знать сами цифры. А впрочем, кто-нибудь, чтобы украсить диссертацию, что-нибудь эдакое и выдаст. Все может быть в нашу эпоху диссертационной науки!
Надежность мозга, так же как и многое другое в мозге, может быть рассмотрена еще с одной стороны. В поддержании деятельности нестереотипной, но по существу близкой к ней, осуществляемой по заранее намеченному плану, большую роль должен играть аппарат сличения деятельности с планом и сигнализации об отступлении от него. Эту роль в некоторых видах почти стереотипной, во всяком случае плановой, деятельности играют зоны мозга, реагирующие на такое рассогласование. А так как это не одна зона, а ряд зон, предположение о системе (только предположение!) не может быть отвергнуто. Система (ну хорошо, пусть пока зоны) детекции ошибок либо корригирует деятельность на бессознательном уровне, либо создает у человека состояние, выражающееся смутным чувством чего-то невыполненного или выполненного неверно. Человек «задумывается» – и часто правильно решает задачу.
Но детекция ошибок может реализовать еще по крайней мере две функции, обе из которых не очень-то и выгодны, не очень-то полезны человеку. 1. Детекция ошибок, как и многое другое, – механизм тренируемый. Его вполне можно дотренировать до навязчивого состояния, да еще при известной генетической склонности к этому. Человек без конца будет проверять, выключен ли газ, включен ли будильник и т.д. 2. Творчество можно описывать по-разному. В том числе и как мыслительную деятельность, развивающуюся на базисе известного, но как бы «воспаряющую» над ним. Попробуй-ка «воспари», если тебя за полы хватает чересчур активный детектор ошибок, детектор отклонения! Так и будешь творить и отрекаться, мысленно, устно или письменно… Итак, всему свое место, своя роль.

Как он опять удивил нас, этот особенный человеческий мозг! Мы-то нацелились изучать систему, естественно с убеждающей скептиков статистикой, а он опять… Корректурная проба. Казалось бы, чего проще: смотри себе на ряды незамкнутых колечек и отыскивай одинаковые или ищи среди них замкнутое. Всего-то… Так нет же, мозговая система обеспечения этой простенькой, максимально стереотипной, но все-таки мыслительной деятельности через короткие интервалы времени реорганизовалась. Стабильной она была от половины до двух с половиной секунд. Мозг как будто бы «скучал» при этой стереотипии и играл с ней, как кошка с мышкой. Наверное – и почти наверняка, если все время повторять стереотипные задачи, все перейдет на автоматизм: мы будем машинально тянуться к выключателю, даже зная, что свет отключен; мы не будем думать, с какой ноги пойти, как держать мыло при мытье рук и т.д., и т.п., и, почти не думая совсем, мы будем решать и корректурный тест.

Уже говорилось о значении стереотипов в нашей жизни, о решении мозгом одинаковых задач по принципу, близкому к принципу меченых линий, т.е. путем минимального использования территорий, когда все остальное поле предназначено для мышления. Но здесь подчеркивается другое, а именно борьба мозга, пусть неравная, против стереотипа, борьба самосохранения. Наверное, если бы к этой ситуации можно было подобрать девиз, он был бы: «Хочу мыслить!!!» Самосохранение мозга идет, по-видимому, и путем использования этого механизма. Однако наиболее мощным механизмом самосохранения мозга является его реакция на каждое изменение во внешней и, вероятно, внутренней среде. Роднит оба эти механизма самосохранения вовлечение обширных территорий мозга в активность, их активация. Но во втором случае это не просто обширная территория, это, наверное, практически весь мозг. И хочет человек этого или не хочет, оба эти механизма, и особенно второй, сберегают мозг человека для более сложных форм деятельности практически до того момента, когда жизнь мозга будет (или не будет – это не фатально) страдать от организменных нарушений или от болезней самого мозга.

Не хочется идти по линии тривиальных контрастов, но так и напрашиваются примеры наших рук, ног, которые в ходе эволюции не «придумали» себе механизма самосохранения. Вероятно, тогда, когда происходило становление человека или, мне просто приятнее так думать, когда появился (откуда – не знаю) человек в нецивилизованном мире, ни руки, ни ноги, ни другие его скелетно-мышечные образования от чего-чего, но от безделья не страдали. Вот и приходится нам, как это ни парадоксально, в нашем обездвиженном мире придумывать элегантный теннис, плавание, лыжи, коньки, рок-н-ролл и наслаждаться, далеко не всегда сознавая это, возможностью мыслить, решать сложнейшие научные задачи или, как четки, перебирать воспоминания. Этот умный мозг… Как он себя бережет – и нас, конечно!

Механизмы самосохранения мозга теснейшим образом смыкаются с внутренними механизмами его надежности. Они разные, эти механизмы надежности. Сюда могут быть отнесены механизмы защиты – они уже описаны нами выше. Это – вспышки медленных волн в электроэнцефалограмме, ночью стирающие или старающиеся стереть нежелательные очаги возбуждения и играющие ту же роль в больном мозге, прежде всего при эпилепсии (правда, с переменным успехом). Это – соизмеримость разнонаправленных сдвигов сверхмедленных процессов по количеству включенных зон мозга и интенсивности защиты, прежде всего в непосредственной близости к очагу патологического возбуждения (вероятно, именно это в не нейрофизиологическом варианте исследования определяется как «вал торможения» вокруг очага возбуждения).

Действительно, рассмотрение механизмов надежности мозга немыслимо без упоминания защитных механизмов. Что бы мы делали без них – просто думать не хочется! Каждая маленькая неприятность вызывала бы взрыв, аффект, каждое постоянное думание о чем-то – навязчивое состояние, не смытое ночной защитной волной. Наверное, вновь повторяюсь, здесь нельзя обойтись без упоминания о межсистемной защите – движение versus избыточные эмоции. И сколько их еще, защитных механизмов и механизмов самосохранения! Ведь каждый шаг в глубь мозга как бы открывает новые горизонты этих механизмов. Все они особенно важны для мозга с его почти астрономическим количеством клеточных элементов и связей между ними. Они, эти элементы и связи, если возникли на нашей планете и сохранились в веках, нуждались, по-видимому, в сохранении, защите. А если наш интеллект – явление инопланетное, во что я верю несколько больше, чем в земную эволюцию, то и тогда он нуждался в том же – в сохранении.

Моя тяга к вере в иное, чем принято сейчас в научном мире, происхождение мозга и, следовательно, человека базируется на исключительной сложности и, как принято считать, сверхизбыточности мозга. (Конечно, могла быть такая мутация, но что сохранило именно ее? Хотя, в то же время, где та планета, на которой исходные требования к мозгу на много порядков выше?) Эти мысли не увядают у меня с годами нейрофизиологического общения с живым человеческим мозгом. Боюсь, что наш «железобетонный» материализм иногда все же лишает нас непредвзятого взгляда на события, без их обязательного строго определенного философского обрамления (одного-единственного, которое «обязательно верно», а то, что в него не вписывается, – то «от лукавого»).

Итак, множество клеток, множество связей. И однако, когда образуется базис стереотипов, огромное множество этого богатства становится открытым для мышления или избыточным. Но если избыточным, то зачем у всех без исключения людей нашей планеты работают механизмы самосохранения мозга? Затем, наверное, что никто не знает, когда ностальгия по мыслительной деятельности вернется к человеку. А мыслительная деятельность, как известно, обеспечивается описанным выше аппаратом переменных, гибких звеньев, осуществляется при условии использования очень многих, если не всех, физиологических и морфологических возможностей мозга! Калейдоскопическая, хотя на самом деле детерминированная, игра гибких звеньев теснейшим образом связана с тем, о чем говорилось вначале, – с реорганизацией системы. Они невозможны друг без друга. А потому гибкие звенья, этот механизм богатства и надежности мозга, извне смотрящиеся как основа возможности мыслить в самых разных условиях, изнутри мозга полноправно могут рассматриваться и как механизм его самосохранения.

Всё ли это на сегодня о надежности? Не всё. Кроме того что клеток и связей много, одни и те же клетки и клеточные скопления могут принимать участие в самых разных видах деятельности, они реально или потенциально полифункциональны. И, как мы уже знаем из предыдущих глав книги, клеточные скопления, популяции более или менее богаты в зависимости от того, в каких внешних и внутренних условиях работает мозг. Нейрофизиологически это выражается, как уже многократно подчеркивалось, уровнем сверхмедленных процессов. Жаль, что нельзя применить простую арифметику для оценки всех этих свойств мозга! Надежность есть функция количества клеток, связей, их полифункциональности, состояния защитных механизмов и т.д. Так. Но если бы это все – в цифрах, а? Впечатляющие были бы цифры! Но для этого надо было бы найти соизмеримые величины по разным механизмам. Да и знать сами цифры. А впрочем, кто-нибудь, чтобы украсить диссертацию, что-нибудь эдакое и выдаст. Все может быть в нашу эпоху диссертационной науки!

Надежность мозга, так же как и многое другое в мозге, может быть рассмотрена еще с одной стороны. В поддержании деятельности нестереотипной, но по существу близкой к ней, осуществляемой по заранее намеченному плану, большую роль должен играть аппарат сличения деятельности с планом и сигнализации об отступлении от него. Эту роль в некоторых видах почти стереотипной, во всяком случае плановой, деятельности играют зоны мозга, реагирующие на такое рассогласование. А так как это не одна зона, а ряд зон, предположение о системе (только предположение!) не может быть отвергнуто. Система (ну хорошо, пусть пока зоны) детекции ошибок либо корригирует деятельность на бессознательном уровне, либо создает у человека состояние, выражающееся смутным чувством чего-то невыполненного или выполненного неверно. Человек «задумывается» – и часто правильно решает задачу.

Но детекция ошибок может реализовать еще по крайней мере две функции, обе из которых не очень-то и выгодны, не очень-то полезны человеку. 1. Детекция ошибок, как и многое другое, – механизм тренируемый. Его вполне можно дотренировать до навязчивого состояния, да еще при известной генетической склонности к этому. Человек без конца будет проверять, выключен ли газ, включен ли будильник и т.д. 2. Творчество можно описывать по-разному. В том числе и как мыслительную деятельность, развивающуюся на базисе известного, но как бы «воспаряющую» над ним. Попробуй-ка «воспари», если тебя за полы хватает чересчур активный детектор ошибок, детектор отклонения! Так и будешь творить и отрекаться, мысленно, устно или письменно… Итак, всему свое место, своя роль.

Из книги Миллионер: Исповедь первого капиталиста новой России автора Тарасов Артём

Глава 21. Умный нашелся Итак, дверь в конце кабинета распахнулась, и президент Русляндии вошел бодрой походкой, которая свидетельствовала об отличной спортивной форме. Его увлечение разными видами спорта позволяло равномерно распределять бюджетные деньги Русляндии на

Из книги Миллионер автора Тарасов Артём

Глава 21. УМНЫЙ НАШЕЛСЯ Итак, дверь в конце кабинета распахнулась, и президент Русляндии вошел бодрой походкой, которая свидетельствовала об отличной спортивной форме. Его увлечение разными видами спорта позволяло равномерно распределять бюджетные деньги Русляндии на

Из книги Магия мозга и лабиринты жизни автора Бехтерева Наталья Петровна

Мозг и большой мир Мозг человека… Его мысль лежит в начале всего: «В начале было Слово»! Я пишу об этом совсем не в отрицание материальности мира, длинной эволюции, может быть, создавшей столь высокоорганизованную материю, как человек и особенно человеческий мозг. («Может

Из книги Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона автора Катаев Валентин Петрович

Человеческий мозг …Об Иване Ивановиче Творожкове пошла молва как о выдающемся молодом ученом физиологе. Я думаю, он был сделан из того же теста, что Сеченов, Павлов, Мечников, Менделеев… Папа тоже, по-моему, принадлежал к этой породе, но он пошел по другой дороге - стал

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Умный «ручной труд» В годы первой мировой войны в училище Мая был введен урок ручного труда. Чем это диктовалось, я не знаю. Но воспитательное значение он имел очень большое.Сравнительно молодой столяр говорил нам: «Когда работаешь, надо думать». Я это запомнил. Он учил

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

«Кто-то умный решил: война…» Кто-то умный решил: война. Кто-то глупый спросил: за что? В город пришла весна, Ее не узнал никто. Все читают, гадают, ждут, Головами качают, а тут - Какие-то девочки на панели Фиалочки продавать захотели… Нашла время… Дорогая, не лезьте, И без

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Умный и добрый Таким, конечно, надо родиться…Как писал поэт, друзья познаются бедой. Тяжело заболела дочь и мы с женой Гаянэ Давидовной были в отчаянии. И тут впервые услышал я о Бадаляне. «Как, вы не знаете, кто такой Бадалян? – недоумевали друзья. – Обязательно

Из книги Марк Твен автора Мендельсон Морис Осипович

«умный и острый блеск серых глаз…» Летом 1904 года после долгой болезни скончалась в Европе жена Твена. Тяжело переживал писатель эту утрату…Тело Оливии Клеменс было отправлено на родину.«Отплыл вчера вечером в десять. Сейчас прогудел рожок к завтраку. Я узнал его и был

Из книги Темный круг автора Чернов Филарет Иванович

«В этот страшный час, в этот жуткий час…» Евгению Кропивницкому В этот страшный час, в этот жуткий час Не подымешь рук, не откроешь глаз: На руках висит стопудовый гнет - Вольный волею богатырь-народ, А глаза, глаза, что смотрели в день, Ослепила ночь, придавила

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Аспирантская программа. “Мы знаем, что ты очень умный” Через полтора года после того, как мы узнали про Институты (из этих полутора лет больше года занимались по одобренной там домашней программе), нам удалось достичь всех поставленных целей, каким бы невероятным это ни

Из книги Заметки о русском (сборник) автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Умный «ручной труд» В годы Первой мировой войны в училище Мая был введен урок ручного труда. Чем это диктовалось, я не знаю. Но воспитательное значение он имел очень большое.Сравнительно молодой столяр говорил нам: «Когда работаешь, надо думать». Я это запомнил. Он учил

Из книги Я – Малала автора Юсуфзай Малала

11. Самый умный класс В те тягостные дни меня поддерживала только школа. Когда я выходила на улицу, все встречные мужчины казались мне талибами. Мы, девочки, прятали школьные сумки и книги под шалями. Отец часто повторял, что самое прекрасное зрелище на свете – дети в форме,

Из книги Крах Титанов [История о жадности и гордыне, о крушении Merrill Lynch и о том, как Bank of America едва избежал банкротства] автора Фаррелл Грег

Глава 7 Самый умный « Если Тейн был действительно самым умным, то его повторяющиеся заявления о достаточности капитала в компании никак эту характеристику не подтверждали. Как раз наоборот » Благодаря объявлению о привлечении 6,2 миллиарда долларов, сделанному в

Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак

Мозг Об умственных способностях дельфина написано немало, их сравнивают даже с умом человека. По-моему, это ошибка, и вещи эти несопоставимые. Мозг человека создан для функционирования в земном пространстве, а дельфина - в водной среде. Мозг дельфина, с точки зрения

Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир Николаевич

УМНЫЙ КОТ Приобрел я тогда первый раз компьютер. Сижу вечерком на диване, читаю книгу. Рядом за компьютером сидит сынишка и что-то делает (не играется, а именно работает). Тишина, покой… Вдруг в комнату врывается наш Матроскин – этот доморощенный ураган.Успев за 15 секунд

Из книги автора

УМНЫЙ БУБА Однажды Буба говорит жене: – Почему ты такая у меня тупая, ты даже не умеешь пользоваться логарифмической линейкой. Или учись или у*бывай. На следующий день приходит с работы, видит жена с линейкой что то считает. Спросил что делает. Она отвечает: длина твоего

Наверное, ни один человек на планете, не отказался бы стать мудрее – желательно, без особых усилий со своей стороны. Конечно, сами по себе знания ни к кому не приходят, однако советы некоторых специалистов помогут быстро и эффективно заполнить пробелы в образовании.

Развивать свой интеллект можно постоянно, если выделить на это время и приложить усилие. Расширить собственный кругозор в первую очередь помогут книги, благодаря которым можно значительно поумнеть и удивлять своей эрудированностью окружающих.

Ум человека напрямую зависит от его мозговой деятельности. Другими словами, чтобы развивать свой интеллект, необходимо как можно больше думать. А лучшей пищей для ума во все времена были книги.

Кроме того, поумнеть помогает фитнес для мозга: задачи, головоломки, ребусы и так далее. Чтобы слыть среди окружающих образованным человеком, необходимо постоянно тренировать свои мыслительные способности и повышать интеллектуальный уровень.

Значительно расширить кругозор помогут походы в музеи и театры, посещение выставок и просто общение с более развитыми людьми. Учиться никогда не поздно – не стоит об этом забывать.

Способы как стать умным за 5 минут — упражнения для мозга

Не следует воспринимать такое предложение буквально, странно надеяться на то, что существуют способы, помогающие поумнеть практически мгновенно. Однако если каждый день уделять хотя бы 5 минут саморазвитию, то можно укрепить разум в домашних условиях и повысить свой уровень интеллекта. Что необходимо для этого делать?

  • Повышать словарный запас.
  • Больше читать.
  • Смотреть документальные и развивающие передачи.
  • Начать учить иностранный язык.
  • Освоить новое хобби.
  • Изучать энциклопедии.
  • Медитировать.

Как стать умным человеком — секреты развития интеллекта

Человеческий мозг неплохо поддается тренировке. Главное условие – делать это регулярно, уделяя процессу хотя бы несколько минут в день. Каждая развитая личность постоянно должна стремиться к тому, чтобы поумнеть еще больше.

Если есть желание, терпение и усидчивость, все обязательно получится. Самый эффективный способ повысить свою эрудированность – это постоянное чтение книг. Чтобы много читать, совсем не обязательно все свободное время проводить в библиотеке, для этого можно даже не покидать пределы собственного дома.

Любую книгу в наше время можно найти в интернете. Всемирная паутина – идеальный источник новых знаний, не стоит об этом забывать.

Как стать идеальной женой для него 10 правил умной жене

Чтобы стать идеальной женой для своего мужа, необходимо усвоить несколько важных правил, которые помогут каждой девушке:

  • Всегда быть терпеливой, окружать своего любимого заботой и вниманием.
  • Не скандалить по каждому поводу – нужно быть мудрее и не держать напрасных обид.
  • Всегда рассказывать о своих пожеланиях – не стоит думать, что мужчина обладает телепатическими способностями и умеет читать мысли.
  • Не сравнивать своего мужа с чужими мужьями, не ставить ему в пример других мужчин.
  • Всегда оставаться самой собой и учиться на ошибках.
  • Уважать своего мужа и чаще спрашивать у него совета.
  • Позволять ему иметь немного личного пространства.
  • Поддерживать хорошие отношения с родителями мужа, особенно со свекровью.
  • Не навязывать собственное мнение.
  • Не ревновать и не давать поводов для ревности.

Как стать умной и интересной девушкой для окружающих

Интересность, как и высокий интеллект, на пустом месте не появляется, чтобы стать такой в глазах окружающих, придется потрудиться и приобрести следующие качества:

Основные правила мудрой женщины:

  • Быть всегда искренней со своим мужчиной, не притворяться и не лгать.
  • Не тратить себя на случайных и ненужных людей.
  • Не унижать своего мужчину и не критиковать его.
  • Избегать гордости в отношениях, быть более душевной и открытой.
  • В любой ситуации поддерживать мужа и быть на его стороне.

Если ребенок отстает по некоторым предметам – например, математике или физике, это вовсе не означает, что нужно заставлять его подольше сидеть за учебниками. Подтянуть ребенка в учебе помогут такие меры:

  • Посещение занятий в музыкальной школе – исследования подтвердили, что уровень IQ у «музыкальных» детей выше, чем у их сверстников.
  • Стать умной девочкой в школе и умным мальчиком невозможно при недостатке сна – необходимо хорошо высыпаться.
  • Следует приучить ребенка к дисциплине, выработать привычку планировать свой день.
  • Чтобы ребенок стал сообразительнее, можно учить его в игровой форме, тогда он проявит больше интереса к учебе.
  • Верить в своего малыша и всячески его поддерживать.

Вряд ли у девочки получится стать умной за 5 минут по всем предметам, точно так же мальчик не проявит гениальности в изучении предметов, которые даются ему тяжело.

Однако стоит помнить, что глупый – это тот, кто не стремится стать умнее. Каждый шаг навстречу знаниям, каждое усилие обязательно приведут к успеху на пути саморазвития.

Многие считают, что развитым интеллектом обладают лишь люди с высоким IQ. Однако существует ряд методик, позволяющих повысить свои умственные способности и стать более эффективным в профессиональном плане. Предлагаем сегодня узнать о том, какие вещи нужно делать, чтобы стать умнее и стимулировать работу мозга.

Быть открытым для всего нового

Для создания новых нервных путей и стимулирования функционирования мозга очень важно, чтобы люди постоянно получали новый опыт и информацию. Конечно, порой это может казаться бессмысленным и бесполезным, однако рано или поздно вы оцените эффект от таких действий.

Посещайте новые места

Неважно, отправляетесь ли вы в новую кофейню, идете другой дорогой на работу или же летите на самолете в новую страну, - перемещение исключительно позитивно влияет на мозг. Кроме того, придя в привычное кафе, вы можете заказать не любимое блюдо, а попробовать что-то новое. Или же перестать смотреть только комедии, а отправиться в кинотеатр на документальный или фантастический фильм.

Люди склонны обзаводиться привычками и ощущать комфорт, находясь в знакомой обстановке. Мы желаем знать, чего стоит ожидать в любое время. Однако, отправляясь, к примеру, в другую страну и сталкиваясь с незнакомым языком, обычаями и культурой, вы вынуждены изменить привычный уклад своей жизни. Это заставляет мозг работать активнее и решать новые задачи, что исключительно положительно влияет на развитие ваших умственных способностей.

Продолжайте учиться

Образование для взрослого человека является одной из лучших инвестиций как времени, так и денег, и энергии. Бесспорно, учиться в детстве и юности очень важно. Однако взрослые зачастую недооценивают свои способности в плане обретения новых знаний и навыков. Испытайте себя, записавшись на какие-либо курсы. Это поможет вам не только приобрести новые знания, но и улучшить работу вашего мозга.

Несмотря на то что это действие быстро входит в привычку, оно способно стимулировать работу нашего мозга. Выделяйте полчаса каждое утро или вечер, чтобы прочитать газету или посмотреть новости по телевизору. Это поможет наполнить ваш мозг новой информацией, которая будет способствовать его работе.

Читайте книги

Чтение является основным способом для стимулирования умственной деятельности. Так, оно позволяет внедрять новую лексику, знакомя нас с примерами правильного использования грамматики. Но это еще не все. Вне зависимости от того, какой жанр литературы вы выбираете, чтение позволяет провести параллель между вымышленным миром и реальной жизнью. Таким образом, книги являются альтернативным способом для мозга совершить путешествие в новые места.

Ищите новые подходы к работе

Рабочее место - это чистый холст для новых впечатлений. Вне зависимости от вашей профессии, всегда есть возможность мыслить нестандартно, стараться искать творческий подход к решению проблемы и внедрять свежие идеи. Поэтому вместо того, чтобы впадать в уныние, сталкиваясь со сложностями, расслабьтесь и обдумайте альтернативные варианты действия в той или иной ситуации.

Бросайте себе вызов

Так же, как штангист, развивающий свои мышцы, вы можете ежедневно тренировать свой мозг, выводя его за рамки текущих возможностей. Альберт Эйнштейн говорил, что не стоит преследовать цели, которых легко достичь. Напротив, по его словам, следует стремиться к тому, добиться чего не просто. Именно в этом случае вы сможете по-настоящему прогрессировать.

Откажитесь от технологий

Современные технологии творят чудеса. Однако зависимость от гаджетов и компьютеров негативно воздействует на мозг, снижая его возможность решать проблемы, адаптироваться к новой среде и т.п. Поэтому постарайтесь в некоторой части сократить использование технологий. Так, отправляясь в поездку, не пользуйтесь GPS, при необходимости что-то вычислить постарайтесь обойтись без калькулятора и компьютера и т.д. Заставьте мозг работать, и очень скоро вы увидите результаты.

Развивайте творческие способности

Уроки рисования в начальных классах были не только забавным времяпрепровождением. Они помогали раскрыть в нас новые возможности. Творческое мышление позволяет нам находить новые решения и обретать вдохновение. Это, в свою очередь, позволяет обычным людям мыслить инновационно и фонтанировать идеями.

Играйте на музыкальном инструменте

Учеба игре на гитаре, пианино или другом инструменте также исключительно положительно повлияет на ваш мозг. Этот процесс развивает зрительно-моторную координацию, память, концентрацию и даже математические навыки.

Пишите

Как и чтение, письмо способствует увеличению словарного запаса, развитию навыков грамматики. Также оно помогает мозгу более эффективно распределять информацию и развивать память. Согласно исследованиям, студенты, регулярно вручную делавшие заметки в ходе лекций, были более успешны на экзаменах.

Ролевые игры

Поставьте себя на место другого человека, и вы увидите, как ваш мозг начнет работать над тем, чтобы позволить вам думать иначе. Если вы ощущаете нехватку идей, то ролевые игры могут помочь вам.

Общайтесь с людьми

Взаимодействие с другими людьми помогает нам выйти за пределы собственного ограниченного мышления, получить новые идеи и посмотреть на вещи иначе.

Обменивайтесь информацией с другими людьми

Неважно, как вы будете это делать - в ходе личного или же виртуального общения. Главное, делиться друг с другом опытом и мудростью. Новые лица и новые идеи будут вдохновлять вас и стимулировать работу мозга.

Уделяйте внимание физическому здоровью

Как говорится, в здоровом теле здоровый дух. Поэтому очень важно поддерживать себя в хорошей физической форме. Это позволить вашему мозгу работать максимально эффективно. Ведь нередко отсутствие вдохновения, мотивации, умственная усталость связаны именно с недостатком физической нагрузки или плохим питанием.

Делайте упражнения и занимайтесь спортом

Исследования показывают, что люди, которые ведут активный образ жизни и занимаются спортом, имеют более высокий уровень IQ. В дополнение к тому, что их тело становится более сильным и здоровым, упражнениями они стимулируют и рост клеток головного мозга. Этот процесс называется нейрогенезом и происходит во время физической нагрузки. Кроме того, люди, регулярно занимающиеся спортом, меньше склонны к воздействию стресса, имеют лучшую концентрацию и больше энергии.

Медитируйте

Контроль и приведение в спокойное состояние мозга является очень мощным средством, которое по силе воздействия можно сравнить с развитием интеллекта с помощью головоломок или музыкальных инструментов. Врачи изучали воздействие медитации на протяжении многих лет, и результаты по-настоящему впечатляют. Так, по словам медиков, данное действие позволяет людям бороться со страхом, депрессией, тревогой. Медитация помогает сосредоточиться и обрести гармонию.

Правильно питайтесь

Если вы хотите повысить активность головного мозга, то начать следует с работы над своим ежедневным рационом. Так, согласно проведенным в Университете Бристоля в Англии исследованиям, существует сильная связь между неправильным питанием и низким уровнем IQ. Для начала откажитесь от лишнего жира, сахара и фастфуда. Не употребляйте сладкие и газированные напитки, алкоголь. Включите в свой рацион больше фруктов и овощей, постного мяса.