Автор пишет что страх перед будущим футурошок. Нарастание темпов перемен оказывает губительное воздействие на психику человека, оно нарушает внутреннее равновесие, меняет образ нашей жизни. Таким образом, внешнее ускорение переходит во внутреннее. Ускорен

Министерство Высшего и среднего

специального образования

Национальный Университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека

На тему: « Элвин Тоффлер и его произведение «Шок будущего».

Ташкент 2011 г.

План.

1. Введение

2. Биография и предпосылки к написанию книги «Шок будущего»

3. Основные идеи

4. Заключение

5. Список используемой литературы

Введение.

Взгляните на нас. Мы спешим, торопимся. Каждый наш день расписан по секундам. Мы теряемся в потоке хаотичной информации, забывая порой о простых вещах. Мы- информационное общество.

Но так ли это страшно, как это звучит в данном термине? Являемся ли мы рабами современных технологий? Или это неоъемлемый процесс и закономерное развитие общества? Что нас ждет в будущем? Бояться ли нам грядущих изменений или мы можем даже не заметить их наступления?

Вопросы о стремительном развитии социума, об их неизбежности и влиянии на нашу жизнь были подняты еще в 70-х годах прошлого века писателем, социологом и футурологом Элвином Тоффлером в его первом труде «Шок будущего», который стал мировым бестселлером. Связана ли популярность книги с новизной и актуальностью выдвинутыми в ней концепциями и можно ли уже спустя несколько десятилетий возводить данное произведение в ряд пророческим я попытаюсь разобраться далее.

Биография и предпосылки к написанию книги «Шок будущего»

Элвин Тоффлер является одним из наиболее популярных писателей и футурологов в современном мире. Он совместно с женой Хейди написал несколько произведений, посвященных происходящим в современном обществе изменениям. Его трилогия стала широко известной во всем мире благодаря своей актуальности и новизне выдвинутых в ней концепций.

Элвин Тоффлер родился 3 октября 1928 года накануне эпохи Великой депрессии. События, происходившие в этот период, в том числе экономические и социальные изменения сильно повлияли на взгляды и мировоззрения Тоффлера. После окончания университета Тоффлер вместе со своей женой работали в тяжелой промышленности около пяти лет. Позднее Тоффлер применил полученный опыт в своих работах, описывая природу труда и разницу между физическим и интеллектуальным трудом.

После периода работы в промышленности Тоффлер переводит свою деятельность на журналистику. С конца 50-х годов он работает корреспондентом в нескольких газетах, а в дальнейшем его назначают на пост заместителя редактора журнала «Fortune».

После занятий журналистикой Тоффлер посвящает себя научной деятельности и работает преподавателем в различных университета, а в дальнейшем получает звание профессора в Корнелльском Университете. В настоящее время Элвин Тоффлер является заслуженным деятелем в области литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и Американской ассоциации развития науки.

В конце 60-х годов компания IBM поручила Тоффлеру провести исследования о социальных последствиях, связанных с внедрением копьютерных технологий. В этот период и зарождаются основные идеи автора, которые впервые были высказаны в статье «Будущее как образ жизни». В этой статье говорится о скорости будущих изменений, касающихся информационного прогресса общества. Идеи убыстрения скорости информационного прогресса в дальнейшем были разработаны в первом труде автора под названием «Шок будущего», в котором он вводит доселе неприменяемые термины и привносит новые идеи. Книга становится бестселлером и завоевывает популярность во многих странах мира.

На мой взгляд популярность книги в первую очередь была связана с ее актуальность. Выдвинутые Тоффлером идеи, которые будут рассмотрены далее, является на сегодняшний момент наиболее адекватными существующему развитию социума. Во многом благодаря работе Тоффлера на промышленных предприятиях и его изучениям развития копьютеризации в обществе, он смог четко сформулировать и популяризировано донести свои идеи до масс.

На сегодняшний день Тоффлера можно назвать одним из самых популярных футурологов в мире. Читая рецензии читателей на его книгу, я земетила, что мнения людей сходятся в том, что написанное Тоффлером 40 лет назад, является в нынешнее время окружающей нас действительностью.

Основные идеи

Начиная читать книгу «Шок будущего», я поначалу была приятно удивлена простотой используемого в ней языка и приведением примеров, которые упрощали понимание той или иной мысли, но в дальнейшем мое мнение немного поменялось. Складывалось ощущение, что автор в некотором плане плане пытается настолько четко донести идеи до читателей, что в какой-то момент начинаешь ждать после нескончаемого потока примеров и аналогий конечного вывода, но он начинает от тебя ускользать под лавиной популяризации и упрощения.

Но высказанная в книге «Шок будущего» концепция несет в себе главную мысль об убыстрении и неизбежности будущего и связанного с ним коллосальными изменениями. В самом начале книги Тоффлер вводит понятие «шок будущего»: «…шок будущего - не отдаленная потенциальная опасность, а реальная болезнь, от которой уже страдает все возрастающее число людей. Это психобиологическое состояние можно описать в медицинских и психиатрических терминах. Это - болезнь перемен.»

Шок будущего- это психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Некоторые ченые все же полагают, что на самом деле шок будущего на данный момент следует называть шоком настоящего,поскольку шок вызван столкновением человека с изменениями, уже произошедшими в окружающей среде.

В первой части книги Тоффлер рассматривает развитие человечества с 800-м отрезком. Тоффлер пишет: «…было замечено, что если последние 50 000 лет существования человека разделить на отрезки жизни приблизительно в 62 года каждый, то окажется около 800 таких отрезков жизни. Из этих 800 полных 650 прошли в пещерах. Только за последние 70 таких отрезков жизни стало возможным эффективно передавать информацию от одного поколения к другому благодаря письменности. Только в последние шесть отрезков жизни массы людей увидели печатное слово. Только за последние четыре стало возможным измерить время с любой степенью точности. Только в последние два кто-то где-то использовал электрический двигатель. И подавляющее большинство всех материальных благ, которыми мы пользуемся в повседневной жизни в настоящее время, были придуманы в течение настоящего, 800-го отрезка жизни».

И слова Тоффлера, написанные несколько десятилетий назад имеют дейстивительной отражение в современном обществе. Вспомните, ведь десятилетие назад мы и не понятие не имели, например, о DVD проигрывателях, а сегодняшнее наше существование мы и представить не можем без настолько необходимых нам бытовых вещей. И таких примеров в нашей жизни может быть множество.

Также в этом произведении Тоффлер впервые вводит концепции меняющих друг друга волн-типов общества.Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Третью волну иначе можно назвать термином, который сейчас используется довольно часто уже в обиходном языке- «информационное общество».

Мы стали зависимы от информации как от чего-то необходимого нам ежедневно. Необходимостью стали газеты, журналы и конечно же интернет, который стал второй реальностью, заменяя многим их реальную жизнь. При этом мы можем наблюдать уменьшение, а иногда и полное отсутствие барьеров фильтрации при получении той или иной информации. Сами того не задумываясь, мы начинаем принимать на веру все, что слышим и видим на экранах компьютеров и телевизоров. Наше общество стало заложником той информации, которую оно получает. Человеку не важно, какую он получает информацию, а важно, чтобы он ее получал без перерывов, будь то известие о личной жизни какого-либо деятеля, либо новость о начале военных действий в какой-нибудь отдаленной африканской стране.

В произведении «Шок будущего» главным недостатком я считаю приведение настолько различных частей жизнедеятельности социума, что сведение таких явлений как смена систем образования, распад семьи, децентрализация политической власти, изменений стилей жизни, изобилие субкультур- невозможно свести к одному процессу. На мой взгляд причин может быть большее количество и они все не могут быть результатом одного и то же процесса. Возникает ощущение, что любое трудно объяснимое явление Тоффлер связывает с его новизной в обществе, а не естественной закономерностью. Но при этом нельзя не отметить заслуги Элвина Тоффлера в высказанных им идей и концепций.

Заключение.

Изменения, происходящие в нашем обществе, являются его неотъемлемой частью и закономерным процессом. Тоффлер говорит о неизбежности футурошока, но тем не менее на мой взгляд он преувеличивает его значимость. Да, обществу на определенном этапе пришлось столкнуться с неизбежностью изменений. Но поколения сменили друг друга и на сегодняшний день мы видим другое поколение любдей, адаптировавшихся к существующим реалиям. Ребенок четырех лет воспринимает копьютерные технологии не как нечто неведомое, а как обиходную вещь не придавая ей такого значения как несколько десятилетий назад.

Прогнозы Тоффлера оказались во многом правыми, но он не учел того, что с какими бы технологиями не столкнулся человек, в его жизни всегда будут существовать такие вещи как любовь, честь, жадность, надежда. Времена меняются, технологии совершенствуются, темп жизни ускоряется, но стремление человека жить и умение приспосабливаться всегда будут принимать изменения как нечто естественное и закономерное.

Список используемой литературы.

1. Тоффлер, Элвин. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. - 560 c

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тоффлер,_Элвин

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Футурошок

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Постиндустриальное_общество


Шок будущего

БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ

Вы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, который долгие годы воспринимался как фон вашей жизни, переменился. Все, к чему вы привыкли, становится совсем иным. Причем в рекордные сроки, буквально ежесекундно. Скажем, еще в прошлом году этот день считался великим праздником. Вы сидели у экрана и смотрели демонстрацию. Вам звонили друзья, почтальоны приносили открытки. Этот день все еще считается праздником. Однако никто не звонит, не поздравляет. Осталась одна проформа. Зачем она? Вы идете в магазин и поражаетесь, как выросли цены.

Нет, можно привыкнуть, что этот день совсем не праздник, но такие цены… Кто мог предвидеть, что пучок лука… Или, допустим, баночка с вазелином… Пора бы, наверное, смириться, ведь впереди еще множество испытаний. Но душа не поспевает за переменами. Мир кажется враждебным и страшит непостижимым.

Звонит знакомая и рассказывает, что пигалица из их класса стала валютной проституткой. Вы долго обсуждаете этот вопрос и даже успеваете поинтересоваться, как здоровье ее такой благовоспитанной мамы. А тот, кто сидел с пигалицей за одной партой и мечтал стать академиком, теперь, оказывается, ходит в роскошной кожаной куртке. Он подрабатывает дворником…

Сместились все представления. Знакомая назвала дурой приятельницу, которая поступила в аспирантуру. Подземный переход оглушает вас звуками аккордеона. Вы замедляете шаг. Несколько месяцев назад вы видели этого музыканта на обложке модного иллюстрированного журнала… Вечером на экране появляется телевизионный ведущий и комментирует обвальное крушение рубля. Шахтеры перекрывают железнодорожные магистрали. Учителя и профессора ищут работу в коммерческих ларьках. Говорят, что волка может поразить инфаркт, если пространство, на котором он обитает, вдруг окажется обуженным. А что происходит с человеком, который вдруг узнает, что не может показаться в другом районе, где живут люди иной национальности? Разом изменились все ценности. Учитель подчас не знает, что он должен теперь рассказывать детям - времена изменились. Ученый поражен тем, что утратил общественный статус. Рабочий еще недавно перспективного предприятия неожиданно оказался безработным. Красный директор, трижды орденоносный, все еще надеется, что все вернется на прежний курс. Однако надежды становится все меньше…

Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Специалист по атеизму носит православную бородку. Преподаватель научного коммунизма руководит кооперативом. Низвергаются святыни. Девушка, поступившая на работу в фирму, неожиданно получает приглашение переспать с шефом. «С какой стати?» - спрашивает она. Ей отвечают: «Ты что, психованная?» Политические домашние распри оборачиваются кровавыми расправами. Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.

Когда в начале 70–х годов в наших журналах появились отдельные отрывки из книги Элвина Тоффлера «Шок будущего», мы читали эти страницы как некий фантастический роман. Нам, живущим в ритме застоя, в архаических социальных структурах, все это казалось далеким, хотя и заставляющим отдаться волнам воображения. Почти тридцать лет прошло с тех пор, как вышла книга американского журналиста и социолога.

Нужна ли она нам сегодня, на пороге нового тысячелетия? Найдет ли она отклик в сердцах россиян? Наконец, сбылись ли прогнозы модного предсказателя? Ведь сам автор признавал, что его работа в потоке стремительных преображений тоже окажется устаревшей. Книга Тоффлера - продукт яркого социального воображения. Хотя автор постоянно ссылается на научные публикации, статистику, бытовые примеры, его работа раскрывает во многом мир фантазии, продуктивного заглядывания в будущее.

Тоффлер написал о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. Есть у этой болезни и свое название «футурошок» - «шок будущего». Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из–под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из–за того, что не выдержат психологических нагрузок.

Футурошок характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Еще до начала XXI в. миллионы обычных физически здоровых и психически нормальных людей внезапно столкнутся лицом к Лицу с будущим. Смогут ли они приспособиться ко все более усиливающемуся давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации? Не приведет ли это к серьезным социальным и психологическим последствиям? Неужели человечество только теперь столкнулось с этими проблемами? Разве только в нашей стране человек вытолкнут из привычной ниши? Средневековому человеку будущее виделось как таинственная и темная сила. Даже радостный день он воспринимал с тревогой: а вдруг эти утехи обернутся казнями на Страшном суде. Войны, эпидемии, голод воспринимались как признаки надвигающегося конца света. Фрески храмов, изображающие эпизоды Страшного суда, заставляли трепетать сердца верующих при одной мысли о том, что ждет их по ту сторону бытия, в загробном мире.

Определение принципов прогнозирования экономического развития в соответствии с представлениями футуролога Э. Тоффлера. Моделирование будущего и значение концепции Третьей волны. Сущность преобразований будущего и видение последствий модернизации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

Контрольная работа

по дисциплине: Институциональная экономика

по теме: «Шок будущего (По Э. Тоффлеру)»

Исполнитель: студентка

Шальнова Анжела Александровна

Екатеринбург

Введение

1.1 Моделирование будущего в концепции Тоффлера

1.2 Значение концепции Третьей волны

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Прогнозирование будущего, в частности в сфере экономического развития всегда интересовало ученых. Проблемы будущего, возможность их сознательного прогнозирования, всегда являлись объектом пристального внимания мыслителей разных исторических эпох и народов. Так, уже в 45 году до н.э., римский оратор Цицерон утверждал: «…нет народа, будь он совершенен и образован или варвар и нецивилизован, который не считал бы возможным, что будущие события могут быть узнаны, поняты и предсказаны определенными людьми».

В настоящее время проблемами исследования будущего занимаются целый ряд отечественных и зарубежных экономистов. В работах данных авторов проанализированы такие аспекты будущего как проблемы трансформации модели социальной системы; глобальные изменения мировой экономики; проблемы формирования перспектив отраслевого развития.

Предмет исследования - книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера «Шок будущего» и данные о состоянии экономики на современном этапе развития.

Цель исследования состоит в определении принципов прогнозирования экономического развития в соответствии с представлениями футуролога Э. Тоффлера.

Для достижения поставленной цели предполагается последовательное решение нижеперечисленных задач:

Определить принципы и значения прогнозирования в системе экономического развития:

Осуществить мониторинг современных проблем экономического развития;

Изучить возможные прогнозы институализированной экономики РФ.

1. Концепция Тоффлера в системе экономического знания

1.1 Моделирование будущего в концепции Тоффлера

экономический тоффлер футуролог модернизация

Одним из важнейших вариантов концепции постиндустрильного общества является теория супериндустриализма американского ученого Элвина Тоффлера (р. 1928 г.), наиболее известными работами которого являются: «Столкновение с будущим», «Доклад об экоспазме», «Третья волна». Э. Тоффлер утверждает, что в настоящее время человечество переживает технологическую революцию, которую он рассматривает как «третью волну» радикальных преобразований общества. «Третья волна» должна, по его мнению, привести к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Важнейшим фактором, вызывающим столь значительные преобразования в обществе, является научно- техническая революция. «Первая волна» (аграрная революция) произошла в истории человечества около 10 тысяч лет назад, в результате сформировалось аграрное или традиционное общество. «Вторая волна» (промышленная революция) - в Европе с конца XVII в. привела к утверждению индустриальной цивилизации. Приближение «третьей волны» начало ощущаться с 60-х гг. нашего столетия. В качестве черт сверхиндустриального общества Э. Тоффлер называет новый образ жизни, увеличение роли досуга, изменение условий труда, преобразование системы образования, возрастание роли рынка, отказ от поточного производства, демократизм политической системы, внедрение современной техники в повседневную жизнь, изобилие товаров и услуг, социальное партнерство.

Э. Тоффлер известен тем, что предсказывает не отдельные устройства или явления, но целые концепции будущего. В первую очередь это концепция перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Третья волна, согласно концепции футуролога наступает на нас неизбежно и стремительно. Тридцать лет назад Э. Тоффлер писал: «Мы - последнее поколение старой цивилизации и первое поколение новой». Особое внимание он уделяет важной особенности становящегося общества, новой социальной парадигме: устойчивому и нарастающему ощущению того, что мир стоит на пороге больших, невиданных никогда прежде перемен, причем речь идет не о постепенном улучшении сегодняшней жизни, а о принципиально новом состоянии общества. В будущем все стороны нашей жизни будут подвергнуты серьезным изменениям, которые уже наступают в обществе.

Принципиальное отличие работы Э. Тоффлера заключается в том, что он «обходит стороной» основной метод современной футурологии - экстраполяцию, переложение исторического развития прошлого на будущее, предположение, что наблюдаемые тенденции сохранятся и на определенную перспективу без существенных изменений. Э. Тоффлер же своей основной идеей называет то, что будущее коренным образом отличается от прошлого и настоящего, и что человечество стоит на пороге таких перемен, которых раньше никогда не было.

1.2 Значение концепции Третьей волны

Суть концепции Третьей волны в том, что основы и принципы старого общества просто не уживаются с основополагающими принципами новой цивилизации и постепенно, хотя и болезненно отмирают. Футурология за относительно короткий промежуток времени стала признанной и уважаемой наукой, однако с главным своим недостатком - принципиальной невозможностью верификации результатов своих исследований - она ничего так и не смогла поделать. Действительно, проверить футурологический прогноз на истинность можно только одним-единственным способом - ожиданием будущего, что никак нельзя отнести к научным методам. Отсюда и идут все главные ошибки футурологов, которые просто не имеют возможности проверить свои теории. К тому же футурологи, к сожалению, очень редко обращаются к несбывшимся прогнозам, а просто пишут ворох новых прогнозов и представляют их со спокойной совестью публике. Э. Тоффлер, однако, как и прежде говорит о наступающей Третьей волне, и его теория уже не раз прошла верификацию. Разумеется, как и любая футурологическая концепция, Третья волна имеет свои недостатки. Но это и очевидно, ведь никакая футурологическая модель не может давать стопроцентный прогноз, ввиду несовершенства ее методов она не в состоянии претендовать на повсеместность и универсальность. Даже в тех случаях, когда прогнозы не сбываются или сбываются вовсе не в те сроки, о которых говорили ученые, прогнозирование очень важно.

Концепцию Э. Тоффлера можно считать успешной, потому что многие его прогнозы сбылись. Сейчас та реальность, которую футуролог обрисовал в 1988-м году кажется нам привычной и очевидной. Совсем иной была ситуация в годы написания «Третьей волны». Так, еще совсем незадолго до ее публикации, К. Ольсон, основатель и президент компании Digital Equipment, заявил в 1977 году, что «ни у кого не может возникнуть необходимости иметь компьютер в своём доме». Учитывая подобные настроения того времени, можно по достоинству оценить всю проницательность тоффлеровской мысли. Успех Э. Тоффлера основывается на том, что его размышления о будущем и прогнозы концептуальны. В отличие от многих других футурологов, автор концепции Третьей волны стремится показать не отдельные явления будущего, а его основную тенденцию, которая и будет эти явления порождать. Рассуждая концептуально, Э. Тоффлер делает более точный прогноз. Таким образом, прогнозирование именно тенденций, а не конкретных фактов может сделать футурологическую концепцию успешной.

2. Принципиальные подходы к модернизации в трудах Э. Тоффлера

2.1 Сущность преобразований будущего

Одним из известных теоретиков проблемы модернизации является Элвин Тоффлер -- американский социолог и футуролог. За обыкновенными буднями, каждодневными смещениями власти, перипетиями семейной ячейки, метаморфозами политики, потоками информации он стремился разглядеть некоторые общие тенденции социального развития. Не разделяя традиционных представлений о том, что история подпитывается социальными революциями, Тоффлер начал создавать иные историософские схемы, которые отличались от представлений других исследователей проблемы модернизации, таких как Фрэнсис Фукуяма, Самюэль Хантингтон, Джон Гэлбрейт и др. В отличие от этих социологов, которые определяли модернизацию как сложный процесс, включающий в себя индустриализацию, урбанизацию, растущий уровень грамотности, образованности, благосостояния и социальной заботы, а также более сложные и многосторонние профессиональные структуры, и выделяли несколько типов модернизации, Тоффлер предложил свою уникальную теорию -- волновую.

По мнению Тоффлера, мир стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Глубинное и поразительное по своим следствиям развертывание потенциала техники оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Микроэлектронная революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, досуга.

В своих основных работах американский социолог проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, т. е. на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Вместе с тем, как уже отмечалось, Тоффлер предупреждает о новых опасностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми человечество столкнется на рубеже двух веков.

В период модернизации происходят исторические сдвиги, которые, по мнению Тоффлера, во многом «бескровны». Ведь речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволю- ционно. Однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед.

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, по его терминологии -- волнами.

Сначала, по определению Тоффлера, была Первая волна, которую он называет «сельскохозяйственной цивилизацией». От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, у которых, несмотря на внешние различия, были фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, каждая община производила большую часть необходимого.

Триста лет назад -- плюс-минус полстолетия -- произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, -- Вторая волна -- пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов.

К середине ХХ в. силы Первой волны были окончательно разбиты, и на земле воцарилась «индустриальная цивилизация». Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая -- третья по счету «волна», несущая с собой новые институты, отношения, ценности.

Тоффлер отмечает, что примерно с середины 50-х гг. промышленное производство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии возросло разнообразие типов техники, образцов товаров, видов услуг. Все большее дробление получает специализация труда. Расширяются организационные формы управления. Возрастает объем публикаций. По мнению Тоффлера, все это привело к чрезвычайной дробности показателей, что и обусловило появление информатики.

Не подлежит сомнению, что разнообразие, на которое обращает внимание Тоффлер, действительно расшатывает традиционные структуры индустриального века. Капиталистическое общество, прежде всего, основывалось на массовом производстве, массовом распределении, массовом распространении культурных стандартов. Во всех промышленных странах -- от США до Японии -- до недавнего времени ценилось то, что можно назвать унификацией, единообразием. Тиражированный продукт стоит дешевле. Индустриальные структуры, учитывая это, стремились к массовому производству и распределению.

Вместе с тем, данная тенденция постепенно становилась объектом острой критики со стороны противников «массовизации». Многие проницательные авторы отмечали, что машины лишают людей индивидуальности, а технология вносит рутинность во все сферы общественной жизни. Миллионы людей встают примерно в одно время, сообща покидают пригороды, устремляясь к месту работы, синхронно запускают машины. Затем одновременно возвращаются с работы, смотрят те же телепрограммы, что и их соседи, почти одновременно выключают свет. Люди привыкли одинаково одеваться, жить в однотипных жилищах. Тысячи научно-фантастических романов и кинофильмов пронизывала мысль: чем выше уровень развития техники, чем она сложнее, тем более стандартизированными и одинаковыми становимся мы сами.

Тоффлер полагает, что тенденция к унификации породила контртенденцию. Появился запрос на новую технологию. «Информационный взрыв» рассматривается как порождение отживших структур.

Американский исследователь стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.

В своих работах Тоффлер исследует общественные изменения как прямой рефлекс технического прогресса. Он анализирует различные стороны общественной жизни, но при этом берет за доминанту преобразования в техносфере (к ней он относит энергетическую базу, производство и распределение). Но это вовсе не означает, будто американский теоретик отвлекается от изучения той роли, которую общество играет в развитии техники. Он много и пространно рассуждает о том, что техника должна соответствовать экологическим и социальным критериям.

Можно согласиться с тем, что промышленная революция оказала разрушающее воздействие на большую семью, которая составляла единое производственное целое. Но так называемая нуклеарная семья (муж, жена, дети) стала доминировать совсем не потому, что она экономичнее, рентабельнее. На ее формирование повлияли многочисленные факторы -- отделение трудовой жизни от семейной, рождение иерархической структуры власти, изменение ценностных ориентаций. Вот почему крайне рискованно при изучении общественных процессов исходить из техницистской логики.

Следуя логике Тоффлера, можно утверждать, что при феодализме господствовали собственники одного ресурса -- земли. При капитализме -- собственники уже всех средств производства. При социализме бюрократия как целое стала коллективным собственником всей экономики. Тоффлер показывает, что в постиндустриальном обществе продолжает господствовать бюрократия. Но ее власть ограничена. Во-первых, в самой экономике -- частным и коллективным секторами. Во- вторых, сама бюрократия выступает не как единая структура, а разрозненно. В-третьих, группы бюрократии переплетаются, сращиваются с собственностью, причем в разной степени. Наконец. власть бюрократии реализуется в условиях особого типа демократии.

Описывая особенности Второй волны, Тоффлер говорит о том, что во всех индустриальных обществах, как в капиталистических, так и в социалистических, в этот период выросла хорошо разработанная инфосфера -- коммуникационные каналы, посредством которых индивидуальные и массовые сообщения могут распределяться столь же эффективно, как товары и сырье. Эта инфосфера переплелась с техно- и социосферами, которые она обслуживает, помогая интегрировать экономическое производство с поведением отдельных людей.

Каждая из этих сфер выполняла ключевую функцию в более крупной системе и не могла бы существовать без остальных. Техносфера создавала и распределяла материальные ценности; социосфера, вместе с тысячами связанных с ней организаций, распределяла роли отдельных людей в системе, а инфосфера -- информацию, необходимую для работы всей системы. Все вместе они образовывали основную архитектуру общества.

Таким образом, мы имеем здесь в схематическом виде структуры, общие для всех стран Второй волны, независимо от их культурных и климатических различий, независимо от их этнических и религиозных традиций, независимо от того, называют ли они себя капиталистическими или коммунистическими.

Эти параллельные структуры определяют границы, внутри которых только и могут проявляться политические, социальные и культурные различия. Повсюду они возникали после мучительных политических, культурных и экономических сражений между теми, кто пытался сохранить старые структуры Первой волны, и теми, кто понимал, что только новая цивилизация сможет решить болезненные проблемы старого мира.

Тоффлер считает, что у каждой цивилизации есть свой скрытый код -- система правил или принципов, отражающихся во всех сферах ее деятельности, подобно некоему единому плану. С распространением индустриализма по всей планете становится зримым присущий ему уникальный внутренний план. Он состоит из системы шести взаимосвязанных принципов, программирующих поведение миллионов. Естественным образом вырастая из разрыва между производством и потреблением, эти принципы влияют на все аспекты человеческой жизни -- от секса и спорта до работы и войны.

Наиболее знакомым из этих принципов Второй волны является стандартизация, которая затронула все сферы человеческой деятельности -- от процедуры найма и труда до школьной аттестации и масс-медиа.

Передовые мыслители Второй волны разделяли единое мнение об эффективности стандартизации. Таким образом, Вторая волна изглаживала различия посредством неуклонного применения принципа стандартизации.

Вторым принципом, который был распространен во всех обществах Второй волны, был принцип специализации. Чем больше сглаживала Вторая волна различия в языке, сфере досуга и стилях жизни, тем более она нуждалась в различиях в сфере труда. Усиливая их, Вторая волна заменяла крестьянина, временного и непрофессионального «мастера на все руки», узким специалистом и работником, выполняющим лишь одну-единственную задачу.

Вторая волна создала общую ментальность и общее стремление ко все более утонченному разделению труда. Многие считали, что специализация является «движущей силой цивилизации».

Расширяющийся разрыв между производством и потреблением внес изменение и в отношение людей Второй волны ко времени. В этот период время начинает приравниваться к деньгам. Это порождает третий принцип индустриальной цивилизации -- синхронизацию.

Распространение фабричного производства, высокая стоимость машин и механизмов и тесная взаимозависимость элементов трудового процесса требовали более четкой и точной синхронизации.

Синхронизации подверглась не только рабочая жизнь. Во всех обществах Второй волны, вне зависимости от выгоды или политических соображений, социальная жизнь также стала зависеть от времени и приспосабливаться к требованиям машин.

Рост рынка дал начало еще одному закону цивилизации Второй волны -- принципу концентрации.

Общества Второй волны практически тотально зависят от в высокой степени сконцентрированных запасов природного топлива. Большая часть трудовой деятельности в этих обществах была связана с фабриками, где под одной крышей собирались (концентрировались) тысячи работников.

Как в энергии, населении, трудовой деятельности, образовании, так и в организации экономики принцип концентрации, присущий цивилизации Второй волны, проник очень глубоко и затронул все сферы.

Необходимо также отметить, что в данный период слово «большой» становится синонимом слова «эффективный», а максимизация становится пятым ключевым принципом цивилизации Второй волны.

В период господства Второй волны появляются идеи непрерывного возрастания и макрофилии. Принцип макрофилии столь глубоко укоренился в индустриальной ментальности, что ничто не кажется здесь более разумным и рациональным. Максимизация идет в одном ряду со стандартизацией, специализацией и другими базовыми принципами индустриализма.

Последним принципом обществ Второй волны является принцип централизации, который все индустриальные нации довели до наивысшей степени совершенства.

Вторая волна, по мнению Тоффлера, создала не просто новую реальность для миллионов людей, но и новое понимание действительности. Сталкиваясь в тысячах мест с ценностями, идеями, мифами и этикой аграрного общества, она повлекла за собой новые понятия о Боге, справедливости, любви, власти, красоте. Вторая волна способствовала появлению новых идей, целей и аналогий, ниспровергала и вытесняла старые представления о времени, пространстве, материи и причинности. Возникла впечатляющая и понятная картина мира, которая не только объясняла, но и оправдывала реальность Второй волны. Эта картина мира индустриального общества не имела названия. По мнению Тоффлера, ее следует называть «индуст-реальность».

2.2 Видение последствий модернизации в работе Э. Тоффлера «Шок будущего»

Кроме того, Тоффлер говорит о последствиях и результатах модернизации. Он пишет о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. Есть у этой болезни и свое название «футурошок» -- «шок будущего». Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок.

Футурошок характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Тоффлер показывает, что в процессе модернизации темпы перемен неслыханно возросли.

Американский социолог убежден, что сверхиндустриальная цивилизация -- универсальный феномен. Но ведь в мире существуют сегодня самые разнообразные культуры. Станет ли модернизация вселенским процессом? -- на этот вопрос человечество пока не располагает ответом. Многие страны Азии -- Япония, Китай, Корея -- продвигаются к сверхиндустриальной модели. Однако культурное своеобразие не стирается, не устраняется. Остается разным во многих культурах и образ времени.

Проблема человечества не только в том, чтобы привыкнуть к переменам. Она в ином -- как сохранить ценностно-психологическое ядро культуры.

Тоффлер не ставит вопрос о том, что такое психологическая норма. Он полагает, что человек, мало приспособленный к меняющейся реальности, психологически ущербен. Ему необходимо разъяснить, что мир постоянно преображается. Если человек хочет адаптироваться к реальности, ему важно перестроить свою психику, избежать футурошока.

Автор видел исток футурошока только в машине, в технологии. Это ее скорость рождает неслыханные темпы мутаций. Вот почему, как он считал, миллионы людей охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут ориентироваться в окружающей жизни, теряют способность разумно управлять событиями, которые стремительной лавиной обрушиваются на их головы. Безотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению поступки, необузданные акты насилия -- все это, по мнению американского эксперта, лишь слабые симптомы болезни, которая ожидает человечество впереди.

Реальность российской действительности, да и многих других стран, значительно изменили экспертизу Тоффлера. Дело не только в машинах, не в темпах жизни, которые навязывает человеку техническая цивилизация. Преображается социальное и культурное бытие. Человек не просто включается в темп неслыханных ускорений. Он вообще катапультируется, причем многократно, в иные миры.

Нарастание темпов перемен оказывает губительное воздействие на психику человека, оно нарушает внутреннее равновесие, меняет образ нашей жизни. Таким образом, внешнее ускорение переходит во внутреннее. Ускорение перемен сокращает длительность жизненных ситуаций. Это оказывает разрушительное действие на психику.

Человечеству нужна активная деятельность, но потребно и созерцание. Оно должно обладать огромным потенциалом адаптированности. Однако не повредит людям и здоровый консерватизм. Свобода -- это сбрасывание уз, но это и ограничение.

Тоффлер говорит о том, что происходит с людьми, когда на них обрушиваются перемены, как они адаптируются или не адаптируются к будущему.

Ускорение перемен само по себе -- стихийная сила. Эта сила имеет личные и психологические, а также социологические последствия. Перемены проносятся по высокоразвитым странам волнами, которые все набирают силу и оказывают беспрецедентное влияние.

Шок будущего -- это то, что происходит, когда путешественник внезапно оказывается в таком месте, где «да» может означать «нет», где вокруг «фиксированной цены» начинаются переговоры, где ожидание в приемной -- не оскорбление, где смех может означать гнев. Это то, что происходит, когда знакомые психологические подсказки, которые помогают человеку функционировать в обществе, вдруг изымаются и заменяются новыми -- странными и непонятными.

Шок культуры гораздо мягче по сравнению с гораздо более серьезной болезнью -- шоком будущего. Шок будущего -- это дезориентация, являющаяся следствием преждевременного прихода будущего. Футурошок -- это феномен времени, продукт сильно ускоряющегося темпа перемен в обществе. Он возникает в результате наложения новой культуры на старую. Это шок культуры в собственном обществе, но его воздействие гораздо хуже.

Ускорение достигает уровня, при котором его уже нельзя при каком угодно большом воображении считать «нормальным». Институты индустриального общества больше не могут его выдерживать, и его влияние сотрясает все. Ускорение -- это одна из наиболее важных и наименее понятных из всех социальных сил.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем большими темпами будет расти ускорение в обществе, тем больше вероятным будет возникновение футурошока.

Поскольку в процессе модернизации возрастание темпов ускорения играет решающую роль и является его неотъемлемой частью, то футурошок в данном случае неизбежен.

Помимо футурошока, можно также говорить о столкновении цивилизаций как одном из последствий процесса модернизации. Тему столкновения цивилизаций наиболее подробно представил в своей одноименной работе Самюэль Хантингтон. Также он говорит о неразрывной связи модернизации и вестернизации и считает, что во время ранних этапов изменений вестернизация поддерживает модернизацию. На более поздних этапах модернизация стимулирует возрождение местной культуры. Это происходит на двух уровнях. На социальном уровне модернизация усиливает экономическую, военную и политическую мощь общества в целом, и заставляет людей этого общества поверить в свою культуру и утверждаться в культурном плане. На индивидуальном уровне модернизация порождает ощущение отчужденности и распада, потому что разрываются традиционные связи и социальные отношения, что ведет к кризису идентичности, а решение этих проблем дает религия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что модернизация создает не просто новую реальность для миллионов людей, изменяя общество и культуру той или иной страны в целом, но и дает новое понимание действительности.

Заключение

Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера «Шок будущего», несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений. Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего.

Сегодня наука открывает перед нами чудесный мир будущего. На наших глазах социальные отношения перемещаются в виртуальные сети, медицинские технологии позволяют оперировать на уровне клеток и даже атомов, водород стал топливом, роботы соединяют с искусственным интеллектом, а телепортация реализована на уровне экспериментов (эти открытия мы обсудим на страницах учебника). Преобразования всех сфер жизни настолько радикальны, что в будущем наше время, возможно, назовут эпохой Возрождения II. На смену Леонардо да Винчи, Галилео Галилею, Николаю Копернику, Джордано Бруно, Мишелю Монтеню, Томасу Мору, Мартину Лютеру, Никколо Макиавелли пришли Жорес Алферов, Стив Джобс, Билл Гейтс, Джон Крейг Вентер, Стивен Кистлер и другие.

Потребители оценивают достижения науки в основном в виде новых товаров. Покупателям интересны товары, обладающие таким свойством, как моральная новизна, т.е. созданные с использованием передовых технологий и дизайна. Инновации стали мерилом экономической целесообразности бизнеса, а конкурентоспособность определяется в первую очередь наукоемкостью и технологичностью изделий и процессов. Новые капитаны бизнеса выводят на рынок инновации, разрушающие транснациональные корпорации, привычные промышленные альянсы. Инвесторы смещают фокус финансирования от добывающей промышленности в сторону высокотехнологичного бизнеса. В современном мире посевное и венчурное инвестирование на ранних стадиях инновационных проектов может принести сверхприбыль.

Разразившийся в 2014 г. экономический кризис, связанный с исчерпанием источников роста и накоплением институциональных ограничений, был усилен взаимными санкциями между Россией и странами Запада, а также падением во втором полугодии цен на нефть на 45%. Этот кризис постепенно набирает обороты. Если к концу 2014 г. он затронул валютный рынок и банковский сектор, то с начала 2015 г. перекинулся на реальный сектор экономики. При сохранении цен на нефть на уровне около 45-50 долл./барр. и тенденции к международной изоляции России объем ВВП в реальном выражении за четырехлетний период может вернуться к уровням 3-5-летней давности, т.е. пройти в обратном направлении более половины пути от дна прошлого кризиса, с весьма скромными перспективами последующего роста даже в долгосрочной перспективе. При этом даже постепенный возврат цен на нефть до уровня 80 долл./барр. не позволит решить всех проблем. Падение экономики в 2015-2016 гг. будет смягчено, но темпы роста в 2017-2018 гг. не превысят 2% в год. Активное использование ресурсов Резервного фонда и ФНБ в этот период повышает риски бюджетной несбалансированности в случае нового падения цен на нефть.

Развитие отраслей высоких технологий, телекоммуникаций и СМИ является одним из наиболее важных факторов, влияющих на все сферы жизни, особенно в непростых и переменчивых экономических условиях, которые сейчас наблюдаются не только в России, но и в мире. По сути, развитие технологий является двигателем прогресса других отраслей, экономики и общества и экономик не только отдельных стран, но и по всему миру.

С писок использованной литературы

1. Бауман З. Пять прогнозов и множество оговорок [Электронный ресурс] // Иностранная литература, 2006. № 8.

2. Кириякова Н.И. Институциональная экономика Ч. 1//Екатеринбург, УрГЭУ

3. Лем С. Молох. М.: АСТ: Транзиткнига, 2015. 781 с.;

4. Называев А.Б. Законы истории [Электронный ресурс] // Современные проблемы. № 1. -- М., 2013. С. 4.

5. Переслегин С.Б. Новые карты будущего или Анти-Рэнд. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, СПб.: Terra Fantastic, 2015. 701 с.;

6. Сенцов А. Э. Особенности представления концепта будущего в программных документах партии «Единая Россия» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -- 2012. -- № 12 (26): в 3-х ч. Ч. III. -- С. 172

7. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. -- М.: АСТ, 2002

8. Тоффлер Э. Шок будущего / Э.Тоффлер. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 557 с.

9. Уилсон Д. История будущего. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2013. - 286 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность рыночного спроса в гостиничном сервисе. Основные методы анализа рыночного спроса и его прогнозирования. Оценка текущего рыночного спроса и рекомендации по улучшению прогнозирования будущего спроса на примере гостиничного комплекса.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2015

    Варианты теории стоимости. Анализ различных подходов к ценообразованию. Определение величины показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса. Построение графика зависимости затрат и результатов производства от объема выпуска продукции.

    контрольная работа , добавлен 19.03.2013

    Природно-экономическая характеристика колхоза "Заря будущего" Юсьвинского района Пермской области. Статистико-экономический анализ производства продукции животноводства. Корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на продуктивность молока.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2013

    Характеристика стратегий экономической политики, определяющих альтернативные траектории будущего развития страны. Условия и значение присоединения России к ВТО. Роль активизации антимонопольной политики, формирование российской инвестиционной системы.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2010

    Структура системы прогнозирования в России, значение в ней прогнозов социально-экономического развития федеральных округов. Информационное обеспечение системы прогнозирования. Модельная структура региональной программы социально-экономического развития.

    реферат , добавлен 19.10.2009

    Создание и организация деятельности спорткомплекса "Ариана". Изучение емкости и перспективности развития будущего рынка сбыта. Оценка затрат для производства продукции. Определение показателей, по которым можно регулярно контролировать состояние дел.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Определение методических задач и основных принципов социально-экономического анализа. Изучение структуры и классификации прогнозных моделей национальной экономики. Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития России.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Изучение современного состояния музыкальной индустрии. Методы повышения прибыли компаний в сфере музыкальной индустрии. Использование модели кластерного анализа с целью прогнозирования инвестиций. Тестирование модели на примере музыкальной индустрии.

    дипломная работа , добавлен 30.11.2016

    Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Объекты и виды прогнозов. Методика экономического прогнозирования. Разработка концепции социально-экономического развития страны. Стратегическое и индикативное планирование.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    Сущность концепции социально-экономического развития России, характеристика принципов, структуры, этапов технологии ее разработки. Меры государственного регулирования экономики в современных условиях. Методические основы макроэкономического планирования.

13
НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ 14
РАЗРЫВ С ПРОШЛЫМ 15
Глава 2. СИЛА УСКОРЕНИЯ 18
ВРЕМЯ И ПЕРЕМЕНЫ 19
ПОДЗЕМНЫЕ ГОРОДА 20
ЗНАНИЕ КАК ТОПЛИВО 23
ПОТОК СИТУАЦИЙ 24
Глава 3. ТЕМП ЖИЗНИ 26
ЛЮДИ БУДУЩЕГО 26
ОЖИДАЕМАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 29
КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕННОСТИ 30
ЧАСТЬ 2. НЕДОЛГОВЕЧНОСТЬ 31
Глава 4. ВЕЩИ: ПРИНЦИП ОДНОРАЗОВОСТИ 31
БУМАЖНОЕ СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ 32
ОТСУТСТВУЮЩИЙ СУПЕРМАРКЕТ 33
ЭКОНОМИКА НЕУСТОЙЧИВОСТИ 34
РАЗБОРНЫЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ 35
ПРОКАТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 37
ПРОИЗВОДСТВО МОДНЫХ ПРИЧУД 41
Глава 5. ЖИЛИЩЕ: НОВЫЕ КОЧЕВНИКИ 44
КЛУБ ДЛЯ ПРОДЕЛАВШИХ ТРИ МИЛЛИОНА МИЛЬ 44
МИГРАЦИЯ В БУДУЩЕЕ 46
САМОУБИЙЦЫ И ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ АВТОСТОПОМ 48
ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ТОСКА 50
ИНСТИНКТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ 51
КОНЧИНА ГЕОГРАФИИ 52
Глава 6. ЛЮДИ: МОДУЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК 54
ЦЕНА ДРУЖЕСКОЙ "ВОВЛЕЧЕННОСТИ" 54
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 56
ГОСТЕПРИИМСТВО В СПЕШКЕ 57
ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В БУДУЩЕМ 60
ДРУЗЬЯ ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ПЯТНИЦЫ 61
ЧЕЛОВЕК НАПРОКАТ 64
КАК ТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ... 65
СКОЛЬКО НУЖНО ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ? 66
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВЫСОКИМ ТЕМПАМ ИЗМЕНЕНИЙ 67
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИИ: ГРЯДУЩАЯ АДХОКРАТИЯ* 69
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 71
НОВАЯ АДХОКРАТИЯ 73
КРУШЕНИЕ ИЕРАРХИИ 76
ПОСЛЕ БЮРОКРАТИИ 79
Глава 8. ИНФОРМАЦИЯ: КИНЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ 84
ТВИГГИ и К-МЕЗОНЫ 85
ВОЛНА ФРЕЙДИЗМА 87
УРАГАН БЕСТСЕЛЛЕРОВ 88
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 89
УСКОРЕННЫЙ МОЦАРТ 90
ПОЛУГРАМОТНЫЙ ШЕКСПИР 92
ИСКУССТВО: КУБИЗМ И КИНЕТИЗМ 93
ВКЛАД СО СТОРОНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 95
ЧАСТЬ 3. НОВИЗНА 98
Глава 9. НАУЧНЫМИ ПУТЯМИ 98
НОВАЯ АТЛАНТИДА 99
ГОЛОС ДЕЛЬФИНА 102
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАБРИКИ 102
ДОПРОЕКТНОЕ ТЕЛО 103
ИЗМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНЫ 107
КИБОРГИ СРЕДИ НАС 109
ОТКАЗ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ 112
Глава 10. ТВОРЦЫ ОЩУЩЕНИЙ 114
ПОЛУФАБРИКАТЫ ДЛЯ ДУШИ 115
"СЛУЖАНКИ" В НЕБЕСАХ 117
ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ 118
ИМИТАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 118
ЖИВОЕ ОКРУЖЕНИЕ 120
ЭКОНОМИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА 122
Глава 11. СЛОМАННАЯ СЕМЬЯ 123
ТАИНСТВО МАТЕРИНСТВА 124
УПРОЩЕННАЯ СЕМЬЯ 125
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛИ-ПРОФИ 125
КОММУНЫ И ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ПАПАШИ 126
У ЛЮБВИ МАЛО ШАНСОВ 128
ВРЕМЕННЫЙ БРАК 129
ТРАЕКТОРИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 130
ПЛАТА ЗА СВОБОДУ 132
ЧАСТЬ 4. МНОГООБРАЗИЕ 133
Глава 12. ИСТОКИ СВЕРХВЫБОРА 133
СКОНСТРУИРУЙТЕ "МУСТАНГ" САМИ 134
КОМПЬЮТЕРЫ И КЛАССНЫЕ КОМНАТЫ 137
ФИЛЬМЫ О ГОМОСЕКСУАЛИСТАХ-ТРАНСВЕСТИТАХ 140
Глава 13. ОБИЛИЕ СУБКУЛЬТУР 143
МАСТЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ 145
МОЛОДЕЖНОЕ ГЕТТО 147
БРАЧНЫЕ КЛАНЫ 148
КОРПОРАЦИЯ ХИППИ 148
ТЕКУЧЕСТЬ КЛАНОВ 149
НИЗКИЙ ДИКАРЬ 151
Глава 14. РАЗЛИЧИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ 153
МОТОЦИКЛИСТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ 154
ЗАКОНОДАТЕЛИ СТИЛЯ И МИНИ-ГЕРОИ 155
ФАБРИКИ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ 156
ВЛАСТЬ СТИЛЯ 157
СВЕРХИЗОБИЛИЕ "Я" 159
СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО 161
ЧАСТЬ 5. ПРЕДЕЛЫ АДАПТАЦИИ 162
Глава 15. ШОК БУДУЩЕГО: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 162
СМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ И БОЛЕЗНЬ 163
РЕАКЦИЯ НА НОВОЕ 166
АДАПТИВНАЯ РЕАКЦИЯ 169
Глава 16. ШОК БУДУЩЕГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 172
ПЕРЕВОЗБУЖДЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ 173
БОМБАРДИРОВКА СОЗНАНИЯ 175
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА 176
СТРЕСС РЕШЕНИЙ 179
ЖЕРТВЫ ШОКА БУДУЩЕГО 180
ОБЩЕСТВО, ПОРАЖЕННОЕ ШОКОМ БУДУЩЕГО 183
ЧАСТЬ 6. СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ 185
Глава 17. КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАВТРА 185
СПОСОБНОСТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ НАПРЯМУЮ 187
ЗОНЫ ЛИЧНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ 188
СИТУАТИВНОЕ ГРУППИРОВАНИЕ 191
КРИЗИСНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 192
ДОМА НА ПОЛПУТИ 194
АНКЛАВЫ ПРОШЛОГО 194
АНКЛАВЫ БУДУЩЕГО 195
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ КАРНАВАЛЫ 196
Глава 18. ОБРАЗОВАНИЕ В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ 198
ШКОЛА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ 199
НОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 200
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АТАКА 202
ВЧЕРАШНИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - СЕГОДНЯ 204
РАЗНООБРАЗИЕ ДАННЫХ 206
СИСТЕМА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ 207
СТРАТЕГИЯ БУДУЩНОСТИ 209
Глава 19. УКРОЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 215
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ РЕАКЦИЯ 216
ОТБОР КУЛЬТУРНЫХ СТИЛЕЙ 217
ТРАНЗИСТОРЫ И СЕКС 219
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОМБУДСМЕН* 221
ПРОВЕРКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ 222
Глава 20. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФУТУРИЗМА 224
СМЕРТЬ ТЕХНОКРАТИИ 225
ГУМАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 227
ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ 230
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ 236
ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ 244
ОБ АВТОРЕ 246
БИБЛИОГРАФИЯ 246
АДАПТАЦИЯ 246
АВТОМАТИЗАЦИЯ 248
БИЗНЕС. ЭКОНОМИКА. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТАНДАРТЫ 248
ОБРАЗОВАНИЕ. МОЛОДЕЖЬ 249
СЕМЬЯ. СЕКС 249
ПЕРСПЕКТИВЫ 249
ИНДИВИДУАЛИЗМ 251
ИНФОРМАЦИЯ. ЗНАНИЯ 251
ОБРАЗ ЖИЗНИ. СУБКУЛЬТУРА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 251
МОБИЛЬНОСТЬ 252
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 252
СТАБИЛЬНОСТЬ. ПЕРЕМЕНЫ 253
НАУКА. ТЕХНОЛОГИЯ 253
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 254
ВРЕМЯ 255
ОБЩИЕ РАБОТЫ 255

Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера "Шок будущего", несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений. Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего.

АСТ ИЗДАТЕЛЬСТВО Москва 2002 УДК 821.111(73) ББК 84 (7США) Т50 Alvin Toffler FUTURE SHOCK 1970 Серийное оформление и компьютерный дизайн А.А. Кудрявцева Перевод с английского: Е. Руднева (введение, гл. 1-3); Л. Бурмистрова (гл. 4-5); К. Бурмистров (гл. 6-7); И. Москвина-Тарханова (гл. 8); А. Микиша (гл. 9, 15, 16); А. Мирер (гл. 10, 11): В. Кулагина-Ярцева (гл. 12-14); Н. Хмелик (гл. 17, 19, 20); Е. Комарова (гл. 18). Научный редактор, автор предисловия - д.ф.н., проф. П.С. Гуревич Печатается с разрешения автора и литературных агентств Curtis Brown, Ltd. и "Мэтлок". Подписано в печать 06.02.02. Формат 84x108 1/32. Усл. печ. л. 29,40. Тираж 1 500 экз. Заказ №154. Тоффлер Э. Т50 Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО "Издательство ACT", 2002. -557, с. - (Philosophy). ISBN 5-17-010706-4
УДК 821.111(73) ББК 84 (7 США)


Обратно в раздел

Элвин (Олвин) Тоффлер (англ. Alvin Toffler; родился 3 октября 1928) — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации».

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер - один из крупнейших американских писателей и футурологов, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте. Был редактором популярного журнала Fortune и его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество.

Затем он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения.

В ранние годы оба супруга Тоффлер около пяти лет работали в тяжёлой промышленности, позже применив свой практический опыт в описании природы труда и различиях между физическим и интеллектуальным трудом.

Впоследствии Э. Тоффлер был приглашенным профессором Корнелльского университета (Cornell University), членом Новой школы социальных исследований (New School for Social Research), корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом.

В настоящее время - почётный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и член Американской ассоциации развития науки.

Книги (6)

Война и антивойна

Новая книга Элвина и Хейди Тоффлер посвящена проблеме войны, которая рассматривается с точки зрения концепции волн социального развития. Это книга о будущих войнах и борьбе с ними. О мире - и о войне в тех условиях XXI века, которые мы сами создаем в совместной гонке к враждебному будущему...

Метаморфозы власти

Перед вами - одна из самых влиятельных работ в жанре так называемой социальной философии - "Метаморфозы власти" Элвина Тоффлера. Книга, в которой развитие его оригинальных, ярких идей достигает уже кульминационной точки.

Итак, происходят ли "метаморфозы власти" лишь на глобальном уровне - или, незаметные для нас, давно уже стали частью нашей повседневной, обыденной жизни? И что принесет нам это в грядущем - новые информационные войны и новый политический антагонизм, противостояние уже не между социальными, но между информационными системами?

Двадцать первый век уже настал. Будущее уже наступило. Каким же будет новый облик нашей стремительно - возможно, слишком стремительно, - развивающейся цивилизации?..

Революционное богатство

Элвин Тоффлер - известный американский философ, автор книг «Метаморфозы власти», «Шок будущего», «Третья волна».

Новая книга Элвина и Хейди Тоффлер - о том, каким будет наш мир завтра. Кто обретет богатство, как это произойдет и что это значит для всех нас. Какие новые возможности откроет нам экономика будущего в столь различных областях, как здравоохранение, энергетика, мировые коммуникации, промышленность, сельское хозяйство.

Третья волна

Один из провозвестников «постиндустриального общества» Элвин Тоффлер, предсказавший многие черты современного общества еще в начале 80-х гг. прошлого века, в своем классическом труде раскладывает историю человечества на «технологические волны» (сравните с классиками политэкономии!).

Одна технологическая волна сменяет другую, за сменой технологий происходит смена общественных формаций. По Тоффлеру, между социализмом в СССР и империализмом середины XX века в США особой разницы нет - и там, и здесь легко обнаружить черты индустриальной эпохи: централизованное жесткое управление и контроль и подавление социальной инициативы.

У каждой технологический волны есть свой ключевой продукт, и могущество стран и общественных объединений зависит от обладания и контроля над ним. В древнем обществе и средних веках таким продуктом была земля, в индустриальную эпоху - товарные рынки сбыта и сырье. В постиндустриальном обществе, в фазе Третьей технологической волны ключевым продуктом становится информация.

Футурошок

Книга известного американского футуролога, лауреата Нобелевской премии, Алвина Тоффлера «Футурошок» представляет собой первую книгу трилогии об изменениях, которые происходят и будут происходить в обществе. Данная книга развивает тему технологического и психологического состояния современного общества и происходящих в нем перемен.

Автор опирается на обширный материал, взятый как из известных и значимых работ по медицине, психологии, социологии, так и из интервью с различными людьми, а также интерпретирует данные социологических отчетов. Книга представляет интерес для различных категорий читателей, - от домохозяек до научных работников.

Шок будущего

Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера «Шок будущего», несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений.

Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество.

Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего

Комментарии читателей

Любовь / 10.06.2018 Помогите найти книгу "Преобразованная сила" Тоффлера. Спасибо

Олег / 2.11.2017 Александру Воскресшему
Поменьше лазьте по сайтам про Оральное, тогда название моря, хоть и высохшего, напишете правильно.

Виктор / 27.10.2017 Большое спасибо людям создавшим и поддерживающим этот ресурс - вы делаете важнейшее дело!!!

ikozlovskiy / 24.10.2017 В И-нете есть цитата: "Безграмотными 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться" (Элвин Тоффлер). Теперь посмотрим на наше образование. Оно уже не сгнило, а сдохло. См. моя статья "Учительская газета Нет у нас такой профессии" и др. по запросу "не адаптивная она". Это частный случай. На самом деле, всё ещё хуже. Почитайте Закон об образовании. Это безграмотная писанина. "Знания, умения, навыки и компетенции". Это перечисление встречается 7 раз. Что в нем значит слово "компетенции"? Опять "знания, умения, навыки"? Не правомочности же? Никто этого не замечает, включая новую министершу образования? Никому до образования вообще дела нет? Будущего у такой страны нет. Будет только хуже и хуже. Неучи и бездари уже вступили во взрослую жизнь. Они ненавидят знания и их носителей. Если мы это понимаем, мы сами должны развиваться, помогать развиваться детям, учить их учиться, критически мыслить, не дать делать из себя идиотов.

Михаил Градов / 19.12.2016 Самая опасная угроза - отсутствие нового знания. Знание, которое мы имеем, привело к тому что происходит вокруг. Смотрите -Субстанциолизм, Глеб Павлович Афанасьев.

Михаил Градов

Михаил Градов / 18.12.2016 Самая опасная угроза - отсутствие нового знания. Знание, которое мы имеем, привело к тому что происходит вокруг. Смотрите -Субстанциолизм, Глеб Павлович Афанасьев.

Гелена / 18.07.2016 Очень интересно и важно для развития гражданского общества

Александр Воскресший / 6.02.2016 Очередные пугалки! Т.е. Бог хуже Тоффлера знает как следует развиваться цивилизации? Меньше бы вмешивались в природу и естественные процессы - и Оральское море не высохло бы... и воробьи в Китае... и кролики в Австралии...

Людмила / 5.09.2011 Это надо читать. Но не всем. А тем, кто может думать, планировать.

Ол-ля-ля / 25.09.2010 Не могу сказать, что во всем согласна с ним, вернее более правильно будет сказать: разделяю его взгляды, однако во многом моя "картинка" окружающего мира, его понимание совпадает с описаным Элвином Тоффлером.