Багратион семья. Происхождение фамилии багратионов. Получение генеральского звания

Багратионы на Викискладе

Багратио́ны (Багратиони , груз. ბაგრატიონები ) - древний царский род Грузии , из которого происходили многие выдающиеся государственные и военные деятели Грузии и России. Исторические грузинские писания исчисляют хронологию Багратионов с 6 века .

Происхождение рода

Династия Багратионов - одна из самых древних из ныне существующих династий. Багратионы рано возвысились на политической арене Закавказья, и вокруг рода в грузинско-армянской среде были созданы разные легенды. Древнеармянская историческая традиция объявляет их потомками Хаикидов , древнегрузинская - Фарнавазидов . Та же армянская традиция считает их потомками знатного пленного еврея Шамбата (Смбата), ставшего сатрапом Армении при персидском царе Артаксерксе I (V в. до н. э.), а более поздняя армянская и грузинская историческая традиции связывают их происхождение с царём-пророком Давидом.

Грузинская историография придерживается легенды о происхождении Багратионов от древнегрузинского царского рода Фарнавазидов . Николай Бердзенишвили считает, что династия происходит из области Спери . Специалист по истории аристократических родов Закавказья Кирилл Львович Туманов считает, что грузинские Багратионы, как и армянская династия Багратиды (Багратуни), имели общее происхождение и были потомками армянской династии Ервандидов , Армянская историческая традиция относит возвышение армянской ветви рода Багратуни к I в. до н. э. Грузинская историческая традиция, в частности Сумбат Давитисдзе, датирует возвышение рода Багратионов на политической арене Грузии VI веком

Легенда о божественном происхождении

Самая претенциозная из имеющихся версий в армянской и грузинской легендах связывает происхождение рода с божественным началом. Так, Сумбат Давитисдзе возводит род к Клеопе, брату Иосифа. Согласно Сумбату, один из потомков Клеопы - Соломон - имел семерых сыновей, которые отправились из Палестины в Армению и Акилисену, где приняли крещение. Трое из братьев остались в Армении. Одного из этих братьев звали Багратом, и он явился родоначальником армянских Багратидов. Четверо прибыли в Картли, из них одного избрали эриставом Картли, и его потомками являются Багратионы Картли.

О происхождение рода от пророка Давида говорится в сочинении армянского историка начала Х века Ованеса Драсханакертци, в котором он, говоря о предках Багратуни, пишет: Говорят, что он был потомком Давида . Сообщение Драсханакертци, о происхождении рода от пророка подтверждается и более древними армянскими сведениями. В грузинской письменности первое упоминание о божественном происхождении Багратионов зафиксировано в середине X века в работе Гиорги Мерчуле: так, Григол Хандзтели, обращаясь к Ашоту Курапалату, называет его государем, наречённым сыном Давида, пророка и помазанника Господня

Другие версии о происхождении

Древнеармянская историческая традиция называет род потомками Хаикидов . Армянский историк VII века Себеос, сообщает, что Багратуни являются потомками эпонима армян Хайка . Армянская историография связывает происхождение рода Багратуни также и с еврейским этносом. Согласно Мовсесу Хоренаци, Багратиды - потомки знатного еврейского пленника Шамбата. В грузинской историографии существует предположение о происхождении Багратионов от древнегрузинского царского рода Фарнавазидов , основанного легендарным первым царем Иберии Фарнавазом I

Первые Багратионы

По легенде, изложенной в сочинении царевича Вахушти Багратиони , при царе Мирдате (начало VI века) в Грузию переселился некий Гуарам (Гурам) (ум. 532), за которого в 508 году царь выдал свою сестру и пожаловал ему звание эристава области Тао. Внук Гуарама Гуарам I получил от византийского императора Юстиниана титул куропалата, а в 575 году - царя. Вахушти сообщает, что именно Гуарам I стал именоваться Багратиони - по имени своего отца .

Потомки Гуарама I именовались эриставт-эриставами (правителями правителей) и управляли Картлией. Поддерживая союз с Византией, они также носили византийские титулы куропалата и антипата (проконсула). Младшим Багратионам принадлежал титул мампали - князь крови. В период арабского владычества (VII -IX века) правители Картлии стали именоваться верховными князьями (эрисмтаварами). Великий князь Ашот I Великий (787-826) вступил в конфликт с арабами и был вынужден укрыться в Южной Грузии, которую контролировала Византия. Он восстановил крепость Артануджи и, используя поддержку византийских императоров, укрепил свою власть в Картлии .

Правнук Ашота I Адарнесе (Арсен) II Куропалат в 888 году принял титул царя Картвелов (Грузинов). В свою очередь правнук Адарнесе II царь Тао-Кларджети (Юго-Западной Грузии) Давид III Куропалат при поддержке византийцев освободил от арабов многие грузинские, а также часть армянских и албанских земель. За помощь императорам в подавлении восстания Варды Склира он получил Эрзерумскую область и другие земли. Грузинская знать предложила могущественному правителю занять престол Картлии .

Наследником бездетного Давида III стал племянник царя (на самом деле сын троюродного брата) Баграт Багратиони, которому по наследству от отца досталось Картвельское царство, а от матери - Абхазское царство . В 1008 году наследник трех царств Баграт III принял титул царя Картли. С этого момента династия Багратионов стала царским домом Картли .

Во времена царствования этой Династии Грузия достигла своего могущества, распространив сферу своего влияния далеко от границ государства. В очередной раз царский дом Багратионов сумел консолидированно объединить враждующие народы и территории в сильное, самостоятельное государство.

Средние века

Дочь Георгия III царица Тамара Великая (1184 - ок.1210/1213) стала одной из самых могущественных правительниц всего Ближнего Востока. Её войска разбили албанского атабека и румского султана, совершили поход в Персию, взяли Карс. Вассалами царицы Тамары являлись султаны, эмиры и правители сопредельных государств, под влиянием Грузии находилась Трапезундская империя. Тамара покровительствовала искусствам, архитектуре и наукам. Поэты посвящали ей оды и поэмы, в её честь строились храмы и дворцы.

  • светлейшие князья Багратион-Имеретинские;
  • дворяне Багратионы;
  • светлейшие князья Багратионы (имеретинская ветвь);
  • князья Багратион-Давыдовы (имеретинская ветвь; признаны в княжеском достоинстве 6 декабря 1850 года).

Из этих четырёх ветвей вторая - князья Багратионы - внесена в число российских княжеских родов при утверждении императором Александром I седьмой части «Общего российского гербовника» 4 октября 1803 года . Внук царя Вахтанга VI - князь Иван Вахуштович Багратион - служил при Екатерине II генерал-поручиком и командовал сибирской дивизией, а племянник Вахтанга VI - царевич Александр Иессеевич (родоначальник князей Багратион) - выехал в Россию в 1757 году и служил подполковником в кавказской дивизии. Его внук, генерал от инфантерии князь Пётр Иванович Багратион обессмертил свой род на поле брани.

Описание герба

Блазон герба светлейших князей Грузинских (1886 г.):

Щит четверочастный с малым щитком в середине. В первой червленой части серебряный хитон. Во второй лазуревой части золотая арфа, в третьей лазуревой серебряный пращ с таковыми же ремнями и золотым камнем. В четвёртой червленой части золотая держава под скрещенным[и] серебряным с золотою рукояткою мечом и золотым скипетром. В малом золотом щитке в середине Святой Великомученик и Победоносец Георгий в лазуревом вооружении с золотым на груди крестом, в червленой приволоке, сидящий на чёрном коне, покрытом багряницею с золотою бахромою и поражающий червленым копьем зелёного с черными крыльями и червлеными глазами и языком дракона.

Над главным щитом княжеская корона, поддерживаемая двумя парящими ангелами с серебряными, с золотыми рукоятками мечами. Щитодержатели: два золотых льва с червлёными глазами и языками. Герб украшен багряной, подбитой горностаем мантией с золотыми кистями и таковою же бахромой и увенчан короной светлейших князей. Герб рода Князей Багратионов (князья грузинские) внесен в Часть 7 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи. Герб светлейшей княгини Грузинской внесен в Часть 14 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 2

Багратионы в Российской империи и в период СССР

Основная статья: Претенденты на престол Грузии после 1801 года

Его сын князь Георгий Александрович Багратион-Мухранский (1884-1957) был женат на Елене Сигизмундовне Злотницкой (1886-1979), чей старинный род уходил корнями в польскую шляхту. Её мать - урождённая княжна Эристова - была правнучкой грузинского царя Ираклия II. От этого брака в 1914 году на свет появилась княжна Леонида , мать самозванной главы Императорского Дома России - великой княгини Марии Владимировны .

Во время революции власть в Грузии перешла в руки грузинских меньшевиков. Обстановка в Тифлисе была неспокойной, и семья Багратион-Мухранских решила сдать часть своего большого дома французскому консулу надеясь, что это обеспечит безопасность дому. «Безопасность была, впрочем, относительной , - вспоминает великая княгиня Леонида Георгиевна. Когда в городе началась стрельба, пули стали залетать к нам в комнаты, как пчёлы. Нас с сестрой сажали под диваны, и я слышала оттуда, как взрослые говорят о том, что надо бы ехать за границу …» Когда англо-французские войска были выведены из Грузии, стало ясно, что меньшевики долго не продержатся. В 1921 году французский консул с большим трудом посадил семью Багратион-Мухранских на поезд в Батуми , откуда те пароходом добрались до Константинополя . Средств на жизнь не было, и изгнанники решили переехать в Германию, где, как говорили эмигранты, жизнь была дешевле. Продав захваченные с собой драгоценности, княжеская семья переехала в Берлин .

Эмигрантская доля была столь незавидной, что Багратион-Мухранские решили вернуться на родину - теперь уже в Советскую Грузию. Как ни странно, большевистские власти вернули семье грузинского престолонаследника её дом. Однако вскоре начались аресты. Арестовали и князя, но крестьяне, его бывшие подданные, не дали показания против Георгия Александровича. «Ни один человек не сказал про него плохого, все как один говорили, что он им был как отец », - недоумевали следователи ЧК .

После арестов и бесконечных обысков Багратион-Мухранские вновь решили эмигрировать. Выехать вторично из Советской России Багратион-Мухранским помогло заступничество Максима Горького , которому некогда покровительствовали Багратион-Мухранские. Покинув Грузию, Багратионы обосновались сперва в Ницце, потом в Париже . Вскоре представители княжеского рода разъехались по всей Европе: в Испанию , Италию , Польшу , Германию , оказывая помощь и интегрируясь в жизнь эмиграции, в среде которой князь Георгий играл видную роль.

Багратионы никогда не забывали о своем царственном статусе, и в 1942 году съезд представителей грузинских эмигрантских организаций в Риме официально признал князя Георгия законным царём единой Грузии. Великая княгиня Леонида Георгиевна пишет в своих воспоминаниях:

«У нас в семье часто об этом говорили, что, если бы Багратионы сохранили титул, на который они имели все права, это не значило бы, что Грузия не вошла бы в Российскую Империю, напротив, если бы эта историческая Фамилия, которая царствовала в течение стольких веков, сохранила своё царское достоинство, это имело бы только положительное значение».

Багратионы в настоящее время

С 1977 г. по 2008 г. главой Грузинского Царского Дома Багратионов был князь Георгий (Хорхе) Ираклиевич Багратион-Мухранский . Он родился в Риме, где его семья жила в годы Второй мировой войны. Его отцом был князь Ираклий Георгиевич Багратион-Мухранский (21 марта 1909 - 30 ноября 1977), а матерью - итальянская графиня Мария-Антуанетта Паскини деи Конти ди Костафьорита (ум. 22 февраля 1944 при родах). С 1957 года - Глава Грузинского Царского Дома в изгнании.

Всю свою жизнь князь Георгий Ираклиевич прожил в Испании, где стал известным автогонщиком, был женат на испанской аристократке Мари де лас Мерседес Зорноза-и-Понсе де Леон а вторым браком - на Нурии Лопес. От этих двух браков у него четверо детей - князь Ираклий (р. 1972), князь Давид (р. 1976), князь Уго (Гурам, р. 1985) и княжна Мария-Антуанетта (р. 1969), которые живут в Испании и в Грузии. Им было возвращено грузинское гражданство.

Георгий поддерживался многими грузинскими монархистами как кандидат на грузинский престол. В 2004 году он получил гражданство Грузии. С 2006 года он жил на исторической родине, где его настигла тяжёлая болезнь. Он умер 16 января 2008 г. и был похоронен в усыпальнице грузинских Царей - соборе Светицховели (город Мцхета). Ему наследовал второй сын Князь Давид Георгиевич Багратион-Мухранский .

См. также

  • Армянские Багратиды - армянская царская династия .

Примечания

Литература

  • Baddeley, JF, Gammer M (INT) (2003), The Russian Conquest of the Caucasus , Routledge (UK), ISBN 0-7007-0634-8 (First published in 1908; 1999 edition, reprinted in 2003)
  • Lang, DM (1957), The Last Years of the Georgian Monarchy: 1658-1832 , New York: Columbia University Press.
  • Rapp, SH (2003), Studies In Medieval Georgian Historiography: Early Texts And Eurasian Contexts , Peeters Bvba ISBN 90-429-1318-5 .
  • Ronald Grigor Suny . The making of the Georgian nation. - 2. - Indiana University Press, 1994. - 418 p. - ISBN 0253209153 , ISBN 9780253209153
  • A. Khakhanov. «Histoire de la Georgie», Paris, 1900 (in French)
  • A. Manvelichvili. «Histoire de la Georgie», Paris, 1951 (in French)
  • A. Manvelishvili. «Russia and Georgia. 1801-1951», Vol. I, Paris, 1951 (in Georgian)
  • K. Salia. «History of the Georgian Nation», Paris, 1983
  • Kartlis Tskhovreba, vol. I-IV, Tbilisi, 1955-1973 (in Georgian)
  • P. Ingorokva. Giorgi Merchule (a monograph), Tbilisi, 1954 (in Georgian)
  • E. Takaishvili. «Georgian chronology and the beginning of the Bagratid rule in Georgia».- Georgica, London, v. I, 1935
  • Sumbat Davitis dze. «Chronicle of the Bagration’s of Tao-Klarjeti», with the investigation of Ekvtime Takaishvili, Tbilisi, 1949 (in Georgian)
  • «Das Leben Kartlis», ubers. und herausgegeben von Gertrud Patch, Leipzig, 1985 (in German)
  • V. Guchua, N. Shoshiashvili. «Bagration’s».- Encyclopedia «Sakartvelo», vol. I, Tbilisi, 1997, pp. 318-319 (in Georgian)
  • Дворянские роды Российской империи. Том 3. Князья / Под ред. С. В. Думина. - М .: Линкоминвест, 1996. - 278 с. - 10 000 экз.

План
Введение
1 Происхождение рода
2 Царская династия потомков пророка
3 Средние века
4 Описание герба
5 Багратионы в Российской империи и в период СССР
6 Багратионы в настоящее время

Список литературы

Введение

Багратио́ни (груз. ბაგრატიონები) - древний царский род Грузии, из которого происходили многие выдающиеся государственные и военные деятели Грузии и России. Исторические грузинские писания исчисляют хронологию Багратионов с 6 века, в то время как большинство западных ученых связывают образование династии с побегом в конце 8 века армянского принца Багратуни в Грузию.

1. Происхождение рода

Династия Багратионов - одна из самых древних в истории человечества (после императорских династии Японии и Эфиопии). Грузинская и Армянская летописная традиция возводят происхождение Багратионов к ветхозаветному царю Израильского царства Давиду, чем и объясняется наличие пращи и лиры в гербе рода. От Давида ведется линия потомков до Святого Иосифа, у которого предполагается сестра Клеопа. Её сын Наом (62-е поколение от Адама) в традиции считается предком Багратионов.

Наом родил Салу, Сала родил Ровоама, Ровоам родил Мухтара, Мухтар родил Елиакима, Елиаким родил Вениамена, Вениамен родил Иеровема, Иеровем родил Моиссея, Моиссей родил Иуду, Иуда родил Елиазара, Елиазар родил Лева, Лев родил Иорама, Иорам родил Манассея, Манассей родил Якова, Яков родил Микию, Микия родил Иоакима, Иоаким родил Иуровима, Иуровим родил Авраама, Авраам родил Иова, Иов родил Акаба, Акаб родил Свимона, Свимон родил Изахара, Изахар родил Аввию, Аввия родил Гаада, Гаад родил Асера, Асер родил Исаака, Исаак родил Дана, Дан родил Соломона, Соломон родил этих семерых братьев: Баграта, Абгавара, Мобала, Гурама, Саака, Асама и Варзаварда. Они ушли из Филистима и явились к царице Рахел. Сия царица Рахел крестила их и Баграта взяла к себе зятем и Абгавара и Мобала породнила с царем армян.

- Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. - Тб.: 1976.

Именно Баграт (в русской традиции - Панкрат) считается основателем рода, названного его именем.

А потом преставился Баграт эристави в подчинении у сыновей Мирдата лета Христова 568, грузинского 320 и оставил сына именем Гурам. Однако в эти же годы вымерли сыновья Мирдата, сына царя Вахтанга, и не оставили они сыновей [и они] оставили наследником своих владений сына сестры деда своего Гурама и нарекли его Мирдатовани. И сей Гурам, сын Баграта, после них занял их владения от Ташискари-Панавари до моря и затем сменил имя Мирдатована на имя отца своего - Багратиона.

Существуют и другие версии происхождения Багратионов. Так князь Кирилл Львович Туманов считает, что Багратионы, как и армянская династия Багратуни, были потомками знатного персидского рода Оронтидов, представители которого были сатрапами, а затем царями Армении. Однако данная версия оспаривается многими грузинскими специалистами.

Потомки Баграта были эриставами Картли и один из них - Ашот I Куропалат - стал основателем царства Тао-Кларджети (786). С этого момента начинается история царей Грузии.

2. Царская династия потомков пророка

По легенде, потомок Давида Гуарам (Гурам) прибыл в Грузию при царе Мирдате (начало VI века). Царь выдал за Гуарама свою сестру и пожаловал ему звание эристава области Тао. Внук Гуарама Гуарам I получил от византийского императора Юстиниана титул куропалата, а в 575 году - царя. По имени отца он первым стал именоваться Багратиони.

Потомки Гуарама I именовались эриставт-эриставами (правителями правителей) и управляли Картлией. Поддерживая союз с Византией, они также носили византийские титулы куропалата и антипата (проконсула). Младшим Багратионам принадлежал титул мампали - князь крови. В период арабского владычества (VII-IX века) правители Картлии стали именоваться верховными князьями (эрисмтаварами). Великий князь Ашот I Великий (787-826) вступил в конфликт с арабами и был вынужден укрыться в Южной Грузии, которую контролировала Византия. Он восстановил крепость Артануджи и, используя поддержку византийских императоров, укрепил свою власть в Картлии.

Правнук Ашота I Адарнесе (Арсен) II Куропалат в 888 году принял титул царя картвелов. В свою очередь правнук Адарнесе II царь Тао-Кларджети (Юго-Восточной Грузии) Давид III Куропалат при поддержке византийцев освободил от арабов многие грузинские, а также часть армянских и албанских земель. За помощь императорам в подавлении восстания Варды Склира он получил Эрзерумскую область и другие земли. Грузинская знать предложила могущественному правителю занять престол Картлии.

Наследником бездетного Давида III стал племянник царя (на самом деле сын троюродного брата) Баграт Багратиони, которому по наследству от отца досталось Картвельское царство, а от матери, сестры бездетного абхазского царя Феодосия, - Абхазское царство. В 1008 году наследник трех царств Баграт III принял титул царя Грузии. С этого момента династия Багратионов стала царским домом единой Грузии.

Во времена царствования этой Династии Грузия достигла своего могущества, распространив сферу своего влияния далеко от границ государства. В очередной раз царский дом Багратионов сумел консолидированно объединить враждующие народы и территории в сильное, самостоятельное государство.

3. Средние века

В XI-XII веках Грузия под управлением Багратионов достигла наибольшего могущества и расцвета. Царь Давид IV Строитель (1089-1125) восстановил независимость Грузии, объединил все грузинские земли и освободил Тбилиси, куда была перенесена столица Грузии. При его внуке Георгии III (1156-1184) влияние Грузии распространилось на Северный Кавказ и Восточное Закавказье.

Дочь Георгия III царица Тамара Великая (1184 - ок.1210/1213) стала одной из самых могущественных правительниц всего Ближнего Востока. Её войска разбили албанского атабека и румского султана, совершили поход в Персию, взяли Карс. Вассалами царицы Тамары являлись султаны, эмиры и правители сопредельных государств, под влиянием Грузии находилась Трапезундская империя. Тамара покровительствовала искусствам, архитектуре и наукам. Поэты посвящали ей оды и поэмы, в её честь строились храмы и дворцы.

Царица Тамара (Великая) была в первом браке за русским князем Юрием, сыном Андрея Боголюбского, а во втором - за осетинским князем Давидом, сыном князя Джадарона.

Грузинские летописцы считают Джадарона внуком бежавшего в Осетию князя Давида, внука царя Георгия I. Если эти сказания справедливы, то князья Багратионы, Грузинские и Мухранские - потомки в прямом мужском колене Гуарама I Куропалата (575-590) первого эристава Картли; если же показания летописцев ошибочны, то в таком случае род Багратионов пресёкся в 1184 году со смертью царя Георгия III, и тогда следует считать происхождение этих родов от осетинских владетелей.

Потомки царицы Тамары и Давида стали родоначальниками трех грузинских царских династий: Картлинской (Грузинской), Кахетинской и Имеретинской.

От князя Теймураза, владетеля (батони) мухранского, происходящего от бывшего грузинского царского рода Багратидов, ведёт свое происхождение и ветвь князей Багратионов-Мухранских.

Старинный удел князей Мухранских (Мухрани) находился в Картли. Бывший грузинский (картлийский) царский дом разделялся на шесть ветвей:

· цари и царевичи Грузинские (картлийские);

· царевичи Имеретинские (вымерли в 1711 году);

· князья Грузинские (картлийская ветвь, предки которых царствовали в Картли до 1724 года

· князья Багратионы (картлийская ветвь - потомки Иессея, царя Картли)

· князья Семёновы (вымерли)

· князья Багратион-Мухранские, ветвь которых отделилась от общего корня трёх предыдущих ветвей в 1513 году и до 1801 года владела уделом Мухранским.

От царей Кахети происходят:

· цари и царевич Грузинские (Картли-Кахетинского царства);

· светлейшие князья Грузинские (младшей ветви, предки которых царствовали в Кахетии до 1744 г., потом в Кахетии и Карталинии вместе, с 1744 по 1800 год;

· князья Давыдовы и Багратионы-Давыдовы (кахетинская ветвь).

Потомками имеретинских царей (которые царствовали в Имеретии до присоединения её к Российской империи в 1810 году), были:

· светлейшие князья Багратион-Имеретинские;

· дворяне Багратион;

· светлейшие князья Багратион (имеретинская ветвь);

· князья Багратион-Давыдов (имеретинская ветвь; признаны в княжеском достоинстве 6 декабря 1850 года).

Во второй четверти XIII века Грузия попала под власть татаро-монголов. Монголы сохранили царский дом, передав в 1247 году управление представителям династии Багратионов - двоюродным братьям Давиду VII Улу ("Старшему") и Давиду VI Нарину ("Младшему"). Давид VII Улу, хотя и был внебрачным сыном царя, пользовался большей властью - он был женат на монгольской княжне и участвовал в военных походах монголов на Багдад. Сын Давида VII Улу - Деметре II стал царём всей Грузии. Монгольский ильхан, заподозрив его в измене по доносу одного из придворных, вызвал царя к себе во дворец. Близкие советовали монарху скрыться в горах, но это могло вызвать нашествие ханских войск в Грузию. Деметре II предпочел пожертвовать своей жизнью и в 1289 году был казнен по приказу ильхана. Православная церковь причислила царя-мученика к лику святых.

Сын Деметре II - Георгий V Блистательный освободил Грузию от власти ильханов. Однако его наследники не смогли сохранить единство Грузинского царства. В XVI-XVIII веках страна распалась на десяток царств и княжеств, которые попали в зависимость от Турции и Ирана.

Из этих четырёх ветвей, вторая - князья Багратионы, внесена в число родов российско-княжеских, при утверждении императором Александром I седьмой части «Общего российского гербовника» 4 октября 1803 года. Внук царя Вахтанга VI - князь Иван Вахуштович Багратион - служил при Екатерине II генерал-поручиком и командовал сибирской дивизией, а племянник Вахтанга VI - царевич Александр Иессеевич (родоначальник князей Багратион) - выехал в Россию в 1757 году и служил подполковником в кавказской дивизии. Его внук генерал от инфантерии князь Пётр Иванович Багратион обессмертил свой род на поле брани.

Багратион Петр Иванович, краткая биография которого не осветит все важные события, произошедшие в его жизни, был выдающимся человеком. Он навеки в истории как талантливый полководец. Потомок грузинского царского дома.

Детство

Петр Багратион, биография (с фото памятника) которого есть в данной статье, родился 11.11.1765 г. на Северном Кавказе, в г. Кизляр. Происходил из благородного и старинного рода грузинских князей. Мальчик был правнуком карталинского царя Иессея Левановича. Отец Петра, князь Иван Александрович, был русским полковником и владел небольшим земельным участком в окрестностях Кизляра. В 1796 г. умер в нищете.

Зачисление на службу

Семья их была небогатой, несмотря на дворянский титул и царственное родство. Денег хватало только для обеспечения самым необходимым, но на одежду уже не оставалось. Поэтому, когда Петр был вызван в Петербург, молодой Багратион не имел «пристойной» одежды.

Для знакомства с Потемкиным ему пришлось позаимствовать кафтан дворецкого. Несмотря на одежду, Петр при встрече с князем Тавриды держался уверенно, без робости, хотя и скромно. Потемкину молодой человек понравился, и был отдан приказ о зачислении его в мушкетерский Кавказский полк сержантом.

Служба

В феврале 1782 г. Петр Багратион, фотографии портретов которого есть в данной статье, прибыл в полк, который находился в небольшой крепости, в кавказских предгорьях. С первого дня началась боевая подготовка. В первом же сражении с чеченцами Петр отличился и получил в награду чин прапорщика.

В мушкетерском полку он прослужил десять лет. За эти годы он прошел все воинские звания до капитана. Неоднократно получал боевые отличия за столкновения с горцами. Петра уважали за неустрашимость и отвагу не только друзья, но и враги. Такая популярность однажды спасла Багратиону жизнь.

В одной из стычек Петр был тяжело ранен и оставлен в глубоком обмороке на поле боя среди мертвых тел. Его нашли враги, узнали и не только пощадили, но и перевязали раны. Потом бережно доставили в полковой лагерь, даже не запросив выкуп. За отличие в бою Петр получил звание секунд-майора.

За десять лет службы в мушкетерском полку Багратион участвовал в походах против Шейх-Мансура (лжепророка). В 1786 г. Петр Иванович воевал с черкесами под командованием Суворова за р. Лабу. В 1788 г., во время Турецкой войны, Багратион в составе Екатеринославской армии участвовал в осаде, а потом и в штурме Очакова. В 1790 г. продолжил военные действия на Кавказе. В этот раз выступал против горцев и турок.

Военная карьера

В ноябре 1703 г. Багратион Петр Иванович, краткая биография которого не сможет уместить все интересные факты из его жизни, стал премьер-майором. Он получил перевод в Киевский карабинерный полк в качестве эскадронного командующего. В 1794 г. Петр Иванович был отправлен в Софийскую военную часть, где получил под свое командование дивизион. Багратион прошел с Суворовым Польскую кампанию полностью и в конце получил чин подполковника.

Подвиги Багратиона

Биография Петра Багратиона насыщена многими подвигами, которые вошли в историю. Например, один из них был совершен рядом с местечком Броды. В густом лесу расположился военный польский отряд (1000 пеших солдат и одно орудие), как они были уверены - на недоступной позиции.

Багратион, с детства отличавшийся храбростью, бросился на врага первым и врубился во вражеские ряды. Поляки нападения не ждали, и атака Петра Ивановича для них оказалась полной неожиданностью. Благодаря тактике внезапности Багратион со своими солдатами успели убить 300 человек, а еще 200 взять в плен вместе с начальником отряда. Заодно карабинеры прихватили вражеское знамя и орудие.

Еще один запоминающийся подвиг произошел на глазах Суворова. Это случилось в октябре 1794 г., когда штурмовалась Прага. Багратион Петр Иванович, фото которого есть в данной статье, заметил, что польская конница собирается атаковать русские штурмовые колонны во время ожесточенного боя.

Полководец дождался момента, когда враги начали движение. Тогда Багратион, сделав со своими солдатами стремительный бросок на фланг, отбросил поляков к реке Висле. Суворов лично поблагодарил Петра Ивановича, и с тех пор он стал его любимчиком.

Получение генеральского звания

В 1798 г. Багратион получил чин полковника и был назначен командовать шестым егерским полком. Он стоял в гродненской губернии, в городе Волковыске. Император Павел приказал доставлять к нему все военные отчеты. Любое отступление от приказов влекло отстранение от службы.

Во многих полках прошла «чистка». Она никого не затронула только в военной части Багратиона. Через два года за отличное состояние его полка полководец был повышен до звания «генерал». Петр Багратион, биография которого не свернула с военной тропы, продолжил службу в новом качестве.

Шествие к славе вместе с Суворовым

В 1799 г. он с полком поступил в распоряжение Суворова. Последний, когда была названа фамилия Багратиона, на глазах у всего зала с радостью обнял и расцеловал Петра Ивановича. На следующий день полководцы повели солдат внезапным наступлением в Кавриано. Два великих военачальника продолжили свое восхождение к славе и величию.

Суворов отправил императору письмо, в котором хвалебно отзывался о храбрости, усердии и рвении Багратиона, которые он проявил при взятии крепости Брешно. В результате Павел I пожаловал Петра Ивановича в кавалеры ордена Святой Анны первого класса. Позже за сражение при Лекко Багратион был награжден командорским орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Так у Петра Ивановича появился среди наград Мальтийский крест.

За разгром французов под Маренго получил орден Святого Александра Невского. После победы при Требии императором было пожаловано в подарок Петру Ивановичу село Симы. Оно находилось во Владимирской губернии, в Александровском уезде. В селе насчитывалось 300 крестьянских душ. Багратион стал один из самых молодых генералов, имевших высокие знаки отличия.

Подвиг под Шенграбеном

В 1805 г. Петр Иванович совершил очередной подвиг. Это произошло под Шенграбеном. Вражеские войска, казалось, уже точно одержат победу, но Багратион с 6000 солдатами вышел против 30-тысячного войска. В результате он не только одержал победу, но и привел пленных, среди которых были один полковник, два офицера младших чинов и 50 солдат. Заодно Петр Иванович Багратион прихватил и знамя французов. За этот подвиг великий полководец был награжден орденом Святого Георгия второй степени.

Военный талант

Петр Иванович смог доказать за время службы свой военный талант. Багратион отличился в боях под Фридландом и у Прейсиш-Эйлау. Наполеон отзывался о Петре Ивановиче, как о лучшем российском генерале того времени. Во время русско-шведской войны Багратион руководил дивизией, потом корпусом. Возглавлял Аландскую экспедицию, вышел со своими войсками к шведским берегам.

Царская немилость

Слава и императорское благоволение все больше увеличивали круг завистников Петра Ивановича. Недоброжелатели старались сделать Багратиона, пока он был в походах, «дураком» перед царем. Когда в 1809 г. Петр Иванович командовал войсками на Дунае (уже в звании генерала от инфантерии), завистники смогли убедить государя в неумении полководца воевать. И добились того, что Багратион был заменен Александром I на графа Каменского.

Отечественная война

После русско-турецкой войны, за которую Петр Иванович был награжден орденом Св. Андрея Первозванного, он стал главнокомандующим второй Западной армии, состоящей из 45000 солдат и 216 орудий. Когда выяснилось, что война с Наполеоном неизбежна, Багратион показал императору план наступления.

Но так как предпочтение получил Барклай-де-Толли, то западные армии начали отступление. Наполеон решил сначала уничтожить слабое войско, которым командовал Багратион Петр Иванович (1812 год). Для выполнения этого плана отправил своего брата с фронта, а наперерез - маршала Даву. Но осилить Багратиона не смог, он пробился через вражеские заслоны у Мира, разбив пешие войска Вестфальского царя, а возле Романова - его кавалерию.

У Даву же получилось преградить Петру Ивановичу путь на Могилев, и Багратион был вынужден идти на Новый Быков. В июле он соединился с войсками Барклая. Произошло жесткое сражение за Смоленск. Багратион, несмотря на то, что должен был вести наступательную тактику, все же немного уклонился в сторону. Этой стратегией Петр Иванович спас свою армию от ненужных потерь.

После того как войска Багратиона и Барклая соединились, полководцы так и не смогли выработать общую тактику боя. Их мнения сильно расходились, разногласия достигли наивысших пределов. Петр Иванович предлагал сразиться с армией Наполеона, а Барклай был уверен, что заманивание врага вглубь страны - лучшее решение.

Последняя для Багратиона - Бородинская битва

Генерал Петр Багратион участвовал в Бородинской битве, которая стала последней в его военной карьере. Петр Иванович должен был оборонять самый слабый участок позиции. За Багратионом стояла дивизия Неверовского. Во время ожесточенной битвы Петр Иванович был тяжело ранен, но не пожелал покинуть поле сражения, и продолжал командовать, находясь под вражеским огнем.

Но Багратион терял все больше крови, в результате начала усиливаться слабость и Петр Иванович был унесен с поля боя и отправлен в московскую больницу. Между солдатами очень быстро распространились слухи о ранении Багратиона. Некоторые даже утверждали, что он умер.

Эти сообщения привели солдат в отчаяние, в войске началось замешательство. Место Багратиона занял Коновицын. Он, видя реакцию солдат и потерю боевого духа, решил не рисковать и отвел войско за Семеновский овраг.

Смерть великого полководца

Сначала в больнице генерал Петр Багратион, биография (фото памятника полководцу есть в данной статье) которого, казалось, могла бы продолжаться, почувствовал себя лучше. Первоначальное лечение проходило успешно. Потом Багратион поехал оправляться от ран в имение своего друга, Это была осень, погода - отвратительная, дорога очень плохая.

Все это, да еще и упадническое настроение Багратиона, негативно отразилось на его здоровье. У Петра Ивановича началось осложнение болезни, опасное для жизни. 21 сентября Багратиону была сделана хирургическая операция по расширению вены. Одновременно врачи удалили из воспалившейся раны осколки костей, гниющую плоть и части ядра. Это хирургическое вмешательство не помогло, на следующий день у Багратиона была обнаружена гангрена.

Врачи предложили князю ампутировать ногу, но это вызвало гнев полководца, и его состояние еще больше ухудшилось. В результате Багратион Петр Иванович, биография которого полна побед, скончался от гангрены в сентябре 1812 г. Полководец сначала был похоронен в селении Сим, внутри местного храма. Его тело лежало там до июля 1830 г.

Забытым полководец оказался по причине отсутствия супруги, которая уехала жить в Вену еще в 1809 г. Про Багратиона вспомнили только через 27 лет, после вступления на престол Николая I. Он любил историю и лично изучил все события Отечественной войны. В результате начали появляться труды об этой эпохе и героям, наконец, было воздано должное.

Николай I приказал доставить прах великого полководца к подножию памятника на Свинцовый склеп, в котором упокоился Петр Багратион, был переложен в новый гроб. Затем состоялась панихида и литургия, на которых присутствовало море народа, приехавшего из разных мест. В саду был накрыт большой поминальный стол.

Съехалось много дворян и офицеров. Почтить память великого полководца люди шли днями и ночами, непрерывным потоком. Тело Петра Ивановича сопровождалось почетным конвоем в богато убранной колеснице до самого пункта назначения. Шествие было очень торжественным. Люди сами просили разрешения тащить колесницу. Впереди нее шло духовенство, позади - Киевский гусарский полк.

Трубачи на всей протяженности пути играли погребальный марш. Шествие закончилось у границ селения. Тогда в колесницу были впряжены лошади, и далее процессия продолжалась в торжественной тишине. Несмотря на палящее солнце, народ шел за гробом Багратиона 20 верст. Так, наконец, с воистину королевскими почестями, был доставлен прах Петра Ивановича на Бородинское поле.

Позже императором Александром III еще раз была увековечена память героя: 104-й пехотный Устюженский полк был назван в честь Багратиона. В 1932 г. его могила была разрушена, а останки разбросаны. В период с 1985 по 1987 гг. памятник был снова восстановлен.

Среди мусора рядом с прежним монументом нашлись фрагменты костей Петра Ивановича. В августе 1987 г. они были перезахоронены. Теперь склеп Багратиона находится на месте Найденные пуговицы и фрагменты мундира героя выставлены в качестве экспонатов в Бородинском военно-историческом музее.

Багратион Петр Иванович: интересные факты о его образе жизни

Он был схож с Суворовым. Багратион спал всего по 3-4 часа в сутки, был неприхотлив и прост. Любой солдат мог его разбудить без всяких церемоний. В походах Петр Иванович только переодевался. Спал всегда одетым, в своем генеральском мундире. Со шпагой и нагайкой Багратион не расставался даже во сне. Из 30 лет службы Петр Иванович провел в военных походах 23 года.

Характер Багратиона

Багратион Петр Иванович, биография которого была тесно связана с войной, тем не менее, обладал кротким нравом. Полководец блистал гибким и тонким умом, ему был чужд гнев, он всегда был готов к примирению. Эти качества удивительно сочетались с решительным характером. Багратион не держал на людей зла, а благодеяний никогда не забывал.

В общении Петр Иванович всегда был приветливым и вежливым, уважал своих подчиненных, ценил и радовался их успехам. Багратион, хоть и обладал немалой властью, никогда ее не показывал. Старался общаться с людьми по-человечески, за что его просто боготворили солдаты и офицеры. Все они считали за честь служить под его командованием.

Несмотря на отсутствие хорошего образования, которое из-за своей крайней бедности не смогли дать сыну родители, у Петра Ивановича была природная одаренность и хорошее воспитание. Все знания он получал в течение жизни, особенно любил военную науку. Великий полководец был неустрашим и храбр в сражениях, никогда не падал духом, а к опасностям относился с равнодушием.

Багратион был любимым учеником Суворова, поэтому умел быстро ориентироваться в боевой обстановке, принимать правильные и неожиданные решения. Неоднократно они спасали не единичные жизни, а войска в целом.

Личная жизнь

Среди любимчиков императора Павла Первого находился и Багратион Петр Иванович. Кратко о его личной жизни не рассказать. Помог ему жениться на любимой именно император. Петр Иванович уже давно был влюблен в придворную красавицу, графиню Скавронскую. Но Багратион старательно скрывал от общества свои пылкие чувства. Да к тому же сдерживала Петра Ивановича и холодность к нему красавицы.

Император узнал о чувствах Багратиона и решил отплатить милостью своему верному полководцу. Государь приказал графу с дочерью прибыть в дворцовую церковь. Причем красавица должна была приехать в подвенечном платье. Одновременно и Петр Багратион получил приказ явиться в церковь в парадной форме. Там 2 сентября 1800 г. молодые люди были обвенчаны.

Но гордая красавица по-прежнему оставалась холодна к Багратиону. Тогда император назначил его командующим Государь рассчитывал, что сердце графини, наконец, растает. Но ее любовь давно была отдана другому человеку. На этом история Багратиона с супругой не закончилась.

В 1805 г. она уехала жить в Европу, в Вену. Вела свободную жизнь и с мужем больше не жила. Петр Иванович Багратион умолял жену вернуться, но она осталась за границей якобы для лечения. В Европе княгиня пользовалась грандиозным успехом. Она была известна при дворе многих стран.

В 1810 г. родила девочку, предположительно от канцлера Австрии, князя Меттерниха. В 1830 г. княгиня вышла замуж повторно. В этот раз за англичанина. Но их брак вскоре распался, и княгиня снова взяла фамилию Багратиона. В Россию она так и не вернулась. Несмотря ни на что, Петр Багратион до самой смерти очень любил супругу. Перед смертью он успел заказать художнику Волкову ее портрет. Детей у супругов не было.

В высшем свете шли разговоры, что в Багратиона была влюблена сестра государя, княжна Екатерина Павловна. Это вызывало сильно раздражение в семье императора. По некоторым сведениям, передышки от войны Багратиону не давалось именно из-за влюбленности в него Екатерины Павловны. Император Александр Первый решил удалить с ее глаз Петра Ивановича и держать его подальше от княжны. В такую опалу Петр Багратион попал незадолго до своей смерти.

О труде Сумбата Давитис- Цсе

ИСТОРИЯ И ПОВЕСТВОВАНИЕ О БАГРАТОНИАНАХ, ЦАРЯХ ГРУЗИНСКИХ

XI век в истории Грузии является временем богатым весьма важными событиями.

В конце Х-начале XI вв. завершается длительный исторический процесс объединения грузинских земель и создания грузинского феодального государства «Сакартвело» (Грузия). В 80-х годах Х века объединились в одно государство две крупнейшие грузинские политические единицы - царство Эгрис-Апхазети и Картлийское эрисмтаварство (вся Западная Грузия и центральная часть Грузии, от р. Арагви до начала Боржомского ущелья) и большая часть Картвельского царства (Юго-Западная Грузия). В начале XI века к нему присоединилась остальная часть Картвельского царства (без южной части Тао), а также Кахети и hЕрети. Объединение, созданное в конце Х-начале XI вв., является новым этапом в истории грузинской феодальной государственности. Это объединение привело к ликвидации политической независимости ряда раннефеодальных царств и княжеств и знаменовало утверждение новой (единой) политической системы в масштабе всей Грузии. Оно означало создание феодального государства типа централизованной средневековой монархии. Процесс окончательной ликвидации независимости отдельных царств и княжеств и изменение аппарата политического управления происходят уже в рамках нового государства. Дальнейшее развитие единого государства шло по линии централизации управления как в гражданской, так и военной сферах. Объединение, конечно, не могло привести к полной ликвидации внутренних противоречий, но если до объединения друг другу противостояли самостоятельные политические единицы, то теперь уже противоречия возникают между отдельными политическими группировками и партиями внутри единого государства. С образованием единой феодальной монархии создаются благоприятные условия для дальнейшего социально-экономического и культурного подъема. Больших успехов достигает в XI веке грузинская историография. В XI веке создаются «История царей» Леонти Мровели, «История Вахтанга Горгасала» Джуаншера, «Матиане Картлиса» («Летопись Картли») анонимного автора, жизнеописания основоположников грузинской лавры на Афоне, «История и повествование о Багратионах» Сумбата Давитис-дзе и др. В этих исторических произведениях наряду с биографиями царей и описанием их государственной деятельности освещается общественная и культурная жизнь страны. Историки откликаются на жизненно важные вопросы; в их произведениях отображается внутриклассовая и классовая борьба. Они выражают интересы определенных политических группировок. В политической жизни XI века основными задачами были освобождение страны от иноземных захватчиков и централизация государственной власти. Главное внимание историков было направлено именно на эти проблемы, чем и объясняется восхваление ими тех государственных деятелей, которые возглавляли борьбу с внешними врагами и добивались централизации государственного управления. Историки не скрывают своей ненависти к внешним врагам, а также к тем феодалам, которые вели борьбу против центральной монархии. Их произведения проникнуты глубоким патриотическим чувством. Грузинские историки XI века были широкообразованными мыслителями, их труды выполнены на высоком идейном уровне. Они пытались осмыслить события с точки зрения их причинности и последовательности, стремились обосновать те или иные явления, доказать достоверность описываемых событий. При составлении трудов они пользовались как сочинениями своих предшественников, так и документальными данными, сведениями иностранных авторов, памятниками материальной культуры, в ряде случаев они осуществляли и внешнюю критику источников. Вместе с тем грузинские историки XI века являлись типичными представителями своей эпохи и поэтому им не чужды провиденциализм и дуализм - характерные черты исторического мышления средних веков. Характерно и то, что они обходят молчанием факты напряженной классовой борьбы. Таким образом, несмотря на широкое образование, правильное понимание и оценку многих конкретных исторических явлений, грузинские историки XI века всецело находятся под влиянием господствующей средневековой идеологии. Историческое сочинение грузинского автора XI века Сумбата, о царском роде Багратиони, русский перевод которого мы предлагаем читателю, не дошло до нас в виде самостоятельного произведения. Оно включено в летописный свод «Картлис цховреба» («История Грузии»), который охватывает историю Грузии с древнейших времен до XVIII века. Свод «Картлис цховреба», впервые, видимо, составленный в XI вехе (по мнению некоторых авторов, в VIII в.), затем дополнялся и редактировался 1. Поскольку «Картлис цховреба» составлялась в основном с санкции центральной государственной власти, то для включения в нее отбирались те исторические сочинения, которые идеологически поддерживали и обосновывали политику и деятельность грузинских царей. Этим и объясняется то обстоятельство, что «Картлис цховреба» в целом поддерживает идею единства грузинского государства, идею борьбы против иноземных захватчиков, выдвигает на передний план тех государственных деятелей, которые боролись за усиление грузинского государства, за централизацию власти. Этим объясняется как ярко выраженный патриотический характер, так и явная феодальная направленность «Картлис цховреба». Первый цикл «Картлис цховреба» (так называемая «Древняя Картлис цховреба») был доведен до XIV века. После XIV века, в силу создавшегося общего тяжелого положения в Грузии, свод не пополнялся. Лишь в начале XVIII века царь Вахтанг VI (1703-1724) обратил на это должное внимание и составил специальную комиссию «ученых мужей» (во главе с историком Бери Эгнаташвили), которой поручил восполнить этот пробел. Комиссия составила историю Грузии XIV-XVII веков, которая вошла в цикл «Новой Картлис цховреба». Но работа над «Картлис цховреба» на этом не закончилась. Комиссия под руководством Вахтанга VI отредактировала весь сборник. Редакционная работа проявилась как во внесении ряда поправок, так и в некоторых дополнениях и изменениях 2. В частности, весьма существенные изменения внесла комиссия в сочинение Сумбата (об этом ниже). На сегодняшний день в распоряжении науки имеется несколько рукописей довахтанговской редакции (список царицы Анны (XV в.), список царицы Мариам (XVII вв.), список 1967 г., список Мачабели 1736 года и др.) и несколько рукописей послевахтанговского периода. В древней части «Картлис цховреба» представлено 10 исторических сочинений: 1. «История царей» (с древнейших времен до V в.) Леонти Мровели. 2. «История Вахтанга Горгасала» (V-VIII вв.) Джуаншера. 3. «Мученичество Арчила» (VIII в.) Леонти Мровели. 4. «Матиане Картлиса» (VIII-XI вв.) анонимного автора. 5. «История царя царей Давида» анонимного автора. 6. «История и повествование о Багратионах» (с древнейших времен до XI в.) Сумбата Давитис-дзе. 7. «Летопись времен Лаша Гиорги» .(2-я пол. XII в.-нач. XIII в.) анонимного автора. 8. «История и восхваление венценосцев» (так называемого первого историка царицы Тамар). 9. «История царицы Тамар» Басили Эзосмодзгвари (так называемый второй историк царицы Тамар). 10. «Хроника» эпохи монгольского владычества анонимного историка. Но не все эти произведения включены во все наличные списки «Картлис цховреба». Например: «История и повествование о Багратионах» Сумбата имеется в списке Мариам, в копии «Мцхетского» списка (1697г.) и в списке Мачабели. Сочинение включено в «Картлис цховреба» вслед за историей царя Давида Строителя. «История царя царей Давида» заканчивается смертью Давида в 1125 году. В списке Анны за историей царя Давида следует так называемая «Летопись времен Лаша Гиорги», сочинение, которое начинается временем царствования Деметре I (1125-1156), сына Давида Строителя. В список Мариам после истории Давида Строителя включена история рода Багратиони. Это первый случай, когда в своде «Картлис цховреба» нарушается хронологическая последовательность. Возможно, для исправления этого несоответствия, при редактировании «Картлис цховреба» комиссией Вахтанга, сочинение Сумбата не внесли как отдельное и самостоятельное сочинение, а сведения из его «Истории» выборочно, в соответствии с хронологической последовательностью, включили в соответствующие места «Древней Картлис цховреба». Этим объясняется то обстоятельство, что в списках «Картлис цховреба» послевахтанговского периода, «Истории» Сумбата как отдельного произведения нет, она почти полностью расчленена и по частям помещена в разные места. Историческое сочинение «История и повествование о Багратонианах, царях наших грузинских, откуда явились они в эту страну, и с каких времен владеют царством грузинским», как явствует из заглавия, ставит целью выяснить происхождение и генеалогию рода Багратиони, определить время и условия получения им власти в Картли и изложить историю их царствования. Во вступительной части «Истории» указано, что автором является Сумбат Давитис-дзе 3. Ни в сочинении Сумбата и ни в других исторических источниках нет сведений о самом авторе. Предполагают, что он принадлежал к роду Багратиони 4 и скончался в начале 30-х годов XI века 5. Как было отмечено, не должно подлежать сомнению то обстоятельство, что свод «Картлис цховреба» является выразителем идеологии официальной историографии и при составлении свода отбирались произведения с ярко выпаженной тенденцией поддержки политики центральной государственной власти. Включение произведения Сумбата в «Картлис цховреба» вполне оправдано, но можно предположить, что это произведение было написано по инициативе государственной власти. В начале XI века, когда представители рода Багратиони стали царями объединенного грузинского царства и реально наметились перспективы воссоединения всех грузинских земель, для поддержки царского рода и оправдания их стремлений необходима была и идеологическая основа. Именно таким идеологическим обоснованием и оправданием возвышения рода Багратиони над другими грузинскими царскими родами, имеющими претензии на первенство, является сочинение Сумбата. Произведение начинается с изложения генеалогии Багратионов, которая связывает происхождение рода с Клеопой, братом Иосифа, отца Иисуса Христа. Как известно, с образованием классового общества во многих странах возникали легенды о «сверхчеловеческом», «божественном» происхождении лиц, стоявших во главе государства. На определенном-этапе развития «теория» о божественном происхождении рода Багратиони создается и в Грузии. Багратиони рано возвысились на политической арене Закавказья и вокруг рода в грузинско-армянской среде были созданы разные легенды. Армянская историческая традиция возвышение армянской ветви рода Багратуни связывает с I в. до н. э. 6. Одну из древнейших, из дошедших до нас легенд о возвышении этого рода, сохранил историк VII века Себеос. Согласно данным Себеоса, Багратуни являются потомками эпонима армян Хайка 7. Армянская историография происхождение рода Багратуни связала также с еврейским этносом. Так Мовсес Хоренаци объявляет Багратидов потомками знатного еврейского пленника Шамбата 8. Грузинская историография теорию о происхождении рода Багратиони от Давида Пророка считает местной грузинской традицией. Древнейшей фиксацией этой традиции является «Житие Григола Хандзтели» Гиорги Мерчуле и произведение Константина Порфирородного «De administrando imperio». Источником Константина Порфирородного считают неизвестный грузинский письменный источник или же устную традицию 9. Можно предполагать, что с легендой о происхождении Багратионов от пророка Давида была знакома и армянская историография. Древнейшая литературная фиксация данной легенды в армянской литературе должна быть сохранена в сочинении армянского историка начала Х века Иоанна Драсханакертци 10. В грузинской письменности самое раннее сообщение о божественном происхождении Багратионов зафиксировано в середине X века в «Житии Григола Хандзтели» Гиорги Мерчуле. Григол Хандзтели, обращаясь к Ашоту Курапалату, называет его «государем, нареченным сыном Давида, пророка и помазанника господня». Так обращается Григол Хандзтели к Ашоту Багратиони в 20-х годах IX века, но фиксация этого происходит в середине Х века (произведение Гиорги Мерчуле написано в 950 году). В связи с этим встает вопрос о времени-создания легенды божественного происхождения рода Багратиони, а именно: данная формула уже существовала в начале IX века или же автор в середине Х века в уста Григола Хандзтели вкладывает слова, которые получили признание сравнительно позже? Относительно датировки времени появления теории о божественном происхождении рода Багратиони существуют разные предположения. По мнению Маркварта, теория божественного происхождения Багратионов создалась в конце IX-начале Х вв. 11. По мнению же К. Кекелидзе и П. Ингороква, - в начале IX века, во время правления Ашота Багратиони 12. С IX веком связывает создание этой легенды и С. Джанашиа 13. Е. Такайшви-ли временем создания легенды считает вторую половину VIII века. По словам Е. Такайшвили, легенда претерпела постепенное изменение, была переработана и к XI веку приняла ту форму, в которой она представлена в историческом произведении Сумбата 14. Во второй половине VIII века Восточная Грузия находилась под игом арабского владычества и грузинский народ боролся с завоевателями. Во главе этой борьбы стояли эрис-мтавары Картли, за что они были подвергнуты репрессиям со стороны халифской власти. С конца VIII и начала IХ века начинается постепенное изгнание завоевателей из Грузии. На грани VIII-IX веков в Грузии начинается процесс создания новых царств и княжеств, ведется борьба за объединение страны. К этому времени относится создание Картвельского, или Тао-Кларджетского, княжества во главе с родом Багратиони. Большого могущества достигает княжество в годы правления основателя династии 15. Ашот объединил под своей властью большую часть исторической Юго-Западной Грузии, активно воевал с арабами, успешно боролся за.центральную часть Грузии, - Шида Картли. От империи Ашот Багратиони получил титул «курапалата» и претендовал даже на титул «царя». В это время Картвельское княжество было сильнейшей политической единицей в Грузии и играло ведущую роль в борьбе за ее объединение. Видимо, в это время и создается данная легенда 16. После смерти Ашота для княжества создаются неблагоприятные внешние и внутриполитические условия. Во второй половине IX и первой половине Х века гегемонию в борьбе за объединение Грузии захватывает царство Эгрис-Апхазети. Так что, конец IX-начало Хв. не является подходящим временем для создания легенд, возвеличивающих род Багратиони. Как уже отмечалось, с начала IX века в Грузии ведется борьба за объединение страны. Несколько крупных политических единиц соперничают друг с другом. Княжеские роды, возглавляющие эту борьбу, прибегают к различным политическим и дипломатическим маневрам. Дом Багратиони совместно с политическим возвышением старается обосновать свои легитимные права и теоретически. Ашоту Багратнони приходилось вести борьбу как с другими грузинскими политическими единицами, так и со своими внутренними противниками. В результате конфликта с арабами, Ашот Багратиони обосновался в Юго-Западной Грузии, хотя Шавшет-Кларджети исторически является доменом рода Багратиони, но в данной ситуации Ашот оказался все же человеком, пришедшим извне. Против него ведут борьбу арабы; нет у него солидной опоры и внутри страны, а из внешних сил его поддерживает Византия. В таких условиях вполне понятно, что Ашоту приходится преодолевать сильные препятствия для утверждения и упрочения своей власти. Ашот должен был создать себе крупную вотчину, и он создает ее. Часть земель Ашот Багратиопи покупает, часть захватывает, присваивает незаселенные земли, пустоши, приобретает крестьян. Все это - создание вотчины, приобретение и подчинение сидящих на этих землях крестьян, - происходит за счет местного населения, что вызывает рост социальных протестов, обострение классовой борьбы. Таким образом, в то время когда Ашот Багратиони соперничает с другими грузинскими царями и князьями за первенство в борьбе за объединение Грузии, ему приходится преодолевать большие препятствия и внутри страны для укрепления своего положения. В этой сложной ситуации Ашот Багратиони должен был обосновать свои преимущества перед другими грузинскими владетелями, а также свое право господствовать над местным населением. Всего этого он добивается в основном силой, но при этом большое значение имело идеологическое обоснование прав рода Багратиони на верховную власть. Для определения времени создания легенды о происхождении рода Багратиони немаловажное значение имеет тот факт, что армянский историк VII века Себеос предком Багратуни называет Хайка. К этому времени армянские Багратунм уже получили основание связывать свое происхождение с эпонимом армян. В начале Х века Иоанн Драсханакертци о предках Багратуни пишет: «Говорят что он был потомком Давида». Видимо, Драсханакертци имел письменное или устное основание для данного заявления. Сообщение Драсханакертци о том, что Багратуни являлись «венцевозлагателями», подтверждается и более древними армянскими сведениями 17. Как уже отмечалось, Багратиони рано выдвинулись на политической арене Закавказья. В грузинской историографии существует предположение о происхождении Багратиони от древнегрузинского царского рода Парнавазидов 18. По мнению К. Туманова, Багратиони - потомки древне-армянского царского рода Ервандидов 19. Грузинская историческая традиция, в частности Сумбат, возвышение рода на политической арене Грузии датирует VI веком. Таким образом, политическое возвышение Багратионов вызвало создание легенд вокруг их происхождения. Древне-армянская историческая традиция их объявляет потомками Хаикидов, древнегрузинская - Парнавазидов. Та же армянская традиция считает их потомками знатного пленного еврея Шамбата, а более поздняя армянская и грузинская историческая традиции их происхождение связывают с царем-пророком Давидом. Драсханакертци является звеном, связывающим две традиции о происхождении от Шамбата и Давида. Таким образом, в грузинской и армянской действительности существовали разные версии о происхождения рода Багратиони. Самая претенциозная из существующих версий связывает происхождение рода с божественным началом. Подходящим временем для создания данной версии, видимо, был период правления Ашота I курапалата. Если учесть сообщение Драсханакертци, можно предположить, что данная версия легенды была выработана в общей грузинско-армянской среде. В конце VIII-начале IX вв., в условиях напряженной борьбы с арабами усиливаются и возвышаются как грузинские Багратиони, так и армянские Багратуни. В данный период обе ветви преследуют общую цель: изгнание арабов. В этих условиях происходит образование Картвельского (Тао-Кларджетского) княжества грузинских Багратиони и Ширакского княжества армянских Багратуни. Начинается новый этап истории рода и создается новая версия легенды об его происхождении, версия, которая лучше обосновывает право первенства данного рода в Закавказье. Как уже отмечалось, след. звена, связывающего старую и новую версии легенды, сохранен у Драсханакертци. Если легенда о божественном происхождении рода была бы создана только в грузинской среде и о собственно грузинской ветви, то сомнительно чтоб Драсханакертци перенес ее на армянских Багратуни. В конце IX - начале Х вв. интересы грузинских Багратионов и армянских Багратуни находились в остром противоречии. Историк рода Багратуни, именно в это время создавший свое произведение, восхвалявшее деятельность Багратуни с целью их возвеличения, приводит легенду об их происхождении от Давида. Он вряд ли обратился бы к этой легенде, если бы данная версия не имела распространения и в армянской среде. Поэтому у этого соображения Драсханакертци должна была быть основа и в армянской традиции. Дальнейшая обработка легенды происходит уж на собственно грузинской почве. Ситуация, созданная в Армении последующего времени, не давала повода для дальнейшей идеализации Багратуни. Особенное значение приобретает эта легенда после того, как Багратиони становятся царями объединенного грузинского государства. Именно в связи с этим и создается специальное историческое сочинение Сумбата, в котором изложена история рода и дана его генеалогия. Для составления своего исторического сочинения Сумбат пользуется разными историческими источниками. Источником для вводной части «Истории» Сумбата является грузинский перевод Библии. Генеалогию Багратионов от Адама до царя Давида Сумбат приводит по «Евангелию» от Луки (3,32-38), а от царя Давида до мужа богородицы Марии - по Матфею (1,1-16), с той лишь разницей, что в отличие от «Евангелия» он вводит в повествование брата мужа Марии Клеопу. Источником же относительно Клеопы, брата Иосифа, для Сумбата является «Церковная история» Евсевия Кесарийского 20. Затем уже идет линия потомков Клеопы. Один из потомков Клеопы Соломон имел семерых сыновей. Эти семь сыновей Соломона отправились из Палестины и прибыли в Армению, в Акилисену, расположенную в верховьях реки Евфрат, к неизвестной в истории царице Ракаэл, которая их крестила. Трое из братьев остались в Армении. Одного из этих братьев звали Багратом, и он явился родоначальником армянских Багратидов. Четверо прибыли в. Картли, из них одного избрали эриставом Картли и его потомками являются Багратиони Картли. Одним из основных источников «Истории» Сумбата является хроника «Обращения Картли». Как отмечает Е. Такайшвили, этой хроникой пользуется Сумбат начиная от Гуарама (VI век) курапалата до Ашота I курапалата 21. Существует предположение, что одним из источников «Истории» Сумбата может быть «Матиане Картлиса», сочинение анонимного историка XI века 22. Но думаем, что более обосновано предположение, которое считает, что не «Матиане Картлиса» является источником для «Истории» Сумбата, а, наоборот, автор «Матиане Картлиса» пользовался произведением Сумбата 23. В распоряжении Сумбата Давитис-дзе, видимо, была фамильная хроника рода Багратиони, которой он пользовался при составлении той части своего произведения, в которой передана история владетелей Тао-Кларджети 24. Как и автор анонимного сочинения «Матиане Картлиса», Сумбат тоже должен был пользоватся сведениями Кедрина-Скилицы 25. Сумбат пользовался также многочисленными надписями 26. Произведение Сумбата очень сжатое историческое сочинение, в котором, в основном, даны сведения биографического характера о представителях рода Багратиани (рождение, смерть, принятие титула или должности, потомство). Первый раз принцип такого краткого повествования нарушается, когда дело доходит до основателя княжества Ашота I. После Ашота автор сравнительно пространно рассказывает уже о первых царях объединенной Грузии (Баграт III, Гиорги I и Баграт IV). Сумбат сообщает также сведения о строительных мероприятиях представителей рода (например, строительство храма Джвари эриставами Картли, строительные работы Ашота I) и других деятелей (например, строительство Сиони в Тбилиси, Тбетской обители). Особое внимание уделяет автор борьбе внутри представителей рода и взаимоотношениям с Византией. Огромным достоинством «Истории» Сум.бата является обилие хронологических данных. В средневековых грузинских исторических источниках вообще мало указаний на даты описываемых событий, но наш автор в этом отношении является заметным исключением. Правда, в первой части «Истории» Сумбата прямых хронологических данных нет. Первая дата дана в связи со смертью Ашота I курапалата, затем сведения о сыновьях Ашота даются без дат, а со времени внука Ашота I, Ашота II (сконч. в 867 году), почти о всех его преемниках даны основные хронологические указания. Видимо, фамильная хроника, которой пользовался Сумбат и которая изобиловала хронологическими данными о жизни представителей рода, начиналась с основателя княжества Ашота I. Первая дата (дата смерти Ашота I) дана по двум хронологическим системам - от сотворения мира и грузинскому короникону, затем, без исключения, все даты даны по грузинскому короникону, который основан на 5604-годичной эре от сотворения мира и 532-летнем цикле. События, датируемые автором, имеют место в XIII цикле, т. е. с 780 года. Как уже отмечалось, стиль изложения Сумбата весьма сжатый. Он кратко, в нескольких.словах сообщает о жизии, деятельности и смерти представителей владетельного дома, указывает лишь некоторые важные, с его точки зрения, факты. Основная цель автора - дать полную, непрерывную генеалогию Багратионов, выполнена безукоризненно. Начало владычества Багратионов в Картли, указанное Сумбатом (середина VI века), подтверждается данными ряда других историков 27. Источниковедческое изучение «Истории» Сумбата и сопоставление сведений Сумбата с данными других грузинских историков, с эпиграфическими данными, сведениями армянских, арабских, византийских и других исторических источников, дает основание считать произведение Сумбата весьма ценным историческим сочинением и указывает на достоверность основных сообщений историка 28. Хотя указанное обстоятельство не исключает явно выраженной тенденциозности Сумбата. Сумбат, как уже отмечалось, очень скупо и сжато излагает исторические события, но совместно с общей целенаправленностью он весьма тщательно подбирает факты для внесения их в свою «Историю». Согласно концепции Сумбата, жизнь в Шавшети и Кларджети возобновляется с обоснованием там Ашота Багратиони. Историк следующими словами характеризует положение в крае непосредственно перед прибытием Ашота Багратиони: «Хеви Шавшетский, за исключением несколько селений, тогда не был заселен, ибо опустошился во времена владычества персов, когда глухой из Багдада сокрушил все крепости и прошел по Шавшети и через Гадони. А вслед за этим повальный понос истребил (население) Шавшети, Кларджети и лишь немногие из жителей остались в некоторых местах 29. Сомневаться в весьма тяжелом положении этой части Грузии в результате вторжения арабов и эпидемий не приходится. Приблизительно такую же картину рисует и другой источник - «Житие Григола Хандзтели» Гиорги Мерчуле, указывая на малочисленность населения и опустошение края. Но если Мерчуле восстановление жизни в этом крае в основном считает заслугой Григола Хандзтели и монастырской колонизации, то Сумбат на первый план выставляет заслуги Ашота Багратиони. Следует предполагать, что при описании состояния края оба автора немного преувеличивают, а восстановление шло как в результате деятельности Ашота курапалата, так и вследствие монастырской колонизации и деятельности Григола Хандзтели. В «Истории» Сумбата почти нет обобщающих теоретических положений, но в подборе фактов и нескольких скупых фразах явно ощущается его точка зрения. Он не скрывает своего отрицательного отношения к тем феодалам, деятельность которых направлена против политики централизации и усиления государства. Описывая время господства в Картли азнауров Сумбат пишет: «Но когда лишились царства потомки Горгасала, с тех времен до них, господствовали в Картли азнауры, а конец власти азнауров Картли пришел по причине их злых деяний» 30. Отношение Сумбата к вельможной знати явно чувствуется и в других случаях 31. Как и все грузинские средневековые историки, Сумбат находится во власти провиденциализма. Рассказывая о событиях, связанных с возвращением царевича Баграта (будущего Баграта IV, царя Грузии) и намерениях императора Константина VIII, Сумбат пишет: «О великая и удивительная милость божья! Как спасся праведный от рук вражеских, желавших захватить его» 32. Победу малочисленного грузинского войска над сравнительно превосходящими силами врага автор объясняет милостью и помощью бога и святых апостолов 33, а по случаю смерти императора Константина пишет: «Настиг гнев молниеносно безрассудного царя Константина, наподобие неверного Юлиана, за немилость к царю нашему Баграту, за опустошение страны его» 34. «История» Сумбата впервые была издана Е. С. Такайшвили в 1890 году по списку Мариам как самостоятельное историческое произведение (см. «Три исторические хроники»- с. 41-79), им же в 1906 г. вторично в составе «Картлис цховреба» по списку Мириам; в сносках же указаны разночтения по вахтанговской редакции 35. В 1949 г. Е. С. Такайшвили издал «Историю» Сумбата отдельно с обширным введением, комментариями и генеалогической таблицей рода Багратиони. Как отмечает Е. С. Такайшвили, текст «Истории» Сумбата списка Мариам он сверил со списком Мачабели и некоторые незначительные разночтения дал в сносках 36. «История» Сумбата вошла в I том «Картлис цховреба», под ред. С. Г. Каухчишвили (Тбилиси, 1955, с. 372-386). Текст издан по всем основным рукописям, а разночтения даны в сносках. Как уже отмечалось, в списках «Картлис цховреба», отредактированных комиссией царя Вахтанга VI, сведения из «Истории» Сумбата внесены в текст разбросанно, в соответствий с хронологическими данными событии, в таком плане они представлены как в изданиях вахтанговской «Картлис цховреба» (изд. Броссе, СПб., 1849; З. Чичинадзе, Тифлис, 1893), так и во французском переводе М. Ф. Броссе (СПб., 1849). Маленький отрывок из «Истории» Сумбата переведен на армянский язык Л. М. Меликсет-Беком (см. ***, 1934, с. 136-138). Перевод полного текста «Истории» Сумбата на русский язык с примечаниями выполнил Е. С. Такайшвили (Источники грузинских летописей. II. Жизнь и известие о Багратидах..., которое надписал Сумбат, сын Давида, СМОМПК, вып. 28, Тифлис, 1900, с. 117-182). Мы пользовались этим переводом и обширными примечаниями Е. С. Такайшвили. Пользовались также и французским переводом Броссе, учитывая редакционные изменения комиссии Вахтанга. Наш перевод сделан с издания С. Г. Каухчишвили. В основу перевода взят список Мариам (по примеру и принципу издания Е. Такайшвили). Когда предпочтение отдается чтениям других рукописей, принятых в издании 1955 года, или тексту, восстановленному С. Г. Каухчишвили, то такие места вставлены в квадратные скобки. Наши добавления к тексту даны в круглых скобках. В переводе мы старались придерживаться принципа передачи грузинских собственных имен и географических названий в грузинской форме, напр., Картли, Апхазети, Джавахети, Кларджети и т. д., а также Мариам, а не Мария, Иоане, а не Иоанн или Иван и др. На полях перевода указаны страницы последнего издания «Картлис цховреба» (т. I, Тбилиси, 1955). Текст воспроизведен по изданию: Сумбат Давитис-дзе. Тбилиси. Мецниереба. 1979 © текст - Лордкипанидзе М.Д. 1979 © сетевая версия - Тhietmar. 2003 © дизайн - Войтехович А. 2001 © Мецниереба. 1979

Открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Семейное имя Багратионов имеет грузинское происхождение. История взаимоотношений России и Грузии насчитывает многие сотни лет. Начало продвижения России в сторону Кавказа относится к раннему периоду истории русского государства. В конце Х века князь Святослав, разгромив хазар, добрался до предгорий Кавказа к востоку от Азовского моря, где потом было основано Тмутараканское княжество. Позже, уже в годы царствования Екатерины II, Россия стала для Грузии реальной силой, при поддержке которой грузинские царства могли противостоять натиску Персии и Турции и обрести государственность. А еще позже, в 1782 году, правитель Восточной Грузии Ираклий II обратился с просьбой принять Грузию под покровительство Российской империи. Еще позже она была окончательно включена в состав Российской империи.

Несмотря на многочисленные контакты с Россией, многие грузинские фамилии практически не претерпели изменений и не подверглись влиянию русского языка - при том, что самые древние из них относятся к V веку.

Однако в данном случае грузинская фамилия Багратиони была русифицирована при помощи русского патронимического суффикса -ов, приобретя форму Багратионов. Династия Багратиони - одна из самых древних в истории человечества (после императорских династий Японии и Эфиопии). Грузинская летописная традиция возводит происхождение этого рода к ветхозаветному царю Давиду, чем и объясняется наличие пращи и лиры в родовом гербе. Фамилия Багратиони восходит к имени одного из предков Баграт (в русской традиции - Панкрат). Данное имя имеет греческую этимологию: от слов «пан» - «весь, все», и «кратос» - «власть».

В Российской империи эта грузинская фамилия была известна в написании Багратион. Среди знаменитых ее носителей - герой войны 1812 года, генерал от инфантерии князь Петр Иванович Багратион. Он был правнуком царя Грузии Иессея, правившего в 1714-1727 годах. Брат Петра, князь Роман Багратион прославился во время русско-иранской войны 1827 года, первым ворвавшись в Ереван. Сын князя Романа, генерал-лейтенант князь Петр Романович Багратион стал видным администратором: он руководил проведением крестьянской реформы в Пермской губернии, был тверским губернатором, генерал-губернатором Остзейского края. Он также получил известность как инженер-металлург, писал труды по гальванике, открыл способ извлечения золота из руд цианированием.

Любой из потомков этого славного дворянского рода мог изменить свою фамилию на Багратионов под влиянием администрации или по каким-то личным причинам. С другой стороны, их однофамильцев в России могли записать под семейным именованием Багратионовы для предотвращения путаницы.

О точном месте и времени возникновения фамилии Багратионов в настоящий момент говорить сложно, поскольку процесс формирования родовых имен длился столетиями. Однако можно утверждать, что данное семейное именование является ярким свидетельством взаимодействия различных национальных культур.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Дворянские роды Российской империи (Думин С.В.), О грузинских фамилиях (Бедошвили Г.О.), История царства Грузинского (Вахушти Багратиони).