Беседы с классом

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

    подготовительный этап;

    проведение беседы;

    организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок. Надеюсь, что данные методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам воспитательных, внеклассных работ, студентам при проведении этических бесед.

МОУ >

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К ЭТИЧЕСКИМ БЕСЕДАМ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Из опыта работы
учителя начальных классов Игнатовой Татьяны Алексеевны

Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивости мотивов нравственного поведения. Так как убеждения на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать так или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешнее их (убеждений) формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем следует отметить, что истоки быть отнесены и к младшему школьному возрасту.
Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества, и формирование у них нравственных отношений и мотивов поведения.
Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных эстетических беседах во внеурочное время. Эстетическая беседа – беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходит постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная деятельность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, школьного и классного коллектива, личный опыт ребенка – дают достаточный материал о нормах морали. Но наблюдения за поведением школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретном случаем. Недостаточность, неполнота знаний проявляется в том, что дети могут назвать минимальное (даже для их возраста) количество признаков того или иного этического понятия, видеть только одно проявление нравственных отношений. Они самостоятельно не обобщают имеющейся у них опыт реальной отношений, личных переживаний, т.е. извлекают недостаточно знаний из собственных правильных и ошибочных поступков.
У детей существуют и сложные представления о нормах морали.
Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и >, между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений за явлением моральной жизни, необходимых для доступных их обобщений.

Беседы в 1-4 классах проводятся по таким направлениям

1. Преданность Родине.
2. Об отношении к труду, людям труда и народному добру.
3. О коллективизме
4. О товариществе и дружбе.
5. О доброте, отзывчивости и скромности.
6. О справедливости.
7. О честности и умении держать слово.
8. О сознательной дисциплине и культуре поведения.
9. О непримиримости к равнодушию и злу.

К беседе >

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО К.Д. Ушинский
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родные; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родина мать – одна у него родина.

ПОСМОТРЮ Я В ЭТО УТРО РАННЕЕ… М.Исаковский Посмотрю я в это утро ранее
На родине мирные края-
Нет на свете краше и желаннее,
Чем земля советская моя

Ты ветрами вешними овеяна,
Ты омыта светлою водой
И, руками нашими взлелеяна,
Наливаешь колос золотой.

Все твои богатства открываются
Для людей – в награду за труды,
И моря в пустынях разливаются,
И шумят на севере сады.

И напрасно свора людоедская
Угрожает счастью твоему:
Мы тебя, земля моя родная,
Не дадим в беду ни кому.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Тот герой, кто за Родину Герой.
Родимая сторона – мать, чужая мачеха.
Своя земля и горести мила.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.

К беседе >

Надо всегда помнить, что любая вещь – результат многих людей. Чтобы сделать самую простую вещь, надо знать и уметь. В беседе дети должны уяснить общественное значение труда, понять, какую пользу приносит труд людей разный профессий, например, труд швеи, шофера, строителя. Надо обратить внимание детей на коллективный характер труда на предприятиях, на взаимоотношениях людей в труде. Можно проследить, например, сколько людей трудилось над школьной формой, как работа одного человека зависит от работы других, как люди помогают друг другу в труде.

Эту часть беседы можно закончить чтением группой детей стихотворения:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час -
И мы трудиться будем.

Учитель подводит детей к тому, что много труда, сил умений, времени вкладывают люди не только в каждую тетрадь, учебник, не только в них, но и в другие вещи, которые окружают нас. Вот почему мы должны бережно относиться ко всем вещам. Закончить эту беседу можно словами:

Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку, - береги,
Не ломай, не мни, не рви.


Учёба это главный труд школьника. Очень важно добиваться показателей в учебе не только самому, но и проявлять внимание к учебе своих товарищей. В некоторых рабочих коллективов есть замечательный девиз > Под этим девизом должны трудиться и учиться школьники.

К беседе >

ЗОЛОТЫЕ РУКИ Золотые руки у парнишки, Что живет в квартире номер пять. К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и в пятнах от чернил
Глобус он вчера подклеил в школе, Радио соседке починил.

Нам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро… У него гремят в карманах слитки- Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом Маленького мастера зовут. Если электричество погасло
Золотые руки тут как тут.

Мать руками этими гордиться.
Хоть парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.

Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад. > -
Про него соседи говорят.

О ЧЕЛОВЕЧЕТСВЕ Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
А старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра)
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел.
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Тот не чего не боится, кто умеет трудиться.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родиться.
По работе и мастера знать.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Терпение и труд - всё перетрут.
Век живи, век учись.
Работа да руки - надёжные в людях поруки.
Без труда не вынешь и рыбку и пруда.

Учитель подводит детей к мысли, что тот испытывает радость от встречи с коллективом, кто вложил немало своего личного труда, усилий, стремиться всегда быть полезным коллективу. А для этого нужно прежде всего научиться каждому добросовестно выполнять то поручении, которое доверил коллектив.
К сожалению, в коллективах встречаются ребята, которые о своих поручениях забывают, или выполняют их небрежно. Есть и такие ребята, которые отказываются выполнять порученное дело, стремясь остаться в стороне. Во время беседы надо обсудить с детьми, как вовлечь всех ребят в общую работу.
В беседе раскрывается и такая мысль: коллективно работать, играть - это значит сообща, вместе, дружно выполнять общее дело, где на первом месте - общие дела, а не личный интерес. Поэтому иногда приходиться уступить, где-то пожертвовать своими интересами в пользу общего дела.


К беседе>

В беседе о справедливости учитель говорит с детьми о том, что каждому нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно товарищеские поступки. Эта мысль приобретает особое значения для младших школьников, которым свойственно прежде всего видеть неправильные действия и поступки своих сверстников.
Детям надо рассказать о необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но и в тоже время показать, что справедливость требует борьбы с недостатками, неправильным мнением или поведением.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
А. Митяев На фронте хлеб нам выдавали утром – сразу на весь взвод. Надо было делить его без весов. Один солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. Когда это дело кончилось, он просил кого-нибудь отвернуться. Кому! – спрашивал солдат-хлеборез и указывал ножом кусок хлеба. Отвернувшийся называл фамилию. Названный брал свою долю.
Фашисты при случае, когда их и наши траншеи были близко,
кричали со смехом >
Мы и тогда, в голодное время, не были жадными и расчетливыми, каждый готов был пожертвовать за товарища жизнью.
Хлеб же делили с такой справедливостью потому, что он требовал к себе глубочайшего почтения: все пахари и сеяльщики воевали, хлеб для солдат растили женщины и дети.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ Сереже не везло. Играл с ребятами в > и вот уже полчаса как >. Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет да и закричит из-за угла: > Ребята, видимо, заметили его состояние, после каждого > говорят: >. Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. >
Как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно было вызвано?

К беседе >

Воспитание гуманных чувств в младшем школьном возрасте является существенной стороной становление личности. В гуманных чувствах проявляются эмоциональное отношение ребенка к другим людям, к коллективу.
С самого раннего возраста ребенка учат различать поступки людей с точки зрения добра и зла. В беседах с детьми на конкретных примерах раскрываются проявления доброты. Учащиеся из своего опыта могут привести немало примеров доброты окружающих людей, рассказать о бесценной материнской любви к детям и заботе о них. Надо дать понять детям, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своими сверстникам, к младшим. Детей нужно научить быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда.

(Сказка) Л. Толстой
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк вскочил и хотел ее съесть. Стала белка просить: - Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы наверху все играете и прыгаете. Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты злой. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Пословицы и поговорки Делать добро спеши. Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго человека. Жизнь дана на добрые дела. Злой не верит, что есть добрые люди. Скромность каждому к лицу. Скромность украшает героя.

К беседе > Целесообразно обратить внимание детей на недопустимость ябедничества, проявления которого в поведении детей не так уж и редки. Младшие школьники близко к сердцу принимают требования и советы учителя, которые приобретают в них статус закона, и зорко следят за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись всеми ребятами. В случае малейшего отклонения от этих требований дети тут же информируют учителя > и т.п. Возникают ссоры, взаимные упрёки, конфликты и драки. Учитель подводит ребят к выводу, что ябедничество – одна из причин, которая мешает установлению товарищеских отношений между детьми.
Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и других занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее, порою отказываясь оттого, что хотелось бы самому, что нравится тебе. Чуткость, внимание к людям проявляется не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить обращаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг.
МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ А. Рекемчук
Что такое настоящая дружба? Как проверяется она? Кого человек вправе называть своим другом?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над этим должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говориться >. Понятие, противоположное дружбе,- эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга… В.И. Даль в своем знаменитом > приводит такое определение дружбы: >. На первое место знаменитый ученный и писатель ставит бескорыстие.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это не задумываясь.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Друга ищи, а найдёшь - береги.
Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

К беседе >

В беседах о честности учитель помогает детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.
Раскрывая сущность понятия >, учитель рассказывает прежде всего о том, что каждый человек должен быть правдивым.
Честный, правдивый человек не говорит неправду, не обманывает, не допускает лжи.
Конечно, для младшего школьника быть всегда честным и правдивым – задача трудная. Учитель не раз встретится со случаями, когда дети говорят неправду, обманываю и взрослых и своих товарищей. Поэтому важно разъяснить детям, что совершив неправильный поступок, допустив ошибку в своем поведении, нужно чистосердечный признаться в своей неправоте, а последующем постараться не допускать новых проступков.
В процессе учебной деятельности школьник учится преодолевать трудности, развиваются навыки и привычки самостоятельности, добросовестности. В детском коллективе должна быть такая атмосфера, при которой каждый ученик выполняет любое дело с полной отдачей своих сил.
Честность и добросовестность человека в труде проявляются в том, что он выполняет свою часть общей работы качественно, добротно. Кроме того, такой человек активно участвует в общественной деятельности коллектива, не отказывается от сложных и трудных задач, не старается переложить выполнение на своих товарищей.
Учителю надо объяснить детям, что честный человек не хвастается незаслуженными успехами.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца.
Вчера солгал, сегодня лгуном называют.
За правду не судись; скинь шапку, да поклонись. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Нет большего позора, как не выполнить уговора.
>, - а пришло: >.

К беседе > Основное содержания воспитания культуры поведения младших
школьников – это воспитания у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуре общения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила поведения с воспитанием детей у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека.
Принципиальное значение имеет осознание младшими школьниками, что правила гигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых – учителей и родителей, подавляя возникающее порой желание сделать >, >, отложить выполнение на следующий день.
Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужна всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения домашних заданий, и на занятиях во внеурочное время – спорте, занятиях музыкой, рисованием и т.п.
Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник, не умеет работать сосредоточенно, доводить начатое дело до конца. Он не только не достигнет хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным учащимся, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опаздывающего ученика отвлекает учащихся, и для них немало труда стоит новое включение в работу. Да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, так как опоздание не могло не волновать его, сопровождалось неприятными переживаниями.
Во время беседы учитель разъясняет из правил для учащихся следующее: > и >.

К беседе >

Младшими школьниками уже накоплен, пусть небольшой, но все-таки определённый жизненный опыт. Они замечают, видят, что поступки сверстников и взрослых могут быть разными в одной и ой же ситуации.
В беседе важно довести до осознания детьми того, что нужно уметь проявлять устойчивость характера, уметь не поддаваться мимолетному желанию перенять от кого-либо его дерзкую >, насмешку, грубое слово.
Учителю в беседах с детьми нужно не только раскрывать мысль о том, что каждый человек должен уметь чувствовать другого, уметь жить среди людей, помнить, что ты не один на свете, но и активно выступать против зла, нечестности, несправедливости, бороться за утверждения подлинно чутких, товарищеских отношений в классном и школьном коллективах. При расширении круга общения у каждого ребёнка проявляются симпатии по отношению к одним сверстникам, которые могут не возникнуть по отношению к другим. Однако даже при этих обстоятельствах отношения между детьми должны быть уважительными, вежливыми, деликатными.
Во время беседы обсуждается вопрос о том, каким
b должны быть отношения детей к животным.
В конце беседы учитель подводит детей к самостоятельным выводам, которые нужно запомнить. Они могут быть сформулированы примерно так: >, >.

Я больше не курю (сказка)

Однажды Заяц стал чемпионом леса по бегу. И так зазнался, что с другими зверями дружить перестал. "Да, я самый сильный! Я самый ловкий! Я самый быстрый!", - хвастался он. Слушала, слушала его старая ворона и решила проучить зазнайку.

Облетела она весь лес, расклеила объявления по соснам да березам о новых соревнованиях. Стали звери готовиться, тренироваться. Волк старается. Гимнастикой занялся, по утрам пробежки делает. Медведь пыхтит, штангу поднимает, гири подбрасывает - силу качает. Ежата наперегонки бегают по лесным дорожкам туда - сюда. Все готовятся. Каждому чемпионом стать хочется. Только заяц посмеивается. Под кустом полеживает, лапой покачивает.

А что мне тренироваться! Я и так чемпион! И в этот раз первым буду!

Подлетела к нему ворона и говорит: "правильно, Косой! Зачем тебе зря силы расходовать? На-ка лучше сигаретку да покури в тенечке". Взял заяц сигарету, закурил, закашлялся. Взял другую. Ничего. Третья сама в рот "пошла". Так и выкурил потихоньку целую пачку. За другую принялся.

А время быстро идет. Настал день соревнований. Звери готовы. Веселые, бодрые вышли на старт. Зайца ждут. А его все нет и нет. Отправили за ним ворону.

Прилетела ворона к Зайцу и видит: сидит Косой бледный, дышит тяжело, лапы трясутся, вокруг окурки валяются, чемпионскую ленту через плечо завязывает. Собрался кое-как. Поковылял на стадион. А звери волнуются, шумят. Увидели Зайца, обрадовались. Ну, наконец-то! выстроились на беговой дорожке, с лапы на лапу переступают, сигнала ждут. А Заяц среди них пыжится, чемпионскую ленту поправляет. "Да, я! Я первый буду!" - бормочет себе под нос.

Раздался выстрел. Побежали. Волк впереди. Легко бежит, весело. Медведь от него не отстает, пыхтит. Ежата колобками катятся, только лапки мелькают. А Заяц пробежал несколько шагов и закашлялся, сердце так в груди забилось, что вот-вот выскочит. Пробежал еще несколько шагов, побледнел и свалился под куст.

Тем временем соревнования закончились. Волк победил. Все победу празднуют, нового чемпиона поздравляют.

А Заяц-хвастун доплелся еле-еле до своего домика и горько заплакал.

Хитрая ворона тут как тут. "Не плачь, Косой! Я тебе сигаретку принесла, покури лучше, легче станет", - говорит она.

Рассердился Заяц, прогнал ворону, выбросил сигареты. И с тех пор с этой вредной привычкой - курением расстался.

По утрам гимнастику делает, холодной водой обливается, чемпионом стать готовится.

Курильщику - первому в спорте не быть! Так-то!

Переполох в Королевстве Дыхания (сказка)

В некотором царстве, в некотором государстве - в Королевстве Дыхания - жил был царь Носиус. И была у него красавица-жена Трахея Бронховна. Все было в этом царстве хорошо. В один прекрасный день осчастливила царица все царство, родив на свет двух дочерей-близняшек, которых назвали одинаковыми именами - Легочки.

До того они были пригожи, что отец не смог удержатся, чтобы не созвать гостей на пир. Пир был на весь мир! И кого там только не было: и неутомимый, вечно куда-то скачущий рыцарь доброе сердце, и ворчливый толстый маркиз Желудкович, и изящный, с хорошими манерами де Разумус, и маленькие загорелые сестрички Почконелли, и вспыльчивый, с горячим нравом, король Кислород-1 с сыновьями.

Не пригласил только король весьма неприятную соседку Никотини-Табакини, от которой всегда почему-то пахло дымом, да еще барона фон Алкоголя, о котором поговаривали, что с ним опасно иметь дело. Затаили эти двое страшную злобу на короля с королевой и решили явиться во дворец незваными гостями. Щедрая госпожа природа прислала на этот праздник свои богатые дары: стол ломится от груш, кизила, смородины, малины.

Пришло время поздравлять Легочек. Первыми поздравили родители. Потом подошел рыцарь Доброе Сердце: "Дорогие Легочки, я желаю вам всегда быть здоровыми и не забывать своих добрых друзей. От вашего благополучия зависит и наше". Затем вперед вышел уважаемый всеми за его ум герцог де Разумус. Он произнес краткую речь: "Легочки, всегда выполняйте по утрам дыхательную гимнастику! Если я буду знать, что вы это делаете, у меня прибавится сил для борьбы с моим вечным недругом Углекисло Газовым, который уже не раз пытался меня отравить".

Вдруг двери зала распахнулись, и на пороге появилась сеньора Никотини- Табакини с бароном фон Алкоголем: "Ну что ж, король и королева, не захотели позвать нас в гости, так получайте же "подарочек": как только вашим дочерям исполнится восемнадцать лет, утратят они всю силу жизни и свою красоту, и уж ничто им не поможет, если только не спасут их отважные королевичи, имени которых мы вам не скажем".

Много лет прошло с того веселого пира. Девочки выросли, похорошели. Пришло время учения, и коварная сеньора Никотини-Табакини прикинулась гувернанткой, чтобы проникнуть в дом и взяться за свое черное дело. Король с королевой были озабочены и опечалены, видя, как увядали с каждым днем их Легочки. Но у девочек был хороший добрый друг - веселый клоун, по имени Горьтаньол.

Всегда он был утешителем в неудачах и затейником в веселье. Понял клоун замысел коварной гувернантки и решил спасти Легочек. Позвал он на помощь отважных королевичей - сыновей короля Кислоpода-1. Долго длилась борьба с заклятыми врагами. Легочки выполняли дыхательную гимнастику, каждый день на их столе были вкусные полезные продукты, которые присылала свежими со своей фермы госпожа Витамини, часто их приглашал кататься на яхте добрый друг семьи Океансон, так что девочки регулярно принимали морские, воздушные ванны, совершали прогулки на свежем воздухе вместе с королевичами - сыновьями Кислоpода-1. Сколько ни старались сеньора Никотини-Табакини и ее приятель барон фон Алкоголь, ничего у них не вышло.

Выгнал король из дома коварную сеньору, и стали Легочки опять расцветать и хорошеть. Подружились они с королевичами, и отец королевичей Кислород-1 подарил Легочкам секрет вечной молодости и красоты. Стали они жить-поживать.

Мораль сей сказки такова: если подумать да приглядеться, то легко поймешь, что добрые герои сказки все при нас живут в дружбе и помогают друг другу, как могут, потому что понимают: врозь им никак нельзя, один зависит от другого.

Ну, а злые тоже бродят где-то неподалеку, подстерегая свою добычу, прикидываясь добрыми соседями или наставниками.

Так давайте же никогда не приглашать на свой радостный бал жизни ни коварную сеньору Никотини-Табакини, ни барона фон Алкоголя, ни кого другого из их вредной компании - всех этих Токсиньчиков, Вирусовичей, Микробусов, Насморкадзе, Кашелидзе, Хворобичей, Простудичей. Без них в королевстве Дыхания и жить веселее и дышать легче.

А теперь вспомни один из эпизодов своей жизни, когда тебе дышалось легко и просто. Воздух был наполнен ароматом свежести и какого-то необъяснимого счастья.

Закрепи это ощущение, закрыв глаза. Теперь сpавни его с удушающим дымом сигаpеты, гоpечью во pту и сухостью в гоpле.

Выбоp делаешь ты! А мы пpедлагаем фоpмулу валеологического воздействия И.Ю. Глиняной.

"Я лежу на беpегу pечки, в лесу... Жуpчит вода, поют птицы, тихо шумит листва деревьев. Я спокоен... Я лежу на спине, смотрю в голубое небо. Там плывут легкие белые облака. Надо мной качаются верхушки деревьев. Я слушаю успокаивающий шум леса. Мне хорошо, приятно, легко... Я как будто повис в воздухе, я как бы в состоянии невесомости... У меня такое ощущение, будто я растаял... Моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает мою правую руку. Мне спокойно, потому что легко дышать".

Коварные помощники (сказка)

В лесу жила Лиса, рыжая и хитрая. Очень ей хотелось быть главной в лесу, подчинить себе всех лесных жителей.

Лиса понимала, что одной хитрости для этого, конечно, мало. Волк и медведь - самые сильные, Сова и Еж - самые мудрые, Заяц - самый быстрый. Вот и решила Лиса найти себе "помощников". Она взяла бутылку бензина, тюбик клея, все таблетки из домашней аптеки и приступила к выполнению коварного плана.

Медведя она нашла дома скучающим на диване.

Все надоело: и грибы, и ягоды, и на диване лежать, и по лесу гулять, - зевнув, сказал Медведь.

Я тебя развлеку, Косолапый. Хочешь "мультики" посмотреть? Понюхай вот бензинчика, - предложила Рыжая Плутовка.

Вдохнул Медведь бензиновых паров, и... поплыли разноцветные круги, полетели красные бабочки, зажужжали пчелы. Бросился Медведь их ловить, а в лапах только воздух оставался.

Смотрит на него Лиса и радуется: "Кажется, один попался". Пошла Рыжая Плутовка дальше. Зайца она встретила на огороде. Он старательно поливал капусту и любовался пышными кочанами. Увидев Лису, он задрожал, как осиновый куст, и стал искать спасения.

Подожди, Косой, я с миром пришла, - ласково пропела Плутовка, - Хватит тебе всех бояться. Хочешь стать самым сильным?

  • Хо-хо-чу...- только и смог выдавить из себя Заяц.

Показала Лиса, как надо пользоваться клеем, отошла в сторонку и наблюдает.

Понюхал Косой "чудодейственный" тюбик. Закружилась у него голова. Сосны и березки вокруг хоровод водят. Ягодки улыбаются, грибочки приветливо шляпки снимают и подмигивают. Почувствовал себя Заяц уверенным и сильным. Посмотрел на Лису, а она... маленькая-маленькая, ногой раздавить можно. Бросился Заяц на нее.

Теперь за все обиды рассчитаюсь с тобой, Рыжая.

Побежал Заяц, оступился и упал в канаву.

А Лиса усмехается:

Еще один есть.

Возле старого пня она встретила Ежа. На его колючках красовались

Привет, Колючий! Что, устал?

Да вот отдохнуть решил.

А у меня прекрасное лекарство есть. Выпьешь несколько таблеток - всю усталость как рукой снимет, снова станешь бодреньким.

Выпил Ежик таблетки. Ему стало легко и весело. Он забыл о зиме, Ежихе и ежатах. Но внезапно настроение резко изменилось. Ежу стало грустно. Он заплакал.

Лиса довольно усмехнулась:

И ты попался.

Наступила ночь. Лес спал. Только Сова несла дозор. Все ли спокойно? Все ли на месте? Подлетая к реке, она увидела Медведя, который то и дело опускал в воду свою голову.

Что с тобой, Косолапый?

Обманула меня Рыжая. "Мультики" пообещала. Ничего не помню, только голова разламывается.

Да тебе нужен Айболит! - воскликнула Сова и полетела дальше.

Стоп! Кто-то пытается выбраться из канавы. Да это же Косой! Сова подлетела к нему.

Давай помогу. Что с тобой случилось?

Обманула меня Лиса. Пообещала меня сильным сделать. Больше ничего не помню. Как в канаве оказался? Почему лапа болит?

Только Айболит тебе сейчас поможет, - сказала Сова и полетела дальше.

Возле старого пня она услышала чей-то плач. Плакала Ежиха.

Просыпайся, просыпайся, пойдем домой. Ежата нас ждут, - причитала она.

Но Ежик даже не двигался. Сова не стала выяснять, в чем дело. Она уже поняла, что это дело рук Рыжей Плутовки. Сова полетела прямо к Айболиту. Айболит ее выслушал и помчался к пострадавшим. Он дал лекарство Медведю и Зайцу, промыл желудок и сделал искусственное дыхание Ежу. А всем строго-настрого наказал: "Никогда не нюхайте ни бензин, ни ацетон, ни клей, ни другие пахучие вещества, не пейте без назначения доктора лекарства".

А чтобы не скучно было жить, чтобы чувствовать себя сильным и здоровым, надо заниматься спортом, обливаться холодной водой. Полезно и в лесную библиотеку записаться.

А еще, - вмешалась Сова, - завтра на большой поляне, возле старого дуба, состоится цирковое представление. Вот где будет веселье!

Вопросы к сказке:

1. Почему герои сказки оказались в плачевном состоянии?

2. Как избежать таких ситуаций?

3. Что помогает быть здоровым, сильным и жизнерадостным?

Из истории курения табака

Курение известно с древнейших времен. В трудах древнегреческого историка Герадота имеются сведения о том, что скифы вдыхали дым сжигаемых растений, содержащих различные одурманивающие вещества. В древней китайской литературе можно найти свидетельства о курении табака. Изображение трубок сохранилось на старых индийских картинах. Курение табака имело место в древности и в ряде стран Азии. Однако большинство народов долгое время ничего не знали о табаке и прекрасно обходилось без него.

Широкое распространение табака началось после открытия Колумбом Америки в 1492 году. Высадившись на острове Гуанахани (Сан-Сальвадор), матросы Колумба с удивлением наблюдали, как индейцы туго сворачивают листья какого-то растения, поджигают их и втягивают в себя дым из тлеющих листьев, выпуская его через нос и рот. Эти свертки местные жители называли "табако" и "сигаро".

В знак приветствия и выражения дружбы индейцы предложили Колумбу и его спутникам свернутые в тонкие рулоны сухие листья табака. Таким образом, испанские матросы стали первыми курящими европейцами.

Первые попытки курения вызывали у моряков сильный кашель, слезы, головокружение, у некоторых пропадал сон и аппетит. Однако постепенно они стали привыкать к табаку. Привычка курить укоренилась.

Индейцы использовали листья табака и табачный пепел для лечения ран и язв. Это породило представления о лечебных свойствах табака.

Известен такой исторический факт. Французкий посол в Португалии Жак Нико в 1560 году привез своей повелительнице, королеве Франции Екатерине Медичи, табачный порошок от головной боли. Нюханье табака приносило, якобы, облегчение страдавшей мигренью королеве. С именем Жака Нико и связано ботаническое название табака и основного его алкалоида - никотина. Врачи того времени верили в лечебные свойства табака, приписывали ему способность снимать утомление, "отделять мокроту", освободить от удушья.

Однако случаи тяжелого отравления табаком вызвали в скором времени гонение на курильщиков в разных странах. В Англии в ХV1 веке их приговаривали к смертной казни. Особенно нетерпимо к курению табака относилась церковь. В Италии папа Уpбан VII отлучал от церкви католиков, которые курили и нюхали табак, а несколько монахов в 1692 году даже были за это заживо замурованы в стену. В Турции в начале XVII века за курение сажали на кол, в Персии вырывали ноздри, а торговцев табаком сжигали на костре.

И, тем не менее, несмотря на такие преследования, табак победоносно распространился на всех континентах.

Историки утверждают, что на Руси табак появился во времена Ивана Грозного. Это "чертово" зелье завезли английские купцы. Но и в России курение сурово преследовалось. Царь Михаил Романов в 1633 году издал специальный указ, запрещавший курение. Курильщиков наказывали кнутом и палочными ударами, а злостным отрезали носы или уши, ссылали в Сибирь. Торговцев приговаривали к смертной казни.

Отменил запрет на курение Петр I, который сам пристрастился к этой привычке на корабельных верфях Голландии. Петр 1 разрешил продажу табака в России английским купцам, установив за это пошлину в пользу государства. С той поры в России стал культивироваться табак. При Екатерине II в Крыму были целые табачные плантации.

К концу XVIII века в мире уже не было страны, куда бы ни проник табак. Развивалась новая промышленность - табачная. Папиросы и сигареты находили все больший спрос. Вредная привычка курить прочно вошла в быт.

Алкоголь и дети

История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В древней Индии приготовляли напиток "Сома", игравшие большую роль в религии Ариев. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и других). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений. Люди верили, что именно сома давала богам все их могущество. Простому смертному сома дарила будто бы продление жизни, исцеления от болезни.

Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4 тысячи лет до н.э. Вино также считалось даром богов. Покровителем виноградорства и виноделия в Греции являлся Дионис, сын Зевса. В честь Диониса проводились специальные праздники. На них устраивались торжественные процессии, игры, состязания поэтов, хоров, приглашались гости из других стран.

Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел.

Чистый спирт стали получать в VI-VII в.в. арабы и назвали его "аль коголь", что означает одурманивающий.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик заявил, что открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного - бодрым, тоскующего - веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего, за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.

В Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво небольшой крепости. Чара пускалась по кругу, из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Но уже тогда пользовались этим обычаем для спаивания людей, например, в целях мщения. В лаврентьевской летописи под 945 годом имеется весьма любопытное писание мести княгини Ольги. Она решила перебить древлян за убийство ими ее мужа Игоря. В основу своей мести она взяла обычай "пити на кого-либо". Что он из себя представлял? Один из пьющих указывал на кого-то и говорил: "Пью на тя". После этого выпивал половину чаши сам, а оставшуюся передавал тому, на кого он пил. Обычай не допускал отказа выпить оставляемую половину. Ольга повелела “отрокомъ своимъ пити на тя”, а когда древляне опьянели, то осуществила свою месть.

Простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в городах их было несколько. В корчме подавали разного рода напитки, содержащие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, мед, квас. У корчмы было несколько назначений, например, предоставление ночлега путникам, но главным ее назначением было общение людей. Корчмы служили народу своеобразными клубами, где объявлялись законы, в корчму приходили не пить, не напиваться, хотя и это имело место, а поговорить, узнать последние новости и т.д. Пиво, мед продавали вместе с пищей. Бывали здесь представители всех сословий.

Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Широко насаждались Царевы кабаки при Иване Грозном. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки. Практически никаких мер, направленных на защиту здоровья народа, его нравственности, не придпринималось.

В России позднее создалась своеобразная "питейная процедура", согласно которой ни одно знаменательное событие, ни один день отдыха не должен проходить без вина. Родился ребенок - крестины. Умер человек - поминки. Встречают рождение - пьют за здравие, провожают человека из жизни - за упокой. Пьянство и алкоголизм процветают и в наше время. Традиции, привычки имеют огромную силу. Определенную роль играют и экономические трудности. Продажа водки дает большие прибыли государству. Отказ от продажи вино водочных изделий может привести к распространению самогоноварения и росту числа заболеваний и отравлений в результате потребления алкогольных напитков, приготовленных кустарным способом.

Поэтому борьба с алкоголизмом потребует еще много времени и усилий.

У здорового ребенка не может быть влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывает у него отвращение.

К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Психологически точно пишет об этом Джек Лондон в повести "Джон ячменное зерно": "В первый раз я напился, когда мне было пять лет. День был жаркий, мой отец пахал в поле за полмили от дома. Меня послали отнести ему пива. Да смотри, не расплескай по дороге - наказали мне на прощание. Пиво было, помнится, в деревянном ведеpке, с шиpоким веpхом и без кpышки. Я шел и размышлял: почему это пиво считается такой драгоценностью? Небось, вкусно! А то почему мне не велят его пить? Ведь все, что родители запрещают, всегда очень вкусно. Значит, и пиво тоже... Я сунул нос в ведро и принялся лакать густую жидкость. Ну и дрянь же! Все-таки я пил. Не может быть, чтобы взрослые так ошибались! Трудно сказать, сколько я выпил тогда: я был карапуз, а ведро оказалось огромным, а я все хлебал, не отрываясь, погрузив лицо по самые уши в пену. Но глотал я, признаться, как лекарство: меня тошнило, и хотелось скорее покончить с этим мучением. ...Я проспал под деревьями до вечера. На закате отец разбудил меня, и, с трудом поднявшись, я побрел за ним. Я был еле жив: ноги казались свинцовыми, резало в животе, к горлу подступала тошнота. Я чувствовал себя отравленным. Собственно говоря, это и было самое настоящее отравление".

И в современной нашей жизни бывают подобные же, иногда трагические, случаи отравления детей спиртным.

На празднике в гостях собралась компания с детьми от 4 до 8 лет. Им устроили стол в отдельной комнате и для шутки дали рюмки, в которые предложили наливать лимонад. Однако старший мальчик ухитрился незаметно от взрослых налить в рюмки для детей портвейн. Ребятишки не разобрались и залпом выпили первую рюмку. Кое-кто поперхнулся, но спустя некоторое время вино опьянило детскую компанию, и они выпили еще по 2 рюмки. Взрослые обнаружили это только тогда, когда младшая девочка с Криком забилась в судорогах и у нее началась рвота. Детей срочно пришлось отправить в больницу.

Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа. В результате может развиться сахарный диабет и другие заболевания.

Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для детей, организм которых высоко чувствителен к токсичным веществам.

Особенно ранима нервная система, головной мозг. Опьянение у детей дошкольного, раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.

Полугодовалой девочке, болевшей воспалением легких, делали винный компресс на грудь 3 раза в день в течение 3-5 часов. На третий день "лечения" ребенок потерял сознание, у него выступил холодный пот, поднялась температура. Долгое время девочка находилась в состоянии беспамятства и только на третий день пришла в сознание.

Другой случай закончился трагично. Мальчик 9 лет был с взрослыми на рыбалке. Во время обеда ему дали 1/3 стакана водки, которую он выпил в два приема под одобрительные возгласы взрослых. После того, как уха была съедена, а водка выпита, взрослые отправились к реке, а мальчик остался у костра. Вскоре он потерял сознание и в таком состоянии был доставлен в ближайшую больницу. У него наблюдалось угнетение жизненно важных функций: сердечной деятельности, дыхания, обмена веществ. Не приходя в сознание, ребенок через 2 часа умер.

Вот так иногда кончаются попытки взрослых приобщить детей к вину. Во многих случаях это делается "с добрыми намерениями" или с "лечебной целью".

Что такое токсикомания

Термин "токсикомания" появился в литературе сравнительно недавно. Раньше использовалось обобщенное понятие "наркомания", т.е. "привыкание и болезненное пристрастие к наркотическим веществам". К ним относятся некоторые вещества растительного происхождения и лекарственные препараты, которые внесены в специальный перечень наркотических веществ. Однако одурманивающим действием, способным вызывать привыкание и болезненное пристрастие, обладают многие другие лекарственные препараты, если их употреблять не в лекарственных целях, а без назначения врача в отравляющих дозах, а также многие токсические вещества бытовой химии. Они не только токсичны или, говоря иначе, ядовиты, но и способны вызывать привыкание и болезненное пристрастие к ним. С медицинской точки зрения, принципиального значения между наркоманией и токсикоманией нет: последствия для здоровья в том и другом случае одинаково опасны. Разница лишь в том, что наркотические вещества запрещены законом, находятся под строгим контролем, а токсические - доступны каждому.

На чем основано применение лекарственных препаратов (снотворных и успокаивающих) с целью получения токсического опьянения - "балдежа", как его называют подростки?

Если в лечебной терапевтической дозе они вызывают успокоение, расслабление, сон, то в большой (3-5 таблеток и более) - ощущение расторможенности, т.е. токсикоманическое одурманивание. Еще большая доза - 6-7 таблеток и более - приводит к тяжелому отравлению, когда возможно нарушение сердечной деятельности, остановка дыхания и даже смертельный исход.

К сожалению, наши домашние аптечки зачастую напоминают склад медикаментов, нередко и с токсическим действием. Лекарства, оставленные про запас, лежат годами, срок их хранения кончается, но токсичность отнюдь не ослабевает, а может и возрастать.

Дети, не имея представления о действии лекарств, принимают их, экспериментируя. Родительские аптечки дают большую возможность таких "экспериментов".

Как проявляется токсикоманическое опьянение

Токсикоманическое опьянение резко отличается от алкогольного: вызывает не состояние эйфории, веселости, а наоборот, раздражительность, злобность, агрессивность, порой даже бессмысленные и опасные для себя и окружающих действия.

Внешне человек напоминает пьяного - движения некоординированные, размашистые, походка нетвердая, шаткая, кожа бледная, цвет лица с сероватым оттенком, глаза "мутные", зрачки расширенные, речь невнятная, "смазанная".

При употреблении высоких доз токсикоматических веществ возможна потеря сознания, частое поверхностное дыхание, судорожное подергивание рук, ног. В этих случаях необходима срочная медицинская помощь.

Через 6-7 часов опьянение проходит, период опьянения полностью выпадает из памяти. После протрезвления - головная боль, разбитость, недомогание.

Человеку кажется, что ничего опасного в эпизодическом употреблении токсикоматических веществ нет. Но вдруг выясняется, что без этих препаратов он уже не может обходиться. А вместе с тем возросла переносимость их, появилась потребность в повышении дозы.

И вот, стоит прекратить прием препаратов, как возникает чувство беспокойства, тревоги, непреодолимое желание принять препарат, общее тяжелое состояние, сердцебиение и боли в области сердца, одышка, дрожание рук и всего тела, иногда судорожные припадки, возможен даже смертельный исход вследствие отека мозга.

Длительное употребление токсикоматических лекарственных препаратов приводит к ослаблению внимания, памяти, утрате профессиональных навыков у взрослых, способности к учебе у подростков.

Помимо препаратов со снотворным и успокаивающим действием, токсикоматических эффектом обладают и лекарства со стимулирующим действием. Употребление их в повышенных дозах также чрезвычайно опасно, поскольку может вызвать острые психические расстройства.

Известен такой факт. Ученице 5 класса старшеклассник дал какие-то таблетки, чтобы вызвать зрительные обманы, восприятия - галлюцинации. Парень уверил девочку, что лекарство это сердечное, от него вреда не будет. Девочка приняла сразу 10 таблеток, но ничего не почувствовала. Придя домой, выпила еще 10. И вот тут началось: девочке показалось, что голова оторвалась от шеи и плывет к форточке, она бросилась за своей головой, разбила окно и собралась уже прыгнуть с 9-го этажа. На шум разбитого стекла вбежала мать и буквально в последний момент сняла дочь с подоконника.

Не менее опасная форма токсикомании - вдыхание паров летучих органических веществ, применяемых в быту и технике (бензин, ацетон, пятновыводители, лаки, краски, клей и т.п.). Если токсикоманическое лекарственные препараты употребляют взрослые и более старшие подростки, то "нюханье" доступно младшим подросткам и даже детям, учащимся младших классов. При этом младшие подростки и дети чаще нюхают бензин, а старшие - ацетон, растворители лаков и красок и прочие.

Пары бензина уже после 2-3 вдохов вызывают - головокружение, тошноту, чувство "невесомости", ощущение того, что голова меняет форму и размеры, появляются быстродвижущиеся угрожающие галлюцинации (фигуры животных, людей, машин и прочие).

После 15-20 минутного опьянения наступает головная боль, разбитость. Аналогичное состояние бывает и при вдыхании паров ацетона и других растворителей.

Токсикоманическое опьянение веществами бытовой химии не менее опасно для здоровья, чем прием больших доз лекарств или наркотиков.

Даже однократное вдыхание паров токсических веществ может привести к серьезному поражению печени, почек, особенно нервной системы. При повторном вдыхании быстро наступает привыкание к токсическим веществам с потребностью вдыхать их ежедневно и даже несколько раз в день.

Летучие токсические вещества, всасываясь в кровь, разносятся по всему организму, вызывая отравление. Известен случай, когда 4 подростка дома у одного из них налили в тарелку ацетон, поставили ее на пол, легли вокруг, укрылись клеенкой: все четверо отравились парами ацетона и умерли.

В состоянии опьянения летучими токсикоманическими веществами возникает злобность, агрессивность, склонность к негативным, опасным поступкам. Так, подростки, ученики 7 класса, на чердаке надышались токсическим веществом и один из них столкнул другого с крыши 7-этажного дома.

Заключительное занятие

Почему люди идут в театры, на стадионы, в кино, клубы? "Чтобы отдохнуть, получить удовольствие", - ответите вы. А что такое удовольствие? Все, что нравится, вызывает положительные эмоции. Однако ради удовольствия выпить вино, вдохнуть дурманящие токсические пары, испытать эйфорию от наркотика, люди готовы пожертвовать здоровьем, учебой, семьей, работой.

Как это объяснить?

Психологи условно делят все удовольствия на удовольствия восполнения недостатка и удовольствия избытка.

Представьте, что вы очень голодны или вас одолевает жажда. Если вам в этот момент предложить пищу или родниковую воду, вы наверняка испытаете удовлетворение. Но до каких пор? До тех, пока не наедитесь или не напьетесь. Да, все-таки вам надо большего. Вы хотите встречаться с друзьями. Поиграть с ними в интересные игры, посмотреть детские фильмы, обменяться интересной информацией. Это уже удовольствие избытка.

Среди последних много полезных (посещение музеев, выставок, коллекционирование и т.п.), но есть и вредные. Самые распространенные из них и самые пагубные для здоровья - курение, употребление алкоголя, наркотиков.

Представьте, что два товарища - некурящий и курящий - поехали на рыбалку. Первый, любуясь природой, ловит рыбу, с наслаждением вдыхая свежий воздух. Курящий же забыл дома сигареты. И ему не до рыбалки. Сосущее неприятное чувство мешает наслаждаться природой, и клев его уже не интересует. Он будет страдать целый день, а вернувшись домой, бросится к заветной пачке сигарет. закурил, затянулся дымом и.... пришел в состояние, когда он способен уже оценить прелести природы.

Что же произошло? Он получил "удовольствие", связанное с большим вредом для здоровья, и стал доволен. Но стоит ли выдумывать для себя искусственные муки, заботы? Да и удовольствие ли это? Разве было желание, подобное чувству жажды, голода? требовал ли организм сигарету? Эта потребность возникла уже потом, когда организм привык к никотину. А не лучше ли вообще не закуривать?

Или другой случай. Двое друзей гуляют по городу. Им захотелось пить, зашли в кафе, взяли сок. Он холодный, приятный. Хорошо! А не взять ли еще коктейль? И вот уже соломинка во рту: удовольствие избытка! Они даже не задумались о вине... Но в следующий раз (по привычке!) снова захотелось увидеть себя со стороны похожим на киногероя - с соломинкой во рту.

Потом - бокал шампанского, потом рюмка водки, а позже, когда на дорогие напитки денег не хватает, вы согласны на что угодно, в том числе на самое дешевое, противное на вкус вино. Вы не заметили, когда организм привык получать определенную дозу алкоголя. Как страшно это, особенно для детей и подростков, у которых привыкание к спиртному очень быстро.

Известный педагог Д.В. Колесов подчеркивает: "Каждый из нас должен воспринимать приподнятое, радостное настроение, как незаконное и тревожное, настораживающее и нежелательное, если оно вызвано не соответствующим событием, а каким-нибудь наркотическим веществом".

Подумайте о том, что вас ждет впереди, если вы будете курить, пить, употреблять наркотики. Вспомните образы тех старых курильщиков, которых вы знаете: вот идет один из них - с желтым, сухим, морщинистым лицом, сгорбленный, задыхающийся, постоянно кашляющий...

А вот второй - вынужденный поминутно останавливаться из-за возникающих при ходьбе болей в ногах. Или третий - так часто жалующийся на боли в области сердца... четвертый, - которого недавно "скорая помощь" увезла в больницу с язвенным кровотечением.

Никогда не забывайте, что алкоголь и наркотики делают людей несчастными, уносят человеческие жизни.

Беседа: «Я - гражданин России!»

Цель: Воспитание чувства гордости за свою Родину;

чувства патриотизма.

Задачи: учить видеть все прекрасное, что нас окружает;

быть настоящим гражданином своей Родины;

Уметь постоять за Родину.

Оборудование: глобус, карта России, государственные символы

(герб, флаг, гимн), выставка книг открыток о родном крае.

Ход классного часа

Учитель: Ребята, я очень рада видеть снова вас в нашем уютном

классе. Мы снова отправляемся с вами в путешествие. Сегодня у нас необычный урок. Прочитаем его тему.(«Я – гражданин России!»)

Кто может разъяснить, о чём мы будем говорить? (О Родине, Отчизне, Отечестве, государстве.)

  1. Раскрытие понятия «Малая родина»

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он не жил на огромной планете. Место это называется « малой родиной». У кого-то малая родина – большой город, крупнейший промышленный центр, а у кого-то – это маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу маленькой речушки. И где бы не жил человек его всегда тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, знакомые, здесь его корни. Вот какие пословицы появились у народа о Родине. (Записано на доске)

ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Дома и стены помогают.

Родимая сторона- мать. Чужая – мачеха.

А все ли знают, как называется наша малая родина? (ответ ребят)

А за что вы любите свой город? (ответ ребят)

2. «Малая родина»- часть огромной страны.

Мы живём с вами в Кемеровской области, с нами соседствуют другие: Новосибирская область, Томская область. Каждая из них имеет свои достопримечательности, свою славу и гордость. Как маленькие речушки вливаются в большую реку, так и области образуют одно целое – государство, страну с красивым названием. «РОССИЯ». Россия – это родина не одного человека,а целого народа.

Для детей самыми близкими и дорогими являются мамам и папа. Родители очень любят своих детей и заботятся о них. А дети- помощники в семье. И дети, и взрослые - это сыновья и дочери Родины, Отчизны, Отечества.

Эти слова неслучайно пишутся с заглавной буквы. Они дороги каждому человеку, потому что обозначают страну, в которой человек родился. Наша страна огромна. Её территорию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на востоке - Тихий. Границы проходят и по морям, и по рекам и по суше. Россия не только самая большая страна в мире она очень богата полезными ископаемыми, полноводными реками, густыми лесами, степями и равнинами.

В России много городов, сёл, посёлков.

3. Объяснение понятия «гражданин»

В разных частях России люди живут по - разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Итак, мы с вами граждане России, россияне. А кто такой гражданин?

ГРАЖДАНИН – ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ, КОТОРЫЙ ПРИЗНАЁТ ЕЁ ЗАКОНЫ,

ЛЮБИТ ЕЁ , гордится ЕЮ. Вместе с нею

переживает ее горе и радости, старается

С делать ее сильной и богатой.

4. Знакомство с государственными символами страны.

Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, законы, которые все обязаны выполнять. Также у страны есть государственная символика: герб, флаг, гимн. Символы эти мы можем увидеть на важнейших политических событиях, на форме защитников Отечества, на космических кораблях и т. д. ГЕРБ - главный символ любого государства.

Герб России - двуглавый золотой орёл. Более 400 лет олицетворяет нашу державу. Орел- символ солнца, небесной силы, огня

и бессмертия.

Появился он в 1497г. Впервые ввел его царь Иван III - великий

князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, а теперь России. Внутри герба - герб Москвы. Двуглавый орёл- символ вечности России. Две головы орла напоминают об необходимой исторической для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ним, скрепленные одной лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех народов- русских, украинцев, белорусов. Скипетр и держава - образное выражение незыблемости устоев государства.

ФЛАГ. Слово «флаг»- греческого происхождения, от слова «Флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»

Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню. По решению Государственной думы и президента Россия вступила в 21 век с бело - сине- красным государственным флагом.

Существует несколько версий:

1. Содружество стихий: моря, земли, неба.

  1. Содружество трех славянских народов.
  2. Олицетворяют: белый - веру, чистоту, синий - небо, благородство, верность, красный-героизм, отвагу, смелость.
  3. Белый - вера, синий - надежда, красный- любовь.

ГИМН . Гимн - торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа, красоту и богатство природы, традиции народа. Гимны разнообразны: государственный, военный, религиозный, в честь исторического события или героя.

С 1 января 2001г. гимном стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку В.Александрова. Текст утвержден Президентом и Государственной думой.

ВЫВОД ПО УРОКУ.

Учитель: Вы, ребята, граждане своей страны. А, значит, имеете свои права и обязанности. Каждый гражданин России имеет право на образование. Задача школы - вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников - старательно учиться. Следует заметить, что у вас кроме прав есть ещё и обязанности. Какие? (ответ учеников)

Ребята, а как вы думаете, почему во всех школах проходит урок Отечества? (ответ учеников) Вы - наше будущее. И, если вы вырастите достойными гражданами, то страна наша будет только процветать, будет сильной и могучей.