Что такое этический кодекс психолога. Этический кодекс психолога в образовании

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится взаимоотношения и деятельность людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, то есть такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентир на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказания, привлекающее применение к нему мер принуждения. Поэтому можно говорить об этическом кодексе как о неотъемлемой составляющей информационной культуры психолога.

Юридический же кодекс опирается на нормы права, разрешает насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают, осуждены судом, а также тех, в отношении которых возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции, что не допускается в юридической практике. Зачастую чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняет от принятия скороспелого и потенциально ошибочного решения.

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей зависит от следующих факторов: философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеологическая практика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь.

Рассмотрим этический кодекс практического психолога на примере профессиональной деятельности психолога в образовании, так как эта одна из тех немногих отраслей, где в нашей стране деятельности психолога достаточно распространена.

Итак, в настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба в образовании, выработаны свои этические кодексы психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания этого учебника. Отметим также, что представленный этический кодекс непосредственно пересекается с принципами профессиональной деятельности, рассмотренными нами выше, и в полной мере относится к различным сферам деятельности психолога с несколько другой трактовкой положений данного этического кодекса.

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это:

    позиция, из которой исходит психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем – либо нарушаются

    действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики;

    отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.

Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия психолога в системе образования в различных ситуациях:

    Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

    В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречия с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

    Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решения по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

    Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

    В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

    Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сом нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.

    Работа психолога в системе образования направлена на достижения исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

    Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

    Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми

    Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также своих выводах и рекомендациях.

    Психолог не должен принимать участие в том, сто как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этике психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, навсегда лишаются права работать с детьми, пользование дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежит суду.

    Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

    Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

    Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

    В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не нашедших достаточной апробации или не полностью отвечающих общенаучным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

    Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

    Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

    Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей.

    Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом.

    Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

    Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

    Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

    Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

    Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.

    Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

    Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

    При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц, с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связанны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнение неэтичных требований со стороны других лиц.

    Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокопрофессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

Профессиональная деятельность психолога в информационных сетях.

Психология, особенно практическая и прикладная на сегодняшний день – одна из перспективных областей внедрения новых информационных технологий. Это имеет реальное подтверждение на практике. Действительно, в нашем обществе отмечается бурное развитие психологической теории и социально-психологической практики: создаются специализированные институты, кафедры, осуществляются психодиагностические исследования, проводятся эксперименты, формируется новая область внедрения теории – психологическая практика, организуется социально-психологическое консультирование, расширяют психологические функции службы социальной адаптации и социальной реабилитации и т.д. В связи с этими происходит психологической информации и, соответственно, появляются проблемы организации информационных потоков. Эти проблемы принимают все более широкий размах, что создает ситуацию информационного кризиса: с одной стороны – растет количество источников психологической информации; с другой стороны – специалисты испытывают в ней недостаток, по той причине, что способы ее тиражирования, распространения, аналитико-синтетической переработки, экспертной оценки остаются на чрезвычайно низком уровне.

Информатизация социально-психологической сферы протекает в стихийной форме, что углубляет противоречия в этом процессе. Как уже замечено в литературе в отношении информатизации в различных сферах, практика конструирования и распространения компьютерных систем во всем мире опередила создание теории их осмысленного разумного применения.

Деятельность психолога является таким видом, которому присущи все виды информационной деятельности: сбор, систематизация, обработка, хранение, анализ информации, собранной методами психодиагностического исследования. Психолог осуществляет информационные функции. Он организует психологическую информацию, получает ее, анализирует, переводит во внутренний план своей деятельности. В условиях перехода общества в информационный этап своего развития, деятельность психолога все в большей мере определяется уровнем его информационной культуры. Информационная культура – это развитые потребности в информации как источнике профессиональной рефлексии, способность максимально использовать информационные ресурсы для реализации себя как профессионала.

Процесс информатизации социальной сферы как сферы деятельности психолога таков, что многие организационно-методические вопросы рассматриваются на уровне проблем, требующих теоретического решения. Такой проблемой является сущность информатизации социально-психологической сферы. В настоящее время, психологи и социальные работники осваивают, с немалыми трудностями, компьютерное делопроизводство. В исследованиях же и в практической деятельности обходятся тем, что превращают письменные варианты тестовых методик в компьютерные и решают некоторые процедурные вопросы. Между тем, уже сегодня необходимо заинтересоваться вопросом о возможностях высокой техники качественно повышать научный уровень социального психолога в изучении психологической реальности. Это потребует создания принципиально новых технологических средств как для социально-психологической практики, так и для обучения профессионалов.

Настоящим профессионалом, отвечающим требованиям современного информационного общества, формирующейся информационной культуры психолог станет только в том случае, если уровень его подготовки к работе в информационных системах будет выше уровня простого пользователя. Поэтому при подготовке психологов к профессиональной деятельности, обучающие программные средства должны соответствовать задаче глубокого проникновения в психологическую реальность в целях ее изучения и преобразования. В создании таких средств должны быть задействованы психологи, социальные инженеры, программисты.

Понятие о

профессиональном этическом кодексе. Необходимость его введения и

использования в психологической службе системы образования. Источники

норм и правил, включаемых в этический кодекс практического психолога.

Сферы деятельности психолога, регламентируемые нормами этического

кодекса. Конкретные нравственные нормы, регулирующие действия

практического психолога в различных социальных ситуациях.

ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА

И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся

научно-психологических знаний, в системе образования создается и

функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются

профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших

учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в

решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания,

начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя

юность). На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до

окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны

профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в

среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за

психологическим развитием ребенка. В ходе его проводят регулярные

психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы

воспитанию, контролируют их реализацию.

Психологическая служба является органическим компонентом

современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление

и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их

интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков,

способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное

выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в



обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от

большинства других детей, то задача практического психолога сводится к тому,

чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии.

Если дело касается одаренных детей, то аналогичная задача, связанная с

ускорением психического развития, трансформируется в проблему, которую мы

уже обсуждали в предыдущей главе: обеспечения раннего выявления задатков

и их превращения в высокоразвитые способности.

Еще одна сложная задача психологической службы в системе

образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать

под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения

качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения

этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и

социальными законами психического развития детей, с основными

положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая

цель работы психолога здесь сводится к тому, чтобы с позиций этой науки

совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного

возраста.

Важный аспект в работе практического психолога связан с

психопрофилактикой. Он касается своевременного выявления и устранения

факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического -

интеллектуального или нравственного - развития ребенка. Подразделения

психологической службы, занятые решением этой задачи, опираются в своей

работе на знание законов психического развития ребенка, в первую очередь,

тех, которые представлены в патопсихологии и в дефектологии как областях

теоретических и практических знаний, пограничных между психологией и

медициной.

Следующая существенная задача, которую решает психологическая

служба в системе образования, состоит в практическом воздействии

психологов на непосредственных участников педагогического процесса: детей,

учителей, родителей и руководителей образования. Данная задача

предполагает оказание прямой психологической помощи всем этим людям в

обучении и воспитании. Здесь психолог ^выступает в роли педагога,

психотерапевта, консультанта, корректора. Психогенное происхождение

многих заболеваний, связанных с работой сердечно-сосудистой системы и

желудочно-кишечного тракта, в настоящее время можно считать доказанным.

То же самое касается эндокринной системы человека и тем более его

психологии и поведения. Занимаясь практической работой в этой области,

психолог старается предупредить возникновение и обострение подобного рода

заболеваний, использует специальные методы воздействия на психологию и

поведение людей с целью вызвать благоприятные для лечения болезни

органические реакции.

Работники управленческих структур системы образования помимо общей

психологической помощи, о которой только что шла речь, нуждаются и в

особой управленческой психологической поддержке, касающейся руководства

людьми в группах и коллективах. Руководящим работникам системы

образования необходимы знания из области психологии управления,

психологии человеческих взаимоотношений, психологии эффективности

групповой деятельности. Все взрослые люди, включенные в обучение и

воспитание детей, нуждаются в психологических знаниях, позволяющих им

глубже понимать развитие детей и управлять им. Эти знания в минимально

необходимом объеме даются в высших педагогических учебных заведениях, но

со временем они частично или полностью устаревают, утрачиваются и,

следовательно, нуждаются в дополнении и обновлении. Их коррекцию также

обеспечивает психологическая служба на протяжении всего периода

профессиональной работы того или иного педагога.

Специальная задача психологической службы состоит в решении

совместно с представителями других областей знаний - педагогами,

дефектологами, социологами, врачами, юристами - различных вопросов,

касающихся судьбы детей, существенно отличающихся от своих сверстников

и требующих к себе особого внимания, специфического отношения, необычных

форм и методов педагогической работы. Речь прежде всего идет о детях,

отстающих в своем развитии, и об одаренных детях. Первые нуждаются в

обучении и воспитании по упрощенным, менее напряженным программам,

соответствующим их возможностям усвоения, а вторые, напротив,- в

обучении по более сложным и насыщенным программам, чем обычные дети.

Программы, предлагаемые для отстающих и одаренных детей, обязательно

должны проходить предварительную психолого-педагогическую экспертизу с

участием специалистов-педагогов различного профиля, каждый из которых

независимо от других и со своей профессиональной стороны оценивает эти

программы с точки зрения того, обеспечивают ли они оптимальные условия для

развития детей соответствующей категории. Хотя дети, отстающие в своем

развитии, физически и психологически ослабленные, требуют облегченных

учебно-воспитательных программ, но такие программы не должны приводить к

углублению их отставания от нормальных детей. Напротив, эти программы

должны обеспечивать ускоренное развитие отстающих детей, рассчитанное на

сокращение разрыва между ними и обычными детьми в психологическом

отношении. Создание облегченной, но ускоренно развивающей программы -

дело более сложное, чем, например, разработка усложненной развивающей

программы для одаренных детей. Поэтому на практике творческий потенциал

психологов больше задействован в области работы с детьми, имеющими

задержки в своем психическом развитии, чем с теми, кто опережает своих

сверстников.

Иногда в работе с детьми возникают проблемы, от решения которых

напрямую зависит дальнейшая жизненная судьба ребенка. Это вопросы,

касающиеся возможности или невозможности продолжения обучения ребенка в

обычной школе из-за серьезных психолого-педагогически некомпенсируемых

умственных дефектов, а также вопросы, связанные с другими случаями

проведения медико-психологической экспертизы детей. Здесь основная задача

практического психолога сводится к тому, чтобы дать ответственное и

квалифицированное экспертное заключение по ребенку, которое при

определении его судьбы принимается в расчет наряду с мнением других

специалистов: педагогов, врачей, дефектологов, юристов и др.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру,

она пронизывает систему образования сверху донизу, от высших органов

управления ею - министерств и ведомств - до низших ее звеньев - детских

групп, существующих в дошкольных и школьных учреждениях68. На уровне

министерств и ведомств могут вводиться должности главных психологов или

выделяться специальные отделы, ведающие работой психологической службы.

Решение вопросов, касающихся различных сторон работы психологической

службы, ее кадрового, программного, методического и другого

общегосударственного обеспечения, может быть сосредоточено в таком отделе

или подразделении. На данный момент времени он имеется, например, в

составе Министерства образования Российской Федерации.

Органами

управления,

непосредственно

подчиненными

государственным, являются научно-методические центры психологической

службы, создаваемые в республиках, в краях, областях, крупных городах,

районах этих городов. Данные центры обеспечивают научно-методическое

руководство психологической службой в масштабах соответствующего региона

и создаются при местных органах управления образованием. Они занимаются

сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также научно-

методическим обеспечением, проверкой деятельности и повышением

квалификации практических психологов на местах. Работой этих центров могут

руководить высококвалифицированные специалисты-психологи, имеющие

высшее психологическое образование университетского уровня или ученую

степень по психологии. Возглавлять такие центры могут также имеющие

достаточный опыт практической работы выпускники спецфакультетов

практических психологов, открытых при некоторых высших педагогических

учебных заведениях. Государственные и региональные органы управления

психологической службы сами, как правило, непосредственно практической

работой с детьми не занимаются, а имеют дело лишь с практическими

психологами, работающими на местах.

Нижестоящие структурные подразделения психологической службы

заняты уже непосредственной работой с детьми и взрослыми людьми,

включенными в образовательную систему в качестве учителей, воспитателей,

родителей и т. п. Это могут быть центры, оказывающие практическую

психологическую помощь населению, психологические консультации,

негосударственные подразделения психологической службы, а также

отдельные практические психологи, работающие в штатах низовых учреждений

психологической службы системы образования. Такие подразделения могут

создаваться при городских и районных исполнительных комитетах, при

городских и районных органах управления образованием, существовать как

независимые коммерческие структуры: кооперативы, малые и частные

предприятия. В вузах, школах, лицеях, гимназиях, колледжах, в иных

дошкольных и внешкольных учреждениях могут создаваться свои

подразделения психологической службы и трудиться практические психологи,

которые обслуживают нужды данного образовательного учреждения.

Отдельные психологи, наконец, могут заниматься частной психологической

практикой, работать вполне самостоятельно и быть юридически независимыми

от органов управления образованием и психологической службой.

По отношению к подчиненным структурам органы управления

психологической службой наделены определенными властными

полномочиями. Их деятельность в свою очередь может быть также подчинена

некоторым стоящим над ними подразделениям более высокого уровня

управления, так что каждая из подструктур психологической службы, за

исключением частных, одновременно выступает и как законодательная по

отношению к подчиненным ей структурам, и как исполнительная в отношении

к вышестоящим органам управления. Все сказанное относится и к отдельным

практическим психологам. Будучи административно включенными в

определенные структуры системы образования и подчиненными органам их

управления, практические психологи свои профессиональные обязанности

реализуют независимо и за добросовестное исполнение своих обязанностей

несут полную персональную ответственность.

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих

специализацию в работе практического психолога: психодиагностика,

психологическое консультирование, психопрофилактика и психокоррекция.

Психодиагностика предполагает профессиональное владение методами

психологического исследования ребенка, в том числе тестами. Основная задача

практического психолога, специализирующегося по психодиагностике,

сводится к тому, чтобы оценивать психологию и поведение детей и взрослых

людей в системе образования, давать им квалифицированную психологическую

характеристику, опираясь на достоверные и надежные данные, полученные в

процессе психологического обследования. Психолог, занимающийся этим

видом профессиональной деятельности, должен знать не только технику

применения на практике той или иной психодиагностической методики, но и

теорию, в рамках которой она первоначально появилась и в дальнейшем

совершенствовалась. Психолог - специалист по диагностике - должен сам

уметь при необходимости создавать и проверять, в частности адаптировать,

методики, владеть способами научной оценки их валидности и надежности. От

психолога требуется научно обоснованная и корректная интерпретация

результатов проводимых психодиагностических обследований, не

допускающая произвола и непоследовательности в их интерпретации.

Второе направление специализации в работе практического психолога

представлено психологическим консультированием. Оно включает в себя

следующие частные виды работ: 1. Выработку и точную формулировку

проведенного психодиагностического обследования, причем соответствующие

доступной для практической реализации. 2. Ведение бесед с теми, кто

нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением

детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических

советов. 3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках

психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Третье направление работы - психопрофилактическое - связано с

решением задач предупредительного характера, предотвращающих

наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка,

например отставания, задержек в развитии, обучении или воспитании,

появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей.

Психолог, занятый профилактической работой, должен знать возможные

причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя

заметить и устранить. Этой цели, в частности, служит психологическая

подготовка учителей, воспитателей и родителей, в ходе которой их обучают

внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может

привести к отклонениям в психическом развитии.

Четвертое направление работы, обозначенное как психологическая

коррекция, предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка

или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их

психологии или поведения. Здесь психолог должен профессионально владеть

методами психокоррекции: психотерапией, социально-психологическим

тренингом, аутотренингом, определенными приемами, применяемыми в

технике гипнотического внушения, а также быть способным оказывать

внушающее воздействие на клиента.

На практике психолог, как правило, в той или иной степени занимается

работой, связанной со всеми четырьмя направлениями, однако каждое из них

требует достаточно большой специальной подготовки, времени и

значительного профессионального опыта, поэтому развитие и

совершенствование работы практического психолога и психологической

службы в целом предполагает специализацию в одном или двух из четырех

рассмотренных направлений работы. Это, соответственно, ставит задачу

включения в психологическую службу специалистов четырех различных

профилей: психодиагностов, консультантов, психопрофилактиков и

психокорректоров.

Взаимодействие органов управления психологической службы и

практических психологов осуществляется следующим образом. Проводя свою

работу на местах в детских учебно-воспитательных учреждениях, психологи

обобщают полученные ими результаты и в систематизированном виде

представляют их в вышестоящие органы управления, которым они

административно подчиняются; эти органы в свою очередь сами оказывают

необходимую организационную и научно-методическую помощь психологам,

работающим на местах, в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Практический психолог в основном работает по программе,

утверждаемой центральным или вышестоящим органом управления

психологической службы. В этой программе обычно определяются те виды

работ, которые за определенный срок должны быть выполнены практическим

психологом, их содержание и объем, а также требуемые затраты времени.

Существуют нормативы, устанавливающие режим работы практического

психолога, нормы и правила организации его делового взаимодействия с

другими участниками образовательного процесса. В них устанавливается

взаимная ответственность, взаимные обязательства практических психологов и

органов управления психологической службы.

Определенные отношения складываются между работниками

психологической службы и другими подструктурами системы образования. Эти

отношения регулируются положениями о психологической службе,

утверждаемыми органами образования. Такие положения определяют задачи,

которые возлагаются на психологическую службу соответствующего

государства.

Перспективы развития психологической службы связаны с более

глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс

обучения и воспитания, с интеграцией подразделений психологической службы

в систему и ее включением в качестве неотъемлемого, обязательного звена в

систему образования, которое будет сопровождаться прояснением и

установлением четких деловых отношений между практическими психологами

и другими участниками образовательного процесса, кооперацией и

специализацией в работе самих практических психологов.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

К человеку, претендующему на должность практического психолога в

системе образования, предъявляются определенные квалификационные

требования. Основное из них состоит в том, что такой человек должен иметь

диплом о высшем психологическом специальном образовании. Такой диплом

выдается или лицам, окончившим полный курс обучения в университете по

специальности «Психология», или тем, кто прошел обучение на

спецфакультетах по специальности «Практический психолог в системе

образования», которые могут создаваться при различных, в основном

педагогических, высших учебных заведениях. Кроме глубокого знания

психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу,

практическому психологу необходимы знания, умения и навыки в области

психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии,

дефектологии, психологического консультирования и ряда других,

пограничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему также

необходим достаточный опыт практической педагогической работы с детьми,

поэтому на спецфакультеты по переподготовке по специальности

«Практический психолог в системе образования» в основном принимают лиц,

уже имеющих высшее педагогическое образование и опыт работы в школе или

в дошкольном учебно-воспитательном учреждении.

Все то, о чем говорилось выше, составляет общие требования,

предъявляемые к практическому психологу. Среди множества других

требований есть и специальные, относящиеся к практическим психологам,

занятым в специфических видах деятельности психологической службы, таких,

например, как психодиагностика, психологическое консультирование,

психокоррекция, работа с трудными детьми, отстающими в развитии,

отклоняющимися в поведении. Специалист по психодиагностике должен в

совершенстве владеть соответствующими методами, причем быть способным

давать квалифицированную оценку возможности их применения на практике.

Кроме знания психологических методик и правил их конструирования или

проверки, такому специалисту необходимы достаточные знания в области

математической статистики, программирования на ЭВМ, пользования ими.

Профессиональная специализация практического психолога в области

консультирования предполагает хорошее знание техники и технологии

психотерапевтического человеческого общения, проведения бесед, интервью,

способность привлекать внимание людей к себе, располагать и убеждать их.

Для этого психолог-консультант должен правильно воспринимать и хорошо

понимать людей, вызвать к себе доверие и быть убедительным в

психологических воздействиях на людей. Следовательно, при подготовке

практических психологов-консультантов особое внимание должно быть

обращено на усвоение ими знаний, умений и навыков, касающихся

межличностного общения.

Психокоррекция- это особо сложная сфера прикладной работы, которая

рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента.

Поэтому психолог, специализирующийся в этой области, должен хорошо

владеть техникой организации и проведения социально-психологических

тренингов в их различных формах, приемами психоанализа и другими

психотерапевтическими техниками. Подготовка высококвалифицированного

специалиста в этой области требует гораздо больше усилий и времени, чем,

например, подготовка психодиагноста или консультанта.

Особые квалификационные задачи возникают тогда, когда речь идет о

подготовке практического психолога, которому предстоит работа с трудными

детьми. Если это дети с отклоняющимся поведением, то практический

психолог, занятый в учреждениях, где они содержатся, должен знать законы и

правила, действующие в учреждениях подобного рода, а главное-иметь

личную склонность к работе с такими детьми в соответствующих учреждениях.

Те же требования предъявляются к практическому психологу, имеющему дело

с детьми, отстающими в своем развитии.

Менее строгие, но специфические требования предъявляются к

практическим психологам, которым предстоит работа в учреждениях

интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей: домах ребенка,

детских домах, специализированных школах-интернатах. Воспитатели в этих

учреждениях должны по-возможности заменять детям отсутствующих

родителей, и это в первую очередь относится к работающим в таких

учреждениях практическим психологам. У детей, содержащихся в учреждениях

подобного типа, нередко отмечается повышенная по сравнению с обычными

детьми потребность во внимании к себе со стороны окружающих взрослых

людей, в эмоционально-положительных контактах и общении с ними, в

доброжелательности, в человеческом тепле и ласке. Кроме того, у детей,

развитии, как интеллектуальном, так и моральном, а также отклонения в сфере

межличностных отношений.

Особое положение практического психолога среди работников

образования, которое делает его главным лицом в защите интересов ребенка,

порождает несколько иное соотношение его прав и обязанностей по сравнению

с тем, которое имеется у большинства других педагогов или у человека иной

профессии. Если во многих случаях жизни в профессиональной работе людей

на первом месте находятся права, а на втором обязанности, то для

практического психолога характерен (как, впрочем, и для врача) приоритет

обязанностей перед правами, долга перед претензиями, связанными с личными

интересами. Многие из прав, которыми обладает практический психолог, тесно

связаны с его обязанностями, вытекают из них и без них реализоваться не

могут. Психолог, в частности, обязан (и имеет право):

Активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются кем-либо

из лиц, ответственныхза его обучение и воспитание;

Принимать самостоятельные профессиональные решения в пределах

своей компетенции;

Вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, если они не

способствуют развитию ребенка и тем более наносят ему вред;

Добиваться от лиц, обладающих соответствующими полномочиями

(администрация учебно-воспитательных и других учреждений, руководители

органов народного образования, учителя, воспитатели, родители), всяческого

содействия ребенку и своевременного принятия позитивных решений,

касающихся судьбы ребенка;

Лично участвовать в проведении медико-психологических,

дефектологических и судебно-психологических экспертиз и исследований

детей, а также тех лиц, которые связаны с их обучением и воспитанием.

Свои обязанности практический психолог реализует в собственной

профессиональной деятельности, основные направления которой нами были

рассмотрены выше. Его права могут быть защищены юридически, социально и

морально. Юридическая защита предполагает существование законов, в

соответствии с которыми психолог строит свою работу и отношения с другими

лицами, занятыми обучением и воспитанием детей. Такие законы могут

существовать, приниматься и иметь силу на государственном и местном

уровнях. В настоящее время защита прав практических психологов в нашей

стране обеспечивается теми документами, которые принимаются

правительством, Министерством образования, республиканскими, краевыми,

областными, городскими и районными органами власти, осуществляющими на

подвластных им территориях законотворческие функции. Основным таким

базовым документом является Положение о, психологической службе.

Социальная защита прав практических психологов обеспечивается

организациями, деятельность которых затрагивает сферу образования. Это -

ассоциации практических психологов, педагогов, детские и образовательные

фонды, центры обучения и воспитания детей, средства массовой информации.

Моральная защита деятельности практических психологов в сфере образования

состоит в их поддержке общественным мнением.

Часть вопросов в своей практической работе психолог решает полностью

самостоятельно, часть-во взаимодействии с другими специалистами,

имеющими отношение к обучению и воспитанию детей. К числу тех проблем,

которые психолог должен ставить и решать самостоятельно, относятся

проявление инициативы в поиске и исследовании вопросов психолого-

педагогического характера, возникающих в учебно-воспитательном процессе,

выбор методов исследования, проведение обследования, интерпретация его

Сюда же можно отнести своевременное выявление, предупреждение и

устранение доступными практическому психологу средствами отклонений или

нарушений в психическом развитии детей и проведение занятий с детьми по

курсам человековедения, этики и психологии семейной жизни, ряду других, где

используются психологические знания. Совместно решаемые проблемы

включают в себя формирование у педагогов, родителей, заменяющих их лиц

общей психологической культуры, минимума знаний, необходимых для

правильного обучения и воспитания детей в современных условиях, а также

желания и готовности педагогов использовать эти знания в работе с детьми с

целью их ускоренного интеллектуального и личностного развития. Вместе с

педагогами, врачами и социологами практический психолог участвует в

создании условий для полноценного психического развития ребенка на каждом

возрастном этапе, начиная с младенчества и до окончания школы. Совместная

работа многих специалистов требует своевременного определения у детей

таких качеств и свойств, которые свидетельствуют о наличии у ребенка особых

обучению и воспитанию таких детей, включая разработку и экспертизу

специально предназначенных для них программ развивающего обучения. В

сотрудничестве с администрацией учебно-воспитательных учреждений

практический психолог решает задачи по оптимизации управления

педагогическим коллективом, улучшению существующей в нем морально-

психологической атмосферы.

Вместе с учителями и воспитателями психолог занимается

комплектованием классов и учебных групп, проводит систематические медико-

психологические и социально-педагогические обследования детей на

протяжении всего детства, участвует в анализе результатов таких

обследований, в проведении установленной законом медико-психологической

экспертизы детей с нарушениями в психическом развитии и аномалиями

поведенческого характера. В сотрудничестве с администрацией учебно-

воспитательных учреждений, учителями и воспитателями практический

психолог оказывает воздействие на ребенка с целью исправления его

поведения, ускорения интеллектуального и морального развития.

Спорные вопросы, которые возникают в работе практического психолога,

в зависимости от их характера решаются компетентной комиссией, состоящей

из независимых профессиональных психологов, или комиссией, включающей в

свой состав специалистов разного профиля. Если речь идет о проблемах,

относящихся к тем перечисленным выше видам работ, которые психолог

выполняет самостоятельно, то такие проблемы, как правило, решаются

специальной комиссией, включающей высококвалифицированных

профессиональных психологов. Такая комиссия может создаваться и

функционировать, например, при одном из вышестоящих научно-методических

центров психологической службы в системе образования. Если дело касается

проблем, связанных с принятием ответственных решений относительно

жизненной судьбы ребенка, то они рассматриваются с обязательным участием

самих детей (если они достаточно взрослые), родителей или заменяющих их

лиц, а также психологов, медиков, дефектологов и педагогов, причем каждый

из членов таких комиссий обладает правом решающего голоса при обсуждении

подобного рода проблем и принятии по ним ответственных решений. Это

означает, что любое из принимаемых решений признается недействительным,

если хотя бы один из членов комиссии с ним не согласен, за исключением

некоторых случаев медико-психологического или судебно-психологического

характера, процедура решений которых строго определена в соответствии с

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на

базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной

сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы,

выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование

которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их

счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом,

ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это

означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в

соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее

применение к нему мер принуждения. В отличие от этого юридический кодекс

опирается на нормы права, разрешающие насильственные действия в

отношении тех лиц, которые его нарушают и осуждены судом, а также тех, в

отношении кого возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью

практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится

потому, что далеко не все проблемы, с, которыми в жизни сталкивается

практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и

точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме

юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной

социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения

на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике.

Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее

правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого,

преждевременного и потенциально ошибочного решения.

Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются

нормы этического кодекса практического психолога. Это - философия,

религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как

сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные

принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В

философии, например, существует и давно разрабатывается специальный

раздел, который так и называется - «этика». В нем дается научное

определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные

цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе

определенные нравственные принципы, которые для верующих являются

императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура

включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в

обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях

людей. Составляющими социально-психологической человеческой культуры

Реферат по профессиональной этике

«Этический кодекс практического психолога»


Введение

Общая информация об этическом кодексе практического психолога

Принципы этического кодекса практического психолога

1Общие принципы

2.2О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами

2.3О вмешательстве

2.4Об исследовательских работах и образовании

2.5О получении и использовании информации

Заключение

Список литературы

Введение


Этический кодекс практического психолога представляет собой свод этических правил, который обязателен для использования в работе практического психолога.

В связи с тем, что практическая психология включает в себя очень разные и имеющие свою специфику области деятельности (работа в школе с детьми; психотерапевтическая работа с людьми, испытывающими серьезные жизненные трудности; развивающие инструментальные и личностные тренинги с психологически взрослыми и душевно здоровыми людьми), существуют различные этические кодексы, отражающие специфику работы практического психолога в данной области.

Практическая психология - это весьма сложная, ответственная и относительно недавняя область профессиональной деятельности психолога.

В реферате использованы работы Абрамовой Г. С. «Практическая психология», Зеленковой И.Л. «Прикладная этика», Этические стандарты для психолога // Вопросы психологии.

Объект исследования работы- этика профессиональной деятельности психолога; предмет- этический кодекс практического психолога.

Реферат состоит из введения, основной части и заключения.

Целью данной работы является рассмотрение этического кодекса практического психолога. Цель реализуется посредством следующих задач:

1)анализ общей информации об этическом кодексе практического психолога;

2) описание принципов этического кодекса практического психолога.

1. Общая информация об этическом кодексе практического психолога


На I съезде Официального общества психологов в Мадриде в мае 1984 года Руководящий совет ООП принял на себя обязательства по созданию этического кодекса для профессиональных психологов, исходя из предварительного проекта, представленного съезду профессором А. Ф. Бардажи. На рабочем совещании в январе 1987 г., в котором приняли участие представители многих психологических ассоциаций и учебных заведений, в проект были внесены различные изменения и дополнения, после чего он широко обсуждался научной общественностью.

Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.
Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности. В своей профессиональной деятельности психологии должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психологов.
Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний.


2. Принципы этического кодекса практического психолога


2.1 Общие принципы


Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

2. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

3. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

4. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

5. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

6. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие.

Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать обо всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.


.2 О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами


Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

Психологические методы не должны смешиваться - как в применении, так и в их представлении общественности - с методами, чуждыми научным основам психологии.

Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.


.3 О вмешательстве


Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

2. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

3.Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

Ни в коем случае свобода клиента - как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста - не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.

Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.


.4 Об исследовательских работах и образовании


Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.

При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.

Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.

Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.

При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными стандартами.


.5 О получении и использовании информации


Психологи при осуществлении своих профессиональных функций должны тщательно оберегать право клиента на конфиденциальность. Лишь строго необходимая для выполнения требуемых действий информация должна быть получена психологом и всегда только с согласия клиента.

Вся информация, полученная психологами о клиенте, как из его сообщений, так и в результате профессиональных наблюдений, является их профессиональной тайной, сохранение которой - их профессиональное право и обязанность. Разглашение такого рода сведений возможно только по специальному разрешению клиента. Психологи должны следить за тем, чтобы их сотрудники соблюдали те же правила относительно информации.

При осуществлении вмешательства по просьбе самого клиента и на основании полученных от него сведений, информация о клиенте может быть сообщена третьему лицу только по специальному разрешению клиента и в определенных им пределах.

Если обследование или вмешательство осуществляется по инициативе другого лица (судьи, представителя органов просвещения, родителей, нанимателя и т. д.), а не самого обследуемого, то он или его родители и опекуны должны быть уведомлены об обследовании или вмешательстве, а также о том, кому будет направлен отчет психолога.

этический кодекс психолог исследовательский

Заключение


Подводя итог, можно отметить, что практическая психология - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно - психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи практический психолог в первую очередь обязан руководствоваться социально - этическими требованиями в своей работе. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, основные принципы которого мы попытались изложить выше, другие требуют дополнительного обсуждения. И от того, как психолог в своей деятельности использует данные этические нормы и правила, зависит его профессионализм.

Список литературы


1.Абрамова Г.С. Практическая психология. «Академический Проект», 2004.

.Зеленкова И.Л. Прикладная этика. - М.: ТетраСистемс, 2004.

.Профессиональный кодекс этики для психологов / Пер. с англ. А.В. Александровой. - М., 2002.

.Этические стандарты для психолога // Вопросы психологии. 2002 г. № 5

.http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=31&0a1=763&0o1=1&0s1=1


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Каждому из нас в какие-то трудные периоды жизни требуется помощь. Помощь друзей, близких, родных...

А многие люди, не справляясь с трудными ситуациями в одиночку или вместе с окружающими, или попросту решившие улучшить свою жизнь, обращаются к специалистам, работающим в сфере психологической помощи людям, и сталкиваются с непрофессионализмом, шарлатанством, вытягиванием денег. Несомненно, встреча с такими «лжепсихологами» накладывает отпечаток на восприятие людьми консультаций психологов и представителей этой профессии как таковых. Говоря обывательским языком – ровняют «всех под одну гребенку».

В области психологии, как и в области медицины, педагогики, и любой другой науки, есть Специалисты, с большой буквы этого слова, а есть те, кто нечестными способами старается прильнуть к интересующему их тому или иному профессиональному сообществу.

Выбор психолога – ответственное и сложное дело. Ошибки этих специалистов не всегда явно бросаются в глаза, но имеют огромное влияние на жизнь человека, пришедшего на консультацию психолога .

Не так легко найти профессионала, для которого психологическая помощь – это призвание. Не так легко доверить незнакомому все самое сокровенное, что есть в душе, и обратиться к неизвестному специалисту.

Однако, для оказания продуктивной психологической помощи консультант нуждается в доверии клиентов , приходящим к нему на прием.

И это доверие может быть достигнуто только при соблюдении Этического Кодекса .

Кодекс призван защищать права людей, которые приходят на прием психолога. Его главная задача – оградить клиентов от бесконтрольного и неквалифицированного использования возможностей психологии, обеспечить высокое качество психологической помощи.

К сожалению, в нашей стране с ним знакомы не только далеко не все клиенты, но и не все консультанты. Также весьма затруднено применение соответствующих санкций к специалистам, которые нарушают Кодекс.

Я в процессе работы с клиентом строго следую Этическому Кодексу, и призываю к этому всех специалистов, работающих с людьми.

Ниже я приведу выдержки из Этического Кодекса Российского Психологического Общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003 г.).

Данный Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах человека» и действующим Российским законодательством.

1. Требования к Психологу.

«Психолог» – это лицо, имеющее высшее образование по специальностям «психология» или «клиническая психология», а также лица, которым в официальном порядке присвоены степени кандидата наук по отраслям и специальностям психологии. Только это обеспечивает правомерность оказания психологической помощи.

2. Требования к Клиенту.

Клиент – это человек, принимающий добровольное участие в исследованиях психологии или лично пришедший на прием психолога.

3. Принцип ненанесения ущерба Клиенту.

Психологическая помощь не должна наносить вред здоровью, состоянию или социальному положению клиента. Консультант не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими клиентами.

4. Принцип компетентности Консультанта.

Консультант во время сессии оказывает лишь то воздействие, для которого он имеет необходимую квалификацию и образование, руководствуется только научными и профессиональными стандартами работы.

5. Принцип беспристрастности Консультанта.

Не допускается предвзятое отношение Консультанта к Клиенту и оценивание его личности.

6. Принцип конфиденциальности психологической помощи.

Вся информация, полученная на приеме Психолога, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

7. Принцип осведомленного согласия.

Консультант и клиент должны быть извещены об этических принципах и правилах психологической помощи, и принимают в ней добровольное участие.

Контракт для индивидуальной консультации психолога

Контракт – это соглашение между клиентом и консультантом, в котором формулируются основные правила, по которым проходят консультации психолога, описан формат консультаций, и ожидания участников контракта. Я уверена, что консультация психолога проходит эффективней при наличии контракта, и помощь оказывается плодотворней, так как Клиент осознает и свою ответственность за результаты психологической помощи, а не только ответственность консультанта, и начинает точнее видеть свои цели и векторы желаемых изменений. Во время работы с клиентом я не хочу тратить время на психологические игры. Клиент, благодаря контракту, знает, какую помощь получит и чувствует себя защищенным.

Безусловно, с каждым клиентом я заключаю индивидуальный контракт, так как каждому человеку на консультации психолога нужна индивидуальная помощь. Но есть основные принципы, по которым я работаю, и мои клиенты могут ознакомиться с ними до прихода ко мне на индивидуальный прием, заранее.

1. Конфиденциальность.

Мы (Клиент и Консультант) будем сохранять в тайне сведения, полученные на приеме, и не будем выносить любую информацию о консультации за пределы психологического кабинета.

Я (Консультант) не буду разглашать подробности сессии (Фамилию, Имя, Отчество Клиента, причину обращения и подробности беседы). Я (Клиент) не буду распространять практики и методики, полученные во время сессии, и буду использовать их только для индивидуальной помощи себе.

2. Границы.

2.1. Мы (Консультант и Клиент) будем назначать заранее (за неделю) даты сессий. Перенос встреч будем осуществлять минимум за 3 дня. Я (Клиент) оплачу сессию в полном объеме, если пропущу ее без предупреждения; и оплачу половину стоимости консультации, если перенесу ее меньше, чем за 24 часа.

Если Я (Клиент), опоздаю, то оплачу сессию в полном объеме, а продолжительность консультации сократится на время моего опоздания.

2.2. Во время сессии Мы (Клиент и Консультант) будем работать с запросом Клиента, при этом Я (Клиент) имею право отказаться от обсуждения некоторых тем, к обсуждению которых Я не готов(а).

2.3. При нанесении ущерба помещению или имуществу, находящемуся в нем, Я (Клиент) возмещу причиненный ущерб.

3. Безопасность на приеме психолога.

Я (Клиент) не буду применять на приеме психолога физические методы воздействия к другим и себе. Я (Клиент) не буду приходить на сессию в случае болезни, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Я (Консультант) гарантирую безопасность сессии, отсутствие посторонних людей на сессии, безоценочное и некритичное отношение к Клиенту.

4. Негатив на приеме психолога.

Я (Клиент) не буду демонстрировать любое гневное поведение (крик, оскорбления, неконструктивную критику); не буду негативно обсуждать консультанта и процесс консультирования за пределами кабинета.

Я (Клиент) имею право, и даже должен, говорить о негативе свободно и открыто, сразу как это возникает на приеме психолога, а не между сессиями. Я (Клиент) не буду носить в себе негатив, не буду его копить.

Все негативные мысли и недовольства Я (Клиент) буду трансформировать в вопросы или просьбы, и только таким образом выражать на приеме.

5. Наша философия.

На приеме Мы (Консультант и Клиент) будем придерживаться 5 основных принципов:

  • Каждый человек безусловно хороший как личность по определению (позиция Я – ОК, ТЫ – ОК). Независимо от того, как я отношусь к себе, на консультации психолога Я – ОК.
  • Каждый человек способен осознавать свои мысли, чувства и поведение и нести ответственность за них, меняя их, если необходимо, независимо от провоцирующих обстоятельств. (Это так, несмотря на то, что большинству людей это трудно без участия специалиста).
  • Каждый человек способен думать. Кто-то этим принципом злоупотребляет, интерпретируя слова и действия других, придавая им свой особый собственный смысл, или что-то недоговаривает, надеясь, что другие догадаются, а кто-то, наоборот, игнорирует эту способность, например, когда имеет возможность и не помогает другому человеку потому, что его не попросили. Важно соблюдать баланс – ничего не умалчивать, договариваться по важным вопросам, все прояснять, но и не быть навязчивым или черствым.
  • Каждый человек способен измениться. (Самостоятельно, или с помощью специалиста).
  • Принцип сотрудничества на приеме психолога: мы равны психологически (при этом у нас может быть разная компетенция); у нас нет никаких силовых игр, игр власти и манипуляций; у нас нет никаких тайн, мы прямо заявляем о своих потребностях, недовольстве, нехватке; у нас нет игр «в спасение» – мы не помогаем друг другу из ложной заботы, чувства вины или стыда, но в то же время, если мы можем помочь, мы делаем это.

6. Продолжительность индивидуальной консультации психолога – ровно 50 минут. Я (Клиент) не буду задерживаться на приеме, и всегда буду помнить, что время приема ограничено. В случае, когда необходимо увеличить длительность сессии (при первой встрече или для проведения какой-либо практики), Мы (Клиент и Консультант) будем обговаривать это заранее.

7. Оплата.

В случае моего опоздания Я (Клиент) оплачу прием психолога в полном объеме, а его продолжительность сократится на время моего опоздания.

Я (Клиент) буду оплачивать сессию в самом начале. (При длительном консультировании (более 2-х встреч) я буду производить оплату вперед – то есть на встрече оплачивать и последующую сессию).

Я (Клиент) плачу на приеме психолога за диагностику, выяснение причин возникновения затруднительной ситуации, получение знаний о возможном развитии ситуации в будущем, приобретение важных психологических знаний, необходимых для решения проблемы, за то, что учусь справляться со всеми затруднительными ситуациями самостоятельно. Я (Клиент) осознаю, что Консультант не решает за меня все проблемы, а учит меня справляться с ними самостоятельно; и что на результаты работы напрямую влияют моя ответственность и активность.

Я (Консультант) буду в полном объеме использовать все свои профессиональные умения и навыки.

8. Я (Консультант) беру на себя ответственность:

  • придерживаться контракта;
  • максимально использовать все свои профессиональные умения и знания.

Я (Клиент) беру на себя ответственность:

  • придерживаться контракта;
  • быть активным и включенным на сессии, нести ответственность за полученные результаты;
  • выполнять, при наличии, все домашние задания консультанта.

9. Между сессиями Я (клиент) буду звонить консультанту только по организационным вопросам (перенос и отмена встреч, уточнение места проведения консультирования); психологическую помощь я буду получать только во время консультации.

Деятельность психолога во многом напоминает работу врача, священника или юриста: этим специалистам люди доверяют свои тайны и проблемы. Доверие к психологу во многом зависит от уверенности в том, что все, что узнает психолог о клиенте, будет использовано во благо клиента, а не во вред ему. Гарантией этого является этический кодекс, который предписывает определенные принципы или правила поведения психолога-профессионала. Кроме того, кодекс позволяет разрешить ситуации, в которых сталкиваются интересы государства, общества и клиента. Поэтому очень важно, чтобы в кодексе было прописано, в каких случаях приоритетными являются интересы клиента, а в каких - интересы общества или государства. Еще одной задачей этического кодекса является ограждение общества от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний. Тем самым кодекс должен защитить психологов и психологию от дискредитации. В качестве примера рассмотрим этический кодекс психолога образования, разработанный и принятый психологической службой Ярославской области . Основой данного кодекса являются этические принципы, определяющие основные ценностные приоритеты деятельности психолога.

Основными этическими принципами являются:

  • 1. Принцип ответственности.
  • 2. Принцип компетентности.
  • 3. Принцип конфиденциальности.
  • 4. Принцип этической и юридической правомочности.
  • 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
  • 6. Принцип благополучия клиента.
  • 7. Принцип профессиональной кооперации.
  • 8. Принцип информированности клиента о целях и результатах обследования.
  • 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Рассмотрим кратко каждый из принципов.

  • 1. Принцип социальной ответственности означает, что психолог должен действовать во благо общества, уменьшая человеческие страдания и не допуская, чтобы результаты психологической деятельности использовались во вред отдельным людям или группам людей.
  • 2. Принцип компетентности требует, чтобы психолог использовал только диагностические или коррекционно-развивающие методы, соответствующие уровню своей компетентности. При этом психолог должен постоянно расширять границы своей компетентности, повышая свою квалификацию и знакомясь с последними достижениями психологии.
  • 3. Принцип конфиденциальности предписывает, что информация, полученная психологом от клиента, не подлежит разглашению. В случае необходимости она должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против клиента. В некоторых случаях (в процессе профессиональной аттестации психолога), если информация запрашивается специалистами, она должна быть представлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

В научных публикациях или докладах психологическая информация представляется только в обобщенном или закодированном виде.

  • 4. Принцип этической и юридической правомочности составлен для того, чтобы психолог помнил, что его деятельность должна соответствовать действующему законодательству и этическим нормам данного кодекса. Нормы данного кодекса распространяются только на профессиональные отношения психологов с их клиентами, родственниками, педагогами и общественностью, но не затрагивают личную жизнь психолога.
  • 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии означает, что, во-первых, в сообщениях для непрофессионалов следует избегать информации о таких диагностических методиках, результаты которых могут быть искажены в случае предварительного знакомства с ними. Во-вторых, психолог в лекциях и беседах должен объективно отражать свои возможности, не создавая неоправданных ожиданий от психолога и психологии.
  • 6. Принцип благополучия клиента - ведущий принцип кодекса. Он предписывает ориентироваться на права своих клиентов и руководствоваться принципом «Не навреди». Независимо от своего эмоционального и физического состояния психолог должен быть доброжелательным, тактичным, внимательным и вежливым по отношению к клиенту.
  • 7. Принцип профессиональной кооперации требует, чтобы психолог проявлял уважение к своим коллегам - другим специалистам и методам их работы, независимо от теоретических и методических предпочтений. Критика или претензии к стилю или методам работы коллеги могут быть выражены только в кругу специалистов - психологов.
  • 8. Принцип информированности клиента о целях и результатах обследования предписывает психологу сообщать клиенту о целях предстоящей психологической работы, чтобы он мог принять решение об участии в ней. В случае, если психологическая работа предстоит с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. При этом клиент должен знать, что он в любой момент, на любом этапе может отказаться от участия в психологической работе. Таким образом, психологическая помощь оказывается только на основе добровольного согласия клиента. При формулировке результатов психолог должен делать упор на способности и возможности клиента, а не на его ограничения и недостатки.
  • 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога означает, что психолог должен предвидеть последствия своих публичных выступлений или выступлений в средствах массовой информации. Он должен стараться уменьшить нежелательные последствия своей профессиональной деятельности и предотвращать неадекватное использование психологических знаний и методик непрофессионалами.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Назовите причины принятия и использования этического кодекса психолога.
  • 2. Какие нежелательные ситуации призваны предотвратить перечисленные в этическом кодексе принципы?

Основная литература

1. Психологическая служба образования: нормативно-правовой аспект / под ред. Н. П. Ансимовой, И. В. Кузнецовой. - Ярославль, 1999.

Дополнительная литература

  • 2. Божович, Е. Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса / Е. Д. Божович // Вопр. психологии. - 1983. - № 6.
  • 3. Положение о школьной психологической службе / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан // Вопр. психологии. - 1985. - № 2.
  • 4. Кодекс профессиональной этики психологов общества психологов ВНР // Вопр. психологии. - 1983. - № 6.