Что такое субъектность в психологии. Разница между человеческой субъектностью и субъективностью. Понятие о субъекте и его психологической организации

Необходимость изучения особенностей и выявления принципов действия человека как субъекта и феноменов субъектности и субъектной позиции приобретает особое значение, прежде всего, в контексте возможностей и способностей субъектного самоосуществления человека.
Однако проблема субъекта и субъектности как сущностного свойства человека приобретает актуальность и в силу поднятия на новый уровень самого человека как субъекта, «впущенного в бытие» (по С. Л. Рубинштейну), роста его самосознания, самоопределения, творческого потенциала и т. д. и поэтому роста потребностей и внутренней необходимости саморазвития и самореализации в социуме, потребности состояться как человек. В связи с этим актуализируется задача изучения и осмысления реальных возможностей и условий субъектного роста и изучения характеристик развития субъектности как основания осуществления и самоосуществления человека.
А. В. Брушлинский, глубоко исследовавший феномен субъект, писал: «Человек как субъект - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознательного и бессознательного. Такая целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития людей. Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности» (Брушлинский, 1994, с. 31). Емкое и глубокое определение раскрывает процессуальность субъектности субъекта. Человек в процессе своего развития осваивает, завоевывает позиции быть субъектом конкретных видов деятельности, субъектом соответствующих отношений

и т. д. Однако представляется необходимым разделять субъектность как определенный уровень развития человека как субъекта определенных сфер деятельности, о чем идет речь у А. В. Брушлинского, и субъектность человека как субъекта в качестве носителя социального, когда субъектность объективно выступает как свойство человека, как образующее его в его человеческой сущности. Заложенная в человеке субъектность полагает развитие ее в онтогенезе как связанной с особым - человеческим - психическим, с реализацией свойственных определенности человека особенностей. И соответствующий уровень развития индивида в деятельности в онтогенезе (а также в филогенезе, в культурно-историческом процессе) раскрывает все особенности определенности человека как субъекта и поэтому субъектности, самости, сознания. В частности, специфика человеческого психического обусловливает возможности и соответствующие уровни психологических характеристик субъекта, в том числе связанных с большим или меньшим его самоопределением, самосознанием, определяющими его субъектную представленность в качестве субъекта различных видов деятельности. Но такая позиция полагает обусловленность ее сущностной характеристикой человека как особой определенности в бытии и становление его как такой определенности.
Возникает вопрос, как соотносятся приобретаемые в индивидном развитии субъектные свойства субъекта (носителя социального) и субъектность человека (заключающая внутреннюю логику его осуществления), заложенная в генезисе человека и социума. Для нас в данном случае исходной является позиция, согласно которой субъ-ектность в неразрывной связи с самостью, сознанием, деятельностью, опосредованной субъектом и опосредующей субъекта, определяет действенные возможности человека как его сущность. «Человек как субъект должен быть введен внутрь, в состав сущего, в состав бытия и соответственно определен круг философских категорий. Человек выступает при этом как сознательное существо и субъект действия, прежде всего как реальное, материальное, практическое существо... с появлением новых уровней бытия, в новом качестве выступают и все его нижележащие уровни. Иными словами, человеческое бытие - это не частность, допускающая лишь антропологическое и психологическое исследование, не затрагивающая философский план общих категориальных черт бытия. Поскольку с появлением человеческого бытия коренным образом преобразуется весь онтологический план, необходимо видоизменение категорий, определений бытия с учетом человека. Значит, стоит вопрос не только о человеке во взаимоотношении с миром, но и о мире в соотношении с человеком как объективном отношении» (Рубинштейн, 1973, с. 259).
Человек изначально выступает в мире как субъект, обладающий определенными свойствами, возможностями и среди них способностью к особой активности, способностью творить, преобразовывать, целесообразно действовать и т. д., постоянно развивать свои субъектные свойства, свою субъектность в процессе онтогенеза и филогенеза, в культурно-историческом развитии, расширяя свои возможности в качестве субъекта. И поэтому, рассматривая развитие человека в онтогенезе, мы полагаем его развитие именно как субъекта. Итак, исходным для нас в данном случае является понимание человека изначально как субъекта в качестве носителя особого типа активности - деятельности, которая обладает особыми, только ей присущими свойствами и в которой осуществляется и развивается человек в качестве субъекта за счет реализации и развития его субъектных способностей обеспечивающих его саморазвитие и самореализацию.
Возможность, способность, потребность и необходимость саморазвития и самореализации, заложенные в определенность целостности человека, объективно полагают (как сформированную в антропогенезе) системную взаимосвязь и взаимообусловленность сознания самости, способности относиться и самоотноситься, субъектности реализующегося в деятельности и реализующего деятельность субъекта. Такая взаимосвязь обусловливает наличие и обусловливается наличием особого психического свойства человека - субъективности, которая обеспечивает формирование системы отношений человека к себе, к деятельности, к себе в деятельности и т. д. В результате вырабатывается активная позиция и определяется характер собственной действенности субъекта. Человеческое «психическое объективно существует только как субъективное» (Брушлинский, 2003, с. 11) и определяется сложно опосредованными особенностями развития растущего человека в онтогенезе: особенностями развития его деятельности, уровнем его субъектного развития, уровнем способности и возможности субъективного отношения к жизненным обстоятельствам, к себе, к другим. Эти взаимообусловленные и взаимоопосредованные особенности развития определяют индивидуальную потребность в самореализации, выражающую, в частности, не только самость человека, но и его субъективную характеристику. В этом плане проблема самости, субъектности и субъективности субъекта в контексте обсуждения самореализации приобретает особый смысл. Условно можно сказать, что если субъект - это носитель социального движения, субъектность - это свойство субъекта, то субъективность -это то, что свойственно субъекту в его отнесенности к действительности, обусловливаемой уровнем развитости субъектности.
В наличии субъективности раскрываются важнейшие характеристики человека, обеспечивающие, в частности, его потребность в самореализации, самоосуществлении. В этом плане «субъективная реальность представляет собой индивидуально своеобразную систему отражения субъектом взаимодействия с внешним миром» (Каган,
Эткинд, 1989, с. 10).
В соотнесении субъективности, субъектности и субъекта заключается то реально действенное начало, в котором раскрывается субстанциальная сущность системной целостности человека как особой определенности, способной не только к саморазвитию, но и к самореализации. И целью человека становится не просто его саморазвивающееся Я, но и поднятие его Я над собой на новый уровень, прежде всего, благодаря соответствующей реализации себя в социуме как осуществления его вершинного Я. Интерпретируя Гегеля, в данном контексте можно сказать, что субъект не только «чувствующий индивидуум (который - А. Д.), свою субстанциальность... положил как субъективность, овладел собой и стал для себя властью над самим собой» (Гегель, 1977, с. 137), но властью над самим собой ощутил восторг своей ценности и нужности в своей творческой, значимой для себя и общества деятельности (Деркач, Сайко, 2008).
Субъективность несет в себе действенные начала субъектности как свойства деятельного субъекта, созидающего социальный мир, самости, обусловливающей отношение к себе и к миру через свое сознательное Я, она полагает деятельность субъекта как условие своего наличия и поэтому приобретает важное значение в осмыслении феномена самореализации человека, в акмеологическом развитии его в онтогенезе.
Наращивание субъектности, обеспечивающей развитие всех способностей и возможностей, свойственных человеку в силу формирования соответствующих психологических новообразований, роста самосознания, самопонимания, самоопределения и т. д., становится условием повышения субъектного потенциала индивида, развития его как субъекта действия, развертывания его субъектной позиции. Субъектные способности как присущие человеку становятся важным фактором в развитии субъектности субъекта, утверждающего себя в социуме. «В своем противопоставлении миру вещей «в себе для себя» субъектность есть потенциальность» (Ватин, 1984, с. 73). И это та потенциальность, которая полагает удержание ее не только в форме саморазвития субъекта, но и в форме самореализации его на всей дистанции онтогенеза.
Сложно структурированный процесс наращивания субъектного потенциала происходит в онтогенезе, в котором в качестве основных его образующих выступают две стороны развития - саморазвитие и самореализация в их сложной взаимообусловленности в качестве основных, постоянно воспроизводимых образующих, несущих результативность и исходное содержание процессуальности этого развития (см. подробнее: Деркач, Сайко, 2007; Деркач, Сайко, 2008). Обусловленные особенностями определенности человеческого бытия, сформированными в антропогенезе (Сайко, 2006), процессы саморазвития и самореализации определяют движение человека как субъекта, творчески выстраивающего социальный мир и себя в нем. И лишь определенный уровень саморазвития в развитии индивида обеспечивает актуализацию потребности, способности и возможности его самореализации на соответствующем уровне и в соответствующей форме (накопления, актуализации, проявления и др.) ее осуществления. В реально нормальном процессе развития человека только самореализация, выявление себя в социуме и соответствующей оценке и самооценке обеспечивают дальнейшее активное саморазвитие человека. Именно самореализация, полагающая «выход» человека в социум и потребность представить себя в нем в своей творческой действенности, в наибольшей степени обеспечивает пространство и способ накопления его субъектного потенциала. В результате формируется соответствующий уровень возможности действительно реализовать растущую потребность и способность к творческому самоосуществлению. Такая способность к активному действию проявляется в условиях, когда человек испытывает потребность в творческом самоосуществлении в социально значимой, социально признаваемой деятельности и получает возможность реализовать свои творческие способности, достигая подлинного акме. С. Л. Рубинштейн писал: «Я самоопределяюсь во всех своих отношениях к людям, в отношении своем ко всем людям - к человечеству как совокупности и единству всех людей. И лишь в единстве человечества определяется и осуществляется этически субъект» (Рубинштейн, 1994, с. 252-253). И такая способность здесь раскрывается как всеобщая - человеческая.
К. К. Роджерс рассматривает человека «как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы» (Роджерс, 1986, с. 227-228). Регулируя, расширяя границы своей свободы, создавая себя в социальном мире и сам социальный мир в своей преобразующей деятельности, выходя в ней за пределы вчерашних достижений, человек реализует свою потребность самоосуществиться. В этом плане именно самореализация как структурно-содержательный компонент онтогенеза определяет смыслосодержание акмеологического развития, полагающего постепенный, но постоянный рост-развитие потребности, способности и возможности творческого самовыражения субъекта как необходимого условия саморазвития, а поэтому развития в целом, вплоть до реально осуществляемой самореализации в действительно значимой для самого человека и социально значимой и социально оцениваемой деятельности, в которой он реально становится субъектом действительного социального действия, достигая на соответствующем уровне такого развития акме, как условие перехода через себя к себе новому, более значимому. Структурирование акмеологического развития полагает разные уровни его результативного осуществления как для разных возрастных периодов, так и для разных индивидуумов (что обусловлено индивидуальными особенностями, условиями их развития и т. д.), прежде всего, разный уровень проявления субъективности, самости, субъектности, потребности в самореализации как основания и условия последнего и т. д.
Только определенный уровень, степень, глубина, структура, смысловая нагрузка самореализации, связанные с действительным самоосуществлением человека в творческой, социально оцениваемой и необходимо значимой деятельности, рождают подлинное акме, выступающее для человека показателем его реальной субъектной зрелости и творческого потенциала как действительного субъекта социального действия, обеспечивающего соответствующее развитие социального. Субъект акмеологического развития предстоит как субъект активной, преобразовательной творческой деятельности, постоянно переходящий через себя в своей действенной позиции в ней. Творчески осуществляя деятельность, субъект акмеологического развития реализует все свои потенциальные возможности - самость, сознание, самосознание, субъективность, специфические потребности и способности самореализации - и предъявляет заявку на творческое и социально значимое действительное самоосуществление.
Литература
Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
Брушлинский А. В. Психология субъекта (страницы последней книги А. Б. Брушлинского. Гл. 2: Психология толерантности) // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 6-14.
Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1984.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 3: Философия духа.
М., 1977.
ДеркачА. А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205-219.
Деркач А. А., Сайко Э. В. Потребность в самореализации как феномен социального мирам основание акмеологического развития // Мир психологии. 2008. № 1.
Деркач А. А., Сайко Э. В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. 2007. № 2.
Каган М. С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. № 4.
Роджерс К. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1986.
Рубинштейн С. Л. О философской системе Г. Когана // Историко-философский ежегодник: 1994. М., 1994
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. № 6.
Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.; Воронеж, 2006.

Современный этап становления психологической науки предполагает изучение целостного человека как конкретного носителя психики и деятельности. Современные представления о сущности личности как субъекте жизни (Рубинштейн С.Л.) в отечественной психологической науке предполагают усиление внимания к личностным характеристикам субъекта. Именно в последнее десятилетие в отечественной психологии утвердился субъектный подход к изучению человеческой психики (А.К.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.А.Петровский, В.И.Слоюодчиков и др.). По мнению одного из наиболее авторитетных исследователей субъектности человека, А.В.Брушлинского, человек как субъект - это вершитель своего жизненного пути, который в конкретных жизненных условиях инициирует и развивает на высшем уровне системности свою специфическую активность. В одной из своих работ он подчеркивает: «трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром (практического, чисто духовного и т.д.).

По мере взросления в жизни человека все большее место занимает саморазвитие и самовоспитание, само формирование и, соответственно, больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т.д. В целом под субъектностью автор понимает «… системную целостность всех его (субъекта -Т.Скрипкина) сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь, психических процессов, состояний и свойств его сознания и бессознательного. Такая целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности» (38, с.6). С точки зрения данного подхода именно субъект рассматривается как ядро человеческой организации. субъект личность индивидуальность психология

Более того, проблема субъекта для современной отечественной психологии настолько укоренилась в теоретических и прикладных исследованиях, что степень ее разработанности позволяет ей стать стержневой для большинства исследователей в понимании сущности целостного активного человека (1); (16). С точки зрения субъектного подхода к исследованию проблем человека, развитие личности представляется не просто как усвоение системы социальных связей и отношений, а как активное взаимодействие человека с миром в их диалоге как самостоятельных суверенных субъектов.

История личности как субъекта начинается не с рождения, а много позже, когда у человека вырабатываются адекватные реальности представления об окружающем мире. С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев едины в том, что считать отправной точкой бытия личности как субъекта собственной жизни. Самое общее свойство человека как субъекта познания - его сознание - вырабатывается одновременно с формированием у него свойств субъекта собственной жизнедеятельности - игры, учения, труда.

Таким образом, социальная активность личности как субъекта жизни выступает системообразующей и интегрирующей характеристикой ее жизнедеятельности. Один из наиболее известных исследователей человека как субъекта жизни, В.А. Петровский считает субъектность конституирующей характеристикой личности человека (154). Обобщение материалов по изучению личности позволило В.А. Петровскому предположить, что свойство субъектности неотделимо от состояния включенности личности в активную деятельность. Быть личностью, по В.А. Петровскому, - значит: а) быть субъектом собственной жизнедеятельности и строить витальные контакты с миром; б) быть субъектом предметной деятельности и производить предметы материальной и духовной культуры; в) быть субъектом деятельности общения и содействовать достижению взаимной представленности взамодействующих сторон; г) быть субъектом деятельности самосознания и осуществлять, бытие "собственного Я" в процессе онтогенетического развития (там же).

Подобное понимание субъектности личности находим в работах К.А.Абульхановой-Славской и Л.В.Сохань. К.А.Абульханова-Славская субъектностью называет "всевозрастающую степень и расширяющееся пространство" присвоений личностью современного культурного опыта (1, с.40).

Под субъектностью личности полагается природная склонность человека к самоосуществлению, раскрывающуюся в трех ипостасях человека, которые выделил Н. Бор по неклассической логике дополнительности в историко-эволюционном подходе. Придерживаясь неклассического историко-эволюционного подхода в психологии А.Г. Асмолов (2002) говорит о многомерности как исходной, сущностной характеристике понимания личности. С этой точки зрения процесс социализации можно выразить через смену уровней субъектности, каждому из которых соответствует определенное измерение в последовательном становлении «Многомерного мира», что и составляет сущность онтогенеза. Становление «многомерного мира человека имеет структурную иерархию и субординацию, низшие уровни сменяются высшими, входя в них в качестве базальных и обеспечивая преемственность всего движения. За сменой деятельностей скрывается практически неизученный процесс возвышения мерностей мира человека, качественно преобразующий сознание человека, делающий невозможным дальнейшее осуществление сложившегося образа жизни, перестающего соответствовать новому образу мира, что и заставляет перестраивать саму жизнь.

Согласно теории психологических систем В. Е. Клочко «мир человека» является продолжением самого человека, его частью. Многомерность здесь выделяется как характерная особенность этого «очеловеченного» пространства, возникающая в результате интеграции в нем объективных и субъективных измерений (В. Е. Клочко, 1999). Эти идеи позволили по-новому взглянуть на сам процесс развития человека в онтогенезе. Развитие человека в онтогенезе есть последовательное «вдвижение» субъективного в объективное, совпадающее с этапами становления многомерного мира человека. Порождаемый новый уровень субъектности, не сводим ни к одному другому, не является лишь арифметической суммой предыдущих уровней, но имеющий собственный онтологический статус.

Однако, при рассмотрении социализации как динамического, двустороннего процесса усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность, необходимо определить, что же является условием гармонизации отношения человека с миром и с самим собой. Таким условием выступает доверие как «способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, их возможными будущими действиями свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости)» (Т. П. Скрипкина, 1998). Являясь субъектным феноменом личности, доверие существует в ее внутреннем, субъективном мире и является фундаментальным условием целостного взаимодействия человека с миром.

В этой связи особо рассматривается проблема доверия к себе как феномена субъектности. Доверие к себе - феномен личности, позволяющий человеку занять определенную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию.

Таким образом, в отечественной психологии существуют различные схемы, объясняющие взаимосвязь категорий структуры человека, однако не преодолены до сих пор некоторые противоречия, разрешение которых позволит доказать самостоятельную роль категории «субъект» в отечественной психологии наряду с другими психологическими категориями, такими как «индивид», «личность», «индивидуальность».

8.1. Понятие о субъекте и его психологической организации

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил. Целостность психологической организации субъекта. Три стороны душевной жизни человека: желания, чувства, разум.

В чем состоит психологический смысл понятия «субъект»? Что значит быть распорядителем душевных сил? Каково психологическое строение субъектности?

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил

Рассмотрение человека как субъекта подводит нас к изучению основополагающих проблем психологии человека. Определяя предмет антропологической психологии, мы указали на субъективность как на ее основной предмет. По самой своей семантике «субъективность» - двусложное слово, которое можно представить как субъ=ективность . И если вторая часть слова - это в общем смысле «активность, действие», то первая - это то, что лежит «под», или «перед», или «до» - некоторый источник, первопричина активности. Иными словами, уже на уровне субъективности обнаруживается первичное расщепление, а, следовательно, и различение самой активности (например, живое движение), и ее источник (телесность). Это расщепление в явном виде обнаруживает себя именно на уровне субъектного бытия человека, где субъективность и ее источник не только различены, но и противопоставлены как разные реальности и где источник активности становится ее своеобразным Хозяином, распорядителем, а сама активность перестает быть формальным определителем субъекта и наполняется предметным содержанием.

Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект . «Человек, - пишет А.В.Брушлинский, - объективно выступает (и следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них - быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психо­логии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б.Г.Ананьев. Он отмечал, что «человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте - как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. «Человек как субъект, - пишет А.В.Брушлинский, - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного».

Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. При рождении у человека есть два пути в мире: или полностью совпадать с условиями своей жизнедеятельности, или же быть в отношении к этим условиям, к своей природе . Первый способ - это есть животно-подобный способ жизни. Для этого способа жизни вполне достаточно филогенетически заданных, природных способностей (органов чувств, передвижения, питания и т.д.). Для второго способа (собственно человеческого) только этих природных, индивидных способностей недостаточно.

Чтобы человек встал в отношение к своей жизнедеятельности, она должна быть ему дана как несовпадающая с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет. Имеющиеся же телесные способности позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью.

Чтобы стать человеком, он должен постоянно превращать саму природу (в первую очередь, свою природу, свой организм, свое тело) в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к ней; превращать также природные условия жизни во «вторую природу». Мир «второй природы», культуры, способов деятельности и составляет предметное содержание субъектности человека; совокупность же функциональных органов субъектности есть ее психологическое содержание.

Поведение животного - это приспособление к имеющимся условиям существования; оно может выбирать из окружающей среды то, что полезно для него. Человеческая деятельность в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможность преобразования действительности и самого субъекта.

Способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования условий своей жизнедеятельности является внутренней характеристикой самой жизнедеятельности человека в ее родовом и индивидуальном выражении.

Деятельностно-преобразовательный способ существования человека как субъекта связан с появлением индивидуального рефлектированного сознания. Индивидуальное сознание - это не лько знание, но и отношение к миру и в мире, что осуще­ствимо только субъектом.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности. Превращение индивида в субъект происходит в раннем дошкольном периоде, когда у ребенка складывается множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий Формирование этих действий, их интеграция в образе Я приводит к своеобразному одушевлению всей жизнедеятельности ребенка . Наиболее явно это обнаруживается в кризисе трех лет, феноменально выражаемом в знаменитом «Я сам!». Поведение ребенка все более освобождается от непосредственной зависимости от взрослых. Его субъектность обнаруживается (и для себя, и для других) как подлинная самость : в целостности «я» с устойчивым миропредставлением и собственным действием.

УДК 159.922

Е. В. Гребенникова

СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Обобщен опыт теоретических и экспериментальных исследований по проблеме субъектности личности. Представлен исторический экскурс изучения данной проблемы, существующие противоречия в терминологии, а также ключевые составляющие субъектогенеза.

Ключевые слова: субъектность личности, отраженная субъектность, субъектность группы, субъектогенез.

В настоящее время одной из актуальных проблем в отечественной психологии является проблема субъектности личности . Имеющаяся на данный момент информация в отношении проработки рассматриваемой проблемы свидетельствует о том, что она носит проблемный характер и требует фундаментальных исследований.

В психологии имеются два альтернативных подхода к пониманию личности: ролевой и субъектный. Согласно ролевым концепциям (область социально-психологических исследований) личности, общественное преобладает над индивидуальным. Исходя из концепций субъектности личности (область индивидуально-психологических исследований), доминирующей является индивидуальная составляющая. Таким образом, человек выступает, с одной стороны, как носитель роли, а с другой стороны, как субъект.

Известно немало концепций, в которых прослеживается идея единства субъектного и ролевого в личности. Так, В. А. Петровский рассматривает личность как динамическую форму субъектно-ролевого единства: становление субъектности - ролью, и снятие роли - субъектностью .

В качестве расшифровки понятия «субъектность» В. А. Петровский использует термин «са-мопричинность» - фундаментальное свойство и способность субъекта быть причиной себя, быть способным проявлять одновременно спонтанность и ответственность. По его мнению, субъектность представлена такими чертами человека, которые присущи ему внутренне - не отчуждаемы и не сводимы к заданности .

Занимаясь вопросами субъектности личности,

В. А. Петровский вводит понятие отраженной субъектности. По определению В. А. Петровского, отраженная субъектность - это идеальная представленность одного человека в другом .

Выделяют три основные, генетически преемственные формы проявления отраженной субъект-ности. В первом случае отраженная субъектность выступает как запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний. Во втором случае отражаемый индивид выступает как идеальный значимый другой. В третьем - как претворенный субъект.

Возникновение отраженной субъектности возможно только на основе реальной деятельности, при условии осуществления людьми поступков, которые выступают в качестве действительного источника преобразования жизненного мира другого человека. Индивид в аспекте отраженной субъ-екности может выступать не только как субъект позитивных смысловых преобразований индивида -носителя индивида. Эффект включенности первого в жизненные проявления второго может быть негативным, объективно способствующим не развитию, а регрессу жизненных отношений последнего.

С использованием метода отраженной субъектности установлен целый ряд интересных феноменов: возрастание оригинальности мышления в присутствии творческой личности, изменение уровня бескорыстного риска при актуализации образа рискующего человека, возрастание флексибильности учащихся в присутствии гибкого учителя.

Е. Н. Волкова рассматривает субъектность как свойство личности, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нем, способности производить взаимообусловленные изменения в мире и человеке .

По мнению В. И. Слободчикова, с возрастом происходит наращивание субъектности и преодоление объектности. При этом субъектность человека в своем развитии проходит пять ступеней: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуализацию, универсализацию, каждая из которых имеет свои временные границы .

К. А. Осницкий считает, что субъектность выражается в волеизъявлении в процессе жизнедеятельности на основе накопленного опыта, лично значимых целей, ценностей и сформированности образа мира. Формированию субъектности способствует регуляторный опыт человека, целостную структуру которого составляют пять основных компонентов опыта субъекта: опыт рефлексии, ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт, опыт сотрудничества .

Е. Ю. Коржова полагает, что человек, выступая в качестве субъекта жизнедеятельности, взаимодействует с жизненными ситуациями (как ее объ-

ектами) и реализует потенциал субъектности на основе субъект-объектных ориентаций в субъективной форме внутренней картины жизнедеятельности (интериоризованная субъектность) и объективной форме выбора стратегий поведения (эксте-риоризованная субъектность) .

Внутренняя картина жизнедеятельности (интериоризованная субъектность) - это динамичная психологическая характеристика, обусловленная возможностью взгляда изнутри на свою жизнь, своеобразный внутренний срез жизнедеятельности. Событийная наполненность внутренней картины жизнедеятельности различается по содержанию и весу событий в соответствии со сферами жизнедеятельности.

Выбор стратегий поведения (экстериоризован-ная субъектность) характеризует внешнее выражение взаимодействия человека с жизненной ситуацией, ее освоение.

В последние годы появились работы, посвященные изучению групповой субъектности. К. М. Гайдар подразумевает под субъектностью группы такое ее динамическое свойство, как способность к совместным действиям и самопреобра-зованию в соответствии с определенными целями и интересами. Помимо деятельностной К. М. Гайдар выделяет и такие сферы проявления групповой субъектности, как общение и взаимоотношение. При этом К. М. Гайдар считает, что деятельностная форма групповой субъектности для студенческой группы преобладающей не является .

К. М. Гайдар показано, что становление студенческой группы как совокупного субъекта носит поэтапный характер и опосредствуется социальной ситуацией ее развития. Любопытно, что при этом естественным направлением развития студенческой группы считается движение от автоматизации или кооперации к ассоциации, т. е. от высших форм организованности к низшим. Основание для того, чтобы считать такой путь наиболее естественным, К. М. Г айдар видит в том, что в этом случае к моменту выпуска студенты обретают достаточную самостоятельность для успешного вхождения в новые группы членства.

Рассматривая субъектность личности, нельзя не упомянуть о субъектогенезе. Под субъектогенезом принято понимать порождение способности человека к самодетерминации собственной активности. В процессе субъектогенеза мы постигаем законы мироздания и делаем их основой для того, чтобы нужным нам образом организовывать причинноследственные связи между мировыми процессами, частью которых является наша собственная жизнь .

В качестве основных стадий субъектогенеза выделяют :

Принятие человеком на себя ответственности за непредрешенный заранее исход своих действий (проявление себя как субъекта предстоящего действия);

Переживание возможности реализации различных вариантов будущего, своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности желаемое реализовать (проявление себя как субъекта целеполагания);

Реализацию открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях (проявление себя как субъекта слагающих совершаемого здесь и теперь действия);

Принятие ответственного решения о завершении действия (проявление себя как первопричины, субъекта окончания действия);

Оценку результата как личностно значимого новообразования, детерминированного собственной активностью (проявление себя как субъекта состоявшегося действия).

При отсутствии какой-либо из стадий субъектогенеза человек будет считать себя объектом манипуляций, совершаемых без учета его желаний или даже вопреки им. Это может породить отказ от использования приобретенного опыта под предлогом его малоценности или неуверенности в своих силах.

Дефект первой стадии позволяет человеку вполне искренне, спокойно или даже с негодованием заявить: «Я только выполнял приказ!», «Такое было время», «Я действовал по воле обстоятельств», «Был не в себе (болен, расстроен, выпивши)».

В случае пропуска второй стадии человек может не без некоторого удовлетворения сказать: «Ну, а я-то что говорил?» или, казалось бы, не к месту посетовать, несмотря на везение: «А я-то считал, что... »

Примеры пропуска третьей стадии - знаменитая фраза из Ильфа и Петрова «Остапа несло», оправдания типа «Коль скоро начал, то надо было доводить до конца», которые роднит ориентация объяснений своих действий не по принципу «для чего, с какой целью», а по принципу «почему я это делал».

Ряд последствий пропуска четвертой стадии в психологии можно описать с помощью эффекта незавершенного действия. Кроме особенностей протекания процессов запоминания сигналом о пропуске этой стадии могут быть парадоксально радостные в ситуации собственной неудачи возгласы типа: «Я же говорил, что надо бы еще (уже)...» и не менее удивительные в случае удачи проявления разочарования: «А я ведь хотел еще (уже)...»

При отсутствии заключительной стадия субъектогенеза можно слышать оправдания типа «так вышло», «бес попутал», удивление и раздражение: «А чему, собственно, радоваться?», безразличное:

«Ну и что?», недоуменное: «Вот повезло (не повезло)» и т.п.

Считается, что в норме для человека в каждый отдельный момент существует приоритетность актуальности субъектогенеза в одних сферах взаимодействия с миром перед другими. При этом в качестве диагностических признаков сферы актуального субъектогенеза наряду с известными средствами диагностики с успехом могут быть использованы разного рода манифестации неадаптивной активности .

Таким образом, субъектность, является важным качеством, обеспечивающим развитие и самораз-

витие личности, качество, определяющее способность изменять окружающий мир и себя, руководствуясь собственной системой ценностей, способность выбирать способ репрезентации этой активности в мире и нести ответственность за последствия этого выбора. Можно считать, что человек, характеризующийся высоким уровнем субъектности активен, самостоятелен, успешен в предметно-практической деятельности (учебной, трудовой), вместе с тем такой человек - творец собственной жизни, он способен адекватно оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Список литературы

1. Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Осознание и отношение к болезни подростков с ДЦП, имеющих разный уровень субъектности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 130-133.

2. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Фирсова О. В. Влияние СМИ на формирование образа идеального партнера у студенток с разным уровнем субъектности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3 (6). Сер.: «Педагогика, психология». С. 324-327.

3. Степанский В. И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 25-27.

4. Татенко В. А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 23-34.

5. Уваров Е. А. Субъектная активность как ведущий фактор саморазвития // Журнал прикладной психологии. 2005. № 1. С. 2-20.

6. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д, 1996.

7. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности. М., 1995.

9. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.

10. Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.

11. Гайдар К. М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.

12. Петровский В. А., Огнев А. С. Основные положения субъектогенеза // Ежегодник Российского об-ва психологов. М., 1996. Т. 2, вып. 1.

13. Огнев А. С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

Гребенникова Е. В., кандидат биологических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 05.03.2013.

Y. V Grebennikova

SUBJECTNESS OF PERSONALITY: THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM

The article deals with generalizing the results of theoretical and experimental research on the problem of personality subjectness and contains a historical insight into the study of the problem as well as existing contradictions in terminology and key components of subjective genesis.

Key words: subjectness of personality, reflected subjectness, subjectness of group, subjective genesis.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Cтраница 1


Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством, они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда редактируется, чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца.  

В ходе исторического развития углубляется процесс индивидуализации личности и осознание ею своей социальной значимости, что приводит к возрастанию роли человеческой субъективности в решении задач социального управления.  

Задачу феноменологической философии он видел в том, чтобы охватить интегральную реальность, все виды жизнедеятельности и восстановить попранные рационалистической наукой достоинства творческой человеческой субъективности.  

Когда мы обращаемся к образам эроса в культуре, мы видим, что его универсальность обусловлена в конечном счете человеческой природой, многообразием душевных порывов, глубиной человеческой субъективности. Будучи универсальной и напряженной страстью, эрос пронизывает человеческое существование на протяжении всей жизни. Он, по сути дела, определяет фундаментальные основы бытия. И в то же время проявляет себя как глубоко индивидуальное, сугубо личностное, уникальное чувство. Эта страсть всеобъемлюща и неповторима, она принадлежит человеческому роду и лично мне, вам, ему.  

Специфику социума как социальной системы, возникшей в результате эволюции живой природы на основе диалектически взаимосвязанных процессов антропосоциогенеза и коллективной трудовой деятельности людей, благодаря которой создавались социальные условия их бытия и одновременно формировалась их человеческая субъективность, а также специфику социальных организаций как структурных элементов социума, в условиях которых непосредственно осуществляется управленческая деятельность.  

С позиций социальной антропологии фундаментом творческого потенциала современного инженера, в котором должны интегрироваться профессионализм, способность к творчеству, организаторские способности и морально-нравственные качества, является его субъективность, которая и должна быть, в первую очередь, объектом пристального внимания педагогов высшей школы, формирующих учебно-образовательный процесс в техническом вузе. Человеческая субъективность - это духовность человека, понимание им свободы и возможностей ее использования, мотивация своего поведения и нравственный выбор, который он делает, выбирая свой образ жизни, характер своей деятельности и, соответственно, свою судьбу. Следовательно, в системе высшего технического образования должен присутствовать мощный аксиологический (ценностный) потенциал, формирующий морально-нравственные мотивы профессиональной деятельности будущего инженера. В формировании ценностных ориентации современного специалиста определяющая роль принадлежит философии, которая является одним из базовых социально-гуманитарных предметов учебной программы отечественной высшей технической школы.  

Человеческая субъективность выражает сущностные стороны человеческой индивидуальности, однако сама она формируется благодаря развитию в процессе самореализации человека как социального субъекта его природных сущностных сил. Именно человеческая субъективность является определяющим фактором, инициирующим творческую активность человека в системе управленческих отношений, вследствие чего она должна рассматриваться как исходная позиция при моделировании механизмов социального управления. Соответственно, при формировании этих механизмов возникает проблема приоритета организации или личности. Западный (американский) менеджмент решает эту проблему в интересах организации, приспосабливая человека к организации. Японский менеджмент отдает приоритет личности работника, одновременно целеориентируя его деятельность на интересы организации.  

В то же время, как и всякая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением.  

Рефлексивность - основополагающее свойство социального процесса потому, что она конституирует обстоятельства и вырабатывается ими. В силу этого социальный мир предстает как утверждение человеческой субъективности таким, каким его воспринимает живущий и действующий в этом мире человек. Социология обращает свое внимание к объекту, который уже каким-то образом определен в повседневной жизни и обыденном языке.  

Анализ свойств обыденного мышления и деятельности явился, пожалуй, самым значительным достижением феноменологически ориентированной социологии Шюца. Он показал и доказал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности.  

Общество как социально-технологическая реальность обретает жизненные формы качественно нового уровня, благодаря научным идеям и тем возможностям, постоянно расширяющимся в результате развития технологии, которыми обладают субъекты деятельности. Философией этого общества будет выступать философия постмодернизма, в которой приоритет принадлежит человеческой субъективности, определяющей мотивацию и выбор человека в осуществляемой им деятельности. Возможности выбора раскрываются перед человеком благодаря освоению им богатств духовной и технологической культуры, которые сами находятся в состоянии постоянного развития. Действие этих новых закономерностей социального развитая, уже осмысленных в западной философии, с необходимостью должно проявиться и в образовательной системе российского общества на всех уровнях ее организации. Будучи осмыслены применительно к высшей технической школе, они могут получить практическую реализацию на основе принципов развивающего обучения и инновационной направленности учебно-образовательного процесса.  

Вебер отвергает также психологически ориентированную ницшеанскую версию религиозного чувства. Вместе с тем немецкий социолог обращается к напряженной мотивации человеческого поведения, вытекающей из всей человеческой субъективности. По его мнению, растущая рациональность в осмыслении мира углубила потребность в постижении этического смысла разделения благ и счастья между людьми.  

Мы осознаем сегодня, что всякое общественное установление, будь то закон, традиция или социальный институт, должно поверяться интересами личности. Идеальное человеческое общежитие может создаваться, судя по всему, на предельном учете особости каждого индивида, его разума, воли и чувств, всей человеческой субъективности.  

Человек организации, будучи ее системоорганизующим элементом, также выступает как система, которой присущи фундаментальные признаки его организации. Его социальное качество как личности определяется, во-первых, структурой социального пространства той организации, элементом которой он является и выполняемыми им социальными ролями, и во-вторых, его человеческой субъективностью. Однако именно человеческая субъективность является основанием их различия.