Что такое внимание определение. Внимание человека: что это и как оно работает. Препараты для улучшения внимания

Внимание - сосредоточенность сознания на определенном объекте. Физиологически внимание обусловлено работой нервных центров, спомощью которых осуществляются сопровождаемые внимание психические процессы. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания - это концентрация, избирательность, распределение, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость.

Концентрация внимания - способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.

Избирательность внимания - это сосредоточение на наиболее важных объектах.

Распределение внимания есть способность человека одновременновыполнять два и более действий при отсутствии возможности последовательного переключения. В ходе профессиональной деятельности юрист должен так распределять свое внимание, чтобы не только воспринимать речевую информацию, но следить за интонацией, мимикой, особенностями речи допрашиваемого.

Распределение внимания зависит от индивидуальных особенностей личности и развития соответствующих навыков в выполнении каждого действия. Не выработав необходимых навыков протоколирования и фиксации следов на месте происшествия, следователь будет выполнять эти действия в ущерб реконструктивной и поисковой деятельности. Люди, не умеющие распределять внимание, часто суетливы, неоднократно возвращаются к тому, чем уже занимались, поскольку не доводят дело до конца.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью легкости и отчетливости.

Интенсивность внимания характеризуетсязначительной затратой нервной энергии на выполнение конкретной деятельности, в связи с чем психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания зависит от работоспособности организма. Утомление, болезнь, голод, бессонница и другие факторы снижают ее. Например, при длительном производстве обыска следователю и другим участникам процессуального действия рекомендуется менять объекты внимания, «переключаться».

Переключаемость - это умение перестроить на ходу ранее сигнализированное действие, способность быстро перейти от одного вида деятельности кдругому. Встречаются люди с подвижным вниманием и хорошей реакцией и люди, склонные к«застреванию» на переживаниях, очень медлительные и тугодумные. При работе с медлительными людьми следует давать им время закончить свои мысли, так как для переключения внимания необходимо завершение предыдущего действия.

Устойчивость внимания зависит от организации психической деятельности в целом. Неорганизованным, пассивным, не привыкшим к длительным усилиям, ленивым людям бывает трудно заставить себя заниматься одним и тем же делом. Они быстро начинают отвлекаться, т.е. пассивное внимание пересекает последовательный ход мыслей, вводя в поле сознания новые, ненужные представления. Личные возможности устойчивости внимания зависят от работоспособности организма, в частности мозга. Утомление, болезнь, голод и бессонница снижают устойчивость внимания.



Отвлекаемость внимания является следствиемотсутствие, интереса к объекту или деятельности. Появляется рассеянность (отрицательное качество внимания), низкая ответственность за порученное дело, состояние утомляемости, напряженности, болезни.

Благодаря вниманию юрист обеспечивает рациональное использование информации, избирательность различных программ деятельности, сохраняя постоянный контроль за своими действиями.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение внимания и назовите его физиологические особенности.

2. Свойства внимания и их классификация.

3. Опишите признаки устойчивости внимания.

4. От чего зависят индивидуальные возможности внимания

В характеристиках роли внимания в жизни человека часто ссылаются на образное высказывание К. Д. Ушинского: «...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» . А вот мнение французского биолога Ж. Кювье: «Гений - это прежде всего внимание». Столь высокие оценки внимания станут более понятными, если указать определение внимания.

Внимание - это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Направленность понимается как избирательный характер , как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность - это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению.

Проявляясь в психических процессах - сенсорных, мыслительных, мнемических, внимание «не имеет своего отдельного, специфического продукта» (П. Я. ) , в виде, например, образа или понятия. Оно обеспечивает качество этих процессов. Наряду с этим во внимании указанные процессы, как уже отмечалось, интегрируются. Ведь многие жизненные задачи (в отличие от большинства экспериментальных) требуют совместной работы и восприятия, и мышления, и припоминания, и воображения. Так, школьник, решающий геометрическую задачу, читает текст задачи и рассматривает чертеж (восприятие), углубляется в анализ ее условий и требований (мышление), припоминает известные ему теоремы, свойства и отношения (память), выдвигает гипотезы (что не обходится без воображения), проверяет их (опять мышление). При этом данные звенья умственной активности «переплетаются» между собой, проникают друг в друга. И тут внимание, относясь то к одному познавательному процессу, то к другому, соединяет их на основе соотношений, существующих между условиями и требованиями задачи.

Еще один важный момент заключается в том, что человек обращает внимание не только на окружающий мир, на природную, техническую и социальную действительность, но и на самого себя, на собственные ощущения, собственные образы и мысли, чувства и стремления.

На основе отношения к сознанию и воле различаются виды внимания - непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое, необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине, форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях. Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме...

Для того чтобы наши далекие предки и животные могли выжить, жизненно важные сигналы, в том числе обозначавшие опасного врага, должны были прерывать прежнюю активность и обращать на себя внимание. Как отметил представитель когнитивной психологии У. Найссер, «плата за "ложную тревогу" обычно невелика, в то время как неспособность обнаружить важный стимул может оказаться роковой» . Всегда существовала и существует необходимость быстро ориентироваться и перестраивать поведение в изменяющемся мире.

Рассматриваемый вид внимания соотносится с понятием об ориентировочном рефлексе (рефлексе «Что такое?» по И. П. ), с феноменом фигуры и фона (гештальтпсихология). Интересно, что У. Найссер связывает его с понятиями «бдительность» и «предвнимание» - на том основании, что сначала не требуется тщательного различения сигналов, нужно только «переключение внимания на тот участок среды, откуда поступил потенциально важный стимул».

Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Если непроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное - с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она - в моих интересах»). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.

Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.

Произвольное внимание, формируясь на основе непроизвольного, является специфически человеческим видом внимания, производным от трудовой деятельности. Оно - результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях - .

Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель (см. 5.2), интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание, будучи сначала произвольным, через некоторое время может стать непроизвольным. В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания - послепроизвольное. Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное). Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания, по Н.Ф.Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию, ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей. Но она не требует непрерывных волевых усилий, а следовательно, не утомляет нас».

Что же касается возрастной динамики соотношения непроизвольного и произвольного внимания, то тут можно отметить следующее. Первоначально ребенку свойствен, конечно, только первый вид внимания. Повышение интереса к окружающим предметам в середине первого года жизни, а также манипулирование ими приводят к развитию ориентировочно-исследовательской активности. На 2-3-м году жизни внимание ребенка начинает подчиняться решению предметно-действенных задач. Появляются зачатки произвольного внимания, которое развивается далее под влиянием и бытовых взаимодействий ребенка. Тем не менее непроизвольное внймание преобладает еще на первых порах школьной жизни. Доминирование произвольного внимания - одно из новообразований личности младшего школьника, обусловленное в первую очередь его включением в учебную деятельность. Последующие этапы жизненного пути сопряжены с дальнейшим развитием всех видов внимания, особенно произвольного (и послепроизвольного).

сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:

1) избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2) объем (широта, распределение внимания) - определяется количеством "одновременно" (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (-> тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

3) распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) - выражается в степени сосредоточения на объекте;

5) устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

6) переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяются три вида внимания:

1) внимание непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;

2) внимание произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели;

3) внимание послепроизвольное. В зависимости оттого, где находится объект внимания - во внешнем мире или в субъективном мире человека - выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания - индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом системы нервной. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (-> концепция формирования поэтапного действий умственных), позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.

Внимание

старославян. имати - брать) - избирательность восприятия определенных аспектов действительности или сосредоточенность на определенной деятельности, которые индивид почему-либо считает для себя более значимыми.

ВНИМАНИЕ

Направленность психической деятельности в данный момент времени на какой-нибудь объект. Различают В. активное, то есть способность сознательно, целенаправленно сосредоточиваться на определенном объекте, и пассивное, являющееся автоматической, рефлекторной реакцией на раздражитель. При патопсихологическом и психопатологическом исследовании придают значение таким характеристикам В., как его избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

ВНИМАНИЕ

англ. attention) - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. Избирательность восприятия, Эффект Струппа, Селекция информации), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Для исследования В. разработано большое множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема В. (Д. Кеттел, В. Вундт); разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости В. (1-й вариант предложил в 1895 г. фр. психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения В.; метод дихотического прослушивания (К. Черри; см. также Дихотическое слушание); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа (см. Эффект Струппа) и т. д. Распределение В. изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение др. задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает - при многократном произнесении фразы "Быть или не быть?". Вполне понятный интерес к распределению В. проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию В. многочисленными работами по бдительности (vigilance) и помехоустойчивости операторов.

Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму - ориентировочную реакцию, возникающую при воздействии неожиданных ("новых") раздражителей. С этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности.

В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В. внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с.

В. П. Зинченко и Н. Ю. Вергилес (1969) изучали восприятие в условиях стабилизации изображения на сетчатке глаза и пришли к выводу о существовании т. н. "идеального В." (см. Викарные перцептивные действия). В зарубежной психологии используется термин "аттенциональный рефлекс", или рефлекс Пилтза (Piltz"s reflex), для обозначения изменения размера зрачка при обращении В. на объект. Изучение дефектов В. у пациентов с рассеченными (разъединенными) полушариями мозга предполагает, что мозолистое тело - важная часть системы, ответственной за В., и что левое полушарие связано с селективным В., а правое - с поддержанием общего уровня настороженности (подробнее о нейрофизиологии В. см. Внимания физиологические механизмы).

В последние десятилетия когнитивная психология интенсивно разрабатывала и проверяла разнообразные объяснительные модели В. (см. Модель аттенюатора, Модель с фильтрацией),/которые в своем развитии все дальше уходят от грубых механистических аналогий и неуклонно приближаются к пониманию огромной роли В. в сложных формах внутренней деятельности, о чем писал еще Гегель: "Без В. для духа ничего нет... В. образует поэтому начало образования". См. Внимания объем, Инертность, Тахистоскоп. (Б. М.)

Внимание

attention) В. можно определить как готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие В. заняло центральное место в области психологии. В к. XIX - нач. XX вв. представители функционалистских и структуралистских школ психологии считали В. центральной проблемой, хотя и подчеркивали разные его аспекты. Функционалисты ставили в центр избирательный характер В. как активной функции организма, осн. на его мотивационном состоянии. Т. о., признавая, что В. иногда м. б. пассивным и рефлекторным, они сосредоточивались на его произвольных аспектах и на том обстоятельстве, что именно В. определяет содержание получаемого организмом опыта. Структуралисты, напротив, рассматривали В. как состояние сознания, к-рое заключается в повышенной концентрации и имеет следствием ясность впечатлений. Тем самым они сделали выбор в пользу изучения условий, приводивших к макс, выделенности объекта сознания или ясности восприятия. Гештальт-психологи, ассоцианисты, бихевиористы и психоаналитики были склонны вообще игнорировать В. при построении своих теорий, в лучшем случае отводя ему малозначительную роль. К сожалению, за все эти годы непримиримой борьбы между теорет. направлениями в психологии для исслед. В. было сделано сравнительно немного. Совр. российские психологи стали первыми изучать ориентировочный рефлекс, или ориентировочную реакцию, к-рая состоит из кластера физиолог. изменений, происходящих в организме в ответ на изменения в его окружении. Считается, что эти изменения являются физиолог. коррелятами внимания. Эти корреляты включают изменения электрической активности мозга и электрической активности кожи, расширение зрачка, напряжение скелетных мышц, усиление мозгового кровотока и перемены позы. Ориентировочный рефлекс ведет к повышенной рецепции стимуляции и улучшенному научению. Работа, начатая российскими психологами, была продолжена в США. В частности, проведены исслед., посвященные индивидуальным различиям в силе ориентировочной реакции и сопутствующим обстоятельствам таких различий. В рез-те работы нейрофизиологов и нейроанатомов, таких как Эрнандес-Пеон и др., в стволе головного мозга была обнаружена диффузная структура, назв. ретикулярной формацией, к-рая, по-видимому, опосредует процессы возбуждения, В. и отбора стимулов. Исслед. ретикулярной формации, к-рую еще наз. ретикулярной активирующей системой, а тж ее связей с др. важными регуляторными системами мозга, обеспечили основу для физиолог. объяснений влияния мотивации, сна, сенсорного входа, научения, а тж эндогенных и экзогенных хим. веществ на процесс В. См. также Устойчивость внимания, Обработка информации, Восприятие, Избирательное внимание С. П. Урбина

Внимание

Термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения склонности организма сосредоточиваться на отдельных чертах окружающей обстановки. Внимание обычно подразделяется на сосредоточенное и разделенное. Пользуясь сосредоточенным вниманием, организм выбирает (или сосредоточивается) лишь на одном стимуле из окружающей обстановки. Сосредоточенному слуховому вниманию было посвящено больше экспериментальных работ, чем сосредоточенному визуальному вниманию. Согласно ранней теории фильтрации, при сосредоточенном слуховом внимании для непосредственной обработки выбирается лишь один стимул, а остальные ожидают своей очереди в «сенсорном буфере». В более поздних теориях предполагается обработка всех стимулов, однако те из них, которые не прошли через фильтр сосредоточенного внимания, обрабатываются в ослабленном (затухающем) режиме. Иногда сосредоточенное внимание сравнивают с лучом прожектора. Материал, попадающий в этот луч, подвергается детальной обработке, в то время как другие визуальные стимулы, которые находятся за его пределами, почти не обрабатываются. В зависимости от рода задачи «луч внимания» может быть либо широким, либо очень узким. Согласно теории интеграции внешних признаков, те объекты, которые находятся вне «луча внимания», обрабатываются ограниченным образом. Обработка может сводиться к физическим характеристикам объектов, но их значение не оценивается. Разделение внимания происходит, когда мы пытаемся заниматься несколькими делами одновременно. Все мы знакомы с неудобствами разделенного внимания - например, когда приходится одновременно управлять автомобилем и поддерживать разговор. Опытные водители без труда справляются с этой задачей, в то время как для начинающих водителей она представляет значительную трудность. Эффективность разделенного внимания определяется следующими характеристиками: 1. Сходство задач. Если задачи несходны, как в вышеприведенном примере, то возрастает вероятность их успешного одновременного выполнения. Если обе задачи имеют одинаковую сенсорную модальность (т. е. обе визуальные или обе слуховые), они выполняются хуже из-за ограниченной обрабатывающей способности организма. 2. Трудность задачи. Как можно ожидать, трудность является главным фактором, влияющим на возможность успешного выполнения обеих задач. Успех особенно проблематичен, когда одна из задач требует усиленного использования ресурсов организма. Рассмотрим приведенный выше пример о разговоре за рулем автомобиля. В нормальных условиях обе задачи могут быть выполнены успешно. Если условия становятся более жесткими (например, при обгоне или на скользкой дороге), водителю гораздо труднее поддерживать связную беседу. 3. Опытность. Чем опытнее мы становимся, тем лучше можем выполнять оба вида деятельности одновременно. Это происходит в силу нескольких причин. Мы можем разработать лучшую стратегию выполнения задач, когда одно дело не мешает другому (например, разговаривать лишь во время поездки по прямому участку дороги). Требования, выдвигаемые к уровню нашего внимания, снижаются по мере того, как задачи становятся более привычными. Когда обработка информации происходит в автоматическом режиме, нам почти не приходится привлекать дополнительные ресурсы (сравните напряженность начинающего водителя с гораздо более спокойным поведением опытного водителя).

Внимание

Специфика. Упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности.

Свойства. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Диагностика. Существует ряд методик:

Для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д.Кеттела, В.Вундта;

Для определения концентрации и устойчивости - корректурный тест Б.Бурдона;

Для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.

Произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели;

Непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.

ВНИМАНИЕ

Общий термин, употребляющийся в отношении аспектов избирательности восприятия, проявляющихся в том, что в любой момент организм сосредоточивается на конкретных признаках окружающей среды при (относительном) отвлечении от других. Внимание может быть осознанным, когда какие-то элементы стимула активно отбираются из общего количества

воздействий, хотя, вообще говоря, мы явно не сознаем те факторы, которые заставляют нас воспринимать только какую-то малую часть общего массива стимула. 2. Сосредоточение на поведении и требованиях других, обычно детей или относительно беспомощных людей, которые нуждаются в том, чтобы кто-то обратил внимание на их потребности. 3. (Устаревш.) Термин Титчне-ра для обозначения состояния ясного сознания, при котором один аспект осознается более четко, чем другие.

Вопрос № 46 . Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др.

В. Вундт : внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия.

Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность.

Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. Две основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс.

Функции внимания:

отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям данной деятельности, воздействий;

игнорирование несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;

удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор, покане завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель;

регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и в мнемонических, мыслительных и двигательных процессах.

Виды внимания (по Добрынину) – в основе степень активности субъекта:

1 . Непроизвольное внимание (пассивное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Новизна, интерес, интенсивность раздражителя, эмоциональная окрашенность определяют возникновение непроизвольного внимания. Его можно разделить на 3 вида: вынужденное (мы всегда должны реагировать на стимул); эмоциональное (стимул, связанный с потребностью в зависимости от индивидуального опыта); привычное / профессиональное (определяется сугубо индивидуальным опытом).

2. Произвольное внимание (активное-волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требует волевого усилия. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность,завыполнение которой человек несет ответственность. Существует ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточенное внимание, например, практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.

3. Послепроизвольное внимание целенаправленныйхарактер, первоначально требует волевых усилий, затем человек «входит» в работу. Послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий.

Свойства внимания :

1. Устойчивость внимания – способность внимания определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания.

2. Концентрация внимания - способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего остального (степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

3.Распределение внимания - способность человека выполнять несколько видов деятельности (возможность чел удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов, выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновремененных операций). Распределение внимания зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты, насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание. Чемтеснее эти связи, тем легче осуществляется распределение внимания.

4.Переключаемость внимания - сознательное и осмысленное перемещение внимание с одного объекта на другой (заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в другие, новые).

5. Объем внимания - измеряется тем кол-вом объектов, кот воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости (7+-2). Объем внимания – изменчивая величина и зависит от того, насколько связано между собойтосодержание, на которое направлено внимание и от умения осмысленно связывать и структурировать материал (Рубинштейн).

6. Отвлекаемость внимания - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, возникает при действии посторонних раздражителей на человека занятого в этот момент другой деятельностью, м.б.: внешние раздражители и внутренние – возникает под влиянием сильных эмоций, переживаний.

7. Рассеянность внимания – под этим названиям обычно понимают два разных явления: 1) чрезмерный результат углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя (мнимая рассеянность); 2) когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться (подлинная рассеянность неустойчивость и отвлекаемость). Различные свойства внимания в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении, м.б. плохим в другом, направлении, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью (рассеянный ученый).

Внимание неразрывно связано с сознанием. Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга (большой – зона неясного сознания, малый, который в нем – зона отчетливого сознания или зона восприятия. Внимание проявляется внутри восприятия, мышления; является стороной всех познавательных процессов сознания, в которых они выступают как деятельность (Рубинштейн). Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. И сам по себе он может не вызывать непосредственного интереса, поэтому выполнение этой деятельности требует перехода непроизвольного внимания в произвольное внимание:

1) Внимание может быть произвольным , т.е. обладать первой чертой ВПФ.

2) Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который оно направляется сам по себе его не привлекает. Поэтому, произвольное внимание носит опосредованный характер. Это вторая черта ВПФ.

3) Внимание носит социальный характер, потому что произвольное Внимание «есть приспособление к условиям высшей социальной жизни» (Т. Рибо). Произвольное внимание социальное явление, которое появилось благодаря труду и обществу.

Проблема развития внимания

1) Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка волевых качеств. В школьном возрасте по мере расширения интересов и приучения к систематическому труду, восприятие ребенка как непроизвольное, так и произвольное продолжает развиваться.

Рубинштейн: а) в педагогическом процессе надо использовать непроизвольное внимание, б) содействовать развитию произвольного внимания. Надо использовать эмоциональный фактор (напр, яркость наглядных пособий), но заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения, трудовой деятельностью.

2) В развитии внимания ребенка существенным является его интеллектуализация: Внимание сначала опирается на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи, отсюда расширяется объем внимания. Выводы: Произвольное является одним из проявлений волевого типа деятельности; – способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде (Рубинштейн).

Историческое развитие восприятия пытался проследить Выготский в своей культурно-исторической концепции: История развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения:

1) Первые недели-месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2) Конец 1-го года возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольных функций.

3) Начало 2-го года – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструментов взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4) 2-3 года – достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного восприятия.

5) 4,5-5 лет – появление способности направлять восприятие под влиянием сложной инструкции взрослого.

6) 5-6 лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Дошкольное развитие характеризуется преобладанием внешне опосредованного восприятия, т.е. восприятия, вызванного факторами внешней среды.

7) Школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания. Характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е.внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.

Выготский: Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмах организма по принципу доминанты. В доминантном нервном процессе. заложены органические основы внимания. У новорожденного есть только две доминанты - пищевая и связанная с переменой положения. Только потом у него появляется зрительная, слуховая и др. В основе развития внимания в этот период лежит органический процесс роста, созревания и развития нервного аппарата. Процессы развития внимания. не прекращаются. в течении. жизни и лишь происходит. некоторое. замедление темпов. В истории развития внимания. 2 линии: натуральная и культурная. Культурная начинается тоже в самом. раннем детстве при первых социальных. контактах ребенка. Состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую соц. среду развивает и формирует ту основную операцию соц. поведения личности, которая. называется произвольным вниманием. Для того, чтобы проследить генетическую. историю этих высших механизмов внимания он использовал. историко-генетический метод. Ребенок стоял перед задачей овладеть процессом своего внимания посредством внешних. стимулов.

Добрынин. Внимание - направленность и сосредоточенность нашей деятельности. Внимание не является вне деятельной активности, а скорее ее добавочный феномен. Активность личности выражается и во внимании. И наше внимание (как и активность) отличается различными степенями и характерами активности: от пассивности до полной сознательности.

1. крайняя степень пассивности - вынужденное внимание из-за чрезвычайно сильных раздражений, экстенсивные влияния.

2. внимание вызывает соответствующий раздражитель нашему внутреннему состоянию, когда этот раздражитель поддерживает или противоречит. нашим желаниям.

3. нет полной активности и тогда, когда внимание. определенно целиком прошлым опытом, привычками (пассивное / непроизвольное внимание)

4. то, что связано с сознательно поставленными целями, что связано с нашей волей (то, что «надо»)

5. не совпадает ни с произвольным. ни с непроизвольным - если сначала читаем книгу из-за «надо» (произвольное внимание), а потом очень ей увлекаемся (непроизвольное)

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил Гальперин . Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека;

2. по своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым;

3. в отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата;

4. внимание как самостоятельный, конкретный акт, выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время, как внимание способствует его улучшению;

5.во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения;

6.произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану;

7.все известные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Вид внимания

Основные характеристики

Механизмы функционирования

Условия возникновения

Непроизвольное

(естественное)

Отсутствие цели и волевой регуляции

Легкость возникновения и переключения

Доминанта

Ориентировачный рефлекс

Действие сильного контрастного эмоционального насыщенного значимого раздражителя

Произвольное

(искусственное)

Направленность в соответствии цели наличие волевой регуляции сопровождается утомлением

Вторая сигнальная система (речь)

Включение в деятельность, постановка цели

Послепроизвольное (открыл Добрынин)

Целенаправленность отсутствуют волевые усилия и утомления

Доминанта, которая характеризует возникающий в процессе данной деятельности интерес

Возникновение стойкого интереса к выполняемой деятельности

Физиологические основы внимания : внимание не имеет никакого специального нервного центра. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты: наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы человеческого внимания.

Психологические теории внимания . Одну из наиболее известных теорий предложил Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание так же всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но так же определенными изменениями физического и физиологического состояние организма. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и др. реакций.

Основную роль движений Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание в чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающее впоследствии отвлечение внимания связано. Как правило, с мышечным переутомлением.

Двигательный эффект внимания, по Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание.

Определение внимания

Определение

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.

Сущность процесса

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Классификация

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

Устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте),

Сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других),

Переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной),

Распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности),

Объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).

Развитие процесса

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.