Дидактический материал по русскому языку (9 класс) "Работа с текстом на уроках подготовки к ОГЭ"

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Данное пособие дополняет практическую часть учебника «Русский язык. 9 класс» Л. А. Тростенцовой и др. Книга содержит тексты, развивающие речевые и языковые умения и навыки; упражнения, активизирующие тематические знания (синтаксиса, пунктуационных норм); контрольные работы по пройденным темам; тестовые задания, способствующие комплексной подготовке учащихся к ЕГЭ.

Пример.
Докажите справедливость высказывания о языке В. Г. Белинского, подкрепляя своё рассуждение примерами.
Язык живёт вместе с жизнью народа.

Произнесите данное высказывание Бернарда Шоу несколько раз, стараясь в каждом случае придать сказанной фразе всё новые оттенки мысли и чувств.
Есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет», а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.

Прочитайте текст. Согласны ли вы с высказыванием поэта о несовершенстве письменной речи или же оно спорно? Поразмышляйте об этой проблеме. Любите ли вы писать письма? Напишите письмо об одной из актуальных (современных) проблем.

  • Домашняя работа по русскому языку, 9 класс, Кудинова А.В., 2013, к учебнику по русскому языку за 9 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., 2011
  • Русский язык, 9 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., 2012
  • Русский язык, 9 класс, Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., 2011
  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019

Дидактический материал

для подготовки к заданию № 9 ЕГЭ по русскому языку

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) к..снуться, подг..реть, предпол..жительно

2) покл..нялись, вым..кший, р..вняйся

3) вн..мательно, соприк..сновение, п..рушка

4) попл..вок, накл..нясь, пристр..лить

5) приг..реть, ср..щение, разб..рающийся

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) вык..сить, попл..вок, разг..реться

2) прин..майтесь, подр..внять, заж..гательный

3) пож.нать, поск..кали, зам..рание

4) напом..нает, неприм..римый, бракосоч..тание

5) прид..рутся, сл..жновато, зап..раемый

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) непром..каемый, пл..вец, г..ристый

2) нач..нается, бл..снуть, предпол..гаемый

3) соч..тание, неприм..римо, прит..рается

4) вытв..рить, выр..сти, прин..мать

5) зал..жить, зап..раемый, ор..сительный

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) к..мпоновать, пр..митивный, к..морка

2) игн..рировать, рез..денция, подр..внять

3) аплод..сменты, б..гаж, в..кансия

4) р..гламент, эл..мент, к..ламбур

5) д..ректива, м..ценат, заск..чить

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) к..ммерсант, об..няние, экстр..мальный

2) пл..стилин, эл..мент, к..варный

3) к..лдовать, нар..стить, эксп..римент

4) фил..рмония, п..рамида, н..стальгия

5) л..генда, пож..гать, пок..зал

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) эп..демия, пок..ление, инц..дент

2) алг..ритм, бр..шюра, з..ревать

3) ш..велюра, пар..докс, м..ридиан

4) прир..щение, сокр..щенный, р..гламент

5) оз..ренный, ор..сительный, дел..гат

7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) пренебр..жительный, об..яние, пок..рать (врага)

2) п..ясок, ком..риный, р..сянка (цветок)

3) изв..ниться, м..ральный, сокр..щать,

4) расспр..сить, ст..сненный, укр..тить (зверя)

5) см..тение, пок..рить (вершину), пок..яние

8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) нам..реваться, сум..рки, к..сички

2) утр..мбовать, насл..ждаться, обн..вленный

3) обог..щение, пок..яние, свир..пеет

4) унив..рситет, нагр..можденный, упл..тнить

5) обст..ятельство, раст..лковать, комб..незон

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) погл..щать, ост..новиться, те..ретический

2) возр..ждение, озн..меновать, нав..ждение

3) проп..лоть, обн..жить, увл..чение

4) растр..пать, потр..сти, усл..жнение

5) д..лина, б..сиком, разгл..шать (тайну)

Ответы

1.125

2.23

3.24

4.134

5.124

6.13

7.245

8.13

9. 1345

  1. Необозримое поле бл....стит мокрой з...л...нью и расст.....лается до самого г....ризонта в него уп...рается линия (ярко)з....леной межи.
  2. Три дня у Ниловны др....жало сердце зам....рая каждый раз как она вспоминала что в дом придут какие-то чужие люди.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, поставьте ударение. Расставьте запятые.

  1. Средь п....лей необозримых в небе ходят без сл....да обл....ков неул....вимых в...л....книстые стада.
  2. Т.....мленье страшное разлуки мой стон м....лил не прерывать.
  3. Р....скошной Грузии д....лины к....вром раскинулись вдали.
  4. Необозримое поле бл....стит мокрой з...л...нью и расст.....лается до самого г....ризонта, в него уп...рается линия (ярко)з....леной межи.
  5. Меня проб....рала дрожь и нач....нало кл....нить ко сну.
  6. М....лодые деревья р....сли очень тесно ничей топор еще не к.....снулся их стройных стволов.
  7. Мать тщательно соб....рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж....гала их.
  8. Три дня у Ниловны др....жало сердце зам....рая каждый раз, как она вспоминала, что в дом придут какие-то чужие люди.
  9. П....рою Софья гибко накл....няясь срывала п....левой цветок и легким прик....сновением тонких быстрых пальцев любовно гладила др....жащие л.....пестки.
  10. Владимир возвр....тился – ключ лежал на столе.

Предварительный просмотр:

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки, подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Жгло южное солнце трудно было дышать от пыли.
  2. Конец шпаги Лермонтова переломился тогда противники взяли пистолеты. Барант пром…хнулся Лермонтов выстр…лил в сторону.
  3. Шумит тр…пинка милая шумит высокий клен.
  4. В воздух поднялись тучи пыли взл…тели тревожно каркая с бл…жайших деревьев вороны и галки.
  5. Победно шла весна все цвело березы стояли в зеленом дыму верба уже осыпала свои сере…ки легли ландыши подымались травы.
  6. В открытые окошки возка вл…вается летняя теплынь одуряюще пахнет (свеже) скоше(н,нн)ым сеном.
  7. Г…рели костры жарилось мясо в котлах больно секла лицо высокие мертвые травы шуршали по ветру.
  8. Вот (вот) бурно начнут сходить снега полезут из земли тюльпаны на краткий срок пр…вр…щая степь в (пестро)цветный восточный ковёр. Начнется весе(н,нн)ий перелёт птиц над становьем по ночам с курлыканьем потянутся журавлиные и лебединые стаи.
  9. Все так(же) светит солнце текут облака волнуется море.
  10. Смеркалось гряды сплошных облаков синели холодели дышали зимою.
  11. Ночью лил дождь мокро шумело по крыше сад то и дело бледно но широко, сказочно оз…рялся.
  12. День был теплый пасмурный нав….лило много свежего снега.
  13. Солнце садилось свет его был красноватый летела мелкая розовая листва по алле… дул холодный ветер.

Предварительный просмотр:

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

  1. Мое утро понедельника всегда начинается одинаково пищит будильник я бью его ладонью (никогда не промахиваясь) и переворачиваюсь на другой бок.
  2. Я широко раскрыл глаза посреди поляны мирно пощипывали траву два (светло)серых теленка.
  3. Мгновение все опять потонуло во мраке.
  4. «Герой нашего времени» это грустная дума о поколении 30-х годов 19 века.
  5. Пока доедем стемнеет.
  6. Он засмеется все хохоч…т; нахмурит брови все молчат.
  7. День пригреет возле дома пахнет позднею травой.
  8. Комары запищали запасайся плащами.
  9. И мирное майское солнце освещало все это и хлеб на маленьких полях и красную черепицу крыш и добродушно раскланивающихся по утрам хозяев.
  10. Оно и всегда так серьезная работа старого мастера молодит, юнца мужает.
  11. Познай, где свет поймешь, где тьма.
  12. Сказала что(то) я он начал хохотать.
  13. Не успеешь оглянуться минул уже год.
  14. Он не мог слышать о чем говорят плотно закрытые рамы пропускали только общий речевой фон отдельных слов нельзя было разобрать.
  15. Я сидел у дороги поджидая своего спутника и нервничал время шло а так мало было еще сделано.
  16. Смотреть на солнце уже было не больно окутанное вечереющим небом оно утратило ослепительный свет.

Предварительный просмотр:

Зачетная работа.

Виды придаточных предложений.

1 вариант.

Теория.

  1. Назовите виды придаточных предложений.
  2. Какие придаточные предложения называются определительными, обстоятельственными времени, уступительными, сравнительными.

Практика .

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. Определите вид придаточных.

Особенно мне запомнилось как Евгения Лаврентьевна рассказывала о великом химике Бутлерове. Восьмилетнего Сашу Бутлерова отдали в пансион в городе Казани. Там он увлекся химией. И вот когда ему было десять лет он в своей тумбочке возле кровати устроил (не)большую лабораторию. И когда дети однажды играли во дворе вдруг раздался оглушительный взрыв. Воспитатель побежал в помещение и вытащил оттуда Сашу Бутлерова у которого были обожжены брови и волосы. Эксперимент закончился (не)удачей. Бутлерова решили наказать. В этом пансионе где он учился детей не секли розгами хотя в других учебных заведениях розги были в большом ходу, и вот Бутлерова за его «преступление» посадили в темный карцер а из карцера его несколько раз выводили в общий обеденный зал с черной доской на груди на которой крупными буквами было написано: «Великий химик». Они это написали желая поиздеваться над мальчиком но оказалось что они предсказали его будущее. Потому что он действительно стал великим химиком.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Сложносочиненное предложение

1 вариант

  1. Все пришло в движение и хоть бы кто(нибудь) мог что(либо) понять.
  2. Огромная птица бесшумно парила над лугом что(то) высматривая и ветер от крыльев пр…гибал ст…лил могучие травы.
  3. Солнце погасло за горами и только широкое (кроваво) золотое зарево весеннего заката великолепно пылало и медленно гасло на пр…чудливых облаках.
  4. (По)прежнему было тепло и чувствовалась близость к земле и (по)прежнему медленно двигались в небе серые тучи не угр…жая дождем.
  5. Вокруг все благоговейно безмол…ствовало и гнев его мало(по)малу начал остывать.
  6. У нее были прекрасные, густые (светло)каштановые волосы вьющиеся от природы и серые глаза бл…стевшие каким(то) стальным и твердым блеском и в них как бы навсегда осталось суровое и (пугливо) настороженное выражение.
  7. Сердцевина дерева была темно(бурого) цвета и ок…ймлялась почти белым наружным слоем.
  8. Кусты шиповника уже отцвели и теперь ярко(оранжевые) плоды красиво выделялись на зеленом фоне.
  9. Дорога лежала большею частью по голой степи и кое(где) лишь ныряла в холмы и перелески.
  10. Целый день лил дождь и волей(неволей) мы весь день просидели дома 4 .
  11. Откуда(то) доносилось мычание коров и горласто с разных сторон пели петухи 4 .
  12. Где(то) очень далеко загудел ветер и медле…но(медле…но) на маленьком столике у окна зашевелился светлый круг от свечи 4 .

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

Сложносочиненное предложение

2 вариант

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные запятые, подчеркните грамматические основы. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений.

  1. Они пошли по улице огороже…ой стенами складов и свернули к реке.
  2. Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города.
  3. Туман не пр…пускал лучей солнца и контуры судна всплывали очень медленно.
  4. Узкая тропинка изв…ваясь и петляя вьется по лесу и покрывающая ее трава кажется золотистой от лучей утреннего солнца.
  5. В ветреные дни деревья вдоль тропинки встревоже…о ра…качиваются и на тропинку л…жатся темные кудрявые тени.
  6. Скоро покажутся на тропинке идущие за грибами местные жители с плетенными из прутьев корзинами или пробегут за ягодами юные румяные девушки.
  7. Мать хотела еще что(то) сказать но на улице зала…л Дружок и она выбежала из избушки.
  8. Укутала меня мамка как девчонку а я вовсе не простыл.
  9. Может Санька и врал про домовых но все равно страшно было его слушать.
  10. Деду было холодно в горах и он с вершины сухой лиственницы глухо просил голосом филина шубу.
  11. Дед долго засыпал и успокаивался. Гасла его трубка и остывало небо за горой 4 . Дед дышал и на реку выползали легкие полосы тумана 4 .
  12. Тогда лучи уже догорали и на море туман густел 4 .
  13. То сам себя не понимал я то мир меня не понимал.

Предварительный просмотр:

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Укажите, чем они выражены.

1.Погода уже три дня стояла тихая и теплая. На улицах (не) было видно н... клочка снега и грязное место зам....нилось бл...стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст...кали последние капли и в пал...саднике на деревьях надувались поч...ки. На дворе была сухая дорожка около крыльца между камнями з...ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал...нки, п....хучая св...жесть в воздухе и нежно (голубое) небо.

Все предметы были освещ...(н,нн)ы ярко и комната пов...селела. Какое (то) новое для меня чу...ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое (где) выб...лись (ярко)зеленые иглы травы бл...стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце все мне говорило про красоту счастье и добродетель.

2. Бодро хорошо идти по земле ра...им утром. Воздух еще (не)ставший знойным пр...ятно осв....жает гортань и грудь. Солнце еще (не)вошедшее в силу гре...т бережно и ласко...о. Под косыми лучами утре...него света все кажется рельефнее выпуклее ярче и мостик через канаву и деревья подножия которых еще затопле....ны тенью а верхушки важно поблеск...вают румя...ые и яркие. Даже (не) большие (не)ровности по дороге и по сторонам ее бросают свои маленькие тени чего уж (не)будет в (пол)день.

В лесу то и дело поп...дают...ся болотца черные и глянцевитые. Тем зеленее трава р...стущая возле них. Иногда из глубины леса прибежит ручеек. Он перес...кает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака словно гиган...ский удав сочный пышный (не)стерпимо яркий поток мха. В середине его почти (не)естестве(н,нн)ой зелени струился кофейно(коричневый) ручеек.

  • Зрители были взволнова…ы игрой артистов. Игра актера была проникнове…а и взволнова…а.
  • Идеи русской литературы прекрасны и возвыше…ы. – Придворные поэты были обласка…ы государем и возвыше…ы.
  • Предъявленные обвинения скоропалительны и необоснова…ы. – С научной точки зрения выводы вовсе не обоснова…ы.
  • Исполненная таланта, игра актера глубока и сдержа…а. Обещание сдержа…о.
  • Предварительный просмотр:

    Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

    Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

    Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод - напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком - ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

    И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

    Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? - ее видеть? - зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

    Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

    Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

    (428 слов) (М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

    Перескажите отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» от первого лица. Ответьте на вопрос: «Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?»
    Перескажите текст сжато.
    Ответьте на вопрос: «Какие особенности лермонтовской прозы проявились в данном тексте?»

    Дидактический материал по русскому языку предназначен для проверки знаний обучающихся 9-11 классов по одной из тем программы за курс средней школы - "Синтаксис и пунктуация". Он обеспечивает объективность и простоту проверки ответов обучающихся и позволяет выявить пробелы в знаниях по той или иной теме. Представленный материал дает возможность обучающимся совершенствовать пунктуационные навыки.

    Данный дидактический материал является дополнительным и может быть использован для фронтальной и индивидуальной работы. Также может выполняться как в устной, так и в письменной форме, на любом этапе урока. Отдельные материалы могут быть применены для проверочных и контрольных работ.

    Дидактический материал удобен для многоцелевого применения: повторения, проведения опроса, закрепления и проверки знаний, работы у доски и дома. Данные материалы позволяют повысить степень насыщенности урока.

    Практическая работа по теме "Сложноподчиненное предложение" (9, 11 класс)

    Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, подчеркните грамматические основы, определите у придаточных обстоятельственных их вид.

    1. Где живет и летает беркут стадо овец будет в безопасности.
    2. Скучен день до вечера если делать нечего.
    3. Для того чтобы добраться до нужного места необходимо было пройти несколько километров.
    4. Пока не наступит день мы решили остаться в селе.
    5. Так как враг ввел в бой новые силы нашим войскам было приказано выкатить пушки.
    6. И грянул птичий хор точно он поджидал только нас.
    7. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны видели все.
    8. Несмотря на то что было холодно снег на воротнике таял весьма незаметно.
    9. О пении соловья рассказано так много что трудно сказать что-то новое.

    Практическая работа по теме "Сложное предложение" (9, 11 классы)

    Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, обозначьте грамматические основы, дайте характеристику сложным предложениям.
  • Мне показалось что я забылся только на мгновение но очевидно прошло довольно много времени.
  • Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.
  • Дождь прошел вечернее небо очистилось но в селе было как-то неспокойно.
  • День за днем дул жесткий ветер бледно белели поля а в лесу скучно напевали сосны когда солнце все реже и реже появлялось на небе.
  • Практическая работа по теме "Обособленные члены предложения" (9, 11 класс)

    Задания: расставьте знаки препинания в предложениях, графически их обозначьте.

    1. Мы вошли в рощу влажную от зноя.
    2. По узкой тропинке увивавшейся между скал мы поднялись на площадку.
    3. Дунул ветерок свежий бодрящий полный разнообразных запахов.
    4. Поглощенный своими думами он ничего не заметил.
    5. Узкая тропинка была покрыта снегом проваливающимся под ногами.
    6. Ананас чудесный дар природы тропиков похож на большую шишку.
    7. Я очень люблю рыбу особенно речного карпа.
    8. Виктор Быстров молодой инженер встретил их необычайной новостью.
    9. На мостике появился лейтенант Михеев помощник командира катера.
    10. Мы старые адвокаты очень ценим ораторское искусство.
    11. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
    12. Довольные пассажиры быстро примолкнув любовались солнечным днем.
    13. Доктор вскоре ушел осмотрев больного и выписав ему лекарства.
    14. Покойный дедушка кажется был человек добрый.
    15. В этом году по слухам цены вырастут в десять раз.
    16. К истинному моему удивлению лошадь бежала очень недурно.
    17. Русские тяжелоатлеты безусловно являются сильнейшими в мире.
    18. К счастью лихорадка застигла меня в уездном городе.

    Практическая работа по теме "Простое и сложное предложение".

    Задание: расставьте знаки препинания в предложениях, выполните задания.

    I. Укажите сложное предложение.

    а). Листья падающие с деревьев ложились на землю.

    б). Они гуляли по парку а я ждала их дома.

    в). Тут Павел отвернулся и пошёл в сторону дома.

    II. Укажите простое предложение.

    а). Мы решили остаться дома так как уже стемнело.

    б). Наступила ночь вышел яркий месяц.

    в). Любуясь красотой природы ребята гуляли по дорожкам парка.

    III. Укажите сложное предложение с союзной связью.

    а). Сверкнула молния и вскоре послышался удар грома.

    б). На улице проливной дождь выйти невозможно.

    в). Он понял скоро начнётся сильный снегопад.

    IV. Укажите сложное предложение с бессоюзной связью.

    а). Кончается осень а серая осень вступает в свои права.

    б). Был сентябрь в садах желтели магнолии.

    в). Мальчики опоздали на поезд зато родители успели их покормить.

    V. Укажите сложносочинённое предложение.

    а). Дети играли в саду а родители пили чай на веранде.

    б). Утром Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.

    в). Врач подошёл к больному которому была сделана операция.

    VI. Укажите сложноподчинённое предложение.

    а). Последние тени сливались да мгла синела.

    б). Спортсмены поняли что добиться победы будет трудно.

    в). Я старался взглянуть в окно но оно было покрыто инеем.

    VII. Укажите бессоюзное предложение.

    а). До школы мы ходили пешком а Витя приезжал на машине.

    б). Мы двинулись в путь когда туман рассеялся.

    в). Вскоре я понял обратной дороги нет.

    Практическая работа по теме: "Сложносочинённое предложение" (9, 11 классы)

    I. Расставьте запятые, подчеркните грамматические основы, обозначьте союзы.

    1. Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям.
    2. Тихо шепчутся берёзы да ветер волнует хлеба на нивах.
    3. Ни облака на небе не видать ни звука на земле не слышно.
    4. С утра был туман но к завтраку погода разгулялась.
    5. Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман.
    6. То падал как будто туман то вдруг приспускал дождь.
    7. Не то дым шёл от костра не то туман поднимался над болотом.

    II. Выполните тестовое задание. Расставьте знаки препинания.

    а). Найдите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

    Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман.

    Ветерок перебирает пёструю листву и в нём уже чудится шелест и прохлада.

    Если погода улучшится мы проведём праздник в саду.

    б). Найдите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

    То птица из-под ног вспорхнёт то лисица в кусты нырнёт.

    Я думаю о юности весёлой но ничего в прошедшем мне не жаль.

    Мы двинулись в путь когда начало светать.

    в). Найдите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

    Старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.

    Было слышно как недалеко гремели раскаты грома.

    Россия без каждого из нас обойтись может но никто из нас без неё не может обойтись.

    Практическая работа по теме "Бессоюзные предложения" (9, 11 классы)

    Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, объяснить выбор знака препинания.

    1. Был сентябрь желтели магнолии на виноградниках весь день лаяли привязанные собаки.
    2. Толстые сосульки свисавшие с крыш таяли на солнце капли падая с них звонко ударяли о лед.
    3. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
    4. На улице проливной дождь выйти невозможно.
    5. Посмотрит рублем подарит.
    6. За Фомою водилась одна странность он до смерти не любил пересказывать одно и то же.
    7. Ехал сюда рожь только начинала желтеть.
    8. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум со станции шел товарный поезд.
    9. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
    10. Прибежал урок подходил к концу.

    Практическая работа по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений" (9, 11 класс)

    Задание: В данных предложениях необходимо:

    • Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы
    • Определить вид придаточного предложения.
    • Нарисовать схему предложения

    1). Поляна где мы расположились была прекрасна.

    2). Неожиданно Алёша увидел как за окном что-то вспыхнуло.

    3). Вася очень хорошо знал его потому что они росли в одном дворе.

    4). На улице стало так светло будто её осветили прожекторами.

    5). В зелёных лугах течёт тихая речка что так мила моему сердцу.

    6). Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу.

    7). Пётр поинтересовался имею ли я разряд по шахматам.

    8). Вскоре Надя объявила что уха готова.

    9). Алёша искал любимый уголок где он не раз сиживал с удочкой.

    10). Нет истины там где нет любви.

    11). Я предлагаю чтобы мы повернули обратно.

    12). Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днём.

    Практическая работа "Сложноподчиненные предложения с несколькими видами придаточных" (9, 11 класс)

    Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, определить вид подчинения (последовательное, параллельное, однородное, смешанное), нарисовать схемы.

    1. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой какой я знал ее в лучшую пору моей жизни какою ее я видел в последний раз.

    2. Княжна Мария говорила брату о том как будет несчастлив отец если Андрей уедет.

    3. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то чудесное.

    4. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных он был так растревожен что видел стрелки и не мог понять который идет час.

    Практическая работа по теме "Словосочетание. Предложение" (8, 11 класс)

    1. Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании.

    • громкий шорох
    • сходить за багажом
    • горячо спорить
    • пятый этаж
    • отвлеченный взгляд
    • думать обо мне
    • стало свежо
    • нарушение правил

    2. Выписать из предложений словосочетания

    а) управление -

    К окончанию спектакля мы немного устали, но всё - таки досмотрели.

    б) примыкание -

    Я долго сидел над сложной задачей, но решил её.

    в) согласование -

    Было знойное лето, терпко пахло резедой.

    3. В предложениях подчеркнуть грамматические основы, дать характеристику (двусоставное или односоставное предложение; указать вид односоставного предложения)

    1. Вокруг темно.
    2. Люблю тебя, мой край родной!
    3. На улице долго пели песни.
    4. Тихо падают листья.
    5. Поздняя осень.
    6. Выберите себе книгу по вкусу.
    7. Вскоре стало светать.
    8. Торопливо шагаем к грустным зарослям.
    9. Слезами горю не поможешь.
    10. А вокруг тишина.
    11. Утренний воздух свеж и чудесен.

    4. В предложениях подчеркнуть основы, надписать, какими частями речи выражены подлежащие.

    1. Наше завтра непредсказуемо.
    2. Дед с матерью шли вперёд.
    3. Петь с чужого голоса плохо.
    4. Бывалые поучали молодых.
    5. Непогода мешала уборке урожая.
    6. Десять делится на два.
    7. К славному подвигу каждый готов.

    5. В предложениях подчеркнуть основы, определить тип сказуемых..

    1. Громко начинает биться сердце.
    2. Человек счастлив.
    3. Он должен быть рад этому.
    4. Погода совсем испортилась.
    5. Сегодня он был весел.
    6. Солнце будет светить ярко.
    7. Калитка отворена.
    8. Лес хранит влагу.
    9. Ребята хотели заняться делами.

    Дидактический материал по русскому языку.

    Тема: «Сложное предложение».

    Класс: 9.

    Виды материала.

    I . Комплексный анализ текста .

    1).Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль.

    2). Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

    Уже в (не) з…пам…тные времена среди жителей Древней Греции пр…выше всего ц…нились в разговоре краткость и ясность. Само слово лак…низм произошло от названия области Древней Греции – Лаконики жители которой сп…ртанцы отл…чались суровыми нравами а так(же) краткостью и точностью речи. С…хранилось пр…дание о том как одна сп…ртанка пров…жая сына в бой сказала ему Со щитом или на щите. Это знач..ло в…звращайся с победой или вовсе не в..звращайся живым. Пот..рять щит в бою считалось позором а тело погибшего воина пр..носили на щите.

    Извес(?)ны уд…тельные л…конизм выр…зительность речи меткость русских п…словиц и п…говорок.

    Ч(?)рызвачайно высоко ц…нили краткость речи выдающиеся русские писптали. Краткость сестра талагта г…в…рил з..мечательный русский ст…лист А.П.Чехов.

    Овладение и(с,сс)ку(с,СС)твом из…ясняться кратко и выразительно что(бы) как писал Н.А. Некрасов словом было тесно а мыслям пр…сторно, - задача (не)лёгкая но при ж…лании вполне осущ…ствимая. Прежде всего надо научит(?)ся и…бегать эл…ментарных ошибок мног…словия. (Н)пример в прел…жении На гор…зонте по…вились л…д…ные айсберги слово л…д…ные соверше(н,нн)о лишнее ведь айсберги и есть пл…вучие горы.

    3).Укажите значение выделенных слов, подберите к ним синонимы.

    4).Дайте определение слов пословица и поговорка . Чем они различаются? Приведите примеры пословиц и поговорок.

    5). Найдите предложения с прямой речью. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

    6).Произведите синтаксический разбор сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, постройте схемы.

    II . Работа по развитию речи.

    А кругом было так хорошо над головой шумели вершины высоких сосен пахло свежей смолой где-то беззаботно и весело переговаривались две птички рассеянный солнечный свет падал сверху широкими полосами переливавшейся золотой пыли.

    1).Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, вставляя пропущенные знаки препинания.

    2).Начертите схему предложения. Определите его вид. Объясните, почему после первого простого в составе предложения стоит двоеточие.

    3).Найдите односоставные предложения в составе сложного, определите их вид.

    4).Выпишите из текста все возможные словосочетания. Распределите их по видам.

    5).Назовите языковые средства, с помощью которых автор передает впечатление об окружающем мире.

    6).Какова тема данного описания? Составьте свое описание с помощью сложного бессоюзного предложения. Для этого используйте данное начало

    «А кругом было так хорошо…» и придумайте свою тему, например: «Луговые цветы», «Вечер на реке», «Утро в городском парке», «На огороде» и другие.

    III. Мини - диктант .

    Прохладное осеннее утро. Солнце ещё не вышло из-за деревьев и золотило только вершины леса, кое-где пробиваясь между стволами и на поляны, покрытые голубой дымкой тумана. Листья переливаются сотнями цветов от ярко-красного, через все степени зеленого, до грязно-желтого, признака гниения и смерти. Впрочем, таких было немного: в лесу преобладал дуб, величаво сохранивший почти всю летнюю окраску. Небо было безоблачное, ясное. День обещал быть чудесным.

    1).Мини-диктант. Запишите отрывок из рассказа писателя середины XIX века А. Осиповича «История». Какова его тема?

    2).Найдите сложное предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный разбор.

    3).Найдите односоставное простое предложение. Определите его види роль в тексте.

    4).Подчеркните сказуемые и укажите их вид. Какими частями речи выражены составные сказуемые?

    5).Покажите графически, чем осложнены простые предложения.

    IV .Игровое задание. Кроссворды

    1).Мыслительная способность, умственное начало у человека.

    2).Человек, принадлежащий к интеллигенции.

    3).Художник, иллюстрирующий книги.

    5).Порожденный иллюзией, несбыточный.

    V .Тестовые задания.

    БСП 1 вариант

      В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

      Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

    Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

    3. Допишите, образуя БСП.

      Нас охватило чувство страха… (причина).

      Я давно написал другу письмо… (противопоставление).

      Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

      Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

      Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

    5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги… ,

      простое с однородными членами (без союзов)

      БСП, между частями которого надо поставить запятую

      БСП, между частями которого точка с запятой.

    Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?.

      разделяет части БСП

      отделяет приложение.

    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

      Предложения рисуют быструю смену событий.

      Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

    Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.

      Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

      Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

      Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

    1. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

    2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

    3 .До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

    4 . Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

    5 Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.

    Заполните таблицу.

    Виды предложений

    Номер предложения

    Сложносочинённые

    Сложноподчинённые

    Сложные бессоюзные

    БСП 2 вариант

    1. Какое утверждение является неверным?

      Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений.

      В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

      Между частями БСП ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

    2. Из данных простых предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи.

    Ночью ударил первый морозец с ветерком. После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

    3. Допишите, образуя БСП.

      Мы хорошо отдохнули… (вывод или результат)

      Я взглянул на небо… (следствие)

      Здесь нельзя проехать… (причина).

    4. Перестройте сложные союзные предложения в БСП. Запишите их, расставляя знаки препинания.

      Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

      Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад

    5. Продолжите предложение Юноша говорил мало , чтобы получились предложения следующих типов:

    А. простое с однородными членами (без союзов)

    В. БСП, между частями которого надо поставить запятую

    С. БСП, между частями которого точка с запятой.

    6. Какова роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

      разделяет подлежащее и сказуемое

      обозначает пропуск члена предложения

      разделяет части сложного бессоюзного предложения

      выделяет вводное предложение.

    7. Укажите, почему стоит тире в БСП Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

    В. Предложения рисуют быструю смену событий.

    С. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

    8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

    9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

    10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены)

      Не спится няня здесь так душно.

      Поля и луга обращённые росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым своим блеском отражались в реке.

      Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

      Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

      Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

    Заполните таблицу.

    Виды предложений

    Номер предложения

    Сложносочинённые

    Сложноподчинённые

    Сложные бессоюзные

    VI . Составление таблицы «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

    1). Составить таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

    VII . Словарный диктант с грамматическим заданием.

    Летопись, летописец, россияне и иноземцы, оригинальные суждения, притягательная сила, художественная ценность, облик города, колоритный быт, разнообразные типы, обитатели столицы, прихорашивается к праздникам, принимает гостей.

    1). Составьте из данных слов и словосочетаний (по выбору) многочленное сложное предложение.

    VIII. Синтаксический разбор предложения.

    Рядом ёлочка растёт: пурпуровые шишечки в тёмной хвое огоньками горят.

    1). Выполните синтаксический разбор предложения.

    2). Объясните постановку двоеточия. Придумайте свой пример на тему природы, требующий такого же знака препинания между частями сложного предложения.

    3). Поберите к словам цветёт, горят однокоренные слова. Укажите наиболее продуктивные способы образования новых слов.

    IX . Задания, связанные с подготовкой к экзамену.

    Беличья память.

    Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег и мох, достала там спрятанные с осени два орешка, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, оставила на снегу скорлупку и через несколько метров сделала третью полазку.

    Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

    Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как бы не удивиться беличьей памяти и смекалке!

    1). Прочитай текст. Какова его тема?

    2). Охарактеризуйте интонационные особенности текста.

    3). Произведите синтаксический анализ текста, последовательно характеризуя каждое предложение.

    4). Начертите схемы сложных предложений.

    5). Объясните смысловые отношения тех простых предложений, которые соединены в сложные бессоюзной сложной связью и разделены двоеточиями или тире.

    6). Придумайте, какую роль в тексте играют вопросительные восклицательные предложения.

    7). Найдите вводное слово и определите его значение.

    X . Контрольный диктант по теме «Сложное предложение».

    Я все шел и собирался уже было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

    Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим то меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле речки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле друга два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы…

    Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славился в нашем околотке под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых я принял за гуртовщиков, дождаться зари.