Дистанционное высшее образование что такое. Что такое дистанционное обучение? Формы и преимущества дистанционного образования. Принципы дистанционного обучения

В настоящее время молодежь стремится к более удобным условиям жизни, которые дает Интернет. Виртуальные магазины, онлайн-консультации с врачами и даже дистанционное высшее образование! Отзывы студентов и выпускников, преимущества и недостатки, пожелания и предостережения - все это собрано в данной статье.

Дело в том, что много желающих обучаться, не выходя из дому, но у каждого такого человека возникают страхи и сомнения. Давайте разберемся, что представляет собой дистанционное обучение, какие подводные камни и плюсы оно имеет. Сведения даны на основе различных источников, в которых приведены реальные отзывы, обсуждения учащихся и бывалых студентов.

Что такое дистанционное образование

Для начала ознакомимся с понятием «дистанционное высшее образование», так как наверняка многие из вас только хотят узнать, что это такое. Представьте себе студента, которому сказали: «Не приезжайте в университет, все лекции и задания, а также список литературы я предоставлю по электронной почте». Наверное, современные студенты-очники, а также вечерники и заочники хотя бы однажды сталкивались с такой ситуацией, когда преподаватель не смог присутствовать лично, но дал задание на дом через компьютер.

Дистанционное образование в данном случае происходит на расстоянии постоянно. Зачастую студенты приезжают только на госэкзамены и защиту диплома. Все остальное время нужно обучаться хоть дома (на незначительном расстоянии от учебного заведения), хоть в другой точке земного шара.

Как происходит общение преподавателей и студентов

Дистанционное обучение происходит следующими способами:

  1. Преподаватель высылает студенту список литературы, план и цикл лекций, а также задания на электронную почту.
  2. Университет заводит на обучающегося личный кабинет на сайте, дает логин и пароль для входа. На внутреннем сервере студент должен скачать весь предоставляемый материал.
  3. Лектор дает ссылку на конспекты и список литературы.
  4. Обучение происходит в режиме онлайн, то есть создаются вебинары.

Стоит поговорить о последнем способе взаимодействия преподавателя и студента, так как далеко не все знают, что такое вебинар. Наверняка многие из вас общались по «Скайпу», в мессенджерах при помощи микрофона и веб-камеры. При этом можно как видеться, разговаривать, так и списываться. Примерно так же выглядит вебинар. Отличия лишь только в том, что:

  • преподаватель не видит и не слышит ни одного студента, но он может наблюдать, кто прибыл на обучение (обычно справа высвечивается список участников), а также, если он хочет получить ответ у студентов на свой вопрос, то он может прочитать ответы от каждого в общем чате;
  • прибыть на вебинар можно только в строго назначенное время.

Примерно так может выглядеть дистанционное высшее образование. Вузы должны стремиться при этом, чтобы серверы работали бесперебойно и имели расширенные функции для обучающихся, например возможность проверить курсовую работу на уникальность, скачать бланк титульных листов, отправить работу преподавателю через специальную форму, увидеть свои оценки, рейтинг и так далее.

Настоящие ли вузы

Можно иногда услышать вопросы в Интернете на форумах и в сообществах: а настоящие ли вузы или они виртуальные? Запомните: не бывает виртуальных институтов! Оформление документов, оплата за обучение, поступление - все это должно существовать в реальности, то есть университет/академия должны быть по-настоящему существующие.

Зачастую высшее образование дистанционно отзывы имеет достаточно критические в плане того, что деньги оплачены за учебу, а диплом не выдали. И невозможно понять, настоящий ли вуз или это всего лишь некий неаккредитованный центр. Поэтому, дорогие друзья, если вы твердо решили обучаться дистанционно, но учебное заведение вам незнакомо, то для начала посетите его.

Единый центр

Существуют единые центры дистанционного образования (сокращенно ЕЦДО). Отзывы о них разнятся. Но чаще всего негативные. Дело в том, что при подписании договора многие ленятся или стесняются читать абсолютно все. Кроме того, могут быть сомнительные пункты, и в этом случае зачастую люди воспринимают как должное. Поэтому желательно ознакомиться с единым центром или университетом лично, поинтересоваться у студентов (если возможно), постараться найти выпускников, чтобы расспросить, удалось ли успешно получить образование и диплом.

Кроме того, единый центр может оказаться ненастоящим, то есть владелец сайта не имеет никакого отношения к настоящим вузам. Поэтому следует тщательно изучать информацию.

И самое главное, чтобы получить действительно честное и достойное образование, рекомендуется посетить приемную комиссию того университета, который вас интересует. Лучше, чтобы это был аккредитованный

Кому подходит

Интересуются подобным видом обучения чаще всего:

  • занятые на производстве;
  • мамы в декрете;
  • инвалиды;
  • соотечественники, проживающие в других странах;
  • сельская молодежь без возможности регулярно выезжать на сессии, а также нежелающие проживать в общежитии и на съемных квартирах;
  • малоимущие.

Тем, кто не может пойти даже на заочное, будет доступно дистанционное обучение. Высшее образование в таком случае считается полноценным, как при заочной форме.

Как подать документы

В Интернете можно часто встретить заманчивое предложение, например: «Вам не нужно приезжать с документами! Вы можете оставить заявку здесь. Мы с вами связываемся, уточняем все детали, и вы поступаете в университет». Не поддавайтесь на подобные уловки мошенников! Подобные способы «поступления» могут предлагать единые центры высшего дистанционного образования, отзывы о которых можно найти только негативные.

Не стоит считать, что ни один ЕЦДО не работает честно. На самом деле это не так. Действительно, чаще всего предлагается оставить свои Ф.И.О. и контактные данные в форме заявки. Но все необходимые документы нужно привезти в университет лично. При этом должны быть следующие документы (копии):

  • паспорт (лицо и прописка) или свидетельство о рождении (если нет 18 лет);
  • документ о предыдущем образовании, включая вкладыш с оценками;
  • фото 3х4 см;
  • свидетельство о смене фамилии (если в дипломе и по паспорту отличается).

Помните о том, что ни один настоящий и серьезный вуз не будет принимать документы дистанционно!

Отзывы студентов и выпускников

А теперь поговорим о дистанционном высшем образовании в государственных вузах. Отзывы настоящих студентов и выпускников неоднозначные. Каждый по-своему видит и плюсы, и минусы. Кому-то нравится, что преподаватель дает задания по электронной почте, а кто-то любит задавать вопросы по теме учебы, и их очень много, но ответ сразу получить не удается.

Что касается получения образования как такового, то каждый обучающийся ожидает что-то свое: кому-то нужен просто диплом, а кто-то желает серьезно выучиться и стать грамотным специалистом. Нередко ожидания не оправдываются, поэтому давайте подробно разберем все нюансы ниже.

Достоинства дистанционного образования

Среди счастливых студентов, поступивших на дистанционное обучение, можно встретить положительные отзывы. Давайте ознакомимся с ними:

  • не нужно ездить на лекции и сессии, тратить время и деньги;
  • заниматься учебой можно в свободное от других дел время;
  • не нужно получать от лектора лишнюю и не по теме информацию;
  • знаний можно получить гораздо больше, чем на очном и вечернем обучении;
  • сроки обучения гораздо меньше, можно уже через 2-3 года стать специалистом.

Как видите, получить высшее образование дистанционно - дело выгодное.

Недостатки обучения дистанционно

Несмотря на столь прекрасные плюсы, следует учитывать и минусы, которые могут существенно повлиять на дальнейшую послевузовскую деятельность:

  • нет лабораторных и практических занятий;
  • преподаватели могут отвечать на вопросы при помощи Интернета очень долго (учитывая их занятость и большое количество дистанционных студентов);
  • приходится тренировать силу воли, чтобы взяться за учебу;
  • нет возможности пообщаться с однокурсниками, чтобы вместе разобрать материал.

Дистанционное высшее образование подразумевает только наличие компьютера или ноутбука, а также бесперебойного Интернета. В случае возникновения трудностей в ходе выполнения заданий придется действовать самостоятельно или просить помощи у тех, кто хорошо знает дисциплину (предмет).

Поэтому практически все студенты и выпускники данной формы обучения настоятельно рекомендуют серьезно подходить к учебе, так как зачеты, экзамены и защита диплома будут проходить так же, как при очной, вечерней и заочной формах обучения. Не следует ждать поблажек и послаблений со стороны экзаменаторов и комиссии.

Второе или первое высшее

Все чаще люди стремятся получать не одно высшее образование. Так, многие однажды в молодости поступили не на ту специальность, но время учиться упущено, или нет желания сидеть за одной партой с юным поколением. На данный момент есть шанс наверстать, получить второе высшее образование дистанционно. Вузы не отклоняют заявления от тех, у кого уже есть высшее образование. Напротив, есть даже те, кто получает его уже в третий или даже в четвертый, или пятый раз.

Что касается первого высшего, то можно выбрать дистанционное обучение в том случае, если человек имеет хотя бы среднее специальное образование, а также работает в той сфере, которая близка к той специальности, по которой он хочет учиться.

Переквалификация онлайн

Тем, кто уже имеет среднее специальное или высшее образование, совершенно необязательно поступать в колледж или вуз и учиться по пять-шесть лет, чтобы получить новые знания с правом на деятельность по полученной специальности.

Переквалификация на базе высшего образования дистанционно - мечта каждого, кто хочет сменить профессию на ту, которая нравится. Кроме того, совершенно необязательно тратить средства и время на получение новых знаний. Дистанционное обучение составляет в общей сложности не более одного года, а количество учебных часов - около 700-900.

О вузах

Выше мы обсуждали возможное мошенничество со стороны сайтов, называющих себя едиными центрами по дистанционному обучению. Кроме того, существуют вузы, которые на официальном сайте также принимают документы, присылают квитанции для оплаты за семестр или год. К сожалению, многие студенты остались без дипломов по причине того, что вуз не аккредитован. Есть и другой минус: «корочки» могут выдать, но они окажутся не государственного образца.

Чтобы не попасть в такую неприятность, нужно проверять номер аккредитации, смотреть, государственный вуз или нет, затем точно определяться с высшим образованием дистанционно. Отзывы студентов в Интернете могут быть как настоящими, так и ложными. Поэтому следует серьезно подходить к выбору самостоятельно или при помощи опытных в этом деле людней.

Сложно или легко учиться (мнения студентов)

В первую очередь нужно понять, что насильно заставлять делать задания в срок никто не будет. Студент должен сам распределить время, а также при решении задач или выполнении курсовых могут возникнуть вопросы. Зачастую это относится к техническим и экономическим специальностям. Поэтому дистанционное обучение по инженерным профессиям подойдет тем, у кого уже есть первое высшее

Легко учиться на расстоянии обычно на гуманитарных специальностях, таких как юриспруденция, социология, политология. Только следует, чтобы не ошибиться, выбирать высшее образование дистанционно в государственном вузе.

В целом, если ответственно относиться к учебе, то ничего сложного не будет.

Стоимость обучения

Многим кажется, что стоимость за дистанционное образование гораздо ниже, чем на «заочке», но это не везде так. В данном случае студент экономит средства на проезд и проживание (если вуз далеко от места жительства).

Кроме того, стоимость зависит от следующих факторов:

  • географического положения университета;
  • объема часов и сроков обучения;
  • специальности;
  • присваиваемой квалификации.

Здесь есть существенный плюс в том, что человек, проживающий в большом городе и не имеющий много средств для поступления на престижную специальность, может выбрать университет для дистанционного обучения в другом городе. При этом он должен приехать туда только для подачи документов и для защиты/получения диплома.

Поступать или нет? Общие выводы

Возможно, после прочтения статьи у вас возникнет дилемма: стоит ли получать высшее образование дистанционно, отзывы ведь не у всех положительные. На самом деле многое зависит от самих обучающихся. Допустим, если у вас первая специальность гуманитарная, а сейчас хотите пойти на инженера-строителя, то от идеи лучше отказаться. Вспомните обучение в школе по математике, физике и химии: без помощи учителя практически невозможно понять, как решать те или иные задачи. Зачастую приходится переспрашивать многократно до тех пор, пока не станет ясно. Так и с инженерными науками. Поэтому технические специальности подойдут тем, кто уже близко знаком со многими дисциплинами, которые требуется изучить на Напротив, после инженерной специальности можно без сомнений поступать на гуманитарные.

И в заключение снова затронем тему о едином центре высшего дистанционного образования. Отзывы студентов показывают, что лучше подавать документы только очно в выбранный вуз, а не через Интернет. Таким образом вы убережете себя от мошенничества. Желаем вам удачи в выборе дистанционного обучения!

Каждому понятно, что в современном мире образование необходимо всем. Сегодня очень сложно или даже невозможно жить и работать без каких-либо определенных прикладных навыков и умений. С каждым днем возрастает спрос на качественное образование, и обучение в ВУЗе дистанционно позволяет удовлетворить растущий спрос.

Высшее дистанционное обучение

На сегодняшний день высшее дистанционное обучение доступно любому человеку, имеющему компьютер, доступ в сеть Интернет и желание учиться. Совершенно неважно, где Вы живете, кем работаете и сколько Вам лет. Институт дистанционного обучения позволяет обучиться любой выбранной Вами специальности, при этом ВУЗ выдает диплом государственного образца, который приравнивается к обычным дипломам дневной или заочной форм обучения, что существенно увеличивает шансы соискателя на трудоустройство.

Самое популярное направление, которое предлагает дистанционное обучение, – высшее образование. Чаще всего дистанционно получают второе высшее образование люди, которые уже трудоустроены и испытывают необходимость в получении той или иной специальности, смежной с основной сферой их деятельности. Нужно сказать, что не стоит бояться получить и первое высшее образование, используя дистанционную форму обучения. Программы курсов пишут те же преподаватели, которые читают лекции и проводят практические занятия в ВУЗе, а кроме того, у студента, обучающегося дистанционно, есть свободный доступ к информационным ресурсам университета, его библиотекам, хранилищам научных журналов и другой специальной литературы. Помимо этого у дистанционного студента есть возможность в случае успешной сдачи экзаменов и наличия свободных мест перевестись на очное бюджетное обучение. Обычно это происходит уже в конце первого курса.

Дистанционное заочное обучение, привязанное к ВУЗу, сегодня предлагает достаточно большой выбор специальностей. Как правило, при помощи дистанционного образования постигают точные науки и технические дисциплины. При таком обучении преподаватель или специально разработанная программа только проверяет выполненные задания и пишет индивидуальный план уроков, а хорошо и грамотно составленные курсы позволяют студенту разобраться в выбранной дисциплине самостоятельно. Помимо этого есть эффективные системы дистанционного образования в области гуманитарных наук, таких как экономика, право и социология.

При получении первого или даже второго образования дистанционным способом очень важное значение имеет правильно выбранное учебное заведение. Именно от него напрямую зависит качество Вашего будущего образования. Условия поступления соответствуют условиям поступления на дневное или заочное обучение. Отличается дистанционное образование тем, что программы обучения строятся и контролируются с помощью специально написанных программ, функции которых сводятся к:

  • формированию индивидуальных учебных планов и расписаний;
  • предоставлению студентам допуска к учебным занятиям и библиотекам;
  • осуществлению допуска к аттестациям и ведению учета всех видов занятий и их результатов;
  • выставлению оценок;
  • формированию рейтингов успеваемости студентов;
  • осуществлению перевода студентов на следующий семестр или курс.

По сути, компьютер выполняет большинство функций преподавателя и деканата. Ничего сложного и заумного в этом нет, но, выбрав недобросовестный ВУЗ, Вы рискуете своим собственным образованием, а вместе с ним, и будущим. Поэтому при выборе университета дистанционного образования обратите внимание на следующие моменты:

  1. Имеет ли выбранное Вами учебное заведение государственную аккредитацию? Это влияет на образец Вашего будущего диплома, большинство работодателей предпочитают дипломы государственного образца, а не корочки частных ВУЗов.
  2. Какие образовательные, информационные и технические материалы будут доступны студенту?
  3. Возможно ли в выбранном ВУЗе оформление академического отпуска, обучение экстерном, пересдача экзаменов и перевод в другое учебное заведение?

Будьте готовы к тому, что, несмотря на то, что Вы будете обучаться дистанционно, посещать ВУЗ все же придется. Как минимум 1 – 2 раза в год – для того чтобы сдать сессию. Обычно для этого достаточно пары дней, поэтому никаких сложностей у Вас это вызвать не должно. Продолжительность обучения такая же, как и на дневном и заочном обучении: 4,5 года – бакалаврат, 1,5 года – магистратура и 2 – 4 года – второе высшее образование. Документы для дистанционного образования подавать необходимо в те же сроки, что и для очного образования, для поступления на бакалаврат необходимо сдать вступительные экзамены, для магистратуры – предоставить приложение к диплому бакалавра, для второго образования - пройти профессиональное собеседование.

Дистанционное обучение в Москве

Лучше всего в нашей стране развито дистанционное обучение в Москве. Большинство университетов столицы предлагают дистанционное обучение по многим специальностям. Обучение дистанционно в Москве хорошо организовано в Современной гуманитарной академии. Это одно из самых первых учебных заведений России, которое начало разрабатывать и внедрять технологию обучения дистанционно. Сегодня у ВУЗа около 1000 точек доступа по всей стране, и каждый студент может получить качественное столичное образование, проживая в любом уголке России.

Качественный центр дистанционного обучения есть также в Московском институте экономики, политики и права. В этом университете Вы можете обучаться юриспруденции, менеджменту, экономике, психологии, государственному и муниципальному управлению, применяя технологии дистанционного образования, и в результате обучения получить диплом государственного образца. Количество ВУЗов, предлагающих абитуриентам дистанционное образование, огромно, поэтому выбирайте наиболее подходящий Вам ВУЗ и успехов Вам на студенческом поприще!


Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и Интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведётся корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи.
Все возможности, присущие системам дистанционного обучения вообще, а также множество дополнительных преимуществ реализованы в разработке нашей компании v программном комплексе поддержки открытого образования STELLUS.
Подробно об можно прочитать в статье сотрудницы нашей организации Агаянц В.И., опубликованной журнале "Вопросы интернет-образования".
Очень интересная, хотя и не бесспорная статья сотрудника Университета Российской академии образования, посвященна проблемам и истории дистанционного обучения .

Где можно заниматься с помощью дистанционного обучения?

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров Дистанционного Обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения.

Когда можно заниматься с помощью дистанционного обучения?

ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать удобное время занятий. Это второй важнейший аргумент в пользу ДО.

КТО может учиться с помощью дистанционного обучения?

Обучать с помощью систем ДО можно любого. Нет никаких возрастных, территориальных, образовательных, профессиональных ограничений, почти нет ограничений по состоянию здоровья. Студентами ДО могут быть не только студенты в традиционном понимании этого слова, но и школьники (и даже дошкольники), и, что особенно важно, - сотрудники организаций, осуществляющих корпоративное обучение своих специалистов.
Однако следует особо выделить среди всех желающих получить образование несколько групп, для обучения которых дистанционное форма образования предпочтительнее по сравнению с традиционной. Это те, кому сложно присутствовать на учебных занятиях в строго определенном месте и в строго определенное время. К их числу в первую очередь относятся:
- Сотрудники корпораций , которые могут пройти необходимые тренинги, переподготовку и переобучение в пределах своей организации, а часто даже не покидая своих рабочих мест, что существенно снижает уровень затрат на корпоративное обучение. При этом обучать их можно чему угодно - от техники безопасности до техники продаж и от тренинга креативности до технических особенностей нового миксера.
- Студенты ВУЗов , проживающие в отдаленных районах, и в силу этого территориально оторванные от учебных и научных центров. В нашей огромной стране лучшие такие центры расположены крайне неравномерно и сосредоточены в немногих, как правило, крупных, городах. Такое положение дел практически отсекает от возможности получить желаемое образование высокого качества значительную часть населения страны, так как не только очная, но и заочная форма традиционного обучения связана с поездками в большой университетский город и сопряженных с этими поездками многочисленными бытовыми и финансовыми неудобствами для студента (и с организационными сложностями для администраторов учебного процесса и преподавателей).
К этой группе примыкают иностранные студенты, в их числе многочисленная группа наших русскоговорящих бывших соотечественников за рубежом, которым для обучения в обычном российском ВУЗе кроме всего вышеназванного, нужна еще и виза.
- Те, кто большую часть дня занят на работе , то есть наиболее активная работо- (и, следовательно, кредитоспособная) часть населения. С помощью ДО человек "без отрыва от производства" и не рискуя потерять хорошую работу, имеет возможность повысить свою квалификацию или приобрести новые знания.
- "Молодые мамы " и другие люди, вынужденные из-за семейных обстоятельств постоянно присутствовать дома, но желающие в будущем выйти на работу, и для этого получить (или пополнить) свое образование.
- И, наконец, люди, страдающим тяжелыми физическими недугами и не покидающие пределов своего жилища . По состоянию здоровья ограничений очень мало - если человек видит изображение на мониторе и способен работать с клавиатурой и мышью - его можно обучать с помощью ДО. Более того, в последнее время появились публикации о том, что в связи с совершенствованием устройств ввода и вывода информации в компьютер практически не остается заболеваний, которые могут помешать любому человеку обучаться дистанционным способом (см. подборку материалов в N8 журнала "Вопросы интернет-образования"). Только благодаря ДО стало реальным изучать любой предмет, не только не выходя из дома, но даже не вставая с кресла. Кроме того, разработанные медиками программные продукты, позволяющие компенсировать последствия различных (особенно неврологических) заболеваний, и даже улучшить состояние больного, легко встраиваются в дистанционные системы. Все чаще реабилитационные центры инвалидов и аналогичные им организации прибегают к помощи систем дистанционного обучения.
Но все же (по зарубежной статистике), большинство студентов дистанционной формы - это люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свои профессиональные знания, не бросая при этом работу.

Чему можно обучать и обучаться с помощью ДО?

Дистанционная форма обучения пригодна для обучения во всех областях.
При этом ДО легко снимает проблему нехватки высококвалифицированных преподавателей (поскольку удачно созданный дистанционный учебный курс может легко тиражироваться) и дает возможность любому студенту обучаться у самых лучших педагогов.
Чаще всего на сегодняшний день ДО применяется для преподавания точных и технических дисциплин, однако это не более чем дань традиции - первые ДО были ориентированы именно на этот круг задач. Сейчас ДО с успехом может применяться и в гуманитарных областях. Особо хочется отметить, что системы ДО с их возможностями встраивания в курс изображений, звуковых и видеофайлов очень удобны для восприятия информации. Правда, на сегодняшний день, пожалуй, непросто обучать с помощью ДО некоторым творческим специальностям, например живописи, актерскому мастерству, некоторым прикладным ремеслам и специальностям. Но уже сейчас с помощью ДО в этих областях обучения можно проводить информативные курсы, а возможность постоянного личного общения Мастера со студентом - дело ближайшего будущего. Некоторое несовершенство технологий удаленного присутствия на сегодняшний день - это всего лишь временные трудности роста перспективной и очень быстро развивающейся формы образования.

Примнение ДО требует отказа от использования в учебном процессе традиционных форм образования?

Отнюдь нет. ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично. Например, лекции и контрольные работы проходят в дистанционной форме, а лабораторные работы - в очной. Или занятия у одной части преподавателей очные, а у других - дистанционные. Или все занятия очные, а все консультации - дистанционные. Или... Но лучше вы придумаете сами.

Дистанционное и заочное обучение - это одно и то же?

Важно знать, что это не так.
Заочное обучение подразумевает общую для всех учебную программу и общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, а также экзаменов. В дистанционном же образовании легко реализуется обучение по индивидуальной программе и индивидуальному графику (В том числе экстернат).
Тем не менее, следует помнить, что на сегодняшний день законодательство РФ определяет дистанционное обучение как форму проведения занятий. Но поправки к законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в которых ДО уравнивается в правах с традиционными формами обучения 25.12.2002 успешно прошли третье, окончательное чтение в Госдуме.

Насколько ЭФФЕКТИВНО ДО?

Эффективность ДО достигается путём наиболее полного и точного согласования требований образовательного стандарта и возможностей студента. Учитываются все времнные и территориальные ограничения, с которыми сталкиваются преподаватель и студент. Обычно обучение проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволяет студенту не только хорошо осваивать учебный материал, но и знакомиться в процессе обучения с новейшими достижениями и разработками в соответствующих областях знаний. Кроме того, и это один из самых сильных аргументов в пользу ДО, студенты обеспечены возможностью своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию по непонятому разделу. А преподавателю ДО позволяет легко реализовать постоянный контроль за учебной деятельностью студента, что просто вынуждает того работать равномерно, без скачков и авралов, а значит эффективно. За каждый пройденный раздел курса студент отчитывается перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше. В автоматизированной системе ДО контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и практически постоянным. И - это также очень важно - независимым от преподавателя. В системе ДО невозможно поставить оценку "С пристрастием".
Кроме того, ДО позволяет осуществлять постоянный контакт студента не только с преподавателем, но и с другими студентами, а значит, могут быть реализованы групповые работы (например, курсовые), что дает студентам так необходимый сейчас всем навык командной работы.
ДО, если овладеть его технологиями, может быть очень эффективным видом образования, а в некоторых областях возможно даже более эффективным, чем традиционное.

СКОЛЬКО СТОИТ ДО?

Следует отметить, что в целом программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем образование по традиционной системе. Прежде всего это объясняется тем, что нет помещений, за которые надо было бы вносить арендную плату. Большую часть времени студенты ДО занимаются самостоятельно, а значит, учебное заведение может использовать преподавателей для обучения большего числа студентов. Таким образом, дистанционное обучение доступнее по цене, чем образование по традиционной схеме.

Неужели системы ДО идеальны?

Безусловно, любая система образования не идеальна.
- Прежде всего, затруднена идентификация студента - проверить, кто сдаёт экзамен, (если не смотреть на сдающего в упор!) пока невозможно. Впрочем, как показывает практика приемных экзаменов, и в очной форме это удается далеко не всегда. Поэтому, стараясь компенсировать этот недостаток, учебные заведения, практикующие ДО, включают в программу и обязательную очную сессию, которую студенты ДО сдают, например, в компьютерном классе. Зарубежные учебные заведения, использующие ДО довольно давно, создали по стране сеть уполномоченных лиц, которые имеют право свидетельствовать, что экзамен сдавал именно тот человек, который был заявлен, и таким образом решают эту проблему. В нашей стране такая сеть только начинает развиваться.
- Кроме того, и это ограничивает возможности применения полностью интерактивного ДО, пропускной способности телефонных линий в некоторых регионах нашей страны и ближнего зарубежья для организации учебных и экзаменационных телеконференций бывает недостаточно.

Резюме: преимущества ДО по сравнению с традиционными формами образования:

Для студентов :
- ДО позволяет обучаться в любое время и в любом месте, где есть компьютер с доступом (даже не очень частым доступом) в Интернет. Это особенно важно для работающих или занятых домашними обязанностями студентов, а также дает возможность получить образование тем, кто по состоянию здоровья вообще не может покидать своего дома.
- До позволяет обучаться у лучших преподавателей.
- ДО позволяет реализовать для студента индивидуальную учебную программу и индивидуальный учебный план. В частности, можно самостоятельно выбирать последовательность изучения предметов и темп их изучения.
- В ДО системы оценки знаний объективны и независимы от преподавателя. Здесь невозможно поставить оценку "с пристрастием".
- ДО позволяет студенту постоянно консультироваться с преподавателем в ходе обучения.
- В ДО сняты проблемы поиска и приобретения учебных материалов и пособий. Студент получает доступ к комплекту необходимых учебных материалов сразу при зачислении.
- ДО отлично подходит для подготовки по остро необходимым сейчас интегральным специальностям.
- ДО дешевле традиционных форм обучения (для студентов платных отделений).

Для администраторов учебных заведений:
- ДО позволяет обучать студентов и привлекать к сотрудничеству лучших преподавателей вне зависимости от места их проживания, что особенно важно для учебных заведений, расположенных не в самых густонаселенных регионах. С его помощью такие ВУЗы могут успешно конкурировать со столичными учебными заведениями.
- До дает возможность силами того же педагогического состава обучать больше студентов и уменьшить затраты в расчете на одного студента.
- ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью.
- ДО с легкостью решает множество технических проблем - не нужно содержать большое количество учебных помещений, проще составить учебный план, отсутствуют проблемы замены заболевших преподавателей, и многие, многие другие, присущие традиционному образованию.

Для преподавателей :
- В дистанционном обучении роль преподавателя изменяется и его возможности расширяются. Такая форма обучения позволяет преподавателю не терять времени на рутину образовательного процесса. При этом что именно считать рутиной - проверку знаний, чтение однотипного курса или что-то иное - решает сам преподаватель, системы ДО позволяют автоматизировать практически все, кроме ЛИЧНОСТИ САМОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Рабочее время педагога может быть посвящено, наконец-то, педагогическому творчеству.
- Преподавателям дистанционного обучения не надо покидать дом как для посещения занятий, так и для подготовки учебно-методических материалов, а это дает возможность преподавать всем тем, кто умеет и хочет это делать - вне зависимости от занятости дома (например, женщинам, воспитывающих маленьких детей) и состояния здоровья (например опытным немолодым преподавателям).
- Кроме того, свободный график открывает всем преподавателям дистанционного обучения широкие возможности для совместительства, поскольку обязательные присутственные часы могут быть сокращены до минимума.
- Однако дистанционное обучение требует от преподавателя дополнительных усилий на освоение его технологий. Не очень больших усилий. Обычно цикл подготовки занимает не более 1 недели.

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение - это

    новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. самостоятельная система обучения. более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности , дополнить свое образование новыми областями знаний

Особенности дистанционного обучения:

    предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой, а также наличие в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения. учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия. предусматривается постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися кибераудитории.

Общее с другими формами обучения:

В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения .

Дистанционное обучение может быть базовым и дополнительным. Дополнительное дистанционное обучение предполагает организацию дистанционных семинаров, конференций, олимпиад, викторин, пр.

Для организации дистанционной формы обучения необходимо создание единого информационно-образовательного пространства, включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе, сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных , консультационные службы, электронные учебные пособия , методические объединения, пр.

Концептуальная основа дистанционного обучения

Личностно-ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. Это значит, что в центре обучения находится деятельность учения, а не преподавания, познавательная деятельность ученика, учитывающая его индивидуальные возможности и способности. Деятельность учителя должна быть направлена на организацию продуктивной деятельности учащихся, создание наиболее благоприятных условий для такой деятельности.

Основная цель системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Личностно-ориентированные технологии в дистанционном обучении, благодаря уникальным возможностям, которые предоставляет Интернет, значительно повышают образовательный уровень учебного процесса. " Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию".

Цели дистанционного обучения:

    подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном; подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля; углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла; базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени; дополнительное образование по интересам.

При дистанционном обучении важно так организовать учебный процесс, чтобы у учащихся была возможность:

    получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем; обсуждать со своими партнерами (в том числе, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы; работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи; вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем; иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

Это предполагает формирование критического мышления.

Критическое мышление–это "последовательное, аргументированное, целенаправленное думание". Критическое мышление характеризуется некоторыми факторами:

    стремление к планированию умственной и любой другой деятельности; гибкость, которая является антиподом догматизма, характеризующей "закрытость ума". Человек с типом догматического мышления изначально настроен негативно на все новое. "Я всегда так делал" - обычная реакция такого человека на любую свежую мысль; настойчивость, последовательность в достижении цели; готовность к самокоррекции.

Технологии и ресурсы дистанционного обучения:

Виртуальные библиотеки; Базы данных образовательных ресурсов; Веб-квесты, предназначенные для целей обучения. Телекоммуникационные проекты. Виртуальные методические объединения учителей. Телеконференции, форумы для учителей и учащихся; Консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей). Научные объединения школьников.

9. Курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для различных моделей дистанционного обучения).

Особенности педагогических технологий в дистанционном обучении

Разноуровневое обучение, предусматривающее достаточно четкую дифференциацию (уровни А, В, С) в очном обучении, в условиях дистанционного обучения реализуется за счет гипертекстовых технологий. "Портфель ученика" реализуется в виде личных веб-страничек учащихся. Есть определенная специфика и в реализации обучения в сотрудничестве и проектных методов.

В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения.

Итак, если требуется формирование определенного навыка, учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). При этом соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве - разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение.

Процесс обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой, выдвижение гипотез решения проблемы.

Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Отличие от очной формы и здесь очевидно, поскольку слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 10-12 минут объяснения учителя. Необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание учащихся на должном уровне. Чем младше возраст, тем быстрее рассеивается внимание школьников. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 2-3 экранов для учащихсяклассов и для взрослых. Для детей младшего возраста он не может превышать одного экрана. При этом средства наглядности используются для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана. После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Необходимо формирование ориентировочной основы действий (ООД). В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки.

Цель таких упражнений - проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Но такая работа, во-первых, позволяет сосредоточить внимание ученика на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, во-вторых, позволяет учащимся проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Свои первые мысли по поводу изученного они могут занести на свою веб-страничку ("Портфель ученика"), постепенно занося туда свои собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов.

Следующий шаг в познании - формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). При любой форме обучения (очной или дистанционной) здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте. Задание дается на группу ОДНО, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им ОДИНАКОВО для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Вот такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом. Как правило, мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить ЗНАНИЯ.

Метод «Телекоммуникационный проект».

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности, реализуемого в виде некоего совместного продукта.
При работе над проектом используется более свободная групповая деятельность учащихся. Это тоже малые группы, но они могут быть по 4-5 человек. Все члены группы имеют собственную роль (часть работы) в общем проекте, за которую они отвечают перед всей группой. Все решения принимаются на основе компромисса, т. е. согласия всех участников группы. Однако, может быть и индивидуальная, но аргументированная точка зрения отдельного ученика. Совместная деятельность учащихся так же структурирована, но свобода принятия решения действительно большая, чем при обучении в сотрудничестве. Возможна реализация проектов различной типологии .

Для типологии проектов можно выделить следующие типологические признаки:

    Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника телекоммуникационного проекта). Характер контактов (среди участников школы города, региона, страны, разных стран мира). Количество участников проекта. Продолжительность проекта.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знание особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало использования возможностей компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

    предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр; предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т. е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы; предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи:
    чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.),
    или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т. д. и т. п.); предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

При дистанционной форме обучения активизируются познавательная роль учащегося, самостоятельная деятельность каждого учащегося, применение им на практике приобретенных знаний и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Появляется возможность работать совместно, в сотрудничестве, при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Пояснение причин и обсуждение - на странице Википедия:К объединению/9 сентября 2012 .
Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно).
Дата начала обсуждения - 2012-09-09.
Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM , который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

Из опыта интеграции ДО и других форм обучения

Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков . Также в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.

При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий - от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, E-learning /online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).

Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным является использование для дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству населения и отсутствию необходимости в дополнительной инфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым и доступным широким слоям населения.

Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с покупаемым ПО.

Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучения становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, глобальные многопользовательские экономические игры и бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.

Любое внедрение – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования – сложно вдвойне так как надо: А) морально подготовить профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий Б) обучить представителей ППС, не владеющим компьютерной грамотностью новым информационным технологиям (MS Word, PP, Excel, IE) В) разработать базу внутривузовских нормативно-правовых и регламентирующих внедрение и проведение ДО Г) приобрести систему дистанционного обучения и решить задачу приобретения или разработки электронных курсов , по которым будет проходить обучение.

См. также

Примечания

Публикации о дистанционном обучении и другие источники

  • Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.
  • Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.
  • Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
  • Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. - СПб.: Астерион, 2004. - 188 с.
  • Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.
  • Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е.М.Малитиков, М.П.Карпенко, В.П.Колмогоров // Право и образование. – 2000. – №1(2). – С.42–54.
  • Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат . - М.: Академия, 2006.
  • Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С.Полат . - М.: Академия, 2004.
  • Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.
  • Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.
  • Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.
  • Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.

Ссылки

  • Дистанционное обучение в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дистанционное обучение" в других словарях:

    дистанционное обучение - Обучение, которое осуществляется с помощью средств информационной сети. Дистанционное обучение является очень удобной формой получения знаний. Вначале для дистанционного обучения использовалось телевидение, транслировавшее лекции, читаемые по… … Справочник технического переводчика

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. То же, что дистантное обучение. Форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Дистанционное обучение - технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Д.о. осуществляется… … Педагогический терминологический словарь

    дистанционное обучение - nuotolinis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Kurios nors mokymo institucijos dalykų mokymasis ne toje mokykloje, bet mokinio gyvenamojoje vietoje paštu, telefonu, per televizijos laidas, elektroniniu paštu, internetu. atitikmenys:… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    дистанционное обучение - обучающая система с использованием ЭВМ как средства хранения и доставки пакета учебной информации пользователю в режиме самостоятельного доступа по телекоммуникативным сетям. Способ взаимодействия: обучаемый ЭВМ (человек машина) (без… … Толковый переводоведческий словарь

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ - процесс обучения, протекающий без постоянного прямого контакта между педагогом и субъектом учебной деятельности. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством специально подготовленных инструктивных материалов, а… … Профессиональное образование. Словарь

    Дистанционное обучение/DISTANT LEARNING - (ELEARNING) новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между… … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике

    ЧАСТИЧНО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЧАСТИЧНО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. То же, что смешанное обучение … , . В пособии рассматриваются проблемы проектирования и организации системы профильной подготовки учащихся старших классов в дистанционной форме, раскрываются теоретические основы дистанционного…