Для всех и обо всем. Легендарные клады стеньки разина

А потом сказал, что знает тайну писем и кладов своего брата.

Казнь Фрола Разина была отсрочена, но через два дня его жестоко пытали, а показания его были сообщены царю Алексею Михайловичу, который проявлял живейший интерес ко всяким слухам о кладах. Ведь "по отпискам" воевод, бояр и всякого другого богатого люда, "разбойник награбил зело много добра всякого", и среди прочего находился сделанный безымянным мастером из слоновой кости "Царьград", который очень нравился Степану Разину. При разгроме восстания, когда сам атаман бежал в Кагальник, он не пожелал расстаться с "Царьградом" даже в минуту смертельной опасности и послал за этим сокровищем своего брата.

Разинских кладов насчитывается бесчисленное множество. По берегам Волги, где некогда гулял атаман со своей лихой вольницей, некоторые холмы с тех пор носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина... В разинских "Буграх", по народному поверью, знаменитый разбойник в глубоких погребах спрятал свое богатство, и теперь оно лежит там "заклятое". "Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горе, стережет свои поклажи", - так обобщает легенды о них знаменитый русский собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

По поводу того, что Стенька Разин сам себя определил в сторожа, Н. Аристов приводит такую версию: "Клал Стенька клады не с тем, чтобы взять обратно, а потому, что некому было передать на сбережение... Или по желанию, чтобы сокровища его не достались никому, особенно человеку недостойному.

Словно чуял Разин, что он - великий грешник, не будет знать смерти на земле, что будут его мучить силы преисподней неслыханной мукой. По некоторым преданиям, мучается он в жигулевских горах; будто у него две бабьи груди и обе сосут змеи".

По народным преданиям, удалой атаман был не вором и разбойником, а защитником простого народа. Нарушителями народных интересов и прав (имущественных и личных) являлись помещики и воеводы, потому и неудивительно, что во многих легендах и сказаниях говорится, что клад разинский зарыт на бедных и гонимых.

Но хотя рассказов о кладах Стеньки Разина много, ни один из них до сих пор не найден, хотя как будто известны точные места их захоронения и даже "зароки", на которые эти клады положены. А не найдут их потому, что С. Разин - колдун и чернокнижник. И Марина, главная жена его, тоже была колдуньей, чарами чаровала и свои собственные клады имела - золото и серебро в заговоренных бочках, и клады ее сам Степан Разин разгадать не мог.

"Когда изловили Марину и его сотоварищей, почти за каждым из них числился клад. Но Разин ушел и спрятался в берегу между Окой и Волгой, и до сих пор там живет: весь оброс мохом, не знать ни губ, ни зуб". А не умирает он оттого, что мать-земля не принимает его, столько он нагрешил, насвятотатствовал, что не может сойти в землю. Ушел Стенька Разин в сторожа своему кладу, и будет жить, пока жив клад, тем самым обрел он свое разбойничье бессмертие.

Легенда о том, что не только клады атамана "заговоренные", но и сам он человек "заговоренный" и неуязвимый, существовала еще при жизни Степана Разина. Царицынский воевода еще в 1610 году отписывал царю: "Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля - ничего не берет". А в народе говорили так: "У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал, не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму, по Волге плывет и вдруг на воздух над ней поднимался, потому как был чернокнижником".

Клады Стеньки Разина особые, они спрятаны в землю на голову человеческую, а то и на несколько голов. Чтобы добыть их, "кладоискатель" должен погубить известное "заговоренное" число людей, и тогда уж клад достанется без особых затруднений. Иногда клад зарыт на "счастливого", но это бывает очень редко. Тогда "знаком клада" являются черная кошка или собака . В этом случае надо идти за такой кошкой (или собакой), а когда она замяучит (или залает), надо ударить ее изо всех сил и крикнуть: "Рассыпься!". А потом в этом месте копать...

На Волге среди казаков, бурлаков и другого люда долго бытовало поверье, будто по ночам Степан Разин объезжает все места, где положил свои клады - по городищам и пещерам, по горам и курганам, а то и просто вдоль Волги-матушки, - и проверяет. Видел1 его будто в заломленной папахе на белом коне, промчится он только его и видели. А то в струге плывет под белыми шелковыми парусами...

Хитро и надежно спрятаны клады Степана Разина. Выше уже указывалось, что вроде бы известны места их нахождения (например, что "оставил разбойник клад под корнями шести берез"), не откопать их не помогает даже "Завещание" самого Степана Разина:

"Шел я, Степан Тимофеевич, сын Разин, из города Алатыря верх Суры-реки и дошел до речки Транслейки (в 30 верстах от Алатыря) и спрашивал Мордвина, где пройти за Суру-реку, - и перешел со всем моим войском. Дошел я оброда в горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, но это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы, - еще гора, и в горе ключ в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выходят... три яблони посажены в малой стрелке (мыс между двумя оврагами), в полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная, на верхней горе - шелом. Тут пенек - дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом, и тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан, покрыт, обложен пластинками дубовыми, и в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей - купца Бабушкина, алатарскаво клюшника, сорок тысяч, и его Ивана два сундука платья, сундук третий - запонки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще четыре пуда особливого жемчугу и семь ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно - травой. В средине стоит образ Богоматери не оцененный, украшенный всякими бриллиантами.

Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полета жирелей (оглоблей); а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: "Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память !" А коню голову отрубить... Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения".

В "Завещании" не говорится, как надо выстрелить и куда девать икону, но в некоторых преданиях указано, что выстрелить следует в икону, а затем пешком отнести ее в Киев. И только тогда можно брать клад...

Клад Степана Разина

Бежал Стенька Разин на Ветлугу-реку, в лесную сторону. Здесь он много кладов закопал — казну свою схоронил. О тех кладах и посейчас слух ходит, да все те клады заговорены. Немало было охотников взять их, но никто не мог похвастаться удачей — не давались разинские клады. То незадачливого кладоискателя отбросит ветром за несколько верст, а то покатается клад, да уйдет глубже- в землю, и сколько не копайся — не докопаешься. Сторожат разинские клады черти, а заговорены те клады на головы: наместо, где клад зарыт, надо принести двенадцать голов, шесть Женских и шесть мужских.

В четырех верстах от села Трумлейки Разин в подземном срубе спрятал клад в 104 миллиона рублей золотом. В этом срубе к матице из черного дуба прибита 31сестяная таблица. В выходе стоит стол, на столе леэюит Евангельская книга, тут Dice стоит и блюдо, а на блюде лежит Камень-самосвет, весом в полтора фунта, и Камень невидимый. В углу выхода поставлены сорок два ружья, вокруг них — медная шпоночка, блестящая, как золото. В выходе же стоит часовня, а в ней находится Крест Животворящий да Арсидгта Божья Матерь и Никола Милостивый. Перед иконами горит большая неугасимая свеча. В кладу полоуеено двойное золото, серебро — все крестовики, жемчуг и медные деньги, все с конями. Около клада стоит пристав — чертъ, и никому не дает денег. Кто возьмет этот клад, тот должен построить собор-церковь и поставить в ней Животворящий Крест, находягцийся в часовне, а икону Арсидимы Боджьей Матери отнести в Соловецкий монастырь. Камень лее самосвет и Камень невидимый отослать к царю. Невидимый камень нужно носить на груди, а в карманы не класть. От невидимого камня многопользы: если царь обойдет с ним всю Россию, то она сделается невидимой для неприятеля.
Есть поверье, что если кто начнет копать этот клад, то из-под земли услышит слабый женский голос: «Не усиляйся, раб Божий, своей силой поднять казну! Найди разрыв-траву и выручи Божью Матерь из неволи, и тогда всему твоему роду и породью будет царствие небесное!»
В Шатрашанском кладе Разина за железной дверью хранится сорок пудов золота и множество сундуков с жемчугами. Здесь же стоит икона Божьей Матери, а перед ней горит неугасимая лампада. Кто отыщет список этой иконы, тот отроет и клад, а кто станет рыть клад без иконы, тот точас же и уснет. При рытье ударит двенадцать громов, явится всякое войско, конное и пешее, и будут всякие привидения, только бояться этого пе надо.
Шло раз по Волге судно, а па нем один бурлак хворый был. Видит хозяин, что работать бурлаку не под силу, дал ему лодку и ссадил на горах. «Иди, — говорит, — куда-нибудь выйдешь, а перевозить я тебя не хочу. Кто тебя знает, выздоровеешь ты или нет?» И пошел бурлак по тропинке в лес, еле тащится. Ночь притча, зги не видать, только впереди огонек мелькает. Пошел он на него и вошел в землянку, сидит в землянке старик, волосатый весь и седой-преседой.
Попросился бурлак переночевать, торг сперва не пускал, а после и говорит: «Пожалуй, почуй, коли не боишься». Прохожий человек подумал: «Чего бояться? Разбойникам у меня взять нечего». Лег и заснул. Вдруг просыпается идти шум, гам, крик, свист и ветер по лесму, и влетает в землянку всякая нечисть. Давай старика мучить, тискать, груди у него сосать — груди у пего большие, словно у бабы. Только зорька черкнула, они и отлетели. Передохнул старик и говорит: «А знаешь ли ты, у кого ты ночевал и кто я?» — «Не знаю», — говорит тот. «Я Стенька Разин, великий грешник, — смерти себе не знаю и за грехи свои муки терплю». У бурлака хворь как рукой сияло — стоит, слушает старика. «Далече отсюда в земле с кладом вместе рулсье зарыто, — говорит Стенька, — спрыг травой заряжено.
Там моя смерть. На вот тебе грамотку!» Дал старик запись па богатый клад. Зарыт он был в Симбирской губернии, и столько казны в нем было, что, по его сказаниям, можно было Симбирскую губернию сорок раз вызюечь и сорок раз обстроить лучше прежнего. Все было прописано в грамотке — сколько, чего и как взять.
Первым делом надо было икону Божьей Матери и часть денег по церквам и по пищей братии раздать, а после взять и из ружья выпалить да сказать три раза: «Степану Разину вечная память!» Тогда в ту жe минуту умер бы Степька и кончились бы его муки, да не случилось так: клад бурлаку не дался, человек он был темный, грамоты не знач и отдал запись в другие руки, а грамотники словом одним обмолвились — клад в землю пошел. Совсем было до него дорылись, дверь было видно. Перед тем, как Сгинуть, много Стенька всякого добра схоронил. Денег девать было некуда. Струги у Стеньки разукрашены, уключины позолочены, на молодцах бархат с золотом, дорогие шапки набекрень сбиты, едут Волгой, песни удалые поют, казной сорят. По буграм да по курганам Стенька казну закапывал.
В Царицынском уезде, неподалеку от Песковстонки, курган небольшой стоит, всего каких-нибудь cажени две вышины. В нем, говорит народ, заколдованный клад положен, целое судно, как есть, полно серебра и золота. Стенька его в полную воду завел на это место. Когда вода сбыла и судно обсохло, он курган над ним наметал, а для приметы наверху яблоневую палку воткнул. Не простой человек посадил ее: стала палка расти, выросла в большое дерево, и яблоки с нее были только бессемянные, сказывают. Все доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно, клад не простой был положен, из кургана каждый раз кто-то выскакивал страшный-престрашный. Нечистые стерегли Стенькино добро.


В июне 1671 г. в Гамбурге вышла газета "Северный Меркурий". В ней была помещена заметка английского купца Томаса Хебдона из Москвы. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина и сделал это весьма оперативно, послав корреспонденцию в Европу через два часа после казни, известив тем самым негоциантов и дипломатов о том, что вновь возобновляется торговля с Россией. В заметке (кроме описания самой казни и вообще истории вопроса) есть такие строки: "...недавно казненный мятежник действительно был у них главным бунтовщиком Степаном Разиным. Его брату залечили раны после пыток, и вскоре его должны отправить в Астрахань, чтобы найти клады, закопанные там Степаном".

При чем здесь брат? Дело в том, что после того как палач разделался с Разиным и на плаху поволокли его брата Фрола, тот вдруг крикнул: "Слово и дело государево!" И сказал, что знает тайну писем (?) и кладов Разина. Казнь Фрола была отсрочена.

По свидетельству очевидца-иностранца Конрада Штуртцфлейша, уже превращенный в кровавый обрубок Разин вдруг прошипел: "Молчи, собака!" Это были последние его слова, и их Штуртцфлейш записал латинскими буквами.


Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали, и его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу: "...и про письма сказал, которые-де воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то все брат его, Стенька, ухоронил в землю... поклад в кувшин, и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива посередке, а около нее густые вербы".

Царь проявил большой интерес к кладам Разина, ибо по "отпискам" воевод, у бояр и богатого люда "разбойник награбил зело много добра всякого". Под пыткой Фрол показал, что после разгрома восстания при бежавшем в Кагальник атамане был "сундук с рухлядью" и драгоценностями.

Показания эти были опубликованы известным историком Н.И.Костомаровым, и в них просматривается некая психологическая деталь: сделанный безымянным мастером из слоновой кости Константинополь, видимо, очень нравился Степану, и он не пожелал с ним расстаться даже в минуту смертельной опасности, послав за этим сокровищем своего брата.


Весть о том, что во время казни Фрол крикнул "Слово и дело" и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди москвичей, а затем и по всей Руси. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги.

Историки не отрицают фактов существования "кладов разбойника Разина", но всерьез никто этой темой не занимался. Хотя восставшие взяли несколько городов и при этом экспроприировали значительные материальные ценности, и вполне уместен вопрос: "Куда делось все то богатство, что попало в руки Разина?"

В народных преданиях тема о кладах Стеньки начинается со времени его Персидского похода. Много ходило разговоров о том, что Разин ушел из Персии с зело великой добычей. Из персидской земли Стенька вывез и красавицу - сестру иранского шаха.


Бытовала и легенда (причем еще при жизни атамана), что Степан - "заговоренный человек", т.е. неуязвимый: "У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал: не боялся ни пули ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, по Волге плывет и вдруг на воздух на ней поднимался, потому как был он чернокнижник... Его в острог не раз садили. А он возьмет уголь, напишет на стене лодку, спросит воды испить, плеснет на стену этой водой - река станет! Сядет он в лодку, кликнет товарищей - глянь, уж на Волге Стенька!" Для историков и фольклористов эти полеты Разина по воздуху довольно загадочны. Старый бакенщик на Каме слышал от дедов, что-де разинцы подавали друг другу сигналы при помощи больших воздушных змеев, называемых "голубями", что непосвященным простым людом воспринималось как колдовство.

По народному поверью, разбогатеть от кладов человеку трудно, т.к. большинство из них заговорены и просто так в руки не даются. Клады Степана Разина - особые, они спрятаны в землю на человеческую голову или несколько голов. Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить известное "заговоренное" число людей, и тогда клад достанется без особых затруднений...

Иногда клад зарывают "на счастливого", но редко. Тогда "знак клада" является в виде черной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой, и когда она остановится и замяучит, то нужно ударить ее изо всех сил и сказать: "Рассыпься!" А потом в этом месте надо копать...


Еще рассказывают, что у кладов Степана Разина слишком трудны условия заговора. Но где они - вот вопрос!

Вообще с именем Степана Разина связано много мест, особенно на правом берегу Волги, и туристам часто показывают "Стенькины бугры". Стоя на палубе теплохода, можно слышать: "Тут Стенька станом стоял... Здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут это место: "Стенькина шапка". На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен".

Например, близ деревни Банновки в Саратовской области есть обрыв, который называют "Бугром Стеньки Разина". Местные уверяют, что еще в начале XX в. при закате, когда тени длинные, на бугре можно было различить очертания ямы, где якобы была у Разина "канцелярия". Костей человеческих много в ней находили. По преданию, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре с ватагою. Жил богато - все дорогим бархатом да шелком обито. А на самом "шихане" кресло стояло с насечкой из слоновой кости. С него, бывало, Разин высматривал купцов на Волге и расправу чинил... Большой, как уверяют, здесь клад зарыт.


В путеводителе 1900 г. есть такие строки: "Выше Камышина, верст за 40, показывают еще "Бугор Стеньки Разина". А верст на 8 выше Даниловки лежит ущелье "Стенькина тюрьма", называемая еще "Дурманом". В старые годы оно окружено было густым лесом, в котором легко было заблудиться. Здесь неподалеку имеется множество пещер и Уракова-разбойника гора. Это высокий, в 70 сажень, бугор, где, по преданию, Разин зарубил Уракова, после чего тот семь лет зычным голосом кричал проходившим по Волге судам: "Приворачивай!" - приводя людей в трепет"...

Теперь уместно задать вопрос: есть ли достоверные сведения о найденных кем-либо кладах Разина? В "Донской газете" за 1875 г. была заметка под названием "Старинные отыскиватели кладов". В ней сообщалось о попытке раздобыть клад Степана Разина: "...Из дознания обнаружилось, что действительно, рытье клада производилось в 1824 г. с июня по октябрь. Поводом к тому послужила жалоба двух лиц Иловайскому на одного казака, не дозволявшему рыть клад".


С конца XIX в. кладами Степана Разина интересовался И.Я.Стеллецкий, который сделал интересные записи: "Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утеса на 10 млн. рублей. В 1914 г. в Царицыне близ церкви Троицы провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты. Обнаружилось, что этот провал над тайником Разина, идущий от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали "расписные Стеньки Разина челны", груженные драгоценной добычей. Добычу свою зарывал он в том самом тайнике. О кладе Разина близ его знаменитого утеса широко разнеслась молва, но не по вине Степана - и на дыбе, и под клещами не признался он, куда схоронил сокровища. Один офицер в отставке, Я-в, в 1904 г. рылся в старинных бумагах своей покойной бабушки. И нашел в них замечательный документ - подлинную кладовую запись Разина на спрятанные близ утеса сокровища. Я-в произвел в указанном месте раскопки и действительно открыл целую сеть подземных галерей с мощными дубовыми распорками. Предстояли дальнейшие поиски и раскопки, но точку поставила Русско-японская война... Я-в был взят на войну, откуда не вернулся.


В 1910 г. объявился новый претендент, на этот раз старый есаул из области Войска Донского Ш-кой. По-видимому, к нему в руки попала кладовая запись убитого в Маньчжурии Я-ва. Ш-кой явился в Петербург и представил куда следует чрезвычайной убедительности документы. Весть о кладе облетела в 1910 г. девять газет".

В материалах архива Стеллецкого есть и другие записи о попытках раскопать клады Разина: "Существует также курган Стеньки Разина, огромный, в 100 м высоты, в кургане имеются подземные ходы. Известна в Саратовской губернии Стенькина пещера. В 60-е гг. ее осматривал историк В.Крестовский... Некто Ящеров в 1893 г. разыскивал клад Разина в Нижегородской губернии в четырех из двенадцати его становищ по реке Алатырь. В 1893 г. он добыл кладовую запись, проверенную на месте, и в 1894 г. начал хлопоты в Петербурге о разрешении ему кладоискательства. Императорская археологическая экспедиция разрешила ему поиски сперва на два дня, потом на десять. Но настала зима, и поиски отложили до лета. Тем временем через полицию и сельских старост были собраны сведения об обширном подземелье..."


А вот, можно сказать, недавний эпизод. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г.И.Бессонов поведал, что во время жарких зимних боев в районе Сталинграда после налета бомбардировщиков Геринга осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд. Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад "волжских разбойников", а возможно, самого Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался немцами. А скоро после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег... Вскоре началось наступление на группировку Паулюса, и о кладе забыли...

Следует отметить, что в этом рассказе присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые "порченные" пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги, ставил ориентир, и само место и описание его заносилось в "грамотку", дабы при необходимости это место можно было отыскать.


А теперь вернемся к событиям, которые произошли после того, как Разина выдали властям. В апреле атамана из Черкасска повезли в Москву, куда он прибыл 4 июня и сразу же подвергся страшным пыткам. Но, видимо, он давно подготовил себя к такому концу и поэтому выдерживал их с величайшим мужеством, без стона и без единого слова о жалости, между тем как брат его Фролка вопил от боли.

Фрола повезли на Дон, где никаких кладов не нашли. Видимо, там Фрол рассчитывал совершить побег из-под стражи при помощи знакомых казаков. Но это ему не удалось. Сопровождавшим его стрельцам он говорил, что запамятовал место клада, что не может найти то положенный большой камень, то пещеру, то дерево. Эта своеобразная игра длилась довольно долго, почти пять лет. Потом по царскому указу его доставили в телеге, закованного в кандалах, за Москву-реку, на Болотную площадь, где он и был обезглавлен палачом.

Так оборвалась последняя ниточка...

Один из самых известных казачьих атаманов в российской истории и его сподручные, по легендам, зарыли в земле целые состояния. Осталось их найти.

Не так давно в центре Москвы обнаружили клад - 97 монет времён Петра I. Для XVIII века это были несметные богатства. Тогда кладоискатели на всевозможных форумах вспомнили о ещё одних "затерянных золотых залежах" - сокровищах атамана Стеньки Разина. Почему до сих пор сундуки с золотом и жемчугом так и остаются ненайденными.

Похороненная казна

Он много кладов закопал - казну свою хоронил. О тех кладах и посейчас слух идёт, да все те клады заговорены. Немало было охотников взять их, но никто не может похвастаться удачей - не даются разинские клады, - вот такую легенду до сих пор пересказывают в Поволжье.

По преданиям, самый большой клад находится в Сурском районе нынешней Ульяновской области, недалеко от села Шатрашаны. По легенде, которую рассказывают местные жители, там закопаны такие богатства, которых хватило бы на покупку всего региона. Примерная "карта" выглядит так: около села есть река, за ней - земляной вал. Когда проходите по нему - попадаете в пещеру, в глубине которой зарыты сундуки с десятками пудов золота и жемчугом.

Сомнения в "предании" вызывает один факт: якобы сокровища находятся за железной дверью. Вряд ли бы у атамана была возможность достать или сделать её и тайно и без помощников доставить в "секретное место". Ну и за почти 350 лет никто этой двери не встречал.

Труслейка

Недалеко от села Труслейка в той же Ульяновской области Разин якобы спрятал 100 миллионов рублей золотом. Всем желающим поучаствовать в погоне за кладом нужно искать "чёрный дуб". По сказаниям, находится это таинственное дерево возле небольшой часовни.

Если отбросить рассказы про "охранника-чёрта", неугасимые свечи и "голос неизвестной женщины", то рассказ экскурсоводов вполне может быть правдой. В общем, копать нужно прямо под этим дубом.

Чувашия

В Чувашии рассказываются, пожалуй, самые странные легенды о Степане Разине. К примеру, о том, как он приехал с 12 бочками золота к своим сподвижникам, стоявшим у села Стемасы Алатырского района. А при отъезде бочки "пропали". Также на территории республики под руководством атамана якобы выстроили крепость. Только её никто не видел.

В Цивильском районе "на одном из ручейков, впадающих в Кошелейку, находится, по народному мнению, клад, зарытый Стенькою Разиным", - эту легенду также рассказывают в Чувашии.

Все желающие, конечно, могут отправиться на поиски. Но нужно иметь в виду, что не существует ни одного документального свидетельства того, что казачий атаман действительно бывал на территории республики.

Саратовская область

Очередная легенда ведёт нас в Саратовскую область. В 10–12 км от деревни Даниловки есть гора и ущелье, которые называют "Стенькина тюрьма", или "Дурман".

Считается, что на горе находились сторожевые посты Стеньки Разина. Между утёсом и горой располагается Тюрьминский овраг, где атаман держал своих пленников. Говорят, что люди сходили с ума в этом овраге.

Якобы на горе атаман закопал несколько сундуков, до отказа набитых золотом. В начале XX века к кладу будто бы даже подобрались какие-то местные жители, однако их распугали "разбойники с дубинками". Когда местные осмелились вернуться, как рассказывают в области, никаких следов драгоценностей уже не было.

Легенда гласит, что Разин, закапывая клад, положил свой оберег от злых духов. Поэтому, когда "чужаки" приближаются к сокровищам, им становится не по себе. Туристы на самом деле на этом месте не раз чувствовали недомогание. Девушки даже падали в обморок. Правда, причина этого довольно банальна: артериальное давление повышается из-за того, что предполагаемое место зарытого клада - разлом земной коры. Изучив результаты инфракрасной съёмки, учёные пришли к выводу, что здесь есть небольшое количество газа радона, от которого людям может становиться плохо.

Волгоградская область

Эту историю волгоградские экскурсоводы вспоминают до сих пор. В 1914 году близ церкви Святой Троицы в Волгограде, что недалеко от побережья Волги, провалилась земля на четыре метра. Позже старожилы вспомнили, что здесь находился тайный подземный ход, от которого можно добраться до реки. Именно по этому пути якобы проходили сподвижники Стеньки Разина с его несметными богатствами.

Тогда местные жители попытались лезть за сокровищами, но грунт начал уходить из-под ног. Рисковать своей жизнью никто не стал.

Уже во время Второй мировой войны были обнаружены четыре "необычные" пушки разинской, как предполагается, эпохи. Однако доказать, что их в качестве клада сохранял атаман, не представляется возможным. Дульная часть этих пушек была увешана драгоценными браслетами, а украшения, как рассказывают краеведы, прикрыты. Украшения, которые удалось обнаружить, якобы быстро разошлись по рукам солдат.

Нижегородская область

некоторые накопления" золотом, которые они якобы спрятали в окрестностях реки Алатырь.

В XVIII веке недалеко от нынешних сёл Михайлово и Печи лошадь во время вспахивания поля провалилась под землю. Крестьяне спустились вниз примерно на 25 метров, однако, кроме запертых наглухо дверей, ничего не увидели. Что было за ними - так и остаётся загадкой.

Недалеко от нынешнего посёлка имени Степана Разина есть деревня Панзелка, где туристы периодически пытаются откопать несметные богатства. На расстоянии примерно километра от деревушки есть огромный валун, под которым якобы находятся богатства. Правда, камень окопан со всех сторон, это заметно даже невооружённым глазом. Но к сокровищам пока так никто и не подобрался.

Самарская область

Знаменитый Царев курган, что находится в 20 минутах езды от центра Самары, по легенде, хранит клады Стеньки Разина. Краеведы утверждают, что несметные богатства не прятали в сундуки, а скидывали в спешке "как придётся".

Приметы заставляют думать, что сия громада взворочена человеческими силами, и утверждают, что славный некогда по волжским окрестностям грабитель Стенька Разин соорудил сию достопамятную громаду, - писал о кургане учёный Илья Лепехин в 1770-х годах.

Однако существует ещё как минимум две другие легенды о появлении достопримечательности около сотни метров высотой. Так, по одной из них, курган появился ещё во времена правления то ли Ивана Грозного, то ли Бориса Годунова. А насыпали его местные жители "по горсточке земли".

Также встречается версия, что Царев курган у подножия Сокольих гор появился незадолго до битвы, происшедшей на Кондурче в 1391 году между войсками Тамерлана и Тохтамыша. Якобы Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести на данное место по одному камню. В результате сложилась целая гора.

Кто находил клады

Поиски кладов начались сразу после казни Степана Разина в 1671 году. Младший брат Степана Фрол пообещал властям в обмен на жизнь показать клады. По легенде, он пять лет таскал по горам царских слуг. Когда богатства в очередной раз не находили, Фрол заявлял, что перепрятали сторонники казнённого атамана.

К 1676 году властям надоели бессмысленные скитания и частые попытки освободить Фрола, указывают историки. Они приняли решение вернуться в Москву, где "проводника" казнили на Болотной площади.

Существует также легенда об успешном поиске сокровищ. Кладоискатели рассказывают историю, как некий ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году искать несметные богатства. Якобы ему даже дали разрешение в императорской археологической комиссии в Петербурге. Как сообщалось, он нашёл "таинственный валун" около сёл Печи и Михайловка. Но на этом пока всё.

Недоступные сокровища

Есть две версии, по какой причине поиски несметных богатств атамана ни к чему не привели за три с половиной века. Первая: Фрол незадолго до того, как отвезти царских слуг к местам, где закопаны сокровища, смог подать знак разинским гонцам. Те отправились к сторонникам, которые могли знать точное местонахождение клада и перезахоронить его (или своровать). Поэтому Фрол с властями ничего не мог найти.

По второй из распространённых версий, никаких сокровищ попросту не было. А слухи о богатствах распускал сам Разин, надеясь отдалить момент своей смерти и сбежать, когда будет схвачен. Но брат, который хотел сохранить себе жизнь, оказался проворнее.

В августе в окрестностях села Новодевичье в Шигонском районе, значительная часть которого ушла под воду во время строительства Волжской ГЭС, начались подводные работы по поиску клада Степана Разина.

Как считают участники экспедиции «Великие реки России», легенды о золотых кладах атамана Разина имеют под собой веские основания. Между тем самарский исследователь Александр СКУПЧЕНКО утверждает: там, где атаман устраивал свои схроны, русло реки практически не менялось. Это означает, что искать сокровища нужно по берегам Волги, в многочисленных карстовых пещерах.

Волга-кормилица

Разинские сокровища действительно существовали, и причём были несметными, уверен краевед. Откуда золотишко и камушки? Ведь историкам известно, что середина XVII века - это разбойничьи времена, когда на Волге действовало огромное количество воровских шаек (в иные годы до полутора тысяч), промышлявших грабежом торговых судов, которые держали путь от верховьев реки до самого Каспия. Даже название «Жигули» многие историки связывают со словом «джигать» - убегать. В горах прятались беглые крестьяне и разные другие «тати». Значит, Разин кормился здесь не один. И не каждое нападение на судно было удачным - по Волге возили не только деньги и драгоценности, но и соль, дерево, хлеб, рыбу. В биографии атамана достаточно тёмных пятен, рассуждает краевед. Интересно и непонятно, например, почему в 1667 году он не пошёл вверх по Дону, как сделал это за год до него другой атаман Василий Ус? И почему, добравшись с боями до Волги, он не пошёл вверх по реке, где находилось множество богатых городов - Саратов, Симбирск, а стал пробиваться сквозь астраханские гарнизоны в море? Куда он стремился и кого намеревался грабить? Александр Скупченко утверждает, что Разин стремился в Персию. Но почему именно туда? Потому что вокруг всё уже было разграблено? Может, была иная причина?

Киднеппинг по-разински

Ответ на вопрос, который не давал покоя самарскому краеведу много лет, он нашёл случайно. Сработал феномен так называемого ангела из библиотеки, когда таинственный случай вкладывает в руки человека, целеустремленно ищущего какую-то информацию, нужную книгу, и открывает ее на нужной странице. Явление это необъяснимое, но хорошо известное практически каждому учёному. Так вот, в одном дореволюционном издании Скупченко обнаружил показавшееся ему вполне обоснованным подтверждение огромных богатств, доставшихся Разину и его дружкам без особого труда и риска. Найденный факт к тому же проливал свет не только на не совсем понятное поведение атамана, но и на его неблаговидные дела. - Изучая «Каталог землетрясений Российской империи. Записки императорского географического общества», изданный 1893 году в Санкт-Петербурге, я прочитал о нескольких землетрясениях, случившихся подряд в 1667 году в городе Шемахе (150 км от Баку) в течение трёх месяцев, - рассказывает Скупченко о своих архивных изысканиях в книге «Неизвестные клады России».

Вот текст из каталога: «В 1667 году в Шемахе были постоянные землетрясения в течение трех месяцев, причем не только множество зданий было разрушено, но и некоторые горы повалились; дороги были до такой степени испорчены, что караваны должны были отыскивать новые пути; до 80 тысяч человек погибло».
Может, потому так и рвался атаман в Персию? Ведь понятно, что стихийное бедствие заставило местное население бросать дома, имущество, которое и становилось лёгкой добычей шаек мародёров. В тех самых местах прихватил Разин, как известно, и шемаханскую княжну, надеясь, видимо, на богатый выкуп. Но то ли все родственники несчастной княжны во время землетрясения погибли, то ли они не узнали, кто из разбойников украл их родственницу, но Разину пришлось тащить княжну за собой, на Русь. Как он от неё впоследствии избавился - смотри слова известной народной песни.

Вот и получается, что тот поход в Персию, который историки окрестили потом как поход «за зипунами», а после 1917 года окрасили его в тона «классовой борьбы», был обычным грабительским походом. Хотя и умело организованным.

Приволжские банки

Возвращаясь с добычей из Персии, Разин разбил посланные за ним персидские суда, а затем успешно справился со стрельцами под Астраханью. И только в 1669 году поддался на уговоры царя и принял присягу верности самодержавию. Оговорив, правда, условие, что его отпустят со всей шайкой и награбленным добром. Но, вернувшись на Дон, Разин вновь взялся за старое и, собрав ещё более многочисленный отряд, пошёл вверх по Волге. Полчища атамана разорили десятки городов: Воронеж, Тулу, Усмань, Елец, Алатырь, Курмыш, Пензу, Саранск, Верхний и Нижний Ломов, Саратов, Царицын. Ну какой известный пират или разбойник за всю историю человечества мог сравниться с Разиным в количестве разграбленных городов и весей?! Так что «заработали» разбойнички достаточно! Лишь у Симбирска мятежникам дали отпор регулярные царские войска. И Разин бежал на Дон. Вот только следы войсковой казны при этом потерялись. Где же осталось злато-серебро, награбленное за несколько лет? Самарский исследователь полагает, что Степан Разин - казак, некогда сам состоявший на государевой службе, хорошо понимал: без денег «большую политику» не сделаешь. Тогда и были созданы «банки» - клады, прездназначенные для финансирования предстоящих «политических» мероприятий. И большая часть ценностей войсковой казны оказалась в гротах и пещерах на Самарской Луке.

За прошедшие столетия, конечно, старинные платья превратились в прах, коррозия наверняка разрушила некогда острые стальные клинки и стволы мушкетонов и пистолей. А вот драгоценные каменья вряд ли пострадали, как и изделия из цветных металлов. И хотя за давностью лет скорее всего теперь не определить, кому из разбойников принадлежали те или иные сокровища (если, конечно, на груде полуистлевшей рухляди или на бочонке с золотыми червонцами не обнаружат составленную им самим опись вещей), несметные разинские сокровища до сих пор дожидаются счастливчиков. Шанс обнаружить несколько знаменитых «кладниц», высок у тех, кто ведёт поиски по берегам реки. Ведь строительство ГЭС на геологию Жигулей существенно не повлияло...