Доклад на тему "сохранение контингента обучающихся в отделении хореографии роомхши им.р.д.кенденбиля ". К вопросу привлечения и удержания контингента дмш, музыкальных отделений дши



АННОТАЦИЯ: Доклад затрагивает актуальную проблему «текучести» контингента музыкальных отделений учебных заведений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства Мурманской области в современных условиях.

1. Введение. Актуальность проблемы. Причины.
2. Пути решения проблемы: 1) создание имиджа школы
2) способы педагогической профилактики
3) работа с родителями.

1. Введение.
Как часто мы слышим сегодня от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – участились случаи прекращения обучения в выпускных классах. Отсев учащихся на протяжении учебного года может составлять до 10%. Давайте разберёмся в причинах.

Причина первая. Слабые музыкальные данные.

Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не смею утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути.
Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход.
Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует установка на труд.

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности МШ. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.

Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.
Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети (особенно учащиеся гимназий и лицеев с их сверхсложными программами) не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «на музыку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и детки со способностями выше средних.

Причина третья. Приоритеты.
Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества в районе, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, чаще всего оказывается не в пользу музыкальной школы.

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)? В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы - администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

2. Пути решения проблемы.
Создание имиджа школы. Среди людей непосвященных существует миф о том, что педагоги доп. образования - люди, не имеющие образования, профессиональной подготовки, надлежащей квалификации, в сравнении с педагогами СОШ. Миром правят слухи. Именно на их основе формируется представление о доп. образовании и о конкретной школе в частности. Цель руководства школы - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае - на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ. Из чего складывается имидж? Фундамент - это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж - восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж - отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж - эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.
Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление холлов, классных комнат, уборных, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди - это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое - кто знает? - со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и - в первую очередь - ребёнка.

Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. Но на общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Если все сотрудники школы, грамотно объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Использованная литература:

1) Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции (8 – 9 ноября 2007 года). Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.
2) Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
3) Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
4) Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ. / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры» (14-15 ноября 2011 года). Часть 2. – Мурманск: МГГУ, 2011 – 151 с.

Анисимов В.П.,
профессор Тверского государственного университета,
директор научно-образовательного Центра арт-педагогики ТвГУ


Ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос сегодня найти просто. Достаточно проанализировать причины утраты имеющейся фактически у каждого ребенка врожденной потребности в занятиях искусством как творческой деятельностью. Так почему же многие дети прекращают заниматься в детской школе искусств, утрачивая интерес к занятиям музыкой или изобразительным творчеством, танцевальным или театральным искусством? Даже без глубокого анализа ответ лежит на поверхности: не каждый ребенок, приходя в ДШИ стремиться стать профессионалом в музыкальном изобразительном, танцевальном или театральном искусстве. Но перед каждым из них стоит задача познания собственного индивидуального пути к своему смыслу жизни как Предназначению. Такую задачу вне творческих способностей не решить, ибо путь каждого уникален и неповторим! А заниматься тренировкой своих творческих начал как феноменальной реализацией своей врожденной потребности к познанию смысла своего рождения и жизни на Земле необходимо каждому. И искусство здесь являет собой превосходную психотренировочную площадку. В этом собственно и заключается содержание общеразвивающего эстетического образования.

И здесь сокрыта первая грозная ошибка традиционной педагогической практики ДШИ, ибо большая часть преподавателей ДШИ элементарно не образована в таком осознании творчества, но зато крепко натренирована в ошибочном его понимании как синонима искусства. А это далеко не так. Вот и получается у нас в ДШИ воспитание искусством ради искусства же. А искусство было изобретено человечеством для развития творческих способностей человека. Искусство служит средством развития творческих способностей человека! А у нас распространена позиция педагогов наоборот: творческий потенциал ребенка используем (бывает, что до болезненного состояния) для обучения технологии музыкального, изобразительного или другого профессионального мастерства. Итак, следует помнить, что с позиции человеческих душевно-духовных начал рассматривать искусство как синоним творчества есть грубая методологическая ошибка.
Творчество давно рассматривается психологией как деятельность, отличающаяся как минимум тремя признаками: 1) оригинальностью (то есть непохожестью на предыдущий субъективный или объективный опыт); 2) новизной порождения идей в использовании одного и того же объекта, явления, предмета и 3) вариативностью (или детализацией) предъявления основной идеи в различных условиях ее проявления.
Полагать, что творчеством необходимо заниматься для того, чтобы сочинять (или исполнять) музыкальные произведения или писать художественные полотна – значит утилизировать процессы элитного проявления человечества. Суть творчества произрастает из понятия Творец, Создатель… И тогда «капля Божья» в каждом ребенке есть то зерно, условия взращивания которого как процесса самоТворения своего Предназначения призваны создавать педагоги ДШИ, деятели культуры и образования. Это наша миссия. В противном случае мы делаем нечто непонятное, убогое или даже преступное по отношению к ребенку.
Вторая распространенная ошибка коллег из ДШИ состоит в игнорировании или дистанцировании от работы с родителями учащегося. Хотя из осознания первой ошибочной позиции по поводу творчества следует, что вне родительского авторитета, который педагогам необходимо не только поддерживать, но и помогать аккумулировать и инициировать как проявление родословных ценностей и важнейших ориентиров жизни ребенка определить индивидуально правильное направление работы с ребенком в системе ДШИ невозможно. Работа педагогов ДШИ с родителями ребенка – особая область психопедагогической помощи и профессионального сопровождения, порой еще более трепетно ответственная, чем работа с ребенком в классе.
И третья задача педагогов ДШИ, пока еще трудно и мало осознанно решаемая нами – это проблема непрерывного духовно-интеллектуального роста самого себя. Работа арт-педагога начинается с себя. Это правило знают многие мои коллеги в системе тверских детских школ искусств. Воспитание собственным примером сегодня становится архивостребованным принципом развития творческих способностей каждого ребенка. Позволю себе здесь не останавливаться на этом подробно уже потому, что приниципы и методы такого непрерывно элитного самообразования отражены в монографии «Теоретические основы арт-педагогики».
Существующая же традиционная программа ДШИ на сегодня сложилась под давлением административной системы как исключительно предпрофессиональная деятельность ребенка, «заточенная» на выполнение плана приема выпускников ДШИ для поступления в колледжи искусств и высшие профессиональные учебные заведения и на внешние показатели работы ДШИ (количество лауреатов различных вредоносных для детей конкурсов и других якобы творческих мероприятий). Ориентация на «поголовную» профессионализацию учащихся ДШИ ставит систему эстетического образования в хроническую болезненно деформированную позицию, в которой она будет как и прежде не помогать, но создавать условия для закаливания отдельных одаренных личностей в ее преодолении (как это было в случае с Иегуди Минухиным и многими другими выдающимися деятелями искусства). Преодолевая препятствия и достигая вопреки…, мы умиляемся такой жизнеспособности отдельных одаренных в искусстве индивидов, предавая забвению многих и многих не менее одаренных в сотворении себя других детей.
Таким образом, система ДШИ легко сохранит каждого учащегося при двух условиях:
1) сохранении и непрерывном удовлетворении естественной потребности каждого ребенка в чувстве безопасности, которая обеспечивается эмоционально теплыми, доброжелательными, безоценочными отношениями взрослых, а значит социально, то есть душевно-духовно зрелых, полноценных людей: родителей и педагогов;
2) обеспечении условий для познания себя и своего лидерского и признанно востребованного ближними места в окружающем его мире (а не только окружающего мира вне понимания себя, как это чаще проявляется сейчас). Такое лидерское душевно-духовное проявление себя в окружающем мире и есть Предназначение, сотворить которое – природосообразная потребность каждого и нас.
Такие основы арт-педагогического видения задач полихудожественного образования современной системы ДШИ России интуитивно уже реализуют почти треть преподавателей детских школ искусств. Обогащение их и остальных коллег арт-педагогическими знаниями и практикой реализации такого подхода позволит выйти на полноценное духовно-интеллектуальное содержание воспитания искусством. И как вторичным результатом мы будем иметь решение и задачи 100-процентного сохранения контингента учащихся, родителей и педагогов уникальной системы детского художественного образования России.

Сохранение контингента обучающихся в ДМШ и ДШИ.

Проблемы и пути решения.

Тихонович О.В.

Преподаватель МБОУ ДОД

Сосновская ДМШ



Проблема сохранения контингента в музыкальной школе всегда была актуальной. И в наши дни мы часто слышим от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – бывают случаи прекращения обучения в выпускных классах. Этому способствует ряд причин, в которых мы попробуем разобраться.


Причина первая. Слабые музыкальные данные.

Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не берусь утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило, не бросают обучение на полпути. Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход. Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры, отсутствует мотивация на обучение и на труд.

У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности музыкальной школы. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.


Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.

Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «в музыкалку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и обучающиеся со способностями выше средних.

Причина третья. Приоритеты.

Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, часто оказывается не в пользу музыкальной школы.

Причина четвертая. Слабое здоровье.

Стремление родителей во что бы то не стало дать детям разностороннее образование не всегда приводит к желаемым результатам. К сожалению в в современном мире все больше детей с хроническими заболеваниями и с отклонениями в развитии. Такие дети тоже попадают в ряды обучающихся ДМШ и не всегда доходят до выпускного класса.

Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)? В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы - администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

Пути решения проблемы.


Создание имиджа школы. Цель руководства школы и педагогического коллектива - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае - на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ. Из чего складывается имидж? Фундамент - это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж - восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж - отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж - эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.

Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление коридоров, классных комнат, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Применять здоровьесберегающие технологии. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями. Самые близкие для ребёнка люди - это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое - кто знает? - со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и - в первую очередь - ребёнка.
Способы организации работы с родителями. Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. На общих родительских собраниях администрация знакомит родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения. Если все сотрудники школы, объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Список литературы:
1. Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции. Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.

2. Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ. / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры». Часть 2. – Мурманск: МГГУ, 2011 – 151 с.
3. Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
4. Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
5. As – sol. net.

Пилипенко Надежда Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Детская школа искусств
Населённый пункт: г. Холмск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Дата публикации: 24.11.2016
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ

ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

преподаватель высшей квалификационной категории
Холмск, 2016

Концепция развития дополнительного образования связана с понятием достижения современного качества образования, к которому предъявляются новые требования по уровню и качеству предоставляемых услуг и используемым технологиям. А это значит, что в современных условиях особые повышенные требования предъявляются к каждому преподавателю и не только в части образовательного ценза. Новые программы требуют наличия высокого уровня профессионализма, компетентности и мастерства. Сегодня серьезной проблемой при реализации ФГТ является педагогический кадровый ресурс, его профессиональный уровень (включая слабое владение ИКТ), рациональность распределения этого ресурса между предпрофессиональными и общеразвивающими программами. Сегодня есть необходимость создавать на уровне области инновационные площадки с целью повышения методической, информационной грамотности, повышения уровня обучения по предметам теоретического блока, вооружения педагогов знаниями о методах работы с особыми категориями учащихся (одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.), обмена и распространения передового опыта. Своими задачами предпрофессиональные программы ставят развитие у подрастающего поколения понятия культуры и культурных ценностей, формирование эстетических установок и вкуса, приобретение творческого опыта в общем и выявление и последующее развитие способностей у одаренных детей, в частности. Несмотря на то, что требования разработаны с целью создания равных условий для получения предпрофессионального образования учащимися, те же требования предусматривают возможность использования различных учебных и методических материалов разными учебными заведениями. С одной стороны это очевидный плюс: школы сами выбирают, на каком материале строить обучение, что подразумевает дифференцированный подход и расширяет возможности реализации новых идей, применяемых в процессе обучения. С другой стороны, это делает очевидным тот факт, что образование, получаемое в разных школах, будет не одинаковым по качеству. Не все учебные заведения обладают в полной мере доступом к методическим материалам, а некоторые имеют ограниченную возможность закупать учебную литературу и нотные пособия в достаточном количестве. Также существенное отличие будет заключаться в содержании вариативной части. Преподаватели при разработке учебных планов, как правило, включают в вариативную часть те предметы, которые соответствуют направленности их школы. Следует заметить, что предпрофессиональные программы, не всегда могут быть реализованы в полной мере. Это связано с рядом проблем:  Высокую актуальность имеют проблемы конкурсного отбора, который задекларирован ФГТ, но в реальной действительности практически отсутствует, и сохранности контингента. Есть здесь и объективные причины, связанные с приоритетом основного образования для большинства родителей, большой загруженностью детей в общеобразовательной школе, у
репетиторов, на подготовительных курсах и т.д. Есть и субъективные причины, связанные с конкурентоспособностью наших образовательных программ. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что родители, желая дать своему ребенку максимально возможное, записывают его одновременно на разные секции, кружки и в школу искусств. Так как совмещать все виды обучения становится невозможным, зачастую выбор делается не в пользу школы искусств. Так же причиной отсева контингента является отсутствие материальных возможностей родителей для обучения детей (высокие цены на музыкальные инструменты, художественные принадлежности и т.д.).  Чрезмерная избыточность требований к материально-техническим и информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных программ. Установлен минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения, а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации данных программ, однако эти условия для многих муниципальных школ, особенно работающих в отдаленных районах, мало выполнимы, а указания на роль федеральных органов в этом отношении отсутствуют. Материально-техническая база во многих школах устарела, инструменты требуют замены и ремонта, но высокая цена на них, и отсутствие квалифицированных мастеров не всегда позволяют сделать это.  Педагогическое сообщество, уже имеющее негативный опыт многочисленных реформ, отнеслось к введению новых стандартов с недоверием. Поэтому с реализацией новых программ имеются определенные трудности в перестройке сознания, готовности педагогов к таким новшествам, преодолении сопротивления и поиске механизмов мотивации педагогических кадров. Еще одной проблемой является дефицит молодых квалифицированных преподавателей. А также большая загруженность вследствие совмещения работы с детьми и наличия большого объема «бумажной» работы делает профессию преподавателя малопривлекательной. Молодые специалисты, получившие среднее профессиональное образование, уезжают за пределы области продолжать обучение в ВУЗах и, как правило, не возвращаются.  Работа по созданию учебно-методических комплексов отсутствует на уровне Федерации и отдана на откуп преподавателям. Методическое сопровождение также является недостаточным, особенно в части учебников, учебно-методических пособий: отсутствует рекомендованный перечень учебников, отсутствуют сами учебники, тогда как согласно ФГТ обеспеченность каждого учащегося учебником по всем предметам теоретического блока является одним из условий реализации предпрофессиональной программы. При отсутствии единых опорных точек в области учебно-методического обеспечения трудно говорить о сохранении единства образовательного пространства в сфере культуры и искусства.
Отсутствие опыта работы с новыми программами, написанными в соответствии с федеральными государственными требованиями, привело к необходимости вносить коррективы в учебную и методическую работу преподавателя. Составляя вариативную часть, преподаватели опираются на имеющейся опыт работы по программам художественно-эстетической направленности. Но уже сейчас можно сказать о том, что предметы необходимо выбирать «глядя вперед, а не оборачиваясь назад». Иными словами, необходимо обеспечивать преемственность дополнительных предпрофессиональных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области искусств.  Отсутствие в педагогическом коллективе специалистов, обученных методике составления новых программ. В штатное расписание необходимо вводить ставку методиста. С появлением квалифицированного специалиста методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) будет проводиться на более высоком уровне.  Требования предъявляются не только к педагогическим работникам, но и к ученику, и к родителям. В идеале каждый должен осознавать новый уровень ответственности за результат своей работы, за качество. Малый процент родителей имеют понятие о предпрофессиональном образовании, еще меньше нацелены на получение этого образования и профессиональную ориентацию своего ребенка. В сознании большинства родителей школа искусств - это, в первую очередь, место, где ребенок может получить художественное развитие и интересный досуг, где можно решить проблему занятости и свободного времени ребенка. Подводя итоги можно сказать, что, не смотря на все проблемы, предпрофессиональные общеобразовательные программы направлены на формирование творческой атмосферы, умения мыслить креативно, нравственных качеств, способности воспринимать и оценивать прекрасное. Сам процесс творчества, как правило, это процесс безграничный, поэтому многое зависит от конкретного преподавателя и его способности найти подход к конкретному ученику, его умением пользоваться всеми новшествами, которые предоставляет нам жизнь.

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Республиканская основная общеобразовательная музыкально-художественная школа-интернат им. Р.Д. Кенденбиля »

Доклад на тему:

«Сохранение контингента обучающихся в отделении хореографии РООМХШИ им.Р.Д.Кенденбиля»

(формы работы с родителям)

Составитель: Ховалыг Шораана Сарыг-ооловна

Преподаватель хореографического отделения

Кызыл- 2014г.

Доклад

На тему: «Сохранение контингента обучающихся в отделении хореографии РООМХШИ им. Р.Д.Кенденбиля

(формы работы с родителями)»

Преподаватель хореографии Ховалыг Ш.С.

Проблема сохранения контингента в детской школе искусств всегда была актуальной. И в наши дни мы часто слышим от преподавателей фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению, в нынешних условиях детскую школу искусств легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – бывают случаи прекращения обучения в выпускных классах. Этому способствует ряд разных причин. Такие как слабое здоровье, большая загруженность в общеобразовательной школе, приоритеты, слабые данные, переходный возраст и т.д.

Пути решения проблемы.

Создание имиджа школы. Цель руководства школы и педагогического коллектива - целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае- на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнеров. Из чего складывается имидж? Фундамент – это базовая идея учреждения - те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж – восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Внутренний имидж – отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж- эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.

Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление коридоров, классных комнат.

Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Работа с родителями. Самые близкие для ребенка люди- это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребенка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь ребенку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое – кто знает?- со временем может перерасти в серьезное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Образовательную деятельность невозможно успешно вести без сотрудничества с родителями. Родители учащихся – союзники и помощники, активные участники жизни отделения и школы, постоянные и самые благодарные слушатели.

Формы работы с родителями т.е как мы работаем со своими родителями учащихся в отделения хореографии РООМХШИ

- Открытые уроки. На открытые уроки приглашаем родителей (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя).

- Контрольные уроки. На контрольные уроки приглашаем желающих родителей. После второй полугодии при родителях поощряем отличников отделении и солистов ансамбля, чтоб другие на них равнялись.

- Информационно-аналитическая : анкетирование, опрос, “почтовый ящик”;

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к педагогу. Заданные вопросы освещаем на родительских собраниях.

- Досуговые : праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, в поездках. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

- Индивидуальные тематические консультации . Обмениваемся информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка и его проблемах.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводим индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Мы педагоги даем родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.

- Посещение семьи . Индивидуально работаем с родителями проблемных детей, знакомство с условиями жизни.

- Родительское собрание

Групповые родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости проводим чаще. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. К родительскому собранию часто используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных занятий их достижений, фотографии учащихся которые были на конкурсах, в поездках, во время учебы, на прогулках. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет заниматься в коллективе. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

ребенка хвалят, он учится быть благородным;

ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.