Эпоха самураев. Известные самураи японии. История самурайства: краткая историческая справка

Самурайство зародилось еще в VII веке и просуществовало до конца XIX века, когда было упразднено как институт. Многие столетия самураи представляли собой военно-феодальное дворянское сословие Японии, из которого вышло большое количество военных и чиновников XX века. Самураями называли отважных воинов Императорской армии вплоть до ее расформирования в 1947 году.

Он являлся ронином, т. е. не имел хозяина и был свободным воином. Мусаси приобрел славу одного из величайших фехтовальщиков, описал тактику, стратегию и философию самураев в бою, а также разработал и применил на практике новый вид боя с двумя мечами. Современники называли Мусаси «Кэнсаем», что переводится как «Святой Меч» и подчеркивает его высочайшее мастерство владения оружием.

Талантливый военачальник, он сформировал сильнейшую армию самураев и сплотил вокруг себя наибольшее количество провинций. Кампанию по объединению Японии Ода Нобунага начал с захвата своей родной провинции Овари, после чего стал расширять границы владений. В 1582 году, когда Нобунага достиг максимального могущества, его враги из числа собственных подчиненных затеяли государственный переворот. Осознавая неизбежность конца, он совершил ритуальное убийство - сэппуку.

Самурайский кодекс восхвалял таких девушек, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин» В историю страны вошли несколько онна-бугэйся - в том числе Накано Такэко (1847−1868). Она родилась на территории современного Токио, получила образование в области литературы и обучилась боевым искусствам. Такэко принимала непосредственное участие в защите замка Айдзу-Вакамацу во время гражданской войны между сторонниками Сегуната Токугава и проимператорскими силами. В ходе битвы она командовала женским отрядом и получила пулевое ранение в грудь, после чего попросила свою сестру отрезать ей голову и похоронить её, чтобы она не досталась врагу. Ежегодно на месте могилы Такэко проходит акция ее памяти.

Он стал первым сегуном, чья династия управляла страной до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Это стало возможным после разгрома его самураями остатков армий Нобунаги и другого полководца - Тоётоми Хидэёси, который также претендовал на управление всей Японией. Политика Иэясу наложила отпечаток на все дальнейшее существование страны, которая долгое время жила по его указам.

Самураи были гораздо более сложным классом, чем представление современного общества о самоотверженном военном сословии. Хотя они иногда были легендарными войнами, которые ставили честь превыше всего, среди них также были наёмники, охотившиеся за золотом, пираты, путешественники, христиане, политики, убийцы и бомжи.

10. Самураи не были настолько элитными

Несмотря на то, что мы думаем о самураях как об элитной боевой силе, большинство армии Японии были пешими воинами, называемыми асигару (ashigaru), и именно пехотинцы выигрывали войны.

Асигару начинался как общий сброд разношёрстных людей, приведённый с рисовых полей, но когда даймё поняли, что хорошо обученная постоянная армия была лучше случайных необученных воинов, они обучили их воевать. В древней Японии было три вида воинов: самураи, асигару и дзи-самураи. Дзи-самураи были самураями лишь тогда, когда это было необходимо, работая в качестве фермеров остальную часть года.

Когда дзи-самурай решал стать полноценным самураем, он присоединялся к асигару, а не к рядам своих более богатых коллег. Дзи-самураи, конечно были не настолько уважаемы, как истинные самураи, но их ассимиляция в асигару едва ли была понижением в статусе. Японские асигару были почти на равных условиях с самураями. В некоторых районах, эти два класса даже нельзя было различить.

Военная служба в качестве асигару была одним из путей, чтобы подняться по социальной лестнице феодальной Японии, кульминацией которой стало событие, когда Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), сын асигару, поднялся настолько высоко, что стал выдающимся правителем Японии. Затем он выбил лестницу из-под тех, кто на тот момент не был самураем, заморозив, таким образом, распределение социальных классов Японии.

9. Христианские самураи


Фотография: Боак Мариндюк (Boac Marinduque)

Приход миссионеров-иезуитов на юг Японии привёл к тому, что некоторые даймё приняли христианство. Их обращение, возможно, было более практичным, чем религиозным, так как связь с христианским миром означала доступ к европейской военной технике. Принявший христианскую веру даймё, Арима Харунобу (Arima Harunobu) выставил европейские пушки, для использования против своих врагов в битве при Окиты-Навате (Okita-Nawate). Поскольку Харунобу был христианином, миссионер-иезуит присутствовал на сражении и записывал как его самурай, довольно ошибочно преклонял колени и читал молитву Господню перед каждым выстрелом, который они совершали из своих драгоценных пушек.

Верность христианству помешала даймё Дом Джусто Такаяма (Dom Justo Takayama) действовать также как любой другой военачальник-самурай во время его правления. Когда Япония выгнала христианских миссионеров и заставила японских христиан отречься от веры, Такаяма предпочёл сбежать из Японии с 300 другими христианами, но не отказываться от своей веры. В настоящее время рассматривается вопрос о придании Такаяме статуса католического святого.

8. Церемонии осмотра отсечённых голов


Голова врага была доказательством выполненного долга самурая. После битвы головы собирались с плеч их мёртвых владельцев и представлялись даймё, которые наслаждались расслабляющей церемонией просмотра отрубленных голов, чтобы отпраздновать свою победу. Головы тщательно промывали, а их волосы расчёсывали и зубы чернили, что было признаком дворянства. Каждую голову затем устанавливали на небольшой деревянный держатель и помечали именами жертвы и убийцы. Если времени было мало, устраивалась поспешная церемония, во время которой головы расставляли на листьях, чтобы они впитали в себя кровь.

В одном случае, просмотр завоёванных голов привёл к тому, что даймё потерял свою собственную. После взятия двух фортов Ода Нобунаги (Oda Nobunaga), даймё Имагава Ёсимото (Imagawa Yoshimoto) провёл марш к церемонии просмотра голов и музыкального представления. К сожалению, для Ёсимото, остальная часть сил Нобунага выдвинулась и совершила внезапное нападение, в то время как головы готовились для просмотра. Силы Нобунаги подкрались прямо к армии Ёсимото и напали после случайной грозы. Затем отрубленная голова Ёсимото стала центральным украшением на церемонии просмотра голов у своего врага.

Система вознаграждения на основе отрубленных голов эксплуатировалась по-чёрному. Некоторые самураи говорили, что голова вражеского пехотинца на самом деле была головой великого героя и надеялись, никто не узнает правду. После того, как самурай на самом деле снимал с плеч ценную голову, он мог покинуть поле боя, так как деньги были уже у него в кармане. Ситуация стала настолько серьёзной, что даймё иногда даже запрещали принятие голов, чтобы их воины сосредотачивались на победе, а не на получении денег.

7. Они отступали во время битв


Многие самураи предпочитали бороться до смерти, чем жить в бесчестии. Даймё, однако, знали, что хорошая военная тактика включала в себя отступление. Тактические и истинные отступления были настолько же распространены в древней Японии, как и везде, особенно когда даймё были в опасности. Помимо того, что он был одним из первых кланов самураев, которые использовали огнестрельное оружие, клан Симадзу (Shimazu) из южной Японии славился использованием отрядов воинов, проводивших ложное отступление, чтобы заманить своих врагов в уязвимое положение.

Отступая, самураи использовали вздымавшийся плащ, называемый хоро, который защищал их от стрел во время бегства на лошадях. Хоро надувался, как воздушный шар, и его защитная изоляция также защищала лошадь. Убить лошадь было легче, чем целиться во всадника, который мог быстро погибнуть, как только его придавливала его же убитая лошадь.

6. Самураи были великолепными


Фотография: Samurai Antique World

В первые годы, самураи произносили долгие речи, описывая родословные воинов до сражений один-на-один. Позже, монгольские нашествия и включение низших классов в войну сделали провозглашение родословных линий самураев непрактичными в бою. Желая сохранить свой важный статус, некоторые воины начали носить флаги на спине, на которых была подробно описана их родословная. Однако, так как противники, вероятно, не были заинтересованы в чтении семейных историй в пылу сражения, практика так никогда и не прижилась.

В 16 веке воины начали носить сасимоно, небольшие флажки, которые были предназначены для ношения на спине самурая, чтобы отобразить их личность. Самураи шли на многое, чтобы выделиться из толпы, и сасимоно не ограничивались только флагами, они также включали в себя такие предметы, как веера и деревянные изделия в виде солнца с лучами. Многие шли ещё дальше и отмечали свою личность витиеватыми шлемами с рогами оленей, буйволов, павлиньими перьями - в ход шло всё, что помогало привлечь достойного противника, чьё поражение обеспечивало им честь и богатство.

5. Самураи-пираты


Примерно вначале 13-го века монгольское нашествие отодвинуло от своего побережья корейскую армию. Из-за неурожая в Японии осталось мало пищи, и, учитывая тот факт, что столица располагалась далеко на востоке, безработные ронины на западе начали отчаянно нуждаться в доходе и при слабом надзоре. Всё это привело к зарождению эры азиатской пиратства, главными игрокам которой были самураи.

Пираты, которых называли вокоу (wokou) вызвали столько хаоса, что именно из-за них появились многие международные споры между Китаем, Кореей и Японией. Несмотря на то, что вокоу со временем начали включать в себя всё большее число других национальностей, ранние рейды проводились в первую очередь японцами и продолжались в течение многих лет, так как пираты были под защитой местных семей самураев.

Корея, в конечном итоге, перешла под контроль монголов. После этого врагом вокоу стал Хубилай (Kublai Khan), которому корейские послы сообщили, что японцы были «жестокими и кровожадными» и монголы начали нашествие на японские берега.

Вторжение не удалось, однако оно помогло приостановить дальнейшие рейды вокоу вплоть до 14-го века. К тому времени вокоу были смешанной группой людей из разных частей Азии. Однако, из-за того, что они совершали свои многочисленные вторжения в Корею и Китай с японских островов, император Мин (Ming) пригрозил вторжением в Японию, если ей не удастся решить свою проблему с пиратами.

4. Харакири активно порицалось


Харакири, или ритуальное самоубийство, было способом самурая сохранить свою честь после определённого поражения. Все в любом случае вели на него охоту, и ему было нечего терять за исключением нервов перед процедурой вываливания своих кишок на пол. Однако в то время как самураи были готовы покончить жизнь самоубийством этим почётным способом, даймё больше беспокоились о сохранении своих армий. Самые известные исторические примеры массовых самоубийств отодвигают на задний план простую истину, состоящую в том, что не было никакого смысла в том, чтобы терять талантливых воинов. Победившие в битве даймё зачастую хотели, чтобы враги приносили им клятву верности, а не совершали харакири.

Одним из видов харакири был джунси (junshi). Совершая этот тип самоубийства, самурай следовал за своим павшим владыкой в загробную жизнь. Это было весьма проблематичным для наследника владыки. Вместо того, чтобы унаследовать армию самураев своего отца, у него оказывался двор, полный трупов лучших воинов. А учитывая тот факт, что новый даймё был обязан честью финансово поддерживать семью павшего самурая, джунси также было непривлекательной финансовой перспективой. В конце концов, практика джунси была запрещена сёгунатом Токугава (Tokugawa shogunate), хотя это и не остановило некоторых самураев от следования ей.

3. Самураи за границей


В то время как самураи, состоявшие на службе, редко покидали территорию своего даймё, за исключением вторжений на чужие территории, многие ронины искали счастья за рубежом. Среди первых зарубежных стран, которые начали нанимать самураев, была Испания. В заговоре с целью завоевать Китай для христианского мира, испанские лидеры на Филиппинах добавили тысячи самураев в многонациональные силы вторжения. Вторжение так никогда и не началось из-за отсутствия поддержки со стороны испанской короны, но другие самураи-наёмники часто служили под испанским флагом.

Самураи удачи особенно отличились в древнем Таиланде, где японский гарнизон самураев, состоявший приблизительно из 1500 человек помогал в военных походах. Колония состояла в основном из ронинов, искавших счастья за рубежом и христиан, спасавшихся от сёгуната. Военная поддержка, оказанная тайскому королю лидером Ямада Нагамаса (Yamada Nagamasa) принесла ему как принцессу, так и дворянский титул. Нагамасе дали власть над областью на юге Таиланда, но после выбора проигравшей стороны в войне за наследство, он скончался от полученных ранений в бою. После его смерти японское присутствие в Таиланде быстро уменьшилось, так как многие бежали в соседнюю Камбоджу, из-за того, что новый король был настроен против японцев.

2. Поздние самураи были бедными и могли убивать крестьян


Фотография: PHGCOM /Wikimedia

После того как Япония была объединена, самураям, которые зарабатывали на жизнь участием в бесконечных гражданских войнах своей страны, оказалось не с кем бороться. Отсутствие войны означало отсутствие голов. А отсутствие голов означало отсутствие денег, и немногие счастливчики из тысяч японских самураев, которые сохранили свои рабочие места, теперь работали на даймё, плативших им рисом.

По закону, самураям было запрещено работать, чтобы поддерживать себя. Торговля и сельское хозяйство считались крестьянской работой, из-за чего единственным источником дохода самурая стали фиксированные выплаты рисом в экономике быстро переходившей на торговлю с помощью монет. На горстку риса уже нельзя было купить столько сакэ, как можно было в прежние времена, поэтому самураи вынуждены были обменивать свой рис на реальные деньги. К сожалению, для высшего класса, находившегося под сильным давлением, дарить хорошие подарки, обладать качественными вещами, и носить стильную одежду было частью должностной обязанности самурая. Поэтому в период Эдо многие самураи попали в чёрную дыру долга у кредиторов.

Это может объяснить то, почему им дали право кирисуте гомен (kirisute gomen), юридическое право на убийство дерзких простолюдинов. Это было заманчивым правом для разорённых самураев, которые теперь могли покрыть свои долги с помощью меча. Тем не менее, документально подтвержденные случаи использования этого права практически отсутствуют, поэтому, кажется, что в целом самураи не использовали это право.

1. Как всё это закончилось


На протяжении приблизительно последних 250 лет своего существования, самураи постепенно превращались в поэтов, учёных и чиновников. Хагакурэ (Hagakure), возможно, величайшая книга о том, как быть самураем, представляла собой комментарии самурая, который прожил и умер, так и не приняв участия ни в одной войне.

Тем не менее, самураи оставались военным классом Японии и, несмотря на преобладающий мир, некоторые из лучших фехтовальщиков Японии были именно из эпохи Эдо. Те самураи, которые не хотели менять свою катану на перо, усердно обучались фехтованию, дрались на дуэлях, чтобы завоевать достаточно славы для открытия своих собственных боевых школ. Самая известная книга о японском ведении войны, «Книга Пяти Колец» (The Book of Five Rings), появилась в этот период. Автор Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi) считался одним из величайших фехтовальщиков Японии, он участвовал в двух из нескольких крупных сражений того периода, а также в многочисленных дуэлях.

Между тем, те, самураи, которые ступили на политическую арену, неуклонно росли во власти. В конце концов, они набрали достаточно силы, чтобы бросить вызов сёгунату. Им удалось свергнуть его, сражаясь во имя императора. Свергнув правительство и поставив номинального императора, они, по сути, захватили контроль над Японией.

Этот шаг, наряду с многочисленными другими факторами, обозначил начало модернизации Японии. К сожалению, для остальных самураев, модернизация включала в себя призывную армию в западном стиле, что резко ослабило военный класс Японии.

Растущие разочарования самураев, наконец, завершились Сацумским Восстанием (Satsuma Rebellion), очень свободно изображённым в фильме «Последний самурай». Несмотря на то, что реальное восстание значительно отличалось от того, как его изобразили в Голливуде, можно с уверенностью сказать, что самураи, верные своему воинскому духу, закончили своё существование яркой вспышкой славы.

Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.

Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?

Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает.

Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.

История самурайства

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.

Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Воспитание и становление самурая

Воспитание самурая – это сложный, многоуровневый процесс. Становление воина начиналось с ранних лет. Уже с детства сыновья самураев знали, что являются продолжателями своего рода и надежными хранителями семейных обычаев и традиций.

Каждый вечер, перед сном, ребенку рассказывали об истории и отваге самураев, об их подвигах. В историях приводились примеры, когда легендарные самураи смело, смотрели смерти в лицо. Тем самым ребенку с детства прививали храбрость и доблесть.

Важным аспектом самурайского воспитания являлась техника Бушидо. Она вносила понятие старшинства, главного в семье. Мальчикам с ранних лет втолковывали, что мужчина – глава семьи, и только он может определять направление деятельности своего ребенка. Другая японская техника Иэмото – обучала мальчиков дисциплине и поведению. Техника имела сугубо теоретический характер.

Кроме того, мальчиков с детства приучали к суровым испытаниям. Обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению подчиняться. Развивали силу воли, умение преодолевать даже самые суровые жизненные ситуации. Были времена, когда мальчикам устраивали проверку на выносливость. Для этого их поднимали на рассвете и отправляли в холодную, не отапливаемую комнату. Там их закрывали и долго не кормили. Некоторые отцы заставляли своих сыновей идти ночью на кладбище. Так они прививали мальчикам смелость доблестного воина. Другие водили своих сыновей на казни, заставляли выполнять непосильную работу, ходить без обуви по снегу, проводить несколько ночей без сна.

В возрасте 5 лет, мальчику дарили боккэн. Боккэн – меч самурая. С этих пор начиналось обучение искусству фехтования. Кроме того, будущий воин должен был уметь отлично плавать, великолепно держаться в седле, быть грамотным в письме, литературе и истории. Мальчикам преподавали уроки самообороны – джиу-джитсу. Кроме того, их обучали музыке, философии и ремеслу.

В возрасте 15 лет, мальчик превращался в доблестного самурая.

Кто такие самураи? Они представляют собой феодальный класс Японии, который пользовался великим уважением и почтением среди всех остальных сословий. Самураев боялись и уважали, за их жестокость в боях и благородство в мирной жизни. Великие имена самураев Японии написаны историей, которая навсегда запомнит этих легендарных личностей.

Это своеобразный аналог европейских рыцарей, которые присягали служить верой и правдой своему господину и играли одну из главнейших ролей в японском сообществе. Их деятельность и образ жизни жестко был связан кодексом чести, который носил название «бусидо». Великие самураи Японии сражались за феодалов или даймё – наиболее могущественных правителей страны, которые подчинялись могущественному сёгуну.

Эпоха даймё продолжалась с X по середину XIX века. За это время самураи успели окружить себя своеобразным ореолом благородства, их боялись и уважали даже за пределами страны Восходящего Солнца. Простые смертные восхищались ими, преклоняясь перед их жестокостью, отвагой, хитростью и изворотливостью. Самураям причислялись многие подвиги, однако правда на самом деле была гораздо прозаичней – знаменитые самураи Японии были рядовыми убийцами, но каков был характер их преступлений!

Топ самых известных самураев Японии

О великих самураях можно говорить бесконечно. Их истории окутаны ореолом таинственности и благородства, очень часто им приписывали незаслуженные подвиги, однако эти личности по-прежнему оставались предметом поклонения и бескорыстного уважения.

  • Тайра-но Киёмори (1118 — 1181)

Был полководцем и воином, благодаря которому была создана первая самурайская административная система управления в истории японского государства. До начала его деятельности все самураи были просто-напросто наёмными воинами для аристократов. После этого он взял под свою защиту клан Тайра и достаточно быстро добился успехов в политической деятельности. В 1156 году, Киёмори вместе с Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) сумели подавить восстание и принялись управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. В результате их союз превратил в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото.

Киёмори смог серьезно продвинуться по карьерной лестнице. В 1171 году он выдал свою дочь замуж за императора Такакура. Чуть позже у них родился первенец, который частенько использовался в качестве рычага давления на императора. Однако планы самурая осуществить не удалось, он скончался от лихорадки в 1181 году.

  • Ии Наомаса (1561 – 1602)

Был известным генералом или даймё в период, когда у власти находился сегун Токугава Иэясу. Это был один из самых преданных самураев, которых знала история Японии. Он значительно продвинулся по служебной лестнице и получил большое признание после того, как 3000 солдат под его предводительством одержали победу в битве при Нагакутэ (1584).Он сражался с таким напором, что даже противники восхищались его поведением на поле боя. Наибольшую популярность принесла ему битва при Секигахаре. Во время сражения в него попала шальная пуля, после чего он так и не смог полностью поправится. Его отряд носил название «Красные Дьяволы» за соответствующий цвет доспехов, которые одевали воины во время боя для устрашения противников.

  • Датэ Масамунэ (1567 — 1636)

Список «Самые известные самураи» продолжает эта легендарная личность. Даймё был безжалостным и беспощадным, так говорили о нем практически все. Это был выдающийся воин и отличный стратег, а его личность стала еще более запоминающейся из-за потери одного глаза, за что Масамунэ и получил прозвище «Одноглазый Дракон». Он должен был занять главенствующее место в клане после своего отца, но потеря глаза вызвала раскол в семье и к власти пришел младший брат Датэ. Уже будучи генералом, самурай смог завоевать хорошую репутацию и стал по праву считаться лидером. Именно после этого он развязал кампанию для того, чтобы одержать победу над соседними кланами. Это породило значительное волнение. В результате соседний клан обратился к отцу с просьбой обуздать своего старшего сына. Терумунэ был похищен, но он успел предупредить своего сына о подобном исходе событий и попросил его убить всех членов соседних кланов. Датэ Масамунэ исполнил наставление отца.

Хоть это и противоречит некоторым представлениям о самураях, но Датэ Масамунэ был сторонником религии и культуры. Он даже лично был знаком с папой Римским.

  • Хонда Тадакацу (1548 — 1610)

Был генералом и одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного и беспощадного. Это был истинный воин, даже в глубине своей души. Так, например, Ода Нобунага, который, кстати, не очень радовался своим последователям, считал Тадакацу настоящим самураем среди всех остальных самураев. О нем часто говорили, что Хонда обошел саму смерть, так как ни разу не получал серьезных травм, несмотря на то, что количество его сражений перевалило за 100.

  • Хаттори Хандзо (1542 — 1596)

Он являлся самым известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку. Благодаря ему император Токугава Иэясу остался в живых, а также чуть позже стал правителем объединенной Японии. Хаттори Хандзо показал блестящую военную тактику, за что и получил прозвище Дьявол Хандзо. Он выиграл свою первую битву еще в совсем юном возрасте – Хандзо тогда было всего 16 лет. После этого он смог освободить из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. 1582 год стал для него решающим в карьере и завоевании лидирующего положения – он помог будущему Сёгуну бежать от преследователей в провинцию Микава. В этой операции ему помогли местные ниндзя.

Хаттори Хандзо был отличным фехтовальщиком и свои последние годы, как говорят исторические источники, он скрывался под видом монаха. Многие частенько приписывали этому самураю сверхъестественные способности. Говорили, что он мог мгновенно скрываться и появляться в самых неожиданных местах.

  • Бэнкэй (1155 — 1189)

Был воином-монахом, который находился на службе у Минамото-но Есицунэ. Бэнкэй, пожалуй, является самым популярным героем японского фольклора. Рассказы о его происхождении многолики: некоторые утверждают, что он родился у изнасилованной женщины, а другие склоняются к тому, что Бэнкэй являлся потомком бога. Ходят слухи, что этот самурай убивал, как минимум, 200 человек в каждом своем бою. Интересный факт – в возрасте 17 лет он был ростом больше 2-х метров. Он обучился мастерству владения нагинатой (длинное оружие, которое представляет собой смесь копья и топора) и ушел из буддистского монастыря, чтобы присоединиться к секте горных монахов.

По преданию, он отправился на мост Годзё что расположен в Киото, и смог обезоружить каждого проходящего фехтовальщика. Таким образом, он смог собрать 999 мечей. Во время 1000-ого сражения с Минамото-но Ёсицунэ Бэнкэй потерпел поражение и вынужден был стать его вассалом. Несколько лет спустя, находясь в осаде, Есицуне совершил ритуальное самоубийство, в то время, как Бэнкэй сражался за своего хозяина. Поговаривают, что остальные солдаты боялись выступить против этого гиганта. В том бою самурай положил около 300 солдат, которые своими глазами видели, как пронзенный стрелами гигант по-прежнему стоит. Так все смогли узнать о «стоячей смерти Бэнкэя».

  • Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)

Это был один из самых могущественных полководцев времен Сенгоку в Японии. Он верил в буддистского бога войны, а его последователи были убеждены в том, что Уэсуги Кэнсин был воплощением Бисямонтена. Он был самым юным правителем провинции Этиго – в возрасте 14 лет он занял место своего старшего брата.

Он согласился выйти против величайшего полководца Такеды Сингена. В 1561 году состоялась самая масштабная битва Сингена и Кэнсин. Результаты сражения были неоднозначны, так как обе стороны потеряли в этом бою около 3000 человек. Они были соперниками более 14 лет, но даже этот факт не мешал им обмениваться подарками. И когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин не мог смириться с утратой такого достойного соперника.

Данные о смерти Уэсуги Кэнсин неоднозначны. Кто-то говорит, что он умер от последствий тяжелого пьянства, кто-то склоняется к версии о том, что он был серьезно болен.

  • Такеда Синген (1521 – 1573)

Это, пожалуй, самый знаменитый самурай в истории Японии. Известен он, по большому счету, своей уникальной военной тактикой. Часто упоминается как «тигр из Кай» за свои отличительные характеристики на поле боя. В 20-летнем возрасте он взял под свою опеку клан Такэда, затем объединился с кланом Имагава – в результате молодой военачальник получил власть над всеми близлежащими территориями.

Это был единственный самурай, который обладал достаточной силой и мастерством, чтобы победить могущественного Ода Нобунага, стремящегося к власти над всей Японией. Синген скончался во время подготовки к очередному бою. Некоторые говорят, что его ранил солдат, а другие склоняются к тому, что самурай умер от тяжелой болезни.

  • Токугава Иэясу (1543 — 1616)

Это первый сёгун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла страной Восходящего Солнца с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу получил власть в 1600 году, через три года стал сёгунов, а еще через два отрекся от должности, но находился все остальное время у власти вплоть до своей смерти. Это был один из самых известных полководцев за всю историю Японии.

Этот самурай пережил многих известных правителей на своем веку: Ода Нобунага заложил основу для сёгуната, Тоётоми Хидэёси захватил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму и тактическому мышлению Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет.

  • Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Это также самый известный самурай в своем роде. Он был генералом и великим политиком эпохи Сэнгоку, а также вторым объединителем Японии и человеком, который положил конец периоду Воюющих царств. Хидэёси приложил усилия к созданию некоторых культурных наследий. Так, например, он ввел ограничение, из которого следовало, что только члены класса самураев могли носить оружие. Кроме того, он финансировал строительство и восстановление многих храмов, а также сыграл значительную роль в истории христианства на территории Японии.

Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, смог стать великим генералом Нобунаги. Он не смог получить титул сёгуна, но сделал себя регентом и построил дворец. Когда его здоровье начало давать сбои, Хидэёси начал завоевывать династию Мин с помощью Кореи. Классовые реформы, которые проводил самурай, существенно изменили японскую социальную систему.

Тайра-но Киёмори был полководцем и воином, который создал первую самурайскую административную систему управления в истории Японии. До Киёмори, самураи в основном рассматривались как наемные воины для аристократов. Киёмори взял под свою защиту клан Тайра после смерти своего отца в 1153 году, и быстро добился успеха в политике, в которой он ранее занимал лишь незначительный пост.

В 1156 году, Киёмори и Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) подавили восстание и стали управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. Их союз превратил их в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото.

Он продвинулся по государственной службе, а в 1171 году выдал свою дочь за императора Такакура. У них, в 1178 году, появился ребенок, сын Токихито. Киёмори позже использовал этот рычаг, чтобы заставить императора Такакура отдать свой трон принцу Токихито, а также своим союзникам и родственникам. Но в 1181 году умер от лихорадки в 1181 году.

11. Ии Наомаса (1561 – 1602)


Ии Наомаса был знаменитым генералом и даймё в период Сэнгоку, когда правил сегун Токугава Иэясу. Он считался одним из Четырех Небесных Королей Токугава, или самых преданных и уважаемых генералов Иэясу. Отец Наомаса был убит после того, как его ошибочно признали виновным в измене, когда Наомаса был маленьким ребенком.

Ии Наомаса продвинулся вверх в клане Токугава, и получил большое признание, после того, как под его руководством 3000 солдат одержали победу в битве при Нагакутэ (1584). Он боролся так лихо, что получил похвалу даже от генерала противников, Тоётоми Хидэёси. После того, как он помог одержать победу Токугава во время осады Одавары (1590), он получил замок Миновa и 120000 коку (древняя японская единица измерения площади), то есть самый большой участок земли, принадлежащий кому-либо из вассалов Токугава.

Звездный час Наомаса настал во время битвы при Секигахаре, где он был ранен шальной пулей. После этого ранения он так до конца не мог поправиться, но продолжал бороться за жизнь. Его подразделение стало известно как "Красные Дьяволы", за их кроваво-красные доспехи, которые они носили в бою, для психологического воздействия.

10. Датэ Масамунэ (1567 - 1636)

Датэ Масамунэ был безжалостным и жестоким даймё в ранний период Эдо. Он был выдающимся тактиком и легендарным воином, и его фигура стала еще более знаковой из-за его потерянного глаза, за что его часто называли «Одноглазый Дракон».

Как старший сын клана Датэ, он должен был занять место своего отца. Но из-за потери своего глаза после оспы, мать Масамунэ посчитала его непригодным кандидатом для правления, и второй сын в семье взял управление на себя, в результате чего в семье Датэ возник раскол.

После несколько ранних побед в качестве генерала, Масамунэ завоевал положение, став признанным лидером и начал кампанию, чтобы победить всех соседей своего клана. Когда соседний клан попросил Терумунэ, его отца, обуздать своего сына, Терумунэ сказал, что не будет это сделать. Впоследствии Терумунэ был похищен, но перед этим он дал наставления, чтобы сын убил всех членов вражеского клана, если что-то подобное случиться, даже если в ходе битвы отец будет убит. Масамунэ повиновался, убив всех.

Масамунэ служил Тоётоми Хидэёси в течение некоторого времени, а затем перешел на сторону союзников Токугава Иэясу после смерти Хидэёси. Он был верен обоим. Хотя это удивительно, но Масамунэ был покровителем культуры и религии, и даже поддерживал дружеские отношения с Папой Римским.


9. Хаттори Хандзо (1542 - 1596)



Хаттори Хандзо был известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку, и одной из самых часто изображаемых фигур той эпохи. Ему приписывают спасение жизни Токугава Иэясу, а также, что он помог ему стать правителем объединенной Японии. Он получил прозвище Они-но Хандзо (Дьявол Хандзо) за свою бесстрашную военную тактику, которую он показал.

Хаттори выиграл свою первую битву в возрасте 16 лет (в ночном нападении на замок Удо), и успешно освободил из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. В 1579 году он руководил отрядом ниндзя из провинции Ига для защиты против сына Ода Нобунага. Провинция Ига была, в конечном счете, уничтожена самим же Нобунага в 1581 году.

В 1582 году он внес свой самый ценный вклад, когда помог будущему сегуну Токугава Иэясу бежать от преследователей в провинцию Микава, с помощью местных кланов ниндзя.

Он был отличным фехтовальщиком, и исторические источники указывали, что последние годы своей жизни он скрывался от всех под видом монаха сименем "Сайнен." Легенды часто приписывают ему сверхъестественные способности, такие как исчезновение и появление в другом месте, предвидение и психокинез.

8. Бэнкэй (1155 - 1189)



Мусашибо Бэнкэй, известный в народе просто как Бэнкэй, был воином-монахом, который служил Минамото-но Есицунэ. Он – популярный герой японского фольклора. Рассказы о его рождении очень разнятся - некоторые говорят, что он был сыном изнасилованной матери, другие называют его потомком бога, и многие приписывают ему атрибуты ребенка демона.

Бэнкэй, как говорят, убивал минимум 200 человек в каждом бою, в котором он участвовал. В возрасте 17 лет, он был ростом более двух метров, и его называли гигантом. Он прошел обучение по владению нагинатой (длинным оружием, похожим на гибрид топора и копья), и покинул буддийский монастырь, чтобы присоединиться к тайной секте горных монахов-аскетов.

По преданию, Бэнкэй отправился на мост Годзё в Киото, где обезоружил каждого проходящего мимо фехтовальщика и тем самым собрал 999 мечей. Во время его 1000-го боя, он потерпел поражение от Минамото-но Ёсицунэ, и стал его вассалом, борясь с ним против клана Тайра.

Находясь в осаде несколько лет спустя, Есицуне совершил ритуальное самоубийство (харакири), в то время как Бэнкэй боролся на мосту в передней части главного входа замка, чтобы защитить своего хозяина. Говорят, что солдаты, организовавшие засаду, боялись заходить мост, чтобы вступить в бой с одиноким, гигантом. Бэнкэй убил свыше 300 солдат и еще долго после того, как битва уже была закончена, солдаты видели, как покрытый ранами и пронзенный стрелой Бэнкэй по-прежнему стоит. Гигант упал на землю, умерев стоя, что в итоге стало известно как "Стоячая смерть Бэнкэя."

7. Уэсуги Кэнсин (1530 - 1578)



Уэсуги Кэнсин был даймё в период Сенгоку в Японии. Он был одним из самых могущественных полководцев той эпохи, в основном его помнят за его доблесть на поле боя. Он славится своим благородным поведением, военным мастерством и давним соперничеством с Такэдой Сингеном.

Кенсин верил в буддийского бога войны - Бисямонтена – и поэтому его последователи считали его воплощением Бисямонтена или Бога войны. Он иногда упоминается как "дракон Этиго", за его грозную технику боевых искусств, которую он показал на поле боя.

Кенсин стал юным 14-летним правителем провинции Этиго после того, как вырвал власть из рук своего старшего брата. Он согласился выйти на поле боя против могущественного военачальника Такеды Сингена, потому что завоевательные кампании Такеды приближались близко к границам Этиго.

В 1561 году Кенсин и Синген участвовали в своей самой большой битве, четвертом сражении при Каванакадзиме. По преданию, во время этой битвы Кенсин накинулся на Такэду Сингена со своим мечом. Синген отмахивался от ударов своим боевым железным веером, и Кенсину пришлось отступить. Результаты боя не однозначны, так как оба военачальника потеряли более 3000 человек.

Хотя они были соперниками более, чем 14 лет, Уэсаги Кенсин и Такэда Синген несколько раз обменивались подарками. Когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин, как говорили, плакал в голос из-за потери такого достойного противника.

Также следует отметить, что Уэсаги Кенсин лихо победил самого могущественного военачальника той эпохи, Ода Нобунага, аж два раза. Говорят, что если бы он не умер внезапно после тяжелого пьянства (или рака желудка или же убийства, в зависимости от того, кого вы спросите), он, возможно, узурпировал бы трон Нобунаги.

6. Такеда Синген (1521 – 1573)



Такеда Синген, из провинции Кай, был выдающимся даймё в позднем периоде Сэнгоку. Он известен своим исключительным военным авторитетом. Он часто упоминается как "тигр из Кай" за свое военное мастерство на поле боя, и, как главный соперник, Уэсуги Кэнсина, или "Дракона Этиго".

Синген взял под свою защиту клан Такэда в возрасте 21 года. Он объединился с кланом Имагава, чтобы они помогли в проведении бескровного переворота против его отца. Молодой военачальник добился быстрого прогресса и получил контроль над всем близлежащим районом. Он воевал в пяти легендарных сражениях против Уэсаги Кэнсина, а затем клан Такэда разрушили внутренние проблемы.

Синген был единственным даймё, обладающим необходимой силой и тактическим мастерством, чтобы остановить Ода Нобунага, который хотел управлять Японией. Он победил союзника Нобунаги, Токугава Иэясу в 1572 году, и захватил замок Футамата. Тогда он разбил небольшую объединенную армию Нобунага и Иэясу. Во время подготовки к новому бою, Синген скоропостижно скончался в своем лагере. Некоторые говорят, что вражеский стрелок ранил его, в то время как по другим источникам считается, что он умер от пневмонии или от старой боевой раны.

5. Токугава Иэясу (1543 - 1616)



Токугава Иэясу - первый сегун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла Японией с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу захватил власть в 1600 году, стал сёгуном в 1603 году, отрекся от должности в 1605 году, но оставался у власти до своей смерти в 1616 году. Он является одним из самых известных полководцев и сёгунов в японской истории.

Иэясу пришел к власти, воюя под кланом Имагава против блестящего лидера Ода Нобунага. Когда лидер Имагава, Йошимото, был убит во время неожиданного нападения Нобунага, Иэясу образовал тайный союз с кланом Ода. Вместе с армией Нобунаги они захватили Киото в 1568 году. В то же время, Иэясу заключил союз с Такэдой Сингеном и расширил свою территорию.

В конце концов, после прикрытия бывшего врага, альянс Иэясу-Синген рухнул. Такеда Синген победил Иэясу в ряде сражений, но Иэясу обратился за помощью к Ода Нобунага. Нобунага привел свою большую армию, и силы Ода-Токугава в 38000 человек одержали великую победу в битве при Нагасино в 1575 году против сына Такэды Сингена, Такеды Кацуёри.

Токугава Иэясу в конечном итоге пережил многих великих людей той эпохи: Ода Нобунага засеял почву для сёгуната, Тоётоми Хидэёси получил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет.

4. Тоётоми Хидэёси (1536 - 1598)



Тоётоми Хидэёси был великим даймё, генералом, самураем, и политиком периода Сэнгоку. Его считают вторым «великим объединителем» Японии, сменившим своего бывшего хозяина, Ода Нобунага. Он положил конец периоду Воюющих царств. После его смерти, его молодой сын был вытеснен Токугава Иэясу.

Хидэёси создал ряд культурных наследий, таких как ограничение, по которому только члены класса самураев могли носить оружие. Он финансировал строительство и восстановление многих храмов, которые все еще стоят в Киото. Он сыграл важную роль в истории христианства в Японии, когда он приказал казнить на кресте 26 христиан.

Он присоединился к клану Ода около 1557 года в качестве скромного слуги. Его повысили, и он стал вассалом Нобунага, и участвовал в битве при Окэхадзаме в 1560 году, где Нобунага победил Имагава Йошимото и стал самым могущественным полководцем периода Сэнгоку. Хидэёси провел многочисленные ремонтные работы в замке и по строительству крепостей.

Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, стал одним из главных генералов Нобунаги. После убийства Нобунаги в 1582 году от рук его генерала Акэти Мицухидэ, Хидэёси хотел отомстить, и, вступив в союз с соседним кланом, победил Акэти.

Хидэёси, как Нобунага, так и не получил титула сёгуна. Он сделал себя регентом и построил себе роскошный дворец. Он изгнал христианских миссионеров в 1587 году, и начал охоту за мечами, чтобы конфисковать все оружие, остановив крестьянские восстания и обеспечив большую стабильность.

Когда его здоровье начало давать сбои, он решил воплотить в жизнь сон Ода Нобунага о том, как Япония завоевывает Китай, и начал завоевание династии Мин с помощью Кореи. Вторжение Кореи закончилась неудачей, и Хидэёси умер 18 сентября 1598 года. Классовые реформы Хидэёси изменили социальную классовую систему в Японии на следующие 300 лет.

3. Ода Нобунага (1534 - 1582)



Ода Нобунага был могущественным самураем, даймё, военачальником, который инициировал объединение Японии в конце периода Воюющих царств. Он прожил всю жизнь в непрерывных военных завоеваниях, и захватил треть Японии до своей смерти в перевороте 1582 года. Его помнят, как одну из самых жестоких и дерзких фигур периода Воюющих царств. Его также признают одним из величайших правителей Японии.

Его верный сторонник Тоётоми Хидэёси стал его преемником, и он стал первым, кто объединил всю Японию. Токугава Иэясу позже укрепил свою власть сёгунатом, который правил Японией до 1868 года, когда началась Реставрация Мэйдзи. Говорили, что "Нобунага начинает делать национальную рисовую лепешку, Хидэёси месит ее, и, в конце концов, Иэясу садится и ест ее."

Нобунага изменил технику военного дела в Японии. Он внедрил использование длинных пик, способствовал строительству укреплений замков, и особенно применению огнестрельного оружия (в том числе аркебуз, мощного огнестрельного оружия), что привело к многочисленным победам полководца. После того, как он захватил два важных мушкетных завода в городе Сакаи и провинции Оми, Нобунага получил превосходящую оружейную мощь над врагами.

Он также учредил специализированную воинскую классовую систему, основанную на способностях, а не на имени, звании, или семье. Вассалы также получили землю на основе того, сколько там производится риса, а не от размера земель. Эта организационная система была позже использована и широко разработана Токугава Иэясу. Он был отличным бизнесменом, модернизировавшим экономику от сельско-хозяйственных городов до формирования городов-крепостей с активным производством.

Нобунага был почитателем искусства. Он построил большой сад и замки, популяризировал японскую чайную церемонию, чтобы можно было поговорить о политике и бизнесе, и способствовал началу формирования современного театра кабуки. Он стал покровителем миссионеров-иезуитов в Японии, поддержал создание первого христианского храма в Киото в 1576 году, хотя он оставался непреклонным атеистом.

2. Хонда Тадакацу (1548 - 1610)



Хонда Тадакацу был генералом, а позже даймё, в конце периода Сэнгоку до раннего периода Эдо. Он служил Токугава Иэясу, и был одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного.

Тадакацу был настоящим воином в глубине души, и, после того, как сёгунат Токугава превратился из военного в гражданско-политический институт, он стал все больше отдаляться от Иэясу. Репутация Хонды Тодакацу привлекла внимание некоторых из самых влиятельных фигур в Японии того время.

Ода Нобунага, который, как известно, не хвалил своих последователей, называл Тадакацу "самураем среди самураев." Тоётоми Хидэёси называл его "лучшим самураем на востоке." О нем часто упоминали как о "воине, превзошедшем саму смерть", так как он никогда не получал серьезных ран, несмотря на то, что прошел через чем более 100 боев к концу своей жизни.

Его часто характеризуют как полную противоположность другому великому генералу Иэясу, Ии Наомаса. Оба были свирепыми воинами, и способность Тадакацу ускользать от травм часто противопоставлялась всеобщему представлению, что Наомаса пережил много боевых ранений, но всегда боролся с ними.

1. Миямото Мусаси (1584 - 1685)



Хотя он не был выдающимся политиком, или знаменитым генералом или военачальником, как многие другие в этом списке, пожалуй, не существовало другого, более великого фехтовальщика в истории Японии, чем легендарный Миямото Мусаси (по крайней мере для западных жителей). Хотя он был фактически бродячим ронином (самураем без хозяина), Мусаси прославился благодаря рассказам о его мастерстве фехтования в многочисленных поединках.

Мусаси - основатель техники фехтования Нитен-рю, искусства боя на двух мечах – там одновременно используются катана и вакидзаси. Он был также автором «Книги пяти колец», книги по стратегии, тактике и философии, которая изучается до их пор.

По его собственным рассказам, Мусаси провел свой первый поединок в возрасте 13 лет, где он победил человека по имени Арика Кихей, убив его палкой. Он боролся с адептами известных школ фехтования, но никогда не проигрывал.

В одном поединке против семьи Йошиока, знаменитой школы фехтовальщиков, Мусаси, как сообщается, изменил своей привычке появляться поздно, прибыл на несколько часов раньше, убил 12-летнего противника, а затем сбежал, когда на него напали десятки сторонников его жертвы. Чтобы отбиться, он достал свой второй меч, и эта техника владения двумя мечами положила начало его технике Нитэн-ки ("два неба, словно одно").

По рассказам, Мусаси странствовал по земле и сразился в более чем 60 поединках, и никогда не был побежден. Это консервативная оценка, скорее всего, не принимает во внимание смерти от его рук в крупных сражениях, в которых он участвовал. В последние годы своей жизни, он участвовал в поединках гораздо меньше и больше писал, удалившись в пещеру, чтобы написать «Книгу пяти колец». Он умер в пещере в 1645 году, предвидя свою смерть, так что он умер в позе, сидя с одним поднятым вертикально коленом и держа свой вакидзаси в левой руке, а палку в правой .