Эры, летосчисления, эра. Диоклетиана, новая эра, хиджра. Системы летосчисления

Одна из древнейших эр относится к дате - среда 26 февраля 747 г. до н. э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения Набонассара до современника Птолемея - римского императора Антония Пия (138-161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29 августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.
С этого дня началась новая эра - Диоклетианова , которая сохранилась до нашего времени лишь у коптов - потомков древних египтян.

В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник - пасху - следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца - Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, - значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака. Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. - «от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 - как во втором году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева (как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими государствами. Это так называемая новая эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.

Хиджра

На сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра - хиджра , получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день основатель мусульманской религии - Мухаммед (Магомет) покинул Мекку, чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным календарем, который на 10-11 дней короче нашего. По этому календарю за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана, Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г. наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.
БДЭЭ-История человечества

История под знаком вопроса Габович Евгений Яковлевич

Вопрос эры или точки отсчета исторических дат

С точки зрения исторической или технической хронологии точная длина года и его начало представляют определенный интерес. Если их не учитывать, то возможны ошибки в много месяцев или даже в несколько лет. Но историческая аналитика вскрывает ошибки в хронологии, которые исчисляются сотнями и тысячами лет. При этом, основной потенциал хронологических ошибок - наряду с неверными данными в используемых историками текстах и в неоднозначном прочтении написания цифр, запрятан в многообразии хронологических эр, т. е. дат, от которых ведется хронологический отчет, каким бы годом при этом не пользовались.

Выше я уже сослался на книгу «Какой сейчас век?», в которой Фоменко и Носовский рассказали о двух сотнях различных эр «от сотворения мира»: от 3491 года до н. э. (по Иерониму) до 5969 года до н. э. (по Феофилу). А [Фон ден Бринкен] упоминает в начале своей хронологической таблицы еще и год 6024 до н. э. как год сотворения мира по представлению грузинской религиозной общины Иерусалима. В [Романова] эти границы раздвинуты аж до чисел от 3483 до 6984 лет. Разброс дат начала летоисчисления от сотворения мира составляет таким образом более трех с половиной тысяч лет!

Стоит только историку при чтении источника неверно определить, по какой именно эре от сотворения все одного и того же мира выдавал свои даты автор изучаемого текста, и новоиспеченный хронолог начнет походить на снайпера, сменившего винтовку с оптическим прицелом на орудие главного калибра ушедшего на десяток миль от берега крейсера. Конечно, пальнув из такой пушечки в бумажную мишень для пулевой стрельбы, установленную в находящемся недалеко от берега тире, можно случайно и попасть в эту бумажку, но можно и разнести в пух и прах не только весь тир, но и его солидную эпсилон - окрестность (надеюсь, это широко используемое математиками для обозначения ближайшей окрестности неопределенного радиуса выражение, не напугает моих гуманитарно настроенных читателей).

А ведь дело не ограничивается эрами от сотворения мира. Эр, правда, несколько меньше, чем собак нерезаных, но все-таки их развелось столько, что обозреть их все не решился еще ни один учебник по хронологии. Энциклопедия Майера уделяет этому вопросу отдельную статью, в которой предпринята попытка классификации всего необозримого множества эр. Безымянный автор этой энциклопедической статьи ввел девять классов эр и посвятил описанию этих классов и перечню самых главных примеров из арсенала ТИ набранные мелким шрифтом полторы страницы (т. е. в несколько раз больше объема, чем БСЭ2 и БСЭЗ вместе взятые понятию хронологии). Приведем только названия классов:

1. Хронографические эры (по великим завоевателям международного масштаба: Александру, Диоклетиану, Набоннасару и т. д. Сюда же отнесена и эра по греческим олимпиадам).

2. Династические эры (по основателю династии, например, эра Селевкидов с момента утверждения первого из них в качестве сатрапа).

3. Мемориальные (в честь некоего знаменательного события, например, посещения императором Андрианом Афин!).

4. Освободительные эры (например, эра Помпея, якобы освободившего сирийские провинции от ига Маккавеев).

5. Провинциальные эры (эпохальные для провинции даты якобы служили началом локальных эр в Римской империи).

6. Революционные эры (например, от провозглашения французской республики).

7. Сакральные эры (от знаменательных дат, воспринимаемых как священные: сотворение мира, от рождения Христа или сожжения храма).

8. Победные эры (победа Октавиана над Антонием и Клеопатрой, Цезаря над Помпеем и т. п.).

9. Городские эры (например, от основания Рима).

Наверняка, если поднатужиться, можно и еще классик - другой придумать. Например, счет времени от выигрыша в лотерее или от всемирной катастрофы. Вот и переливающие из пустого в порожнее на темы о времени Савельева и Полетаев придумали два больших класса ex ante и ex post при помощи переводимых практически одинаково латинских выражений (нечто вроде «от бывшего раньше»), не продвинувшись ни на йоту к пониманию сущности хронологии.

С другой стороны, многие из эр могут вполне обоснованно быть помещены в два разных класса. Так что и эта псевдонаучная систематизация, в которой проявилась общенемецкая (и китайская) любовь к порядку, опять же хороша лишь для того, чтобы отвлечь нас от главного. А главное это то, что если спутать эру от рождения Ким Ир Сена с эрой создания мира грузинской общиной Иерусалима, то расхождение выдуманных дат в восемь тысяч лет можно будет считать научно обоснованным. Вот список некоторых эр согласно книге [Прокштейн2], стр. 82:

Китайская циклическая эра - 2637 год до н. э.

Буддийская эра (Китай, Япония, Монголия) - 950 год до н. э.

Эра олимпиад - лето 776 года до н. э.

Японская эра Нино - 660 год до н. э.

Буддийская эра Нирваны (Индия) - 543 год до н. э.

Индийская эра Махавиры - 527 год до н. э.

Парфянская эра Аршакидов - весна 247 года до н. э.

Индийская эра Викрамы - март 57 года до н. э.

Эра постконсулата - 541 года н. э.

Японская эра Ненго - 645 года н. э.

Мексиканская эра - 1089 года н. э. (начало 1–го цикла)

Обилием рассмотренных эр отмечалась уже книга Скалигера «Исправление хронологии». Здесь более 50 страниц посвящено описанию самых главных эр.

Главную проблему, связанную с обилием эр - только что названную возможность хронологических ошибок из-за неверного понимания того, какой именно эрой пользовался тот или иной автор, тот или иной источник, - историки предпочитают не артикулировать слишком настойчиво. Рассмотрим простой пример: Л. В. Черепнин в брошюре русская хронология (учебном пособии по вспомогательным историческим дисциплинам), изданной главным архивным управлением НКВД СССР через Историко-архивный институт, Москва в победоносном 1944 г. пишет на стр. 40 «В самом деле, современное летосчисление началось в 5508 году от „сотворения мира“». Стоит нам поверить этому заявлению и при чтении «Всемирной хроники» Шеделя мы будем все даты сдвигать на 310 лет: в этой хронике на самом деле «рождение Христа» (в плане рождения нового летоисчисления, т. е. как точка отсчета лет нашего летоисчисления, а не жизни принимаемого за историческую личность человека Иисуса) приходится на 5198 год.

На стр. 68 в разделе «Ошибочные даты в древнерусских актах» Черепнин признает:

«Задача перевода дат с византийского летосчисления на современное сильно осложняется тем, что в древнерусских документах мы часто находим неверные цифровые обозначения годов. Мы оставим пока в стороне вопрос о применении заведомо неправильных принципов датировки древними летописцами. Этого вопроса мы коснемся ниже. А пока остановимся на хронологии актового материала и отметим возможные и часто встречающиеся на практике искажения действительных дат, в результате случайных причин, при механической или недостаточно точной переписке. Цифры пропускались, заменялись одна другой, принимались одна за другую и т. д. От времени документы портились, поэтому в некоторых датах стирались отдельные цифры. Позднейшие копиисты не обращали на это внимания и воспроизводили цифровое указание источника в неполном виде, искажая тем самым его смысл».

В разделе «Неточности хронологических данных древнерусских летописей и их проверка» он уточняет (стр. 71–72):

«Говоря о привлечении летописей для проверки актовой хронологии, надо в то же время учитывать, что и летописные хронологические данные часто грешат неточностями. Это относится в особенности к Начальной летописи, - наиболее раннему дошедшему до нас памятнику летописного типа. Исследованиями ряда специалистов (главным образом, акад. Шахматова) доказано, что первоначальный древнейший текст Начальной летописи (или же не дошедших до нас предшествовавших ей летописных сводов), в основном, представлял собой оплошное сплошное литературное изложение, лишенное хронологической сетки. Основные даты для наиболее раннего периода вставлены уже позднейшей рукой, причем большинство дат не имеет под собой твердой почвы. Они появились в результате различных домыслов и соображений летописного сводчика, сопоставлявшего события русской истории с известными ему из греческих источников хронологическими данными, относящимися к истории Византии».

В условиях Великой Отечественной войны, да еще и под эгидой НКВД, автор мог себе позволить такие стилистические перлы как

«Грузинской эрой является так называемое «сотворение мира» - От «сотворения мира» до «Рождества Христова» грузинская хронология считает 5604 года».

А две следующие его фразы:

«Нам известно, что мусульманское летосчисление началось на 622 года после нашей эры»

«Монгольское летосчисление началось на 1027 лет после нашего (христианского)».

нужно, очевидно, понимать так, что после введения нашего (христианского) исчисления в 1582 году должны были пройти 622 года и соответственно 1027 лет для того, чтобы в разгар третьего нашего (христианского) тысячелетия можно было ввести мусульманское, а затем еще и монгольское летосчисление! Или историк - традиционалист не знал, что в хлеву в Бетлехеме в день собственного появления на этом свете Христос ни Вселенского собора не созывал, ни указа о новом летосчислении не подписывал, а как и все младенцы выражал отчаянным криком свой протест против всех тех безобразий, которые в этом мире происходили до него и будут происходить как в течение его недолгой земной жизни, так и довольно долго после ее трагического завершения. Но это уже следующая наша тема.

автора Гумилев Лев Николаевич

Две системы отсчета Первое, что приходит в голову, самое простое и доступное объяснение наблюденного факта - это попытка сопоставить его с той или иной формацией, основанной на том или ином способе производства. По этому пути пошел Н. И. Конрад, дефинировавший следующие

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Система отсчета Если мы примем за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), индивидуального и видимого, то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный знак. Величина импульса пассионарности, соответственно, может быть либо больше, либо меньше, либо

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Принцип отсчета В основу возрастной классификации любого этноса целесообразно положить момент, без которого не может обойтись ни одна система: отношение коллектива к индивиду. Любой коллектив ограничивает свободу каждого из своих членов необходимостью считаться с

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

5.11. Точки примерного расположения планет на египетском зодиаке («лучшие точки») и учет порядка планет Кроме границ по долготе, для каждой планеты мы будем каждый раз определять также примерное положение этой планеты на небе. То есть – то положение на реальном небе,

автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 1: чужие на нашем поле Просто удивительно, как некоторые наши безответственные болтуны не желают замечать многие вполне очевидные вещи: влияние внешних воздействий на события внутри других стран, хорошо рассчитанное и поэтапное проникновение в центры,

Из книги Как убили СССР. «Величайшая геополитическая катастрофа» автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 2: диалектика внутри диалектики Тема настоящей главы - это некоторые вопросы, касающиеся науки, теории, методологии и отдельных методов образования и сознания. Причем мы обращаем внимание на диалектическую составляющую того, что происходит в сфере

Из книги Как убили СССР. «Величайшая геополитическая катастрофа» автора Шевякин Александр Петрович

Точка отсчета - 3: организация. Что это такое? Организации - активные члены общества. Р. Холл (Hall). Тема нынешней главы - структуры, организации и функции. Люди и события в ней будут занимать место самое что ни на есть подчиненное. Речь пойдет о перестройках,

Из книги За Веру, Царя и Отечество автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

3. ВОПРОС ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Наверное, стоит сделать отступление и остановиться на той системе двойных стандартов, которая, как нетрудно заметить, во все времена проявлялась в отношении России. Взять, скажем, упоминавшийся "польский вопрос". Отметим, что сами по себе

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк шестой Основы внутренней и внешней политики Англии XVII в. Английская Ост-Индская торговая компания. Начало науки международного права и англо-голландская полемика. Абсолютизм против парламента. Развитие армии и флота с точки зрения королевской власти и с точки

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Русско-иранская (1804–1813 гг.) и русско-турецкая (1806–1812 гг.) войны и вопрос присоединения исторических территорий Грузии. С начала XIX века русско-иранские и русско-турецкие противоречия вступили в новую фазу. Западноевропейские страны не были заинтересованы в выходе России

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Изменение отсчета лет В православном календаре обыкновенно отмечались воскресные, праздничные (неприсутственные) дни, а также указывались и периоды постов. Часто календари имели алфавитные указатели имен святых с днями их празднований, с разделением на мужские и

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

Точка отсчета Ключевыми моментами раннего детства Марины Цветаевой оказались ощущения разочарования и обмана ожиданий. Мать, витающая в облаках романтическая натура, мечтала о сыне и даже выбрала ему имя, но неожиданно родилась дочь. Мир не ждал ее, и появившееся на свет

Из книги Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана автора Оловинцов Анатолий Григорьевич

Глава Икс, или Точка отсчета Государственный язык Великой Монгольской империи – тюркский Смысл отдельных явлений иногда раскрывается только по прошествии веков и тысячелетий. Э. Хара-Даван, профессор Белградского университета, 1929 г. Определение официального

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Точка отсчета: каковы были условия существования человека в эпоху франков Представим себе государство франков в начале IX века - им мы временно и ограничимся, - и кого-либо из тех, кто, имея дело с большим количеством людей, захотел бы определить их юридические права,

Из книги Запомните нас живыми автора Подопригора Борис Александрович

ТОЧКА ОТСЧЕТА. Вместо предисловия 15 февраля 1989 года мне, в то время офицеру взаимодействия с военными наблюдателями ООН в Афганистане, довелось участвовать в эвакуации их наблюдательного поста из примыкающего к советской Кушке афганского местечка Турагунди: пост

Из книги Этот новый старый трамвай автора Годес Яков

Новая точка отсчета В наследство от старого строя Советская власть получила чрезвычайно запущенное, доведенное до развала хозяйство.В Петрограде предстояло наладить бесперебойную работу коммунальных предприятий, обеспечивающих нормальную жизнь горожан, и в том числе

12.1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина.

История развития хронологии

Хронология (греч. «хронос» – время и «логос» – изучать) – учение об измерении времени. Разделы хронологии:

1. Математическая или астрономическая хронология – наука, занимающаяся установлением точного астрономического времени и изучением закономерностей движения небесных тел.

2. Историческая хронология – наука о системах исчисления человечеством времени на разных этапах его развития.

Цель исторической хронологии – определение и уточнение дат исторических событий и документов. Объект исторической хронологии – все источники, которые содержат указания на даты исторических событий. Задачи исторической хронологии:

1. Исследование различных систем исчисления времени в их историческом развитии, взаимодействии.

2. Установление и согласование между различными системами летоисчисления – конкордация .

3. Определение, уточнение и проверка даты источника, приведение её в соответствии с современной системой счета времени.

4. Выработка основных правил перевода дат с одной хронологической системы на другую.

Хронология очень рано стала превращаться в научную дисциплину. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилона и Египта, достигла больших успехов в Греции и Риме и положила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке.

Древневавилонская система счета – двенадцатеричная, в ней появляются 24-часовые сутки и мелкие единицы измерения времени – часы, минуты, секунды. Огромная заслуга в создании Египетского календаря принадлежит египетскому астроному Созигену. В 46 г. до н. э. на основе этого календаря Юлий Цезарь создал юлианский календарь, а на основе последнего был создан Григорианский календарь. В средние века было введено понятие нашей эры. В V I в. н.э. римский монах Дионисий Малый вычислил «дату рождения Христа» – 754 г. от основания Рима, она была принята как основа исчисления времени. В V I в. эта эра распространилась в Европе.

В V II в. все народы принявшие ислам, приняли и лунный календарь. В ХI в. арабский ученый Аль-Бируни создал труд, где давалось подробное описание существовавших в то время эр и характеристику всех церковных праздников. Выдвинул догадку, что Земля вращается вокруг Солнца. Омар Хайям (арабский ученый и поэт ХI в.) высказал мысль о необходимости создания календаря, который был бы единым для христиан и мусульман.

В 1132 г. Кирик Новгородец , дьякон Антониевского монастыря, написал «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Основная задача – установление расписаний церковных праздников – составление «пасхалий». Но также он пишет об исходной дате счета времени, т.е. об эре, делении года на месяцы, простых и високосных годах, делении года на недели, количестве дней в году и т.д. После Кирика работа над вопросами хронологии шла по 2 направлениям: создание справочников для определения дат церковных праздников (пасхалий); накопление астрономических и математических сведений за движением звезд, Солнца и Луны.

Расписание церковных праздников со времени принятия христианства на Руси было доведено только до 1492 г. (по Византийской эре от сотворения мира: 1492 + 5508 = 7000, страшный суд и конец света). Но предсказание не сбылось и во второй пол. Х V в. Был составлен так называемый «Круг миротворный»: сведения о солнечных годах, високосе, временах года, месяцах.

В 1582 г. под руководством Римского Папы Григория ХIII была создана новая календарная система, получившая название Григорианский календарь. Православная церковь этот календарь не признала.

Х V III в. занимает особое место в развитии хронологии: историческая хронология складывается как вспомогательная историческая дисциплина; Данные исторической хронологии начинают широко использоваться для анализа исторических источников (В.Н. Татищев).

Широко использовали хронологические данные Н.М. Карамзин, А.А. Шахматов, М.П. Погодин. В первой пол. ХIХ в. появляются справочники по хронологии (П.В. Хавский. Хронологические таблицы, 1848; Он же. Хронологические таблицы сравнения Юлианского календаря с Григорианским, 1849). Во второй пол. ХIХ в. формулы перевода дат и основания решения задач на время были даны в работах Д.М. Перевощикова и Н.И. Чернухина.

Вопросу системы деления времени на часы до Х V III в. (сутки начинались с восходом солнца) посвящена работа Д.И. Прозоровского «О старинном русском счислении часов», в ней содержится в том числе и таблица, при помощи которой можно вычислить начало дня и ночи в разное время года.

В ХХ в. хронология становится ведущей вспомогательной исторической дисциплиной. На рубеже ХIХ–ХХ вв. появляются работы, в которых доказывается необходимость перехода на Григорианский календарь в России. Одна из них – Н.В. Степанов «Новый стиль и православная пасхалия» (1907). В ней, кроме того, дается краткая характеристика календарей. Н.В. Степанов в своих работах поставил вопрос о двух весенних началах года. Основная его работа – «Календарно-хронологический справочник» (1917).

Работа Д.О. Святского «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения» (1917) содержит ряд таблиц, которые дают возможность использовать летописные известия о солнечных и лунных затмениях и прочих явлениях природы для определения стиля, проверки и перевода дат на современную систему летоисчисления.

24 января 1918 г. декретом СНК в России был введен Григорианский календарь. После 31 января сразу наступило 14 февраля. Всплеск интереса к хронологии. Целый ряд работ: И.Ф. Полак «Изменение календаря» (1918), «Время и календарь» (1928), Н.И. Идельсон «История календаря» (1925), В.А. Россовская «Календарная даль веков» (1936), В.К. Никольский «Происхождение нашего летоисчисления» (1938). С середины 30-х гг. хронология как вспомогательная историческая дисциплина стала преподаваться в вузах.

Крупной работой была «Русская хронология» Л.В. Черепнина (1944). Большое значение имели труды Н.Г. Бережкова «О хронологии русских летописей до ХI V в.», «Хронология русского летописания» (60-е гг.):

1. Им было доказано, что в Древней Руси установить точную дату события очень не просто, т.к. существовало три стиля – мартовский, сентябрьский, ультрамартовский.

2. Он датировал множество исторических событий Древней Руси до ХI V в.

Работа Е.И. Каменцевой «Хронология» (1967) не утратила своего значения до наших дней, многократно переиздавалась.

Единицы счета времени . Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Одной из первых единиц времени были сутки, «сутыкать» (русск.) – соединять день и ночь. Сутки - период обращения Земли вокруг своей оси. Деление суток на 24 равные части, опираясь на двенадцатеричную систему счета древних вавилонян, ввел во II в. н.э. греческий ученый Клавдий Птолемей. В древности начало суток – восход солнца, сейчас – полночь.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Всего их четыре: растущая луна, полнолуние, стареющая луна, новолуние. Непрерывная смена фаз Луны объясняется тем, что она, обращаясь вокруг Земли, приходит в различные положения относительно Солнца, которое она обгоняет на небе, продвигаясь от него на восток. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Месяц – это период обращения Луны вокруг Земли. Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Неделя – 7-дневный отрезок времени возник по двум причинам:

1. Семь суток = ¼ лунного месяца;

2. С древности люди почитали число 7: в античном мире – семерка богов соответствует семи «блуждающим» небесным телам (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Планета (греч.) – «блуждающий». Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона.

Таблица 1

Соотношение дней недели и небесных светил в Древнем Риме,

Великобритании, скандинавской мифологии

День недели

Лат. язык

Перевод

Англ. язык

Скандинавская мифология

Понедельник

Dies Lunae

День Луны

Monday

Вторник

Dies Martis

День Марса

Tuesday

Тиу

Среда

Dies Mercurii

День Меркурия

Wednesday

Водан

Четверг

Dies Jovis

День Юпитера

Thirsday

Тор

Пятница

Dies Veneris

День Венеры

Friday

Фрейя

Суббота

Dies Saturni

День Сатурна

Saturday

Воскресение

Dies Solis

День Солнца

Sunday

В английский язык названия вторника, среды, четверга и пятницы пришли из аналогичных названий Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры в скандинавской мифологии.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движений Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени – астрономическому, или тропическому году . Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Год – период обращения Земли вокруг Солнца. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, была высчитана в Древнем Египте.

Перед человечеством стояла сложная задача – выработать такие время исчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему время исчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. В большинстве современных календарей каждый год состоит из 12 месяцев (по 12 созвездиям эклиптики через которые проходит солнце в течение года).

Понятие эры введено в средние века. «Аера» – исходное число, точка отсчета. Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы «аб эксордио регни Аугусти» – от начала царствования Августа. Такая эра существовала в Александрии.

В древности понятие эры находилось в зачаточной форме. Счет велся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения и т.п. В Древнем Египте и Вавилоне счет велся по царствованиям. Хронологические записи указывали, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения фараона или царя. В Ассирии события датировались по высшим чиновникам, в Риме – по консулам, в Афинах – по архонтам. Не было понятия об эре.

Понятие эры складывалось очень медленно, лишь с появлением регулярных погодных записей важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей. Виды эр:

1. Конкретно-исторические – отсчет времени от конкретного исторического события.

2. Легендарно-мифические (например, от основания Рима – 754 г. до н. э.).

3. Религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события – рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Наиболее древней исторической эрой, по которой счет лет ведется от реального исторического события, считается эра Набанассара , занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э. Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90–160 гг. н. э.).
В одном из своих трудов он привел таблицу – так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров – от воцарения Набанассара до римского императора Антонина Ния (86–161 гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1463 г. Благодаря этому эра Набанассара приобрела широкую известность.

Эра Селевкидов связана с битвой при Газе, где основатель царской династии в Сирии Селевк одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка эры Селевкидов - 1 октября 312 г. до н. э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

Эра Диоклетиана (по другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) – с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э. Распространена в средневековье и позже.

Самая распространенная легендарно-мифическая эра – от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону – 21 апреля 753 г. до н. э.), базируется на легендах. Эра от основания Рима применялась западно-европейскими историками до Х V III в. Еще одна легендарно-мифическая эра: Олимпийская эра – от первых легендарных Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Религиозными являются эра от Рождества Христова, Мусульманская эра – хиджра – от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н. э., буддийская эра – от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира антиохийская, византийская, александрийская и др.

Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. В христианстве существует около 200 «мировых эр», отправным моментом в них считается «сотворение мира». Самая длинная «мировая эра» относила «сотворение мира» к 6984 г. до н. э. и самая короткая – 3483 гг. до н. э. Наиболее распространенными в быту и официальных документах были три эры:

1. Александрийская эра была популярна в Греции и употреблялась даже в ХХ в. у некоторых христианских народов (абиссинцы, копты), относила «сотворение мира» к 29 августа 5501 г. до н. э.;

2. Антиохийская эра, поддерживаемая антиохийскими патриархами, относила «сотворение мира» к 1 сентября 5969 г. до н. э.;

3. Византийская, созданная при императоре Констанции (337–361 гг.), «сотворение мира» – 1 марта 5508 г. до н. э.; принята на Руси, «сотворение мира» – 1 сентября 5509 г. до н. э. (другие ее названия – константинопольская или древнерусская), стала применяться в Византии в V II в., была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1-го г. этой эры.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х., после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была предложена в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В V I в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к ХIХ в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г. принятие эры, предложенной Дионисием, было связано в первую очередь с необходимостью использования его пасхальных таблиц. В настоящее время эра от «рождества Христова» стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мариупольский государственный университет

Кафедра исторических дисциплин

По специальным историческим дисциплинам

на тему: «Хронология»

Пошен М. В.

г. Мариуполь - 2014 год

Вступление

Единицы счета времени

Вступление

Актуальность темы. Хронология является специальной исторической дисциплиной, ее изучение является очень важным, т.к. на специальности история идет постоянное обращение внимания на методы работы с хронологией, в часности проверка дат, знание различных календарей, единиц счета времени и эр.

Объектом хронологии является летоисчисление.

К предметам изучения хронологии можно отнести: природные и календарные единицы времени, солнечные, лунные и солнечно-лунные календари, древнейшие календарные системы, их взаимоотношения, эры и их виды.

Цель изучения. Изучить последовательность исторических событий и явлений, ознакомиться с системами летоисчисления.

Задачи. Обеспечивать правильное понимание исторического времени.

Историография. Критическим анализом исторической хронологии одним из первых занялся святитель Дмитрий Ростовский, в конце XVII--начале XVIII вв. составивший хронологические таблицы для разных исторических периодов.

В XVIII в. многие историки, в том числе В. Н. Татищев и А. Л. Шлецер, интересовались проблемами хронологии летописания, в XIX в. эти исследования были продолжены академиком И. Ф. Кругом, а позднее -- А. А. Куником и М. П. Погодиным. В первой половине XIX в. вопросами формальной хронологии занимались также В. М. Ундольский, П.В.Хавский, во второй половине века -- Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин.

В 1920--1960 гг. появляется значительное количество трудов, посвященных общим обзорам хронологии: это книги Н. И. Идельсона, В. А. Россовской, И. Ф. Полака, В, К. Никольского, учебные пособия А. М. Большакова (1924), Н. В. Устюгова (1939) и Л. В. Черепнина (1944), в 1960--1980-е гг. Е. И. Каменцевой (позднее А. П. Пронштейна, В. Я. Кияшко, И. П. Ермолаева и некоторые др.); научно-популярные книги С. И. Селешникова, И. А. Климишина. Изучение календаря в 1950--начале 1960-х гг. активизировалось также в связи с выдвигавшимися в ООН проектами реформы календаря. В историографии послевоенного периода внимание уделялось истории календаря в дохристианский период истории Руси, народному календарю, было продолжено изучение творчества Кирика-Новгородца. Изучению хронологии в летописании посвящены работы Н. Г. Бережкова, И. Н. Данилевского, С. В. Цыба, отдельные наблюдения имеются также в более общих работах по истории летописания, например, в книге А. Г. Кузьмина. Техническая сторона хронологических расчетов Древней Руси, преимущественно для периода до XIV в., рассматривается в работах Р. А. Симонова, основные виды календарных таблиц, встречающиеся в древнерусских источниках, методы их использования и проблемы их происхождения рассмотрены в справочной статье А. М. Пентковского.

Практическое значение состоит в том, что знания будут использованы в ходе обучения студентов на факультете истории, а именно в подготовке семинаров, курсовых работ, дипломов, а также при прослушивании лекций.

Структура работы состоит из вступления, двух разделов, вывода и списке литературы.

Единицы счета времени

Основные понятия, или единицы измерения, которыми оперирует хронология, следующие: сутки (смена дня и ночи), месяц (первоначально период полной смены фаз Луны), год (смена времен года). Система времяисчисления, основанная на точно установленном взаимоотношении этих понятий, называется календарем. Термин «календарь» восходит к латинскому слову «caleo» -- «провозглашать» и к производному от этого слова понятию «календы» (первое число месяца в древнем Риме). Собственно термин «календариум» обозначает понятие «долговая книга», так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца. Другое значение термина «календарь» -- отражение системы счета времени в письменном виде.

В основу календаря положен солнечный год. Солнечный год может быть «блуждающим», как в Древнем Египте. Здесь, как предполагают, возник древнейший солнечный календарь (IV тыс. до н. э.), в котором продолжительность календарного года была 365 суток, в связи с чем начало года медленно передвигалось в пределах тропического года, приходилось на разные сезоны и через каждые 1460 лет возвращалось на один и тот же момент солнечного года.

Юлианский календарь. Система, основанная на солнечном годе и предусматривающая применение високоса, используется в юлианском календаре, а также, с некоторыми изменениями, в григорианском календаре. В юлианском календаре в качестве средней продолжительности календарного года взята величина 365,25 суток, немного большая, чем длина тропического года. Високосный день, накапливающийся за четыре года и первоначально вставлявшийся как второй день 24 февраля (дважды шестой до мартовских календ, то есть «bissextus»), образует удлиненный (високосный) год.

Начало года у разных народов отсчитывалось по-разному. На протяжении средневековья в Западной Европе использовалось рождественское, январское, мартовское, благовещенское (отстающее от январского на 2 месяца и 24 дня, с 25 марта), пасхальное начало года. В странах Востока до завоевания их мусульманами начало года отсчитывалось чаще всего от осени. В Византии было известно как сентябрьское, так и мартовское начало года. Величина юлианского года (365 дней 6 часов) превышает величину тропического года на 11 минут 14 секунд, что привело к образованию ошибки: каждые 128 лет накапливаются лишние сутки.

Еще в первой половине XIX в. был поставлен вопрос о введении единого всемирного календаря, который был бы и точнее, и удобнее с практической точки зрения. Однако в большинстве этих проектов нарушался принцип непрерывного счета дней в неделе, что противоречит нормам церковного календаря.

В России перейти на григорианский календарь впервые было предложено в 1830 г. учеными Петербургской Академии наук. В 1864 г. профессор Дерптского университета И. Г. Медлер предложил свою систему исправления юлианского календаря: для уменьшения отставания календаря исключать из счета один високосный день каждые 128 лет. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия по вопросу о проведении реформы. Решение о принятии реформы не состоялось, прежде всего ввиду необходимости придерживаться юлианского календаря для сохранения вечной (цикличной) пасхалии.

Помимо юлианского и григорианского календарей можно назвать еще одну известную попытку создания солнечного календаря, максимально приближенного к продолжительности тропического года. Это календарь Французской революции, введенный постановлением Национального Конвента от 5 октября 1793 г. и просуществовавший до 1 января 1806 г. Счет лет в этом календаре велся со дня уничтожения королевской власти и провозглашения республики -- с 22 сентября 1792 г., совпавшего в этом году с днем осеннего равноденствия. Каждый из 12 месяцев нового календаря включал 30 дней, названия месяцев отражали явления природы и сельскохозяйственные работы, проводимые в это время; вместо недель были введены декады, последний день декады посвящался отдыху. В конце года добавлялись пять (в високосном году -- шесть) добавочных дней (так называемые санкюлотиды). Начало года каждый раз определялось точным астрономическим вычислением -- он начинался в полночь того дня, на который по среднему парижскому времени приходился момент осеннего равноденствия. Високосные годы в связи с этим наступали то через четыре, то через пять лет.

Месяц. В зависимости от календарной системы, месяцы могут быть лунными (что можно видеть даже из этимологии этого слова) или солнечными. В русских источниках наибольшее распространение получили юлианские названия месяцев, которые используются и поныне. Трактовка происхождения этих месяцев восходит к средневековым западно-европейским хронологическим трактатам. Согласно ей, название месяца январь происходит от имени бога открытых дверей Януса, февраля -- от слова «februm» -- очищение, в этом месяце у римлян полагалось проводить обряды очищения и поклонения мертвым, марта -- от имени бога Марса, апреля -- от слова «aperire» --- раскрывать, мая -- от имени богини Майи, июня -- от имени Юноны. Два месяца в году названы в честь римских императоров: июль (в честь Юлия Цезаря) и август (в честь императора Октавиана Августа). Остальные месяцы сохранили наименования, указывающие на их номер в году, начинающемся от марта: сентябрь -- септембер (седьмой от марта), октябрь -- восьмой и т. д.

Неделя. Деление месяцев на семидневные отрезки времени пришло из Древнего Вавилона и связано с изменением фаз Луны: так как лунный месяц составляет 29,53 суток, люди наблюдали 4 фазы (четверти) Луны на небе, каждая из которых длилась примерно 7 дней. Кроме того, число 7 у многих древних народов почиталось священным.

Сутки. Что касается суток, то следует иметь в виду разницу между такими понятиями, как «звездные сутки» и «солнечные сутки». В астрономии время отсчитывается звездными сутками (под которыми понимается время обращения Земли вокруг своей оси или период времени, протекающий между двумя последовательными положениями одной и той же звезды, в определенной точке) и звездными годами (период времени, в который Солнце приходит снова в ту же точку неба). Солнечные сутки -- период времени между двумя последовательными

положениями Солнца в определенной точке (то есть между двумя последовательными одинаковыми положениями Солнца относительно

горизонта). Сутки в этих двух системах измерения времени разные по величине -- солнечные сутки приблизительно на 4 минуты больше звездных; звездных суток в году на единицу больше. Кроме того, истинные солнечные сутки имеют разную величину, поэтому в расчет принимаются средние солнечные сутки.

Виды летосчисления и точек отсчета

Разница в начальной точке отсчета является одной из самых сложных проблем исторической хронологии. Сложность связана с наличием большого количество эр, использовавшихся в древности и в средневековье. Под термином эра подразумевается вся совокупность годов в той или иной системе летосчисления. Понятие восходит к лат. аега -- число или является аббревиатурой первых букв фразы: «ab exordio regni Augusti» (от начала царствования Августа). Большие трудности вызывает установление эпохи (начала отсчета) эр, используемых многими античными и средневековыми авторами. Трудности вызваны, прежде всего, тем, что это начало отсчета приходится высчитывать по косвенным данным -- по указаниям на другие эры, на события или астрономические явления, имеющие достаточно точную хронологическую привязку, по перечням правителей и т. д. В случае, если эти косвенные данные неточны или не дают достаточной информации, точка отсчета является «плавающей». Противоречия имеются как в расчетах Библии, на которых основаны многие средневековые расчеты древней хронологии, так и в небиблейских источниках (списки царей, диадохов и императоров).

В древности отсчет времени велся по царствованиям (Египет), по времени правления консулов (Рим), т. е. счет лет не был сплошным. Не прерывный отсчет времени от точно определенного момента в прошлом, например, от времени правления какого-либо царя (использовавшаяся древнегреческим астрономом Клавдием Птолемеем эра вавилонского царя Набонассара -- с 26 февраля 747 г. до н. э., эра Селевкидов -- с 1 октября 312 г. до Р. X, эра Диоклетиана -- с 29 августа 284 г. н. э.), или от какого-либо памятного события (использовавшаяся преимущественно западноевропейскими историками эра от основания Рима -- с 21 апреля 754 г. до н. э. или первых Олимпийских игр -- считается с 1 июля 776 г. до н. э.), начал применяться позднее. В эллинистическое время почти в каждом городе и государстве существовала своя эра: например, боспорская эра -- на территории Боспорского государства -- счет по ней ведется с осени 297 г. до н.э., эра Суллы в городах Малой Азии -- с 85 г. до н. э., эра девы, использовавшаяся в Херсонесе, -- с 25 г. н. э. Большое количество эр ведут отсчет от религиозных событий -- сотворения мира, рождения Иисуса Христа, бегства пророка Мохаммеда в Медину (16 июля 622 г. н. э.) и др.

В христианский период истории, помимо получившей в конечном итоге наибольшее распространение эры от Рождества Христова, или эры Дионисия Малого, более всего использовался отсчет от сотворения мира (С. М.). Точка отсчета определялась по-разному, и это стало причиной того, что известно где-то около двухсот различных эр от сотворения мира, согласно которым от сотворения мира до Рождества Христова прошло от 6984 до 3483 лет. Эра от сотворения мира использовалась в России вплоть до 1700 г. (затем -- у старообрядцев) и постоянно фигурирует в изданиях, напечатанных церковнославянским шрифтом.

Эры от сотворения мира, возникшие в христианский период истории, созданы в большинстве своем с опорой на расчеты библейской хронологии.

1. Между С. М. и Р. X. насчитывается 5500 лет. В основу этого мнения легло истолкование слов Псалтири, 89.4: 6 дней творения приравнивались к 6000 лет, а 7 день знаменовал 1000-летнее царство, за которым наступит конец мира. Впервые эра в 5500 лет была использована, по-видимому, «отцом христианской хронографии» Секстом Юлием Африканом, жившим в начале III в., автором хроники, сохранившейся в небольших отрывках. Африкан вел свой отсчет времени от сотворения Адама. При этом он придерживался мнения, что сотворение мира имело место 22 марта, Воплощение Христово (Благовещение) -- в 5501 г. (1г. До Р. X.), 22 или 25 марта; проповедь Иисуса Христа длилась 1 год, и распятие произошло через 5531 полный год от Адама, в 5532 г. (Воскресение -- 25 марта того же года). Воззрение на 5500 год как на период между С. М. и Р. X. поддерживалось, например, св. Ипполитом, пресвитером римским (по разным данным, Р. X. было отнесено Ипполитом или к 5500, или к 5502 г. от СМ.).

2. Александрийская эра известна в двух разновидностях. Первая из них -- это эра, названная по имени александрийского монаха Панодора (начало VB. Н. Э.), она насчитывает 5493 года от С. М. до Р. X. 1-й г. по Р. X., по Панодору, -- 5494 год по С. М. Сотворение мира, по Панодору, имело место 19 марта, воскресение -- 22 марта 5527 г. Современник Панодора Анниан, автор одного из первых 532-лет- них пасхальных циклов, составил эру, скомбинировав, по выражению Н. В. Степанова, идеи Африкана и Панодора. Он воспользовался александрийским календарем. 1 -й г. от С. М., по Анниану, начался в 5492 г. до Р. X. по эре Дионисия, сотворение мира и начало года -- 25 марта. Однако, по Анниану, от С. М. до Р. X. протекло полных 5500 лет. Воплощение, по Анниану, имело место в начале 5501 г. или 25 марта 9 г. по Р. X. эры Дионисия. Распятие -- 23 марта 5533 (42 г. по эре Дионисия), воскресение -- 25 марта 5534 г. (42 г. по эре Дионисия). Воскресение Христово Анниан, руководствуясь соображениями расчета пасхалии и не принимая во внимание историческую несообразность даты, относил к 5534 г. своей эры, или 42 г. по Р. X. Таким образом, следует иметь в виду, что хотя Анниан придерживался мнения, что между С. М. и Р. X. прошло 5500 лет, однако при переводе его вычислений на эру от Р. X. (Дионисиеву эру, о которой см. ниже) цифра получается другая, а именно 5492 года. Последующие хронологи, придерживавшиеся александрийского календаря, принимали за эпоху эры Анниана 29 августа 5493 г. (Кирилл Скифопольский), а позднее -- 1 сентября 5493 г. Эры Анниана держались Максим исповедник (640 г.), Синкелл (810 г.), Феофан (не позже 815 г.).

3. Византийская («ката рюцаютл;») эра возникла преимущественно из хронологических соображений, путем модификации цифры 5500 благодаря прибавке в 8 лет год от С. М. по эре в 5508 лет, разделенный на 15, дает в остатке индикт (см. о нем ниже), важный элемент византийского летосчисления. Кроме того, первый год от сотворения мира по византийской эре -- это первый год цикла 28-летнего круга Солнца (образованного юлианской системой високосов), 19-летнего круга Луны и 15-летнего цикла индикта. Формирование византийской (константинопольской) эры также может быть разделено на два этапа.

1) Ранневизантийская эра. Возникновение ее относят к периоду правления императора Констанция, к 353 г.: эра считается с 5510/5509 г.

до н. э. и создана в расчете на то, что Рождение Христа относится к 753 г. по счету от основания Рима. По ранневизантийской эре сотворение мира -- 21 марта, Воплощение (Благовещение) -- 21 или 25 марта 5507 г. (3 г. до н. э. по эре Дионисия), Распятие и Воскресение -- 23 и 25 марта 5540 (31 г. н.э.).

2) Не позднее VI в. возникла византийская эра, исчисляемая с 5509/5508 г. до н. э., Рождение Христа, согласно ей, приходится на 754 г. От основания Рима. Воплощение, согласно этой эре, -- 25 марта 5506 г. (3 г. до н. э. по эре Дионисия), Распятие и Воскресение -- 23 и 25 марта 5539 г. (31 г. н. э.) Эта эра применялась долгое время наряду с другими эрами от сотворения мира, окончательно же она победила в Византии в середине IX в., использовалась как официальная при дворе византийских императоров и попала в Древнюю Русь, где и употреблялась до конца XVII в. Начало года по ней отсчитывается с 1 сентября.

хронология календарь месяц христианство

История хронологии как системы знаний, возникшей из наблюдений за небесными явлениями, восходит к глубокой древности, к цивилизациям Древнего Египта и Вавилона, следы же первых календарных систем восходят еще к палеолиту. Знания о свойствах времени были особенно необходимы в земледельческих цивилизациях, при проведении сельскохозяйственных работ. Некоторые хронологические системы, созданные за века человеческой истории, стремились как можно точнее отразить астрономическую смену времен года, другие, как, например, система юлианского календаря, благодаря использованию ее в системе церковного летосчисления, приобрели достаточно статичный вид и, несмотря на все увеличивающуюся неточность, существовали в более или менее неизменном виде многие сотни лет.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, она устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.

Хронология является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий: год, число, месяц; определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.

Список использованной литературы

1.Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Пер. с англ. И. М. Стеблин-Каменского. М.: Наука, 1975.

2.Дьяконов И. М. Откуда мы знаем, когда это было // Наука и жизнь, № 5, 1986, с. 66-74.

3.Ермолаев И. П. Историческая хронология. -- Казань: Изд-во Казанского университета, 1980.

4.Климишин И. А. Календарь и хронология. -- М.: «Наука», 1981.

5.Каменцева Е. И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов. -- Изд. 2-е, исправ. и доп. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 160 с. -- 4000 экз. -- ISBN 5-7567-0293-8. (обл.) (1-е изд. -- 1967)

6.Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1970

7.Сюзюмов М. Я. Хронология всеобщая. -- Свердловск, 1971.

8.Черепнин Л. В. Русская хронология, М., 1944.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные типы наиболее распространенных календарных систем (лунная, лунно-солнечная, солнечная), принципы их построения. Особенности счета времени в древних государствах. Характеристика юлианского и григорианского календарей. Проекты Всемирного календаря.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2013

    Использование старого календаря. Летосчисление от сотворения мира. Указ Петра I. Введение летосчисления от Рождества Христова. Празднование Нового года 1-го января. Народные гулянья, празднование дворянством и государем. Праздничные выступления войска.

    презентация , добавлен 25.01.2011

    Условия избрания и начало правления Е.Т. Гайдара, его особенности и характерные черты. Основные реформы, проведенные Гайдаром за недолгий период правления, теоретический аспект их проведения. События, которыми запомнились 9 месяцев правления Гайдара.

    реферат , добавлен 21.02.2009

    Эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания в исторической науке. Классификация исторических источников и определение времени их возникновения. Предмет исторической хронологии. Методика и техника исторического исследования.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2009

    Как вычислялась дата. Христианская эра от "сотворения мира". Соотношение между числом "дней творения мира" и продолжительностью его существования. Перевод дат византийского сентябрьского года на славянский мартовский, Нашей эры в дату Византийской эры.

    презентация , добавлен 12.12.2013

    2036-2037 – социальные потрясения в России и Украине. 2183 – начало 266-летней эпохи индивидуализма. 2254-2287 – начало в Украине духовной революции планетарного масштаба; создание духовного учения, которое определит приоритеты развития человечества.

    научная работа , добавлен 23.02.2007

    Общая характеристика немецкой исторической школы. Формирование исторической школы. Основные этапы и их представители. Взгляды Туган-Барановского. Методологические особенности исторической школы Германии.

    реферат , добавлен 14.12.2003

    Функции и особенности исторического знания, отличающие его от других способов познания. Проблема соотношения эмпирического и теоретического в исторической науке, форм исторической рациональности, закономерностей развертывающегося процесса истории.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2015

    Вторая мировая война: хронология от начала германо-польской войны до победы над фашизмом. История наступлений и обороны, договора между войсками союзников. Действия в Европе, Азии, Америке. Фронты сражений и планы Гитлера, поэтапная победа над фашизмом.

    книга , добавлен 05.03.2009

    Нартский эпос: мифоэпическое наследие и наиболее значительный памятник духовной культуры народов Северного Кавказа, их творческого гения. Картина сотворения мира в религии нартского эпоса. Пантеон Богов Нартиады, его функциональная карта и иерархия.

Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета

История и СИД

К первым например относится эра Кали в Индии. К политическим эрам относятся те исходной точкой которых служат даты основания городов вступления на престол различных правителей и т. Такова например эра постконсулата исходной точкой которой явилось избрание последнего римского консула Флавия Василия Меньшего в 541 г.В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историческое событие в фиктивных легендарное.

Вопрос 14 Виды летоисчисления (эры) и точки отсчета.

Эройназывается исходный момент (точка) летосчисления.

В исходной точке отсчета времени нуждается любая календарная система. Отправной точкой летосчисления могло быть любое важное событие в истории определенного человеческого коллектива. В зависимости от того, какой характер имело это событие, различают астрономические, политические и религиозные эры. К первым, например, относится эра Кали в Индии. Счет времени по этой эре велся от 18 февраля 3102 г. до н. э., когда было зафиксировано особое взаимоположение некоторых планет. К политическим эрам относятся те, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступления на престол различных правителей и т. д. Такова например, эра постконсулата, исходной точкой которой явилось избрание последнего римского консула Флавия Василия Меньшего в 541 г. Счет лет велся «пост консулатум Василии» («после вступления в должность консула Василия»). Эта система счета употреблялась и в Византии и была запрещена специальным указом императора Льва Философа (886—912). Наконец, религиозные эры имеют отправным моментом религиозные события — рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Существует и другое деление эр — на реальные и фиктивные.

В реальных эрах за точку отсчета времени принимается историческое событие, в фиктивных — легендарное. К первым относится, например, эра Набонассара, занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э/Она стала широко известной благодаря выдающемуся греческому астроному Клавдию Птолемею (ок. 90—160 гг. н. э.). В одном из своих трудов он привел таблицу — так называемый «Канон царей», в котором зафиксировал имена и годы правления вавилоно-ассирийских, персидских, македонских (греческих) царей и римских императоров — от воцарения Набонассара до римского императора Антонина Пия (86—161гг.). В дальнейшем в «Канон» вошли византийские императоры вплоть до падения Византии в 1453 г. Реальной была и эра Селевкидов (по имени основателя этой династии в Сирии)—1 октября 312 г. до н.э., эра Диоклетиана (по-другому она называлась «эра мучеников чистых», так как этот император жестоко преследовал христиан) — с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э., эра от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Терренцию Варрону — 21 апреля 753 г. до н.э.), олимпийская эра — от первых Олимпийских игр в 776 г. до н. э.

Фиктивными являются эра от Рождества Христова, мусульманская эра — хиджра — от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н.э., буддистская эра — от смерти Будды в 544 г. до н. э., различные эры от сотворения мира — антиохийская, византийская, александрийская и др. Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. Все они по-разному датировали сотворение мира, от которого вели отсчет времени: александрийская —29 августа 5493 г. до н. э., антиохийская — 1 сентября 5969 г. до н. э. (по другим источникам — 5507 или 5515 гг. до н. э.), византийская, принятая на Руси,— 1 сентября 5509 г. до н. э., созданная при императоре Констанции (337—361 гг.), или 1 марта 5508 г. до н. э. (другие ее названия -^ константинопольская или древнерусская), которая стала применяться в Византии в VI в. и была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотворенного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1 г. этой эры. Церковь так и не смогла установить единую дату этого события. Полярными датами сотворения мира являются 6984 и 3483 гг. до н. э.

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р. X., после Р. X., до или после нашей, или новой эры). Она была создана в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым — скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа — 754 г. от основания Рима или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г.

Любая эра, а их известно около двухсот, условна. Поэтому название «фиктивная» в приложении к определенным эрам следует признать неудачным. Для правильного отсчета времени достоверность события, от которого ведется отсчет, безразлична. В настоящее время изучены далеко не все эры. Например, исходная точка херсонесской эры (в античном и средневековом Херсонесе) является дискуссионной.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33010. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 25.61 KB
Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой.И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
33011. Философия Гегеля 23.36 KB
Введением к гегелевской философской системе служит его Феноменология духа где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы непосредственного чувственного восприятия до высшей ступени абсолютного или чистого знания на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. От бытия понимаемого как явление Гегель переходит к более глубоким внутренним закономерностям к: сущности. Гегель утверждает что противоречие...
33012. Философия марксизма 18.68 KB
Дарвина открытие клеточного строения живых организмов изобретение проволочного телеграфа паровоза парохода автомобиля фотографии многочисленные открытия в сфере производства механизация труда; крушение идеалов Великой французской революции свобода равенство братство идеи французского Просвещения их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социальноклассовых противоречий и конфликтов революция 1848 1849 гг. Суть исторического материализма в следующем: на каждом этапе общественного развития люди для...
33013. Позитивизм и его разновидности 16.86 KB
Логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том чтобы наблюдать описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории. Современная философия науки начинается с Венского кружка философов участники кот выпустили манифест научное мировоззрение. По мнению неопозитивистов предметом философии д б язык науки а также деятельность философов направленная на анализ знания выраженного в языке науки. культ науки философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка3.
33014. Иррационализм в середине XIX века 14.55 KB
Они вообще говоря не отвергали науку ее практическое значение для человеческой жизни но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. Рассмотрим каковы по Кьеркегору методы и способы познания человека. По Кьеркегору никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека.
33015. Западноевропейская философия XX века 38.12 KB
Метод основан на идее специфики философского изучения сознания заключающегося в применении метода интуиции. Метод Эдмунда Гуссерля позволяет философии стать на позиции внутреннего вхождения в поток сознания обеспечивающий возможность непосредственно наблюдать видение структур чистого сознания. Основные формы эмоционального состояния обыденного сознания: забота вина страх ответственность страх смерти и т. В отличие от классических онтологий что как правило рассматривают бытие как объективный независимый от сознания мир Мартин...
33016. Русская православная философия 18.37 KB
Поэтому философия приобретает религиозный характер что проявляется в русской философии в целом и ее религиозноидеалистическом направлении в частности. Важнейшие философскомировоззренческие проблемы по поводу понимания и толкования духовного и материального веры и разума смысла жизни свободы человека смерти и бессмертия и другие были в поле зрения как философии так и религии. О русской философии. Ее фундамент закладывает Киреевский определив задачи русской религиозной философии.
33017. Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма 43.54 KB
Основной вопрос философии: Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Вопрос о соотношении сознания и бытия духа и природы является основным вопросом философии.
33018. Метафизический метод познания (мышления) 17.82 KB
Признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления Метафизика. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса сформировавшихся в конце 18 первой половине 19 вв.