Глухой человек правила общения с слышащим. Новая программа для общения - Всероcсийское Общество Глухих. Что такое глухонемой язык

Привлеките внимание другого человека, прежде чем начать общаться или заговорить с ним. Установите зрительный контакт. При необходимости вы можете помахать или легко дотронуться до человека, чтобы привлечь его внимание. Но вы должны быть внимательными и не тыкать людей, так как среди глухих это считается невежливым, поэтому слегка касайтесь людей, которых вы не знаете. Лучше всего дотронуться до плеча, несколько раз слегка нажав на него.

Оставайтесь для них в поле зрения. Старайтесь, чтобы ваши глаза были на том же уровне, что и у них (сядьте, если человек сел, встаньте, если человек встал, компенсируйте большую разницу в высоте), вы должны находиться от него немного дальше, чем обычно (3-6 фунтов, 1-2 метра). Это необходимо для того, чтобы увидеть все жесты. Если вы находитесь в помещении, то убедитесь, что достаточно света и собеседник хорошо вас видит. Если вы находитесь на улице, встаньте лицом к солнцу, чтобы на него не падала тень, и не было бликов.

Поздоровайтесь нормальным голосом и тоном. Шепот или крик будут искажать ваши губы, и собеседник может не понять, что именно вы говорите (многие умеют читать по губам в определенной степени). Аналогично, если вы ускоряете движения рта, то вас будет труднее понять, чем, если бы говорили нормально. Повышение голоса помогает только, если человек плохо слышит, но у этого способа есть негативные стороны такие, как привлечение постороннего внимания, и человек, с которым вы общаетесь, будет неловко себя чувствовать. Если вы видите, что человек не умеет читать по губам, вы можете с ним общаться с помощью блокнота и ручки. Напишите приветствие, свое имя и вступление.

Продумайте суть того, что собираетесь говорить. Как только глухой установит суть разговора, ему будет проще вас понять. Не меняйте резко тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту. Остановитесь и спросите, понимает ли он вас. Pause often and ask if they are following you.

Установите зрительный контакт. Вы, наверное, не понимаете, как много они общаются при помощи ваших глаз и мимики. Если у вас есть очки, снимите их. Если вы можете применить мимику, чтобы обозначить точку (улыбка, движение глаз и бровей), сделайте это.

Используйте жесты и визуальные подсказки. Остановитесь или задержитесь на любом предмете, о котором вы говорите, дождитесь, пока человек не посмотрит на вас, а затем продолжайте разговор. Вы также можете употреблять мимические действия такие, как употреблять алкоголь, прыжок или еда, чтобы проиллюстрировать свои слова. Поднимите пальцы, чтобы показать цифры, строчите в воздухе, чтобы показать, что вы пишите письмо и т.д.

Будьте вежливыми. Если вас отвлекают вещи, которые глухой может не заметить, такие, как телефонный звонок или стук в дверь, объясните, почему вы отвлеклись. Не шутите над их слухом (в их присутствии), не прерывайте общение после того, как вы узнали, что он глухой. Не показывайте раздражения после того, как вас попросили повторить. Позвольте ему высказать свое разногласие, словно вы общаетесь не с глухим другом. Среди глухих есть хорошие и плохие люди, так же как и среди хорошо слышащих. Относитесь к ним вежливо, и вы будете выглядеть прилично.

Выучите язык жестов. Для более полноценного общения с глухими людьми, которые лучше общаются жестами, чем словами, изучите язык жестов. Язык жестов – это обычный язык со своими грамматическими и синтаксическими особенностями. Например, американская фраза «я даю вам» это одно слово, или знак, в Американском Языке Знаков (АЯЗ). В большинстве стран есть свой язык жестов. Эти языке сильно отличаются друг от друга, в зависимости от географического положения (например, Британский язык жестов сильно отличается от АЯЗ). Многие местные колледжи, университеты или местные организации глухих предлагают обучение для всех уровней знаний.

ОБЩЕНИЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ (ГЛУХИМИ) ЛЮДЬМИ (ИЛИ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ).

Советы для нормально-слышащих людей, способствующие оптимальному общению с плохослышащими.

Общение.
Чаще всего нарушение слуха влияет на способность общаться с другими людьми.
Способность общаться – основополагающая потребность для всех людей, поэтому
важно понимать, что в любом процессе общения участвуют как минимум два
человека. Их этого следует, что Вы также должны взять на себя ВАШУ ДОЛЮ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ при общении со слабослышащим человеком.

Данная брошюра предлагает несколько полезных советов, касающихся процесса
общения со слабослышащими людьми и пользователями слуховых аппаратов.
Привыкание к слуховому аппарату (СА).
Если Вы общаетесь со слабослышащим человеком, Вам очень полезно иметь общее
представление о слуховых аппаратах. Многие думают, что слуховые аппараты могут
полностью восстановить слух, но, к сожалению, ЭТО СОВСЕМ НЕ ПРАВИЛЬНО.
Слуховой аппарат является бесценным вспомогательным устройством для слабослышащего
человека. Однако, впервые надев СА, человек должен сначала привыкнуть к его
использованию. Изменяется не только общее звучание окружающего мира, но и
собственный голос пользователя слухового аппарата звучит по-другому. Человек
теперь способен слышать звуки, которые он, может быть, не слышал очень давно. В
любом случае для привыкания к СА требуется время, но сам процесс привыкания
значительно облегчается, когда слабослышащий человек чувствует поддержку семьи,
знакомых и коллег.
Чтение по губам, зрительная связь и физический контакт.
Слабослышащие люди вынуждены в значительной степени полагаться на остальные
органы чувств. Зрение, осязание и интуиция – важные средства коммуникации, так
как пользователи СА широко использует ЧТЕНИЕ ПО ГУБАМ, делая это сознательно
или бессознательно, старайтесь при общении всегда СТОЯТЬ ЛИЦОМ к слабослышащему
собеседнику.
Когда Вы обращаетесь к пользователю СА, смотрите на него и используйте его имя.
Если Вы близкие знакомые, Вы можете, например, слегка тронуть руку Вашего собеседника,
чтобы привлечь его внимание.
Расстояние.
При общении со слабослышащим человеком расстояние также играет важную роль.
Крайне важно, чтобы Вы находились близко от слабослышащего человека, с которым
Вы разговариваете. При удвоении расстояния громкость Вашего голоса уменьшается
наполовину. Из этого следует, что даже небольшое увеличение расстояния может
стать ПРИЧИНОЙ НЕДОПОНИМАНИЯ.
Не кричите – это не поможет!!!
Многие люди с нормальным слухом полагают, что при общении со слабослышащим
человеком они должны кричать. Однако, чаще всего главная проблема
слабослышащего человека состоит не в громкости Вашего голоса, а в ВАШЕЙ
НЕВНЯТНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Поэтому постарайтесь говорить более
четко и медленнее, но БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЙ. На самом деле, пользователю СА так же
неприятно, как нормально слышащему человеку, когда его собеседник кричит.
Некоторые звуки труднее слышать, чем другие.При нарушении слуха человек чаще всего теряет способность слышать определенные
звуки или начинает путать некоторые звуки с другими. Слабослышащий человек
может слышать некоторые слова в предложении, но не понимать его общего смысла.
В такой ситуации постарайтесь переформулировать предложение, используя другие
слова, таким же образом, как, например, если бы Вы разговаривали с человеком,
не очень хорошо знающим русский язык.
Важно запомнить, что любой фоновой шум значительно ухудшает способность
слабослышащего человека понимать речь. Так как слабослышащий человек, скорее
всего, НЕ ЖЕЛАЕТ ПРИЧИНЯТЬ ВАМ ЛИШНЕГО БЕСПОКОЙСТВА, он может не попросить Вас,
например, выключить телевизор или радио. Поэтому для создания условий
эффективного общения устраните все источники шума прежде, чем начать беседовать
со слабослышащим человеком. КРИКИ ДЕТЕЙ И ШУМ НА ВЕЧЕРИНКЕ, где все перебивают
друг друга – это тоже ситуации, когда слабослышащий человек может быть ВЫНУЖДЕН
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОБЩЕНИЯ. В этом случае Вам МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ, ЧТО ОН ЗАМКНУЛСЯ В
СЕБЕ.
Психологические последствия нарушения слуха.
У некоторых людей нарушение слуха может стать причиной эмоциональных или
социальных проблем. Неспособность понимать то, что говорят другие люди, может
привести к чувству изоляции, одиночеству и депрессии. Поэтому очень важно,
чтобы семья и близкие знакомые слабослышащего человека поддерживали его и при
необходимости советовали ему обратиться к врачу за помощью.
Некоторые люди с пониженным слухом СТЕСНЯЮТСЯ ПРИЗНАТЬСЯ в том, что они не
понимают то, что им говорят. В этом случае поддержка и понимание с Вашей
стороны играет большую роль.
Зачастую люди с пониженным слухом ВЫНУЖДЕНЫ ПРИЛАГАТЬ МНОГО УСИЛИЙ для того,
ЧТОБЫ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА СЛУШАНИИ, что может привести К ПОЯВЛЕНИЮ УСТАЛОСТИ и
стрессу. Поэтому важно, чтоб семья, коллеги и начальник слабослышащего человека
выражали свое понимание и поддержку.

Брошюра из Центра слухопротезирования и диагностики слуха «Аудиостар».
Может быть эта брошюра с советами даст вам, нормально
слышащим, пользу в общении с плохослышащими:)
Удачи!!

Материал, прежде всего, подготовлен для родителей, которые столкнулись с глухотой своего ребенка. К сожалению, по нашему опыту, а обучать и развивать малыша необходимо – никакая школа не сможет полноценно заменить маму и папу искренне желающего помочь своему чаду.

Сегодня общение лицом к лицу для глухого человека с теми, кто не владеет , достаточно затруднительно. Переводчиков жестового языка не хватает и не всегда есть возможность оперативно получить их помощь. Использовать ручку и бумагу – не удобно: процесс медленный и не у всех нас разборчивый почерк.

Одно из решений задачи общения между глухим и слышащим в России предложил Киряков Василий (отец глухого ребенка Миши) .

Василий разработал программу (комплекс) "Дуэт(Н) - система для глухих", состоящую из двух устройств (смартфона и смартфона или смартфона и планшета) на базе операционной системы Android или iOS. Система для глухих обеспечивает обмен текстовыми сообщениями между устройствами с помощью Bluetooth соединения. При этом на устройстве для слышащего есть возможность набора сообщений голосом (перевод речи в текст) , а глухой человек может очень быстро набирать сообщения с помощью современных клавиатур телефона, что делает общение глухого и слышащего человека удобным. Система не зависит от сетей сотовой связи и мобильного интернета только на Android версии. Для распознавания речи в iOS версии мобильный интернет нужен.

Программа "Дуэт(Н)" предназначена для широкого круга пользователей. Во-первых, это родители глухих детей, которые хотят сформировать знание письменной речи своего ребенка, чтобы впоследствии дать ему возможность развиваться интеллектуально, читать, общаться со слышащими, получать образование и делать карьеру. Во-вторых, для взрослых глухих для общения со слышащими, в случаях отсутствия переводчика жестового языка. "Дуэт(Н)" можно использовать при посещении больниц, магазинов, банков и других необходимых мест. В-третьих, программа полезна для глухих студентов ВУЗов, колледжей и академий, чтобы уточнять у преподавателей непонятные моменты. При помощи программы можно общаться со слышащими коллегами; представителями органов государственной власти; запрашивать и получать необходимую информацию.

В настоящее время по всему миру уже тысячи глухих людей используют систему Кирякова, особенно популярен комплекс в США (обзор). Глухие американцы уже используют прорамму при общении с врачами, социальными службами, на работе, в кафе, при учебе. Комплекс рекомендуют к применению американские службы реабилитации инвалидов по слуху. Многие глухие смогли устроиться на работу и общаются со своими слышащими коллегами. География распространения на сегодняшний день насчитывает более 20 стран, это Великобритания, Германия, Франция, Италия, Австралия и др.

Система эффективна, способствует развития письменной речи у глухого ребенка. Сыну Василия Кирякова 10 лет мальчик закончил третий класс (Центр "Эхо" в Екатеринбурге) .

"Занимаемся мы с помощью телефона и планшета, чтобы развивать навыки письменной речи. Результаты превосходные, учится в школе очень хорошо. Общается с помощью этой же программы со слышащими родственниками. Огромный словарный запас, полностью ориентируется во времени" – рассказывает об успехах своего сына Василий.

"Идеально было бы, если что-то подобное внедряли в наших школах для глухих, потому что когда ребенок печатает слова он их очень хорошо запоминает и потом использует" – считает создатель программы Василий Киряков.

Программа Device-H запатентована в России. Запустили Android версию в 2012 году. Версию для iOS запустили в 2013. Ссылка на версию для iOS. Русских пользователей IOS версии замечено не было, американцы наоборот очень активно ей пользуются.

При относительно высокой цене в 9 долларов для Android версии и 6 долларов для IOS версии спрос стабильно хороший. Развитие приложения – непрерывный процесс, выходят новые модели, необходимо адаптировать программу.

Василий создал для русскоязычных пользователей бесплатную версию для Android .

Бесплатную версия для русскоязычных пользователей iOS

Данный материал носит сугубо ознакомительный характер.

ВОГинфо.ру

Наш мир разнообразен. Нельзя сказать, что есть люди, которые один в один друга на друга как внешне, так и внутренне похожи. Так, иную вселенную, имеющую свои свойства, населяют и те, которых принято называть глухонемыми людьми. Их восприятие окружающей среды в разы отличается от того, как понимает реальность человек, не имеющих таких физических отклонений.

Но важно отметить, что язык жестов глухонемых имеет такую же многогранность, красочность, как и у здоровой личности. В словаре же насчитывается более 2 000 жестов. А жестовые знаки являют собой целые слова, потому показать да и выучить некоторые из них не составит большого труда.

Невербальный язык жестов

Прежде чем приступить к словарю языка жестов, будет уместно отметить, что одним из неправильных представлений о нем является мнение, что он зависит от словесного языка, которым мы пользуемся каждый день (звуковой и письменный) или же он якобы произошел от последнего, да еще и то, что язык глухонемых был основан слышащим. Мало того принято неверно считать, что жесты немого языка принимаются как дактилирование букв. То есть руками изображаются буквы. Но это не так.

В этом языке дактилология применяется для того, чтобы произнести географические названия, специфические термины и имена собственные. С ее азами ознакомиться очень легко так как существует устоявшийся алфавит. И вы сумеете с легкостью объясниться с глухонемым, произнося слово с помощью жестов по буквам. Язык жестов для глухих в русской дактилологии насчитывает 33 дактильных знака.

Уроки языка жестов

Более детальную информацию о языке глухонемых можно найти в книге Зайцевой Г.Л. «Жестовая речь». Приведем более детальное рассмотрение наиболее распространенных жестов.

Если вы задаетесь вопрос: «Нужно ли мне, здоровому человеку, знать подобный язык?», ответ прост – знаний много не бывает иногда, порою, они бывают невостребованными. Но возможно когда-то, благодаря им, вы сумеете помочь, к примеру, потерявшемуся глухонемому.

Необходимым условием успешного развития всякого ребенка является систематическое и значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий, осуществляемых, в частности, посредством словесной речи. Объем внешних воздействий на него чрезвычайно сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми уплощено. Вследствие этот психическая жизнедеятельность становятся менее разнообразными и менее сложными [Вийтар Э.А., 1981; Петшак В., 1981].

Так как глухие и слабослышащие посредством зрения получают неизмеримо бульшую часть информацию, чем посредством слуха. Поэтому в познавательной деятельности возрастает роль наглядно-образного мышления, сравнительно со словесно-логичеким. В словесно-речевой системе письменная речь как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) приобретают исключительно большой вес сравнительно с устной речью в обеих ее формах. В устной речи соотношение между обеими формами совершенно иное, чем у слышащих. Экспрессивная речь глухих и слабослышащих (в отличие от слышащих людей) превалирует над импрессивной [Соловьева И.М., 1971].

Обобщенно путь психического развития глухого и слабослышащего ребенка можно представить в следующем виде. Если ребенок не получает своевременной сурдопедагогической помощи, различие в психической деятельности между глухим и слышащим, незначительное поначалу, со временем становится все больше и больше. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего, и тем быстрее и значительнее сближается развитие глухого с развитием слышащего.

«Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок, реализуется, как социальная ненормальность поведения» [Выготский Л.С., 1982, т. 6, с. 62].

Даже в семье такой ребенок воспринимается как особенный ребенок. К нему возникает не такое, как к другим детям отношение. Его проблемы изменяют его социальную позицию в семье. Причем такое отношение складывается не только в тех психологически неблагополучных семьях, где ребенка воспринимают, как обузу и наказание, но и в тех, где его окружают вниманием и заботой. Повышенные дозы внимания и жалости, излишняя опека над ним, это тоже своего рода психологический груз для ребенка и фактор, отдаляющий его от сверстников.

В дальнейшем телесный или сенсорный недостаток вызывает совершенно особую социальные установки как у самого человека, так и в отношении окружающих к нему. Дефект приводит к смещению всех систем поведения [Выготский Л. С., 1982, т. 6].

В литературе более раннего времени физический недостаток рассматривался только с медицинской точки зрения. Физический недостаток изучался и компенсировался как таковой. И в связи с этим упускалось из виду то, что органический дефект человека никогда не может сказаться на личности непосредственно. «Глаз и ухо человека не только его физические органы, но и органы социальные, потому что между миром и человеком стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку» [Выготский Л. С., 1982, т. 6, с. 78]. Отсюда можно сделать вывод, что любой физический недостаток означает выпадение серьезных социальных функций, изменение общественных связей, смещение всех систем поведения.

Людям с тяжелыми дефектами слуха окружающий мир кажется недружелюбным. Личность глухого ребенка формируется своеобразно, прежде всего из-за трудностей, которые он испытывает в общении с окружающими слышащими людьми. «Эти трудности в наибольшей степени отражаются в характере глухих [Соловьева И.М.; 1971; Хватцев М.Е., Шабалин С. Н., 1961].

Особенности характера, интересов и склонностей у глухих людей по сравнению со слышащими обусловлены замедленным овладением словесной речи, что в свою очередь сказывается на развитии мышления, формировании познавательных интересов, мировоззрении, понимании человеческих отношений [Матвеев В.Ф., 1987]. Нарушение слуха препятствует развитию способностей у глухих только в том смысле, что они не могут обладать «специфическими» способностями, строящимися на базе высокого развития слуха и речи (музыкальных способностей, ораторского искусства и другими). Проблемами формирования словесной речи у глухих и слабослышащих детей занимались известные отечественные ученые - Ф.Ф. Рау, С.А. Зыков, Р.М. Боскис, И.Н. Соловьев, и другие.

В онтогенезе общения происходит поступательное развитие средств общения. Сначала ребенок пользуется экспрессивно-мимическими средствами, т. е. выразительными движениями, мимикой, вокализациями. Затем - предметно-действенными средствами общения, т. е. движениями, связанными с предметами. И, наконец, на определенном этапе развития - речевыми средствами. По мнению Л.С. Выготского, «… общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах» [Выготский Л.С., 1982, т. 6, с. 18).

Таким образом, речь - это процесс использования языка для общения, реальный процесс оперирования языком. В психологии выделяют две основные функции речи, связанные между собой. Первая - коммуникативная, благодаря реализации которой осуществляется процесс общения между людьми. Вторая - интеллектуальная, вследствие которой речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития, благодаря чему человек становится способным планировать и прогнозировать собственное поведение. Усваивая язык, как общественно-заданную знаковую систему, человек овладевает соответствующими формами и операциями мышления. Речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

При каких-либо отклонениях в психическом развитии ребенка гармония в становлении основных функций речи нарушается. Подобная дисгармония наблюдается в психическом развитии детей с нарушениями слуха. Важной особенностью психического развития таких детей является почти одновременное овладение несколькими различными видами речи - словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой, т. е. своеобразная полиглоссия, как называл ее Л. С. Выготский.

Дактильная речь - общение при помощи ручной азбуки. В современной системе обучения и воспитания детей с нарушением слуха дактильная речь используется, начиная с дошкольного возраста, в качестве вспомогательного средства. Наряду с устной и письменной речью она относится к числу основных средств сурдо-педагогического процесса. Слышащие люди также достаточно часто пользуются дактильной речью в общении с глухими [Зайцева Г. Л., 1991].

Словесная речь, которая формируется в условиях организованного педагогического процесса и совершенствуется в общении на уроках, становится главным средством коммуникации со слышащими людьми. Развитие разговорной жестовой речи в непосредственном, непринужденном общении глухих друг с другом происходит очень интенсивно. Разговорная жестовая речь является основным средством общения в неофициальной обстановке. В условиях официального общения появляется потребность в калькирующей жестовой речи, сопровождающей устную речь выступающего.

В то же время, калькирующей жестовой речью пользуются в общении только те глухие, у которых достаточно развита словесная речь. Калькирующая жестовая речь - это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего. При этом жесты выступают, как эквиваленты слов, а порядок их следования такой же, каково расположение слов в обычном предложении.

Как известно, словесная речь - один из определяющих факторов, способствующих контакту неслышащих со слышащими. Поэтому в процессе овладения студентами словом, немалая роль отводится сурдопереводчику, который осуществляет образный жестовый перевод. Жестовая речь - это не только коммуникативное средство, потому что она также способствует дальнейшему развитию словесно-логического мышления и интеллектуальному обогащению [Гозова А.П., 1971; Богданова Т.Г., 2002].

Сурдопереводчик нужен неслышащему студенту на лекциях для повышения информативности сообщений и совершенствования словесной речи у глухих учащихся. Сурдопереводчик - это не механически связующее звено между слышащими и неслышащими участниками образовательного процесса. Важнейшая задача переводчика заключается в том, чтобы тонко чувствовать и осознавать степень психологического контакта, взаимопонимания учащихся и преподавателя, помогать последнему определить насколько доступно изложен материал, как он понят и усвоен глухими индивидами. [Игнатенко А.А., 1979].

Другой особенностью общения людей с нарушениями слуха, является то, что в восприятии речи глухие опираются на зрительный анализатор, что позволяет слушать только одного собеседника. Следовательно, одновременное «схватывание» коммуникативной ситуации развито плохо. В нашей повседневной жизни в быту наиболее употребительным способом общения при помощи языка служит устная речь. Она представляет собой двуединый процесс, которым один человек говорит, передавая ту, или иную информацию. А другой слушает, принимая ее. У глухих восприятие устной речи происходит с помощью зрения.

Восприятие речи - это не простая пассивная регистрация и последующее суммирование того, что было услышано, а активное действие, важнейшим компонентом которого является предвосхищение, прогнозирование того, что может быть сказано говорящим. Фактически услышанное сличается с ранее построенной моделью ожидаемого сообщения, и результаты этого сличения подвергаются переработке, приводящей в конечном счете к охватыванию заключенного в сообщении.

В арсенале глухого человека есть средство, способное в значительной мере возместить утрату слухового восприятия речи. Этим средством является чтение с губ. Чтение с губ - это зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевым органам говорящего. Лучше всего можно видеть движения губ, откуда и происходит название данного способа восприятия речи [Рау Ф.Ф., 1981]. Среди неслышащих можно встретить настоящих виртуозов чтения с губ. Они свободно понимают беглую речь своих близких и знакомых, а в разговоре с посторонними лишь изредка переспрашивают их.

Способность глухого бегло читать с губ речь предполагает усвоение им навыков быстрого и точного зрительного восприятия речевых движений, отраженного их повторения и догадки основанной на смысловом и грамматическом контексте. Некоторые достигают всего этого в результате активного общения с окружающими, но для большинства необходимо длительное систематическое обучение под руководством квалифицированного специалиста [Рау Ф.Ф., 1981].

Особенностью общения, связанной с чтением с губ, у студентов с нарушением слуха заключается в том, что даже если он может понять другого по губам, он боится вступать во взаимодействие с нормально слышащим. Эта боязнь возникает на основе боязни не понять (не прочитать с губ) слышащего. Так как не все владеют четкой артикуляцией, чистым произношением, да и есть похожие артикулемы (парные согласные) которые затрудняют считывание с губ. Глухие очень смущаются, когда им приходится по несколько раз переспрашивать сказанное слышащим человеком, пока поймут то, что им хотят сказать.

В последнее десятилетие ХХ в. большое внимание уделялось развитию у глухих детей остаточного слуха. По мнению видных сурдопедагогов Ф.Ф. Рау и Е.П. Кузьмичевой, специалистов по формированию устной речи и по развитию слухового восприятия у глухих, главной задачей работы по совершенствованию речевого слуха является развитие у глухих людей остаточного слуха, на базе которого создается слухозрительная основа восприятия устной речи.

Для успешного создания слухозрительной основы восприятия речи, важную роль играют следующие моменты. Во-первых, у многих глухих имеется слуховой резерв, т. е. потенциальная возможность восприятия тех или иных элементов, составляющих фонетическую структуру речи. Это позволяет им распознавать при необходимом усилении звука хорошо знакомые слова и даже фразы; доступными восприятию могут стать ритмический контур слов и некоторые компоненты интонации.

Во-вторых, необходимо учитывать избыточность акустической структуры речи. По мнению Ф.Ф. Рау, именно эта особенность обуславливает возможность слухового восприятия элементов речи с опорой на их резервные признаки при резком ограничении сенсорной базы, создаваемом нарушением слуха.

В-третьих, восприятие речи в затрудненных условиях (слушание, чтение с губ) вызывает активизацию моторного отдела речевой системы. В процессе упражнений неполноценность акустических образов стимулирует компенсаторное проговаривание слов. Это ведет к укреплению слухо-кинестетических связей, благодаря чему даже фрагментарного восприятия звуковой структуры слова в ряде случаев указывается достаточно для актуализации кинестетического образа в поддержку слуховому.

В-четвертых, важным условием развития речевого слуха является создание слухоречевой среды, предусматривающей постоянное восприятие глухим ребенком речи окружающих при помощи звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальные слуховые аппараты и стационарные устройства). При этом формируются и совершенствуются функциональные связи между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражителями, возникающими при восприятии и воспроизведение глухими детьми слов. Тем самым создается полисенсорная основа для формирования устной речи глухих детей.

Ученые, изучающие психологию глухих и слабослышащих детей, отмечают: «глухой ребенок испытывает трудности в общении с окружающими слышащими людьми, что замедляет процесс усвоения информации». Нарушение слухового анализатора обедняет физический и социальный опыт глухих детей, лишает их возможности познать акустическую сторону действительности, которая имеет важное значение в эмоциональном интеллектуальном развитии. Трудности общения и своеобразие взаимоотношений со слышащими накладывает своеобразный отпечаток на характерологические черты глухого ребенка [Богданова Т. Г., 2002].