III Всероссийский форум педагогических работников сферы культуры и искусства «Развитие. Рождение идеи: техники креативности

В настоящее время проблема человека, его творческой самореализации стала одной из важнейших в педагогике, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации школы на формирование творческой активности учащихся. Задача развития творческой личности может быть эффективно решена только в том случае, если организация педагогического процесса строится на принципах проблемности, вариативности, эвристичности. Для формирования у ученика такого качества, как креативность мышления применяют творческие задания. Под творческими заданиями следует понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Повышение творческой активности во многом зависит от подготовки школьников к творческой деятельности. Современная учебная программа по технологии в качестве творческих заданий рассматривает метод проектов, как обязательную структурную единицу технологического образования школьников. Метод проектов наиболее полно отвечает современным требованиям развития образования и для развития творческих начал учащихся. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности. Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

В статье рассказывается о современных педагогических технологиях, которые позволяют более эффективно развивать творческую личность ребенка. Также описываются условия для формирования одаренной личности в условиях дополнительного образования. Приведены конкретные результаты внедрения данных технологий в работу педагога-хореографа в общеобразовательной школе. В приложении размещен примерный индивидуальный план работы с одаренным ребенком..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Назаровас Елена Владимировна – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории,

МАОУ СОШ №7

«Современные педагогические технологии в развитии творческих способностей детей в системе дополнительного образования»

Практикующие психологи и педагоги предлагают пути решения важных задач по самоопределению и реализации творческих способностей детей. Особое внимание они заостряют на новых методиках работы с детьми в дополнительном образовании с использованием современных педагогических технологий, таких, как проект, кэйс-метод, мониторинг успеваемости учащихся, дыхательная гимнастика. Все авторы отмечают особую важность внедрения новых педагогических технологий в процесс дополнительного образования, идущий в рамках современного научно-методического процесса .

Сегодня, когда происходит всеобщая социокультурная модернизация образования, создание целостного образовательного пространства должно обеспечивать возможность для личностного развития не только учащихся, но и всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный компонент образовательной среды.

Проблема креативности является одной из основных для психологии личности в ее развитии. Огромный интерес к ней обусловлен острой социальной потребностью в творческих людях, в развитии творческой продуктивности в целом. Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи. Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. В соответствии с этим творческая деятельность - поиск оригинальных решений поставленной задачи. Современное всеобщее образование иногда становится «культурным конвейером», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково. Но человек не является трансформатором или накопителем среды, в которой живет. Он активен в выборе и обработке информации о мире и о себе, он не только отражает, но и преображает среду и самого себя, творит новое, сравнивает с тем, что им пережито и осмыслено. Для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.

Эффективные условия для формирования творческой личности :

1. Признание безусловной ценности ребенка.

В системе дополнительного образования создаются все условия для развития, способствующие творчеству, которые позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры без всяких условий.

2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству.

3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения. Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий.

4. Креативность формируется и реализуется через индивидуальность ребенка. Здесь важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых, позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению поставленных целей.

5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. Предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны. В своей работе с младшими школьниками я строю обучение хореографии на элементах игры, используя игры музыкальные, психологические, игры на внимательность и быстроту реакции, игры на воображение в создании образов.

Творческую личность может развивать творческая личность.

Центральной фигурой любого творческого процесса является личность творца. В центре педагогического процесса дополнительного образования детей стоит талантливая личность ученика, обучаемого творческим педагогом. Творческие педагоги проявляют интерес к универсальным знаниям и метапредметным результатам обучения, они пробуждают в детях интерес к наблюдению в жизни и культуре, развивают интерес, интеллект и эмоциональную культуру личности воспитанника. Например, при изучении какого-либо национального танца, я знакомлю своих воспитанников с культурой и традициями данного народа, их музыкой, костюмом. Если же мы изучаем современную композицию - то мы узнаем к какому стилю она относится, о том, где и как он возник, какая музыка и костюм соответствует ему, об его исполнителях.

Работа педагога во многом зависит от контингента учащихся. Позитивные результаты достигаются в том случае, когда индивидуальное сочетается с коллективным и направляется разумным педагогом на дальнейшее развитие, шлифуется и совершенствуется. Детское сообщество обладает, при верно организованном процессе обучения, огромной созидательной мощью. Разумный творческий педагог придает коллективным действиям согласованность и продуктивность, позитивный эмоциональный настрой. Я стараюсь учить своих воспитанников жить в коллективе – это значит помогать и сочувствовать друг другу, отвечать за свои поступки, не ставить личные интересы выше общественных. В моем детском коллективе – все яркие и эмоциональные личности. Многим хочется показать себя на сцене в роли солиста, но не у всех это еще получается. Не всегда маленький ребенок может оценить свои способности объективно, а кроме того в любом творческом коллективе присутствует соперничество. Моя цель – учить детей общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом, формировать навыки самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности понимать себя и другого человека, где соревновательность в овладении какими-либо знаниями и умениями приносила бы положительные результаты, а не становилась самоцелью педагогического процесса. Нельзя все приводить к общему результату, чрезмерно поощрять одних учеников в ущерб остальным. Должен проявляться персонифицированный подход к личности . Для кого-то самое маленькое достижение – огромный прогресс, а для кого-то – большое достижение становится маленьким этапом развития.

Особо хотелось бы отметить роль новых информационных технологий в современном дополнительном образовании, которые открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения, позволяющие повысить качество и эффективность занятий на 20-30%.

В основе моей программы «Комплексное обучение хореографии» со средними и старшими школьниками, заложено использование новой информационной технологии в дополнительном образовании. А именно: детям даются задания по поиску новой музыки, информации об истории создания национальных и классических постановках и костюмов. А затем мы обсуждаем эту информацию и вместе ищем оптимальные решения. Воспитанники много смотрят видео-концертов и выступлений многих российских и зарубежных танцоров, узнают много нового об их творчестве. Самостоятельно дети старшей группы «Рандеву» создали сайт в социальной сети нашего ансамбля, где помещают новости из жизни коллектива, фото, видео выступлений, а также делятся музыкальными новинками со своими сверстниками.

Я, как педагог и руководитель хореографического ансамбля, помещаю материал о достижениях своих воспитанников на своем сайте и публикую видео наших танцев в сети интернет, обсуждая постановки и получая комментарии коллег. Это позволяет мне более объективно оценивать мою работу как постановщика, а также мастерство моих учеников.

Кроме того, в последнее время появилась новая возможность участия не только в очных, но и заочных и дистанционных творческих конкурсах по хореографии. Это облегчает работу педагога, так как поездка с детьми на конкурс создает много проблем. Таких фестивалей творчества по хореографии существует немного, в одном из них мы приняли участие со старшей группой ансамбля «Рандеву».

Новым положительным типом коллективного сотрудничества является тесное взаимодействие и участие в многоцелевой концертно-просветительской деятельности. Это дает возможность нашим детям выступать на концертных площадках города, а также выезжать на различные творческие конкурсы в другие регионы нашей страны. Данная работа отражается на интеллектуально - психологическом преображении детей, раскрывая их коммуникативные качества, умение тесно взаимодействовать не только между собой, но и с разной аудиторией.

Очень большое внимание в своей работе я уделяю индивидуальным занятиям с одаренными и способными детьми . На каждого такого ребенка я составляю личный годовой план, следуя которому мы совместно решаем поставленные цели и задачи. (приложение 1). В этой работе много внимания уделяется самостоятельному поиску креативных путей решения. Главной целью таких занятий является участие в детских творческих конкурсах и достижение определенных результатов. Так, например, одна из моих учениц стала Лауреатом 2 степени на Международном фестивале в сольной номинации. Этот результат дал новый толчок к дальнейшему самосовершенствованию ребенка и меня, как педагога.

В своей работе со старшими воспитанниками, я стала использовать еще один метод - проектная деятельность , который позволяет развивать в детях творческую инициативу и креативность мышления, умение самостоятельно находить нужную теоретическую информацию, обрабатывать ее и воплощать в практику. Девушки старшей группы работают над своей собственной постановкой и выступают с ней на творческом отчете-концерте. Такая деятельность позволяет ребенку ощутить свою значимость и самостоятельность, у них появляется уверенность в своих силах. После этого, у детей повышается мотивация, они учатся контролировать себя и оценивать работы своих сверстников.

Таким образом, можно сказать, что использование таких современных технологий как:

1. Использование ИКТ

2. Психологическое сотрудничество

3. Индивидуальная работа с одаренными и способными детьми

4. Внедрение метода проекта

5. Компетентный подход к обучению и воспитанию

Позволяют более эффективно внедрять в практику любую программу дополнительного образования, в том числе и по хореографии. Владея определенным запасом знаний и умений, опытом работы, я не позволяю себе останавливаться на определенном этапе развития. Девиз моей жизни – «Никогда не останавливайся на достигнутом!» Педагог обязан быть компетентным в своей области и постоянно самосовершенствоваться, быть в курсе последних достижений науки и культуры, постоянно внедрять новые педагогические технологии и подходить ко всему креативно. Только такой творческий педагог сможет воспитать творческую личность. Обучаясь по моей программе «Комплексное обучение хореографии», ребенок не только получает предпрофессиональное образование, овладевая определенным запасом знаний, умений и навыков, но и учится внедрять их в своей дальнейшей жизни и работе, чтобы быть настоящим членом современного социума.

Библиографический список:

  1. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах» Журнал «Дополнительное образование» №11,2003г., с.12-15
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» гл. 1

Приложение 1

Планирование индивидуальных занятий по хореографии на 2013-14г. воспитанницы старшей группы «Рандеву» Ишембитовой Айгуль

Название мероприятия

Сроки реализации

Результат

Психологическое тестирование

Сентябрь, май

Тестирование по уровню овладения

основными танцевальными навыками

По основной программе обучения доп.

образования «Комплексное овладение

основными хореографическими навыками»

Сентябрь,

май

Сентябрь:

Теория-4,

Практика-5;

Май:

Теория –

Практика-

Планирование репертуара на учебный год

Сентябрь

«Татарочка»

«Чардаш»

Индивидуальные занятия

В течение года

Участие в городских мероприятиях

В течение года

Концерт

Общества «НУР»,

Концерт для

Ветеранов труда,

Концерт для «Ремстройдор»

Участие в городских конкурсах творчества

Апрель, май

1 место на городском

конкурсе «Хрустальная капель»

Работа над творческим проектом

4 четверть

В стадии работы

Участие в творческом отчете ансамбля «Ассорти» с сольным танцем

апрель

Выступление

Анализ работы за год, планирование работы на следующий год

май

Работа с родителями, учителями-предметниками, классным руководителем, психологом

В течение года

Индивидуальные встречи

Участие в Международном конкурсе «Зажигаем звезды» (г. Ижевск)

2014г

Лауреат 2 степени

Предварительный просмотр:

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ

От издательства 2

Все для воспитателя

С.П. Бойко

Л.А. Сливко, Е.В. Ситникова

Досуг в старшей речевой группе (ОНР III уровня) «В поисках елочки» 34

С.Н. Соколова

III Всероссийский форум педагогических работников сферы культуры и искусства

«Развитие»

Россия, Санкт-Петербург

Программа Форум Развитие

Санкт-Петербург, 3 дня

  • Обзорная автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу*.
  • Экскурсия в Государственную Академическую Капеллу. Концертный зал Капеллы по праву пользуется заслуженным авторитетом в музыкальном мире. За время своего существования этот зал немало послужил для прославления российского искусства. Здесь звучали бессмертные творения Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусоргского, Глазунова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова. В этом зале многие поколения петербуржцев приобщились к миру прекрасного, познакомились с композиторским творчеством мастеров классики и современности. ИЛИ
  • Экскурсия в академию танца Бориса Эйфмана. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Академия танца Бориса Эйфмана" — творческая лаборатория, реализующая концепцию современного танца Бориса Яковлевича Эйфмана, является, с одной стороны, хранителем и творческим продолжателем великих традиций отечественного классического балетного искусства, с другой — школой мастерства для молодых артистов, экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются инновационные методы подготовки и воспитания танцовщиков XXI века. ИЛИ
  • Экскурсия в Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Это один из старейших театров России, не только Санкт-Петербурга. Здание театра Музыкальной комедии было построено в 1799-1801 годах предположительно по проекту русского архитектора Е. Т. Соколова. Вся история театра Музыкальной комедии неразрывно связана с Петербургом. Да и расположен он в одном из самых красивых и старых мест города, созданных гением Карло Росси. Неподалеку от Невского проспекта находится площадь Искусств, а к ней примыкают Гранд-отель «Европа», музей-квартира И. Бродского, Артистическое кафе «Бродячая собака», Театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского, Русский музей, музей Этнографии, театр Музыкальной комедии и, наконец, Филармония им. Д. Шостаковича.

Обед и заселение.

Круглый стол. Тема: «Особенности организационной работы по привлечению, удержанию, объединению и развитию детей в творческом коллективе, в том числе с применением практики участия в выездных фестивалях и конкурсах. Разбор успешного опыта». Ведущий: Соловьёв Григорий Борисович.

Знакомство участников Форума.

Мастер Класс. Тема: «Основы искусства импровизации и раскрепощения на сцене. Техники актерского мастерства в повседневной жизни». Ведущий: Ганелин Евгений Рафаилович - Заслуженный артист России, Член Союза кинематографистов России, актер, доцент кафедры режиссуры РГИСИ, заведующий кафедрой актёрского мастерства СПбГИКиТ

Ужин. Свободное время.

Ночь в отеле.

Завтрак

Тренинг-семинар. Тема: утверждается. Ведущий: Монина Галина Борисовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедры индивидуальных и дистанционных программ обучения института повышения квалификации специалистов профессионального образования, тренер Института практической психологии «Иматон». Стаж работы с детьми - 25 лет.

Кофе-брейк

Продолжение тренинг-семинара.

Семинар. Тема: «Выгорание педагогов дополнительного образования. Как вернуть интерес к профессиональной деятельности».

Обед

Семинар. Тема: утверждается. Ведущий: Лебедь Татьяна Борисовна - Заслуженный работник культуры РФ, певица, «Лучший педагог года 98», педагог всемирно известных певиц Анны Нетребко, Гелены Гаскаровой, Екатерины Сергеевой.

Семинар. Тема: утверждается. Спикер: Деревягин Юрий Григорьевич - Заслуженный работник культуры РФ, заведующий кафедрой народного танца МГИК, профессор.

Семинар. Тема: утверждается. Спикер: Большакова Мария Александровна, хореограф Михайловского театра, преподаватель Театра Санкт-Петербургской Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстер.

Мастер-класс. Тема: «Основные техники и стили исполнения джаз-модерна». Ведущий: Каспарова Наталья Владимировна, основатель и художественный руководитель Дома танца «Каннон Данс», педагог-хореограф

Семинар . Тема: «Медицинские (фониатрические) вопросы воспитания и охраны детского голоса». Ведущий: Швалев Николай Вадимович - кандидат мед. наук, Специалист Российской академии голоса, врач отоларинголог-фониатр медицинской службы Мариинского театра

Мастер Класс. Тема: «Особенности и методики работы с хоровым или вокально-ансамблевым коллективом». Ведущий: Ровнер Виталий Ефимович - хормейстер, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, руководитель камерного вокального ансамбля «Монплезир»

Праздничный фуршет

Во время фуршета участники смогут обсудить увиденное, ближе познакомиться и пообщаться в неформальной обстановке.

Ночь в отеле

Завтрак

Семинар. Тема: «Поиск и привлечение спонсоров для детского творческого коллектива. Как руководителю получить денежный грант. Разбор успешного опыта». Ведущий: утверждается.

Семинар. Тема: «Психология лидерства». Ведущий: Соловьёва Татьяна Николаевна — основатель благотворительного фонда «Живу с культурой», эксперт по лайф-коучингу и сертифицированный специалист по психологии лидерства и НЛП.

Выселение из номеров до 12:00.

Выезд из отеля. Трансфер на ж/д вокзал.

ОПИСАНИЕ АКТИВНОСТЕЙ

ПАКЕТ «Профессионал»

ПАКЕТ «Профессионал +»

ПАКЕТ «Всё включено»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Мастер-класс Ганелина Евгения Рафаиловича, заслуженного артиста России, члена Союза кинематографистов России, актера, доцента кафедры режиссуры РГИСИ, заведующего кафедрой актёрского мастерства СПбГИКиТ Тема «Основы искусства импровизации и раскрепощения на сцене. Техники актерского мастерства в повседневной жизни»

Семинар Лебедь Татьяны Борисовны, заслуженного работника культуры РФ, педагога всемирно известных Анны Нетребко, Гелены Гаскаровой, Екатерины Сергеевой, певицы, «Лучшего педагога 1998 года» Тема уточняется

Семинар Деревягина Юрия Григорьевича, заслуженного работника культуры РФ, заведующего кафедрой народного танца МГИК, профессора Тема уточняется

Мастер-класс Каспаровой Натальи Владимировны, основателя и художественного руководителя Дома танца «Каннон Данс», педагога-хореографа «Основные техники и стили исполнения джаз-модерна»

Мастер-класс Ровнера Виталия Ефимовича, хормейстера, профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры, руководителя камерного вокального ансамбля «Монплезир»

Тема «Особенности и методики работы с хоровым или вокально-ансамблевым коллективом»

Тренинг-семинар Мониной Галины Борисовны, кандидата психологических наук, заведующей кафедры индивидуальных и дистанционных программ обучения института повышения квалификации специалистов профессионального образования, тренера Института практической психологии «Иматон»

Круглый стол Соловьёва Григория Борисовича

Тема «Особенности организационной работы по привлечению, удержанию, объединению и развитию детей в творческом коллективе, в том числе с применением практики участия в выездных фестивалях и конкурсах. Разбор успешного опыта»

Семинар Швалёва Николая Вадимовича, кандидата медицинских наук, специалиста Российской академии голоса, врача отоларинголога-фониатра медицинской службы Мариинского театра Тема «Медицинские (фониатрические) вопросы воспитания и охраны детского голоса»

Семинар Большаковой Марии Александровны, хореографа Михайловского театра, преподавателя Театра Санкт-Петербургской Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, балетмейстера Тема уточняется

Семинар Соловьёвой Татьяны Николаевны, эксперта по лайф-коучингу и сертифицированный специалист по психологии лидерства и НЛП, основатель благотворительного фонда «Живу с культурой» Тема «Психология лидерства»

Семинар «Выгорание педагогов дополнительного образования. Как вернуть интерес к профессиональной деятельности» Спикер уточняется

Семинар «Поиск и привлечение спонсоров для детского творческого коллектива. Как руководителю получить денежный грант. Разбор успешного опыта» Спикер уточняется

Семинар Филипповой Ирины, ведущего специалиста отдела SMM Performance-агентства «Медиасфера» Тема «Продвижение в социальных сетях. Способы продвижения в социальных сетях для творческих коллективов»

ЭКСКУРСИОННАЯ ЧАСТЬ

Экскурсия в Государственную Академическую Капеллу Концертный зал Капеллы по праву пользуется заслуженным авторитетом в музыкальном мире. За время своего существования этот зал немало послужил для прославления российского искусства. Здесь звучали бессмертные творения Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусоргского, Глазунова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова. В этом зале многие поколения петербуржцев приобщились к миру прекрасного, познакомились с композиторским творчеством мастеров классики и современности

Экскурсия в академию танца Бориса Эйфмана Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия танца Бориса Эйфмана» — творческая лаборатория, реализующая концепцию современного танца Бориса Яковлевича Эйфмана. Учебное заведение является, с одной стороны, хранителем и творческим продолжателем великих традиций отечественного классического балетного искусства, с другой — школой мастерства для молодых артистов, экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются инновационные методы подготовки и воспитания танцовщиков XXI века.

Обзорная автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу Экскурсовод расскажет об истории города и покажет основные достопримечательности. Вы увидите Исаакиевский собор, памятник «Медный всадник», Зимний Дворец, Храм Спаса-на-Крови. Вы также узнаете историю Мариинского театра, стрелки Васильевского острова и многих других известных мест нашего города.

СЕРТИФИКАТЫ

Сертификат об участии в круглом столе (1 шт.)

Сертификат об обучении на мастер-классах (3 шт.)

Сертификат об участии в семинарах (7 шт.)

Грант на прохождение программы повышения квалификации. По итогам прохождения выдаётся сертификат установленного образца о повышении квалификации (72 часа) АНО ДПО «Институт Дистанционного повышения квалификации» (Новосибирск)

За дополнительную плату в размере 3 000 рублей

ТУРИСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Проживание в отеле «Санкт-Петербург» (2 ночи)

Питание (2 завтрака/2 обеда/1 ужин)

Трансфер из вокзала и на вокзал

Трансфер в Государственную Академическую Капеллу или в академию танца Бориса Эйфмана

Праздничный фуршет с развлекательной программой

СТОИМОСТЬ ПАКЕТА

6 980 рублей, включена регистрация заявки 1200 руб/чел

11 960 рублей, включена регистрация заявки 2000 руб/чел

19 980 рублей , включена регистрация заявки 2800 руб/чел

Способность человека к генерации новых идей в самых разных областях жизни можно и нужно развивать. Как стать творческой личностью?

По сути слова «креатив» и «творчество» - синонимы. Но термины «креативность» и «креатив» чаще используют в сфере рекламы, маркетинга, управления персоналом как аналог нестандартного подхода к бизнес-процессам. В то время как понятия «творчество» и «творец» больше приняты в области культуры и искусства.

  • Евгений Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»
  • Хью МакЛаод «Игнорируй всех, или Как стать креативным»
  • Рада Грановская «Творчество и конфликт в зеркале психологии»
  • Джона Лерер «Каждый из нас способен прийти к удачному решению»

С пользой для себя

Ценность проявлений креатива для общества заключается в создании нового, развитии конкуренции, оптимизации самых разных процессов. Но творчество полезно и для развития самого человека, потому что оно предполагает совершенствование себя, реализацию потребности в самовыражении.
Раскрыв в себе творческое начало, каждый из нас обретает большую уверенность, видит новые возможности, для того чтобы менять свою жизнь к лучшему.

От чего зависит креативность

Креативность - это не просто талант, это качество зависит от среды, в которой мы живем, воспитания, уровня образования, кругозора, разнообразия интересов. Все это определяет нашу интеллектуальную гибкость, способность мыслить в разных, подчас неожиданных ракурсах.
Нейрофизиологи выделяют такие факторы влияния на креативность, как развитие лобных долей мозга (отвечают за критический подход к стандартным ситуациям и способность адаптации к изменениям) и высокий уровень согласованности во взаимодействии обоих полушарий головного мозга (в этом случае при решении задачи, за которую у обычного человека отвечает одно полушарие, у одаренного работают оба).

Время для творчества

Творческие способности могут проявиться в человеке как очень рано, так и только во второй половине жизни, когда уже накоплен необходимый ресурс. Главное - не блокировать этот потенциал сознательно, убеждая себя в собственной заурядности. Ведь креативность можно проявлять в любом деле, создавая нечто новое, отличное от привычной действительности. Для того чтобы посмотреть на проблему свежим взглядом, можно использовать самые простые методы.

Рождение идеи: техники креативности

Техника № 1: метод от противного
На первом этапе этой методики вопрос ставится наоборот: что нужно сделать, чтобы НЕ ПОЛУЧИТЬ желаемый результат? На втором этапе все записанные способы преобразуются в зеркальном отражении.

Техника № 2: метод Уолта Диснея
Люди, обсуждающие ту или иную проблему, чтобы увидеть ее в разных ракурсах, друг за другом выступают в разных ролях: «мечтатель» выдает идею, «реалист» объясняет, как ее осуществить, а «критик» демонстрирует ее слабые места.

Техника № 3: метод ассоциаций
Проблема рисуется в центре листа (доски) в виде ствола дерева, и дальше она обрастает ветками - способами решения и всеми идеями, которые с ней связаны, пока не будет найден нужный вариант.

Техника № 4: метод метафор
Чтобы выйти за рамки привычного мышления, можно использовать метафоры. В процессе поиска проблем и способов их решения представьте себе объект в другом качестве. Компанию или ее отдел можно обсуждать с такой позиции: если бы это был автомобиль (ресторан, животное и т.п.), каким бы он был, какие у него сильные стороны, нравится ли он вам, что в нем можно изменить и т. д.

Техника № 5: метод фокусирования
Этот метод нацелен на поиск сути проблемы. Группа (или один человек) ищет ключевой фактор вопроса, от которого зависит все. Любыми способами. Например, при рекламе товара важно понять, что вы хотите продать человеку: страховой полис или ощущение уверенности? После этого генерировать идеи становится значительно проще.

Техника № 6: метод произвольно выбранных слов
Эту технику креативности можно использовать самостоятельно, а можно в группе. Нужно выбрать слово, произвольно ткнув пальцем на страницу книги или газеты. А дальше к этому слову подбираются ассоциации, связанные с вашей проблемой.

Техника № 7: метод определения диапазона
Для реализации этого метода нужно определить самую стандартную (консервативную) идею, а затем самую безумную - экстремальный вариант. Это и будут границы диапазона, которые необходимо наполнить другими вариантами.

Техника № 8: метод шаблона
Если у вашего вопроса есть четкие параметры, в рамках которых вы вынуждены действовать, их можно представить в виде таблицы, расчертив ее по графам. В верхнюю строчку, например, вносятся мероприятия, а в крайний левый столбик - участники. Далее идеи генерируются в каждой клетке шаблона исходя из заданных условий.

Техника № 9: метод шести шляп Эдварда де Боно
Этот способ (расширенный вариант метода Уолта Диснея) предполагает наличие шести шляп (или карточек) разного цвета, которыми участники обмениваются в процессе обсуждения идеи:

  • белая - только факты, максимум объективности;
  • красная - эмоции и личный подход;
  • черная - негатив и критика;
  • желтая - позитив и плюсы;
  • зеленая - все необычное, что приходит в голову;
  • синяя - решения и итоги.

Техника № 10: метод теннисного мячика
Подходит для работы в группе. Первый участник генерирует идею, следующий «отбивает мячик» - предлагает свой вариант, основанный на идее предыдущего участника. И так по очереди.

Эксперименты Марка Юнг-Бимана, нейробиолога, показали, что в хорошем
настроении мы гораздо лучше справляемся со сложными задачами, чем когда
раздражены или расстроены (веселые люди решают на 20% больше
словарных головоломок, чем грустные).

Развиваем творческий потенциал

Открытость миру
К рождению идеи может подтолкнуть все что угодно, поэтому нужно стремиться получать новые впечатления - пробовать себя в новых делах, менять обстановку, общаться с новыми людьми.

Работа над собой
Позвольте себе меняться - развивайте в себе те качества, которые вам бы хотелось иметь, и корректируйте недостатки, самостоятельно или с помощью психолога.

Тайм-ауты
Постоянная суета не способствует творчеству. Делать паузы для размышлений, особенно совмещенные с физической активностью , очень полезно.

Забота о других
Американские психологи выяснили, что мы мыслим более творчески, если делаем это за других. Мы вдохновляемся тем, что приносим пользу кому-то еще.

Американский психолог Пол Торранс приводит интересные данные:
около 60% выдающихся людей не демонстрировали школьных
успехов; креативность и одаренность, по его мнению, не
всегда вписывается в действующую систему образования.

Креативные умения

Большинство творческих людей имеют любимое дело, умеют видеть смешное во всех проявлениях жизни, черпают силы в своих переживаниях. Даже серьезные проблемы могут стать стимулом для креативного прорыва, если не замыкаться в себе.
Креативность можно развивать в процессе обучения и творческой деятельности. Но самое главное для ее развития - наличие у человека мотивации, то есть внутреннего желания творить, любопытства и любознательности по отношению к миру.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог: «Творчество - понятие более широкое, чем креативность. Однако зачастую эти понятия сливаются в единое, так как у них много общего.
В исследовании биографий 64 известных ученых была обнаружена одна общая для них черта: еще в детстве они приобщились к творчеству, к радости открытия и самостоятельного мышления. Очевидно, что именно в детском возрасте нестандартность мышления является доминирующей чертой. С возрастом мы обрастаем стереотипами, и наглядный пример тому - сказка о Маленьком принце, в которой Экзюпери рассказывает о своем детском рисунке и о том, что взрослые видели на нем только “шляпу”. Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т. е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если есть возможность тренироваться на задачах и заданиях «открытого типа». Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным предлагать любые разумные решения проблем. Известно, что Гальвани, человек, открывший электричество, был медиком и обязан своему открытию «пробелами» в своих знаниях. Фарадей был сыном кузнеца и начал свою карьеру переплетчиком, а Морзе (создатель телеграфной азбуки) был художником.

Техник развития творческого мышления и креативности много. Например, Н. В. Рождественская использовала для развития креативности у студентов Академии театрального искусства методы арт-терапии и импровизации и обнаружила существенный прогресс по ряду показателей креативности.

Американские ученые Папалья и Оулдс (Papalia, Olds) дают ряд советов для развития креативности:
. сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;
. не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;
. старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.);
. если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути;
. будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;
. ищите объяснения странных и непонятных явлений;
. преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;
. откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
. чтобы “выдать на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма;
. при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку».

Эксперт: Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог
Юлия Прохорова

STEM vs STEAM? И все-таки STEAM!

Ассоциация участников рынка артиндустрии провела 27-29 марта 2017 г. VIII Образовательный Форум для специалистов дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности «Наука искусства и Искусство науки. STEM vs STEAM», при спонсорской поддержке сети гипермакетов ЛЕОНАРДО.

Партнерами Форума стали: Институт образования НИУ ВШЭ, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Всероссийский центр художественного творчества Министерства образования и науки РФ, Московский институт открытого образования (МИОО). В Форуме приняли участие около 1000 руководителей, педагогов и специалистов организаций, реализующих программы дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности из Москвы и Московской области, а также делегации Ленинградской, Ярославской, Самарской, Омской, Иркутской, Новгородской, Челябинской, Калужской, Владимирской, Ивановской, Ульяновской, Тверской, Ярославской, Тульской, Смоленской, Кемеровской областей, ХМАО, Татарстана и Калмыкии, Хабаровского края, Ненецкого автономного округа и других регионов России.

Форум предоставил уникальную возможность каждому педагогу познакомиться с новейшими средствами обучения для STEM-образования, попробовать их в деле на 350 практико-ориентированных мастер-классах естественнонаучной и технической направленности. Это был отличный исследовательский и творческий полигон, который организовали компании: Геоскан, Экспони, VIRRY, Casio, Дидактические Системы, Экоинвент, Брейн Девелопмент, Фанкластик, Клик-Торг, Химлабо, PICASO, 1С Паблишинг, Wacom, Научные развлечения, Роббо, Крисмас+, Лаборатория трехмерной печати, Спутникс, Русробот Групп, ИП Давыдов, Флер-Арт-Хобби, Торговый Дом «ГАММА», АВАЛЕ, Невская Палитра, Clay&Paint Factory, Фила Статионари, ОАО «ГАММА», Артефакт, Художественные материалы. Педагоги учились использовать современные арт-технологии и интегрировать средства искусства в различные предметные области, чтобы повышать мотивацию детей к освоению сложных тем в технической и естественнонаучной областях знаний.

Тема мартовского Форума — «STEM vs STEAM» — не случайна. Сегодня образование мирового уровня в модели STEM невероятно значима для достижения любой цели, которую мы как нация ставим перед собой — экономическое процветание, международная конкурентоспособность, сильная национальная оборона, экологически чистая энергетика будущего, более здоровая жизнь для всех россиян и успешные перспективы отдаленного будущего. У теоретиков и практиков, занимающихся развитием дополнительного образования, возникает множество вопросов. Все понимают, что нужны эффективные кружки научной и технической направленности с новейшим учебным оборудованием и средствами обучения, компетентные педагоги, в совершенствовании владеющие современной техникой и технологиями, готовые создавать новые образовательные программы и работать по ним.

В системе дополнительного образования детей появляются новые направления — тот же JuniorSkills, интеллектуальные игры и киберспорт, ранняя профессиональная ориентация, поэтому на Форуме так активно обсуждали тенденции развития и обновления содержания дополнительного образования, что же в наибольшей мере влияет на качество образования и соответствует ожиданиям общества и государства. Деловую программу Форума открыли дебаты «Тенденции развития дополнительного образования. STEM vs STEAM», где свою позицию высказали ведущие специалисты, руководители образовательных организаций, методисты и педагоги-практики. Ракова Марина, генеральный директор Департамента внедрения инновационных технологий ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр» в своем выступление подчеркнула, что развитие содержания Кванториумов рассматривается в модели STEAM-образования, что интеграция науки и искусства позволит сформировать важные компетенции у подрастающего поколения. Участники дебатов поддержали позицию, что STEM-образование в одиночку не справится с развитием креативности и формированием готовности ребенка стать успешным в развивающейся экономике России, что искусство, не претендуя на монополию, вносит значительный вклад в формирование универсальных компетенций XXI в., причем с самого раннего возраста. Искусство помогает быть успешным по любым академическим дисциплинам, в том числе и в технологическом мире! Интеграция искусства, наук и инженерии – эта та истина которую человечество в ХХI в. похоже открывает вновь.

Андрей Андрусов, заместитель директора Центра содействия инновациям в образовании «СОЛЬ», высказал позицию, что образование не равно обучению, и перед системой дополнительного образования стоит задача посложнее — додать детям то, что нужно для «становления», что содержанием образования может стать «эффективное мышление», «эффективное действие», «эффективная коммуникация» и «способность доведения идей до результата». Обсуждение данного предположения позволило развернуть дискуссию о традиционных шести направленностях ДОД, которые не отвечают сегодняшним потребностям развития содержания дополнительного образования. Нужны новые междисциплинарные и многопрофильные программы, которые уже есть в системе дополнительного образования, что и подтвердил Моргун Дмитрий, директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, где реализуются качественные программы по экологии в интеграции с химией, физикой и биологией, а также краеведением и патриотическом воспитании, с использовании высоко технологичного оборудования, в том числе робототехники.