Интересные традиции эвенков кратко красноярского края. Эвенки. Происхождение. Эвенки живут не только в Сибири, но и в Китае. Взгляд на эвенков из Китая. __ Традиционный быт эвенков



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Эвенки (самоназвание эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название – тунгусы от якут. тоҥ уус) – коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.

География

Живут от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге: в Якутии (14,43 тыс. чел.), Эвенкии (3,48 тыс. чел.), Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края (4,34 тыс. чел.), Иркутской области (1,37 тыс. чел.), Читинской области (1,27 тыс. чел.), Бурятии (1,68 тыс. чел.), Амурской области (1,62 тыс. чел.), Хабаровском крае (3,7 тыс. чел.), Сахалинской области (138 чел.), а также на северо-востоке Китая (20 тыс. чел., отроги хребта Хинган) и в Монголии (около озера Буир-Нур и верховья реки Иро).

Язык

Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: северный – к северу от нижней Тунгуски и нижнего Витима, южный – к югу от нижней Тунгуски и нижнего Витима и восточный – к востоку от Витима и Лены. Распространены также русский (свободно владеют 55,7 % Эвенков, считают родным – 28,3 %), якутский и бурятский языки.

Эвенкийский язык, наряду с маньчжурским и якутским, относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи.

В свою очередь тунгусо-маньчжурская языковая семья – это нечто промежуточное между монгольской (к ней принадлежат монголы) и тюркской языковой семьей (куда, например, относятся тувинцы, хотя многие не воспринимают тувинцев как тюрок (таких как татар, уйгур, казахов или турок), т.к. тувинцы не исповедуют ислам, а являются частично шаманистами, как якуты и эвенки, а частью буддистами, как маньчжуры и монголы, При этом надо отметить, что маньчжуры также частью исповедуют буддизм). Эвенки очень близки к маньчжурам, но в отличие от них не создали знаменитых государственных образований. И в этом они похожи на близких им якутов.

Эвенки, как в России, так в Китае и Монголии, приспособили с помощью ученых соответствующих стран для записи своего языка систему письменности, принятую у титульных народов данных государств. В России эвенки используют кириллический алфавит, в Монголии – старомонгольскую письменность, а в Китае – старомонгольскую письменность и иероглифы. Но и это произошло недавно, в XX веке. Поэтому в нижеследующих выдержках материала китайского иновещания говорится, что у эвенков нет письменности.

Название

Пожалуй, это звучит странно, но даже само название эвенкийского народа овеяно духом мифов и сомнений. Так, со времени освоения русскими обширных территорий, занимаемых эвенками, до 1931 г. было принято называть этот народ (а заодно и родственных им эвенов) общим словом «тунгусы». При этом происхождение слова «тунгус» до сих пор остается неясным – то ли оно происходит от тунгусского слова «кунгу», означающего «короткую шубу из оленьих шкур, сшитую шерстью вверх», то ли от монгольского «тунг» – «лесные», то ли от якутского «тонг уос» – «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке. Так или иначе, но название «тунгус» по отношению к эвенкам до сих пор используется рядом исследователей, что вносит путаницу в и без того запутанную историю эвенкийского народа.

Одно из самых распространенных самоназваний этого народа – эвэнки (также эвэнкил) – в 1931 г. было признано официальным и прибрело более привычную для русского слуха форму «эвенки». Происхождение слова «эвэнки» еще загадочнее, чем «тунгусы». Одни ученые утверждают, что оно происходит от названия древнего забайкальского племени «увань» (также «гувань», «гюй»), от которого якобы ведут свои корни современные эвенки. Другие и вовсе разводят руками, отказываясь от попыток трактовки этого термина и указывая лишь, что он возник около двух тысяч лет назад.

Еще одно весьма распространенное самоназвание эвенков – «орочон» (также «орочён»), буквально означающее «человек, владеющий оленем», «оленный» человек. Именно так называли себя эвенки-оленеводы на обширной территории от Забайкалья до Зейско-Учурского района; однако некоторые из современных амурских эвенков предпочитают название «эвэнки», а слово «орочон» считают всего на всего прозвищем. Помимо этих названий, среди различных групп эвенков бытовали также самоназвания «манегры» («кумарчены»), «илэ» (эвенки Верхней Лены и Подкаменной Тунгуски), «килен» (эвенки от Лены до Сахалина), «бирары» («бирарчены» – т.е. живущие вдоль рек), «хундысал» (т.е. «хозяева собак» – так называли себя безоленные эвенки Нижней Тунгуски), «солоны» и многие другие, часто совпадавшие с названиями отдельных эвенкийских родов.

При этом далеко не все эвенки были оленеводами (например, манегры, проживавшие на юге Забайкалья и Приамурья, также разводили лошадей), а некоторые эвенки и вовсе были пешими или оседлыми и занимались только охотой и рыболовством. В общем, вплоть до 20 века эвенки не были единым, целостным народом, а скорее представляли собой ряд отдельных племенных групп, обитавших порой на огромном расстоянии друг от друга. И все же при этом их связывало очень многое – единый язык, обычаи и верования, – что позволяет говорить об общих корнях всех эвенков. Но где же лежат эти корни?

История

II тыс. до н.э. — I тыс. н.э. – заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII в. – начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки – самая многочисленная языковая группа: на

территории России их проживает более 26000 человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование «эвенки» с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход. Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию «тунгусы» – идущие поперек хребтов.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова «лама» – море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня – «мур». Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами – оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке.

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х в. Однако существует еще одна точка зрения. В китайских хрониках упоминается, что еще за 4000 лет до того, как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди «северных и восточных иноземцев». И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа – сушеней – с более поздним, известным нам как тунгусы.

1581-1583 гг. – первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства. Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: «услужливы без раболепства, горды и смелы». Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал:

«Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят». Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов «сибирскими аристократами», а первый енисейский губернатор А. Степанов писал: «их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…» Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что «копейца и рогатины у них каменные и костяные», что нет у них железной посуды, и «чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут…» И еще: «иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками».

Вторая половина XVI в. – проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея. Соседство двух разных культур было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Постепенно племена эвенков были вытеснены якутами, русскими и бурятами с части своей территории и переселились в Северный Китай. В позапрошлом веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине. К тому времени народ был частично ассимилирован русскими, якутами, монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами. К концу XIX века общая численность эвенков составляла 63 тысячи человек. Согласно данным переписи 1926-1927 годов в СССР их проживало 17,5 тысяч. В 1930 году Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные

районы были объединены в Эвенкийский национальный округ. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 35 тысяч эвенков.

Быт эвенков

Основное занятие «пеших» эвенков – охота. Ведётся она в основном на крупного зверя оленя, лося, косулю, медведя, однако, пушная охота на более мелких животных (белку, песца) также распространена. Охота ведётся обычно с осени по весну, группами по два-три человека. Эвенки-оленеводы использовали животных при езде верхом (в том числе и для охоты) и под вьюк, доили. После окончания охотничьего сезона несколько эвенкийских семей обычно объединялись и перекочёвывали в другое место. У некоторых групп были известны нарты различных типов, которые были заимствованы у ненцев и якутов. Эвенки разводили не только оленей, но и лошадей, верблюдов, овец. В некоторых местах была распространена охота на тюленя и рыболовство. Традиционными занятиями эвенков была обработка шкур, бересты, кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье эвенки даже переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. В 1930-х годах начали создаваться оленеводческие кооперативы, а вместе с ними и стационарные посёлки. В конце прошлого века эвенки стали образовывать родовые общины.

Пища, жилье и одежда

Традиционной пищей эвенков являются мясо и рыба. В зависимости от рода занятий эвенки также употребляют в пищу ягоды, грибы, а осёдлые – овощи, выращиваемые на собственных огородах. Основной напиток – чай, иногда с оленьим молоком или солью. Национальное жилище эвенков – чум (дю). Он состоит из конического остова из жердей, покрытых шкурами (зимой) или берестой (летом). В центре располагался очаг,а над ним – горизонтальная жердь, на которую подвешивался котёл. В то же время у различных племён в качестве жилища использовались полуземлянки, юрты различных типов и даже заимствованные у русских срубные строения.

Традиционная одежда эвенков: суконные натазники, ноговицы, кафтан из оленьей шкуры, под который надевался специальный нагрудник. Женский нагрудник отличался бисерным украшением и имел прямой нижний край. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась мехом, бахромой, вышивкой, металлическими бляшками, бисером. Общины эвенков обычно состоят из нескольких родственных семей, насчитывающих от 15 до 150 человек. До прошлого века сохранялся обычай, согласно которому охотник должен был отдавать часть добычи сородичам. Для эвенков характерна малая семья, хотя раньше в некоторых племенах было распространено многожёнство.

Верования и фольклор

Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация Эвенков проводилась с 17 века. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма. Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Эпос исполнялся

речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы Эвенков имели своих эпических героев (сонинг). Постоянные герои – комические персонажи были также у бытовых рассказов. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у восточных Эвенков – шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

Эвенки Китая

Хотя в России обычно считают, что эвенки живут в российской Сибири, на сопредельной территории Китая они представлены четырьмя этнолингвистическими группами, общая численность которых превосходит численность эвенков в России: 39 534 против 38 396. Эти группы объединены в две официальные национальности, проживающие в Эвенкийском автономном хошуне автономного района Внутренняя Монголия и в соседней провинции Хэйлунцзян (уезд Нэхэ):

  • орочоны (буквально «оленеводы», кит. упр. 鄂伦春, пиньинь: Èlúnchūn Zú) – 8196 человек по переписи 2000 года, 44,54 % живёт во Внутренней Монголии, а 51,52 % – в провинции Хэйлунцзян, 1,2 % – в провинции Ляонин. Около половины говорят на орочонском диалекте эвенкийского языка, иногда рассматриваемом как отдельный язык; остальные только по-китайски. В настоящее время в Китае оленеводы-эвенки являются очень малой этнической группой, численностью всего около двухсот человек. Они говорят на диалекте северо-тунгусского языка. Существование их традиционной культуры находится под большой угрозой.
  • эвенки (кит. упр. 鄂温克族, пиньинь: Èwēnkè Zú) – 30 505 на 2000 год, 88,8 % в Хулун-Буире, в том числе:
  • небольшая группа собственно эвенков – около 400 человек в деревне Аолугуя (уезд Гэньхэ), которых сейчас перемещают в пригород уездного центра; сами себя они называют «йэкэ», китайцы – якутэ, так как они возводили себя к якутам. Согласно финскому алтаисту Юхе Янхунену, эта единственная этническая группа в Китае, занимающаяся оленеводством;

  • хамниганы – сильно монголизированная группа, которая говорит на монгольских языках – собственно хамниганском и на хамниганском (старо-барагском) диалекте эвенкийского языка. Эти так называемые маньчжурские хамниганы эмигрировали из России в Китай в течение нескольких лет после Октябрьской революции; около 2500 человек живёт в Старобаргутском хошуне;
  • солоны – они вместе с даурами переселились из бассейна реки Зея в 1656 году в бассейн реки Нуньцзян, а затем в 1732 частью отправились дальше на запад, в бассейн реки Хайлар, где позже был образован Эвенкийский автономный хошун с 9733 эвенками. Говорят на солонском диалекте, иногда рассматриваемом как отдельный язык.

Поскольку как хамнинганы, так и «якуты-эвенки» весьма малочисленны (около 2000 первых и, вероятно, около 200 вторых), подавляющее большинство лиц, приписанных в Китае к эвенкийской национальности, являются солонами. Численность солонов оценивалась в 7200 в 1957 г, 18 000 в 1982, и 25000 в 1990.

Великие люди эвенкийского народа

ГАУДА

Агуда (Агудай) – наиболее известная историческая личность ранней истории тунгусов, вождь тунгусо-язычных племен Приамурья, создавший могущественное государство Айсин Гурун. В начале второго тысячелетия тунгусы, которых китайцы называли Нюйчжи (чжуличжи) – чжурчжени, прекратили господство киданей (монгольские племена). В 1115 году Агуда объявил себя императором, создав империю Айсин Гурун (Аньчун Гурун) – Золотая Империя (кит. «Цзинь»). В 1119 году Агуда решил начать войну с Китаем и в том же году чжурчжени взяли Кайфын – столицу Китая того времени. Победа тунгусов-чжурчженей под предводительством Агуды была одержана числом в 200 тыс. воинов против миллионного китайского войска. Империя Айсин Гурун просуществовала более 100 лет до начала расцвета монгольской империи Чингис-Хана.

Бомбогор

Бомбогор – вождь союза эвенкийский родов в Приамурье в борьбе с маньчжурскими завоевателями в XVII в. Под предводительством Бомбогора эвенки, солоны и дауры противостояли маньчжурам династии Цин в середине 1630-х гг. Под его знаменами собирались до 6 тыс. воинов, сражавшихся несколько лет с регулярной маньчжурской армией. Лишь спустя 5 лет маньчжуры смогли пленить Бомбогора и подавить сопротивление эвенков. Бомбогор был схвачен маньчжурами в 1640 г., свезён в столицу маньчжурского императора – г. Мукден и там казнён. С гибелью Бомбогора эвенки и все народы Приамурья на территории Китая оказались подчинены императору и династии Цин.

Немтушкин А.Н.

Немтушкин Алитет Николаевич – известный эвенкийский писатель, поэт. Родился в 1939 г. в стойбище Иришки Катангского района Иркутской области в семье охотника, воспитывался в школах-интернатах и бабушкой Огдо-Евдокией Ивановной Немтушкиной. В 1957 году окончил Ербогачёнскую среднюю школу, в 1961 году Ленинградский Педагогический институт имени Герцена.

После учёбы Алитет Николаевич приезжает работать в Эвенкию корреспондентом газеты «Красноярский рабочий». В 1961 году становится редактором Эвенкийского радио и работает в журналистике более 20 лет. Его первая книга – сборник стихов «Тымани агиду» (Утро в тайге) вышла, когда Алитет Николаевич был ещё студентом в 1960 году. С тех пор из под пера Немтушкина вышло более 20-ти книг, которые были изданы в Красноярске, Ленинграде, Москве, Якутске. Стихи и проза Немтушкина переведены на десятки языков народов бывшего СССР и социалистических стран.

Самыми значительными и популярными произведениями Алитета Немтушкина являются стихотворные сборники «Костры моих предков», «Дыхание земли», прозаические книги «Мне снятся небесные олени», «Следопыты на оленях», «Дорога в нижний мир», «Самэлкил – Метки на оленьем ухе» и др. В 1986 году А. Немтушкин избирался ответственным секретарем Красноярской писательской организации; в 1990 году удостаивается звания «Заслуженный работник культуры»; в 1992 году награждается Государственной премией Российской Федерации в области литературы; член Союза писателей с 1969 года.

Чапогир О.В.

Известный композитор, автор и исполнитель множества эвенкийских песен. Олег Васильевич Чапогир родился в 1952 году в поселке Кислокан Илимпийского района Красноярского края в семье охотников-эвенков. С детских лет он слышал народные напевы от своей матери и других эвенков, что вместе с природным даром позднее повлияло на его жизненный выбор.

После окончания восьми классов Туринской средней школы, Олег Васильевич поступил в Норильское музыкальное училище по классу народных инструментов северного отделения. Получив диплом, в 1974 году будущий композитор вернулся в родную Эвенкию, где он и начал творить свои произведения. Работал в Илимпийском районном отделе культуры, в художественной мастерской, в окружном научно-методическом центре.

О таланте и деятельности Олега Чапогира прекрасно поведала Г.В. Шакирзянова: «Произведения более раннего периода, написанные им сразу после окончания училища, посвящены в основном молодежной тематике, в них — неудержимый ритм и четкий пульс времени. Песенные произведения позднего периода несут в себе отпечаток глубокого вдумчивого отношения к народной поэзии, к своим историческим корням, что заметно отличает композиторское искусство Олега Чапогира от творчества других композиторов Эвенкии. Свое вдохновение Олег Чапогир черпал не только в неповторимой по своей красоте таежной природе, но и в стихах наших знаменитых эвенкийских поэтов А. Немтушкина и Н. Оёгира». Олег Чапогир является автором более 200 песен и мелодий. Он выпустил восемь альбомов с песнями об эвенках и Севере.

Атласов И.М.

Атласов Иван Михайлович – известный общественный деятель, один из современных лидеров эвенков, Председатель Совета Старейшин эвенкийского народа России. Иван Михайлович родился в 1939 г. в Эжанском наслеге усть-Майского района Якутии в семье охотника-эвенка. С малых лет трудился наравне с взрослыми, познав тяготы военного времени. Закончил 7-летнюю Эжанскую школу, среднюю школу в Усть-Мае. Закончил в 1965 г. Якутский государственный университет по специальности «инженер промышленно-гражданского строительства», оставшись преподавать на том же факультете. С 1969 г. трудился в министерстве ЖКХ ЯАССР, затем заместителем директора Якутгорпищеторга. С 1976 г. до пенсии работал в Якутагропромстрое, построил крупнейшие торговые и складские здания того времени.

С конца 80-х гг. XX в. является одним из основателей общественного движения коренных малочисленных народов в Якутии. В течение нескольких лет возглавлял Ассоциацию эвенков Республики Саха, в 2009 г. избран Председателем Совета Старейшин эвенкийского народа России. Инициатор ряда законодательных актов республиканского значения, направленных на поддержку коренных народов, активный защитник окружающей среды и законных прав малочисленных этносов.

Но в подарок они просят в первую очередь айпады - репортаж спецкора «МК» из самого отдаленного региона России

Бескрайняя тайга, олени, чумы. Добраться до некоторых поселков Эвенкии можно только на вертолете (или на снегоходе по замерзшим рекам). Здесь нет Интернета и не ловят мобильники. Банковские карты? Да их тут никто и в глаза-то не видел! Вообще все мерки большого мира, к которым мы привыкли, сюда не подходят и только мешают...

Но цивилизация все-таки коварно проникла даже сюда: на электричестве, вырабатываемом нефтью, работает пара телеканалов. Именно ТВ, да еще водка и волки составляют главное зло для местных жителей. Из-за них они теряют самое дорогое - оленей. А еще из-за них эвенки все чаще мечтают уйти на Большую землю.

Как сегодня живут-выживают коренные народы Эвенкии и как празднуют свой самый главный день в году - выяснил репортер «МК».

На краю Земли

— Вас ждет увлекательное путешествие в один из самых депрессивных уголков планеты, — сказал наш гид Сергей. Он оказался и прав, и неправ одновременно.

Мы отправляемся в Эвенкию, а точнее, в крошечный и по-своему уникальный поселок Суринду. От Красноярска до Суринды лететь часов 5 (с остановкой у нефтяников для дозаправки), но не все так просто. Эвенкия с первого раза нас не пустила: вертолет из-за плохой погоды до пункта назначения не долетел, застряв посреди тайги. Обычное дело для этой местности. А еще в нынешнем году из-за странностей зимы (лед был слабый, снег быстро таял) не везде удалось продолжить дороги-зимники. Так что эвенки фактически оказались в полнейшей изоляции. И это и их боль, и спасение одновременно.

— Как знать, сохранился бы этот народ, если бы каждый день оттуда до Красноярска поезда ходили или вертолеты летали?.. — вздыхает Сергей.

— А вообще многие тянутся в город? — интересуюсь у гида.

— Молодежь. Тем более что зачисление в вузы для представителей коренных народов Севера — льготное. После учебы не все возвращаются. Работать в поселке можно только в оленеводческом хозяйстве. Можно еще заниматься выделкой шкур, изготовлением декоративных изделий. Как говорится, небогат выбор. Хотя, может, как раз и хорошо, что так? Эвенки сохранят себя, если будут работать именно оленеводами. И кстати, у местных парней есть возможность пройти альтернативную службу в армии... оленеводами!

Нас предупредили, что начало празднования Дня оленевода начнется с раннего утра и продлится почти до самого вечера. Завершится праздник... дискотекой, на которой, как в известном фильме, «танцуют все». Вообще День оленевода для местного населения значит больше, чем для нас Новый год. Мужчины накануне праздника возвращаются из тайги вместе с оленями, женщины и дети выбегают им навстречу — в общем, все как в старые времена... Живут, правда, в поселке эвенки сейчас не в чумах, а в обычных одноэтажных домиках. Но дом с собой в тайгу не возьмешь, так что без чума все равно никуда. А непосредственно в День оленевода его можно увидеть везде. В одном чуме готовят угощения, в другом потчуют гостей, в третьем рассказывают детишкам истории про... оленей, кого же еще!

День оленевода без гонки на оленьих упряжках — все равно что Новый год без Деда Мороза и елки. Но самые красивые соревнования — не на упряжках, а верхом на олене-учуге. И кстати, эвенки вообще единственный народ, который на олене ездит прямо как на лошади! Но на этот раз в Суринде в гонках верхом участвовали в основном дети. Они весят меньше, и, значит, оленям легче.

— Оленей пожалели, поскольку им за прошлый сезон досталось, — вздыхают эвенки. — Была сильная жара летом, ручьи пересохли. Оленям не хватало пищи, они ослабли. А волки этим пользовались и нападали чаще.

Водка, волки и вольная воля

Когда-то в Суринде было почти 90 тысяч оленей. Сейчас — около трех тысяч. Как местные жители относятся к ним — это даже трудно передать. Почитание? Нет, не это. Восхищение? Опять не то. Они относятся к ним примерно как к жизни в целом. А жизнь в этом суровом краю они принимают такой, как есть, не ропщут на нее и считают своей обязанностью ее беречь, потому что иначе нарушится закон равновесия. Эвенкийский язык содержит около 20 названий оленей в зависимости от пола, возраста, характера и т.д. Только вдумайтесь — 20 имен у одного животного! Все потому, что олень — это и кормилец, и лекарь, и… все вместе взятое.

Из чего, думаете, в Суринде до сих пор носят одежду и обувь? Та, к которой мы привыкли, в магазине поселка, конечно же, есть. Но, во-первых, стоит очень дорого из-за доставки. Во-вторых, непрактична она.

Из чего, думаете, готовят свой завтрак-обед-ужин эвенки? Правильно, из оленины. В разном «исполнении». Шашлыки из оленьего мяса, исамна (тушеное мясо с оленьим жиром в собственном соку), отварные языки, суп силэ... всех блюд из оленя даже не перечислить. Еще эвенки иногда пьют оленью кровь и едят сырую печень, поскольку знают, что там много витаминов и микроэлементов, и это спасет от цинги. Организм местных жителей вообще мало приспособлен для той пищи, что едим мы. Недавно детей вывозили на мероприятие в город, там был праздничный стол с фруктами и овощами. Так вот, преподаватели строго следили, чтобы ребятишки только попробовали яства, но не наедались. Иначе — отравление, боли, больница. Это все уже проходили много раз. И кстати, когда медицина бессильна, вполне может прийти на помощь тот же олень: из его рогов получается превосходное лекарство от многих недугов. А еще олень — кормилец в том смысле, что за него государство дает дотации в рамках программы поддержки коренных народов.


Когда в последний раз пересчитывали оленей, недосчитались почти трети. Волки в этих краях размером не с собаку, а чуть ли не с теленка и нападают целыми стаями. А отстреливать их непросто. С вертолета — безумно дорого (80 тысяч рублей — час летного времени Ми-8, Ми-2), с земли — опасно.

— Потому за шкуру волка назначали неплохую плату, — рассказывает глава поселка Татьяна Савватеева. — В общей сложности до 20 тысяч можно получить за самку. У нас есть охотники не в одном поколении. Они знают особые методы, как заманить волка. Один из них ходил на хищников на лыжах, убил в прошлом году 5 волков, за что мы его на празднике наградили резиновой лодкой.

5 волков — для жителей поселка это кажется много. Всего за последние месяцы наземным способом удалось уничтожить лишь 8 серых хищников. Эвенки даже бросили клич о помощи красноярским охотникам-экстремалам. Просили их приехать, поохотиться хотя бы даже чисто из спортивного интереса. Обещали наградить каждого, кто добудет волка, местными сувенирами и талисманами (а тут их делают невероятной красоты). Не приехали...

— Вот нас часто спрашивают, не трудно ли нам жить без горячей воды, — говорят эвенки. — Какая ерунда! Разве это проблема? Вот волки — это проблема!

Кроме волков беду местным жителям несет водка, но об этом они сами говорить не любят. То, что такие народности в принципе склонны к пьянству, — известный факт. А тут еще и эта изоляция, ощущение безнадеги иной раз накатывает, так что тянутся эвенки к бутылке. В одном из поселков пробовали запретить продавать водку в магазинах, но ни к чему хорошему это не привело: жители возмутились, перешли на настойки.

— Конкретно в Суринде мы не вводили никаких запретов на алкоголь, — говорит Татьяна Аркадьевна. — Но ограничиваем его продажу в определенные периоды (когда идет отел животных и т.д.). И вот перед Днем оленевода тоже ограничили.

На пороге Неба

Сейчас в Суринде проживают 462 жителя, из них представителей коренной национальности — 449. Казалось бы, тут все должны знать эвенкийский язык. Так думали и ученые, которые недавно проводили исследования. В Суринду ездила целая экспедиция сотрудников Научно-исследовательского центра МГУ и Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям (НИЦ НЯО) Института языкознания РАН.

«В поселке поддерживается оленеводческое хозяйство, что также должно способствовать сохранению языка, — пишут ученые. — Тем не менее проведенное нами социолингвистическое обследование показало, что дети уже не используют эвенкийский язык, так как родители говорят с ними по-русски. В школе эвенкийский преподается в качестве предмета, но «по остаточному принципу». Сыграли свою плачевную роль и СМИ. Среди молодежи владение эвенкийским языком пассивно (как правило, понимают, но не говорят). Мы побеседовали с 18-летними парнями, которые считались лучшими по степени владения этническим языком среди сверстников, однако все, что они могли, — это вспомнить некоторое количество слов (примерно 15% из предъявленного нами списка). Языковой сдвиг в Суринде начался сравнительно недавно — 10-15 лет назад. При этом в старшем поколении есть несколько человек, почти не говорящих по-русски (всем им за 80)».

Ключевое в этом исследовании — влияние СМИ. Газет в поселке нет, а вот телевидение есть. И местные жители часами сидят у голубого экрана за сериалами. В итоге у них происходит своего рода смешение реальности. То, что они видят по ТВ, явно не совпадает с тем образом жизни, который они ведут. И потому они тянутся в город, мечтают о нем, о той, другой жизни, где вместо оленей — «БМВ», вместо чумов — особняки, вместо тайги — клубы да рестораны. И вот эвенки попросили на праздник им прислать подарки — айпады. И они даже не понимают, что делать с этими «игрушками» в тайге, где мобильного Интернета нет...

— Мы представили себе идеальную картину будущего: все олени помечены чипами или в электронных ошейниках, — говорит руководитель научного предприятия Александр Сальман. — А оленевод сидит в чуме с планшетом, наблюдая за их передвижениями. Но ведь если вдуматься, это полностью разрушит уклад их жизни. Так что технологии здесь — скорее зло.

Сам Александр привез на праздник несколько ошейников для отслеживания путей миграции диких оленей. Хотел продемонстрировать оленеводам, как экологи будут надевать их на «дикаря» этим летом. Ученый говорит, что со времен СССР миграцию оленей никто не изучал. Потому, случается, эвенки-охотники в тайге понапрасну проводят время, ожидая встречи с дикими оленями. В итоге остаются без добычи...

Единственное, что не смогло убить в эвенках ТВ, так это их веру в духов природы. Шаманов в поселке Суринда вроде как нет, но есть потомки тех, кто когда-то считался великими Проводниками духа. И к ним люди тянутся... Христианство в Эвенкии не особенно прижилось. Нежизненно оказалось оно здесь, где кругом тайга и всем управляет природа. Вот, к примеру, случай, описанный исследователями: заболел ребенок, бабушка из больницы его увезла в тайгу, где долго пела у иконы Иисуса Христа и звонила в колокол, чтобы русский Бог услышал эвенкийскую молитву. Потом привели оленя — чтобы девочка вдыхала его дыхание. И дабы болезнь окончательно ушла, оленя принесли в жертву перед иконой Спасителя. Что самое интересное — ребенок выжил. То ли благодаря молитвам, то ли жертвенному оленю... А может, просто благодаря чистейшему таежному воздуху и крепкому организму.

А еще эвенки не растеряли их в чем-то наивную, но такую подкупающую простоту и доброту. Эвенкиец может снять с себя талисман (который достался в наследство от прабабушки и оберегал его много лет) и отдать незнакомцу. Просто потому, что почувствовал: тому нужнее. Наверное, потому в Эвенкии преступность низкая, хотя почти в каждом доме есть ружье. «Вы нам на перевоспитание привозите москвичей», — шутят эвенки. Не такая уж плохая идея...


При общей численности менее 30 тысяч человек, эвенки издревле заселяют огромные пространства Сибири. Этот уникальный народ тысячи лет осваивал суровые русские земли, дойдя до Китая и Монголии. До сегодняшнего дня им удалось сохранить культуру и язык тунгусских предков. Многие черты их быта похожи на культуру всех северных народов, но имеются и особенные национальные черты.


Как появились аристократы Сибири

Эвенки - один из наиболее древних коренных народов русской Сибири. Теорий происхождения этого народа несколько. Согласно первой, его прародиной считаются районы южного Байкала, где эвенкийская культура развивалась с эпохи палеолита. Но большинство исследователей считают, что эвенки сложились путем смешения восточносибирских аборигенов с племенами кочующих тунгусов Прибайкалья и Забайкалья.

Эта теория связывает возникновение эвенков с группой скотоводов уваней, расселившихся по всей Сибири и ассимилировавших местные племена. В 1-2 тыс.н.э. продвигавшиеся на север якуты разделили эвенков на восточных и западных. Это создало некоторые культурные различия, коснувшиеся, прежде всего, типа оленеводства. Разнятся и диалектные группы эвенкийского языка.


Веками эвенки жили родами, возглавляемыми вождем. Их быт подчинялся кочевому образу жизни. Перемещались эвенки при помощи оленьих караванов, организовывая временные стоянки. Несмотря на отсутствие оседлых традиций, эвенки сформировали богатую культуру, за что их даже прозвали аристократами Сибири.

Эвенки Китая носят русские имена

В китайских автономных населенных пунктах Эвенкийского хошуна сегодня насчитывается более 38 тысяч эвенков, что больше, чем в России. Пришли они в Поднебесную давно. Сюжеты эвенкийской мифологии рассказывают об основных направлениях перемещений древних тунгусов. Появившись на территориях горной тайги Прибайкалья, они продвигались на восток. Перемещаясь в Приморье, Приамурье и Китай, древние эвенки формировали различные народы тунгусо-маньчжурской группы.

О тунгусах периода неолита рассказывают и китайские летописи. В XVII проживавшие в Китае эвенки во главе с вождем Бомбогором вели борьбу с манчьжурскими завоевателями. Известен из китайской истории и эвенкийский предводитель Хайланьчи - талантливый полководец времен правления династии Цин. В 18 веке эвенки Хайланьчи почти 40 лет воевали за территории Китая с ойратами и гуркхами, не потерпев ни одного поражения.


Сегодня в Китае только эвенки занимаются оленеводством. Они же считаются там и последними охотниками. Эвенки занимаются оседлым скотоводством, выращивая верблюдов, лошадей, коров и баранов. Интересно, что многие из тех, чьи предки перешли китайскую границу только после революции и сегодня носят русские имена. Конечно, эвенки Китая часто вступают в смешанные браки с местными, а также представителями монгольской национальности. Но даже в таком случае эвенкийской семье разрешается иметь больше детей, чем китайцам. Также на этот народ, в силу его малочисленности, не распространяется смертная казнь.

Как эвенки с русскими сходились

В процессе утверждения на земле эвенков власти советов в 1920-х последовали противостояния. Многочисленные советские нововведения привнесли в архаичную жизнь древних народов массу волнений. Новые местные власти закрывали порты для иностранной торговли, допускали перебои с поставками материковых товаров, незаконно отбирали у частных владельцев оленей и обширные пастбища, объясняя это необходимостью промышленных новостроек.


Доведенные до отчаяния эвенки начали в буквальном смысле воевать с советской властью в составе повстанческих отрядов. Середина 1920-х годов отмечена крупным восстанием тунгусов (как тогда называли эвенков) в районе Охотских берегов и на юго-востоке Якутии. В Тунгусском восстании участвовали около 600 эвенков с якутами, а также небольшое количество русских представителей населения края. Повстанцам удалось создать базу в захваченном Нелькане, под их контроль перешел порт Аян. На съезде тунгусы избрали Временное Национальное Управление, приняли собственный государственный флаг и выдвинули советскому правительству четкие требования о создании отдельного территориального образования.


В планы руководства автономия, охватывавшая большую часть Восточной Сибири да еще и с выходом к морю, совсем не входила. Поэтому в 1925 году на подавление тунгусского восстания прибыл вооруженный отряд красноармейцев во главе с опытнейшим командиром Иваном Стродом. Сиюминутных побед это решение не принесло, а боевые столкновения переросли в затяжные, причем потери несли как партизаны, так и профессиональные военные. Видя, что силовые методы не приносят результата, советское руководство решило изменить тактику в пользу компромисса. После заключенного 1925 году перемирия повстанцы сложили оружие. Многим из них были предоставлены кредиты для расширения домашнего хозяйства, а некоторых даже включили в состав руководящих органов СССР.

Защита природы у эвенков в крови

Эвенки –представители одного из немногих сохранившихся до сегодня народов, построивших гармоничный дуэт человека с природой. За все свое многотысячелетнее существование тунгусская кочевая цивилизация не уничтожила ни один вид фауны и флоры. Бережное отношение к природе составляло философию жизни эвенков. Они считали природу такой же живой, как человека, верили в духов камней, ручьев, скал и деревьев. С культом обожествления были связаны правила и ограничения: не рубить деревьев больше, чем необходимо, не убивать без нужды дичь, убирать за собой территории временных охотничьих лагерей. Среди животных эвенки особенно почитали медведя - хозяина тайги по их представлениям. Этот культ предписывал охотникам убивать строго ограниченное количество зверей, а превышение допустимого числа вполне могло стоить нарушителю жизни.

Эвенки (ранее также встречалось название тунгусы) — один из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в частности Прибайкалья. В этой статье мы не раскроем душещипательных тайн, потому как история эвенков вероятно такая древняя, что они и сами давно забыли начало. Пишут об их самобытных легендах и традициях, но тайну зарождения жизни на планете Земля видимо эти легенды отчетливо также не раскрывают. Поэтому повествуем без сенсаций, может кому пригодится.

Существует две теории происхождения эвенков.

Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток.

Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате ассимиляции местным населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана. Увань буквально - «живущий в горных лесах народ»

Сами себя они именуют скромно - орочоны , что в переводе означает «человек, владеющий оленем».

Эвенкийский охотник. фото 1905 г .

По антропологическому типу эвенки - ярко выраженные монголоиды.

Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». К XVII веку при численности всего в 30.000 человек они освоили невероятно обширную территорию - от Енисея до Камчатки, и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров. Они постоянно кочевали, поэтому о них говорили: эвенки везде и нигде. В начале 20-го века их численность составляла около 63 тысяч человек, а сейчас снова сократилась до 30 тысяч.

В политическом отношении до встречи с русскими эвенки зависели от Китая и Маньчжурии.

История русско-эвенкийских контактов восходит к середине XVII века - ко временам знаменитого эвенкийского князя Гантимура, который принял сторону русского царя Алексея Михайловича и повел за собой своих соплеменников. Он и его дружина несли охрану российских границ. А эвенки, проживающие в Китае, охраняли свою страну. Так эвенки стали разделенным народом.

В Российской империи власть придерживалась правила не совать свой нос во внутренние дела эвенков. Для них была разработана система самоуправления, в соответствии с которой эвенки были объединены в Урульгинскую Степную Думу с центром в селе Урульга. По традиции возглавляла эвенкийскую Думу династия князей Гантимуровых.

Герб рода князей Гантимуровых

После революции, в 1930 году, был создан Эвенкийский национальный округ. Но коллективизация и насильственный перевод эвенков на оседлый образ жизни нанесли сильный удар по их хозяйственным и культурным традициям, поставив целый народ на грань вымирания.

Эвенки - настоящие дети природы. Их называют следопытами таежных троп. Они - великолепные охотники. Луки и стрелы в их руках становились высокоточным оружием. Эвенк способен поразить цель за триста метров. Были у эвенков особые, «поющие стрелы» с костяными свистунками, которые завораживали зверя.

Но волка эвенк не тронет - это его тотем . Ни один эвенк не оставит без внимания волчат, если они вдруг окажутся без родительской опеки.

В XV-XVI веках эвенки обучились оленеводству, став самыми северными в мире скотоводами. Недаром они говорят: «Наш дом - под Полярной Звездой».

У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения:

    «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам.

    «малу» — закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей. Гостем же считался всякий, кто переступал «порог» чума.

    «левират» — обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата.

    «тори» — брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту.

Наиболее торжественно проходил у эвенков весенний праздник — икэн, или эвин, посвященный наступлению лета — «появлению новой жизни» или «обновлению жизни».

Первая встреча обязательно сопровождалась рукопожатием. Раньше у эвенков принято было приветствовать друг друга обеими руками. Гость протягивал обе руки, сложенные друг на друга, ладонями вверх, а глава семьи пожимал их: сверху правой ладонью, снизу - левой.

Женщины еще и прижимались поочередно обеими щеками друг к другу. Женщина старшая по возрасту приветствовала гостью нюханьем.

В честь гостя специально забивали оленя и потчевали лучшими кусками мяса. По окончании чаепития гость ставил чашку вверх дном, показывая этим, что он больше не будет пить. Если гость просто отодвигал чашку от себя, хозяйка могла продолжать наливать чай бесконечно. Желанного гостя глава семьи провожал по-особому: отъезжал с ним на несколько километров, а перед прощанием хозяин и гость останавливались, раскуривали трубку и договаривались о следующей встрече.

Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру - не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь.

Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.

Основа традиционной пищи — мясо диких животных (у конных эвенков — конина) и рыба, которые употребляли практически всегда в сыром виде. Летом пили оленье молоко, ели ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб. Основным напитком служил чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Эвенкийский язык - точный и в то же время поэтичный. Эвенк может сказать о наступлении дня обыкновенно: рассвело. Но может и так: Утренняя звезда умерла. Причем второе выражение эвенк любит употреблять чаще. О дожде эвенк может сказать просто: пошел дождь. Но старый человек выразит свою мысль образно: небо льет слезы.

Есть у эвенков пословица «Огонь не имеет конца». Ее смысл: жизнь вечна, ибо после смерти человека огонь в чуме будут поддерживать его сыновья, потом внуки, правнуки. И не то ли это, что мы называем род?!

Вам нравится?

да | нет

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Коренным народом, населяющим в Забайкалье, являлись . В России их называли раньше тунгусами. Эвенки жили не только в Забайкалье, но и на обширных просторах сибирской тайги от Енисея до Охотского моря.

По некоторым оценкам, в начале XVII века эвенков насчитывалось в общей сложности примерно 30 000 человек. Тунгусы или эвенки селились по всему Забайкалью, от снежных хребтов Кадара и Удокана на севере до современной государственной границы на юге. Они освоили горные работы, таежные пространства Сибири. В результате жизни в различных природных зонах, контактов с другими народами у эвенков складывались различные хозяйственные уклады. У части тунгусов древнейшие формы хозяйство охота, и рыболовство дополнялось оленеводством и скотоводством. Формируются группы тунгусов, различающихся формой ведения хозяйства. Исследователь Сибири XVIII века И.Г. Георги выделил 3 группы тунгусов – пеших, оленных и конных.

Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока. Всего около 27 тысяч человек. В основном проживают в Эвенкийском автономном округе. Эвенки сохранили свою национальную культуру. Традиционные виды деятельности утратили свою актуальность. Сегодня приоритет отдан оленеводству и охоте.

Для эвенков севера Забайкалья характерно деление на определенные территориальные группы по родовому признаку. долины реки Чара принадлежат к родам "инелас" и "метакар" и считают своими предками эвенков мигрировавших с низовьев реки Чара - территория современной Республики Саха.

Чарская группа эвенков представлена семьями Габышевых, Кузьминых, Павловых относящихся к родам "нгангагир" и "кангагир", а так же Мальчакитовых, относящихся к роду "чакигир". Для каларских и тунгиро-олекминских эвенков традиционными формами хозяйствования оставались охота и оленеводство. Они вели мобильный образ жизни, в летний период, откочевывая в высокие горы Сибири, в верховья рек, где были достаточные ресурсы промысловых животных и пищи для оленей, а ветер отгонял гнус. В зимний период эвенки со стадами спускались в долины рек, где было меньше снега, и располагались места зимней охоты.

После окончания зимнего пушного промысла и отела оленей, эвенки вновь поднимались в горы Сибири. В отличие от располагавшихся южнее тунгокоченских и баунтовских эвенков, которые частично были заняты в золотодобыче, эвенки севера Забайкалья сохранили традиционные формы хозяйства.

Сильнейший удар по традиционному стилю жизни эвенков Забайкалья, как и многих других аборигенных народов Сибири , был нанесен в 20-30 годах прошлого столетия. Всеобщая коллективизация и насильственное изменение хозяйственного уклада, проводимые Советской властью привели к тому, что этот самобытный этнос оказался на грани исчезновения. За последние несколько десятилетий в северных районах Читинской области произошли сложные социально-экономические изменения, связанные, прежде всего со строительством Байкало-Амурской магистрали. Значительно изменилась демографическая ситуация. В местах традиционного проживания эвенков Забайкалья сегодня проживает значительное количество представителей других национальностей.

Коренное население во многом отошло от традиционного хозяйственного уклада, восприняв образ жизни, типичный для современной промышленной цивилизации.

На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к снижению естественного прироста численности забайкальских эвенков, которые ныне составляют всего 2,5 % от общего населения трех северных районов Читинской области.

Важнейшей проблемой эвенков остается проблема отсутствия должного правового регулирования - статуса малочисленных аборигенных народов Сибири . В настоящее время правовую базу образуют федеральные законы: "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Наряду с федеральным законодательством в целом ряде субъектов Российской Федерации были приняты собственные правовые акты, так же призванные регулировать права коренных народов и режим природопользования: "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае" (1998); "О правовом статусе эвенкийских сельских Советов народных депутатов на территории Бурятской ССР" (1991); закон республики Саха "О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера" (1992).

В отличие от многих других субъектов Российской Федерации, в Читинской области до сих пор отсутствует свое законодательство, определяющее правовой статус эвенков, определяющее границы земель традиционного природопользования, охрану территорий историко-культурного назначения, а так же священных мест эвенков. Не урегулированными остаются жизненно важные для эвенков вопросы, связанные с использованием охотничьих и пастбищных угодий, выделением родовых земель.

Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности, а именно: охоты, оленеводства, рыболовства, которые тесно связаны и взаимно дополняли друг друга. Весной эвенки подходили к рекам Сибири и до осени промышляли рыболовством, осенью уходили вглубь тайги, и в течение всей зимы занимались охотничьим промыслом. Охота имела двойное значение:

а) давала пищу, материал для одежды и жилища
б) приносила продукт, обладающий высокой стоимостью при обмене

Вплоть до 19 века некоторые группы эвенков охотились при помощи лука и стрел. В 19 веке кремневое ружье стало важнейшим охотничьим оружием. Из охотничьего инвентаря следует отметить такие предметы, как пальма - палка с широколезвенным ножом, поняга - деревянная доска на лямках для переноски тяжестей за плечами, нарта-волокуша.

Охотились эвенки в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах, обычно без палок. Обязательно присутствовала собака.

Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. Олени, в основном, использовались как транспортное средство. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги Сибири к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки. Важенок доили. Оленей очень берегли и старались не забивать на мясо.

Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Ловили при помощи "морд", сетей, били острогой, сохранялся архаический способ охоты на рыбу с помощью лука и стрел. Лодки изготавливали из дерева, гребли обычно одним веслом с широкой лопастью.

Охота и рыболовство эвенков определяли рацион питания. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и заготавливали впрок - вялили, сушили, летом пили оленье молоко. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия – лепешки, заменявшие хлеб. Все необходимое для жизни в тайге эвенки делали сами. Из оленьих шкур изготавливали тонкую замшу "ровдугу". Кузнечное дело было известно каждому эвенку, но существовали и кузнецы - профессионалы.

Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких переносных жилищах - чумах или дю. Стационарный зимний тип жилища эвенков , характерный для полуоседлых эвенков-охотников и рыболовов, - голомо пирамидальной или усеченно-пирамидальной формы.

Летним постоянным жилищем охотникам и рыболовам служило корьевое четырехугольное жилище из жердей или бревен с двускатной крышей. Южные эвенки, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа.

Были распространены летние и зимние шалаши, покрытые корой. Как правило, в большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В качестве покрытия конического шалаша могла использоваться береста и сено.

Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.

Как правило, остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2 метра, в высоту 2-3 метра. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож - нюками. В прошлом внутри шалашей эвенки устраивали очаг. В конце XIX и начале XX века устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.

Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой.

В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах.

Верхняя одежда эвенков в Сибири отличалась большим многообразием. Основным материалом для эвенкийской одежды служит шкура северного оленя - серо-коричновего цвета, белого цвета с темным, реже - белого цвета. Применяли также кожу лося. Для отделки использовали также белую шкуру оленя и белый камус.

Проследим исторические особенности одежды у эвенков. Интересно отметить, что одежда коренного населения соответствует климатогеографическим особенностям местности - подтверждение тому "фраки". Определенное место жительства, разные климатические условия Сибири, а также различные виды их хозяйственной деятельности наложили свой отпечаток на своеобразие традиционного костюма. Для народов севера Сибири была характерна двойная меховая одежда глухого покроя.

Одежда эвенков - одинаковая для мужчин и женщин - была распашная и именовалась в литературе обычно "фраком". Делали ее из одной целой некроеной шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части шкуры представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры эвенки делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов, на плечах располагали швы. С этой одеждой обязательно надевали специальный нагрудник, защищавший грудь и живот от холода. Шили одежду из ровдуги и оленьих шкур мехом наружу. Рукава делали узкие, с узкими проймами и ластовицами, с обшлагами и пришивными рукавицами. Подол одежды эвенки сзади выкраивали мысом, и он был длиннее, чем перед. По подолу одежды, пополам вниз от пояса, на спинке от плеча вдоль проймы рукава пришивали длинную бахрому из козьей шерсти, по которой скатывалась дождевая вода. Одежду украшали мозаикой из меховых полосок, бисером и полосками из окрашенной ровдуги и тканей.

Мужская и женская одежда эвенков различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, а у женского - прямого. Позднее эту одежду эвенки стали шить только из ровдуги в сочетании с ситцевыми тканями. Одежда эвенков кроилась также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с двумя узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола.

Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая "парка". Парка - порхы, порга верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Севера Сибири. Носили ее как мужчины, так и женщины. Шили ее из оленьих шкур. Она была короткой, с прямыми сходящимися полами, завязывающимися на завязки, с отдельно выкроенной спинкой в талию, поэтому же покрою эвенки делали одежду из ровдуги и сукна.

Меховая парка не имела никаких украшений, одежду из сукна эвенки украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц, ворот парки был большей частью круглый на вздержке или же к нему пришивали отложной воротник. Парка с воротником была распространена у эвенков с истоков Подкаменной и Нижней Тунгусок, реки Лены, у Илимских озеро Томпоко, у Чумиканских и у Забайкальских эвенков. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей, либо одевался "нэл".

Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение традиционных нагрудников нэл, являющихся важной как конструктивной, так и декоративной частью тунгусского костюма. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Он широкий вверху шире, чем внизу, закрывает по ширине всю грудь и имеет резко выраженный вырез горловины. Суконная аппликация и бисерная вышивка у ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами не груди. В колорите эвенков вышивки бисером преобладают гармонически сочетающиеся цвета - белый, голубой, золотистый, розовый. Между белыми, золотистыми и голубыми полосами бисера прокладываются более узкие черные, оттеняющие и разделяющие их. Следует отметить, что нагрудник как часть тунгусской одежды уходит в глубокую древность - в первое тысячелетие до н.э..

В раскопках на Ангаре, произведенных А.П. Окладниковым, на костяке сохранились следы ракушек, нашитых когда-то на одежде. Расположение их полностью совпадает с формой нагрудника и орнаментом его у современных эвенков Сибири .

У забайкальских эвенков, кроме описанной выше парки, была еще женская верхняя одежда, шитая из ровдуги, бумажных и шелковых тканей, в виде кафтана с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, со спинкой, кроенной в талию, боковые полотнища ее в поясной части имели надрезы и были собраны в мелкие сборки. Воротник отложной. Украшение одежды эвенков состояло из аппликации матерчатыми полосками и пуговицами.

Покрой этой одежды так называемый "монгольский", т. е. стан одежды, кроенный из одного полотнища, перекинутого через плечи, был прямоспинный, расширяющийся книзу, левая пола покрывала правую, воротник стоячий. Рукава, широкие в пройме суживались к обшлагу особого покроя с выступом, закрывающим тыльную часть кисти руки. Женская одежда эвенков была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой, причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно, т. е. перед, спинка и часть рукавов выкраивались из одного полотнища ткани, сложенной поперек вдвое.

Обувью для эвенков служили Олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются унты, от эвенкийского " унта" обувь, или иное название "торбасы", меховая обувь у народов Севера и Сибири.

В суровых условиях севера Сибири наряд эвенков обязательно включал варежки, украшенные по желанию мастерицы.

Головным убором эвенкийских женщин является капор. Капор - детский, а также женский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.

Зима в Забайкалье, длящаяся более 6 месяцев, причем с большим числом солнечных дней, повлекла за собой внедрение в национальный костюм эвенков новой, оправданной с точки зрения здоровья детали, назначение которой известно любому человеку - это солнцезащитные очки. У эвенков они изготавливались из подручных природных материалов.

Практическое использование одежды эвенков не мешало украшать ее шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами. На старинной одежде и бытовых предметах народов Крайнего Севера обязательно встречается бисер. Одежда, сумки украшались росписью и вышивкой, подшейным волосом оленя или полоской бисера по контуру росписи, что подчеркивало силуэт. Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы мешать проникновению злых духов в одежду.

Эвенкийский орнамент строго ясен по структуре и по форме, сложен и по своей композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно обогащают этот, простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам весьма нарядную внешность.

В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу, тонко выделанную оленью кожу в виде замши, мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий. Короткий легкий кафтан, плотно облегающий фигуру, нагрудник, пояс, унты, наголенники, шапки, рукавицы обильно украшаются бисером, вышиваются оленьим волосом и цветными нитками, инкрустируются кусочками меха, полосками кожи и материи различной окраски, покрываются плетениями из ремешков, аппликацией из кусочков цветной ткани и оловянными бляшками. Украшение носит чисто конструктивный характер: все эти обрамления борта, подола, обшлагов, основных швов одежды, выпушки, кантики подчеркивают собой конструкцию вещи и создают богатейшую фактуру.

Из кусочков меха мастерицы составляют узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах и ковриках. Общим способом для украшения всяких меховых вещей является комбинирование полос белого и темного меха. Иногда полосы того иди другого цвета по одному краю вырезают зубчиками, и на этот край нашивают полосы другого цвета...

В искусстве меховой мозаики эвенки достигли большого совершенства.

Особенно интересны "Кумаланы" или коврики, специфические тунгусские произведения искусства. "Кумаланы" имеют, как хозяйственное назначение, ими покрывают вьюки при транспортировке на оленях, укрывают вещи, их подстилают в чумах, так и ритуальное - шаманские коврики, необходимые в семейных обрядах эвенков. "Кумаланы" эвенки шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя. Размеры "кумаланов" имеют от 60-80 сантиметров в ширину до 130-170 сантиметров в длину. Из ровдуги эвенкийские мастерицы искусно вырезали узоры для унтов, кафтанов, рукавиц, кисетов, а также для вьючных сумок, недоуздков и других предметов оленьей упряжи. Все ровдужные предметы эвенков орнаментировались жгутиковыми прямыми швами с белым подшейным волосом оленя, обметанным сухожильной ниткой. Пространство между этими жгутиками-швами окрашивали красной, бурой, черной краской.

Кумалан настолько отражает национальные особенности эвенков, что даже на флаге эвенкийского национального округа он находит себе место, имеет вид восьмилучевого солнца.

Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора - меховая мозаика, вышивка бисером.

Семантику декора определил культ природы . Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент - символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.

Следует заметить, что верования северных народов Сибири не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно читать, получая определенную информацию в результате расшифровки.

Искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, дерево и, как ни странно - бисер. Практически вся утварь, одежда эвенков украшается бисером. Бисер используется в ритуальных обрядов шаманов и даже является частью упряжи оленей, превосходное украшение на голову для оленей.

Эвенки и юкагиры использовали сочные теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвенки же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий радужный и бело-синий бисерный.

Костюмы эвенков, эвенов и юкагиров, их этногенетические связи, одинаковые природные условия проживания в Сибири, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды. Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним словом, костюм, хорошо приспособленный к кочевой жизни охотников и оленеводов.