Интересные задания по русскому языку 2. Игровые задания на уроках русского языка

Задания для интеллектуального марафона

по русскому языку во 2 классе

1. Переставьте буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей. Уникчеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп._____________________________________________________________________________
2. Расставьте знаки ударения в каждом слове. Косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.
3. Отгадайте загадки. Ответы запишите парой слов. Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь в конфету я.________________________________________ Я сборник карт; от ударения Зависят два моих значения: Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани.________________________________________

4. Найдите общее начало для частей слов, которые находятся справа, и впишите его: …ход …вар …ловник …дарок …дкова
5. Разгадайте шараду: Из трёх букв я состою, В новый год квартиры украшаю, А добавить букву «М» - Плавать кораблям мешаю. ______________________________________________________
6. Закончите фразу: Хитрый как __________________ . Трусливый как _______________ . Колючий как _________________ . Верный как __________________ . Упрямый как _________________ .
7. Расставьте предложения по порядку: Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына. Мать кормила его молоком и учила бегать по горам. Малыш дрожит от страха, но прыгает. Родился козлёнок в долине горной реки. Мать лижет ему шёрстку.8. Замените каждую фразу одним словом и запишите его: Держать язык за зубами – ________________________ . Хоть глаз выколи – ________________________ . Как снег на голову – _____________________ . Возносить до небес – ______________________ . Кожа да кости – _______________________. Стреляный воробей – _____________________ .
9. В пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно. В гостях хорошо, а дома – хуже. ________________________________________________________________________ Ус хорошо, а два – лучше. ________________________________________________________________________ В темноте, да не в обиде. ________________________________________________________________________ Дыма без коня не бывает. ________________________________________________________________________ Утопающий за палку хватается. ________________________________________________________________________
10. Слово в скобках первых строчек образовано из двух рядом стоящих слов. Найдите закономерность и впишите составленное по этому принципу слово в скобки вторых строчек. Конь (пень) пена Луна (______________) вера
Котёл (тёлка) карп Сокол (________________) оспа
Кость (костёр) тёрка Масло (______________) термос
Баран (барабан) жбан Карась (_________________) диван
11. Помогите вернуть на своё место каждую строку, обозначив её соответствующим номером: (___) Льётся дождь колючий (___) Ветер, ветер, ветер (___) Взрослые и дети (___) По небу летят (___) В почерневший сад (___) Тучи, тучи, тучи (___) Мокрый листопад (___) Грустные сидят

Ответы на задания для интеллектуального марафона

по русскому языку

2 класс

1. Переставьте буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей. Учебник, тетрадь, резинка, ручка, линейка, портфель.
2. Расставьте знаки ударения в каждом слове. Ко сит косе ц, а зайчи шка коси т. Тру сит труси шка, а о слик труси т.
3. Отгадайте загадки. Ответы запишите парой слов. Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь в конфету я. Ирис – ирис Я сборник карт; от ударения Зависят два моих значения: Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани. Атлас – атлас

4. Найдите общее начало для частей слов, которые находятся справа, и впишите его: по ход по вар по ловник по дарок по дкова
5. Разгадайте шараду: Ель – мель
6. Закончите фразу: Хитрый как лиса . Трусливый как заяц . Колючий как еж . Верный как собака . Упрямый как осёл .
7. Расставьте предложения по порядку: 3 Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына. 2 Мать кормила его молоком и учила бегать по горам. 4 Малыш дрожит от страха, но прыгает. 1 Родился козлёнок в долине горной реки. 5 Мать лижет ему шёрстку.
8. Замените каждую фразу одним словом и запишите его: Держать язык за зубами – молчать . Хоть глаз выколи – темно . Как снег на голову – неожиданно . Возносить до небес – хвалить . Кожа да кости – худой . Стреляный воробей – опытный .
9. В пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно. В гостях хорошо, а дома – хуже. В гостях хорошо, а дома – лучше.
Ус хорошо, а два – лучше. Ум хорошо, а два – лучше.
В темноте, да не в обиде. В тесноте, да не в обиде.
Дыма без коня не бывает. Дыма без огня не бывает.
Утопающий за палку хватается. Утопающий за соломинку хватается.
10. Слово в скобках первых строчек образовано из двух рядом стоящих слов. Найдите закономерность и впишите составленное по этому принципу слово в скобки вторых строчек. Конь (пень) пена Луна (вена ) вера
Котёл (тёлка) карп Сокол (колос ) оспа
Кость (костёр) тёрка Масло (мастер ) термос
Баран (барабан) жбан Карась (караван ) диван
11. Помогите вернуть на своё место каждую строку, обозначив её соответствующим номером: (5 ) Льётся дождь колючий (1 ) Ветер, ветер, ветер (3 ) Взрослые и дети (8 ) По небу летят (6 ) В почерневший сад (7 ) Тучи, тучи, тучи (2 ) Мокрый листопад (4 ) Грустные сидят ЛИСТОПАД (Вадим Левин)Ветер, ветер, ветер, Льётся дождь колючийМокрый листопад. В почерневший сад.Взрослые и дети Тучи, тучи, тучиГрустные сидят. По небу летят.

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

В данном пособии представлены материалы к занятиям с второклассниками курса «Занимательный русский язык».
Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие чувства любви и уважения к великому русскому языку.
В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, метаграмм, знакомства с грамматическими сказками. Рубрика «Занимательный привал» позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «тантрам», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и так далее. Учащихся ждут каверзные вопросы Мишутки в рубрике «Мишуткина академия», которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок».
Рабочие тетради и методическое пособие к ним рекомендованы учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования, а также родителям и гувернёрам.

ЧТО ТАКОЕ ЛЕКСИКА?
Цель: познакомить учащихся с понятиями: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»; формировать умение определять лексическое значение слова, а также называть слово по его лексическому значению; развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение, речь.

Оборудование: у учащихся - цветные карандаши.
Вы помните, ребята, что звуки изучает фонетика, буквы - графика. А как называется наука, изучающая все слова нашего языка?

Лексика - это наука, изучающая все слова нашего языка. Запас слов, которым владеет человек, называется лексикон. У одних людей лексикон бедный, у других богатый. В нашем современном русском языке 150 тысяч слов. А если прибавить к ним слова иностранного происхождения (например, пальто, кафе), научные термины (например, фонетика, графика, лексика), устаревшие слова (например, кафтан, картуз, треуголка), а также недавно появившиеся слова (например, информатика, компьютер, плеер)... Получится не меньше полумиллиона!

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Занимательный русский язык, Задания по развитию познавательных способностей, 7-8 лет, Методическое пособие, 2 класс, Мищенкова Л.В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!

Сколько раз в этом диалоге встречается звук [ш] ?

1) шесть 2) два 3) три 4) четыре

5) пять 6) правильного ответа нет

  1. Незнайке нравится игра «Составь пару» , но не всегда у него получается. Ребята, соедините с помощью стрелочек предложения с совпадающими по значению словами и выражениями.
  1. Глаза на лоб лезут 1. Очень быстро
  2. Глаза слипаются 2. Очень темно
  3. Хоть глаз выколи 3. Сильно удивляться
  4. В мгновение ока 4. Быстро
  5. Не успел глазом моргнуть 5. Сильно хочется спать
  1. Лунтик составлял слова из букв, но все буквы рассыпались и перепутались. Восстановите их и найдите лишнее слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Рлео, ьрасак, ртксеа, болва

  1. Внимание, внимание! Интересное задание: «Пять ос» название.
  1. Ос _ _ а.
  2. Ос _ _ а.
  3. _ ос _ а.
  4. _ ос _ _ _ а _ _.
  5. _ ос _ с _ а.

1. На этой осе в октябре позолота.

2. А эта растёт на лугу и в болотах…

3. У этой на лапках зелёные иглы.

4. Эта оса на луну летает.

5. Эта боится горчицы и вилки.

  1. Любознательной Даше помогите подобрать к данной пословице похожее по смыслу выражение.

Один в поле не воин:

а) Чистое золото ценится дорого.

б) Трудно и дереву одинокому расти.

в) Два сапога - пара.

г) О книге не судят по переплёту.

д) Не делай из мухи слона.

1) д 2) г 3) а 4) б

5) в 6) правильного ответа нет

  1. Матроскин и Шарик увлеклись чтением интересных стихотворений. Но чтобы прочитать, нужна смекалка, потому что «потерялись» предлоги. Ребята, помогите им «найти» предлоги.

Я утра лесу гуляю,

Росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

Берёзку и мох.

  1. Ребята, определите, сколько предложений должно быть в тексте?

На реке Коля удил рыбу рядом с ним был кот Васька кот таскал рыбу из ведра ай да хитрец.

1) два 2) пять 3) четыре 4) три

5) одно 6) правильного ответа нет

  1. Если хочешь умным стать, развивай внимание. Чтобы получилась строка из известного вам стихотворения, внимательно запишите вторую букву каждого слова.

Умение, сор, крыша, домик, узор, лист, усы, нос, клад, иней, сцена, дети, удав, село, юнга, вьюга, очки, куртка, одежда, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

  1. Мудрый Лосяш придумал для вас, ребята, задание. Какие буквы вы здесь видите?
  1. Попробуйте стать поэтом, продолжите и закончите стихотворение:

Вот и осень наступила

И листву позолотила…