История развития промышленности челябинской области. Челябинск, история. История названия Челябинска

Челябинская область в древние века

Во XVIII-XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). Племена, населявшие эту территорию, занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. Свидетельство высокого уровня развития культуры — палеолитическая «картинная галерея» в Игнатиевской пещере.
В 1 тыс. н. э. здесь проживали тюркские и угро-финские племена. В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Челябинская область в XIII-XVII вв.

В XVIII в. началась русская колонизация края. Оренбургская экспедиция (1734) в военно-торговых целях основала ряд крепостей: Верхне-Яицкая (1735), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736). 13 августа 1737 по представлению В. Н. Татищева была образована Исетская провинция (северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.
Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность, вокруг заводов возникают новые города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773). Здесь разворачивались события крестьянского восстания 1773-75 гг. В феврале 1774 армия Е. Пугачева заняла Челябинск, но под натиском царских войск ушла к уральским заводам.
В середине XIX в. оренбургское казачество начало активно осваивать степные районы Южного Урала. Населенным пунктам давали наименования, связанные с местами побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и др.
В середине XIX в. Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией). После строительства Транссиба (1891-1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое.

Челябинская область во время Гражданской войны

Губерния была создана на части территории Оренбургской губернии и Тургайской области постановлением ВЦИК от 3 сент. 1919 об образовании Челябинского районного управления на правах губернского органа. Первоначально состояла из Курганского, Троицкого, Златоустовского, Кустанайского и Челябинского уездов. Согласно постановлению, Челябинский ревком преобразовывался в Челябинский губернский ревком, а Челябинск становился губернским городом. На момент образования Челябинским ревкомом руководили М. Х. Поляков (предс.), А. Я. Бакаев (зам.), Е. В. Плотников и И. А. Медведев.
Границы и состав губернии несколько раз менялись: Кустанайский уезд стал частью Киргизской АССР, Верхнеуральский уезд — частью Челябинской губернии и пр.
Гражданская война и политика военного коммунизма, проводившаяся советским правительством в 1919—1921, вызвала голод 1921—1922 и разруху в промышленности. Числ. населения Ч. г. за 1920—1923 сократилась на 423 803 человек, в том числе в Челябинске — на 6479. С 1920 по 1923 произошло уменьшение количества сельсоветов (с 1425 до 830) и волостей (с 227 до 90) при неизменном количестве населённых пунктов (3268).
С введением НЭПа экономика губернии стала постепенно налаживаться. В 1923 году сельскохозяйственное производство достигло уровня 1916, но показатели промышленности оставались крайне низкими. В 1923 площадь Челябинской губернии составляла 119 066 км², численность населения — 1 млн 279 тыс. человек.
3 ноября 1923 Челябинская губерния вошла в состав вновь образованной Уральской области.
17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов. После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Челябинская область в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область в буквальном смысле слова стала кузницей Победы, обеспечивая фронт металлом, боеприпасами и боевой техникой.
22 июня 1941 года о вероломном нападении фашистской Германии на Южном Урале узнали днем: в городах завыли заводские сирены, раздались паровозные гудки.
На Магнитогорском металлургическом комбинате уже через два часа после сообщения о начале войны, не дожидаясь указаний из центра, принимается решение о переводе ряда печей на выпуск специального металла. В магнитогорскую броню были одеты десятки тысяч советских танков, ведущих военные действия против войск неприятеля. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был сделан из магнитогорской стали.
В первые месяцы Великой отечественной войны Челябинский тракторный завод перешел на выпуск танков. Уже осенью 1941 года челябинские танки участвовали в тяжелых боях под Москвой. Летом 1942 года Танкоград перестроил конвейер и за 33 дня наладил выпуск танка Т-34, признанного лучшим танком II мировой войны.
Но южноуральцы не только строили боевые машины. Из Челябинской области на фронт ушли более 60-ти соединений разных родов войск. Особую гордость составил Уральский добровольческий танковый корпус. Проводы танкистов состоялись 9 мая 1943 года. Добровольческий танковый корпус участвовал в освобождении Украины, земель Польши, штурмовал Берлин и первым вошел на помощь восставшей Праге.
В годы войны Южный Урал оказался в центре грандиозного передвижения людей и промышленности в восточную часть страны. Ценой величайших усилий к середине 1942 года эвакуированные предприятия были восстановлены. К станкам встали все, от мала до велика. Подростки, старики и женщины Южного Урала наравне с мужчинами разделили тяготы и лишения военного времени.

Челябинская область в послевоенные годы

После 1945 года в СССР началась эпоха восстановления страны и разрушенного хозяйства. Челябинская область за годы войны стала одной из ведущих в промышленности страны. Повсеместно по стране и на Урале развернулось движение стахановцев и многостаночников. Каждый день приносил новые победы и новые имена героев труда.
Страна остро нуждалась в металле. Доменщики, сталевары и прокатчики Магнитки, Челябинска, Златоуста, Сатки и Уфалея включились в соревнование за выдачу сверхпланового металла.
Навсегда в истории Златоустовского металлургического завода будет вписано имя сталевара Василия Амосова. По его инициативе развернулось соревнование металлургов.
Мощное строительство развернулось в городах Южного Урала, устраивался быт, строились учреждения культуры и здравоохранения. На правом берегу реки Урал вырастал новый город - Магнитогорск.
Быстрыми темпами развивался и Челябинск. За 15 послевоенных лет жилой фонд города увеличился почти на три миллиона квадратных метров. Особенно остро проблема жилья стояла в первые послевоенные годы
Еще несколько событий послевоенной хроники:
Декабрь 1947 года - в городе Миассе Челябинской области основан Государственный ракетный центр имени академика Макеева.
В этом же 1947 году, в Челябинске при Дворце спорта ЧТЗ создана хоккейная команда «Трактор».
19 июня 1948 года в городе Озерске Челябинской области пущен первый атомный реактор на НПО «Маяк». Этот день стал датой рождения атомной промышленности в СССР и, в целом, в Евразии.

Город Челябинск был основан более 260 лет назад (в сентябре 1736 года) на реке Миасс, как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. С 1743 года он был центром крупной Исетской провинции. С февраля по апрель 1774 год Челябинская крепость перешла на сторону Пугачевцев. До 1781 года Челябинск представлял собой военное поселение, жителями которого были казаки.

Более 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Челябинск был небольшим и ничем не примечательным уездным городком Оренбургского края. Казаки выехали из него, основав неподалеку небольшие станицы. Некоторые из них позже вошли в городскую черту. В Отечественной войне 1812 года казаки Челябинской округи участвовали в составе 3-го Оренбургского полка. Они участвовали в битвах под Лейпцигом, сражались за Париж и принимали участие в других сражениях.

В этот период Челябинск был известен как место политической ссылки. Через него проходили, шедшие по этапу в Сибирь, каторжники. В челябинской пересыльной тюрьме побывали в свое время известные в последствии большевики: И. Сталин, А. Бубнов, Е. Преображенский и др.

Известность Челябинск приобрел в 1892 году с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России и занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.

В 1896 году была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. За несколько лет население города выросло в несколько раз. Вокруг станции появилось много поселков, площадь города увеличилась на треть.

Вокруг железнодорожного вокзала в это время возник переселенческий городок. В нем была построена собственная церковь, больница, жилые бараки и другие необходимые сооружения. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения населения, своеобразными воротами Сибири. Стремительно начали развиваться промышленность и образование.

Стала действовать женская гимназия, реальное и духовное училища, торговая школа. Были построены народный дом и Клуб железнодорожного собрания.

Во время Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) Челябинск играл большую роль в обслуживании воинских частей. В период Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) Челябинск был одним из центров подготовки армейских резервов: в трех военных городках шло обучение и формирование воинских частей.

В ходе гражданской войны недалеко от города между частями 3-й Красной Армии под командованием Тухачевского и армией адмирала Колчака произошло сражение, которое закончилось победой красных.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния, преобразованная в 1924 году в Челябинский округ Уральской области. В последствии губерния была укрупнена, в связи с чем, 17 января 1934 года была образована Челябинская область. В нынешних границах область существует с 6 февраля 1943 года, после того, как из ее состава была выделена Курганская область.

В период первых пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 году в городе действовало лишь два предприятия, то в течение нескольких лет вступили в действие заводы: тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый.

В 30-е годы Челябинск был известен всей стране строительством гигантов индустрии. За этот период в городе побывали многие именитые люди, в их числе: Молотов, Ворошилов, Каганович, Бубнов. К 40-ым годам в Челябинске продукцию выпускали уже десятки предприятий.

Большое значение имел Челябинск во время Великой Отечественной войны, как тыловой город. В этот период Урал был опорой действующей армии. Сюда были эвакуированы многие заводы из центра страны. В Челябинске выпускали, ставшие в последствии известными всему миру, Катюши и танки Т-34.

В первых боях под Гродно (июнь 1941 г.) погибла вся 85-я Челябинская дивизия. Осенью на фронт вылетело несколько полков ночных бомбардировщиков, сформированных в Челябинске.

В 1943 году в городе и области из числа добровольцев были сформированы 4 артиллерийские дивизии прорыва, 6 артиллерийских бригад, несколько артиллерийских полков; 4 тяжелых самоходных артиллерийских полка, укомплектованных выпускниками Челябинского танкотехнического училища.

В послевоенное время Челябинская область также имела неоценимое значение для страны, так в феврале 1954 года на целину был отправлен первый отряд комсомольцев области.

В последующие годы Челябинск продолжал хорошеть и разрастаться. Быстрыми темпами развивалась промышленность, в частности, в 1984 году был выпущен миллионный трактор на Челябинском тракторном заводе. Произошли изменения и в культурной жизни области: открылись новые кинотеатры, музеи, развилась целая сеть образовательных учреждений искусства и культуры. Из провинциального городка Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Урала.

В 1987 году археологами было сделано историческое открытие: на раскопках в южной части области был обнаружен уникальный памятник бронзового века Аркаим. Он представляет собой крепость так называемой Страны Городов (состоящей из двадцати крепостей) и относится к временам Месопотамской и Египетской цивилизаций. Раскопками на территории Челябинской области еще в начале ХХ века занимался Н.К. Минко. В окрестностях Челябинска им было открыто и частично изучено несколько сотен сарматских курганов бронзового века. На берегах озер Смолино, Исаково и Синеглазово Н.К. Минко и его последователями было обнаружено большее число курганов. Археологическая находка 1987 года и другие находки лишь доказывают, что еще в глубокой древности территория современного Челябинска и области была обжита древними людьми.

Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. И если первыми жителями сторожевой крепости были казаки, то к XXl веку - город населен представителями около ста национальностей.

Заселение территории Южного Урала человеком началось в эпоху палеолита. В XVIII - XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник ). Племена, населявшие эту территорию, занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. Свидетельство высокого уровня развития культуры - палеолитическая «картинная галерея» в Игнатиевской пещере.

Не остался Южный Урал в стороне и от Великого переселения народов. Такие известные народы древности, как скифы и саки, населяли степи Южного Урала в VII - V веках до н.э., в IV веке до н.э. их сменили сарматы. В III - II веках до н. э. из Центральной Азии сюда пришли хунну. Смешавшись на этих территориях с сарматами и частью лесного населения, они начали продвижение на запад, где стали известны под именем гуннов. В VI в. н. э., в эпоху тюркских каганатов, на территорию Южного Урала пришли первые носители тюркских языков.

Тюрки постепенно стали основным населением степи. В VII - IX веках на стыке угорских и тюркских племен происходит формирование протомадьяр, ушедших в IX в. на запад и осевших в том числе в Паннонии (сегодняшняя Венгрия).

В XIII веке территория Южного Урала входит в состав монгольской империи. Одним из ярких памятников позднего ордынского времени, сохранившимся до наших дней, является мавзолей Кесене, расположенный близ поселка Варна. Первые русские поселения на территории, входящей в современную Челябинскую область, появились в конце XVII в. - Белоярская Теченская слобода (село Русская Теча) и Багарякская слобода (село Багаряк).

Челябинская область в XVIII - XIX вв.

Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность. Вокруг заводов возникают новые города:Нязепетровск (1944), (1747), (1754), Катав-Ивановск (1755), (1757), (1758), (1758), (1758), (1773). Здесь разворачивались события Крестьянской войны 1773 - 1775 гг. В феврале 1774 г. армия Емельяна Пугачева заняла Челябинск, но под натиском царских войск ушла к уральским заводам. В XVIIIв. началась русская колонизация края.

Оренбургская экспедиция (1734) в военно-торговых целях основала ряд крепостей: (1734), (1736), Миасскую (1736), Челябинскую (1736). 13 августа 1737 г. по представлению В. Н. Татищева была образована Исетская провинция (северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 г. ее центром являлся Челябинск. 15 марта 1744 г. Исетская и Уфимская провинции были объединены вновь созданной Оренбургской губернией.

В 1784 г. императрицей Елизаветой Петровной был издан указ, предписывающий учредить на Уйской линии в Троицкой крепости торг. В 1750 г. в Троицке открыта первая ярмарка. Проходила она затем ежегодно. Обменивалось, а позже продавалось здесь все, что давала земля и могли производить умелые руки мастеров. Из Средней Азии, Индии, Персии везли ковры, чай, ткани, пряности. Из Казахстана - коней, скот. Из России -- хлеб, посуду, древесину. Золото и серебро являлись главнейшими из доставляемых Азией товаров вплоть до 70-х гг. XVIII в. По своим масштабам ярмарка в Троицке уступала только Нижегородской и Ирбитской. А в середине XIX в. уже Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией).

Город Троицк. Дата неизвестна

Город Златоуст. Начало ХХ в.

После строительства Транссиба (1891-1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое.В середине XIX в. оренбургское казачество начало активно осваивать степные районы Южного Урала. Важной составляющей Российских вооруженных сил в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-1814 гг. являлось казачество, в том числе Уральского и Оренбургского казачьих войск. После возвращения домой вновь образованным населенным пунктам давали наименования, связанные с местами побед русских войск в войне: Варна, Фершампенуаз, Париж и др.

См. также интернет-проекты отдела краеведения ЧОУНБ:

Южный Урал в годы Гражданской войны и в преддверии Великой Отечественной войны

В первой половине XX в. многие заводские поселки получили статус городов, сложился их архитектурных облик.

В период революции и Гражданской войны бывший важным стратегическим пунктом Челябинск неоднократно переходил из рук в руки противоборствующих сторон. Боевые действия 17 июля - 14 августа 1919 г. между частями Пятой армии красных и Третьей армией адмирала А. В. Колчака явились решающей операцией Гражданской войны на Южном Урале. Наступление Рабочее-Крестьянской Красной Армии (РККА) началось 17 июля после окончания успешных для нее Златоустовской и Екатеринбургской операций. Белогвардейские войска пытались задержать наступление красных на рубеже озер Чебаркуль - Иртяш, но 20 июля Красная армия прорвала этот рубеж и начала наступление на Челябинск.

Годы Гражданской войны на Урале

Белые перегруппировали свои войска и отвели основные силы за Челябинск с целью заманить красные части в город, а потом окружить и разгромить их. 24 июля красные вступили в Челябинск, а на следующий день белые перешли в контрнаступление. Белые войска наступали двумя группами - северной под командованием С. Н. Войцеховского и южной с командующим В. О. Каппелем. Группа Войцеховского перерезала железную дорогу Челябинск-Екатеринбург и вышла в тыл 5-й армии. Однако благодаря тому, что 26-я стрелковая дивизия красных не отступила под ударами группы Каппеля, кольцо окружения не было замкнуто. Пока 26-я дивизия сдерживала группу Каппеля, остальные части 5-й армии перегруппировались и совместно с частями 3-й армии, подошедшей с севера, разгромили группу Войцеховского. 4 августа 24-я стрелковая дивизия совместно с партизанами заняли Троицк, а основные силы 5-й армии вышли на рубеж, пролегавший в 25-30 км восточнее Челябинска. Благодаря успешно проведенной операции войска РККА окончательно заняли весь Урал и получили возможность наступления на Сибирь и Туркестан.

Дополнительная информация

  • 63.3(2)
    В 493
    К-512005 - КР
    К-512006 - КР
    Виноградов, Н. Б. Страницы древней истории Южного Урала: учеб. для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей / Виноградов Н. Б. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. - 159с.
  • 63.3(2)
    И 907
    К-514295 - КР
    К-514294 - КР
    История Урала. Кн. 1: С древнейших времен до конца XIX века: учеб. для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей / Под ред. Б. В. Личмана; УРО РАН, Ин-т истории и археологии. - Екатеринбург: СВ-96, 1998. - 439 с.

    63.3(2)52
    И 907
    К-573857 - КР
    К-573859 - КР
    История Урала, XIX век - 1914 год: учеб. пособие / Н. Н. Алеврас [и др.]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2008. - 637, c.

    63.3(2)
    Ю 197
    К-572169 - КР
    К-572170 - КР
    Южный Урал в судьбе России: история и современность: [материалы науч.-практ. конф., 16 дек. 2008 г. / сост. С. В. Нечаева; редкол.: Рязанов Н. М. (отв. ред.) и др.]. - Челябинск: Пресс-Мастер, 2008. - 463 с.

    63.3(2)
    О-952
    М-488935 - КР
    М-488934 - КР
    Очерки истории Челябинской области: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Виноградов, В. Н. Елисеева, А. В. Лушников [и др.]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991. - 190 с.






В средней полосе России, на границе Европы и Азии, где холмы восточного склона Уральского хребта переходят в степи Западной Сибири, в среднем течении несудоходной реки Миасс /приток р.Исеть/, на высоте 210 метров над уровнем моря расположен самый большой город Южного Урала - Челябинск.
Территория, занимаемая городом, более 50000 гектаров. С севера на юг Челябинск вытянулся почти на 30 километров, а с запада на восток - более чем на 20 километров. В городе проживает около одного миллиона двухсот тысяч жителей. Челябинск занимает 8 место среди крупнейших городов России.
В административном отношении город делится на семь районов: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный. В нем более 50 поселков и около 1200 улиц.
Примерно в 150 километрах от города проходит граница двух материков - Европы и Азии, а по центру Челябинска проходит граница Уральской горной зоны и Сибири. Это хорошо видно на рельефе местности: центральная и западная части города лежат на отрогах бывших гор, а Тракторозаводский и Ленинский районы уже расположены в зоне степного Зауралья, они лежат на дне бывшего древнего моря, разливавшегося здесь многие миллионы лет назад.
Ближайшие крупные города-соседи Челябинска - Оренбург, Екатеринбург, Курган.
О происхождении названия города бытует несколько версий, из них наиболее авторитетная - по урочищу, где было возведено укрепление...
На карте 1735 года урочище называется Челяби, а бор - Селябской, он именуется и Циляби-Карагай. Упоминающееся в донесении урочище Челяби - это нынешний Шершневский бор на правом берегу реки Миасс, в то время более обширный и известный во всей округе под названием Челяби-Карагай. Слово карагай из тюркского языка, обозначает "сосновый лес", а слово челяби в старо-татарском наречии означает "господин", "хозяин". Следовательно, сочетание - Челяби-Карагай - в буквальном переводе "хозяин-лес", или иначе "хозяйский лес" или "лес господина". Тюрколог Н.А.Баскаков отмечает, что в турецком языке Челеби означает "божественный", "образованный", "господин".
По Н.И.Шувалову.От Парижа до Берлина.
ЮУКИ.1982.1989.

По друой версии на месте, где построен был в настоящее время город Челябинск, прежде была татарская деревушка Селяба. Это название производят от башкирского слова "селяк", означающего на русском языке бурак. Еще вероятнее надо полагать, что она получила это название от речки Селябки, протекающей в недалеком расстоянии от города. Надобно думать о справедливости этого последнего предания, и потому более, что у башкир, как у большей части восточных народов, и в настоящее время названия деревень всегда даются по названию урочищ, рек, гор и замечательных мест.

Около 150 лет занимаются изучением челябинских окрестностей ученые-археологи. Ведь издавна, по меньшей мере 7-5 тысяч лет назад, на территории современного Челябинска появились первые жители. Ученые нашли остатки древних поселений, захоронений на берегах окружающих Челябинск озер: Первом, Смолино, Синеглазово, Сухомесово, на реке Миасс, ее притоках.
Около 800 курганов было найдено челябинским археологом Николаем Кирилловичем Минко в 1906-1911 годах, 112 - раскопано и описано. Самым крупным оказался Смолинский курган, стоявший на пашне казака Смолина между озерами Смолино и Синеглазово.
Иногда и сама природа помогает ученым обнаружить следы жизни древних людей. Например, засушливым летом 1925 года вода озера Смолино далеко отошла от берега, оставив на отмели сделанные из кремня орудия труда /ножи, скребки, наконечники стрел и т.д./, сколы, отщепы. Это оказалась мастерская каменного века, об этом говорят незаконченные изделия и множественные кремниевые осколки.
На западном берегу озера ученые нашли орудия труда древних рыболовов - каменные грузила. Рыбные богатства озер привлекали древних людей, поэтому поселений и могильников на берегах озер множество. Археологи, исследуя их, пришли к выводу, что люди здесь жили многие века, занимаясь рыболовством.
В древних смолинских курганах и на древних стоянках археологами обнаружено много костей лошадей, которых, как считают ученые, приручали не в древнейших странах юга, а в степях Евразии, и в том числе в южноуралье. Произошло это примерно шесть тысяч лет назад.
В 1936 году в поиске повезло археологу Константину Владимировичу Сальникову. Его экспедиция открыла один из крупных могильников бронзового века /147 курганов/ у деревни Федоровка на реке Миасс.
Немного позднее оренбургские краеведы раскопали курганы кочевых скотоводов у деревни Першино.
В одном из смолинских курганов были обнаружены останки женщины с ребенком. Находки - бронзовые заклепки, золотые серьги, голубые и белые бусы - говорят о том, что эта женщина знатного происхождения. В соседнем захоронении находились останки мужчины, около которого лежали железный меч и колчан. Эти захоронения ученые отнесли к первому тысячелетию до нашей эры.
Кроме мест захоронений на берегах рек и озер вокруг Челябинска археологами найдены стоянки, городища древних жителей южноуралья. Одно из самых интересных, периода раннего железного века, обнаружено у села Баландино. Городище расположено на высоком берегу реки Миасс. До сих пор хорошо сохранился ров, два вала друг за другом и въездная дорога.
Летом 1982 года в Ленинском районе рабочие рыли траншею и наткнулись на кости. Приехавшие по их вызову археологи, развеяли сомнения. Это оказался древний могильник, в котором был погребен воин. Около него обнаружили меч, бронзовые наконечники стрел.
В 1984 году воды Шершневского водохранилища вымыли из песка тысячи древних предметов. Археологи установили, что здесь находилось поселение охотников-рыболовов каменного века, а позднее здесь поселились скотоводы и земледельцы бронзового века.
Находки ученых за многие годы работ составили богатейшую археологическую коллекцию, которая хранится в фондах областного краеведческого музея, археологических музеях Челябинского государственного педагогического университета и Челябинского государственного университета.

"Ворота в Сибирь"

Самым крупным строительством в России в конце ХIХ века было проведение Великого Сибирского пути. Железная дорога шла и через захолустную Челябу.
В 1891 году началось ее строительство на участке Златоуст - Челябинск, а через год город встречал первый поезд. Среди строителей дороги был инженер-путеец, а позднее известный писатель - Н.Г.Гарин-Михайловский.
Через несколько лет Челябинск был соединен железной дорогой с городами Сибири - Курганом, Омском, Иркутском, а потом и с Екатеринбургом. Так город стал узловым пунктом железных дорог, связавших Зауралье и Сибирь с Центральной Россией и Москвой.
В нескольких верстах от города выросли вокзал, паровозное депо, железнодорожный клуб, которые быстро обросли слободами новых жителей.

Образование

Первая школа в Челябинске появилась в конце 70-х годов ХVIII века. Она обучала 39 поповских детей письму, чтению и пению. Челябинских детей в ней было только 8 человек. Обучение в школе было платным, а возраст учеников составлял от семи до девятнадцати лет.
Через десять лет в уездном Челябинске открылось малое народное училище, которое арендовало небольшой домик в Заречье на Купецкой улице и просуществовало очень недолго из-за отсутствия денег.
В первой половине XIX века в городе появляется несколько учебных заведений: мужское духовное, уездное, приходское училища и школа для мальчиков. Для девочек, первое учебное заведение открылось в начале шестидесятых годов. Немного позднее для них создали две начальные школы, одну при монастыре, и женскую прогимназию.
Обучение детей было платное, а значит доступное не всем, поэтому, в основном учились дети зажиточных горожан: дворян, купцов, мещан. Число грамотных горожан в конце ХIХ века не превышало 13%, а среди казаков - 5%.
Долго не имел город и своих библиотек, только небольшая частная выдавала книги для чтения под денежный залог. Первая публичная библиотека открылась в 1898г. и работала 2 часа в день.
До начала ХХ века в Челябинске не было достойных учебных заведений.
Но бурный рост города на рубеже веков потребовал и грамотных, образованных людей, поэтому в 1902г. открылось первое среднее мужское учебное заведение - реальное училище. Здание, где оно размещалось, сохранилось (ул.Красная, 38). Училище сразу стало центром просвещения города. В свое время его закончили будущие челябинские писатели: Ю.Либединский, В.Юрезанский, М.Голубых.

На далекой восточной границе великой Российской империи стоял Челябинск, но и сюда иногда заезжали именитые люди.
Несколько месяцев /с лета 1770 по апрель 1771 года/ Челябинск являлся базой для экспедиции Российской Академии наук по изучению провинций России. Руководил экпедиционным отрядом известный в те времена академик Петр Симон Паллас. Отсюда он совершал поездки в Екатеринбург, Троицкую и Верхояицкую крепости.
Осенью 1770 года в городе собрались все участники экспедиции, среди которых был и сын известного ученого Петра Ивановича Рычкова, изучавшего Оренбургскую губернию, Рычков Николай, продолжавший дело отца - изучение Урала.
Позднее в Челябинск прибыли и руководители других исследовательских экспедиций - Иван Иванович Лепехин и Иоганн Фальк.
Это были так называемые "академические экспедиции", которые изучали природные богатства Урала, быт и культуру местного населения, описывали горные заводы, крепости.
П.С.Паллас, находясь в Челябинске, изучал его окрестности: описал озера, обратил внимание на их рыбные богатства, на удивительную природу вокруг степного города.


7 июня 1837 года захолустная Челяба встречала царский поезд. Наследник престола, будущий император Александр II, осматривая свои будущие владения на востоке, проезжал и через неизвестный ему Челябинск. В его свите находился и известный поэт Василий Андреевич Жуковский.
В своем путевом дневнике поэт записал: "Челябинск. Бедный городишко…"
Во время поездки Жуковский сделал немало рисунков, среди которых вид Златоустовского завода, станиц Чумлякской, Сыростана, Магнитной, гор, озер. Но рисунков Челябинска среди них нет, город не произвел впечатления на гостей и они не остановились в нем, а проехали дальше - в Миасский завод.

Старый город

Ни одного здания не сохранилось в Челябинске из архитектурных сооружений XVIII века. Одноэтажные деревянные строения не представляли собой ничего особенного и без сожаления сносились и перестраивались в XIX веке.
Большие изменения произошли в городе в конце XIX - начале XX века, когда начался экономический подъем, стала перестраиваться его центральная часть. На улицах Уфимской, Большой, Азиатской, Никольской, Ключевской, Ивановской, Михайловской, Исетской, Скобелевской, Садовой, Сибирской и других "небольшие деревянные домики заменялись двух- и трехэтажными каменными громадами".
Несколько десятков таких "громад" сохранилось в городе и до наших дней.
Став, после строительства железной дороги, крупным населенным пунктом, Челябинск постепенно становился городом.

1. Симеоновская церковь/ул.Кыштымская. 32/. Храм построили как кладбищенскую церковь во имя святого Симеона Верхотурского и освятили в 1883г.
2. Свято-Троицкая церковь /ул.Кирова, 60/. Первой церковью Челябинска была Никольская, освященная во имя св. Николая Мирликийского.
3. Особняк купца Рябинина /ул. Каслинская, 137/. Построено в конце XIX века в традициях псевдорусской теремной архитектуры.
4. Здание первой городской электростанции /ул. Труда, 66-а/. Строительством его занималась компания "Товарищество Колбин, Кокорев и К°". Первую линию электропередач протянули в 1903 году.
5. Особняк Данцингера /ул. Пушкина, I/. Здание построено в начале XX века в стиле "модерн".
6. Христорождественский собор. Строительство его, по ходатайству Исетской провинциальной канцелярии, началось в 1748 и длилось до 1766
7. Ак-мечеть /ул. Елькина, 20/. Разрешение на строительство мечети в Челябинске было получено в 1884 году. Оно началось на Азиатской улице на участках земли, пожертвованных крестьянином Мухамет-Галиевым. Строительство длилось до 1899г. В 1907 году при мечети открылось магометанское училище - медресе.
8. Особняк купца Хаванова,/ул. Васенко. 25/. Типичная купеческая усадьба, построенная в 1908 году. Богато украшен декором ажурной кирпичной кладки.
9. Чаеразвесочная фабрика наследников Кузнецова и Губкина /ул.Васенко, 37/. Одна из крупнейших чаеразвесочных фабрик России, построена в 1898 году.
10. Здание торгового дома купца Валеева /ул.Кирова, 104/.
11. Духовное Покровское училище. Открытие состоялось в 1830 году. Разрушено в конце 20-х годов XX века.
12. Особняк хлеботорговца и владельца мельницы Архипова /ул. Васенко, 41/. Типичная городская купеческая усадьба конца XIX века.
13. Церковь Александра Невского /Алое поле/. В районе бывшего выгона челябинский мещанин Кутырев заложил часовню в память об императоре Александре II.
14. Народный дом /ул. Кирова, 116/.В наше время в нем находится театр для детей и молодежи.
15. Реальное училище /ул. Красная, 38/. "...красное здание реального училища. В то время это было одно из самых больших зданий в Челябинске. Оно находилось за городом и широкий двор его примыкал к опушке соснового леса". Так описывает это здание, построенное в 1902 году, писатель Ю.Н.Либединский.

Челябинск - крупный промышленный центр России, административный центр Челябинской области и Южного Урала. Здесь располагаются и успешно функционируют многочисленные металлургические, машиностроительные, приборостроительные предприятия.

фото с сайта www.flickr.com

ИСТОРИЯ

На месте современного Челябинска первоначально располагалась башкирская деревня Челяба, позднее здесь была основана Челябинская крепость. Случилось это в 1736 году, а статус города Челябинск получил уже в 1787 году. Долгое время Челябинск оставался тихим уездным городом Оренбургской губернии, однако в 19 веке в этих краях была обнаружена золотоносная жила и началась «золотая лихорадка». К концу 19 века город уже занимал ведущие позиции в торговле хлебом, маслом, мясом и чаем, стал важным транспортным узлом.

Челябинск и его жители сыграли большую роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Сюда было эвакуировано более двухсот предприятий из других городов. На челябинских заводах производили моторы, оборудование, боеприпасы, детали для танков и автомобилей, бронированные стекла для самолетов и другую необходимую фронту продукцию. На поток здесь было поставлено производство танков и знаменитых «Катюш». В связи с этим Челябинск даже неофициально называли Танкоград.

Важное значение сыграли металлургические и машиностроительные предприятия Челябинска и в период послевоенного восстановления страны. К 1980 г. местные заводы производили больше половины всей нержавеющей стали СССР, пятую часть производимых труб, одну третью ферросплавов, до 40 % дорожных машин.

После распада СССР Челябинск долгое время находился в кризисе, однако сейчас город активно развивается: строятся новые дороги, улицы, развивается культура и образование.

фото с сайта www.vk.com

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

В Челябинске много красивых парков. Популярные места отдыха и прогулок жителей и гостей города - это парк Пушкина со множеством аттракционов, фонтанов и концертных площадок, а также парк Гагарина , в котором расположены карьеры, наполненные водой, в окружении декоративных гранитных скал, уютные беседки, ухоженные дорожки и настоящие лесные тропинки. Недалеко от парка Гагарина находится зоопарк , где можно увидеть более ста видов диких животных и птиц, некоторые из которых занесены в Красную книгу.

фото с сайта www.radikal.ru

Недалеко от парка имени Гагарина стоит памятник академику-ядерщику И. В. Курчатову , открывшему деление атомного ядра. Памятник поражает своей величественностью и оригинальностью исполнения.

фото с сайта www.flatster.ru

Самым романтическим местом Челябинска называют скульптуру «Сфера любви» . Это композиция из меди и стекла, в центре которой располагается прозрачный купол, который поддерживают четыре металлических дерева высотой 9 метров. Под куполом закреплены фигуры девушки и юноши, летящих навстречу друг другу. Под этим куполом очень любят фотографироваться молодожены, да и просто туристы.

фото с сайта www.ufacity.info

В самом центре города расположен парк «Алое поле» . Назван он так в память о кровопролитных событиях революции 1905 года. Тогда на этом состоялась демонстрация челябинских рабочих, которая была жестоко подавлена. Сейчас Алое поле - это популярное у местных жителей место встреч и прогулок. Здесь находится Дворец пионеров, детский парк, планетарий, установлены скульптура «Орленок» и мемориал пионерам-героям.

фото с сайта www.gubernator74.ru

Одно из самых величественных и красивых зданий города - Александро-Невская церковь , построенная в 1916 году - расположена на Алом поле в Челябинске. Сегодня здесь находится единственный в городе Зал камерной и органной музыки, где ежегодно проводятся крупные всероссийские и международные фестивали.


фото с сайта www.intoclassics.net

Челябинцы чтят свою историю и подвиг своих земляков, которые добровольно ушли на фронт в годы Второй мировой войны. В сквере Добровольцев находится вечный огонь , у которого всегда лежат живые цветы. Огонь зажгли 9 мая 1965 года в честь 20-летия победы в Великой Отечественной войне в память о челябинцах, которые не вернулись с фронта. Во время празднования Дня победы здесь традиционно проходит «Вахта памяти», школьники города несут здесь почетный караул.

фото с сайта www.blogspot.com

В Челябинске, как и во многих российских городах, есть свой «Арбат» - пешеходная улица, только тут она называется по-простому «Кировка» . Улица Кирова - одна из старейших в городе, расположена в самом центре, недалеко от главной площади города - площади Революции. Открыт «Челябинский Арбат» был в 2004 году и с тех пор пользуется большой популярностью. Жители и гости города любят прогуливаться здесь, наслаждаясь видами расставленных вдоль улицы скульптур, отдыхая на скамейках, заходя в многочисленные магазины и кафе. В центре Кировки находится самое высокое здание Челябинска - 23-этажный деловой центр «Челябинск-сити».

фото с сайта www.flickr.com

Если хотите узнать об истории Урала, то посетите Челябинский краеведческий музей . Здесь хранится около 300 тысяч экспонатов, рассказывающих о жизни Южного Урала с древнейших времен до наших дней. Кроме того, само здание музея нередко называют одним из самых красивых в городе. Оно находится на берегу реки Миасс - на месте основания Челябинской крепости.

фото с сайта www.turizm-urala.ru