История села княжево

На территории в древности располагалось село Коровино, которое в сохранившихся источниках впервые упоминается в конце XVI в., когда писцовая книга 1584 г. зафиксировала здесь «Здвиженского монастыря, что на Москве, село Никольское, Коровий Враг тож. А в нём храм Никола чюдотворец древян, клецки, без пения, двор монастырской. Пашни паханые середине земли 30 четвертей, да лесом поросло 12 чети в поле, а в дву потому ж, сена 100 копен, лесу пашенного 5 десятин».

Ранняя история села остается для нас во многом неясной. Тем не менее всё же имеется возможность приоткрыть завесу прошлого. Следует предположить, что его название произошло от первого владельца. Несколько лиц в русской истории носили прозвище Корова. Наиболее вероятной кандидатурой из них следует считать Фёдора Андреевича Корову, брата видного боярина рубежа XIV-XV вв. Фёдора Свибло. Судя по родословцам, Фёдор Корова умер бездетным, и, вероятно, принадлежавшее ему владение после его кончины поступило в московский Воздвиженский монастырь, который возник в XV в. и за которым оно числилось и в последующее время.

Любопытна и связь села с административно-территориальным делением средневековья. Писцовые описания XVI в. отмечают в Московском уезде обширный Манатьин-Быков-Коровин стан, куда входило и наше село. Эта административная единица образовалась путём слияния трёх, прежде самостоятельных, станов. Коровин стан, вероятно, получил название по селу Коровину, которое, возможно, какое-то время являлось его центром. Второе название — Никольское — село получило по местной церкви.

В 1623 г. Никольское значилось сельцом, где ранее стоял храм Николая Чудотворца. В сельце находился двор дьяка Матвея Сомова, где жили его «деловые» люди. Сомов владел этими землями по монастырской данной грамоте 1617 г. Личность этого человека весьма примечательна. В Смутное время он служил дьяком у Лжедмитрия II, а в 1613 г. участвовал в выборах царя Михаила Романова. Затем, до 1623 г. он служил дьяком в Казачьем приказе, Приказе Большого Дворца, Земском приказе, находился в русском посольстве в Польшу 1618 г., был дьяком на Двине.

Сделка Сомова с монастырем относится хотя к числу и редких, но всё же встречающихся земельных операций. По тогдашним обычаям земли вкладывались в обители «навечно». Но порой, в силу тех или иных причин, полученное монастырём владение «запустевало», и тогда монахи отдавали его во временное держание светскому лицу, обычно до конца его жизни. Новый держатель земли обязывался возродить владение, а после своего «живота» вернуть его обратно. Подобная операция была взаимовыгодной для сторон — новый хозяин получал постоянный доход, а сама обитель через положенное время вместо запустевшего имения получала возрожденное. Понятно, что во избежание каких-либо коллизий, монастырские власти к выбору контрагентов подобных сделок относились весьма тщательно. Сам Матвей Сомов был очень тесно связан с Воздвиженским монастырем, являлся его вкладчиком и, возможно, был похоронен в нём.

Переписная книга 1646 г. отметила сельцо Никольское, Коровий Враг, по-прежнему в собственности обители, и кроме монастырского двора здесь находились пять крестьянских дворов (10 человек) и два бобыльских (три души мужского пола). Описание 1678 г. зафиксировало тут четыре крестьянских двора и двор конюхов, людей в них 20 человек, а в 1704 г. в сельце имелось семь дворов с 36 крестьянами.

Судя по ландратским книгам 1715—1716 гг., в сельце значились 36 душ мужского и 36 женского пола, а по данным первой ревизии 1719 г. — 29 душ мужского пола. Материалы второй ревизии 1744—1747 гг. застают в сельце 47 душ мужского пола, а в 1762 г. здесь значилось 58 мужчин и 59 женщин. В 1764 г. монастырские земли были секуляризированы, и Никольское перешло в собственность государства. В 1777 г. в нём имелось 55 мужчин и 58 женщин.

Рассматривая динамику населения Никольского, следует отметить медленное, но стабильное увеличение числа жителей до начала XVIII в. При Петре I происходит сокращение числа душ мужского пола. Это следует связывать с затяжной Северной войной, требовавшей всё новых и новых рекрутов, и бегством крестьян на новые земли. Сокращение населения между 1762 и 1777 гг. явилось, судя по всему, результатом эпидемии чумы 1771—1772 гг.

Сведения середины XVIII в. дают представление об экономическом положении сельца. В это время к нему по писцовым дачам относилось 92 с небольшим четверти пашни, 200 копен сенных покосов и пять десятин леса. Трудоспособное мужское население было разбито на семь тягл: в шести по семи душ, а в седьмом тягле пять душ. С вотчины собирался рублёвый доход.

«Экономические примечания» 1800 г. сообщают, что деревня Никольское (Коровий Враг) являлась командорственным владением графа Николая Александровича Зубова. Оно состояло из 22 дворов, где проживало 78 мужчин и 79 женщин. Под усадьбами находилось 11,5 десятин, под пашней 130 десятин, под сенокосом 15 десятин, лес занимал почти 63 десятины. Неудобий значилось 4 десятины. Деревня стояла на левом берегу речки Лихоборки и по обе стороны Коровьего оврага. Крестьяне находились на оброке. Мужчины занимались извозом в Москве, а женщины вязали на продажу колпаки и чулки.

Временный владелец Никольского происходил из семьи, пользовавшейся большим влиянием при дворе в последней четверти XVIII в., благодаря тому, что его брат Платон был последним фаворитом Екатерины II. Сам Николай Александрович Зубов родился в 1763 г. и в тридцать лет получил от императрицы графское достоинство. Впрочем, это не помешало ему первым известить цесаревича Павла о долгожданном событии — смерти его нелюбимой матушки. При восшествии на престол новый император не забыл Зубова, пожаловав ему высший российский орден Андрея Первозванного. Однако, как это часто бывало в павловское время, вскоре он с братом был выслан из столицы. Впрочем, в конце своего царствования Павел I возвратил Николая Зубова и вновь осыпал его милостями. Он становится обер-шталмейстером и командором ордена Иоанна Иерусалимского. Именно поэтому Зубов и получил во владение Никольское. Будучи человеком беспринципным, грубым и высокомерным и одновременно обладая большой физической силой, Николай Зубов соответственно отблагодарил императора. Он принял активнейшее участие в заговоре против Павла I, и считается, что именно он первым нанёс смертельный удар монарху в левый висок массивной золотой табакеркой.

При Александре I сельцо было возвращено в казну. Сохранились статистические данные XIX в. В справочнике 1852 г. К. Нистрема сообщается, что сельцо Никольское состояло в ведомстве государственных имуществ и в его 42 дворах проживало 138 душ мужского и 139 женского пола. По данным 1880 г., в деревне Никольское (Коровино) число дворов сократилось до 38, а население — до 100 мужчин и 113 женщин. Имелись часовня и трактир. Позднее появилась земская начальная школа.

Более подробные сведения о селении содержатся в материалах статистического обследования 1899 г. Тогда в Коровине (именно это название стало с конца XIX в. главным) имелось 46 изб, где проживало 239 человек (122 мужчины и 117 женщин). Грамотных считалось 73 мужчины и 29 женщин. Земельные угодья составляли 290 десятин. Самостоятельно обрабатывали землю 29 семей, а шесть семей — с применением наёмного труда. Крестьяне сеяли рожь, овёс, выращивали картофель. Из общего числа хозяйств 11 семей были безлошадными, 12 — без коров. Промыслами, основными из которых являлись вязание, столярные работы и торговля, занималось 160 человек из 40 хозяйств. В селении действовало 3 торговых и 7 промышленных заведений.

В советский период история Коровина была типичной для того времени. В середине 1920-х годов в деревне имелось 57 хозяйств и 306 жителей. Кустарными промыслами занимались 64 человека в 20 хозяйствах. Земли за деревней числилось 315 га. В 1960 г. она входит в состав Москвы, и район начинает застраиваться многоэтажными зданиями.


По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

Село Княжево расположено чуть выше с. Новотомниково на самом берегу реки Цна. Место это в прошлом было очень глухое. Оно лежало на высоком месте, никогда не заливалось вешними водами. С юга текла река Цна, с запада - речка Пилава, впадающая в Цну. Чуть выше села, по низине Цны, на севере лежало поросшее чёрным лесом болото Калинка. Получался как бы остров, со всех сторон имеющий естественную защиту. Сама возвышенность имеет песчаную почву, и в далёкие времена на этом месте рос сосновый бор. Он давно порублен, осушены и болота, но одна из улиц с.Княжево до сих пор носит название "Борок".

От слова "княжить"

Существует предание, что это место было заселено разбойниками или беглыми людьми, но верить этому очень трудно, так как легенд о разбойниках и зарытых кладах ходит очень много, но бытуют они почти в каждом селе. Так и в Княжево есть легенда о каком-то атамане Масолове, зарывшем клад на полугорке Стружке, который выступает в р. Пилава, недалеко от проезжей дороги на с. Алтасово. По другим рассказам старожилов, село было населено татарами, которые жили на самом высоком месте в количестве нескольких десятков семей и занимались скотоводством.

Основателями с. Княжево считаются выходцы из с. Высокое Шацкого района. Переселенцы жили также на высоком месте, на бугре левого и южного берега р.Пилава. Там были разбиты улицы и построена церковь. Занимались крестьяне главным образом хлебопашеством. Они постепенно теснили татар, что привело к полному слиянию части их с местным населением, их крещению и принятию местных обычаев. Оставшиеся выехали за пределы села.

Постепенно это поселение пополнялось беглым населением, крестьянами из центральных областей Московского государства. В период татарского ига дань собиралась очень жестоко. Не менее "сердечно" собирали налоги и помещики.

Название с.Княжево происходит от слова "князь", "княжить". Ходит предание, что это село было свободным и никому не принадлежало, посему было как бы свободньм князем среди остальных сёл. По другому преданию: село стояло на высоком бугре, около речки Пилава, где сейчас жители берут серую глину, и как бы княжило над местностью. Где здесь правда, сказать трудно.

Монастырское село

Первое упоминание о с.Княжево встречается в писцовой книге Фёдора Чеботова за 1623 год по описи сёл Верхоценской волости Шацкого округа. В числе других сёл Верхоценской волости оно было подарено Михаилом Романовым в 1615 году своей матери в день его коронации на русский престол. В период воцарения Михаила Романова страна была крайне истощена бесконечными войнами и смутой. Для уточнения податного населения производилась перепись населения и сёл всего русского государства. Вместе с Княжевом старице Марфе Ивановне, матери царя Михаила, также принадлежали села Новотомниково, Носины, Печины, Чернитово, Рысли.

В документах переписи 1682 года и ревизии 1779 года Княжево не упоминается, но в писцовых книгах дворцовых стольников Василия и сына его Михаила Крапоткиных и подьячего Ивана Кудрявцева за 1682 год написано: "Направо от земель с.Чернитово лежит земля Чернеевского монастыря с. Княжево". Из этой записи видно, что с.Княжево принадлежало Чернеевскому монастырю, то есть стало монастырским селом, его жители несли все повинности, платили оброк, выполняли различные работы на монастырь. Очевидно, перед смертью старица Марфа Ивановна отдала его Чернеевскому монастырю на помин своей души, что в те времена было очень распространено и служило основным источником обогащения монастырей. В итоге монастыри богатели, a государство беднело.

Пётр III царствовал всего один год, с 1761 по 1762-й, и за время царствования написал всего 3 указа: об упразднении тайной канцелярии, о вольности дворянской, об изъятии у монастырей земель и селений с крестьянами. Обширные архиерейские, монастырские и церковные земли намечено было передать в ведение особого учреждения - коллегии экономии. Государство получало в своё распоряжение громадный земельный фонд, принадлежавший ранее духовенству.

У Чернеевского монастыря были отобраны сёла: Чернеево - 507 душ, Княжево - 408 душ, Покровка - 346 душ, Высокое - 503 души. В 1776 году Чернеевский монастырь передал по акту экономическому казначею Петрову все эти населенные пункты. Княжево попало в более лучшие условия, чем соседние сёла и деревни.

С ростом населения

В 1779 году по Шацкому уезду был сильный неурожай. Крестьяне сёл Княжево, Высокое, Чернеево, Покровское обратились в правительство с просьбой о выдаче им из запасов хлеба для питания и на семена, т.к. они были государственными крестьянами. Занимались крестьяне исключительно земледелием и скотоводством. Процветали любительское рыболовство и охота. Обычно в сильную полую воду Княжево становилось островом, так как окрестности села почти целиком заливались водой.

С ростом населения осваивались новые земли. Куляпина пустошь была раскорчёвана, выровнена, распахана, только название сохранилось. В селе сеяли коноплю, лён, из них ткали холсты и шили одежду. Часть лишней конопли обрабатывалась и продавалась на базарах в Шацке, Сасове, Конобееве, Новотомникове. В 1799 году по всему Шацкому уезду было продано пеньки приезжим купцам 200 тыс. пудов. Пенька шла на парусину и на канаты и имела спрос на рынке. В Шацком уезде были построены полотняные фабрики. Они крайне нуждались в золе для отбеливания полотна. В 1781 году, в частности, владельцы фабрик скупали золу в селах Чернеево, Высокое, Княжево.

Население было русским по национальному составу, процент мордвы и татар был незначительным. Из сельхозпредпрятий в с.Княжево имелись просорушка, 2 ветряка в лугу на высоком месте, кузница, маслобойка.
На Красавке Шлюков держал бакалейный магазин. Было развито отходничество на заработки в качестве плотников. Мужики собирались в артели, ходили "в казаки", строили им дома.

Храм и священники

Церковь Михаила Архангела впервые упоминалась в начале 18-го века. Перестраивалась несколько раз. С 1744 года известны следующие имена священников: Александр Александрович Казанский; Николай Иванович Ястребцев (с 1875 года) - дедушка известного новотомниковского священника отца Валентина Ястребцева; Николай Стефановский (с 1880 года); Петр Николаевич Ястребцев, отец отца Валентина (с 1902 года). Разобрали последнюю деревянную церковь (по рассказам жителей Сарычева П.А., Гущина П.И., Иванова И.), в 1947-1949 годах. Из бревен построили две колхозные конюшни. В октябре 2013 года на месте церкви был поставлен Поклонный крест.

В 90-х годах 19-го века планировали построить кирпичную церковь. Но тут же встал вопрос о строительстве школы. Из этого кирпича возвели школу и два дома: Рогова - при въезде в село и Шурухина - на краю села у реки, которые стоят до настоящего времени.

Сначала дети учились в церковной сторожке, в 70-х годах XIX века была открыта земская школа. К 1900 году здание школы стало ветхим. В это время был заготовлен кирпич на церковь. На сходе решили сначала построить кирпичную школу, а потом - церковь. В 1901 году была построена кирпичная школа с двумя классами и двумя квартирами для учителей. Учительствовали отец и сын Любовниковы. Последний, Илларион, в возрасте около 40 лет погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны.
Три поселка

Построек в селе кирпичных было мало, строили деревянные дома. В 1861-81 годах Княжево насчитывало 2000 жителей, входило в Новотомниковскую волость /"Россия", т. II, стр. 331/.Крестьяне были освобождены со всей землёй, которую они обрабатывали. Леса у с.Княжево почти не было, за исключением полевых вершин /липяг/, поросших липами, орешником, дубняком.

В 80-х годах XIX в. жители Княжево купили землю у помещика Смирнова в Носинском поле, за оврагом Рябовщины. Земля была далеко, удобрять её было невозможно, сеяли там из года в год озимый хлеб. Далеко располагались земли и в основном поле под Вановьем.
Столыпинские хутора не были приняты сходом, и население Княжева, как и всех смежных сёл, сохранило общину. Все дела решал сход.

После революции из села выделилось три посёлка: под горой - Красный посёлок (Подгорное), у большой дороги - Раннее Утро, на купленной земле в Носинском поле Смирное. Поселки в течение 5-10 лет отстроились, к 30-м годам прошлого века здесь стали жить хорошо, и даже богато. В севооборот было включено травосеяние, в основном, клевер. При коллективизации в самом Княжево организовали два колхоза и по колхозу в каждом посёлке. После укрупнения в 1960 году Смирное вошло в Носинский совхоз, а остальные колхозы слились в княжевский колхоз.
В настоящее время в с. Княжево проживают 133 человека.

Дмитровский район входит в состав Северного округа Москвы. Общая площадь района – 684 гектара. Дмитровский район имеет общие границы со следующими районами Москвы: Бескудниковский, Восточное Дегунино, Западное Дегунино, Лианозово СВАО) и Северный (СВАО).

Вплоть до 20 столетия на территории нынешнего Дмитровского района располагались несколько сел: Никольское-Коровино, Андреевское и Фуниково. Село Фуниково еще называли Холузьевым и Ескиным. Такое тройное название села было принято в 17 веке, а первое упоминание о нем встречается в писцовой книге за 1584-1585 годы. Там оно проходит как Холузьево и числится среди вотчин Чудова монастыря в Кремле.

Судя по документам, эти земли были переданы монастырю незадолго до описываемых событий. Село Холузьево по правилам того времени именовали сельцом, и его название, в отличие от сел, которые называли по прозвищам крестьян или особенностям местности, происходило от фамилии владельцев – семейства Ховриных. Существует версия, что первым владельцем Холузьева был Хозюк Владимирович Ховрин, живший во второй половине 16 века.

Об этом человеке известно, что он отправился в паломничество в Иерусалим и в дороге погиб от рук татар. Обычно имения, которые оставались без прямых наследников, становились собственностью государя. Затем их иногда сдавали во временное пользования царским служащим. Как бы там ни было, но поместье сохранилось и в годы правления Ивана Грозного, а второе название села произошло от фамилии его новых хозяев.

Среди нескольких дворянских родов с фамилиями Фуниковы. Вероятнее всего, что хозяевами села стали Фуниковы-Курцевы (Курчевы), ведущие историю от старинного боярского рода Ратши. Среди ближайших родственников Курчевых были и Пушкины, а одно из родовых имений Пушкиных находилось неподалеку от Холузьева. Н.А. Фуников был достаточно состоятельным человеком м входил в число доверенных лиц царя. Он водил дружбу с Басмановыми и князем Вяземским, но это сослужило ему плохую службу. В 1570 году вместе с ними Н.А. Фуников попал в опалу. Его приговорили к смертной казни, а все его имущество перешло в царскую казну.

Иван Грозный отличался жестоким и вспыльчивым нравом, и часто после совершенных жестокостей впадал в приступы раскаяния, дарил монастырям земли и вносил деньги, чтобы отмолились его грехи. Возможно именно так сельцо Холузьево-Фуниково стало собственностью Чудова монастыря. Но имя Иова Курцева, известного также как троицкий старец, который являлся крестным отцом царя и родственником Н.А. Фуникова, выскоблили из Никоновской летописи, и село, которое называли Фуниково-Курцево, упоминалось в дальнейшем только с одной фамилией.

В 17 веке, в период Великой смуты, Холузьево было разорено и превратилось в пустошь, которая продолжала оставаться среди владений Чудова монастыря до 1651 года. Затем пустошь передали вдове князя П.И. Волынского в обмен на ее имение - сельцо Путилково на 17 крестьянских дворов. В реальности дело обстояло так, что вдова подарила монастырю свое богатое село, а пустоши также остались у монастыря.

Через год, незадолго до своей кончины, Волынская в своем завещании просила игумена Чудова монастыря продать эти пустоши патриарху Никону, а деньги пустить на поминовение своей души и души своего мужа. Патриарх Никон эти владения передал Ново-Иерусалимскому монастырю, который в тогда возводили на Истре. Именно сюда в дальнейшем он хотел перенести патриаршую резиденцию. Но планы патриарха на возвышение церкви над государем не были успешны, его лишили сана и отправили ссылку. Но Ново-Иерусалимский монастырь, который получил в дар сотни сел процветал и без него. Холузьево-Фуниково вновь было восстановлено, но управлять такой далекой вотчиной монастырю оказалось не очень удобно, учитывая, что пахотной земли здесь было немного.

Учитывая все эти условия, в 1672 году деревню снова променяли на пустоши Дьяково и Плесцово, которые располагались рядом с монастырем, а новым хозяином Холузьево стал Ф.И. Шаховсккой. Деревня к нему перешла со всеми строениями, пашней, покосами и прочими угодьями, но без крестьян. Новый помещик поселил здесь своих крестьян, которые приехали из других его владений. После почти столетнего запустения село вновь ожило. В то время вдоль Дмитровской дороги располагались дворцовые земли, которые сдавались в аренду. Шаховский почти вдвое увеличил свои земли, приобретя также соседние пустоши Прудки, Хващевку, часть пустоши Зубриха.

После него владение унаследовали его сыновья, и при них его разделили на три части. Одна часть отошла сыну Андрею, который на границе Зубрихи и Прудков основал сельцо Андреевское. Две трети села Фуниково перешли Афанасию, а одна треть – Юрию. Население села в то время резко уменьшилось.

В 1709 году у Афанасия Федоровича был только двор вотчинников, на котором проживал скотник Степан Иванов и его дети. Часть Юрия Федоровича, которая после его смерти перешла племяннику Никите Андреевичу, состояла из двора вотчинников и дворового человека Костки Еремеева. Дальше дробление села продолжалось. А неизменным оставалась только часть, которую получил Андрей – сын Афанасия Федоровича. В последующие годы за право обладания Фуниково велись запутанные судебные тяжбы, в результате которых в 1768 году сельцом завладел князь Я.П. Шаховский. Человеком он бы умным, практичным и очень решительным. При нем раздробленные части имения снова соединились, но после его смерти вновь были разделены.

В 1782 году в Фуниково насчитывалось 9 крестьянских дворов, в которых проживало 76 человек. По правой стороне ручья Коровий враг стоял господский дом, а слева тянулись крестьянские избы. Также в деревне имелось три копаных пруда. Сада при господском доме не было, его роль выполняла большая березовая роща.

После того, как в 1791 году хозяином села стал генерал Б.Г. Шаховский, служивший при А.В. Суворове, крестьянский дворы были ликвидированы, а количество дворовых людей значительно возросло. Генерал планировал построить в Фуниково парадную усадьбу. Но этот грандиозный замысел не был воплощен в жизнь. За долги владельца имение продали в 1806 году. Усадьбу вместе с одной семьей дворовых приобрел князь И.М. Оболенский. А затем к Оболенским перешло и сельцо Андреевское. Именно сюда впоследствии был перенесен господский дом.

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне все равно должны были отрабатывать барщину 50 дней в год за подушный надел земли. После проведения реформы земли Фуниково были разделены между помещиком и жителями села. В результате раздела крестьяне не могли пользоваться выделенной им частью леса пока там не будут вырублены все деревья. Пахотной земли, которой было изначально мало, после раздела оказалось еще меньше. Дворовым людям не полагалось вообще ничего, поэтому они могли уходить, куда им заблагорассудится.

В 1868 году наследники Н П. Оболенского продали 113 десятин оставшейся земли почетному гражданину А.В. Астафьеву. Затем имение еще несколько раз меняло хозяев, самым заметным из которых был предприниматель А.Гаш, построивший здесь кирпичный завод.

После Октябрьской революции 1917 года благоприятное время наступило в период НЭПа, когда государство оказывало крестьянам помощь в организации кооперативов. Давало ссуды на покупку скота и рабочего инвентаря. Тогда главным источником дохода для крестьян Фуниково стало сельское хозяйство. В 1927 году на 18 дворов имелось 33 коровы и 18 лошадей. Население села увеличилось вдвое, теперь здесь проживало 100 человек.

В 30-е годы коллективизация нанесла разрушительный удар по сельскому хозяйству, но рост промышленности и курс на индустриализацию привел к росту предприятий. Начал работать старый завод Гаша, который теперь назывался Лианозовским кирпичным заводом, рядом с железнодорожной станцией Лианозово приступили к строительству вагоноремонтного завода и т.д.

К концу 30-х годов поселок, в котором поселились рабочие вагоноремонтного завода, начали застраивать 3-4 этажными домами из кирпича. Помимо жилых домов была построена школа, больница, Дворец культуры, который существует и сейчас (ДК Восход). Березовая роща. Некогда обрамлявшая господский двор, была переименована в парк культуры и отдыха. Площадь парка составила 15 гектаров.

Спустя несколько лет рядом появился жилой поселок летного состава ВВС, а вблизи деревни Фуниково построили госпиталь, который существует и в наши дни. После того, как на Дмитровское шоссе перевели Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения. При нем был образован совхоз с плодовыми садами, рыбными прудами. Которые сейчас тянутся вдоль улицы им. Софьи Ковалевской. Постепенно границы села сплетались с рабочим поселком, и в 1980-е годы село окончательно прекратило свое существование. На его месте выросли кварталы многоэтажек, а муниципальный округ назвали по имени Дмитровского шоссе, которое стало главной магистралью района.

Историческая справка:

1584-1585 г.г. – встречается первое документальное упоминание о сельце Хользьево (Фуниково)
1570 г. - Н.А. Фуников попал в опалу, его приговорили к смертной казни, а все его имущество перешло в царскую казну
16 в. – Фуниково было передано в вотчину Чудова монастыря
17 в. - в период Великой смуты, Холузьево было разорено и превратилось в пустошь
1651 г. – патриарх Никон передал сельцо Ново-Иерусалимскому монастырю 1672 г. - Холузьево стал Ф.И. Шаховсккой
1768 г. - сельцом завладел князь Я.П. Шаховский
1782 г. - в Фуниково насчитывалось 9 крестьянских дворов, в которых проживало 76 человек
1791 г. - хозяином села стал генерал Б.Г. Шаховский, служивший при А.В. Суворове
1868 г. - наследники Н П. Оболенского продали 113 десятин оставшейся земли почетному гражданину А.В. Астафьеву
Конец 30-х г.г. - поселок, в котором поселились рабочие вагоноремонтного завода, начали застраивать 3-4 этажными домами из кирпича
1980-е г.г. - село окончательно прекратило свое существование
5 июля 1995 г. – официальная дата образования Дмитровского района