Какой корень в слове другие. в русском языке. Как найти однокоренные слова

Морфемика - одна из сложнейших тем для ребенка. Правильно поделить слово на части сможет не каждый школьник. Тем не менее, умение правильно выделять части слова является необходимым условием для усвоения целого ряда правил русской орфографии.

Русский язык: что такое корень слова

Морфема - это значимая часть слова. Сначала при морфемном разборе выделяют основу и окончание. Основа - это неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая и указывающая на форму слова. Например, в слове «коровы» коров – это основа, а ы – это окончание. В основу слова входят следующие части слова (морфемы) – приставка, корень, окончание. Важной морфемой, обозначаемой при разборе слова дугой, является корень слова.

Что такое корень слова? Корень слова – это общая часть родственных слов. Какие слова называют однокоренными? В основе однокоренных слов лежит один корень, другие же морфемы отличаются. Например, высокий – высота, лист - листва, папа – папочка, сестра – сестринский.

Как найти однокоренные слова

  1. Существуют слова, имеющие одинаковые корни, но не являющиеся однокоренными. Так, в прилагательных "мирный" и "мировой" можно выделить корень -мир-, но слова не будут однокоренными, так как в первом случае прилагательное образовано от слова "мир" в значении «без войны», а во втором - в значении «то, что вокруг, вселенная». Лексические отличия слов не могут сделать слова однокоренными.
  2. Не следует смешивать однокоренные слова и формы одного слова. Например, слова «морковь» и «морковка» - это однокоренные слова, а «морковку» и «морковки» - это словоформы слова «морковка».
  3. Однокоренные слова необязательно принадлежат к одной части речи. Так, если «морковь» и «морковка» – существительные, то «бег» и «бежать» – существительное и глагол, а «весело» и «веселый» – наречие и прилагательное.
  4. Не забывайте, что кроме корня, в слове есть приставки и суффиксы. Если вы сможете их выделить, то найти однокоренные слова будет намного легче. Например, слово «подбородок». В нем можно выделить приставку под-, суффикс -ок и корень -бород-. Таким образом, теперь можно подобрать однокоренные слова: бородатый, борода, безбородый.
  5. Сложности могут возникнуть из-за исторических чередований согласных. Внешне корни отличаются, но смысл сохраняется. Дело в том, что раньше звучание русской речи отличалось от того, что можно услышать сегодня. Из-за исторических изменений в звуковом строе языка один и тот же корень в разных словах может звучать неодинаково.

Некоторые примеры:

  • к-ч": рук/а - руч"/к/а
  • к-ц-ч": л"ик/ - л"иц/о - л"ич"/н/ый
  • г-ж: ног/а - нож/к/а
  • г-ж-з: друг/ - друж/и/т" - друз"/йа
  • х-ш: ух/о- уш/и

Хотя конечные согласные в корнях отличаются, представленные пары слов являются однокоренными.

Что такое орфограмма корня

Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».

В первом случае нужно найти такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением. Например, в_дяной – вода, с_стра – сестринский, д_ловой – дело.

Во втором случае нужно найти такое слово, чтобы непроизносимая согласная была хорошо слышна. Например, чес_ный - честь, хрус_нуть - хруст.

Не только в этих случаях стоит помнить, что такое корень слова. Еще одно важное правило основывается на умении выделять корень.

Чередование гласных в корне

Из-за тех же исторических причин в некоторых однокоренных словах пишутся разные гласные. Например, в корнях с чередующимися гласными е-и (-бер- -бир-, -пер- - пир-, -мер- - мир-, -стел- -стил, -дер- -дир и др.) буква "и" пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: умирать – умереть, расстилать - расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

К чередующимся корням также относят:

лаг-лож, кас-кос, плав-плов, клан-клон, твар-твор, мак-мок, гар-гор, зар-зор, скач-скоч, равн-ровн, раст-рос-ращ.

Слова необходимо не только для правильного выполнения морфемного анализа, но и для грамотного написания большинства слов, т. к. часто необходимо знать верное написание конкретной морфемы.

Морфемика, ее предмет и цели

В русском языкознании существует раздел, посвященный изучению системы морфем и морфемной структуры слов и словоформ, называемый морфемикой. Основной задачей морфемики является изучение и классификация морфем, а также алгоритм членения слова на морфемы.

Морфема, являясь основной единицей морфемики, представляет собой наименьшую В то же время это минимальная единица языка, имеющая значение. Стоит отметить, что морфема имеет различия с единицами всех остальных языковых уровней. Так, от звука она отличается наличием значения, от слова — отсутствием грамматически оформленного наименования, от предложения — тем, что она не представляет собой коммуникативную единицу.

Корень слова

Каждое слово русского языка можно разбить на морфемы. Все морфемы делятся на корневые (собственно корень) и некорневые (приставка, суффикс, окончание). И если некорневые морфемы несут в себе грамматическое значение слова, то корень выражает значение лексическое. Например, в словах "подводный" и "водяной" корень "вод-" несет в себе значение «что-то, связанное с водой». Однако существуют слова, значение которых не заключено именно в корне или в другой морфеме. Например, слово "утренник" в значении детского праздника не выражает свое значение ни в одной из морфем.

Корень является основной частью слова, без которой оно не может существовать. Существует множество слов, которые могут употребляться без приставки, суффикса или окончания (лесник, стул, такси и т. п.), но без корня слово становится простым набором букв, не имеющим смысла. Исключение составляет единственное слово в русском языке, которое не имеет корня. Это слово "вынуть", которое состоит из приставки вы-, суффикса -ну и флексии -ть. Объяснить отсутствие корня в этом слове можно, изучив его этимологию. Дело в том, что в процессе развития языка данное слово изменило свой внешний облик, и вместо изначальной версии "вынять", где можно было выделить корень -н-, вошла в употребление форма "вынуть", где корень можно выделить только этимологически.

Все корни можно разделить на свободные и связанные. Первые могут употребляться как самостоятельно, так и в сочетании с различными флексиями (пожарный, подводный, бегать и т. п.). Вторые употребляются только в сочетании с флексиями (на-д-еть, о-д-еть, раз-д-еть и т. п.).

Корень слова также определяют как общую часть родственных слов. Но и здесь нужно запомнить, что существует достаточно много корней, которые могут встречаться только в одном слове. Например, "увы", "какаду", некоторые географические названия.

Однокоренные слова

Слова, имеющие в своем составе одинаковую часть (корень) и близкие по значению, называются однокоренными. Например: дождь, дождливый, дождевик; стрелять, выстрел, подстреленный.

Чтобы правильно выделить корень в слове, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов. Та часть слова, которая повторяется во всех однокоренных, и будет являться корнем. Однако существуют нюансы, которые стоит учитывать при подборе однокоренных слов.

Во-первых, не стоит путать однокоренные слова с родственными. Все однокоренные являются родственными, т. е. имеют в своем значении что-то общее, но не все родственные являются однокоренными. Это происходит из-за того, что некоторые слова в процессе своего развития утратили изначальный смысл. Например, слова "черный" и "чернила" являются родственными, но при этом имеют разные корни, хотя можно проследить этимологическую связь значений данных слов. В современном языке слово "чернила" в значении «паста, заправляемая в стержень для письма» утратило связь со значением "черный", т. к. чернила могут быть любого цвета. Поэтому, чтобы верно выделить корень в родственных словах, часто необходимо проследить их этимологию.

Во-вторых, при подборе однокоренных слов нельзя использовать формы одного слова. Так, слова "варить", "варка", "варочная" являются однокоренными. А слова "вареный", "вареного", "вареным" являются только формами одного слова.

В-третьих, нельзя забывать, что существуют омонимичные корни. Такие корни звучат и выглядят одинаково, но имеют разные значения. Например, корни в словах "водить" и "водный".

Сложные слова

Выделить корень в слове бывает трудно и тогда, когда оно содержит несколько корней. Такие слова называются сложными. Они образованы путем сложения двух или даже трех слов и сочетают в себе их значения. Чтобы правильно выделить корни в слове, которое является сложным, нужно верно определить его значение. Например, пешеход (ходит пешком), сталелитейный (лить сталь), бетономешалка (мешать бетон). Обычно для образования слов путем сложения используются соединительные гласные -о- (газ-о-провод) и -е- (нефт-е-провод).

Корни с чередованием

В русском языке существуют корни, допускающие несколько вариантов написания гласной или согласной буквы в корне в зависимости от формы слова. Такие корни называются корнями с чередованием. Выделить корень в слове в таких случаях поможет знание возможных вариантов чередований. Так, среди гласных это такие:

О/а (гореть — загар);

О/е/и (жечь — зажигать — ожог);

О/ы (и) (выть — воет, битый — бой);

О/ы/у (высох — высыхать — сухой);

О/нуль звука (сон — сны);

Е/нуль звука (день — дневной).

Правописание таких корней может зависеть от ударения, последующих букв, местоположения и лексического значения и определяется правилами.

Среди согласных выделяют следующие чередования:

Г/ж/з (друг — дружить — друзьями);

К/ч (руки — ручной);

Д/ж/жд (водитель — вожатый — сопровождение);

Х/ш (тихо — тише);

П/пл (слепой — ослепленный);

М/мл (кормит — кормление);

Б/бл (любить — влюблен);

В/вл (ловить — улавливать).

Орфограммы в корне слова

Орфограммой называют то место в слове, где возможно допустить ошибку. Такие места могут находиться в любой части слова, в том числе и в корне. Выделив орфограмму в корне слова, прежде всего нужно определить, проверяемая она или непроверяемая. Правописание непроверяемых орфограмм необходимо проверять по словарю и обязательно запоминать. Среди проверяемых орфограмм выделяют: безударные парных звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных. Чтобы выбрать верное написание, необходимо поставить букву, вызывающую сомнение, в сильную позицию. Такой позицией для гласной будет ударная (летать - летчик), а для согласной — перед гласной или сонорной (дуб — дубы, здравствуйте — здравие, зуб — зубная). Для быстрого и правильного подбора проверочных слов необходимо безошибочно выделять корень в однокоренных словах, которые и являются проверочными.

Таким образом, умение правильно выделять корень в слове - один из залогов грамотного письма. Помочь в формировании данного навыка, помимо заучивания правил, несомненно, может чтение. Ведь чем больше человек читает, тем богаче его словарный запас.

Его понятийное . Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют самостоятельного значения. Они только добавляют к основному значению дополнительные оттенки. Владеющий русским языком прекрасно поймет, что « » – это совсем не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же части тела животного, т.к. корень у этих слов общий.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).

Сложные слова

Один корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых , но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, « (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В результате изменений в языке некоторые корни « » , суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.

Приветствие.

« Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Почему сегодня у нас такой девиз?

А вы хотите стать сильнее?

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня, за щитом!

Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

Эта тема для нас новая?

Какую цель мы поставим перед собой?

Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник учит.ль учебный

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

Корень учения горек, а плод сладок.

Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Какое значение у слова корень в пословице?

Слово корень - многозначное: корень - подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

Что общего в значении этого слова?

Послушайте сказку про корень слова.

Что же растет от корня слова?

Как они называются?

Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

I группа - лес, лесок, лесной, лесник.

II группа - цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа - гриб, грибной, грибочек, грибник.

Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Работаем в рабочей тетради стр.41 упр.98

Учебник стр.75 упр. 132

В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке .