Методы здоровьесбережения в начальной школе. "здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Видео: точечный массаж

Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Исследования Института возрастной физиологии позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: (Слайд 2)

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Вследствие неграмотной организации учебного процесса была получена следующая статистика: с 2001 года у учащихся увеличилось число нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем; прибавились нарушения эндокринной системы, болезни органов пищеварения. (Слайд 3)

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество здоровых детей составляет не более 10 - 12 %.
Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют по 5 группам здоровья.
Это надо знать как учителю физкультуры, так и классному руководителю, который должен донести до всех учителей, преподающих в её классе, чтобы создать оптимальные условия для обучения учащихся с целью здоровьесбережения.
В нашей школе по данным медсестры за 2 года можно составить такую картину:

  1. Чаще всего наши учащиеся болеют и пропускают уроки из-за: ОРЗ + ОРВИ, головные боли напряжения, хронический гастродуоденит, бронхиальная астма, госпитализация по диагнозу, частые обследования.
  2. Распределение учащихся по группам здоровья. (Слайд 4)

По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». (Слайд 5)
Здоровьесберегающая технология- это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
- соответствие потребностей ребенка в знаниях и физиологическими возможностями.
учет леворукости и праворукости учащихся;
- учет способа познания мальчиков и девочек;
- учет двигательной активности, медлительности;
- учет способа восприятия информации;
- учет соотношения у учащихся интеллекта и креативности.

Для помощи в определении леворукости и праворукости, способа познания, способа восприятия надо подключать психолога или изучать самостоятельно литературу.
Нами была проведена работа по определению способа восприятия у учащихся и вот какая картина получилась. (Слайд 6)
Всем известно, что обучая аудиалов, надо больше внимания уделять устному объяснению, обучая визуалов – наглядности, а при обучении кинестетиков надо преподносить материал так, чтобы ученик воспринял его через эмоциональную сферу, прочувствовал тактильно. Поэтому считается, что научить кинестетика – это дело трудное. Как видите, объяснение нового материала должно быть так составлено, чтобы его восприняли все. Это мастерство педагога!

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся ему.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Стратегические цели ориентированы на длительный период. Это формирование системы знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения, развитие интеллекта, памяти, мышления...

Тактические цели ориентированы на короткий промежуток времени - урок, занятие. (Слайд 7)

Принципы здоровьесберегающих технологий : (Слайд 8)
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
- принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
- принцип комплексного сквозного подхода;
- принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.

Средства здоровьесберегающих образовательных технологий включают в себя: (Слайд 9)
- средства двигательной направленности (физические упражнения, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, танцевальные упражнения);
- оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия);
- гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня).
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья: здоровье физическое , здоровье психическое , здоровье социальное и здоровье нравственное . Наша цель заботиться о здоровье учащихся, не забывая из каких компонентов оно состоит!

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах нашей школы.

В нашей школе созданы необходимые условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности. Воздушно-тепловой режим, освещенность мест занятий, соблюдение размеров мебели соответствуют определенным требованиям. Для проведения спортивных занятий имеются: спортивный зал, спортивная площадка. Также организовано горячее питание. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы. Это проведение уроков физкультуры, проведение зарядки и физкультминуток на уроках, проведение Дней здоровья, а так же в этом году в расписание 1-2 классов введен новый предмет – ритмика . (Слайды 10,11)
Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Физминутки в начальных классах проходят весело и интересно, так как придумано нами и другими учителями презентаций с музыкальным сопровождением. (Слайд 12)
Введение в структуру уроков физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Эффективность усвоения знаний учащихся в тече­ние урока такова:
(Слайд 13)
5-25-я минута - 80%;
25-35-я минута - 60-40%;
35-40-я минута - 10%. (Слайд)
Практически все исследователи сходятся во мне­нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
В целях сохранения и поддержания здоровья учащихся многие учителя нашей школы закончили курсы по здоровьесбережению (Бородкина Галина Владимировна) и на своих уроках используют:
- оверболы для дыхательных упражнений (особенно важно для детей с ДЦП);
- Суджок массажеры; (Слайд14)
- офтальмотренажеры (Слайды 15 и 16)
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий.
«Минутка» с помощью плаката с изображением офтальмотренажера:
1 упр. Ведем глазками по красной линии, начинаем у стрелки и заканчиваем у стрелки.
2 упр. А теперь посмотрим на синюю линию. Ведем глазками по синей линии, по этому вытянутому кругу, начинаем от стрелки до стрелки.
3 упр. А сейчас посмотрите в центр круга, ведем глазами по зеленой линии, вправо от стрелки, а теперь влево.
4 упр. Ведем взглядом по желтой линии от центра вперед, затем(назад.)
- насадки для ручек, как для праворуких, так и для леворуких учеников,
- тренажёры для письма,
- дыхательные упражнения на уроке чтения,
- для преодоления трудностей при чтении используются упражнения для чтения (Слайд 17)
Все уроки проводятся в заранее проветренных кабинетах.
В кабинетах вся наглядность распределена по периметру кабинета , так как это предполагает двигательную активность на уроке.
На стульях размещены мягкие сидения , для ног – подставки . Учителя создают все условия для поддержания правильной посадки учащихся. (Слайд 18)
Чтобы ученики на переменах могли расслабиться, полежать или посидеть на мягком, поиграть лежа, приобретены маты . Данные нововведения появились после того, как в школу пришло большое количество детей с ДЦП и гиперактивных детей (Слайд 18) .
Необходимым условием эффективности использования здоровьесберегающих технологий в начальных классах является соблюдение режима дня. Поэтому с детьми и с родителями проводятся беседы по соблюдению режима дня, даются советы, как правильно распределять время и силы при выполнении домашнего задания, при заучивании стихотворений, как проводить время перед сном.
Особенное внимание мы уделяем гигиене, как в школе, так и дома. Проводятся беседы по профилактике заболеваний и половому воспитанию.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Особую актуальность в последнее время приобрела пропаганда здорового образа жизни. На неделях начальных классов проводим различные конференции по данному направлению, демонстрируем фильмы и обучающие мультфильмы. В этом году была проведена конференция – «Я расту - здоровым». Ещё одним из наших нововведением является турслёт. (Слайды 19 и 20)

Мы поделились с вами нашими наработками, которые применимы в каждой общеобразовательной школе. Что – то вы возможно примите к сведению, но и хотелось бы послушать вас.
Вывод.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения.

Школу, которая осуществляет свою деятельность по развивающему обучению, должна интересовать не только успеваемость, какой процент качества учащийся дает классу, всему учебному заведению, но и что чувствует ученик, о чем думает, как относится к себе и другим. Школа должна и пользовать такие средства для развития, которые не окажут негативного воздействия на здоровье детей. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводят мониторинг состояния здоровья первоклассников.

Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка. Задача учителя не только сохранить уровень физического и духовного здоровья, но укрепить его. Именно поэтому очень важно использовать в образовательной деятельности з доровьесберегающие технологии, так как они предусматривают системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся .

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов.

Во всех кабинетах начальной школы грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния. Почти во всех кабинетах высота парт регулируется в соответствии с ростом учащихся. Проведена цветовая маркировка мебели.

В классах соблюдается воздушно-тепловой режим.

Все учителя начальных классов следят за освещением и своевременно подают заявки на замену ламп.

Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся всей начальной школы обязательно моют руки. В каждом классе с помощью родителей собрана аптечка первой медицинской помощи.

Большое значение имеет организация урока .

Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

Технологии оптимальной организации учебного процесса предполагают:

соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований.

Использование "ступенчатого" режима обучения. В первом полугодии в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, 4- в нестандартной форме: урок-экскурсия, игра, театрализация, викторина, соревнование; в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45минут каждый. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Объем домашних заданий во 2-4 классах (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4классе - 2 часа.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности каждый учитель старался составить расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными учебными днями.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.

Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. создает благоприятный психологический климат на уроке , который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Урок – должен быть зоной психологического комфорта. С этой целью в начале урока можно использовать методы эмоциональной зарядки: упражнение «Комплименты», игры «Подарок», «Вам сообщение» и др.

Число видов учебной деятельности , используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. должно быть 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.

Число использованных учителем видов преподавания : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок.

Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.

В течение учебного года не менее трёх раз необходимо менять расположение посадочных мест для каждого ученика. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.
Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому рациональная организация учебной деятельности, проведение физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению здоровья.

Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.

Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:

Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если нет – встать. Все физминутки можно разделить на такие группы:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

у пражнения для кистей рук ;

г имнастика для глаз;

у пражнения для мобилизации внимания;

упражнения, корректирующие осанку;

дыхательная гимнастика.

В соответствии с требованиями ФГОС, в учебный план введен третий час физической культуры, кабинеты начальной школы оснащены современным оборудованием: интерактивной доской и мультимедийным проектором.

Возможности мультимедийного проектора и интерактивной доски поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.

Использование технологии личностно-ориентированного обучения, в том числе технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

Использование игровых технологий, особенно в начальной школе, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Учителя начальной школы используют интерактивные формы обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая. Интерактивные игры: «Карусель», «Ручеёк», «Школа разведки». Работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой, обеспечивает психологический комфорт.

В систему работы начальной школы включены внеклассные мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Среди них можно выделить классные часы:

«Если хочешь быть здоров, закаляйся»,«Как сохранить зрение», «Полезные и вредные привычки»,«Режиму дня – мы друзья»,«Профилактика простудных заболеваний», «Где прячутся витамины»,«Личная гигиена» и др.;

Внеурочная деятельность.

Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.

Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.

Работа внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное.

Мной была разработана программа кружковой деятельности «Здоровейка» Цель программы – воспитание у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности, отбор, апробация и систематизация активных форм во внеурочной деятельности, направленных на сохранение здоровья.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Видео-уроки

Спортивно-оздоровительные занятия

Игровые программы

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии:

Наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья в дошкольном и школьном возрасте;

Уровень физической подготовленности;

Нервно – психическое развитие ребенка;

Уровень функционирования основных систем организма;

Степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;

Адаптация к меняющимся внешним условиям;

Улучшение состояния здоровья.

В физическом плане – умеет преодолевать усталость;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,

любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться

Педагоги, без участия врача, самостоятельно могут определить незначительные отклонения в состоянии здоровья ребенка. Если у него имеется хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, то такого ребенка можно отнести к группе ослабленных.

1 – заболеваемость. Часто болеет (в течение года 4 и более заболеваний).

2 – зрение. Быстро утомляется зрение. При письме или чтении ребенок низко

наклоняется над книгой (тетрадью), наклоняет голову влево (вправо),

старается смотреть одним глазом, часто трет глаза, прищуривается, плохо

видит написанное на доске.

3 – осанка. Привычка стоять (сидеть), наклонившись влево (вправо), стоять и

ходить на полусогнутых ногах. При длительном стоянии старается

опереться о какую-нибудь опору, часто наклоняется вперед. Плечи

опущены вперед, спина горбится.

4 – стопы. При длительной ходьбе или стоянии жалуется на боль в ногах,

иногда в спине, пояснице. Во время игры часто останавливается,

старается сесть, долго не может стоять. При беге и прыжках

неестественно раскачивается, «косолапит».

5 – двигательная подготовленность. После выполнения даже самой легкой

работы в течение 3 – 5 минут устает, резко снижает скорость движения,

при беге переходит на шаг, во время подвижных игр устраняется от игры

и отходит в сторону.

6 – эмоциональность (повышенная или пониженная). Часто и без видимой

причины раздражается. Внезапно возникает беспричинный смех или

слезы, не может «усидеть на месте» или, наоборот, впадает «в спячку» и

подолгу сидит на одном месте, устремив глаза в одну точку.

7 – отклонения в длине (росте) или весе тела.

Знание выявленных критериев позволяет установить не только состояние здоровья детей, но и установить зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем физического здоровья.

Общая система здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя:

Формирование основ культуры здоровья;

Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса;

Оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.

Для эффектного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни важную роль имеет повышение педагогического мастерства самого учителя. Через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.

Если педагог своим собственным примером будет демонстрировать здоровый образ жизни и научит детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы во всех смыслах этого слова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Д
ивинская средняя общеобразовательная школа д.89, д. Плоское Починковского района Смоленской области

Учитель начальных классов

Егоренкова Наталья Николаевна

« Забота о здоровье ребёнка - это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А. Сухомлинский

Жизнь в ХХ I веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

А что происходит в школе сегодня? По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5-2 раза. Исследования психического здоровья учащихся показывают, что в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья, но уже к концу 1-го класса их число увеличивается до 60-70 %. Это свидетельствует о том, что школа является зоной риска.

Таким образом, проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – физическое состояние ребенка или обучение». Такая озабоченность вполне понятна. Так по данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровыми лишь являются 10 – 12% детей. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии.

Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников- взрослых и детей. Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся.

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяет отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Состояние здоровья школьников требует внимания со стороны учителей. Главной целью моей работы является укрепление здоровья младших школьников и формирование сознательного к нему отношения. Для достижения данной цели я определяю следующие задачи :

    Развитие представления детей о здоровье и средствах его укрепления;

    Формирование понятия о функционировании организма;

    Воспитание мотивации здорового образа жизни, воспитание понимания того, что здоровье- великий дар, который надо ценить и сохранять, а не бездумно растрачивать;

    Изучение правил заботы об организме, освоение навыков личной гигиены, соблюдения режима дня и т. д. воспитание потребности самостоятельно заботиться о своем здоровье;

    Приобщение детей и их родителей к практическому опыту здорового образа жизни;

    Знакомство детей с традиционными духовно- нравственными ценностями России;

    Воспитание в детях лучших человеческих качеств: доброты, чуткости, доброжелательности, сострадания, верности, целомудрия, храбрости, любви к Отчизне;

    Формирование социальных навыков поведения, воспитание культуры поведения;

    Создание благоприятных условий для физического и психического развития детей.

В моей педагогической практике накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

    выявляю и учитываю показатели здоровья учащихся;

    применяю здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данной школы (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности, смена динамических поз);

    провожу внеклассные мероприятия, направленные на мотивацию ЗОЖ;

    соблюдаю принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В свои уроки включаю элементы технологии доктора медицинских наук, руководителя лаборатории физиологоздравоохранительных проблем обучения, В.Ф. Базарного.

Технология В.Ф.Базарного включает в себя основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

В своей работе я использую:

1) Физкультминутки для глаз, которые способствуют расширению зрительно- двигательной активности и проводятся с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

Ориентиры, используемые на уроках:

    Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами .

Специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий можно использовать для периодической активизации чувства зрительной, координации. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток.

    Бумажные офтальмотренажёры:

- Пирамидки

Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

- Тарелки с разноцветными кружками

Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

- Коврик

Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д

С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой –вызывает мрачные мысли;

красный – возбуждает, раздражает;

голубой - ухудшает настроение;

зелёный– улучшает настроение, успокаивает;

жёлтый– тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

    Специальный тренаж , расположенный на стене класса.

2 ) Смена поз

В практике учитель обычно планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты (работа мышц), как правило, остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз.

    «Весёлые человечки».

На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Дети повторяют движения человечка

3) Динамические физкультминутки стимулирует учебную деятельность детей, развивает фантазию, воображение, память, пластику движений, снимает зажатость. Физкультминутка - важное средство самовыражения: учитель лучше может узнать своих учеников, их организаторские, творческие способности, физические возможности, благодаря чему устанавливается более тесный контакт между ребенком и педагогом, между детьми в ученическом коллективе. Физкультминутка - лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Провожу их в игровой, стихотворной форме. Стихотворная форма благодатно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи.

4) Утренняя гимнастика проходит каждый день перед первым уроком. Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника, что очень важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Занятия гимнастикой до уроков оказывают благоприятное воздействие на организм,

    Электронная зарядка

Под веселую песенку вместе со сказочными героями ребята выполняют комплекс упражнений, направленный на снятие мышечной усталости и эмоционального напряжения, получают заряд хорошего настроения.

    Дифференцированная зарядка Изучив данные о заболеваемости класса, провожу дифференцированную зарядку. Каждый ребёнок в течение 3 – 4 минут выполняет под музыку свой комплекс упражнений.

Комплексы упражнений: для детей с избыточным весом, для улучшения осанки, для профилактики плоскостопия.

5) Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств, в значительной степени, обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Поэтому на уроках русского языка подбираю тексты, предложения о здоровье, о здоровом образе жизни. Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе, записать ее.

На уроках окружающего мира и Азбуке Смоленского края не только изучаем лекарственные растения, но и узнаем их пользу для организма человека.

На уроках литературного чтения не просто читаем , а обсуждаем прочитанное с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети читают различные произведения, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении .

На уроках математики решаем различные задачки с данными по анатомии, правильном питании.

В своей работе, при организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики я использую следующие рациональные факторы урока:

    Планирую урок таким образом, чтобы плотность урока была не менее 60% и не более 75-80 %.

    средняя продолжительность одного вида деятельности не более 10 минут, рационально использовать от 4 до 5 видов учебной деятельности; частота чередования видов деятельности не позднее через 7 – 10 минут.

    Отсутствие однообразных методов обучения. Еще Выготский сказал: «Лень и утомление ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранного метода работы с данным ребенком».

    Рациональное применение технических средств обучения (уместность, целесообразность, соблюдение требований гигиены зрения).

    Стараюсь создавать доброжелательный психологический климат. Преобладание положительных эмоций.

    Наличие эмоциональных разрядок на уроке (количество 2 – 3). Это не только физминутки и гимнастика для глаз, но и эмоциональная разрядка, уместные шутки.

    Осуществление опоры на ранее полученные знания. То есть изучение любого нового материала начинаю с определения границы между известным и неизвестным (что мы знаем, что мы не знаем, что должны узнать, каким образом это сделать).

    Активизация мыслительной деятельности.

    Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье. Здесь необходимо сказать, что ничто так не помогает ребенку учиться, как рациональный режим дня, четкие инструкции и алгоритмы для самостоятельной деятельности. Считаю важны научить детей приемам самоорганизации, рациональному выполнению домашних заданий. Для этого мной используются разнообразные памятки «Секреты успешной учебы».

Здоровый образ жизни должен находить ежедневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием, поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе. Значительную часть времени ребенок младшего школьного возраста проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представления о жизни. Для формирования здорового образа жизни необходимо соблюдение нескольких условий. Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремление придти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Второе условие успешности формирования здорового образа жизни тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться советоваться. Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.

Для того чтобы упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников я организовала свою работу по следующим направлениям:

    формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);

    организация родительских собраний по тематике «Здоровый ребенок – здоровое общество»;

    проведение совместных внеклассных меропрятий родителей и обучающихся;

    индивидуальные беседы и консультации.

В ходе работы появилась своя методическая копилка, состоящая из следующих разделов:

Работа с детьми (физкультминутки, классные часы, праздники, викторины, игры, утренники, беседы, устные журналы);

Работа с родителями (классные собрания, совместные мероприятия родителей и детей).

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Внеклассное мероприятие

«Семья и спорт против наркотиков»

Цель:

Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости семьи.

Обеспечение эффективного взаимодействия семьи и школы.

Задачи:

    Активизация физкультурной и спортивно-массовой работы среди учащихся.

    Воспитание ценностей в семейных отношениях, формирование личностных качеств (любовь, взаимовыручка, дружба, сплочённость).

    Способствовать формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья;

    Развитие творческого и физического потенциала обучающихся;

    Развитие спортивных и двигательных навыков у детей.

    Повышение роли семьи в воспитательном процессе

СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

Соревнования проводятся 9 декабря 2011 г. в спортивном зале МБОУ Дивинская СОШ. Форма одежды и обуви - спортивная.

УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ:

В соревнованиях участвуют семейные команды (мама, папа, ребенок). Остальные учащиеся и родители - болельщики.

Болельщики готовят:

Плакаты, лозунги и другой инвентарь для поддержки команд.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Победитель определяется по наименьшей сумме мест, занятых в ходе соревнований.

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ:

Команды награждаются грамотами

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Здравствуйте, дорогие ребята, болельщики и гости!! Сегодня мы проводим соревнование-конкурс «Семья и спорт против наркотиков». Во все времена человек стремился к здоровому образу жизни, желал познать пределы своих возможностей, не боясь бросить вызов судьбе. И часто выходил победителем. А спорт это и есть: ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, РИСК, ПОИСК, ПОБЕДА. Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым – на два. Массовость спорта – залог трудовых побед семьи, хорошего настроения и отличного здоровья. Сегодня мы вместе, чтобы получить заряд бодрости и поболеть за те дружные семьи, которые рискнули принять участие в конкурсах.

Чтец 1-й:

Посмотрите - ка, у нас

Здесь собрался 1 класс

Ну а рядом – папы, мамы.

Чтец 2-й:

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

Чтец 1-й:

Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться,

Силу, ловкость показать

И сноровку доказать.

Чтец 2 –й

Этой встречи мы все рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

Чтец 1.

А сейчас дорогие наши гости - болельщики и участники соревнований! Позвольте Вам представить многоуважаемое жюри (Ф. И. О. ……, Ф,И. О……).

Чтец 2

Мы попросили их принять участие в нашем празднике в качестве главных спортивных судей и приглашаем их занять место за судейским столиком.

Чтец 2

А ну-ка, папы, мамы подтянитесь,

С детьми своими за победу поборитесь!

Итак, на старт я призываю всех!

Пусть вам сопутствует удача и успех!»

Ведущий. Команды, на старт!

Звучат позывные парада (Команды готовы к параду).

Под музыку марша И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята» участники конкурса входят в зал. Участники – семейные команды, возглавляемые капитанами – самыми молодыми членами семей. Выстраиваются в одну колонну.

Ведущий. Итак, команды готовы, и мы начинаем соревнования! Наш конкурс начинается. В нем принимают участие … семейных команд.

На нашем празднике присутствуют участники локальных воин. Их стойкости и выдержке позавидует любой! Не всякий выдержит перегрузки традиционного мужского троеборья: футбол, кино и домино. Но они не сдаются. Вот они все перед нами - слегка бодрые, местами подтянутые, кое-где собранные, но не побеждённые, и даже в чём-то непобедимые, а в чём именно - мы узнаем позже. А сейчас мы приветствуем наших смелых, отзывчивых мужчин, всегда готовых откликнуться на зов женщины, совести, Отечества и пожелать им в дальнейшем сохранять такую же боевую готовность к участию в школьных делах, которые только выигрывают от их участия!

А вот и мамы! Они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки в женском троеборье: плита, бег по магазинам, стирка. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам в соревнованиях. Потому что известно, что семья держится на 3-х китах - Женщина, Женщина и ещё раз Женщина!

И, наконец, дети – капитаны команд! Это они ещё с пелёнок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружную команду, ставя перед ней все новые задачи, постоянно повышая нагрузку. Но не зря говорят: тяжело в учении - легко в бою.

Мы от души приветствуем и поздравляем всех, кто сегодня вышел на старт. Успехов нашим командам и побед!

А сейчас настал торжественный момент. Всем участникам приготовиться к клятве спортсменов!

Клятва.

Торжественно клянемся участвовать в этих состязаниях соблюдать правила, по которым они проходят и уважать соперников.

Дети. Клянемся!

Клянемся бежать только в указанном направлении – шаг вправо, шаг влево считается попыткой к бегству.

Дети. Клянемся!

Клянемся передвигаться только на тех конечностях на которых разрешают правила.

Дети. Клянемся!

Клянемся соблюдать Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее!». Что значит: быстрее ветра не бежать, выше крыши не прыгать, сильнее соперника судью не бить.

Дети. Клянемся!

Клянемся подножки сопернику не подставлять, упавших не добивать;

Дети. Клянемся!

Клянемся соревноваться в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своей семьи;

Дети. Клянемся!

Клянемся не подраться из-за первого места, но победить любой ценой.

Дети. Клянемся!

Чтец 1

Наступило время спортивных состязаний.

Кто быстрее преодолеет все препятствия мы узнаем прямо сейчас. Команды готовятся на старт!

Ведущий: 1-й КОНКУРС «Гирлянда победителя»

Надуть воздушный шар, добежать до отметки и привязать мяч к обручу. Время 3 минуты.

Чтец 2

Древние греки утверждают: “Хочешь быть сильным – бегай!

Хочешь быть умным – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай! ”

Ведущий: 2 - й КОНКУРС «Бег с шарами».

Первый участник (ребенок) обегает стойку (15м от старта),открепляет воздушный шр, возвращается к своей команде, которая стоит за линией старта в колонне по одному, передает шар следующему участнику – маме, мама – передает папе. Папа финиширует – эстафета окончена.

Чтец 1

С эстафетой справились отлично.

Быстро бегать – это всем привычно.

Чтец 2

А теперь попрыгаем, друзья,

Узнаем кто у нас самая прыгающая семья.

Ведущий. 3 - й КОНКУРС «КТО ДАЛЬШЕ ПРЫГНЕТ»

По очереди, сначала ребенок, затем мама и последний - папа, выполняют прыжок в длину с места. Место приземления отмечается мелом по пяткам. Это место является местом начала прыжка следующего участника команды.

Чтец 1

Когда идешь на штурм ты эстафеты,

Победа нам не очень – то видна.

Чтец 2

Но все равно дойдем мы до победы,

Ни пуха, вам, команды, ни пера!

Ведущий. 4 - й КОНКУРС «Один за всех и все за одного» (переправа в обручах - Папа + мама + один ребёнок)

В обруче в руках на уровне пояса первыми бегут папы, оббегают стоечку, возвращаются назад. Берут с собой в обруч маму и выполняют это же задание с мамой. Затем к ним в обруч встаёт ребёнок, и то же самое они выполняют втроём.

Ведущий. 5 - й КОНКУРС семейная эстафета «Папаммамабиль»

Папа бежит спиной вперед - обегает стойку, возвращается бегом, берет за руку маму - бегут вдвоем, обегают стойку, возвращаются, сажают ребенка между собой на сцепленные руки и бегом несут до стойки и обратно

Чтец 1

Ну, а следующая игра

Требует от игрока

Ловкости, уменья

Большого вдохновенья.

Чтец 2

Стремление к победе

И веселый смех

Помогут вам

И гарантируют успех.

Ведущий. 5 - й КОНКУРС «Виртуозы».

У каждой команды (папы, мамы и ребенка) к поясу на нитке привязан воздушный шарик. Нужно раздавить шарики своих соперников, но при этом, сохранить свои. (время на эстафету – 3 минуты). Выигрывает команда, у которой осталось больше шариков.

Ведущий. 6 - й КОНКУРС «Колодец».

Каждый участник команды с помощью гимнастической палки загоняет воздушный шар в ведро, которое стоит в конце зала. Затем вытаскивает шар из ведра руками и бежит к команде. Шар не должен касаться пола.

Чтец 1

Видим мы со стороны

Команды в технике равны.

Чтец 2

Взглянуть хотим мы побыстрей

Чьи капитаны пошустрей.

Ведущий. 7 - й КОНКУРС КАПИТАНОВ Я вижу, капитаны готовы к конкурсу. Объявляю его условия.

Капитаны передвигаются «крабиком» до отметки (обозначенной в 10 м. от старта), бегом возвращаются к исходной позиции. Побеждает команда, прибежавшая первой.

Ведущий 8 конкурс «Бег в брюках»

Капитан команды – папа бежит до установленной черты (12-15 м), берет брюки, возвращается к своей команде. Он просовывает одну ногу в штанину, а в другую штанину – мама. Теперь бегут вдвоем в одних брюках до черты. Папа остается, а мама возвращается за сыном. С сыном в одних брюках добегают до черты снимают брюки и, взявшись за руки, все вместе возвращаются на свое место.

Ведущий. 9 - й КОНКУРС «Заключительная эстафета»

Капитан, добегая до указанного места, где лежат слова, берет одно слово, бежит к семье, папа бежит за вторым словом, мама - за третьим и т.д. Когда все слова будут на месте нужно выложить предложение: « Папа, мама, я, спорт против наркотиков». Выигрывает та команда, которая первая составит предложение и капитан поднимет руку.

Чтец 1

Последний вид соревнований,

Мы завершили и сейчас

Чтец 2

Итог всех наших состязаний,

Пусть судьи доведут до нас.

Ведущий: Для подведения итогов слово предоставляется жюри Наши соревнования подошли к концу, но думаю, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения.

Ведущий: Наши соревнования подошли к концу, но думаю, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения.

Чтец 1

Всем спасибо за внимание,

За задор, за звонки смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивающий успех.

Чтец 2

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья,

До счастливых, новых встреч».

Вперёд, за здоровым образом жизни!

Комплексы упражнений

Физические упражнения для детей с избыточным весом

1. И.п. – руки в стороны. Наклон назад и два пружинящих движения в наклоне. Затем расслабленный наклон вперед (голова и туловище тяжело склоняются к земле), рывком отвести руки назад.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. Наклон вперед и 4 пружинящих движения в наклоне. Затем глубокий наклон вперед, расслабленные руки вперед скрестно.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на голове. Наклон вправо, пружинящие движения в наклоне, выпрямиться.

То же – влево.

4. И.п. – стоя на левом колене, правую ногу отвести в сторону (коленом вверх, пяткой внутрь). Расслабленно поднять руки и сцепить кисти (ладонями кверху). Наклон вправо, пружинящие движения в наклоне. Вернуться в и.п.

То же – в другую сторону.

5. И.п. – руки на пояс. 8 мелкими шажками на носках выполнить поворот кругом. Чередовать повороты направо и налево.

6. Ходьба с плавным переходом в бег на месте или с продвижением вперед, затем опять плавно перейти на ходьбу.

Профилактика плоскостопия. Комплекс упражнений

Исходное положение - стоя.

1. Приподниматься на носочках.

2. Стоя на носочках перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.

3. Встать на ребра внешней стороны стоп, постоять в таком положении не меньше 30-40 секунд.

4. Поворот туловища влево–вправо с поворотом соответствующей стопы на наружный край.

5. Приседать, не отрывая пяток от пола.

6. Ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, ходьба с поджатыми пальцами, с поднятыми пальцами

Комплекс упражнений при нарушении осанки и сколиозе у детей

1. И. п. - основное положение. Поднимание прямых рук вверх - вдох, опускание - выдох (3–4 раза). Темп медленный.

2. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).

3. И. п. - основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох (3–4 раза).

4. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Правая рука вверху, левая внизу. Согните руки в локтях и постарайтесь соединить пальцы обеих рук за спиной в «замок». Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, меняя положение рук 6- 8 раз с каждой рукой.

5. Стать спиной к стене на расстоянии шага, опереться о нее лопатками и руками, согнутыми за головой. На раз-два-три-четыре, делая вдох, прогнуться вперед. На пять-шесть-семь-восемь сделать выдох и вернуться в исходное положение. Упражнение выполнять медленно шесть-восемь раз.


Литература:

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

Интернет-сайты:

:// www . google . ru / = rambler + ru

2. Егоренкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

CОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Задачи здоровьесбережения в начальной школе:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного системного использования средств физического воспитания, оптимизации двигательной активности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развития творческого потенциала. Причинами ухудшения здоровья школьников, помимо трудностей социальноэкономического характера и ухудшения экологии, являются:

1. Снижение их физической активности. Так, гиподинамия отмечается уже в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. В школе преобладают так называемые «сидячие» занятия – мало предметов, связанных со сменой организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры). Дети с недостаточной физической активностью имеют 100%-ную заболеваемость.

2. Стрессовая педагогическая тактика. Например, возникновение различных видов стрессов детей в условиях школьного обучения связаны с трудностями адаптации ребёнка в школе.

3. Чрезмерная интенсивность образовательного процесса. В последние годы прослеживается зависимость между уровнем школы и здоровьем школьника. Так, чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей), тем больше возникает проблем со здоровьем. В программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни четко обозначены приоритетные задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению .

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ, научить применять эти знания в повседневной жизни. Отметим, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Укажем элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе. Это пальчиковая гимнастика, релаксация, смена видов деятельности, физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, точечный массаж, гимнастика для глаз. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на принцип природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов [Смирнов, с. 35]. Обратимся к этим принципам здоровьесбережения:

1. «Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся» – это должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

2. «Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся» – это определенный объем учебной нагрузки и сложность материала, которые должны соответствовать возрасту учащихся. 3. Как известно, «успех порождает успех». В поступках и действиях выделяют сначала положительное, а только потом отмечаются имеющиеся недостатки. Всё это достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Правильно выбранная работа приводит к предотвращению усталости и утомляемости и повышению мотивации к учебной деятельности. Рассмотрим пальчиковую гимнастику как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры могут помочь учителю подготовить руку к письму, развивать внимание и терпение, стимулировать фантазию, активизировать работу мозга, научиться управлять своим телом. Далее рассмотрим зрительную гимнастику как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения. Зрительная гимнастика помогает снимать физическую и психоэмоциональную напряжённость, тренировать вестибулярный аппарат, развивать зрительную координацию, укреплять глазные мышцы, развивать зоркость и внимательность, а также улучшать зрение. Большой популярностью пользуется и точечный массаж для детей. Точечный массаж – это лечение и профилактика заболеваний через давление на определённые точки тела. С точки зрения официальной медицины такой массаж является разновидностью рефлексотерапии. Точечный массаж помогает учителю: проводить профилактику простудных заболеваний, закаливать детей, учить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения и обучать навыкам проведения точечного массажа. Самым распространенным элементом среди здоровьесберегающих технологий в начальной школе являются физкультурные минутки. Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Физ. минутки помогают снять усталость, напряжение, ослабить утомление учащихся на уроке, проводить профилактику нарушения осанки, поддерживать работоспособность, а также активное внимание. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Самым популярным примером релаксации, которым активно пользуются педагоги на начальном этапе обучения является зарядка с использованием движения и небольших песенок. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение [Коваленко, с. 43]. Релаксация на уроках помогает снять стресс, расслабить мышцы, снять усталость, а также хорошо восстанавливает работоспособность. Рассмотрим дыхательную гимнастику как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Дыхательная гимнастика – это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, уменьшает заболевания дыхательной системы, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус и оздоровляет нервно-психическое состояние. Таким образом, образовательные технологии включают в себя педагогику сотрудничества, личностно-ориентированную технологию уровневой дифференциации обучения, технологию развивающего обучения, технологию раскрепощённого развития детей. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей, то есть дети ищут задание глазами, а потом берут это задание и выполняют. Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражающим настоящую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее.

Литература

1. http://old.mon.gov.ru/

2. Коваленко В.И. Школа физкультминуток. – М: Вако, 2011.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: Аркти, 2006.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Аннотация

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.

Что должен сделать учитель для сохранения здоровья детей?

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через : проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями. «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне .

Сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.

Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.

Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Хороший эффект дают задания на расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся), формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления - важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Чтобы эффективнее реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности, применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам: “Формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии. Спортивные мероприятия. Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты : проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Использованная литература

1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 г.

3. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.