Мотив цель методы и средства действия. Основные формы деятельности человека. Факторы, определяющие уровень мотивации

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

У профессий, представители которых влияют на судьбу, духовный мир и положение человека в обществе (журналистика из их числа), есть обязательный спутник — моральный выбор. Но в нашей истории возможность свободного выбора выпадала на долю журналиста не часто. Если в Англии, Франции, Северной Америке уже в конце XVII века была отвергнута авторитарная модель журналистики, то у нас в то же самое время пресса начиналась, напротив, с тогдашних министерств — государевых монастырского и посольского приказов. Ну, а в советские годы сами СМИ были частью административно-командной системы. Не сложилось, увы, в нашей стране солидной традиции свободной прессы.

Для написания определенного материала у журналиста возникают мотивы , которые побуждают в нем стремление к творческому акту. Мотивационная сфера журналиста разветвлена и многообразна. Во множестве мотивов, которые у него формируются, отражаются потребности, свойственные тем общностям, в которые включен журналист. На самом деле материальные и духовные потребности социальной общности преобразуются сознанием индивида в идеи, цели, мотивы, которые и побуждают человека к действию. Мотив - это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, заинтересованность в его совершении. Профессиональная деятельность приобретает личностный смысл благодаря 2 основным мотивам: нравственному - способному остро чувствовать чужую боль и радость, и творческому - желание проявить в материале индивидуальность.

В силу того, что любое творчество представляет собой процесс, в ходе которого человек, достигая определенные цели , реализует себя, журналистика выступает для журналиста не только инструментом воздействия на реальную действительность, но и способом существования как личности. Не следует принижать значение самомотивации.

Мотив - осознанное личное побуждение. У журналиста оно превращается в цель публикации, которая становится способом реализации мотив. Вопрос «Зачем, во имя чего я пишу?», отвечая на который, журналист осознает мотивы своей деятельности, сливается с другим «Что намерен сказать читателю?». В нем формируется цель и прогнозируется модель будущей публикации. Таким образом, мотивы и цели труда журналиста сливаются друг с другом.

Борьба мотивов не обязательно сводится к «нравственному»-«безнравственному». Между ними множество оттенков. В этом сложность нравственного выбора. Приходится взвешивать все «за» и «против». Любая мотивация заключает в себе момент самооправдания, и потому нравственные доводы могут служить для оправдания безнравственных поступков.

Если рассматривать публикацию как поступок со стороны журналиста, то ее нравственная оценка окажется невозможной без учета мотивов автора. Для достижения цели (для журналиста это написание произведения) журналист использует определенные средства, которые считает приемлемыми в данной ситуации.

Таким образом процесс журналистского творчества можно разделить на несколько стадий: мотив (побуждение) к написанию материала - определение целей (для чего?) и средств (каким образом) - написание материала (результат).

Деятельность человека имеет следующие компоненты: мотив, цель, предмет, действия и операции, средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными. Духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов и т.д. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качествецели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные

виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом учебной деятельности являются знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Действием называют акт, часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов, разработку продукта. Выделяют действия предметные, умственные, сенсорные.



Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Психологически полная структура деятельности всегда включает в себя:

1. Мотивационно-ориентировочный компонент, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности.

2. Исполнительный (операционный) компонент, где человек осуществляет действия с помощью различных операций.

3. Контрольно-оценочный компонент, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В основе мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Задачи деятельности – цель, сориентированная на конкретные условия. По отношению к одной и той же цели может быть поставлено несколько конкретизирующих ее задач.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком задачу. Например, действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.


| 2 | | |

МОТИВАЦИЯ

У психологической теории деятельности есть операционально – техническая сторона: деятельность – действие – операцияи есть сторона мотивационная: мотив – цель – задача.

Каждая отдельная деятельность побуждается мотивом . Мотив - предмет потребности, то, ради чего осуществляется та или иная деятельность. Предмет деятельности может быть как вещественным и данным в восприятии, так и идеальным. Нас окружает огромное множество объектов, и часто в нашем сознании присутствует множество идей. Объект становится мотивом, когда он отвечает нашей потребности. Процесс встречи потребности с предметом получил название опредмечивания потребности. Потребность предмет мотив .

Побуждаемый тем или иным мотивом к деятельности, субъект ставит перед собой определенные цели, т.е. сознательно планирует своими действиями достичь какого-либо желаемого им результата. Цель - это образ желаемого, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения деятельности; постановка цели означает активное начало в субъекте: человек не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение. Действия диктуются логикой социальной и предметной среды, то есть в своих действиях человек должен учитывать свойства предметов, на которые он воздействует.

При этом достижение цели всегда происходит в конкретных условиях , которые могут меняться в зависимости от обстоятельств; цель в конкретных условиях называется задачей . Операция – способ выполнения действий.Под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства (в нашем примере - наличие или отсутствие калькулятора), так и возможности, внутренние средства самого действующего субъекта (кто-то прекрасно считает в уме, а для кого-то необходимо осуществить это на бумаге). Операции мало или совсем не осознаются, этим они принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Например, когда вы записываете лекцию, то совершаете действие: вы стараетесь понять смысл высказываний преподавателя и зафиксировать это на бумаге. В процессе этого действия вы выполняете операции. Так, написание любого слова состоит из определенных операций: например, чтобы написать букву «а» нужно выполнить овал и крючок, вы это делаете автоматически. Но например, для первоклассника написание буквы «а» есть действие, так как перед ним стоит цель овладеть способом написания этой буквы.

Самый низкий уровень в строении деятельности – это уровень психофизиологических функций. Объект, который осуществляет деятельность, обладает высокоразвитой нервной системой, сложным опорно-двигательным аппаратом, развитыми органами чувств. Под психофизиологическими функциями понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная (двигательная) способность и др.

Как же узнать, где мы имеем дело с действием, а где с деятельностью . А.Н.Леонтьев: деятельность – такие процессы, которые характеризуются тем, что мотив совпадает с целью. Для иллюстраций этого положения он приводит следующий пример. Учащийся, готовясь к экзамену, читает какую – либо книгу. Допустим, к нашему учащемуся зашел товарищ и сказал, что эта книга к экзамену вовсе не нужна. Что будет делать наш знакомый? Здесь возможны два варианта: либо учащийся охотно отложит книгу, либо будет продолжать читать. В первом случае мотив не совпадает с целью. Объективно, чтение книги направлено на то, чтобы узнать ее содержание, получить новое знание. Однако мотивом является не содержание книги, а сдача экзамена. Поэтому здесь мы можем говорить о действии, а не о деятельности. Во втором случае, мотив совпадает с тем, на что направлено чтение: мотив здесь - узнать содержание книги само по себе, безотносительно к сдаче экзамена.

Термин «потребность» появился только в 1938 году у Генри Мюррея.

Потребность – это форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. Потребность как внутренняя сущностная сила организма побуждает его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода. (Д.А. Леонтьев)

Потребности характеризуются: предметностью; они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации). Важная характеристика потребностей – их специфическая динамика, т.е. способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь. Благодаря своей предметности потребности приобретают сигнальный характер, т.е. могут регулироваться с помощью внешних и внутренних сигналов.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности. Мотив – это то, что организует какую – то деятельность.

Источники мотивации :

– в самом субъекте (в потребностях, в инстинктах, во влечениях, в драйвах, в когнитивных процессах, в смысловых и целевых структурах)

– во внешнем мире (в ситуациях; К. Левин)

– в процессах взаимодействия субъекта с внешним миром

Функции мотива :

1) Направляющая функция мотива . В юношеском возрасте весьма сильна потребность любить и быть любимым. Человек (пока не появился мотив) пока потребность не опредметилась в определённом человеке, он ведёт активный образ жизни посещает всякие вечеринки и другое, где в принципе возможна встреча своей потребности. Как только появляется мотив, формируется предмет потребности, то поведение сразу становится направленным

2) Смыслоообразующая функция мотива . Для того, чтобы говорить про функцию смыслообразования, следует говорить о том, как организована мотивационная сфера человека, какая у неё структура. И животное, и человек нередко оказываются в ситуации конфликта мотивов – когда одновременно возникает несколько побуждений. Первые стали изучать конфликт мотивов бихевиористы. Они изучали силу мотива, сталкивая мотивы друг с другом. Например, голодная крыса, перед ней коридор, а по полу коридора пропущен электрический ток. В конце коридора (она видит это) стоит кормушка с едой. Одновременно действуют 2 мотива – пищевой и желание (избегание) боли. Какую силу тока собирается терпеть крыса, пробегая по этому коридору, это будет показателем силы пищевого мотива. Животное, оказываясь в ситуации конфликта мотивов, тоже как-то решает эту ситуацию. Но всегда это решение зависит от одного показателя, а именно от силы побуждения (от силы этого мотива). Каждый раз это животное решает, чего оно больше хочет – избежать боли, пить, есть, спать и так далее. Побеждает тот мотив, который более силён. Поэтому поведение оно не имеет упорядоченного характера.

У человека каждый раз побеждает не тот мотив, который более силён – а тот, который более важен. У человека иерархия мотивов образованы специфическим образом. Эту организацию Леонтьев назвал иерархией мотивов . Такая лестница, в которую выстраиваются все мотивы в зависимости от их значимости. Неважно то, что находится на нижних этажах этой лестницы, победит то, что более значимо. Например, студент сидит на лекции, он хочет спать, хочет есть, а слущать лекцию практически не хочет, но тем не менее он не убегает с лекции, а досиживает до конца. Это означает, что познавательная или социальная мотивация является более значимой. Человек не рождается с уже готовой иерархией мотивов. Она формируется постепенно в ходе онтогенеза.

Этапы формирования иерархии мотиво в :

1. Первое рождение личности , когда формируется сама эта иерархия. Но эта иерархия формируется под влиянием того, кто воспитывает ребёнка, кто находится в его ближайшем окружении и формирует определённые воспитательные действия. При обучении мы даём знания, а при воспитании мы формируем мотивационную сферу.

Феномен горькой конфеты . Сигнализирует о появлении социальных мотивов (если бы не было – взял бы и съел без зазрения совести и не огорчался бы, либо уже не стал нарушать правила). Сам по себе феномен горькой конфеты говорит, что, во – первых, появляются социальные мотивы, во-вторых, начинается их конфликт. Вот этот конфликт – столкновение мотивов – начало построения иерархии. Самой иерархии в этот момент ещё нету. Есть начало этого построения. Значит, это первое рождение личности. Феномен горькой конфеты не был обнаружен на некоторых группах детей, но мы его очень часто видим у взрослых, потому что были незаслуженные пятерки, обманом полученные награды.

Мотив – форма связи человека с внешним миром, когда появляются новые виды деятельности, появляются новые мотивы. Человек постоянно находится в этом конфликте в ситуации выбора между мотивами, в ситуации построения и перепостроения своей иерархии мотивов, которая очень часто строится не по типу пирамиды личность (есть один базовый мотив – ведущий, а остальные подчинённые). Чаще всего у человека таких вершин (базовых мотивов) несколько – любовь, дружба, дети, работа, самоактуализация и творчество. Базовых мотивов много и постоянно между ними происходит конфликт, в котором личность рождается, постоянно развивается, в котором возникает необходимость снова и снова подчинять, что важнее, например, студента друг зовёт на вечеринку и говорит, что давно не виделись и необходимость подготовиться к завтрашнему семинару, на котором будет контрольная работа.

2. Второе рождение личности – новая иерархия строится, на основе самостоятельного выбора . Пубертатный период – это взрыв самосознания, и человек использует рефлексию для того, чтобы самому выстроить свою иерархию. Более высокое место занимают ведущие мотивы или более значимые мотивы. Эти более значимые мотивы обладают функцией смыслообразования , которой не обладают менее значимые. Они придают смысл всему, что попадает в поле действия смыслообразования этих мотивов.

Понятие смысла неустоявшееся, это переживание повышенной субъективной значимости предмета. Леонтьев: личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета событий, действий, которые оказались в поле действия ведущего мотива.

По функциям различают :

1) смыслообразующие мотивы – ведущие в иерархии мотивы;

2) мотивы – стимулы, которые могут порождать эмоции, но они не могут придавать личностный смысл тому, что связано с реализацией данного мотива.

Например, ведущий мотив у человека – профессиональное становление. Он выбирает между работами, каждая из которых сулит ему невероятный рост как профессионала. В таком случае он начинает ориентироваться на мотивы – стимулы, которыми могут быть расположение места работы, оплата, отношения в коллективе. Вот эти мотивы-стимулы они могут порождать очень сильные эмоции. Но вот смысл они не формируют.

3)Структурирующая функция мотива . Мотивы могут структурировать деятельность. Для этого надо вспомнить, что в деятельности крое мотивов есть цели. Цель как сознательный образ желаемого результата или осознанный образ будущего результата. Для цели самое главное – это осознанность. Мотивы они связаны с целью, но между ними нет прямого соотвествия. Леонтьев: мотивы побуждают к целеобразованию, но прямо цели не задают.

В зависимости, от того, какой мотив, человек может ставить себе соответствующие цели. Это очень видно. Например, ради чего человек учится – познавательная мотивация (получить знания) или социальная (получить красный диплом), чтобы порадовать родителей или приятно удивить будущих работодателей. Структурирующую функцию обычно показывали на примере мыслительной деятельности. Она очень зависит от того, ради чего человек совершает процесс мысли – ради результата, ради познания, ради социальной цели, ради того, чтобы превзойти окружающих своим умом. Когда решает творческую задачу (думая, что может быть только один ответ и решает быстро), когда хотят реализовать свой творческий потенциал (несколько ответов. решает разными способами, не обращает внимание на время). Такие цели необязательно действительно ведут к реализации мотивов. Происходит так называемая апробация цели действием, то есть человек думает, что эти цели приведут его к реализации мотива, но на самом деле они могут и не вести. Они могут так представать, как промежуточные цели к реализации мотива, только в его воображении.

Довольно наглядными являются примеры в сфере межличностных отношений. Например, молодой человек влюбляется в девушку. В данном случае его отношения с ней являются его мотивом, но он не знает, как обратить на себя внимание этой девушки, как сказать ей о своих чувствах так, чтобы добиться успеха. Его друг предлагает ему свйо способ завоевания внимания: дать ей понять, что ты востребован и очень привлекателен для всех остальных девушек, поэтому, когда предмет воздыхания подходит с просьбой списать лекцию, то он говорит, что обещал эту тетрадку той девушке, потом другой, то есть, ему как-то не до неё. Своего он добился – он показал, что он очень популярен среди противоположного пола, но ведёт ли эта цель к реализации мотива? Для какой-то девушки может и ведёт, она решит, какой он популярен и захочет, чтобы он принадлежал только ей. А кто-то скажет – нет, я не буду стоять в этой очереди, я не буду обращать на него внимания. Тогда надо будет действовать по другому пути – конфеты, признания, букеты, приглашения в кино, решение задач по математике и так далее.

4)Побудительная .

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н.Леонтьев. Те действия, кот. раньше служили для достижения целей, подчиненных какому-то опред. мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на кот. данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива. Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате, как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение нов. мотивов – нов. видов Д.

В чем состоит психолог. механизм этого процесса?

Приведем пример . Ученика-первоклассника не удается усадить за уроки. Ребенку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание действует и ребенок выполняет заданную ему на дом работу. В дан. случае мы наблюдаем след.: ребенок хочет получить хор. отметку, хочет выполнить и свой долг. Для его сознания эти мотивы, бесспорно, существуют. Однако они для него психологически не действенны, а подлинно действенным является для него другой мотив: получить возможность пойти играть. Ребенок начал готовить уроки под влиянием мотива, кот. специально для него создали. Но вот проходит неделя-другая и ребенок сам садится за занятия, уже по собственной инициативе. Он делает теперь уроки потому, что хочет получить хор. отметку. При некот. условиях рез. действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Ребенок начинает с того, что добросовестно готовит уроки, имея в виду скорее пойти играть. В результате это приводит к гораздо большему: не только к тому, что он получает возможность пойти играть, но и к хорошей отметке. Происходит новое <опредмечивание> его потребностей, а это значит, что они поднимаются на ступеньку выше.

28. Общая характеристика ощущений. Виды ощущений человека и их характеристика. Классификация ощущений, их физиологические механизмы. Пороги ощущений. Чувствительность.

Ощущения – отражение в сознании чел. отдельных св-в внеш. предметов и внутр. состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Наше сознание существует только благодаря наличию О. В условиях «сенсорной депривации» у чел. меньше через сутки отмечается резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в псих. деятельности. Недаром это одно из самых сложных испытаний для полярников, космонавтов. В обычной жизни нас утомляет не столько недостаток ощущений, сколько их изобилие – сенсорная перегрузка.



Согласно концепции А. Н. Леонтьева, О является исторически первой формой псих.. Возникновение О связано с развитием раздражимости нерв. ткани.

Жизн. роль О состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС, как глав. органа управления деятельностью, сведения о состоянии внеш. и внутр. среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Физиолог. основ. О является деятельность анализатора, состоящего из 3-х отделов:

1. Физический процесс:

Раздражитель – орган ощущения рецептора = периферический отдел анализатора.

2. Физиологический процесс:

Возбуждение = проводниковый отдел анализатора.

3. Псих. процесс:

Центр коры головного мозга = центральный отдел анализатора.

Возникший в рецепторе нервный импульс по центростремительным афферентным (приносящий) нерв. путям попадает в соответствующие участки коры голов. мозга.

Рецепторы, афферентные нерв. пути и соответствующие участки коры головного мозга – таковы три составляющие части анализаторов. Совокупная Д всех анализаторов называется сенсорной сферой психики чел .

Анализатор – это анатомофизиолог. аппарат, предназначенный и специализированный для приема воздействия из внеш. или внутр. среды и переработки их в ощущения.

Функции ощущений :

Являются основ. более сложных познават. процессов;

Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания;

Обеспечение чувственной основы психолог. деятельности.

Св-ва ощущений:

В ощущениях отражаются не только специфические св-ва предметов и явлений, но и их:

Качества (кажд. вид ощущений имеет свои особенности – слуховые: высота, тембр, громкость, зрительные: насыщенность, яркость);

Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

Длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью;

Пространственная локализация – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.