Начало европейской колонизации. Южная Африка: общественный строй банту, начало колонизации

НАЧАЛО КОЛОНИЗАЦИИ

Среди некоторых ученых существует мнение, что в ходе "воссоединения" с Россией Крым никакой колонизации не испытал. Ее не могло быть уже потому, что в отличие, скажем, от Кавказа здесь "не было захвата чужой земли", а была... "борьба русского народа за возвращение своих исконных земель" (Надинский П.Н., 1949, 20, 60) - очевидно, речь идет о Тмутаракани, возможно, и о скифах, которых данный автор считал предками русских, - неизвестно, тезис этот никак не разъяснен.

Думается все же, что при исследовании периода конца XVIII - XIX в. большую роль, чем выяснение, кем были предки коренного крымского населения (кстати, задача, решенная наукой задолго до П.Н. Надинского), играет суть проводимой российским правительством "крымской" политики - экономической и национальной, чем мы и займемся.

Первая акция такого рода, заметно изменившая этнический облик края и проведенная правительством типично колонизаторскими, насильственными методами, свершилась еще до того, как утихли военные действия в годы захвата Крыма.

Выселение и заселение. В начале 1779 г. правительством России было принято решение выселить основную часть крымских греков-христиан, а также часть армян за пределы Крыма. Этим достигались три цели. Поскольку в качестве причины этой акции выдвигались якобы имевшие место притеснения греков и армян татарами, то мусульмане выставлялись в негативном свете перед христианским миром, конкретно - перед европейской дипломатией; этим отчасти оправдывалась борьба с ними "христианнейшей царицы". Во-вторых, переселением крупного отряда рабочей силы (свыше 30 тыс. человек) достигалась цель начальной колонизации новозавоеванного, но пока не заселенного Северного Приазовья. Наконец, в-третьих, освобождались ценнейшие территории, в основном вдоль Южного берега и в самых плодородных речных долинах, которые должны были отойти в царскую казну.

В этом исходе потомков древних греков и византийцев есть много неясного. Старые историки сообщают, что митрополит объявил греческой пастве о некоем "соглашении, состоявшемся с русским правительством" по поводу переселения. При этом греки особого энтузиазма не проявили, и даже начались некие "затруднения", о смысле которых мы можем только догадываться и которые "преодолел своей энергией и распорядительностью Суворов", после чего "переселение совершилось, невзирая на протесты как татар, так и самих христиан" (Кулаковский Ю., 1914, 134 - 135).

Советский историк так раскрывает смысл этих неясных фраз: "Трагедия разгрома векового уклада жизни исконного крымского греческого населения, ужас разорения, слезы и вопли женщин и детей... порывы протеста, превратившиеся в "разного рода затруднения", преодоленные методами царского сатрапа Суворова, в комментариях не нуждаются" (Шнейдер Д.С., 1930, 41). Впрочем, эту акцию критиковали и наиболее гуманные из современников ее: "Неудобопонятная политика, разоряя их корень, служащий пользой и украшением Крыма, водворила их в окрестностях Азова... Перемена климата и образа жизни много в числе их уменьшила" (Мертваго Д.Б., 1867, 177). Далее, как уже упоминалось, в Крыму были весьма распространены мусульманско-христианские родственные связи. Теперь они безжалостно разрывались. Многие мусульманские родичи выселяемых умоляли переселить и их, не останавливаясь для этого и перед принятием христианства. Но им было отказано:

"Множество таковых приходит к начальникам войск разноместно, объявляя свое желание, но на то им соответствуется молчанием" цит. по: Маркевич А.К., 1910, 534).

Обратимся к еще одному старому автору - Ф. Хартахаю. Он рассказывает о евпаторийских греках - они также сопротивлялись депортации. "Хоть саблями нас рубить будут, мы все-таки никуда не уйдем!" - кричали они. Соседи-армяне "ради Бога, пророков и предков просили хана избавить их от такой напасти". И Хартахай свидетельствует о том, что татары слезно просили хана дать отпор царским домогательствам. А когда Гирей, запуганный кровавыми событиями последних месяцев, отказался перечить русским, то старейшины татарских родов гневно заявили ему: "Мы не знаем, чтобы кто-нибудь из наших предков в угодность другим мог уступить своих подданных" (1867, 108).

В литературе есть и другие свидетельства об этой трагедии крымских христиан, но все они не указ современным апологетам царской политики в Крыму, которые упрямо приводят одну-единственную причину депортации - "страх христианского населения Крымского ханства перед возможными со стороны татарских властей репрессиями за открытую симпатию к русским войскам... (Крым многонациональный, №1, 24). Приведенная цитата интересна тем, что она целиком лжива - и в том, что касается каких-то татарских (а не русских, как было на деле) репрессий, и в части "симпатий" крымчан к русским, трижды за полвека разрушивших и сжегших их древние города.

Закончим этот сюжет еще одной цитатой из Ф. Хартахая: "В овраге Салачикском, в Успенском скиту, в последний раз сошлись изнуренные, одетые в рубище сыны Пантикапеи, Феодосии и знаменитого Херсонеса... Христианам было жалко и больно оставлять страну, где они жили так долго; им жалко было оставлять свои храмы, опустевшие дома, прах предков и небо, под которым родились... После молебна все христиане с пением молитв нестройной толпой потянулись через горы и равнины, покинув навсегда берега Крыма" (Хартахай Ф., 1867, 112). Добавим лишь, что в этом пути погибла половина переселенцев...

За первой депортацией последовали многие другие. Выше говорилось уже о частном, помещичьем переселении крепостных на крымские земли. Но гораздо большее демографическое значение имела государственная колониальная политика. Цель этой политики не являлась секретом - о ней писали в газетах: "Для упрочения русского владычества во вновь присоединенном крае необходимо было заселение его чисто русскими людьми...

" (СЛ, 1887, №3). Правительство стало наделять землей отставных солдат, а также принудительно переселять в Крым женщин, предназначенных им в жены. Оседали такие полуискусственные семьи в специальных поселках - в Симферопольском уезде это Подгородняя Петровская, Мазанки, Курцы, Мангуш, Зуя, Вия-Сала, Верхние Саблы и Владимировка; в Феодосийском - Изюмская, Елизаветовка; в Евпаторийском - Трех-Абламы, Степановка.

Вторую волну переселенцев составили государственные крестьяне и инородцы - на р. Конской, близ Знаменки, осело 3 тыс. старообрядцев из Новгорода-Северского; около Топлы, Орталан и Старого Крыма селятся армяне; близ Аутки - часть вернувшихся из-за Азова греков.

Третью волну составили иностранцы - меннониты из Эльбинга и Данцига (их заехало более полутысячи человек), затем немцы из Петербурга, Нассау, Вюртембурга и Баварии. Наконец, в 1810 г. из Турции были приглашены на жительство плотники и каменщики (Заселение, 1900, №27).

Наиболее последовательные из колонизаторов настаивали на продолжении депортации коренных крымчан - на сей раз мусульман, утверждая уже в 1804 г., что для русификации края "потребен миллион народа ремесленного и торгового не мусульманского вероисповедания, вечно враждебного просвещению" (Никольский А.В., 1925, 23). Некоторые помещики претворяли эту программу в жизнь, не дожидаясь указов из столицы. Так, губернатор Тавриды А.М. Бороздин переселил в "свое" село Салбы тысячу русских крепостных, а татарам отказал в аренде, после чего те были вынуждены покинуть свою землю и жилища. Зато новые крепостные работали на помещика не узаконенные 5 - 8, а 150 дней в году и больше (там же, 23, 25).

На Керченском полуострове появились селения архипелагских греков, участвовавших в борьбе с турками на стороне России и в подавлении сопротивлевия татар русским войскам в годы завоевания Крыма, В отличие от коренного населения им были даны особые привилегии: бесплатная земля, свобода от податей, постройка жилища за казенный счет и т. д. (ПСЗ, №14284), им предоставили право беспошлинной торговли с заграницей (ПСЗ, №14473), материальная поддержка им равнялась 136 тыс. руб. в год (Загоровский Е.Л., 1913, 31). Позднее эти греки расселились в Балаклаве, Кадыковке, Комарах и Алсу, заняв 9 тыс. десятин земли (Шнейдер Д.С., 1930, 4).

Подобные привилегии, превосходящие помощь для колонистов других наций, были не случайны. Здесь воплощалась идея "создать из греческих батальонов противовес крымским татарам", выражалось "стремление противопоставить торжествующее христианство потерпевшему поражение магометанству", а это вылилось в "жуткие методы обращения новых поселенцев-греков с татарами, в неподражаемые по жестокости насилия, совершаемые ими над татарскими женами и детьми. Еще и сейчас сохранились старые татарские песни, отражающие эту полосу русификации края и горькую долю татар в эти трудные годы, вызвавшие массовую эмиграцию татар в Турцию" (Корсаков..., 1883, 5).

Ненамного уступали грекам и русские переселенцы, в немалой своей части состоявшие, как указывает современник, из не имевших корня "бродяг, промотавших данное им снабжение", которые, "не желая ничего, истребили лучшие деревья, продавая все, что можно". Столь же хищническим было отношение новопоселенцев к "древним обитателям" Крыма: "Будучи водворяемы в селениях, где оставались татары, на земле, помещику пожалованной, они способствовали к скорейшему первобытных жителей удалению" (Мертваго Д.Б., 1867, 179). Далее, в преддверии второй Турецкой войны русские власти "умыслили и исходатайствовали приказание отобрать у татар оружие и скот их перегнать на степь за Перекопом, простирающуюся до берегов Днепра. Сие дало возможность, отбирая оружие, отобрать и все, что можно было взять. Татары, коих скот угоняем был... полагая его погибшим, старались его наперерыв продавать. Дворяне и судьи, за порядком смотреть и сосчитывать определенные, много даром отсчитывая себе, покупали гуртом по рублю лошадь и рогатый скот" (там же, 180 - 181).

Наконец, в Крым мощной волной хлынул не поддающийся учету поток пособников колонизаторов - спекулянтов землей и недвижимостью. Земли в первые десятилетия после аннексии зачастую шли в их руки даром, а если за них и назначалась цена, то около 1 руб. за 6 десятин (Мочанов А.Е., 1929, 61)! Продавая землю с живущим на ней татарским населением, спекулянты баснословно наживались, объективно же они облегчали колонизацию края - новые помещики могли с большим удобством приобретать себе угодья, не выезжая для этого в Крым.

С 1780-х гг. берет свое начало и эксплуатация колониального типа. Известно, что, оккупировав колонии, метрополии укрепляют свою власть не только "политикой канонерок" (в Крыму такую роль играл Черноморский флот), но, как правило, и при помощи самого аборигенного населения. Все это повторилось и в Крыму, где "стратегические задачи, поставленные царизмом", мягко говоря, "отвлекали силы населения на военную службу, создание укреплений" и т. д. (Дружинина Е.И., 1959, 262). Объем работ по военному укреплению Крыма был гигантским - по сути возникали новые города-крепости: Севастополь, Евпатория, Симферополь. Добыча на местах строительных материалов и само строительство производились руками местного населения, лишь отчасти привлекались военнослужащие. Для перевозок использовались татарские лошади, волы, верблюды, что приносило огромный урон крестьянской экономике.

Учитывая перечисленные особенности эксплуатации и экономического неравноправия татарского населения по сравнению с новопоселенцами, многократно большие тяготы, обрушившиеся на татар (во время войны за чуждые им интересы), по сравнению с теми, что испытывало российское крестьянство (в относительных размерах), особенности земельной политики в Крыму, методов управления местным населением и способов подавления национального движения, мы приходим к выводу о том, что политика России в Крыму конца XVIII - первой половины XIX в. была типично колонизаторской, нанесшей колоссальный вред как экономике, так и национальному самосознанию и культуре этноса.

Итоги аннексии Крыма. Итак, "ослабленное в процессе экономического развития, упиравшегося в задерживающую его общественно-экономическую систему, истерзанное длительной борьбой с Россией, оплетенное сложной системой шпионажа, подкупов и интриг и запуганное русскими штыками, татарское ханство перестало существовать" (Шнейдер Д.С., 1930, 41). Ханство полностью утратило остатки политической независимости, которыми пользовалось и при самых деспотичных султанах. Внутренней жизнью его теперь также управляли "неверные", малознакомые с местными традициями, особенностями татарской духовной жизни, национальной психологии, устоявшихся экономических порядков, местного хозяйства, пришедшего за многие века к высшей степени экологичности.

Более того, русские чиновники и не желали знакомиться со всем многообразием жизни, которую они застали в Крыму, или вникать в ее особенности - они ничем не отличались от функционеров иных колониальных держав, особенно на начальных этапах колонизации. И конечно, их менее всего беспокоили негативные перемены в быту и культуре татар, то, что "эксплуатация обезземеленной массы народа... даже в последние времена ханства, никогда не достигала" таких масштабов (Никольский П.А., 1929, 7). Распространение же фактического крепостничества не только не играло, как утверждает П.Н. Надинский, "прогрессивной роли" (1951, I, 95), но и отбросило татар далеко назад и в социально-экономическом, и в национально-политическом развитии.

Заметен был регресс и в культурном, духовном отношении. Подробнее об этом будет сказано в главе об истории татарской культуры, здесь же мы ограничимся цитатой из воспоминаний одного авторитетного свидетеля первых лет российского господства в Крыму. Победители "опустошили страну, вырубили деревья, разломали дома, разрушили святилища и общественные здания туземцев, уничтожили водопроводы, ограбили жителей, надругались над татарским богослужением, выкинули из могил и побросали в навоз тела их предков и обратили их гробницы в корыта для свиней, истребили памятники старины" и, наконец, "установили свое отвратительное крепостное право" (цит. по: Бахрушин С., 1963, 58).

В этой связи приведем еще один удивительный вывод Надинского: "Воссоединение с Россией сразу же коренным образом изменило лицо Крыма. Он словно воспрянул из болота трехвекового прозябания. Общественно-экономическая жизнь в освобожденном от турецкого господства крае забила ключом" (1951, I, 98) - что верно, то верно.

Одним из ближайших результатов аннексии Крыма и последовавшего "коренного изменения лица" края стали татарские восстания, правда, местного значения. Вспышки вооруженных мятежей, начавшиеся в пору захвата Крыма, продолжались и в дальнейшем. "Заподозренные в агитации или симпатиях к Турции наказывались беспощадно. Умиротворение края произошло только после истребления значительной части татар" (Вольфсон Б., 1941, 63).

К сожалению, точное число жертв карательных акций, проведенных уже в мирное время, нам неизвестно. Сохранились лишь свидетельства о стремлении местных властей скрыть объем репрессий, а также особенности принятых мер, очевидно крайне жестоких даже для своего времени, поскольку обычно секрета из методов подавления волнений не делалось. Так, в донесении из Карасубазара от 28 апреля 1783 г. говорилось: "Экзекуция продолжалась тайно от его сиятельства и еще над некоторыми преступниками, при коей и упомянутые в письме 46 человек наказаны каторгой, битьем плетьми и некоторым урезанием ушей; ныне же по всему Крыму состоит спокойно" (цит. по: Вольфсон Б., 1941, 63).

В эти же годы открывается одна из наиболее трагичных для населения Крыма страниц - начинается первый массовый исход татар, вызванный политикой грабежа и насилия, проводимой властью, чуждой им во всех отношениях. Так, уже в первые годы существования "русского Крыма" его оставило 4 - 5 тыс. татар, эмигрировавших в Турцию; к 1787 г. общее число эмигрантов, в основном степняков, достигло 8 тыс. человек (Маркевич А.И., 1978, 380).

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Сельский характер колонизации IV. Наконец, надобно признать значительное влияние финских туземцев на состав общества, какое создавала русская колонизация верхнего Поволжья. Туземное финское население наполняло преимущественно суздальские сёла. Из упомянутого жития

Из книги Россия и Китай. Конфликты и сотрудничество автора Широкорад Александр Борисович

ГЛАВА 1 НАЧАЛО КОЛОНИЗАЦИИ РУССКИМИ СИБИРИ Начало колонизации русскими Сибири произошло в годы правления Бориса Годунова, который с 1584 по 1598 г. правил от имени слабоумного царя Федора Иоанновича, а с 1598 по 1605 г. был царем сам.На реке Иртыш в 1587 г. был основан город

Из книги Русский фронтир: славное прошлое и возможное будущее автора Тюрин Александр

Некоторые итоги колонизации-1 · Ее хозяйственный аспект был существеннее военного;· Она проходила в регионах, менее развитых в хозяйственном отношении, чем центр;· Новые районы колонизации, как правило, имели еще более тяжелые климатические и транспортные условия, чем

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Ненадежность колонизации Именно в обширных, на 95 процентов диких степях той земли, которую потом назвали Туркестаном, на восток от Каспийского и к югу от Аральского моря, греки обучались больше всего, потому что сильнее всего страдали от контакта с живыми существами и с

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Два мира, две колонизации Масштабная колонизация, проводившаяся в интересах русского народа российским государством, началась в середине XVI в.Это столетие (часто расширяемое до «длинного XVI в.» - от середины XV до середины XVII в.) ознаменовалось резким глобальным

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Два мира, две колонизации Масштабная колонизация, проводившаяся в интересах русского народа российским государством, началась в середине XVI в.Это столетие (часто расширяемое до «длинного XVI в.» – от середины XV до середины XVII в.) ознаменовалось резким глобальным

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

1. Ресурсы греческой колонизации В сфере практических свершений ни одно достижение греческих полисов не было столь масштабным и имеющим столь далеко идущие последствия, как колониальное движение. Оно проложило путь, которым эллинизм пришел к народам Южной Европы, в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ЛОКАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА КОЛОНИЗАЦИИ Отмеченные выше общие черты экономической эволюции, социальной структуры, расово-этнического состава латиноамериканских стран, конечно, не отражают в полной мере сложное многообразие местных условий, существовавших в разных частях

Из книги Историческая география России в связи с колонизацией автора Любавский Матвей Кузьмич

IX. Этнографическая обстановка древнерусской колонизации и возникшие из нее последствия этой колонизации Данные относительно этого летописи и современных ей источников. Колонизация в области ятвягов и отступление последних на северо-запад. - Местожительство литвы,

Из книги Иван Грозный автора Духопельников Владимир Михайлович

Завоевание Казани, присоединение Астрахани, начало колонизации Сибири Иван IV, занимаясь преобразованиями внутри страны, не забывал и о Казани. После последнего похода государя на Казань шли постоянные переговоры правительства с казанцами. Но они не давали желаемых для

автора Галушко Кирилл Юрьевич

Из книги Греческая колонизация Северного Причерноморья автора Иессен Александр Александрович

X. Расширение греческой колонизации в V веке Нам остается рассмотреть, как развивался процесс греческой колонизации в дальнейшем, уже в V в., когда в сферу его воздействия были вовлечены остальные районы северного Причерноморья, первоначально не привлекавшие греческих

Из книги Украинский национализм: ликбез для русских, или Кто и зачем придумал Украину автора Галушко Кирилл Юрьевич

Российское завоевание и начало колонизации В XVIII в. все изменилось. Усилился конфликт ханов Гиреев с Турцией и вассальными ордами, а грабительские походы перестали играть столь важную роль в экономике страны. Во второй половине XVIII в. сложилась и качественно новая

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Предпосылки колонизации Вот и теперь, как тогда, Клеопатра, как и вся ее страна, ждала с тревогой и нетерпением вестей из Рима, где продолжалась непримиримая борьба политиков. Если будет принят законопроект Красса и Рулла, как изменится судьба Египта? Все административные

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ПРИЧИНЫ ГРЕЧЕСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ Заселение греками Северного Причерноморья не было единичным, случайным явлением в истории развития античного общества. Колонизация явилась закономерным следствием относительного перенаселения Древней Греции, из-за чего часть населения

Из книги Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России автора Ленин Владимир Ильич

2) Значение внутренней колонизации Как мы уже указали выше (гл. I, § II), теория выводит закон роста индустриального населения на счет земледельческого из того обстоятельства, что в промышленности переменный капитал абсолютно возрастает (рост переменного капитала

Родовые отношения у южноафриканских банту не составляют какого-либо исключения, они подобны родовым отношениям всех народов на этой стадии развития. Так же как и у других народов, зулус, например, называет отцом не только своего настоящего отца, но и всех его братьев, матерью называет не только свою родную мать, но и сестер матери, жен дядей и т. д. Все члены рода имеют определенные права и связаны различными обязательствами. Когда молодой человек женится, родственники помогают ему выплатить лоболу; когда он будет выдавать замуж свою дочь, то из полученной лоболы уделит кое-что и родственникам. Он должен от случая к случаю делать им подарки, а они оказывают ему помощь советами и, если нужно, кормят. Они помогают ему в случае беды, при постройке хижины, уборке урожая и т. д. У членов каждого рода есть свои праздники и церемонии.

Род был экзогамным: мужчина не мог жениться на девушке своего рода, хотя бы она и приходилась ему очень дальней родственницей, он должен был брать в жены девушку из другого рода. Каждый род имел свое название, отличавшее его от других родов, историю своего происхождения, формулу приветствия и т. д. У машона сохранялась тотемная организация рода. Каждый род имел свой тотем - животное, с которым род считал себя находящимся в родстве и по имени которого род получил название. Животное это считалось неприкосновенным. Например, люди рода антилопы полагали, что они находятся в состоянии кровного родства с антилопой, покровительницей рода; ее не убивали и мяса не употребляли в пищу. Нарушение этого правила якобы было чревато серьезными последствиями: предполагалось, например, что если поесть мяса антилопы, выпадут зубы. В некоторых родах находили способ обхода этого правила: если в котел, где варится мясо антилопы, положить особый камень и кору определенного дерева, тогда мясо можно есть.

Брачный союз между людьми, имевшими один и тот же тотем, категорически запрещался: считалось, что брачущиеся потеряют способность производить потомство. Но в большом тотемном роде это создавало трудности в подыскании жены. Поэтому тотемные роды дробились на более мелкие подразделения, носившие разные фамильные прозвища и объединявшие людей, происходивших от одного не очень далекого предка. Тотем на языке машона называется мутупо, а фамильное прозвище - чидаво. Мужчина мог жениться на женщине с другим чидаво, хотя бы она и принадлежала к тому же мутупо.

Оригинальной была родовая организация у гереро. У них сосуществовали материнский и отцовский счет родства, две формы организации рода. Каждый человек по своему рождению принадлежал к материнскому роду - эанда, с которым он не порывал связи в течение всей своей жизни. Каждый член эанда имел право наследовать по материнской линии своему дяде по матери. Во главе эанда стоял старший брат самой старшей женщины эанда. Но каждый гереро принадлежал одновременно и к другой организации - орузо; эта принадлежность наследовалась по мужской линии - от отца к сыну. Женщина же при выходе замуж переходила в орузо мужа. Во главе орузо стоял старший из мужчин орузо, его родоначальник и глава. Особая часть имущества наследовалась по линии орузо. Эта двойственность создавала у гереро крайне сложную систему наследования. К приходу европейцев ведущим началом социальной организации гереро являлось, безусловно, патриархальное, но эанда была еще сильным, живым пережитком матриархата.

Однако род, как основная ячейка первобытно-общинного строя, уже давно прекратил свое существование, распался на большие патриархальные семьи. К началу европейской колонизации сохранялись лишь некоторые, более или менее сильные, пережитки родовой организации.

Земля все еще была коллективной собственностью племен и их подразделений, но пользование землей было уже частным. Скот и орудия труда являлись частной собственностью больших патриархальных семей. В их пользовании находились усадьбы и обработанная земля, они по собственному усмотрению распоряжались продуктами своего труда. Это было уже общество мелких производителей, связанных коллективной собственностью на землю и общими интересами защиты от внешних нападений. Уже существовало имущественное неравенство „среди рядовых общинников: были богатые и бедные. Существовала ссуда скотом и, следовательно, экономическая зависимость бедных от богатых. Родоплеменная верхушка эксплуатировала своих соплеменников и держала в своих руках значительные богатства. Вожди племен и родовые старейшины были крупными скотовладельцами, а уход за их стадами ложился тяжелой повинностью на рядовых общинников. Общинники обязаны были бесплатно обрабатывать их поля, строить жилище, загоны для скота и т. д. Это была форма производственных отношений, характерная для периода перехода от отношений сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации людей к отношениям господства и подчинения.

Высшей формой социальной организации было племя. Каждое племя было самостоятельно, но уже появились отношения зависимости, сложилась иерархия, соподчинение вождей племен. Описания первых европейских путешественников и миссионеров (конец XVIII - начало XIX в.) дают нам калейдоскопическую картину дробления одних племен, объединения других и исчезновения третьих. Устойчивые формы и границы племен исчезали, происходил интенсивный процесс перемешивания племен.

В основе расселения людей все еще лежал принцип кровного родства: соседи были родственниками. Но уже уходила в прошлое племенная замкнутость и племенная эндогамия. Производительные силы уже переросли рамки производственных отношений и не вмещались в границы племенной организации. Разрушение племенной структуры было выражением несоответствия производственных отношений характеру производительных сил.

Во главе племени стоял выборный вождь. Сохранялось народное собрание, которое решало важнейшие вопросы жизни племени, избирало и смещало вождя племени. Но круг кандидатов был уже строго ограничен, выделялись династические семьи, и борьба за пост вождя сводилась к борьбе его наследников, а народу оставалась лишь возможность поддержать одного из них. «Человек, не принадлежащий к правящей династии, мог быть избран вождем лишь в исключительном случае» 1 . Энгельс писал об этой стадии первобытного общества: «избрание их {вождей племен. - Авт.) преемников из одних и тех же семейств мало- помалу, в особенности со времени установления отцовского права, переходит в наследственную власть, которую сперва терпят, затем требуют и, наконец, узурпируют; закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати» 2 .

Перед нами картина первобытно-общинного строя в его последней фазе развития: родоплеменная структура еще жива, но уже утратила свою былую стройность и устойчивость; существует частная собственность, появились богатые и бедные, но общество еще не раскололось на антагонистические классы; управление общественными делами сосредоточено в руках богатых династических семей, но государственного аппарата насилия еще нет. Исключение составляли машона, у которых уже существовало государство Мономотапа 3 .

Начало колонизации

Европейские колонизаторы появились в Южной Африке только в XVII в., т. е. триста лет назад. Морской путь из Европы вокруг Африки проло жили португальцы: в 1486 г. 1 португальская экспедиция под начальством Бартоломеу Диаша обогнула мыс Доброй Надежды 2 и дошла до устья р. Грейт Фиш. После этого прошло, однако, еще полтора столетия до поселения европейцев в Южной Африке.

Негостеприимные песчаные берега Юго-Западной Африки не привлекали путешественников; еще менее привлекательными казались берега южной оконечности Африки: около них постоянно разбивались корабли, и мореплаватели старались возможно скорее миновать их. Лишь восточное побережье, с его мягким климатом и богатой растительностью, могло привлечь португальцев. Но это побережье было населено воинственными племенами банту, и португальцы довольствовались кратковременными остановками для пополнения запасов пресной воды и продовольствия. Главными опорными пунктами служили португальцам бухты, куда заходили корабли на своем пути в Гоа, к центру португальских владений в Индии.

С падением колониального могущества Португалии, владения ее в юго- восточной Азии перешли в руки голландцев. Голландская Ост-Индская компания захватила в свои руки торговлю пряностями во всей Индонезии. Голландцам также пришлось искать удобные бухты, где могли бы останавливаться их корабли на пути в Азию и запасаться продовольствием и питьевой водой. В 1652 г. представитель Ост-Индской компании Ян ван Рибек с небольшой группой солдат, рабочих и служащих компании высадился в бухте у Столовой горы и основал там укрепленное поселение, из которого потом вырос город Капштадт, нынешний Кейптаун, положив тем начало созданию Капской колонии.

Через пять лет (1657 г.) в Южную Африку прибыла первая группа переселенцев - свободных бюргеров - из Голландии. С 1698 г. начали переселяться в новую колонию французы - гугеноты, бежавшие от религиозных преследований; за ними прибыли поселенцы из Германии и т. д. Национальный состав колонистов был довольно сложным, хотя большинство их все же составляли голландцы. Потомки этих первых колонистов получили впоследствии общее название - буры (от голландского Ьоег - крестьянин). Сейчас они предпочитают называть себя африкандерами.

Число поселенцев, сначала небольшое, через сто лет, в 1750 г., составило около 5 тыс.; к концу XVIII в. европейцев насчитывалось больше 15 тыс. чел. С ростом населения колонии расширялась постепенно и ее территория. Вновь прибывающие колонисты продвигались все дальше в глубь страны, захватывая земли готтентотских племен. Готтентоты пытались оказать сопротивление, но не могли противостоять колонистам, вооруженным огнестрельным оружием. Голландцы истребляли целые племена, а оставшихся в живых готтентотов и бушменов превращали в рабов.

В 1776 г. голландские колонисты появились в долине р. Грейт Фиш, населенной племенами банту - коса.Коса не представляли в то время единства, отдельные роды вели борьбу за раздел пастбищ, их вожди Ндламбе и Гайка враждовали между собою. Но тем не менее коса оказались в состоянии задержать дальнейшее продвижение колонистов, и р. Грейт Фиш в течение 40 лет оставалась границей между банту и голландской колонией.

Труд рабов в Капской колонии применялся очень широко. Большая территория, около 650 тыс. км 2 , полностью очищенная от готтентотов и бушменов, находилась в распоряжении 15 тыс. европейцев. Каждый колонист был крупным землевладельцем. До наших дней сохранились поместья размером до 10 тыс. га. Например, генерал Бота, потомок первых голландских колонистов, владел 12 тыс. га земли, и это не было исключением. Вместе с землей колонисты захватывали у готтентотов, а потом и. у коса скот. Каждый колонист становился поэтому и крупным скотовладельцем. Он был и рабовладельцем. На труде рабов зиждилось хозяйство колонистов. Вследствие массового истребления готтентотов в первый период колонизации и недостатка местной рабочей силы рабов ввозили с Мадагаскара, из Восточной Африки и Малайи. К началу XIX в. в колонии насчитывалось около 30 тыс. привозных рабов и около 20 тыс. готтентотов. Первые английские миссионеры, стараясь оправдать английские захваты в Южной Африке, собрали большой материал, свидетельствующий о тяжелом положении рабов и произволе рабовладельцев в Капской колонии. Возмущения рабов подавлялись с крайней жестокостью. Рабовладельческие порядки того времени сохраняются, как мы это увидим дальше, в модифицированном виде и после установления в современной Южной Африке английского господства.

В начале XIX в. Капскую колонию захватила Англия. В это время англичане вели войну с наполеоновской Францией. Французские войска одерживали победы над своими противниками в Европе, Англия же между тем постепенно захватывала французские колонии в Америке, Африке и Индии. Когда бонапартистская Франция присоединила Голландию и, объявив ее Батавской республикой, фактически включила ее в состав своих владений, Англия в 1806 г. захватила Капскую колонию.

1.Кризис и распад империи Моголов
Персидский завоеватель
Надир-шах
Преемникам Акбара не удалось
продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество разобщалось кастовым строем, разным
уровнем жизни многочисленных
народов и бесконечными завоевательными войнами. Необходимо
было жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. А казна получала налогов все меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее - центральная власть.

1. Кризис и распад империи Моголов
Конница
Надир-шаха
С начала XVIII в. власть падишахов становится символической.
Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли
реальную власть, зато ее приобрели князья. В 1739 г. конница
персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть
Индии наводнили афганцы.
В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.


Открытие
морского
пути
в Индию
Васко
да Гама
Проникновение европейских колонизаторов в Индию началось
еще с XVI в. Открыв морской путь в Индию, португальцы захватили несколько баз на Малабарском побережье. Но они не располагали достаточными силами для продвижения в глубь страны. На смену португальцам явились голландцы, которые стали в
большом количестве вывозить из Индии пряности и занимались
исключительно торговлей, совершенно не вмешиваясь в жизнь
индийцев. Следующими были французы. И наконец, в Индию
прибыли англичане, оттеснившие всех других европейцев.

10.

2. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию
В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане
построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укрепленный город Калькутту. Компания приобрела большие
земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор, и
для их охраны строила крепости и создавала войска из наемных
солдат-индийцев (сипаев), вооруженных и обученных на европейский лад. Эти войсками командовали английские офицеры.

11.

2. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию
В 1757 г. англичане захватили
Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками
Ост-Индской компании, ее владения превратились в настоящую колониальную империю.
Главным соперником Англии в
Индии была Франция, но она
лишилась своих крепостей на
территории Индии и вела лишь
незначительную торговлю.
Англичане вывозили из Индии
ткани, пряности, фарфор

12. 3.Колонизация Индии Британией

Внутренние конфликты между индийскими
царствами позволили европейским
торговцам постепенно установить
политическое влияние и приобрести земли.

13. 3.Колонизация Индии Англией

Хотя европейские державы и
сумели удержать под своим
контролем различные индийские
регионы на протяжении XVIII века,
позднее они были вынуждены
уступить почти все эти территории
англичанам, за исключением
французских форпостов
Пондишерри и Чандернагор,
голландского портового города
Коромандель (до 1825 года), и
португальских колоний Гоа, Даман
и Диу.

14. 4. Британская Индия

Британская Ост-Индская компания монополизировала
торговлю в Бенгалии. Англичане ввели особую
систему налогов на землю, называемую «постоянное
поселение», которая установила неофеодальное
общественное устройство.

15. Британская Индия

К началу 1850 годов Ост-Индская компания
контролировала большую часть индийского
субконтинента, включая современные Пакистан и
Бангладеш. Англичане в своей колониальной
политике следовали принципу «разделяй и властвуй»,
пользуясь государственной раздробленностью Индии
и конфликтами как между различными княжествами,
так и между разными социальными и религиозными
группами.

16. Британская Индия

В 1857 году недовольство правлением Британской
Ост-Индской компании послужило причиной Первой
войны за независимость, также известной как
«Восстание сипаев». После года военных действий
восстание было подавлено. Фактический лидер
восстания, последний могольский падишах Бахадур
Шах II, был отправлен в изгнание в Бирму, его дети
были обезглавлены, и династия Моголов прекратила
своё существование.

17. Британская Индия

В итоге Британская Ост-Индская компания была
ликвидирована, и Индия перешла под
непосредственное управление Британской
короны как колония Британской Империи.
Различные территории управлялись либо
непосредственно, либо находились в
подчинении как вассальные княжества.
Эксплуатация индийских колоний была
важнейшим источником накопления английских
капиталов и промышленной революции в Англии

18. Колонизация Индии европейцами

19.

КИТАЙ

20.

1. Маньчжурская династия Цинь
Дворцовая жизнь
времен династии Цин
Маньчжуры обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. По форме правления цинский Китай в XVII-XVIII
вв. был деспотией. Во главе государства стоял император -
богдыхан, наделенный неограниченной властью.
Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К
середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присоединила к Китаю государство уйгуров и восточную часть Тибета.
Неоднократно предпринимались завоевательные походы во
Вьетнам и Бирму.

21. 2.Китай и Россия в XVIII веке

Усматривая угрозу своему владычеству,
маньчжурские правители повели враждебную
политику по отношению к соседям Китая, в
частности, стремились прекратить торговлю с
Россией, развязать с ней войну.
Только в 1689 г. удается заключить Нерчинский
договор о границах и торговле. За ним последовали
Буринский и Кяхтинский договоры (1727 г.). Россия
была первым и, пожалуй, единственным
европейским государством, установившим с Китаем
договорные обоюдовыгодные отношения.

22. 3.«Закрытые двери»

Голландия, Португалия, Франция и Англия стремились
проникнуть в Китай только с колонизаторскими целями.
Это стало понятным уже вскоре после того, как в 1516 г.
португальские суда побывали в Кантоне. С целью
предотвратить иностранное проникновение, носившее явно
грабительский характер, Минский двор запретил
европейцам въезд в страну.
Правители династии Цин пошли дальше в изоляции страны:
они запретили строить большие суда. Китайская морская
торговля резко пошла на убыль, а в 1757 г. доступ
иностранным судам был закрыт во все порты, кроме
Кантона.

23.

3.«Закрытые двери»
Богдыхан цинской династии
В XVII-XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Китайцы
со страхом и уважением
смотрели на приплывающих чужеземцев, видя их
превосходство над собой
в военном деле и предпринимательстве.
Но в 1757 г. указом цинского императора все порты, кроме Гуанчжоу, были закрыты для внешней
торговли.

24.

3.«Закрытые двери»
Скульптурное изображение Будды
Так было положено
начало изоляции Китая.
Причины проводившейся
политики «закрытия»
Китая в том, что до маньчжурского двора дошли
сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах.
Контакты с иностранцами, как представлялось
властям, подрывали традиционные устои китайского общества.

25. 3.«Закрытые двери»

Политика «закрытых дверей» как бы олицетворяет эту
бесславную эпоху Китая, длившуюся почти триста лет.
Запрету подвергается не только европейская наука, но и
всякая попытка китайских ученых внести что-либо новое
в любую область знаний.
В стране создаются «литературные тюрьмы», куда
бросают каждого, кто осмелится даже робко высказать
взгляды, противоречащие идеологии правящих кругов, их
конфуцианской религии в ее средневековой форме. Так,
за правдивое воссоздание истории Китая 14-17 веков
был казнен ученый Дай Мин-ши. А медик Ба До-мин,
который перевел на маньчжурский язык шеститомную
анатомию с атласом, был жестоко наказан, а его труд -
сожжен.

26. Китай в XIV - XVII веках

27.

ЯПОНИЯ

28. 1.Политическое устройство Японии в XVIII веке

Япония в XVIII веке была
федерацией. Управленческий центр,
который находился в Эдо, руководил
всеми внутренними процессами в
стране. На окраинах местная власть
держалась на плечах даймё – глав
провинций. В общей сложности
насчитывалось около 300 даймё.
Местные управленцы могли
проводить независимую политику,
однако, у них не было собственной
армии и казны.

29. 2.реформы Кёхб

Дж. Харди – английский торговец и писатель:
«Мы
увидели
страну
необычайной
красоты
с
высокоразвитой культурой. Она
обладала сильной армией и
национальной идеей, однако, в
сфере экономики уже начали
прослеживаться
первые
проблемы: народ был беден,
правящая верхушка купалась в
золоте. Япония в 18 век.».

30. 2.реформы Кёхб

Первая попытка справиться с
нестабильным социально-экономическим
положением страны принадлежит сегуну
Ёсимунэ (1716-1745 гг.). Он вошел в
историю, как автор реформ Кёхб:
Административная реформа.
Администрацию сегун решил оставить
без изменений. Верховный владыка
приказал заменить около 80% состава
администрации, сделав ее более
гражданской (уволил самураев и даймё).

31. 2.реформы Кёхб

Финансовая реформа. Появилась должность министра
финансов.
Борьба с излишествами. Сегун приказал убрать с дворца
роскошь, богатую пищу, ленивых самураев, азартные
игры и запретил пышные торжества.
Борьба с коррупцией. За взятку назначили смертную
казнь. Кроме этого, со всех родственников брался
огромный штраф за то, что не научили своего ближнего
морали и честности.
Политика экономии государственных средств. Ёсимунэ
сократил количество управленцев, которые находились
на пособии государства. Приказал увеличить площади
посева риса..

32. 3.Развитие науки и культуры

в 1742 году разрешил ввозить в Японию европейские
книги по естественным и прикладным наукам.
В столицу – город Эдо сегун приглашал европейцев
(преимущественно голландцев), которые
интересовались культурой и историей Японии.
при дворе он организовал центры культурных
обменов между японцами и иностранцами.
Японские ученые быстро освоили английский язык и
начали подымать отечественные знания с
математики, астрономии и медицины.
в остальных сферах культура Японии оставалась
консервативной.
продолжалась усовершенствоваться национальная
идея, укреплялся буддизм и синтоизм.
Иностранная культура и обычаи воспринимались
рядовыми японцами как чужие и странные

33. 4.Япония во второй половине XVIII века

стихийные бедствия: землетрясениями, ураганами и
двумя засухами в 1770 и 1771 годах. В стране начался
голод, от которого погибло несколько сот тысяч японцев.
В 1772 году список бедствий дополнился большим
пожаром, а в 1773 году началась эпидемия тифа, которая
унесла за собой 140 тыс. жизней. Стихийные бедствия
негативно сказались на поступлениях в казну.
Правительство попыталось залатать дыры за счет
увеличения налогов. Заметных успехов в этом деле
добился Танума Окицугу, который ввел политику
меркантилизма. Сегун понимал, что другим важным
источником пополнения казны является торговля, поэтому
дал добро на создание торговых объединений, которые
быстро начали трансформироваться в монополии.

34. 4.Япония во второй половине XVIII века

Япония конца 18 века почти полностью
утратила монархический строй. Власть
правителя стала номинальной.
Внутриполитическая власть
сконцентрировалась в руках бюрократов.
Всеми делами в государстве начали
заведовать государственные советники –
рбдзю.

35.

4.Япония во второй половине XVIII века
Императорская семья была
лишена реальной власти, ей
не разрешалось иметь в собственности землю, а на ее
содержание выделялся небольшой рисовый паек.
При императорском дворе
постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем
происходящим. Императору
воздавались почести, но подчеркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до общения
с подданными.
Императорский дворец

36.

5. «Закрытие» Японии
В 30-х гг. XVII в были изданы
указы о высылке из страны
европейцев и запрещении
христианства. Указ сегуна Иэмицу Токугава гласил: «На будущие времена, доколе солнце освещает мир, никто не
смеет приставать к берегам
Японии, хотя бы даже был
послом, и этот закон никогда
не может быть отменен под
страхом смерти».
Любой иностранный корабль,
прибывший к берегам Японии,
подлежал уничтожению, а его
экипаж - смерти.
Указ сегуна Иэмицу Токугава

37.

5. «Закрытие» Японии
Окуша - гробница первого
сёгуна эпохи Эдо,
Токугавы Иэясу
К каким же последствиям привело «закрытие» Японии? Деспотический режим династии Токугавы пытался предотвратить
разрушение традиционного общества. Хотя «закрытие» Японии и
было неполным, оно нанесло значительный урон торговцам,
связанным с внешним рынком. Лишившись традиционного
занятия, они взялись за скупку земли у разорявшихся крестьянсобственников, заводили в городах предприятия. Закреплялось
техническое отставание Японии от стран Запада

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Аффонсу де Албукерки (1453-1515) Первой европейской державой, начавшей успешную заокеанскую колонизацию, стала Португалия. Этот процесс был связан с деятельностью Аффонсу де Албукерки - одной из крупнейших фигур в португальской истории. Его личность и деяния в связи с этим идеализируются португальскими историками (см. большую статью, посвящённую Албукерки в журнале «Новая и новейшая история» №3, 2002 г.). Сын советника короля, воспитание и образование Аффонсу де Албукерки получил при королевском дворе. Король Жуан II, назначил его своим оруженосцем и офицером конной гвардии. В первые годы 16 века Албукерки участвовал в Индии в сражениях против правителя Каликута и в строительстве крепостей. В 1506 г. он во второй раз в своей жизни отплыл в Индию в составе военной экспедиции. Албукерки вез секретное предписание, полученное им лично от короля, которое обязался хранить в строжайшей тайне. Согласно этому предписанию он становился преемником первого вице-короля Индии Франсишку де Алмейды. Албукерки осуществил военную экспедицию в Персидский залив. Подчинив Португалии все крупные порты, включая сильнейший из них – Ормуз, находящийся у входа в Персидский залив. В Ормузе Албукерки начал строить крепость. Вице-король Франсишку де Алмейда, опасаясь конкурента, приказал штурмовать крепость. В разгар битвы Албукерки был предан несколькими офицерами и потерпел поражение. По приказу вице-короля он был арестован и обвинен в самоуправстве. Албукерки в свою очередь объявил Франсишку де Алмейда ответственным за потерю Персидского залива. Жуан II заранее был на стороне Албукерки и в 1509 г. Албукерки сместил Франсишку де Алмейду на посту вице-короля. В отличие прежнего вице-короля Индии Албукерки, считал, что одного сильного флота недостаточно для установления эффективного португальского контроля в бассейне Индийского океана. Чтобы Португалия могла стать "владычицей Востока", он предлагал создать цепь опорных баз на побережье Атлантики и Индийского океана. В то время португальские купцы, торговавшие пряностями и специями, полностью зависели от местных правителей в Азии и Африке, без разрешения которых они не могли иметь стоянки для кораблей, склады и т.п. Албукерки предлагал покончить с этой зависимостью, построив собственные крепости и флоты, которые позволят Португалии поставить под свой контроль главные торговые пути в Индийском океане. Предложенный им план предусматривал не захват обширных территорий, а "точечную оккупацию" – создание опорных пунктов на побережье. Резиденцию вице-короля Албукерки решил перенести из Каликута в индийский город Гоа, так как он был главным судостроительным пунктом мусульман и снабжался лучше других городов. Первыми военными акциями нового вице-короля стали разгром арабского флота у индийского порта Диу в 1509 г. и завоевание Гоа в 1510 г. Правители местных княжества были мусульманами и преследовали на захваченных ими территориях индусское население. Албукерки был не в состоянии справиться с мусульманской верхушкой Гоа собственными силами и использовал помощь индийцев против мусульман, играя на их религиозной вражде. Затем в течение пяти лет правления Албукерки в Индии уничтожались и мечети, и индуистские храмы. При создании колониальной империи Албукерки прославился своей жестокостью. Он использовал тактику запугивания населения: в завоёванных городах убивали всех – и женщин, и детей, – а разрубленные части тела раскидывали по местности. В 1511 г. Албукерки направляется с флотом к Малакке. В это время в Малакке было 100 тыс. вооруженных защитников малайцы имели сильные укрепления, а также значительный военный флот. Малакка была главным поставщиком пряностей через Каир и Мекку в Венецию. Если португальцы овладеют Малаккой, Каир и Мекка как центры торговли придут в упадок, и Венеция не сможет получать специй, из-за чего ее купцы вынуждены будут покупать их в Португалии. После взятия Малакки Албукерки заручился поддержкой всех местных держав, враждовавших с Малаккой, и подготовил этим дальнейшую португальскую экспансию на восток. Португальцы пробыли в Малакке 130 лет, пока в 1641 г. их не разгромили голландцы. Затем Албукерки получил приказ от короля Мануэла захватить порт Аден и проникнуть в Красное море, Албукерки отплыл из Гоа в начале 1513 г. с флотом из 20 кораблей. Аден служил убежищем для мусульманских купцов, опасавшихся португальских военных судов и складом транзитных товаров из Индии. Владея Аденом, португальцы легко могли заблокировать арабскую торговлю в Красном море. Португальская атака на Аден окончилась неудачей. Албукерки отступил в Красное море, но до этого приказал сжечь все корабли, стоявшие в Аденском порту. Вскоре после этого он вновь захватил Ормуз и там готовился взять Аден и отправить экспедицию против Мекки, чтобы покорить главную святыню мусульман. Но в 1515 г. Албукерки умер, не осуществив своих намерений.

Португальское господство в Индийском Океане и его исторические последствия.

Благодаря стратегии Албукерки, к середине XVI в. португальцы создали огромную колониальную империю, представлявшую собой систему военно-морских баз, опоясывавших дугой Индийский океан и разбросанных на большом расстоянии друг от друга: между этими пунктами ни одно судно не осмеливалось проходить без согласия португальцев. Правительство Португалии искусственно поддерживало в Европе высокие цены на пряности, чтобы не лишаться высоких процентов прибыли. Ежегодно разрешалось ввозить в Лиссабон только 5-6 кораблей пряностей, лишнее уничтожалось. Один из негативных результатов португальской экспансии в Индийском океане состоял в том, что на много веков были разорваны давние торговые и культурные связи между Африкой и странами Красноморского бассейна, с одной стороны, и Индией и странами Восточной и Юго-Восточной Азии, с другой. Военное присутствие португальцев в бассейне Индийского океана положило конец торговой деятельности арабов, обеспечивавших интенсивность этих связей. В то же время Албукерки потерпел полную неудачу в своих попытках уничтожить мусульманские государства в Красном море. Недостаток сил был, прежде всего, результатом чрезмерного размаха экспансии, проводимой португальцами. Но это привело к распылению ограниченных военных ресурсов Португалии на огромном пространстве. Несоответствие между проектами Албукерки и теми средствами, которыми располагала Португалия для их реализации, не беспокоило ни Мануэла I, ни его преемника Жуана III. Ни один из них не хотел ни сокращать программу завоеваний, ни выделять на ее выполнение больше средств. У португальского колониализма по-прежнему был хороший аппетит, но уже были плохие зубы. При Жуане III (1521–1557) страна стала ощущать нехватку государственных средств. Португальской монополии на торговлю с Востоком бросили вызов французские, голландские а затем и английские купцы. Вследствие этого у португальских торговцев возникла необходимость занять всю Бразилию, чтобы компенсировать уменьшение доходов от торговли с Востоком.

Завоевание Америки и гибель древних цивилизаций.

На территории Америки к 16 веку сущестовало четыре наиболее крупных цивилизации: Майя – полуостров Юкатан; Ацтеки – центральная Мексика; Чибча и муиски - Север Южной Америки; Племя Кечуа покорившее и начавшие ассимилировать все племена населявшие Анды. Европейцы назвали их Инки по наименованию их верховного правителя – великого инки. У Майя, в отличие от инков и ацтеков не было централизованного государства. Они независимыми родами, каждое из них образовало город-государство. Во всех этих цивилизациях сохранялась традиция человеческих жертвоприношений. Ацтеки приносили жертвы каждый день, чтобы взошло и зашло солнце. У майя и ацтеков этот обряд сопровождался людоедством. Инки и чибча-муиски совершали жертвоприношения не каждый день, а только по праздникам, но они были более масштабные по количеству жертв – от нескольких сотен, до нескольких тысяч. Эти деструктивные традиции с одной стороны вели к постепенному вырождению и лишали возможности мобилизации сил в критических ситуациях, с другой стороны, их языческая жестокость и ассоциации с дьявольскими силами в глазах европейцев не оставляли шансов на сосуществование этих цивилизаций с христианской культурой. Что касается Майя, то они вымерли в течение 16-17 веков главным образом от болезней, завезённых европейцами, к которым они не имели иммунитета – оспы, гриппа и кори. Гибель остальных цивилизаций связана с личностями наиболее прославившихся завоевателей (по испански – конкистадоров) и миссионеров, которых побуждали к походам рассказы и легенды о стране Эльдорадо сказочно богатой золотом (dorado – по испански золотой) . Эрнан Кортес (1485-1547) – завоеватель ацтеков. В 1519 г. конкистадор Эрнан Кортес сошел на берег Мексиканского залива. Гибель империи ацтеков ускорило одно совпадение. В этом году в соответствии с предсказаниями должен был вернуться Кетцалькоатль, или Пернатый Змей, - бог света и плодородия. Его появления ждали со стороны океана - поэтому, когда бородатые испанцы высадились на берегу, их приняли за посланцев бога, ведь только боги могли иметь бороду. Ацтекский император Мотекусома (Монтесума) сам торжественно привел отряд Кортеса в свою столицу город Теночтитлан. Теночтитлан стоял посреди большого озера. Его храмы и пирамиды были выстроены на острове, а большинство жилых домов, сделанных из легкого тростника, плавали на воде на плотах из влаголюбивой растительности. Столкнувшись с одной стороны с кровожадными обычаями, с другой стороны, с огромным количеством золота и драгоценностей, Кортес решил разрушить Теночтитлан. После более после нескольких сражений с многотысячными армиями индейцев и осады, в августе 1521 г., Теночтитлан пал. На его руинах в 1525 г. был основан город Мехико. Современной мексиканцы почитаю Кортеса как основателя своей страны, его портрет изображён на мексиканских деньгах. Энкомьенда. Форма эксплуатации индейского населения в испанских колониях Америки в 16-18 веках получила название Энкомьенда. Испанское слово encomienda переводится как попечение, защита. С первых лет колонизации развернулась борьба между королем и дворянами-конкистадорами за власть над индейцами, за право собственности на землю. В ходе этой борьбы в 20-е годы 16 века возникла особая форма эксплуатации индейцев – энкомьенда. Условием формирования энкомьенды стало то, что экономическая и административная система Испании оказалась совместимой с теми формами организации общества, которые существовали в государствах Нового Света. Испанцы сохранили индейскую общину в районах с высокой плотностью земледельческого населения. Трудовой повинности общинников в пользу их уже несуществующих государств испанцы преобразовали в привлечение индейцев к работе на рудниках. Часть урожая, отдаваемая раньше Индейским правителям, шла теперь на уплату налогов испанскому королю, а часть, предназначавшаяся жрецам, шла - на церковную десятину. Энкомьенда не давала права на владение землей. Ее владелец получал право на эксплуатацию индейцев-общинников, живших на земле, и должен был следить за уплатой налогов и отработкой повинностей. Испанскому правительству была невыгодна такая система, стимулировавшая дворянский сепаратизм. Оно хотело заменить её централизованным бюрократическим аппаратом и использовало для этого католических миссионеров. Бартоломе де Лас Касас (1474-1566) – главный миссионер Мексики, испанский монах, гуманист, историк и публицист. В начале 16 в. Лас Касас участвовал в путешествиях колумба и был соавтором и писцом дневников Колумба. В 1520-м году, Лас Касас, которого император Испании Карл V назначил "защитником индейцев" сумел изгнать конкистадоров в одном из городков на территории нынешней Венесуэлы и безуспешно попытался наладить добрые отношения между индейцами и колонистами. В конце концов, индейцы восстали и перебили почти всех колонистов. Добросердечный Лас Касас тяжело переживал эту трагедию и десять лет пробыл в монастыре. В 1531 г. одному индейцу явилась Дева Мария и запечатлела свой облик на его накидке. Конечно, скорее всего, это была спланированная акция. С этого момента началось планомерное обращение индейцев в христианскую веру. Лас Касас с друзьями-монахами пошли в индейские деревни босиком, с крестом и библией. Они окрестили индейцев, побудили их признать власть католического короля, перевели на местный язык священные книги, учили индейских детей читать. В 1540 году Лас Касас вернулся в Испанию и представил правительству доклад о разорении американской Новой Испании. Принц Филипп издал "новые законы": всем колонистам было приказано освободить порабощенных индейцев и впредь не допускать никаких насилий. "Новые законы" побудили конкистадоров к мятежу. Однако монарх оказался сильнее, мятежники были разбиты. Энкомьенда была постепенно упразднена. В 1544-50 гг. Лас Касас был епископом в Мексике. Его миссия была успешной. Население Мексики по сей день – одно из самых набожных в католическом мире. В 1552 г. Лас Касас издал книгу "Кратчайшая история разрушения Западных Индий" которая принесла ему всеевропейскую известность и является одним из главных исторических источников о завоевании Америки (книга переведёна на русский язык). Франсиско Писарро (1475-1541) – завоеватель инков. Инки, как и остальные американские народы, не знали ни колеса, ни письменности, но в отличие от остальных они имели узелковое письмо и государственную почту в виде эстафеты бегунов, а также занимались животноводством, используя для этого горных Лам. Символом могущества страны был город Куско на территории современного Перу (индейцы называли эту страну – Биру). В конце 1532 г. отряд испанцев-конкистадоров во главе с Писарро, перейдя через Анды, вступил на землю инков. Воспользовавшись распрями, начавшимися у инков в борьбе за престол. В 1535 г. Писарро завоевал Куско и на побережье Тихого океана основал город Лима, ставший центром экспансии, которая полностью завершилась через 40 лет. Гонсало Хименес де Кесада (1500-1579) – завоеватель чибчей и муисков. В отличие от полуграмотных идальго Кортеса и Писсаро, Хименес Кесада не был авантюристом и грабителем. Он стал конкистадором "по несчастью". Его отец в Испании был преуспевающим торговцем тканями, а сам он окончил университет, был очень набожен и успешно начал карьеру юриста. Однако он не смог выиграть в суде дело своей семьи, которую городские власти обвинили в использовании некачественной краски для тканей. Семья разорилась, и Кесада, чтобы поправить дела отправился за океан в составе одной из экспедиций в качестве судьи. Прибыв в Америку, он не планировал никаких походов. Губернатор города, куда прибыл Кесада, снарядил экспедицию для поисков Эльдорадо. Её должен был возглавить сын губернатора, однако тот в последний момент украл отцовские драгоценности и сбежал в Испанию, предпочтя спокойную жизнь рискованным походам. Наиболее достойным кандидатом для руководителя экспедиции оказался Кесада. Экспедиция началась весной 1536 г.. Вступив на территорию современной Колумбии, Кесада встретился с племенами чибчей-муисков, возделывавших картофель и маис (кукурузу) и покрывавших крыши своих деревянных храмов золотыми пластинками. Здесь конкистодоры собрали огромные сокровища. Главный город государства чибчей-муисков назывался Муекетой. Кесада вышел к этому городу в 1539 г. В этом же году Муекета сгорел в пожаре, а на его месте Кесада основал году город Санта-Фе-де-Богота. Сейчас это столица Колумбии. В 1539 г. здесь появились другие отряды конкистодоров, и хотя Кесада уже провел торжественную церемонию ввода земель во владения испанского короля, ему ещё много лет пришлось добиваться в Испании признания своих заслуг, после того как соперники несправедливо обвинили его в сокрытии части сокровищ.

«Революция цен»

В первой половине XVI в. были созданы два вице-королевства: Новая Испания (Мексика, Центральная Америка, Венесуэла и острова Карибского моря) и вице-королевство Перу, охватывавшее почти всю остальную территорию Южной Америки, за исключением Бразилии, принадлежавшей португальцам. В 1540-х годах на территории современной Боливии конкистадоры обнаружили "серебряную гору" Потоси – крупнейшее из до сих пор известных месторождение серебра на планете. Были мобилизованы десятки тысяч индейцев; сменяя друг друга, они прорыли многокилометровые штольни (немецкое слово – горизонтальные шахты) и построили более ста дробильных мельниц. Это были крупнейшие рудники мира, дававшие ежегодно до 200 тонн серебра – во много раз больше, чем добывали в Европе. Благодаря таким богатствам Испания превратилась в великую державу, диктующую свою волю народам. В американские колонии направлялись исключительно дворяне, въезд крестьян был запрещён, а бюргерство в Испании было малочисленным и бесправным. Вследствие такого характера колонизации золото и серебро накапливалось в форме сокровищ или расходовалось на поддержку заговоров и военных авантюр в Европе. Богатства не использовались для предпринимательства, не превратились в капитал и не способствовали развитию Испании, а напротив снижали её конкурентоспособность. Англичане, французы и голландцы с завистью смотрели на богатства, которые доставляли испанские корабли из Америки; английские пираты, которые прежде грабили корабли в проливе Ла-Манш, стали плавать к берегам Нового Света и нападать на "серебряные галионы". Каждое плавание испанского флота сопровождалось сражениями. Богатства, доставляемые из Америки, были столь велики, что стоимость золота и серебра на протяжении XVI века упала в два с лишним раза – это была так называемая "революция цен" (инфляция). Революция цен многократно повысила стоимость основных продуктов питания, с одной стороны, она способствовала первоначальному накоплению капитала спекулянтами, с другой способствовала социальным кризисам и восстаниям.