Название транспорта где слог из одной буквы. Чтение слов — названий транспорта. Гимнастика для глаз

Цели:

  1. Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов.
  2. Усвоение программных тем: “Буква, звук”, “Слоги”, “Гласные, согласные”, “Ударение”.
  3. Реализация всех видов речевой деятельности:
  4. слушания, говорения, письма и чтения.
  5. Закрепление лексической темы “Транспорт”.
  6. Развитие мелкой моторики руки.

Материал: большой конверт с призами, мяч, вагончики с картинками, палочки, карточки с картинками, образец кораблика из палочек.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Смотрим широко,
Всё запоминаем,
А время не теряем.

2. “Ребята, к нам пришло письмо из страны знаний. В этом письме есть для вас сюрприз, но чтобы открыть его нужно отклеить марки. Каждая марка – это для вас задание. Выполнили задание – отклеили марку и так пока не останется ни одной. А в конце вас ждёт долгожданный сюрприз”.

3. Марка “Мяч”.

Из чего состоят слова?

Что такое звук?

Что такое буква?

Какие бывают буквы?

Как определить количество слогов в слове?

Что такое односложные слова? двусложные слова? трёхсложные слова? Приведите примеры. Игра с мячом.

4. Марка “Тетрадка”.

Работа в тетрадях.

Дети определяют в названии картинки соответствующий цифре слог, и составляют из слогов новое слово, которое записывают в тетрадь.

Карточка № 1.

  • скакалка – 3 слог, термос – 2 слог – катер .

Карточка № 2.

  • рама – 1 слог, пакеты – 2 слог, карета – 3 слог – ракета .

Карточка № 3.

  • малина – 1 слог, уши – 2 слог, балерина – 4 слог – машина .

Карточка № 4.

  • лиса – 2 слог, море – 1 слог, лётчик – 1 слог – самолёт .

Гимнастика для глаз.

Дети следят глазами за движением макета машины.

Работа над предложением. Писать проговаривая. Графическая схема предложения.

У машины четыре колеса.

Минутка для отдыха.

Какие виды транспорта вы знаете? Теперь мы с вами поиграем. Если я назову наземный транспорт – руки вперёд, если воздушный – руки вверх, подземный – нужно присесть, водный – имитируем рукой движение волны.

5. Марка “Ухо”.

Слушаем два слова. Какие звуки в каждой паре слов разные? После того, как дети назвали звук, показать им табличку с парой слов. Учащиеся должны прочитать и увидеть глазами разные буквы в словах.

6. Марка “Цифры”.

Работа с цифровым рядом. Сколько звуков в слове? Какой первый, последний, гласный звуки? Сколько в слове слогов? Почему?

Слова: куст, стук, пила, ромашка.

Минутка для отдыха.

Хлопнуть в ладоши, если в рассказе услышите название транспорта.

Летом Лиза и Валера поехали отдыхать на море к дедушке. Они сели в такси и поехали на вокзал. Всю дорогу с интересом дети смотрели в окно. Вот мимо них проехал грузовик. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на самокатах, а девочки прыгали через скакалку. На вокзале было очень шумно. Люди спешили на поезд. Мы быстро нашли свой вагон. Поезд тронулся, и ребята с радостью захлопали в ладоши. Через три дня на перроне их встречал любимый дедушка на автомобиле.

Вспомнить, какой транспорт я называла.

7. Марка “Вагончик”.

Нужно разложить картинки в три вагончика. Каждый вагон имеет цифру, которая указывает сколько слогов должно быть в названии картинки.

8. Марка “Азбука”.

Чтение столбиков слов по карточкам. У каждого ученика своя карточка. Чтение коллективно, индивидуально, по цепочке, по заданию логопеда.

Обратить внимание детей, как менялся слоговой состав слов.

9. Марка “Палочки”.

Сложить из палочек кораблик по образцу.

К какому виду транспорта он относится?

По реке плывёт корабль,
Он плывёт издалека.
Ветер парус надувает,
Не догнать кораблик наш!

10. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Дети получают долгожданные призы. В качестве призов можно предложить сборные игрушки из упаковки с семечками для развития мелкой моторики руки.

Выпуск 46

Урок начался с повторения. На прошлом уроке начали изучать слоги. А Коксика не было. Поэтому Василиса предложила ученицам повторить всё, что они знают о слогах.

Слоги — это маленькая часть слова. Буквы составляют слоги, а слоги — уже целые слова. Слоги могут состоять из гласных и согласных букв. А в качестве примера давайте заполним удивительный цветок: его сердцевина — это один слог «ЛА». А лепестки вокруг нужно заполнить другими словами так, чтобы получилось слово со слогом «ЛА» в конце. Вот какие слова придумали ученики Шишкиной школы:
ПИ-ЛА, ЗО-ЛА, ШКО-ЛА. Ю-ЛА, СКА-ЛА, СИ-ЛА.
Но тут Шуня засомневалась:
— Кажется, что в слове Ю-ЛА ошибка. Разве может слог состоять из одной буквы?
— Слоги могут состоять из одной буквы, если это гласные, — заверила Василиса. Давайте вместе придумаем примеры:
У-ХА, О-СА, У-ТЮГ.
— Но тогда согласным обидно. Они же не могут в одиночку без гласных образовывать слоги, — встревожился Коксик.
— Не переживай, Коксик, даже если слоги и не могут состоять из одних согласных, они могут слоги превращать в слова. Давайте поиграем! Дополните слоги одним согласным:
ДО(М), ЛЕ(С), КО(Т), ЛО(Б), ДУ(Б), ЖУ(К), ДО(М), СЫ(Р).
Друзья даже историю сочинили с этими словами:
Идёт по лесу кот. Вдруг навстречу летит жук. И ударил кота прямо в лоб. Побежал кот за жуком и заблудился. Вдруг, видит — стоит дом. Вошёл кот в дом. А на столе лежит сыр.
И заметьте, эта история сложилась из слов, которые состоят из одного слога. А ведь слова могут состоять и из двух слогов. Василиса принесла с собою корзинку. Доставая от туда предметы она попросила называть слоги из которых состоят слова, обозначающие предметы:
ВА-ЗА Получается, что в этих таких разных словах
РО-ЗА последний слог «ЗА» одинаковый, а первые
КО-ЗА слоги меняются.
А теперь давайте придумаем такие слова, чтобы первый слог не менялся, а вторые — отличались:
КО-ЗА, КО-СА, КО-ЖА, КО-НИ, КО-НЕЦ

Вот как понравилось ученикам составлять из разных слогов слова. Особенно теперь, когда они знают, что слоги могут состоять из одних гласных. А согласные дополняют слоги до целого слова. А урок подошёл к концу.
Это дело непростое —
Буквы в слоги собирать.
По порядку слоги строить,
По слогам слова читать.

Но мы прилежно учимся
И всё у нас получится.

Итог занятия

Тема «Звуки р, р"»

1. ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО

Материал. Изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.

Ход занятия

1. Оргмомент |

Психогимнастика

Дети, изобразите добродушного кота Матроскина, испуганно-" го Шарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.

Введение в тему занятия

Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.


Алло, это детский сад «Колокольчик»? С вами говорит кот Мат-роскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (Звуки р, р".) Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти... Связь прервалась.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки р, р".

4. Развитие фонематических представлений. Произно
шение звуков р, р" в словах

Кто нас ждет в Простоквашине? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.) Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки р, р". Что купим? (Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.) Какое сейчас время года? (Весна.) Значит дяде Федору нужны... (куртка, брюки) и на ноги... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся... (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку.) На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.) Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки р, р". (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.) Галчонку купим... (крупу). Печки-ну подарим... (ручки и карандаши), Шарику - ... (фоторужье), дяде Федору - ... (грабли, мини-трактор).

5. Звуки р, р" в предложениях. Падежное управление

Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.

А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.) Дети здороваются.

Кому и что мы привезли в подарок? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье.) И т.д.

Физминутка

Поможем дяде Федору вскопать огород.

Мы лопатки взяли, Семена рядами



Грядки раскопали. Дружно мы сажали,

Грабли в руки взяли, А потом водою

Грядки разровняли. Теплой поливали.

Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.


Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)

7. Словесный анализ предложения

Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу).

Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.

8. Звуко-слоговой анализ и синтез слов

Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».

Логопед говорит от имени дяди Федора.

Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.) Продолжаем мы игру - где слова со слога ру? (Рука, рукавицы, ручей, рубашка.) Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но ... (рано, нора), со, ро... (роса), ро, до, га... (дорога), ре, ка... (река), ки, ра... (раки).

А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак (кот - танк - каша - арбуз...).

9. Творческие задания детей

Какое слово придумал Витя, если в нем первый звук р, последний - а? (Радуга.)

Аналогичные задания придумывают и загадывают дети друг другу.

А теперь, дети, отгадайте ребус - на рисунке нарисована рыба и буква к. (Рыбак.)

10. Чтение стихотворения

Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.

В тихой речке у причала - На рыбалке я была.

Рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака

Здравствуй! Дядю Федю-чудака.

Здравствуй! - Где же твой рыбак? Попался?

Как дела? - Нет, ушел, хитрец! Сорвался!

Е. Чеповецкий

11. Чтение слов

Выложим «крылечко» из слов. На верхней ступеньке - слова из трех букв. Кто живет в речке? (Рак.) Под ним - слово из


четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это? (Рама.) Ниже - слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу? (Без ручки.)

Выкладывается слово ручка.

Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв. (Ракета.)

Слова составляются друг под другом и прочитываются.

Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашине.

Итог занятия

Тема «Звуки р, р"»

Материал. Картинки с изображением птиц (воробей, сорока, ворона, свиристель, тетерев, куропатка, рябчик, журавль, грач, гагара, стриж, снегирь, скворец); зимний и весенний пейзажи; кормушка; цветовые символы звуков; Незнайка.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им крошек. Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах кошки. Покажите, как он вырывался, как болело у него крылышко.

Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 1 и 2
● На первом стоит часовой, второй в лесу зеленеет.
И в целом - только стемнеет, ты ляжешь, и кончен твой день трудовой.
● Шаг танцевальный - первый слог. Вся физкультура - это слог второй. И вот в шараде я за один момент зашифровал главнейший документ.
Уровень 3 и 4
● Моих три первых буквы произносят, когда врага мышей к себе манят. Вторых три буквы в дом приносят на Рождество, когда особенно хотят детей порадовать. А целое - едят.
● Первое - мычит, второе - жужжит. Целое спокойно на голове лежит.
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 5 и 6
● Первый слог - ткань для гардин. Слог второй - в нём господин.
В этих двух слогах, дружок, зашифрован мной цветок.
● Сначала прут железный, заострённый, потом поэт, свои стихи поющий под гитару.
И вот уже - учреждение в итоге, дающее всем деньги под залог.
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 7 и 8
● Сначала цитрусовый плод кислее кислого. И вот я записал за тем плодом всю преисподнюю потом.
И получился знаменитый - шипучий сладенький напиток.
● Внутри организма она помогает, но если в конце к ней гласную приставим, издельем кондитерским тотчас же станет, которое к чаю гостям предлагаем.
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 9 и 10
● Слог первый - школьная отметка, за нею голос низкий отзовётся, в конце - союз, отнюдь не редкий.
А вместе, как мясной продукт найдётся.
● Когда к осадкам прибавляем мы принадлежность всех котов, то единицы получаем для измерения углов.
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 11 и 12
● Если взять местоименье и прибавить уха кончик - это станет углубленьем у моей сестры на щёчке.
● Если к мелкому местечку на большой глубокой речке бабку злобную приставим, сразу нищего представим.
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 13 и 14
● Какой близкий родственник немедленно появляется, если сделать два раза подряд танцевальное движение?
● Что вырастет на лице, если около плавучего водного знака барахтаются исполнители собственных песен?
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 15 и 16
● Наш первый слог - опасней нет, взорваться может ненароком.
Второй - изящный пируэт, а вместе - множество народа.
● Первый слог для измеренья круга нужен. Два вторых совместно значат век.
В целом - огнестрельное оружье, лучше б не владел им человек.
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 17 и 18
● Машина тут в два слога уместилась. Дворянский титул вместился в слог. А вместе - подпись.
● Сначала крестик, а после брод, и получился цветочек - плод.
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 19 и 20
● В начале слова - обрыв, овраг. Потом - на конверте почтовый знак.
В целом - то место, куда на Руси товары свои привозили купцы.
● Название какого города состоит из птицы и животного?
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 21 и 22
● Во что превращается рыжее хитрое животное, если по нему начинают двигаться электрические заряды?
● К строению предлог прибавишь, а в целом ты руду расплавишь.
Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ШАРАДЫ" Уровень 23 и 24
● Первый в слове слог - отрава. Второй - стадо пчёл без буквы справа.
Целым из пушек палили встарь, а теперь - для спорта инвентарь!
● Вначале - двойка, далее - мужчина, высокого он титула и чина.
А слово целиком - обозначенье, дробящее на дозы обученье.

Задания для детей, которые помогают в изучении буквы «Ё, ё».

Дошкольнику остается совсем немного времени до первого звонка и первого урока в стенах школы, именно поэтому проблема чтения становиться чрезвычайно актуальной. Первостепенная задача родителей – это обустроить учебный процесс так, чтобы у ребенка не пропало желание обучаться и познавать мир с пользой для себя. Занятия, которые проводятся с дошкольниками, должны иметь своей целью мотивацию, а самое главное желание и интересы самого ребенка.

Если вы захотели обучить своего ребенка чтению книг, то, прежде всего, стоит начать с запоминания и применения букв. Учить их нужно не в алфавитном порядке, но и не в хаотическом.

Сегодня мы подробнее остановимся на изучении буквы «Ё,ё». Задания довольно просты в исполнении и предназначены так же для занятий с группой детей.

Карточки с картинками на букву «Ё» .

Задания для детей «Буква Ё»

Буква «Ё,ё» очень хорошая подруга буковки Е, но она ужасно колючая. Вы спросите почему? А все потому что, на букву Ё начинаются такие слова: Ёлка, Ёрш, Ёж. Правописание большой и маленькой буквы ё значительно отличается, именно поэтому некоторые задания будут рассчитаны на запоминание именно написания это буквы, а некоторые на запоминание её звуковой части.

Задание «Кружочки»
Цель: закрепить в сознании детей знание о букве ё; развитие творческого мышления.
Материалы: фото с различными предметами, карандаши красного цвета.
Задание: необходимо дать ребенку картинки и выявить вместе с ним все те, предметы, которые начинаются с буквы «Ё,ё». Попросить обвести предметы, начинающиеся с этой буквы. После этого попросить ребенка раскрасить большую и маленькую букву «Ё,ё» в названии данных предметов.

Задание «Вставь букву»
Цель: развитие художественных способностей ребенка; принятия решений в необычной ситуации; углубление представлений ребенка о букве «Ё,ё».
Материалы: карандаши, изображение ёлочки и ёжика.
Задание: нужно дать ребенку картинки и попросить определить, кто там изображен? После необходимо вместе с ребенком их раскрасить и вставить первую букву (_лочка, _жик).

Рассказы для закрепления буквы «Ё» с картинками вместо слов .

Задание учимся писать «Ё»
Цель: лучшее запоминание написания буквы «Ё».
Материалы: картинка с изображением 5 букв Ё, 5 карандашей разного цвета.
Задание: попросить ребенка карандашами разного цвета разукрасить 5 бук «Ё».

Задание «Найди букву»
Цель: развитие внимательности у ребенка; закрепление образа буквы «Ё» в сознании ребенка.
Материалы: 5 карточек с разными буквами алфавита(А,В,Д.Ё,Е).
Задание: Разложить перед ребенком карточки и дать ему минуту посмотреть на буквы. После этого перемешать их и попросить найти из них карточку, на которой изображена буква «Ё».

Задание «Мягкая буква»
Цель: изучение буквы «Ё» с разных сторон; выявление её особенностей.
Материалы: карточки, на которых написаны слоги, в состав которых входит буква Ё(первые три карточки: МО, СО, ЛО; вторые три: МЁ, СЁ, ЛЁ).
Задание: помочь ребенку прочитать слоги по очереди вначале первые три, а после вторые. Обратить внимание на то, что слоги, в состав которых входит буква Ё звучат на много мягче чем первые три слога.